Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

) -г,- / Издание Ассоциации главных редакторов СМИ Липецкой области . .......................................... ..................................................................................................... л............. ..................................... ....... 1 1 1 1 ШШ11111Щ' Ш ^т Ш Ш ж Ш Л ж ш 1 : С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕПАКТОРА «РАЙОНКИ» НЕТ, РЕБЯТА, ВСЕ НЕ ТАК... Слово, которое вначале было у Бога, небеса то ли по неосмотрительности, то ли по другой какой причине отда­ ли нам. Наверное, намерения были благими. Но ведь имен­ но благими намерениями вы­ мощена дорога в ад. И я иной раз думаю: уж лучше бы человечество оставалось безъязыким. Вернее, даром СЛОВА надо было наделить лишь тех, кто способен гово­ рить только искренне, толь­ ко от сердца... Опубликовали мы в конце декабря статью нашего не- штатника, члена редакцион­ ного совета «Грязинских из­ вестий» И. Плешкова «Игра в подкидного»—о наших го­ родских проблемах. На нее пошли отклики. Один —про­ сто замечательный: «Дурят нас сейчас в открытую, даже не. скрывая того, что дурят. Ведь что получается? Когда кому-то надо пролезть во власть, то ходят чуть ли не по домам, обещая мыслимое и немыслимое. Как только с нашей помощью усаживают­ ся в вожделенное кресло, тут же забывают обо всем... Уж как много обещал нам О.П. Королев! А что-то живется все хуже и хуже. И обиднее всего, что ни один избранный нами чиновник пока перед нами не отчитался. А мы и не настаиваем на этом. Мол­ чим...» Не сказано, в общем-то, ничего особенного. Но я уви­ дела для себя главное: под письмом есть подписи. Не за­ корючки под «группу жите­ лей улицы такой-то», а впол­ не конкретные фамилии и ад­ реса. И год ушедший мне за­ помнился как раз этим: люди заговорили от своего имени. Восстав тем самым против чиновничьей болтовни, про­ тив тех, кто давно и успеш­ но насилует СЛОВО, превра­ тив его в пустую говорильню. Раньше помалкивали. В луч­ шем случае звонили, не на­ зывая себя. Или слали ано­ нимки. Кстати, для меня год ушедший как раз и знамена­ телен тем, что появилось вот это новое: заговорили не штатные болтуны, — кото­ рые то к восстановлению Со­ ветского Союза на террито­ рии одного отдельно взятого района призывают, то «исто­ рические труды» по теории марксизма-ленинизма пи­ шут, —а те, кто словом вла­ деет хоть и коряво, но гово­ рит искренне и о действи­ тельно наболевшем. Наверное, надо было пе­ реболеть очередными россий­ скими «новациями», чтобы осознать, в какую помойку мы угодили. И похоже, люди начали осознавать, что не ре­ дактор районной газеты, а только они сами, всем миром, как в старину говаривали, смогут заявить о своих пра­ вах и изменить хоть что-то. Но до перемен —расстояние ого-го какое, и в провинции это куда заметнее, чем в сто­ лице. Там многие кошки серы, а у нас-то истинная цена каждому видна невоору­ женным глазом. И мне, к при­ меру, мои читатели нет-нет, да и прольют малость елея на изодранную в клочья душу. Буквально на днях долго бе­ седовали мы с одним-из них. Офицер в отставке,.’умный человек, он еще недавно счи­ тал меня едва ли не кровным своим врагом: драчка перед выборами губернатора мно­ гих в области поделила на наших не наших. Митингов и собраний тогда и у нас про­ ходило больше чем достаточ­ но, и он использовал любую возможность, чтобы обратить­ ся к горожанам: верьте, мол, только «Советской России», «Липецким известиям». «Петровскому мосту», ис­ тинная правда только там... А теперь вот сидел передо мной и говорил буквально следующее: эйфория и суета проходят, и, когда наступа­ ет пора отрезвления, человек начинает читать те газеты, которые не опустились до уровня сведения старых сче­ тов, не пошли на поводу ни у тех, ни у этих, а делились с читателями сокровенным — как с самыми близкими людьми. «Вы нам не врете, — сказал мне этот человек, — вот что самое главное. Я могу с вами соглашаться, могу возражать, но я знаю, что вы не станете перепеча­ тывать Коржакова, не стане­ те забивать мои мозги баба­ ми Клинтона, мне плевать на его баб, мне куда интереснее читать, как в наших селах мужики да бабы перебивают­ ся. Но в иных изданиях всю предвыборную «гласность» будто корова языком слиза­ ла». Много я всякого в жизни слышала (и хорошего тоже), но эти слова восприняла как награду. Я не могу соврать своим читателям, потому что каждый день встречаюсь с ними в хлебном магазине или в очереди за молоком, пото­ му что двери редакции от­ крыты для каждого. И ког­ да меня просят высказать ' свое мнение, я должна вы­ сказать именно СВОЕ. Не удобное на данный момент ------- ЮБИЛЕЙ ----- ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР... Внимание! У нас есть ин­ тересная гипотеза: 13 янва­ ря стал Днем российской печати по причине того, что ровно 50 лет назад именно в этот день мир впервые ус­ лышал голос будущего кор­ респондента и редактора не­ скольких районных газет, заместителя главного редактора «ЛГ» и шеф-редакто- ра популярного еже­ недельного приложе­ ния к «ЛГ» «Добрый вечер!», неутомимого футбольного болель­ щика, собирателя музыкальных запи­ сей и видеокассет, ге­ нератора идей, под­ вижника и энтузиас­ та Валентина Петро­ вича Федорова! Его знают все журналисты области. И он знает всех жур­ налистов и почти всех рабселькоров, напи­ савших за последние тридцать лет хоть одну заметочку в газету. Почему за тридцать? Потому что почти столько времени трудится он, вспахивая пе­ ром каменистую почву рос­ сийской прессы. Валентин свет Петрович в газете умеет все. Писать. Править. Фотографировать. Набирать тексты —хоть на допотопном линотипе, хоть на новейшем компьютере. Макетировать. Воспитывать ленивых коллег. Петь за дружеским столом. Нахо­ дить таланты. И еще много других вещей. А потому он незаменим. Когда у еженедельного приложения «Добрый ве­ чер!» возникли проблемы и понадобились свежие идеи, он уверенно встал к руково­ дящему кормилу. И через пару месяцев наш «ДВ» ста­ ло не узнать. Его любо-до- рого взять в руки, его хочет­ ся читать не отрываясь, ти­ раж его начал энергично расти. Сегодня Вале —50. Кра­ сивый возраст! Молодость плюс мудрость. Поздравля­ ем тебя, Валентин! Добрый вечер! Впрочем, это всего лишь название газеты. А на самом деле —еще совсем не вечер! Твои друзья и коллеги по «ЛГ». для тех, кто при власти, а со­ бственное. Тут в конце минувшей осе­ ни региональный выпуск «Аргументов и фактов» страшно волновался: «когда наконец прихлопнут район­ ные газеты, которые никому не нужны и которые никто не читает?» Читала я это и ду­ мала: а что, черт возьми, зна­ ете вы, невесть откуда со­ рвавшиеся молодые люди, о районщиках, проработавших в одной газете по три-четы­ ре десятка лет, как, к при­ меру, наш заведующий отде­ лом информации Анатолий Похващев или бывший ре­ дактор «Грязинских извес­ тий» Николай Антонович Амброжий? Что знаете вы о том, как я ищу сено для ко­ ровы бабы Нины из Коробов- ки или везу таблетки деду Коле в Бутырки?! Что знаете вы о том, как мой замести­ тель Людмила Семиколенова в Телелюе, глотая слезы, от­ мывает от грязи семерых по­ луголых ребятишек, мама которых где-то в очередных бегах?! Это какое участие — журналистское или челове­ ческое? И какое нужнее? И как вообще их разделить? Ну все не так в этой жиз­ ни. Высоцкий об этом сказал лучше, чем сумела бы ска­ зать я. Но мне очень хочется верить, что нам, пишущим, небеса дали дар слова исклю­ чительно для того, чтобы это «не так» хоть когда-нибудь перешло в другую катего­ рию. Даже если «жить в эту пору прекрасную уж не при­ дется ни мне, ни тебе». Су­ меть бы только разумно рас­ порядиться этим божествен­ ным даром, не сбиться на кривую стежку —соблазн-то всегда отыщется... Зоя ЧЕРНЫШОВ.\. редактор «Грязинских известий». ДУХОМИМЫСЛЬЮ, Нашему народу всегда приходилось жить труд­ нее, чем ^ у г и м народам. Россия — страна «полу­ нощная». Здесь долго стоятхолода и длинны ночи. Тысячу лет — так! В семье других народов, отме­ ченных только им присущими национальными при­ знаками, такими, как «немецкая педантичность», «английская чопорность», «итальянская страс­ тность», «французская любезность», только о нас говорят — «русская душа». Ее определяет Правос­ лавная вера, на которой зиждятся особый нацио­ нальный уклад и характер. Но сильная душа, спо­ собная на подвиг и труд, нуждается иногда в по­ кое, чтобы осмыслить себя во времени и созреть для новых свершений. Лучше всего для этого под­ ходят рубежи столетий. Последний год уходяще­ го века — 1999 — символи­ ческий. Он не только завер­ шает столетие, тысячелетие, но знаменует собой истин­ ность веры наших правос­ лавных предков, мировой ре­ лигии —христианства. Лю­ бые возражения и либераль­ ное недовольство разбивают­ ся о саму дату, поскольку все народы, исповедующие разные веры и идеалы, жи­ вут в сегодняшнем мире по летосчислению от Рождест­ ва Христова. С него нача­ лась наша эра. Именно оно впервые в истории челове­ чества дало ему те общие идеалы, которые основыва­ ются на христианском миро­ восприятии, —ценность че­ ловеческой жизни, справед­ ливость, боговдохновенное творчество. Сам человек ос­ мыслен в этом времени как образ и подобие Творца. Со­ гласно этому принципу на­ шей эпохи. Творец благ и творение его всегда благо. Особое значение этот 2000-летний юбилей имеет для России. Русский народ, как естественная многонаци­ ональная общность, сложил­ ся под воздействием Хрис­ тианства, и государство наше возникло с акта его принятия киевскими князь­ ями. Само созидание земли Русской шло как акт творе­ ния — превращения необъ­ ятной лесной и степной пус­ тыни в сад-вертоград: с хра­ мами и монастырями, тучны­ ми нивами и богатыми горо­ дами, с разноликим народом, защищавшим свою веру и свою землю. Все русские по­ селения строились вокруг церкви или монастыря —ду­ ховного средоточия веры. С молитвы начинались и ею ос­ вящались день и труд. Ино­ верцы не чувствовали себя чужими. Прочен, стоек и кре­ пок был русский человек, воспитанный в правде и тру­ де. А тот, кто работал на зем­ ле, даже назывался по вере, как больше нигде в мире, — христианин, крестьянин. Уходящий век замахнул­ ся на этот принцип, объявив человека автономным, само­ достаточным творцом. И по­ добие превратилось в паро­ дию. Пародия преходяща, она ограничена временными рамками, вызывает смех, под­ час горький. Выполнив фун­ кцию —высмеять, —она ис­ чезает в забвенье. Не то же ли происходит с нашим об­ ществом? Мечта и химера — смыс­ ловые синонимы с разными оттенками. Их общий смысл — беспочвенная призрач­ ность порождения мысли, оторвавшейся от реальности. Мечты двадцатого века были высоки. Запад породил уто-. пические мечты. Восток во­ плотил их в действитель­ ность и ужаснулся результа­ ту. Ведь задачу мечтатели начала века ставили ни боль­ ше, ни меньше библейскую — построить город-сад, рай на земле. Шли за вождями- мессиями. А построили горо­ да-заводы: с градообразую­ щими предприятиями, ли­ шенными украшений мно­ гоквартирными домами-ка­ зармами, отравленным возду­ хом и зловонными мусорны­ ми полигонами вокруг. И ока­ залось —ничто не свято. Ни труд, ни жилище, ни приро­ да, ни искусство, ни сам че­ ловек! Лозунгом искусства стало самовыражение — не по благу и благодати, а по надлому отчаяния, который, змеясь всё новыми и новыми трещинами, мертвит и разру­ шает целостное мировоспри­ ятие, разлагая и «творца», и «ценителя», ничтожит жи­ вой, яркий, целостный и ра­ достный мир человеческого бытия. Уходящий век —век борь­ бы прорывающегося зверя с Богом, язычества с Христи­ анством, поиска новых богов и кумиров. Это зловещие при­ зраки «Аненэрбе» — возро­ жденного фашистами «насле­ дия предков», ставшего иде­ ологией третьего рейха в Гер­ мании, требовавшего крови, человеческих жертв, чтобы подчинить себе мир, возне­ стись над ним, высасывая его живые ресурсы. Это язычес­ кие «томагавки», которые Америка занесла над Ираком и Югославией. Новым «влас­ телинам мира» снова нужны жертвы, чтобы пролитой кровью усилить свою звери­ ную власть. Последнее десятилетие века знаменуется появлени­ ем тоталитарных сект, объ­ единенных общим названием «Нью эйдж» — «новый век». Ни одна из них не обещает человеку спасения, жизни вечной, но все они «заботят­ ся» о его социальной устро- енности здесь и теперь, впи­ тывают в себя без остатка его нерастраченную энергию, убивая живую душу, живую мысль, превращают людей в запрограммированных биоро­ ботов. Это — новые резерва­ ции, духовные, страшные, языческие. Здесь кумиры — живые лидеры. Каждый объ­ являет себя богом, не мень­ ше! В свою очередь все СМИ усиленно пропагандируют язычество. Оно многолико. Не случайно один из москов­ ских философов, гастролиру­ ющий в США, —родной брат рыжего отца ваучеризации и приватизации —обещал в на­ чале 90-х создать неоязычес­ тво. И создают! Берут на во­ оружение все — примитив­ ный тотемизм (обожествле­ ние зверя) типа раздуваемой рекламы восточных новоле- тий —тигра, зайца, заимство­ ванных у буддизма, порабо­ щают волю астрологически­ ми прогнозами, пропаганди­ руют шарлатанов, контакте­ ров, актеров и прочую бра­ тию, включая массовое обу­ чение сатанизму с помощью телеклипов и американских видеофильмов — с сексуаль­ ными оргиями, принесением жертв, кровавой мессой. Вот уже прозвучал грозный сим­ птом духовной глобальной уг­ розы — идея создания к 2000-му году в Америке но­ вой универсальной веры и международного аппарата подавления христианства, особенно Православия, с по­ мощью организации надре- лигиозного контроля типа ООН. ЖИЗНЬ ЗАМЕНА ТЕЛЬНЫХЛИПЧАН НЕГАСНУЩАЯ ЛАМПОЧКА ЛОДЫГИНА Московский ученый о книге коллеги из Липецка Вышла в свет монография из серии «Жизнь з а ­ мечательных липчан» («ЖЗЛ»), выпускаемой глав ­ ной редакцией художественной, научно-популярной и краеведческой литературы Липецкого издатель­ ства, научным центром «Липецкая энциклопедия» и издательством «Гэлион». Это книга профессора В. Шахова «Александр Лодыгин» с вступительным сло­ вом генерального директора АО «НЛМК», Героя Со­ циалистического Труда, доктора технических наук, академика И. Франценюка. Ее автор, чьи многочис­ ленные историко-краеведчес­ кие и литературоведческие труды хорошо знают липча­ не, собрал и осмыслил об­ ширный материал о жизни великого русского изобрета­ теля, ученого, просветителя- гуманиста Александра Нико­ лаевича Лодыгина, 150-ле­ тие со дня рождения которо­ го недавно отмечал весь мир. Опираясь на исследования предшественников, библиог­ рафические разыскания, ар­ хивные данные, В. Шахов прослеживает судьбы рода Лодыгиных в Подстепье. Не­ сомненный интерес вызовут страницы книги, проливаю­ щие свет на взаимоотноше­ ния Лодыгиных и Пушки­ ных. Не менее увлекательно повествуется о соседстве и связях Лодыгиных с Вель­ яминовыми, Державиными, Семеновыми, Бартеневыми. Здесь же воспроизводятся документы о родителях А.Н. Лодыгина (публикация ве­ дущего сотрудника облархи- ва В. Полякова). Ряд ценнейших архивных документов, связанных с Ло­ дыгиным, В. Шахов (в соав­ торстве с А. Силаевым) опуб­ ликовал в академических и университетских журналах еще в 60-е годы. В новой ра­ боте о нашем славном земля­ ке ученый рассказывает о «народных заступниках», таких как Лодыгин, Терпи- горев, Бунин, искавших воз­ можности «спасти Русь от внутреннего зла», помочь человеку труда. Это законо­ мерно: творческую индивиду­ альность А. Лодыгина нель­ зя постичь без серьезного, неконъюнктурного изучения его участия в народническом движении. Краеведы почер­ пнут много нового не только о самом Лодыгине, но и о столь ярких деятелях наро­ дничества, как С.Н. Кривен­ ко, П.В. Засодимский, С.М. Степняк-Кравчинский, Н.Н. Златовратский. «Русское небо и небо Франции: проект лодыгин- ского электролета» — в са­ мом названии этой главы от­ разились события, связанные с пребыванием русского ге­ ния в Европе, охваченной ре­ волюционными бурями. Книга весьма своеобразна в жанровом плане: это сплав научного исследования, эссе, репортажа, документа, пуб­ лицистических размышле­ ний, лирических отступле­ ний. Профессор В. Шахов предлагает читателям глубо­ кие обобщения, обстоятельно исследует философско-педа­ гогические воззрения Лоды­ гина. Важные выводы содержат­ ся в заключительной главе — послесловии «Звездные вер­ ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ? Иной раз д и в у даешься, как мало знаешь о людях, с которыми живешь в одном городе. Еще больше изумляешься, когда обнаруживаешь, что практически ниче­ го не знаешь даже о тех, с кем давным-давно знаком , с кем регулярно здорова ­ ешься при встречах. В принципе это извечная беда человека — неспособность по достоинству оценить то, что рядом с тобой, и попытки искать кумиров где-то на стороне, в иных городах и странах. Отсюда и известная пословица о пророках в своем Отечестве. Мы, журналисты «ЛГ», по мере возможности, стараемся исправ- лять эту ошибку, рассказывая о талантливых земляках. Сегодня мне хочется познакомить вас с одаренным музыкантом и педагогом Вадимом ЗАЙЧЕНКО. В свое время Вадим Александрович закончил струнное от­ деление Липецкого музучилища, поступил в Саратовскую консерваторию, а после ее окончания вернулся преподавать в родное училище. Одновременно как скри ­ пач-солист работал в Липецкой филармонии, где в 1982 году организовал струн­ ный квартет, которым руководил десять лет. Потом были три года работы в Че­ хии, в оркестре оперного театра, гастроли практически по всей Европе. Сегодня Вадим Александрович — преподаватель музучилища, ныне училища искусств, и спецшколы дл я особо одаренных детей. — С о в с ем н ед ав н о «ЛГ» писала об очеред ­ ной встрече «У камель ­ ка» в Доме мастера , где выступал ваш юный уче­ ник Давид Махмудов, ко­ торый, несмотря на свои тринадцать лет, уже ус ­ п ел з а р е к о м е н д о в а т ь себя как яркий и зрелый м у зы к а н т . С к а ж и т е , с детьми работать сл ож ­ нее , чем со студентами училища? ! — Знаете, как говорят: легче научить, чем переучивать. Чем меньше ребенок, тем боль­ ше у тебя возможностей вло­ жить в него то, что ты считаешь необходимым. С другой сторо­ ны, нужно знать совершенно особенную детскую психологию, физические возможности ре­ бенка, Очень страшно что-то сломать в его душе. Поэтому педагог музыкальной школы до­ лжен быть таким же професси­ оналом, как и педагог училища. — М еня давно волнует один вопрос: когда родите­ ли или педагог с малых лет о р и е н т и р ую т р е б е н к а на что -то — хотя бы на ту же музыку , — то не обедняют ли они его детство, юность? Помните, как говорил Козь­ ма Прутков , — специалист подобен флюсу... — Ну, конечно, в какой-то степени подобен, это неизбеж­ но. Ведь для того чтобы выйти на высокий уровень, музыкант должен отдать этому иной раз целую жизнь. Когда V прекрас­ ного исполнителя Третьякова спросили, не жалеет ли он, что лишен из-за музыки очень мно­ гого, он ответил:"Не жалею, по­ тому что в музыке можно найти все — все эмоции и пережива­ ния, которые дает жизнь". — И вам не жаль Д ави ­ да? Ведь ем у приходится столько заниматься и у него нет даже часа , чтобы про­ сто погонять с мальчишка­ ми. — Не жалко. Во-первых, ему все это безумно нравится, он получает от занятий огромное удовольствие. Во-вторых, внут­ ренне он уже богаче многих сво­ их сверстников. Так что же его жалеть? Ну, и в-третьих, он все равно нормальный мальчишка, любит спорт. — У вас, как у преподава­ теля , не возникает ощ ущ е ­ ние, что в том же училище вы воспитываете «белых во­ рон»? Что эти несчастны е и з -за своей любви к музыке п о том б уд у т вынуждены жить на гроши, что им слож­ нее будет найти свой круг общения? — Далеко не все наши сту­ денты могут подпасть под вашу категорию «белых ворон». К со­ жалению, это участь только очень немногих, для которых музыка на самом деле стала частью жизни.Так что если в коня корм — то чего же жалеть талантливого человека, а если не в коня — то жалко себя. По­ тому что работаешь-то со все­ ми одинаково. Просто один уче­ ник, как сито, через которое все куда-то высыпается, а другой — как сосуд, который наполняешь все больше и больше. Ведь с кем бы потом ни занимался Давид, я убежден, что все рав­ но останусь в нем, с ним. Так же, как во мне навсегда оста­ нется мой педагог, прекрасный скрипач Владимир Михайлович Некрасов, который умел не только дать серьезную профес­ сиональную базу, но и создать особую атмосферу на своих за­ нятиях. — Вы три года работали за гр а н и ц е й . С ерь е зн ом у музыканту там жить легче? — Так же, как ^дожнику, тан­ цовщику, певцу. Там умеют це­ нить и уважать серьезное ис­ кусство. Мы объехали всю Ев­ ропу — от Финляндии до Испа­ нии, и не было случая, чтобы зал не был полон до отказа. Это были гастроли не только с опер­ ным театром, но и с камерным оркестром. Такое отношение воспитывается десятилетиями. может быть, даже веками. А когда ты видишь, чувствуешь, что востребован, — это самое главное. Там даже какой-нибудь медицинский симпозиум приня­ то открывать концертом класси­ ческой музыки. Согласитесь, это ведь и воспитательный момент, И было бы не худо нам, в Ли­ пецке, перенять такой опыт. Тем более что профессиональные силы для этого есть. Здесь, кстати, многое зависит от мес­ тных властей, которые тоже до­ лжны проявить заинтересован­ ность в пропаганде серьезного классического искусства. — В последнее время все чаще звучит мысль, что ду ­ ховное возрождение в Рос­ сии начнется именно с про­ винции. Как вы к этому те ­ зису относитесь? — В последнее время ситу­ ация действительно изменилась — все больше подлинных куль­ турных центров возникает имен­ но в провинции. Это связано еще и с тем, что немало круп­ ных столичных деятелей ис­ кусств уехали за границу. А из глубинки уезжают меньше. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Раньше трудно было себе представить, чтобы какой-то юный и никому не известный пианист с пери­ ферии занял первое место на самом престижном конкурсе — имени Чайковского. Сегодня на­ конец-то ребят из провинции оценили по достоинству. Может быть, дело еще и в том, что в глубинке проще выжить — и цены ниже, и сад-огород под боком. Ведь что греха таить, сегодня ради биологического выживания люди вынуждены бросать любимую профессию, уходить в ту же коммерцию. — Какой эпизод из вашей би о гр аф ии м узы кан та з а ­ помнился вам больше все ­ го? — Пожалуй, когда волею об­ стоятельств мне довелось впер­ вые дирижировать липецким симфоническим оркестром. Не смог приехать приглашенный дирижер, и концерт был под уг­ розой срыва. Когда мне пред­ ложили встать к пульту, я вос­ принял эту идею как абсурд — без репетиций, без подготовки продирижировать сложнейшую программу?! А потом вдруг, как говорят артисты, пошел кураж, да и музыканты поддержали. И мы сыграли э-ге программу. Да так, что зал был в восторге. Причем мне пришлось быть «в двух лицах» — и дирижером, и шины гения. Общечеловечес­ кое значение наследия Лоды­ гина». Открытия Лодыгина способствовали прогрессу в промышленности, сельском хозяйстве, военном деле. Сре­ ди продолжателей лодыгин- ских традиций есть и наши земляки. Уроженец Ранен- бурга С.А. Чаплыгин вернул­ ся к ряду проблем, над кото­ рыми мучительно думал Ло­ дыгин, озабоченный отстава­ нием теории от практических разработок авиаторов. «Элек­ тролет» Лодыгина помог Чаплыгину решить сложные задачи аэромеханики и авиа­ ции. Повествование о сложной, противоречивой, по-русски богатой личности Александ­ ра Николаевича Лодыгина, его нравственных уроках — событие, выходящее за рам­ ки регионального краеведе­ ния. Новая книга написана для всей России, для каждо­ го русского человека, не ут­ ратившего чувство истории и духовной преемственности. Алексей МИГУНОВ, профессор. г. Москва. О Т А ^ И Б 0 ^ 4 У З Ь 1 ^ концертмейстером. Это было то, что называют моментом исти­ ны, что запоминается на всю жизнь. — Что бы вы пожелали сегодня молодым музыкан­ там? — Помнить, что одаренность — это искра Божья. И если Бог это тебе дал, то не развивать его дар — великий грех. Такие вещи даром не проходят — рас­ плачиваться собственной душой гораздо страшнее, чем деньга­ ми. Христос знал, что Его расп­ нут, но Он пошел на это. Нель- эя забывать: мы — Его образ и подобие. И' пока в нас сущес­ твует это иррациональное стремление к самосовершен­ ствованию, за которое мы ни­ чего не будем иметь в матери­ альном смысле, пока мы не хо­ тим все мерить только деньга­ ми, до тех пор будет жить и Рос­ сия. Быть может, только в этом и заключается гарантия ее вы­ живания, — А в чем заклю чается ваше се годняшнее ж и знен ­ ное кредо? — Надо делать, что должно, и пусть будет, что будет. На каж­ дом уроке надо немного уми­ рать, чтобы потом возродиться в ученике. Чем тяжелее время, тем упорнее мы обязаны ему противостоять. Б еседовала Елена БРЕДИС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz