Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
(при содействии областной организации ВЕЧЕР-РЕКВИЕМ ВЫПРЕЛ Альбина АКРИТАС В ЕДИНОМ человеческой СУДЬБЕ... ■л А. П. Ну да, не очень был удобный, Не выпечка, не нриннк сдобный: Задара, дуэлянт, игрок. Илэ 1 сесвндетельства порок Ему был свойствен, иразвратом В немалоймере был задет... Но ведь какойже был поэт! Какой пронзнте.льный, крылатый! Да, знаю, лез он нароэ 1 Сон, Но кто из гениев не лазил! Бывал нелеп, бывал смешон. Лицом почти что безобразен... И что Ж' из этого?Люблю, Какмногие еголюбит. В его стихах, как во хмелю. Теряюразу.и! Одарит Его энергией такой. Что два столетья потреб.чяем, А он все лучше — нестираем. Нетронут быта шелухой! Горяч, словно в пустыне ветер. Ритмичен, словно океан. Как пух легок, каксолнцесветел, Всепроникающ, кактуман, Непостиэ 1 сим, как божество... Ну что же, что лицом невышел. Что был характер у него Не сахар... Что вы, тише, тише! Так о предмете говорить Любви божестветюй и страстной? Да, выпало Творцу .побить. Нетак, как нам, не безучастно. Нет, выпало ему пасти Любилпц 1 , с ним вести беседы. Ему планировать победы ■ И пораэ 1 сенья на пути. И пас, и вел, иговорил. Наказывал, хвалил, скандалил. Все тайны .мира откорн:! Иранней смертьюодарил Наречке, черной от печали. 15января 1997г. Надеэюды не теряю Погибнуть на дуэли. Дантеса вспоминаю Раз десять на неделе. Такой приличный выход. Красивый и достойный. Ведь этож-ене прихоть... Такупюми.ли войны С судьбоюнепростою, С крутою нищетою. Сковавшей, как броня, Стоскою бесполезной.., Дантес! Тыгде, любезный? Ну оскорбименя! 19января 1999 г. На красивой девочкеженился. Народил хорошенькихребят. Повзрослел, нонеугомонился Исудьбойсвоейраспорядился... Мысчитаем — рано, невпопад! Но нассаюм-то, насамсшделе. Что такоерано. Более мой? Утомился иушел домой. Когда землюсумерки одели. УОтца в обители зениакал... Только тамрыданий не сдержал. Задохнулся, повалился на пол. Кулаки бессильныеразжал... И встревожил горестным упреком Олицетворениелюбви — Для чего, ну для какого прока Допускать такое меэ1Слюдьми? Иумолк, блаженно ощущая Теплуюладонь на влажномлбу... Забывая и почти прощая Странную недолгуюсудьбу: Царскосельскойюности проказы, И печаль, и славу, щмечты. Страсти, этой п.ламенной заразы. Ранние пурпурные цветы. Радости, погасшие, как свечки. Недругов просчитанныйуспех, И у речки, черной-черной речки. Ярко-красный вытоптанный снег, 1995г. РАКУРС ТАКАЯ ДЛИННАЯ КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ ... Снова недовольно пробур чал что-то ветер, навалился с наскока на маленькие окон ца, громыхнул куском желе за на крыше и упругими шагами ускакал на гумно к стожку сена, в котором лю бят шушукаться куры и жи вут припеваючи мыши. Бабка Наталья подняла себя со стула, как колодез ный «журавль» поднимает ведро с водой, —, тихо, осто рожно, абы не расплескать. Затем подошла к образам, подкрутила фитилек лампад ки, перекрестилась и села, теперь уже на лавку возле стола. Кошка, такая же ху дая, старая и живучая, суну лась к пустой печке и огля нулась на хозяйку: не пора ли растапливать? «Погоди ишо...», — прошамкала ей бабка, со страхом думая о том, что надо теперь идти на заваленный двор, о'^ковыри- вать в сугробе куски антра цита, колоть их обухом топо ра и таскать в избу. Как же это случилось, что руки, такие работящие еще недавно, больше не гнутся, ноги не слушаются и только голова работает? Пока. А ка кая у нее работа, известно — вспоминай себе... Вон, на том крюку висела люлька с ди тем, Федькой, и она, Наташ ка, сама дите, его качала. НОИ молотилки: когда-то включил ее — она и стучит- старается. Кажется, сама Русь изначальная выгляды- Потом Федька как-то сразу стал оболтусом, моряком и пенсионером, и все это слу чилось быстро и незаметно. Приезжал года два назад — жаловался на пенсию, пояс ницу и перестройку. А она не жалуется — вон сколько про жила, чего Бога гневить. Бо ится только — завалит ког да-нибудь снегом, и не отко пают ее до весны... Я знаю многих таких ста рух с судьбой, как у колхоз- тРАПииии ЭХ , ВАЛЕНКИ -ВАЛЕНКИ ... Зима опять снежку подвалила, а тут мои сапоги, зимние кожаные, летом не тревожные, те, что «маде ин ненаш», скукожились и никак не хотят налезать на отечественную ногу. И как тут не вспомнить о вален ках! Эх, сейчас бы окунуть в них натруженные ноги. В те самые валенки, которые собственноручно «пимо- катил» мой батя. Ив которых пацаном гоголем ходиля по деревне, гордясь его рукоделием. Ремесло это впору моегодетства на селе не мень ше, чем кузнечное, ценилось. Понятное дело, как и без иной железки в хозяйстве не обойтись, так и без валенок встужу ни мужику, ни бабе, ни ребятне поро га не переступить. Не следовали тогда люди примеру звонкоголосой певуньи, которая «по морозу босиком к милому ходила». Но мастеров, которые владели всеми секретами этого ремесла и могли «тачать» зимнюю обувку на любой вкус и цвет, в округе было раз-два и обчелся. И хранили они свои тайны под семью замками. Ипере давали их «по наследству» лишь тогда, когда самим было не по силам выполнять эту тяжкую работу. Поэ тому и наш родственник, дед Иван, слывший в округе добрым «вальщиком» и пребывавший в ту пору вдо бром здравии, отказал отцу в передаче своего «по черка». А чтобы он не обижался, по-родственному присоветовал ему либо погодить, пока он станет не мощным, либоотправиться на выучку к его знакомому мастеру всело Чернава. Второй вариант отцу подходил больше, Ион до лго отмерял версты в походах за наукой к чернавско- му умельцу, пока сам не постиг премудрости дефи цитного ремесла. Первые собственноручные валенцы он, как и по ложено, изготовил домочадцам. Может быть, по мер кам больших мастеров этой профессии его первые творения и имели какие-то изъяны, но мне они каза лись верхом совершенства. Мягкие и теплые, как ма мина рука. Для форса с отвернутыми на три пальца голенищами. Скоро в «предметах» отцрвского рукоделия ще голяла половина деревни. В клиентах, несмотря на «конкуренцию»деда Ивана, недостатка не было. Иным заказчикам из дальних сел из-за перегрузки «произ водства», даже отказывать приходилось. -^.-~ А ремесло это действительно таило в себе много тонкостей и примудростей. Сам процесс «производ ства» за давностьюлетдаже описать не берусь. Пом ню, что сначала батя обволакивал «волной» формы с разъемными колодками. Потом запаривал в чем-то заготовки. После этого, опорожнив их от внутренней «начинки», мял эти полуфабрикаты, пока с самого семь потов несходило. Изба во время этих «производствен ных операций» походила на банную парилку. Техно логический процесс завершался просушкой и опали ванием ворса. Качество «товара»демонстрировалось свертыванием голенищв рулон. Если при этом на них не оставалось морщин, значит, мастер поработал на совесть. Эх, валенки-валенки! Разбередили выдушу вос поминаниями. Давно уже живу в райцентре, где ва ленки «подшиты и стареньки», да и те «казенные- деревянные», только на древних старушках увидеть можно. Перевелись и мастера-пимокаты. Недавно встретил знакомого умельца-вальщика. —Волну мнешь?—интересуюсь. —Для кого?—усмехается. —Прошла мода. Пропало ремесло? Верю, что нет! Мода ветрена и непостоянна. Глядишь, какому-нибудь Кардену — Зайцеву, задумавшему удивить мир ретро-изыском, и придет в голову осчастливить модников и модниц этой замечательной обувкой?Да где взять мастеров? Эх, валенки... Иван ПЕРЕКРЕСТОВ. ПОСЛЕСЛОВИЕ К УСПЕХУ «РАЗДОЛЬЕ» БЕЗ СЕНСАЦИЙ Как мы уже сообща/:^; липецкий хореографичес кий ансамбль народного танца «Раздолье», которым руководит заслуженный деятель искусств России Валерий Шелякин, получил гран-при на конкурсе имени Татьяны Устиновой во Владимире. Сегодня коллектив опять занят кропотливой будничной р а ботой, которая единственная и может стать зало гом большого успеха. Но еще звучит в ушах гром аплодисментов, еще свежи воспоминания о влади мирском триумфе. Поделиться ими мы ‘попросили Валерия ШЕЛЯКИНА и заместителя директора об ластного Дворца культуры Надежду СЕМЕНОВУ. —Этот конкурс во Владими ре традиционный, и три года назад мы уже завоевывали на нем лауреатство. Но теперь ему присвоено имя крупного хоре ографа, главного балетмейсте ра хора имени Пятницкого Тать яны Алексеевны Устиновой, ко торой, кстати, в те дни испол нилось 90 лет. Интересно, что сами организаторы, приглашая коллективы, не рассчитывали, что съедется так много ансам блей — слишком уж сложное нынче время, И как же замеча тельно, что регионы все-таки нашли средства: приехали 26 взрослых коллективов и 8 детс ких. Так что даже возникали не которые затруднения с разме щением. — Кстати, у нас очень мно гие, в том числе Татьяна Алек сеевна, спрашивали, почему не приехал детский ансамбль «Ро дничок», который помнят и лю бят, Конечно, все понимают, что дело упирается в финансовые проблемы. Но когда видишь та кой потрясающий праздник рус ского танца, то осознаешь: Рос сию невозможно задушить и уничтожить, Устинова так и ска зала: «Это праздник не мой, а России». Это и вправду какой- то национальный феномен: у нас в стране сейчас все на гра ни развала, а культура, искус ство продолжают жить. Да не просто жить, а демонстрировать всему миру вершины профес сионализма и таланта! — Но вернемся к самому конкурсу. Каждому коллективу предоставлялось тридцать ми нут для программы и поздрав ления Татьяны Алексеевны, Мы в свою программу включили сюиту фольклорных танцев Ли пецкой области, танцы «Русские потехи», «Русское раздолье» и, в качестве подарка Устиновой, — «Елецкие кружева». Нам ска зали, что мы должны выступать первыми, в двенадцать. Но вот наше выступление переносят один раз, другой, в итоге мы ока зываемся последними и выхо дим на сцену только в пять ча сов вечера. Представляете, как переволновались ребята, сколь ко было пережито за эти часы? Потом нам тихонько объяснили, что организаторы побоялись выпускать нас первыми — ду мали, что следующим ансамб лям будет слишком сложно пос ле нас выступать. —Это не преувеличение. Мы своими ушами слышали разго воры в зале: «Завтра надо обя зательно прийти на просмотр — говорят, липецкие приехали», — «Ну, если липецкие приехали, то остальным тут делать нечего». Понимаете, ведь не Шелякин, не «Раздолье», а — липецкие. Это такая гордость и ответствен ность — представлять свою об ласть и знать, что потом не о нас, а о Липецке еще долго бу дут говорить и вспоминать. Между тем «Раздолью» в этом году жилось нелегко, У нас же танцуют не профессионалы, по лучающие за это зарплату, а студенты, рабочие. Поэтому кто- то из солистов поступил в вуз, кто-то ушел в армию, кто-то — в профессиональный ансамбль. Пришлось срочно делать про грамму с самыми молодыми, даже привлекать ребят из на шей студии. Так что для них это — первый большой успех и по этому особенно важный. И еще: мы были единственными, кто привез оркестр и выступал под «живую» музыку. Оркестр зву чал так чисто, что зрители ду мали, будто мы танцуем под фонограмму, — все заглядыва ли, а правда ли в оркестровой яме сидят музыканты. —Аплодисменты начались с того момента, как поднялся за навес, Мы же все оформление сцены привезли с собой, в том числе и для «Елецких кружев», которыми и открыли выступле ние. А знаете, что значит при влечь внимание зала, который уже устал за целый день про смотра, что значит преодолеть свою собственную усталость от ожидания, А потом было еще более тяжкое ожидание — до послед ней минуты никто не знал, что решило жюри. Честно говоря, мы не очень надеялись на пер вое место: в конкурсе принимал участие владимирский ансамбль «Калинка», который в эти дни праздновал свой тридцатилет ний юбилей. Согласитесь, были все основания предполагать, что именно у него и будет гран-при. Но жюри отнеслось к конкур сантам без всяких скидок, поб лажек, не стало учитывать по бочные соображения. Только уровень мастерства. Настал торжественный момент, когда на сцене выстроились все учас тники праздника, и ведущий объ явил: «Впервые гран-при имени Татьяны Устиновой присуждает ся...» За эти несколько секунд паузы мы думали, что наши ре бята попадают в обморок от пе ренапряжения. А потом была разрядка — все кинулись друг к другу поздравлять, обниматься, на сцену поднялись члены жюри. Пожалуй, слова Татьяны Алек сеевны Устиновой были для нас самыми важными: «Ребята, вы мне такой подарок сделали, я будто я снова вернулась в мо лодость, в ансамбль Пятницко го!» — Для нас, конечно, подар ком была даже сама возмож ность защищать честь Липец кой области. Мы до последнего дня не были уверены, найдутся ли средства на поездку. Но за меститель главы обладминис трации Людмила Валентиновна Куракова все время повторяла: «Не сомневайтесь и готовьтесь». Мы счастливы, что эти деньги были потрачены не зря. Они сработали на авторитет облас ти, в конечном счете — на авто ритет русской национальной культуры. Рассказывать о кон курсе можно очень долго, но нам хочется закончить словами, которыми Татьяна Алексеевна Устинова завершила свое обра щение к участникам: «Ребята, все будет хорошо!». З аписал а Елена БРЕДИС . На снимке; после побе ды во Владимире. В треть ем ряду в центре — Тать яна Устинова и Валерий Шелякин. вает из-под ладошки, козы- речком приставленной к мор щинистому лбу. Так они сто ят обычно где-нибудь на взгорке, и им надо непремен но выяснить: ктой-то там пыль загребает ногами на дальней дороге? Эти старухи знают все — и то, что было, и то, что бу дет. Не знают они только на стоящего. И все удивляются, пересчитывая принесенные почтальоншей деньги, слю нявя купюры и беспомощно шевеля губами. Жизнь — как застольная песня: грустная и разухабис тая, с речитативом и присвис том. Она может тянуться до лго-долго, покуда держится на ногах тамада, весельем пропитан воздух и не пере кушал чего певун. А может оборваться внезапно: глянь, а гармониста унесли уже в тенечек, все выпито до дна, и пора искать свою шапку. Но это уже все больше к концу. А начинается новая лсизнь в сугробах больничных про стынь и халатов. Сияет ог ромное, в тысячи ватт, солн це в потолке, но его почти не видишь, потому что когда дико кричишь, глаза закры ты. А потом в считанные се кунды случается таинство продолжения рода, и мокрое голосистое поколение прини мает эстафету, но символи чески, поскольку связано по рукам и ногам. А потом ня нечки несут в палаты орущие свертки, и мамаши, словно медведи в берлогах, уклады вают их под свои теплые гру ди. А потом, зацелованные мужьями, они спускаются по скрипучей лестнице вниз, и белые халаты, получив поло женные гостинцы, кланяют ся вслед своими накрахма ленными тюрбанами и зовут приходить еще. А потом будут сипеть под утюгом невысохшие пелен ки, грудничок станет карапу зом, школьником и понесет к маме свои разбитые колен ки, первые пятерки и послед ние новости. А потом — как на фотках в семейном альбо ме, жизнь понесется через страницы, не останавливаясь и не давая оглянуться... И когда на старости ^лет мы сядем тихонечко на зава линку под солнышко и на чнем, как гребнем, неспеш но перебирать свой редкие мысли — что вспомним? Шамкающий застой? Говор ливую с розовыми пузырями перестпойку? Бородатых му- ' жикоь с автоматами и длин ноствольных девиц с голыми коленками? Кого-то из рас плодившихся президентов и умничающих претендентов? А может, какие-то таблички на чьей-то могиле, в которой покоится Россия? Но пока мы живы, и фев ральские метели лижут нам ноги, и готовят для нас свои песни майские соловьи... Александр КОСЯКИН, обозреватель «Липецкой газеты». Фото Алексея ЩУРОВА. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ ... И В ПОДАРОК РОМАШЕК З а окном конторского кабинета главного агро нома краснинского СХПК «Заветы Ленина» Ра исы Сверчковой — безбрежье полей, испещ ренных серыми строчками лесополос. Талый, почернев ший февральский снег не прикрывает землю. Зима — не зима, а весной еще не пахнет. — Скучноватый пейзаж?.. — словно прочитав мои мысли, говорит Раиса Николаевна. И добавляет: —Во- обще-то кому как. Для меня русское поле одинаково красиво во все времена года. Может, потому что вы росла в селе? С чем слюбилась, с тем и сроднилась? Слушая хозяйку кабинета, я вспомнил минувшее лето. Зной ный июльский день. Истекая по том, готовый испить водицы хоть из копытца, промотался я со Сверчковой по ее владени ям, коих почти четыре тысячи гек таров. Она же не уставала по казывать мне зреющую ниву, охотно делилась планами, при этом не переставая сокрушать ся, что за весь месяц не выпа ло и капли дождя и что неза планированная в ее расчетах засуха непременно скажется на урожае. Внимая ее тревогам, я все больше удивлялся одному об стоятельству: как уживаются в этой женщине практицизм бы валого человека с девичьей спо собностью восхищаться и него довать, не стесняясь слез? Спросил напрямую. В ответ Сверчкова уставила на меня свои смешливые глаза, выло жив по обыкновению: —Невидаль какая! Все бабы такие, я не лучше... Сама она до последней кос точки гудаловская. Почему в селе застряла? Виной тому гены. Отец полста лет простоял у кузнечного горна, мать, наро жав семерых ребятишек, пре ждевременно сгорбилась, щед ро деля силы меж семейным очагом и колхозным полем. Сама же Раиса, окончив Усман- ский совхоз-техникум, не раз думывая вернулась в Гудалов- ку. Несколько лет командовала комплексной бригадой, безро потно волоча всю черновую ра боту. Пока не заметил ее «та лантов» тогдашний председа тель Анатолий Волков (нынеш ний глава Краснинской райад- министрации) и не благословил ее в главные агрономы. Вот уже тринадцать годков с той поры пролетело,а, поди ж, помнит Сверчкова свой первый рабочий день в роли главного агронома, словно вчера это было: —Собрала механизаторов в кучу и устроила ликбез по куль туре земледелия. Целый короб наговорила, что самой в техни куме три года вбивали. Напо следок предупредила, чтобы не шалили, спрашивать, мол, буду строго. Какой механизатор возьмет ся вспомнить сейчас, как новый агроном новый порядок заво дить стал? Зато многие скажут: «Она и впрямь строгая, лучше не попадаться под горячую руку». По этому поводу вспомни лась мне одна история. Только- только начал сходить с полей снег, в ухабистых проселках на брались стянутые ледком хля би. В такой вот промозглый день поспорил я с тогдашним пред- лер. Н; седателем «Заветов Ленина» Волковым. Тот попытался убе дить меня, что в колхозе уже начали подкормку озимых хле бов. А я засомневался... В Прогорелово, где должны были работать механизаторы, добирались на председатель ской «Ниве» больше часа. Вот и пшеничное поле, а где агрега ты? Только подумал, как из лож бинки, натужно урча, выползли — первый, второй, третий. Едва познакомился с механизатора ми, как из-за чахлых кустиков показалось запорошенное сне гом живое существо, — Наша агрономша, — с от цовской теплотой заметил один из механизаторов. —Домой го ним, замерзнет ведь бедолага. Но разве с ней справишься? Хороша баба, да упряма. И нам перед ней пасовать совестно. Только потом сообразил я, почему так уверен был предсе датель. Знал ведь, что рядом с механизаторами надежный кон тро ё _ е берусь утверждать, горячи ли к Сверчко вой людские симпатии, каждому ведь не потрафишь. Зато по авторитетному мнению самого Анатолия Волкова, его «крестница» не изменила с го дами ревнивого отношения к главным устоям агротехники. Поэтому удивляться, что в Гу- даловке самая высокая культу ра земледелия и самые ста бильные урожаи, не стоит. В прошлом году здесь на молотили с каждого гектара по 26 центнеров зерна (в чистом виде), опередив практически все краснинские хозяйства. В кото рый раз, как считает главный агроном, выручили добротные семена, не менее добротная подготовка почвы и, конечно же, ранний сев. Но истекший год убедил и в том, как непросто из-за слабе ющей технической оснащенно сти и дефицита удобрений да ются такие урожаи. Успеха до биваются лишь там, где у руля хозяйств и отраслей стоят люди неравнодушные, порой риско вые. Вот вам еще один пример. Не заладились в Гудаловке урожаи сахарной свеклы: себес тоимость скачет подобно коню норовистому. Нынешний пред седатель Сергей Леденев, ког да главный агроном предложи ла выращивать культуру без затрат ручного труда, прямо в крик закричал: — Опомнись, Раиса! У нас нет элементарной техники, и когда еще будет? Не свалять бы дурака! — И все же надо риск нуть, попытка не пытка, —сто яла на своем Сверчкова, — На доели убытки, труд свой жалко. БУКЕТ Перед таким напором пред седатель не устоял. Съездили в становлянский СХПК им. Лер монтова, где много лет выра щивают сахарную свеклу по ин дустриальной технологии,изучи ли их опыт, затем перевороши ли груду литературы, после чего взялись за дело Вначале ничто не предвещало беды, но когда средь лета в Гудаловку нагря нули соседи из Станового, вы яснилось — посевы загущены, на добрый урожай рассчитывать не стоит. — И сама я видела, чай не слепая, —продолжала Сверчко ва. — А что оставалось делать, снова бороны запускать? Кое- кто предлагал позвать в помощь рабочих со стороны, но поздно уже было — договора с весны заключают... А тут новая беда. Время по севы подкармливать, а в хим- складах ветер гуляет. Наконец, чтобы дать подрасти свекле, решили повременить с копкой, но тут дождит зарядили. Убирать корни пришлось всем селом. В итоге накопали на каждом из 170 гектаров по 110 центнеров. — Вспоминать тошно, — не скрывает Сверчкова слез. — Только людей насмешили. И что дальше? Возврат к тяпке? Иной бы сник, смирил ся, но только не Сверчкова. На против, первая неудача еще больше раззадорила. Ее ли убеждать, что малозатратные технологии — единственный путь к высокой рентабельности всех сельхозотраслей, встать на него заставит само время! Но это еще и крепость, которую голыми руками не взять, в чем убедились гудаловцы. Тут и впрямь требуются комплекс со временных машин, удобрения и защитные средства, В Гудалов ке наскребли пока по сусекам на единственный ЛТЗ-155 с при ставкой «Полесье». И выдох лись. — Попробую достучаться в высокие кабинеты, — упрямо говорит Сверчкова. На коле ни встану, слезу пролью. Будем и мы свеклу по интенсивной воз делывать! И снова вспомнился мне тот знойный июльский день. К ве черу я едва держался на ногах от устали. Подумал: как же Сверчкова, женщина, выдержи вает каждодневно такие нагруз ки? И еще успевает похозяйни чать на кухне и в огороде? —Я на маникюре экономлю, — улыбнулась моя собеседни ца. — Не люблю мазаться, так красивая. Когда помоложе была и оба сына еще под стол пеш ком ходили, отдыхать успевала по-людски. Однажды даже в Бол гарию занесло. Нынче с финан сами сложнее, да и хлопот до бавилось. ... Рядом с особняком Свер чковых две сотки земли. Для лука, петрушки, прочей зелени. И еще россыпь белоснежных ромашек, любимых цветов гу- даловского агронома. И когда по торжественному случаю у Свер чковых собираются гости, они непременно дарят хозяйке дома букеты ромашек... Евгений КАРПУХИН , с о б .к о р р . «Липец кой газеты » . Краснинский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz