Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

12 января 1999 г., N8 5 (20883) (Окончание . Начало на 1 -й стр .) А вот какие цифры «эконо­ мической эффективности» опре­ деляли тенденцию умирания. Убытки, скажем, на начало 1998 года составляли ; на «Березов­ ской» — 7,5 млн. рублей, «При­ донской»— 7,7 млн. рублей, «До- бринской» — 6,3 млн. рублей, «Данковской» — 5 млн. рублей, «Светлый путь» — 4 млн. руб­ лей. Что делать в сложившейся ситуации? Либо продолжать «гибнуть, но не сдаваться», либо идти навстречу тем, кто предлагает путь спасения. Ин­ вестиционный проект (в народе его окрестили по названию фир­ мы "Золотой Петушок". И я в дальнейшем для краткости вос­ пользуюсь этим названием) — один из спасительных. Но прежде чем перейти к рассмотрению заключенного проекта, посмотрим на «субъект» инвестирования, на бройлера. БРОЙЛЕР - ЭТО ЧТО ЗА ЧУДО? Действительно, что это за птица? Сказать, что именно у нее растут «ножки Буша» — зна­ чит ничего не сказать. Об этом феномене птицеводства расска­ зал мне один из участников про­ екта «Золотой Петушок» и актив­ ный исполнитель замысла, ны­ нешний директор птицефабри­ ки «Березовская» Дмитрий Ефи­ мов. Сам он из семьи потом­ ственных птицеводов, энтузиаст бройлерного производства, не­ мало потрудился на птицефаб­ риках США и знает проблемы и тайны отрасли не из книжек. Итак... Родословная современных бройлеров начинается на фер­ мах всемирно известной аме­ риканской птицеводческой фир­ мы «Авиан Фармз», производя­ щей 11 процентов бройлерного мяса в мире. Именно в селек­ ционных лабораториях ее воз­ ник и продолжает совершен­ ствоваться тот гибрид, что и назван бройлером. Цель непре­ рывной и длящейся уже деся­ тилетие работы генетиков — получить такую птицу, чтобы она росла быстро, ела меньше, но при этом давала высокий суточ­ ный привес (сегодня дневная норма привеса 40-45 граммов). Схема получения бройлера достаточно сложна и состоит из четырех этапов (почему бройлер и называется по-научному «че­ тырехлинейный гибрид»). Пер­ вый этап — скрещивание чис­ тых линий двух пород кур (кор- нищ и плимутрок) для получе­ ния поколения прародителей. Дети от них — родители брой­ лера (третий племенной этап). Из яйца последних (т.н, инкуба­ ционного оплодотворенного яйца) и выводится цыпленок бройлера (т.н. финальный гиб­ рид). Именно третий племенной этап сегодня ведется на птице­ фабрике «Березовская» — здесь выращены и начали давать ин­ кубационное яйцо родители бройлера. Как видим, половину пути теперь уже наши бройле­ ры прошли в США. — Бройлерное производство считается интегрированным, — подчеркивает Д. Ефимов, — Что­ бы получить бройлера, надо со­ держать высокопродуктивное и генетически чистое родительс­ кое стадо... Это замечание не случайно, поскольку селекционная цепоч­ ка бройлера достаточно длинна. И если в этой цепочке, в этой МОЖЕТ ЛИ БРОЙЛЕР БЫТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИВЕРСАНТОМ? технологии что-то изменить, поломать, перескочить, то ко­ нечного результата не получить. Вся работа ведется ради гиб­ рида, который обладает удиви­ тельными качествами: быстро растет, набирает мышечную массу, хорошо приспособлен к окружающей среде, обладает высокими продуктивными качес­ твами. На наших фабриках эта технология, эта селекционная цепочка давно разорвана: сокра­ щается число поколений, из-за отсутствия необходимых средств «селекция» ведется уже среди бройлеров. Следует учи­ тывать и низкое качество кор­ ма. Потому-то каждое новое по­ коление «искусственных» брой­ леров имеет несопоставимо ни­ зкие продуктивные качества в сравнении с «породистым» бройлером. Такая птица доль­ ше растет, потребляет больше корма, требует дополнительных затрат. Скажем, бройлеры птице­ фабрики «Придонская» имеют среднесуточный привес 17 грам­ мов, средний вес в 1,3 кг птица набирает в течение 70-80 дней. А бройлер «Золотого' Петушка» обретает вес в 1,8 кг за 44 дня при среднесуточном привесе в 41 грамм. (Напомню, европей­ ская норма дневного привеса 40-45 граммов). Вдвое больше надо затра­ тить, чтобы получить хотя бы половину того, что можно до­ стичь по современной техноло­ гии. И тут, кстати, следует вкрат­ це сказать: бройлеры «Золото­ го Петушка» будут выращивать­ ся не в клетках, а напольно. Тех­ нология питания — с автомати­ зированной подачей и дозиров­ кой корма; корм имеет опти­ мальную сбалансированность необходимых для птицы компо­ нентов, РАЦИОНАЛЬНО - ЗНАЧИТ ВЫГОДНО — Состояние почти всех ли­ пецких птицефабрик удручаю­ щее, — рассказывает Дмитрий Ефимов. — И это понятно: пос­ ледний десяток лет они работа­ ли фактически на износ, без ка­ ких-либо затрат на ремонт или обновление оборудования. Что­ бы оценить их состояние более предметно, расскажу, что при­ шлось нам сделать на «Бере­ зовской», считавшейся в свое время образцовой. Поменяли около трех кило­ метров центральной водопро­ водной магистрали, провели ремонт электроподстанций, ли­ ний электропередач.С террито­ рии фабрики вывезли 11 тыс. тонн навоза, более 400 тонн мусора, спланировали заново захламленную и заросшую бурь­ яном территорию, восстанови­ ли пять километров забора, от­ ремонтировали крыши и стены птичников, по-новому залили бетонные полы, поменяли элек­ тропроводку, Выбросили уста­ ревшее и изношенное оборудо­ вание. А уж затем завезли и смонтировали новое... Кстати, подчеркну, мы име­ ем статус сельхозпредприятия, поэтому пользуемся льготами, распространенными в области. Домыслы о каких-то особых привилегиях — выдумка. Такой же (если не больший) объем восстановительных работ надо будет осуществлять и на других птицефабриках, что пот­ ребует не одного года напря­ женного труда. Пока осуществ­ лен лишь первый этап проекта, в реализацию которого плани­ руется вложить около 18 млн, долларов. Первый этап потре­ бовал свыше 7 млн, долларов инвестиций. Разумеется, проект — не мертвая программа, а постоян­ ный поиск более эффективных путей развития. Будет приме­ няться все, что прибыльно. Но чтобы получать прибыль, надо постоянно вкладывать — обнов­ лять оборудование, искать но­ вые технологии, улучшать нара­ ботанное. — Первый этап проекта пред­ усматривает вывод производст­ ва на 20 тыс. тонн мяса в год, — добавляет административный директор ООО «Золотой Пету­ шок» Александр Телюк. — Глав­ ная задача — внедрить новые технологии, преодолеть серьез­ ные отставания в этом направ­ лении. При этом имеем в виду, что в нашей отрасли нет мело­ чей, все важно. Развитие ее идет очень интенсивно, посколь­ ку птицеводство — чрезвычайно выгодное дело. В проекте уже задействовано четыре объекта — птицефабрики «Березовская» и «Добринская», Подгоренский комбикормовый завод и птице­ убойный цех «Липецккомплек- са». О кормах. Досужие байки о кормах, завозимых якобы из Америки, ничего, кроме улыбки, у моих собеседников не вызы­ вают. Глупость! Одной из при­ чин выбора именно нашей об­ ласти для реализации проекта было как раз наличие хорошей кормовой базы. У нас выращи­ вают пригодное для корма пти­ цы зерно и в нужных количест­ вах. Обременительные тран­ спортные затраты сразу же от­ падают. Это, кстати, специаль­ но оговорено в генеральном соглашении: американская сто­ рона покупает зерно в области. Причем зерновые хозяйства будут получать за него «живые» деньги. Для реализации этого пунк­ та и взят в аренду комбикормо­ вый цех в Подгорном. Цех бу­ дет переоснащен с той целью, чтобы получать корма с необ­ ходимой дозировкой компонен­ тов и в объемах, необходимых для реализации всего проекта. Категорически были отвер­ гнуты моими собеседниками и спекуляции о якобы применяе­ мых в кормах разного рода «сти­ муляторах роста» птицы. И уж тем более — «шприцевание» каждой птицы! А вот сбаланси­ ровать корм, сделать его пол­ ноценным по содержанию ми­ нералов, витаминов, органики и т.д. очень важно. Но кто из спе­ циалистов опровергнет важ­ ность подобной работы? ЧТО ПРИНЕСЕТ НАМ В КЛЮВЕ «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»? Сегодня на «Березовской» выращивается три родительских стада с поголовьем в 120 ты­ сяч, Уже пошло инкубационное яйцо, из которого выведутся поколения бройлеров. Потому- то так важно быстрее реализо­ вать следующую часть проекта — «расселить» бройлерное про­ изводство по фабрикам. Пери­ од выращивания и содержания родительского стада — до 70 недель, из них 25 — выращива­ ние птицы, остальные — репро­ дуктивные, когда идет получение инкубационного яйца. Птица ста­ реет, поэтому каждые 11 недель идет подпитка родительского стада новым поголовьем. Коли­ чество голов и движение стад рассчитано на производство одинакового количества суточ­ ных цыплят-бройлеров —до 370 тыс. голов в неделю. Их-то и необходимо будет затем рассе­ лить по бройлерным птицефаб­ рикам. С учетом ремонта, дезин­ фекции и мойки птичников для выращивания партии бройлеров надо 9 недель. А за эти недели на «Березовской» подоспеют 3,3 млн. суточных цыплят — коли­ чество, способное «загрузить» все девять птицефабрик, учас­ твующих в проекте. Движение продуктивных стад по фабрикам идет с запада на юг, восток, север. Эта схема необходима, чтобы обезопасить птицу от вспышек болезней, Я пишу об этом потому, что­ бы еще раз показать, как важ­ на любая мелочь в птицеводст­ ве и как много «мелочей» не учи­ тывается у нас. Теперь о товарном производ­ стве мяса. По проекту будет производиться 20 тыс. тонн чис­ того мяса, причем при несопос­ тавимо меньших затратах и пло­ щадях, Согласно договору арен­ ды пятая часть выпускаемой продукции будет предназначать­ ся для потребления внутри об­ ласти. Реализация бройлерно­ го мяса будет осуществляться по ценам, не превышающим ее себестоимость. В первую оче­ редь — закрытым учреждениям. Много это или мало? Есть опасение, что при низкой поку­ пательной способности населе­ ния (нет денег) спрос будет ниже предложения. Фактически же этот объем равен примерно тому, что производилось об­ ластью в лучшие времена. О «КОВАРСТВЕ И ЗЛЫХ УМЫСЛАХ» Инвестиционный проект рассчитан на 25 лет. А потом? Потом будет то (хотя кто ска­ жет — что будет через четверть века?), что отражено в одном из пунктов договора аренды: «По окончании срока аренды, или если действие договора прекра­ тится по другим обстоятельст­ вам, арендатор освобождает и возвращает Комитету имущес­ тво, все внесенные в него улуч­ шения и установления оборудо­ вания в исправном, работоспо­ собном состоянии... Имущес­ твенные улучшения передают­ ся... по акту приема-передачи». Сейчас, как уже сказано, идет племенное яйцо на «Бере­ зовской», затем в аренду будут переданы другие птицефабрики для производства непосред­ ственно бройлеров. График вы­ ращивания их будет построен так, что процесс станет непре­ рывным. В нынешнем году этот «не­ прерывный цикл» надо запус­ кать. Выгодно всем! Жителям — дешевое мясо, зерносовхозам — деньги, бюджету — налоги, птицеводам — рабочие места, птицеводству области — новые инвестиции. Но, право, не слишком ли хорошо на бумаге получается? Да, будет и плохо. Тем, кто не умеет работать по-новому. Вряд ли выдержат конкуренцию наши традиционные фабрики, задушенные «реформами», — а это шлейф социальных проблем. Будет плохо чиновнику, посколь­ ку вряд ли придется поживить­ ся «дармовым» продуктом. Бу­ дет плохо пьяницам, лодырям и несунам, поскольку таковым места в проекте не предусмот­ рено... Тем же, кто вкусил новых порядков на «Березовской», не так уж и плохо. Два раза в ме­ сяц зарплата, бесплатные обе­ ды и бесплатная доставка на работу и с работы. Высокая тре­ бовательность, но и налажено обучение, позволяющее повы­ сить качество труда, обрести профессиональное достоинство. Люди, желающие работать и получать за свой труд, сюда стремятся. С иными взглядами — «выбраковываются», уходят. Нормально? Я считаю — да! И спекуляций насчет «эксплуата­ ции» тут не может быть: или от­ ветственный и оплачиваемый труд, или... Сегодня, как никогда, надо быть трезвыми в оценках. Эко­ номика России,товаропроизво­ дящие отрасли — в руинах. Как быть? Люди протрезвели, воз­ дали реформам и реформато­ рам по трудам их. И пусть эта деятельность не получила пока юридической и правовой оценок. В сознании народа оценка одна — «преступление». Придет вре­ мя — всем воздастся, сейчас надо спасать то, что осталось, что дает возможность жить и • работать. Как бы ни складыва­ лась ситуация в стране, во гла­ ве всего должно быть — дело! Чем и занята сейчас фирма «Золотой Петушок-Инвест». Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела экономики «ЛГ». КАЛЕЙДОСКОП В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОРГАНИЗМЕ 90 ПРОЦЕНТОВ ВОДЫ? Англичане уверены, что это выражение не р совсем соответствует истине. В организме Р британца, по их мнению, 90 процентов чая. Г: И не только британца: каждую секунду в мире I выпивается 14 тысяч чашек чая, а в год 700 I миллиардов чаш ек . После воды это самый I распространенный на земле напиток. При- I вычка пить чай, считают медики, спасает нас I от множества болезней и продлевает жизнь. | Так думали еще в 17 веке. Современные вра­ чи не спешат опровергнуть это мнение. Но поправляют, что под чаем кахсдый народ по­ нимает свое. В Японии, Северной Африке и на Ближнем Востоке предпочитают зеленый чай, в западных странах — черный. Отлича­ ются они способом обработки чайного лис­ та. Но и тот и другой чай содержит 3 -4 про­ цента особого вещества — теина , которое благотворно влияет на сосуды, кровообра­ щ ение , стимулирует работу м оз га . Это по сути тот же кофеин. Но это не все, чем богат чайный лист. Полифенол, который также на­ йден в чае, изучен меньше. Но врачи утвер­ ждаю т , что он обл ад ает противораковым I свойством. Проведенные на мышах опыты I доказывают, что полифенол даже лечит от- I дельные виды рака. Причем, в зеленом чае I его больше, чем в черном, что видно на ста- Iт и с т и к е раковых заболеваний в Китае и Ев- Шропе. I СЕМЬЯ ВАЖНЕЕ I Недавно журнал «Плейбой» провел опрос: I что важнее секс или деньги? Американские I мужчины предпочитают туго набитый бумаж- I ник сексуальным приключениям. К тому же I они не очень любят искать удовольствия на I стороне. 61 процент мужчин в возрасте от 1 18 до 49 лет считают, что семья важнее ми- нутных утех. А 5 0 процентов уверены, что ; собственный дом и хорошая семья — это при- [ знак житейского успеха. И стоит ли этим рис- I ковать? И СТАРЫЙ ДИВАН ГОДИТСЯ в истинности этого сухсдения убедились I жи тели ш тата Айова . А м ери кан ка Эмм а I Джин Доннели все никак не могла выбросить \ старую продавленную софу с давно протер- (той велюровой обшивкои зелено го цвета . [ Дивану исполнился 21 год, когда и был объ- ) явлен конкурс на самый отвратительный ди- I ван штата. Для этого требовалось прислать I цветную фотографию ложа и стихотворный ( текст, посвященный ему. Эмма поняла, что I рано отправлять на свалку свой продавлен- I ный диванчик. И оказалась права. Именно ее I зеленая софа потрясла судей . В итоге она ! получила первый приз — две тысячи долла- : ров и новую обивочную ткань. Нам бы устро- ! ить такой конкурс! СТОИТ ли ИСКАТЬ ФРАНЦУЗА? Французы во множестве анекдотов пред- I стают как идеальные любовники. Но, увы, это I не более, чем миф. Во всяком случае имен- I но французы являются основными покупате- I лями в Европе чудодейственного препарата I от импо тенции Виагры . По официальным 1 медицинским данным, во Франции около 20 ! процентов мужчин в возрасте 18 до 69 лет I страдают периодической импотенцией. Что I несказанно радует американскую компанию I РИгег, которая производит препарат Виагра. Американские фармацевты собирают с фран­ цузского рынка два мйллиона франков еже - I годно. ДОМОХОЗЯЙКАМ НАДОЕЛО Любому терпению приходит конец. Вот и [ итальянским домохозяйкам надоело терпеть бесконечные смены правительства. За пос­ левоенные годы в Италии сменилось 55 пра- Iвительств. Это своеобразный европейский I рекорд . Союз домохозяек решил, что пора ] прекратить бесконечную чехарду во власти, ; от которой лихорадит всю страну. Пока дамы I встретились с пред стави телям и ведущих I партий и потребовали навести порядок. Иначе I они могут объявить забастовку на кухне. И тогда всем мужчинам , включая политиков, I придется питаться в пиццериях. (По материалам зарубежной прессы). ^1 ПРИКОСНУТЬСЯ к ТАЙНЕ... в музее изобразительных искусств детской художественной школы N 2 в Липецке прохо­ дит персональная выставка ельчанина члена Союза художников России Николая Климова. В минувшем ноябре Николаю Ивановичу исполнилось 50. Так что эта экспозиция отчасти при ­ урочена к юбилею , хотя сам художник ни разу о нем не обмолвился. Климов участвовал в выставках самых высоких рангов, но персональная у него — первая в жизни ... Н. КЛИМОВ. Работ у меня много, а времени сделать вы­ ставку нет. Если бы Дом Масте^ ра и музей художественной школы меня не вытащили, то и эта не состоялась бы. Зачем они вообще нужны, персональные выставки? Ну, может, затем, чтобы, пройдя какую-то часть пути, что-то подытожить, про­ анализировать. Т. НЕЧАЕВА. А разве про­ сто показать себя зрителю — это не цель? Н. К.. Нет. Пока я сам с со­ бой разбираюсь. Я не избалован известностью. В общем, сижу, как мышь в норе, занимаюсь своими делами. Т. Н. Тебе не свойственно честолюбие? Н. К. Тут — другое. Боюсь не сделать то, что я задумал. А задумано многое. Т. Н. У тебя строгая самоо­ ценка? Н. К. Думаю, раньше была менее, а теперь более строгая. Почему? Стал почитывать пов­ нимательнее книжки, стал заме­ чать у себя больше ошибок. И все —благодаря своему препод­ аванию в училище искусств. Я там веду и рисунок, и компози­ цию, и живопись. Начал вспо­ минать многое из того, что мне когда-то умные люди говорили, да за работой в художественном фонде, над заказами — как-то забылось. Как говорится, текуч­ ка заела. А сейчас я сам вроде как наставник, учитель. Сребя­ тами вместе пишу, рисую. Очень полезно. Т. Н. Мне не часто приходи­ лось встречаться с творчески­ ми личностями, лишенными честолюбия. Один, очень уважа­ емый мною художник считает, что это важный стимул для ра­ боты. И все же, есть какая-то группа людей, которыми ты хочешь быть понят, оценен? Н. К. Есть, конечно. Это мои коллеги. Естественно, Сорокин. Еще —Сорочкин, Дворянчиков, Сальников, Королев (покойный), Коля Углов. После окончания Московского училища Памяти 1905 года я стремился «попасть именно в Липецкое отделение Союза художников. С творчест­ вом лучших его живописцев я уже был тогда знаком. Очень признателен художнице Марии Никитичне Сапрыкиной — это она привела меня к ним. Я вы­ рос в этой среде. Ну, и хочется показать друзьям свое. И в этой же среде найти свой уголок, свое пространство. Т. Н. А бывает так, что ты умышленно отказываешься от какого-то приема, который тебе близок, но найден не тобой, а увиден у других? Н. К. Я не слишком подвер­ жен чьим-либо влияниям. Я, как киплинговский кот, хожу сам по себе. А заимствования? Кто в этом не грешен? Но все отчего происходит? Поверхностно смотрим. Когда углубленно на­ чинаешь смотреть, то и резуль­ тат другой. Разговор наш с Николаем Климовым происходит во время вернисажа. Экспозиция впечат­ ляет. Добротностью произведе­ ний. Серьезностью отношения к профессии. Разнообразием жан­ ров, тем, мотивов. Пейзаж, на­ тюрморт, интерьер, портрет словно проникают друг в друга, подталкивая художника к жан­ ру картины. Теперь это боль­ шая редкость, как, впрочем, и портрет. В чем тут дело? Нет интереса, художникам недоста­ ет профессиональных навыков? У Климова, во всяком случае, есть и то, и другое.... В центре выставки — п о ­ трет матери в интерьере. Он написан ти^ательно, и хотя не без воздействия на молодого тогда художника классической традиции, но вполне самостоя­ тельно, красиво, благородно. По­ ражает, что такая ответ ственная и сложная работа была создана Николаем более четверти века назад. В ней уже заявлено многое. В те годы Кли­ мов осваивал технику живопи­ си старых мастеров — многос­ лойную, требующую дисципли­ ны, хорошего владения рисунком и композицией. Невежества и дилетантизма ошдожник не терпел никогда. Потому и на­ чал с основательного изучения профессии. В беседе заметил: "Я всегда учился, да и сейчас учусь". Экспозиция построена рит­ мично, блоками, сгустками кар­ тин с центрами — темными, глубокими по колориту, кото­ рые обрамлены более светлыми и яркими полотнами. Темные — это ранние. Среди них — при­ влекающие внимание всех, без исключения, зрителей натюр­ морты в старинных интерь­ ерах, они написаны очень вни­ мательно, бережно к предмету — его форме, цветовым отноше­ ниям. Но художник при этом остается по сю сторону холс­ та, он пока еще наблюдатель, изучающий, но отстраненный. Работы 90-х годов — некоторые из них повторяют пластичес­ кие ходы предшествующих — на­ писаны свободнее, экспрессив­ нее, с нервом, напряженнее и по форме, и по цвету. Любой пред­ мет, мотив органично, душевно и физически художником прочув­ ствованы, пережиты. Особенно проникновенными мне представ­ ляются пейзажи, написанные в селе Польском, на бунинской земле: «Татарник», «Туман», «Польское. Зима», «Весна в де­ ревне», «Старая груша». Заме­ чательно передано ни с чем не сравнимое своеобразие елецких городских пейзажей. Эк^спонируются во множест­ ве Яркие пейзажные пастели мастера. Некоторые находки, сделанные в этой технике, по­ том использованы в масляной живописи. Они наделили ее ди­ намикой графики. Но самая цен­ ная из пастельных циклов — серия «Портрет» — по слажен­ ности колорита, по композици­ онной выстроенности, по харак­ терности персонажей. Эти вещи свежи, остры, гармоничны, напоминая чудесный периодрус­ ской графики — 20-30-е годы. В этих фигурных и портретных зарисовках Климова, я думаю, заложена основа будущих боль­ ших произведений. Н. К. Да, пейзажи послед­ них лет отличаются от ранних. Когда Семеныча (Сорокина) смотрел, не мог же я остаться равнодушным или слепым. Бы­ вают солнечные дни, яркая по­ года, бывает серая погода, а ког­ да у меня на холсте все темное —тоже плохо. Т. Н. Но отчего же в моло­ дости у тебя преобладали тем­ ные цвета? Н. К. Попробую объяснить. Часто бывает, что у художника яркие краски, но они бессодер­ жательны, бездуховны, неглу­ боки. У позднего Ван Гога яр­ кие краски, но первый период творчества, голландский, был у него темным, то есть он через глубину какую-то прошел, пока достиг зрелого светлого колори­ та. Я, конечно, не сравниваю себя с классиками, но и со мной, наверное, было то же самое. Вот мы сегодня перед моей выстав­ кой смотрели работы Виктора Семеновича. Какое пространст­ во, какая глубина в его ярких работах, какой звук звонкий — как виолончель. Но он богатый, насыщенный, густой. А бывает —яркая картина, а в ней ниче­ го нет. Пустая. Вот чего я бо­ юсь. Видно, в «темном» перио­ де я интуитивно защищался от яркой пустоты. Т. Н. Ну, и как тебе кажет­ ся, есть 1 шиближение к твоему идеалу? Близок ты к цели? Н. К. Я еще в пути... На выставке я попросила сказать несколько слов о елец­ ком коллеге Юрия Гришко, на­ родного художника России, чле- ДИАЛОГ НА ВЫСТАВКЕ-\ на-корреспондента Российской Академии художеств. — За последние лет десять я не видел ни одного запомина­ ющегося живописного портре­ та. Да и в скульптуре этот жанр потихонечку уходит. А у Климова — вижу. Портретная картина, портрет — это очень сложно. Но Климову — дано. Это, может быть, его самое большое завоевание. Хотелось бы, чтобы он от этого не ухо­ дил. Я пожелал бы ему разви­ вать портрет в интерьере, в ок­ ружении старинных предметов — зеркал, комодов, это так ас­ социируется с русским старо­ давним купеческим городом Ель­ цом. Николай Климов — реа­ лист чистой воды. Неужели у него не было искушения за­ няться беспредметным искус­ ством? Да он и сейчас делает абстрактные композиции — очень полезно, это лаборатория мастера. Но Климов реалист по убеждению. Ведь человек создан по образу и подобию Вожьему, и мир, созданный Всевышним, — прекрасен. Возможно ли по­ сягнуть на это совершенство? Говоря, нет, — невозможно, ху­ дожник не случайно ссылается на труды отца П. Флоренско­ го, В. А. Фаворского. В эскизах будущих многофигурных кар­ тин он пытается применять элементы обратной перспекти­ вы, на которой основывалась древнерусская живопись. И снова вернемся к экспози­ ции. Вот — первый снег, не ус­ певший укрыть осеннюю непри­ глядность. Вот — залитая со­ лнцем мастерская, рисующие студенты. Вот — уютно при­ мостившаяся на диване супру­ га Альбина с книгой в руках. Вот — сухой тусклый букет. Все так обыденно — и так пре­ красно. Н. К. Был молодой — искал тему. Очень благодарен старше­ му товарищу Вилену Дворянчи- кову, который посоветовал ни­ чего не выдумывать, а писать то, что рядом. Т. Н. В чем для тебя цель искусства? Н. К. Конечно, эстетическая радость. И идея должна быть, и философия. Но самое главное для меня в искусстве — само­ познание и познание мира во­ круг себя. А это так много, это такая тайна, что, приблизив шись к ней, уже не обращаешь внимания на суету... Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед, ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЛАСТНОМ КОНКУРСЕ НА ЛУЧШЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СИМВОЛОВ (герба, ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ (Окончание. Начало на 1-й стр.) 4. В конкурсе могут участвовать коллек­ тивы предприятий, организаций, учреждений, научных и учебных заведений, политические партии, общественные движения и объеди­ нения, граждане. 5. На конкурс принимаются изображения проектов символов (герба, флага) Липецкой области, выполненные на бумаге или другом материале в типичном российском стиле, от­ вечающие требованиям правил геральдики, материальной и духовной культуры нашего народа с приложением описания. 6. Возможно представление нескольких вариантов проектов символики с различны­ ми стилевыми, техническими и композици­ онными решениями. 7. Изображения проектов символики, представленных на конкурсе, должны в об­ разной форме выражать закодированную в символах историю нашей области, образную память о людях, идеалах, эстетических В 1 ^ - сах; быть простыми, гармоничными, предель­ но лаконичными, с большой емкостью содер­ жания, олицетворяющими преемственность поколений, живших и живущих на территории Липецкой области, 8. Основным и обязательным элемен­ том герба является геральдический щит — условное пространство для размещения гер­ бовых фигур и полей. На основании правил, изложенных в п.2 настоящей статьи, нмяду со щитом, допускается включение в герб до­ полнительных элементов, в частности — ко­ рон (традиционно обозначающих статус об­ ладателя герба), щитодержателей (символи­ ческих фигур людей и животных и т.п., под­ держивающих геральдический щит), их под­ ножия, а также девиза. Допускается соответствующее геральди­ ческим нормам воспроизведение герба в сокращенном виде: в этом случае некоторые из входящих в герб дополнительных элемен­ тов или все дополнительные элементы ис­ ключаются, Сокращенная версия герба упот­ ребляется наравне с полной. Включение в герб дополнительных эле­ ментов допускается только на основании сле­ дующих норм: в гербе Липецкой области имеют право помещать венчающую щит традиционную зе­ мельную корону XVIII века, а также щитодер- жатели с подножием. В герб Липецкой об­ ласти могут вноситься иные традиционные короны, соответствующие историческому ста­ тусу и значению данного региона, в случае официального бытования таких корон в ге­ ральдической традиции данного региона; в герб может также вноситься девиз в виде надписи на ленте, сопровождающей щит. 9. Конкурс проводится с 15 января по 1 марта 1999 года. 10. Конкурсные материалы направляют­ ся по почте в адрес Липецкого областного Совета депутатов — г.Липецк, пл.Ленина-Со- борная, 1, с пометкой на конверте «Комис­ сия по разработке символов Липецкой об­ ласти». На проектах изображения символов необходимо указать фамилию, имя, отчество автора, точный почтовый адрес. 11. Итоги конкурса подводит комиссия после получения заключения Государствен­ ной геральдической службы Российской Фе­ дерации и вносит в областной Совет депута­ тов предложение в установленном порядке о награждении победителей Почетными грамо­ тами Липецкого областного Совета депута­ тов и денежными премиями: за I место — 3 тысячи рублей; за II место — 2 тысячи руб­ лей; за III место — 1 тысяча рублей. МАХОНОВСКОЙ С Р Щ Н Е Й ^ Л К О Д ^ ^ ^ ( ^ Д ^ УРОК ИСТОРИИ ЛЮБВИ ...До начала праздника остались счи­ танные минуты. Переполненный зал сель­ ского ДК гудел, как класс перед уроком. Рядом со мной две одноклассницы, вы­ пускницы 1956 года, вспоминали свои школьные годы. И несколько раз помя­ нули какого-то Василия Ивановича. Я поинтересовался, о ком речь. —Да вот же он, в переднем ряду. Ва­ силь Иваныч Золотарев. Нас учил и де­ тей наших. А вот внукам не повезло. Они —в первый класс, а он —на пенсию. Но все равно — в этой школе ребята станут людьми. И они правы. Скромная махоновская школа была начальной, потом восьмилет­ кой, а пять лет назад получила статус средней. Ее питомцы — почти полсотни офицеров армии и МВД, летчики и гор­ ные инженеры, ученые и руководящие работники, специалисты промышленнос­ ти и — конечно же! — сельского хозяй­ ства, врачи и металлурги. А на юбилее прозвучали не менее убе­ дительные, хотя и не предусмотренные сценарием доказательства, какую роль играет в судьбе махоновцев их школа. На сцену неожиданно вышел крепкий, с офи­ церской выправкой, брюнет. Без букета: — Извините, но я без приглашения. И даже подарка не приготовил. Слиш­ ком поздно узнали мы о празднике, едва успели вот с Сашей, вы помните — с Александром Старковым, теперь он под­ полковник милиции, кандидат наук, пре­ подает в Высшей школе милиции, при­ ехать к началу. Но не приехать — не могли. Василий Иванович, можно я для вас спою?. Вместо подарка... И подполковник милиции, начальник отдела кадров липецкого УВД Николай Кирин сочным баритоном запел: «Каким ты был, таким остался...» Люди, заполнившие ряды, слушали не шелохнувшись. У многих поблески­ вало в глазах. Кто-то потихоньку подпе­ вал. Так воспитывают вот уже сто лет в махоновской школе. Как-то я спросил у Татьяны Ярико­ вой, выпускницы, а теперь директора школы: что она больше всего ценит в сво­ их наставниках? — Душевность. А теперь могу отдать должное и их сплоченности, дружбе. И еще — бескорыстие... —А педагоги нового поколения? — О самих себе трудно говорить. Но стараемся быть та 1 <ими же. Но за нее на юбилейном торжестве сказал замглавы районной администра­ ции Александр Синюков, кстати, в про­ шлом сам учитель, завроно: — Несмотря на тяжелое положение, на задержку зарплаты, здесь, в Махоно- во, педагоги честно делают свое дело. Ни в чем не хочу упрекнуть коллек­ тивы тех школ, что решились на забас­ товки. Но, мне кажется, махоновские педагоги и сегодня оказались в чем-то сильнее многих. Может, это и есть ответ на вопрос, в чем секрет той любви и по­ чему спустя многие годы после послед­ него звонка питомцы хранят такую бла­ годарную память о своих наставниках, о своей школе? Александр АНДРЕЕВ, соб. корр. «ЛГ*. село Махоново, Добровский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz