Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

2 4 мар1га 1999 г . , N9 58 (20936 ) ШИПЕЦКАЯ т)Ж г а з е т а х 1 ФОТОЗАРИСОВКА ЗНАКИВЕСНЫ По к а л е н д а р ю в е с н а . Еще и морозы бывают, но знаков весны все больше. От пр и вы чн о го талого льда, звонкого пения птиц, проталин д о неожиданных встреч... Ну разве дум али ры бо ­ ловы , собравш иеся поры ­ бачить в районе села Вер- билово, что их будет ждать на берегу Воронежа очень любопытная норка? Самая настоящая. Мимо проплывала лодка. На в о п р о с — что, р ы б а ­ чиш ь? — в е с е лы й Паш ка объяснил: «Нет, это Дружок покататься захотел». На берегу, среди прота­ лин, стоял одинокий мото­ ци кл . Может, и он в е с н у ждет? Да и л ош а д и , похож е , сани надоели. Ну, уже недол го оста­ лось, весна же. Ф от о и текст Н и к о л а я Т К А Ч Е Н К О . Т/#дКг1П[ц III■^I^ 1 г- гД |Ш т [|• N ' V | ^ Р У Г з а б о т КАК ОДЕРЖАТЬ КЛЯТВУ ГИППОКРАТА? Средства массовой информации все чаще задают во­ прос: а способны ли медики в нынешней ситуации выпол­ нять клятву Гиппократа? Причем речь идет не об уровне их профессиональной квалификации и не об их отношении к пациентам: трагизм положения заключается в том, что врачи знают, как лечить, но не знают чем из-за отсутствия нор­ мального финансирования клиник. Липецкие медики в пол­ ной мере сталкиваются с этой проблемой в своей каждо­ дневной работе. Как они эту проблему решают — для нас, липчан, вопрос далеко не праздный. Ответить на него мы попросили главного врача областной многопрофильной больницы Николая Васильевича ЛЕБЕДЕВА. V —я не буду начинать с того, как нам сегодня трудно рабо­ тать. Ялучше приведу довольно парадоксальный факт: если вы посмотрите нашу статистику, то увидите, что за последние 5 лет в нашей больнице наметилась четкая тенденция к снижению уровня смертности. И это не­ смотря на все проблемы и сложности. — В самом деле, факт не­ ожиданный. Чем вы можете его объяснить? —Только хорошим уровнем ранней диагностики и внедрени­ ем новых технологий. Вот лишь один, самый простой пример; если раньше к нам поступала восьмидесятилетняя старушка на удаление желчного пузыря, то это означало полостную опе­ рацию, достаточно тяжелую для пожилого пациента, с длитель­ ным процессом заживления и выздоровления. Сами понима­ ете, в таком возрасте риск очень большой. А теперь, бла­ годаря современному лапаро­ скопическому оборудованию, мы имеем возможность не вскры­ вать брюшную полость. Да и па­ циенты выписываются букваль­ но на третий-пятый день. Естес­ твенно, снизилась и смертность в результате таких операций. — Но ведь внедрение но­ вых техноло гий тр е б у е т и повышения уровня квалифи­ кации врачей? —Конечно. Сегодня у нас ра­ ботают тринадцать кандидатов и один доктор медицинских наук. Причем большинство из них, как это ни удивительно, защитились в последнее время. Так что уро­ вень квалификации наших спе­ циалистов достаточно высок. Их постоянно приглашают с докла­ дами на международные конфе­ ренции и симпозиумы, в минув­ шие годы наши врачи ездили в Германию, Швейцарию, Японию, другие страны. — А говорят, что сегодня люди не хотят заниматься наукой — это невыгодно и не имеет смысла... Выходит, у вас ситуация иная? — Я объясняю это тем, что за последние годы у нас стало намного интереснее работать: появилось новое, современное оборудование, открылись новые возможности. Да и пациенты к нам попадают наиболее слож­ ные, мы сталкиваемся со слу­ чаями, наиболее интересными для специалистов. У нас и се­ годня учатся в аспирантуре во^ семь человек, столько же мед­ сестер учатся в Воронежской медицийской академии, на спе­ циальном факультете. В принци­ пе, мы очень долго и целенап­ равленно шли в этом направ­ лении, потому что областная многопрофильная больница — это не просто лечебное учреж­ дение, это еще и исследователь­ ская, научная база, своего рода центр для повышения квалифи­ кации врачей области. О резуль­ татах наших усилий можете су­ дить уже по одному тому, что Во­ ронежская медицинская акаде­ мия открыла на нашей базе кур­ сы неотложной хирургии, на ко­ торых учатся не только район­ ные хирурги, но и даже хирурги из соседних областей. У нас проходят интернатуру выпускни­ ки этой Академии. Сегодня мы всерьез думаем об открытии аналогичных курсов для подго­ товки терапевтов — областная администрация уже обещала для этого финансовую поддер­ жку. Такие курсы жизненно не­ обходимы еще и потому, что сегодня мало кто может себе позволить поехать на повыше­ ние квалификации в другой город. — А к а к о е о тд е л е н и е больницы вы считаете сей ­ час наиболее современным и перспективным? — Однозначно, ответить трудно, поскольку таких отделе­ ний достаточно много. У нас очень сильная диагностика. В последние годы мы расширили свои профессиональные воз­ можности после открытия отде­ ления рентгенохирургии сердца и сосудов. Сейчас мы за год ставим до ста кардиостимуля­ торов. Это огромное дело, по­ тому что сегодня для такой опе­ рации липчанам и жителям об­ ласти не надо ехать в ту же Москву и платить бешеные деньги. В принципе, это главт ный приоритет в нашей работе: создать максимальные условия для лечения людей здесь, как го­ ворится, у себя дома. И сейчас мы мечтаем уже о том, что­ бы с помощью нашей карди­ ологии, сосудистого отделе­ ния и рентгенохирургии создать основу для дальнейшего про­ гресса в этом направлении. В принципе, это вполне реально, хотя и потребует дополнитель­ ного финансирования. — Кстати , о финансиро­ вании. Как вам удается под­ держивать такой уровень ос ­ нащенности? —Трудностей у нас хватает. И тем не менее оборудование закупается в основном за счет бюджетных средств, И особен­ но большую помощь оказывает фонд обязательного медицин­ ского страхования, благодаря чему в нашей области в систе­ ме здравоохранения сохраняет­ ся относительно стабильная си­ туация, Ведь медицина — это такая сфера, в которой нельзя остановиться в развитии ни на один день. Остановимся —и тут же начнем терять. А у нас поте­ ри измеряются человеческими жизнями. Вот сегодня нам не­ обходимо переоснащение искус­ ственной почки. Нужно на это выделять деньги или нет? Су­ дите сами: у нас на диализе находятся 27 человек, без это­ го аппарата они просто погиб­ нут. Мы вынуждены значитель­ но сократить объем радионук­ лидных исследований из-за от­ сутствия того же финансирова­ ния, а ведь это та самая ран­ няя диагностика, которая поз­ воляет снизить уровень смер­ тности. Изнашивается эндоско­ пическое оборудование, не хва­ тает импортного расходного материала для операций. Есть и еще такой момент: сегодня у нас сконцентрирова­ но новейшее оборудование, ка­ кого нет в других больницах и уж тем более в районах. Колле­ ги иногда даже на нас обижа­ ются. Но ведь к нам везут на­ иболее тяжелых больных, мы должны иметь возможность оказать им комплексную по­ мощь. Нашим томографом пользуются и другие больницы города, а детям мы вообще ни­ когда не отказываем. И если единственная радиоизотопная лаборатория в области находит­ ся у нас, то грешно ее сегодня не поддержать. — С е годня больница у большинства людей вызыва­ ет панический ужас : гово ­ рят, что больным приходит­ ся буквально все покупать за свой счет — и лекарства, и шприцы , и системы для капельного вливания... — Увы, в большей степени это горькая правда. А как мо­ жет' быть иначе, если на боль­ ного у нас выделяется 22 рубля вдень? Причем в эти гроши вхо­ дит все: и лекарства, и реакти­ вы для лабораторных исследо­ ваний, и дезинфицирующие пре­ параты для обработки палат, и многое другое. — Так как же в таких ус­ ловиях выполнять клятву Гип­ пократа? — Поверьте, мы подходим очень дифференцированно, с учетом того, может человек при­ обрести сам необходимые пре­ параты или нет. Вопрос никогда не ставится так: либо покупа­ ешь, либо погибаешь. Для реа­ нимационного отделения мы вообще стараемся держать все необходимое. Единственно оп­ ределенный приоритет отдает­ ся жителям сельских районов, поскольку они находятся в бо­ лее тяжелом положении, неже­ ли горожане. Так что никто и ни­ когда не оставит старушку из села без помощи только пото­ му, что у нее нет денег. Да, мы вынуждены сегодня развивать и расширять платные услуги, хотя цены на них, я считаю, не такие уж высокие. Например, если вы хотите вне очереди сде­ лать лапароскопическую опера­ цию, то это будет стоить вам полторы тысячи рублей (в Мос­ кве, заметьте, счет, как прави­ ло, идет на валюту). Когда человек попадает к нам по «скорой», ему, естествен­ но, сделают операцию бесплат­ но. Кстати, мы делаем в день десятки сложнейших операций. Так что не надо думать, что ме­ дики сегодня ставят жизнь па- ■циента в зависимость от его ко­ шелька. Да, мы вынуждены как- то выкручиваться. Больше все­ го мне обидно то, что сегодня у нас нет тех меценатов, какие были когда-то в России. Хотя богатые люди есть. Но ведь что характерно: даже очень богатые «новые русские» стараются ле­ читься бесплатно, получить все лучшее и не заплатить ни ко­ пейки. —А о чем вы сегодня меч­ таете? — Я мечтаю о том времени, когда люди будут мудрее и ста­ нут жить, оберегая друг друга... Б еседовала Елена БРЕДИС. СПОРТКУРЬЕР ЧЕМПИОНАТЧЕРНОЗЕМЬЯ I СТАРТУЕТ 2 МАЯ Р в Воронеже состоялось собрание чле- < нов футбольной ассоциации «Черноземье», ' на которой утверхсдены сроки проведения : Шчемпионата и состав его участников. ^ Предположительно в этом турнире при- ^ мут участие 12 команд . Вот ориентиро- I вочный списо к : «Оскол» (Бел городская обл .), ФК «Елец», «Смена» (Котовск, Там- р бовская обл.), «Газовик» (Острогожск, Во- ) ронежская обл ,), ФК «Ливны» (Орловская ' обл .), РУОР (Смоленск), «Факел-2» (Воро­ неж», «Строитель» (М орш анск , Тамбовс ­ кая обл .), «Магнит» (Железногорск, Курс­ кая обл .), «Торпедо» (Скопин, Рязанская ^ обл .), ФК «Орел-2», «Металлург-2» (Л и - I п ецк ). Что касается последних двух ко - , I манд, то с ними еще не все ясно, но ве- | ^ роятность их участия достаточно велика. ^ I Первенство «Черноземье» стар тует 2 г р мая и продолжится до 30 сентября. Пое- | ДИНКИ будут проходить по воскресеньям. Розыгрыш Кубка, как и в прошлом году, на первом э т ап е состоится в гр уппах . Команды будут разбиты на четыре зоны по географическому принципу, и победи­ тели выйдут в полуфиналы. Стоит отме ­ тить, что кроме коллективов, участвующих в чемпионате, в играх на Кубок, возмож­ но, будет заявлено ещ е 3 -4 футбольные дружины . Предположительно это «Лебе- динец» (Губкин, Белгородская обл .), «Пре­ стиж» (Воронеж), «Торпедо» (Калуга). Куб­ ковые матчи пройдут по средам . Старт намечен на 12 мая. Произошли некоторы е и зм ен ения в регламенте соревнований. Теперь игрок, получивший три желтые карточки, должен . будет пропустить встречу, а затем ана - < логичное наказание последует за кахедый полученный «горчичник». Любопытно и то, что в командах могут быть заявлены по одному иностранцу. Планируется провести также несколь- ' ко турниров. В частности, в марте в Рос- соши пройдет мини-футбольное состяза­ ние ассоциации «Черноземье». Во змож ­ но проведение Кубка чемпионов областей нашего региона. ВЗАЧЕТКРУГЛОГОДИЧНОЙ СПАРТАКИАДЫ На окраине села Частая Дубрава Л и ­ пецкого района прошли соревнования по лыжным гонкам среди учащихся 1984 года рождения и младше ш кол -интернатов в ; зачет областной спартакиады. Среди де - вочек два километра быстрее всех, за 10 ' мин. 55 се к . , пробежала Евгения Исаева из Елецкой школы -интерната № 1. Вто- рой результат у юной спортсменки Липец- , кой школы -интерната для слабовидящих Елены Кощеевой, третий — у лыжницы До- бринской ш колы -ин тер н ата Валентины Богачевой. У ребят в личном зачете на дистанции три километра первое место занял Павел Шманов, второе — Алексей Голанцев (оба ' — Добринская ш кол а -ин терн ат ) . Третий результат показал учащийся Елецкой шко­ лы-интерната № 1 Евгений Барч. БРОНЗОВЫЙПРИЗЕР МЕЖДУНАРОДНОГОТУРНИРА Студент Елецкого пединститута Кон- , стантин Хрушков заним ается в частной школе бокса под руководством тренеров Н. Бурлакова и Н. Размахина. Став в про­ шлом году призером молодежного первен- - ства России , ельчанин был включен в - сборную страны. В ее составе он принял участие в международном турнире клас- < са «А» в подмосковном городе Ногинске, ' Б котором состязались боксеры 12 стран Европы. Выступая в весовой категории до : 75 килограммов, К. Хрушков занял третье м есто . I СПАРТАКИАДАСЕЛАНИКОЛЬСКОЕI Село Никольское Усманского района | — одно из крупнейших населенных пунк- I тов нашей области. Недавно на заседа - I НИИ правления сельхозкооператива «Маяк» было принято решение о проведении пер­ вой спартакиады трудящихся СХПК, утвер­ ждено положение, выделены деньги. Первые старты состоялись в спортив­ ном зале местной средней школы. В со­ ревнованиях по гиревому спорту победи- телем стал известный спортсмен , м ас ­ тер спорта Сергей Трубников из команды «Маяк». Второе и третье места соответ- I ственно заняли никольцы Александр Го- |:; ловин и Александр Сапрыкин. || В соревнованиях по перетягиванию ка- I ната победила команда «Маяк». В ближай- I шее время намечено провести соревно- 1 вания по волейболу, шахматам , настоль- I ному теннису, рыболовству. I МЕМОРИАЛДВАЖДЫГЕРОЯ I СОВЕТСКОГОСОЮЗА I М.Т. СТЕПАНИЩЕВА I в селе Хмелинец Задонско го района I прошел традиционный волейбольный тур- I нир, посвященный памяти двахеды Героя Советского Союза М .Т . Степанищева. В нем приняли участие шесть местных ко ­ манд . Победителем соревнований и об- ! ладателем переходящего Кубка стал «Пи- : щевик». Второе место заняли динамовцы, третье — команда «Горгаз». П о д г от о в и л ] Ю р и й К У Л И Н И Ч . ВСТРЕЧИ КУЗНИЦА ФАОККИХКАДРОВ Н а д н я х в Т е р б у н а х в а к т о в о м з а л е м е с ­ т н о г о П Т У с о с т о я л о с ь т о р ж е с т в е н н о е с о б р а ­ н и е , п о с в я щ е н н о е Д н ю м о р я к а - п о д в о д н и к а . В н е м п р и н я л и у ч а с т и е б ы в ш и е м а т р о с ы , с т а р ш и н ы , м и ч м а н ы и о ф и ц е р ы , т е , к т о в р а з н ы е г о д ы , н а ч и н а я с п р е д в о е н н о й п о р ы , в В е л и к у ю О т е ч е с т в е н н у ю , п о с л е в о е н н ы е г о д ы и к о н ч а я н ы н е ш н и м и д н я м и , с л у ж и л н а д и з е л ь н ы х и а т о м н ы х , т о р п е д н ы х и р а ­ к е т н ы х п о д в о д н ы х л о д к а х , о х р а н я л и з а щ и ­ щ а л м о р с к и е р у б е ж и О т ч и з н ы . А т а к и х б ы л о н е м а л о . Н а с е г о д н я в Т е р - б у н с к о й р а й о н н о й о р г а н и з а ц и и з н а ч и т с я 7 0 0 б ы в ш и х м о р я к о в . Н а К р а с н о з н а м е н н о м Ч е р ­ н о м о р с к о м ф л о т е , к п р и м е р у , п р о х о д и л и с л у ж б у б о л е е 1 0 0 0 т е р б у н ц е в . Н а э т о м и д р у г и х ф л о т а х с о т н и с л у ж и л и п о д в о д н и к а ­ м и . О н и х , и х м у ж е с т в е и г е р о и з м е , в к л а д е в п о б е д у н а д в р а г о м , в б о е г о т о в н о с т ь к о р а б ­ л е й , ч а с т е й и ф л о т о в г о в о р и л в д о к л а д е п р е д ­ с е д а т е л ь р а й о н н о й о р г а н и з а ц и и б ы в ш и х в о ­ е н н ы х м о р я к о в м а й о р з а п а с а В . С о л о в ь е в . И х т е п л о п о з д р а в и л и г л а в а а д м и н и с т р а ц и и р а й о н а В . Д о р о х и н , п р е д с е д а т е л ь р а й о н н о ­ г о С о в е т а д е п у т а т о в А . Л и х и х . В з а л е н а х о д и л и с ь т а к ж е к у р с а н т ы П Т У , к о т о р ы м с к о р о п р е д с т о и т с л у ж б а в В о о р у ­ ж е н н ы х С и л а х . И м е н н о и м б ы л и а д р е с о в а ­ н ы с л о в а : « Т е р б у н с к и й к р а й , х о т ь и с у х о ­ п у т н ы й , н о с п е т р о в с и х в р е м е н и з в е с т е н к а к к у з н и ц а ф л о т с к и х к а д р о в . П р и я т н о в и д е т ь и с о з н а в а т ь , ч т о и н ы н е н е о с к у д е л а т е р - б у н с к а я з е м л я н а с т о я щ и м и м у ж ч и н а м и , п о - п р е ж н е м у е с т ь к о м у п р о д о л ж а т ь д е л о с т а р ­ ш и х п о к о л е н и й , в е т е р а н о в ф л о т а » . С о с л о в а м и п р и в е т с т в и я к с о б р а в ш и м с я о б р а т и л с я д е п у т а т о б л а с т н о г о С о в е т а , п р е д ­ с е д а т е л ь Л и п е ц к о г о р е г и о н а л ь н о г о о т д е л е ­ н и я Д в и ж е н и я п о д д е р ж к и ф л о т а В . Я к у н и н . О н с о о б щ и л , ч т о * в Р о с с и и у ж е д е й с т в у ю т б о л е е 6 0 п о д о б н ы х р е г и о н ' а л ь н ы х д в и ж е н и й . С о з д а ю т с я о н и т а к ж е в р а й о н а х . В л а д и м и р С е р г е е в и ч п о з д р а в и л т е р б у н с к и х п о д в о д н и ­ к о в с п р а з д н и к о м , в р у ч и л Г р а м о т ы Ц е н ­ т р а л ь н о г о С о в е т а о б щ е р о с с и й с к о г о Д в и ж е ­ н и я п о д д е р ж к и ф л о т а п р е д с е д а т е л ю С о в е т а т е р б у н с к о й о р г а н и з а ц и и В . С о л о в ь е в у , д р у ­ г и м а к т и в и с т а м . В Д И Н С Т В Ё Н И А Я С Т Р О Ч К А . . . СУДЬБА Да, в трудовой книжке Екатерины СОШНИ- НОЙ всего одна запись: принята на работу в липецкую школу № 2 — ей более пятидесяти лет. Стоит ли говорить, как изменился за это время мир, мы сами, наши дети? Вот только к лучшему ли? А что произошло с учителем? Ту ли тропинку выбирает он к сердцу ученика? Под­ елитесь своими «секретами», уважаемая Ека­ терина Андреевна... ^ . . . У з а к р ы т ы х д в е р е й ее к л а с с а я п р и о с т а н о ­ в и л а с ь , п р и с л у ш а л а с ь . Ш е л п о с л е д н и й у р о к , и в ш к о л ь н ы х к о р и д о р а х о д н о й и з с т а р е й ш и х ш к о л Л и п е ц к а б ы л о т и х о и п у с т о . Л и ш ь и з р е д к а и з к л а с с о в с л а б о д о н о с и л и с ь г о л о с а . Ч а щ е д р у г и х з в у ч а л о д и н , в з р о с л ы й , п о в е л и т е л ь н о - р е з к и й , в к о т о р о м с к в о з и л и р а з д р а ж е н и е и у с т а л о с т ь . И ЭТО м о ж н о п о н я т ь — з а к а н ч и в а л с я н а п р я ж в н н ы й , х л о п о т н ы й д е н ь . Э т о т г о л о с ш е л и з с о с е д н е г о к л а с с а . А у Е к а т е р и н ы А н д р е е в н ы б ы л о т и х о . Я , к а к м ы и у г о в о р и л и с ь , п о с т у ч а л а . Ш е л у р о к р у с с к о г о я з ы к а : о р ф о г р а м м ы , п е ­ р е н о с ы , с л о г и . . . Р е б я т а о т в е ч а л и б о й к о , я п р и ­ д и р ч и в о в г л я д ы в а л а с ь в и х л и ц а — н а в е р н о е , у с ­ т а л и и ж д у т н е д о ж д у т с я з в о н к а . Н е у г а д а л а . П о х о ж е , и м б ы л о п р о с т о и н т е р е с н о д р у г с д р у ­ г о м , у ч и т е л ь н и ц е и е е п о д о п е ч н ы м . С л о в н о н е ­ у л о в и м ы й л а с к о в ы й в е т е р о к г у л я л п о к л а с с у : — Р а з д е л и с л о в о н а с л о г и , А н е ч к а . — А г д е т у т у д а р е н и е , Д е н и с о к ? — Г о л о в к у п о в ы ш е , А н д р ю ш а . — Н е г н и т е с п и н к и , р е б я т а . Б ы с т р ы й в з г л я д ч е р е з п л е ч о у ч е н и к а — д о ­ м а ш н е е з а д а н и е в ы п о л н е н о н е о п р я т н о : « Т а к о й л и с т о ч е к м н е н е н у ж е н , д о р о г у н ч и к » . И н е « о ш и б к и » у Е к а т е р и н ы А н д р е е в н ы , а « о ш и б о ч ­ к и » , а у б у к в ы , к о н е ч н о , « в е р х у ш е ч к и » . Г л а з а п р и э т о м — с т р о г и е и в н и м а т е л ь н ы е ( в с е з а м е ­ т и т , н е п р о г л я д и т ) , а г о л о с — т у т у ж н и ч е г о н е п о д е л а е ш ь ! — т е п л ы й , с е р д е ч н ы й . П р е д в и ж у у п р е к в с е н т и м е н т а л ь н о с т и . В р е ­ м я п о д с у ш и л о . О ч е н ь у ж д е л о в и т ы с т а л и . Д а ж е п о д о т н о ш е н и я с д е т ь м и п о д в о д и м с у г у б о р а ц и о ­ н а л ь н у ю о с н о в у . З а б ы в а я о в о л ш е б н о й с и л е д о ­ б р о г о с л о в а . В о т у ж е и с а м а с и с т е м а н а ч а л ь н о й ш к о л ы в с е ч а щ е в ы с т р а и в а е т с я п о д и с к л ю ч и т е л ь ­ н о к о н к р е т н ы е , д а л ь н и е ц е л и — в у з , п р о ф е с с и я . Н е б а л у ю т и з д е с ь м а л ы ш е й с е р д е ч н о с т ь ю . А у Е к а т е р и н ы А н д р е е в н ы в о т т а к о й б ы л у р о к — н и о т н я т ь , н и п р и б а в и т ь . Ч е м - т о д а л е к и м , п о ­ л у з а б ы т ы м п о в е я л о : л а с к о в а я р у к а н а п л е ч е , в н и ­ м а т е л ь н ы е , у ч а с т л и в ы е г л а з а . П е р в а я у ч и т е л ь ­ н и ц а . . . И н и с к о л ь к о н е у д и в и л о , к о г д а н а в о п р о с к е м х о ч е ш ь б ы т ь , ч у т ь л и н е п о л к л а с с а о т в е т и ­ л и : у ч и т е л ь н и ц е й , к а к Е к а т е р и н а А н д р е е в н а . К о р е н н а я л и п ч а н к а , о н а р о с л а в б о л ь ш о й м н о ­ г о д е т н о й с е м ь е . Ж и л и н е б о г а т о , н о б ы л и г о с т е ­ п р и и м н ы . К а т и н ы п о д р у ж к и с у л и ц ы К о т о в с к о ­ г о , б ы в а л о , з а д е н ь н а б е г а в ш и с ь и п р о г о л о д а в ­ ш и с ь , з а г л я д ы в а л и к н и м . З н а л и , б а б а М а ш а н а ­ к о р м и т : т о к а р т о ш к у о т в а р и т , т о р е п у н а п а р и т , а т о м у ч и ц ы н а с к р е б е т и ч т о - т о с о в с е м у ж в к у с ­ н е н ь к о е п р и д у м а е т . С в о и х д е т е й у Г у л я е в ы х б ы л о м н о г о , д а с г о д а м и о с т а л о с ь ш е с т е р о . В в о й н у в с е ч е т ы р е б р а т а п о г и б л и . О с т а л и с ь К а т я д а с е с ­ т р а М ^ е н я . В ы б и р а я п р о ф е с с и ю , д е в о ч к а д о л г о н е р а з д у м ы в а л а — п е р е д г л а з а м и б ы л п р и м е р л ю ­ б и м о й у ч и т е л ь н и ц ы А л е к с а н д р ы П а в л о в н ы Д в о р ­ н и к о в о й . С е й ч а с е й 7 0 с х в о с т и к о м . А в ш к о л у № 2 в з я л и е е в о с е м н а д ц а т и л е т н е й . С н а ч а л а с т а р ш е й п и о н е р в о ж а т о й . В т о м ж е 4 5 - м д а л и п е р в ы й к л а с с : о д н и м а л ь ч и к и - д е т д о м о в ц ы , в о й н о й о б о ж ж е н н ы е . С о р о к д в а н е о б о г р е т ы х , н а с т о р о ж е н н ы х с о р в а н ­ ц а . М о л о д а я у ч и т е л ь н и ц а о с о б ы х п о д х о д о в к « п о д ­ р а н к а м » в о й н ы н е и с к а л а , п о л а г а я с ь т о л ь к о н а с в о е с е р д ц е . А г д е з н а н и й н е х в а т а л о — у ч и л а с ь , н е с т е с н я я с ь , у с в о и х к о л л е г . Д о с и х п о р к о м у ч е м о б я з а н а — в с е х п о и м е н н о п о м н и т . И н и к о г ­ д а , п о с о б с т в е н н о м у е е в ы р а ж е н и ю , у н е е « о ш и б ­ к а н а о ш и б к у н е н а к л а д ы в а л а с ь » . П р о и н с т и т у т е й , о к о н ч и в ш е й у ч и л и щ е , п р и ш л о с ь з а б ы т ь : в с е м ь е п о д р а с т а л и у ж е д в о е д е т е й . Н о п р о ф е с с и о ­ н а л и з м и т а л а н т н е о д н и м д и п л о м о м о б у с л о в л е ­ н ы . М н е к а ж е т с я , м а л о к т о и з р о д и т е л е й , в р а з ­ н о е в р е м я с т р е м и в ш и х с я о т д а т ь п о д к р ы л о Е к а ­ т е р и н ы А н д р е е в н ы с в о и х ч а д , з н а л о т о м , ч т о у н е е н е т в ы с ш е г о о б р а з о в а н и я . — П р о с т о в с я м о я ж и з н ь б ы л а ш к о л о й , — о б ъ ­ я с н я е т Е к а т е р и н а А н д р е е в н а . — Т о л ь к о р а с к л а ­ д у ш к у з д е с ь н е с т а в и м . Т о н а п о д м е н а х , т о в п р о ­ д л е н к е . И п о ч т и в с е в р е м я б е з о т п у с к а — т о в г о р о д с к о м л а г е р е , т о в з а г о р о д н о м , т о в с а н а т о ­ р и и « В о с х о д » . З а р п л а т а — н е б о л ь ш а я , а р о д и т е ­ л я м н а д о б ы л о п о м о г а т ь . П о т о м м у ж с т а л п р и б а ­ л и в а т ь . . . Р а с с к а з ы в а е т о н а о с е б е н е о х о т н о , в т е л е г р а ф ­ н о м с т и л е . М о л , к а к и е т а м с е к р е т ы ! С к р о м н и ч а ­ е т . О д н а и з к о л л е г , м н о г о о п ы т н ы й м а т е м а т и к , о б м о л в и л а с ь , ч т о у С ! о ш н и н о й , к а к н и у к о г о д р у ­ г о г о , к л а с с ы о т л и ч а ю т с я о с о б о й с п л о ч е н н о с т ь ю . А в е д ь э т о , м о ж е т б ы т ь , с а м о е т р у д н о е — с о з д а т ь и з о ч е н ь р а з н ы х д е т е й о д н о ц е л о е — к о л л е к т и в . Д а т а к о й , ч т о б ы д о к о н ц а , д о с а м о г о в ы п у с к а с о ­ х р а н и л с я . — Ч т о б ы м ы н и д е л а л и , в с е з а м ы к а л о с ь н а « м а м е К а т е » , о н а , н е с о м н е н н о , б ы л а л и д е р о м , — в с п о м и н а е т (С е р г е й В а с и л ь е в и ч М е щ е р я к о в . — И л и д е р о м у д и в и т е л ь н о а з а р т н ы м . Р о д и т е л и , н а п р и ­ м е р , з н а л и , ч т о п е р е п л я с а т ь Е к а т е р и н у А н д р е ­ е в н у н е в о з м о ж н о . Р о д и т е л и д р у ж и л и д р у г с д р у ­ г о м т о ж е б л а г о д а р я е й . А м ы , д е т и , е е л ю б и л и . З а ч т о ? Н е з н а ю . Д а р а з в е н а с т о я щ у ю л ю б о в ь м о ж н о о б о с н о в а т ь ? . . С е й ч а с в е д ь к а к ? Н а б е д о к у ­ р и л м а л ь ч и ш к а — ш у м а - т о ! « М а м а К а т я » н е т о л ь ­ к о г а с и л а н а ш и д е т с к и е к о н ф л и к т ы , о н а у м е л а и х п р е д о т в р а щ а т ь . Т а к в х о р о ш е й с е м ь е б ы в а е т . У с л ы ш а т ь о т н е е с л о в о « д у р а к » — Б о ж е у п а с и ! Н о и д л я н а с о н а н и к о г д а н е б ы л а « у ч и л к о й » . •— С е й ч а с м н о г о г о в о р я т о « п р о б л е м н ы х » д е ­ т я х , — р а з м ы ш л я е т с а м а у ж е о п ы т н ы й у ч и т е л ь Н и н а Ю р ь е в н а Т и х о н о в а , — у н а с в к л а с с е и х б ы л о н е м а л о , х о т я з л ы е я з ы к и п о г о в а р и в а л и , ч т о я к о б ы Е к а т е р и н а А н д р е е в н а о т о б р а л а л у ч ш и х . В и д и м о , т а к л е г ч е о б ъ я с н и т ь е е м н о г о л е т н е е л и ­ д е р с т в о . Д е л о в е е х а р а к т е р е , п о - х о р о ш е м у с а м о ­ л ю б и в о м . Н е у п у с к а я « о т л и ч н и к о в » и « х о р о ш и с ­ т о в » , о н а в ы т я г и в а л а « п р о б л е м н ы х » н а т в е р д у ю « т р о й к у » . З а с и ж и в а л а с ь с н и м и п о с л е у р о к о в , д о ­ п о з д н а . К л а с с ы С о ш н и н о й д о с е г о д н я в ч и с л е л у ч ­ ш и х . А п р е ж д е , к т о м у ж е , о н а в о з г л а в л я л а и м е т о д и ч е с к о е о б ъ е д и н е н и е в ш к о л е . Н а г р а ж д е ­ н а з н а ч к о м « О т л и ч н и к н а р о д н о г о п р о с в е щ е н и я » . О д н а и з н е м н о г о ч и с л е н н о г о т е п е р ь о т р я д а т е х , к т о с т о я л у и с т о к о в л и п е ц к о г о о п ы т а . Л а у р е а т п р е м и и и м е н и К о н с т а н т и н а М о с к а л е н к о , о н а в з я ­ л а и з е г о с и с т е м ы , к а к в с е г д а , у м н о и о с т о р о ж н о , л и ш ь т о , ч т о с ч и т а л а ц е л е с о о б р а з н ы м д л я с е б я и ч т о в п и с ы в а л о с ь в т р а д и ц и и е е в т о р о й ш к о л ы . А з д е с ь , к а к и в б о л ь ш и н с т в е « о б ы ч н ы х » ш к о л , у ч а т с я р а з н ы е д е т и — к т о п о с и л ь н е е , к т о п о с л а ­ б е е . И к а ж д ы й и м е е т п р а в о н а п р о ч н ы е з н а н и я . К т о м у з д е с ь и с т р е м я т с я . С л у ш а я е е б ы в ш и х у ч е н и к о в , я д у м а л а : п о ч е ­ м у о н и в с е в р е м я с в о р а ч и в а ю т р а з г о в о р и м е н н о к с в о й с т в а м д у ш и п е р в о й с в о е й у ч и т е л ь н и ц ы ? О т ­ ч е г о э т о т а к д л я н и х в а ж н о ? Н о с т а л ь г и я ? Т а к м н о г о о т д а н о т е п л а — д о с и х п о р с о г р е в а е т ? М о ­ ж е т б ы т ь . А м о ж е т , с г о д а м и о с о з н а л и р е д к о с т ­ н у ю ц е н н о с т ь б е с к о р ы с т н о й , с а м о о т в е р ж е н н о й л ю б в и . О н и д о с и х п о р , Е к а т е р и н а А н д р е е в н а , х о т я т п о д р а ж а т ь в а м . Э т о н е ч а с т о с щ ' ч а е т с я . . . Татьяна СПАССКАЯ. Т е р б у н ы — Л и п е ц к . В ладим ир ОСИПОВ. ТВОРЧЕСКИЙ О Т Ч ^ и ЕПЬ КОМУ ПЕРЕНИМАТЬ... Н а р о д н ы й х о р Л и п е ц к о г о о б л а с т н о г о у ч и л и щ а и с к у с с т в и м е н и К . Н . И г у м н о в а ч а с т о в ы с т у п а е т н а р а з н ы х п л о щ а д к а х . П о ­ э т о м у с в о й о ч е р е д н о й т в о р ч е с к и й о т ч е т о н п р и у р о ч и л к к о н ц е р т у , п р о ш е д ш е м у в . з а л е с а н а т о р и я « Л и п е ц к » , г д е е г о д а в н о з н а ю т и л ю б я т . У р о в е н ь э т о г о к о л л е к т и в а п о д у п р а в . к * - н и е м з а с л у ж е н н о г о р а б о т н и к а к у л ь т у р ы Р о с с и и В . Г р и б а н о в о й в ы х о д и т з а р а м ) с и у ч е н и ч е с к о г о . Б ы л а п о к а з а н а « п о л н о м е т ­ р а ж н а я » п р о г р а м м а , к у д а в о ш л и х о р о в ы е и а н с а м б л е в ы е п е с н и с х о р о в о д а м и и п л я с к а ­ м и р а з н ы х о б л а с т е й Р о с с и и ( п е д а г о г и : п о ф о л ь к л о р н о м у а н с а м б л ю — Н . Ч е с н о к о в а и С. Ф и л и п п о в а , п о н а р о д н о й х о р е о г р а ф и и — Г . А н и к е е в а , к о н ц е р т м е й с т е р — А . Я к о в ­ л е в ) . Р а з н о о б р а з и е в е ч е р у п р и д а л о у ч а с т и е в н е м д е т с к о й с т у д и и н а р о д н о г о о т д е л е н и я у ч и л и щ а . М а л ы ш и о т ч е т ы р е х д о в о с ь м и л е т п о к а з а л и с ц е н к у с в е с е н н и м и з а к л и н к а ­ м и и х о р о в о д о м , к о т о р ы е з а п и с а н ы в н а ш е й о б л а с т и п е д а г о г о м К . И в а щ е н к о , и з в е с т н о й л и п ч а н а м к а к р у к о в о д и т е л ь а н с а м б л я « В о с ­ к р е с е н и е » . С т у д и я с о з д а н а в с е г о г о д н а з а д , н о в н е й у ж е е с т ь с в о и л а у р е а т ы : ш е с т и л е т ­ н я я с о л и с т к а Н а с т я П а н и н а с о в с е м н е д а в н о с т а л а п о б е д и т е л ь н и ц е й к о н к у р с а « С а м о ц в е ­ т ы Р о с с и и » в г . И в а н о в о . Е е у с п е х н е с л у ­ ч а е н ; в и х д о м е в с е г д а з в у ч и т н а р о д н а я п е с ­ н я . А в п р о ш е д ш е м к о н ц е р т е д е в о ч к а в ы ­ с т у п и л а в т р о г а т е л ь н о м д у э т е с о с в о е й б а ­ б у ш к о й , и с п о л н и т е л ь н и ц е й ф о л ь к л о р н ы х п е с е н М . М о л ч а н о в о й . В с е х б е з и с к л ю ч е н и я у ч а с т н и к о в в е ч е р а -«• и в е т е р а н о в , и с т у д е н т о в — о б ъ е д и н и л о г л а в н о е : л ю б о в ь к р о д н о й п е с н е . Э т о з н а ­ ч и т , ч т о у н а с е с т ь ч т о п е р е д а т ь м о л о д о м у п о к о л е н и ю и е с т ь к о м у п е р е н и м а т ь н а р о д н ы е т р а д и ц и и . Елена БОЙКОВА , ^ м у зы к ов ед . И ЗЗАЛАСУ ^ ДАЙ ПОРУЛИТЫ В н а ч а л е о к т я б р я 1 9 9 7 г о д а б е з р а б о т н ы й л и п ч а н и н Г е н н а д и й Н . у з н а л , ч т о в П Т У № 2 3 т р е б у е т с я в о д и т е л ь . О н н е м о г у с т р о ­ и т ь с я в у ч и л и щ е н а р а б о т у , т а к к а к н е и м е л в о д и т е л ь с к о г о у д о с т о в е р е н и я с н у ж н ы м и р а з р е ш и т е л ь н ы м и к а т е г о р и я м и « Б » , « С » , « Д » , « Е » . Н е д о л г о д у м а я , Г е н н а д и й о т п р а ­ в и л с я д о б ы в а т ь н у ж н ы е в о д и т е л ь с к и е п р а ­ в а , н о н е в Г И Б Д Д , а н а П е т р о в с к о м р ы н к е Л и п е ц к а . З д е с ь в п о л о ж е н и е б е з р а б о т н о г о в о ш е л н е з н а к о м ы й м у ж ч и н а . О н п р е д л о ж и л Г е н н а д и ю п р и в е з т и 1 5 0 р у б л е й , ф о т о г р а ф и ю и а н к е т н ы е д а н н ы е . Ч е р е з н е д е л ю , з д е с ь ж е н а р ы н к е , м у ж ч и н а п е р е д а л Г е н н а д и ю г о ­ т о в ы е в о д и т е л ь с к и е п р а в а с н у ж н ы м и р а з ­ р е ш и т е л ь н ы м и к а т е г о р и я м и . Г е н н а д и й , п р е д с т а в и в и х в П Т У , д е й с т в и т е л ь н о у с т р о ­ и л с я н а р а б о т у и п р о е з д и л с « л и п о в ы м * д о ­ к у м е н т о м д о 5 м а р т а 1 9 9 8 г о д а . В э т о т д е н ь г о р е - в о д и т е л я з а д е р ж а л и з а р у л е м в н е т р е з ­ в о м в и д е и о б р а т и л и в н и м а н и е н а п о т е р т о ­ с т и и и с п р а в л е н и я в е г о в о д и т е л ь с к о м у д о ­ с т о в е р е н и и . Т е х н и к о - к р и м и н а л и с т и ч е с к а я э к с п е р т и з а п о д т в е р д и л а , ч т о д о к у м е н т п о д ­ д е л ь н ы й , и м и л и ц и я з а в е л а у г о л о в н о е д е л о . С о с т о я л с я с у д , к о т о р ы й , п р а в д а , у ч е л с м я г ч а ю щ и е о б с т о я т е л ь с т в а . Г е н н а д и й р а ­ н е е н е б ы л с у д и м и с а м в п о д д е л к е у д о с т о ­ в е р е н и я у ч а с т и я н е п р и н и м а л , а л и ш ь с о ­ д е й с т в о в а л в э т о м д р у г о м у л и ц у . Ч е л о в е к а , и з г о т о в и в ш е г о ф а л ь ш и в о е у д о с т о в е р е н и е , м и л и ц и я н а р ы н к е , р а з у м е е т с я , н е н а ш л а . С у д О к т я б р ь с к о г о о к р у г а г . Л и п е ц к а 2 8 я н в а р я 1 9 9 9 г о д а п р и г о в о р и л Г е н н а д и й к о д н о м у г о д у л и ш е н и я с в о б о д ы и р е ш и л н а о с н о в а н и и с т . 7 3 У К Р Ф д а н н о е н а к а з а н и е с ч и т а т ь у с л о в н ы м с и с п ы т а т е л ь н ы м с р о к о м н а о д и н г о д . А н др ей ТВЕРСКОЙ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz