Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 2 7 м а р т а 1999 г . , № 6 1 -6 2 (2 0 9 3 9 -2 0 9 4 0 ) ЫЛОЕ МЕПЕНА ТЫ ПРОШЛОГО ЖИЛИ-БЫЛИ МИЛЛИОНЕРЫ... И з т р ех п у б л и к у е м ы х з д е с ь з а м е т о к д в е р а с с к а з ы в а ю т о б о д н о м и том ж е ч е л о в е к е . М у з е й н ы й р а б о т н и к и к р а е в е д д о п о л н я ю т д р у г д р у г а , н а б р а с ы в а я ш т р и х и к п орт р ет у в е с ь м а к о л о р и т н о г о п е р с о н а ж а , ж и в ш е г о в о в т о р о й п о л о в и н е X I X в е к а и с в я з а н н о г о с н а ш и м к р а е м . . . К а к о с т а в и т ь д о б р у ю п а м я т ь Самуил Соломонович П о ляков был в свое время и з вестным предпринимателем . В .И . Н емирович -Д анченко в о ч е р к е о Е л ь ц е п и ш е т : «М уж ск ая г им н а зи я зд есь была вы строена ... кем бы вы д у м а л и ? П о л я к о вы м ! Е го превосходитель ство Самуил Соломонович и до си х пор з д е с ь ч и с л и т с я п о п е ч и т е л ем . Н е д ум ай т е , впрочем , чтобы знам ениты й м иллио нер взял да так за здорово ж ив еш ь — подарил городу зд а н и е гим н а зи и . И стория этого д ел а зн ак ом а . К онц ес сию на постройк у ж ел е зн ой дороги от Ельца д о Грязей получил город . Кусочек ока зал ся лакомы й , и Поляков сейчас ж е пр едл ож и л свои у сл у ги » . Но у Полякова был к онк ур ен т . И , что бы склонить ел ец кие влабти на свою сторону , он переда ет 2 0 0 0 0 0 рублей в г о р о д с к у ю к а з н у н а с т р о и т е л ь с т в о гимназии . К о м м е р ч е с к а я ж и л к а и д ел овы е качества С амуила Соломоновича, про и сходящ его из б ед н о й е в р е й с к о й семьи , помогли ему составить больш ое состояни е в период р а зд а ч и ж е л е з н о дор ож ны х к онц ес сий (6 0 - 7 0 гг. X IX в . ) . П ол як ов п о с троил не только Орлово-Гря- зин ск ую д орогу , но и К ур ско-Харьковскую , Харьково- А зовскую , Козлово-Воронеж- ск о -Р о стов ск ую ц Б ендеро - Г алицкую . В энцик .топеди- ческом словаре Брокгауза и Ефрона Поляков отмечается как «известный ж ел е зн о д о р ож ны й д ея тель » . В Ельце С.С. Поляков не только строит ж ел е зн ую д о рогу , но и основывает в 1 8 6 7 году первое в Р о ссии ж е л е з н о д о р о ж н о е у ч и л ищ е , п о с л у ж и в ш е е о б р а з ц о м д л я д р у ги х регионов . П окрови тель сп еци ального и вы сш е го о б р а з о в а н и я ж е р т в у е т больш и е день ги на р а злич ны е уч ебны е зав е д ен и я — уч и л ищ а , гим н а зи и , л и ц еи , на о бщ еж и ти я для с т у д е н тов. Пожертвования П оляко ва превыш али два миллиона р у б л ей . Не обош ел Самуил Соло монович и Л ип ецк . В нашем г о р о д е ем у п р и н а д л еж а л а г о с т и н и ц а , к оторая с ч и т а лась одной и з л учш и х в го- (Зоде. В «П у т ев о д и т ел е по минеральным водам» за 1881 год м ож н о прочитать: «И з д р у г и х г о с т и н и ц с л е д у е т отдать преим ущ ество го сти ниц е П оляковск ой , по ее по л о ж е н и ю на Д в о р я н с к о й у л и ц е и по сосед ству с В ер х н и м с а д ом м и н ер а л ь ны х вод , в остальных гостиницах больном у человек у оставать ся не с л е д у е т . . .» О д а л ьн ей ш ей с у д ь б е го сти н и цы мы у зн а ем и з очерка А .С . Т ол стова «Лето на Липецком к у рорте» (1 9 0 2 г .)» : «В конце Д в о р я н с к о й у л и ц ы , е с л и идти от собора по левой с т о р он е , пом ещ ается и н сти т у т ск ая ст ан ц и я . Зд есь п р еж д е была П оляк ов ск ая г о сти н и ц а . В 1 8 8 4 го д у г ор о д ск о е у п р а в л ен и е , в р ук а х к о т ор о го тогда были воды , пр едло ж и л о бесплатное поль зова н и е в о д ам и и л еч ебны м и средствами для институток , а строитель ж ел е зны х дорог С.С. П оляков пож ертвовал свой дом; таким образом пол ож ен о основание И н ститут ской станции . С т е х пор и н с т и т у т к и при езж аю т еж егодн о . П ом е щ ения имеют простой дач ный вид , есть сад и огород , в к о т о р ом в о с п и т а н н и цы сам и р а б о т аю т . З д е с ь , на станции , своя ж и знь — мо лодость ж ив ет и веселится по -своему» . К ак в и д и м , и б о га ты е лю ди могут оставить о себе добрую память . И рина Ж И РО ВА , старш ий научный сотрудник о т д ел а истории Л ип ецк о го к ра ев едч еск о го м у зея . нить пр едприним ател ей . В Ельце к таким людям отно сили Н .А . Ростовцева. Нико лай А лександрович родился в 1872 году . Вся его ж и знь была свя зана с этим гор о дом . Здесь он окончил гим назию , а затем и Московский у н и в ер си т е т . В 1 9 0 0 г о д у Н и к о л а я А л е к с а н д р о в и ч а избирают членом Елецкого бирж евого комитета . Выл в городе свой К уп е ческий банк . Его вкладчики на одном и з своих заседаний единогласно избрали двадца тивосьмилетнего предприни мателя своим ди р ек тор ом . Он и в 4 -ю Государственную дум у баллотировался от р о дного города . Его конк урен ты оставались дал еко п о за ди . В 1 9 1 2 году Ростовцев п о л у ч и л м а н д а т д е п у т а т а Думы . К сож ал ению , мы не р а сп ол а га ем св ед ен и ям и о дальн ейш ей его судьбе . Виктор ЕЛИСЕЕВ, к р а ев ед , чл ен Сою за ж урн али стов Р о ссии . Н а с н и м к е : м у ж с к а я г и м н а з и я в Е л ь ц е . И З ^ Ш Е Н ^ З А Б В Е Ш ^ С п р ав ед л и во л и врем я , з а п о м и н а я чьи-то и з б р а н ны е и м е н а и з а бы в а я д р у ги е? Этим в о п р о с ом я з а д аю с ь , ко г д а д е р ж у в р у к а х небольш ую , пожелтев шую отв р ем ени книгу, п о д п и с а н н ую р у к о ю автора. Это повесть в стихах «Надя Д а н к о в а » , и з д а н н а я в Санкт -Петербурге в 1 9 1 3 году . Кн и га эта находится в больш ом м у з е й н о м ф о н д е н аш е го з е м л я к а — п о э та, писат еля , х у д о ж н и к а Ал ексея Липец кого (К ам е н ского ). Начинается книга слова ми: «Посвящаю памяти вели к о го у ч и т е л я А л е к с а н д р а Сергеевича П уш кина» . Мо лодой поэт понимал, что та кое посвящ ение ко многому обя зы ва ет . Имел ли автор право назвать себя учеником гения? Выдержал ли он и с пытание, на которое пошел сознательно и добровольно? Сейчас, благодаря много летней собирательской рабо те сотрудников Л ип ецк о го краеведческого музея , благо даря усилиям родственников писателя во зм ож н о всесто роннее изуч ение его творчес тва. Читателю , ин т ер есую щ ем у с я и с т о р и е й н аш е г о края , в общ их чертах би о графия Алек сея Липецкого известна . Д ебют поэта был очень удачным . 191 0 -е годы принесли ем у известность в столичной литературной сре де — в это время он активно публикуется в популярных ж урналах . Но после револю ции 19 1 7 года его ожидали тяж елы е испытания . Траги чески складывалась судьба А л ек сея Л ип ецк о го в 3 0 -е годы: чиновники от литера туры подвергали осуж дению и принуж дали переделывать все, что не соответствовало партийным директивам. Время победило человека Алексея Л ип ецкого ... Но как художник он изначально хра нил — и сохранил до конца — верность духовным ориен тирам русской литературы . Оказавшись в самом центре литературного процесса на чала 1 9 1 0 -х , когда подчас в бурном потоке модерна теря лись связующие нити м еж ду прошлым и настоящим , А . Л и п е ц к и й и п иш е т свою «Надю Данкову» . В водово роте петербургск ой богемы молодой поэт , ищущий себя , заявляет во всеуслышание о гордом своем ученичестве. Повесть оказалась талант ливым п о д р аж ан и ем п уш кинскому «Онегину». Проци тируем один из лирических фрагментов: Ох, эта русская зима! Ох, эти горы и катанья! Плывут, растут воспоминанья Неистощимой чередой. И сладкой негой чарованья Волнуют сердце... Что со мной? Зачем забытая тревога Крадется в грудь?.. И, как во сне. Встает при матовой луне Глухая, дальняя дорога Среди серебряных снегов, И кудри белые лесов, И лязг полозьев заглушенный, И звон дремотный бубенца, И на плечо ко мне склоненный Ова.я девичьего лица... Но, словно тройка, мчится время. Конейретивых не сдержать — УЧЕНИК и неизбежной грусти бремя К.падет на нас свою печать. Уходят сны вослед за снами. Напрасно душу истомив, И жизнь, быть может, только .миф. Подобно мифу об Адаме... Сюжет повести прост. Д е вушка из провинции (а точ н е е , и з Л и п ец к о г о у е з д а ) , дочь псаломщика НаДя Дан кова приезжает в Петербург поступать на курсы . Чистая, прекрасная душ а теряется , томится в урбанизированном, нравственно глухом мире сто лицы . Ее соблазняет модный литератор Валерий Камский. Затравл енн ая , она убивает своего соблазнителя . Да , сю ж ет как будто бы банален , мелодраматичен . Но в ру с ской литературе, начиная с «Евгения Онегина», чаще все го именно «банальная» исто рия из ж и зни «банальных» людей оказывалась поводом для выраж ения творческих прозрений художника . А . Каменский изображает убедительны е характеры и типы. Это и главная героиня — Татьяна Л арин а нового века, только и з более бедной , провинциальной среды. Это и К ам ский — п ер ер ож д ен и е онегинского типа. Это и пре красная в своей пр о стоте , отнюдь не бездуховная рос сийская глубинка, где живут родители Нади . Пушкинское начало г л у боко освоено Ал . Липецким . Ему была дарована возмож ность отличать в поэзии чис тый звук от бесплодного эс тетства. Видение мира, целос тное и милосердное, обретал поэт еще в детские и юноше ские годы, проведенные им на родине — в Липецке. И своей повестью он утверждал нрав ственную силу провинциаль ной глубинной России. Вступ ление повести он посвящает родному городу: На правом берегуреки, В былое время судоходной. Теперь, как лужа, мелководной. Пестреет город. Широки Кругом приволья луговые В ограде стрельчатой лесов. Преданья смутные веков Гласят о полчищах Батыя, Когда-то кочевавших здесь. Племен воинствующих смесь В полях насыпала курганы. Едва заметные теперь. С них дикий варвар, словно зверь. Сквозь непогожие туманы. Под завывания ветров Вдали выслеживал врагов. И любознательный потомок, В кургане роясь вековом. Не раз найдет стрелу с кремнем И.пи заржавленный об.яомок Татарской саб.т; под стекло Находку редкую запрячет И в каталоге обозначит Подробно место и число. Великий царь, гроза Азова, Апостол мысли и труда Вверх по Воронежу сюда Заехал как-то. Лес сурово Клонил вершины над рекой; Внизу под самою горой Журчал источник чистой влаги; А рядом, в су.мрачном овраге. Седого времени труды — Пласты корявые руды Торчали зубьями; влюбленно Шептались липы над ручьем... Бездолье, глушь и тишина. Поодаль за стеной одна Белела иноков часовня. Беликий царь — стихиям ровня В руду вонзил свой молоток И основал тут городок... Души народной страж пытливый, — В смиренный скит и в балаган, В дворец монархов горделивый И в табор нищенский цыган С душой открытой и свободной. Царя великого уж нет. Во многом изменился свет, А годовщин минуло двести... Сейчас, когда грядет 200- летие великого поэта, все мы спешим засвидетельствовать свое преклонение перед ним. Алексей Каменский , полуза бытый «рядовой» русской ли тературы, — один из тех , кто обращал к Пуш кину свое по этическое слово по праву бла годарного ученичества. Поэ- тому-то и справедливо вспом нить сегодня 6 нем. В фондах Липецкого кра еведческого музея ес'п, лю бопы тны й д ок ум ен т : п р о грамма Пушкинского вечера, организованного в 1922 году Липецким обществом и зуч е ния местного края . Первое отделени е вечера открывал доклад Алек сея Лип ецкого «Магический кристалл» . В тот вечер поэт читал свои стихи , посвященные велико му учителю: Питомец царского лицея. Арабской крови русский цвет. Жрец в камер-юнкерской ливрее. Остряк, гуляка, книговед. Смешав поддевку и сюртук, — Он шел за данью благородной И жизнь ковал в волшебный звук. Он видел жизнь, событья, лица... Любя людей, людей бежал, И мысль — свободная орлица — В когтях держала свой «кинжал». •Еще,ме всей увенчан славой. Уже в предвиденьи конца. Поэта головой кудрявой Он дорастал до .мудреца. Меж азиатскою стеною И европейскими дверьми Сгорал пророческой тоскою В надежде видеть нас людьми... Н а д еж д а АБРАМОВА , старший научный сотрудник Лип ецкого краев едческого м у зея . Н а с н и м к а х : А л е к с е й Л и п е ц к и й ; д о м , в кот о р о м ж и л поэт с 1 9 0 6 п о 1 9 0 9 гг . ( Л и п е ц к , П е р в о м а й с к а я , 6 2 ) ; д о м , в к о тором ж и л А . Л и п е ц к и й в 1 9 1 4 - 1 9 2 4 г г . ( К о м с о м о л ь с к а я , 7 ) . К о м м е р щ и с о в е т н и к в прошлом столетии од ной из богатейш их династий промышленников и банкиров были Поляковы . Они ра збо гатели на винных отк уп ах , военных зак а за х и ж ел е зн о д о р о ж н о м с т р о и т е л ь с т в е . Н ачало их д ея тельности п о ложил закон 1859 года о ра з р еш ен и и богатым купц ам - евреям селиться в городах за пределами черты оседлости . С.С. Поляков , родивший ся в 1 8 3 7 году , обосновался на недолгое время в уездном Ельце Орловской губернии . С амуил С олом он ович , идя «со временем в н о гу » , у я с нил , что «ж ел езка» прин е сет большие барыши . Он и стал учредителем и владель цем ряда ж ел е зн о д ор ож ны х компаний . Вкладывая д ень ги в ж ел е зн о д ор ож н о е стро ительство , он зн ал , что рас ходы окупятся с ли хвой . И не п р о сч и тал ся . Умирая в 1 8 8 8 год у , он завещ ал сыну Д ан и и лу С амуиловичу им у щ е с т в о , о ц е н е н н о е в 3 1 4 2 5 5 4 6 р у б л ей . Д ва его брата — Яков и Лазарь тож е участвовали в д ел е старш е го брата как владельцы со б ст в ен ны х б ан к и р ск и х д о мов . Б ол ее повезло Л а зарю , но в начале нынеш н его сто летия дела его расстроились , и он ум ер с многом иллион ным долгом казне; Самуил Соломонович, раз бо га т ев , не ж а л ел д ен е г и прослыл не ск оп и д ом ом , а м ец енатом . Ему был «высо чайш е дарован* чин совет ника коммерции . Т ) е п и г о с о у т а т Что ни г о _ рите , а в про шлом и начале ''Ь’'.<;шнего столетий в Россиг; ум ели ц е НОВОЕ В МУЗЕЙНЫХ ФОНДАХ С У Д Е Б С К Р Е Щ Е Н Ь Е . . . В ст р е ч а я с ь с р а з н ы м и л ю д ь м и , п о р о й п о р а ж а е ш ь с я , к а к п е р е с е к а ю т с я ч е л о в е ч е с к и е с у д ь б ы , в н о в ь и в н о в ь п о д т в е р ж д а я и з в е ч н у ю и ст и н у : м и р т е сен . О д н а ж д ы в м у з е й п о з в о н и л а ж е н щ и н а и , вм ест о т р а д и ц и о н н о г о « С к о л ь к о стоит?», « Н а с к о л ь к о ц е н н о ? » (у вы , таков н а ш м е р к а н т и л ь н ы й с о в р е м е н н ы й м и р ) , с к а з а л а : «У м е н я е ст ь . . . Я х о ч у п о д а р и т ь . . . П р и е з ж а й т е с к о р е е . . . » Т а к м ы п о п а л и в д о м к О л ь г е В и кт о р о в н е В а л ь ц о в о й , к а н д и д ат у б и о л о г и ч е с к и х н а у к , в п р о ш л о м п р е п о д а в ат е лю М Г У . Д о о б и д н о г о н е д о л г о у д а л о с ь п оо бщ ат ь ся с этой уд и в ит е л ь н о й ж е н щ и н о й , кот о р ую в п о с л е д н и е д н и ж и з н и б е с п о к о и л а м ы с л ь . . . о ч е м бы вы д у м а л и ? . . — о м у з е е . . . П р и н я в е е д а р , м ы с о б и р а л и с ь встретить с я е щ е р а з , н о о п о з д а л и . . . Изучая ее материалы, многое узнаешь о ней и о вре мени, в которое она жила. Вот Вальцова на фотографии 1982 года рядом с другими учены- ми-биологами на празднова нии 100-летия заповедника «Галичья гора». Тот, с кем про шла она рука об руку по жиз ни, тоже был ученый-биолог. Он был связан с Зоологиче ским музеем при Московском государственном университе те. Его имя — Дмитрий Ми хайлович Вяжлинский. Многие, кто интересовался историей Липецка, вспомнит хорошо знакомый дом на самом углу ул. Ленина, который старожи лы так и называют — «домом Вяжлинских». Его владельца (до 1918 года) Виктора Кон стантиновича Вяжлинского, знали в городе как провизо ра, управляющего земской ап текой. Его сестра Мария Кон стантиновна Вяжлинская была начальницей липецкой жен ской прогимназии, облик ее сохранился на многочислен ных гимназических снимках. Оба в дореволюционном Ли пецке были довольно замет ными фигурами —местная ин теллигенция... И вот еще один представи тель той же ветви липецких Вяжлинских — научный работ ник, заместитель директора Зоомузея при МГУ. Друзья семьи — ученые, музейщи ки, художники, в том числе видные анималисты А. Ко маров, В. Ватагин, что увле ченно изображали «братьев меньших». Среди материа лов, полученных музеем от Ольги Викторовны, есть и подлинные работы этих мас теров, и репродукции. Глядя на акварель А. Комарова, где на переднем плане осторож но движущаяся по поляне семья лосей, понимаешь: ху дожнику близка природа ро дных мест — ведь корни-то его тоже здесь, в нашем крае. Уроженец села Скород- ное—ныне Данковского рай она Липецкой области — Алексей Никанорович Кома ров начал иллюстрировать детские книги, охотничьи журна лы, научные труды по зоологии еще в 1902 году, будучи студен том Московского училища жи вописи, ваяния и зодчества — он учился у А. Степанова, кото рый руководил классом изуче ния животных. Судьба была к Комарову щедра: он прожил 98 лет, 75 из них отдал творчеству. Наш земляк создал множество картин для научных музеев, ри сунков для зоологических атла сов, учебников, школьных на глядных пособий, по которым училось не одно поколение. Друзей у Д. Вяжлинского было немало. Начиная с конца 20-х годов он начал бывать в селе Ратчино, что в Добров- ском районе. Здесь молодой специалист обследовал мес та обитания выхухоли, зани мался учетом «запасов» этого исчезающего зверька. Вяж линский сюда приезжал и поз же, сроднившись с живопис ными ратчинскими местами. Сколько снимков сделал Дмитрий Михайлович как фо тограф-любитель, а подчас и как фотограф-художник! Рат- чинские снимки — великолеп ный этнографический матери ал для исследователей наро дного костюма: кокошники и платки, богато расшитые ру бахи, паневы, шали, многочис ленные нитки блестящих бус. В праздничных народных кос тюмах селяне и селянки, «дружки» и «подружки». Удивительно хороши и виды села, реки Воронеж, где она сливается со Ста новой Рясой. На этих снимках — история одно го из уголков Липецкого края, запечатленная на шим земляком. Как знак дружбы хранились у О. Вальцовой полотенца, рас шитые ратчинцами, одно из них подарено ей уже после смерти мужа. Татьяна ЦУПКО , главный хранитель отдела фондов ЛОКМ . В с е ф от о г р аф и и п у б л и к у ю т с я в п е р в ы е . О . В а л ь ц о в а ( с л е в а ) с у ч е н ы м и - б и о л о г а м и . 1 9 8 2 г о д . Г а л и ч ь я г о р а ; портрет М и л о ч к и К о с т и ко в о й . 1 9 5 1 г о д . Р ат ЧИНО. Ф о т о Д . В я ж л и н с к о г о ; р ат ч и нцы в п р а з д н и ч н ы х н а р о д н ы х к о с тю м ах . 1 9 5 1 г о д . Ф от о Д . В я ж л и н с к о г о . — ПОЧТИ КУРЬЕЗ 1 ВНАКАЗАНИЕ- МОККОЕ ПЛАВАНИЕ И з в е с т н о , что д е д П у ш к и н а п о м ат е р и к а пит ан Г а н н и б а л с о в е р ш и л т яж ки й п р о ст у п о к — ж е н и л с я в т о р и ч н о п р и ж и в о й п е р в о й ж е н е , п р е д с т а в и в ф а л ь ш и в ы е свидет ельст ва о е е см е рт и . М а р и я А л е к с е е в н а , п е р в а я ж е н а , в 1 7 7 9 г о д у п о д а л а ж а л о б у п с к о в с к о м у а р х и е п и с к о п у И н н о к е н т и ю . Т а к в о з н и к л о д е л о о д в о е ж е н с т в е И о с и ф а Г а н н и б а л а , д л и в ш е е с я почти пять лет и з а в е р ш и в ш е е с я л и ш ь п о с л е в м еш ат е л ь ст в а и м п е р ат р и цы Е к ат е р и ны I I . Р еш ен и ем п ск о в ск о г о архиепи скопа второй брак Ганнибала был признан не действительным . На винов ного было наложено церков ное взы скание — семил ет няя епитимия с отбывани ем первого года в монасты ре. Ганнибал обжаловал это реш ение , написав в Синод, Сенат и , наконец , императ рице . В резолюции Екате рины II 10 января 1 7 8 4 г. было указано « ...вм есто на ложенной на него (Ганниба ла) церковной епитимии пос лать его на кораблях в Сре диземное море» . Весьма н е обычную м еру нака зания избрала императрица для отставного капитана, пожа-4 л уй , единственную в своем" роде — морское плавание. Об этом поэт в черновых на бр о ск ах своей биограф ии написал так: « . . .д е д уш к а (был) послан на сл уж б у в Черноморский (ошибка по эта) флот» . Вскоре , 2 марта того ж е 1 7 8 4 г о д а . С р е д и з ем н о е море было зам енено на Се верное . П уш кин об этомг вероятно, не знал . Замена была вызвана тем обстоя тельством , что , как ок а за лось , на тот момент Адми - ралтейств-коллегия не пла нировала м орские кам па нии. Д олгое время не были известны подробности уп о мянутого плавания, оно счи талось сек р етны м . Лиш ь пуш кинисту А ркадию Гор дину удалось найти в архи вах докум енты , позволив шие установить обстоятель ства исполнения ука за Ека терины I I . «К ам п ани я в Северном м ор е» , которую проделал д ед "Пушкина ка питан Ганнибал, была не со всем обычной . Р а сп оряж е ние о ней исходило от са мой императрицы . 19 фев раля 1 7 8 4 года именным указом она повелела Адми - ралтейств-коллегии «снаря дить суда всеми нужными надобностями , так , чтобы оные по первому прик а за нию могли в поход отпра виться» . Основной задачей плавания , подготовка к ко торому сохранялась в глу бокой тайне , являлась д е монстрация морской силы северны х берегов Ш ве ции . Участвовавшим в этом плавании кораблям пр ед стояло отправиться двумя отрядами из Кронштадта и А р х а н г е л ь с к а и п о с л е встречи на широте Нордка па (самая северная оконеч ность Европы , мыс на севе ре острова Магере, у б ер е гов Н орв егии ) соверш ить с о в м е с т н о е п л а в а н и е в Кронштадт. Ганнибал нахо дил ся в архангельском от ряде в составе пяти кораб л ей , которым командовал контр-адмирал Вилим П ет рович Ф о н д е зи х , п о здн е е ставш ий а дм и р ал ом . Его э с к а д р а о т п р а в и л а с ь и з А р х а н г е л ь с к а 2 9 и ю н я 1 7 8 4 г . , 7 июля пришла к Н ордкапу , где соединилась со второй эскадрой . 4 ав густа русские корабли при были в Копенгаген , а в пер вых числах сентября — в Кронш тадт . В р а п о р т е А д м и р а л - тей ств -колл егии Сенату 3 сентября о капитане Ганни бале говорится , что он по оконч ании кампании «на к о р а б л я х ч ер е з С еверное море от города Архангель ска сю да прибыл» . На о с новании этого рапорта Се нат определил , что в отно ш ении него все предписан ное именным указом им п е ратрицы исполнено и «сл е ду ет оставить его в том п о л ож ен ии , в каком он до от правления его в вышепи- санную на кораблях кампа нию н а х о ди л ся » . Об этом был послан ука з в П сков ское наместническое прав л ени е . Так закончилось плава ни е деда П уш кина к апи та на Г аннибала в С еверное м оре . В сего Ганнибал про был в пути немногим боль ш е двух м есяц ев . Он вер н ул ся к п р еж н ей ж и з н и встречался со второй , не зак он н ой , ж е н о й . А с Ма ри ей А л ек с е ев н ой н е ви д ел ся до сам ой своей смер ти . Ей у д а л о с ь д о би т ь ся в ы д е л е н и я и з и м е н и й м уж а дер евни К обрино на с о д ерж ан и е и х доч ери На д еж ды , ставш ей матерью велик о го поэта . Станислав САЙКО /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz