Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
24 декобря 1999 г., № 247 (21125) Ш И П Е Ц К А Я •^Ж г а з е т а о АКТУАЛЬНО В ро с си й ск о й журнаяисгике говорить по совести сп о со б ны немногие . Ну какая совесть у малого, что прет напролом с микрофоном к женщ ине , только что похоронившей сы на ? Подгладывают в чужие спальни, выпытывают профессиональ ные секреты у тружениц панели , подхихикивают над воюю щ ей а рм и ей , о б отечественной истории пишут в стиле то черного триллера, то примитивного ф а р са .. . Один, наплевав на совесть, состоит в свите пахана-олигарха , дру гой , о с о вести помнящий , получает пулю за то, что пытался р а сск а зать о б атом олигархе правду. И в с е они — журналисты... К ка ком у р а зр я д у журналистов относится обозреватель «лГ» А лександр Косякин , читателям объяснять вряд ли надо . Они знают, р а д и чего он берется за пер о . Они помнят е го репортажи ещ е советского вр ем ен и и з ра зруш енны х землет рясением гор одов А рм е нии . Е го очерки о житье-бытье нашей глубинки . Е го публицистику о духовном наследии Р о с си и , о православных святынях. Его политические комментарии, гд е сквозь иронию и хлесткость проступает горечь и просвечивает неистребимая надежда . Может быть, п о этому и сло ва у Саши ложатся на бумагу точные, выразительные, в е сомы е . Продикто- ваны-то они совестью, неподдельным участием и к мужику, что кряхтит, д а кормит Р о с сию , и к провинциальному художнику , что спасает души детские искусством, и к строи телю доро ги , и к сель ском у учителю. Эти лю ди ем у интересны н е по служ б е , не потому, что дают повод посмаковать какой-нибудь скандальчик , покопаться а бельишке с нвза- стираннымн пятнами, а потому что именно они ~ со ль зем ли , на которой живет и кото р ую любит журналист А лександр Косякин . С егодня у Саши б ен еф и с , выражаясь по-театральному. Мы предлагаем вам д в е его работы, на наш в згляд , очень характерные д л я нашего коллеги . Е сл и вы давно следите з а е г о творчеством, это будет встреча с человеком знакомым , бли зким , умным , н е стандартно мы слящ им и блистательно пишущим. Е сл и вам по какому-то н едо ра зум е нию Сашины публикации раньше не попадались , ск о р е е в се го вы заинтересуетесь ими и в дальнейш ем постараетесь не пропустить ни од н о й .. . Итак, Александр Косякин , 1950 года рождения , журналист, работал в измалкоаской и задон ской «районках», теперь — ведущий автор, обозреватель «ЛГ». 1 . ЧГО ПОКАЖЕМВНУКАМ 2 . П У Т Е М З Е Р Н А Есть вещ и , б е з которых нам не прожить и д н я . И не вспомнить, с че го все начиналось . И не понять — зачем мы з д е с ь ока зались . Есть вещи века , даж е ц елы х эп о х . Они — символы и реальные предметы одновременно . Таков хл еб . Долгим был его путь. От ритуальных пля со к у языческого костра д о осознанного моления у иконы : «Хлеб наш насущный даждь нам д н е с ь . . .» 1965 год. Коммунальная квартира. В комна те между шкафом и трюмо висит карта Совет ского Союза. Где-то на уровне хребтов Тянь- Шаня торчит челка пятиклассницы Леночки. В руке у нее линейка. В настоящий момент Леночка учи тель географии, а сидящая напротив на краше ном табурете баба Таня, стало быть, ученица. — Все смотрим на карту] — строгим голосом говорит учитель, и его указка бьет по Валдайс кой возвышенности, точно там притаилась муха, — Территория СССР занимает на земном шаре одну шестую часть суши... ' Леночка тянет руку к Северному полюсу, так что чулочная резинка скатывается на ноге к по царапанной коленке, затем обводит тундру и скользит по Чукотке к Камчатке. Баба Таня вни мательно следит за полетом мысли внучки, но ничего не спрашивает. Пятиклассница Леночка понимает, что ее ученица ничего не понимает, и применяет прием, которым пользуются в педа гогике для усиления эффекта восприятия. Она достает из-за шкафа еще одну карту, карту мира, но уже поменьше, и предлагает сравнить. — Вот Англия... Знаешь Англию? Смотри — она меньше нашей Украины. А вот знаменитая Франция. Сколько таких Франций можно уло жить на нашу страну? То-то! Да тут еще и Ита лия с Испанией поместятся — вот, вот и вот... — ... и еще останется. Баба Таня начинает понимать учителя. — Но это еще не все, — распаляется внучка. — А вот спроси — кто за нас, а? Смотри, вот Китай. Он, конечно, поменьше СССР будет, но населения там, ну, этих самых китайцев... боль ше всех в мире. Баба Таня хочет узнать, где на этой растяну той, как заячья шкурка, карте ее родная дере венька Тюнино или, по крайней мере, Задонск, но она опасается сконфузить внучку — вдруг та не знает, вон сколько т ^ китайцев и всякой вся чины... — Индия! — торжественно провозглашает Леночка. — Тоже громадная страна. Она вроде ни за кого, но к нам так и жмется, так и жмется. А как же, она ж соседка: то соли, то спичек по просить, то там станков разных... Дальше идет обзор стран соцлагеря и дру жественных нам Египта и Ирака. Завершается он Коммунизмом у берегов Америки, причем слушательница делает вывод, что эту самую Кубу мы специально Америке под брюхо подложили. Затем следует беглый анализ крайне невыгод ного географического положения США («Со всех сторон океан и ветры штормовые...»), а также их заносчивости и колониальных устремлений. И — вывод на закрепление урока: Советский Союз — самая большая, самая сильная и самая уважа емая в мире страна. И баба Таня уходит в свой угол на сундучок успокоенной: знать, ее Тюнино никакие немцы не достанут, и крышу американс кие ракеты не снесут. Стало быть, не зря ее Иван в сорок первом сложил голову под Моск вой, оставив ее вековать одну, полоть картошку, растить детей и поднимать внуков. 1857 год. Апрель. Министерство иностран ных дел России. Кабинет министерства А. Гор чакова. Камин с потрескивающими дровами, тя желые шторы на стрельчатых окнах, костяной нож на конверте с гербовой печатью. Министр, пододвинув ближе свечи, читает письмо, слегка шевеля бровями. Среди множества казенных бу маг эта самая важная, ибо не каждый день по лучает Горчаков послания от самого Константи на, главы морского штаба России, адмирала, но прежде всего — младшего брата царя Алексан дра II. «Мне пришла мысль, что нам следовало бы воспользоваться избытком в настоящее вре мя денег в казне Соединенных Штатов и про дать им наши Северо-Американские колонии. Продажа эта была бы весьма своевременная, ибо не следует себя обманывать и надобно пред видеть, что Соединенные Штаты, стремясь пос тоянно к округлению своих владений и желая гос подствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии, и мы не бу дем в состоянии воротить их. Между тем эти колонии приносят нам весьма мало пользы, и потеря их не была бы слишком чувствительна...» — А не рука ли Государя водила сим пером? — стал размышлять министр. — Очень даже может быть... Нет, конечно, Горчаков знал, как трепетно царь-освободитель относится к каждой пяди зем ли русской, но Аляска... этот медвежий угол, ко его никто из великовельможных и в глаза не видел,,, 28 декабря 1866 года царь подписал доку мент о продаже Аляски. «Русская Америка» ушла за 7 миллионов 200 тысяч долларов. Это было даже больше, чем ожидал Петербург, давший своим посланникам установку: «5 миллионов, и не меньше!» СПРАВКА. Только одного золота на Аляске с тех пор добыто на сумму, в две с половиной тысячи раз большую той, что была уплачена при пок 7 г:'о. Р аляскинских гааотах 1088 года про шло сообщение: только за один час у берегов тпупстрова С 'лативают рыбы на сумму, пре- р|.|шяю|цую плэг;' при покупке Аляски. 21 ноября 1999 года. Прокуренная комна та общежития. 21-30, Первый канал ЦТ. Высту пает мэр Москвы Ю. Лужков: «Надо отпустить Чечню. Если она хочет быть свободной, пусть будет. Мы же реалисты...» — М...-НЫ вы! — кричит парень в тельняшке, развешивая над столом выстиранную рубаху. — Сколько пацанов положили в этой Чечне, а те перь — «свободна»?! — Ты еще япошкам Курилы отдай, нам не жалко... — поддакивает черноусый малый, поме шивая шипящую на плитке картошку. — Как от дали Даманский китайцам... — А чего вы ерепенитесь, — откладывает в сторону книжку третий обитатель комнаты, —Что, Кавказ — это Россия? Да если б эта Чечня или Дагестан были нашими, разве бы мы их бомби ли, как фрицев в сорок пятом? В том-то и штука, что они давно уже отделились... — А кого сегодня бомбежками удивишь? - - снова кричит «матрос». — Мы и парламент свой в девяносто третьем в центре Москвы бомбили, — Не бомбили, а обстреливали, — поправ ляет «повар»... — Хотя тоже весело было. Продолжения спор не получает — жареная картошка и три бутылки пива примиряют собе седников. Да и что толку глотки драть: как поже лают там, «наверху», так и сделают... МЫСЛИ п о п о в о д у Вы заметили, в последнее время мы все вре мя теряем? Завоевания, даты, имена. И даже землю, политую совсем не символическими по том и кровью. Да что Аляска или Кавказ! Что-то вдруг случилось и в нашем славянском мире. Даже общие праздники нынче не в моде. Захо чешь выпить с другом его «горилки», так лбом упрешься в полосатый столб, а грудью — в ствол «Калашникова». Граница на замке! А сердце-то, сердце, ребята? Сегодня, когда вызрела идея воссоединения русских с белорусами, когда за нами с ба-а- льшим интересом наблюдают хохлы из-за свое го плетня, надо почаще вспоминать, как мы жили вместе. Вместе били непрошеных иноверцев, вместе сочиняли песни, возводили города, паха ли землю, растили сынов и царапали стены в ста линских застенках. Горсть родной землицы и черный сухарь имели в сво их заплечных мешках стран ники, которых носило по Руси вдоль и поперек, хлебцем по полам с водой пробавлялись монахи и иконописцы, чер ный, усыпанный махрой ло моть доставал из своей котом ки на привале солдат, возвра щаясь через двадцать лет в родную деревеньку. О хлебе болела душа бунтарей и раз ночинцев. Из-за него сходи лись в лугах косари и воины, жгли усадьбы и писали вир ши. Но что бы ни случалось в матушке-России — среди выжженных полей, висилиц и вороньего гвалта все равно появлялся мужичок с сохой и спокойно делал свое дело. И хлеб снова спасал от неге ройской смерти не только голодающих Поволжья, но и всю державу... Блокадная ленинградская пайка, кусок на поминальном стакане в блиндаже под Ельней, амери канская тушенка с нашей горбушкой уже под Берли ном, послевоенные талоны в стойких очередях в булочной — этапы большого пути. Страну все время штор мило, шатало, и оказывалась она то во мгле, то в подполье, то на коне, то впереди пла неты, то снова где-то сбоку. Мы умирали бессчетно и под нимались от руин до космо са, но на всем этом загадоч ном пути нам сопутствовал Божий Промысел и — хлеб... Если у народа были с ним всю жизнь у него сохрани лась привычка есть быстро и все, до последней крошки. Я думаю, каждая россий ская семья хранит такие или похожие истории. Потому что голодная эпоха была одна на всех. В детстве, лежа на печке, я часто наблюдал, как моли лась бабка, подкрутив фити лек лампадки и устроившись поудобней на выскобленных половицах. Она всегда что-то просила у Господа. Я не пони мал ее молитв, но одну, повто ряемую часто, запомнил на всегда: «Отче наш, иже еси на небесах. Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небе- си и на земли. Хлеб наш на сущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши, яко- же и мы оставляем должни кам нашим...» Из всех слов молитвы самым простым и ясным было — «хлеб». И он всегда лежал на столе, при крытый белым рушником. И надо было как-то связать про сьбу бабки с этим таким оче видным фактом. Хлеб пекли в каждой де ревенской хате, занимая у соседа сначала уголек на «растопку», а потом и гущу для каравая. И это был про цесс! Он резко выделялся среди обычного круга крестьянских забот. Потому что тут всегда была какая-то тайна и ожидание чуда. Да что там — это была песня! Древняя, плавная и веселая. Ну, прежде всего хозяйка Мы отделились. Расплевались. И не просто так, зад об зад, а за-ко-но-да-тельно, с помощью парламентов и референдумов оформив развод. Значит, и винить надо себя, а не только трех кре- пышей-президентов, которые что-то там насочи няли под «Зубровку» в Беловежской пуще. Но зна чит ли это все, что мы разлюбили друг друга и, повзрослев, переболев заразой великодержав ности, не хотим объединиться вновь? Да вот же — сколько лет писали союзный договор с Бела русью, а он опять состряпан на живую нитку и в нем вопросов больше, чем ответов... Историю не перепишешь, стыд не перемор- гаешь, президентов не отшлепаешь. Все запом нится: как, поплясав на вековых традициях, на плевав на волю предков, стали делить... недели мое. Уголь — наш, сало — ваше. Яцерные отходы —наши, Крым, ржавые канонерки, галоши на ска лах «нз»... А Чернобыль — он чей? Мы помним, как еще генсек ездил усмирять- воспитывать прибалтов, не понимая, что они уже де-факто отделились. А когда завозилась Украи на, топал ногами: «Ни за что! Я сам хохол!» Не испугались, не послушались. А потом уже другой президент выдал афоризм: мол, сколько прожуе те суверенитета, столько и берите. Кто-то на ра достях заглотил кусок поболее, подавился, но и выплевывать не хочет — жалко. Вот Калмыкия. На 80 процентов кормится за счет России, а туда же, попугивает: уйдем и хлопнем дверью... Пос меяться бы, но там, в степях, уже создано по сути ханское государство со своей конституцией — и это уже не смешно. А Татарстан, а Башкирия, не желающие платить федеральные налоги? А идея создания Дальневосточной республики? А затея с разграничением полномочий центра и Красноярского края? И все-таки за братьев-славян, за себя обид но. Ушла занозистая Прибалтика — так она в ро дню никогда и не набивалась, а все время смот рела на сторону. Молдавия? Но она пуповиной связана с Р^'мыи 1 »ей. И Чечня, что бы о ней ни говорили, все же другой мир, другой уклад и, са мое главное, другая вера. Я уверен: тот, кто первым посчитал, сколько мы, русские, поели украинского сала и сколько они, хохлы, выкачали у нас нефти, а потом гром ко гаркнул об этом, — тот непременно будет на казан, Я не знаю, как именно. Но что бы ни слу чилось, никакой ответственности на этот разд- рай, за то, что просто взяли и испохабили святое, наплевали на память предков, попытались, хрипя и потея, порвать вековые нити, связывающие нас, в это не верю. На абордаж всегда лезут самые дикие и хмельные, самые ущербные. Конечно, у нас вряд ли получилось бы, как, скажем, у американцев. И свою Аляску бы мы превратили наверняка в теперещнюю Чукотку или Якутию (где золота не меньше, а зарплату все равно не платят). И приняв чеченцев под могучее крыло России, мы бы все равно не научили их любить нас и работать хотя бы, как мы. И снова побратавшись с белорусами, мы скорее всего не заживем лучше, но... Но это наш крест. Сначала разрушать, потом строить заново. Гнать в шею и заманивать калачом. Красить в полоску погра ничные столбы и сочинять декларации. Верхово дить в миру и, унижаясь, просить у него же по даяния. Но все эти завихрения не выдуют из нас нашу память, и она приведет, обязательно при ведет нас к старенькому сундучку, где, свернув шись комочком, лежит старая-престарая карта, на которой написано «СССР». Вот ее-то мы и бу дем показывать внукам. проблемы, то у вождей всег да — программа. Мария-Ан туанетта однажды так сфор мулировала королевскую продовольственную програм му: «Если народ не имеет хлеба — пусть ест пирож н о е . . .» Несколько позже гильотина навсегда отучила ее от афоризмов. В хлебе ничего не смыс лит, пожалуй, только младе нец, потому что пока вся без заботная жизнь его под ма теринской грудью. О хлебе ничего не желает знать со временная Мария-Антуанет та Олигарховна всякого полу, потому что он скрыт от ее глаз толстым слоем балы ка и икорочки. Остальные... А что, в самом деле, зна ем мы, кроме того, что бухан ка может быть мягкой или черствой, теплой, даже горя чей или так себе... Мой тесть, орденоносец и боевой летчик, был когда-то простым белоголовым паца ном. Однажды теплым лет ним днем он и восемь его сес тер и братьев с узлами вы шли за порог собственного дома. Впереди была свобод ная Россия, позади — отня тый продотрядовцами дом и перегиб в колхозном строи тельстве. Две лошади, имев шиеся в семье, враз сделали мальца подкулачником.И он пошел в люди в поисках кус ка на пропитание. И нашел его. И сам стал человеком. Похожая судьба и у мое го дядьки. Во время страш ного голода на Украине его мать сгорела в собственной избе (растапливала печку и уснула). Отец остался с пятью ребятишками, и вскоре все они оказались на улице — пошли христарадничать. Од нажды Петька (так звали дядю) увидел, как мужики волокли к телеге, наполнен ной до краев мертвыми тела ми, отца. Он был еще жив, но от голода не мог говорить. «Что вы делаете — он же еще не мертвый», — закри чал малец. Но похоронная команда не обратила на него никакого внимания. А Петь ка чудом выжил — ему раз решили вылизывать котлы в школе, а потом устроили в детдом. И он пригодился Ро дине, став боевым летчиком и кадровым офицером. Но на подвязывала волосы и на девала чистый передник. По том начинала подбивать гущу, чтобы получилась опа ра. Затем в дежу (дубовый выдолбленный чан) насыпа ли муку и заливали водой. После этого принимались вы мешивать веселкой (специ альной деревянной лопатой, похожей на весло), а иногда и «кулачить» — то есть ме сить кулаками, чтобы не было комочков, всю эту массу, и добавляли в нее опару. Опять мешали и ставили в теплое местечко, заботливо укрыв сначала белой скатеркой, а потом фуфайкой. Утром хо зяйка вставала с особым на строением — хлеб подходит! — и начинала топить печку. Тут тоже были свои особен ности: дрова клали не в одну сторону, как обычно (для чу гунков со щами да кашей), а по всей площади, чтоб кир пичи накалились ровней. В это время на столе, присы панном мукой, укладывали поделенное на ковриги тесто. Потом брали специальную де ревянную лопату (на нее «са жали» в печь весь замес, а в сказке, как мы помним, Баба- Яга пыталась отправить туда же мальчонку), укладывали листья хрена и со стола тес то — шлеп! — попадало на под (отсюда название «подо вый хлеб»). Тут в хату обя зательно кто-нибудь заходил и, перекрестившись на обра за, поводил носом: «Чем это у вас тут вкусненьким пах нет?» — «Хлеб печем», — радостно докладывала хозяй ка. Для ребятишек это собы тие имело еще одно приклад ное значение: в этот день мать или бабка топили всю печь, не экономя дров, и можно было долго нежиться на теп лой лежанке. Между тем наступал от ветственный момент — засе кали время, сколько хлеб должен «сидеть» в печи, за закрытой плотно заслонкой. Бывало, сто раз бабка на часы посмотрит и эту заслон ку откроет, и палочкой про колет, и носом поведет. Если весь процесс для хозяйки был экзаменом, то этот, пос ледний этап, — самым волну ющим и напряженным. Не смотря на опыт и отлажен ную технологию, готовый продукт мог и недотянуть до нужных кондиций, тут и вкус, и поджаристая короч ка имели принципиальное для пекаря значение. У не удачи могло быть несколь ко составляющих: может, печь плохо натопили, может, гуща была плоха, может, на поду передержали — вот и получалось: то хлеб не под нимался, то выходил сыро ватым, а то и клеклым вко нец. Наконец наступал тор жественный момент: громад ная коврига, сопровождав- : мая густым духовитым па- ; ром, плыла к столу, загодя покрытому чистейшим по- , лотенцем. Вся малышня го рохом ссыпалась с печи, по лучая шутейные затрещи ны, и вся жизнь казалась сплошным праздником. Вот в этом моменте заключен великий смысл — то было предощущение, томительное ожидание праздника. Да, хлеб ждали — вот в чем при нципиальное отличие ны нешних очередей от тех, до и — послевоенных. Люди приходили в мага зин заранее и смотрели на часы, делились друг с дру гом наболевшим, общались — в общем, не суетились, по тому что хлеб нельзя было получить здесь и сразу. Это было бы неправильно, что ли, несправедливо. По отно шению ко всем тем, кто его выращивал и делал. А нынче, что ж, хлеба едим досыта, нечего Бога гневить. И наша хлебопекар ная промышленность в зна меносцах и прибылях. Хлеб ный промысел стал высоко доходным — факт. И это ра дует, потому что это пра- : ■ ВИЛЬНО со всех сторон. Например, в Задонске местный хлебокомбинат стал одним из главных бюд жетообразующих предпри ятий, который, продираясь : через колючки рыночных реформ, показывает, как все- таки можно и нужно жить сегодня. Задонский хлеб с большим удовольствием едят долгоруковцы и хле- венцы, и он, пусть не оби дятся на меня липчане, пов кусней всякого будет. Но, тем не менее, в том же Задонском районе пека рен развелось множество. Своим хлебом кормятся в спецотделении «Рогожино», в кооперативе «Восход». Своя пекарня есть в СХП .■ «Тихий Дон», планируют начать выпечку в Студенце и па Патриаршей. Прекрас- ^ ный хлеб пекут задонские * монахи из Богородицкого мо настыря. Да разве только в этом районе! Мне довелось есть хлеб соответственной выпечки в селе Лебяжье Из- малковского района, в селе Октябрьское Усманского района. Недавно был в Ве- денке Хлевенского района и видел, как к хлебовозке со всей округи, стекались жи тели, — оказалось, хлеб при везли из Воробьевки одно именного сельхозкооперати ва района. А в Ельце в борь бу с местными хлебопро мышленниками отважно вступили частники, их пе карня ежедневно обеспечи вает изделиями около трид цати тысяч горожан. Что ж, как говорится, и на здоровье! Только... Только вот не вся тут проблема. Снова Россия стыдливо протягивает руку к заграни це: дай! Сегодня стране, ког да-то кормившей полмира, требуется 5 миллионов тонн еды. Сытая заграница обе щает помочь, но теперь не в качестве благотворительнос ти, а в виде товарного кре дита, который аукнется не только прорехой в бюджете, но и очередными, и ставши ми обычными, нападками на российскую деревню. Ну, - да, она виновата в том, что не может прокормить стра ну, что никак не удается ей подладиться под придуман ные законы, унижающие му жика и извращающие его жизнь на земле. Но ничего, мы привы чные... И мужик голову не повесил, и держит, как и привык, в кармане фигу: живы будем — не помрем, накось выкуси! Пессимисты живут где-то еще, но толь ко не в деревне. Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом вруке его зерно. Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает вход. Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет — и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ. Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, — Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. Это написал поэт В. Хо дасевич. В 1917 году. А зву чит, как будто сказано се годня. РОСТ ТАРИФОВ ПЛАНИРУЕТСЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ. НЕ ВСЕМ Ни выборы депутатов в Госдум у , ни подготовка к п р ед стоящему Новому го д у н е см о гли отодвинуть на второй план ещ е один житейский факт, ка сающ ий ся тысяч л и п чан, — п о выш ени е тарифов на ж илищ но -комм уна льны е услу ги , в св я зи с этим увеличил ся поток п и сем в р е д а к цию , во зро сло количество посетителей общественной при емной «Липецкой газеты». Ответы на вопросы , задаваемые письменно и устно, — в интервью с заместителем начальника главного управле ния жилищно-коммунального хозяйства Липецка В ладим и ром Александровичем ДОЛГОВЫМ . — Повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, конечно же, по ложительные эмоции у на селения не вызывает.По- этому , чтобы объяснить суть осуществляемых мер, давайте, наверное, начнем наш разговор с истории вопроса. — Еще в 1 9 9 7 году Указом Президента Рос сийской Федерации «О ре форме жилищ но -комм у нального хозяйства в РФ» был представлен порядок поэтапного пер ехода от бюджетного дотирования к оплате за жилищно-комму нальные услуги в полном объеме при условии обес печения социальной защи ты малообеспеченных се мей. Изменение системы оп латы за услуги предусмат ривало установление повы шенных тарифов на сверх норм ативную площ адь жилья и сверхнормативное потребление коммуналь ных услуг. По этому вопро су было принято постанов ление главы администра ции области. А в начале ноября этого года депута ты Липецкого горсовета утвердили новые тарифы на жилищно-коммуналь ные услуги. С 1 декабря они увеличились в среднем на семь процентов. ' Цены все это время под нимались без резких скач ков. Но не повышать даль ше тарифы было нельзя. По действовавшему в об ласти закону жители Ли пецка до 1 декабря плати ли только 40 процентов от коммунальных услуг. Ос тальные компенсировались из бюджета. Причем ситу ация складывалась таким образом, что горожанин реальную стоимость услуг оплачивал частично. На пример, тепло лишь на 3 6 .4 процента , воду на 30 .4 процента и т.д. Таким образом, жилищно-комму нальному хозяйству ком пенсировалось только 33 процента расходов. Семь недостающих процентов — это и есть возросший уро вень платы за услуги. — В ноябре депутаты городского Совета депута тов приняли еще одно ре шение: «О дифференциро ванном подходе к оплате жилищно-коммунальных услуг». Согласно этому до кументу с 1 января 2000 года за площадь, превы шающую социальную нор му, оплата по содержанию и р ем о н т у , о т опл ен ию жилья будет составлять не 40 процентов, а все 100. — Среди тех, кто будет платить сполна, окажутся лишь хозяева купленных впрок квартир. Этим же решением предусмотрены и меры социальной защи ты населения. Семьи, ко торые живут в общежити ях, в ветхих и аварийных домах, не будут платить за лишние метры. Будут ос вобождены от 100-процен тной оплаты и люди, поль зующиеся льготами по оп лате жилищно-коммуналь ных услуг. А также семьи, получающие субсидии по оплате жилья . В число льготников вошли и пенси онеры. Так что этой кате гории липчан волноваться нет причин. — И тем не менее во просы остаются. И среди них такой: что собой пред ставляет социальная нор ма жилья? — В Липецке утвер жденные социальные нор мы площади жилья соот ветствуют федеральным социальным нормативам: 33 кв. м общей площади ж илья — на о д и н о к и х граждан, 42 кв. м — на семью из двух человек, 18 кв. м — на одного члена семьи для семьи, состоя щей из трех и более чело век; 12 кв. м жилой площа ди на одного человека, про живающего в коммуналь ной квартире. Социальная норма пло щади жилья для одинокого человека, живущего в одно комнатной квартире либо в комм унальной квартире (комнате), равна занимае мой им жилой площади. Со циальная норма площади жилья для тех, кто живет в ветхих и аварийных жи лых пом ещ ениях , такж е равна занимаемой ими пло щади квартиры. Таким образом, учиты вая социальные нормы, при любых расчетах один квад ратный метр лишней пло щади жилья будет обхо диться семье в 4 рубля 16 копеек в месяц (за услуги по содержанию и ремонту жилья — 1 рубль 68 коп., плюс за отопление — 2 руб ля 48 коп.). В опр ос этот волн у ет очень многих липчан. И не случайно в городской Совет депутатов внесено немало предложений по увеличе нию соц и ал ьн ой нормы ж ил ья . Д оп олни т ел ьн о , вместо 10 кв. м общей, пло щади на семью предлагает ся 20 кв. м общей площа ди. Излишней площадью в к в ар ти р е , п о дл еж ащ ей стопроцентной оплате за жилищно -коммунальны е у с л у г и , счи тать д еся ть квадратных метров общей площади (жилой площади в коммунальных квартирах) и более. Кроме этого, для взимания платы с населе ния за капитальный ремонт лифтов внесено предложе ние об утверждении данно го тарифа с 1 человека в размере 2 рублей 83 копе ек в месяц. — В почтовых ящиках липчан появились счета-из вещения с новой суммой квартплаты. У хозяина од нокомнатной квартиры она увеличится на четырнад цать рублей, у обладателя трехкомнатной, в которой живет семья из 4-х человек, на тридцать три рубля ... Всегда ли эта сумма растет прямо пропорционально за нимаемой площади и коли честву проживающих? — Тарифы по содержа нию и ремонту жилья утвер ждаются дифференцирован но, в зависимости от ком фортабельности и степени инженерной обеспеченнос ти квартир. Например, за один квадратный метр об щей площади люди, живу щие в ветхих и аварийных домах, платят всего 22 ко пейки в месяц, а те, кто стал хозяином квартиры в комфортабельном доме с лифтом, за этот же метр до лжны заплатить 75 копеек в месяц. — Понятно, что повыще- ние тарифов для населения не носит однобокого харак тера. Оно предусматрива ет и социальную защиту. Кто может на нее претен довать? — В Липецке более вось ми тысяч жителей пользуют ся правом на получение суб сидий, а они платят за ком мунальные услуги сумму, не превышающую 10 процентов их совокупного Дохода. Соци альной защитой через пред ставление субсидий могут воспользоваться и другие семьи, чей бюджет крайне скромен. Чтобы ею восполь зоваться, необходимо пред ставить в жилищно-эксплуа тационное управление по мес ту жительства справки о до ходах всех членов семьи. В свою очередь ЖЭУ дополнит их необходимыми документа ми и передаст в отдел субси дий. Консультации в отделе субсидий можно получить по адресу: ул. Гагарина, 706, телефон 72-43-81. Подготовила Галина КОЖУХАРЬ. ГУП « н а ц и о н а л ь н ы й СУВЕНИР-ОПТ» ресшизует ОПТОМ И В РОЗНИЦУ ликероводочную продукцию Работаем ежедневно с 8 до 19 часов, в выходные дни с 9 до 14 часов. Ждем вое по адресу: г. Липецк, Осенний проезд, 1-о (продовольствен АО «НЛМК») Теп. (0742) 48-60-67. Товар сертифицирован. Лицензия № Б091818 выдана Упр. Мин. РФ по Н и С по Липецкой области 10.11,99 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz