Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ п АЛЕКСАНДР ХАНЖОНКОВ В НАЧАЛЕ ВЕКА СУМЕЛ ТАК ОРГАНИЗОВАТЬ КИНОПРОИЗВОДСТВО, ЧТО НАМ СЕГОДНЯ ЗАВИДНО Похоже, русские кинодель цы начало века предчувство вали, сколь короткий срок от пущен отечественной частно владельческой синематогро- фии - так поразительны раз мах киностроительства, успех на мировом рынке и, главное, художественные достижения! Конечно, в среде тех, кто начинал в России это стран ное и удивительное дело - ки нематограф, - были люди, для которых деньги, прибыль зна чили все. Но фортуна благо приятствовала десятой музе на русской почве: в 1905 году в кино пришел человек с без упречной репутацией, потом ственный дворянин Войска Донско го , подъесаул в запасе Александр Алексеевич Хан- жонков. Его подвижничество сродни деятельности Павла Третьякова, Саввы М амонто ва, Алексея Бахрушина... Создание своей киноимпе рии Ханжонков начал с пяти тысяч рублей - реверсуммы, которой русское правительст во обеспечиволо семьи офи церов Войска Донского , вы шедших в запас моложе 28 лет. Под честное купеческое слово заграничная и отечест венная клиентура давала Хан- жонкову долгосрочные креди ты. В 1907 году в Москве, лю бимом и глубоко почитаемом им городе, он посгооил но Житной улице (дом 29) круп нейшую кинофабрику в Евро пе, где сразу сконцентрирова лось отечественное кинопроиз водство. На ханжонковских фа бриках (после большевистского декрета о национализации пе реименованы в «Первую фаб рику Госкино») будут сняты «Стачка», «Броненосец «По темкин», «Октябрь», «Генераль ная линия», «Луч смерти», «Бух та смерти», «Мать»... - класси ка советского кино, принесшая мировую славу Сергею Эйзен штейну, Григорию Александро ву, Льву Кулешову, Абраму Ро ому... Александр Алексеевич мно го занимался просветительской и благотворительной деятель ностью. Благодаря Ханжонкову в России в 1911 году появи лось ноучно -популярное и учебное кино. Из-за коммерче ской нецелесообразности ино фирмы и русские бизнесмены не рисковали вкладывать день ги в столь нерентабельное де ло (только в Москве в это вре мя имели свои представитель ства, работали около ста за рубежных кинокомпаний и де сятки русских!). Примечатель но, что в синематогрофах Хан- жонкова (он построил киноте атр «Москва» й другие) сеансы просветительских картин для учащихся средних учебных за ведений были бесплатными. Работы научного отдела фирмы (возглавляли А. Дворец кий и Н. Баклин) консультиро вали профессора Московского университета. Методы киноис следования разрабатывали ад мирал С. М акаров , академик А. Крылов, профессор Н. Жу ковский. Нобелевский лауреат Иван Павлов под впечотлени- ем этих работ высказал мне ние, что кино - такое же орудие научного исследования, как ми кроскоп и телескоп. К этой мыс ли пришел и В. Бехтерев. В фильмах использовались диа граммы, чертежи, инсцениро ванные и документальные съем ки, макеты, рисунки, мультипли кация. Открыли лросветитель- ское кино в России картины «Операция костной опухоли», «Электрический телеграф», «Электрический телефон», «[По лучение электромагнитных волн», «Кровообращение», «Пар», «Алкоголь и его послед ствия» (роль пьяницы исполнил Иван Мозжухин). В 1916 году А.А. Ханжонков придумал «оборудовать от од ного до четырех вагонов-кине матографов» для эффективно го распространения совре менных научных знаний среди крестьян и рабочих. «Такие ва гоны с постоянной кабиной (будкой), - писал Ханжонков 27 сентября в Министерство путей сообщения Л.Д. Аксенову, - удовлетворяющей всем техни ческим правилам кинематогра фической проекции, а также и своей маленькой электриче ской станцией, могли бы обслу живать как крупные железно дорожные узлы, с их большим числом рабочих и служащих, та к и отдельные станции...». В 1913 году А.А. Ханжонков, восхищенный благотворитель ной деятельностью Великой Княгини Елизаветы Федоровны Романовой, создал хроникаль ный фильм о ее детских трудо вых артелях и подарил Елиза ветинскому обществу. Известие о начале первой мировой застало Ханжонкова на Балтике. Прямо с поезда он отправился в комитет по орго- низации лазорето имени кине- мотографии при Екатеринин ском институте... Акционерное общество «ланжонков и К°» открыло и свой лазарет. Под е го помещение Александр Алексеевич предоставил свою квортиру на Саввинском под ворье (Тверская, 24-26). Ханжонков первым понял, что никакое прокатное киноде ло, никокие зарубежные карти ны не создадут в России высо коклассное кино. Все силы фирмы он бросил на создание подлинно художественного на ционального кинематографа. Уже в 1908 году он финанси рует первые русские бытовой («Драма, в таборе подмосков ных цыган») и исторический («Песнь про купца Калашнико ва») фильмы. А в 1911 году учоствует и как сорежиссер в постоновке полнометражной ленты «Оборона Севастополя» - по Высочайшему соизволе нию Императора Николая II. Современники смотрели этот Российские кинозвезды начало XX фильм, говоря сегодняшним языком, как супербоевик. Царь лично поблагодарил его за труды бриллиантовым перстнем со своей руки. Газе та «Русское слово» от 15 ноя бря сообщала: «Его Импера торское Величество изволил осчастливить Ханжонкова ми лостивыми расспросами». В коммм ческом успехе кар тины не было сомнений, но расходы, связанные с ее поста новкой, достигли 40.000 руб лей - невероятной по тем вре менам суммы. А Ханжонков устроил еще и презентацию (впервые в истории отечествен ного прокото!) «Обороны Се вастополя». В течение несколь ких дней в Большом зале М ос ковской консерватории в со провождении двух симфониче ских оркестров с хором певчих и шумовых эффектов (выстре лы, сигналы...). И когда конкуренты уже предвкушали финансовый крох фирмы «А. Ханжонков и К°», началось триумфальное шест вие «Обороны Севастополя» по России - заработоло по районная система проката (придуманная и осуществлен ная Ханжонковым). Директор московского отде ления фирмы «Братья Поте» М ориц Корлович Гош, узнав, что Ханжонков при таких бе зумных затратах и немыслимо большом тираже получил еще и солидную прибыль, восклик нул: «Теперь я понимаю, поче- века. Их открыл миру Ханжонков. му 30 границей называют Рос сию страной чудес!» Огромный международный успех фирме Ханжонкова при несли кукольные и графические мультипликации Влодиславо Сторевича . Им был открыт принцип объемной анимации и впервые разработана техника трюковой съемки. Мультяшки «Прекрасная Люканида» или «Война усачей с рогачами» (после октябрьского переворо та лента покозыволась под на званием «Куртизанка на тро не») и «Стрекоза и муравей» (ее Ханжонков подорил Цеса ревичу Алексею) прорубили окно в Европу для русской ки нематографии. На премьере в Дании публика , возможно , впервые в истории мирового кин опо ка за , аплодировала стоя. Без преувеличения можно Сказать, что Ханжонкову рус ский и мировой кинематограф обязан открытием звезд пер вой величины: Вера Холодная и Иван Мозжухин, Евгений Бауэр и Витольд Полонский, Петр Чордынин и Владимир М акси мов, Лев Кулешов и Иван Пе- рестиани... С ним )эаботали Ф .Ф .Комиссаржевский ',*'^ ' В.Э. Мейерхольд, Л.Форестье, М.М. Ипполитов-Иванов... Ханжон ков полагал, что в России дол жен быть свой кинематограф - под стать ее великому искусст ву: литературе, музыке, живо писи, театру. Дмитрий РОГОВ. СЮЖЕТЫ-99 КАК ДОМРАБОТНИЦУ ОТБЛАГОДАРИЛИ Ж ительница о д н о го из сел М о л д а в и и в числе с та тысяч с о гр а ж д а н , п о д а в - -шихся на з а р а б о т к и «за б у го р » , у с тр о и л а с ь в И т а лии д о м р а б о т н и ц е й . П р о пы л е с о с и ть и вы гу лять с о б а ч к у д о б ры х х о зя ев - это не тя п ко й о р у д о вать о т з а р и д о з а р и , м е сяц т а к о й р а б о ты стоил т р е х ле т вкалы вания на р о ди не . О д н а к о , с о с к у ч и в шись п о м уж у и д е т иш кам , п о п р о с и л а с ь н а п а р у н е дель в М о л д а в ию . С е р д е ч ные хо зяе ва выплатили все п о л о ж е н н о е и д аж е б о л ь ше - п о д а р и л и «видик» и н е с ко л ь ко ви део ка ссе т . П о с л е ж а р к и х объятий на р о д н о й зеллле, з а в и с т ливых взглядов сельчан на п р и ве зе н ны е баулы го с т и н цев и т у гую п а ч к у «зеле ных» с о б р а л и с ь в е ч е р ом у д о м аш н е го го л у б о го э к р а на - крутили за п и си п о п у лярных эс трад ны х певцов . Н о в их выступления вдруг р е з а л и с ь кадры ... э р о ти ки . О ш а р а ш е н н ы е м уж и дети у зн а л и в ге р о и н е сю ж е т а с в ою ж е н у и мать. З а г а д к а п о р н о л е н ты р а с кры л а с ь с к о р о . О к а з а лось , что з а о с та вш е й ся о д н о й в д ом е итальянских хо зя е в д о м р а б о т н и ц е й следили скры тые в и д е о ка меры . О н и - т о и заф и кси р о в а л и д о п о л н и т е л ь ны й « п р и р а б о т о к » сл уж ан ки в о тсутствие р а б о т о д а т е л е й . Х о з я е в а не вы гнал и з а « а м о р а л к у » л ю б в е о б и л ь н ую д о м р а б о т н и ц у , а н а к а з а л и ее п о -с в о е м у : в м о н т и р о в а л и ка д ры с эр о ти ч е с ким и сц е н ам и в п о д а р о ч н ую ка ссе ту . Д о м а , ко н е ч н о , вышел скандал . Семья распалась . П равда , м уж оставил себе в качестве компенсации часть итальянского го н о р а р а . Олег ГРАБОВСКИЙ . К И Ш И Н Е В . «ПЛЕЙБОЙ» - ДА НЕ МОЙ Грузинские модели п о л у чили ш а н с появиться но ми р о в о м п о д 1 ^ м е . Н о с о с т о явшемся в Тбилиси ка с ти н ге из 4 0 п р е те нд е н та к бы ли о т о б р а ны 10 девуш ек . Д ве из них - Д а ш а П и р с а - но ва и К р и с ти н а Х олодова - получили о т р е д а к т о р а р у с с ко й вер сии ж у р н а л а «[Плейбой» А р т е м а Т ро и ц ко го п р е д л ож е н и е снима ть ся для это го ж у р н а л а . 18-летняя Д а ш а П и р с а - н о в а з а я в и л а ж у р н а л и с там , что пр еж д е чем р е шиться сниматься для муж ского ж у р н а л а , о н а п о с о ветуется с родителями . А К р и с т и н а с р а з у ж е о тм ела с ам у идею снима ться о б н аж е н н о й . Ирина АЛЕКСИДЗЕ. Т БИ Л И С И . НА ЗДОРОВЬЕ! б е г у щ и й п о в о л н а м бО-ЛЕТНИЙ МАРАФОНЕЦ-ЛЮБИТЕЛЬ АРКАДИИ ПОПОВ БРОСАЕТ ВЫЗОВ ВСЕМ МОРЯКАМ МИРА Его первый лароход назы вался «Геркулес», и в этом бы ло что-то символическое. М о лодой кочегар «Геркулеса» Ар- кодий Попов «тяжелой отлети- кой» занимался проф ессио нально. Как учили: берешь угля побольше, кидаешь подальше, о пока летит - отдыхаешь. Вах та - четыре часа. За смену ко чегар в среднем перекидывал от 2 до 3 тонн угля. После че го выгребал шлак, поднимал и выбрасывал за борт. О «ро мантике» кочегарской доли мы знаем в основном по песне: «Товарищ, мне вахту нет мочи стоять, сказал кочегар кочега ру». Между прочим, это прав да. Труд каторжный. Честно отработав кочега ром два года на буксирах, П о пов продолжил образование : последовательно окончил две мореходки, перешел в команд ный плавсостав. К 45 годам он уже ходил на совершенно дру гих судах, дослужился до почет ной и уважаемой на судне должности старшего механика. Неизменными оставались лишь внешние данные «геркулесов ского атлета»: при среднем р о сте Аркадий Борисович весил под 90 кг и, по собственному определению , отличался о т менной тучностью. Как-то на глаза случайно попалась газета с довольно обидной заметкой про физиче ское состояние моряков: неук люжие, страдающие излишним весом. Попов сначала обидел ся. Потом внимотельно посмот рел в зеркало. Обулся в кр о с совки и побежал... Вот уже пятнадцать лет его ежедневная норма в будни со ставляет 10 километров. В вы ходные - 15-20. Причем бежит независимо от того, где нахо дится: будь то в родном Архан гельске, в открытом море или, скажем, во время стоянки в ка ком-нибудь иностранном порту. Сегодня в его активе - двад цать марафонов, из которых четыре - в открытом море, по палубе идущего судна. М ар а фоны по земной тверди люди бегают уже почти две с поло виной тысячи лет. А вот пробе жать 42 километра 195 метров в море - поступок иного уров ня. По палубе в открытом море просто бежать нелегко. Тем более проблематично там ста вить рекорды. Качка, ветер, брызги, палубу заливает водой. Это определенный риск. Н а ко нец, бежать приходится по многу часов по железу в усло виях монотонного дискомфор та: расстояние между фальш бортом и комингсом (то есть стенкой) трюма всего полтора метро. Длина главной палубы контейнеровоза «Пионер О н е ги», на котором ходит Аркадий Попов, всего 57 метров. М но го времени и сил приходится тратить на бесконечные разво роты и виражи. Свой первый марафон он пробежал в Ионическом море за 3 часа 47 минут 12 секунд. Для сравнения: в Книге рекор дов Гиннесса зафиксировано достижение шведского радиста А рно Кольберга. Рекорд пер вого морского марафонца Зе мли составил 4 часа 25 минут! Впрочем, Кольберга «сде лал» не Попов. Наш соотечест венник петербуржец Виталий Сергеев чуть ли не на час (!) улучшил этот результат, причем в отличие от шведа наш моряк бежал во время шторма. Но на первого помощника капитона Сергеева вместо славы и на- грод обрушились неприятности. Но марафонца пало подозре ние в измене Родине! Вот как вспоминает об этом сам рекордсмен в письме в ре дакцию: «О моем намерении побить рекорд шведского ра- дисто столо известно на Запа де. П ро грамма телевидения ФРГ 2ЬГ обратилась к спор тивному руководству СССР с просьбой разрешить снять им рекордный забег. Но тогда на дворе были другие времена. Вызвали к сотрудникам КГБ за местителя начальника пароход ства: «Как Сергеев установил контакт с немецким телевиде нием?» Согласно «Инструкции провил поведения советского моряка за границей» контакты с иностранцами, и тем более организоциями, категорически запрещались». Тем не менее в июне того года на пути из Антверпена на родину марафон состоялся. Ре зультат: 3 часа 33 минуты. Лучший результат Аркадия Попова - 3 часа 32 минуты 58 секунд. По стечению обстоя тельств морофон происходил почти в тех же водах. Контей неровоз Попова держал путь из Архангельска в Антверпен, - (Палубу сильно заливало, - вспоминает Попов. - Мы со единили крышки трюмов дере вянными настилами, благодаря чему удалось увеличить длину круга до 91 метра 45 санти метров. Число полных кругов сократилось до 461, но эти де ревянные мостки и немного подвели. Во время очередного круга оглянулся, запнулся. П а дая, ушибся, разодрал в кровь руку. Поднялся, запрыгнул на трюм и продолжил марафон. О том, что Сергеев к тому времени уже улучшил свой ре корд на целую минуту, Аркадий Борисович просто не знал. Ин формации о такого рода спор тивных достижениях практиче ски невозможно получить. И напрасно. Хотя бы уже по тому, что марафон в открытом море не просто эффектное морское шоу. Бегать морякам есть и практический резон. Раз менявший седьмой десяток стармех Попов сегодня в отлич ной физической форме. У него идеальное соотношение роста и веса, не бывает проблем с Вот так он и накручивает на палубе тысячи километров! прохождением обязательных ежегодных медкомиссий. Сегодня Аркадий Борисович по-прежнему ходит но своем контейнеровозе, правде, теперь его «Пионер Онеги» называется «Фиорд Перл» («р1огс1 реаН») и над ним развевается мальтий ский флаг - пароходство прода ло судно итальянской компании. Но команду судовладелец нани мает исключительно в России. И по палубе «Пионера-Фиорда», как и в добрые старые време на, бегает шестидесятилетний марафонец. В 2000 году он твердо намерен установить но вый мировой рекорд: «Ничего невозможного в том, чтобы пробежать дистанцию менее чем за 3 часа 32 минуты - нет. Есть лишь одна проблема: нет достоверной информации о том, какой на сегодня самый свежий мировой рекорд». В связи с этим, Аркадий П о пов совместно с редакций «ДВ» объявляет своего рода акцию. Все, кто может документально докозоть, что он установил ре корд, сообщите в редакцию. Или просто рискните его само стоятельно улучщить. Дерзайте. - Аркадий Борисович, полу чается, вы бросаете вызов в том числе и молодым морякам- марафонцам? - А какие тут могут быть воз растные ограничения? Да и 60 лет - еще не тот возраст, когда нужно бояться честного сопер ничества на марафонской дис танции в открытом море... Игорь ЕЛКОВ. АРХАНГЕЛЬСК - МОСКВА . НАХОДКИ и С лопатой и БИБЛИЕЙ АРХЕОЛОГИЯ ДОКАЗАЛА, ЧТО В СВЯТОМ ПИСАНИИ ОТРАЖЕНА РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ. ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ПРИМИРИТЬ НАУЧНЫЕ ФАКТЫ С МИФАМИ И ЛЕГЕНДАМИ Таким увидел снятого с креао Иисуса библейский художник. Раскопки вблизи город ка мера историю Иосифа , сы- Д ан в И зраиле принесли на И а ко в а , ко торый был редкую находку. Н а очищен- продан в рабс тво своими ной от земли поверхности братьями за 20 серебряных д ревней стены ар хе ол о ги шекелей. о б н а р уж и л и а р а м е й с к ую надпись. О н а гласила, что базальтовые камни - о сно вание пам я тн и ка ко р о лю Д а м а с к а , во здви гнуто го в о знам ено вание его победы над двумя враждебными племенами. О д н о из них Э то в точности соответст вует ценам на р а б о в в XIX- XV!!! веках до нашей эры, ут верждает Китчен. Если бы Иосиф был просто приду ман создателями Библии в VI веке, то , по м нению уче ного , они почти наверняка под предводительством царя указали бы цену свое го вре- Довида . Э то была и теол о гич е с кая научная, и сенсация . «Библейский нигилизм рух нул в одночасье», - пр о ком ментировал ее один из а р хеологов. Никогда прежде имя воин ственно го иудей ско го царя, одно го из глав ных персонажей Библии, не упоминалось за ее предела ми. Скептики считали, что существование Давида - ле генда, придуманная а в то р а ми Святого [Писания. Ссылка на царя, об нар уж енная к тому же на «вражеском» м о нументе, отмело все сомне ния. мени, ко торая поднялась т о гда до 120 шекелей. Н е к о т о р о е время том у назад в окрестностях И ер у салима было найдено пер вое в истории р а с ко п о к з а х о р о н е н и е р а с п я т о го на кресте человека. В осстанов ленная археоло гами ка р ти на казни , ш и ро ко пр а к ти ко вавшейся в Римской импе рии , удивительным о б р а зом совпала с ее библейским описанием . В ступне несчастно го со хранился со гнувш ийся гвоздь, его ноги были слома ны. Казненный был п о х о р о нен отдельно. Э то тож е под- Библейские мифы и на у ка тверждало утверждение бо - с давних пор находятся в сложных и противоречивых отношениях. О дни открытия реш ительно о п р о в е р г а ю т церковные догматы. Д ру гие - неожиданным о б р а з о м под тве рж д аю т гословов , что не всех распя тых на крестах оставляли на съедение птицам или х о р о нили в общих могилах. В о т дельных случаях власти вы давали тело родственникам и с то р и ч е с кую или близким , ка к и произош д о с т о в е р н о с ть эпи зодо в ло с Христом. Библии. Более всего доста - В 199 0 году строители лось от науки церковном у п а р ка водных развлечений учению о сотворении мира , сл учай но на ткн ули сь на Не случайно ряд ш татов гр о б н и ц у , д а т и р о в а н н ую С Ш А лишь в 70 -е годы ра з - первым столе тием наш ей решили п р е п о д а в а н и е в эры. Надпись на одном из ш ко л а х те о р и и эволю ции каменных гро б ов сообщ ал а , еретика Д арвина . А истин- что в нем покоится прах И о - ный католик Рональд Рейган, сифа, сына Каиафы. Исто - несмотря на находки палео - рики считают , что это остан - нтологов , у п о р н о отказывал - ки то го сам о го иудейского ся верить в д ино завров . пе р в о с в ящ е н н и ка И о сиф а Современные богословы Каиафы, который арестовал пытаются примирить науч- Христа, допраш ивал его , а ные истины с мифом. П о их затем передал п р о к у р а т о р у утверждениям, нельзя пони - Иудеи П о н тию Пилату. мать буквально , что Бог з а тратил на создание мира лишь 6 суток. За это время он лишь привел в порядок все сущее. Солнце , к приме ру, говорят они , вовсе не возникло на четвертый день мироздания , а сущ ествова ло задол го до него. Еще одно поле битвы уче ных и бо гословов - миф о Великом потопе , случившем ся будто о ко л о 10 тысяч лет назад . «О ткуда вдруг взя лось столько воды?» - с п р а шиваю т специалисты по кли м а тич ес ким к а та с тр оф ам . «Если Ной слое лишь по п а ре живых существ , ка к за столь кор о т ки й для эволю - Что касается сам о го П и ла та , то реальность е го су ществования была подтвер ж дена еще раньше , когда итальянские исследователи нашли на древних развали нах Ц езарии кам енную таб личку с текстом : «Понтий Пилат, префект Рима в Иу дее, воздвиг этот хр ам для н а р о д а Ц езари и в честь им п е р а т о р а Тиберия». Археоло гия д о ка за ла , что Библия - вовсе не документ придуманный от начала до конц а первыми летописцами христианства , а о траж ени е реальных событий. Более то го, сегодняшние археоло ги ции с р о к они возродились чаще бер у т именно из на удаленных от м атери ко в библейских писаний о тпр а в - островах?» - вторят им би о - точки для своих п о и с логи. С п о р могли бы р а зр е - •'О®- Так действовал , напри щить археоло ги , но они уже 'иер, известный израильский долгие годы бесплодно ищут исследователь Йигел Ядин о стан ки Н ое ва ковчега на искавший знаменитые во р о - горе А р а р а т . та С о л ом о н а «с лопа той в П о р о й историки неож и - одной руке и Библией - в д ан но находят подтвержде- другой» . П о е го м нению ния библейским притчам да- гл убо кое изучение библей же без об нар уж ения веще- ских текстов оберне тся еще ственных д о ка за тел ь с тв , более удивительными а р хео Египтолог Кеннет Китчен на шел м ноже с тво совпадений между древней реальностью и ее опи санием в Библии. О н выделяет в качестве при- ло гическими наход ками в XX! веке. Зиновий КОЛПАКОВ . ВАШ ИН [ТОН . ДЕЛОВОЙ УчредительиИздотель Агентстводеловойинформации Издание здрешетрироеоно ГоскомитетомРФпо печати. Рег. №0)6313. Раепроетраняется в качеаве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125880, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. В.Симонов. Телефон/фокс для справок; (095) 257-56-95, 257-59-17. П.Вощонов, С.Заворотный, Телефон/фокс отдела рекламы; (095) 257-58-46. В.Качурин, К.Сорокин, А.Теплюк. Е-тоИ: у(огп1к@ас11.гц «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав © на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-58-46. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По трафику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, т. Липецк, ул.Московскоя, 83. Общий тираж 2.437.332 экэ. Цена - бесплатно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz