Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

4 Ш ИПЕЦКАЯ г а з е т а 23 апреля 1999 Г., № 83 -84 (20961-20962) Надежда Андреевна Обухова — это такое редкое, драгоценное, русское, горячо любимое имя. Вера ПАШЕННАЯ. Н А Ш и ^ У Б Ш К А ^ Н.А. ОБУХОВА мои ВОСПОМИНАНИЯ ^ А т б 0 0 Г р бф 9Ш М Ш 0 $ 0 Я М Ш Мой дедушка , Адриан Семенович Мазараки, отец моей матери, родился в 1835 году. Он жил и воспитывал­ ся в Петербурге. Окончил Пажеский корпус, поступил в Семеновский полк, но рано вышел в отставку. Женился на Анне Павловне Барщевой и безумно любил свою жену. Однако чер ез год после свадьбы бабушка умерла, ос­ тавив на руках дедушки дочь, нашу маму, совсем крошкой. Маму назвали Ма­ рией. Овдовев еще совсем молодым, дедушка больше не женился. Он посвятил себя обожаемой дочке. Детство свое мама прове­ ла в деревне, в имении Хво­ ростинка Усманского уезда Тамбовской губернии. При ней были русская учительни­ ца и француженка. Уроки фортепьяно ей давал сам де­ душка, который был замеча­ тельным музыкантом. Блес­ тящий собеседник и велико­ лепный пианист, он являлся одним из основателей в бли­ жайшем от нас городе Воро­ неже Филармонического об­ щества. Дедушка был дру­ жен с семьей Рубинштейнов. Я знаю по рассказам, что он неизменно принимал участие в судьбе обоих братьев. Няня рассказывала нам, что мама была очень веселая, резвая, любила смеяться. Она также, как позже и мы, боялась дедушку — своего отца, хотя горячо его люби­ ла. Когда мама стала барыш­ ней, дедушка решил дать ей образование в Москве; зимой они ездили туда. Мама встре­ тила моего будущего отца — Андрея Трофимовича Обухо­ ва, красивого офицера, влю­ билась и вышла за него за­ муж . После женитьбы он вышел в отставку, уехал в деревню и стал заниматься хозяйством в имении дедуш­ ки. Первые годы своего заму­ жества мама жила в Хворос- тянке — счастливая, жизне­ радостная, — ив Москву при­ езжала только для родов. В первый год родилась моя сес­ тра Аня, во второй — я, в тре­ тий — брат Юрий. А на чет­ вертом году мама умерла от быстро развивавшейся скоро­ течной чахотки. Скончалась она в Ялте, окруженная деть­ ми, мужем и отцом. Гроб с телом перевезли в Хворос­ тинку и похоронили в ограде нашей сельской церкви. Ос­ талось трое маленьких сирот. Сестре было три года, мне — два, а брату — один год. После смерти мамы все заботы о нашем воспитании легли на дедушку. Он был ближе нам, чем отец, кото­ рый жил обособленно, зани­ мая комнаты в одной полови­ не нижнего этажа дома, тог­ да как мы, все остальные — жили во втором этаже. Имение, в котором мы жили, находилось в чернозем­ ной полосе России. Я люби­ ла наш старый дом с боль­ шой террасой и цветниками вокруг. В доме было много В начале м арта и спо лнило сь 113 л е т со д н я р о ж д е ­ ния в ел и кой оп ер но й пе вицы , наш ей зем л я ч ки Надежды А ндрее вны Обуховой . Поистине , она не только с честью носила оф ициаль ­ н ое з в а н и е н ар о д н о й а р т и с т к и СССР, но и бы ла ею в сам ом полном смы сл е слова . Слава ее переш а гнула р у ­ беж и О течества , но сл уж ила она с в о им вел и кол е пным и с ку с с т в ом больш е в се го и пр еж д е в се го с в оем у н ар о ­ д у . Ее го л о с и м а с тер с тв о бы ли д о с то я н и ем России . Она го в о р и л а : «Чем сильнее х ар а к тер ге ро и ни , тем м еньш е я д о п у с каю внеш них д в иж е ни й , сосредотачивая в с е вним ание на ее в н у тр ен нем м и р е и ищ а в перв ую очередь го л о со в ую вырази тельность» . Это, по с ущ е с т - слова не об ее героиня х , а о ней самой . Именно ей была свойственна в ж и зн и , а не только на сцене велича ­ вая цар с тве н но с ть , сое д и н е н н а я с п р о с т о т о й и е с т е с ­ твенностью . В м ем уара х од н о го певца читаем : « ...в к о м ­ на ту величественно и неторопливо в ходи т Надехсда А н ­ др ее вн а Обухова. М ом ен тально общ ее вним ание о б р а ­ щ ае тся к ней . Спокойные , полны е д о с то и н с тв а д в и ж е ­ ния , непринухсденная м а н ера го во р и ть , сид е ть . Д л и н ­ ное , св обод но го п о кр о я платье и з м я гко го креп а с к р а ­ д ы в а е т п о л н о т у , д е л а е т Н а д е ж д у А н д р е е в н у вы ш е и с тройнее . М но го у краш ен и й : на ш ее — тяжелая ж е м ч уж ­ ная нить в три витка , кольца на дл и н ны х пальцах, в уш ах м е р ц аю т крупны е кам н и . На к о м - т о д р у го м по ка зало сь бы лиш ним , на ней — нет . Это ее стиль , найденны й точ ­ но и безупречно . Говори т Н.А. м я г ким контральто , с в о е ­ образно , на с таринны й лад , п р о и зн о с и т слова «романс», «поэт», 01 ф у гляя зв у к , чуть-чуть наж им ая на первые д в е буквы . Обычная р а з го в ор н ая речь «выдаст» ее ун и ка л ь ­ н ую сц е н и ч е с кую д и кцию » . С оврем енни ки о тм ечали р а з н о с то р о н ню ю эр у д и ц ию Обуховой , ее вы со чайш ую культуру . Д а , она правнучка по э та Б а ра ты нс ко го , р о сл а в и н те лл и ге н тн ой д в о р я н с ­ кой семье . Но только л и э тим объясняется ее ф еномен? В ел и кол епны е п р и род ны е д а н ны е Н.А. д о л ги м и у п о р ­ ным труд ом ра звил а и отшлифовала , к а к ю велиры ш л и ­ ф ую т д р а гоц е н ны й камень . Она увлекалась по э зи ей , с в о ­ бодно владела ф р анц у зс ким и и тал ьян с ким язы кам и . Об­ л ад а я по р а зи те л ьны м го л о с ом и п р о й д я чере з д о л ги е го ды учения за гран и це й и в Р оссии , Надежда Анш зеев- на н и ко гд а не считала , что д о с т и гл а предела . Чтобы о т ­ четливо п р ед с та ви ть себе и н то н ац и о нн ую о с н о в у о б у ­ х о в с ко го вокала , зал ож ен ную ещ е д о того, к а к началось проф ессиональное воспи тание певицы , обра тим ся к ее м ем уа рны м запи сям . « . . .в с е м о и д р у з ь я и з н а ко м ы е у го в а р и в аю т начать писа ть свои воспоминания , но эта мы сль м еня по чем у - то страш и т . Я так м н о го о тд аю .. . врем ени своей тво р ­ че с кой рабо те , так го рю ею , ещ е та к м но го над о с д е ­ лать , что отрываться д л я д р у го й ра бо ты уж е труд но ... В о т ко гд а уж е не б уд у петь (а э та мы сль мне с т р аш ­ на, и п р и д е т то т д е н ь ) , то, м ож е т быть , то гда и за хо че т ­ ся м н е о кун у ть ся в пр ош л ое . А ж и з н ь моя была очень бо га та впеча тлениям и , в с тр е ч ам и . .. есть о чем в с п о м ­ н и т ь . . .» «Воспоминания» остались не законченным и . Но и в та ­ к ом вид е он и д а ю т бо га те йш и й м а териал , осо б ен н о о раннем период е ж и зн и будущ ей вел и кои пе вицы — д е т ­ стве . ю ности , кон сер ва то р с ки х годах . комнат, уставленных старин­ ной мебелью, со старинными портретами семьи по стенам. В большой красивой гостиной стоял концертный рояль. Помню бесконечные коридо­ ры, переходы, площадки, лестницы. Мы любили бегать по этим таинственным зако­ улкам и играть в прятки, в «разбойников» и другие игры. Я любила наш парк с вековыми липами, пруд, над которым опускали ветки пла­ кучие ивы, отражаясь в воде, как в зеркале, и, казалось, тихо дремавшие. В конце липовой аллеи стояла ста­ ренькая беседка, обвитая хмелем. Про эту беседку хо­ дило много всяких рассказов, всяких «былей и небылиц», и вечерами в ней бывало страшно, но в знойный лет­ ний день я любила сидеть там, потому что няня говори­ ла, что это было любимое место нашей мамы, где она подолгу сидела с книгой или работой. А как хороши были зим­ ние солнечные морозные дни в нашей русской деревне! Мы всегда с большим нетер­ пением ждали рождественс­ кую елку. Под елкой — Дед Мороз, окруженный подар­ ками. На эту елку дедушка звал всех дворовых и дере­ венских детей. Они робко жались друг к другу, боясь подойти поближе. Дедушка садился за рояль и играл, а мы брали их за руки и устра­ ивали вокруг елки хоровод. Помню, в деревню к нам из­ редка приезжали дедушки­ ны знакомые. Точно не могу припомнить фамилии приез­ жавших, остались в памяти лишь известный скрипач Г.Н. Дулов, композитор Ю.С. Сахновский. Русским языком и общи­ ми предметами с нами зани­ малась учительница местной земской школы Мария Пет­ ровна Ситникова. Уроки про­ исходили в нашей детской к.чассной комнате. Мы сиде­ ли за круглым столом, а Ма­ рия Петровна, прохаживаясь взад и вперед по комнате с папироской в руках, зауныв­ но, нараспев диктовала нам: «Горькая судьб-иии-нааа, ти­ хая дол-иии-нааа, — приго­ варивая: — Пишите, деточ­ ки, пишите...» Мы иногда дразнили ее, пуская «зайчи­ ка», а она сердилась и гово­ рила: «Ну, детишки, надену галоши, пальто, возьму свой зонт и уйду». Занималась она с нами в продолжение пяти лет, а потом вышла замуж также за учителя и уехала в Елец с появившимся на свет сыном, которого она звала Петушком. Ее сменил учи­ тель Павел Алексеевич На- ливкин. У него был более интересный метод преподава­ ния, да и мы стали старше. Вечерами на выгоне соби­ ралась «улица» — так назы­ вались в деревне вечерние хороводы и круговые пляски с припевами, прибаутками и частушками. Сколько време­ ни прошло с тех пор, а я до сих пор помню частушки: Дайте ножик, дайте вилку, Я зарежу свою милку. Дайте ножик повострее, Я зарежу поскорее... Конфетка моя леденистая. Полюбила я милого румянистого... Как сейчас вижу загоре­ лые лица парней и девушек: веселые, загорелые, моло­ дые, они отп.чясывали под гармошку. В 1899 году, когда моей сестре минуло четырнадцать, а мне — тринадцать лет, де­ душка стал серьезно думать о нашем дальнейшем образо­ вании. Здоровье сестры вну­ шало опасения, и по совету врачей дедушка повез нас на юг Франции, в Ниццу, а бра­ та поселили у наших родных в Воронеже, где он поступил в реальное училище. Дедуш­ ка выбрал Ниццу, потому что он жил там с нашей мамой, когда она была девочкой. Мы приехали в Ниццу в последних числах октября. После осенних, дождливых, холодных дней нас встрети­ ли южное ласковое солнце, синее море, лазурное небо, пальмы, лимонные и апель­ синовые деревья, душистые мимозы и фиалки. Приезжа­ ли в Ниццу в течение семи зим (с 1899 до 1906 гг.) и ТОЛЬКО на третий год начали брать уроки пения у Элеоно­ ры Липман, в 1901 году. Но она не сразу определила у меня меццо-сопрано и сказа­ ла, что в процессе работы будет видно, в какую сторо­ ну будет развиваться мой го­ лос — вниз или вверх. Я была очень огорчена, когда мадам Липман нашла, что у меня сопрано, и завидовала сест­ ре, потому что мадам опре­ делила у нее меццо-сопрано. Я всегда была уверена, что у меня меццо-сопрано, низкое звучание было мне более ор­ ганично. Дедушка, желая нас сделать всестороннее об­ разованными, решил пока­ зать нам сокровища культу­ ры и искусства и повез по городам Италии. После шум­ ного Неаполя, Рима и Мила­ на меня поразила мертвая тишина Флоренции. Только изредка по мостику, переки­ нутому через канал, прохо­ дил одинокий прохожий или венецианка в черной шали, стуча каблучками по камен­ ным плитам, куда-то шла то­ ропясь... В последнюю зиму, кото­ рую мы проводили в Ницце, дедушкино здоровье очень пошатнулось. Он стал замет­ но слабеть, не мог уже гу­ лять, лежал или сидел в крес­ ле на террасе и больше не Творческая биография Надежды Андреевны при всем внут­ реннем богатстве поисков и свершений внешне предельно проста — она всю свою жизнь отдала Большому театру. С юных лет он был ее заветной мечтой,^ осуществления кото­ рой она добивалась с такой энергией и устремленностью, что преодолела все преграды. Еще в консерватории Н.А. решила посвятить себя опер­ ной сцене. Когда она была на последнем курсе, ей предла­ гали выступать в провинции, но она неизменно отказыва­ лась. Ее дядя — управляющий московской конторой импера­ торских театров С.Т. Обухов всегда горячо интересовался ее артистическими склонностями. Он много помог ей, поз­ накомив с Мазетти, с А.В. Неждановой, постоянно присут­ ствовал на ученических вечерах, когда она выступала, бе­ седовал с ней и даже пел вместе с ней. Но когда она окон­ чила консерваторию, он, по словам Надежды Андреевны, опа­ саясь, что его могут упрекнуть в протежировании племянни­ це, не хотел ей дать пробу в Большом театре. И вот здесь Н.А. проявила всю силу своего характера. Весной 1 9 1 2 года она поехала в Петербург, чтобы принять участие в кон 1 ^ р с е певцов Мариинского театра, и пела не под именем Обуховой, а Андреевой — псевдоним, который себе выбрала по отчеству. Пела Надежда Андреевна романс Полины из «Пиковой дамы», речитатив и арию Любавы из «Садко» и речитатив Амнерис из «Аиды». Выступление было очень удачным, и она получила сразу два приглашения: в тот же день от Н.И. Фигнера — поступить в труппу Народно­ го дома, а на другой день — от В.А. Теляковского — войти в труппу Мариинского театра. И хотя это было большой честью для начинающей певицы, Надежда Андреевна все же отка­ залась от этих лестных предложений, не мысля себе артис­ тической жизни вне стен Большого театра. В течение четырех лет после окончания консерватории Надежда Андреевна много выступала с концертами в Моск­ ве и других городах, работала в госпитале сестрой-мило- сердия, часто пела раненым, участвовала в благотворитель­ ных концертах. В начале 1 9 1 6 года Н.А. наконец получила пробу для поступления в Большой театр, которая прошла удачно. Это решило судьбу будущей великой певицы — 5 февраля 1 9 1 6 года она дебютировала в роли Полины в опе­ ре «Пиковая дама». 18 ноября 1 9 1 6 года, на второй год своего пребывания в театре, Н.А. дебютировала в роли Любаши в опере Римско­ го-Корсакова «Царская невеста». С тех пор эта роль сопро- во)шала ее все годы творческой деятельности и стала ее любимейшей партией. Можно без преувеличения сказать, что ни до, ни после не было актрисы, которая смогла бы так глубоко и вдохновенно, с такой трагедийной силой вопло­ тить этот образ. Исполнение Надеждой Андреевной этой роли остается недосягаемым идеалом, подобно тому, как до сих пор непревзойденным остается исполнение Шаляпи- ным роли царя Бориса. В Большом театре Обухова работает 30 лет, и за это время ее искусство получает большое общественное при­ знание. 2 марта 19 2 8 года ей присвоено звание заслужен­ ной артистки РСФСР. 2 5 октября 1 9 3 3 г. — звание народной артистки РСФСР. 2 июня 1 9 3 7 г. она награждена орденом Ленина с присвоением звания народной артистки СССР. 19 марта 1 9 4 3 г. — присуждение Государственной премии I степени. 2 7 марта 1 9 5 1 г. — награждена орденом Трудового Красного Знамени. 8 марта 19 6 1 г. — еще один орден Тру­ дового Красного Знамени. Надежда Андреевна Обухова была и идеальной камер­ ной исполнительницей. Она как бы вновь возродилась на концертной эстраде. Последние пятнадцать лет Н.А. высту­ пала в сопровохедении инструментального трио — скрипка, виолончель, фортепьяно. Обработку пдоиэведений делал близкий друг и соратник певицы Матвеи Иванович Сахаров — ученик профессора К.Н. Игумнова, еще одного нашего земляка из Лебедяни. Приезды певицы в Хворостянку были редкими, о них мало что известно. Сельские старожилы 6 марта 19 9 6 года при­ вели на встречу с сотрудниками музея 87-летнюю бабушку - Марию Титовну Звереву. Окончательно потерявшая зрение, она сохранила прекрасную память и слух. Вот ее рассказ. — В 1 9 1 6 году Надехсда Обухова поиезжала из Москвы в занимался с нами музыкой. Он стал как-то безучастен ко всему, часто говорил о своей смерти, что мы скрасили ему жизнь, благодарил за заботу и ласку... Похоронили дедушку на русском кладбище в Ницце, на живописном холме, утопа­ ющем в зелени апельсиновых деревьев, мимоз и густых кустов ароматных роз. Через два месяца после его смерти, в апреле 1906 года, мы возвратились на ро­ дину, в Москву. Отдохнув­ ши, мы наняли извозчика и поехали к отцу, который был болен и лежал в нервной кли­ нике профессора Рота в Бла­ говещенском переулке. Отец всегда отличался прекрас­ ным здоровьем, был жизне­ радостным, веселым, краси­ вым. Он увлекался гипнотиз­ мом и, не будучи профессио­ налом, лечил у себя в Хво- ростянке паралитиков, при­ падочных, алкоголиков. Его знали не только в округе, больные приезжали даже из Сибири, Кавказа, Крыма. После одного из сеансов, ког­ да он вылечил паралитика, отцу стало плохо, через не­ сколько дней с ним сделался удар и его увезли в Москву. От нас это долго скрывали, мы узнали об этом только перед нашим отъездом из Ниццы. Мы нашли его похудев­ шим и постаревшим. Он нам обрадовался, растрогался и даже прослезился. Расспра­ шивал о нашей жизни , о смерти дедушки, давал нам много советов, рассказывал о своих братьях, которые жили в Москве. Первый наш визит был к старшему брату отца — Сер­ гею Трофимовичу Обухову, который в то время был уп­ равляющим конторой импе­ раторских театров в Москве. Потом мы познакомились с другим дядюшкой — Алек­ сандром Трофимовичем Обу­ ховым. Он обладал красивым тенором, чудесно пел и играл на гитаре. Ему принадлежат слова и музыка известного романса «Калитка» (в сопро­ вождении неаполитанского ансамбля). Познакомились и с третьим дядей — Борисом Трофимовичем Обуховым. Мы быстро подружились со своими двоюродными сестра­ ми и братьями, по вечерам собирались и пели, все были очень музыкальны, у всех были голоса ... Через н е­ сколько дней мы должны были ехать на все лето к себе в Хворостянку, где нас ждал брат. Перед отъездом наши дяди повезли нас к бабушке —- матери нашего отца Ели­ завете Ильиничне Обуховой, рожденной Баратынской. Она со своей младшей до­ черью, тетей Катей, жила под Москвой, в маленьком тихом городке Воскресенске. Из рассказов тети Кати я узнала, что бабушка в моло­ дости была очень красивой, много выезжала, бывала в театрах, на концертах, у нее было великолепное контраль­ то и своим пением она своди­ ла всех с ума. В ее доме все дышало моим дедом, поэтом Баратынским. 13абушка час- то рассказывала нам о нем, как он любил родину, рус­ скую природу и как увлекал- ' ся хозяйством в своем име­ нии Муранове. Я любила слу­ шать, когда она читала: А там, где ручеек по бархатному лугу Катит задумчиво пустынные струи, В весенний ясный день я сам, друзья мои, У брега насажу лесок уединенный, И липу свежую, и тополь осребренный. В тени их отдохнет мой правнук молодой... Я сама так верила в Рос­ сию, так беспредельно люби­ ла с раннего детства родину, все русское. Пушкин высоко ценил творчество Баратынского,^^ говорил про него: «НикогдЛВ Баратынский не тащился по^* пятам... он шел своей доро­ гой — один и независим». Известны пушкинские стро­ ки, обращенные к Баратын­ скому: Стих каждой повести твоей Звучит и блещет как червонец. А как хороши элегии Ба­ ратынского! Как они поэтич­ ны, музыкальны! Немудрено, что Глинке захотелось напи­ сать свой чудесный романс на слова деда «Не искушай меня без нужды». В последних числах мая мы уезжали к себе в дерев- V ню, полные новых впечатле­ ний, радужных надежд! Про­ щались до осени... Шел 1906 год. Лето было беспокойное. 5Кгли помещичьи усадьбы. Но мы жили спокойно и ни­ чего не боялись. Брат был уже студентом Харьковско­ го технологического инсти­ тута. По-прежнему мы ходи­ ли на деревню, приносили ребятам гостинцы, беседова­ ли с бабами, мужиками. Они сочувственно отнеслись к дедушкиной смерти, вспоми­ нали его добрым словом, рас­ спрашивали про здоровье на­ шего отца и очень жалели его. Так мы прожили все лето. В конце октября, распрос­ тившись с Хворостинкой, мы поехали в Москву, мечтая поступить в Московскую кон­ серваторию. Дядя Сергей Трофимович решил показать меня профессору Московской консерватории Умберто Ав­ густовичу Мазетти. Мы пош­ ли к нему. Я подробно рас­ сказала о моих уроках с ма­ дам Липман. Он вниматель­ но прослушал меня, заставил спеть несколько гамм и ар­ педжио и, к моей большой радости, сказал, что у меня ярко выраженное меццо-со­ прано и что он согласен при­ нять меня в свой класс. 1 января 1907 года я была за­ числена в Московскую кон­ серваторию. село. В ту пору была страда, и девочки молотили подсолну­ хи. Я старалась изо всех сил. Это заметила Надежда Андре­ евна и подарила мне полевой цветок из своего букета. «А почему не нам?» -спросили другие девушки. — «А вы не так стараетесь», — в шутку ответила Надежда Андреевна. Бары­ ня была красиво одета, на голове шапочка, в разговоре рас­ полагала к себе, добрая. Это потому, что сама хлебнула горя, сирота она, без матери росла... Уезжала Обухова ле­ том 1 9 1 6 года — ставили граммофон, пили чай, угощали яб­ локами... Помнит Мария Титовна брата Надежды Андреевны Юрия Андреевича Обухова. До 1 9 1 5 года проживал он в родовом доме. Впоследствии неоднократно приезжал в Хворостянку и квартировал в их доме. Последний приезд нашей замечательной землячки в Хво­ ростянку официально нигде не отмечен — в 1 9 5 8 году, за три года до смерти. Приезжала она на могилу матери. «Перво­ начально это место было в ограде сельской церкви ( 1 9 3 8 г.). Церковь снесли (разобрали, нужен был кирпич для зер­ нохранилища). На месте кладбища — придорожный пустырь» — так вспоминает старейшая учительница школы Анна Ива­ новна Медведева со слов Августы Евгеньевны Громовой — тоже учительницы начальных классов. Это она. Августа Ев­ геньевна, ухаживала за могилкой, вела переписку с певи­ цей. В фондах Липецкого музея есть подлинная фотография Н.А. Обуховой, подаренная А.Е. Громовой с дарственной над­ писью. Надежда Андреевна называет ее: «Милая Густа...». Хворостянцы обещали обиходить могилу матери Обухо­ вой, поставить ограду. Хотелось бы, чтобы местные власти подумали об увековечивании имени выдающейся землячки. Можно было бы сделать памятный знак, мемориальную до­ ску в честь Надехдцы Андреевны. Обухова до конца своих дней сохранила творческую мо­ лодость и в 7 5 лет выступала в концертах. Произошло почти чудо — она пела до конца жизни и за полтора месяца до смерти смогла исполнить в концерте девять романсов — это было 3 июня 19 6 1 года. Скончалась Надежда Андреевна 1 4 августа 1 9 6 1 года в Кры)^, в Феодосии. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. В жизни Надежда Андреевна была живой и веселой. Мир для нее был полон звуков, красок, запахов. Она горячо лю­ била лес, русские раздолья, родное Подмосковье. Ей были близки все человеческие чувства и переживания. Не потому ли люди испытывают особую радость, слушая Обухову, даже когда ее голос звучит в механической записи?.. Алексей ОВЧИННИКОВ, зав. театрально-музыкальным отделом Липецкого областного краеведческого музея. СОТРУДИИЧЕСТВО МЕСТНЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ РАССЧИТЫВАЮТ НА «ЛИПЕЦК-ЭКСПО» к вы ставкам , ярмаркам , : презентациям мы уже привы- ; кли. Они сопровождают нас на I службе, в быту, даже в часы 8досуга. Но каков же эффект от ■всех этих представлений? Нуж- ; ны ли они сегодня? И вообще, 8 не выглядит ли это как пир во ^ время чумы? — Проводить выставки, ко- I нечно, нужно, — считает дирек- I тор международного выставоч- I ного центра «Липецк-Экспо» I Геннадий Данилов. — В усло- I ВИЯХ рынка продвижение своей I продукции, реклама товара — I обязательные атрибуты. Необ­ ходимы выставки и потребите­ лю, так как на них он более осоз­ нанно и определенно делает свой выбор. Наш центр стре ­ мится максимально удовлетво­ рить запросы и интересы сто­ рон. Руководитель «Липецк-Экс­ по» безусловно знает, что го­ ворит. Ведь за два года сущес­ твования центр организовал око­ ло тридцати различных выста­ вок и ярмарок, сотням предпри­ ятий и фирм помог найти дело­ вых партнеров. Последняя из них, прошед­ шая в конце марта в Липецке и посвященная строительной те­ матике, собрала около полусо­ тни предприятий из различных регионов России и зарубежья. Как уже сообщала «ЛГ», они представили архитектурные про­ екты, строительные материалы, тепловое и газовое оборудова­ ние, сантехнику, электропродук­ цию и многое другое. Каков же эффект? — Результаты обычно выяв­ ляются позже, — продолжает разговор заместитель началь­ ника отдела управления инвес­ тиций и международных связей администрации области Павел Маликов. - - Участники выстав­ ки думают, взвешивают, срав­ нивают и уж после этого дела­ ют выбор. — А как вообще оценивает­ ся эффективность выставок? — Каждая из них заметно увеличивает круг партнеров ли­ пецких предприятий стройиндус­ трии, металлургии, машино-и станкостроения, газовиков, ме­ бельщиков, — продолжает П. Маликов. — В то же время на наш региональный рынок при­ ходят более качественные и де ­ шевые то вары из М о с квы , С анкт -Петербур га , Саратова, Белоруссии, Украины, Прибал­ тики. Благодаря подобным вы­ ставкам , область достаточно полно насыщена необходимой продукцией. Создавая в 1996 году «Липецк-Экспо», админис­ трация на это и рассчитывала. За эти годы традиционными стали выставки «Липецкая вес­ на», «Липецкая осень», являю­ щиеся своеобразным смотром новинок предприятий местной промышленности. Популярны и специализированные выставки — «Быт и мода», «Продэкспо», «Дом, квартира, дача», «Строи­ тельство, архитектура, дизайн». «Мир автомобиля». Трудно переоценить значе­ ние и конференции «Липецкая область: развитие через инвес­ тиции». Она заметно влияет на оздоровление э кономики об ­ ласти, привлекает инвесторов, стимулирует товаропроизводи­ теля работать качественнее. Тут же на выставке ее участники знакомятся с продукцией, ин­ вестиционными проектами пред­ приятий. Конференция проходит поэтапно . Позади два этапа, третий пройдет в мае это го года. — Мы регулярно выезжаем для участия во всероссийских и международных выставках, — добавляет Геннадий Данилов. — Недавно организовали поездки в М ос кву , С а н к т -П е те р б ур г , Париж. Так что о липецких ин­ тегральных тракторах, станках, газосиликатных стройконструк- циях знают далеко за предела­ ми области и даже России . Кстати, на прошлой московской выставке липчане были удосто­ ены диплома ВВЦ. Нелегко приходится сегод­ ня центру. У него до сих пор нет даже своего выставочного зала. Приходится арендовать поме­ щения то на железнодорожном вокзале, то в павильонах в Бы- хановом саду. Все это требует постоянных переездов, допол­ нительных затрат на переобо­ рудование стендов. Мечта МВЦ иметь постоянно действующую экспозицию пока мечтой и ос­ тается. — Свой стационарный зал центру просто необходим , — заключает П. Маликов. — Сей­ час это вопрос номер один Появился ряд вариантов. Воз можно, будем поднимать во­ прос о передаче центру како­ го-либо Дворца спорта, куль­ туры или полупустующих па­ вильонов Быханова сада. На­ деюсь, помещение у МВЦ ско ­ ро будет. Между тем коллектив цен­ тра на этой проблеме не за ­ цикливается . Продолжается традиционная работа. В этом году намечены 10 выставок. Например , в конце апреля пройдет вторая тематическая выставка «Офис, связь, бе з ­ о п а с н о с т ь , к о м п ью т е р ны й мир», позже — ярмарка това­ ров народного потребления, школьный базар, выставка по здравоохранению , промыш ­ ленности и другие. Словом, ре­ ализуется главная его задача — вывод липецких предпри- ятий-товаропроизводителей на широкий региональный и рос­ сийский рынок. Николай РОЩУПКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz