Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
23 апреля 1999 Г., № 33-84 (20961-20962} ТЖИПЕЦКАЯ «/Ж г а з е т а 6 ‘ ПОРОДНЕН С РОССИЕЙ НА ВЕКА... Любить Пушкина д л я р у с с к о г о ч е л о в е к а так ж е естественно и н е и з б е ж н о , ка к дышать. Наш кр а й о к а з а л с я с в я з а н н ы м с с у д ь б о ю г е н и я б л а г о д а р я р о д о вы м , с е м е й н ы м к о р н ям поэта. Но это отнюдь н е з н а чит, что, е с л и бы такой и ст о р и ч е с к о й с в я з и н е б ы л о , м ы бы н е столь у в л е ч е н н о и настойчиво готовились к п уш к и н с к о м у 2 00 -лет ию . Д а , л и тературоведы , писат ели , сот рудни к и м у з е е в н е с о б и р а л и бы п о к р о х а м в с е , что свидетельствует о л и п е ц к и х истоках Пушкина . Но в с е р а в н о в р е д а к ц и ю ш л и б ы п и с ь м а о ю б и л е е , в с е р а в н о бы л ю д и с п еш и л и п о д ел ит ь ся д р у г с д р у г о м с в о и м и м ы с л я м и о в е л и к о м х у д о ж н и к е Р о с с и и — кто в п р о з е , кто в стихах. В к о н ц е кон ц о в , настоящий поэт, д а ж е м ен ьш е го масштаба, чем Пуш к и н , становится наш им спутником н е з а в и с и м о от того, г д е р о д и л с я и ж и л он с а м , г д е р о д и л и с ь и ж и л и е г о п р е д к и и л и потомки. Как , н ап ри м е р , н а в с е г д а в ош е л в с е р д ц е л и п ч а н и н а В а лент и на С и н е л ь н и к о в а д р у г о й мастер р у с с к о г о стиха, з а к о н н ы й н а с л е д н и к А л е к с а н д р а С е р г е е в и ч а — Е с е н и н . И Валентин И ва н о в и ч , м а л о з а д у м ы в а я с ь о ф о р м а л ь н ы х п р и в я з к а х Е с е н и н а к Л и п е ц к у , просто в з я л и с о з д а л у н а с е с е н и н с к и й м у з е й . Который с е г о д н я у ж е п р еврат и л ся в о д н у и з с а м ы х притягательных до ст оприм еча тельностей Л и п е ц к а . Понятно, что в п уш к и н с к и й го д С и н е л ь н и к о в у з а хот елось рассказат ь з е м л я к а м , чем ж е б ы л П уш кин д л я е г о к ум и р а . Пушкин и мы . П о -разном у п р ел ом ляет ся необъятная эта тема в чита тельских п и с ьм а х . Некоторые и з н и х «ЛГ» п убликует с е г о д н я . Р я д о м с п уш ки н ск о -е сен и н ско й заметкой В а лентина Синельникова — тревожные н а б лю д ен и я библиотекаря. И, кон еч н о , стихи. Р а з в е м ож н о обойтись д а ж е в такой н е б о л ьш о й п о д б о р к е о П уш к и н е б е з ст ихов? ^ М ’ у у- - Ь ' ^ г V I ^ -'г' .-а Ъ.' ^г ' ^ ^ ЗВЕНЯЩИЕ БРОНЗОЙ... Сергей Есенин, по воспоминаниям его со временников, Пушкина боготворил. «Улыба ясь и лучась глазами, — вспоминал поэт И. Евдокимов, — Есенин говорит: «Люблю Гого ля и Пушкина больше всего. Нам бы так пи сать!» А в анкете о Пушкине на вопрос: «Как вы теперь воспринимаете Пушкина?» — Есе нин ответил: «Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу... Постичь Пушкина — это уже надо иметь талант...» И позже, в краткой ав тобиографической заметке, названной «О себе», Есенин подчеркнул: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пуш кину» . А однажды в Петрограде он попросил свое го ровесника поэта Всеволода Рождественско го проводить его к дому на Мойке, где жил и умер великий поэт. Подойдя к дому, Есенин снял шапку и тихо, и благоговейно спросил: «Может, перекреститься, а?..» 31 декабря 1925 года во время похорон Есе нина в Москве сделали первую остановку у па мятника Пушкину. Гроб с телом обнесли во круг памятника Александру Сергеевичу. «Мы знали, что делали, — вспоминал Рождественс кий, — это был достойный преемник пушкин ской славы». Свое гениальное, даже в чем-то пророчес кое стихотворение «Пушкину» Сергей Есенин написал в 1924 году к 125-летнему юбилею великого поэта. И в день празднования читал его у памятника Пушкину на Тверском буль варе. «Есенин стоял на ступеньках пьедеста ла, — рассказывал известный литературовед, наш земляк Иван Никанорович Розанов, — светлые его кудри резко выделялись в толпе. В руках он держал букет цветов, который от Союза писателей он возложил к подножию па мятника. Он читал свое известное стихотворе ние, посвященное Пушкину, громко и четко, размахивая, как обычно, руками: ПУШКИНУ Мечтая о могучем даре Того, кто риской стал судьбой, Стою я на Тверском бульваре. Стою и говорю с собой. Блондинистый, почти белесый. В легендах ставший, как туман, О Александр! Ты был повеса. Как я сегодня хулиган. Но эти милые забавы Не затемнили образ твой, И в бронзе выкованной славы Трясешь ты гордой головой. А я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья. Сподобленный такой судьбе. Но, обреченный на гоненье. Еще я долго буду петь... Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть”. ...В Москве на Тверском бульваре, рядом с памятником Пушкину, установлен бронзовый памятник певцу России Есенину в честь 100- летия со дня рождения поэта. Да здравствует Пушкин! Да здравствует Есенин! Валентин СИНЕЛЬНИКОВ, создатель музея С.А. Есенина в Липецке. Мы привыкли скорбеть в итоге, Посыпая на раны соль... Но увозят поэта дроги, Оставляя стихи... и боль. В небе крылья ломает птица. Бытие — в круговерти лжи... Лучше вовсе уж не родиться. Чем Дантесом всю жизнь прожить. Но судьба не дает осечки. Божьей милости не прошу, — Ведь потом, после Черной речки, Будет лермонтовский Машук. И какая напасть, нужда ли — Я предсказывать не берусь. Но поэтов еще рождает И теряет святая Русь!.. Анатолий ШЕСТОПАЛОВ. ЧИТАЯ ПУШКИНА Рубрику ведет Владислав ЗОРИН сквозьгоды П Р О Р А а А Л О СЕМЯ... о ТАТЬЯНЕ Л АРИН ОЙ И ЕЕ ТЕЗКАХ Недавно я заглянула в клуб семейного общения центральной городской дет ской библиотеки «Гнездыщ- ко». Там родители и дети, собравшись в уютной, почти домашней обстановке, чита ли стихи Пушкина. Это был не конкурс с призами. Чи тали все, кто хотел. И слу шали , затаив ды хани е ... Пройдут годы, эти дети вы растут. Но Пушкин с ними останется. Навсегда. А вот другая «встреча» с поэтом. В популярном моло дежном клубе «Перекрес ток» — праздник: Татьянин день. На сцену вызывали Татьян. Очаровательные де вушки — студентки ЛГТУ — никак не могли процити ровать строки из письма Татьяны Онегину. Не помни ли ег о д аж е ст у д ен тк и ЛГПИ. И тогда еще одна Татьяна, сидевшая в зале, к ст а ти , уж е мама двух взрослых сыновей, не вы держав, встала и ушла. Про шло 30 лет, как она закон чила школу, но наизусть помнила не только письмо своей тезки из «Онегина», но и множество других строк великого поэта. Как, к сло ву сказать, и ее сыновья. Недавно специалисты одиннадцати детских библи отек Липецка провели опрос среди старшеклассников двадцати четырех школ. Юные липчане, в чьих домах есть хоть одна кпинска Пуш кина, знают наизусть пуш кинские сказки, но доволь но сдержанно отзываются о его драматических произве дениях (проще говоря — не читали). А к девятому клас су многие уже забывают са мые хрестоматийные стихи Пушкина. Не раскрывали «Повести Белкина», им не ведомы «Борис Годунов» и лирика. О местах, связан ных с именем Александра Сергеевича в Липецком крае, слышали единицы. Хотя грядущий юбилей вос принимают как праздник 98 процентов опрош енны х . Праздник неизвестного им поэта... Мне не раз приходилось наблюдать, как подростки приходили в библиотеку, что бы бездумно переписать би ографические данные поэта или кусочки из критических статей о нем. Но и не соби рались взять в руки томик его стихов. Им нулсен был не Пушкин, а приличная оцен ка по сочинению... Не хочу выглядеть во рчливым пессимистом . Есть, есть у нас замеча тельные учителя, думаю щие, творческие, любящие детей, жизнь, Пушкина. Это они собирают детей и подростков в литератур ных гостиных, в пушкинс ких салонах, читают его строки, инсценируют пуш кин ски е кни ги . З д есь Пушкину уютно, здесь он останется. Но повезет-то далеко не всем... Как же быть? Ответ на этот вопрос — не словами, а делами — за нами, родителями, учи телями, педагогами. На йдем ли мы его? Галина ГУРЬЕВА, зам. директора Центральной библиотечной системы Липецка. В кругу друзей Пушкин мог веселиться весь вечер, а мог и угрюмо просидеть где-нибудь в уголке, не проронив ни слова. Может, в такие минуты и роди лись эти строчки; Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды... Тут уж позвольте с Вами не согласиться, Александр Серге евич! Все настойчивее, острее и вдумчивее российские лите раторы вослед за вами, «раду ясь, свирепствуя и мучась», про ращивали Ваши «благие мысли и труды». Таково уж свойство первопроходцев именно нашей словесности, когда мысль од ного на лету подхватывается другим и по эстафете переда ется дальше. Образ «сеятеля» снова по является через сорок с лишним лет вместе с тоской по «благим мыслям и трудам», способству ющим преодолению «рабского послущания» Своего «Сеятеля» Некрасов написал за год до смерти, и стихи прозвучали как последний наказ поэта и заве щание современникам и нам ,по томкам: Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли, находишь бесплодную. Худы ль твои семена? Робок ли сердцем ты? Слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна! Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное ^ДОМ МАСТЕРА: «У КАМЕЛЬКА» ДЖАЗ аИРАЕТ ГРАНИЦЫ «Джазовый марафон» с участием известных му зыкантов Липецка и их коллег из других городов Р о с с и н и даж е из ближнего зарубежья привлек вни мание многих поклонников джаза. Концерту, с о стоявшемуся на этой н ед ел е в Д К НЛМК, п р ед шествовала встреча с двумя виртуозами импро визации в Доме Мастера. О том, как прошел в е чер пианиста Леонида Винцкевича и саксофонис та Лембита Саарсалу, рассказывает наш о бо зр е ватель. Предварительно стоит лишь обратить вни мание на примечательное обстоятельство: в Доме выдающ егося нашего земляка художника Викто ра Сорокина выступали блистательные артисты и з эстонского города Тарту и ро ссийско го К ур с ка, объединенные поверх границ, вопреки рассто яниям страстью к искусству джаза ... Что такое подлинное искусство? Каждый по-своему отвечает на этот вопрос. Рискну поделиться собствен ными наблюдениями: подлинное искусство тем и отли чается от массового, от поп-культуры, что заставляет нас над чем-то задуматься, что-то переосмыслить по- новому, в чем-то стать лучше. Если же речь о музыке, то многое, конечно, зависит не только от автора, но и от исполнителя. Дом Мастера преподнес нам еще один подарок — выступление джазового дуэта: пианиста Леонида Вин цкевича и саксофониста Лембита Саарсалу. Джаз — одно из наиболее демократичных явлений в музыкаль ной культуре (я не могу отнести к понятию «культура» то, что именуют сегодня эстрадой). В своем классичес ком варианте джаз доступен практически любому, са мому неподготовленному слушателю, поскольку у каж дого из нас есть душа, которую можно заставить петь, радоваться, плакать. Наверное, поэтому многие непро фессионалы воспринимают джаз как «музыку отдыха». Мы тоже шли на этот вечер, предвкушая возмож ность отдохнуть, расслабиться, насладиться искусст вом прекрасных музыкантов, которые за пятнадцать лет совместной работы превратились в своего рода еди ный «музыкальный организм». Но мои представления о подлинном искусстве подтвердились: вместо желанно го расслабления и отключения от серьезных проблем в голове вдруг стали рождаться неожиданные ассоциа ции и мысли, не вполне соответствующие веселым ме лодиям и танцевальным ритмам. Джаз, он разный. Солнечный, игривый, пряный, том ный, печальный. Но всегда — пронизанный страстной I любовью к жизни. Джаз, родившийся из уличных негри- I тянских оркестров. Его создали те самые негры, кото- I рых мы всегда так жалели: угнетенные, порабощенные, I преследуемые расистами, вытесненные в гетто. В голо- ЛЕОНИД ЛБМБИТ СААРСАЛУ ве не умещается, как могло в этом народе родиться такое жизнерадостное искусство? Откуда брались силы, чем подпитывался всепобеждающий оптимизм, даже ког да жизнь бывала невмоготу? Я слушаю и завидую му зыкантам. Почему мы так быстро разучились радовать ся? Почему так погрязли в своих бесконечных заботах и мечтаем лишь об одном — чтобы завтрашний день не был хуже сегодняшнего? Неужели природная воля к жизни у нашего народа меньше? Или мы привыкли ко всему слишком трагично и серьезно относиться, и в этом наша беда? Мы сами себе не даем радоваться, мы слиш ком для этого озабочены. Вот и я, вместо того, чтобы просто «ловить кайф» от такого прекрасного джаза, за говорила отнюдь не о кайфе... Мне возразят: такова природа народа русского. ? Даже на свадебном пиру, даже за дружеским столом т тятучие, заунывные песни. Если не «Тонкая рябина», ^ так «Клен ты мой опавший». Что ж, в джазе есть пе- з чальные мелодии — негры тоже плачут. Обидно за г другое — за наши «веселые мелодии», которые звучат 5; с эстрады. Вот где полный восторг и экстаз в зале! А если на сцене «звезда», то экстаз будет от самого | дебильного текста, от самой пошлой манеры испол- | нения. Леонид Винцкевич признался после выступле- | ния, что его не устраивает музыкальное пространст- I во, в котором живет он и в котором растут его дети. I Его не устраивает то, что звучит с эстрады, трансли- I руется по радио и телевидению. Ему больно от того, | что профессиональное искусство все больше стано- I вится элитарным, оттесняясь в маленькие салоны и I концертные залы для узкого круга любителей. Да, ны- | нешняя молодежь не воспитана на классике, но она | уже не знает и джаза. Она глотает суррогаты, кото- I рые ей подсовывают. Вот ведь парадокс: подавляю- I щее большинство молодых «тащится» от настоящих | американских джинсов, грезит американскими авто- I мобилями, засматривается американскими боевика- | ми. И совсем не знает американского джаза. Не зна- I ет Герщвина и Армстронга. I Мне, опять же, возразят: хватит навязывать за- I падную музыкальную культуру— молодежь своей, на- | циональной культуры не знает. Ах, как мы бываем еле- I пы в своем подчас не истинном, а квасном патриотиз- I ме! Лембит Саарсалу, не объявив название очеред- | ной пьесы, берет саксофон и начинает играть. А я | вдруг различаю сквозь ломаные джазовые ритмы, | сквозь специфические гармонии и синкопы аромат да- I лекой Прибалтики, где я бывала в детстве. В какие-то моменты саксофон звучит совсем как пастушеский ; рожок. Это обработка народной эстонской песни. А в | следующей пьесе уже совершенно явно угадывается эстонский танец с его характерными подскоками и при- § топтываниями. И все же это джаз. Оказывается, не : надо панически бояться чужого влияния. Если ты лю бишь свою родину и ее культуру, то всегда сумеешь сохранить и проявить это. И я опять завидую белой завистью: Саарсалу может, будучи на гастролях в той | же Америке, с помощью «ихнего» джаза поведать о | своей далекой маленькой стране. И ее будут уважать благодаря его искусству. Потому, что играя амери- I канский джаз, он остается эстонцем. Наверное, слишком много мыслей «не по поводу». А может быть, все дело в том, что был момент исти ны, был момент высокого искусства на этом неболь шом концерте? Того настоящего искусства, которое заставляет задуматься? А еще была абсолютная уве ренность: раз есть такие музыканты, джаз сумеет вер нуться на большие сцены, к большим аудиториям. И тогда на концерты джазовых коллективов достать би лет будет не проще, чем на концерт Аллы Борисовны Пугачевой. Елена БРЕДИС. Русский народ... Такая вот ниточка протяну лась от пушкинских посланий де кабристам к разночинцам-шес- тидесятникам. И тут на сцене появляется давний знакомый Пушкина, а те перь и Некрасова. «Жив курил ка!» — когда-то воскликнул поэт и как в воду глядел. На злобные статьи этого «курилки» Пушкин в свое время отвечал эпиграм мами. Помните? Не то беда, что ты поляк. Костюшке лях, Мицкевич лях, А то беда, что ты Флюгарин К тому ж еще Видок Фиглярим. В России Видок был извес тен как французский шпик и про вокатор. Фаддей Булгарин пере жил Пушкина и добрался-таки до Некрасова. Не случайно в наро де бытует: подлецы живучи. А ис тория приключилась такая. Когда-то Лермонтов на Кав казе подслушал незатейливую мелодию и написал «Казачью колыбельную песню». В ней мать обращается к своему младенцу: Сам узнаешь, будет время. Бранное житье: Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье... Богатырь ты будешь с виду. И казак душой. Провожать тебя я выйду. Ты махнешь рукой... Поэт передал тревогу мате ри эпохи славных и бесславных войн начала века, ее пожелания сыну. А Некрасов написал сати рическое подражение этой «Ко лыбельной», высмеивая произ вол и корысть чиновничьей влас ти. Будешь ты чиновник с виду И подлец душой... ... Тих и кроток, как овечка, И крепенек лбом, До хорошего местечка Доползешь ужом... ... Скажешь: «Я благонамерен. За добро стою!» ... Купишь дом многоэтажный. Схватишь крупный чин И вдруг станешь барин важный... Тут-то и вылез наш «курил ка» — «Видок» — давняя мишень для острот Александра Сергее вича — Фаддей Булгарин. В сво ем стотысячном доносе он со общал: «Некрасов самый отча янный коммунист: стоит прочесть его стихи, т. е. «колыбельную песню», и его прозу в С.-Петер бургском альманахе, чтобы удос товериться в этом. Он стращно вопиет в пользу революции». Упомянутый альманах — воз рожденный Некрасовым пущкин- ский журнал «Современник». Семя, брошенное Пушкиным, проросло в новых условиях рос сийской действительности. Цен зура тогда свирепствовала. Пе редовой журнал красными чер нилами цензора урезался почти вполовин у , о собенно после французской революции 1848 г. Взамен запрещенных статей при ходилось искать новые на такую же погибель. Поистине подвит: для одной только книжки «Совре менника» Некрасов прочитывал более 12 тысяч страниц рукопи сей. У него впервые напечата лись молодые авторы: Достоев ский, Гончаров, Лев Толстой, Чер нышевский, Добролюбов. Отсю да пошли в народ «Рыцарь на час», «Коробейники», «Крестьян ские дети», «Мороз, Красный нос». После каракозовского вы стрела в царя ненавистный пра вительству «Современник» унич тожили окончательно. Но дух жур нала вскоре проявится в еще более ради кальном издании «Отечественные записки», в ко торых из номера в номер будут печататься удивительные по са тирической мощи произведения единомышленника Некрасова Михаила Евграфовича Салтыко ва-Щедрина. Великие наши предки не были сторонними наблюдателя ми жизни своего народа, ибо: Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу. Не потому ли у Льва Нико лаевича вырвалось гневное: «Не М01^ молчать!»? > 1 '-"1 На снимке: наследники Пушкина из круга «Современни ка» — И. Тургенев, В. Сологуб, Л. Толстой, Н. Некрасов, Д. Григорович, И. Панаев. ЗАВТРА В ЭФИРЕ НА СЦЕНЕ МХАТа - КАЗАКИ ИЗ ЛИПЕЦКА Завтра на сцене МХАТа имени Горького будет показано большое театрализованное представле ние «Гей, славяне! Или сказка о спящей царевне». Им завершается IV Фестиваль фольклорных кол лективов России «Фольклорная весна». В этом за мечательном празднике в числе тридцати наибо лее известных ансамблей народной песни и танца по приглашению организаторов принимает учас тие и наш липецкий хореографический коллектив «Казаки России». Он отправился в Москву в пол ном составе во главе со своим создателем и бес- ИА РОВНОЕ ТВОРЧЕСТВО сменным художественным руководителем заслу женным артистом России Леонидом Миловано- вым. Что же увидит искушенная столичная ауди тория в исполнении мастеров из Липецка? — Мы познакомим ее с композициями «Ка зачья праздничная», «Хоперцы», «Ой, Россия, ты, Россия», песнями в исполнении вокальной груп пы ансамбля, — рассказал корреспонденту «ЛГ» заместитель художественного руководителя по концертной деятельности Константин Байковс кий, Липчанам предстоит выступать рядом с весь ма именитыми коллегами. Но творческий уро вень воспитанников Леонида Милованова гаран тирует, что ансамбль выдержит сравнение с лю быми из них. Несмотря на то, что ансамбль еще очень молод, у него солидный гастрольный опыт. «Казаки России» неоднократно с огромным ус пехом танцевали на самых престижных сценах Москвы, им аплодировала публика на Украине и в Белоруссии, во Франции и Испании, Греции и Болгарии и в других странах. Кстати, впереди у наших талантливых земляков — очередные по ездки за рубеж. А завтрашний концерт во МХАТе могут пос мотреть и липчане. Ведь он будет напрямую тран слироваться по телеканалу «Россия». Так что мно гочисленным поклонникам Милованова и его ансамбля надо лишь не забыть включить теле визор в 22 часа 30 минут. (Соб. инф.) ВЫ СТАВЛЕНО В М АН ЕЖ Е Как уже сообщалось, в Москве в здании Манежа открыта Всероссийская художественная выставка, на которой среди работ российских мастеров представлены и произведения липчан А в разделе декоративно-прикладного искусст ва выставлены образцы знаменитой романовс кой глиняной игрушки. Их создатели — народный мастер Иван Гункин и его ученик и продолжа тель преподаватель ИЗО грязинской школы № 5 Петр Ширяев. П.И. На снимке: романовская игрушка в Ма неже.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz