Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

/ I (при содействии областной организации — Но соблазн велик. К тому же столица всеми спо­ собами его усиливает, созда­ ет региональные отделения своих редакций, проводит настоящую экспансию в глу­ бинку, начинает выпускать здесь периодику, замаскиро­ ванную под провинциаль­ ную, хотя истинные владель­ цы ее в Москве^. ^ —Мне такая практика од­ нозначно не нравится. И цели " е , чаще всего, не в том, что­ бы честно и объективно пи­ сать о делах в области или в городе... — А как вы относитесь к так называемым государ- Нелегкая, но достойная. И вот ваши учредительные до­ кументы дают возможность ее решить. Там есть вещи, которые заинтересовали и меня, и моих коллег из ру­ ководства Союза. В чем-то ваши идеи опередили сущес­ твующую практику и дают ориентир для других россий­ ских СЛЙ1. Очень удачно, что у вас существует совет учре­ дителей газеты. Это, дей­ ствительно, в определенном отнош ении гарантирует партнерское взаимопонима­ ние и сотрудничество. — К сожалению, Леонид Антонович, юристы счита- ' V<1 ствснным СМИ? Кое-кто из моих коллег не сомневается, что они целиком и полностью подчинены властям и куда более зависимы, чем изда­ ния частные. — Хозяин есть хозяин, не­ важно, частное это лицо или государственная структура. И его влияние, его интересы не могут не отражаться на страницах газеты ли, журна­ ла ли или в позиции радио- и телеканала. Но умные влас­ ти как раз, исходя из своих интересов, и не будут пре­ вращать «свою» газету в кар­ манное издание. Насколько я могу судить, в вашей облас­ ти это понимают. По крайней мере, когда мне довелось зна­ комиться с проектами устав­ ных документов «Липецкой газеты», мне многое в этом смысле показалось крайне принципиальным и перспек­ тивным. По сути, они уста­ навливают равноправные партнерские отношения, ког­ да редакция обязана оказы­ вать соучредителям помощь, скажем, в обеспечении глас­ ности, в анализе положения дел в экономике, социальной сфере, культуре, но при этом ведет самостоятельное жур­ налистское исследование жизни. — Мы для себя определи­ ли эту роль так: газета-пос­ редник между обществом и властью . Нам одинаково важно, чтобы и население услышало власть, и власть услышала и оценила настро­ ения и запросы населения... — Это достойная задача. из ОКНА Говорят, большое видится на расстоянии. Жизнь дока­ зала, что избранный двадцать лет назад путь на расшире­ ние ассортимента продукции на третьем хлебозаводе был правильным. Он лишний раз ^ продемонстрировал прозорли­ вость и дальний прицел ди­ ректора. Сегодня, когда мно­ гие предприятия оказались в экономическом тупике, здесь царит напряженный ритм ра­ боты, а у ворот стоят верени­ цы машин из соседних облас­ тей, прибывших за продук­ цией. Кондитерские изделия хлебозавода № 3 нашли свое­ го потребителя. Есть реали­ зация, есть и деньги. И зна­ чительную их часть на пред­ приятии принято направлять на развитие производства, расширение ассортимента вы­ пускаемой продукции. В последние годы произ­ водственный потенциал хле­ бозавода пополнился итальян­ ской поточно-механизирован­ ной линией по производству кукурузных хлопьев, швей­ царским и немецким оборудо­ ванием по изготовлению сло­ еных изделий, что позволило увеличить ассортимент произ­ водимой продукции до пяти­ десяти кондитерских и трид­ цати хлебобулочных наимено­ ваний. Теперь здесь получа­ ют стабильную прибыль, сво­ евременно выплачивают зара­ ботную плату. Совершенствуя производство, заботятся о бы­ товых условиях пекарей и кондитеров. Реконструирова­ ли бытовки, открыли зубной кабинет, под европейский стиль отремонтировали адми­ нистративный корпус. Недавно в цехах хлебоза­ вода побывали члены правле- — Мы с вами, Леонид Антонович, только что вмес­ те сидели на семинаре жур­ налистов Липецкой области. Наши коллеги, особенно из районов, говорили, что не чувствуют себя в достаточ­ ной степени социально защи­ щенными... — Они правы. Редактор районки сегодня получает гроши. А рядовые газетчики и подавно. Вот мы все толку­ ем; редакция государствен­ ного СМИ — это предприятие или учреждение?.. Да надо уравнять сотрудника газеты с госчиновником в зарплате! Не превращать в госчиновни- ют, что наши проекты устав­ ных документов не во всем согласуются с рядом положе­ ний Гражданского кодекса РФ — ... и который как бы от­ вергает многие положения Закона о СМИ. Нелепо и дико редакцию, творческий орга­ низм во всем уравнивать с предприятием, которое вы­ пускает ведра или металло­ конструкции. Нелепо и бес­ смысленно. — То, что вы сказали, напомнило мне курьезную историю, когда во время пе­ реписи населения писатель долго растолковывал счет­ чику, почему он не ходит на работу. В конце концов тот пометил в соответствующей графе: надомник... — Вот-вот. Стремление уравнять в правах госпред­ приятие и редакцию обернет­ ся абсурдом. Все начнется с вопроса, кому руководить ре­ дакцией. Редактор — не ди­ ректор. Его нельзя взять и просто так назначить. Тут до­ лжна быть одна группа кро­ ви у лидера и у журналис­ тского коллектива. Творчес­ кое взаимопонимание. И да­ леко не всегда человек, ко­ торый устраивает владельца СМИ, сумеет сделать газету такой, которая нужна и жур­ налисту, и читателю, а в ко­ нечном счете — и учредите­ лю. — Так каким же законом нам руководствоваться? — Несомненно, раз речь о газете, приоритет за Зако­ ном о СМИ. ка, но дать ему тот минимум, который имеет служащий. Иначе власти собственными руками погубят свои газеты, заставят самых одаренных пытать счастья в изданиях частных, где, как правило, платят больше. Если власти пресса не нужна — нет во­ просов. Если нужна — тогда будьте любезны подумать о судьбе газетчика. В этом от­ ношении мы в Союзе пред­ принимаем определенные шаги, ищем решения на об­ щегосударственном уровне. — Скажите, вы оптимис­ тично оцениваете перспекти­ вы российских СМИ? — Добавьте еще; на поро­ ге двадцать первого века... Я просто считаю, что у СМИ не может не быть перспективы. Причем у тех СМИ, которые на новом историческом вит­ ке продолжают характерные для русской российской прессы традиции. Я уже ска­ зал, какие именно: демокра­ тизм, гражданская ответ­ ственность, аналитика, пуб­ лицистика. Без таких газет или телерадиоканалов общес­ тво не сможет существовать. Вы правы: мы не четвертая власть. Мы — глаза и уши общества, или хотите — связ­ ные между властью и общес­ твом, между разными слоя­ ми общества. Это трудно в условиях, когда власть жи­ вет своей, отдельной жизнью, когда она самоизолировалась. Так произошло в Москве, так происходит нередко и на ре­ гиональном уровне. У влас­ ти все чаще пропадает чув­ ство ответственности. Тут сказывается и наследие со­ ветского времени, которое в немалой мере развратило власть предержащих. А об­ щество все-таки не было раз­ вращено. Оно и теперь сохра­ няет свой нравственный и творческий потенциал. И журналист обязан сделать так, чтобы общественное мне­ ние отрезвляло власть, тран­ сформировало ее, действи­ тельно, в демократическую и ответственную силу, работа­ ющую не на себя, а на стра­ ну, на область, на район или город. Это необходимо? Не­ обходимо! Стало быть, у средств массовой информа­ ции есть будущее. Диалог вел Исаак РОЗЕНФЕЛЬД, заместитель главного , редактора «Липецкой газеты». ния Союза пекарей России. Ходили, смотрели и... удив­ лялись. Для многих стало от­ крытием, что в провинции производят продукцию, кото­ рая ничем не уступает изде­ лиям знаменитых московских кондитерских комбинатов. Позавидовали тому, что сде­ лал Титов в свое время. А Юрий Васильевич вспомнил случай, который и сегодня будоражит память. Увидел однажды он в сто­ лице мармеладные «лимон­ ные дольки» и захотел выпус­ кать их у себя. Разработал технологию, вместе с заво­ дскими новаторами смастерил установку, испытал в работе, а когда получил первую про­ дукцию, пригласил на дегус­ тацию высокое начальство, надеясь, что стремление по­ полнить кондитерский рынок области новой продукцией по достоинству оценят. По сей день помнит Юрий Василь­ евич, как распекали его за то, что занимается не своим де­ лом. При этом напомнили, что его главная задача — хлеб печь, а не ерундой занимать­ ся. Не приняли во внимание, НАЦИОНАЛЬНЬШ ФЕДЕРАЛИЗМКАКФОРМАРАСПАДАРОССИИ? В н е с е н и е законопроекта «О национал ьно -кул ь ­ турном развитии р у с с к о г о народа» предусмат ри­ вает утверждение того исторического факта, что р у с с к и е в Р о с с и и являются го судар ст вооб ра зую ­ щим н а р о д ом . Таково м н ени е заместителя п р е д ­ седателя Комитета п о д е л а м национальностей Г о с ­ д ум ы РФ Дмитрия Р о го зи н а . С е го д н я он — с о б е ­ с е д н и к читателей «Р у с ско го поля» . Как считает Дмитрий Рогозин, это утверждение чрезвычайно важно закре­ пить в законе, ибо ныне, как никогда, актуальным стал вопрос о сохранении России как единого государстба. С уважением относясь ко всем коренным национальностям России, надо тем не менее признать, что только рус­ ские способны сохранить уникальный облик россий­ ской цивилизации, только русские несут на себе всю полноту ответственности за сохранение нашей страны. Второй момент упомяну­ того законопроекта — опре­ деление русского народа в качестве коренного на всей территории России. Для чего это нужно? Для того, уверен Дмитрий Рогозин, чтобы граждан не делили на «титульных» и второсорт­ ных, как это принято в неко­ торых субъектах Российской Федерации сегодня-. Третий пункт — утвер­ ждение о том, что русский народ является разделенной нацией. Ни один народ на территории России не пос­ тигла трагедия русского на­ рода, разрезанного государ­ ственными границами и ущемленного по признаку родства с Россией. Причем речь идет не о кровной рус­ скости. Мы должны всегда держать перед собой пример Германии, которая без агрес­ сивных выпадов планомерно шла к воссоединению. Задо­ лго до этого события немцы закрепили в законодательст­ ве, что любой немец, пересе­ кающий границу ФРГ, фак­ тически сразу приобретает все права гражданина этой страны. Германское прави­ тельство и народ шли на эко­ номические и политические издержки, отбивались от по­ пыток представить стремле­ ние к воссоединению как на­ ционалистический реван­ шизм и добились своего. Что мы делаем в этом на­ правлении? По словам Дмит­ рия Рогозина, ровным счетом ничего. Наше правительство мирится с тем, что русские — народ-калека. К тому же мышапринимали таких зако­ нов и подзаконных актов, которые способствуют даль­ нейшему распаду Российс­ кой Федерации. Когда мы говорим «госу­ дарствообразующий народ», мы имеем в виду в том числе и политическое представи­ тельство русских в органах власти. Как можно рассчиты­ вать на укрепление государ­ ственности, если русские во многих национальных субъ­ ектах Федерации, даже явля­ ясь большинством или круп­ нейшей общиной, путем при­ нятия дискриминационного законодательства лишаются права выдвигать своих пред­ ставителей в органы власти? Вопиющий пример — Ады­ гея, где без знания адыгей­ ского языка нельзя быть из­ бранным президентом. Это значит, что подавляющее число жителей Адыгеи лише­ ны права полноценного пред­ ставительства своих интере­ сов. Кому в голову пришла идея, что федерализм до ­ лжен пониматься как форма распада России? Как могут уживаться в одной стране несколько государственных языков, принятых в той или иной республике? Кому нуж­ ны бессчетные траты на со­ держание десятков президен­ тов, парламентов, посольств и представительств нацио­ нальных автономий в Моск­ ве и за рубежом? Мы строим гражданское общество или рай для бюрократии, разде­ лившей Россию по этничес­ кому признаку? Сегодня в стране все боль­ ше людей, понимающих не­ обходимость восстановления национального достоинства русского народа. Если упус­ тим эту проблему, заключа­ ет Дмитрий Рогозин, мы рис­ куем отдать русское само­ сознание на откуп экстре­ мистским группировкам. Национальная гордость великороссов никого не ущемляет — так было века­ ми. Русские мирно ужива­ лись с другими народами. И теперь, будучи становым хребтом российской госу­ дарственности, русские про­ тягивают руку другим на­ родам, живущим интереса­ ми нашего общего Отечест­ ва. Только вместе мы смо­ жем преодолеть кризис и достойно войти в новое ты­ сячелетие. На исходе тысячелетия мы вступаем в самый реши­ тельный бой за сохранение русских как исторической реальности. Или мы сможем обеспечить русским достой­ ное существование энергич­ ными мерами, или произой­ дет окончательный крах .страны — иного не дано. Вот почему сегодня особенно важно сделать первый шаг в решении русских проблем в законодательстве России. (Пресс-служба Госдумы России — специально для «ЛГ ») ---------- ИСПОВЕДИ ЗЕМЛИОПОРА к ночи что-то случилось а округе: Ветер воет что бес на дворе... Ель мохнатою лапой в испуге Бьет в оконце, скребет по стене... А в тепле мерно старится свечка, Угольком дотлевает печаль... Ах, как мило в укромном местечке В непогоду отхлебывать чай! Кем же так разграничена доля: Если рай - так не всем и везде; Чем отчаянней воет на воле - Тем уюжее всем, кто в гнезде! ...Чайник пуст! Печка делает дело; Ель - затихла: умаялся бес! И в тиши серой мышью несмелой 8 щель под дверью протиснулся... свет! Ночь сползла... Но рассвет еще тонок! Лес - не дрогнет, как будто во сне... А ручей, недовольный спросонок, пузыри запустил в быстрине! )1^ь, не все красоту постигаем! Может, резко, но честно и - в лоб: Коли дутау вконец растеряем. Значит - время осваивать гроб... ...А заря, как игривый котенок. Веселится! Опюм - на бегу! Зачздованный, словно ребенок, Я уйти от нее не могу! Я смотрю, как дождинки в иголках Чистотой открываются мне... Я - живу! Я - не с пылью на полках! Я - в стремнине реки, в быстрине!.. Владимир ВОЛКОВ. Ливень мял пшеничные поля. Темноту рвала гроза на клочья... Спрашивал я бабушку той ночью: - Почему не падает Земля? - Держится на трех китах она. (Ветер выл простужено под дверью...) Я не знал, что грош была цена Этому старинному поверью. Не нашел я в книгах этих слов - Что ж, столкнули Землю с трех китов, А Земля, как видим; не упала... Так кому ж поют сегодня славу? ...По земле, где смертью дым пропах. Шли солдаты, грязь мешая с глиной, Шли в своих тяжелы^ сапогах От родных околиц до Берлина. Были версты кровью облиты, А Земля качалась в горьком стоне. И держали Землю - не киты, А солдат усталые ладони. И, отжившей выдумки сто крат Жизнь умней! Как след высокой доли, Подтверждая это, - у солдат Светятся медали и мозоли. Анатолий ШЕСТОПАЛОВ. ИСТОКИ УЧИТ БЫТЬ РУССКИМИ, А НЕ КАЗАТЬСЯ! Какой он, Пушкин? В о в с е не преувеличением будет сказано — необъятный! Как ко см о с , как Вселенная . Неисчерпаем —как атом... И через 2 00 лет личность его , жизнь его , чувства, его одолевавшие, — не померкли , не отуманились забвеньем . Он по- прежнему ср ед и нас —живой. что эту задачу коллектив | выполнял успешно, за что и I отмечался переходящими | Красными знаменами обко-1 ма партии, ЦК КПСС Хо рошо. что устным выгово- ром отделался тогда дирек -1 тор. Могло быть и хуже Так ^ что, повезло. Хотя ему вообще везет в I жизни. За что ни возьмется, I все получается. То ли в ру -: башке родился, то ли Бог;;, помогает. На работе в него верят... , А может быть, везет ему в жизни оттого, что в любой момент через окно служеб-: кого кабинета может загля- нуть в св о е . . . детство?; Вспомнить ребячьи игры, друзей-футболистов, фото­ графию которых все эти годы он бережно хранит в рабочем столе, чтобы отре­ шившись от производствен­ ных проблем, получить за­ ряд энергии, от которой с утроенной силой он берется за новые дела. А их у Юрия Васильевича непочатый край... Георгий МИХАЙЛОВ. Я не рискну заявить или под­ писаться под много раз повто­ ренным «Пушкин — наш совре­ менник!». Это еще вопрос — до­ стойны ли, имеем ли мы право называться современниками Пушкина? Хотя вроде бы можно сослаться на знаменитые гого­ левские слова о ней! («Несколь­ ко слов о Пушкине»): «...это рус­ ский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (1834 год). То смятенное и растерянное состояние русского духа и души, что испытываем мы сегодня, — явно такого права не дает нико­ му из нас. Но поживем — уви­ дим: гоголевские двести лет («явление русского человека») еще не наступили,, как проница­ тельно заметил писатель и ис­ торик Вадим Кожинов. . Надежду вселяет неубываю­ щий интерес к Пушкину как ге­ ниальному выразителю русской души, зеркалу ее, ярчайшему свидетельству, а может быть, и оправданию нас (и трагической истории нашей) перед Богом. «У нас ведь все от Пушкина» — это слова Достоевского. Мне кажется, в этой блиста­ тельной формулировке соедине­ ны две ипостаси «явления Пуш­ кина России», его гения: первая — Пушкин как выразитель со­ кровенно-национального и вто­ рая — Пушкин как средоточение этого национального, стержень и духовная скрепа русского духа. Говоря математическим языком, в личности Пушкина наиболее полно выражена сокровенная формула духовной сути русско­ го человека, а шире — всей рус­ ской цивилизации. И вывод этот можно проил­ люстрировать мельчайшей де­ талью, штрихом, эпизодом из его жизни. Не говоря уже о твор­ ческом наследии, осмысление которого длится вот уже почти два столетия. Для меня, напри­ мер, потрясающе много говорит о Пушкине, именно как о русском человеке, такое вот свидетель­ ство его современницы Екате­ рины Фок (Осиповой): «Комната (в Михайловском) Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояла в ней всего-на­ всего простая кровать деревян­ ная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней ха­ лат, а стол был ломберный, ободранный; на нем он и писал, и не из чернильницы, а из по­ мадной банки...» Как все это соединить с во­ лшебным «Я помню чудное мгно­ венье...»? С высоким аристркра- тизмом поэта? Тут русская душа, полная тайн и загадок, — не ина­ че. Неизмеримо широкая, необъ­ ятная. И обаятельная в своей ас­ кетической простоте... Неисчерпаемость Пушкина сродни неисчерпаемости приро­ ды: и там и тут путь познания бесконечен. Ни одна из выдаю­ щихся личностей России (да и, похоже, в мире) не вызывала и не вызывает такого интереса но­ вых и новых поколений, как Пуш­ кин. Свидетельство тому — ог­ ромная библиотека книг о нем, которая продолжает пополнять­ ся. [Причем каждая новая эпоха открывает в нем и творчестве его новые грани, новое качест­ во. Пушкин всякий раз и всегда остается выразителем времени как бы ни менялось, ни услож­ нялось оно. Скажу больше: в мир Пуш­ кина мы — вольно или невольно — вглядываемся, как в зеркало. Что есть мы, какие мы — под­ скажи «свет наш, зеркальце»? Умудри, разреши, укажи! И в любую эпоху он выпол­ няет великую миссию — сопере­ живая, страдая и любя вместе с , нами. Он как бы не дает угас­ нуть тому небесному огню, что высвечивает мрак и потемки бытия, даря смысл и надежду. А в литературе — особенно зримо. Уместно тут вновь про­ цитировать Гоголя: «Пушкин был для всех поэтов, ему современ­ ных, точно сброшенный с неба поэтический огойь, от которого, как свечки, зажглись другие са­ моцветные огни»! Добавлю лишь — и был, и есть, и будет. Пушкин в высоком смысле народен. Открыт для каждого. Всяк волен зачерпнуть из океа­ на его души столько и того, что способен воспринять сам жаж­ дущий. И вот уже два столетия «приникают к Пушкину»—и умуд- рения ради, и в попытке понять и объяснить (по-своему) фено­ мен его, утолить... Что? Тут, мне кажется, более других желаний главенствует жажда саморас­ крытия, самореализации — с по­ мощью Пушкина. Пушкин — как идеал, которым поверяется со­ бственная жизнь: «Жизнь, зачем ты мне дана?» Разумеется, не всякое писа­ ние о нем достойно внимания или сосредоточения — тут важна мера таланта, вкуса и, если хо­ тите, аристократизма духа пишу­ щего. А еще — степень ответ­ ственности: ведь говорить при­ ходится о Пушкине! Любая фальшь тут немедленно само- разоблачает автора'. И каждое искреннее, с лю­ бовью и тактом сказанное сло­ во о Пушкине обогащает всех нас, радует новым открытием. Надо сказать, отечественное «Пушкиноведение» до последних «перестроечных» лет избегало 'искуба стать, по-хлеадаковски, с Пушкиным «на дружескую ногу». Традиция эта свято блюлась, пока Хлестаковщина, подобно плёсени, не взяла верх в Рос- си !^— в политике, экономике, культуре. Проникла она и в «Пуш­ киноведение», опошляя и лик по­ эте, и его творчество. Самрму Пушкину это не страшно («загрязнить» его не дано никому, уж тем более не по силам пигмеям от «демокра­ тии»). Страшно другое — в со­ знание людское внедряется под­ дельный Пушкин, лжеПушкин, окарикатуренный Пушкин. То по­ явятся вдруг «тонкие эротичес­ кие ножки», ему- якобы принад­ лежащие. То паскудно коммен­ тируется какая-нибудь цитата или поэтическая строка его. То вновь начинают ворошить белье... Однако не эти «откровения» с привкусом ублюдочной вседоз­ воленности есть «новое виде­ ние». Наше драматическое вре­ мя открывает полнее и ярче Пушкина-гражданина, патриота, державника, великого сына Рос­ сии, с гордостью возразившего однажды Чаадаеву-«западнику» его времени: «...клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы я переменить родину, отказаться от истории наших предков, от такой, какую нам Бог послал...» Это не просто слова попико- го мудреца. За ними — необъят­ ное, гению данное, видение и чув­ ствование России, где главное — именно гордость за ее исто­ рию, за тысячелетний пройден­ ный путь, за достоинства и не­ достатки ее, которые зачастую оказываются продолжением до­ стоинств. Чувствование, ему данное... Именно тут, в сокровенном ви­ дении мира, сосредоточен огром­ ный дар поэта. И лишь потом гений — выражение этого дара. Русским словом, русской речью... Именно дар чувствования, с годами расширявшийся, углуб­ лявшийся, обострявшийся и формировал Пушкина. Именно он и влечет нас к нему: попы­ таться увидеть, постичь мир, хоть краешком, его «чувствованием». Пушкин и сам помогает тут: кто хоть однажды не восклицал во­ след ему: «луна, как бледное пятно...», «мороз и солнце, день чудесный...», «буря мглою небо кроет...»? И так во всем, чего бы не коснулся его гений... Нам бы теперь впитать ту грань его дара, где Пушкин про­ явил себя как гражданин и пат­ риот России. Тогда, быть может, сквозь разор и позор, в котором оказалась страна и мы вместе с ней, засиял бы сокровенный образ России-матери, к которо­ му надо устремлять все помыс­ лы и силы. К России, увиденной Пушкиным! И легче тогда вызрела бы та «национальная идея», в поисках которой исхолопствовались и блудливая крсмополитическая интеллигенция, и вожди-иуды нового времени... Нам бы узнать те глубины Православия, которые откры­ лись Пушкину в его последние годы. И поняли бы мы тогда, что вначале надо возродить храм в собственной душе, чтобы не ли­ цемерить во Храме Божьем — со свечой или без нее... Нам бы глазами Пушкина взглянуть на государство наше, с его особой формой историчес­ кого бытия (империя — как фор­ ма гармонического сосущество­ вания народов, Россию населя­ ющих). Тогда очевидней и понят­ ней стал бы разрушительный яд «жуков-древоточцев», изрыгаю­ щих лукавые банальности о «пра­ вах и свободах», ради которых надо разрушить «империю зла». И, быть может, воспряли бы мы духом — ради спасения Ро­ дины, самих себя, будущего на ших детей. А еще заглянуть бы в зерка­ ло пушкинской души — и ус1ы диться самих себя. Устыдиться предательства правителей на­ ших. Устыдиться позорного рав­ нодушия своего. Ведь именно нам, недостойным, предки вру­ чили несметные богатства — земные и духовные, великую Веру и великую Россию. Все то, что в одночасье мы если не потеряли, то перестали ощущать своим достоянием. Теряя чувство от­ ветственности за этот дар, тем самым лишаем будущего потом­ ков наших... Владимир ПЕТРОВ, писатель .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz