Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
) г Г ^ ' X / Издание Ассоциации главных редакторов СМИ Липецкой области КРУГЗАВОТ Л ю д м и л а К У Р А К О В А : «НЕ путайте культуру иТУСОВКУ!» монолог ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВЫ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Когда в Липецк приехал генеральный кон сул ФРГ, я по наивности все допытывалась, как там, в цивилизованной и богатой Герма нии, поддерживают народную культуру. А он плечами пожимал, объясняя, что у них просто нет федерального министерства куль туры. Может быть, на муниципальном уров не что-то и делается, а так... И тут же поче му-то заговорил о Майкле Джексоне. У меня осталось, возможно, ошибочное впечатление, что для нашего важного гостя Майкл Джек сон и культура чуть ли не синонимы. Тогда я даже чуть-чуть загордилась. Ну, как же, в России-то культура накрепко свя зана с определениями «высокая», «наро дная», «духовная». Но теперь мне иногда кажется, что загордилась зря. Вот только что перелистала «Комсомолку». Главная сенса ция номера — выяснение вопроса, участво вали или нет Алла Пугачева и другие эстрад ные знаменитости в тусовке у криминально го авторитета Тайванчика. Алла и Филя — национальные кумиры. Это внушается России и россиянам изо дня в день по всем телеканалам, по радио, в прес се. Две крайности притягивают журналистов: либо — поп-звезды, либо — элитарные вер нисажи и премьеры, предназначенные для узкого круга столичных снобов. На осталь ное — ноль внимания. Чем живет, что чита ет или не читает, о чем поет или уже не поет народ — никому не интересно. Ни слова не найти в столичных газетах о русском библиотекаре, к примеру. Хотя я убеждена: если и есть у кого-то право оли цетворять народную культуру, то именно у него, библиотекаря. Библиотекам не на что приобретать новую литературу. Там самое устаревшее оборудование. Нет денег на ре монт. Наша областная научная давным-дав но нуждается в более просторном помеще нии, ведь под тяжестью ее книг вот-вот полы провалятся... Но библиотекари живут, а не выживают. Истово служат книге, подвижни чески пропагандируют знания. И читателей у них все больше. Как и все культработники, библиотекари месяцами без зарплаты. Но — не сбегают, не переквалифицируются в «челноков». Коллек тивы библиотек на зависть стабильны. Как, впрочем, и штаты сельских клубов. Кресть янин сегодня страшно унижен. А потому нуждается в помощи — и не только матери альной. Не случайно же с таким энтузиаз мом деревенский люд берется за восстанов ление или строительство храмов. Он чувству ет, что должно быть ему опорой в эпоху без временья. Опорой, отдушиной для села остается и культура, пусть холодный — нечем топить, но все равно согревающий душу сельский клуб. Его не напрасно называют очагом. И те, кто поддерживает в нем огонь, — святые люди. Да, они могут сидеть без зарплаты, но залы у них переполнены. И кружки работа ют. И театры репетируют. И концерты идут. В отличие от учителей, они не пугают влас ти забастовками, потому что одно дело — ока завшаяся за порогом школы толпа детей, и другое — замок на дверях ДК, отмененная спевка хора. Но все-таки причина их долго терпения, по-моему, иная. Они понимают: без них односельчанам или жителям маленького районного поселка некуда будет пойти вече ром, жизнь земляков будет еще горше и бес- просветнее. Есть такое странное слово — курировать. Так вот, я много лет курирую культуру. Спер ва — в Липецке, теперь — по всей области. Во власть я попала в самом начале «великих перемен». Я — кризисный зам. Мне не дове лось работать в культуре, когда клубы стро ились, а не разваливались, когда очередную постановку в театре не откладывали из-за нехватки средств, когда талантливый испол нитель или коллектив не собирали по грошу с доброхотов для поездки на московский кон курс или зарубежный фестиваль. Сегодня у меня самая скромная програм ма-минимум: сберечь то, что есть, не дать рухнуть построенному вчера или десять лет назад. Чтобы детям не пришлось довольство ваться исключительно тусовочным вариантом культуры, которую неоправданно именуют массовой. Вообще то, что происходит сейчас, пора жает своей парадоксальностью, тревожит и вместе с тем обнадеживает. Вот вам один ряд фактов. Культура, искусство, творческий че ловек на голодном пайке. Академический те атр создает, на мой взгляд, весьма удачный спектакль по произведениям Пушкина, но вынужден одевать актеров в платья непуш кинской эпохи — что нашлось на складе от прежних постановок, то и использовали. За-, мечательные самодеятельные коллективы отказываются от новых хореографических композиций — не на что шить костюмы. Блис тательные музыканты, и юные, и зрелые, не могут показать свое искусство в других го родах, получить заслуженные лавры на пре стижных конкурсах — им нечем оплатить поездку. Не издается рукопись рано умер шего прекрасного поэта, чье творчество до стойно общероссийского признания, — опять же из-за безденежья. Нищенствует сельская культура. Кажется, в таких условиях все должно сойти на нет, погибнуть или выродиться. Од нако вот другой ряд не менее очевидных и упрямых фактов. Пожалуй, никогда еще не было у нас столько разнообразных и ярких выставок изобразительного искусства, да еще в таком количестве — на неделе открывают ся одна, две, а то и три. Симфонический ор кестр приглашает на удивительно насыщен ные программы, причем концерты его прохо дят при полных залах. Повсюду возникают самодеятельные художественные студии, профессиональные живописцы и графики ув леченно работают с детьми — либо бесплат но, либо за символическую плату. Дом Мас тера не ограничивается уже только устрой ством экспозиций, а закладывает традицию вечеров «У камелька», знакомя своих гостей с одаренными музыкантами. В глухом, отда ленном районе затевают праздник самодея тельности, и он удается так, как не удавался и в самые благополучные времена. Мало того: все больше желающих поступить в учебные заведения, связанные с культурой, например в училище искусств. Выходит, людей не пу гает, что, получив диплом, они могут вообще не найти работу или будут получать привы чные для российского музыканта или препо давателя гроши... Можно объяснить это непредсказуе мостью, нерасчетливостью русского челове ка. Но, по-моему, тут срабатывает механизм самозащиты — когда общество погружается в кризис, оно почти инстинктивно пытается спасти дух, веру, творческое начало. Когда в администрации или Совете разго раются дебаты, как разделить бюджетные средства, я, дойдя до точки кипения, заяв ляю, что моя сфера — самая главная. Если плюнуть на культуру, решив, что сейчас не до развлечений (для кого-то между развле чениями и культурой никакой разницы), мы просто-напросто умножим ряды социально незащищенных. Не слишком грамотный, не умеющий анализировать реальную ситуацию человек беспомощен. Парень, для которого существует лишь обойма безголосых эстрад ников и оглушающих, оглупляющих групп, не только эстетически, но и нравственно уяз вим. Невоспитанность чувств и души обора чиваются черствостью, жестокостью, бессо вестностью. А можно ли поставить крест на спорте, на физической культуре? Она хоть и физичес кая — но тоже культура. Нация болеет, ско ро по состоянию здоровья в армию некого будет призывать, а мы все думаем — не уре зать ли еще что-то из сумм, выделяемых на нужды спорта. Не о голах, не о рекордных секундах я хлопочу, не о чемпионских титу лах футболистов или хоккеистов беспокоюсь. Это — всего лишь производное от развития массовой физической культуры и спорта. И областная власть обязана стимулировать тер ритории, побуждать местное самоуправление уделять этому внимание, поскольку массовое физкультурное движение финансируют как раз районные и городские бюджеты. Сейчас, кстати, мы наращиваем подготовку к област ной спартакиаде. А что касается большого спорта, то надо отдать себе отчет: без него тоже не будет массового. Мальчишке нужны примеры, если угодно, кумиры. Тогда он вста нет на коньки, выйдет на беговую дорожку, будет закалять тело вместо того, чтобы, став чуть взрослее, ложиться на больничную кой ку. Надо сказать, что мои коллеги, как пра вило, со мной соглашаются, хоть и не без споров. Так что власти, несмотря на ограни ченные возможности, ни культуру, ни спорт без помощи не оставляют. Тем более, что се годня и сами культработники все энергичнее ищут способы получать пусть и небольшие, но доходы. Так, в прошлом году учреждения культуры заработали 10,8 миллиона рублей. На фоне соседних областей не так уж мало. Правда, содержать себя полностью им не под силу. Да такая задача и не ставится — по крайней мере, если речь о самодеятельнос ти. Но и не ибпользовать какие-то свои ре зервы сегодня грешно и неразумно. Вот так и живем. Трудно, порою доходя до самого края, но живем. И к пушкинскому юбилею готовимся, и о новом — вокальном — отделении в училище искусств думаем, и реконструкцией кинотеатра «Октябрь» в пол ноценный киноконцертный зал озабочены. Это | я говорю не ради формальной оптимистичес кой концовки. Просто это толсе — факты, на- ^ ряду со всеми другими, нередко, конечно же, огорчительными, вызывающими тревогу... ДЕНЬ, КОГДАПРОЗВУЧАЛ 8 февраля. Дом Мастера. Трагическая музыка моцартовского «Реквиема». Строки стихов — Пушкина и о Пушкине. Экспозиция завораживающе прекрас ных произведений действительного члена Российской Академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации Альбины Акритас на пуш кинские темы. И — постепенно усиливающееся ощущение незримого, но яв ственного присутствия самого поэта. Не случайно писатель Иван Завражин, рассказывая о последних днях Пушкина, говорил о трагедии, случившейся 162 года назад, в настоящем времени: вот тяжело раненного поэта привозят домой, вот у постели его собираются врачр, а друг Александра Сергеевича Вяземский еще не знает о ранении ... | Замысел директора Дома Мастера художника Вилена Дворянчикова, его верной помощницы искусствоведа Татьяны Нечаевой и всех, кто работал вмес те с ними, естественен, как дыхание: вечер в день роковой дуэли на Черной речке должен был соединить творческие усилия художников, поэтов, артис тов, музыкантов и напомнить о великих, непреходящих ценностях человечес кого духа — о творчестве и любви, о чести и достоинстве, о вере и бессмертии гения. Так и произошло. На призыв хозяев Дома откликнулись мастера искусств филармонии, академического театра драмы, муниципального камерного хора, липецкие живописцы, скульпторы, архитекторы, московская их коллега Аль бина Георгиевна Акритас, щедро предложившая липецким друзьям удивитель ные картины, рисунки и свои стихи, некоторые из которых мы сегодня публи куем вместе с репродукциями ее графики. Были на вечере и представители руководства области и Липецка. А в качестве мецената идею Вилена Дворян чикова помогло осуществить ОАО «Липецк-Белон» во главе с директором Иго рем Лазовским. Вечер-реквием. Но и вечер, вновь убедивший каждого из приглашенных, что Пушкин, пораженный пулей из пистолета Лепажа 162 года назад, поисти не пережил «в заветной лире» свой прах, убежал тления и остается современ ником всех поколений россиян. СКВОЗЬДВА аОЛЕТИЯ... Эта выставка художника-академика ломает хрес томатийные представления об академизме — анта гонисте живого творческого процесса. Д а , показан ные на ней произведения безупречны по уровню профессионализма и культуры. И вместе с тем — трепетны и на редкость личностны. Обращенные к Пушкину, вдохновленные им, они из нынешнего дня чутким эхом перекликаются с его поэзией, принуж дая признать: время — относительно. Оно не влас тно над человеком, над вечными его страданиями, радостями, противоречиями и —любовью... Живопись и графика Аль бины Акритас, как и ее поэ зия, опираются на высокие традиции, вольны и крыла ты, глубоки и эмоциональ ны, наполнены энергией и жизнью. Наконец, они дра гоценно красивы. Любовь к точной и выразительной де тали органично уживается с целостностью образа, деко ративность — с философ ской насыщенностью. Кажет ся, они созданы так легко, как бы самосотворены. Пона чалу удивляешься утончен ности вкуса, гармонии. Затем постигаешь содержатель ность всех составляющих — пластики, изысканных цвето вых созвучий, ритмов, зариф- мованности линий, волшебст ва фактуры. Все подчинено формированию образа и на строения. А они, как сама жизнь, неоднозначны, они пребывают в непрерывной динамике, колеблются, пере ливаются, загадочно мерца ют, провоцируя различные точки зрения, являя мета морфозы позитива в негатив и обратно. Потом задаешься вопросом: как же это сдела но? Но тут — тайна. Колдов ство. Магия. И уже затруд няешься решить, что это — графика, живопись, коллаж? Да и нужно ли все расклады- ванить по полочкам? Просто искусство. Просто обыкно венное чудо искусства. Итак, Альбина Акритас. Серия работ, посвященных Пушкину. Ее поэту. Ее ге рою. Пушкин для нее — сквозь два века — близкий друг. Она не скрывает свое го пристрастного стремления оправдать и принять его це ликом — и его творчество, и его личность, и все зигзаги, противоречия его судьбы. Художник в самом деле по нимает его и сопе реживает ему так, будто бы их не раз деляет время. Буд то все, что проис ходило с ним, слу чилось на глазах у нее, человека кон ца двадцатого века. Иначе не объ яснить глубинный психологизм пуш кинских портре тов, их реалистич ность, невымыш- ленность. Пушкин — лицеист, озор ник, шалун, ос трослов. Пушкин — обольститель, хронически и страстно влюблен ный. Пушкин — пленник неразре шимых проблем. Пушкин — н е жный супруг . Пушкин — на краю обрыва жиз ни, им сознаваемо го, им приближае мого: вызов бро шен. Г1у III к и и с ка я серия трагична. Немногосло- вие сюжета; сдержанность и благородство колорита, обра зованного неуловимыми от тенками коричневого, серо го, черного; пластика, объ единяющая и разъединяю щая героев, остро передаю щая жуткую безысходность и одиночество; контрасты света и тени; противопостав ления ломких жестких и лег ких воздушных форм; внезап ность бликов, вспышек све та, молний золота. Другая часть выставки — работы на темы пушкинских произведений. Это тоже лич ностное нрочтенне. лающее эффект присутствия, свиде тельства очевидца. Серия «Пиковая дама» заворажива ет мистическим драматизмом сю жета и состояния. Характеристика героев яркая, поч ти гротесковая . Пространство тра гедии погружено то в серо-голубой полумрак, то в не верный и мертвен ный свет свечей. Здесь важную роль играют пред меты, жесты, ми мика персонажей. В «Каменном госте» — ры царское достоинство. Не здешняя красота. Листы, навеянные античной лирикой Пушкина,- и связанная с ними греческая серия, — это блаженный полет фантазии художника, наслаждение ми ром античности, соединение высокой классики и творчес кого каприза, это неисчерпа емость средств выразитель ности, художественных и тех нических приемов. Они пле няют изяществом и прихот ливостью форм. Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС «ДЕРЖИ ВОРА!» ГРОМЧЕ ВСЕХ КРИЧИТ ТОТ, КТО ВОРУЕТ Сегодня у чиновников, приближенных к пре зидентскому телу, у двух министров — юстиции и МВД, а также сонмища «демократических» газет и электронных средств массовой информации нет в России опаснее врага, чем «русский фашизм» (в последнее время, правда, лингвистическому мон стру — как будто у фашизма есть национальность — придуман более удобный синонимический двой ник — «политический экстремизм»). А поскольку в жизни проявлений этого «экстремизма» не на блюдается (делами ли, идеологией исключитель ности или насилия), то борьба ведется с умозри тельным представлением о таковом. И вдруг вы ясняется, что в каких-то городах появились рас пространители газет, по мнению перепуганных го сударственных чинов, несущих угрозу миру и спо койствию процветающему в благополучии населе нию России... Бред! Более половины капиталов страны нахо дится в руках ничтожной кучки олигархов. Кор рупция — стиль работы всей прожорливой рати чиновников «демократической» формации. Сырь евые ресурсы вывозятся за рубеж. Промышлен ность и сельское хозяйство продолжают рушить ся. Все формы насилия и бандитизма процветают чертополохом. В прошлом году у России «умык нули» еще восемь миллиардов долларов дополни тельно к уже «изъятым» тремстам. Армия гибнет. Оборонная промышленность тихо «конверсирует». Люди мрут, как мухи под зиму. Цены растут бес контрольно. Не хватает хлеба, лекарств. Вооружен ные до зубов чеченские «Робин Гуды» терроризи руют сопредельные территории... А министр Степашин вкупе с министром Кра шенинниковым борются с РНЕ и распространите лями неугодных им «фашистских» газет. Тут, по их мнению, вся причина российской беды, средо точие зла и вселенской опасности. Искоренить! За претить! Выжечь под корень! Вся эта шумная «борьба» не случайна. И цель ее более прагматична, нежели декларируемая идей ная непримиримость «борцов с фашизмом». Нечто подобное уже было — перед вторыми президен тскими выборами. И тогда прокатилась волна «борьбы с фашизмом», и тогда звучали требова ния закрыть оппозиционные газеты, несущие в светлые умы россиян «человеконенавистническую идеологию». ' Дело в том, что в этих изданиях (официально, кстати, зарегистрированных в Министерстве пе чати и информации) формулируется и кристалли зируется протестная режиму мысль, формирует ся протестное самосознание униженного и ограб ленного народа. А в устранении из политического спектра та кого рода взглядов заинтересованы все, кого ус траивает сегодняшнее положение дел в гибнущей России. Перечислять их нет необходимости. Этой категории «борцов* абсолютно безразлично, чья и где льется кровь — лишь бы им с этой крови стричь дивиденды. В Карабахе ли, Сумгаите, Чечне, в центре Москвы... Но вот поговорить об угрозе «национализма» (пресекать тот же воинствующий чеченский наци онализм они не намерены), создать видимость уг розы его — тут есть тонкий расчет. Раздробить протестную волю народа, взмутить умы, лишить их ориентиров и центров объединения против фа шиствующего не на словах, а на деле режима. Легче всего и удачнее всего бороться с «рус ским экстремизмом» и «антисемитизмом». Пото му, прежде всего, что борьба эта — надумана. Переверните горы «демократических» газет за десятилетие «реформ», и вы не найдете ни одного примера таковых. Будь они — кликушествующие борзописцы непременно подняли бы вселенский гвалт. Нет этого! Но зато сотни, тысячи примеров самоуничтожения от безысходности, отчаяния, утраты веры в лучшее — именно русских людей. Странное, мягко говоря, проявление «фашиз ма» вкупе с «антисемитизмом»!.. Удивляет, что вся эта, насквозь лживая, «борь ба», эта московская зараза течет и вниз, по горо дам и весям российским, где появляются свои мес течковые борцы с «экстремизмом». И не стоит удивляться, что однажды правоох ранительным органам будет дана команда «дер жать и не пущать!» Газеты — в костер, распро странителей — на правеж! Но как быть с правами и свободами граждан, столь любимыми нашими реформаторами? С Кон ституцией России? ВедЬ' часть 1 статьи 29 ее гово рит, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова», а часть 4 этой же статьи утверждает, что «каждый имеет право свободно искать, полу чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Все оппозиционные («патриотические» или, по официальному новоязу, — «фашистского толка») издания, повторяю, печатаются в рамках закона. И естественно право издателя распространять свою газету в любой, законом же оговоренной, форме. А покупатель (читатель), интересуясь ими, волен приобретать их — по мере желания. Изъять газету (а это, кстати, собственность ее распространителя, работающего с издателем по договору), можно лишь по решению суда, опреде лившего, что именно эта газета (книга, брошюра) несет пропаганду по изменению строя, разжигает национальную рознь и так далее... Таковы, госпо да-товарищи, демократические нормы, существу ющие в мире. Поступать иначе — значит насили ем, антиконституционно утверждать властный по литический экстремизм, которым и без того не счастная Россия сыта по горло. К экстремизму эко номическому, неправовому надо добавлять еще и экстремизм политико-идеологический?! За игрой в термины, как видим, кроется нечто другое. А именно стремление продлить и укрепить существование режима, независимо от того, каки ми лицами он будет персонифицироваться во влас ти. Владимир ПЕТРОВ, писатель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz