Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

27 марта 1999 г., № 6 1 -62 (20939-20940) м о н о л о г А КТЕРЛ Алексей ПРАСЛОВ: «стрдаь к ЛИЦЕДЕЙСТВУ БУДЕТ ЦАРИТЬ ВСЕГДА» < к ' Л I В спектаклях елецкого драматического театра «Бенефис» работы засл у ­ женного артиста Казахста­ на Алексея Праслова всег­ да привлекают зрителей. Каждая его роль — главная или эпизодическая, — как и поставленный им с п е к ­ такль, заставляют размыш­ лять, сострадать, радовать­ ся, но только не оставляют равнодушным. Актерский дар у Алексея впервые проявился на школьной сцене под Сара­ товом, где стараниями учи­ телей был создан театраль­ ный кружок, удивлявший своими постановками всю округу. Праслову доверяли играть Незнамова, Онеги­ на, Чацкого, Демона и дру ­ гих героев известных рус ­ ских классиков, встреча с которыми наложила на него столь серьезный отпеча­ ток, что, выдержав экзаме- ' .1 в университет, он, не здумывая, забрал доку ­ менты и поступил в Сара­ товское театральное учи ­ лище. И вот уже тридцать лет Алексей Иванович служит его Величеству — Театру. Сначала в Павлодаре и Алма-Ате, где в 1977 году ему было присвоено звание заслуженного артиста рес­ публики, а с 1994 года — в Ельце, где вместе с колле­ гами он возрождает теат­ ральные традиции старин­ ного русского города. В небольшой гримерной и состоялся наш разговор с актером. «ДЛ Я ДЕТЕЙ НАДО ИГРАТЬ К А К Д Л Я ВЗРОСЛЫХ , НО ТОЛЬКО ЛУЧШЕ» Д ет ский зритель — осо ­ бый зритель . В большей сте­ пени это ощущается сегод ­ ня , когда и з сердца ребенка так нещадно выхолащивает­ ся наш е истинное , русское. Зап адны е мультфильмы не наполняют его душу . Вот по­ ч ем у так в а ж ^ вернуть ре­ бятне ска зку . Д о Ельца, как и до Липецкой области , к счастью , еще не докатились в такой степени душевный разврат , ожесточенность , и, д ум ая об этом, мы стараем ­ ся ставить детские спектак ­ ли , которые маленькие зр и ­ тели смотрят с удовольстви­ ем . За пять лет мы показали «Сказ о скоморохе и царе Горохе» Корабельника, «За- йку-зазнайку» Михалкова и е г о ж е «Три п о р о с е н к а » , «Великого лягушонка» У с ­ тинова, пушкинского «Золо­ того петуш ка» , «Кота в са ­ погах» Прокофьевой и Сап- гир , а такж е написанные и поставленные мною рем ейк с ру сски х сказок «О том о сем да с табачком» и «Ново­ годняя кутерьма». П о с л е д н и й с п е к т а к л ь , кстати , появил ся накануне нынешнего года, а уж е в этом году мы инсценировали сказ­ ку П уш кина о Золотом п е­ туш ке . К с к а з к ам в п о сл едн е е время мы пытаемся п о д х о ­ дить по-взрослому. Для детей надо играть как для взрос­ лых , только лучш е . Может , это не всегда получается , но наши актеры — а это в ос­ новном молодежь — старают­ ся . В первые годы пребыва­ ния «Бенефиса* в Ельце, ког­ да шла реконструкция зд а ­ ния театра, нам приходилось работать на вы е зд а х . И не только в Л ип ецкой области , но и Орловской , Тульской . Если в городах д ети еще что- то видят , то в сельских рай­ онах для н и х приезд артис­ тов — настоящий праздник . А для актеров — это напря­ ж е н н а я р а б о т а : р а н н и й подъем , долгая дорога и по з­ дн е е в о з в р ащ е н и е , п о за ди которого по три отыгранных спектакля за д ен ь . . . «И В ТЕАТРЕ ВСЕГДА ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО» Что первично и вторично в театре: актер или р еж и с ­ сер -постановщик? Тут надо вспомнить — что было вна­ чале? А вначале было слово. М ы сль . З н а ч и т , п ервич ен режи ссер . Мы, актеры, чита­ ем текст , вьем свои мысли вокруг сюж ета , а режиссура — это масса фантазий , кото­ рая долж н а заставить все за ­ работать вокруг себя . Это не просто раскладка по сюж ету . Я это понял еще в ТЮЗе, ког­ д а с т а в и л «Н е у л о в и м о г о Фунтика». Мне возразят, что без ак ­ тера режиссер ничего не сто­ ит , даж е гениальный — кто его смотреть будет с гениаль­ ной мыслью? Но вся «затрав­ ка» , идея идет преж де всего от постановщ ика . Вначал е актер порой не понимает чего р еж и с с ер хочет? И просто подчиняется , пока не почув­ ствует нити , а уж потом на ­ чинает соучаствовать , при ­ внося свое представление. Но принимать предлож ение или нет — все-таки реш ает р е ­ ж и ссер , потому что он ра з­ рабатывает общ ую к он ц еп ­ цию сп ек такл я , в которую твоя идея м ож ет и не вплес­ тись . У актера только своя роль , а у реж и ссера за д ей ­ ствовано 5 -10 артистов, кото­ рых нужно сорганизовать в какую -то картину, у которой есть или нет рамок , но все равно должна просматривать­ ся даль , горизонты , установ­ ленные режиссером . Но все ж е и он питается от актеров, а если этого не происходит , то проигрывает творчество. ИСКУССТВО т о л ь к о с в и д у с т о л ь ДОСТУПНОЕ и ЛЕГКОЕ Актер долж ен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным — так говорил Станиславский . Ты получа­ ешь роль — и все начинаешь как с белого листа. Держишь в руках новый текст — на­ бор информации , которую ты долж ен передать зрителю , — а внутри уж е что-то р ож да ­ ется , что не определить , но оно не уходи т от тебя. Нель­ з я о б ъ я с н и т ь п у б л и к е , сколько у силий и скрытой работы заключается в и скус­ стве актера, столь с виду до ­ ступном и легком . Мы рож даем характеры . А что такое характер? Цепь по ступков . Но этого мало . Допустим , я выйду на сцену и по сюж ету все сыграю хо ­ рошо. Скажем , все преодоле­ ет мой герой , но для образа этого мало, если говорить об образе . Внутри себя разраба­ тываешь новые проходы . От­ куда это берется? Конечно, в первую очередь и з себя . В человеке все залож ено . Чув­ ство, эм оции , главное про ­ н и к н у т ь , п р оч у в ст в о в а т ь . Ч то -то зам еч а еш ь в ок р у г , наблюдаешь походку , особен­ ности, силуэт , на каком диа- . лекте говорят. Когда это про­ пустишь через себя — роль удается . Тогда зал слышит, понимает тебя и принимает твоего героя. Но актер н е долж ен заста­ иваться, он долж ен постоян­ но играть, каж дый вечер вы­ ходить на сцену и доказывать зр и т ел ям , что он зд есь не зря ; что он что -то м ож ет . Однако творчество сегодня зависит от многих внешних об ст оя т ел ь ст в , главны е из которых — финансовые. Что­ бы ставить спектакли , н уж ­ ны д ень ги , а их нет . И не только в Ельце , но и в стра­ не. Д аж е в Москве крупные театры не всегда имеют воз­ можность делать новые пос­ т ан овки , за и ск лю ч ен и ем , п ож алуй , "Ленкома", где на «Трехгрошовую оперу» дали 5 0 0 тысяч долларов . Мы и не мечтаем о таких суммах — наши спектакли об­ ходятся в 3 -10 тысяч рублей, но и за такими деньгами при­ хо ди т ся не раз походить с протян утой 1 )укой наш ему руководству , чтобы поддер ­ живать жи знь в театре. И получается , что вроде чуть-чуть поднялись — кап­ ремонт , можно сказать , за ­ вершен, потихоньку открыли свои пош ивочный , столяр ­ ный , электро- и реквизитор- ский ц еха , гримерный, — но хорошие идеи разбиваются о рифы безденежья . И ко все­ му этому добавляется быто­ вая неустроенность актеров, хотя и во все времена боль­ ш и н с т в о и х с е м е й ч а с т о ж или д аж е в театрах . Нам город вы д еля ет н еск ол ьк о квартир, за что мы, безуслов­ но , благодарны. Но эта про­ блема ещ е для многих кол­ лег остается проблемой , из- за чего молодые актеры у е з ­ жают . СОЕДИНЕНЬЕ МУЗ Театр в маленьком горо­ де повышает его статус, по­ вышает достоинство к аж до ­ го человека, живущ его в нем. Мне так каж ется . Д аж е если горож анин ни р а зу сам не был в этом театре. А ведь в Ельце есть и профессиональ­ ный джазовый оркестр, хоро­ шие хоры, танцевальные кол­ лективы ... И все ж е театр — это н е­ много другое . Скаж ем , вы­ йдет любитель на сцену , где всего два фонаря поставлены, и ему все простится , и даж е п о хл оп аю т : «Г лянь , В а ся , сосед мой как здорово игра­ ет!». А мы-то обязаны иначе, у нас не м ож ет быть два ф о ­ наря — их должно быть 20! 100! Не м ож ет быть одного костюма на всех — нуж ен на каждый спектакль . Музыка, т е х н и к а , чтобы все могло крутиться ,вертеться , подни ­ маться , опускаться , летать, то есть подход другой , чем в самодеятельности . И только такой театр украшает город, тогда он становится центром его культурной ж и зни . «Б енефис» в нынешнем году отметит свое пятилетие, из которых первые три года практически полностью были отданы реконструкции зд а ­ ния , но д аж е в этих услови ­ ях наш репертуар был попол­ нен б е з м ало го двадцатью спектаклями , на которых в самом театре за посл едни е два года побы вали свыш е ш естн адц ати тысяч зр и т е ­ лей . СТРАСТЬ К СОЗЕРЦАНИЮ НЕ УМРЕТ НИКОГДА Что бы и сколько ни гово­ рили — ник о гда не ум р ет стр а сть к л и ц е д е й с т в у . И н есмотря на ны неш н ее з а ­ силь е зап а дн ой культуры , русской душ е она все равно о ста ется н еп он я тн ой . Нам ближ е свое , наци ональное , нам хочется обязательно со ­ п ер еж и в а ть . Т олько у нас есть такое, скаж ем , в горе: «Да ты поголоси по покойни­ ку , попричитай — легче ста­ нет». Сострадание, действи­ тельно, великое дело . И нам не надо ничего вы­ думывать — все давно при­ думано на века традициями в наш ей русской культуре , чувственной природой теат­ ра . К о гд а на сц ен е кип я т Страсти, Любовь , Ревность , творятся Добро и Зло , идут споры про Долг и Честь или герои размышляют о Смыс­ ле Ж и зни — это захватыва­ ет зрителя . Люди ж д у т даж е пр о сто го р а згов ор а по д у ­ ш ам ... З ап и сал а Т ам ара ФЕДЮКИНА , соб . корр . «Липецкой га зеты » . г. Елец . ЧЕТЫРЕ ВЕЧЕРА «ЛП.Л» П О С Л Е А В И Н Ь О Н А . . . УЖ о ком стоит ПОГОВО­ РИТЬ СЕГОДНЯ, так это о теат­ ре-студии «Арт», позапрошлым летом с успехом выступившем на международном фестивале в Авиньоне. Атмосфера Авиньона одной из «театральных Мекк» — лучше для совсем молодой сту­ дии не придумать. Новоиспечен­ ные самодеятельные артисты из Липецка познакомились с миро­ выми сценическими достижени­ ями, себя показали.,, И теперь, что бы ни делали артовцы во главе с Артемом Антоновым, они всегда готовы ответить: а эту идею нам подсказал Авинь­ он, мы там еще и не такое ви­ дели. Да, там они повидали ли- цедейские достижения предель­ но разнообразные, способные вписаться в любые площадь, площадку и закоулок старинно­ го французского городка. Однако самые насыщенные фестивальные впечатления вряд ли Что-то значат, если труппа не имеет собственного генератора идей. Слава Богу, у «Арта» он есть. Что заявлено уже в назва­ нии студии. «Арт» — не только «искусство» в переводе на рус­ ский. Это еще и сокращенный вариант имени Артем. Явившись автором или соавтором четырех постановок, показанных на ми­ нувшей неделе в областном кра­ еведческом музее, Артем Анто­ нов убедительно продемонстри-' ровал, что он вовсе не формаль­ ный лидер студии. ИТАК, ПО ПОРЯДКУ. ПЕР­ ВЫЙ ВЕЧЕР; «Каменный гость», «Маленькая трагедия» А.С. Пуш­ кина. Длинный безмолвный про­ лог: слуга Дон Гуана Лепорелло (Сергей Поляков) танцует с при­ думанными театром женщинами своего хозяина, которых Дон Гуан (сам Артем Антонов) поо­ чередно и хладнокровно... зака­ лывает. Три его жертвы — до­ полнительные, так сказать, штрихи к портрету главного пер­ сонажа. Он у Антонова — раз­ неженный, расслабленный, но в нужный момент всегда начеку, эдакий обольститель-убивец. А ведь хороший вроде бы, сооб­ разительный парень. Ну ладно, нет у него ничего святого, ника­ ких сомнений. Но зачем же жен- щин-то убивать? Думается, здесь театр пытается материа­ лизовать подспудные помыслы Дон Гуана, логически «дописать» то, что отсутствует в пьесе. То есть «Арт» честно и решительно выводит любовника-злодея на чистую воду, к тому же без уче- нически-робкого пиетета отно­ сясь к пушкинскому тексту, а как бы пробуя его на прочность и удовлетворенно убеждаясь: текст идеален, способен выдер­ жать любой сценический экспе­ римент. Любопытен заключительный ход спектакля. Вместо Коман­ дора акт возмездия по отноше- нию'кДон Гуану совершает... Ле­ порелло. Да уж, никто лучше слу­ ги не осведомлен о хозяйских прегрешениях. Разве что Лепо­ релло в качестве мстителя воз­ никает слишком внезапно, пред­ варительных намеков на такую возможность театр не дает. Однако, может, и в столь неожи­ данном превращении верного слуги в борца за справедли­ вость есть известный резон? ВО ВТОРОЙ ВЕЧЕР ШЕЛ «ХИТ» артовского сезона — «О тебе» подростковой студии «Гранд» при театре. Спектакль видели ельчане, воронежцы, он и в самом деле вполне соответ­ ствует гастрольно-фестиваль­ ному уровню (если бы не фи­ нансовые сложности, «О тебе» отправился бы в Болгарию). Ра­ бота, по мнению ее создателей, держится на двух «китах». Она навеяна романом Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества» и осно­ вана на том эффекте, что 12- 14-летние ребята моделируют острые проблемы взрослых. Правда, мне кажется, что кон­ кретный Маркес тут почти ни при чем, а возраст проблем не на­ столько локален. «О тебе» — вообще «универсальное» зрели­ ще (раньше говорили: по фор­ ме и содержанию) обо всех нас, от мала до велика. В реальнос­ ти сами дети, по сути, точно так же строят и выясняют отноше­ ния между собой, как показано в спектакле. Примечательна его фабуль­ ная конструкция. Перед зрите­ лями возникает нечто вроде «проходного двора», точнее — жилища с постоянной сменой ббитателей. Причем приходящий почти во всех случаях сменяет, вытесняет обосновавшегося было в жилище до него. Это вместо того, чтобы выживать вместе, вдвоем. То есть, таким образом, возникает прямо-таки фатальной значимости мотив взаимного непонимания людей, несовпадения интересов, недо­ стижимости личного счастья. При этом исполнители не про­ износят ни слова (!). «О тебе» — дрампантомима размером в полнометражное сценическое «полотно», пластическая фанта­ зия на фоне двух десятков — звучащих встык и продуманно подобранных — музыкальных номеров, включая и классику, и «попсу». Дети ведут партии без­ укоризненно, а в эпилоге попар-' но, точно вослед со­ стоявшимся событи­ ям спектакля, обме­ ниваются рукопожати­ ями. Мол, мы — дру­ желюбные лицедеи; мы показали, как не надо себя вести; из­ влеките, господа и то­ варищи, из увиденно­ го мораль и постарайтесь не забывать о «чувстве локтя». СЛЕДУЮЩИМ ВЕЧЕРОМ ОТ ЗРИТЕЛЕЙ ТРЕБОВАЛОСЬ совсем иное — редкостное по нынешним театральным време­ нам терпение. Трехчасовой «Спектакль для двоих» по пьесе Т. Уильямса словно испытывал публику, брал ее на измор. То­ мительные паузы, неопределен­ ность, «вязкость», топтание на месте сюжета явно кренились в сторону с трудом восприни­ маемого абсурдизма. Персона­ жи Т. Уильямса — невезучие ак­ теры (в их ролях—Татьяна Мед­ ведева и Артем Антонов). Они готовятся сыграть тот самый «Спектакль для двоих». Про бра­ та с сестрой, ставших затвор­ никами после трагедии с их ро­ дителями. Отыграв, актеры по­ падают в противоположно иную ситуацию. Они, наоборот, жела­ ют выбраться из опустевшего и напрочь запертого здания те­ атра. Разумеется, Т. Медведева и А. Антонов стремятся поведать о более тонких, сложных мате­ риях, чем боязнь открытого (за­ крытого) пространства. В «Спек­ такле для двоих» находится до­ статочно места и для актерско­ го, и для зрительского вообра­ жения-соображения. Т. Уильямс, в общем, безжалостен к со­ зданным им героям, он не ща­ дит их ни перед остальными пер­ сонажами, ни перед зеркалом «голой правды». Лейттема аме­ риканского драматурга прочиты­ вается, и в данной постановке. ПРЕМЬЕРА 1 НЕСКОЛЬКО ПУШКИНСКИХ СТРОК ... Добровский народный театр посвятил 200-летию со дня ро­ ждения А.С. Пушкина литературно-музыкальную композицию «В несколько строк». Она, к счастью, не стала собранием разрознен­ ных номеров, когда кто-то вышел и прочитал стихи, кто-то вышел и что-то спел. Объединенные продуманным сценарием и непод­ дельной любовью к Поэту (это тот случай, когда обмануть невоз­ можно), фрагменты представления слились в единое театрализо­ ванное действо. И по-новому воспринимались хорошо знакомые голоса Надежды Сладких и Людмилы Коротеевой, исполнявших дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама». Тре­ петная Татьяна (Татьяна Фролова) завораживала искренностью своего бессмертного письма. А ее разговор с Онегиным (Влади­ мир Малышев) при минимуме декораций, словно из воздуха по­ являвшихся в нужный момент, смотрелся отрывком из настояще­ го спектакля. И как всегда, заворожил зал тенор Анатолия Тере­ хова (он же и постановщик композиции). Но главным чародеем был, конечно, Пушкин. Восторженный юноша, боготворивший Анну Керн и графиню Воронцову. Зрелый муж, безумно влюбленный в свою мадонну, Натали — «чистей­ шей прелести чистейший образец». И рядом — Пушкин-историк, преклоняющийся перед гением Петра, Пушкин-гражданин, чьи пе­ реживания настолько близки нам, нынешним, что мы готовы вмес­ те с поэтом воскликнуть: И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Все это и многое другое — единый и великий Пушкин, каким он был и каким старались его показать авторы и исполнители композиции. Думаю, что успех добровцев естествен. Его питает та же земля, те же корни, что и самого поэта, чьи предки жили именно здесь. Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. "Липецкой газеты". Но все же эта работа имеет скорее «технологическое», пре­ жде всего, для самого «Арта» значение. Студия доказывает, что ей по силам справиться и с подобными, сверхсложными для любой профессиональной труппы творческими задачами. А вот зритель оказывается в роли затворника-заложника на три долгих, утомительных часа эксперимента... НАКОНЕЦ, ПО ПОВОДУ ПОСЛЕДНЕГО ВЕЧЕРА хочу резюмировать: чудес не быва­ ет. «Р-1-Д», артовская версия «Ромео и Джульетты», явила собой череду, хоть и частичных, подмен, замен. Пронзитель­ ность шекспировской трагедии подменена достаточно «сред­ нестатистическим» (от слова «статист») действом. Возмож­ но, «Ромео и Джульетта» и под­ дается приемам «бедного» те­ атра, каковым «Арт» является буквально, изначально. Но, по­ хоже, артовцам все же не хва­ тило профессионально осна­ щенной (свет, звук, материал для декораций) сцены. Условия показа спектакля «размыли» его концепцию. А без предель­ ных четкости, выверенности, стильности, определенности, без ясного ответа на вопрос — как, зачем и почему мы се­ годня играем шедевры, рав­ нозначные шекспировскому? — лучше за такие сложные про­ екты, пока не браться. Тем не менее необходимо воздать должное авантюрной смелости А. Антонова. И иметь в виду, что при подготовке ■Р) Д” им наверняка во мно­ гом двигало заманчивое жела­ ние задействовать юных сту­ дийцев «Гранда», составляю­ щих с «Артом» одну дружную те­ атральную семью, названную ассоциацией. На ошибках и не­ удачах учатся. Они способству­ ют росту. Говорю это не для утешения, а вполне искренне. «Арт»—крепкий творческий ор­ ганизм, он, убежден, будет прорастать, обрастать спектак­ лями, которые достойны хоть Липецка, хоть Авиньона... Константин КЛЮТКИН . На сним ках : сцены из «С п е к т а кл я для двоих» и оРН-Д». Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА и Евгения САМОХВАЛОВА. ^ а м е т к и о б о з р е в а т е л я ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЧЕМПИОНОМ? В С П О Р Т Е В С Е К А К В Ж И З Н И . О Т В З Л Е Т А Д О П А Д Е Н И Я - О Д И Н Ш А Г П; I риятно писать о чемпионах. Для журналиста они — наход­ ка. Все радостно, эмоционально: подробности победного I выступления, доброжелательность к болельщикам, снис­ ходительно-уважительное отношение к поверженным противникам, благодарность тренеру, родителям, друзьям, семье, начальству. Да и для болельщика спортивная звезда — притягательный маг­ нит, олицетворение порой собственных, несбывшихся надежд, сим­ вол гордости за город, область, страну. Но есть и другая сторона медали. Как правило, невидимые миру слезы, травмы. Что касается последнего, то видеть их приходится, но это капля в море на фоне скрытых от глаз непосвященных оке­ анов страданий. Известный липецкий хирург-травматолог А. Бры­ кин,' вспоминая период своей работы в футбольной команде «Ме­ таллург», как-то в разговоре отметил такую деталь: «Если во время матча я не смотрю на поле — отвлек сосед или обрабатываю трав­ му футболиста, то после каждого судейского свистка у меня бук­ вально мороз по коже. Свисток — значит, нарушение правил, гру­ бая игра. И посчитай сколько раз звучит трель и догадайся, какая мясорубка творится на поле. Там — гладиаторы нашего времени». Действительно, спорт — это и травматизм. Грустных историй на сей счет известно много. Кого-то такое, возможно, удивит, но нынешний тренер «Металлурга» О. Лизнев, к которому футбольная фортуна была вроде бы благосклонна (14 лет в команде, из них 5 — капитаном), вспоминая о той поре, говорит прежде всего... о травмах. Был случай, когда «удачливый» Олег, получив жесточайший удар в голеностоп, уже после матча в раздевалке даже не мог снять гетру — ее разрезали, настолько распух сустав. А через два дня — ' игра. Вспоминает бывший защитник, как перед кубковым матчем, при серьезном растяжении паховых мышц, прямо перед свистком врач обкалывал ему больную зону, иначе без анестезии не сыг­ рать. И мужественный защитник выходил на поле. И спокойные за тылы нападающие уверенно делали свое дело — забивали. А после победы в уголке сидел капитан. Он был вне общей радости —анес­ тезия кончилась и по щекам ползли капли. Кто мог догадаться, что это было?.. А бывший врач команды Вячеслав Дмитриевич Ерохин. Кто хоть немного общался с ним, без добрых слов о нем не вспоминает. Потомственный эскулап, талантливый специалист именно спортив­ ной медицины. Но не зря говорят, что истинный доктор каждому пациенту отдает частицу своего здоровья, энергии, тепла. Вячес­ лава не стало в 33. Сердце... В чем причина? Сопереживание? Или то, что в молодости был мастером спорта по тяжелой атлетике? ' Через два года, в 90-м, липчане простились с известным лег­ коатлетом, 35-летним Александром Трофимовым — тоже сердце. Что спалило его: непростая работа в УВД или это отзвуки спортив­ ной молодости — был кандидат в мастера по легкой атлетике. Пе­ чальную статистику последнего десятилетия можно продолжить: двое детей погибли на тренировках — в бассейне и на шоссе. Такая же участь постигла двух ветеранов, одного во время спортивных со­ ревновании, другого через полтора месяца после травмы, получен­ ной на турнире. Наверное, дело тут не только в спорте, хотя ранние уходы — не выдержало сердце — олимпийских чемпионов (баскетболиста А. Белова, 26 лет, фигуриста С. Гринькова, 28 лет, бегуньи Ф. Гриффт - Джойнер, 38 лет) выстраивают печальную закономерность. А мо­ жет быть, и нет. Писали же, что вроде бы и у Белова, и у Гринькова были чуть ли не врожденные патологии. Только как с такими де­ фектами становятся лучшими в мире? Г руппа риска. Мы уже привыкли вкладывать в свои слова особый смысл, садресованный специфическому континген­ ту, известному неодолимой тягой к удовольствиям — вся­ ким и разным. Спортсмены — тоже из рисковых. Но удовольствие (радость, восторг, гордость, благодарность) они доставляют нам. Есть личная мотивация, но и ради нас они терпят боль, переносят огромные физические и психологические травмы. Иногда очень тя­ желые, расплата за которые может наступить гораздо позже. При­ меров — масса. Футболисту сломали ногу во время матча. Другому после уда­ ра коленом пришлось удалить почку. Страшно? Да! Но слава Богу, оба после лечения сумели восстановиться и пока играют. Или дру­ гая история. Мастер единоборств, попавшись на бросок, неудачно приземляется. Вроде бы ничего, спорстмен продолжает трениро­ ваться, выступать в турнирах. Но через какое-то время выясняет­ ся, что у парня нарушена координация движений. Причина: послед­ ствия серьезных физических нагрузок и травм. Это в молодости. А что ждать ему через десяток-другой лет? Как все это потом аук­ нется на его здоровье? Приведенные примеры не выдуманные. В общем, все как в жизни. Поэтому, может быть, не надо про­ тивопоставлять травмы спортивные травмам бытовым, производ­ ственным. Спорт — это профессия. Значит, и спортивная травма не что иное, как травма профессиональная. Со всеми вытекающи­ ми отбюда последствиями. В газетах, удивляясь, читаем о том, что известная топ-модель застраховала свой умопомрачительный бюст на огромную сумму. И это нормальный подход, основанный на житейской мудрости. Мы страхуем автомобиль (всего лишь железка), потеря которого ис­ портит настроение. А вот здоровье, ноги, руки спортсмена пока вне интересов, хотя травма может испортить не настроение — жизнь. Постепенный переход российского спорта на профессиональ­ ные рельсы заставляет задуматься об очень многих вещах, без которых невозможно достижение высоких спортивных результа­ тов. Один из актуальнейших сегодня вопросов —страхование спор­ тсменов. Не паханное поле деятельности как на федеральном, так и областном уровне. Тут есть над чем подумать нашим местным руководителям спорта. У всякой травмы свои причины. Нарушение режима, некачес­ твенная разминка перед тренировкой, соревнованием — виноват спортсмен. Перегрузки — тренерский просчет. Несбалансирован­ ное питание, недовосстановление после предыдущих повреждений — надо бы и врачу ответить. Есть травмы, характер которых гово­ рит об анаболическом происхождении. Как избежать или хотя бы смягчить последствия всего этого? Аналоги в производстве есть. Серьезные службы — ОТ (охрана труда) и ТБ (техника безопасности) — дело знают: и подскажут, и накажут. В спорте подобные функции по силам страховой органи­ зации, конечно же, к взаимному интересу обеих сторон. В личный контракт со спортсменом надо обязательно вносить пункт по стра­ хованию. За чей счет взнос или в какой пропорции — как догово­ рятся. Кстати, примеры подобного сотрудничества, и довольно удач­ ного, уже есть. Н о только ли в денежных компенсациях дело? Вспомним о хоккеисте Владиславе Яковенко. Коренной липчанин. Дет­ ство было не самым легким. Не увидев сына школьни­ ком, ушел из жизни отец. Но в «Звездный» записать на хоккей успел. Брат и сестра к спорту не прикипели, а Влад уже с 16 лет заиграл, попал в основу «Трактора», забивал, стал чемпионом Рос­ сии среди юношей. Приглянулся наставникам лидеров отечествен­ ного хоккея, выступал за столичные ЦСКА, «Спартак», за сборную России на молодежном чемпионате Европы в Лиллихаммере заво­ евал «бронзу». Кстати, в той «бронзовой» команде рядом с Вла­ диславом были Виктор Козлов (сейчас играет вместе с Павлом Буре во «Флориде пантере») и Вадим Шерифьянов («Нью-Джерси Дэвилс»). Мог бы и липчанин оказаться за океаном, но остался в России. Сегодня многое изменилось в отечественном спорте. Это рань­ ше спортсмены возмущались по поводу бесконечных сборов. Сей­ час им предоставили возможность жить дома, приезжать только на тренировки и матчи. Вроде бы свобода. Но и питаться надо самостоятельно. А как быть 20-летнему парню, стесненному в сред­ ствах, да еще в чужом городе. Поэтому итог сочетания не лучшей диеты при насыщенном графике тренировок и игр в суперлиге не удивил —острый холецистит, аритмия. Пришлось вернуться домой. Родной город встретил своеобразно: или работа тренером за 350 рублей в месяц, или участие в сверхзадаче по выводу ХК "Ли­ пецк" в суперлигу. И Владислав ринулся на штурм новых для Липецка вершин. И победа! Поздравления, планы командные, планы личные, подго­ товка к новому сезону и вдруг — приговор врачей: спорт оставить. Причина более чем серьезная — межпозвоночная грыжа. В 25 лет оказаться один на один с таким диагнозом... Прошло полгода. Владислав без работы. В хоккейном клубе утверждают: мы предлагали, он отказался. Не знаю. Но даже если и так, навер­ ное, можно было бы учитывая, без преувеличения, шоковое состо­ яние молодого человека, былые заслуги, проследить за его судь­ бой. В некоторых видах спорта изначально заложен высокий про цент травматизма, и от этого никуда не денешься. На па­ мять приходит прошедший минувшей осенью в Липецке чемпионат России по кик-боксингу. Участвовали в нем и женщины. Экзотика. Из-под шлема — кудри вьются, у кого-то из девушек на плече —татуировка, подходить боязно. Когда же начались бои, то стало не по себе. Среди болельщиков на трибунах оказался и из­ вестный липецкий гинеколог, кандидат медицинских наук Михаил Заруба. Глядя, как в контактной схватке представительницы сла­ бой половины человечества ногами наносят друг другу удары, врач тут же дал неутешительный комментарий: «Травматические пов­ реждения груди, получаемые бойцами-женщинами во время пое­ динков, могут привести к мастопатии. Удары в живот вызывают травмы внутренних органов, перенапряжение мышц передней брюш­ ной стенки приводят к венозному застою в малом тазу. Как след­ ствие, страдает функция детортокдения. Нарушается гормональ­ ный обмен». Что может быть страшнее для будущей матери? П орой мы осуждаем тех или иных известных спортсменов, чьи запросы кажутся нам слишком завышенными. Но про­ исходит такое не от хорошей жизни. Примеров, подобных тем, которые назывались выше, много. Здесь уместнее говорить не о рвачестве, а об элементарном чувстве самосохранения. Спор­ тсмену нужны гарантии: что бы ни случилось в будущем — он один на один со своей бедой не останется, а те обязательства, которые, скажем, берут на себя спортклуб или организаторы соревнований, будут, безусловно, выполнены. Такой уверенности у ребят чаще всего нет, поэтому алгоритм поведения один — взять побольше сейчас, пока хоть чего-то стою. Автор этих строк далек от мысли сгущать краски. Конечно, не­ льзя однозначно говорить, что наши спортсмены совсем брошены на произвол судьбы. Есть образцы очень даже цивилизованного подхода к существующей проблеме. Взять хотя бы случай с юной «звездой» липецкого футбола Де­ нисом Якуниным. В декабре прошлого года он перешел в столич­ ный «Локомотив». А уже в феврале вернулся в Липецк. Как оказа­ лось, с серьезной травмой; повреждены паховые кольца. Но на­ строение бодрое —домой отпустили в микроотпуск, после которого он отправляется в Германию на лечение. Мероприятие не из деше­ вых, только операция будет стоить 10.000 долларов. Клуб тем не менее оплачивает все. Правда, здесь надо сделать оговорку: оплачивает футболисту действующему, только начинающему карьеру. А разве было бы не­ справедливо если бы не только по контракту, но по жизни клуб, город, страна, за которые герой вчерашних дней положил свое здо­ ровье, помогал своему «бывшему» и сегодня. Но есть и другое мнение. Разве не приходилось слышать при­ мерно такое: был спортсменом, ну закончил чемпион карьеру, так не до пенсии же на руках его носить. И вообще — что произошло? — удивляется кто-то. Ну травми­ рованы паховые кольца в 17 лет, так никто на поле не выгонял, сидел бы за компьютером... Межпозвоночная грыжа в 25? Про­ йдитесь по больницам, тако-о-е увидите... Нет работы? Посмотри­ те вокруг, все страна стонет... Так-то оно так. Но вспоминается фрагмент из интервью с Яко­ венко: — Владислав, тебя отец отвел в хоккей в 6 лет, а ты хотел бы видеть своего сына спортсменом? — Нет... Успокаивает, что перед ответом задумался. На что-то надеет­ ся? Сергей ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. Р .8 . Буквально в самый канун выхода этого номера га ­ зеты нам позвонил Владислав Яковенко и сообщ ил , что руководством ХК «Липецк» ему предложена работа трен е ­ ром в детской юношеской спортивной школе. Посмотрим , как дальше сложится судьба известного хоккеиста .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz