Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а 3 0 м а р т е 1 9 9 9 г . , № 6 3 ( 2 0 9 4 1 ) На заседание «кругло го стола» в стенах редак ции на этот раз собра лись лю ди , во многом формирующие и опреде ляющие экономическую политику в нашей облас ти. Прех<де всего в главной ее составляющей — формировании бюдже тов всех уровней. Оценка экономической ситуации, наметившиеся тенден ции, прогнозы на теку щий год — вот далеко не полный перечень вопро сов, заданных журналис тами В .Рощупкину, заместителю председате ля областного Совета депутатов, председателю комитета по экономике A. Белянскому, депута там, членам комитета B. Настичу и В .Смирно ву, начальнику социаль но-экономического управ ления областного Совета депутатов Б.Столповско- му, президенту Липецкой торгово -промышленной палаты Л. Погудиной, заместителю председате ля Липецкого городского Совета депутатов И. Полосину и председателю комиссии горсовета по местному самоуправле нию В .Мешкову. Открывая заседание, глав ный редактор «ЛГ» газеты Владимир САВЕЛЬЕВ под черкнул: — Сегодняшний «круг лый стол» —восстановление давней традиции нашей газе ты: регулярно встречаться с представителями деловых кругов, властных структур, людьми, занятыми в конкрет ных сферах деятельности по актуальнейшим проблемам социально-экономической жизни области, города, той или иной отрасли хозяйства. Условие одно — не полити канствовать, а искать пути выхода из непростых ситуа ций, содействовать делу воз рождения и созидания всего того, что оказалось погребен ным под руинами псевдоре форм последнего десятиле тия. Наша газета уже давно стала трибуной для всех не равнодушных к происходя щему в стране людей — по литиков, хозяйственников, общественных деятелей. А спорим мы на страницах га зеты не ради удовлетворения чьих-то амбиций, но для того, чтобы гармонизировать отно шения в обществе или хотя бы нащупать конструктив ные решения. Момент исти ны — именно в созидании. Вот и сегодня наша задача — не только обменяться мнени ями, но и подумать о путях достижения общественно значимых целей. Всегда важ на совместная работа органов влас:^и,,,дедовых кругов и прессы' — через диалог, дис куссию, обмен мнениями, споры. Сегодняшний «круглый Стол» — лишь фрагмент в этом перспективном направ лении совместной работы. Тема его не сиюминутна, а актуальна постоянно: законо дательная власть и хозяй ствующие структуры, про блемы формирования бюдже та и укрепления налогообла гаемой базы, тарифная поли тика на энергоресурсы и воз рождение реального сектора экономики, малое и среднее предпринимательство, нало говое законодательство... А главное — как эффек тивнее реализовать производ ственный, трудовой, интел лектуальный, экономический потенциал, имеющийся в на шем распоряжении? I. «ОТ 17АВГУСТА1998 - ДО 17 АВГУСТА1999 ГОДА» Чего ожидать в экономи ке области к годовщине «черного дня»? В случае ухудшения ситуации, какие меры спасения есть в «резер ве» у власти и хозяйствен ников? Бюджет области при нимался в непростых усло виях, и его корректировка неизбежна. Что предпри нять, чтобы не снизилась его доходная часть? Борис СТОЛПОВСКИЙ: — Хотелось бы вначале напомнить, в каких обстоя тельствах шло формирование областного бюджета, чтобы лучше понять, как жить и дейстовать в течение очень непростого года. Работа над проектом бюд жета шла в условиях, скажу так, чрезвычайно присталь ного внимания к механизму его формирования: каждая цифра буквально «просвечи валась» депутатами. Особый спрос был и с начальников отраслевых управлений ад министрации —за объектив ность и доказательность их позиций. И так —по каждой строке, по каждой цифре. Все спорные, противоречи вые вопросы рассматрива лись как бы с двух сторон: да, средств не хватает, но их не должно быть меньше кри тического уровня! Условия жесткие: доход ная часть ограничена, а пот ребность в расходах — вели ка. Как сбалансировать эти составляющие? Вот почему главным вопросом дискуссий был один —как добиться оп тимального расходования бюджетных средств? Потому и возникли такие понятия, как «минимальный бюджет», «бюджет текущих расхо дов», «бюджет развития». Нам, законодателям, при шлось по-новому и достаточ но критично взглянуть на закон о бюджетном устройст ве и бюджетном процессе. Иначе на процесс формиро вания бюджета взглянули и органы исполнительной влас ти, прежде всего — местно го самоуправления. Немало предложений по доведенным нормативам и подходам к формированию бюджета было высказано на местах, в рай онах. Разумеется, еще мно гое предстоит уточнять, ре шать в течение года, пос кольку доходная часть фор мируется не в кабинетах, а всеми административными и муниципальными образова ниями. Андрей БЕЛЯНСКИЙ: — Та острота споров и дискуссий, что наблюдалась в ходе обсуждения бюджета года, явилась как бы отраже нием противоречивых тен денций, что наблюдаются в обществе. Жизнь усложни лась, процесс расслоения на бедное большинство и бога тое меньшинство после авгус товского кризиса усилился. Был и другой, на мой взгляд, конструктивный момент: большую часть нового депу татского корпуса (и в час тности, комитета по экономи ке, который я возглавляю) составили люди, обладающие немалым опытом хозяйство вания в реальном секторе экономики. И подход их к формированию бюджета был достаточно жестким и пре дельно ответственным. Опыт работы на предприятиях при годился. И эту науку депу таты облсовета, конечно же, применяют при формирова нии бюджета области. Ду маю, бюджетные «страсти» пошли на пользу всем, а сам принятый бюджет стал более «прозрачным», более реалис тичным и отвечающим требо ванию жизни. Естественно, жизнь вне сет свои коррективы, и,' мо жет быть, они будут очень жесткие и неожиданные. Но мы убеждены —опыт и про фессионализм депутатского корпуса позволят найти вы ход из самых сложных ситу аций. Важно подчеркнуть — баланс интересов отыскивал ся в ходе серьезной дискус сии. А это значит, что осно ва бюджета серьезная, кон струкция его обладает опре деленным запасом прочнос ти. Что касается прогнозов, то благополучие экономики области по-прежнему зави сит от того, как будет скла дываться ситуация вокруг НЛМК, главного бюджето формирующего предпри ятия. Напомню, налоговые отчисления от комбината не уменьшились, напротив, в прошлом году их было боль ше на 117 млн. рублей, чем в предыдущем. Думаю, что и в этом году сумеем выпла тить их в полном объеме. А значит и бюджет области выдержит все «перегрузки»: уроки 17 августа даром не прошли. Второй раз застать нас врасплох не получится — есть знание и понимание опас ности. На пользу дела, считаю, пойдут и те новые законы, что мы разрабатываем и при нимаем в области —о едином налоге на вмененный доход, о налоге с продаж, о льготах по налогу на прибыль пред приятий и организаций. Сумеем дать жизнь ра зумным законам — бюджет будет реален. Во всяком слу чае не ниже утвержденного уровня, а по некоторым по казателям и превышать за планированные доходы. Владимир НАСТИЧ: — И еще одна особен ность. Прежде чем присту пить к формированию бюдже та, депутаты внимательно проанализировали, как шло его исполнение за 9 месяцев предыдущего года. Стало ясно, что доходная часть не выполняется, а значит и но вый бюджет надо строить с учетом этой тенденции. Мы понимали, что иллюзий быть не должно, к формированию бюджета надо подойти пре дельно ответственно и кри тично. Будет ли на сей раз ис полнена прогнозируемая до ходная часть? Все эти годы она не выполнялась по ряду причин. И эти причины надо было проанализировать, а одновременно —посмотреть, а что же происходило в рас ходной его части? При обсуждении расход ных статей все понимали — формировать новый бюджет приходится в условиях хро нически «сжимающейся» налогооблагаемой базы. К первым корректировкам его приступим в апреле, и тогда станет ясно — в чем недора ботки или, напротив, где по зитивные сдвиги. Худшее, что может нас ожидать, —повторение 17 ав густа прошлого года, новый виток инфляции, падение рубля и т.д. А для предпри ятий —рост тарифов на энер горесурсы, железнодорож ные перевозки, топливо. Это —беда, поскольку доля этих составляющих во всем объеме затрат на производство очень велика — до 40 процентов. Подскочат цены — возрастут затраты на себестоимость про дукции, неизбежен рост цен на нее. И это в условиях и без того низкого платежеспособ ного спроса! О каком возро ждении или подъеме того же машиностроения можно гово рить? Нельзя не учитывать и резко осложнившейся поли тической ситуации в стране. Отсюда вопрос: кто, когда и как будет определять единую промышленную политику? В каком направлении станут развиваться антидемпинго вые процессы? Если по этим и другим позициям ситуация будет ухудшаться — паде ния производства, уровня жизни, коллапса всей эконо мики не избежать. В том чис ле и в Липецкой области. Хотя мы, новолипчане, дела ем все, чтобы удержаться на рынках сбыта, поддерживать высокое качество и конкурен- то-способность нашей стали. Удержимся — значит пер спектива с бюджетом, да и всей экономики области бу дет достаточно обнадежива ющей. Андрей БЕЛЯНСКИЙ: —Я хочу добавить, что в недавней беседе со мной Се рафим Колпаков, президент Союза металлургов, по пово ду антидемпинговой кампа нии высказался так. Он за явил, что вся эта «борьба» — сугубо политическая акция, не имеющая к экономике и рынку никакого отношения. Благодаря поставкам россий ской стали в США число ра бочих мест там увеличилось на 1 миллион! Так что стано вится все более очевидным, как действуют влиятельные круги, заинтересованные в частности, по единому нало гу на вмененный доход, по налогу с продаж, высказан ряд противоположных точек зрения, критических замеча ний. Причем это был «голос масс». Значит, жизнь застав ляла депутатов активнее вы ходить на диалог с теми, кто бюджет исполняет? Обсуж дение проектов законов по этим налогам шло в услови ях активного прессинга со стороны предпринимательс ких структур. Как удалось найти «консенсус», нащупать сближающие все точки зре ния варианты? Владимир РОЩУПКИН: — Прелсде чем ответить на эти вопросы, опять надо вернуться к бюджету года. Объективности ради следует отметить — принятый бюд жет не обеС' чивает в полной мере выполнение всех соци альных программ области. Он слаб, но и в то же время реа листичен и вполне выполним. закона, а отнести его к 1 июля, что на последней сес сии и было утверждено: срок ввода закона о едином нало ге па вмененный доход — 1 июля текущего года. Время для доработок и внесения поправок в этот очень важный закон есть, и оно, думаю, будет использо вано продуктивно. С введени ем же его восторжествует принцип социальной справед ливости: те, кто платил мно го, будут платить поменьше, а кто не платил (и таких не мало) — будут наконец-то платить налоги. А главное —никто не вы ступает против этого закона, все стороны, участвовавшие в обсуждении, отмечали его насущность, содержатель ность и справедливость по отношению ко всем субъек там хозяйствования. Лилия ПОГУДИНА; — Проект этого закона неоднократно обсуждался в Очень важно, чтобы диа лог между законодательной и исполнительной властью и предприним ательскими структурами велся постоян но. Нужен постоянный поиск и корректировка наиболее эффективных решений. У нас в области именно такая практика наметилась: законо датели слышат, что говорят снизу. Это прекрасно, это — шаг вперед! Очевидно, что малый и средний бизнес в условиях промышленного кризиса и есть тот рычаг, что способен поднять и держать всю социальную сферу об щества. Борис СТОЛПОВСКИЙ: —Очень важна активиза ция законодательной иници ативы именно самих пред принимателей, занятых в малом и среднем бизнесе, их творчество. Почему преобла дает настроение, что только законодатели должны разра «КРУГЛЫЙ стол» «ЛГ» ш н о ц а т е л и и П Р Е Д П Р И Н И М А Т Е Л И ; Владимир Рощупкин развале России. И задачу свою они выполняют всеми средствами, в том числе и вы теснением наших товаропро изводителей со своих рын ков. Владимир НАСТИЧ: — За три последних года металлургическими пред приятиями России объем пос тавок стали в США увеличен примерно в три раза. А вот японцами — в пять раз! Тем не менее «давят» нас, не смотря на высокое качество и дешевизну металла. Кста ти, это ложь, что мы прода ем его ниже себестоимости. Низкие цены нашей стали определены другими факто рами. В частности, не всегда в металлургии экономически целесообразны дорогостоя щие технологии. Нашим ме таллом потребители доволь ны, зато «недовольны» те политические круги, кото рым сильная Россия не нуж на... II. ВДИАЛОГЕСНАРОДОМ Проблемы регионального законодательства. Роль ор ганов местного самоуправ ления в решении социально- экономических задач. Как удержать в равновесии ин тересы законодателей, пред принимателей, хозяйствен ников при формировании бюджета? Консолидация уси лий по совместному выжива нию —на какой основе? Но вые налоговые инициативы — пути их реализации? Владимир САВЕЛЬЕВ: —При обсуждении новых налоговых инициатив, в Владимир Настич Прежде всего потому, что к формированию доходной час ти его, в отличие от бюдже та-98, подошли более прагма тично и трезво. В бюджете прошлого года планировалось иметь около 600 млн. рублей неналоговых доходов — в частности, от реализации га зопроводов низкого давления. Но при этом механизм реа лизации этого проекта разра ботан не был, не был опреде лен и покупатель. Что и при вело к невыполнению бюдже та. В этом году к формирова нию доходной части мы по дошли предельно жестко — по всем ее составляющим. Без иллюзий и бесперспектив ных ожиданий. Ситуация с расходами —и это надо при знать честно — такова, что расходы далеко не покрыва ются нашими доходами. На сегодня дефицит составляет около 7 процентов (131 млн. рублей), и придется немало поработать в течение года, чтобы его покрыть. Теперь о дискуссионных вопросах. Когда мы обсужда ли закон о едином налоге на вмененный доход, прозвуча ла такая мысль: «Интересы предпринимателей и органов власти при формировании бюджета никогда не могут совпасть, поскольку одни хо тят платить поменьше, дру гие — собрать побольше!». Тем не менее баланс общих интересов есть всегда, и по иск его — актуальная зада ча общества. Суть проблемы хорошо видна всем, и все участники совещания по это му закону, в принципе, одоб рили его проект. Была лишь одна просьба — не стоит то ропиться с введением этого Игорь Полосин Торгово-промышленной па лате. Мнения были высказа ны самые разные, уточнения тщательно прорабатывались, а предложения направлялись в областной Совет. И все они учтены. Но дискуссия пока не закончена, поскольку до стичь идеального удовлетво рения интересов всех сторон невозможно. Но он и не пред назначен для всех абсолют но, а лишь для тех, кто захо чет им воспользоваться. У предпринимателя, в принци пе, есть выбор. Нет на сегодня главного — уверенности, что этот за кон не будет изменен. Общес тву очень важно выработать и утвердить надежные «пра вила игры» — тогда и рабо тать, и жить будет намного легче. В ряде регионов закон принят, работает и ... жест ко критикуется. Поэтому очень важно нашим законо дателям присмотреться к практике реализации закона там, где он воплощается в жизнь. Более радикально следу ет заняться и поддержкой малого бизнеса — важней шей составляющей экономи ки области. И не только фи нансированием (которого пока нет), но системой поддержи вающих льгот тем, кто рабо тает, увеличивает число ра бочих мест. У нас же систе ма налоговых сборов такова, что «стимулирует» как раз сокращение рабочих мест. Поэтому нашим законода тельным органам надо по думать, как побудить пред принимателей развивать про изводство, увеличивать чис ло рабочих мест. Лилия Погудина батывать «хорошие законы»? Есть проблемы отрасли, вы их видите изнутри, глубже — предлагайте законодате лям нормативные акты на рас смотрение. И потребуйте при нятия. Поэтому мы считаем, что творческая инициатива снизу — важнейший фактор в поисках общественного со гласия, гармонизации отно шений «власть —предприни матель». Законотворческий процесс не должен идти обо собленно от тех, кто создает материальные ценности или услуги. О перспективе. Промыш ленный потенциал области формировался прежде всего как элемент общесоюзного и рассчитан на удовлетворение именно общегосудедствен- ных потребителей. Поэтому если говорить о его возрожде нии, то надо говорить о все российской комплексной про грамме такого возрождения. Самостоятельно сегодня не поднимется ни одна отрасль, ни одно предприятие. Долж на быть разработана страте гия и тактика возрождения промышленности, программа увеличения емкости внутрен него рынка и т.д. Должна быть не просто рыночная сти хия, но и планирование, опо ра на какие-то базбвые циф ры развития. Что и делает ся, кстати, на Западе. Поэтому говорить о про гнозах развития области с ее огромным промышленным потенциалом невозможно в отрыве от того, что делается в этом направлении на пра вительственном уровне. Владимир ПЕТРОВ, ре дактор отдела экономики «ЛГ* — Промышленная инф раструктура в области сохра нилась. Газета наша не раз обращала внимание на это об стоятельство, пытаясь дать масштабную картину взаимо- увязанности всех составляю щих реального сектора эко номики. Поэтому говоря о проблемах, скажем, НЛМК, надо думать и о проблемах других отраслей. То есть смотреть на казалось бы час тные проблемы каждой от расли в комплексе, с тем что бы при решении их коорди нировать усилия, выстраи вать совместную политику выхода из кризиса. Одна из больных тем здесь — долги энергетикам. Очевидно, что это долговое бремя наиболее опасно и разрушительно для всех —как для потребителей энергоресурсов, так и самих энергетиков. Не меньше страдает и сам бюджет, не гласно дотируемый энергоо беспечивающими предпри ятиями области — АО «Ли- пецкэнерго» и липецким фи лиалом «Межрегионгаза». Владислав СМИРНОВ: — К сожалению, долги области перед энергетиками на сегодня очень велики: по газу — это около 750 млн. рублей (300 млн. рублей — только бюджетников), по электроэнергии —свыше 1,4 млрд, рублей (800 млн. руб лей — бюджетников). Вот почему надо срочно искать пути решения этой сложней шей проблемы. А они доста точно просты. Первое — оп лачивать текущие платежи своевременно и в полном объ еме. И второе — срочно раз работать реальный график погашения накопившейся задолженности со сроком, скажем, в пять-десять лет. И продолжать дальней шую работу среди самих пот ребителей — как по рацио нальному использованию энергоресурсов, так и своев ременной оплате за них. В но вом бюджете по-прежнему нет отдельной строки по до лгам энергетикам, они опять «спрятаны» внутри него. Но дальше закрывать глаза на эту кричащую проблему не льзя, не рискуя обрушить и базовую отрасль, и экономи ку области в целом. (Выступление Владисла ва Анатольевича, содержа щее много конструктивных предложений, мы намерены дать в одном из последую щих номеров «ЛГ»). III. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ- СЕРЬЕЗНЫЙФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ Проблемы регионального законодательства и роль ор ганов местного самоуправ ления в решении социально- экономических проблем. Формирование бюджетов об ласти II города — как удер жать в равновесии интере сы? Игорь ПОЛОСИН: —Говоря о городской эко номике, мне хотелось бы не много уточнить место Липец ка и в системе органов влас ти, и в структуре всего про мышленно-хозяйственного комплекса области. * На сегодняшний день в областном центре реально действует местное самоуп равление, поскольку оно спо собно сформировать и испол нить свой бюджет. Именно в этом его жизнестойкость, ка кой нет во многих муници пальных образованиях облас ти, живущих за счет дотаций. Именно с этих позиций можно начинать поиск воз можной консолидации или объединения хозяйственных структур города. Ведь даже этот августов ский кризис, кроме всячес ких бед, принес кое-что по ложительное. Например, от крыл внутренний потреби тельский рынок отечествен ным товарам. Вот первая воз можность для объединения усилий — создать условия для повышения конкуренто способности отечественных производителей. И — регу лирующей, а не ограничи тельной, политикой ценообра зования, льготами для произ водителей. Значит, надо на чинать с потребительского рынка, так как здесь глав ный оборот «живых» денег. Почему, например, при фор мировании областного бюд жета мы «бились» за извест ные 90 миллионов? Потому, что основной потребительс кий рынок области находит ся в Липецке. И именно в городе формируется в основ ном областной бюджет. А со кращая доходную его часть, уменьшаем соответственно доходы липчан, а значит изы маем эти деньги с потреби тельского рынка. Вот так вза имосвязаны бюджет и пот ребление. Наш город можно назвать зоной стабильности, которая определяет в целом стабиль ность области и ее бюджета и позволяет создавать анало гичные в других районах. В городе оценили свои возмож ности и решили — муници пальные предприятия долж ны создаваться и работать там, где наибольшая обора чиваемость средств, где воз можен наиболее «быстрый» доход. Это прежде всего пот ребительский рынок товаров и услуг. С этим связаны пос ледние решения о стоянках, парковках, бензозаправках, создании муниципальной тор гово-рыночной системы, по другим направлениям. За тем, накопив определенные ресурсы, можно думать об инвестициях в легкую и пе рерабатывающую промыш ленность. А уж затем —в от расли, рассчитанные на бо лее длительный срок получе ния доходов. Свои возмож ности и ресурсы в этом на правлении есть и у области. Такой поэтапный процесс бу дет всем по силам, поможет не распылять деньги, а объ- ^ единять их, реально запус- ^ тить механизм развития. Виктор МЕШКОВ: — В смысле сказанного Игорем Васильевичем, я хо тел бы подробнее остановить ся на взаимоотношениях двух систем власти — госу дарственной и местного само управления. Идея объедине ния городских сил и средств может серьезно споткнуться на том, что это две совершен- но разные системы, с разны- ми подходами и законода тельной базой. Вот Игорь Ва сильевич, говоря о бюджете, употребил выражение город «бился» за 90 миллионов. Хотелось бы, чтобы все вза имоотношения города и об ласти были выстроены пре жде всего через законода тельную нормативную базу, и особенно по финансовым статьям. Тогда бы местное самоуправление не «билось», не просило у субъекта Феде рации, а знало, что ему по ложено, а что нет. Затем как четкий индикатор деятель ности власти, нам нужен за кон о минимальном социаль ном стандарте. Чтобы не надо было доказывать, хорошо или плохо живет население, пра вильна ли экономическая, со циальная политика власти. Но «бродит» этот закон где- то даже не в облсовете, а в Госдуме. Следующая пробле ма. Местному самоуправле нию сегодня передано столь- / ко государственных полномо- щ чий, что «бери не хочу». Они и в жилищно-коммунальном хозяйстве, и в здравоохране нии, и в культуре, и социаль ной защите. Но увы, эти пол номочия не всегда подтвер ждены финансово ни в нало гах, ни в отчислениях, ни в дотациях. Короче, процесс консоли дации систем власти и хозяй ствующих субъектов всех форм собственности должен осуществляться на четкой законодательной базе. IV. РАСШИРЯТЬ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО Что есть своевременное и объективное информирова ние общества? Как строить конструктивные отношения с прессой? Андрей БЕЛЯНСКИЙ: — Журналистам необхо димо усиливать созидатель ную направленность своих критических материалов. Критика ло.пжна быть 1 Ц>е- жде всего конструктивной и справедливой. Чем больше объективности в материале, тем больше уважения к ав тору и в целом к газете. У новолипчан с «ЛГ» тра диционно добрые партнерс кие отношения, и мы высоко ценим нашу дружбу. Мы не требуем «лакировки» дей- ствите.чьности — критико вать надо и нас, но не ради критики только, а в интере сах дела, всего нашего об щества! Владимир НАСТИЧ: —Сегодня особенно важ- / но разъяснять людям, что щ происходит в экономике об ласти, города, на нашем предприятии. Спекуляции на трудностях, а то Изаурядным сплетням, которые зачастую распространяются (и в отно шении НЛМК в том числе), надо противопоставлять трез вую, разумную и взвешенную информацию. Особенно в пе риод предвыборных кампа ний. Ваша газета, кстати, давно и прочно стоит на этих конструктивных позициях, объединяющих общество, — ради созидания, ради наше го общего дела. Между на селением и властью всегда имеется некий «зазор». Нет в природе такой власти, дей ствия которой удовлетворили бы все общество. Вот этот «зазор» и должна заполнять пресса, выражая и формируя общие интересы как власти, так и народа. Не разделять общество, усиливая негатив ные тенденции, а объединять —вот, думается, социальная задача прессы. Обращать сло во свое не к эмоциям и страс тям людским, а к разуму, к благоразумию. Этого и хоте лось бы пожелать «Липецкой газете». Лилия ПОГУДИНА: — И активнее вовлекать в свое информационное поле предпринимательскую сферу деятельности, взгляды дело вых людей. Владимир РОЩУПКИН: —Значение сегодняшней встречи нельзя приумень- шить: именно в таких вот диалогах —и не только в сте нах редакций —достигается общественное согласие. А это сегодня чрезвычайно важ но. Как важен и широкий общественный резонанс та ких диалогов. Замечательно, что именно депутаты показы вают пример в поиске путей общественного согласия. А это стало возможным потому, что депутатский кор пус прекрасно осознает, что нашему обществу нужен не раскол, не конфронтация, а поиск истины. Ради согласия, ради созидательных дел. Отчет подготовили Владимир ПЕТРОВ, Анатолий ШАХОВ. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz