Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
9 апреля 1999 г., № 7 2 -7 3 (20950 -20951 ) т ш т т Ф ГАГМЫ ПЪ ! ТАИНАРОССИИ Актуальность наследия Н, Я. Данилевского заключает ся в том, что дает нам возмож ность с еще одной серьезной мировоззренческой позиции посмотреть на судьбу России, подвергнуть анализу ее исто рию и вн^реннюю жизнь, оце нить современные преобразо вания. Обеспокоенный за судь бу России, анализируя ее ис торию и внутреннюю жизнь, Н.Я, Данилевский приходит к убеждению, что страна будет благополучно развиваться лишь в том случае, если пой дет своим путем, реализуя со бственные возможности. В. своей работе он делает вывод о том, что «... самобытность по литическая, культурная, про мышленная составляет тот иде ал, к которому должен стре миться каждый исторический народ». Данилевский считал, что любые социальные преобразо вания будут безуспешными, если они осуществляются по сомнительным рецептам, во преки национальным интере сам, под влиянием внешних сил. Как будто о сегодняшнем дне говорил Н. Я. Данилевский более 120 лет назад: «...никог да политическое или экономи ческое явление, замечаемое у одного народа и там уместное и благодетельное, не может считаться уже по одному это му уместным и благодетель ным у другого. Это может быть, но может и не быть...». Современные политики и реформаторы, провозгласив курс на формационные изме- дения, на переход к монетариз му, пока привели общество в криминально-чиновничий капи тализм. Снова — революцион ный скачок, снова — девиз «цель оправдывает средства», а народ — хворост в топке по литической борьбы. И, как во времена Н. Я. Да нилевского, мы снова и снова начинаем думать: а что же мы добиваемся своим европейни- чанием? (У него в книге есть Год с небольшим назад в Липецке прошли IV обл а с тные историко-философские чтения, посвященные 175- летию выдающегося ру сско го философа Николая Яков левича Данилевского , уроженца села Оберец нынеш него Измалковского района. Сегодня книга Данилевско го «Ро сси я и Европа» , д о л ги е годы находивш аяся в забвении , привлекает огромное внимание и вызывает острые споры , как и 120 лет назад, когда она была из- ана вп ервы е . И деи ученого ока зались на редкость ЛИЗКИ нынешнему времени , они помогают уяснить, что же с нами происходит сегодня , почему мы опять п е р е живаем историческую неудачу. Материалы конференции , в которой приняли учасг тие многие липецкие исследователи, а также гости из Москвы , изданы отдельной книгой. В ней немало инте ресного , включая публикацию статьи самого Данилев ского «Несколько слов по поводу конституционных в о ж д ел ений наш ей «либеральной прессы » и фрагмент воспоминаний П.П. Семенова-Тян-шанского. Мы р еш и ли познакомить ва с с отрывками из работы кандидата исторических наук, давнего автора «ЛГ» Николая Кал ганова «Н.Я. Данилевский и современные проблемы п о литической и экономической жизни России». Справка: материалы конференции изданы под э ги д о й Департамента науки и образования обладминис трации, липецко го государственного пединститута и областного краеведческого музея . специальная глава XI: «Европей- ничанье — болезнь русской жизни»). Чего мы хотим, стре мясь перенять, скопировать ев ропейский, западный путь раз вития? Дикого и бандитского российского капитализма, по выражению известного россий ского экономиста П. Бунича? Материального благоденствия, власти золотого тельца? Пока для большинства россиян страх перед завтрашнем днем, боязнь потерять работу или вовремя не получить зарплату, беспокойст во за судьбу детей и близких отодвигают на задний план раз мышления о смысле жизни, о свободе, о национальном инте ресе, о взаимоотношениях власти и общества. Как нельзя было начинать строить новое общество с рас стрела царской семьи, так не льзя, идя к рынку, отвмачивать- ся от немощных и слабых — ста риков и детей. ...Богатство само по себе никогда в России не рассмат ривалось как высшая ценность. Наши предки всегда осуждали неправедные пути обогащения, и в русском обществе всегда преобладала мысль о необхо димости делиться своим богат ством с малоимущими. Это де лалось ради спасения души своей. По его (Данилевского) мне нию «... вообще не интерес со ставляет главную пружину, глав ную,двигательную СИДУ .русско го народа, а внутреннее нрав ственное сознание, медленно подготовляющееся в его духов ном организме, но всецело ох ватывающее его, когда наста нет время для его внешнего практического обнаружения и осуществления». Н.Я. Данилевский особо от мечал, что каждое государство должно иметь народную осно ву, опираться на народ. Он пи сал, что «... государство, не имеющее нмодной основы, не имеет в себе жизненного на чала и вообще не имеет ника кой причины существовать». Если результатом деятель ности правительства является ухудшение положения значи тельной части населения, то может ли оно поддерживать такое правительство? Не потеряли актуальности и выводы о враждебности Рос сии и Европы. И сейчас, не смотря на попытки экономи чески привязать Россию к Ев ропе, лидеры НАТО принима ют решение о его расширении на восток за счет бывших со циалистических стран. Снова попытка США стать един ственным планетарным лиде ром. Снова на передний план выходят не столько конфлик ты стран или коалиций, сколь ко «конфликты цивилизаций». Вопрос стоит о том, при мет или не примет Россия, как выражался Н.Я. Данилевский, «жалкую ничтожную историчес кую роль подражателя Европы». Он еще тогда осуждал тех, кто был ослеплен блеском Евро пы так, «... что не понимают возможности прогресса вне предложенного ею пути; хотя сколько-нибудь пристальным взглядом нельзя не видеть, что европейская цивилизация так же одностороння, как и все на рвете»,. Горький опыт реформ по казывает, что строить новое общество необходимо, зало жив в фундамент его прежде всего такие основы, как нрав ственность, народность, патри отизм. Идеи Н.Я. Данилевско го должны помочь россиянам избежать/НОВЫХ ошибок. Он был патриотом России, думал о ее судьбе и ее величии. В М Е С Т О ^ ^ Р Е ^ И С Л О В ^ ПАХНЕТ ВРЕМЯ ТИПОГРАФСКОЙ КРАСКОЙ... В ПРОШЛОМ году НА СТЕЛЛАЖАХ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПОЯВИЛОСЬ ОКОЛО Ш НОВЫХ КНИГ НАШИХ ЗЕМЛЯКОВ Есть у Гоголя коротенькая — из одной-единственной фра зы — рецензия. Звучит она примерно так: раз уж такая кни жечка появилась, то сидит же где-нибудь на белом свете и читатель ее. Как всегда, у Николая Васильевича насмешка соседствует с состраданием. Гений жалостливо смотрит и на незадачливого сочинителя, и на читателя, что возьмет в руки вместо тома Пушкина или самого Гоголя творение наивного провинциала. Только так ли уместны тут жалость или ирония? Сегодня мы стали свидетелями расцвета своеобразного «самиздата». В глубинке одна за другой выходят книги профессионалов и непрофессионалов — чаще всего тиражом в несколько сот экземпляров, без должного редакторского пригляда и уж, точно, без малейшей коммерческой выгоды. Однако надо ли оценивать этот спонтанный процесс свысока? В конце кон цов, среди той сотни работ — прозаических, стихотворных, публицистических, мемуарных, научных, что изданы у нас в минувшем году, наверняка, найдутся отмеченные талантом, оригинальностью, мастерством, безусловно интересные для самой серьезной публики. Но и вещи сугубо самодеятель ные, откровенно любительские в большинстве своем не за служивают лишь снисходительной усмешки. Хотя бы пото му, что в них тоже отразилось наше время. И на них резонно посмотреть как на документы эпохи. Причем отражают-то они нечто иное, отличное от того, что привлекает внимание крупных или просто, как говорится, «попавших в струю» литераторов. Когда-то прозвучала любопытная мысль: гений создает свой мир, поэтому о реальности по его книгам судить нельзя. Другое дело — скромный, невеликий автор: вот он, действи тельно, ;зеркало.быта, насшроений, житейсково оиыта,минув ших лет- и веков,-То есть, нынешний «самиздатовский» бум имеет свою ценность и смысл, он оправдан не потому, что тешит чье-то самолюбие. Сегодня мы представляем читателям «ЛГ» четыре книги из тех самых ста. Не только в качестве «информации для размышления», но и с надеждой, что кто-то, раскрыв их, ощутит близость с кем-либо из авторов. А такое родство, та кая человеческая близость подчас важнее и дороже любых стилистических достоинств, любых гениальных прозрений, любых претензий на титул шедевра... И. НЕВЕРОВ. В ЖАНРЕ ПРАВДЫ По драматической остроте, фантас тичности исходной ситуации эта книга может соперничать с любым «крутым» боевиком о похождениях супермена, который побеждает в самых, казалось бы, безнадежных, гибельных обстоя тельствах. Представьте: тяжело ранен ный герой, ослепший, с перебитыми но гами, попадает в фашистский концла герь. Прикованный к постели, в голо де, холоде, он не только выживает, но и сохраняет силу духа, трезвость рас судка, способность помогать другим. А после Победы возвращается домой, находит здесь свою любовь и стано вится для односельчан опорой и под держкой. А теперь — два принципиальных уточнения. Человек, о котором идет речь, никакой не супермен, это обыч ный деревенский паренек, в начале по вествования ему нет и восемнадцати. Подобно сотням своих сверстников, Миша Урбан пошел в партизаны. Во время одной из операций на железной дороге он получил тяжелейшие ране ния и оказался в страшном концлагере Боровуха-1... И второе уточнение: в ис тории Михаила Урбана нет ни слова вы думки. Она не плод писательского во ображения, а итог документального ис следования, предпринятого Геннадием Владимировичем Капустенком, который и сам почти мальчишкой работал в бе лорусском подполье, затем стал бой цом партизанского отряда «Боевой», считался лучшим его разведчиком, бес страшным подрывником. Судьба автора сложилась так, что он, потомственный белорусский кре стьянин, после войны приехал в Липецк, трудился на НЛМК. Однако память о войне, о друзьях-товарищах и боях-по жарищах не отпускает его до сей поры. Она и побудила Геннадия Владимиро вича взяться за перо. Документальная повесть о Михаиле Урбане «Человек из легенды», объединенная с серией очер ков еще о пятнадцати солдатах и парт изанах, — не первая его книга. И на верняка не последняя. Да, он не про фессиональный литератор, его бесхит ростно написанные вещи балансируют на грани журналистики и мемуарного жанра. Вероятно, искушенный писатель нашел бы более выразительную фор му для этих «партизанских былей», бо лее яркую стилистику и композицию. Но, как ни странно, у меня нет стопроцент ной уверенности, что тот же «Человек ПА РТИЗА НСКИЕ БЫЛИ из легенды» от этого непременно толь ко бы выиграл. Вернее—выиграв в чисто литературном плане, он бы потерял в до стоверности. Признаюсь: читая страшные страни цы о том, как Урбана и его товарищей по Боровухе перевозят в лагерь уже на территории Германии, как один за дру гим умирают от ран, холода, голода, жаж ды военнопленные, я испытал потрясе ние. И мне было все равно, каким язы ком об этом рассказано. Передавая в дар редакции «ЛГ» свою книгу, Геннадий Владимирович почти ви новато сообщил: «Яобещал Михаилу, что напишу о нем. А он не дождался —умер... Совсем немного не дождался». Книга с таким вот устным предисло вием, согласитесь, обретает особый смысл, особую цену... И.Н. ОТ РЕДАКЦИИ: когда эта замет ка готовилась к публикации, Г.В. Ка- пустенок подарил «ЛГ» еще один свой партизанский сборник, вышед ший в свет уже в нынешнем году, — «Подвиги «Боевого»... НА ПУТИ К ИСТИНЕ НЕОТРЕКИСЬ, АРАЗМЫШЛИ. И Липчанин , постоянный автор «Липецкой газеты», Федор Мелихов издал кни гу «Избранные философс кие работы». В то самое время, когда профессора, еще вчера неустанно цити ровавшие Маркса и Лени на, наперебой начали их опровергать и разоблачать, з а м е н и в з а п ы л и вш и е с я портреты «основоположни ков» новыми изображения ми —кто Фрейда, кто Ницше, кто Бердяева, кто Штайне ра или Блаватской, ее ав тор анализирует категории м а териалистической д и а лектики, пытается ответить на вопросы, нужна ли была Октябрьская революция и каково соотношение внут ренних и внешних противо речий в процессах ра зви тия. Его не устраивает лег кость, с которой мы го то вы, следуя моде, отречься от мощной традиции мате риализма, кстати, ведь не с М ар кса нача вш е го ся и насчитывающего тысячеле тия истории. И у Мелихова в э т о м о т н ош е н и и е с ть весьма авторитетные еди номышленники — скажем , широко издающийся ныне Эрих Ф ромм , писавший о Марксе и его учении с глу б о ким у в а ж е н и е м . Для того, кто в самом деле д у мает самостоятельно, а не повторяет расхожие имена и цитаты, очевидно: иска ние истины нельзя подчи нить моде , п оли тичес кой к о н ъ ю н к т у р е . И о тд авая должное Сергию Булгакову или Ивану Ильину, Николаю Бердяеву или Фрейду , о т нюдь не обязательно вы б р а сы в а ть в м а к у л а т у р у тома Маркса или Ленина. Об этом и размышляет в своих заметках по поводу книги Мелихова кандидат исторических наук Лев На- водкин. Все началось с так назы ваемого «нового прочтения» марксизма-ленинизма якобы с позиций его творческого раз вития. Только это оказалось всего лишь камуфляжем. Вскоре люди, стригшие зва ния, гонорары, делавшие карь еру на марксизме, научном коммунизме, стали именовать его «ненаучным», «идеалисти ческим». Собственно, ему про сто отказали в праве на сущес твование наряф с другими фи лософскими учениями. Но за чем же вырывать из него от дельные листы? Устарелость отдельных взглядов Маркса, Энгельса, Ленина еще не по вод для огульного обыватель ского отбрасывания трудов этих мыслителей. Ведь они на всегда вошли в сокровищницу мировой культуры и науки. Позволю напомнить лишь одно изречение Маркса: «Ка питал отличается боязливой натурой... Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал со гласен на всякое применение, при 20% он становится ожив ленным, при, 50% — положи тельно готов сломать себе голову, при 100% он попирает ногами все человеческие за коны, при 300% нет такого пре ступления, на которое он не рискнул бы хотя бы под стра хом виселицы». Разве это не то, что сей час происходит в России и мире? Да, безусловно: говоря о любой философии, необходи мо учитывать исторический контекст ее возникновения и развития; рассматривать ее во взаимосвязи с другими об ществоведческими учениями и взглядами; сопоставлять тео рию с общественной практи кой. Это и делает Ф.Ф, Мели хов, который не только рас сматривает вопросы матери алистической диалектики, но и просто, доходчиво излагает свое видение того, как будет совершенствоваться общест во уже в третьем тысячелетии. Автор стремится понять: куда мы идем? И куда должны идти? Теория Маркса- Ленина предвосхи тила мировую исто рию XX века. И это нельзя сбрасывать со счетов. Сегодня нужна новая, вер нее, обновленная теория, которая бы предвосхитила, а в чем-то и определи ла судьбу челове ческого общества в XXI столетии. Без нее будет невоз можно сохраниться нашей цивилизации. Без нее невозмож но разработать и стратегию для новой России. И, естес твенно, марксизм дает толчок для этих усилий. Великий ученый А. Гумбольдт заме тил: «Для того, что бы прийти к истине, нужно сто лет, а для того, чтобы начать следовать ей, нужно еще сто лет». Не абсолютизируя мар ксизм, давайте все же прислу шаемся к его создателям. Тем более что жизнь подтверждает многое из сказанного ими. Во всяком случае, люди уже пони мают: вряд ли только частный капитал способен спасти нашу страну, вряд ли это такая уж безусловно столбовая дорога в будущее человечества. Подума ем, например, над такими фак тами, как будто бы разрознен ными, но на самом деле явля ющимися фрагментами общей, далекой от благополучия карти ны. Сегодня военный контингент США находится более чем в 100 странах мира. Какие политичес кие режимы установятся в этих странах в случае вывода аме риканских войск с их террито рии? Вряд ли проамериканские, согласитесь. Далее. Происходит глобали зация неравенства: 20% насе ления земного шара, прожива ющего в развитых капиталисти ческих странах, потребляет бо лее 80% всего того, что добы вается и производится на на шей планете. Еще один тезис: предельная антропогенная перегруженность Земли. В США проживает 4% населения планеты, но на их долю приходится 25% выбросов ' углекислого газа в мире. Поэ тому пять лет назад в Рио-де- Жанейро представители 180 стран приняли решение к 2010 году ограничить выбросы газов, вызывающих парниковый эф фект, до уровня 1990 года, со кратив соответствующие произ водства. Однако вредные про изводства не сокращаются, и это чревато экологической ка тастрофой. 7-8 развитых стран мира не щадно эксплуатируют не только все остальные страны, но и сво их трудящихся. Налицо безра ботица, резкое разделение на богатых и бедных, рост пре ступности и т.п. Недавно лидер республиканцев в конгрессе США заявил: «Страна, в кото рой 12-летние дети рожают де тей, 15-летние убивают друг друга, 17-летние болеют СПИ Дом, а 18-летние не умеют чи тать, не может руководить ни кем». А теперь — о мировоззрен ческой стороне дела. Рушится идеология индивидуализма. Че ловек, оторванный от общест ва, перестает быть человеком. Даже миллиардер Сорос в своей недавно опубликованной книж ке под названием «Капиталис тическая угроза» вдруг начал, говорить языком марксиста. По его мнению, поскольку «деньги стали мерилом всех вещей... собственные интересы преоб ладают над общественным бла гом», идеология рынка становит ся угрозой «открытому и демок ратическому обществу». Американские эксперты предсказывают начало экономи ческого коллапса в развитых странах в любой момент. Пред вестием его являются финан сово-экономический кризис в Юго-Восточной Азии, события в Бразилии, втягивание в сис темный кризис Турции, грозя щий развалом государства. Кстати, знаменитый русский философ Александр Зиновьев просил Горбачева повреме нить с «перестройкой», так как видел, что капиталистический мир стоит накануне экономи ческой катастрофы. Но кому в нынешней России интересно мнение ученого с мировым именем? Результат безогляд ной капитализации нашей стра ны известен: ликвидирован СССР, порождена массовая нищета, свернуты социальные программы, разрушены важ нейшие отрасли промышлен ности. Некрасовский вопрос, кому на Руси жить хорошо, звучит как никогда актуально. Так кому же? Крестьянам, которые по теряли все и уже несколько лет не получают зарплату? Рабо чим, оказавшимся в условиях развала целых отраслей и мас совой безработицы? Интелли генции, которая стала совер шенно невостребованной? За щитникам Отечества, которые пополняют маргинальные слои? Пенсионерам, борю щимся за свое выживание? Молодым людям, лишившим ся каких-либо идёаЛ'ов и пер спектив? Наконец, бизнесме нам, уставшим от произвола чиновников и бандитизма? Теперь мы на рубеже ве ков можем сказать, что про цессы, теоретически предска занные Марксом и Лениным, не закончены. Мир все еще в самом начале принципиально нового зтапа в своем разви тии. И, по существу, даже классические капиталистичес кие государства мира по-сво ему движутся... к социализму. Это, с одной стороны, созда ние материальных элементов в виде современной науки, тех ники и технологии. А с другой — кооперативов с собствен ностью работников, таких коо перативов уже десятки тысяч в США, Канаде, Испании, Франции и других странах. Конечно, все происходит отнюдь не так просто и легко, как хотелось бы. Но жизнь во многом свидетельствует о про зорливости и точности принци пиальных прогнозов Маркса, Энгельса, Ленина. Уже одно это побухадает не только ос тавить их книги на полках, но и перечитывать, обдумывать, чтобы разобраться в происхо дящем. Так, как это сделал мой земляк Федор Мелихов. Лев НАВОДКИН, зав. кафедрой истории Отечества и обществове дения Липецкого государ ственно го института усовершенствования учителей . Р .8. Те, кого заинтере совал сборник Ф .Ф . Мели хова, м о г ^ его приобрес ти в к н и ж ны х м а га з и н а х Липецка . ----- О «СТАРОДАВНИХ СТИХАХ» ЛЕКАРСТВО ОТ ПЕСИСМИЗМА Творческая элита столи цы упоенно упражняется в вариациях на темы Апока липсиса и черном юморе. Общим эпиграфом к множес тву книг, фильмов, спектак лей, картин можно поста вить стишок талантливого русского абсурдиста: «Хоро шо сидеть в саду, улыбаясь на звезду, и подсчитывать в уме, сколько нас умрет к зиме». Провинция оптимистич нее и добрее. Она не пуска ется, задрав штаны, вдогон ку за дерзкими эксперимен таторами, готовыми играть с прошлым и будущим и при танцовывать на могильных холмиках. Ее поэты и живо писцы, известные и малоиз вестные, не стесняются при знавать старомодные ро дственные связи с Есени ным, Саврасовым или Коро виным. Если она и печалит ся, то все равно печаль ее светла. Жизнь не мачеха мне и не отчим. Хоть живу на семи сквозняках: Ведь планета — и та, между прочим, Тоже в ссадинах и синяках. Здесь по-прежнему ценит ся искренность, а не писк моды на тотальный скепти цизм, плавно переходящий в цинизм. В изданных крохот ными тиражами на медные, с трудом накопленные или вы прошенные у случайного спонсора гроши поэтических сборничках многое беззащит но перед критикой. Авторов нетрудно упрекнуть и в под ражательности, и в консерва тизме формы, и в банальнос ти, и в корявости каких-то строк, стихотворений. Но все вместе — и удачи, и неудачи — объединены той сердеч ной, утраченной маститыми и популярными интонацией, той человечностью, ради ко торых прощаешь несовершен ство. Эта характеристика пол ностью подходит и к трем книжечкам липчанина Евге ния Фисенко: «Поминовение», «Памятисветлый кристалл», «И вечен след». Может быть. уже наткнувшись на стальные иглы снобистской критики, автор их предусмотрительно пометил на титульных лис тах: «Стародавниестихи». Но стародавность в данном слу чае не синоним архаичности. Скорее речь о приверженнос ти поэта вечным, естествен ным началам, чувствам, мыс лям. Нет, он не хуже профес сиональных апокалиптиков знает: Время шпарит из всех калибров По мишеням открыто-голым. Невзначай и однажды выбрав Жизнь людей своим полигоном. Но, не прекраснодушни- чая, не пасторальничая, Фи сенко принимает неуют бы тия, найдя в нем еще в детст ве и сохранив до седины смысл, красоту и надежду. Благославляю жизнь в зените. Благодарю и день, и час За эти солнечные нити. Что с жизнью связывают нас. Осень на календаре и в сердце? Ну что ж. «Сентябрь — это осень. И доброе слово, как поздний шафран, дозре вает в душе». Зима? А она у него совсем и не унылая, и не морозная, и не метельная, она — одухотворена и очело вечена. Поэт создает о ней тихую сказку: Куда ни глянь — белым-бело. И кажется, большая птица Подлечит белое крыло И по весне от нас умчится. Умер друг? Но он все-таки жил. А жил — значит, оста вил след. В этом мире, где все на виду. Не заметить не может округа Ни упавшую с неба звезду. Ни из жизни ушедшего друга. Книжечки Евгения Фи сенко вышли тиражом всего- то 200 экземпляров. А тех, кто нуждается в лекарстве от безнадежности, куда больше. Поэтому будет справедливо перепечатать несколько «стародавних стихов», спо собных исцелить чей-то но вейший, сугубо современный пессимизм. И.Н. Первопричина Отрекаюсь от прошлых ошибок — Их все меньше теперь, как-никак. Ничего, что душа вся в ушибах. Вся в царапинах и в синяках. Хоть чему-то, но жизнь научила. Хоть какой-то, но опыт припас. Понимая, что первопричина Всех поступков нс в ком-то, а в нас. Жизнь — не мачеха мне и не отчим. Хоть живу на семи сквозняках: Ведь планета — и та, между прочим. КВГЕИИЙ ФИСЕИКО ПОМИНОВЕНИЕ Тоже в ссадинах и в синяках. Точка осени Вот и осень поставила точку. Дописав свою летопись яркую... День читает за строчкою строчку. Сапогами по радуге шаркая. Под ногами сугробы листвы — Разноцветной,узорчатой, вычурной... Ни абзаца теперь из главы И ни слова из строчки не вычеркнуть. Иные радуют приметы Уже не вешние рассветы. Не первопутка перехруст — Иные радуют приметы. Иная обжигает грусть. Милей не яркие картины, А приглушенные тона: Березка, в крапинках по тыну, Полубела, получерна... Слабей застенчивый румянец У холодеющих рябин. И шустрый ветер- оборванец Не отряхнет моих седин... Но женщина с волнистой прядью Иссиня-пепельных волос Еще красивей и нарядней — Чем прежде видеть довелось. Да и любовь теперь, я знаю. Не та, что в юности была: Та словно молния сквозная А эта тлеет добела.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz