Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

:а СОБЫТИЕ ПРАВОВАЯ ЖУРНАЛИаИКА и СУДЕБНАЯВЛАСТЬ с 19 по 21 февраля в Москве состоялся съезд Гильдии судебных репортеров. Он собрал более трех десятков журналистов, представля­ ющих самые различные регионы России от Ка­ лининграда до Владивостока и пишущих на пра­ вовые темы. Год назад всех их объединило под свою крышу Агентство судебной информации во главе с известным журналистом Леонидом Никитинским. Нашу область на съезде пред­ ставлял журналист «Липецкой газеты» Андрей Новиков. Появление Агентства судебной информации связано с обязательствами, принятыми Рос­ сией П13И вступлении в Совет Европы. Одно из этих обязательств — доступность правовой, су­ дебной информации для граждан. Однако пер­ воначальный проект, поддержанный Российс­ ким фондом правовых реформ, получил свое развитие. Данная тема оказалась интересной для практикующих юристов, судей, правоохра­ нительных и налоговых органов. Агентство вы­ пускает журнал «Судебные новости. Обозрение», использует интересные материалы корреспон­ дентов из регионов для радио и телепередач. Перед участниками выступили зам. предсе­ дателя Высшего Арбитражного суда А. Арифу­ лин, известные адвокаты Г. Резник и А. Мака­ ров, президент Фонда защиты гласности А. Симонов, В рамках съезда состоялись два круг­ лых стола: «Свобода слова, выборы и уголов­ ная репрессия» и «Правовая журналистика и судебная власть». Необходимость в таком разговоре назрела давно. Количество дел, возбуждаемых в судах против журналистов и СМИ, растет и состав­ ляет сегодня до 3,5 тысячи в год. Об обосно­ ванности таких исков лучше судить на местном примере. В 1998 году в липецких судах был рас­ смотрен 21 иск к СМИ о защите чести и досто­ инства. Из них удовлетворено 5, то есть всего 23 процента. Есть и другая тревожная тенден­ ция — рост исков, возбуждаемых против жур­ налистов по статьям УК РФ «клевета» и «ос­ корбление». «Круглый стол» показал, что жур­ налисты в провинции очень остро переживают реальность уголовной репрессии. После дела Поэгли («Московский комсомолец») все были убеждены, что это будет единичный случай, и никто не ожидал, что данное дело даст толчок широкому применению Уголовного кодекса про­ тив журналистов. Даже невинные высказыва­ ния журналистов стали вызывать ярость мест­ ных чиновников. Если такая тенденция будет продолжена, то под фактическим запретом мо­ гут оказаться и сами жанры литературы, на­ пример памфлет и сатира, некоторые приемы в литературе, например гротеск. А что говорить о шаржах, карикатурах. Есть примеры, когда уголовные дела воз­ буждались по опубликованным в газете колла­ жам. В Удмуртии такую реакцию вызвала пуб­ ликация совершенно невинного коллажа: к изо­ бражению скульптуры Давида был подмонти- рован портрет местного чиновника. Поводом к такому изображению стал реальный факт: это­ го чиновника одна из местных газет объявила победителем конкурса "Идеал мужчины"... В чис­ ле "обиженных" прессой, как правило, минист­ ры, губернаторы, депутаты, крупные чиновники. Участники «круглого стола» пришли к одноз­ начному выводу, что данный вопрос лежит в совершенно иной плоскости и больше касает­ ся культуры власти. Многие люди часто не от­ личают себя от должности, которую занимают, и считают, что чем выше пост — тем большим достоинством они обладают. Таким образом, причина кроется в том, что есть власть и как ощущает себя человек при власти. Подводя итог встречи, участники съезда согласились с тем, что ныне РОССИЯ'имеет плохо разработанное законодательство, которое криминализирует написанное или произнесенное слбво. (Соб. инф.) ЭКОНОМИЧСЕКИЙщит ЕЛЬВЦСЕАЬМА НЕНАДЕЖЕН (Окончание. Начало на 1-й стр.) - Кто же сегодня способен стать надеж­ ным тылом Ельца? Судя по выступлениям с трибуны, экономический щит города весь­ ма ненадежен. Даже такие заводы, как эле­ ментный, СП «Комтез», еще недавно исправ­ но платившие налоги в бюджет, после ав­ густовской встряски из прибыльных пре­ вратились в убыточные. И это при том, что оба они остались единственными в стране производителями источников тока и очко­ вых оправ. И подняться на трибуну директоров обо­ их предприятий подвигло присутствие в зале заместителя председателя Совета Фе­ дерации Олега Королева —человека, близ­ кого к правительству страны. Ельчане поп­ росили его помощи в борьбе против беспре­ дела на государственной таможне, которая, как липку, обдирает отечественных произ­ водителей. На заседании также прозвучали пред­ ложения, за которые надо бы крепко заце­ питься властям и не выпускать из поля зре­ ния. Один из реальных путей пополнения казны —легализация оборота алкогольной продукции. В Ельце эта работа пока еще находится в стадии эмбриона. Стоило толь­ ко милиции накрыть пару подпольных це­ хов и сказать об этом вслух — народ ри­ нулся в фирменные магазины ликероводоч­ ного завода в надежде хотя бы там не на­ рваться на суррогат. Деньги от теневого алкогольного бизне­ са, отмечалось на заседании, лежат на по­ верхности, и на разработку этого источника ельчанам надо бы навалиться всем миром. Как навалиться мощно и на собственную экономику, которая всегда была стержнем Ельца, принося добрую славу городу. Тамара ФЕДОКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». ШИПЁЦКАЯ г а з е т а V Л' л А , / 27 ф евр ал я 1999 и , № 42 (20920) МЕТКИ ОБОЗРЕВА ТЕЛЯ м Д * " НА КАМЧАТКЕ НАЧАЛОСЬ ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА «БЕЗЫМЯННЫЙ» Минувшей ночью на Камчатке началось извержение вулкана «Безымянный». Вул- : канические выбросы достигают высоты 8 километров. Вблизи от вулкана нет насе- : ленных пунктов, поэтому его извержение представляет реальную опасность только : для пролетающих над ним самолетов и : вертолетов. Активность «Безымянного» не стала большой неожиданностью для ; вулканологов и экспертов МЧС, которые : располагали соответствующими сведени- : ями задолго до начала извержения. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ШТАБ I «ОТЕЧЕСТВА» В МОСКВЕ МОЖЕТ ВОЗГЛАВИТЬ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Как заявил журналистам губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, его : з ам е с ти т е л ь Вячеслав Володин м о ж е т : возглавить избирательный штаб движения : «Отечество», поскольку «сегодня в России : нет лучшего технолога выборных кампа - : ний, и умнее тоже нет». По словам Аяцко- : ва, саратовский вице -губернатор по на- : стоятельной просьбе Лужкова не только : во зглавит ш таб , но и в дальнейш ем — : фракцию «Отечества» в Госдуме . «Я не ; . имел права удерживать Володина в Сара- : тове. Таких, как он, Рыжков и Явлинский, : — можно сосчитать по пальцам. Тем бо- : лее это хороший шанс создать в Москве : саратовское «лобби», — отметил Аяцков. БУДЕМ УЧИТЬСЯ У ПУШКИНА... ПОПРОШАЙНИЧАТЬ? ПОЯВЛЕНИЕ ВНУКА СТАЛИНА I В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ НЕ ВЫЗВАЛО БОЛЬШОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РЕЗОНАНСА Председатель «Трудовой России» Вик- ; ' тор Анпилов, лидер Союза офицеров Ста- нислав Терехов и внук Сталина Евгений : , Джугашвили провели в Нижнем Новгоро- $ де пресс-конференцию, посвященную ак - : ^ туальным вопросам политической жизни : I.! страны . Организаторы этой акции были:: ; удивлены, когда обнаружили, что лидеры : л ев о р а д и к а л ь ны х о бъ е д и н е н и й и р о - : дственник «вождя народов» не привлекли : о со бо го внимания н и ж е го р о д ц ев . З а л : Дома культуры им. Свердлова, где прохо- : дила пресс-конференция , был наполови- > ну пуст. Внук Сталина признался журна- ; листам , что со времени своего рождения : в 1936 году и до смерти деда ни разу с : ним не встретился, поскольку Иосиф Вис- : сарионович был «слишком занят». ; В ХОДЕ АКЦИИ «БЕГЛЕЦ» ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА УРАЛЬСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ^ ЗАДЕРЖАЛА 167 ЧЕЛОВЕК Военная прокуратура Уральского окру- га подвела итоги двухдневной акции «Бег- : лец». За это время было задержано 167 военнослужащих, самовольно оставивших :< места прохождения службы. По данным г ' про куратуры , э то т по ка затель один из ?■. 1 самых высоких по стране . Как сообщил : агентству «Аргументы и факты-Новости» ; I помощник.военного прокурора округа Сер ­ гей Чернышев, лучших результатов доби­ лись Тюменский -и Челябинский гарнизо - * ' ны. в Тюмени задержано 39 «беглецов», в Челябинске — 35. ? Стенать по поводу нищен- ски-голодного положения рос­ сийской культуры уже вро­ де как неприлично. Это как в старом анекдоте: «Чего ду­ мать? Трясти надо». И в са­ мом деле —настенались, на­ рыдались, вырвали из голо­ вы все, что в ней оставалось. Пора бы уже что-то и делать. Похоже, все, что у нашей не­ счастной страны сегодня ос­ талось, все, чем она еще мо­ жет гордиться, —это ее куль­ тура. Как сказал солист Боль­ шого театра Николай Циска- ридзе: «Балет —это лучшее, что есть у страны». Пока еще есть. Однако все чаще ситуация в культуре развивается в точ­ ном соответствии с двумя ста­ рыми поговорками; «Кто пла­ тит — тот и заказывает му­ зыку» и «Кто кого поит, тот того и танцует». Если бы пла­ тило, поило и кормило госу­ дарство, то оно бы ставило (или, во всяком случае, до­ лжно было бы ставить) перед собой некие высшие задачи: воспитательные, идеологи­ ческие. А когда платит дядя с толстым кошельком, то он и задачу перед собой ставит одну: сделать этот кошелек еще толще. А как? Только за счет нашего с вами кармана. И в результате оказывается, что липецкая кинофикация благополучно прожила ми­ нувший год только благода­ ря таким фильмам, как «Ар­ магеддон» и «Титаник», что филармония ради выживания вынуждена приглашать по­ пулярные группы, а не ис­ полнителей классики, ну и так далее. Получается за­ мкнутый круг; индустрия культуры старается удовлет­ ворить не слишком высокие массовые вкусы, еще больше понижая уровень этих вку­ сов. Причем «заграница» нам в этом успешно помогает. Недавно прошедший в Роттердаме кинофестиваль — наглядный тому пример. Представленные на нем фильмы повествуют, казалось бы, о самом высоком в жиз­ ни человека — о Любви. Но как повествуют! Газета «Ком­ мерсантъ» дала этому очень точную формулировку: «Ин­ цест и педофилия — лики любви Роттердамского фести­ валя». Массовый зритель ожидает большинство лент в широком прокате с предвку­ шением одного — скандала. И можете быть уверены, он этот скандал получит за те денежки, которые выложит за билеты (или за кассеты). Ну, кому сегодня могут быть интересны сугубо психологи­ ческие аспекты традицион­ ной, гетеросексуальной люб­ ви? Скучно и пресно. Зато после съемок во французс­ ком фильме «Романс» акте­ ры вполне могут претендо­ вать на звание заслуженных порноартистов, благодаря «потокам спермы, заливаю­ щим экран». Ну, ладно, это — «гнилой Запад». Но ведь и российский фильм Ларисы Садиловой «С днем рожде­ ния!» попал на этот фести­ валь «из-за соответствия но­ вейшей моде: снимать роды крупным планом». Так что мы не отстаем. Не спорю, и сегодня у нас снимаются хо­ рошие, серьезные фильмы. Но видим ли мы их в наших кинотеатрах? Обратите вни­ мание на афиши в городе: боевики, комедии, «дети до восемнадцати...». И как пра­ вило — западные ленты. Да и что говорить! Когда я пове­ ла ребенка на фильм «Ба­ рышня-крестьянка» по Пуш­ кину, то, кроме нас, в зале было два человека. Так что — это еще вопрос, кто кого гробит: то ли массовая куль­ тура —нас, то ли мы —под­ линную культуру. Допустим, западная бла­ гополучная в бытовом и ма­ териальном смысле жизнь побуждает людей искать ос­ трых ощущений, шока, эпа­ тажа. Но у нас-то, после на­ шей «шоковой терапии», все­ го этого, казалось бы, хвата­ ет. Ан нет! И нас с каждым днем все больше тянет на скандальчики. Еще в про­ шлом году прекрасный актер Сергей Юрский сказал при­ близительно так: «Ну вот, теперь в связи с юбилеем на­ чнется пушкинская вакхана­ лия». Как в воду смотрел. И вот уже в столице открылись юбилейные экспозиции. Одна из них — «Пушкин и день­ ги» — посвящена тому, как виртуозно умел поэт просить взаймы и оттягивать выпла­ ту долгов. Организатор вы­ ставки Юрий Аввакумов скрупулезно собрал все изре­ чения Пушкина со словом «деньги». Что называется с усердием, достойным лучше­ го применения. Эти изрече­ ния и развешены по стенам галереи. Выдранные с ^сровью,. цитаты из частных писем' поэта воспринимаются как;: клянченье попрошаек из мет­ ро или в электричках. Но организаторов это не смуща­ ет. Напротив, Аввакумов пря­ мо заявляет, что опыт Алек­ сандра Сергеевича может се­ годня пригодиться «профес­ сиональным нищим, менед- жерам-управленцам, госслу­ жащим и многим-многим рос­ сиянам». Такой вот «неизвес­ тный Пушкин». Одновременно столица по­ радовала своих жителей и гостей еще одной юбилейной экспозицией — выставкой лоскутных одеял Ирины Вальдрон по мотивам жизни и творчества поэта под деви­ зом «Риск уои, Дантес!» (тем, кто не знаком с английским, перевести не решусь — мат на газетной полосе все-таки не допустим). Среди шедев­ ров квилтинга — лоскутное покрывало на тему амурных похождений поэта, в котором наглядно отображено, что Пушкин тоже «делал это». Имеется и изображение Александра Сергеевича на смертном одре с надписью «Мне скучно, бес», а также многочисленные половички с именами пушкинских пас­ сий. При всей ветрености и влюбчивости поэта трудно предположить, что он обра­ довался бы, увидев, как об имена его возлюбленных «надменный потомок» выти­ рает ноги. Однако автором экспозиции главная цель до­ стигнута —скандал состоял­ ся. И ведь что симптоматич­ но: об этих эпатажных вы­ ставках центральная пресса написала, а вот о том, что делается к юбилею в регио­ нах, в том числе и в нашем, вряд ли кто-нибудь из жур­ налистов столичных СМИ расскажет. Им это неинте­ ресно. Сообщая о смерти крупнейшего американского филантропа и коллекционера Пола Меллона, эта пресса не удерживается от напомина­ ния о том, что в годы советс­ кой власти Меллону-старше- му из Государственного Эр­ митажа были по дешевке про­ даны несколько шедевров, в чем обвиняется Анастас Ми­ коян. Дескать, Национальная галерея искусств в Вашин­ гтоне обязана Меллону-стар- шему, Меллону-младшему, Анастасу Микояну и Государ­ ственному Эрмитажу. Жур­ налист нашей центральной российской газеты ни словом не упоминает тот факт, что при советской власти Эрми­ таж нормально отапливался, освещался, имел средства на реставрацию и содержание фондов. А сегодня он то и дело оказывается на грани закрытия. Это неинтересно, поскольку скандала из этого уже не сделаешь. По части скандалов мы уже где-то переплюнули За­ пад. Например, там традици­ онно издаются сборники с изречениями, воспоминания­ ми художников, в том числе друг о друге. Причем упор делается на профессиональ­ ные оценки, которые могут быть полезными и грядущим поколениям. Иное дело — у нас. В книге искусствоведа Ларисы Кашук «Художник о художнике» начисто отмета­ ется моральный художничес­ кий кодекс, запрещающий выносить на обозрение широ­ кой общественности хмельной приватный треп — «от умильно-застольного восхва­ ления искусства коллеги по цеху до буйно-кабацкого его охаивания». Но именно это нам и нужно для того, чтобы книга распродалась. Потому в ней приводятся не только респектабельные воспомина­ ния «стариков», но и замеча­ ния «молодняка* типа «ерун­ да», «не знаю такого худож­ ника», «лечить таких надо». Как пишет «Коммерсантъ», и стара и млада роднит «от­ сутствие профессиональной и обоснованной критики*. И опять возникает тот же во­ прос: кто виноват — «дядя», берущийся за издание тако­ го сборника в надежде под­ заработать, или мы, с готов­ ностью клюющие на скан­ дальную рекламу и раскупа­ ющие такую продукцию? И не мы ли, пусть частично, виноваты сегодня в том, что неплохой режиссер Алексей Сахаров и хороший компози­ тор Геннадий Гладков, желая приобщить российского зри­ теля к классике, делают из пьесы Островского «На бой­ ком месте» разухабистый мюзикл с непотребно-прими­ тивными текстами прибау­ ток? Что делать, авторы ду­ мают не только о классике, но и о кассе. А кассу делаем мы. Великолепный журна­ лист Юрий Рост, которому недавно исполнилось 60, на­ писал об одном художнике так: «Его работам нужен живой смотрящий человек не для восхищения или испуга, но для диалога. Для партне­ рства». Сегодня нас все чаще стремятся развлечь, удивить или.,напугать. Поговорить серьезно о серьезных вещах мало кто хочет. Да и готовы ли мы к такому разговору? Есть расхожая фраза: «У американцев вместо глаз два доллара». Похоже, с каждым днем мы все больше при­ ближаемся к этому «образ­ цу». Стремлением подзарабо­ тать на чем угодно нынче ох­ вачены все: от челнока-оди­ ночки до различных минис­ терств. Недавно в нашу об­ ласть на имя главы админис­ трации пришла официальная бумага, в коих сообщается о предстоящем форуме «Ода­ ренные дети — Пушкину». В ней перечислено огромное количество конкурсов, в ко­ торых детки могут принять участие. В том числе —и ин­ струментальный конкурс. Звоню узнать, в чем он за­ ключается, и выясняю, что на первом туре надо сыграть пьесу из «Времен года» Чай­ ковского, а на втором... про­ честь стишок Александра 1 | ^ Сергеевича и подготовитнЩ^ костюм. Пардон, но «Време­ на года* — сугубо фортепи­ анное произведение, а как быть с другими инструмен­ тами? «Не знаю, я не музы­ кант», — отвечает мне теле­ фонная барышня. А с какого бока стихи на инструменталь­ ном конкурсе? Ответ все тот же. В итоге приходится при­ знать, что халтура и профана­ ция процветают даже на уровне министерств, в том числе культуры, где данная бумага подписана. А ведь в ней губернатору предлагает­ ся принять участие, так ска­ зать, в соучредительстве, а проще говоря — помочь деньгами. Да и с самих кон­ курсантов наверняка возьмут регистрационный взнос. И все это за ширмой юбилея поэта. Что говорить, минис­ терским чиновникам тожЛЪ хочется кушать, отчитать(Щ|г и не хочется напрягаться. Халтура и эпатаж — две -- стороны одной медали, кото­ рую бы следовало присуж­ дать за достижения в деле вырождения. Девиз этого «дела* совсем недавно сфор­ мулирован скандально извес­ тным автором «Сатанинских стихов» Салманом Рушди: «Что такое свобода выраже­ ния? Без свободы оскорбле­ ния она перестает существо­ вать». Но оскорбляют, как известно, тех, кто позволяет это делать. Вернувшись со Всероссийского праздника танца, руководитель липец­ кого ансамбля «Раздолье» Валерий Шелякин расска­ зал, что во Владимире перед зданием филармонии прохо­ дят демонстрации с плаката­ ми и транспарантами, — люди протестуют против гас­ тролей Бориса Моисеева, не­ устанно подчеркивающего на концертах своюнетрадицион­ нуюполовую ориентацию. На транспарантах было написа­ но: «Вон из нашего края!» и «Не развращай нашу моло­ дежь!» Значит, мы все-таки можем защищать свою куль­ туру? Если захотим... Елена БРЕДИС. тая Пушкина Рубрику ведет Владислав ЗОРИН «ИТАК, Я ЖИЛ ТОГДА В ОДЕССЕ...» Было это в 23-24 гг. прошлого столе­ тия. Через век Одесса подарит отечествен­ ной литературе Бабеля, Олешу, Паустов­ ского, Ильфа, Петрова, Багрицкого — це­ лую обойму первоклассных писателей. Горький поработает грузчиком в одесском порту, Куприн выдаст «Гамбринуса», Бу­ нин здесь будет читать свои стихи автору еще не написанной повести «Белеет па­ рус одинокий...» Леонид Утесов пошутит, что Пушкин оставил в городе поэтические флюиды. Веселый южный город приютит актеров, певцов, художников. Но это бу­ дет все потом... Пока же граф Воронцов в своих реля­ циях настоятельно просит: «... уберите же от меня этого несносного Пушкина». Поэт не ужился с графом, обозвав его «ванда­ лом, придворным хамом и мелким эгоис­ том...» Пока участь Александра Сергеевича ре­ шалась в северной столице, он писал но­ вые строфы «Евгения Онегина»: «Одессу звучными стихами наш другТуманский опи­ сал...» Тот же Туманский потом скажет, что Пушкин своими стихами о черноморском городе выдал Одессе «грамоту на бес­ смертие!» Многие места в городе связаны с его именем. Он слушал итальянские оперы в знаменитом тогда, да и сейчас. Театре оперы и балета: Но вот темнеет вечер синий, Пора нам в Оперу скорей; Где упоительный Россини, Европы баловень — Орфей. В Красном переулке сохранился домик, где собирались греческие патриоты, с мно­ гими из которых Пушкин был знаком. Дом, в котором он жил, был разрушен фашис­ тской бомбой, но после войны восстанов­ лен и отдан под краеведческий музей с пуш­ кинским отделом. Одесситы свято бере­ гут и тополь Поэта в городском саду. «...Итак, я жил тогда в Одессе». В те времена обильные дожди затапливали ули­ цы города. «Лишь на ходулях пешеход по улице дерзает вброд». Но уж дробит каменья молот, И скоро звонкой мостовой Покроется спасенный город. Как будто кованой броней. Однако в сей Одессе влажной Еще есть недостаток важный; Чего б вы думали? — воды. Потребны тяжкие труды... Что ж? Это небольшое горе. Особенно, когда вино Без пошлины привезено. Но солнце южное, но море... Чего вам более, друзья? Благословенные края! В «благословенных краях» была спус­ тя много лет после «Одессеи» Александра Сергеевича писательская дача —Дом твор­ чества. Время от времени мы по одноко­ лейке на ленивом трамвайчике, остроумно прозванном одесситами «Жди меня!», со­ вершали «набеги» на город. Загрузили как- то в сумку холодного пива «Дипломат» и отправились на Приморский бульвар про­ ведать Пушкина, Бронзовый бюст поэта возвышается на гранитном пьедестале, с четырех сторон которого бьют фонтанчи­ ки, словно олицетворяя вечно живую поэ­ зию. Надпись проста: «А. С. Пушкину — граждане Одессы». Памятник открыли 16- го апреля 1888 году. Мы уселись на пара­ пете под платаном с таким расчетом, что­ бы водяная пыль от фонтанов попадала на нас, и открыли бутылки... То ли этикетки редкого пива, то ли наше громкое чтение эпиграмм Александра Сер­ геевича привлекло внимание пожилого че­ ловека с орденскими планками на чесучо­ вом пиджаке. Мы разговорились. Оказа­ лось, что он участник обороны города и каждый год приезжает из Киева сюда под­ лечиться и походить по памятным местам своей боевой молодости. — Видите выбоины-оспинки на пьедес­ тале Пушкина? Пули врага шлепались о гранит, а в бюст ни одна не влетела, про­ носила их какая-то невидимая сила мимо. Воевал молодой солдат на «НИ». — Съездите в Ильичевск, увидите это чудо боевой техники на пьедестале! ... Город был блокирован врагом стрех сторон, приходилось надеяться только на собственные силы. Вот тогда-то рабочие заводов и придумали одевать броней обыкновенные мирные трактора и осна­ щать их пулеметами. С присущим городу юмором «танк» назвали: «На Испуг!» — «НИ». Немцы, видя это непонятное чудови­ ще, докладывали: «У русских появилось но­ вое оружие». «НИ» не только наводил па­ нику, но и успешно крушил наседавшего на город врага. — Мстили мы и за нашего Пушкина! — кивнул на памятник старый солдат. Я мстил за Пушкина под Перекопом, Я Пушкина через Урал пронес, Я с Пушкиным шатался по окопам. Покрытый вшами, голоден и бос... Это — о гражданской войне. Стихи на­ писаны Эдуардом Багрицким в 1924 году. ФУТБОЛ Когда накатывались приступы астмы, Баг­ рицкий вслух начинал читать Пушкина и ут­ верждал, что это самое лучшее лекарство. Пушкинский цикл Багрицкого навеян одесской ссылкой Александра Сергеевича, В стихах переплетаются тяготы начала 20- го века: война, разруха, снова походы, сно­ ва безмерные лишения мирного времени. И тут же строки о Пушкине. Багрицкий во­ шел в поэзию мощным южным, как черно­ морский гул прибоя, голосом. Приведу фраг­ менты его стихов 1929 года об Одессе. Клыкастый месяц вылез на востоке. Над соснами и костяками скал... Здесь он стоял... Здесь рвался плащ широкий. Здесь Байрона он нараспев читал... Здесь в дымном голубином оперенье И ночь и море стлались перед ним... Как летний дождь приходит вдохновенье. Пройдет над морем и уйдет, как дым... И с той поры, кто бродит берегами Средь низких лодок и пустых песков. Тот слышит кровью, сердцем и глазами Раскат и россыпь пушкинских стихов. И мне, мечтателю, доныне любы: Тяжелых волн рифмованный поход, И негритянские сухие губы, И скулы, выдвинутые вперед... Тебя среди воинственного гула Я проносил в тревогах и боях. «Твоя, твоя!» — мне пела Мариула Перед костром в покинутых шатрах... О, этот зной! Как изнывает тело, — Над Бессарабией звенит жара... Поэт походного политотдела. Ты с нами отдыхаешь у костра... Довольно бреда... Только волны тают, Москва шумит, походов нет как нет... Но я благоговейно подымаю Уроненный тобою пистолет... На сниляке: дом в Одессе, где жил А. С. Пушкин. ------------------------------ ХОККЕЙ —, НА КИПР «МЕТАЛЛУРГ» ВСЕ-ТАКИ ПОЛЕТЕЛ Ждать и догонять — хуже не придумаешь. Тем более когда ожидаемое — расплывчато. После нескольких недель неизвестности дальнейшей судьбы своей любимой команды болельщики стали раздражительны. Пишут письма по всем инстанциям, звонят. Жалобы, прошения, недовольство. Вряд ли из-за неопределенности с подготовкой к сезону, из-за сбоев со сборами чувствуют себя уютно и игроки. И приглашен­ ные, и сами себя предлагающие для просмотра. А ведь еще и догонять придется. Время до начала сезона подтаивает, вместе со снегом. И надо успеть и потрениро­ ваться индивидуально, и наиграться вместе с партнерами, поскольку многие знакомы друг с другом понаслышке. 25 февраля на Кипр, где планировался второй сбор, коман­ да традиционно не улетела. Возможно, поэтому в этот день руководители футбольного клуба провели экстренную пресс- конференцию. Дабы внести ясность. Пора. В первый день второго месяца весны стартует чемпионат. И это — не пер­ воапрельская шутка. Как выяснилось из беседы с генераль­ ным директором ФК Юрием Шишловым, на сборы команда все-таки улетает. 27 февраля, то есть сегодня. Причины двухдневной задержки покажутся банальньши, но они су­ ществуют. Возникли трудности с... покупкой билетов. Ока­ зывается, любая 0) команда первого дивизиона ниже Кипра ныне «не опускается». Именно там, за рубежом, есть воз­ можность отыскать более-менее равного соперника, поиграть на чудесных газонах. В Сочи предсезонку проводят клубы без замашек, низших дивизионов. К тому же, судя по сооб­ щениям метео-ТУ, приходится им тренироваться в грязи. Так вот, липецкой команде попасть на Кипр помогли дру­ жеские связи. Договорились с раменским «Сатурном», кото­ рый отправляется сегодня чартерным рейсом на свой уже третий(!) сбор и согласился прихватить в самолет игроков и тренеров «]Иеталлурга*. На Кипре наша команда пробудет до 10 марта. Сборы — недолги. Но, как считает Шишлов, их хватит для полноценных тренировок и трех товарищеских матчей. Кстати, на этот раз главный тренер «]\1еталлурга» берет с собой и тренера легкоатлетов Сергея Фролова, кото­ рый поможет форсировать физподготовку. Ждет липецкую команду и Сочи. Здесь «Металлург» пла­ нирует участие в микротурнире команд первого (а может, и выше) дивизиона. Пробудут там наши футболисты до стар­ тового матча чемпионата. Играть придется, скорее всего, в Краснодаре, поскольку наш соперник — астраханский «Во­ лгарь» — поля с подогревом не имеет и первые две домаш­ ние игры проведет на выезде. 17 марта от футбольных клубов должны поступить пред­ варительные заявки, где будут значиться как минимум один­ надцать фамилий игроков. А 23 марта в РФС отправятся окон­ чательные варианты составов. Кто же претендует на место в заветном списке и отпра­ вился на вторые сборы? По последним данным руководите­ лей футбольного клуба, на Кипр улетели вратари Мананни- ков и Чиненов, полевые игроки Куксов, Быстров, Кириллов, Пещеров, Мязин, Пацко, Ремезов, Машнин, Киримов, Куз- ка, Бойцан, Майоров (кстати, игрок сборной Белорусии), Ос­ колков, Егоров, Шубин, Чуйченко, Богатырь (два последних —нападающие с Украины). Возможно, к ним присоединятся и другие футболисты, уже тренирующиеся на Кипре с дру­ гими коллективами. Расширится состав на сборах в Сочи. Подъедут Топчиев из Нальчика, тамбовчанин Гаврилов, земляки Вагазов, Шер­ шнев. Под бдительным вниманием и другие воспитанники липецкого футбола. О том, как будут разворачиваться события на Кипре, мы сможем регулярно оповещать болельщиков — читателей «ЛГ», поскольку исполнительный директор Игорь Лысенко будет поддерживать связь с нашими журналистами. Владимир КУРГАННИКОВ. ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД НА 27 ФЕВРАЛЯ 1. Металлург Мг 38 31 5 2 163-72 67 2. Металлург Нк 39 30 2 7 121-56 62 3. Динамо 38 24 10 4 115-56 58 4. Авангард 38 25 6 7 110-67 56 5. Торпедо 38 25 4 9 92-50 54 6. Лада 38 18 10 10 110-78 46 7. Ак Барс 38 18 9 11 95-66 45 8. Салават Юлаев 39 14 11 14 93-105 39 9. Молот-Прикамье 38 15 8 15 106-94 38 10. Амур 38 15 5 18 80-93 35 11. ЦСКА 39 12 9 18 83-81 33 12. Северсталь 38 13 7 18 91-103 33 13. ХК Липецк 38 12 9 17 79 -1 1 1 33 14. Крылья Советов 38 11 10 17 73-99 32 15. ЦСК ВВС 38 15 1 22 77-107 31 16. Нефтехимик 38 10 11 17 94-65 31 17. Мечел 39 11 9 19 89-113 31 18. СКА 38 9 12 17 87-96 30 19. Спартак 38 13 3 22 76-96 29 20. Трактор 38 12 5 21 71-109 29 21. Химик 38 7 2 29 61-129 16 22. Рубин 38 4 4 30 78-153 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz