Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
I ^ Р^ ' \ч, .-чV^ ш г * : Ш Р Ш Й Ш й * в : : ш 1 1.^4 • | Ш | | ^ р | в ^ '4":^'. ч.'-Ч ЧГ'Ч^ (при содействии областной организации Союза журналистов Р' ------------------------------------------------------ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ -г :К ' СЕРДЦЕМИРУКАМИ... Чудовищная утопия исходит от меченого доморощенного Иуды, внесшего незабвен ный, сполна оцененный ми ровым сообществом вклад в разрушение России. Все это, обрушившись девятым валом на неиску шенных соотечественников, привыкших во второй по ловине столетия к гиперопе ке государства, породило эй форию безграничной свободы, разожгло самые низменные инстинкты и привело к за планированной Западом фраг- ментаризации сознания насе ления. Воистину для русских «распалась связь времен». Да иначе и быть не могло! Ведь дважды предав свою историю и охаяв предков, мы сами перерубили живительные корни национальной правос лавной культуры, преем ственно питавшие наш народ на протяжении тысячелетия, дававшие силу и мужество б 1 .|'п . в .этом мире достойны ми и равными среди других народов. Вдруг оказалось,' что мы стали никому не нуж ны и не интересны, разве что как дешевая рабочая сила. В то время как нашим соседям с Востока и Запада, ой, как нужна наша богатая земля! И невдомек нам, что наши предки, отрекшись от нас — Иванов, не помнящих родст ва, судят нас судом родной истории. Но традиция живет. Она незаметно пробивается то тут, то там живыми чистыми родниками. Она — в детях, которые хотят жить в достой ной стране. Она —в тех, кто созидает крепкую семью, дом и храм. Она — в тех, кто, несмотря на условия антисис темы, строит жилища и воз делывает нивы, создаёт ум ную технику, которая все еще имеет спрос. Наша молодая область — всего лишь частица Родины. В последний год тысячеле тия она отметит свое сорока пятилетие. Она по-своему вносит вклад в будущее Оте чества. Сегодня ее знают в стране. Сильна она своими духовными корнями, крепка трудовыми традициями. знаменитыми земляками. Осенью здесь побывал Свя тейший Патриарх Алексий II и высказал пожелание при ехать сюда вновь, летом пос леднего года уходящего века. Во время визита он го ворил: «Мы живем в то вре мя, когда закладывается бу дущее Церкви и Отечества, и каждому из нас необходи мо внести вклад в это благое дело... В завершающем веке мы пережили много испытаний —две мировые войны, рево люцию, репрессии, много крови было пролито, много было разрушено святынь. И вступая в XXI век, третье тысячелетие после Рождест ва Христова, мы просим, что бы Господь благословил Оте чество наше миром, согласи ем и благоденствием. Но наш долг восстановить порушен ное нашими отцами, которые когда-то бездумно соверши ли надругательство над свя тынями... Не может Россия с ее бла годатной землей и богатыми недрами быть сырьевым при датком Запада. В начале века она кормила и себя, и Запад ную Европу и сейчас сможет это сделать. Наш народ, про шедший через горнило ис пытаний в трагическом XX веке, справится с любыми трудностями». Страна готовится к встре че третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства. И наша Липец кая область не остается в сто роне. Не в последний год на чалась наша подготовка к этому юбилею. Если бы в на чале 70-х, 80-х было сказа но, что вновь Россия засия ет, как встарь, золотыми ку полами, никто бы не поверил. Но это чудо совершается на наших глазах. Маленький, утопающий и зелен]| и сне гах Задонск войдет в южное Золотое кольцо России. Ты сячи паломников со всех ее концов приезжают сюда по лучить духовную радость и утешение, многие исцеля ются, покидают его с обнов лённым .взглядом на мир. Непременно войдет в Золо тое кольцо Елец с его изу мительными церквами, с не повторимыми прямыми ули цами и живописными лан дшафтами, воспетыми И. Буниным. Лебедянь, Дан ков, Раненбург-Чаплыгин, Грязи, Усмань —все вносят вклад в копилку юбилея. Нет помощи ниоткуда, нет средств, а города живут пол ноценной духовной, куль турной и трудовой жизнью, преображаются на глазах. Где ни побываешь в на шей области, повсюду своя особая гордость, свой патри отизм. Значит —жива Рос сия. Течет, вопреки всему, ее полнокровная жизнь. Звонят в ее городах и воз рождающихся селах коло кола, восстанавливаются храмы, есть в самом древ нем городе области первая православная гимназия. Об ластной город —самый мо лодой из всех ее городов — тоже вносит вклад в это празднование. Он, несмотря на трудности, хорошеет. Но строятся не только жилища — восстанавливаются хра мы, будут заложены на мик рорайонах новые. Делают проекты архитекторы. Но вые памятники в духе наци ональной традиции должны будут украсить к юбилею Липецк. Будет создан орга низационный комитет юби лея. Он примет на себя от ветственность за зримые знаки памяти. Но и каждый из нас не останется в сторо не, потому что и Россию, и область всегда созидали всем миром —духом, серд цем, мыслью, руками. Ольга ФЕДОРОВА, доцент. ПРАВО НА БРАТСТВО РОССИЮ ИСЦЕЛЯЮЩАЯ БОЛЬ... я счастлив, что однажды V судьба свела меня с Анато- ^ лием Жигулиным, поэтом Божьей милостью, пронзи тельного и светлого русско го таланта. Он родился I ян варя 1930 года в Воронеже, но родовые корни его на елец кой земле, где и сейчас не редкость фамилия Жигули ны. Детство его — это при городное село Подгорное, тихая воронежская улица Лассаля, где дружной семьей жили родственники по мате ри Раевские, потомки декаб риста В.Ф.Раевского. А потом война, линия фронта, проходящая через Воронеж и прошедшая через сердце поэта — на всю жизнь. В январе город был освобожден, но от него оста лись одни руины... Больше многих других потрясений. Что отпущены щедрой судьбой. Помню солнечный день предвесенний. Помню город разрушенный мой... Незнакомый, притихший, суровый — Словно призрачный дымный погост... И так во всем — стерж нем и фундаментом его ми- ровидения, переплавленного затем в прекрасные поэтичес кие строки, стал обостренный опыт собственной жизни — живой частицы российской трагической и возвышенной судьбы. Стихи пришли к нему рано: душу разбудила война. И Есенин. Из воспоминаний: — В 1947 году мне про- счастливилось впервые про- ♦честь книги Есенина. Стихи его потрясли меня, дали тол чок моему собственному твор честву... 1949 год был переломным для него: Анатолий становит ся студентом Воронежского лесотехнического института, появляются его первые га зетные публикации стихов — в «Воронежской коммуне» и «Литературном Воронеже». Но этот же черный год определил особой метой всю его дальнейшую судьбу —он был арестован, стал жертвой репрессий НКВД. Сибирь, строительство железной до роги Тайшет-Братск, золо тые прииски Колымы, став шие суровыми университета ми юности. Его характер, его поэтический дар мужали и крепли в условиях, когда вы живают сильные. Он выжил, а Россия обрела поэта особо го, пронзительно-лирическо го звучания, просветленно мудрого взгляда на Божий мир. — Сейчас, через много лет, когда прошлое отстоя лось в сердце и отразилось в стихах, Сибирь я ощущаю одной из ипостасей судьбы. Время идет, но летит, звенит до сих пор по просторам Си бири та железная дорога, которую я строил. Это все неповторимое время — дет ство, война, тайга, вся необъ ятная Россия —давняя и се годняшняя, все виденные и пережитые жизненные реа лии, чувства и мысли соста вили главную поэтическую суть, почву, фундамент, на котором стоят мои стихи. Это и есть Родина, это и есть судьба. Л без судьбы, без личного переживания стихи невозможны... О суровом испытании,что выпало на его долю, Жигу лин напишет немало пронзи тельно-щемящих стихов. Но ни озлобленности, ни обиды, ни отчаяния в них не найти. Он не из тех, кто сводит сче ты со своим прошлым, с про шлым страны, сколь бы жес токим оно ни было. В 1961 году в Воронеже выходит сборник стихов «Костер-человек». По моему совету, его друг, критик А.М. Абрамов,' посылает эк земпляр ее в «Новый мир», самому Александру Твардов скому. А вскоре в Воронежс кую писательскую организа цию приходит телеграмма — в «Новом мире» ждут новых стихов! Это было признание, обя зывающее ко многому. И вос принял его Жигулин как и подобает человеку его дара и судьбы. — Сейчас понимаю, как много значили для меня и его одобрение моих стихов, и те нечастые встречи с Твардов ским. И для творчества и, не побоюсь сказать, для форми рования мировоззрения. Не говоря уже о самом прямом участии Александра Трифо новича в моей судьбе... С 1963 года Анатолий Жигулин —житель Москвы, профессиональный литера тор. Не сразу признала его столица, но это было вопро сом времени — дар поэта вскоре оценили все. Он вошел в большую ли тературу поэтом «трудной темы». Но как он реализует ее! Не сведением счетов, не воспеванием страданий, не выпячиванием обид. Нет — утверждением красоты, муд рости и справедлйвости Божьего мира. Поэзия его лишена внешних красивос тей, броских эффектов, рас считанных на сочувствие: огонь Любви и Мужества, с которыми он принял вызов судьбы, горит в его стихах. Он воспевает Жизнь, как бы ни трудно сложилась она. Жизнь как дар, как нечаян ную радость! О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои проселки, перелески — Все, что без памяти люблю. И шорох рощи белоствольной, И синий дым в дали пустой, И ржавый крест над колокольней, И низкий холмик со звездой... Мои обиды и прощения Сгорят, как старое жнивье. В тебе одной и утешенье, И исцеление мое... В последние годы Жигу лину, как и всей России, живется трудно: горечь за то, что сделали с Родиной, переплелась с болезнью. Про шедшей зимой ему сделали сложнейшую операцию. Но он не отчаивается, сердцем мудреца и поэта понимая — красота жизни не исчезает и в самые трудные времена, надо лишь помнить и чув ствовать ее. Он сам, сквозь страдания, по-прежнему лю бит Россию, поэзию, жизнь. Недавняя наша встреча с ним была, к сожалению, в московской больнице. Но и здесь, беседуя с поэтом, я убедился — он, внутренне, по-прежнему сильный и свет лый человек, веселыми и жи выми глазами смотрящий на мир. Анатолий АСТАХОВ. На снимке : даже в боль ничной палате поэт говорит не о болезни, а о поэзии. Слева направо: А. Астахов, А. Ж и гулин , м о с ко в с ки й литератор С. Лисицкий . НЕПРОВОДИГРАНИЦВДУШЕСВОЕЙ Похоже, нам еще долго придется и в новом году ра с путывать узлы , затянутые недобрыми руками в году минувшем. И не только в экономике. В наследство д о стался нам и д о неимоверных размеров раздувшийся, а вернее — раздутый «национальный вопрос». Хочешь — не хочешь, а надо и с ним разобраться до конца. И здесь наши читатели предлагают вспомнить о нравственном опыте, о братстве, которое помогало народам России в самых суровых испытаниях. Об этом, например, напи сал нам ветеран Великой Отечественной Сергей Тимо феевич Безлепкин — журналист, многие годы работав ший в коллективе нашей редакции. Трудно в это поверить, но кому-то из наших же сограж дан страшно хочется перессорить всех со всеми. И ему дела нет до того, что русскому народу в принципе чуждо неува жительное отношение к людям иных национальностей. Про верить это можно даже на опыте нашего небольшого глубин ного Тербунского района. Спросите хотя бы у руководителей двух крупных хозяйств — один из них приехал когда-то из Дагестана, другой — кореец: чувствовали ли они себя чужа ками здесь, в центре России? Такой же вопрос можно задать и главе одной из сельских администраций — азербайджан цу, и врачам с нерусскими фамилиями, которые с благодар ностью произносят русские пациенты. В том, что и как они ответят, я не сомневаюсь. У российского и советского братства —многовековой стаж. Поэтому ему не страшны ни брошенные в горячке грубые слова генерала Макашова, конечно же, не приемлемые для порядочных людей, ни провокации тех, кто постарался раз дуть эту историю, делая вид, что не знает, не слышал, как злобно и бесстыдно отзываются о русском народе то Ново дворская, то Киселев, то Боровой, то Сванидзе. Моя трудовая жизнь начиналась в далекие 30-е годы на северном Сахалине. Обитал я в маленькой комнате, а в ста метрах от дома плескались о каменистый берег волны океана и совсем рядом шумела тайга. Работал учителем в поселке Нанай. В семи летней школе учились дети нивхов (коренных жителей Са халина), корейцев, украинцев, евреев, китайцев, белорусов, русских. И преподавали тоже люди разных национальнос тей. Но жили мы, что называется, дружной семьей, нам было все равно, у кого какое имя, разрез глаз или цвет волос. И в самом поселке вместе справляли праздники, помогали друг другу. Свои квартиры никогда никто не замыкал. И не было случая, чтобы у кого-либо что-то пропало. Это время оставило в памяти глубокий след. Я впервые осознал, что такое доброта, взаимовыручка, дружба. Саха- ' ЛИН только начинали осваивать. На советской части полуос трова проживали тогда около семидесяти тысяч человек. Трудности делили на всех, и это тоже сближало. Первый секретарь обкома партии жил в общежитии, питался в общей столовой. Не было деления на людей больших и маленьких. А потом — армия. И опять в стрелковой роте вместе со мной служили таджики, туркмены, узбеки, казахи, грузи ны, армяне, азербайджанцы, евреи, русские, украинцы. Не которые красноармейцы из горных аулов Средней Азии пло хо знали русский язык. Мне было поручено зани1яаться с ними. И ребята быстро овладели разговорной речью. Б полку, которым командовал Афанасий Лапшов, учас твовавший в боях первой мировой и гражданской войн, сра жавшийся в Испании, делалось все для того, чтобы бойцы нормально питались, отдыхали. Не было тогда дезертиров, дедовщины, грубых нарушений воинской дисциплины. С ве ликой благодарностью вспоминаю комиссара полка Колесо ва, политрука роты Мустафу Джемилова, крымского татари на, комсорга полка Костю Мельникова и многих других ко мандиров и политработников. В годы войны моими побратимами вновь стали храбрые, мужественные люди: Васильев, Габескирия, Анищенко, Гур- генидзе, Алимов, Григорьев, Шварцман, Плохой, Малкин, Мамедов, Левченко, Сидоров, Лена Пивоварова, Катя Пол- ковникова — я бы еще мог называть и называть имена. Не многие из моих друзей встретили День Победы. Все они были защитниками России. Мне скажут: зачем ты пишешь сразу обо всем —и о друж бе народов СССР, и о том, как важно, если сограждан не разъединяют чины и титулы, и о самоотверженности воинов Великой Победы? Отвечу: потому что сегодня пытаются раз рушить любые связи между прошлым и настоящим, между интеллигенцией, рабочими и хлебопашцами, между детьми и взрослыми, между армией и обществом, между коммунис тами и некоммунистами. Подстегивание национальных кон фликтов — лишь частный случай разобщения, противопос тавления людей, искусственного нагнетания неприязни и вражды. А Россия-то как раз всегда держалась на соборном начале. Вот с ним и хотят покончить виновники нынешних бедствий. Не поддаться провокаторам, не соблазняться никакими ярлыками, с помощью которых нас хотят разделить, — это, я думаю, столь же важно, как и возродить промышленность, как поддержать крестьянина-кормильца. Более того: только оградив, сохранив традиционное российское братство, мы сумеем сохранить и поднять из руин страну. Сергей БЕЗЛЕПКИН. ТРОПИНКА К ПУШКИНУ Ш КАК ПОСТАВИТЬ ПАМЯТНИК НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ? ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Худо-бедно, а Россия, погруженная в хаос экономи ческого кризиса, пробует наскрести хоть какие-то гро ши на пуш кинский двухсотлетний юбилей. И в нашем крае, на родине предков поэта, тоже идет эта трудная работа. Там, где недостает денег в казне, за дело берут ся энтузиасты, меценаты, люди , чья практичность не м е шает им понимать, что сиюминутный интерес не может, не должен заслонять главное, подменять духовность, культуру, память. Скажем, директор Липецких электри ческих сетей ПОЭ и Э «Липецкэнерго» Владилен Нехо рошее со своими коллегами начал обустройство на пра родине Александра Сергеевича в селе Кореневщино Па мятного места, которое, верится, со временем у/юасят храм или часовня. Группа деятелей искусства обрати лась к Нехорошеву с письмом. Будет справедливо, если мы полностью воспроизведем его лаконичный текст. «Дорогой Владилен Ники форович! Примите сердечную бла годарность, слова призна тельности и восхищения за Ваше неизменное, искреннее, деятельное внимание и учас тие в сбережении духовных, культурных традиций нашей малой родины. Вы и Ваш кол лектив — первые, кто внес непосредственный и весомый вклад в обустройство Памят ного места в селе Кореневщи но, на родине предков Пуш кина. Ваш почин уже продол жен мудрыми, дальновидны ми людьми. Пока мы заботимся о культуре, у нас и наших де тей есть будущее». Письмо подписали наро дные художники России Вик тор Сорокин, Юрий Гришко; народные артисты России Владимир Пахомов, Виталий Пономарев, Анатолий Безде нежный, Валерий Радченко; художники Александр Ваг нер, Вилен Дворянчиков, Вик тор Лузанов, Евгений Вольф- сон, Игорь Мазур; архитек торы Сергей Сошников, Александр Бирюков, Генна дий Александров; писатели Иван Завражин, Владислав Зорин, Светлана Мекшен, Владимир Петров; журналис ты «Липецкой газеты» Вла димир Савельев, Исаак Ро- зенфельд. Обратим внимание на сло ва из письма о том, что по чин поддержан. Причем речь идет не только о памятнике поэту в бронзе, но и о памят нике, как писал сам Пушкин, нерукотворном... «ЛГ» уже рассказала о том, что, несмотря на нехват ку средств, власти Добров- ского района все же старают ся отремонтировать неболь шую школу на земле пред ков поэта. Но вот о чем заду мался, побывав здесь в оче редной раз, ответственный секретарь Липецкой органи зации Союза российских пи сателей Иван Завражин. — Однажды Владимир Михайлович Йахомов, руко водитель нашего академичес кого театра драмы, напомнил о страшной телепередаче. Журналисты протягивали микрофон детям, подросткам, молодым людям и просили прочитать несколько строк иЗ' Пушкина. Почти никто не мог произнести хотя бы на чало какого-либо стихотворе ния. Может быть, именно это — наша самая большая тра гедия, а не остановка заводов, не банкротство банков^ не разорение села. Души стано вятся банкротами, вот беда. Меня когда-то больно уда рила по сердцу жалкая биб лиотека Кореневщинской школы. Собственно, ее фон ды не пополнялись уже семь лет. Ну, если не считать не скольких десятков книг, ко торые время от времени пе редавала школе наша писа тельская организация.Неуж то на пушкинской земле дети так и не будут иметь возможности читать Пушки на, Гоголя, Некрасова, Тол стого, Достоевского, Чехова? Неужто они должны неделя ми, а то и месяцами дожидать ся очереди, чтобы раскрыть томик классика? Так появилась идея по дарить кореневщинским школьникам тысячу книг. От двадцатитомника энциклопе дии для детей и юношества до изданий, предусмотрен ных учебной программой, до обширной литературоведчес кой и мемуарной Пушкиниа ны. Сейчас десяток изда тельств выпускает велико лепные книги к юбилею поэ та. Грех, если они не попа дут в Кореневщино. Действу ющее при писательской ор ганизации товарищество «Слово» уже связалось с из дателями, они готовы поста вить нам литературу по бо лее низким ценам, нежели в магазины. Все это обойдется где-то в 25 тысяч рублей. И сегодня я хочу обратиться к землякам, которые готовы помочь собрать нужную сум му. Мы будем призна тельны за каждый рубль, переданный на это доброе дело. И, естественно, за каждый рубль отчитаем ся. Наша акция — бла готворительная, и мы, разумеется, не намерены зарабатывать на ней. Николай ЗАГНОЙ- КО, журналист, руково дитель агентства «Ли- пецк-инфоцентр»: — Мне близка пози ция писателей. Безуслов но: праздник в Коренев- щине, прежде всего, надо отметить не парад ными мероприятиями, хотя они и нужны, а по полнением школьной биб лиотеки. Наше агентство активно включается в сбор средств для этого, и, я верю, наши земляки, как ни сложно им нынче живется, не останутся в стороне. В свою очередь «ЛГ» также обращается к сво им читателям: давайте вместе поможем осущес твить прекрасный замы сел.Тысяча книг для мальчиков и девочек из Кореневщины — это в наших силах, друзья! Тем, кто думает так же, сообщаем, куда надо перечислять деньги: Реквизиты ТОО «Сло во» 398050, г. Липецк, ул. Желябова, 17. тел. 72-58-94 Инн 4826001598 Расчетный счет 40702810235110100407 ВЛипецком банке С13 РФ отд 3939 К о р с ч е т 30101810800000000604 ВИК 044206604 Публикацию подготовил И.НЕВЕРОВ. " I Александр Орлов называет свои миниатюры сказка ми. На самом деле это скорее стихи в прозе, добрще, мудрые . Их сочинитель по профессии — инженер, по складу ума — философ, зачитывающийся Паскалем и Розановым, по характеру — обаятельный и мягкий че ловек. Во всем этом можно легко убедиться, прочитав даже одну-единственную из нескольких десятков его м и ниатюр... ...ПРО ЧЕЛОВЕКА На кого похож Человек? Маленький человечек похож на папу и маму... Папа и мама похожи на бабушку и дедушку, а они похожи на своих бабушек и дедушек... Но на кого похожи самые первые бабушки и дедушки, папы и мамы? — На обезьянку, — потому, что имеют руки, ноги и голову... — На дерево, — потому, что растут, а когда состарятся, умирают... --------------------------------------- МИНИА ТЮРА - I — На ветер, — потому, что бывают злыми и сильными, добрыми и слабыми, ветреными... —На Солнце, — потому, что любят и согревают, спасают от мрака черных и злых мыслей... Но скажите, почему так трудно отдавать, не требуя ничего взамен, так, как это делает Солнце? Человек всегда хочет больше тепла, света, радости... Человек ищет источник тепла, света и радости, идет к нему А за ним образуется ТЕНЬ... ...И чем больше Человек, чем ближе он к Светилу тем больше его ТЕНЬ... В эту ТЕНЬ сначала попадают: трава, букашки, затем де ревья, животные, дома... Но в конце концов — люди, народы страны, государства... _ г- « ■ Человек РАЗУМНЫЙ обязан оборачиваться и осматривать все, что попало в его ТЕНЬ, заботиться о благополучии ВСЕ ГО и ВСЯ в ТЕНИ своей... Александр ОРЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz