Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ г а з е т а 18 ф е в р а л я 1999 г., № 33^(20911) ХО^ 1 У т к и РА ТКПИ — ПЕПУТА Т У I ЧИТАЯ ПИСКМА «ОБРАЩАЮСЬ к ВАМКАК к ТОВАРИЩАМ...» «Мысли о прошлом и настоящем» — так озаглавил Iсвое письмо в редакцию липчанин Егор Степанович Бы- ; ков. Эту формулу можно было бы использовать в качест- Iве рубрики к большинству писем из нашей почты. Не о Iпротекших потолках, не о задержанной зарплате, не о Iличных неурядицах и бедах сообщают нам многие чита- Iтели, а делятся раздумьями о горькой участи страны, Iстараются объяснить для себя и для других, почему Рос- Iсия стала жертвой новых экспериментов, когда и как до- Iпущены те, мягко выражаясь, ошибки, которые оберну- : лись обвалом, кризисом, экономической немощью. Чи- Iтая их, приходишь, по крайней мере, к двум принципи- : альным выводам. Первый. Сытые и холеные комментаторы, эксперты, Iсоциологи, толкующие о нарастающей политической пас- Iсивности народа, извините, врут. И врут, разумеется, не Iбескорыстно и не по незнанию. Просто, сказав правду, Iони подпишут приговор нынешнему режиму, а стало Iбыть, и самим себе. Как замечает тот же Быков: «Слы- Iшим только, что надо пережить кризис, но не отступать Iот проводимых реформ. А смысл-то этих реформ — со- Iздать богатый класс, средний и бедный. Кому же нужны такие реформы? Выходит, одним богатым». И далее: «Пра- : вительство и политики кричат и призывают людей к тер пению. Духовенство — тоже. Но во имя чего терпеть? Чтобы не мешать тем, кто решил нажиться на общем несчастье? А вот учителя терпеть не хотят, бастуют, тре- Iбуют выплатить зарплату». Написано просто, но по сути неоспоримо: абсолютное большинство россиян думает так же и не хочет продол жения разрушительных реформ а ля Гайдар и Чубайс. То есть «верхи» уже лавным-лавно насильно, не счита- ; ясь с волей народа, гнут и ломают страну под себя, вы- Iставляя напоказ свою оксфордовскую образованность, умение произносить складные речи как главный аргу мент за то, что им, а не кому-либо еще, позволено ре шать, как обустраивать Россию. Второй вывод. Те же идеологи ельцинского агитпро па автоматически причисляют любого, кто не приемлет нынешние порядки, к сторонникам диктатуры, гулагов- ских репрессий, слепого и бездумного возвращения юпять. И опять врут! Письма свидетельствуют: отдавая щлжное достижениям семидесяти советских лет, чита тели хорошо понимают, что время течет только в одном 1 аправлении —из прошлого в будущее. Более того: они видят, что нынешний беспредел и беспредельщики «ре- Iформации» сформировались в эпоху СССР. Их цинизм и Iпренебрежение к собственному народу проросли на поч- е отнюдь не идеального, в значительной степени увеч- юго социализма. «Я был на общественных началах членом парткомис- ии Липецкого горкома и Правобережного райкома КПСС, - пишет Василий Михайлович Кознов. — И этот опыт подвел меня лет двадцать назад к мысли, что однопар- Iтийная система обернется очень тяжелыми последстви ями. История подтвердила: революцию придумывают ге нии, совершают фанатики-герои, а пользуются плодами проходимцы. Последние и воспользовались тем, что в пар тии не выбирают, а голосуют, и пробрались к руководст ву. Их устремлениям не нашлось противовеса. Вот и ста- ; ли членами ЦК КПСС иуды вроде Горбачева, Ельцина, Шеварднадзе, Яковлева. Они еще до Беловежской пущи подготовили распад КПСС и СССР. Они и националисти ческие настроения в республиках подогревали, и прово- ЕЛЬЛИСПРАВЕРИВОСП)НАШ СВЕ 1Е? в Липецке хватает улиц и улочек, жители которых чув ствуют себя забытыми Богом и властью. По осени и по весне там грязь непролазная, д о телефона-автомата надо топать да топать, а установить квартирные телефоны никак не удается. Об этом с обидой рассказывают пись ма в редакцию . Одно и з них нам прислали пятеро лип чан с улицы Пионерская. «Много и упорно, — сообщают они, — обращались в разные инстанции по поводу теле фонизации наших инвалидов первой и второй групп. А у нас, к нашему несчастью, они имеются, есть и стари ки-пенсионеры, для которых телефон не роскошь, а сред ство связи с миром, он нужен им, чтобы «скорую» вы звать, позвонить в магазин и так далее. Но ответ, как правило, мы получали отрицательный». Далее авторы письма говорят о том, что в разное время, поверив спер ва одному депутату, затем другому, они дружно отдава ли за них свои голоса, но потом никакой помощи не по лучали. Сегодня, пишут они, их депутатом облсовета стал А. В. Гулин, который также не выполняет своих пред выборных обещаний и ни ра зу не встретился с избира телями. Вслед за первым письмо пришло и второе, уже с десятью подписями жильцов той же улицы. Речь в нем опять-таки идет о благоустройстве, о телефонах для ин валидов и даются весьма суровые оценки депутату. «По могите найти хоть какую-то справедливость на этом све те!» — так кончается одно из писем. Наш корреспондент связался с Александром Влади мировичем Гулиным, доктором медицинских наук, про фессором, зав. кафедрой Липецкого государственного пединститута, деп^ат ом областного Совета по второму избирательному округу, попросив его ответить на в о просы избирателей. кации в Азербайджане, Грузии, Литве, Латвии устраивали. Прибавьте в этому холуйство немалого числа журналистов, особенно телевизионных». А затем Василий Михайлович го ворит о разложении партократии, о том, что в последние до перестроечные годы Советской власти, по существу, не было, а были страдающие манией величия, забывшие о долге сво ем, о народе карьеристы. Кознов по профессии педагог и солдат, в армии начинал рядовым и дошел до заместителя командира части. У него за спиной две войны — Великая Отечественная и в Корее в 1952-1954 годах. Короче, повидал немало. Ему есть на что опереться в своих раздумьях. И, как видим, он вовсе не счи тает, что надо один к одному реставрировать ушедшее. Да и Егор Степанович Быков подчеркивает, что, скажем, свобода слова должна сохраниться в любой ситуации. Другое дело, что критическое отношение к истории нель зя превращать в голое и злобное опорочивание ее, нельзя не помнить о достижениях и победах, перечеркнуть и осмеять которые нынче охотников хватает. Поэтому Петр Михайлович Головин из села Сцепное За донского района, чья жизнь тоже была долгие годы связана с Вооруженными Силами, называет клеветой утверждение, прозвучавшее в одном из интервью «ЛГ», относительно «де довщины» в Советской Армии. «Будь в ней такая зараза, — замечает он, —мы не победили бы фашизм. После Великой Отечественной я служил пятнадцать лет в строевых частях, а не в управлении штабов. И если бы у меня во взводе, в радиоприемном центре, в роте выявилась «дедовщина», я тут же подал бы рапорт об отставке». Наш читатель полагает, что разгул «дедовщины» — по рождение нынешнего разложения армии. При этом он не находит оправдания офицерам, допускающим это, хотя и со глашается с тем, что в происходящем повинш,: и «верхи* вроде генерала Грачева, который, цитирую, «сгибаясь в три погибели и раболепствуя, дослужился до министра обороны». Значительная часть писем в «ЛГ» — это отклики на пуб ликации, продиктованные желанием продолжить и дополнить, а в чем-то и оспорить мнения журналистов или других чита телей. К примеру, заметки обозревателя «Банкиры тоже лю бить умеют» заставили взяться за перо А.Н. Гарюгина. Он захотел поделиться мыслями о... любви.- Его огорчает и тре вожит, когда сегодня, посреди возникшего благодаря рефор маторам морального беспредела, за любовь выдают непотреб ство и пошлость. В обиход вошло даже унизительное выра жение «заниматься любовью». «Все равно что заниматься пилкой, колкой дров или огород полоть», — пишет А.Н. Га- рюгин. Он сравнивает стихи и песни о любви времен его юности с пустыми, бесчувственными, крикливыми рок-шлягерами нынешних лет. Получается, что теперешняя свобода — это свобода от стыда, от порядочности, от естественных и краси вых проявлений души человеческой. Газета получает десятки, сотни писем из месяца в месяц. Поэтому нет возможности напечатать все. К тому же в неко торых из них повторяются мотивы, темы, мысли, уже не раз звучавшие на страницах «ЛГ». Но нам дорога и важна любая весточка от наших читателей. Почта помогает сверять курс газеты, она «сигнализирует» о том, попали мы «в точку» или промахнулись, о том, что волнует нашу аудиторию. По этому мы признательны каждому, кто поддерживает диалог со своей газетой. И очень хочется, чтобы любой из читателей мог сказать вслед за Василием Михайловичем Козновым: «Не называю вас господами. Какие вы господа? Господа те, кто солидно обворовывает народ. Поэтому обращаюсь к вам как к товарищам...» И. НЕВЕРОВ. —Начнем с того, что во вре мя предвыборной кампании я не давал обещаний типа — заас фальтировать, отремонтировать, телефонизировать. По роду моих занятий сам я все это выполнить не могу, поэтому у меня есть лишь один способ помочь — встретиться со спе циалистами, добиться выделе ния средств, сделать депутатс кий запрос. Именно так я и го ворил избирателям: будем дей ствовать вместе с председате лями уличкомов, будем старать ся решать тревожащие вас про блемы. Но обещать с абсолют ной гарантией добиться резуль тата с моей стороны было бы безответственно. Что же касается упреков в бездействии, в равнодушии к нуждам людей, то, простите, но они несправедливы. Так же, как и слова о том, это я якобы не встречаюсь с избирателями. Каждую неделю по средам с 15 часов я веду прием на проспек те Мира, 30. А мой помощник, также по средам, приглашает их на Студеновскую, 25 с 11 до 12. Между прочим, первый прием я провел уже через неделю после выборов. Вместе с помощником с мая прошлого года мы при няли где-то 120 человек с са мыми разными заботами и про сьбами. И не в похвалу себе, а ради точности скажу — многим удалось помочь. Кого-то — по местить в дом ветеранов, кого- то —в клинику, кому-то —посо бить с ремонтом. Вот у меня журнал, где я фиксирую все про сьбы и то, что сумел сделать. Так что все можно проверить по именам, по адресам. Вот сейчас одна из моих трудных проблем — положение на улицах Фадеева — Фести вальная. Тамошние дома — под боком НЛМК. Понятно, загряз ненная атмосфера, к тому же здания разрушаются, телефонов нет. Нелегкое это дело что-то изменить, но я твердо намерен добиваться помощи людям, ко торые там живут. Депутат — ответчик за все и за всех: и за президента, и за губернатора, и за мэра. Случа ется, что идорогое лекарство для больного старика покупаешь за свои, хотя какая теперь про фессорская зарплата, вы и сами знаете. Хорошо еще, что с пред седателями уличкомов у нас нор мальный контакт, стараемся ра ботать вместе. Я дал им всем свой домашний телефон, чтобы в случае нужды можно было ре агировать более оперативно. Работать непросто. Особен но с учетом того, что мои 25 тысяч избирателей живут и на левом, и на правом берегу. Но рук не опускаю, предпринимаю, что в моих силах. Теперь о конкретной ситуа ции на Пионерской. Да, это ужасно, когда у безногого ин валида нет телефона. Но, как мне заявили специалисты, с телефонизацией этой улицы возникают сложности, их устра нение требует определенных, и не таких уж маленьких, затрат, , то есть без городской админис- ' трации тут не обойтись. Я, ра зумеется, продолжаю занимать ся этим делом. Не скрою: креп кие словечки уставших от ожи дания, разуверившихся людей огорчают, а порою и обижают. Но я искренне хочу, пусть и не всегда могу, помочь каждому, И еще одно замечание по поводу разного рода слухов на счет высокого вознаграждения депутатам. Мне иногда задают вопросы на этот счет. Хочу, что бы избиратели знали: ни я, ни мой помощник Юрий Иванович Яковенко (кстати, тоже препо даватель, только в машиностро ительном колледже) за эту ра боту не получаем никакого ма териального вознаграждения. Р.З. Пока этот материал готовился к печати, в редакцию поступило очередное письмо с того же избирательного учас тка. В нем вновь поднимается вопрос о незаасфальтиро ванных улицах, о телефонах для инвалидов, вновь с обидой упоминается имя депутата. В связи с этим редакция обра щается к руководству Липецка и специалистам по телефо низации с просьбой найти средства и возможности, чтобь^. помочь жителям улиц Пионерская, 4-й Пятилетки и других, входящих в округ. Поддержите ходатайства депутата. Это же в самом деле страшно, когда пожилые и больные люди в наше время оказываются оторванными от мира посреди большого города. Даже при всех проблемах со скудостью бюджета... СВОИМИ ГЛАЗАМИ ШЕСТЬ дней и вся жизнь ... По-моему, самый пристальный инте рес из всех бывших республик Совет ского Союза у россиян вызывает Бела русь. По себе знаю: не успеешь вернуть ся оттуда в Липецк, и тебя засыпают вопросами. На то, наверное, две причи ны. С одной стороны, это единственное пока независимое государство, народ и руководство которого открыто говорят о своем стремлении вновь объединиться с Россией, проявляют истинно братские чувства к россиянам. А с другой — уж очень двусмысленно, а то и с неприкры той неприязнью "подают" белорусскую ситуацию, а главное — президента рес публики наши газеты и телевидение. В чем только не обвиняют Лукашенко, какие только грехи ему не приписыва ют! Это труднообъяснимо: так компро метировать главу явно дружественного государства, вторя американским идео логам, у которых, разумеется, собствен ные, не совпадающие г нашими, цели... Для меня Беларусь — родина. Там, в деревне Климовщина Верхнедвинско го района, я рос, там воевал в партизан ском отряде, там корни моей судьбы и моих книг, написанных о товарищах по оружию, о людях, мне дорогих и близ ких. Да, я давно уже липчанин, долго ра ботал металлургом, но всегда помнил, что я — из крестьян. Из белорусских крестьян. А потому, я думаю, естествен но, что, когда Ызникла возможность, мне захотелось потрудиться на земле, дав шей жизнь моему роду. И я семь лет — с 1989 по 1996 год —признаюсь, без прописки —жил в ро дительском доме, что достался мне в наследство от матери. Не просто жил — а работал, не ленясь, с радостью. Как и все мои соседи, с которыми мы хорошо ладили. Я, заводской человек, учился у них подзабытой крестьянской науке, и хозяйство мое было не хуже многих. Чем и горжусь. Но и за письменным столом успевал посидеть. Писал опять же о сверстни ках и друзьях, партизанивших, сражав шихся на фронтах Великой Отечествен ной. Очерки печатал в районной газете «Двинская правда». Они и составили основу вышедшей позже в Липецком издательстве очередной книги — «Че ловек из легенды». Больно, что не дождался ее появле ния главный мой герой Михаил Урбан. Я обещал подарить ему повесть о нем. Да вот не суждено: унесли Михаила в могилу раньше срока тяжелые ранения да память о гитлеровских концлагерях. Он умер в 1997. Книгу я вручил жене его Нине... Это все, если хотите, предисловие к недавней моей поездке на Витебщину. Поскольку именно книга, вернее — ес тественное желание автора, чтобы про читали ее мои герои, их дети, внуки, побудило меня сесть в поезд. Я расска зал в ней правду о минувших днях и верил, что она нужна и ровесникам моим, и молодежи. Тем более что руко водство области и района проявило ин терес к этой работе, обещало помочь с распространением нового сборника. Понятно, однако, что только этими хлопотами мое, на сей раз недолгое, но насыщенное путешествие не ограничи лось. Я повидался с давними товарища ми, посмот|)рл своими г.пазами, как жи вут мои земляки, послушал, что дума ют они о судьбе страны, о Лукашенко. Вы знаете, они в большинстве своем относятся к Александру Григорьевичу с уважением. Такое уважение телепе редачами не насадить. И перспективы Беларуси оценивают с куда большей уве ренностью в завтрашнем дне, нежели мы говорим о нашем, российском, бу дущем. Хотя у них есть свои труднос ти. Но вот что примечательно: беседо вал я с председателем вет^анской ор ганизации колхоза имени Ленина Вац лавом Яковлевичем Сергушко. И понял: а в Белоруссии-то работу с ветеранами энергично поддерживает государство. Власть. И не на словах, не только 9 Мая, а изо дня в день. Не зря, между про чим, в каждом районе есть заместитель председателя райисполкома по идеоло гической работе. Кому-то из липчан, приученных уже шарахаться от самого слова «идеология», это покажется странным и неприемлемым. А я так ска жу: власть, которая демонстративно по казывает равнодушие к идеям, способ ным сплотить людей, а втихомолку ис поведует идеологию разобщающую, чуждую народу и его традициям, куда хуже. А если на Витебщине есть люди, в служебные обязанности которых вхо дит забота о культуре, о сохранении памяти, исторического наследия, духов ных начал, что тут плохого?! Вообще главное, что осталось после поездки — это то, что там власти, тот же президент не с трибун, а повседнев но помогают людям, стараются, чтобы им жилось лучше и спокойнее. Между прочим, это мое наблюдение подтвер дили и те, кого я давно знаю, люблю, кому не могу не верить. Напрймте, гос теприимные деревенские соседи Влади мир Васильевич и Надежда Ниловна ЛиповскИе. Как и до войны, двери в их дом, даже когда стемнело, не на запо ре — заходите, здесь каждому рады. С этой семьей я связан десятки лет. Всег да любил маму Нюру и трех ее сыно вей. Обитали они сперва на железнодо рожном полустанке Бениславский, а когда главу семьи арестовали как не мецкого шпиона, мать с детьми пере ехала к своему отцу в Климовщину. Со старшим сыном Николаем мы вместе уходили в партизаны —в отряд «Боевой» (поначалу он назывался «Ха- ринским»). В первые послевоенные годы Николай служил в милиции и по гиб от рук бандитов. Среднего, Михаи ла, вместе с матерью фашисты увезли в Германию. Только через три года они вернулись на родную землю. Ну а Во- лбдя всю жизнь проработал тракторис том в одном колхозе «Росквит», после укрупнения влившемся в колхоз име ни Ленина. Теперь он инвалид второй группы, занимается своим хозяйством. Живет хорошо, настроение бодрое. За столом как-то высказался: «Негоже жить в деревне лишь бы как. Работай, и у тебя все будет, по-другому у хозяи на не должно быть». Тут, правда, одна поправка нужна: все будет, если госу дарство тебя не обирает, если способно не потопить, а поддержать. Так вот, в Белоруссии власти действуют именно так: помогают работнику, не ставят ему подножек, не разоряют... Слова Влади мира подтвердил и мой старейший друг Антон Берига в Новом Строе, когда я забежал к нему, чтобы вручить книгу. За шесть дней на Витебщине я убе дился: да,там живут спокойнее, чем мы, трудятся с настроением, везде чувству ется, что народ верит президенту и правительству. Это, я думаю, почувство вали даже наши телезрители, послушав интервью Лукашенко на ОРТ. Я от мно гих слышал потом завистливое: «Нам бы такого!». Геннадий КАПУСТЕНОК. ПЕРЕПИСКА С ЧИТА ТЕ.ПЕМ ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛАБИРИНТ? Ни годы, ни болезнь не сделали меня безразличной к тому, что происходит в России. Осо бенно много и с болью думаю о том, что на официальным языке называют «национальным вопросом». Что произошло со всеми нами? Что вызвало как бы волну антисемитизма? Чья в этом вина? Подход здесь должен быть очень осторожный. Этого не учел Б. Ельцин, назначая на высокие государственные посты столько лиц еврейской национальности. А что делает наше телевидение? Как ведет себя, например, Евгений Киселев в своих «Ито гах»? На Пасху —это ведь самый большой праздник христиан —уделил этому одну-две минуты. А остальное время посвятил еврейской вере, жизни еврейских поселений. Между тем в эти дни не было никакого иудейского праздника. Разве это не обидно верующим русским людям? Вообще, к великому сожалению, все лица еврейской национальности, за некоторым исключе нием, забыли, что Россия —многонациональная страна и нельзя претендовать на особую исклю чительность только своей нации. Написала я все это, и мне стало очень не по себе. Я вспомнила многое. В моем детстве соседями у нас были владельцы ювелирного магазина Машкины. В 20-е годы Каховка, мой город Берислав часто подвергались нападению разных банд, в том числе махновцев. Однажды они просто вылавливали и вешали на деревьях евреев. Сыновья и дочь Машкиных где-то прята лись, а старуха мать была дома. Моя мама с тремя малыми детьми забрала ее к себе и : спрятала. На стук прикладом в дверь она вышла со мною, совсем маленькой, на руках и старшим \ сыном, которому было 15. Белобандитхотел проткнуть штыком моего брата, чтобы пройти в дом. Мама его загородила и крикнула: «Коли меня с ребенком, коли!» На ее крик выбежали еще двое моих маленьких братищек. Увидев столько детей, бандитрещил, что мать вряд ли станетпрятать соседку, выругался и ушел. Это одно воспоминание. А вот другое. Все школьные годы моей подругой была девочка еврейка Хана Басис. А первой и единственной любовью — летчик Борис Бирман. Его мать не хотела, чтобы он женился на русской. Я ушла из ее квартиры, порвала с Борисом потому, что не могла стать его женой против желания матери. Дело было в Киеве. Я училась в медтехникуме и ходила на занятия через Бабий Яр, так ближе и не надо было тратить деньги на трамвай. И не могла подумать, что там случится, когда придут немцы. Уже после войны, приехав в Киев, я встретилась с женщиной, пережившей иго фашистское. Она рассказала, что всю семью Бирманов —мать, старшую дочь, зятя, двоих внуков — расстре ляли в Бабьем Яру. Другая дочь, моя любимая Ида, с мальчиком где-то пряталась и осталась жива. А Борис Бирман, летчик, погиб в самом начале войны в небе Ленинграда. Сама рассказ чица чудом выжила, оказавшись заваленной трупами. После этого я не могла больше видеть Киев - город моей студенческой, радостной моло- '■дости, моей первой и единственной любви... Как горько: прожила жизнь, не различая национальностей, и вдруг видеть и слышать то, что происходит теперь. Так что же с нами случилось? И по чьей вине это случилось? Не понимаю! Лидия КРОХМАЛЮК. Пос. Лев Толстой, Не одна Лидия Марковна Крохмалюк горестно недо умевает. Не одну ее насиль но загоняют в хитроумные лабиринты «национального вопроса». А хозяева этого ат тракциона с ухмылкой на блюдают, как мечемся мы от тупика к тупику, сталкива емся друг с другом. Здравый смысл, исторический и жи тейский опыт как будто бы подсказывают: о человеке надо судить не по анкетным данным или разрезу глаз, а по делам. Вина Березовского не в том, что он Борис Абра мович, а не Борис Николае вич, тем более что у его тез ки с русским отчеством гре хов перед Россией не мень ше. Но когда разномастные говоруны настырно талдычат о некоей национальной пред определенности поведения, вытаскивают из вороха про пылившихся псевдоидей те зис о «крови и почве», даже у думающих и трезвых лю дей возникает сомнение: раз об этом столько говорят, мо жет, в этом что-то есть? Вот и чуткая, совестливая Лидия Марковна не удержалась от соблазна размашистого выво да: «К сожалению, все лица еврейской национальности. за некоторым исключением, забыли...» А какое-нибудь «лицо еврейской националь ности», шарахнувшись в сто рону от пропившего исподнее бомжа, усмотрит в этом ос нование заключить о народе Пушкина, Толстого, Менде леева, Жукова: все они лени вы и пьяны, у всех у них раб ская психология. От неприязни до ненавис ти — расстояние невелико. По-моему, националистичес кие крайности для части на селения сегодня почти неиз бежны. Действие, увы, рав но противодействию. В одной из бывших республик (1ССР на стенах пишут обращения к русским согражданам: «Русский брат! Не уезжай, ты будешь у нас рабом». Аль фред Кох, хихикая, разгла гольствует о бедствиях Рос сии. Телеканалы, не учиты вая (или, наоборот, хорошо учитывая) нравственное, пси хологическое состояние об щества, перенасыщают про грамму назойливыми, якобы «познавательными», сюжета ми о еврейском населении, Израиле, иудаизме. Иные развлекательные шоу сплошь превращаются в ту совки артистов с еврейскими фамилиями. И так далее. Ну можно ли тут рассчитывать, что у какого-то усталого, от брошенного режимом на обо чину человека все это и еще многое другое не вызовет вполне определенную реак цию? Да что тусовки! Сам ди кий российский рынок взрыхляет почву для нетер пимости. И не только нацио нальной. «Тебе еще платят зарплату — мне уже нет» — вот вам и повод косо смотреть на соседа. В числе всех ны нешних несообразностей по ражает и такая: среди глав ных борцов с экстремизмом оказались «авторы» чисто экстремистской расправы с парламентом в 93-м. Когда им выгодно — они сами экстре мисты, невыгодно — побор ники мира и противники эк стремизма. Вы думаете, их волнует судьба коротко стри женного русского парня, вы тянувшего руку в нацистс ком приветствии? Вы думае те, они озабочены тем, что будет с еврейским его ровес ником, усвоившим с подачи кого-то из старших высоко мерный взгляд на Россию, бездумно повторяющим пре небрежительно-отчужденное «эта страна»? Ничего подо бного! Их интересуют толь ко результаты ближайших выборов и счет в надежном заграничном банке. Этим борцам, точно сгово рившись с ними о распреде лении ролей, подыгрывают то по какому-то недоразуме нию или по инерции числя щий себя коммунистом-ле- нинцем генерал, то суетли вый депутат — «сын юрис та», тараторящий, что евреи самые умные, то журналис ты, толкующие кто об агрес сивной русофобии, кто о во инствующем антисемитизме. Элементарные естественные представления, когда — по провокационным расчетам, когда — по глупости, смаза ны, искажены, перепутаны. Народу подсовывают дикие словечки-кентавры вроде «коммунофашизм », дабы скомпрометировать коричне вым красное, хотя любому нормальному человеку ясно: коммунист не может быть фа шистом и наоборот. Все эти манипуляции от нюдь не безуспешны. Они направляют протестную энергию, совершенно закон ное неприятие реформ, обез доливших все народы Рос сии, в ложное русло. А в ито ге — правнук солдата Вели кой Отечественной войны с фашизмом нацепляет свасти ку. Кстати, очередная урод ливая гримаса безвременья: лидеры партий и движений, в названии которых гордо стоят слова «русский», «пат риотический», «националь ный», частенько подражают ритуалам и заимствуют иде ологию явно нерусского про исхождения, чуждую право славной этике, христианской проповеди. Как жить среди всего это го бедлама, милая Лидия Марковна? А просто-напросто не поддаваться старательно культивируемой истерии. Не делать шаг в лабиринт. Ве рить себе, своему опыту и сердцу, а не навязываемым предрассудкам и стереоти пам. Порядочным людям в России делить нечего, неза висимо от того, чьи предки живут здесь испокон веков, а чьи пришли на эту землю полтысячи или тысячу лет назад. У них нет ни упомя нутых долларовых счетов, ни самолетов с полными баками на случай экстренного бегст ва. Им погибать или выжи вать и жить рядом. Вместе с Россией. И. НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz