Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
4 Ш ИПЕЦКАЯ г а з е т а 23 апреля 1999 Г., № 83 -84 (20961-20962) Надежда Андреевна Обухова — это такое редкое, драгоценное, русское, горячо любимое имя. Вера ПАШЕННАЯ. Н А Ш и ^ У Б Ш К А ^ Н.А. ОБУХОВА мои ВОСПОМИНАНИЯ ^ А т б 0 0 Г р бф 9Ш М Ш 0 $ 0 Я М Ш Мой дедушка , Адриан Семенович Мазараки, отец моей матери, родился в 1835 году. Он жил и воспитывал ся в Петербурге. Окончил Пажеский корпус, поступил в Семеновский полк, но рано вышел в отставку. Женился на Анне Павловне Барщевой и безумно любил свою жену. Однако чер ез год после свадьбы бабушка умерла, ос тавив на руках дедушки дочь, нашу маму, совсем крошкой. Маму назвали Ма рией. Овдовев еще совсем молодым, дедушка больше не женился. Он посвятил себя обожаемой дочке. Детство свое мама прове ла в деревне, в имении Хво ростинка Усманского уезда Тамбовской губернии. При ней были русская учительни ца и француженка. Уроки фортепьяно ей давал сам де душка, который был замеча тельным музыкантом. Блес тящий собеседник и велико лепный пианист, он являлся одним из основателей в бли жайшем от нас городе Воро неже Филармонического об щества. Дедушка был дру жен с семьей Рубинштейнов. Я знаю по рассказам, что он неизменно принимал участие в судьбе обоих братьев. Няня рассказывала нам, что мама была очень веселая, резвая, любила смеяться. Она также, как позже и мы, боялась дедушку — своего отца, хотя горячо его люби ла. Когда мама стала барыш ней, дедушка решил дать ей образование в Москве; зимой они ездили туда. Мама встре тила моего будущего отца — Андрея Трофимовича Обухо ва, красивого офицера, влю билась и вышла за него за муж . После женитьбы он вышел в отставку, уехал в деревню и стал заниматься хозяйством в имении дедуш ки. Первые годы своего заму жества мама жила в Хворос- тянке — счастливая, жизне радостная, — ив Москву при езжала только для родов. В первый год родилась моя сес тра Аня, во второй — я, в тре тий — брат Юрий. А на чет вертом году мама умерла от быстро развивавшейся скоро течной чахотки. Скончалась она в Ялте, окруженная деть ми, мужем и отцом. Гроб с телом перевезли в Хворос тинку и похоронили в ограде нашей сельской церкви. Ос талось трое маленьких сирот. Сестре было три года, мне — два, а брату — один год. После смерти мамы все заботы о нашем воспитании легли на дедушку. Он был ближе нам, чем отец, кото рый жил обособленно, зани мая комнаты в одной полови не нижнего этажа дома, тог да как мы, все остальные — жили во втором этаже. Имение, в котором мы жили, находилось в чернозем ной полосе России. Я люби ла наш старый дом с боль шой террасой и цветниками вокруг. В доме было много В начале м арта и спо лнило сь 113 л е т со д н я р о ж д е ния в ел и кой оп ер но й пе вицы , наш ей зем л я ч ки Надежды А ндрее вны Обуховой . Поистине , она не только с честью носила оф ициаль н ое з в а н и е н ар о д н о й а р т и с т к и СССР, но и бы ла ею в сам ом полном смы сл е слова . Слава ее переш а гнула р у беж и О течества , но сл уж ила она с в о им вел и кол е пным и с ку с с т в ом больш е в се го и пр еж д е в се го с в оем у н ар о д у . Ее го л о с и м а с тер с тв о бы ли д о с то я н и ем России . Она го в о р и л а : «Чем сильнее х ар а к тер ге ро и ни , тем м еньш е я д о п у с каю внеш них д в иж е ни й , сосредотачивая в с е вним ание на ее в н у тр ен нем м и р е и ищ а в перв ую очередь го л о со в ую вырази тельность» . Это, по с ущ е с т - слова не об ее героиня х , а о ней самой . Именно ей была свойственна в ж и зн и , а не только на сцене велича вая цар с тве н но с ть , сое д и н е н н а я с п р о с т о т о й и е с т е с твенностью . В м ем уара х од н о го певца читаем : « ...в к о м на ту величественно и неторопливо в ходи т Надехсда А н др ее вн а Обухова. М ом ен тально общ ее вним ание о б р а щ ае тся к ней . Спокойные , полны е д о с то и н с тв а д в и ж е ния , непринухсденная м а н ера го во р и ть , сид е ть . Д л и н ное , св обод но го п о кр о я платье и з м я гко го креп а с к р а д ы в а е т п о л н о т у , д е л а е т Н а д е ж д у А н д р е е в н у вы ш е и с тройнее . М но го у краш ен и й : на ш ее — тяжелая ж е м ч уж ная нить в три витка , кольца на дл и н ны х пальцах, в уш ах м е р ц аю т крупны е кам н и . На к о м - т о д р у го м по ка зало сь бы лиш ним , на ней — нет . Это ее стиль , найденны й точ но и безупречно . Говори т Н.А. м я г ким контральто , с в о е образно , на с таринны й лад , п р о и зн о с и т слова «романс», «поэт», 01 ф у гляя зв у к , чуть-чуть наж им ая на первые д в е буквы . Обычная р а з го в ор н ая речь «выдаст» ее ун и ка л ь н ую сц е н и ч е с кую д и кцию » . С оврем енни ки о тм ечали р а з н о с то р о н ню ю эр у д и ц ию Обуховой , ее вы со чайш ую культуру . Д а , она правнучка по э та Б а ра ты нс ко го , р о сл а в и н те лл и ге н тн ой д в о р я н с кой семье . Но только л и э тим объясняется ее ф еномен? В ел и кол епны е п р и род ны е д а н ны е Н.А. д о л ги м и у п о р ным труд ом ра звил а и отшлифовала , к а к ю велиры ш л и ф ую т д р а гоц е н ны й камень . Она увлекалась по э зи ей , с в о бодно владела ф р анц у зс ким и и тал ьян с ким язы кам и . Об л ад а я по р а зи те л ьны м го л о с ом и п р о й д я чере з д о л ги е го ды учения за гран и це й и в Р оссии , Надежда Анш зеев- на н и ко гд а не считала , что д о с т и гл а предела . Чтобы о т четливо п р ед с та ви ть себе и н то н ац и о нн ую о с н о в у о б у х о в с ко го вокала , зал ож ен ную ещ е д о того, к а к началось проф ессиональное воспи тание певицы , обра тим ся к ее м ем уа рны м запи сям . « . . .в с е м о и д р у з ь я и з н а ко м ы е у го в а р и в аю т начать писа ть свои воспоминания , но эта мы сль м еня по чем у - то страш и т . Я так м н о го о тд аю .. . врем ени своей тво р че с кой рабо те , так го рю ею , ещ е та к м но го над о с д е лать , что отрываться д л я д р у го й ра бо ты уж е труд но ... В о т ко гд а уж е не б уд у петь (а э та мы сль мне с т р аш на, и п р и д е т то т д е н ь ) , то, м ож е т быть , то гда и за хо че т ся м н е о кун у ть ся в пр ош л ое . А ж и з н ь моя была очень бо га та впеча тлениям и , в с тр е ч ам и . .. есть о чем в с п о м н и т ь . . .» «Воспоминания» остались не законченным и . Но и в та к ом вид е он и д а ю т бо га те йш и й м а териал , осо б ен н о о раннем период е ж и зн и будущ ей вел и кои пе вицы — д е т стве . ю ности , кон сер ва то р с ки х годах . комнат, уставленных старин ной мебелью, со старинными портретами семьи по стенам. В большой красивой гостиной стоял концертный рояль. Помню бесконечные коридо ры, переходы, площадки, лестницы. Мы любили бегать по этим таинственным зако улкам и играть в прятки, в «разбойников» и другие игры. Я любила наш парк с вековыми липами, пруд, над которым опускали ветки пла кучие ивы, отражаясь в воде, как в зеркале, и, казалось, тихо дремавшие. В конце липовой аллеи стояла ста ренькая беседка, обвитая хмелем. Про эту беседку хо дило много всяких рассказов, всяких «былей и небылиц», и вечерами в ней бывало страшно, но в знойный лет ний день я любила сидеть там, потому что няня говори ла, что это было любимое место нашей мамы, где она подолгу сидела с книгой или работой. А как хороши были зим ние солнечные морозные дни в нашей русской деревне! Мы всегда с большим нетер пением ждали рождественс кую елку. Под елкой — Дед Мороз, окруженный подар ками. На эту елку дедушка звал всех дворовых и дере венских детей. Они робко жались друг к другу, боясь подойти поближе. Дедушка садился за рояль и играл, а мы брали их за руки и устра ивали вокруг елки хоровод. Помню, в деревню к нам из редка приезжали дедушки ны знакомые. Точно не могу припомнить фамилии приез жавших, остались в памяти лишь известный скрипач Г.Н. Дулов, композитор Ю.С. Сахновский. Русским языком и общи ми предметами с нами зани малась учительница местной земской школы Мария Пет ровна Ситникова. Уроки про исходили в нашей детской к.чассной комнате. Мы сиде ли за круглым столом, а Ма рия Петровна, прохаживаясь взад и вперед по комнате с папироской в руках, зауныв но, нараспев диктовала нам: «Горькая судьб-иии-нааа, ти хая дол-иии-нааа, — приго варивая: — Пишите, деточ ки, пишите...» Мы иногда дразнили ее, пуская «зайчи ка», а она сердилась и гово рила: «Ну, детишки, надену галоши, пальто, возьму свой зонт и уйду». Занималась она с нами в продолжение пяти лет, а потом вышла замуж также за учителя и уехала в Елец с появившимся на свет сыном, которого она звала Петушком. Ее сменил учи тель Павел Алексеевич На- ливкин. У него был более интересный метод преподава ния, да и мы стали старше. Вечерами на выгоне соби ралась «улица» — так назы вались в деревне вечерние хороводы и круговые пляски с припевами, прибаутками и частушками. Сколько време ни прошло с тех пор, а я до сих пор помню частушки: Дайте ножик, дайте вилку, Я зарежу свою милку. Дайте ножик повострее, Я зарежу поскорее... Конфетка моя леденистая. Полюбила я милого румянистого... Как сейчас вижу загоре лые лица парней и девушек: веселые, загорелые, моло дые, они отп.чясывали под гармошку. В 1899 году, когда моей сестре минуло четырнадцать, а мне — тринадцать лет, де душка стал серьезно думать о нашем дальнейшем образо вании. Здоровье сестры вну шало опасения, и по совету врачей дедушка повез нас на юг Франции, в Ниццу, а бра та поселили у наших родных в Воронеже, где он поступил в реальное училище. Дедуш ка выбрал Ниццу, потому что он жил там с нашей мамой, когда она была девочкой. Мы приехали в Ниццу в последних числах октября. После осенних, дождливых, холодных дней нас встрети ли южное ласковое солнце, синее море, лазурное небо, пальмы, лимонные и апель синовые деревья, душистые мимозы и фиалки. Приезжа ли в Ниццу в течение семи зим (с 1899 до 1906 гг.) и ТОЛЬКО на третий год начали брать уроки пения у Элеоно ры Липман, в 1901 году. Но она не сразу определила у меня меццо-сопрано и сказа ла, что в процессе работы будет видно, в какую сторо ну будет развиваться мой го лос — вниз или вверх. Я была очень огорчена, когда мадам Липман нашла, что у меня сопрано, и завидовала сест ре, потому что мадам опре делила у нее меццо-сопрано. Я всегда была уверена, что у меня меццо-сопрано, низкое звучание было мне более ор ганично. Дедушка, желая нас сделать всестороннее об разованными, решил пока зать нам сокровища культу ры и искусства и повез по городам Италии. После шум ного Неаполя, Рима и Мила на меня поразила мертвая тишина Флоренции. Только изредка по мостику, переки нутому через канал, прохо дил одинокий прохожий или венецианка в черной шали, стуча каблучками по камен ным плитам, куда-то шла то ропясь... В последнюю зиму, кото рую мы проводили в Ницце, дедушкино здоровье очень пошатнулось. Он стал замет но слабеть, не мог уже гу лять, лежал или сидел в крес ле на террасе и больше не Творческая биография Надежды Андреевны при всем внут реннем богатстве поисков и свершений внешне предельно проста — она всю свою жизнь отдала Большому театру. С юных лет он был ее заветной мечтой,^ осуществления кото рой она добивалась с такой энергией и устремленностью, что преодолела все преграды. Еще в консерватории Н.А. решила посвятить себя опер ной сцене. Когда она была на последнем курсе, ей предла гали выступать в провинции, но она неизменно отказыва лась. Ее дядя — управляющий московской конторой импера торских театров С.Т. Обухов всегда горячо интересовался ее артистическими склонностями. Он много помог ей, поз накомив с Мазетти, с А.В. Неждановой, постоянно присут ствовал на ученических вечерах, когда она выступала, бе седовал с ней и даже пел вместе с ней. Но когда она окон чила консерваторию, он, по словам Надежды Андреевны, опа саясь, что его могут упрекнуть в протежировании племянни це, не хотел ей дать пробу в Большом театре. И вот здесь Н.А. проявила всю силу своего характера. Весной 1 9 1 2 года она поехала в Петербург, чтобы принять участие в кон 1 ^ р с е певцов Мариинского театра, и пела не под именем Обуховой, а Андреевой — псевдоним, который себе выбрала по отчеству. Пела Надежда Андреевна романс Полины из «Пиковой дамы», речитатив и арию Любавы из «Садко» и речитатив Амнерис из «Аиды». Выступление было очень удачным, и она получила сразу два приглашения: в тот же день от Н.И. Фигнера — поступить в труппу Народно го дома, а на другой день — от В.А. Теляковского — войти в труппу Мариинского театра. И хотя это было большой честью для начинающей певицы, Надежда Андреевна все же отка залась от этих лестных предложений, не мысля себе артис тической жизни вне стен Большого театра. В течение четырех лет после окончания консерватории Надежда Андреевна много выступала с концертами в Моск ве и других городах, работала в госпитале сестрой-мило- сердия, часто пела раненым, участвовала в благотворитель ных концертах. В начале 1 9 1 6 года Н.А. наконец получила пробу для поступления в Большой театр, которая прошла удачно. Это решило судьбу будущей великой певицы — 5 февраля 1 9 1 6 года она дебютировала в роли Полины в опе ре «Пиковая дама». 18 ноября 1 9 1 6 года, на второй год своего пребывания в театре, Н.А. дебютировала в роли Любаши в опере Римско го-Корсакова «Царская невеста». С тех пор эта роль сопро- во)шала ее все годы творческой деятельности и стала ее любимейшей партией. Можно без преувеличения сказать, что ни до, ни после не было актрисы, которая смогла бы так глубоко и вдохновенно, с такой трагедийной силой вопло тить этот образ. Исполнение Надеждой Андреевной этой роли остается недосягаемым идеалом, подобно тому, как до сих пор непревзойденным остается исполнение Шаляпи- ным роли царя Бориса. В Большом театре Обухова работает 30 лет, и за это время ее искусство получает большое общественное при знание. 2 марта 19 2 8 года ей присвоено звание заслужен ной артистки РСФСР. 2 5 октября 1 9 3 3 г. — звание народной артистки РСФСР. 2 июня 1 9 3 7 г. она награждена орденом Ленина с присвоением звания народной артистки СССР. 19 марта 1 9 4 3 г. — присуждение Государственной премии I степени. 2 7 марта 1 9 5 1 г. — награждена орденом Трудового Красного Знамени. 8 марта 19 6 1 г. — еще один орден Тру дового Красного Знамени. Надежда Андреевна Обухова была и идеальной камер ной исполнительницей. Она как бы вновь возродилась на концертной эстраде. Последние пятнадцать лет Н.А. высту пала в сопровохедении инструментального трио — скрипка, виолончель, фортепьяно. Обработку пдоиэведений делал близкий друг и соратник певицы Матвеи Иванович Сахаров — ученик профессора К.Н. Игумнова, еще одного нашего земляка из Лебедяни. Приезды певицы в Хворостянку были редкими, о них мало что известно. Сельские старожилы 6 марта 19 9 6 года при вели на встречу с сотрудниками музея 87-летнюю бабушку - Марию Титовну Звереву. Окончательно потерявшая зрение, она сохранила прекрасную память и слух. Вот ее рассказ. — В 1 9 1 6 году Надехсда Обухова поиезжала из Москвы в занимался с нами музыкой. Он стал как-то безучастен ко всему, часто говорил о своей смерти, что мы скрасили ему жизнь, благодарил за заботу и ласку... Похоронили дедушку на русском кладбище в Ницце, на живописном холме, утопа ющем в зелени апельсиновых деревьев, мимоз и густых кустов ароматных роз. Через два месяца после его смерти, в апреле 1906 года, мы возвратились на ро дину, в Москву. Отдохнув ши, мы наняли извозчика и поехали к отцу, который был болен и лежал в нервной кли нике профессора Рота в Бла говещенском переулке. Отец всегда отличался прекрас ным здоровьем, был жизне радостным, веселым, краси вым. Он увлекался гипнотиз мом и, не будучи профессио налом, лечил у себя в Хво- ростянке паралитиков, при падочных, алкоголиков. Его знали не только в округе, больные приезжали даже из Сибири, Кавказа, Крыма. После одного из сеансов, ког да он вылечил паралитика, отцу стало плохо, через не сколько дней с ним сделался удар и его увезли в Москву. От нас это долго скрывали, мы узнали об этом только перед нашим отъездом из Ниццы. Мы нашли его похудев шим и постаревшим. Он нам обрадовался, растрогался и даже прослезился. Расспра шивал о нашей жизни , о смерти дедушки, давал нам много советов, рассказывал о своих братьях, которые жили в Москве. Первый наш визит был к старшему брату отца — Сер гею Трофимовичу Обухову, который в то время был уп равляющим конторой импе раторских театров в Москве. Потом мы познакомились с другим дядюшкой — Алек сандром Трофимовичем Обу ховым. Он обладал красивым тенором, чудесно пел и играл на гитаре. Ему принадлежат слова и музыка известного романса «Калитка» (в сопро вождении неаполитанского ансамбля). Познакомились и с третьим дядей — Борисом Трофимовичем Обуховым. Мы быстро подружились со своими двоюродными сестра ми и братьями, по вечерам собирались и пели, все были очень музыкальны, у всех были голоса ... Через н е сколько дней мы должны были ехать на все лето к себе в Хворостянку, где нас ждал брат. Перед отъездом наши дяди повезли нас к бабушке —- матери нашего отца Ели завете Ильиничне Обуховой, рожденной Баратынской. Она со своей младшей до черью, тетей Катей, жила под Москвой, в маленьком тихом городке Воскресенске. Из рассказов тети Кати я узнала, что бабушка в моло дости была очень красивой, много выезжала, бывала в театрах, на концертах, у нее было великолепное контраль то и своим пением она своди ла всех с ума. В ее доме все дышало моим дедом, поэтом Баратынским. 13абушка час- то рассказывала нам о нем, как он любил родину, рус скую природу и как увлекал- ' ся хозяйством в своем име нии Муранове. Я любила слу шать, когда она читала: А там, где ручеек по бархатному лугу Катит задумчиво пустынные струи, В весенний ясный день я сам, друзья мои, У брега насажу лесок уединенный, И липу свежую, и тополь осребренный. В тени их отдохнет мой правнук молодой... Я сама так верила в Рос сию, так беспредельно люби ла с раннего детства родину, все русское. Пушкин высоко ценил творчество Баратынского,^^ говорил про него: «НикогдЛВ Баратынский не тащился по^* пятам... он шел своей доро гой — один и независим». Известны пушкинские стро ки, обращенные к Баратын скому: Стих каждой повести твоей Звучит и блещет как червонец. А как хороши элегии Ба ратынского! Как они поэтич ны, музыкальны! Немудрено, что Глинке захотелось напи сать свой чудесный романс на слова деда «Не искушай меня без нужды». В последних числах мая мы уезжали к себе в дерев- V ню, полные новых впечатле ний, радужных надежд! Про щались до осени... Шел 1906 год. Лето было беспокойное. 5Кгли помещичьи усадьбы. Но мы жили спокойно и ни чего не боялись. Брат был уже студентом Харьковско го технологического инсти тута. По-прежнему мы ходи ли на деревню, приносили ребятам гостинцы, беседова ли с бабами, мужиками. Они сочувственно отнеслись к дедушкиной смерти, вспоми нали его добрым словом, рас спрашивали про здоровье на шего отца и очень жалели его. Так мы прожили все лето. В конце октября, распрос тившись с Хворостинкой, мы поехали в Москву, мечтая поступить в Московскую кон серваторию. Дядя Сергей Трофимович решил показать меня профессору Московской консерватории Умберто Ав густовичу Мазетти. Мы пош ли к нему. Я подробно рас сказала о моих уроках с ма дам Липман. Он вниматель но прослушал меня, заставил спеть несколько гамм и ар педжио и, к моей большой радости, сказал, что у меня ярко выраженное меццо-со прано и что он согласен при нять меня в свой класс. 1 января 1907 года я была за числена в Московскую кон серваторию. село. В ту пору была страда, и девочки молотили подсолну хи. Я старалась изо всех сил. Это заметила Надежда Андре евна и подарила мне полевой цветок из своего букета. «А почему не нам?» -спросили другие девушки. — «А вы не так стараетесь», — в шутку ответила Надежда Андреевна. Бары ня была красиво одета, на голове шапочка, в разговоре рас полагала к себе, добрая. Это потому, что сама хлебнула горя, сирота она, без матери росла... Уезжала Обухова ле том 1 9 1 6 года — ставили граммофон, пили чай, угощали яб локами... Помнит Мария Титовна брата Надежды Андреевны Юрия Андреевича Обухова. До 1 9 1 5 года проживал он в родовом доме. Впоследствии неоднократно приезжал в Хворостянку и квартировал в их доме. Последний приезд нашей замечательной землячки в Хво ростянку официально нигде не отмечен — в 1 9 5 8 году, за три года до смерти. Приезжала она на могилу матери. «Перво начально это место было в ограде сельской церкви ( 1 9 3 8 г.). Церковь снесли (разобрали, нужен был кирпич для зер нохранилища). На месте кладбища — придорожный пустырь» — так вспоминает старейшая учительница школы Анна Ива новна Медведева со слов Августы Евгеньевны Громовой — тоже учительницы начальных классов. Это она. Августа Ев геньевна, ухаживала за могилкой, вела переписку с певи цей. В фондах Липецкого музея есть подлинная фотография Н.А. Обуховой, подаренная А.Е. Громовой с дарственной над писью. Надежда Андреевна называет ее: «Милая Густа...». Хворостянцы обещали обиходить могилу матери Обухо вой, поставить ограду. Хотелось бы, чтобы местные власти подумали об увековечивании имени выдающейся землячки. Можно было бы сделать памятный знак, мемориальную до ску в честь Надехдцы Андреевны. Обухова до конца своих дней сохранила творческую мо лодость и в 7 5 лет выступала в концертах. Произошло почти чудо — она пела до конца жизни и за полтора месяца до смерти смогла исполнить в концерте девять романсов — это было 3 июня 19 6 1 года. Скончалась Надежда Андреевна 1 4 августа 1 9 6 1 года в Кры)^, в Феодосии. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. В жизни Надежда Андреевна была живой и веселой. Мир для нее был полон звуков, красок, запахов. Она горячо лю била лес, русские раздолья, родное Подмосковье. Ей были близки все человеческие чувства и переживания. Не потому ли люди испытывают особую радость, слушая Обухову, даже когда ее голос звучит в механической записи?.. Алексей ОВЧИННИКОВ, зав. театрально-музыкальным отделом Липецкого областного краеведческого музея. СОТРУДИИЧЕСТВО МЕСТНЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ РАССЧИТЫВАЮТ НА «ЛИПЕЦК-ЭКСПО» к вы ставкам , ярмаркам , : презентациям мы уже привы- ; кли. Они сопровождают нас на I службе, в быту, даже в часы 8досуга. Но каков же эффект от ■всех этих представлений? Нуж- ; ны ли они сегодня? И вообще, 8 не выглядит ли это как пир во ^ время чумы? — Проводить выставки, ко- I нечно, нужно, — считает дирек- I тор международного выставоч- I ного центра «Липецк-Экспо» I Геннадий Данилов. — В усло- I ВИЯХ рынка продвижение своей I продукции, реклама товара — I обязательные атрибуты. Необ ходимы выставки и потребите лю, так как на них он более осоз нанно и определенно делает свой выбор. Наш центр стре мится максимально удовлетво рить запросы и интересы сто рон. Руководитель «Липецк-Экс по» безусловно знает, что го ворит. Ведь за два года сущес твования центр организовал око ло тридцати различных выста вок и ярмарок, сотням предпри ятий и фирм помог найти дело вых партнеров. Последняя из них, прошед шая в конце марта в Липецке и посвященная строительной те матике, собрала около полусо тни предприятий из различных регионов России и зарубежья. Как уже сообщала «ЛГ», они представили архитектурные про екты, строительные материалы, тепловое и газовое оборудова ние, сантехнику, электропродук цию и многое другое. Каков же эффект? — Результаты обычно выяв ляются позже, — продолжает разговор заместитель началь ника отдела управления инвес тиций и международных связей администрации области Павел Маликов. - - Участники выстав ки думают, взвешивают, срав нивают и уж после этого дела ют выбор. — А как вообще оценивает ся эффективность выставок? — Каждая из них заметно увеличивает круг партнеров ли пецких предприятий стройиндус трии, металлургии, машино-и станкостроения, газовиков, ме бельщиков, — продолжает П. Маликов. — В то же время на наш региональный рынок при ходят более качественные и де шевые то вары из М о с квы , С анкт -Петербур га , Саратова, Белоруссии, Украины, Прибал тики. Благодаря подобным вы ставкам , область достаточно полно насыщена необходимой продукцией. Создавая в 1996 году «Липецк-Экспо», админис трация на это и рассчитывала. За эти годы традиционными стали выставки «Липецкая вес на», «Липецкая осень», являю щиеся своеобразным смотром новинок предприятий местной промышленности. Популярны и специализированные выставки — «Быт и мода», «Продэкспо», «Дом, квартира, дача», «Строи тельство, архитектура, дизайн». «Мир автомобиля». Трудно переоценить значе ние и конференции «Липецкая область: развитие через инвес тиции». Она заметно влияет на оздоровление э кономики об ласти, привлекает инвесторов, стимулирует товаропроизводи теля работать качественнее. Тут же на выставке ее участники знакомятся с продукцией, ин вестиционными проектами пред приятий. Конференция проходит поэтапно . Позади два этапа, третий пройдет в мае это го года. — Мы регулярно выезжаем для участия во всероссийских и международных выставках, — добавляет Геннадий Данилов. — Недавно организовали поездки в М ос кву , С а н к т -П е те р б ур г , Париж. Так что о липецких ин тегральных тракторах, станках, газосиликатных стройконструк- циях знают далеко за предела ми области и даже России . Кстати, на прошлой московской выставке липчане были удосто ены диплома ВВЦ. Нелегко приходится сегод ня центру. У него до сих пор нет даже своего выставочного зала. Приходится арендовать поме щения то на железнодорожном вокзале, то в павильонах в Бы- хановом саду. Все это требует постоянных переездов, допол нительных затрат на переобо рудование стендов. Мечта МВЦ иметь постоянно действующую экспозицию пока мечтой и ос тается. — Свой стационарный зал центру просто необходим , — заключает П. Маликов. — Сей час это вопрос номер один Появился ряд вариантов. Воз можно, будем поднимать во прос о передаче центру како го-либо Дворца спорта, куль туры или полупустующих па вильонов Быханова сада. На деюсь, помещение у МВЦ ско ро будет. Между тем коллектив цен тра на этой проблеме не за цикливается . Продолжается традиционная работа. В этом году намечены 10 выставок. Например , в конце апреля пройдет вторая тематическая выставка «Офис, связь, бе з о п а с н о с т ь , к о м п ью т е р ны й мир», позже — ярмарка това ров народного потребления, школьный базар, выставка по здравоохранению , промыш ленности и другие. Словом, ре ализуется главная его задача — вывод липецких предпри- ятий-товаропроизводителей на широкий региональный и рос сийский рынок. Николай РОЩУПКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz