Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
11 января 1999 г., № 4 (20882} ШИПЁЦКАЯ «/Ж г а з е т а с-1 ЗИМЫ СЕРЕДИНА По календарю уже ян варь, середина зимы, и морозы трескучие уже были, и снег, и метели. Словом, погода с а мая, что ни на есть зим няя. ^ От недавней осени и следа не осталось. Напо минают о ней кое-где еще горящие гроздья рябин, которые не успе ли склевать птицы. На ветках воробьи нахохлились, зимовка. Фото Николая ТКАЧЕНКО. КАЛЕЙДОСКОп1 -V СУДЬБЫ- ПЕЧКИН ИЗ КАНАЛИЗАЦИОННОГО КОЛОДЦА Столкнуться на улице лицом к лицу с двой ником реально существующего человека — не диво: сколько их, таких «дублей», развелось в стране в последнее время, даже специальные кон курсы начали устраивать. А вот мне недавно до велось повстречать двойника персонажа советс кой мультипликации. Остановилась я на людной улице, кинула случайный взгляд направо и ото ропела... Где же я могла видеть этот нос утиным клювиком, эти глазки наподобие блуждающих огоньков, эту согбенную спину, этот баскетболис- тский рост, эту щеточку усов, а главное — этот замасленный треух с несгибающимися, как стрелка компаса, завязками... Вспомнила! Это ж вылитый почтальон Печкин. Будто только что из Простоквашино! Мой внимательный взгляд не укрылся от глаз- угольков. —Спутала, красавица? Немудрено. Сам иной раз в зеркало гляжусь, как в телевизор. Да и фамилия моя, представляешь — Печкин. Во же судьба какая! Только простоквашинского почталь она Игорем звали, а меня Колей. И потек у нас неспешный обстоятельный раз говор о житье-бытье. Хоть и торопилась я, — у женщин выходных не бывает, —а все же не мог ла оборвать собеседника, не могла сорваться с места и впопыхах, на бегу бросить короткое про щальное слово своему случайному знакомому. Но задержало меня на углу магазина не одно только сострадание и не соображения этического харак тера: я вдруг с ужасом подумала, что от участи этого бездомного попрошайки никто в наше вре мя не застрахован... В замасленный треух, почти неотличимый по цвету от тротуара, с малиновым звоном падали «орленые» кругляшки — все белые пятаки, да желтые гривенники. — Вот и жизнь моя теперь не дороже этих жестянок... Иной раз встрепенешься ночью, стряхнешь с себя липкий кошмар, и мысль горя чечным толчком в мозг ударит: неужто д.ля это го и рождается на свет человек? Через два меся ца сороковник разменяю. У других к такому-то возрасту и дом обустроен, и дети в самую силу вошли, и внук, а то и двое поперек лавки растя нулись. А я так и буду День ангела бобылем встречать... —А для вас это праздник или обычный день? —У ресторанчика постою, на бутылку соберу и отправлюсь на свое постоянное место житель ства. Его дом — колодец теплотрассы, вход — че рез канализационный люк. В теплынь у него во все ночлег как у «курортника» — прогретая за день солнцем мостовая, мягкая парковая трава, убаюкивающий стук трамвайных колес... Канализационный колодец вместил нехитрый скарб Николая: несколько тарелок, кастрюля, кружка, матрас и подушка — вот и вся мебель с утварью. —Как же так вы живете? —По-другому, видно, не дано. — И не смущает вас эта роль? — робко осве домилась я. — А что тут плохого? Если у людей деньги есть, что им жалко мне трешку дать? В баньку на нее схожу. —У вас родственники-то есть? —А то! Братан в Липецке кантуется! — Кантуется? — переспросила я. —Ну, живет, значится... Но от меня ему бес покойства нету. Я сам по себе. Николая частенько можно встретить на ули цах города с метлою или ломом: сгребает в кучи прелые листья, либо колет полуподтаявший лед с молодецким: «Ух, правь стороной, зашибу!» А почему бы, скажем, и не почистить снег, если за эту работу пообещали аж двадцать руб лей!.. Иногда рыбаки подбросят ему свеженьких окуньков на ушицу: сердобольные продавщицы выносят коляску-другую «Чайной» на бутерброд, а то и кусочек ветчинки перепадает. Так и жи вет. Шрам на лице, на руке нет одного пальца, да и душа у него израненная. Рассказал он мне, по жалуй, честно всю свою жизнь. С девятнадцати лет начались его скитания. Кого-то избил, чего-то украл, а в результате кутаисская тюрьма. Вышел, но на воле пробыл недолго. Обчистил с дружками квартиру главного инженера, на три года угодил в одну из орловских колоний. А после освобожде ния —опять недолго побыл на свободе: отправили его в Архангельск на лесоповал. — Вся моя жизнь лежит перед глазами, Я воровал, любил и пропивал. Ни в чем себе я в жизни не отказывал, И никогда карманных денег не считал... Прочел Николай эти строки и подумалось: толь ко в истерзанной душе бомжа могли родиться эти лирические нотки. Значит, человек еще на что-то хорошее способен... В 93-м к нему нежданные гости пожаловали, денег требовали. Жгли. Остался Николай без со бственного жилья. И на теле ножевые порезы ос тались, восемнадцать ожогов —дело нешуточное. Но остался жив. И еще были такие встречи... — У многих ничего святого в душе не оста лось, —говорит Николай. —А вот я в Бога верю. Каждое утро встаю и прошу: «Господи, спаси меня от дурного человека и пошли мне кусочек хлеба...» —А еще во что верите? — В добро и справедливость. Я ведь тоже в жизни счастлив был. На днях снова встретил свою давнюю любовь. Посмотрел, заплакал. Надюшка мне часто во сне снится. Она давно замужем, а моя любовь не проходит... Мы еще долго говорили с Николаем. Мотал срок он и в липецкой «двойке». Удалось ему попуте шествовать по Ангаре. Много разных стихов напи сал. А теперь вот живет и прячется. —Кому я нужен такой неоднократно судимый бомж, у меня даже паспорта нет... Как сложится его дальнейшая судьба? Судить не берусь. Никогда не знаешь, какой очередной сюрприз тебе преподнесет жизнь... Валентина ДАНИЛОВА. г. Липецк. ОТКРЫТИЯ ДЕЛАЮТ НЕ ТОЛЬКО АКАДЕМИКИ — Приятно, когда год начинается таким серьезным и важным событием, — эти слова заместителя главы обладминистрации Людмилы Кураковой прозвучали на открытии региональной молодежной научной и инженер ной выставки «Шаг в будущее» — Центр России» в Л и пецком техническом университете. И они абсолютно спра ведливы . Два дня в огромном зале заседаний ЛГТУ царило ожив ление. 113 юных участников вы- \ ставки приехали из многих го родов Центральной России: Ли пецка, Ельца, Тамбова, Орла, Тулы... И каждому в равной мере хотелось и поделиться со бственными открытиями, и уз нать что-то новое, общаясь с единомышленниками. По словам ис полнительного дирек тора программы «Шаг в будущее» и директора физмат школы «Эврика» Татьяны Герасимен ко, местом проведе ния выставки Липецк выбран не случайно. Вот уже второй год здесь действует Ко ординационный центр общероссийской про граммы «Шаг в буду щее», которым руко водит ректор ЛГТУ Сергей Коцарь. Цель программы — вы явить и поддержать наиболее перспективных студентов и уча щихся школ, увлеченных науч ными исследованиями. О неко торых юных дарованиях, ска жем, о Сергее Чеботареве, Ро мане Травкине, «ЛГ» уже писа ла. И вот — новые имена, но вые работы. Представленные проекты вызывали интерес не только серьезностью и обоснован ностью, но и тематическим мно гообразием. Будущие ученые и изобретатели разрабатывают проблемы математики, физики. химии, биологии, экологии, пси хологии, инженерного дела... Члены жюри, в состав которого вошли организаторы выставки — представители обладминис трации, Департамента науки и образования области, ЛГТУ, физматшколы «Эврика», ОАО «Липецкоблгаз», а также мос ковские гости — академик РАН Константин Колесников и доктор технических наук Валерий На умов, — дали высокую оценку творческому поиску школьников и студентов. По одиннадцати номинациям СОБЫТИЕ определялись победители. Пяти лучшим участникам (в их числе — липчанин Олег Ступин из го родского центра технического творчества) вручены путевки на общероссийскую научную и ин женерную выставку. Она состо ится в марте. А одиннадцать человек, большинство липчан, в мае станут участниками Всерос сийской конференции молодых исследователей. Наталья ТОНКИХ. На снимках: на выставке. Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА. ИНТЕРНЕТ ДЛЯ СЛЕПЫХ Недавно компания 1ВМ продемонстриро вала новую компьютерную про грамму для : слепых. По замыслу создателей, она помо жет людям, лишенным возможности видеть, пользоваться Интернетом. Новая программа ' зачитывает вслух все, что находится на том или ином сайте. Причем для удобства поль зователей основная информация читается ^ мужским голосом, а вспомогательная женс- КИМ . в комплект входит и цифровая клавиа- | ' тура, что намного облегчает работу слепых ‘ пользователей. « АРХИМЕД ЗА ДВА МИЛЛИОНА На аукционе Кристис возник очередной скандал . Одним из лотов заявлена редкая ' копия трудов Архимеда. Рукопись представ ляет собой палимпсест , т .е . новая запись сделана поверх старой. Она датируется при- ' мерно XII веком и содержит 174 страницы. ^ Это самая ранняя из известных копий труда Архимеда «О плавающих телах». По сообще- ^ нию устроителей аукциона, рукописью вла- р. дела некая французская семья, которая при- обрела ее 75 лет назад в стамбульском мо- настыре. Однако министр культуры Греции I Венизелос заявил, что манускрипт принад- ^ лежит Иерусалимской патриархии и нет дан- ^ ных. что он был продан. Скорее всего па лимпсест Архимеда украли. Скандал н еза кончен , так как манускрипт в се -та ки был продан частному лицу, пожелавшему остать- Р ся неизвестным, за 2 миллиона 2 00 тысяч долларов. ^ ПЯТЬ МИНУТ - это много « или МАЛО? р Даже суперсовременные противоугонные устройства не спасают от ловких воришек 1^.ваш автомобиль. Так заявил шведский жур- I нал «Мир техники». Они провели специаль ный эксперимент с различными системами против угона. Результаты печальны. Девять из десяти автомобилей, снабженных самы- I ми современными устройствами, не выдер- I жали требования — в течение двух минут «ус тоять» против попыток вора проникнуть в ма- р шину и хотя бы пять минут противостоять уго ну ПИРАТЫ НАСТУПАЮТ Южнокорейская корпорация «Самсунг» за- ^ пускает в продажу прибор, который позво ляет записывать музыку из Интернета. Эта новость приводит в ужас продюсеров музы кальных студий. Они опасаются, что новая приставка спровоцирует рост аудиопиратст ва. а музыкальные студии потеряют колос сальные доходы. Продюсерам есть чего опа саться. Музыкальный рынок сегодня являет ся лакомым куском, ведь он оценивается в 38 миллиардов долларов. ПОЧЕМУ ОНИ НЕ ПИШУТ СТИХИ Три американских антрополога сделали о ткры тие , которое н и спровер гает учение Дарвина и Энгельса о том, что речь появи лась в процессе совместного труда. Но уче ные нашли в мозгу шимпанзе центр языка, такой же , как и у человека. А это значит, что не только людям дан дар речи. Шимпанзе тоже могут общаться друг с другом. Во вся ком случае у них есть для этого все необхо- ^ димое. Глядишь, скоро выяснится, что они и стихи пишут, только скрывают это от нас. ^ РЕДКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР ^ в Канаде есть уникальная монета, о ко- ” торой мечтает каждый школьник или мошен- " ник Нет, это вовсе не древняя монета. Это I обычный пятидесятицентовик, который еще ' в ходу. В результате ошибки на монетном ‘ дворе он оказался тяжелее своих собратьев и весит ровно столько же , сколько и один доллар. Поэтому разменный автомат меня- 4 ет такую монетку в 50 центов на четыре по Й 25 центов, т .е . опустив полтинник вы полу- : чаете доллар. КЛОУН в БОЛЬНИЦЕ Смех продлевает жизнь . Эта сентенция имеет под собой научное основание. Во вре мя смеха происходят некие метаболизмы в организме, в результате чего снижается дав ление, усиливается кровообращение, укреп ляется иммунная система и даже нормали зуется работа кишечника. Гормоны, которые I образуются во время смеха, снижают чувст во боли. Поэтому в ряде детских больниц так I часто выступают клоуны. К сожалению, с воз- Ь растем мы смеемся все реже. Ребенок на- I ходит повод посмеяться 4 0 0 раз в день, а I 40-летний чёловек — лишь 15. I ЯПОНЦЫ ТОЖЕ ЛЮБЯТ ПИВО I Непростую задачу пришлось решать жи- 7 телям японского города Китами. Они долж- I ны были ответить на вопрос: что общего меж- ду немцем и японцем . М естное общество I японско -немецкой дружбы пыталось найти I повод для общего мероприятия. Немцы не лю- бят пение кар ао ке , не любят складывать фигурки оригами , и традиционному рису с I м орепродуктами предпочитают сосиски с I I капустой. Но общее все же нашлось — пиво. Японцы обожают, как и жители Германии, со браться после работы в баре и выпить с I друзьями по кружке пива. Поэтому в Китами I и был проведен фестиваль пива, на котором I было представлено .более 80 сортов 50 пи- I воварен Германии и Японии. Отныне этот °| фестиваль будет ежегодным. ("Глобус"). « бедный папа ...» Странное, ну никак не совместимое с нашими реалиями действо разворачивается на сцене театра-студии «Зонг» Липецкого техни ческого университета. Играется премьера — версия пьесы англича нина А. Копита с длиннющим, требующим отметки в Книге рекор дов Гиннесса, — названием «Папа, папа, бедный папа! Ты не выле зешь из шкапа —ты повешен нашей мамой между платьем и пижа мой». Жанр спектакля «Зонг» определен также некоротко: ограни чусь основным словом — трагифарс. Итак, некий экзотический Порт-Рояль. Оголенные, согласно тро пическому климату бои (ударение на о, то есть слуги). В числе пер сонажей — рыбка-пиранья, деревце-мухоловка и действительно живой труп —мертвец, который при втором и третьем появлении перед публикой двигается на манер марионетки. Труп — это тот самый бедный папа, которого убила мама —богачка мадам Розпетл вследствие большой и неразделенной любви и которого всюду — вот ведь какая любовь! —■возит с собой. Рядом —Джонатан, сыну ля мадам. Он под конец спектакля докажет, что, придушив воз любленную Розали, ничем не хуже своей родительницы. Не слабо, а; и как прикажете ко всему этому относиться? Да никак. Расслабьтесь (откиньте одномерно-ханжески-здравые мыс ли), сосредоточьтесь на происходящем —и вы наверняка получи те удовольствие. «Бедный папа» —очень подходящий к сегодняш нему зрительскому восприятию спектакль. Конечно, другое дело — насколько он будет востребован, ведь сегодня в театре никого и ничем не удивишь, никакого ажиотажа не вызовешь. «Бедный папа», разумеется, никоим образом не укладывается в прокрустово ложе морали. С другой стороны, в нем отсутствует любого отталкиваю щего рода «чернуха», он неэпатажен; это — «легкий» черный юмор, «мягкий» абсурд. Осмелюсь даже сказать, что спектакль постав лен руководителем театра В. Трескиным и оформлен художником А. Нестеровым интеллигентно, с максимумом эстетического вку са. Трагифарс «Зонга» состоит из совсем небольшого числа эпизо дов, каждый из которых длится довольно-таки для понятия «эпи зод» долго и потому представляет достаточно законченную, вплоть до самодостаточности картину. Вселение семейки Розпетл в один из отелей Порт-Рояля. Мадам манипулирует слугами (выговарива ет иТй за нерадивость, заставляет их танцевать), внушает заике- сыну (А. Динер), что негоже перед прислугой заикаться. Санкцио нированная мамой встреча Джонатана с легкомысленной няней (она присматривает за кучей детишек хозяев отеля) Розали (Ю. Саль никова). У сынули, постоянно наблюдающего из окон номера за девицей, с речью уже полный порядок, он затевает с Розали любо вные перебежки, но мадам их пресекает: сыну и этого достаточно, Розали ему не пара. И т. д. Мысли, само собой — не ханжеские, вослед спектаклю возни кают с избытком. Их можно суммировать и в простейшую фразу «Яблоко от яблони недалеко падает», раз сын пошел по следам ма маши. И можно, исходя из иной фразы — «Любовь есть смерть», долго рассуждать и о буквализме, и о метафоризме, с какими дан ная «аксиома» воплощена в спектакле. Можно вспомнить дядюшку Фрейда и кое-что еще. Но прежде всего, раз выше сказано про удо вольствие, «Бедный папа» хорош тем, что посредством его явлены ироничная, изящная «зонговская» театральная игра. Спектакль я бы сравнил с чем-то вроде полупроницаемого монолита, внутри ко торого просматривается режиссерский Каркас. Каркас не искрив лен, не выпирает; актерским старанием, пониманием, воплощением он облачен так, что, по зрительскому впечатлению, не убавить и не прибавить. Течение спектакля неторопливо «омывает» всякую его подроб ность. Чувствуется, повторю, и твердая, точная режиссерская рука В. Трескина, и адекватное ответное, со стороны актеров, понима ние. Самодеятельные артисты, могу смело сказать, демонстрируют недюжинный класс. Явный лидер труппы О. Добрынина восприни мается настоящей хозяйкой любой ситуации трагифарса. Ее мадам Розпетл с превосходством широкой натуры воплощает принципы травестирования -перевертывания верных вроде бы, оправдываю щих ее поступки идей все равно в неприглядный результат. Редко какая актриса и на профессиональной сцене может себе позволить говорить сугубо своим, нестандартным голосом. «Серебристый* выговор Розали —Ю. Сальниковой сообщает этому персонажу осо бую пленительность. Бузупречен в исполнении А. Динера Джона тан, наивность, робость которого оборачивается, оказывается, черт- те чем. Почаще бы В. Трескин приглашал на премьеры «Зонга» (пре дыдущая была год с лишним назад). Оные, понятно, зависят не только от него. В любом случае потенциал театра несомненен, ему по силам удивить зрителя интерпретацией какой угодно пьесы. Константин КЛЮТКИН. На снимке : О. Добрынина и А. Динер в спектакле "Бедный п а п а . . ." Фото Евгения САМОХВАЛОВА. К Р И М И Н ^ ПОСЛЕДНЯЯ ГАСТРОЛЬ Большие Хомяки — село старое. На род здесь живет основательный, серьез ный, если что надо сохранить —замкам да крепким запорам доверяет больше, чем всяким там сигнализациям. Вот и дверь сельмага была закрыта таким запором. Даже Николай К., испробовав все ухищрения взломщика и вора (за что отсидел в общей сложности 15 лет), вы нужден был отступить. Но ведь есть еще и подсобка... СЛАДКИЙ СЛЕД Продавец, пришедшая утром откры вать магазин, обратила внимание, что и засов, и замок слегка поцарапаны. Но по скольку дверь была цела, работница при лавка спокойно открыла запоры, вошла... И увидела, что ночью здесь побывал не званый гость. Немедленно сообщила в ,милицию. Оперативная группа довольно быстро выяснила, что ночной гость, взломав дверь в подсобное помещение, вошел, наткнулся в темноте на штабель ящиков с газированной водой (грохот ящиков и звон разбившихся бутылок в полночь слы шали люди у клуба). Без света, чтобы не привлекать внимание, он перебрался че рез стихийно образовавшуюся баррикаду в торговый зал. Взял с собой только выпивку и закус ку: водку, вино, колбасу, тушенку, сига реты, конфеты... Не забыл заглянуть и в кассу магазина —но там нашел лишь не много мелочи. Судя по всему, действовал человек опытный. Лишь некоторые детали сму тили оперативников: очень уж бездарно опрокинул вор ящики с бутылками, да еще цепочка просыпанных конфет, явно указывающая направление, куда из ма газина направился злоумышленник... Естественно, пошли по «сладкому сле ду* —но недалеко... Заметил вор, что про сыпаются конфеты из дыры в мешке, и принял меры, конечно. Но на месте этой вынужденной остановки остался другой след — красный лоскут со специфичес ким запахом. В принципе старший оперуполномо ченный, капитан милиции Александр Пашков в дополнительных следах не очень-то и нуждался. Как принято гово рить, «в результате оперативно-следствен ных мероприятий», выполненных дей ствительно оперативно, он уже знал, куда должен был привести «сладкий след* — к дому Николая К., недавно вернувшего ся из мест лишения свободы. Перед самым крыльцом дома лежал второй красный лоскут — того же разме ра и с тем же специфическим запахом... «ТАК ОН ЖЕ В МИЛИЦИИ СО ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ...» Дома Николая не ^оказалось. Удивлен ная 'подруга жизни" сообщила, что еще вчера утром он отправился в милицию — но не в Доброе, а в соседнюю Лебедянь, мол, вызвали его. И с тех пор не появ- ЛЯЛСЯ* • • Возможно ли, чтобы только что побы вавший в милиции человек, зная, что его подозревают в кражах, пошел среди ночи взламывать магазин в своем же селе? А кто его знает.. На всякий случай решили проверить. Устроили недалеко от дома засаду, и уже хотели направить челове ка, чтобы созвонился с Лебедянью по те лефону, как заметили неподалеку в ук ромном месте «Жигули», а в них — лю дей в милицейской форме. Подошли, представились, и стало ясно, что в Лебедянь звонить незачем. Потому что в машине сидели коллеги именно от туда, и приехали они за тем же самым Николаем, который вчера вечером ушел с допроса от них домой. Вместе и в засаде сидеть веселее, но не давала Пашкову покоя мысль о том, что больно уж спокойно отреагировала подруга Николая на визит милиции. Слов но ждала. И, опять же, этот красный лос кут... Короче, решили еще раз осмотреть дом. И... нашли под полом тайник, куда в щелку ссыпал Николай монеты, что из магазина пропали. После этой находки подруга Николая неожиданно сказала: «Есть у него место любимое, там он сей час...» ПОСЛЕДНИЙ ПИКНИК Любимое место Николая оказалось вблизи одного из заброшенных домов, все там же, в Больших Хомяках. В зарослях бывшего сада оперативники увидели на шего «расслабившегося* героя в окруже нии пустых и полупустых бутылок и раз нообразных закусок. Николай, хоть и был изрядно пьян, сразу признал родную милицию и посту пил соответственно ситуации: поднял руки и, с трудом ворочая языком, уведомил, что никакого сопротивления не будет. После нескольких минут беседы сму щавшие Пашкова нюансы исчезли. Все стало понятно. Накануне утром Николай был в Лебедяни на допросе в милиции. Его вызвали как подозреваемо го в совершении нескольких крупных краж на территории района. И по тому, как следователь формулировал вопросы, по тому, как много было ему известно, Николай понял, что скоро из подозревае мого он превратится в обвиняемого. И даже удивился, когда после допроса ус лышал: «Пока свободен, но далеко не исчезай — ты нам еще потребуешься...» Николай был уверен, что сразу после допроса попадет в камеру предваритель ного заключения. Но раз «пока свободен» — не стоит терять времени. К сельмагу он присматривался уже давно и решил напоследок заняться им вплотную. Пеш ком направился домой, поэтому неудиви тельно, что пришел в Большие Хомяки почти в полночь. Из-за усталости был немного неуклюж — потому и свалил в темноте ящики. К тому же беспокоила рана на спине. Еще утром он привязал к ней компресс, но теперь тот мешал —пришлось поправить. Два красных лоскута, последовательно обнаруженные Пашковым, и были выпав шими частями компресса, отсюда и спе цифический их запах. В магазине Николай взял, что хотел —он и не сомневался, что до ареста оста лись считанные дни, если не часы. И по тому, лишь на минуту заглянув домой и ссыпав в тайник монеты, сразу пошел к «любимому месту*. Там и застали его оперативники. На вопрос: почему все же решился к прежним кражам добавить еще одну, Николай ответил прямо: —А мне терять все одно нечего. Пят надцать лет отсидел, на сколько теперь посадят —не знаю, но мало не будет. Так хоть вспомнить будет что... Александр ОКУНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz