Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
27 марта 1999 г., № 6 1 -62 (20939-20940) м о н о л о г А КТЕРЛ Алексей ПРАСЛОВ: «стрдаь к ЛИЦЕДЕЙСТВУ БУДЕТ ЦАРИТЬ ВСЕГДА» < к ' Л I В спектаклях елецкого драматического театра «Бенефис» работы засл у женного артиста Казахста на Алексея Праслова всег да привлекают зрителей. Каждая его роль — главная или эпизодическая, — как и поставленный им с п е к такль, заставляют размыш лять, сострадать, радовать ся, но только не оставляют равнодушным. Актерский дар у Алексея впервые проявился на школьной сцене под Сара товом, где стараниями учи телей был создан театраль ный кружок, удивлявший своими постановками всю округу. Праслову доверяли играть Незнамова, Онеги на, Чацкого, Демона и дру гих героев известных рус ских классиков, встреча с которыми наложила на него столь серьезный отпеча ток, что, выдержав экзаме- ' .1 в университет, он, не здумывая, забрал доку менты и поступил в Сара товское театральное учи лище. И вот уже тридцать лет Алексей Иванович служит его Величеству — Театру. Сначала в Павлодаре и Алма-Ате, где в 1977 году ему было присвоено звание заслуженного артиста рес публики, а с 1994 года — в Ельце, где вместе с колле гами он возрождает теат ральные традиции старин ного русского города. В небольшой гримерной и состоялся наш разговор с актером. «ДЛ Я ДЕТЕЙ НАДО ИГРАТЬ К А К Д Л Я ВЗРОСЛЫХ , НО ТОЛЬКО ЛУЧШЕ» Д ет ский зритель — осо бый зритель . В большей сте пени это ощущается сегод ня , когда и з сердца ребенка так нещадно выхолащивает ся наш е истинное , русское. Зап адны е мультфильмы не наполняют его душу . Вот по ч ем у так в а ж ^ вернуть ре бятне ска зку . Д о Ельца, как и до Липецкой области , к счастью , еще не докатились в такой степени душевный разврат , ожесточенность , и, д ум ая об этом, мы стараем ся ставить детские спектак ли , которые маленькие зр и тели смотрят с удовольстви ем . За пять лет мы показали «Сказ о скоморохе и царе Горохе» Корабельника, «За- йку-зазнайку» Михалкова и е г о ж е «Три п о р о с е н к а » , «Великого лягушонка» У с тинова, пушкинского «Золо того петуш ка» , «Кота в са погах» Прокофьевой и Сап- гир , а такж е написанные и поставленные мною рем ейк с ру сски х сказок «О том о сем да с табачком» и «Ново годняя кутерьма». П о с л е д н и й с п е к т а к л ь , кстати , появил ся накануне нынешнего года, а уж е в этом году мы инсценировали сказ ку П уш кина о Золотом п е туш ке . К с к а з к ам в п о сл едн е е время мы пытаемся п о д х о дить по-взрослому. Для детей надо играть как для взрос лых , только лучш е . Может , это не всегда получается , но наши актеры — а это в ос новном молодежь — старают ся . В первые годы пребыва ния «Бенефиса* в Ельце, ког да шла реконструкция зд а ния театра, нам приходилось работать на вы е зд а х . И не только в Л ип ецкой области , но и Орловской , Тульской . Если в городах д ети еще что- то видят , то в сельских рай онах для н и х приезд артис тов — настоящий праздник . А для актеров — это напря ж е н н а я р а б о т а : р а н н и й подъем , долгая дорога и по з дн е е в о з в р ащ е н и е , п о за ди которого по три отыгранных спектакля за д ен ь . . . «И В ТЕАТРЕ ВСЕГДА ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО» Что первично и вторично в театре: актер или р еж и с сер -постановщик? Тут надо вспомнить — что было вна чале? А вначале было слово. М ы сль . З н а ч и т , п ервич ен режи ссер . Мы, актеры, чита ем текст , вьем свои мысли вокруг сюж ета , а режиссура — это масса фантазий , кото рая долж н а заставить все за работать вокруг себя . Это не просто раскладка по сюж ету . Я это понял еще в ТЮЗе, ког д а с т а в и л «Н е у л о в и м о г о Фунтика». Мне возразят, что без ак тера режиссер ничего не сто ит , даж е гениальный — кто его смотреть будет с гениаль ной мыслью? Но вся «затрав ка» , идея идет преж де всего от постановщ ика . Вначал е актер порой не понимает чего р еж и с с ер хочет? И просто подчиняется , пока не почув ствует нити , а уж потом на чинает соучаствовать , при внося свое представление. Но принимать предлож ение или нет — все-таки реш ает р е ж и ссер , потому что он ра з рабатывает общ ую к он ц еп цию сп ек такл я , в которую твоя идея м ож ет и не вплес тись . У актера только своя роль , а у реж и ссера за д ей ствовано 5 -10 артистов, кото рых нужно сорганизовать в какую -то картину, у которой есть или нет рамок , но все равно должна просматривать ся даль , горизонты , установ ленные режиссером . Но все ж е и он питается от актеров, а если этого не происходит , то проигрывает творчество. ИСКУССТВО т о л ь к о с в и д у с т о л ь ДОСТУПНОЕ и ЛЕГКОЕ Актер долж ен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным — так говорил Станиславский . Ты получа ешь роль — и все начинаешь как с белого листа. Держишь в руках новый текст — на бор информации , которую ты долж ен передать зрителю , — а внутри уж е что-то р ож да ется , что не определить , но оно не уходи т от тебя. Нель з я о б ъ я с н и т ь п у б л и к е , сколько у силий и скрытой работы заключается в и скус стве актера, столь с виду до ступном и легком . Мы рож даем характеры . А что такое характер? Цепь по ступков . Но этого мало . Допустим , я выйду на сцену и по сюж ету все сыграю хо рошо. Скажем , все преодоле ет мой герой , но для образа этого мало, если говорить об образе . Внутри себя разраба тываешь новые проходы . От куда это берется? Конечно, в первую очередь и з себя . В человеке все залож ено . Чув ство, эм оции , главное про н и к н у т ь , п р оч у в ст в о в а т ь . Ч то -то зам еч а еш ь в ок р у г , наблюдаешь походку , особен ности, силуэт , на каком диа- . лекте говорят. Когда это про пустишь через себя — роль удается . Тогда зал слышит, понимает тебя и принимает твоего героя. Но актер н е долж ен заста иваться, он долж ен постоян но играть, каж дый вечер вы ходить на сцену и доказывать зр и т ел ям , что он зд есь не зря ; что он что -то м ож ет . Однако творчество сегодня зависит от многих внешних об ст оя т ел ь ст в , главны е из которых — финансовые. Что бы ставить спектакли , н уж ны д ень ги , а их нет . И не только в Ельце , но и в стра не. Д аж е в Москве крупные театры не всегда имеют воз можность делать новые пос т ан овки , за и ск лю ч ен и ем , п ож алуй , "Ленкома", где на «Трехгрошовую оперу» дали 5 0 0 тысяч долларов . Мы и не мечтаем о таких суммах — наши спектакли об ходятся в 3 -10 тысяч рублей, но и за такими деньгами при хо ди т ся не раз походить с протян утой 1 )укой наш ему руководству , чтобы поддер живать жи знь в театре. И получается , что вроде чуть-чуть поднялись — кап ремонт , можно сказать , за вершен, потихоньку открыли свои пош ивочный , столяр ный , электро- и реквизитор- ский ц еха , гримерный, — но хорошие идеи разбиваются о рифы безденежья . И ко все му этому добавляется быто вая неустроенность актеров, хотя и во все времена боль ш и н с т в о и х с е м е й ч а с т о ж или д аж е в театрах . Нам город вы д еля ет н еск ол ьк о квартир, за что мы, безуслов но , благодарны. Но эта про блема ещ е для многих кол лег остается проблемой , из- за чего молодые актеры у е з жают . СОЕДИНЕНЬЕ МУЗ Театр в маленьком горо де повышает его статус, по вышает достоинство к аж до го человека, живущ его в нем. Мне так каж ется . Д аж е если горож анин ни р а зу сам не был в этом театре. А ведь в Ельце есть и профессиональ ный джазовый оркестр, хоро шие хоры, танцевальные кол лективы ... И все ж е театр — это н е много другое . Скаж ем , вы йдет любитель на сцену , где всего два фонаря поставлены, и ему все простится , и даж е п о хл оп аю т : «Г лянь , В а ся , сосед мой как здорово игра ет!». А мы-то обязаны иначе, у нас не м ож ет быть два ф о наря — их должно быть 20! 100! Не м ож ет быть одного костюма на всех — нуж ен на каждый спектакль . Музыка, т е х н и к а , чтобы все могло крутиться ,вертеться , подни маться , опускаться , летать, то есть подход другой , чем в самодеятельности . И только такой театр украшает город, тогда он становится центром его культурной ж и зни . «Б енефис» в нынешнем году отметит свое пятилетие, из которых первые три года практически полностью были отданы реконструкции зд а ния , но д аж е в этих услови ях наш репертуар был попол нен б е з м ало го двадцатью спектаклями , на которых в самом театре за посл едни е два года побы вали свыш е ш естн адц ати тысяч зр и т е лей . СТРАСТЬ К СОЗЕРЦАНИЮ НЕ УМРЕТ НИКОГДА Что бы и сколько ни гово рили — ник о гда не ум р ет стр а сть к л и ц е д е й с т в у . И н есмотря на ны неш н ее з а силь е зап а дн ой культуры , русской душ е она все равно о ста ется н еп он я тн ой . Нам ближ е свое , наци ональное , нам хочется обязательно со п ер еж и в а ть . Т олько у нас есть такое, скаж ем , в горе: «Да ты поголоси по покойни ку , попричитай — легче ста нет». Сострадание, действи тельно, великое дело . И нам не надо ничего вы думывать — все давно при думано на века традициями в наш ей русской культуре , чувственной природой теат ра . К о гд а на сц ен е кип я т Страсти, Любовь , Ревность , творятся Добро и Зло , идут споры про Долг и Честь или герои размышляют о Смыс ле Ж и зни — это захватыва ет зрителя . Люди ж д у т даж е пр о сто го р а згов ор а по д у ш ам ... З ап и сал а Т ам ара ФЕДЮКИНА , соб . корр . «Липецкой га зеты » . г. Елец . ЧЕТЫРЕ ВЕЧЕРА «ЛП.Л» П О С Л Е А В И Н Ь О Н А . . . УЖ о ком стоит ПОГОВО РИТЬ СЕГОДНЯ, так это о теат ре-студии «Арт», позапрошлым летом с успехом выступившем на международном фестивале в Авиньоне. Атмосфера Авиньона одной из «театральных Мекк» — лучше для совсем молодой сту дии не придумать. Новоиспечен ные самодеятельные артисты из Липецка познакомились с миро выми сценическими достижени ями, себя показали.,, И теперь, что бы ни делали артовцы во главе с Артемом Антоновым, они всегда готовы ответить: а эту идею нам подсказал Авинь он, мы там еще и не такое ви дели. Да, там они повидали ли- цедейские достижения предель но разнообразные, способные вписаться в любые площадь, площадку и закоулок старинно го французского городка. Однако самые насыщенные фестивальные впечатления вряд ли Что-то значат, если труппа не имеет собственного генератора идей. Слава Богу, у «Арта» он есть. Что заявлено уже в назва нии студии. «Арт» — не только «искусство» в переводе на рус ский. Это еще и сокращенный вариант имени Артем. Явившись автором или соавтором четырех постановок, показанных на ми нувшей неделе в областном кра еведческом музее, Артем Анто нов убедительно продемонстри-' ровал, что он вовсе не формаль ный лидер студии. ИТАК, ПО ПОРЯДКУ. ПЕР ВЫЙ ВЕЧЕР; «Каменный гость», «Маленькая трагедия» А.С. Пуш кина. Длинный безмолвный про лог: слуга Дон Гуана Лепорелло (Сергей Поляков) танцует с при думанными театром женщинами своего хозяина, которых Дон Гуан (сам Артем Антонов) поо чередно и хладнокровно... зака лывает. Три его жертвы — до полнительные, так сказать, штрихи к портрету главного пер сонажа. Он у Антонова — раз неженный, расслабленный, но в нужный момент всегда начеку, эдакий обольститель-убивец. А ведь хороший вроде бы, сооб разительный парень. Ну ладно, нет у него ничего святого, ника ких сомнений. Но зачем же жен- щин-то убивать? Думается, здесь театр пытается материа лизовать подспудные помыслы Дон Гуана, логически «дописать» то, что отсутствует в пьесе. То есть «Арт» честно и решительно выводит любовника-злодея на чистую воду, к тому же без уче- нически-робкого пиетета отно сясь к пушкинскому тексту, а как бы пробуя его на прочность и удовлетворенно убеждаясь: текст идеален, способен выдер жать любой сценический экспе римент. Любопытен заключительный ход спектакля. Вместо Коман дора акт возмездия по отноше- нию'кДон Гуану совершает... Ле порелло. Да уж, никто лучше слу ги не осведомлен о хозяйских прегрешениях. Разве что Лепо релло в качестве мстителя воз никает слишком внезапно, пред варительных намеков на такую возможность театр не дает. Однако, может, и в столь неожи данном превращении верного слуги в борца за справедли вость есть известный резон? ВО ВТОРОЙ ВЕЧЕР ШЕЛ «ХИТ» артовского сезона — «О тебе» подростковой студии «Гранд» при театре. Спектакль видели ельчане, воронежцы, он и в самом деле вполне соответ ствует гастрольно-фестиваль ному уровню (если бы не фи нансовые сложности, «О тебе» отправился бы в Болгарию). Ра бота, по мнению ее создателей, держится на двух «китах». Она навеяна романом Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества» и осно вана на том эффекте, что 12- 14-летние ребята моделируют острые проблемы взрослых. Правда, мне кажется, что кон кретный Маркес тут почти ни при чем, а возраст проблем не на столько локален. «О тебе» — вообще «универсальное» зрели ще (раньше говорили: по фор ме и содержанию) обо всех нас, от мала до велика. В реальнос ти сами дети, по сути, точно так же строят и выясняют отноше ния между собой, как показано в спектакле. Примечательна его фабуль ная конструкция. Перед зрите лями возникает нечто вроде «проходного двора», точнее — жилища с постоянной сменой ббитателей. Причем приходящий почти во всех случаях сменяет, вытесняет обосновавшегося было в жилище до него. Это вместо того, чтобы выживать вместе, вдвоем. То есть, таким образом, возникает прямо-таки фатальной значимости мотив взаимного непонимания людей, несовпадения интересов, недо стижимости личного счастья. При этом исполнители не про износят ни слова (!). «О тебе» — дрампантомима размером в полнометражное сценическое «полотно», пластическая фанта зия на фоне двух десятков — звучащих встык и продуманно подобранных — музыкальных номеров, включая и классику, и «попсу». Дети ведут партии без укоризненно, а в эпилоге попар-' но, точно вослед со стоявшимся событи ям спектакля, обме ниваются рукопожати ями. Мол, мы — дру желюбные лицедеи; мы показали, как не надо себя вести; из влеките, господа и то варищи, из увиденно го мораль и постарайтесь не забывать о «чувстве локтя». СЛЕДУЮЩИМ ВЕЧЕРОМ ОТ ЗРИТЕЛЕЙ ТРЕБОВАЛОСЬ совсем иное — редкостное по нынешним театральным време нам терпение. Трехчасовой «Спектакль для двоих» по пьесе Т. Уильямса словно испытывал публику, брал ее на измор. То мительные паузы, неопределен ность, «вязкость», топтание на месте сюжета явно кренились в сторону с трудом восприни маемого абсурдизма. Персона жи Т. Уильямса — невезучие ак теры (в их ролях—Татьяна Мед ведева и Артем Антонов). Они готовятся сыграть тот самый «Спектакль для двоих». Про бра та с сестрой, ставших затвор никами после трагедии с их ро дителями. Отыграв, актеры по падают в противоположно иную ситуацию. Они, наоборот, жела ют выбраться из опустевшего и напрочь запертого здания те атра. Разумеется, Т. Медведева и А. Антонов стремятся поведать о более тонких, сложных мате риях, чем боязнь открытого (за крытого) пространства. В «Спек такле для двоих» находится до статочно места и для актерско го, и для зрительского вообра жения-соображения. Т. Уильямс, в общем, безжалостен к со зданным им героям, он не ща дит их ни перед остальными пер сонажами, ни перед зеркалом «голой правды». Лейттема аме риканского драматурга прочиты вается, и в данной постановке. ПРЕМЬЕРА 1 НЕСКОЛЬКО ПУШКИНСКИХ СТРОК ... Добровский народный театр посвятил 200-летию со дня ро ждения А.С. Пушкина литературно-музыкальную композицию «В несколько строк». Она, к счастью, не стала собранием разрознен ных номеров, когда кто-то вышел и прочитал стихи, кто-то вышел и что-то спел. Объединенные продуманным сценарием и непод дельной любовью к Поэту (это тот случай, когда обмануть невоз можно), фрагменты представления слились в единое театрализо ванное действо. И по-новому воспринимались хорошо знакомые голоса Надежды Сладких и Людмилы Коротеевой, исполнявших дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама». Тре петная Татьяна (Татьяна Фролова) завораживала искренностью своего бессмертного письма. А ее разговор с Онегиным (Влади мир Малышев) при минимуме декораций, словно из воздуха по являвшихся в нужный момент, смотрелся отрывком из настояще го спектакля. И как всегда, заворожил зал тенор Анатолия Тере хова (он же и постановщик композиции). Но главным чародеем был, конечно, Пушкин. Восторженный юноша, боготворивший Анну Керн и графиню Воронцову. Зрелый муж, безумно влюбленный в свою мадонну, Натали — «чистей шей прелести чистейший образец». И рядом — Пушкин-историк, преклоняющийся перед гением Петра, Пушкин-гражданин, чьи пе реживания настолько близки нам, нынешним, что мы готовы вмес те с поэтом воскликнуть: И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Все это и многое другое — единый и великий Пушкин, каким он был и каким старались его показать авторы и исполнители композиции. Думаю, что успех добровцев естествен. Его питает та же земля, те же корни, что и самого поэта, чьи предки жили именно здесь. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. "Липецкой газеты". Но все же эта работа имеет скорее «технологическое», пре жде всего, для самого «Арта» значение. Студия доказывает, что ей по силам справиться и с подобными, сверхсложными для любой профессиональной труппы творческими задачами. А вот зритель оказывается в роли затворника-заложника на три долгих, утомительных часа эксперимента... НАКОНЕЦ, ПО ПОВОДУ ПОСЛЕДНЕГО ВЕЧЕРА хочу резюмировать: чудес не быва ет. «Р-1-Д», артовская версия «Ромео и Джульетты», явила собой череду, хоть и частичных, подмен, замен. Пронзитель ность шекспировской трагедии подменена достаточно «сред нестатистическим» (от слова «статист») действом. Возмож но, «Ромео и Джульетта» и под дается приемам «бедного» те атра, каковым «Арт» является буквально, изначально. Но, по хоже, артовцам все же не хва тило профессионально осна щенной (свет, звук, материал для декораций) сцены. Условия показа спектакля «размыли» его концепцию. А без предель ных четкости, выверенности, стильности, определенности, без ясного ответа на вопрос — как, зачем и почему мы се годня играем шедевры, рав нозначные шекспировскому? — лучше за такие сложные про екты, пока не браться. Тем не менее необходимо воздать должное авантюрной смелости А. Антонова. И иметь в виду, что при подготовке ■Р) Д” им наверняка во мно гом двигало заманчивое жела ние задействовать юных сту дийцев «Гранда», составляю щих с «Артом» одну дружную те атральную семью, названную ассоциацией. На ошибках и не удачах учатся. Они способству ют росту. Говорю это не для утешения, а вполне искренне. «Арт»—крепкий творческий ор ганизм, он, убежден, будет прорастать, обрастать спектак лями, которые достойны хоть Липецка, хоть Авиньона... Константин КЛЮТКИН . На сним ках : сцены из «С п е к т а кл я для двоих» и оРН-Д». Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА и Евгения САМОХВАЛОВА. ^ а м е т к и о б о з р е в а т е л я ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЧЕМПИОНОМ? В С П О Р Т Е В С Е К А К В Ж И З Н И . О Т В З Л Е Т А Д О П А Д Е Н И Я - О Д И Н Ш А Г П; I риятно писать о чемпионах. Для журналиста они — наход ка. Все радостно, эмоционально: подробности победного I выступления, доброжелательность к болельщикам, снис ходительно-уважительное отношение к поверженным противникам, благодарность тренеру, родителям, друзьям, семье, начальству. Да и для болельщика спортивная звезда — притягательный маг нит, олицетворение порой собственных, несбывшихся надежд, сим вол гордости за город, область, страну. Но есть и другая сторона медали. Как правило, невидимые миру слезы, травмы. Что касается последнего, то видеть их приходится, но это капля в море на фоне скрытых от глаз непосвященных оке анов страданий. Известный липецкий хирург-травматолог А. Бры кин,' вспоминая период своей работы в футбольной команде «Ме таллург», как-то в разговоре отметил такую деталь: «Если во время матча я не смотрю на поле — отвлек сосед или обрабатываю трав му футболиста, то после каждого судейского свистка у меня бук вально мороз по коже. Свисток — значит, нарушение правил, гру бая игра. И посчитай сколько раз звучит трель и догадайся, какая мясорубка творится на поле. Там — гладиаторы нашего времени». Действительно, спорт — это и травматизм. Грустных историй на сей счет известно много. Кого-то такое, возможно, удивит, но нынешний тренер «Металлурга» О. Лизнев, к которому футбольная фортуна была вроде бы благосклонна (14 лет в команде, из них 5 — капитаном), вспоминая о той поре, говорит прежде всего... о травмах. Был случай, когда «удачливый» Олег, получив жесточайший удар в голеностоп, уже после матча в раздевалке даже не мог снять гетру — ее разрезали, настолько распух сустав. А через два дня — ' игра. Вспоминает бывший защитник, как перед кубковым матчем, при серьезном растяжении паховых мышц, прямо перед свистком врач обкалывал ему больную зону, иначе без анестезии не сыг рать. И мужественный защитник выходил на поле. И спокойные за тылы нападающие уверенно делали свое дело — забивали. А после победы в уголке сидел капитан. Он был вне общей радости —анес тезия кончилась и по щекам ползли капли. Кто мог догадаться, что это было?.. А бывший врач команды Вячеслав Дмитриевич Ерохин. Кто хоть немного общался с ним, без добрых слов о нем не вспоминает. Потомственный эскулап, талантливый специалист именно спортив ной медицины. Но не зря говорят, что истинный доктор каждому пациенту отдает частицу своего здоровья, энергии, тепла. Вячес лава не стало в 33. Сердце... В чем причина? Сопереживание? Или то, что в молодости был мастером спорта по тяжелой атлетике? ' Через два года, в 90-м, липчане простились с известным лег коатлетом, 35-летним Александром Трофимовым — тоже сердце. Что спалило его: непростая работа в УВД или это отзвуки спортив ной молодости — был кандидат в мастера по легкой атлетике. Пе чальную статистику последнего десятилетия можно продолжить: двое детей погибли на тренировках — в бассейне и на шоссе. Такая же участь постигла двух ветеранов, одного во время спортивных со ревновании, другого через полтора месяца после травмы, получен ной на турнире. Наверное, дело тут не только в спорте, хотя ранние уходы — не выдержало сердце — олимпийских чемпионов (баскетболиста А. Белова, 26 лет, фигуриста С. Гринькова, 28 лет, бегуньи Ф. Гриффт - Джойнер, 38 лет) выстраивают печальную закономерность. А мо жет быть, и нет. Писали же, что вроде бы и у Белова, и у Гринькова были чуть ли не врожденные патологии. Только как с такими де фектами становятся лучшими в мире? Г руппа риска. Мы уже привыкли вкладывать в свои слова особый смысл, садресованный специфическому континген ту, известному неодолимой тягой к удовольствиям — вся ким и разным. Спортсмены — тоже из рисковых. Но удовольствие (радость, восторг, гордость, благодарность) они доставляют нам. Есть личная мотивация, но и ради нас они терпят боль, переносят огромные физические и психологические травмы. Иногда очень тя желые, расплата за которые может наступить гораздо позже. При меров — масса. Футболисту сломали ногу во время матча. Другому после уда ра коленом пришлось удалить почку. Страшно? Да! Но слава Богу, оба после лечения сумели восстановиться и пока играют. Или дру гая история. Мастер единоборств, попавшись на бросок, неудачно приземляется. Вроде бы ничего, спорстмен продолжает трениро ваться, выступать в турнирах. Но через какое-то время выясняет ся, что у парня нарушена координация движений. Причина: послед ствия серьезных физических нагрузок и травм. Это в молодости. А что ждать ему через десяток-другой лет? Как все это потом аук нется на его здоровье? Приведенные примеры не выдуманные. В общем, все как в жизни. Поэтому, может быть, не надо про тивопоставлять травмы спортивные травмам бытовым, производ ственным. Спорт — это профессия. Значит, и спортивная травма не что иное, как травма профессиональная. Со всеми вытекающи ми отбюда последствиями. В газетах, удивляясь, читаем о том, что известная топ-модель застраховала свой умопомрачительный бюст на огромную сумму. И это нормальный подход, основанный на житейской мудрости. Мы страхуем автомобиль (всего лишь железка), потеря которого ис портит настроение. А вот здоровье, ноги, руки спортсмена пока вне интересов, хотя травма может испортить не настроение — жизнь. Постепенный переход российского спорта на профессиональ ные рельсы заставляет задуматься об очень многих вещах, без которых невозможно достижение высоких спортивных результа тов. Один из актуальнейших сегодня вопросов —страхование спор тсменов. Не паханное поле деятельности как на федеральном, так и областном уровне. Тут есть над чем подумать нашим местным руководителям спорта. У всякой травмы свои причины. Нарушение режима, некачес твенная разминка перед тренировкой, соревнованием — виноват спортсмен. Перегрузки — тренерский просчет. Несбалансирован ное питание, недовосстановление после предыдущих повреждений — надо бы и врачу ответить. Есть травмы, характер которых гово рит об анаболическом происхождении. Как избежать или хотя бы смягчить последствия всего этого? Аналоги в производстве есть. Серьезные службы — ОТ (охрана труда) и ТБ (техника безопасности) — дело знают: и подскажут, и накажут. В спорте подобные функции по силам страховой органи зации, конечно же, к взаимному интересу обеих сторон. В личный контракт со спортсменом надо обязательно вносить пункт по стра хованию. За чей счет взнос или в какой пропорции — как догово рятся. Кстати, примеры подобного сотрудничества, и довольно удач ного, уже есть. Н о только ли в денежных компенсациях дело? Вспомним о хоккеисте Владиславе Яковенко. Коренной липчанин. Дет ство было не самым легким. Не увидев сына школьни ком, ушел из жизни отец. Но в «Звездный» записать на хоккей успел. Брат и сестра к спорту не прикипели, а Влад уже с 16 лет заиграл, попал в основу «Трактора», забивал, стал чемпионом Рос сии среди юношей. Приглянулся наставникам лидеров отечествен ного хоккея, выступал за столичные ЦСКА, «Спартак», за сборную России на молодежном чемпионате Европы в Лиллихаммере заво евал «бронзу». Кстати, в той «бронзовой» команде рядом с Вла диславом были Виктор Козлов (сейчас играет вместе с Павлом Буре во «Флориде пантере») и Вадим Шерифьянов («Нью-Джерси Дэвилс»). Мог бы и липчанин оказаться за океаном, но остался в России. Сегодня многое изменилось в отечественном спорте. Это рань ше спортсмены возмущались по поводу бесконечных сборов. Сей час им предоставили возможность жить дома, приезжать только на тренировки и матчи. Вроде бы свобода. Но и питаться надо самостоятельно. А как быть 20-летнему парню, стесненному в сред ствах, да еще в чужом городе. Поэтому итог сочетания не лучшей диеты при насыщенном графике тренировок и игр в суперлиге не удивил —острый холецистит, аритмия. Пришлось вернуться домой. Родной город встретил своеобразно: или работа тренером за 350 рублей в месяц, или участие в сверхзадаче по выводу ХК "Ли пецк" в суперлигу. И Владислав ринулся на штурм новых для Липецка вершин. И победа! Поздравления, планы командные, планы личные, подго товка к новому сезону и вдруг — приговор врачей: спорт оставить. Причина более чем серьезная — межпозвоночная грыжа. В 25 лет оказаться один на один с таким диагнозом... Прошло полгода. Владислав без работы. В хоккейном клубе утверждают: мы предлагали, он отказался. Не знаю. Но даже если и так, навер ное, можно было бы учитывая, без преувеличения, шоковое состо яние молодого человека, былые заслуги, проследить за его судь бой. В некоторых видах спорта изначально заложен высокий про цент травматизма, и от этого никуда не денешься. На па мять приходит прошедший минувшей осенью в Липецке чемпионат России по кик-боксингу. Участвовали в нем и женщины. Экзотика. Из-под шлема — кудри вьются, у кого-то из девушек на плече —татуировка, подходить боязно. Когда же начались бои, то стало не по себе. Среди болельщиков на трибунах оказался и из вестный липецкий гинеколог, кандидат медицинских наук Михаил Заруба. Глядя, как в контактной схватке представительницы сла бой половины человечества ногами наносят друг другу удары, врач тут же дал неутешительный комментарий: «Травматические пов реждения груди, получаемые бойцами-женщинами во время пое динков, могут привести к мастопатии. Удары в живот вызывают травмы внутренних органов, перенапряжение мышц передней брюш ной стенки приводят к венозному застою в малом тазу. Как след ствие, страдает функция детортокдения. Нарушается гормональ ный обмен». Что может быть страшнее для будущей матери? П орой мы осуждаем тех или иных известных спортсменов, чьи запросы кажутся нам слишком завышенными. Но про исходит такое не от хорошей жизни. Примеров, подобных тем, которые назывались выше, много. Здесь уместнее говорить не о рвачестве, а об элементарном чувстве самосохранения. Спор тсмену нужны гарантии: что бы ни случилось в будущем — он один на один со своей бедой не останется, а те обязательства, которые, скажем, берут на себя спортклуб или организаторы соревнований, будут, безусловно, выполнены. Такой уверенности у ребят чаще всего нет, поэтому алгоритм поведения один — взять побольше сейчас, пока хоть чего-то стою. Автор этих строк далек от мысли сгущать краски. Конечно, не льзя однозначно говорить, что наши спортсмены совсем брошены на произвол судьбы. Есть образцы очень даже цивилизованного подхода к существующей проблеме. Взять хотя бы случай с юной «звездой» липецкого футбола Де нисом Якуниным. В декабре прошлого года он перешел в столич ный «Локомотив». А уже в феврале вернулся в Липецк. Как оказа лось, с серьезной травмой; повреждены паховые кольца. Но на строение бодрое —домой отпустили в микроотпуск, после которого он отправляется в Германию на лечение. Мероприятие не из деше вых, только операция будет стоить 10.000 долларов. Клуб тем не менее оплачивает все. Правда, здесь надо сделать оговорку: оплачивает футболисту действующему, только начинающему карьеру. А разве было бы не справедливо если бы не только по контракту, но по жизни клуб, город, страна, за которые герой вчерашних дней положил свое здо ровье, помогал своему «бывшему» и сегодня. Но есть и другое мнение. Разве не приходилось слышать при мерно такое: был спортсменом, ну закончил чемпион карьеру, так не до пенсии же на руках его носить. И вообще — что произошло? — удивляется кто-то. Ну травми рованы паховые кольца в 17 лет, так никто на поле не выгонял, сидел бы за компьютером... Межпозвоночная грыжа в 25? Про йдитесь по больницам, тако-о-е увидите... Нет работы? Посмотри те вокруг, все страна стонет... Так-то оно так. Но вспоминается фрагмент из интервью с Яко венко: — Владислав, тебя отец отвел в хоккей в 6 лет, а ты хотел бы видеть своего сына спортсменом? — Нет... Успокаивает, что перед ответом задумался. На что-то надеет ся? Сергей ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. Р .8 . Буквально в самый канун выхода этого номера га зеты нам позвонил Владислав Яковенко и сообщ ил , что руководством ХК «Липецк» ему предложена работа трен е ром в детской юношеской спортивной школе. Посмотрим , как дальше сложится судьба известного хоккеиста .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz