Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

) г Г ^ ' X / Издание Ассоциации главных редакторов СМИ Липецкой области КРУГЗАВОТ Л ю д м и л а К У Р А К О В А : «НЕ путайте культуру иТУСОВКУ!» монолог ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВЫ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Когда в Липецк приехал генеральный кон­ сул ФРГ, я по наивности все допытывалась, как там, в цивилизованной и богатой Герма­ нии, поддерживают народную культуру. А он плечами пожимал, объясняя, что у них просто нет федерального министерства куль­ туры. Может быть, на муниципальном уров­ не что-то и делается, а так... И тут же поче­ му-то заговорил о Майкле Джексоне. У меня осталось, возможно, ошибочное впечатление, что для нашего важного гостя Майкл Джек­ сон и культура чуть ли не синонимы. Тогда я даже чуть-чуть загордилась. Ну, как же, в России-то культура накрепко свя­ зана с определениями «высокая», «наро­ дная», «духовная». Но теперь мне иногда кажется, что загордилась зря. Вот только что перелистала «Комсомолку». Главная сенса­ ция номера — выяснение вопроса, участво­ вали или нет Алла Пугачева и другие эстрад­ ные знаменитости в тусовке у криминально­ го авторитета Тайванчика. Алла и Филя — национальные кумиры. Это внушается России и россиянам изо дня в день по всем телеканалам, по радио, в прес­ се. Две крайности притягивают журналистов: либо — поп-звезды, либо — элитарные вер­ нисажи и премьеры, предназначенные для узкого круга столичных снобов. На осталь­ ное — ноль внимания. Чем живет, что чита­ ет или не читает, о чем поет или уже не поет народ — никому не интересно. Ни слова не найти в столичных газетах о русском библиотекаре, к примеру. Хотя я убеждена: если и есть у кого-то право оли­ цетворять народную культуру, то именно у него, библиотекаря. Библиотекам не на что приобретать новую литературу. Там самое устаревшее оборудование. Нет денег на ре­ монт. Наша областная научная давным-дав­ но нуждается в более просторном помеще­ нии, ведь под тяжестью ее книг вот-вот полы провалятся... Но библиотекари живут, а не выживают. Истово служат книге, подвижни­ чески пропагандируют знания. И читателей у них все больше. Как и все культработники, библиотекари месяцами без зарплаты. Но — не сбегают, не переквалифицируются в «челноков». Коллек­ тивы библиотек на зависть стабильны. Как, впрочем, и штаты сельских клубов. Кресть­ янин сегодня страшно унижен. А потому нуждается в помощи — и не только матери­ альной. Не случайно же с таким энтузиаз­ мом деревенский люд берется за восстанов­ ление или строительство храмов. Он чувству­ ет, что должно быть ему опорой в эпоху без­ временья. Опорой, отдушиной для села остается и культура, пусть холодный — нечем топить, но все равно согревающий душу сельский клуб. Его не напрасно называют очагом. И те, кто поддерживает в нем огонь, — святые люди. Да, они могут сидеть без зарплаты, но залы у них переполнены. И кружки работа­ ют. И театры репетируют. И концерты идут. В отличие от учителей, они не пугают влас­ ти забастовками, потому что одно дело — ока­ завшаяся за порогом школы толпа детей, и другое — замок на дверях ДК, отмененная спевка хора. Но все-таки причина их долго­ терпения, по-моему, иная. Они понимают: без них односельчанам или жителям маленького районного поселка некуда будет пойти вече­ ром, жизнь земляков будет еще горше и бес- просветнее. Есть такое странное слово — курировать. Так вот, я много лет курирую культуру. Спер­ ва — в Липецке, теперь — по всей области. Во власть я попала в самом начале «великих перемен». Я — кризисный зам. Мне не дове­ лось работать в культуре, когда клубы стро­ ились, а не разваливались, когда очередную постановку в театре не откладывали из-за нехватки средств, когда талантливый испол­ нитель или коллектив не собирали по грошу с доброхотов для поездки на московский кон­ курс или зарубежный фестиваль. Сегодня у меня самая скромная програм­ ма-минимум: сберечь то, что есть, не дать рухнуть построенному вчера или десять лет назад. Чтобы детям не пришлось довольство­ ваться исключительно тусовочным вариантом культуры, которую неоправданно именуют массовой. Вообще то, что происходит сейчас, пора­ жает своей парадоксальностью, тревожит и вместе с тем обнадеживает. Вот вам один ряд фактов. Культура, искусство, творческий че­ ловек на голодном пайке. Академический те­ атр создает, на мой взгляд, весьма удачный спектакль по произведениям Пушкина, но вынужден одевать актеров в платья непуш­ кинской эпохи — что нашлось на складе от прежних постановок, то и использовали. За-, мечательные самодеятельные коллективы отказываются от новых хореографических композиций — не на что шить костюмы. Блис­ тательные музыканты, и юные, и зрелые, не могут показать свое искусство в других го­ родах, получить заслуженные лавры на пре­ стижных конкурсах — им нечем оплатить поездку. Не издается рукопись рано умер­ шего прекрасного поэта, чье творчество до­ стойно общероссийского признания, — опять же из-за безденежья. Нищенствует сельская культура. Кажется, в таких условиях все должно сойти на нет, погибнуть или выродиться. Од­ нако вот другой ряд не менее очевидных и упрямых фактов. Пожалуй, никогда еще не было у нас столько разнообразных и ярких выставок изобразительного искусства, да еще в таком количестве — на неделе открывают­ ся одна, две, а то и три. Симфонический ор­ кестр приглашает на удивительно насыщен­ ные программы, причем концерты его прохо­ дят при полных залах. Повсюду возникают самодеятельные художественные студии, профессиональные живописцы и графики ув­ леченно работают с детьми — либо бесплат­ но, либо за символическую плату. Дом Мас­ тера не ограничивается уже только устрой­ ством экспозиций, а закладывает традицию вечеров «У камелька», знакомя своих гостей с одаренными музыкантами. В глухом, отда­ ленном районе затевают праздник самодея­ тельности, и он удается так, как не удавался и в самые благополучные времена. Мало того: все больше желающих поступить в учебные заведения, связанные с культурой, например в училище искусств. Выходит, людей не пу­ гает, что, получив диплом, они могут вообще не найти работу или будут получать привы­ чные для российского музыканта или препо­ давателя гроши... Можно объяснить это непредсказуе­ мостью, нерасчетливостью русского челове­ ка. Но, по-моему, тут срабатывает механизм самозащиты — когда общество погружается в кризис, оно почти инстинктивно пытается спасти дух, веру, творческое начало. Когда в администрации или Совете разго­ раются дебаты, как разделить бюджетные средства, я, дойдя до точки кипения, заяв­ ляю, что моя сфера — самая главная. Если плюнуть на культуру, решив, что сейчас не до развлечений (для кого-то между развле­ чениями и культурой никакой разницы), мы просто-напросто умножим ряды социально незащищенных. Не слишком грамотный, не умеющий анализировать реальную ситуацию человек беспомощен. Парень, для которого существует лишь обойма безголосых эстрад­ ников и оглушающих, оглупляющих групп, не только эстетически, но и нравственно уяз­ вим. Невоспитанность чувств и души обора­ чиваются черствостью, жестокостью, бессо­ вестностью. А можно ли поставить крест на спорте, на физической культуре? Она хоть и физичес­ кая — но тоже культура. Нация болеет, ско­ ро по состоянию здоровья в армию некого будет призывать, а мы все думаем — не уре­ зать ли еще что-то из сумм, выделяемых на нужды спорта. Не о голах, не о рекордных секундах я хлопочу, не о чемпионских титу­ лах футболистов или хоккеистов беспокоюсь. Это — всего лишь производное от развития массовой физической культуры и спорта. И областная власть обязана стимулировать тер­ ритории, побуждать местное самоуправление уделять этому внимание, поскольку массовое физкультурное движение финансируют как раз районные и городские бюджеты. Сейчас, кстати, мы наращиваем подготовку к област­ ной спартакиаде. А что касается большого спорта, то надо отдать себе отчет: без него тоже не будет массового. Мальчишке нужны примеры, если угодно, кумиры. Тогда он вста­ нет на коньки, выйдет на беговую дорожку, будет закалять тело вместо того, чтобы, став чуть взрослее, ложиться на больничную кой­ ку. Надо сказать, что мои коллеги, как пра­ вило, со мной соглашаются, хоть и не без споров. Так что власти, несмотря на ограни­ ченные возможности, ни культуру, ни спорт без помощи не оставляют. Тем более, что се­ годня и сами культработники все энергичнее ищут способы получать пусть и небольшие, но доходы. Так, в прошлом году учреждения культуры заработали 10,8 миллиона рублей. На фоне соседних областей не так уж мало. Правда, содержать себя полностью им не под силу. Да такая задача и не ставится — по крайней мере, если речь о самодеятельнос­ ти. Но и не ибпользовать какие-то свои ре­ зервы сегодня грешно и неразумно. Вот так и живем. Трудно, порою доходя до самого края, но живем. И к пушкинскому юбилею готовимся, и о новом — вокальном — отделении в училище искусств думаем, и реконструкцией кинотеатра «Октябрь» в пол­ ноценный киноконцертный зал озабочены. Это | я говорю не ради формальной оптимистичес­ кой концовки. Просто это толсе — факты, на- ^ ряду со всеми другими, нередко, конечно же, огорчительными, вызывающими тревогу... ДЕНЬ, КОГДАПРОЗВУЧАЛ 8 февраля. Дом Мастера. Трагическая музыка моцартовского «Реквиема». Строки стихов — Пушкина и о Пушкине. Экспозиция завораживающе прекрас­ ных произведений действительного члена Российской Академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации Альбины Акритас на пуш­ кинские темы. И — постепенно усиливающееся ощущение незримого, но яв­ ственного присутствия самого поэта. Не случайно писатель Иван Завражин, рассказывая о последних днях Пушкина, говорил о трагедии, случившейся 162 года назад, в настоящем времени: вот тяжело раненного поэта привозят домой, вот у постели его собираются врачр, а друг Александра Сергеевича Вяземский еще не знает о ранении ... | Замысел директора Дома Мастера художника Вилена Дворянчикова, его верной помощницы искусствоведа Татьяны Нечаевой и всех, кто работал вмес­ те с ними, естественен, как дыхание: вечер в день роковой дуэли на Черной речке должен был соединить творческие усилия художников, поэтов, артис­ тов, музыкантов и напомнить о великих, непреходящих ценностях человечес­ кого духа — о творчестве и любви, о чести и достоинстве, о вере и бессмертии гения. Так и произошло. На призыв хозяев Дома откликнулись мастера искусств филармонии, академического театра драмы, муниципального камерного хора, липецкие живописцы, скульпторы, архитекторы, московская их коллега Аль­ бина Георгиевна Акритас, щедро предложившая липецким друзьям удивитель­ ные картины, рисунки и свои стихи, некоторые из которых мы сегодня публи­ куем вместе с репродукциями ее графики. Были на вечере и представители руководства области и Липецка. А в качестве мецената идею Вилена Дворян­ чикова помогло осуществить ОАО «Липецк-Белон» во главе с директором Иго­ рем Лазовским. Вечер-реквием. Но и вечер, вновь убедивший каждого из приглашенных, что Пушкин, пораженный пулей из пистолета Лепажа 162 года назад, поисти­ не пережил «в заветной лире» свой прах, убежал тления и остается современ­ ником всех поколений россиян. СКВОЗЬДВА аОЛЕТИЯ... Эта выставка художника-академика ломает хрес­ томатийные представления об академизме — анта­ гонисте живого творческого процесса. Д а , показан­ ные на ней произведения безупречны по уровню профессионализма и культуры. И вместе с тем — трепетны и на редкость личностны. Обращенные к Пушкину, вдохновленные им, они из нынешнего дня чутким эхом перекликаются с его поэзией, принуж­ дая признать: время — относительно. Оно не влас­ тно над человеком, над вечными его страданиями, радостями, противоречиями и —любовью... Живопись и графика Аль­ бины Акритас, как и ее поэ­ зия, опираются на высокие традиции, вольны и крыла­ ты, глубоки и эмоциональ­ ны, наполнены энергией и жизнью. Наконец, они дра­ гоценно красивы. Любовь к точной и выразительной де­ тали органично уживается с целостностью образа, деко­ ративность — с философ­ ской насыщенностью. Кажет­ ся, они созданы так легко, как бы самосотворены. Пона­ чалу удивляешься утончен­ ности вкуса, гармонии. Затем постигаешь содержатель­ ность всех составляющих — пластики, изысканных цвето­ вых созвучий, ритмов, зариф- мованности линий, волшебст­ ва фактуры. Все подчинено формированию образа и на­ строения. А они, как сама жизнь, неоднозначны, они пребывают в непрерывной динамике, колеблются, пере­ ливаются, загадочно мерца­ ют, провоцируя различные точки зрения, являя мета­ морфозы позитива в негатив и обратно. Потом задаешься вопросом: как же это сдела­ но? Но тут — тайна. Колдов­ ство. Магия. И уже затруд­ няешься решить, что это — графика, живопись, коллаж? Да и нужно ли все расклады- ванить по полочкам? Просто искусство. Просто обыкно­ венное чудо искусства. Итак, Альбина Акритас. Серия работ, посвященных Пушкину. Ее поэту. Ее ге­ рою. Пушкин для нее — сквозь два века — близкий друг. Она не скрывает свое­ го пристрастного стремления оправдать и принять его це­ ликом — и его творчество, и его личность, и все зигзаги, противоречия его судьбы. Художник в самом деле по­ нимает его и сопе­ реживает ему так, будто бы их не раз­ деляет время. Буд­ то все, что проис­ ходило с ним, слу­ чилось на глазах у нее, человека кон­ ца двадцатого века. Иначе не объ­ яснить глубинный психологизм пуш­ кинских портре­ тов, их реалистич­ ность, невымыш- ленность. Пушкин — лицеист, озор­ ник, шалун, ос­ трослов. Пушкин — обольститель, хронически и страстно влюблен­ ный. Пушкин — пленник неразре­ шимых проблем. Пушкин — н е­ жный супруг . Пушкин — на краю обрыва жиз­ ни, им сознаваемо­ го, им приближае­ мого: вызов бро­ шен. Г1у III к и и с ка я серия трагична. Немногосло- вие сюжета; сдержанность и благородство колорита, обра­ зованного неуловимыми от­ тенками коричневого, серо­ го, черного; пластика, объ­ единяющая и разъединяю­ щая героев, остро передаю­ щая жуткую безысходность и одиночество; контрасты света и тени; противопостав­ ления ломких жестких и лег­ ких воздушных форм; внезап­ ность бликов, вспышек све­ та, молний золота. Другая часть выставки — работы на темы пушкинских произведений. Это тоже лич­ ностное нрочтенне. лающее эффект присутствия, свиде­ тельства очевидца. Серия «Пиковая дама» заворажива­ ет мистическим драматизмом сю­ жета и состояния. Характеристика героев яркая, поч­ ти гротесковая . Пространство тра­ гедии погружено то в серо-голубой полумрак, то в не­ верный и мертвен­ ный свет свечей. Здесь важную роль играют пред­ меты, жесты, ми­ мика персонажей. В «Каменном госте» — ры­ царское достоинство. Не­ здешняя красота. Листы, навеянные античной лирикой Пушкина,- и связанная с ними греческая серия, — это блаженный полет фантазии художника, наслаждение ми­ ром античности, соединение высокой классики и творчес­ кого каприза, это неисчерпа­ емость средств выразитель­ ности, художественных и тех­ нических приемов. Они пле­ няют изяществом и прихот­ ливостью форм. Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС «ДЕРЖИ ВОРА!» ГРОМЧЕ ВСЕХ КРИЧИТ ТОТ, КТО ВОРУЕТ Сегодня у чиновников, приближенных к пре­ зидентскому телу, у двух министров — юстиции и МВД, а также сонмища «демократических» газет и электронных средств массовой информации нет в России опаснее врага, чем «русский фашизм» (в последнее время, правда, лингвистическому мон­ стру — как будто у фашизма есть национальность — придуман более удобный синонимический двой­ ник — «политический экстремизм»). А поскольку в жизни проявлений этого «экстремизма» не на­ блюдается (делами ли, идеологией исключитель­ ности или насилия), то борьба ведется с умозри­ тельным представлением о таковом. И вдруг вы­ ясняется, что в каких-то городах появились рас­ пространители газет, по мнению перепуганных го­ сударственных чинов, несущих угрозу миру и спо­ койствию процветающему в благополучии населе­ нию России... Бред! Более половины капиталов страны нахо­ дится в руках ничтожной кучки олигархов. Кор­ рупция — стиль работы всей прожорливой рати чиновников «демократической» формации. Сырь­ евые ресурсы вывозятся за рубеж. Промышлен­ ность и сельское хозяйство продолжают рушить­ ся. Все формы насилия и бандитизма процветают чертополохом. В прошлом году у России «умык­ нули» еще восемь миллиардов долларов дополни­ тельно к уже «изъятым» тремстам. Армия гибнет. Оборонная промышленность тихо «конверсирует». Люди мрут, как мухи под зиму. Цены растут бес­ контрольно. Не хватает хлеба, лекарств. Вооружен­ ные до зубов чеченские «Робин Гуды» терроризи­ руют сопредельные территории... А министр Степашин вкупе с министром Кра­ шенинниковым борются с РНЕ и распространите­ лями неугодных им «фашистских» газет. Тут, по их мнению, вся причина российской беды, средо­ точие зла и вселенской опасности. Искоренить! За­ претить! Выжечь под корень! Вся эта шумная «борьба» не случайна. И цель ее более прагматична, нежели декларируемая идей­ ная непримиримость «борцов с фашизмом». Нечто подобное уже было — перед вторыми президен­ тскими выборами. И тогда прокатилась волна «борьбы с фашизмом», и тогда звучали требова­ ния закрыть оппозиционные газеты, несущие в светлые умы россиян «человеконенавистническую идеологию». ' Дело в том, что в этих изданиях (официально, кстати, зарегистрированных в Министерстве пе­ чати и информации) формулируется и кристалли­ зируется протестная режиму мысль, формирует­ ся протестное самосознание униженного и ограб­ ленного народа. А в устранении из политического спектра та­ кого рода взглядов заинтересованы все, кого ус­ траивает сегодняшнее положение дел в гибнущей России. Перечислять их нет необходимости. Этой категории «борцов* абсолютно безразлично, чья и где льется кровь — лишь бы им с этой крови стричь дивиденды. В Карабахе ли, Сумгаите, Чечне, в центре Москвы... Но вот поговорить об угрозе «национализма» (пресекать тот же воинствующий чеченский наци­ онализм они не намерены), создать видимость уг­ розы его — тут есть тонкий расчет. Раздробить протестную волю народа, взмутить умы, лишить их ориентиров и центров объединения против фа­ шиствующего не на словах, а на деле режима. Легче всего и удачнее всего бороться с «рус­ ским экстремизмом» и «антисемитизмом». Пото­ му, прежде всего, что борьба эта — надумана. Переверните горы «демократических» газет за десятилетие «реформ», и вы не найдете ни одного примера таковых. Будь они — кликушествующие борзописцы непременно подняли бы вселенский гвалт. Нет этого! Но зато сотни, тысячи примеров самоуничтожения от безысходности, отчаяния, утраты веры в лучшее — именно русских людей. Странное, мягко говоря, проявление «фашиз­ ма» вкупе с «антисемитизмом»!.. Удивляет, что вся эта, насквозь лживая, «борь­ ба», эта московская зараза течет и вниз, по горо­ дам и весям российским, где появляются свои мес­ течковые борцы с «экстремизмом». И не стоит удивляться, что однажды правоох­ ранительным органам будет дана команда «дер­ жать и не пущать!» Газеты — в костер, распро­ странителей — на правеж! Но как быть с правами и свободами граждан, столь любимыми нашими реформаторами? С Кон­ ституцией России? ВедЬ' часть 1 статьи 29 ее гово­ рит, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова», а часть 4 этой же статьи утверждает, что «каждый имеет право свободно искать, полу­ чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Все оппозиционные («патриотические» или, по официальному новоязу, — «фашистского толка») издания, повторяю, печатаются в рамках закона. И естественно право издателя распространять свою газету в любой, законом же оговоренной, форме. А покупатель (читатель), интересуясь ими, волен приобретать их — по мере желания. Изъять газету (а это, кстати, собственность ее распространителя, работающего с издателем по договору), можно лишь по решению суда, опреде­ лившего, что именно эта газета (книга, брошюра) несет пропаганду по изменению строя, разжигает национальную рознь и так далее... Таковы, госпо­ да-товарищи, демократические нормы, существу­ ющие в мире. Поступать иначе — значит насили­ ем, антиконституционно утверждать властный по­ литический экстремизм, которым и без того не­ счастная Россия сыта по горло. К экстремизму эко­ номическому, неправовому надо добавлять еще и экстремизм политико-идеологический?! За игрой в термины, как видим, кроется нечто другое. А именно стремление продлить и укрепить существование режима, независимо от того, каки­ ми лицами он будет персонифицироваться во влас­ ти. Владимир ПЕТРОВ, писатель.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz