Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

9 апреля 1999 г., № 7 2 -7 3 (20950 -20951 ) т ш т т Ф ГАГМЫ ПЪ ! ТАИНАРОССИИ Актуальность наследия Н, Я. Данилевского заключает­ ся в том, что дает нам возмож­ ность с еще одной серьезной мировоззренческой позиции посмотреть на судьбу России, подвергнуть анализу ее исто­ рию и вн^реннюю жизнь, оце­ нить современные преобразо­ вания. Обеспокоенный за судь­ бу России, анализируя ее ис­ торию и внутреннюю жизнь, Н.Я, Данилевский приходит к убеждению, что страна будет благополучно развиваться лишь в том случае, если пой­ дет своим путем, реализуя со­ бственные возможности. В. своей работе он делает вывод о том, что «... самобытность по­ литическая, культурная, про­ мышленная составляет тот иде­ ал, к которому должен стре­ миться каждый исторический народ». Данилевский считал, что любые социальные преобразо­ вания будут безуспешными, если они осуществляются по сомнительным рецептам, во­ преки национальным интере­ сам, под влиянием внешних сил. Как будто о сегодняшнем дне говорил Н. Я. Данилевский более 120 лет назад: «...никог­ да политическое или экономи­ ческое явление, замечаемое у одного народа и там уместное и благодетельное, не может считаться уже по одному это­ му уместным и благодетель­ ным у другого. Это может быть, но может и не быть...». Современные политики и реформаторы, провозгласив курс на формационные изме- дения, на переход к монетариз­ му, пока привели общество в криминально-чиновничий капи­ тализм. Снова — революцион­ ный скачок, снова — девиз «цель оправдывает средства», а народ — хворост в топке по­ литической борьбы. И, как во времена Н. Я. Да­ нилевского, мы снова и снова начинаем думать: а что же мы добиваемся своим европейни- чанием? (У него в книге есть Год с небольшим назад в Липецке прошли IV обл а с ­ тные историко-философские чтения, посвященные 175- летию выдающегося ру сско го философа Николая Яков­ левича Данилевского , уроженца села Оберец нынеш­ него Измалковского района. Сегодня книга Данилевско­ го «Ро сси я и Европа» , д о л ги е годы находивш аяся в забвении , привлекает огромное внимание и вызывает острые споры , как и 120 лет назад, когда она была из- ана вп ервы е . И деи ученого ока зались на редкость ЛИЗКИ нынешнему времени , они помогают уяснить, что же с нами происходит сегодня , почему мы опять п е р е ­ живаем историческую неудачу. Материалы конференции , в которой приняли учасг тие многие липецкие исследователи, а также гости из Москвы , изданы отдельной книгой. В ней немало инте­ ресного , включая публикацию статьи самого Данилев­ ского «Несколько слов по поводу конституционных в о ­ ж д ел ений наш ей «либеральной прессы » и фрагмент воспоминаний П.П. Семенова-Тян-шанского. Мы р еш и ­ ли познакомить ва с с отрывками из работы кандидата исторических наук, давнего автора «ЛГ» Николая Кал­ ганова «Н.Я. Данилевский и современные проблемы п о ­ литической и экономической жизни России». Справка: материалы конференции изданы под э ги ­ д о й Департамента науки и образования обладминис­ трации, липецко го государственного пединститута и областного краеведческого музея . специальная глава XI: «Европей- ничанье — болезнь русской жизни»). Чего мы хотим, стре­ мясь перенять, скопировать ев­ ропейский, западный путь раз­ вития? Дикого и бандитского российского капитализма, по выражению известного россий­ ского экономиста П. Бунича? Материального благоденствия, власти золотого тельца? Пока для большинства россиян страх перед завтрашнем днем, боязнь потерять работу или вовремя не получить зарплату, беспокойст­ во за судьбу детей и близких отодвигают на задний план раз­ мышления о смысле жизни, о свободе, о национальном инте­ ресе, о взаимоотношениях власти и общества. Как нельзя было начинать строить новое общество с рас­ стрела царской семьи, так не­ льзя, идя к рынку, отвмачивать- ся от немощных и слабых — ста­ риков и детей. ...Богатство само по себе никогда в России не рассмат­ ривалось как высшая ценность. Наши предки всегда осуждали неправедные пути обогащения, и в русском обществе всегда преобладала мысль о необхо­ димости делиться своим богат­ ством с малоимущими. Это де­ лалось ради спасения души своей. По его (Данилевского) мне­ нию «... вообще не интерес со­ ставляет главную пружину, глав­ ную,двигательную СИДУ .русско­ го народа, а внутреннее нрав­ ственное сознание, медленно подготовляющееся в его духов­ ном организме, но всецело ох­ ватывающее его, когда наста­ нет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления». Н.Я. Данилевский особо от­ мечал, что каждое государство должно иметь народную осно­ ву, опираться на народ. Он пи­ сал, что «... государство, не имеющее нмодной основы, не имеет в себе жизненного на­ чала и вообще не имеет ника­ кой причины существовать». Если результатом деятель­ ности правительства является ухудшение положения значи­ тельной части населения, то может ли оно поддерживать такое правительство? Не потеряли актуальности и выводы о враждебности Рос­ сии и Европы. И сейчас, не­ смотря на попытки экономи­ чески привязать Россию к Ев­ ропе, лидеры НАТО принима­ ют решение о его расширении на восток за счет бывших со­ циалистических стран. Снова попытка США стать един ­ ственным планетарным лиде­ ром. Снова на передний план выходят не столько конфлик­ ты стран или коалиций, сколь­ ко «конфликты цивилизаций». Вопрос стоит о том, при­ мет или не примет Россия, как выражался Н.Я. Данилевский, «жалкую ничтожную историчес­ кую роль подражателя Европы». Он еще тогда осуждал тех, кто был ослеплен блеском Евро­ пы так, «... что не понимают возможности прогресса вне предложенного ею пути; хотя сколько-нибудь пристальным взглядом нельзя не видеть, что европейская цивилизация так же одностороння, как и все на рвете»,. Горький опыт реформ по­ казывает, что строить новое общество необходимо, зало­ жив в фундамент его прежде всего такие основы, как нрав­ ственность, народность, патри­ отизм. Идеи Н.Я. Данилевско­ го должны помочь россиянам избежать/НОВЫХ ошибок. Он был патриотом России, думал о ее судьбе и ее величии. В М Е С Т О ^ ^ Р Е ^ И С Л О В ^ ПАХНЕТ ВРЕМЯ ТИПОГРАФСКОЙ КРАСКОЙ... В ПРОШЛОМ году НА СТЕЛЛАЖАХ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПОЯВИЛОСЬ ОКОЛО Ш НОВЫХ КНИГ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ Есть у Гоголя коротенькая — из одной-единственной фра­ зы — рецензия. Звучит она примерно так: раз уж такая кни­ жечка появилась, то сидит же где-нибудь на белом свете и читатель ее. Как всегда, у Николая Васильевича насмешка соседствует с состраданием. Гений жалостливо смотрит и на незадачливого сочинителя, и на читателя, что возьмет в руки вместо тома Пушкина или самого Гоголя творение наивного провинциала. Только так ли уместны тут жалость или ирония? Сегодня мы стали свидетелями расцвета своеобразного «самиздата». В глубинке одна за другой выходят книги профессионалов и непрофессионалов — чаще всего тиражом в несколько сот экземпляров, без должного редакторского пригляда и уж, точно, без малейшей коммерческой выгоды. Однако надо ли оценивать этот спонтанный процесс свысока? В конце кон­ цов, среди той сотни работ — прозаических, стихотворных, публицистических, мемуарных, научных, что изданы у нас в минувшем году, наверняка, найдутся отмеченные талантом, оригинальностью, мастерством, безусловно интересные для самой серьезной публики. Но и вещи сугубо самодеятель­ ные, откровенно любительские в большинстве своем не за­ служивают лишь снисходительной усмешки. Хотя бы пото­ му, что в них тоже отразилось наше время. И на них резонно посмотреть как на документы эпохи. Причем отражают-то они нечто иное, отличное от того, что привлекает внимание крупных или просто, как говорится, «попавших в струю» литераторов. Когда-то прозвучала любопытная мысль: гений создает свой мир, поэтому о реальности по его книгам судить нельзя. Другое дело — скромный, невеликий автор: вот он, действи­ тельно, ;зеркало.быта, насшроений, житейсково оиыта,минув­ ших лет- и веков,-То есть, нынешний «самиздатовский» бум имеет свою ценность и смысл, он оправдан не потому, что тешит чье-то самолюбие. Сегодня мы представляем читателям «ЛГ» четыре книги из тех самых ста. Не только в качестве «информации для размышления», но и с надеждой, что кто-то, раскрыв их, ощутит близость с кем-либо из авторов. А такое родство, та­ кая человеческая близость подчас важнее и дороже любых стилистических достоинств, любых гениальных прозрений, любых претензий на титул шедевра... И. НЕВЕРОВ. В ЖАНРЕ ПРАВДЫ По драматической остроте, фантас­ тичности исходной ситуации эта книга может соперничать с любым «крутым» боевиком о похождениях супермена, который побеждает в самых, казалось бы, безнадежных, гибельных обстоя­ тельствах. Представьте: тяжело ранен­ ный герой, ослепший, с перебитыми но­ гами, попадает в фашистский концла­ герь. Прикованный к постели, в голо­ де, холоде, он не только выживает, но и сохраняет силу духа, трезвость рас­ судка, способность помогать другим. А после Победы возвращается домой, находит здесь свою любовь и стано­ вится для односельчан опорой и под­ держкой. А теперь — два принципиальных уточнения. Человек, о котором идет речь, никакой не супермен, это обыч­ ный деревенский паренек, в начале по­ вествования ему нет и восемнадцати. Подобно сотням своих сверстников, Миша Урбан пошел в партизаны. Во время одной из операций на железной дороге он получил тяжелейшие ране­ ния и оказался в страшном концлагере Боровуха-1... И второе уточнение: в ис­ тории Михаила Урбана нет ни слова вы­ думки. Она не плод писательского во­ ображения, а итог документального ис­ следования, предпринятого Геннадием Владимировичем Капустенком, который и сам почти мальчишкой работал в бе­ лорусском подполье, затем стал бой­ цом партизанского отряда «Боевой», считался лучшим его разведчиком, бес­ страшным подрывником. Судьба автора сложилась так, что он, потомственный белорусский кре­ стьянин, после войны приехал в Липецк, трудился на НЛМК. Однако память о войне, о друзьях-товарищах и боях-по­ жарищах не отпускает его до сей поры. Она и побудила Геннадия Владимиро­ вича взяться за перо. Документальная повесть о Михаиле Урбане «Человек из легенды», объединенная с серией очер­ ков еще о пятнадцати солдатах и парт­ изанах, — не первая его книга. И на­ верняка не последняя. Да, он не про­ фессиональный литератор, его бесхит­ ростно написанные вещи балансируют на грани журналистики и мемуарного жанра. Вероятно, искушенный писатель нашел бы более выразительную фор­ му для этих «партизанских былей», бо­ лее яркую стилистику и композицию. Но, как ни странно, у меня нет стопроцент­ ной уверенности, что тот же «Человек ПА РТИЗА НСКИЕ БЫЛИ из легенды» от этого непременно толь­ ко бы выиграл. Вернее—выиграв в чисто литературном плане, он бы потерял в до­ стоверности. Признаюсь: читая страшные страни­ цы о том, как Урбана и его товарищей по Боровухе перевозят в лагерь уже на территории Германии, как один за дру­ гим умирают от ран, холода, голода, жаж­ ды военнопленные, я испытал потрясе­ ние. И мне было все равно, каким язы­ ком об этом рассказано. Передавая в дар редакции «ЛГ» свою книгу, Геннадий Владимирович почти ви­ новато сообщил: «Яобещал Михаилу, что напишу о нем. А он не дождался —умер... Совсем немного не дождался». Книга с таким вот устным предисло­ вием, согласитесь, обретает особый смысл, особую цену... И.Н. ОТ РЕДАКЦИИ: когда эта замет­ ка готовилась к публикации, Г.В. Ка- пустенок подарил «ЛГ» еще один свой партизанский сборник, вышед­ ший в свет уже в нынешнем году, — «Подвиги «Боевого»... НА ПУТИ К ИСТИНЕ НЕОТРЕКИСЬ, АРАЗМЫШЛИ. И Липчанин , постоянный автор «Липецкой газеты», Федор Мелихов издал кни ­ гу «Избранные философс­ кие работы». В то самое время, когда профессора, еще вчера неустанно цити­ ровавшие Маркса и Лени ­ на, наперебой начали их опровергать и разоблачать, з а м е н и в з а п ы л и вш и е с я портреты «основоположни­ ков» новыми изображения­ ми —кто Фрейда, кто Ницше, кто Бердяева, кто Штайне­ ра или Блаватской, ее ав­ тор анализирует категории м а териалистической д и а ­ лектики, пытается ответить на вопросы, нужна ли была Октябрьская революция и каково соотношение внут­ ренних и внешних противо­ речий в процессах ра зви ­ тия. Его не устраивает лег­ кость, с которой мы го то ­ вы, следуя моде, отречься от мощной традиции мате­ риализма, кстати, ведь не с М ар кса нача вш е го ся и насчитывающего тысячеле­ тия истории. И у Мелихова в э т о м о т н ош е н и и е с ть весьма авторитетные еди ­ номышленники — скажем , широко издающийся ныне Эрих Ф ромм , писавший о Марксе и его учении с глу­ б о ким у в а ж е н и е м . Для того, кто в самом деле д у ­ мает самостоятельно, а не повторяет расхожие имена и цитаты, очевидно: иска ­ ние истины нельзя подчи­ нить моде , п оли тичес кой к о н ъ ю н к т у р е . И о тд авая должное Сергию Булгакову или Ивану Ильину, Николаю Бердяеву или Фрейду , о т ­ нюдь не обязательно вы ­ б р а сы в а ть в м а к у л а т у р у тома Маркса или Ленина. Об этом и размышляет в своих заметках по поводу книги Мелихова кандидат исторических наук Лев На- водкин. Все началось с так назы­ ваемого «нового прочтения» марксизма-ленинизма якобы с позиций его творческого раз­ вития. Только это оказалось всего лишь камуфляжем. Вскоре люди, стригшие зва­ ния, гонорары, делавшие карь­ еру на марксизме, научном коммунизме, стали именовать его «ненаучным», «идеалисти­ ческим». Собственно, ему про­ сто отказали в праве на сущес­ твование наряф с другими фи­ лософскими учениями. Но за­ чем же вырывать из него от­ дельные листы? Устарелость отдельных взглядов Маркса, Энгельса, Ленина еще не по­ вод для огульного обыватель­ ского отбрасывания трудов этих мыслителей. Ведь они на­ всегда вошли в сокровищницу мировой культуры и науки. Позволю напомнить лишь одно изречение Маркса: «Ка­ питал отличается боязливой натурой... Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал со­ гласен на всякое применение, при 20% он становится ожив­ ленным, при, 50% — положи­ тельно готов сломать себе голову, при 100% он попирает ногами все человеческие за­ коны, при 300% нет такого пре­ ступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под стра­ хом виселицы». Разве это не то, что сей­ час происходит в России и мире? Да, безусловно: говоря о любой философии, необходи­ мо учитывать исторический контекст ее возникновения и развития; рассматривать ее во взаимосвязи с другими об­ ществоведческими учениями и взглядами; сопоставлять тео­ рию с общественной практи­ кой. Это и делает Ф.Ф, Мели­ хов, который не только рас­ сматривает вопросы матери­ алистической диалектики, но и просто, доходчиво излагает свое видение того, как будет совершенствоваться общест­ во уже в третьем тысячелетии. Автор стремится понять: куда мы идем? И куда должны идти? Теория Маркса- Ленина предвосхи­ тила мировую исто­ рию XX века. И это нельзя сбрасывать со счетов. Сегодня нужна новая, вер­ нее, обновленная теория, которая бы предвосхитила, а в чем-то и определи­ ла судьбу челове­ ческого общества в XXI столетии. Без нее будет невоз­ можно сохраниться нашей цивилизации. Без нее невозмож­ но разработать и стратегию для новой России. И, естес­ твенно, марксизм дает толчок для этих усилий. Великий ученый А. Гумбольдт заме­ тил: «Для того, что­ бы прийти к истине, нужно сто лет, а для того, чтобы начать следовать ей, нужно еще сто лет». Не абсолютизируя мар­ ксизм, давайте все же прислу­ шаемся к его создателям. Тем более что жизнь подтверждает многое из сказанного ими. Во всяком случае, люди уже пони­ мают: вряд ли только частный капитал способен спасти нашу страну, вряд ли это такая уж безусловно столбовая дорога в будущее человечества. Подума­ ем, например, над такими фак­ тами, как будто бы разрознен­ ными, но на самом деле явля­ ющимися фрагментами общей, далекой от благополучия карти­ ны. Сегодня военный контингент США находится более чем в 100 странах мира. Какие политичес­ кие режимы установятся в этих странах в случае вывода аме­ риканских войск с их террито­ рии? Вряд ли проамериканские, согласитесь. Далее. Происходит глобали­ зация неравенства: 20% насе­ ления земного шара, прожива­ ющего в развитых капиталисти­ ческих странах, потребляет бо­ лее 80% всего того, что добы­ вается и производится на на­ шей планете. Еще один тезис: предельная антропогенная перегруженность Земли. В США проживает 4% населения планеты, но на их долю приходится 25% выбросов ' углекислого газа в мире. Поэ­ тому пять лет назад в Рио-де- Жанейро представители 180 стран приняли решение к 2010 году ограничить выбросы газов, вызывающих парниковый эф­ фект, до уровня 1990 года, со­ кратив соответствующие произ­ водства. Однако вредные про­ изводства не сокращаются, и это чревато экологической ка­ тастрофой. 7-8 развитых стран мира не­ щадно эксплуатируют не только все остальные страны, но и сво­ их трудящихся. Налицо безра­ ботица, резкое разделение на богатых и бедных, рост пре­ ступности и т.п. Недавно лидер республиканцев в конгрессе США заявил: «Страна, в кото­ рой 12-летние дети рожают де­ тей, 15-летние убивают друг друга, 17-летние болеют СПИ­ Дом, а 18-летние не умеют чи­ тать, не может руководить ни­ кем». А теперь — о мировоззрен­ ческой стороне дела. Рушится идеология индивидуализма. Че­ ловек, оторванный от общест­ ва, перестает быть человеком. Даже миллиардер Сорос в своей недавно опубликованной книж­ ке под названием «Капиталис­ тическая угроза» вдруг начал, говорить языком марксиста. По его мнению, поскольку «деньги стали мерилом всех вещей... собственные интересы преоб­ ладают над общественным бла­ гом», идеология рынка становит­ ся угрозой «открытому и демок­ ратическому обществу». Американские эксперты предсказывают начало экономи­ ческого коллапса в развитых странах в любой момент. Пред­ вестием его являются финан­ сово-экономический кризис в Юго-Восточной Азии, события в Бразилии, втягивание в сис­ темный кризис Турции, грозя­ щий развалом государства. Кстати, знаменитый русский философ Александр Зиновьев просил Горбачева повреме­ нить с «перестройкой», так как видел, что капиталистический мир стоит накануне экономи­ ческой катастрофы. Но кому в нынешней России интересно мнение ученого с мировым именем? Результат безогляд­ ной капитализации нашей стра­ ны известен: ликвидирован СССР, порождена массовая нищета, свернуты социальные программы, разрушены важ­ нейшие отрасли промышлен­ ности. Некрасовский вопрос, кому на Руси жить хорошо, звучит как никогда актуально. Так кому же? Крестьянам, которые по­ теряли все и уже несколько лет не получают зарплату? Рабо­ чим, оказавшимся в условиях развала целых отраслей и мас­ совой безработицы? Интелли­ генции, которая стала совер­ шенно невостребованной? За­ щитникам Отечества, которые пополняют маргинальные слои? Пенсионерам, борю ­ щимся за свое выживание? Молодым людям, лишившим­ ся каких-либо идёаЛ'ов и пер­ спектив? Наконец, бизнесме­ нам, уставшим от произвола чиновников и бандитизма? Теперь мы на рубеже ве­ ков можем сказать, что про­ цессы, теоретически предска­ занные Марксом и Лениным, не закончены. Мир все еще в самом начале принципиально нового зтапа в своем разви­ тии. И, по существу, даже классические капиталистичес­ кие государства мира по-сво­ ему движутся... к социализму. Это, с одной стороны, созда­ ние материальных элементов в виде современной науки, тех­ ники и технологии. А с другой — кооперативов с собствен­ ностью работников, таких коо­ перативов уже десятки тысяч в США, Канаде, Испании, Франции и других странах. Конечно, все происходит отнюдь не так просто и легко, как хотелось бы. Но жизнь во многом свидетельствует о про­ зорливости и точности принци­ пиальных прогнозов Маркса, Энгельса, Ленина. Уже одно это побухадает не только ос­ тавить их книги на полках, но и перечитывать, обдумывать, чтобы разобраться в происхо­ дящем. Так, как это сделал мой земляк Федор Мелихов. Лев НАВОДКИН, зав. кафедрой истории Отечества и обществове­ дения Липецкого государ­ ственно го института усовершенствования учителей . Р .8. Те, кого заинтере­ совал сборник Ф .Ф . Мели­ хова, м о г ^ его приобрес ­ ти в к н и ж ны х м а га з и н а х Липецка . ----- О «СТАРОДАВНИХ СТИХАХ» ЛЕКАРСТВО ОТ ПЕСИСМИЗМА Творческая элита столи­ цы упоенно упражняется в вариациях на темы Апока­ липсиса и черном юморе. Общим эпиграфом к множес­ тву книг, фильмов, спектак­ лей, картин можно поста­ вить стишок талантливого русского абсурдиста: «Хоро­ шо сидеть в саду, улыбаясь на звезду, и подсчитывать в уме, сколько нас умрет к зиме». Провинция оптимистич­ нее и добрее. Она не пуска­ ется, задрав штаны, вдогон­ ку за дерзкими эксперимен­ таторами, готовыми играть с прошлым и будущим и при­ танцовывать на могильных холмиках. Ее поэты и живо­ писцы, известные и малоиз­ вестные, не стесняются при­ знавать старомодные ро­ дственные связи с Есени­ ным, Саврасовым или Коро­ виным. Если она и печалит­ ся, то все равно печаль ее светла. Жизнь не мачеха мне и не отчим. Хоть живу на семи сквозняках: Ведь планета — и та, между прочим, Тоже в ссадинах и синяках. Здесь по-прежнему ценит­ ся искренность, а не писк моды на тотальный скепти­ цизм, плавно переходящий в цинизм. В изданных крохот­ ными тиражами на медные, с трудом накопленные или вы­ прошенные у случайного спонсора гроши поэтических сборничках многое беззащит­ но перед критикой. Авторов нетрудно упрекнуть и в под­ ражательности, и в консерва­ тизме формы, и в банальнос­ ти, и в корявости каких-то строк, стихотворений. Но все вместе — и удачи, и неудачи — объединены той сердеч­ ной, утраченной маститыми и популярными интонацией, той человечностью, ради ко­ торых прощаешь несовершен­ ство. Эта характеристика пол­ ностью подходит и к трем книжечкам липчанина Евге­ ния Фисенко: «Поминовение», «Памятисветлый кристалл», «И вечен след». Может быть. уже наткнувшись на стальные иглы снобистской критики, автор их предусмотрительно пометил на титульных лис­ тах: «Стародавниестихи». Но стародавность в данном слу­ чае не синоним архаичности. Скорее речь о приверженнос­ ти поэта вечным, естествен­ ным началам, чувствам, мыс­ лям. Нет, он не хуже профес­ сиональных апокалиптиков знает: Время шпарит из всех калибров По мишеням открыто-голым. Невзначай и однажды выбрав Жизнь людей своим полигоном. Но, не прекраснодушни- чая, не пасторальничая, Фи­ сенко принимает неуют бы­ тия, найдя в нем еще в детст­ ве и сохранив до седины смысл, красоту и надежду. Благославляю жизнь в зените. Благодарю и день, и час За эти солнечные нити. Что с жизнью связывают нас. Осень на календаре и в сердце? Ну что ж. «Сентябрь — это осень. И доброе слово, как поздний шафран, дозре­ вает в душе». Зима? А она у него совсем и не унылая, и не морозная, и не метельная, она — одухотворена и очело­ вечена. Поэт создает о ней тихую сказку: Куда ни глянь — белым-бело. И кажется, большая птица Подлечит белое крыло И по весне от нас умчится. Умер друг? Но он все-таки жил. А жил — значит, оста­ вил след. В этом мире, где все на виду. Не заметить не может округа Ни упавшую с неба звезду. Ни из жизни ушедшего друга. Книжечки Евгения Фи­ сенко вышли тиражом всего- то 200 экземпляров. А тех, кто нуждается в лекарстве от безнадежности, куда больше. Поэтому будет справедливо перепечатать несколько «стародавних стихов», спо­ собных исцелить чей-то но­ вейший, сугубо современный пессимизм. И.Н. Первопричина Отрекаюсь от прошлых ошибок — Их все меньше теперь, как-никак. Ничего, что душа вся в ушибах. Вся в царапинах и в синяках. Хоть чему-то, но жизнь научила. Хоть какой-то, но опыт припас. Понимая, что первопричина Всех поступков нс в ком-то, а в нас. Жизнь — не мачеха мне и не отчим. Хоть живу на семи сквозняках: Ведь планета — и та, между прочим. КВГЕИИЙ ФИСЕИКО ПОМИНОВЕНИЕ Тоже в ссадинах и в синяках. Точка осени Вот и осень поставила точку. Дописав свою летопись яркую... День читает за строчкою строчку. Сапогами по радуге шаркая. Под ногами сугробы листвы — Разноцветной,узорчатой, вычурной... Ни абзаца теперь из главы И ни слова из строчки не вычеркнуть. Иные радуют приметы Уже не вешние рассветы. Не первопутка перехруст — Иные радуют приметы. Иная обжигает грусть. Милей не яркие картины, А приглушенные тона: Березка, в крапинках по тыну, Полубела, получерна... Слабей застенчивый румянец У холодеющих рябин. И шустрый ветер- оборванец Не отряхнет моих седин... Но женщина с волнистой прядью Иссиня-пепельных волос Еще красивей и нарядней — Чем прежде видеть довелось. Да и любовь теперь, я знаю. Не та, что в юности была: Та словно молния сквозная А эта тлеет добела.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz