Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ШИПБЦКАЯ г а з е т а 2 6 ф е в р а л я 1 9 9 9 г . , № 4 0 - 4 1 ( 2 0 9 1 8 ^ 2 0 9 1 9 ) ТАНЦЕВАТЬ ХОРОШО И Н А ... КРЫШЕ фестиваль подобного уровня обратил на себя внимание уважаемых городских и об ластных властей. Статус ре гионального «Танцы на кры ше» имеют давно, но уже в прошлые годы специалисты из Воронежа оценивали их уровень как вполне достой ный международного. К со жалению, отсутствие средств не позволяет нам во плотить столь заманчивую идею в жизнь. Опираться только на меценатов также невозможно, да и с мецена тами в Липецке, прямо ска жем, туговато. И все же, несмотря на все трудности, 27 и 28 февраля 1999 года фестиваль состоит ся. Ищем поддержку, наде емся на любовь публики, ждем участников. Приходи те! Андрей КВОН, директор ДКТ, директор фестиваля «Танцы на крыше-99». КУЛЬТУРА ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ к то ВЕРИТ В ЧУДО? Конец февраля во Дворце культуры тракторостроите лей — традиционное время супер-фестиваля «Танцы на крыше». Он будет состоять из двух отдельных про грамм. Основная — отбороч ный тур конкурса Рязанско го ТВ «Черный кот», вклю чающий в себя номинации рок-н-ролл (ансамблевый), слоу, клубный танец и совсем новую —фолк. В пятый раз пройдет кон курс профессиональных ба летмейстеров «Данс-ди- зайн». Это, можно сказать, уникальный, не имеющий аналогов в России проект, подразумевающий неожидан ные, вплоть до новаторских номера. Здесь всесторонне оценивается работа постанов щика: его талант, умение по- своему использовать самые современные достижения танца, рост профессионально го мастерства. Наконец, сце на ДКТ охотно предоставля ется композициям, которые из-за сложности или авангар- дности остаются невостребо ванными в каком-либо ином месте. В этом году конкурс впер вые будет оцениваться авто ритетным жюри из Москвы и впервые же состоится «Мастер-класс» по современ ному эстрадному танцу. По мимо липчан, ожидаются участники из Воронежа, Ка луги, Тамбова, Новомосковс ка, Рязани и некоторых дру гих городов. Планируется соответствующая арт-экспо- зиция. Ну и конечно, чтобы фес тиваль получился достой ным, потребуются значитель ные затраты. В прошлом году с большими трудностя ми и маленьким числом по мощников наш оргкомитет решил эту задачу самостоя тельно. В сегодняшней ситу ации такой исход проблема тичен. Хотелось бы, чтобы В в шв и АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ИМЕНИ Л .Н . ТОЛСТОГО ИДУТ ПРЕМЬЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «КУКОЛЬНОГО ДОМА» ПО ПЬЕСЕ ГЕНРИКА ИБСЕНА МУЗЫКАЛЬНОЕ «ЦАРаВО» НА ТРИ ЧАСА КОННЕРТНАЯжи з н ь Едва ли не самую масштабную в рамках своей деятельности программу представил на днях Липецкий муниципальный оркестр на родных инструментов. Его руководитель Олег Федянин и прежде привлекал достойных ис полнителей. Но на сей раз это было целое со цветие «звезд», начиная с известных липец ких баянистов —солистов филармонии и кон чая гостями из Воронежа — ансамблем «Во ронежские девчата» вместе с их руководите лем композитором, народным артистом Рос сии, профессором Юрием Романовым, сочине ниям которого и был посвящен концерт —по сути, его авторский вечер. Новые интересные произведения, высоко классные коллективы и солисты, яркие кос тюмы «Воронежских девчат», ненавязчивый и всегда уместный конферанс Аллы Загвоз- дкиной — все это на протяжении трех часов приковывало внимание слушателей, создав ощущение праздника народной музыки. Твор чество Ю. Романова целиком лежит именно здесь: обработки народных песен и собствен ные песни, произведения с цитированием фоль клора или в его духе. Интересны крупные жанры — особенно оркестровая сюита «В не котором царстве» (с использованием пушкин ских сказочных сюжетов) —и инструменталь ная музыка — блестяще исполненные «Три городские песни» для балалайки и баяна, «Во ронежские наигрыши», «Кавказское скерцо». Все произведения Ю. Романова отличает особый творческий почерк, который, безуслов но, внес новую краску в исполнительскую палитру нашего оркестра. Кстати, авторс кие вечера композитора проходили в ряде городов России, и там к исполнению произ ведений привлекались только местные силы. Липчане же благодаря соседству с центром Черноземья выгодно отличились, что и было по достоинству оценено — вечер прошел с большим успехом. Не обошлось, однако, без накладок — увы, недостаток профессионалов-звукоре- жиссеров отрицательно сказывается на мно гих наших концертах. И здесь, где для ди рижера и вокального ансамбля и без того была сложная сценическая ситуация (они на ходились спиной друг к другу), серьезные просчеты в звукорежиссуре поставили ис полнителей почти в экстремальные условия, из которых они вышли с честью — не толь ко бывалые «Девчата», но и наш молодой коллектив. Конечно, для липецкого оркестра наро дных инструментов и его дирижера сотруд ничество с прославленными музыкантами — настоящая школа, большой творческий опыт. Рост коллектива налицо, что отмети ли все присутствовавшие на концерте мас тера —учитель О. Федянина, профессор Ю. Филатов, «герой» вечера Ю. Романов и их коллеги по Воронежской академии искусств. Елена БОЙКОВА, музыковед. Первое, естественно, поверхностное впечатле ние от оформления спек такля — цирк! Подвиж ный круг сцены огоро жен металлическим барьерчиком: артисты в его пределах и зрители за ним четко знают свое место. Над трехгранной остроконечной узорча той конструкцией в цен тре круга свисает полот няный купол — точно в иллюзионных аттракци онах, когда он спускает ся, и под ним мгновенно происходит чудо исчез новения-появления. Зву чат фанфары, выходят Нора и ряженые — па рад-алле для почтенной публики. Весь мир — театр, сказал классик. Что ж, а разве театр — не цирк, не балаган, не шутовство, не притвор ство? Нет, постановщик «Норы» народный ар тист России Владимир Пахомов и заслуженные художники России Оль га Твардовская, Влади мир Макушенко отнюдь не пытаются извлечь из пьесы норвежского дра матурга Генрика Ибсена «цирковое начало». Оформление всего лишь лаконично, условно и сугубо функционально в том смысле, что оно ми нимумом деталей обоз начает и организует сце ническое пространство. В четырех местах барь ерчик разомкнут. Но не ради, опять же, цирко вых аналогий — сцена разомкнута,, чтобы туда входили и оттуда выхо дили персонажи драмы. Только заглавная герои ня почти не покидает места действия, а когда в финале все же уходит —так насовсем. Тб есть Нора — центр, смысл, средоточие «Кукольного дома». Остальные — словно стекаются к ней, «обтекают» ее; они сме няют друг друга; Нору же сменить, заменить, по сути, некем. Спектакль идет в ка мерных условиях, о ко торых принято говорить •— «малая сцена». Раз малая, то непременно встает вопрос, насколь ко постановка нетради ционна, авангардна, па радоксальна и прочее (иначе зачем нормаль ное, хрестоматийно классическое произведение переводить в иной театраль ный «регистр»?) По идее, эк сперимент в искусстве — да и не только там — находит свое логически-абсурдное оп равдание, выраженное в сло вах «с ног на голову». Ска жем, когда дебильный меща нин Журден становится ми лым, славным, зазря обижа емым малым (а дворяне и прочие, разумеется, — сво рой паразитов). Или когда Гамлета низводят до оттал кивающего антигероя. Оба примера взяты из давней или нынешней театральной прак тики, и они не единичны. В. Пахомов ничего не пе реворачивает, он сохраняет приверженность психологи ческой достоверности и глу бине, хотя и явно обостряет какие-то моменты, в частнос ти, и благодаря сценографии. В начальной ремарке пьесы на треть книжной страницы описывается декорация «Норы». Спектакль этой об стоятельности и детальной материальности лишен на прочь. Хотя наличие основ ного «вещественного» обра за как будто бы предлагает уже само его название —«Ку кольный дом». Так где он, дом, на малой сцене? Есть ли он? Все-таки — есть! Образ дома воплощен в Норе, какой ее играет народная артистка России Ольга Овчинникова. Прежде всего, через герои ню воспринимается течение жизни в доме, перемены, фа тально происходящие в нем. Удивительно ли, что актри са являет нам, по существу, нескольких разных Нор? Нора — упоенно инфантиль ное, порхающее, кокетливое существо — в начале перво го действия (Рождество, по дарки, новая завидная до лжность мужа). Нора — без надежно поникшая, оказав шись перед угрозой разобла чения ее подлога, женщина... Наконец, Нора, с редкостно спокойной, сосредоточенной решимостью объявляющая о намерении покинуть дом, семью, где у нее, как выяс няется, было только вообра жаемое счастье и благополу чие. Но одновременно, в ито ге, О. Овчинникова демон стрирует цельность своей ге роини как упорной, упрямой «строительницы» этого само го счастья, лишь напоследок находящей в себе силы осоз нать, сколь велика плата за него. Ладно, муж, которого Нора больше не любит. Но ее дети? Трое детей? Каково им будет без матери, каково ей будет без них? Нет ли здесь в пьесе, в образе Норы, не коего изъяна с точки зрения обыденной добропорядочнос ти и морали? Наверное, есть. Но во многом как раз пото му-то «Кукольный дом» се годня и интересен. Да, по- житейски решение Норы до стойно осуждения. Ей долж но остаться в доме, терпеть, находиться рядом с детьми и т.д. Но она делает иной вы бор. Происходящее в спектак ле — далеко не условно, его создатели всерьез увлекают зрителя за собой. Театр и на сей раз достойно выпо.лняет возложенную на него мис сию, предлагая «спорную» позицию Норы — как нешу точный повод для размышле ний при театральном разъез де. «Кукольный дом» сейчас любопытен еще и определен ной наивностью — то ли ав тора, то ли выведенных им персонажей (а точнее —всех вместе). Когда классика на прямую соотносится с сегод няшним днем — это впечат ляет. Но есть и иной вариант. Когда классика будто смот рит на наше время из своего далека, дистанцируясь. И это, оказывается, как пока зывает наш спектакль по Ибсену, не менее примеча тельно и поучительно. По-моему, главная притя гательность сегодня «Ку кольного дома» состоит в том, что его герои отличаются нечастой ныне щепетиль ностью нравственных при нципов, понятий. Герои Иб сена очень прямо-таки педан тичны, например, в вопросе взаимоотношения поколений. По их убеждению, отец обя зан отвечать за сына, вообще родители —за детей. Прови нившаяся Нора ни в коем случае не может продолжать воспитывать своих малюток, поскольку наследственность — великая вещь. Хельмер, муж Норы: «Почти все рано сбившиеся с пути люди име ли лживых матерей». Зву чит, согласитесь, старомод но. Какие такие пороки име ли или имеют многие роди тели теперешних юных на ркоманов? Да, мир Ибсена иной, нежели наш. Но, с дру гой стороны, не настолько, чтобы признать его превра тившейся в пыль Галактикой. Одна из основных тем спек такля, которую схематично можно определить как необ ходимость упорной, жесткой борьбы за существование, именно теперь на редкость актуальна. Непреклонен в своем шантаже Норы (та под делала подпись покойного отца в долговом обязательст ве) частный поверенный Крогстад —заслуженный ар тист России Юрий Ильин. Непреклонен — ибо спасает себя. У него — подмоченная . ОБЯЗАНЫПОМНИТЬ!. ОНИ пложолии НАЧАЛОБОРЬБЕ ЗАДЕМОКРАТИЧЕСКИЕСВОБОДЫВРОССИИ (К 120-ЛЕТИЮ ЛИПЕЦКОГО СЪЕЗДА НАРОДНИКОВ) Летом этого года исполняется 120 лет, как в Липецке состоялся известный съезд группы «землевольцев», принявших решение начать организованную борьбу с само державным правительством России. Как бы мы ни относились сейчас к тем или иным революционным движениям и их деятелям, событие, произошедшее в Липецке л е том 1879 года, имело всероссийское значение и отразилось на исторических судь бах страны. Поэтому оно заслуживает того, чтобы быть отмеченным. Липчанам известно, что в честь этого съез да в Нижнем парке, в конце аллеи, выходив шей когда-то к берегу Петровского пруда, в конце 70-х годов был поставлен памятник. Из вестно также, что сегодня он находится в край не неприглядном состоянии. Памятник разру шается и может превратиться в руины, кото рые станут укором тем, кто его поставил и обя зан отвечать за его сохранность. Памятник тре бует не только восстановления, но и некоторой переделки или, если угодно, — модернизации. В печати уже отмечалось, что надпись на па мятнике искажает событие, в честь которого он поставлен. Она гласит: «В июне 1879 года здесь проходил Липецкий съезд народовольцев». Дей ствительно, «история» и «география» Липецко го съезда не соответствуют этой надписи. В наш город прибыли не народовольцы, как написано на памятнике, которых еще в то время не было, а группа землевольцев, решивших начать по литическую борьбу с правительством и самим царем. Да и основные (главные) заседания съез да проходили не в Нижнем парке, где стоит памятник, и вообще не в черте города того вре мени, а в одной из загородных рощ, располо женных на левом берегу р. Воронеж, ниже по течению. Поэтому слово «здесь» должно быть исключено из надписи на памятнике. Если же считать, что памятник отмечает со бытие, которое произошло в Липецке 120 лет назад, то надо указать фамилии всех 11 чело век, участвовавших в работе съезда (на памят нике, как известно, указаны только 9). Тогда это будет памятник историческому событию, по ложившему начало политической борьбе с са модержавием за демократические свободы в Рос сии. Если же считать, что памятник ставится за героические поступки людей, их преданность делу, самоотверженность, способность отдать жизнь за идеал, которому они служат, то тогда надо оставить фамилии только 9 человек. Ибо Л.А. Тихомиров (не включенный в список) не только впоследствии отошел от революционно го и вообще освободительного движения, но и перешел на сторону самодержавия, став его за щитником и идеологом. Что касается Г.Д. Голь- денберга (фамилия которого также отсутствует), то, хотя его нельзя обвинить в сознате.дьном ого воре своих товарищей, тем не менее объективно он нанес большой ущерб и народовольцам, и чер- нопередельцам. Кстати, расследование летом 1880 г. обстоятельств Липецкого съезда прово дилось на основе показаний Гольденберга. По- это му памятника он также вряд ли заслуживает. Мне, однако, представляется, что мы должны следовать первому варианту, а именно: монумент отмечает событие всероссийского значения, имев шее место в нашем городе. Тогда надпись на нем должна быть приблизительно такой: «В память о Липецком съезде землевольцев-политиков, состо явшемся в июне 1879 года и положившем начало борьбе за демократические свободы в России». Это будет и верно, и современно. Важно иметь в виду, что средство, которое они при этом избрали — террор — оказалось в значительной степени вы нужденным и зависящим не только от них. Мы отдаем им должное не за террор, а за стремление соединить политическую борьбу с народным дви жением, которое до того времени оставалось всег да стихийным, анархическим, бунтарским и о ко тором А. С. Пушкин говорил: «Избави нас бог от русского бунта, бессмысленного и беспорядочно го!» В своих многочисленных заявлениях на суде, обращениях к европейской и американской общес твенности народовольцы подчеркивали, что при бегают к террору только вследствие отсутствия в России политических свобод и гарантий прав лич ности и что с их установлением они решительно от него откажутся. Так, например, когда в США был убит президент Д. Гарфильд (а это произош ло в год казни народовольцами Александра II), исполнительный комитет «Народной воли» выра зил свое глубокое соболезнование американско му народу и, высказав свой протест против на сильственных действий, заявил, что в стране с конституционными правами «политическое убий ство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в Рос сии мы ставим своей задачей». Этим террор наро довольцев принципиально отличался от современ ного терроризма, существующего в правовых го сударствах. К сказанному нужно добавить, что совсем не обязательно восстанавливать памятник на прежнем месте. Целесообразней, как мне кажется, его пере нести или, возможно, построить заново в каком- нибудь людном месте Нижнего парка. При этом все, что касается архитектурного, барельефного и иного оформления памятника, следует сделать от крыто, на конкурсной основе при широком опове щении общественности, чтобы не попасть в очеред ной конфуз, как это, к сожалению, не раз бывало в Липецке, и не повторить те ошибки и просчеты, которые до сих пор волнуют жителей города. И помнить, что завершить работы надо к середине июня 1999 г. Александр БЕРЕЖАНСКИЙ, заведующий Домом-музеем В. Плеханова, г. Липецк. К СВЕТУ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ По благословению Высокопреосвященного Мефодия — Митрополита Воронежского и Липецкого —с декабря прошлого года возобновились регулярные богослужения в Древне-Успенской церкви, бывшей Поройской Пустыни. Ведет службу о. Алексей, были уже в церкви и венчания. Иными словами, храм живет напряженной духовной жизнью, обращая нас, заблудших, к свету христианской веры. Эта церковь — одна из самых древних в Липецке. Построена в конце XVII — начале XVIII веков и как памятник архитектуры ох ранялась государством, о чем говорит таблич- репутация, и удержаться за место в банке, которым при шел руководить Хельмер, — единственный шанс Крогста- да на пристойную жизнь. Иной аспект жизнестой кости демонстрирует фру Линне. Она обращается к Норе —давней подруге с про сьбой о работе. Народной ар тистке России Светлане Пог ребняк удается исподволь показать, что фру Линне, в силу вышеуказанной нрав ственной щепетильности, оби жена судьбой лишь постоль- ку-поскольку. Бедная знако мая Норы оказывается дея тельной, стойкой натурой и становится для четы Хель мер чуть ли не добрым анге лом. Приверженность Норе демонстрирует и доктор Ранк — Виктор Соболев, един ственный в спектакле с не пременными приметами скандинава — бородкой и трубкой во рту. В. Соболев весьма располагающе (для зрителей) и убедительно по казывает непринужденное бесстрашие доктора перед лицом скорой смерти и его неожиданную отзывчивость на любое возможное пожела ние Норы. До поры до времени слов но держится в тени героини, слегка пеняя и вместе с тем подыгрывая ей, белочке и милочке, адвокат Хельмер — заслуженный артист России Владимир Кравченко. Зато в кульминационный момент драмы актер дает волю свое му персонажу, узнавшему о подделке документа женой. Прежде улыбчивый, мягкий, адвокат преображается: в миг, после маскарадного ве чера с изрядным возлияни ем, трезвеет, негодует, рас- ^ паляется, брызжет слюной. ' Но столь ли уж отталкивает адвокат в трактовке В. Крав ченко? Думается, нет. Он разве что одномерен и озабо чен исключительно тем, как история с поддельной под писью жены скажется на его карьере. И это не столько его вина, сколько беда. Когда же от Крогстада приходит кон верт со злополучным долго вым обязательством, Хель мер так же мгновенно преоб ражается противоположным образом. Вопрос для него ис черпан. Последние слова Норы — о так и не совершившемся чуде брака, в который не пе реросло ее восьмилетнее со жительство с Хельмером. Последние слова Хельмера вслед за ремаркой «луч на дежды озаряет его лицо»: «Но чудо — из чудес?!» Ге рои •— это надо же быть та кими благородно-щепетиль ными! — говорят о чудесах из области семейной жизни. Для нас, современных, скеп тичных, да что там — неред ко циничных, —это и вправ ду цирк, да и только! Но по- размышлишь и становится горько за нас, за наше в 1 )е- мя, для которого, используя казенный слог, институт бра ка порой напоминает разве что среднюю школу для тро ечников. Ничего иного даже самые романтичные люди от него, похоже, не ждут. Мы больше не верим в чудеса. И, может быть, это одна из са мых обидных, невосполни мых и обедняющих нас ут рат? Константин КЛЮТКИН. На снимке: О. Овчинни кова в спектакле «Куколь ный дом». Фото Александра КОЗИНА. РЕЛИКВИИ ка, укрепленная на ее воротах. Уже сама эта табличка —свидетельство нашего беспамят ства. Мы забыли о том, что храм — это не только памятник архитектуры, но нечто боль шее. Он столетиями был твердыней и убе жищем для наших предков. Как икона не предмет искусства, так и храм не «культурное сооружение» — в нем сосредоточение духовности народа. В храмах отпевали, крестили и венчали наших пращу ров, и уже по одному этому они святыни. А мы в этой святыне в свое время разместили музей металла. И слава Богу, что сейчас храм воскрес в своей прежней ипостаси, соединив времена минувшие и нынешние в одно целое. Художники из мужского и женского мо настырей г. Задонска ведут сейчас роспись помещений храма, сантиметр за сантиметром восстанавливая его былую красоту. В основу росписи положены прекрасные фрески рус ских монастырей на горе Афон, что в Гре ции. Создан «Фонд восстановления Древне- Успенского храма», куда могут внести свои пожертвования все те, кому дорога наша ис тория и свет истины Христовой. Александр СУТОРМИН. Фото Евгения САМОХВАЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz