Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

ШИПБЦКАЯ г а з е т а 2 6 ф е в р а л я 1 9 9 9 г . , № 4 0 - 4 1 ( 2 0 9 1 8 ^ 2 0 9 1 9 ) ТАНЦЕВАТЬ ХОРОШО И Н А ... КРЫШЕ фестиваль подобного уровня обратил на себя внимание уважаемых городских и об­ ластных властей. Статус ре­ гионального «Танцы на кры­ ше» имеют давно, но уже в прошлые годы специалисты из Воронежа оценивали их уровень как вполне достой­ ный международного. К со­ жалению, отсутствие средств не позволяет нам во­ плотить столь заманчивую идею в жизнь. Опираться только на меценатов также невозможно, да и с мецена­ тами в Липецке, прямо ска­ жем, туговато. И все же, несмотря на все трудности, 27 и 28 февраля 1999 года фестиваль состоит­ ся. Ищем поддержку, наде­ емся на любовь публики, ждем участников. Приходи­ те! Андрей КВОН, директор ДКТ, директор фестиваля «Танцы на крыше-99». КУЛЬТУРА ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ к то ВЕРИТ В ЧУДО? Конец февраля во Дворце культуры тракторостроите­ лей — традиционное время супер-фестиваля «Танцы на крыше». Он будет состоять из двух отдельных про­ грамм. Основная — отбороч­ ный тур конкурса Рязанско­ го ТВ «Черный кот», вклю­ чающий в себя номинации рок-н-ролл (ансамблевый), слоу, клубный танец и совсем новую —фолк. В пятый раз пройдет кон­ курс профессиональных ба­ летмейстеров «Данс-ди- зайн». Это, можно сказать, уникальный, не имеющий аналогов в России проект, подразумевающий неожидан­ ные, вплоть до новаторских номера. Здесь всесторонне оценивается работа постанов­ щика: его талант, умение по- своему использовать самые современные достижения танца, рост профессионально­ го мастерства. Наконец, сце­ на ДКТ охотно предоставля­ ется композициям, которые из-за сложности или авангар- дности остаются невостребо­ ванными в каком-либо ином месте. В этом году конкурс впер­ вые будет оцениваться авто­ ритетным жюри из Москвы и впервые же состоится «Мастер-класс» по современ­ ному эстрадному танцу. По­ мимо липчан, ожидаются участники из Воронежа, Ка­ луги, Тамбова, Новомосковс­ ка, Рязани и некоторых дру­ гих городов. Планируется соответствующая арт-экспо- зиция. Ну и конечно, чтобы фес­ тиваль получился достой­ ным, потребуются значитель­ ные затраты. В прошлом году с большими трудностя­ ми и маленьким числом по­ мощников наш оргкомитет решил эту задачу самостоя­ тельно. В сегодняшней ситу­ ации такой исход проблема­ тичен. Хотелось бы, чтобы В в шв и АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМЕНИ Л .Н . ТОЛСТОГО ИДУТ ПРЕМЬЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «КУКОЛЬНОГО ДОМА» ПО ПЬЕСЕ ГЕНРИКА ИБСЕНА МУЗЫКАЛЬНОЕ «ЦАРаВО» НА ТРИ ЧАСА КОННЕРТНАЯжи з н ь Едва ли не самую масштабную в рамках своей деятельности программу представил на днях Липецкий муниципальный оркестр на­ родных инструментов. Его руководитель Олег Федянин и прежде привлекал достойных ис­ полнителей. Но на сей раз это было целое со­ цветие «звезд», начиная с известных липец­ ких баянистов —солистов филармонии и кон­ чая гостями из Воронежа — ансамблем «Во­ ронежские девчата» вместе с их руководите­ лем композитором, народным артистом Рос­ сии, профессором Юрием Романовым, сочине­ ниям которого и был посвящен концерт —по сути, его авторский вечер. Новые интересные произведения, высоко­ классные коллективы и солисты, яркие кос­ тюмы «Воронежских девчат», ненавязчивый и всегда уместный конферанс Аллы Загвоз- дкиной — все это на протяжении трех часов приковывало внимание слушателей, создав ощущение праздника народной музыки. Твор­ чество Ю. Романова целиком лежит именно здесь: обработки народных песен и собствен­ ные песни, произведения с цитированием фоль­ клора или в его духе. Интересны крупные жанры — особенно оркестровая сюита «В не­ котором царстве» (с использованием пушкин­ ских сказочных сюжетов) —и инструменталь­ ная музыка — блестяще исполненные «Три городские песни» для балалайки и баяна, «Во­ ронежские наигрыши», «Кавказское скерцо». Все произведения Ю. Романова отличает особый творческий почерк, который, безуслов­ но, внес новую краску в исполнительскую палитру нашего оркестра. Кстати, авторс­ кие вечера композитора проходили в ряде городов России, и там к исполнению произ­ ведений привлекались только местные силы. Липчане же благодаря соседству с центром Черноземья выгодно отличились, что и было по достоинству оценено — вечер прошел с большим успехом. Не обошлось, однако, без накладок — увы, недостаток профессионалов-звукоре- жиссеров отрицательно сказывается на мно­ гих наших концертах. И здесь, где для ди­ рижера и вокального ансамбля и без того была сложная сценическая ситуация (они на­ ходились спиной друг к другу), серьезные просчеты в звукорежиссуре поставили ис­ полнителей почти в экстремальные условия, из которых они вышли с честью — не толь­ ко бывалые «Девчата», но и наш молодой коллектив. Конечно, для липецкого оркестра наро­ дных инструментов и его дирижера сотруд­ ничество с прославленными музыкантами — настоящая школа, большой творческий опыт. Рост коллектива налицо, что отмети­ ли все присутствовавшие на концерте мас­ тера —учитель О. Федянина, профессор Ю. Филатов, «герой» вечера Ю. Романов и их коллеги по Воронежской академии искусств. Елена БОЙКОВА, музыковед. Первое, естественно, поверхностное впечатле­ ние от оформления спек­ такля — цирк! Подвиж­ ный круг сцены огоро­ жен металлическим барьерчиком: артисты в его пределах и зрители за ним четко знают свое место. Над трехгранной остроконечной узорча­ той конструкцией в цен­ тре круга свисает полот­ няный купол — точно в иллюзионных аттракци­ онах, когда он спускает­ ся, и под ним мгновенно происходит чудо исчез­ новения-появления. Зву­ чат фанфары, выходят Нора и ряженые — па­ рад-алле для почтенной публики. Весь мир — театр, сказал классик. Что ж, а разве театр — не цирк, не балаган, не шутовство, не притвор­ ство? Нет, постановщик «Норы» народный ар­ тист России Владимир Пахомов и заслуженные художники России Оль­ га Твардовская, Влади­ мир Макушенко отнюдь не пытаются извлечь из пьесы норвежского дра­ матурга Генрика Ибсена «цирковое начало». Оформление всего лишь лаконично, условно и сугубо функционально в том смысле, что оно ми­ нимумом деталей обоз­ начает и организует сце­ ническое пространство. В четырех местах барь­ ерчик разомкнут. Но не ради, опять же, цирко­ вых аналогий — сцена разомкнута,, чтобы туда входили и оттуда выхо­ дили персонажи драмы. Только заглавная герои­ ня почти не покидает места действия, а когда в финале все же уходит —так насовсем. Тб есть Нора — центр, смысл, средоточие «Кукольного дома». Остальные — словно стекаются к ней, «обтекают» ее; они сме­ няют друг друга; Нору же сменить, заменить, по сути, некем. Спектакль идет в ка­ мерных условиях, о ко­ торых принято говорить •— «малая сцена». Раз малая, то непременно встает вопрос, насколь­ ко постановка нетради­ ционна, авангардна, па­ радоксальна и прочее (иначе зачем нормаль­ ное, хрестоматийно­ классическое произведение переводить в иной театраль­ ный «регистр»?) По идее, эк­ сперимент в искусстве — да и не только там — находит свое логически-абсурдное оп­ равдание, выраженное в сло­ вах «с ног на голову». Ска­ жем, когда дебильный меща­ нин Журден становится ми­ лым, славным, зазря обижа­ емым малым (а дворяне и прочие, разумеется, — сво­ рой паразитов). Или когда Гамлета низводят до оттал­ кивающего антигероя. Оба примера взяты из давней или нынешней театральной прак­ тики, и они не единичны. В. Пахомов ничего не пе­ реворачивает, он сохраняет приверженность психологи­ ческой достоверности и глу­ бине, хотя и явно обостряет какие-то моменты, в частнос­ ти, и благодаря сценографии. В начальной ремарке пьесы на треть книжной страницы описывается декорация «Норы». Спектакль этой об­ стоятельности и детальной материальности лишен на­ прочь. Хотя наличие основ­ ного «вещественного» обра­ за как будто бы предлагает уже само его название —«Ку­ кольный дом». Так где он, дом, на малой сцене? Есть ли он? Все-таки — есть! Образ дома воплощен в Норе, какой ее играет народная артистка России Ольга Овчинникова. Прежде всего, через герои­ ню воспринимается течение жизни в доме, перемены, фа­ тально происходящие в нем. Удивительно ли, что актри­ са являет нам, по существу, нескольких разных Нор? Нора — упоенно инфантиль­ ное, порхающее, кокетливое существо — в начале перво­ го действия (Рождество, по­ дарки, новая завидная до­ лжность мужа). Нора — без­ надежно поникшая, оказав­ шись перед угрозой разобла­ чения ее подлога, женщина... Наконец, Нора, с редкостно спокойной, сосредоточенной решимостью объявляющая о намерении покинуть дом, семью, где у нее, как выяс­ няется, было только вообра­ жаемое счастье и благополу­ чие. Но одновременно, в ито­ ге, О. Овчинникова демон­ стрирует цельность своей ге­ роини как упорной, упрямой «строительницы» этого само­ го счастья, лишь напоследок находящей в себе силы осоз­ нать, сколь велика плата за него. Ладно, муж, которого Нора больше не любит. Но ее дети? Трое детей? Каково им будет без матери, каково ей будет без них? Нет ли здесь в пьесе, в образе Норы, не­ коего изъяна с точки зрения обыденной добропорядочнос­ ти и морали? Наверное, есть. Но во многом как раз пото­ му-то «Кукольный дом» се­ годня и интересен. Да, по- житейски решение Норы до­ стойно осуждения. Ей долж­ но остаться в доме, терпеть, находиться рядом с детьми и т.д. Но она делает иной вы­ бор. Происходящее в спектак­ ле — далеко не условно, его создатели всерьез увлекают зрителя за собой. Театр и на сей раз достойно выпо.лняет возложенную на него мис­ сию, предлагая «спорную» позицию Норы — как нешу­ точный повод для размышле­ ний при театральном разъез­ де. «Кукольный дом» сейчас любопытен еще и определен­ ной наивностью — то ли ав­ тора, то ли выведенных им персонажей (а точнее —всех вместе). Когда классика на­ прямую соотносится с сегод­ няшним днем — это впечат­ ляет. Но есть и иной вариант. Когда классика будто смот­ рит на наше время из своего далека, дистанцируясь. И это, оказывается, как пока­ зывает наш спектакль по Ибсену, не менее примеча­ тельно и поучительно. По-моему, главная притя­ гательность сегодня «Ку­ кольного дома» состоит в том, что его герои отличаются нечастой ныне щепетиль­ ностью нравственных при­ нципов, понятий. Герои Иб­ сена очень прямо-таки педан­ тичны, например, в вопросе взаимоотношения поколений. По их убеждению, отец обя­ зан отвечать за сына, вообще родители —за детей. Прови­ нившаяся Нора ни в коем случае не может продолжать воспитывать своих малюток, поскольку наследственность — великая вещь. Хельмер, муж Норы: «Почти все рано сбившиеся с пути люди име­ ли лживых матерей». Зву­ чит, согласитесь, старомод­ но. Какие такие пороки име­ ли или имеют многие роди­ тели теперешних юных на­ ркоманов? Да, мир Ибсена иной, нежели наш. Но, с дру­ гой стороны, не настолько, чтобы признать его превра­ тившейся в пыль Галактикой. Одна из основных тем спек­ такля, которую схематично можно определить как необ­ ходимость упорной, жесткой борьбы за существование, именно теперь на редкость актуальна. Непреклонен в своем шантаже Норы (та под­ делала подпись покойного отца в долговом обязательст­ ве) частный поверенный Крогстад —заслуженный ар­ тист России Юрий Ильин. Непреклонен — ибо спасает себя. У него — подмоченная . ОБЯЗАНЫПОМНИТЬ!. ОНИ пложолии НАЧАЛОБОРЬБЕ ЗАДЕМОКРАТИЧЕСКИЕСВОБОДЫВРОССИИ (К 120-ЛЕТИЮ ЛИПЕЦКОГО СЪЕЗДА НАРОДНИКОВ) Летом этого года исполняется 120 лет, как в Липецке состоялся известный съезд группы «землевольцев», принявших решение начать организованную борьбу с само­ державным правительством России. Как бы мы ни относились сейчас к тем или иным революционным движениям и их деятелям, событие, произошедшее в Липецке л е ­ том 1879 года, имело всероссийское значение и отразилось на исторических судь­ бах страны. Поэтому оно заслуживает того, чтобы быть отмеченным. Липчанам известно, что в честь этого съез­ да в Нижнем парке, в конце аллеи, выходив­ шей когда-то к берегу Петровского пруда, в конце 70-х годов был поставлен памятник. Из­ вестно также, что сегодня он находится в край­ не неприглядном состоянии. Памятник разру­ шается и может превратиться в руины, кото­ рые станут укором тем, кто его поставил и обя­ зан отвечать за его сохранность. Памятник тре­ бует не только восстановления, но и некоторой переделки или, если угодно, — модернизации. В печати уже отмечалось, что надпись на па­ мятнике искажает событие, в честь которого он поставлен. Она гласит: «В июне 1879 года здесь проходил Липецкий съезд народовольцев». Дей­ ствительно, «история» и «география» Липецко­ го съезда не соответствуют этой надписи. В наш город прибыли не народовольцы, как написано на памятнике, которых еще в то время не было, а группа землевольцев, решивших начать по­ литическую борьбу с правительством и самим царем. Да и основные (главные) заседания съез­ да проходили не в Нижнем парке, где стоит памятник, и вообще не в черте города того вре­ мени, а в одной из загородных рощ, располо­ женных на левом берегу р. Воронеж, ниже по течению. Поэтому слово «здесь» должно быть исключено из надписи на памятнике. Если же считать, что памятник отмечает со­ бытие, которое произошло в Липецке 120 лет назад, то надо указать фамилии всех 11 чело­ век, участвовавших в работе съезда (на памят­ нике, как известно, указаны только 9). Тогда это будет памятник историческому событию, по­ ложившему начало политической борьбе с са­ модержавием за демократические свободы в Рос­ сии. Если же считать, что памятник ставится за героические поступки людей, их преданность делу, самоотверженность, способность отдать жизнь за идеал, которому они служат, то тогда надо оставить фамилии только 9 человек. Ибо Л.А. Тихомиров (не включенный в список) не только впоследствии отошел от революционно­ го и вообще освободительного движения, но и перешел на сторону самодержавия, став его за­ щитником и идеологом. Что касается Г.Д. Голь- денберга (фамилия которого также отсутствует), то, хотя его нельзя обвинить в сознате.дьном ого­ воре своих товарищей, тем не менее объективно он нанес большой ущерб и народовольцам, и чер- нопередельцам. Кстати, расследование летом 1880 г. обстоятельств Липецкого съезда прово­ дилось на основе показаний Гольденберга. По- это­ му памятника он также вряд ли заслуживает. Мне, однако, представляется, что мы должны следовать первому варианту, а именно: монумент отмечает событие всероссийского значения, имев­ шее место в нашем городе. Тогда надпись на нем должна быть приблизительно такой: «В память о Липецком съезде землевольцев-политиков, состо­ явшемся в июне 1879 года и положившем начало борьбе за демократические свободы в России». Это будет и верно, и современно. Важно иметь в виду, что средство, которое они при этом избрали — террор — оказалось в значительной степени вы­ нужденным и зависящим не только от них. Мы отдаем им должное не за террор, а за стремление соединить политическую борьбу с народным дви­ жением, которое до того времени оставалось всег­ да стихийным, анархическим, бунтарским и о ко­ тором А. С. Пушкин говорил: «Избави нас бог от русского бунта, бессмысленного и беспорядочно­ го!» В своих многочисленных заявлениях на суде, обращениях к европейской и американской общес­ твенности народовольцы подчеркивали, что при­ бегают к террору только вследствие отсутствия в России политических свобод и гарантий прав лич­ ности и что с их установлением они решительно от него откажутся. Так, например, когда в США был убит президент Д. Гарфильд (а это произош­ ло в год казни народовольцами Александра II), исполнительный комитет «Народной воли» выра­ зил свое глубокое соболезнование американско­ му народу и, высказав свой протест против на­ сильственных действий, заявил, что в стране с конституционными правами «политическое убий­ ство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в Рос­ сии мы ставим своей задачей». Этим террор наро­ довольцев принципиально отличался от современ­ ного терроризма, существующего в правовых го­ сударствах. К сказанному нужно добавить, что совсем не обязательно восстанавливать памятник на прежнем месте. Целесообразней, как мне кажется, его пере­ нести или, возможно, построить заново в каком- нибудь людном месте Нижнего парка. При этом все, что касается архитектурного, барельефного и иного оформления памятника, следует сделать от­ крыто, на конкурсной основе при широком опове­ щении общественности, чтобы не попасть в очеред­ ной конфуз, как это, к сожалению, не раз бывало в Липецке, и не повторить те ошибки и просчеты, которые до сих пор волнуют жителей города. И помнить, что завершить работы надо к середине июня 1999 г. Александр БЕРЕЖАНСКИЙ, заведующий Домом-музеем В. Плеханова, г. Липецк. К СВЕТУ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ По благословению Высокопреосвященного Мефодия — Митрополита Воронежского и Липецкого —с декабря прошлого года возобновились регулярные богослужения в Древне-Успенской церкви, бывшей Поройской Пустыни. Ведет службу о. Алексей, были уже в церкви и венчания. Иными словами, храм живет напряженной духовной жизнью, обращая нас, заблудших, к свету христианской веры. Эта церковь — одна из самых древних в Липецке. Построена в конце XVII — начале XVIII веков и как памятник архитектуры ох­ ранялась государством, о чем говорит таблич- репутация, и удержаться за место в банке, которым при­ шел руководить Хельмер, — единственный шанс Крогста- да на пристойную жизнь. Иной аспект жизнестой­ кости демонстрирует фру Линне. Она обращается к Норе —давней подруге с про­ сьбой о работе. Народной ар­ тистке России Светлане Пог­ ребняк удается исподволь показать, что фру Линне, в силу вышеуказанной нрав­ ственной щепетильности, оби­ жена судьбой лишь постоль- ку-поскольку. Бедная знако­ мая Норы оказывается дея­ тельной, стойкой натурой и становится для четы Хель­ мер чуть ли не добрым анге­ лом. Приверженность Норе демонстрирует и доктор Ранк — Виктор Соболев, един­ ственный в спектакле с не­ пременными приметами скандинава — бородкой и трубкой во рту. В. Соболев весьма располагающе (для зрителей) и убедительно по­ казывает непринужденное бесстрашие доктора перед лицом скорой смерти и его неожиданную отзывчивость на любое возможное пожела­ ние Норы. До поры до времени слов­ но держится в тени героини, слегка пеняя и вместе с тем подыгрывая ей, белочке и милочке, адвокат Хельмер — заслуженный артист России Владимир Кравченко. Зато в кульминационный момент драмы актер дает волю свое­ му персонажу, узнавшему о подделке документа женой. Прежде улыбчивый, мягкий, адвокат преображается: в миг, после маскарадного ве­ чера с изрядным возлияни­ ем, трезвеет, негодует, рас- ^ паляется, брызжет слюной. ' Но столь ли уж отталкивает адвокат в трактовке В. Крав­ ченко? Думается, нет. Он разве что одномерен и озабо­ чен исключительно тем, как история с поддельной под­ писью жены скажется на его карьере. И это не столько его вина, сколько беда. Когда же от Крогстада приходит кон­ верт со злополучным долго­ вым обязательством, Хель­ мер так же мгновенно преоб­ ражается противоположным образом. Вопрос для него ис­ черпан. Последние слова Норы — о так и не совершившемся чуде брака, в который не пе­ реросло ее восьмилетнее со­ жительство с Хельмером. Последние слова Хельмера вслед за ремаркой «луч на­ дежды озаряет его лицо»: «Но чудо — из чудес?!» Ге­ рои •— это надо же быть та­ кими благородно-щепетиль­ ными! — говорят о чудесах из области семейной жизни. Для нас, современных, скеп­ тичных, да что там — неред­ ко циничных, —это и вправ­ ду цирк, да и только! Но по- размышлишь и становится горько за нас, за наше в 1 )е- мя, для которого, используя казенный слог, институт бра­ ка порой напоминает разве что среднюю школу для тро­ ечников. Ничего иного даже самые романтичные люди от него, похоже, не ждут. Мы больше не верим в чудеса. И, может быть, это одна из са­ мых обидных, невосполни­ мых и обедняющих нас ут­ рат? Константин КЛЮТКИН. На снимке: О. Овчинни­ кова в спектакле «Куколь­ ный дом». Фото Александра КОЗИНА. РЕЛИКВИИ ка, укрепленная на ее воротах. Уже сама эта табличка —свидетельство нашего беспамят­ ства. Мы забыли о том, что храм — это не только памятник архитектуры, но нечто боль­ шее. Он столетиями был твердыней и убе­ жищем для наших предков. Как икона не предмет искусства, так и храм не «культурное сооружение» — в нем сосредоточение духовности народа. В храмах отпевали, крестили и венчали наших пращу­ ров, и уже по одному этому они святыни. А мы в этой святыне в свое время разместили музей металла. И слава Богу, что сейчас храм воскрес в своей прежней ипостаси, соединив времена минувшие и нынешние в одно целое. Художники из мужского и женского мо­ настырей г. Задонска ведут сейчас роспись помещений храма, сантиметр за сантиметром восстанавливая его былую красоту. В основу росписи положены прекрасные фрески рус­ ских монастырей на горе Афон, что в Гре­ ции. Создан «Фонд восстановления Древне- Успенского храма», куда могут внести свои пожертвования все те, кому дорога наша ис­ тория и свет истины Христовой. Александр СУТОРМИН. Фото Евгения САМОХВАЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz