Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
/ I (при содействии областной организации — Но соблазн велик. К тому же столица всеми спо собами его усиливает, созда ет региональные отделения своих редакций, проводит настоящую экспансию в глу бинку, начинает выпускать здесь периодику, замаскиро ванную под провинциаль ную, хотя истинные владель цы ее в Москве^. ^ —Мне такая практика од нозначно не нравится. И цели " е , чаще всего, не в том, что бы честно и объективно пи сать о делах в области или в городе... — А как вы относитесь к так называемым государ- Нелегкая, но достойная. И вот ваши учредительные до кументы дают возможность ее решить. Там есть вещи, которые заинтересовали и меня, и моих коллег из ру ководства Союза. В чем-то ваши идеи опередили сущес твующую практику и дают ориентир для других россий ских СЛЙ1. Очень удачно, что у вас существует совет учре дителей газеты. Это, дей ствительно, в определенном отнош ении гарантирует партнерское взаимопонима ние и сотрудничество. — К сожалению, Леонид Антонович, юристы счита- ' V<1 ствснным СМИ? Кое-кто из моих коллег не сомневается, что они целиком и полностью подчинены властям и куда более зависимы, чем изда ния частные. — Хозяин есть хозяин, не важно, частное это лицо или государственная структура. И его влияние, его интересы не могут не отражаться на страницах газеты ли, журна ла ли или в позиции радио- и телеканала. Но умные влас ти как раз, исходя из своих интересов, и не будут пре вращать «свою» газету в кар манное издание. Насколько я могу судить, в вашей облас ти это понимают. По крайней мере, когда мне довелось зна комиться с проектами устав ных документов «Липецкой газеты», мне многое в этом смысле показалось крайне принципиальным и перспек тивным. По сути, они уста навливают равноправные партнерские отношения, ког да редакция обязана оказы вать соучредителям помощь, скажем, в обеспечении глас ности, в анализе положения дел в экономике, социальной сфере, культуре, но при этом ведет самостоятельное жур налистское исследование жизни. — Мы для себя определи ли эту роль так: газета-пос редник между обществом и властью . Нам одинаково важно, чтобы и население услышало власть, и власть услышала и оценила настро ения и запросы населения... — Это достойная задача. из ОКНА Говорят, большое видится на расстоянии. Жизнь дока зала, что избранный двадцать лет назад путь на расшире ние ассортимента продукции на третьем хлебозаводе был правильным. Он лишний раз ^ продемонстрировал прозорли вость и дальний прицел ди ректора. Сегодня, когда мно гие предприятия оказались в экономическом тупике, здесь царит напряженный ритм ра боты, а у ворот стоят верени цы машин из соседних облас тей, прибывших за продук цией. Кондитерские изделия хлебозавода № 3 нашли свое го потребителя. Есть реали зация, есть и деньги. И зна чительную их часть на пред приятии принято направлять на развитие производства, расширение ассортимента вы пускаемой продукции. В последние годы произ водственный потенциал хле бозавода пополнился итальян ской поточно-механизирован ной линией по производству кукурузных хлопьев, швей царским и немецким оборудо ванием по изготовлению сло еных изделий, что позволило увеличить ассортимент произ водимой продукции до пяти десяти кондитерских и трид цати хлебобулочных наимено ваний. Теперь здесь получа ют стабильную прибыль, сво евременно выплачивают зара ботную плату. Совершенствуя производство, заботятся о бы товых условиях пекарей и кондитеров. Реконструирова ли бытовки, открыли зубной кабинет, под европейский стиль отремонтировали адми нистративный корпус. Недавно в цехах хлебоза вода побывали члены правле- — Мы с вами, Леонид Антонович, только что вмес те сидели на семинаре жур налистов Липецкой области. Наши коллеги, особенно из районов, говорили, что не чувствуют себя в достаточ ной степени социально защи щенными... — Они правы. Редактор районки сегодня получает гроши. А рядовые газетчики и подавно. Вот мы все толку ем; редакция государствен ного СМИ — это предприятие или учреждение?.. Да надо уравнять сотрудника газеты с госчиновником в зарплате! Не превращать в госчиновни- ют, что наши проекты устав ных документов не во всем согласуются с рядом положе ний Гражданского кодекса РФ — ... и который как бы от вергает многие положения Закона о СМИ. Нелепо и дико редакцию, творческий орга низм во всем уравнивать с предприятием, которое вы пускает ведра или металло конструкции. Нелепо и бес смысленно. — То, что вы сказали, напомнило мне курьезную историю, когда во время пе реписи населения писатель долго растолковывал счет чику, почему он не ходит на работу. В конце концов тот пометил в соответствующей графе: надомник... — Вот-вот. Стремление уравнять в правах госпред приятие и редакцию обернет ся абсурдом. Все начнется с вопроса, кому руководить ре дакцией. Редактор — не ди ректор. Его нельзя взять и просто так назначить. Тут до лжна быть одна группа кро ви у лидера и у журналис тского коллектива. Творчес кое взаимопонимание. И да леко не всегда человек, ко торый устраивает владельца СМИ, сумеет сделать газету такой, которая нужна и жур налисту, и читателю, а в ко нечном счете — и учредите лю. — Так каким же законом нам руководствоваться? — Несомненно, раз речь о газете, приоритет за Зако ном о СМИ. ка, но дать ему тот минимум, который имеет служащий. Иначе власти собственными руками погубят свои газеты, заставят самых одаренных пытать счастья в изданиях частных, где, как правило, платят больше. Если власти пресса не нужна — нет во просов. Если нужна — тогда будьте любезны подумать о судьбе газетчика. В этом от ношении мы в Союзе пред принимаем определенные шаги, ищем решения на об щегосударственном уровне. — Скажите, вы оптимис тично оцениваете перспекти вы российских СМИ? — Добавьте еще; на поро ге двадцать первого века... Я просто считаю, что у СМИ не может не быть перспективы. Причем у тех СМИ, которые на новом историческом вит ке продолжают характерные для русской российской прессы традиции. Я уже ска зал, какие именно: демокра тизм, гражданская ответ ственность, аналитика, пуб лицистика. Без таких газет или телерадиоканалов общес тво не сможет существовать. Вы правы: мы не четвертая власть. Мы — глаза и уши общества, или хотите — связ ные между властью и общес твом, между разными слоя ми общества. Это трудно в условиях, когда власть жи вет своей, отдельной жизнью, когда она самоизолировалась. Так произошло в Москве, так происходит нередко и на ре гиональном уровне. У влас ти все чаще пропадает чув ство ответственности. Тут сказывается и наследие со ветского времени, которое в немалой мере развратило власть предержащих. А об щество все-таки не было раз вращено. Оно и теперь сохра няет свой нравственный и творческий потенциал. И журналист обязан сделать так, чтобы общественное мне ние отрезвляло власть, тран сформировало ее, действи тельно, в демократическую и ответственную силу, работа ющую не на себя, а на стра ну, на область, на район или город. Это необходимо? Не обходимо! Стало быть, у средств массовой информа ции есть будущее. Диалог вел Исаак РОЗЕНФЕЛЬД, заместитель главного , редактора «Липецкой газеты». ния Союза пекарей России. Ходили, смотрели и... удив лялись. Для многих стало от крытием, что в провинции производят продукцию, кото рая ничем не уступает изде лиям знаменитых московских кондитерских комбинатов. Позавидовали тому, что сде лал Титов в свое время. А Юрий Васильевич вспомнил случай, который и сегодня будоражит память. Увидел однажды он в сто лице мармеладные «лимон ные дольки» и захотел выпус кать их у себя. Разработал технологию, вместе с заво дскими новаторами смастерил установку, испытал в работе, а когда получил первую про дукцию, пригласил на дегус тацию высокое начальство, надеясь, что стремление по полнить кондитерский рынок области новой продукцией по достоинству оценят. По сей день помнит Юрий Василь евич, как распекали его за то, что занимается не своим де лом. При этом напомнили, что его главная задача — хлеб печь, а не ерундой занимать ся. Не приняли во внимание, НАЦИОНАЛЬНЬШ ФЕДЕРАЛИЗМКАКФОРМАРАСПАДАРОССИИ? В н е с е н и е законопроекта «О национал ьно -кул ь турном развитии р у с с к о г о народа» предусмат ри вает утверждение того исторического факта, что р у с с к и е в Р о с с и и являются го судар ст вооб ра зую щим н а р о д ом . Таково м н ени е заместителя п р е д седателя Комитета п о д е л а м национальностей Г о с д ум ы РФ Дмитрия Р о го зи н а . С е го д н я он — с о б е с е д н и к читателей «Р у с ско го поля» . Как считает Дмитрий Рогозин, это утверждение чрезвычайно важно закре пить в законе, ибо ныне, как никогда, актуальным стал вопрос о сохранении России как единого государстба. С уважением относясь ко всем коренным национальностям России, надо тем не менее признать, что только рус ские способны сохранить уникальный облик россий ской цивилизации, только русские несут на себе всю полноту ответственности за сохранение нашей страны. Второй момент упомяну того законопроекта — опре деление русского народа в качестве коренного на всей территории России. Для чего это нужно? Для того, уверен Дмитрий Рогозин, чтобы граждан не делили на «титульных» и второсорт ных, как это принято в неко торых субъектах Российской Федерации сегодня-. Третий пункт — утвер ждение о том, что русский народ является разделенной нацией. Ни один народ на территории России не пос тигла трагедия русского на рода, разрезанного государ ственными границами и ущемленного по признаку родства с Россией. Причем речь идет не о кровной рус скости. Мы должны всегда держать перед собой пример Германии, которая без агрес сивных выпадов планомерно шла к воссоединению. Задо лго до этого события немцы закрепили в законодательст ве, что любой немец, пересе кающий границу ФРГ, фак тически сразу приобретает все права гражданина этой страны. Германское прави тельство и народ шли на эко номические и политические издержки, отбивались от по пыток представить стремле ние к воссоединению как на ционалистический реван шизм и добились своего. Что мы делаем в этом на правлении? По словам Дмит рия Рогозина, ровным счетом ничего. Наше правительство мирится с тем, что русские — народ-калека. К тому же мышапринимали таких зако нов и подзаконных актов, которые способствуют даль нейшему распаду Российс кой Федерации. Когда мы говорим «госу дарствообразующий народ», мы имеем в виду в том числе и политическое представи тельство русских в органах власти. Как можно рассчиты вать на укрепление государ ственности, если русские во многих национальных субъ ектах Федерации, даже явля ясь большинством или круп нейшей общиной, путем при нятия дискриминационного законодательства лишаются права выдвигать своих пред ставителей в органы власти? Вопиющий пример — Ады гея, где без знания адыгей ского языка нельзя быть из бранным президентом. Это значит, что подавляющее число жителей Адыгеи лише ны права полноценного пред ставительства своих интере сов. Кому в голову пришла идея, что федерализм до лжен пониматься как форма распада России? Как могут уживаться в одной стране несколько государственных языков, принятых в той или иной республике? Кому нуж ны бессчетные траты на со держание десятков президен тов, парламентов, посольств и представительств нацио нальных автономий в Моск ве и за рубежом? Мы строим гражданское общество или рай для бюрократии, разде лившей Россию по этничес кому признаку? Сегодня в стране все боль ше людей, понимающих не обходимость восстановления национального достоинства русского народа. Если упус тим эту проблему, заключа ет Дмитрий Рогозин, мы рис куем отдать русское само сознание на откуп экстре мистским группировкам. Национальная гордость великороссов никого не ущемляет — так было века ми. Русские мирно ужива лись с другими народами. И теперь, будучи становым хребтом российской госу дарственности, русские про тягивают руку другим на родам, живущим интереса ми нашего общего Отечест ва. Только вместе мы смо жем преодолеть кризис и достойно войти в новое ты сячелетие. На исходе тысячелетия мы вступаем в самый реши тельный бой за сохранение русских как исторической реальности. Или мы сможем обеспечить русским достой ное существование энергич ными мерами, или произой дет окончательный крах .страны — иного не дано. Вот почему сегодня особенно важно сделать первый шаг в решении русских проблем в законодательстве России. (Пресс-служба Госдумы России — специально для «ЛГ ») ---------- ИСПОВЕДИ ЗЕМЛИОПОРА к ночи что-то случилось а округе: Ветер воет что бес на дворе... Ель мохнатою лапой в испуге Бьет в оконце, скребет по стене... А в тепле мерно старится свечка, Угольком дотлевает печаль... Ах, как мило в укромном местечке В непогоду отхлебывать чай! Кем же так разграничена доля: Если рай - так не всем и везде; Чем отчаянней воет на воле - Тем уюжее всем, кто в гнезде! ...Чайник пуст! Печка делает дело; Ель - затихла: умаялся бес! И в тиши серой мышью несмелой 8 щель под дверью протиснулся... свет! Ночь сползла... Но рассвет еще тонок! Лес - не дрогнет, как будто во сне... А ручей, недовольный спросонок, пузыри запустил в быстрине! )1^ь, не все красоту постигаем! Может, резко, но честно и - в лоб: Коли дутау вконец растеряем. Значит - время осваивать гроб... ...А заря, как игривый котенок. Веселится! Опюм - на бегу! Зачздованный, словно ребенок, Я уйти от нее не могу! Я смотрю, как дождинки в иголках Чистотой открываются мне... Я - живу! Я - не с пылью на полках! Я - в стремнине реки, в быстрине!.. Владимир ВОЛКОВ. Ливень мял пшеничные поля. Темноту рвала гроза на клочья... Спрашивал я бабушку той ночью: - Почему не падает Земля? - Держится на трех китах она. (Ветер выл простужено под дверью...) Я не знал, что грош была цена Этому старинному поверью. Не нашел я в книгах этих слов - Что ж, столкнули Землю с трех китов, А Земля, как видим; не упала... Так кому ж поют сегодня славу? ...По земле, где смертью дым пропах. Шли солдаты, грязь мешая с глиной, Шли в своих тяжелы^ сапогах От родных околиц до Берлина. Были версты кровью облиты, А Земля качалась в горьком стоне. И держали Землю - не киты, А солдат усталые ладони. И, отжившей выдумки сто крат Жизнь умней! Как след высокой доли, Подтверждая это, - у солдат Светятся медали и мозоли. Анатолий ШЕСТОПАЛОВ. ИСТОКИ УЧИТ БЫТЬ РУССКИМИ, А НЕ КАЗАТЬСЯ! Какой он, Пушкин? В о в с е не преувеличением будет сказано — необъятный! Как ко см о с , как Вселенная . Неисчерпаем —как атом... И через 2 00 лет личность его , жизнь его , чувства, его одолевавшие, — не померкли , не отуманились забвеньем . Он по- прежнему ср ед и нас —живой. что эту задачу коллектив | выполнял успешно, за что и I отмечался переходящими | Красными знаменами обко-1 ма партии, ЦК КПСС Хо рошо. что устным выгово- ром отделался тогда дирек -1 тор. Могло быть и хуже Так ^ что, повезло. Хотя ему вообще везет в I жизни. За что ни возьмется, I все получается. То ли в ру -: башке родился, то ли Бог;;, помогает. На работе в него верят... , А может быть, везет ему в жизни оттого, что в любой момент через окно служеб-: кого кабинета может загля- нуть в св о е . . . детство?; Вспомнить ребячьи игры, друзей-футболистов, фото графию которых все эти годы он бережно хранит в рабочем столе, чтобы отре шившись от производствен ных проблем, получить за ряд энергии, от которой с утроенной силой он берется за новые дела. А их у Юрия Васильевича непочатый край... Георгий МИХАЙЛОВ. Я не рискну заявить или под писаться под много раз повто ренным «Пушкин — наш совре менник!». Это еще вопрос — до стойны ли, имеем ли мы право называться современниками Пушкина? Хотя вроде бы можно сослаться на знаменитые гого левские слова о ней! («Несколь ко слов о Пушкине»): «...это рус ский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (1834 год). То смятенное и растерянное состояние русского духа и души, что испытываем мы сегодня, — явно такого права не дает нико му из нас. Но поживем — уви дим: гоголевские двести лет («явление русского человека») еще не наступили,, как проница тельно заметил писатель и ис торик Вадим Кожинов. . Надежду вселяет неубываю щий интерес к Пушкину как ге ниальному выразителю русской души, зеркалу ее, ярчайшему свидетельству, а может быть, и оправданию нас (и трагической истории нашей) перед Богом. «У нас ведь все от Пушкина» — это слова Достоевского. Мне кажется, в этой блиста тельной формулировке соедине ны две ипостаси «явления Пуш кина России», его гения: первая — Пушкин как выразитель со кровенно-национального и вто рая — Пушкин как средоточение этого национального, стержень и духовная скрепа русского духа. Говоря математическим языком, в личности Пушкина наиболее полно выражена сокровенная формула духовной сути русско го человека, а шире — всей рус ской цивилизации. И вывод этот можно проил люстрировать мельчайшей де талью, штрихом, эпизодом из его жизни. Не говоря уже о твор ческом наследии, осмысление которого длится вот уже почти два столетия. Для меня, напри мер, потрясающе много говорит о Пушкине, именно как о русском человеке, такое вот свидетель ство его современницы Екате рины Фок (Осиповой): «Комната (в Михайловском) Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояла в ней всего-на всего простая кровать деревян ная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней ха лат, а стол был ломберный, ободранный; на нем он и писал, и не из чернильницы, а из по мадной банки...» Как все это соединить с во лшебным «Я помню чудное мгно венье...»? С высоким аристркра- тизмом поэта? Тут русская душа, полная тайн и загадок, — не ина че. Неизмеримо широкая, необъ ятная. И обаятельная в своей ас кетической простоте... Неисчерпаемость Пушкина сродни неисчерпаемости приро ды: и там и тут путь познания бесконечен. Ни одна из выдаю щихся личностей России (да и, похоже, в мире) не вызывала и не вызывает такого интереса но вых и новых поколений, как Пуш кин. Свидетельство тому — ог ромная библиотека книг о нем, которая продолжает пополнять ся. [Причем каждая новая эпоха открывает в нем и творчестве его новые грани, новое качест во. Пушкин всякий раз и всегда остается выразителем времени как бы ни менялось, ни услож нялось оно. Скажу больше: в мир Пуш кина мы — вольно или невольно — вглядываемся, как в зеркало. Что есть мы, какие мы — под скажи «свет наш, зеркальце»? Умудри, разреши, укажи! И в любую эпоху он выпол няет великую миссию — сопере живая, страдая и любя вместе с , нами. Он как бы не дает угас нуть тому небесному огню, что высвечивает мрак и потемки бытия, даря смысл и надежду. А в литературе — особенно зримо. Уместно тут вновь про цитировать Гоголя: «Пушкин был для всех поэтов, ему современ ных, точно сброшенный с неба поэтический огойь, от которого, как свечки, зажглись другие са моцветные огни»! Добавлю лишь — и был, и есть, и будет. Пушкин в высоком смысле народен. Открыт для каждого. Всяк волен зачерпнуть из океа на его души столько и того, что способен воспринять сам жаж дущий. И вот уже два столетия «приникают к Пушкину»—и умуд- рения ради, и в попытке понять и объяснить (по-своему) фено мен его, утолить... Что? Тут, мне кажется, более других желаний главенствует жажда саморас крытия, самореализации — с по мощью Пушкина. Пушкин — как идеал, которым поверяется со бственная жизнь: «Жизнь, зачем ты мне дана?» Разумеется, не всякое писа ние о нем достойно внимания или сосредоточения — тут важна мера таланта, вкуса и, если хо тите, аристократизма духа пишу щего. А еще — степень ответ ственности: ведь говорить при ходится о Пушкине! Любая фальшь тут немедленно само- разоблачает автора'. И каждое искреннее, с лю бовью и тактом сказанное сло во о Пушкине обогащает всех нас, радует новым открытием. Надо сказать, отечественное «Пушкиноведение» до последних «перестроечных» лет избегало 'искуба стать, по-хлеадаковски, с Пушкиным «на дружескую ногу». Традиция эта свято блюлась, пока Хлестаковщина, подобно плёсени, не взяла верх в Рос- си !^— в политике, экономике, культуре. Проникла она и в «Пуш киноведение», опошляя и лик по эте, и его творчество. Самрму Пушкину это не страшно («загрязнить» его не дано никому, уж тем более не по силам пигмеям от «демокра тии»). Страшно другое — в со знание людское внедряется под дельный Пушкин, лжеПушкин, окарикатуренный Пушкин. То по явятся вдруг «тонкие эротичес кие ножки», ему- якобы принад лежащие. То паскудно коммен тируется какая-нибудь цитата или поэтическая строка его. То вновь начинают ворошить белье... Однако не эти «откровения» с привкусом ублюдочной вседоз воленности есть «новое виде ние». Наше драматическое вре мя открывает полнее и ярче Пушкина-гражданина, патриота, державника, великого сына Рос сии, с гордостью возразившего однажды Чаадаеву-«западнику» его времени: «...клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы я переменить родину, отказаться от истории наших предков, от такой, какую нам Бог послал...» Это не просто слова попико- го мудреца. За ними — необъят ное, гению данное, видение и чув ствование России, где главное — именно гордость за ее исто рию, за тысячелетний пройден ный путь, за достоинства и не достатки ее, которые зачастую оказываются продолжением до стоинств. Чувствование, ему данное... Именно тут, в сокровенном ви дении мира, сосредоточен огром ный дар поэта. И лишь потом гений — выражение этого дара. Русским словом, русской речью... Именно дар чувствования, с годами расширявшийся, углуб лявшийся, обострявшийся и формировал Пушкина. Именно он и влечет нас к нему: попы таться увидеть, постичь мир, хоть краешком, его «чувствованием». Пушкин и сам помогает тут: кто хоть однажды не восклицал во след ему: «луна, как бледное пятно...», «мороз и солнце, день чудесный...», «буря мглою небо кроет...»? И так во всем, чего бы не коснулся его гений... Нам бы теперь впитать ту грань его дара, где Пушкин про явил себя как гражданин и пат риот России. Тогда, быть может, сквозь разор и позор, в котором оказалась страна и мы вместе с ней, засиял бы сокровенный образ России-матери, к которо му надо устремлять все помыс лы и силы. К России, увиденной Пушкиным! И легче тогда вызрела бы та «национальная идея», в поисках которой исхолопствовались и блудливая крсмополитическая интеллигенция, и вожди-иуды нового времени... Нам бы узнать те глубины Православия, которые откры лись Пушкину в его последние годы. И поняли бы мы тогда, что вначале надо возродить храм в собственной душе, чтобы не ли цемерить во Храме Божьем — со свечой или без нее... Нам бы глазами Пушкина взглянуть на государство наше, с его особой формой историчес кого бытия (империя — как фор ма гармонического сосущество вания народов, Россию населя ющих). Тогда очевидней и понят ней стал бы разрушительный яд «жуков-древоточцев», изрыгаю щих лукавые банальности о «пра вах и свободах», ради которых надо разрушить «империю зла». И, быть может, воспряли бы мы духом — ради спасения Ро дины, самих себя, будущего на ших детей. А еще заглянуть бы в зерка ло пушкинской души — и ус1ы диться самих себя. Устыдиться предательства правителей на ших. Устыдиться позорного рав нодушия своего. Ведь именно нам, недостойным, предки вру чили несметные богатства — земные и духовные, великую Веру и великую Россию. Все то, что в одночасье мы если не потеряли, то перестали ощущать своим достоянием. Теряя чувство от ветственности за этот дар, тем самым лишаем будущего потом ков наших... Владимир ПЕТРОВ, писатель .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz