Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
) -г,- / Издание Ассоциации главных редакторов СМИ Липецкой области . .......................................... ..................................................................................................... л............. ..................................... ....... 1 1 1 1 ШШ11111Щ' Ш ^т Ш Ш ж Ш Л ж ш 1 : С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕПАКТОРА «РАЙОНКИ» НЕТ, РЕБЯТА, ВСЕ НЕ ТАК... Слово, которое вначале было у Бога, небеса то ли по неосмотрительности, то ли по другой какой причине отда ли нам. Наверное, намерения были благими. Но ведь имен но благими намерениями вы мощена дорога в ад. И я иной раз думаю: уж лучше бы человечество оставалось безъязыким. Вернее, даром СЛОВА надо было наделить лишь тех, кто способен гово рить только искренне, толь ко от сердца... Опубликовали мы в конце декабря статью нашего не- штатника, члена редакцион ного совета «Грязинских из вестий» И. Плешкова «Игра в подкидного»—о наших го родских проблемах. На нее пошли отклики. Один —про сто замечательный: «Дурят нас сейчас в открытую, даже не. скрывая того, что дурят. Ведь что получается? Когда кому-то надо пролезть во власть, то ходят чуть ли не по домам, обещая мыслимое и немыслимое. Как только с нашей помощью усаживают ся в вожделенное кресло, тут же забывают обо всем... Уж как много обещал нам О.П. Королев! А что-то живется все хуже и хуже. И обиднее всего, что ни один избранный нами чиновник пока перед нами не отчитался. А мы и не настаиваем на этом. Мол чим...» Не сказано, в общем-то, ничего особенного. Но я уви дела для себя главное: под письмом есть подписи. Не за корючки под «группу жите лей улицы такой-то», а впол не конкретные фамилии и ад реса. И год ушедший мне за помнился как раз этим: люди заговорили от своего имени. Восстав тем самым против чиновничьей болтовни, про тив тех, кто давно и успеш но насилует СЛОВО, превра тив его в пустую говорильню. Раньше помалкивали. В луч шем случае звонили, не на зывая себя. Или слали ано нимки. Кстати, для меня год ушедший как раз и знамена телен тем, что появилось вот это новое: заговорили не штатные болтуны, — кото рые то к восстановлению Со ветского Союза на террито рии одного отдельно взятого района призывают, то «исто рические труды» по теории марксизма-ленинизма пи шут, —а те, кто словом вла деет хоть и коряво, но гово рит искренне и о действи тельно наболевшем. Наверное, надо было пе реболеть очередными россий скими «новациями», чтобы осознать, в какую помойку мы угодили. И похоже, люди начали осознавать, что не ре дактор районной газеты, а только они сами, всем миром, как в старину говаривали, смогут заявить о своих пра вах и изменить хоть что-то. Но до перемен —расстояние ого-го какое, и в провинции это куда заметнее, чем в сто лице. Там многие кошки серы, а у нас-то истинная цена каждому видна невоору женным глазом. И мне, к при меру, мои читатели нет-нет, да и прольют малость елея на изодранную в клочья душу. Буквально на днях долго бе седовали мы с одним-из них. Офицер в отставке,.’умный человек, он еще недавно счи тал меня едва ли не кровным своим врагом: драчка перед выборами губернатора мно гих в области поделила на наших не наших. Митингов и собраний тогда и у нас про ходило больше чем достаточ но, и он использовал любую возможность, чтобы обратить ся к горожанам: верьте, мол, только «Советской России», «Липецким известиям». «Петровскому мосту», ис тинная правда только там... А теперь вот сидел передо мной и говорил буквально следующее: эйфория и суета проходят, и, когда наступа ет пора отрезвления, человек начинает читать те газеты, которые не опустились до уровня сведения старых сче тов, не пошли на поводу ни у тех, ни у этих, а делились с читателями сокровенным — как с самыми близкими людьми. «Вы нам не врете, — сказал мне этот человек, — вот что самое главное. Я могу с вами соглашаться, могу возражать, но я знаю, что вы не станете перепеча тывать Коржакова, не стане те забивать мои мозги баба ми Клинтона, мне плевать на его баб, мне куда интереснее читать, как в наших селах мужики да бабы перебивают ся. Но в иных изданиях всю предвыборную «гласность» будто корова языком слиза ла». Много я всякого в жизни слышала (и хорошего тоже), но эти слова восприняла как награду. Я не могу соврать своим читателям, потому что каждый день встречаюсь с ними в хлебном магазине или в очереди за молоком, пото му что двери редакции от крыты для каждого. И ког да меня просят высказать ' свое мнение, я должна вы сказать именно СВОЕ. Не удобное на данный момент ------- ЮБИЛЕЙ ----- ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР... Внимание! У нас есть ин тересная гипотеза: 13 янва ря стал Днем российской печати по причине того, что ровно 50 лет назад именно в этот день мир впервые ус лышал голос будущего кор респондента и редактора не скольких районных газет, заместителя главного редактора «ЛГ» и шеф-редакто- ра популярного еже недельного приложе ния к «ЛГ» «Добрый вечер!», неутомимого футбольного болель щика, собирателя музыкальных запи сей и видеокассет, ге нератора идей, под вижника и энтузиас та Валентина Петро вича Федорова! Его знают все журналисты области. И он знает всех жур налистов и почти всех рабселькоров, напи савших за последние тридцать лет хоть одну заметочку в газету. Почему за тридцать? Потому что почти столько времени трудится он, вспахивая пе ром каменистую почву рос сийской прессы. Валентин свет Петрович в газете умеет все. Писать. Править. Фотографировать. Набирать тексты —хоть на допотопном линотипе, хоть на новейшем компьютере. Макетировать. Воспитывать ленивых коллег. Петь за дружеским столом. Нахо дить таланты. И еще много других вещей. А потому он незаменим. Когда у еженедельного приложения «Добрый ве чер!» возникли проблемы и понадобились свежие идеи, он уверенно встал к руково дящему кормилу. И через пару месяцев наш «ДВ» ста ло не узнать. Его любо-до- рого взять в руки, его хочет ся читать не отрываясь, ти раж его начал энергично расти. Сегодня Вале —50. Кра сивый возраст! Молодость плюс мудрость. Поздравля ем тебя, Валентин! Добрый вечер! Впрочем, это всего лишь название газеты. А на самом деле —еще совсем не вечер! Твои друзья и коллеги по «ЛГ». для тех, кто при власти, а со бственное. Тут в конце минувшей осе ни региональный выпуск «Аргументов и фактов» страшно волновался: «когда наконец прихлопнут район ные газеты, которые никому не нужны и которые никто не читает?» Читала я это и ду мала: а что, черт возьми, зна ете вы, невесть откуда со рвавшиеся молодые люди, о районщиках, проработавших в одной газете по три-четы ре десятка лет, как, к при меру, наш заведующий отде лом информации Анатолий Похващев или бывший ре дактор «Грязинских извес тий» Николай Антонович Амброжий? Что знаете вы о том, как я ищу сено для ко ровы бабы Нины из Коробов- ки или везу таблетки деду Коле в Бутырки?! Что знаете вы о том, как мой замести тель Людмила Семиколенова в Телелюе, глотая слезы, от мывает от грязи семерых по луголых ребятишек, мама которых где-то в очередных бегах?! Это какое участие — журналистское или челове ческое? И какое нужнее? И как вообще их разделить? Ну все не так в этой жиз ни. Высоцкий об этом сказал лучше, чем сумела бы ска зать я. Но мне очень хочется верить, что нам, пишущим, небеса дали дар слова исклю чительно для того, чтобы это «не так» хоть когда-нибудь перешло в другую катего рию. Даже если «жить в эту пору прекрасную уж не при дется ни мне, ни тебе». Су меть бы только разумно рас порядиться этим божествен ным даром, не сбиться на кривую стежку —соблазн-то всегда отыщется... Зоя ЧЕРНЫШОВ.\. редактор «Грязинских известий». ДУХОМИМЫСЛЬЮ, Нашему народу всегда приходилось жить труд нее, чем ^ у г и м народам. Россия — страна «полу нощная». Здесь долго стоятхолода и длинны ночи. Тысячу лет — так! В семье других народов, отме ченных только им присущими национальными при знаками, такими, как «немецкая педантичность», «английская чопорность», «итальянская страс тность», «французская любезность», только о нас говорят — «русская душа». Ее определяет Правос лавная вера, на которой зиждятся особый нацио нальный уклад и характер. Но сильная душа, спо собная на подвиг и труд, нуждается иногда в по кое, чтобы осмыслить себя во времени и созреть для новых свершений. Лучше всего для этого под ходят рубежи столетий. Последний год уходяще го века — 1999 — символи ческий. Он не только завер шает столетие, тысячелетие, но знаменует собой истин ность веры наших правос лавных предков, мировой ре лигии —христианства. Лю бые возражения и либераль ное недовольство разбивают ся о саму дату, поскольку все народы, исповедующие разные веры и идеалы, жи вут в сегодняшнем мире по летосчислению от Рождест ва Христова. С него нача лась наша эра. Именно оно впервые в истории челове чества дало ему те общие идеалы, которые основыва ются на христианском миро восприятии, —ценность че ловеческой жизни, справед ливость, боговдохновенное творчество. Сам человек ос мыслен в этом времени как образ и подобие Творца. Со гласно этому принципу на шей эпохи. Творец благ и творение его всегда благо. Особое значение этот 2000-летний юбилей имеет для России. Русский народ, как естественная многонаци ональная общность, сложил ся под воздействием Хрис тианства, и государство наше возникло с акта его принятия киевскими князь ями. Само созидание земли Русской шло как акт творе ния — превращения необъ ятной лесной и степной пус тыни в сад-вертоград: с хра мами и монастырями, тучны ми нивами и богатыми горо дами, с разноликим народом, защищавшим свою веру и свою землю. Все русские по селения строились вокруг церкви или монастыря —ду ховного средоточия веры. С молитвы начинались и ею ос вящались день и труд. Ино верцы не чувствовали себя чужими. Прочен, стоек и кре пок был русский человек, воспитанный в правде и тру де. А тот, кто работал на зем ле, даже назывался по вере, как больше нигде в мире, — христианин, крестьянин. Уходящий век замахнул ся на этот принцип, объявив человека автономным, само достаточным творцом. И по добие превратилось в паро дию. Пародия преходяща, она ограничена временными рамками, вызывает смех, под час горький. Выполнив фун кцию —высмеять, —она ис чезает в забвенье. Не то же ли происходит с нашим об ществом? Мечта и химера — смыс ловые синонимы с разными оттенками. Их общий смысл — беспочвенная призрач ность порождения мысли, оторвавшейся от реальности. Мечты двадцатого века были высоки. Запад породил уто-. пические мечты. Восток во плотил их в действитель ность и ужаснулся результа ту. Ведь задачу мечтатели начала века ставили ни боль ше, ни меньше библейскую — построить город-сад, рай на земле. Шли за вождями- мессиями. А построили горо да-заводы: с градообразую щими предприятиями, ли шенными украшений мно гоквартирными домами-ка зармами, отравленным возду хом и зловонными мусорны ми полигонами вокруг. И ока залось —ничто не свято. Ни труд, ни жилище, ни приро да, ни искусство, ни сам че ловек! Лозунгом искусства стало самовыражение — не по благу и благодати, а по надлому отчаяния, который, змеясь всё новыми и новыми трещинами, мертвит и разру шает целостное мировоспри ятие, разлагая и «творца», и «ценителя», ничтожит жи вой, яркий, целостный и ра достный мир человеческого бытия. Уходящий век —век борь бы прорывающегося зверя с Богом, язычества с Христи анством, поиска новых богов и кумиров. Это зловещие при зраки «Аненэрбе» — возро жденного фашистами «насле дия предков», ставшего иде ологией третьего рейха в Гер мании, требовавшего крови, человеческих жертв, чтобы подчинить себе мир, возне стись над ним, высасывая его живые ресурсы. Это язычес кие «томагавки», которые Америка занесла над Ираком и Югославией. Новым «влас телинам мира» снова нужны жертвы, чтобы пролитой кровью усилить свою звери ную власть. Последнее десятилетие века знаменуется появлени ем тоталитарных сект, объ единенных общим названием «Нью эйдж» — «новый век». Ни одна из них не обещает человеку спасения, жизни вечной, но все они «заботят ся» о его социальной устро- енности здесь и теперь, впи тывают в себя без остатка его нерастраченную энергию, убивая живую душу, живую мысль, превращают людей в запрограммированных биоро ботов. Это — новые резерва ции, духовные, страшные, языческие. Здесь кумиры — живые лидеры. Каждый объ являет себя богом, не мень ше! В свою очередь все СМИ усиленно пропагандируют язычество. Оно многолико. Не случайно один из москов ских философов, гастролиру ющий в США, —родной брат рыжего отца ваучеризации и приватизации —обещал в на чале 90-х создать неоязычес тво. И создают! Берут на во оружение все — примитив ный тотемизм (обожествле ние зверя) типа раздуваемой рекламы восточных новоле- тий —тигра, зайца, заимство ванных у буддизма, порабо щают волю астрологически ми прогнозами, пропаганди руют шарлатанов, контакте ров, актеров и прочую бра тию, включая массовое обу чение сатанизму с помощью телеклипов и американских видеофильмов — с сексуаль ными оргиями, принесением жертв, кровавой мессой. Вот уже прозвучал грозный сим птом духовной глобальной уг розы — идея создания к 2000-му году в Америке но вой универсальной веры и международного аппарата подавления христианства, особенно Православия, с по мощью организации надре- лигиозного контроля типа ООН. ЖИЗНЬ ЗАМЕНА ТЕЛЬНЫХЛИПЧАН НЕГАСНУЩАЯ ЛАМПОЧКА ЛОДЫГИНА Московский ученый о книге коллеги из Липецка Вышла в свет монография из серии «Жизнь з а мечательных липчан» («ЖЗЛ»), выпускаемой глав ной редакцией художественной, научно-популярной и краеведческой литературы Липецкого издатель ства, научным центром «Липецкая энциклопедия» и издательством «Гэлион». Это книга профессора В. Шахова «Александр Лодыгин» с вступительным сло вом генерального директора АО «НЛМК», Героя Со циалистического Труда, доктора технических наук, академика И. Франценюка. Ее автор, чьи многочис ленные историко-краеведчес кие и литературоведческие труды хорошо знают липча не, собрал и осмыслил об ширный материал о жизни великого русского изобрета теля, ученого, просветителя- гуманиста Александра Нико лаевича Лодыгина, 150-ле тие со дня рождения которо го недавно отмечал весь мир. Опираясь на исследования предшественников, библиог рафические разыскания, ар хивные данные, В. Шахов прослеживает судьбы рода Лодыгиных в Подстепье. Не сомненный интерес вызовут страницы книги, проливаю щие свет на взаимоотноше ния Лодыгиных и Пушки ных. Не менее увлекательно повествуется о соседстве и связях Лодыгиных с Вель яминовыми, Державиными, Семеновыми, Бартеневыми. Здесь же воспроизводятся документы о родителях А.Н. Лодыгина (публикация ве дущего сотрудника облархи- ва В. Полякова). Ряд ценнейших архивных документов, связанных с Ло дыгиным, В. Шахов (в соав торстве с А. Силаевым) опуб ликовал в академических и университетских журналах еще в 60-е годы. В новой ра боте о нашем славном земля ке ученый рассказывает о «народных заступниках», таких как Лодыгин, Терпи- горев, Бунин, искавших воз можности «спасти Русь от внутреннего зла», помочь человеку труда. Это законо мерно: творческую индивиду альность А. Лодыгина нель зя постичь без серьезного, неконъюнктурного изучения его участия в народническом движении. Краеведы почер пнут много нового не только о самом Лодыгине, но и о столь ярких деятелях наро дничества, как С.Н. Кривен ко, П.В. Засодимский, С.М. Степняк-Кравчинский, Н.Н. Златовратский. «Русское небо и небо Франции: проект лодыгин- ского электролета» — в са мом названии этой главы от разились события, связанные с пребыванием русского ге ния в Европе, охваченной ре волюционными бурями. Книга весьма своеобразна в жанровом плане: это сплав научного исследования, эссе, репортажа, документа, пуб лицистических размышле ний, лирических отступле ний. Профессор В. Шахов предлагает читателям глубо кие обобщения, обстоятельно исследует философско-педа гогические воззрения Лоды гина. Важные выводы содержат ся в заключительной главе — послесловии «Звездные вер ИЗ ИСКРЫ ВОЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ? Иной раз д и в у даешься, как мало знаешь о людях, с которыми живешь в одном городе. Еще больше изумляешься, когда обнаруживаешь, что практически ниче го не знаешь даже о тех, с кем давным-давно знаком , с кем регулярно здорова ешься при встречах. В принципе это извечная беда человека — неспособность по достоинству оценить то, что рядом с тобой, и попытки искать кумиров где-то на стороне, в иных городах и странах. Отсюда и известная пословица о пророках в своем Отечестве. Мы, журналисты «ЛГ», по мере возможности, стараемся исправ- лять эту ошибку, рассказывая о талантливых земляках. Сегодня мне хочется познакомить вас с одаренным музыкантом и педагогом Вадимом ЗАЙЧЕНКО. В свое время Вадим Александрович закончил струнное от деление Липецкого музучилища, поступил в Саратовскую консерваторию, а после ее окончания вернулся преподавать в родное училище. Одновременно как скри пач-солист работал в Липецкой филармонии, где в 1982 году организовал струн ный квартет, которым руководил десять лет. Потом были три года работы в Че хии, в оркестре оперного театра, гастроли практически по всей Европе. Сегодня Вадим Александрович — преподаватель музучилища, ныне училища искусств, и спецшколы дл я особо одаренных детей. — С о в с ем н ед ав н о «ЛГ» писала об очеред ной встрече «У камель ка» в Доме мастера , где выступал ваш юный уче ник Давид Махмудов, ко торый, несмотря на свои тринадцать лет, уже ус п ел з а р е к о м е н д о в а т ь себя как яркий и зрелый м у зы к а н т . С к а ж и т е , с детьми работать сл ож нее , чем со студентами училища? ! — Знаете, как говорят: легче научить, чем переучивать. Чем меньше ребенок, тем боль ше у тебя возможностей вло жить в него то, что ты считаешь необходимым. С другой сторо ны, нужно знать совершенно особенную детскую психологию, физические возможности ре бенка, Очень страшно что-то сломать в его душе. Поэтому педагог музыкальной школы до лжен быть таким же професси оналом, как и педагог училища. — М еня давно волнует один вопрос: когда родите ли или педагог с малых лет о р и е н т и р ую т р е б е н к а на что -то — хотя бы на ту же музыку , — то не обедняют ли они его детство, юность? Помните, как говорил Козь ма Прутков , — специалист подобен флюсу... — Ну, конечно, в какой-то степени подобен, это неизбеж но. Ведь для того чтобы выйти на высокий уровень, музыкант должен отдать этому иной раз целую жизнь. Когда V прекрас ного исполнителя Третьякова спросили, не жалеет ли он, что лишен из-за музыки очень мно гого, он ответил:"Не жалею, по тому что в музыке можно найти все — все эмоции и пережива ния, которые дает жизнь". — И вам не жаль Д ави да? Ведь ем у приходится столько заниматься и у него нет даже часа , чтобы про сто погонять с мальчишка ми. — Не жалко. Во-первых, ему все это безумно нравится, он получает от занятий огромное удовольствие. Во-вторых, внут ренне он уже богаче многих сво их сверстников. Так что же его жалеть? Ну, и в-третьих, он все равно нормальный мальчишка, любит спорт. — У вас, как у преподава теля , не возникает ощ ущ е ние, что в том же училище вы воспитываете «белых во рон»? Что эти несчастны е и з -за своей любви к музыке п о том б уд у т вынуждены жить на гроши, что им слож нее будет найти свой круг общения? — Далеко не все наши сту денты могут подпасть под вашу категорию «белых ворон». К со жалению, это участь только очень немногих, для которых музыка на самом деле стала частью жизни.Так что если в коня корм — то чего же жалеть талантливого человека, а если не в коня — то жалко себя. По тому что работаешь-то со все ми одинаково. Просто один уче ник, как сито, через которое все куда-то высыпается, а другой — как сосуд, который наполняешь все больше и больше. Ведь с кем бы потом ни занимался Давид, я убежден, что все рав но останусь в нем, с ним. Так же, как во мне навсегда оста нется мой педагог, прекрасный скрипач Владимир Михайлович Некрасов, который умел не только дать серьезную профес сиональную базу, но и создать особую атмосферу на своих за нятиях. — Вы три года работали за гр а н и ц е й . С ерь е зн ом у музыканту там жить легче? — Так же, как ^дожнику, тан цовщику, певцу. Там умеют це нить и уважать серьезное ис кусство. Мы объехали всю Ев ропу — от Финляндии до Испа нии, и не было случая, чтобы зал не был полон до отказа. Это были гастроли не только с опер ным театром, но и с камерным оркестром. Такое отношение воспитывается десятилетиями. может быть, даже веками. А когда ты видишь, чувствуешь, что востребован, — это самое главное. Там даже какой-нибудь медицинский симпозиум приня то открывать концертом класси ческой музыки. Согласитесь, это ведь и воспитательный момент, И было бы не худо нам, в Ли пецке, перенять такой опыт. Тем более что профессиональные силы для этого есть. Здесь, кстати, многое зависит от мес тных властей, которые тоже до лжны проявить заинтересован ность в пропаганде серьезного классического искусства. — В последнее время все чаще звучит мысль, что ду ховное возрождение в Рос сии начнется именно с про винции. Как вы к этому те зису относитесь? — В последнее время ситу ация действительно изменилась — все больше подлинных куль турных центров возникает имен но в провинции. Это связано еще и с тем, что немало круп ных столичных деятелей ис кусств уехали за границу. А из глубинки уезжают меньше. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Раньше трудно было себе представить, чтобы какой-то юный и никому не известный пианист с пери ферии занял первое место на самом престижном конкурсе — имени Чайковского. Сегодня на конец-то ребят из провинции оценили по достоинству. Может быть, дело еще и в том, что в глубинке проще выжить — и цены ниже, и сад-огород под боком. Ведь что греха таить, сегодня ради биологического выживания люди вынуждены бросать любимую профессию, уходить в ту же коммерцию. — Какой эпизод из вашей би о гр аф ии м узы кан та з а помнился вам больше все го? — Пожалуй, когда волею об стоятельств мне довелось впер вые дирижировать липецким симфоническим оркестром. Не смог приехать приглашенный дирижер, и концерт был под уг розой срыва. Когда мне пред ложили встать к пульту, я вос принял эту идею как абсурд — без репетиций, без подготовки продирижировать сложнейшую программу?! А потом вдруг, как говорят артисты, пошел кураж, да и музыканты поддержали. И мы сыграли э-ге программу. Да так, что зал был в восторге. Причем мне пришлось быть «в двух лицах» — и дирижером, и шины гения. Общечеловечес кое значение наследия Лоды гина». Открытия Лодыгина способствовали прогрессу в промышленности, сельском хозяйстве, военном деле. Сре ди продолжателей лодыгин- ских традиций есть и наши земляки. Уроженец Ранен- бурга С.А. Чаплыгин вернул ся к ряду проблем, над кото рыми мучительно думал Ло дыгин, озабоченный отстава нием теории от практических разработок авиаторов. «Элек тролет» Лодыгина помог Чаплыгину решить сложные задачи аэромеханики и авиа ции. Повествование о сложной, противоречивой, по-русски богатой личности Александ ра Николаевича Лодыгина, его нравственных уроках — событие, выходящее за рам ки регионального краеведе ния. Новая книга написана для всей России, для каждо го русского человека, не ут ратившего чувство истории и духовной преемственности. Алексей МИГУНОВ, профессор. г. Москва. О Т А ^ И Б 0 ^ 4 У З Ь 1 ^ концертмейстером. Это было то, что называют моментом исти ны, что запоминается на всю жизнь. — Что бы вы пожелали сегодня молодым музыкан там? — Помнить, что одаренность — это искра Божья. И если Бог это тебе дал, то не развивать его дар — великий грех. Такие вещи даром не проходят — рас плачиваться собственной душой гораздо страшнее, чем деньга ми. Христос знал, что Его расп нут, но Он пошел на это. Нель- эя забывать: мы — Его образ и подобие. И' пока в нас сущес твует это иррациональное стремление к самосовершен ствованию, за которое мы ни чего не будем иметь в матери альном смысле, пока мы не хо тим все мерить только деньга ми, до тех пор будет жить и Рос сия. Быть может, только в этом и заключается гарантия ее вы живания, — А в чем заклю чается ваше се годняшнее ж и знен ное кредо? — Надо делать, что должно, и пусть будет, что будет. На каж дом уроке надо немного уми рать, чтобы потом возродиться в ученике. Чем тяжелее время, тем упорнее мы обязаны ему противостоять. Б еседовала Елена БРЕДИС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz