Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 19 февраля 1999 г„ № 34-35 (20912-20913) АП К : С В Е РИМ Ч А СЫ УКРЕПКОГОХОЗЯИНА ВЕЗДЕБУДЕТПОРЯДОК Сегодня на селе каждый выживает са мостоятельно и по-разному. Одни, чтобы удержаться на плаву, меняют прои звод ственный профиль, другие — ударяются в коммерцию , третьи становятся на путь освоения рыночных канонов. В ГУП «За веты Ильича» Липецкого района пошли по последнему варианту. «Заветы Ильича» — крупное пригород ное хозяйство с широкой отраслевой спе циализацией . В нем несколько молочно товарных ферм, свиноводческий комплекс, овчарня, пчелокомплекс, прочная расте ниеводческая база. Д о экономических ре форм, начавшихся в 1991 году и нарушив ших отработанную систему хозяйствова ния, колхоз «Заветы Ильича» являлся для области базой по обкатке передовых про изводственных технологий. Именно здесь впервые применили интенсивный метод во зделы вани я зерно вы х и технических культур. Урожайность озимой пшеницы на экспериментальных полях довели тогда до 55 центнеров с гектара, сахарной свеклы — д о 4 0 0 центнеров. Высокоразвитыми являлись и отрасли животноводства. Все это вместе обеспечивало хозяйству мил лионные прибыли. Колхоз постоянно развивал свою соци альную сферу. Что ни год — появлялись улицы жилых новостроек. В Частой Д уб ра ве , центральной уса д ь б е хозяйства, подн ялись кр а си вы й Д ворец культуры, ш кола , детские сады , торговый центр, краеведческий музей, профтехучилище с общежитиями... Сегодня здесь обстановка иная. Ско ропалительные реформы АПК ослабили все сельскохозяйственные отрасли. Рез ко упали урожаи культур, продуктивность скота. Из высокоприбыльного колхоз пре вратился в глубоко убыточный. Но, несмот ря на вихри и бури перемен , здесь с о хранили всю производственную базу, го товую в любой момент заработать на пол ную мощность. Во многом это заслуга быв шего председателя Алексея Вишнякова, п р о р у к о в о д и вш е г о хо зяйст вом почти тридцать лет. Полгода на за д его см енил Николай Щеглов. Возвращение к былому величию «Заветов Ильича» стало главной задачей дл я нового руководителя. Но путь к этому избран свой, особый. Мы попросили Ни колая Федоровича в рамках рубрики «АПК: сверим часы» поделиться своими плана ми . Более двадцати лет я занимался в хозяй стве животноводством. Возглавлял коллектив свинокомплекса и в годы подъема, и в пери од спада. Опираясь на опыт, считаю, что путь к процветанию лежит через развитие, прежде всего, животноводства. Без него невозможна нормальная деятельность любого сельхозпред приятия. Во-первых, молоко и мясо требуют ся людям каждый день и круглый год обес печивают их производителю доход. Например, сейчас мы ежедневно реализуем молоко на переработку, продаем на рынке, отчего вы ручаем около семи тысяч рублей. Периоди чески сдаем мясо, продаем молодняк КРС, по росят. Постоянный приток-средств позволя ет нйм^ ^^азЖва^ьбЙ!* сйоев]^ем'енно выдавать зарп'Лату'л'гадя.м;.................. Во-вторых, без органики не способна нор мально плодоносить пашня. Вот поэтому, не смотря на то, что животноводство в целом у нас убыточно, мы не сокращаем, а наращива ем поголовье крупного рогатого скота, сви ней. В этом году заполним скотом все живот новодческие помещения в Ясной Поляне, а впоследствии в других отделениях хозяйст ва. Параллельно восстанавливаем максималь ную продуктивность поголовья, и положитель ные результаты уже есть. Например, за ми нувший год надои в расчете на одну корову увеличили почти на полтонны, привесы на откорме КРС не допускаем ниже 600 грам мов на животное в сутки. Конечно, это не предел, а лишь первый шаг вперед. Ближай шей задачей ставим получение трехтысяч ных надоев молока и килограммовых приве сов КРС. И это не просто благое пожелание, а реальная экономически и технологически выверенная цель. Поясню за счет чего соби раемся ее реализовывать. Для обновления дойного стада и группы откорма идет отбор только физиологически здоровых и высокопородных животных. Зна чит, завтра нам гарантирована отдача нынеш них затрат. Остается поработать над сниже нием себестоимости молока и мяса, и отрасль станет приносить прибыль. Все это, согласитесь, невозможно без хо рошего кормления скота. Летом и осенью стремились создать на зиму запасы сена, се нажа, силоса, корнеплодов, но вышло негус то, поэтому в эти дни не жалеем средств на приобретение комбикормов, подсолнечного жмыха, премиксов. В целом рацион выходит достаточно насыщенный. Оттого удои посто янно растут и сегодня составляют семь ки лограммов в день от коровы. Кстати, в про- щлом году этот показатель равнялся четы рем килограммам. Эффект скармливания усиливает тщатель ность приготовления кормосмесей. Напри мер, комбикорма выдаем только в запарен ном виде и непременно с питательными до бавками. Грубые и сочные — обязательно измельчаем, смешиваем, сдабриваем патокой. Все это не ново, но, к сожалению, изрядно забыто. Решили возродить переработку молока. Действовавший сыродельный цех передаем в аренду, будем владеть им на долевых нача лах, обеспечивать сырьем. Готовая продук ция ценится дороже сырья, поэтому рассчи тываем на увеличение доходов от производ ства молока. Расширяем выработку на собственном маслозаводе. Впоследствии рассчитываем вы пускать здесь кисломолочную продукцию и реализовывать через магазин. Вот такие воз можности открывает отрасль. Когда станем побогаче, почему бы ни от крыть и мясоперерабатывающую линию? Ведь свинину и говядину сегодня приходит ся сдавать на мясокомбинат за бесценок, а готовая колбаса стоит уже втрое дороже. Посему выгодно заниматься широкой пере работкой и выходить на рынок с готовыми продуктами питания. Вот еще один путь сде лать животноводчество высокорентабельным. Ведь сегодня известно, что молокозаводы и мясокомбинаты добиваются 10-15-процентной рентабельности производства, а ведь они все сырье закупают на стороне. Не обойтись без совершенствования ре жима и условий труда животноводов. Ведь в отрасли работают в большинстве своем жен щины. Нынешний режим труда с четырех часов утра и до позднего вечера губителен для здоровья, страдает от этого и семья. Не обходима двухсменна. Одновременно благоустраиваем рабочие помещения, делаем их более теплыми, сухи ми, максимально оборудованными механиз мами, снабженными бытовками, комнатами отдыха, медкабинетами. Проводимая работа привлекла на фермы молодежь, приезжих. Труд здесь становится престижным. В<б^р^е^'5< ли можно неплохо-зарабатывать. Например/м" доярки получают более тысячи рублей в ме сяц и своевременно. Откровенно говоря, мечтаю, чтобы рабо чие и специалисты «Заветов Ильича» полу чали заработную плату не раз в месяц, как сейчас, а еженедельно, как на Западе, и зна чительно больше нынешнего. Наши селяне достойны жить лучше, обеспеченнее. Верю, такое время — не за горами. Только оно не наступит само собой. Для этого необходимы большие усилия, труд, общее стремление. Нашему крестьянину все это по плечу. Николай ЩЕГЛОВ, директор ГУП «Заветы Ильича» Липецкого района. МШИЕЦ1У1РП1ЕЙ ИЧПВЕПОЙиШЫО... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Три года назад областные власти пытались построить Дворец правосудия и в нашем областном центре, но дальше выделения участка под за стройку на улице Водопьянова и составления проекта дело не пошло. Нынешняя экономичес кая ситуация вообще ставит под сомнение осуществление такого строительства. Вместе с тем суд приносит доход в каз ну государства. Граждане в минувшем году уплатили толь ко госпошлины одиннадцать миллионов рублей, а всего суды области реально попол нили бюджет на 15,5 миллиона рублей. Председатель квалифика ционной комиссии судей А. Ху торной сообщил, что в минув шем году были прекращены пол номочия 10 судей. Комиссия, работающая с 1992 года, ныне рассматривает в год по 120 — 130 жалоб на деятельность су дей. В основном это случаи во локиты и нетактичного поведе ния судей. О том, что комиссия жестко реагирует на подобные факты, свидетельствует то об стоятельство, что около полови ны жалоб граждан в минувшем году признаны обоснованными. Зам. председателя обла стного суда Г. Брик заметила, что восемь процентов дел рас сматриваются с нарушением сроков,такая волокита совер шенно недопустима. Но у судеб ной волокиты две основные при чины. Одна — недоработка су дей, а вторая... неуважение гражданами закона. Неявка в суд по вызову — обычное яв ление. Вопросы журналистов к Галине Семеновне как к пред седателю коллегии по граж данским делам, в основном ка сались больной для пишущей и снимающей братии темы — исков о защите чести и досто инства к СМИ. Разговор получился доста точно продуктивным и откро венным. В общем, цель, пос тавленная пресс-конферен цией, повернуть четвертую власть лицом к третьей влас ти, кажется, достигнута. Объ ема информации, полученной журналистами, хватит на десят ки актуальных статей и репор тажей. Андрей НОВИКОВ. СОБЕСЕДНИК «ЛГ» -> «СОВЕСТЛИВОаЬ всегда была главным КАЧЕаВОМРУССКОГОЧЕЛОВЕКА» Пушкинист, старший научный сотрудник ин ститута мировой литературы Российской А ка д ем и и наук Алексей Макаров вот уже более тридцати лет называет Елец своей духовной родиной . Сюда, оставив шумную столицу, он приезжает всякий раз, когда того неожиданно попросит душа. К этому городу Алексей Алек сандрович питает необъяснимые чувства, ро - хсденные в нем давным-давно удивительным че ловеком , отцом Нектарием (в м иру Николай Иванович Овчинников), чей светлый образ и се годня привлекает его многочисленных духовных чад. В д ом е отца Нектария, ср е д и старинных икон со строгими ликами святых, где по сути ничего не изменилось с тех пор, как не стало мудрого священника, и состоялась наша бе седа с Алексеем МАКАРОВЫМ. — Алексей Александро вич, не кажется ли вам, что слова «православие», «ду ховность», «церковь», «хрис тианство» в последние д е сять лет неожиданно актив но вновь вошли в наш лек сикон. При этом звучат они по поводу и без, ими сып лют всюду , разбрасывая как примету времени . Но для многих истинно верую щих эта «духовная эволю ция» ассоциируется поче му-то с фарисейством. Не льзя не возмущаться, ког да видишь вчерашних воин ствующ их атеи с тов ныне верными православными, с х р и с т и а н с к о й с м и р е н ностью держащих свечки в храме или при освящении открытого ими очередного офиса. М не дов ело сь к а к - т о разговаривать с одним та ким « п е р е с тр ои вш им ся » м оим з н а к о м ы м . З а д аю ему вопрос: что он понима ет под духовностью? В от вет я услыш ала п о р а з и тельный по бессты д ств у с о в е т : «У З а п а д а н адо учиться , у З ап ад а — там д авно во всем р а з о б р а лись». Давайте попробуем р а зобраться и мы в этом не простом вопросе. Так что же , на ваш взгляд, есть ду ховность? Я бы даже кон кр е ти зи р о в ал а вопрос — русская духовность? Определение "русская ду ховность" — понятие этногра фического характера. Введено оно было, кстати, не нами, а Западом. Именно представите ли Запада, как бы взглядом «со стороны», с позиции запад ной культуры и западного ми роощущения и понимания уви дели в русской культуре, и пре жде всего в литературе, некое особое качество, сконцентри- Р 0 ванПо:ё'в 11 аш,емчеловеке, по которому Запад узнает нас и которое было названо русской духовностью. На мой же взгляд, русская духовность сводится к особо му отношению к человеку. Богу, природе, культуре, и в частнос ти, национальной, к своему делу и так далее. Причем вопрос не в том, что и как ты делаешь, а какова цель твоих усилий? Во время Ро ждественских чтений в Ельце мне посчастливилось посмот реть выступление замечатель ного хора учителей из средней школы № 1. С каким настрое нием исполняли они народные песни: ярко, с задором, с рус ским переплясом,прихлопыва- нием, подмигиванием! Если нет пафоса, восхище ния своим трудом—значит, нет главного. Ну, а в человеке, ко торый поет и танцует, согла ситесь, есть некая наивность. Поющему хочется создавать, творить красоту! И эта красота в отношении тоже определяет понятие духовности. — П еред нами прошла целая череда христианских праздников, начиная с 7 ян варя. Рохсдество Христово. На З апад е е го отмечают , как известно, в конце д е кабря, и мы видим по теле визору, как грандиозно про ходит это событие. С н е давних пор и у нас Ро ж д е с тв о с тало «красным днем календаря». Но удиви тельная вещь — все равно торж ес тв ен но и взволно ванно к нему так и не потя нулась русская душа , как, скажем , к Пасхе, к которой готовится, наверное, каждая семья и отмечает с особой радостью и по установив шейся в России традиции. Что это — особенность русской духовности или пос ледствия разного осознания главных праздников христи анства? — Давайте заглянем в ис торию, в свои истоки и вспом ним, что Россия приняла креще ние на стыке веков. В это вре мя Запад не просто ожидал окончания первого тысячелетия, а и конца света. Вот эти, так на зываемые эсхатологические мотивы, то есть восприятие кон ца мира —были характерны для Запада той эпохи. А что значит предчувствие конца? Можно либо позволить себе очень мно гое —ведь все равно скоро све ту конец (!) — либо наоборот, стать аскетом, превратить хрис тианство—религию любви, кра соты — в религию поста и чрез вычайно строгих отношений, не допускающих ни веселья, ни праздников и так далее. Конец мира — чему же радоваться? Россия, повторяю, приняв греческое вероисповедание, причем почти мгновенно, как бы осознав в нем свою истину, ис конно присущую русскому чело веку, пошла по своему пути. Все это предшествовало по явлению разных культур — ро ждественской на Западе и пас хальной у православных хрис тиан в России. — А в чем разделились их взгляды, ведь Бог един? — Западный человек счита ет так; Христос родился, значит, Бог послал своего сына в этот мир на жертву, чтобы оправдать меня, мое существование, мою греховность («Я не к праведни кам пришел —я к грешным при шел», —говорил Он.). Он вопло тился, и я оправдан! Он искупил мою вину, дал свободу, и я могу действовать. Но моя ашгвнсйть обязательно несет 'в™мир'.4не только добро, а и зло, но оно оправдано рождением Христа. Такова логика западного чело века. Разве это не льстит само любию, не возвышает? Обрати те внимание, с какими прямы ми спинами, в отличие от нас, ходят на Западе. — Но и мы живем, не со зерц ая мир , а действуя в нем , совершая при этом и п о с т у п к и , не кр а с ящ и е х р и с т и а н и н а , — в о р у ем , пьянствуем ... — Не спорю. Но ведь Хрис та распяли. Распяли только по тому, что каждый из нас грех творит — это Мы убиваем Его и толкаем на распятие! А могли бы не грешить, мог ли... И прервалась бы Его кре стная мука, если бы все мы пра ведниками стали. Но и воруя, мы знаем, что все равно это грех, с которым дальше жить просто нельзя. Вы не задумывались, почему в старину купцы стави ли храмы? Никто на Западе это го не делал и не делает! Мы же постоянно надеемся: а вдруг наши грехи искупятся? Русский человек сознавал свою греховность и вину перед Господом и вовсе не считал, что Рождество Христово его пол ностью оправдывает. Вот это осознание трагической вины перед Богом и сформировало в нас иное отношение к христи анским праздникам. Пасха для нас — все! Потому что это — Воскресение. Такое понимание веры и при вело к появлению новой культу ры. — Но ведь и Запад не сто ял на месте! Взять ту же ли тературу . Хотя и здесь мы как бы разошлись... — Да. И прежде всего во взглядах на поиск темы. Для них главной стала тема счастья. Что ищут герои английских, фран цузских или немецких класси ков? Счастья. А в чем оно за ключается — в том, чтобы, пройдя испытания, в итоге на йти деньги. Будь это клад либо наследство, когда бедный под кидыш вдруг оказывается сы ном богатого человека из знат ного рода. Вспомним Марка Твена с его Томом Сойером. В это же вре мя Лев Толстой пишет «Детст во» и выводит Николеньку Ир- теньева — мальчика такого же возраста, но созерцательного, ранимого, оценивающего каж дый свой поступок. — Запад искал счастья, а что мы искали? — Главным для России ока залась проблема совести. Со вестливость всегда была качес твом русского человека. Из по коления в поколение наши пред ки передавали мудрый смысл истины: «Во лжи жить нельзя, иначе я распинаю Христа, ина че я не воскресну вместе с ним». Обратите внимание: про блема совести и вины, которая формирует особое совестливое состояние души человека, и была подмечена в нас прежде всего иностранцами. Русская литература всегда искала правду, истину. А поиски эти сопровождаются всегда страданием. Пушкин даже фор мулу такую создал: «Яжить хочу, чтоб мыслить и страдать» —как точно и совершенно сказано для русского сознания и нашей ли тературы. Но начиналась наша лите ратура не Пушкиным, Достоев ским, Толстым или Чеховым, а со врементЯрослава Мудрого — величайшей эпохиъ России, ко торая через семьдесят лет пос ле принятия христианства до стигла таких высот, о которых Запад и не мечтал! Короли Анг лии, Франции, Норвегии броси лись к нам и искали рук при нцесс князя Ярослава. Мы часто говорим о циви лизации, а ведь она была у нас еще до Петра I и получила со вершенно ясное название — Святая Русь. В то время рус ский быт сросся с христианст вом. Ни в одной православной семье никто никогда не садил ся за стол, не перекрестясь. Где-нибудь было такое на За паде? Или когда купец купцу слово давал и нельзя его было нарушить — и это закладыва лось христианством в русском понятии. При Ярославе Мудром было создано гениальное произведе ние — "Слово о законе и благо дати" Иллариона. Внимательно перечитайте его, в нем проло жен весь путь к нашей будущей литературе, науке и многому другому, что мы, увы, не взяли в дорогу, отправляясь в новые столетия. — Может, это оттого, что на русском престоле часто оказывались правители, з а имствовавшие чужие идеи? — Безусловно. И не послед нюю роль в этом сыграл Петр I, который насильно обрубил все свое и заставил жить по-запад ному. Именно тогда, в восемнад цатом веке, в России произош ла страшная вещь; был сломан ход истории, уничтожены тради ции, надломлен дух народа, В этом состоит трагедия рефор матора Петра, несмотря на все положительное, сделанное им. В этом —трагическая ошиб ка и советской власти. При ко лоссальных плюсах того, что она дала народу, она же и лишила его основного, что было зало жено Святой Русью. — Мы с вами , Алексей Александрович, рассуждаем о необходимости возрожде ния отечественной культуры, не подозревая, сколько оп понентов готовы возразить: мол, зачем нам все русское, мы теперь сами побывали за границей и увидели, как комфортно и богато живет там западный человек... — А разве это новость? Об этом давно кричит то активное меньшинство, которое и взбу доражило всю страну, а само благополучно читает там лекции, какими-то другими делами не понятными занимается, прода ваясь за «зелененькие». Но для большинства россиян Запад так и остался закрытым. Вместе с тем мы во многом скопировали Запад. Там паро воз — и у нас паровоз, там ав томобиль — у нас автомобиль. Но у нас все получилось значи тельно хуже, и мы не спраши ваем себя: почему? Почему за падный человек с материаль ным миром находится в хоро ших отношениях, а русский не может употребить материю в дело? У нас если мотыга — так мотыга... — С которой, почему-то, мы вы р ащ ивали с тол ь ко зерна, что продавали его за границу, а с тракторами те перь побираемся за хлебом по всему миру ... — А потому, что обезьянни чание приводит только к худше му. Мы ведь уже однажды про бовали обогнать Запад, решив шись на социалистическую ре волюцию. Но ведь элементы со циализма там живут и здрав ствуют с эпохи Возрождения, Возьмите хоть «Утопию» Тома са Мора или «Город солнца» Кампанеллы. Ведь дело все в том, что социалистические тен денции на Западе возрастали постепенно. Мы же сделали прыжок, в чем-то действительно обогнали, но какими усилиями? Железной рукой Сталина и потрясающим энтузиазмом русского челове ка, который поверил лозунгам: земля — крестьянам, фабрики — рабочим. — Возможно, это проис ходит и о тто го , что мы во многом лишены личностно го начала, всегда Ощущаем свою ничтожность пё|1ёд То- " сударством , л е гко 'ф аскры -" ваем объятья очередном у к ум и р у и с го товнос тью идем за ним в светлое бу дущее? — Да, у нас так сложилось: был царь—стал генсек. По сути мы находимся все время во власти абсолютной власти. Дело в том, что Россия не мо жет строить свое отношение по горизонтали, она обязательно должна держаться вертикали. Это еще одна российская спе цифика. И еще потому, что русский народ терпелив и доверчив — это тоже, кстати, наше качест во. Но во время революции власть в какой-то момент со единилась с народом и тогда стала непобедимой, а ведь по- том-то произошла катастрофа —началось ее отчуждение. Хотя если вспомнить историю, то со страшной силой все это впер вые проявилось во времена Ивана Грозного. — Но был и Дмитрий До нской . — Да, выйдя на Куликово поле, он снял с себя княжеские доспехи, облачился в одежду простого воина и сказал: «Знай те, где кипит битва, значит, там я, значит, я жив», И русские зна ли, что надо еще биться за зем лю родную. Дмитрий Донской сделал великое дело, и народ это оценил. Вот почему был все общий и абсолютный подвиг. И в советское время маршала Жукова любили солдаты, пото му что он был с ними на пере довой. — Нынешние наши госу дари плохо знают историю. Того же Карам зина , ко то рый в отторжении власти от н ар о д а вид ел т р а г е д и ю России . — Это понял и Пушкин, взявшись за Бориса Годунова, где все было совершенно ясно сказано гением на века. Се годня снова людей обманули. Вот почему нет доверия госу дарству и, созданное нынеш ним режимом, оно обречено погибнуть. Народ опять без молвствует... — Мы были и есть раз ные. У нас р азное п р е д ставление о человеческом достоинстве, о счастье, на конец . Для одного лучше убого жить — лишь бы не было войны, другому — уви деть бы зад ерж анн ую на несколько месяцев зарпла ту или пенсию, и он пребы вает в счастливом распо ложении духа. — Человек редко думает о счастье, а понятие о нем у рус ского народа никогда не свя зывалось с деньгами. Отсюда и известная пословица: «Не в деньгах счастье», Я недавно посмотрел передачу, в которой ваши коллеги показали свое путешествие по глубинке Рос сии. Они спрашивали кресть ян: возьмете ли миллион, два, пять и десять? И что же? На пять, задумавшись, еще согла шались, а вот десять никому не было нужно! Кто-то скажет: ну, убогие люди, вот до чего советская власть довела! А вспомним купцов! Почему в русских ку печеских династиях никогда не было более 4-5 поколений? А потому что, как говорится, в семье не без урода — обяза тельно попадется хоть один прожигатель жизни: раз — и вся улица гуляет! И это тоже в русском ха рактере — мы всегда очень сложно относились к богатст ву и богатым людям. — Но л е г к о п р ощ а ем тех , кто нас обманывает . Со школьных лет так и не разобрались: положитель ный или отрицательный ге рой Гончарова — Обломов, всю жизнь пролежавший на диване? Знаю, что он и се годня о с т а е т с я п р и т я г а тельной фигурой для тех , кто все на том же диване размышляет о жизни . И это в то время , ко гда страну тря сет ... — На ваши сомнения мож но посмотреть с разных сто рон. Да, деятельному Штольцу Гончаров противопоставляет Обломова. Последний герой'^- созерцатель, но мир для него проникнут красотой. Однако не будем забывать, что это спе цифически русское отношение в его критической точке, самой крайней, Обломов не отрица тельный персонаж — это уди вительно русский человек с его основным качеством понима ния мира как сплошной красо ты. С другой стороны, если в стране расстроены финансы, то надо заниматься культурой. Главная задача нынешнего года, например, —не экономи ка. Да-да! А Пушкин! Если бы все деньги на это направить, мы бы за год перевернули мозги русского человека. Чи тая Пушкина, он будет уважать себя и свое Отечество, мы ста нем понятнее себе и другим. — И чтобы внести, как писал историк Ключевский, нравственны й п орядо к в анархию людских отнош е ний? — Безусловно. Пушкин — это наше все! Философ Ильин сказал о нем знаменитую фра зу, как бы подводя итог тому, что говорилось о Пушкине раньше: «Он был дан нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории». Мы всех стянем в этот центр —дайте только возмож ность, И через год экономика сама взлетит, потому что мы другие будем. Беседу вела Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». г. Елец. ЛЕС ПИЛЯТ, В БЮДЖЕТ ДЕНЬГИ ЛЕТЯТ У К О Г 0 ^ 1 Д У Т Д Е Л ^ Добровский лесхоз не имеет бюджетных задолженностей, регулярно выплачивается здесь и зарплата. Не каждая орга низация может сейчас похвастаться этим. Правда, зарплата невелика. Но, как мне пояснили, невелика она была не толь ко в президентские, но и в советские, и в царские времена. Возможно, потому, что лесхозы располагаются в лесу, и за деревьями их нужды не так заметны. Сердце лесхоза — цех лесопиления, перерабатывающий круглый лес в доски, бруски, оконные и дверные блоки, на личники, паркет, штакетник и многие другие столь необхо димые всем нам товары. Спрос на продукцию довольно высок и постоянен, даже сейчас, несмотря на зимнее время. Секрет солидного портфеля заказов прост — высокое качество това ров. Подсунуть потребителю халтуру здесь считается не за доблесть, а за величайший позор, и за это очень жестко на казывают. Впрочем, неумех на предприятии нет, как нет и пьяниц. Работать здесь престижно, и в случае кадровой не обходимости сюда берут лучших из лучших. Коллектив цеха очень дружный и крепкий. Есть в нем свои лидеры. Например, Игорь Маликов. В цехе он со дня его основания. Начинал, как говорится,,с азов, а сейчас один из опытнейших работников. Его обязанность — наладка и заточка пил. Один успевает обслуживать две смены. Под стать ему и Сергей Фурсов, который занимается наладкой станоч ного оборудования, человек безотказный, настоящий про фессионал. Обязанность Алексея Трунова — разгрузка дре весины, подача ее на переработку, в случае необходимости он же садится за бульдозер. Впрочем, хорошие слова можно сказать чуть ли не о каждом члене коллектива. Всего в цехе трудятся около 80 человек, руководит ими Сергей Бочарников. Интересная у него судьба. В свое время Сергей закончил техникум лесной промышленности, затем увлекся электроникой —ремонтировал электронно-вычисли тельные машины. Дело спорилось, его ценили и уважали, но Сергей вновь круто изменил свою жизнь. Как говорил он сам, его вновь потянуло к дереву. Удивительного в этом ничего нет, ведь он родился и вырос в лесу, и отец у него —лесник. В цехе Сергей со дня его открытия. И в том, что коллектив работает стабильно, есть и его заслуга. В год здесь перерабатывается 8,5 тысячи кубометров сырья. В случае увеличения спроса цех может и прибавить. Резервы для этого есть. Оборудование хотя и старенькое, но благодаря хорошему уходу постоянно в рабочем, исправном состоянии. Работает цех практически без отходов, а если и бывают какие-то отходы, то их охотно раскупает население. Как и на любом другом предприятии, в цехе мечтают о его дальнейшем развитии. Но пока это невозможно. Из руб ля получаемой прибыли 98 копеек уходит на всевозможные налоги и отчисления. На собственные нужды остается лишь две копейки, на них особо не разбежишься. Тем не менее здесь не плачутся в жилетку, не сетуют на трудности, хотя их через край. Здесь просто работают. А это сейчас, пожалуй, самое главное. Александр СУТОРМИН. На снимках :’ Сергей Бочарников с бригадой по пере работке отходов и выпуску паркетной заготовки — Ната лией Игнатовой, Таисией Постригаевой, Ларисой Ш и - робоких. На заднем плане повар цеха Тамара Коняшки- на; как обычно, спорится дело у Алексея Трунова, Игоря Маликова и Сергея Ф урсова ; участок вывозки готовой пр о д у кци и . Фото Евгения САМОХВАЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz