Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

17 декабря 1999 г., № 243 (21121) ШИПЕЦКАЯ «/Ж г а з е т а ОБЗОР ПИСЕМ . . . А Л Ю Д И В Е Р Я Т В Д О Б Р О Т У Ох, как хороши были ба­ бушкины сказки в детстве. Слушая их, мы верили, что убитого по злобе доброго мо­ лодца можно воскресить жи­ вой водой, что черствую душу маленькой разбойницы и ле­ дяное сердце Кая способны растопить горячие слезы де­ вочки Герды... Современная жизнь — да­ леко не сказка. Многие люди оказались не готовы к стре­ мительным переменам, про­ изошедшим за последние годы. Потому — безмерно страдают, перестают верить в то, что в наше время мож­ но до кого-то достучаться. Мнение это не соврем верное. И сегодня чьи-то горячие с.чезы, а порой просто про­ сьбы — понимаемы. Доброта живет. Подтверждение этому — в письмах читателей. X X X Авторы коллективного ^письма — участники, инвали­ ды Великой Отечественной ■войны, ветераны труда акци­ онерного общества «Стагдок» пишут: «Сердечно благодар­ ны руководителю предпри­ ятия Виктору Семеновичу Бондарю. Он помнит каждо­ го из нас, знает наши нуж­ ды и заботы. Помогает кому в ремонте квартиры, кому стройматериалами, транспор­ том, кому продуктами пита­ ния. От него мы слышим теп­ лые слова, которые в наше тяжелое и сложное время не менее значимы для пожило­ го человека... Руководитель «Стагдока», способный на малые добрые дела, свершил и самое большое: он не до­ пустил падения предприятия до уровня банкротства. Не­ смотря на тяжелейшие эко­ номические условия, находит возможность приобретать но­ вую горную технику, содер­ жать в рабочем состоянии су­ ществующую, а также совер­ шенствовать сложную техно­ логию горного производства. При содействии Виктора Семеновича изданы книги «Студеновские горняки», «Книга памяти воинов», со­ здана галерея участников Великой Отечественной вой­ ны. Перед Домом культуры на мраморных плитах увеко­ вечены имена воинов-горня- ков...» Человек, который делает все это, конечно же, заслу­ живает уважения. Важно и то, что, достигнув определен­ ного положения, он не пре­ вратился в чиновника, спо­ собного послушать простых людей только часика два в месяц — на приеме по лич­ ным вопросам. Автор письма из села Бо- ринское Мария Митрофанов­ на Веневцева, прочитав в на­ шей газете заметку «Не от­ водите глаза в сторону» — о милосердии и сострадании, решила попристальнее пос­ мотреть на своих земляков. И сделала такой вывод: «И у нас есть удивительные люди. Добрые и бескорыстные. Сре­ ди них Мария Ивановна Го- лошубова, заведующая биб­ лиотекой. На протяжении восьми лет объединяет она вокруг себя пожилых людей. Мария Ивановна впервые со­ брала женщин, чьи мужья погибли в годы Великой Оте­ чественной. Вдовы почув­ ствовали столько теплоты, сердечности, внимания, что не передать словами. Потом во все знаменательные праз­ дники совместно с админис­ трацией села начала пригла­ шать она пожилых людей. А в этом году организовала и интересно провела меропри­ ятие по поводу юбилея Пуш­ кина. У всех были роли, иг­ рали в костюмах, танцевали и пели. Сам Александр Сер­ геевич был бы очарован та­ кими бабушками и няня­ ми...» Мария Митрофановна Ве­ невцева называет еще десят­ ки фамилий своих односель­ чан, способных нести радость другим людям. В конце пись­ ма она делает маленькую при- писочку: «Уважаемая редак­ ция, очень прошу опублико­ вать мое письмо еще и пото­ му, что Мария Ивановна Го- лошубова вкладывает в орга­ низацию праздников и нема­ ло своих средств. Такой она добрый человек, хотя пони­ маете, сколько получает се­ годня библиотекарь...» Елена Анохина из села Захаровна Воловского района тоже не из числа обеспечен­ ных. Но не столько поэтому она так радуется мешку се­ мечек, который подарил ей. невезучей, во время розыг­ рыша призов «Липецкой га­ зеты» заместитель главы ад­ министрации Виктор Беляев. «Теперь мой Сережа, — пишет Елена Викторовна, — стал счастливым и знамени­ тым. Он крутил барабан, его фотография была опублико­ вана в «ЛГ». Сын часто рас­ сказывает своим сверстникам о том, как участвовал в ро­ зыгрыше лотереи областной газеты. А еще угощает всех семечками и говорит, что это добрый дядя Витя подарил. Это его приз. Я его никогда не забуду ... Очень прошу, дорогая редакция, поблаго­ дарить Беляева Виктора Александровича и тех жур­ налистов, что были на встре­ че с читателями в Волово. В такой доброжелательной ат­ мосфере я не была давно». Прасковья Николаевна Корабельщикова из села Па- нино Добровского района, известная на весь район сво­ ими задорными частушками, не только сама способна уди­ вить земляков, но и заметить, как много среди них людей бескорыстных и добрых. «Я родилась в 1942-м году. Один Бог знает, сколь­ ко с малых лет перевозила из леса дров на санках. Как при­ ходилось нам тяжело, чтобы обогреться. Теперь в селе Панино газ. Немгшо сделал для этого Виктор Григорь­ евич Лосев, директор «До- броерайгаза». Он помог очень многим людям, особенно по­ жилым. А ведь от старушек так легко отмахнуться... Бесконечно добр к людям и начальник нашего добров­ ского «Газстроя» Александр Николаевич Мозгунов. Сколько я ему надоедала сво­ ими просьбами от односель­ чан. Звонила на работу и даже домой. Он не злился, и если что-то обещал, то не бросал слова на ветер. Зна­ чит, не все потеряли в этой жизни честь и достоинство. Были бы и другие начальни­ ки такими отзывчивыми, лег­ че бы жилось нам, простым людям». Письмо из г. Короча Бел­ городской области от На­ тальи Вавиной тоже о добро­ те. «Я, бывший председатель колхоза «Заветы Ильича», чувствую постоянную заботу и внимание со стороны зем­ ляков. Уже тринадцать лет я на заслуженном отдыхе , живу в другой области, а зем­ ляки обо мне помнят. Оказы­ вают моральную поддержку и материальную помощь, не забывают поздравить в день рождения. Я счастлива, что работала и жила сорок лет среди них. Очень прошу: пе­ редайте слова признательнос­ ти всему коллективу произ­ водственного кооператива «Заветы Ильича», председа­ телю Владимиру Лешову, главе Больше-Ивановской сельской администрации Ви­ талию Акутину, председате­ лю Сэзета депутатов Волов­ ского района Алексею Сели- щеву». Видимо, в надежде на то, что в Липецке и области жи­ вет немало людей, имеющих большое сердце, написала в редакцию «Липецкой газеты» жительница г. Тараз Респуб­ лики Казахстан. «Уважаемые жители г. Липецка. Обращаюсь к вам с необычной просьбой: может быть, найдется в наше вре­ мя человек, который протя­ нет руку помощи женщине- переселенке, которой просто некуда ехать. У меня нет бо­ гатства, крайне мало денег. Нет мужа — я вдова, ро­ дственников, которые могли бы поддержать. Работы я не боюсь, лишь бы меня при­ ютили и не обижали. Я тер­ пеливая. Не злая. Могу уха­ живать за больным или оди­ ноким человеком, быть до­ мработницей, присмотреть за ребенком. Зовут меня Зоя. Зоя Ни­ колаевна Ена. Родилась в 1955 году, русская. Если найдется в Липецке добрый человек, пусть он мне напишет. Оставаться в Казах­ стане больше нет сил». Ад­ рес —^в редакции «ЛГ»). И это письмо-надежда, и другие, которых немало в редакционной почте, прямое подтверждение тому, что на­ род наш, несмотря на все тяготы жизни, не очерствел. Он верит, что доброта чело­ веческая способна уберечь от разрушения наши души. Обзор подготовила Галина КОЖУХАРЬ. . Ж . : : . ПОКУПАТЕЛЯЗАВОЕВЫВАЮТКАЧЕСВОМ Кто не П 01 УШИТпоистине ошеломляющего впечатления, которое вызывали в первые годы перестройки заморские товары, потоком хлынувшие в Россию? Яркие, броские, внешне красивые... Восхищение, однако, быстро сменилось разочарованием: качество товаров явно не соответствова­ ло заманчивой форме. Тем более покупателям было что сравнивать: то, что предлагали загнанные реформами рос­ сийские производители, выгодно отличалось от импортного ширпотреба. Особенно это касалось продовольственной груп­ пы товаров... И вот теперь продукты, произведенные на местных предприятиях, занимают, к примеру, и в магазинах АО «Ликон» до 80 процентов. Причем настаивают на этом менеджеры коммерческой службы, которые действуют в рамках программы «Новое российское качество». При­ влекая покупателей па пре­ зентации, они хотят иметь наиболее объективную кар­ тину рыночного спроса на продукты того или иного предприятия или фирмы. Выставки своей продукции уже устраивали здесь. «Ли- пецккомплекс», «Липецкры- ба», «Ликонф», «Липецкпи- во», Казинский пищевой комбинат, Борисоглебский мясокомбинат Воронежской области и другие предпри­ ятия пищевой индустрии. Причем интересно, что иног­ да официальные оценки ка­ чества, вынесенные экспер­ тами, в том числе и на вы­ ставках, не всегда совпада­ ют с теми, которые ставит покупатель. А ведь именно на него и должны равняться все производители! В «Ликоне» ежемесячно определяют «золотую десят­ ку» наиболее популярных у покупателей продуктов в трех номинациях. В ноябре в эту десятку вошли: моло­ ко «Детское», кефир, май­ онез, сырки глазированные и масло «Крестьянское» про­ изводства ОАО «Липецкмо- локо», йогурт «Данон» и тво­ рожок «Даниссимо» ЗАО «Данон», йогурт и молоко «Домик в деревне» Лианозов­ ского молкомбината, сыр «Российский» Воронежского молкомбината. Наибольший спрос на продукцию мясоперерабаты­ вающих предприятий отме­ чен на следующие товары: сосиски «Молочные», колба­ са вареная «Любите.льская», полукопченая «Московская» Грязинского мясокомбината, колбасы «Охотничья» и «Дачные колбаски» Бори­ соглебского мясокомбината, котлеты «Домашние» АО «Липецккомплекс», колбаса «Салями» Балашовского мя­ сокомбината, деликатесные нарезки Россошанского мя­ сокомбината, бифштексы частного предприятия Шес­ такова и пельмени Елецкого мясокомбината. Рейтинг ликеро-водочной продукции таков. Наиболь­ ший спрос получили: водка (по 0 ,25 — «чекушки») про­ изводства Елецкого, Данков- ского ликеро-водочных заво­ дов и ЗАО «Росинка», водка «Золотое кольцо» Елецкого ликеро-водочного завода, шампанское «Советское» Московского комбината шам­ панских вин, водка «Пше­ ничная слеза» Данковского ликеро-водочного завода, во­ дка «Стинол» ЗАО «Росин­ ка», вино «Монастырская трапеза», «Крещение мла­ денца» — Москва, водка «Национальный сувенир» (м а т р еш к а ) «Л ип ецк - спиртпрома», водка «Гжел- ПРОВЕРКИ- КАЖДОМУ ОВОЩУ - ОТЛИЧНУЮ КОНСЕРВАЦИЮ в областном управлении Торгинспекции прошел сравни­ тельный смотр качества консервированной овощной продук­ ции как нашей, липецкой, так и завезенной из других реги­ онов России. В нем участвовали представители областного центра стандартизации и метрологии, санитарно-эпидемио­ логической службы, облпотребсоюза, управления сельского хозяйства и продовольствия. На суд участников смотра было представлено 20 об­ разцов консервированных овощей, отобранных в опто­ вых и рознично-торговых предприятиях Липецка и на промышленных предприятиях области. Из них нестан­ дартными признаны 11, или 55 процентов. В ходе обмена мнениями назывались причины выпуска бракованной продукции, наболевшие проблемы, шла речь о путях достижения более высоких качественных показате­ лей. Открыла смотр и подвела его итоги руководитель управ­ ления Госторгинспекции Мария Рыжкова. Она призвала ру­ ководителей заводов в корне изменить свое отношение к про­ изводству консервов, поставив во главу угла качество про­ дукции, когда каждый случай брака расценивался бы на предприятиях как чрезвычайная ситуация. ТОРГИНСПЕКЦИЯ НАКАЗАЛА НАРУШИТЕЛЕМ Как сообщили редакции из Липецкого центра стандар­ тизации, метрологии и сертификации, не все в порядке в областном центре с реализацией товаров детского ассорти­ мента. Особенно в магазине «Вырастаика», отделе «Кроха» на арендуемой площади ОАО «ЦУМ» (частное предприятие Е .Л у ' " " . товинова предприятие ^ ■*.,------- — ---■--------- ЦСМ обратили внимание на то, что головные уб 01 зы реали­ зуются без наличия сертификата соответствия^, информации о стране-изготовителе и потребительских свойствах товара. Таким же недопустимым путем в «Вырастайке» продава- 5 ), ООО «Веста-Л», магазине «Бемби» (частное Н. Журавлевой). В «Крохе» госинспекторы лись сорочки для мальчиков и платья для девочек. В ос­ тальных названных торговых предприятиях также установ­ лены нарушения ™ебований ГОСТа, отсутствие необходи­ мой информации. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» реализация детских товаров, на которые от­ сутствовала информация для потребителя и сертификаты со­ ответствия, запрещена. На должностных лиц наложены ад­ министративные штрафы. Подготовили Владимир ОСИПОВ и Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. КАКОЕ БЛЮДО НИ ВОЗЬМИ - ОБВЕС в столовой Липецкого пединститута «Педагог» надувательство посетителей поставлено на широкую ногу. Какое блю­ до ни возьми — везде обвес и обман. К примеру, в салат из свежей капусты зе­ леный горошек добавляется только на бу­ маге. «Навар» с одной порции получает­ ся немалый — 69 копеек. А кулинарный жир повара предпочитают экономить на гарнире — отварном рисе и гречневой каше. Или захотел студент выпить кофе — и здесь жди подвоха. В чашку ему на- сыпят сахара вдвое меньше положенно­ го. ...А в фойе пединститута работники сто­ ловой бойко торхуют пирож 1 сами. Продавцы берут за них по два рубля. На самом же деле пирожки с повидлом стоят 1,78 рубля, с ка­ пустой — и того дешевле — 1,62 рубля. Все эти факты установлены в ходе не- -С1Й‘0^ыЕ 5акоНЬ1 )КИ9НИ порой пРотиеоРЕчат законам Фи5ик« •••■ давней пров^ки столовой «Педагог» спе­ циалистами Го 1 " [Осторгинспекции. Виновных ждет нелицеприятный разговор на адми­ нистративной комиссии. Как сообщили корреспонденту «ЛГ» в управлении Гос­ торгинспекции, для гуюсечения обмана посетителей к столовой пединститута бу­ дут приняты самые строгие меры. Р и с у н о к А н д р е я ИСУПОВА . МИЛОСЕРДИЕ - I НЕ БОИ ТЕСЬ ►СТУЧАТЬ Каждый день с экранов телевизоров доносятся голо­ са политиков, обещающих облегчить жизнь народа. Од­ нако то, что мы наблюдаем на улицах родного города, в своем микрорайоне или во дворе, не вселяет оптимиз­ ма. Женщина с малышом на руках, просящая милостьшю в переходе, или жалкого вида пожилой мужчина, «пригревшийся» в дверях магазина, — явление отнюдь не редкое. А ведь этим и многим другим людям, по разным причинам оказав­ шимся в сложной жизнен­ ной ситуации, помощь нуж­ на сегодня, сейчас, а не пос­ ле очередных думских или президентских выборов... На этом фоне крайне важной и по-настоящему че­ ловечной выглядит работа Центра социального обслу­ живания и материально-бы­ тового обеспечения пенсионе­ ров и инвалидов. Созданный два года назад при областном управлении социальной за­ щиты населения, он оказы­ вает помощь всем нуждаю­ щимся, и не только пожилым или нетрудоспособным граж­ данам. Среди подопечных Центра — безработные, ма­ лообеспеченные, многодет­ ные и даже обитатели ночле­ жек. В год — до трех тысяч человек. Все они получают экстренную помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви. Правда, средства на это бюджетом не предусмот­ рены и приходится надеять­ ся на добрых людей. Первой ласточкой благо­ творительности стал «Ли- пецккомбанк», в свое время выделивший деньги на пас­ хальные подарки пожилым одиноким людям — 4 ,5 ты­ сячи куличей и 200 продук­ товых наборов. Со временем желающих поделиться со страждущими «чем Бог пос­ лал» становилось все больше, а само начинание вылилось в постоянно действующую ак­ цию «Доброта стучится в дверь». Ее участниками ста­ ли предприятия, организа­ ции, частные лица. — Мы благодарны за лю­ бую гуманитарную помощь, — говорит сотрудник Цент­ ра Татьяна Семенова. — Будь то продукты питания, бывшие в употр ебл ении вещи, товары повседневного спроса. Ведь у многих из чис­ ла обратившихся к нам нет Самого необходимого... Сегодня в Центре идет «раздача» крупы и риса по 2,5 кг на человека, выделен­ ных одним предпринимате­ лем. Другой спонсор, тоже коммерсант, готовит к Ново­ му году детские подарки. Однако этого недостаточно для решения всех проблем. Поэтому сотрудники Цент­ ра обращаются к нсителям области с просьбой помочь своим землякам, у которых нет времени ждать... Расположен Центр по адресу: г. Липецк, ул. Пле­ ханова, 33, кабинет № 5. К онтактны е телефоны : 24-21-68, 24-88-36. Елена ТАРАВКОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. МАЛЫЙ БИЗНЕС Директор магазина «Веда» Константин КИРЕНСКИЙ: «ПРИБЫЛЬ л ю б о й ц е н о й ? НЕТ, НАМ ЭТО НЕ ПОДХОДИТ» ка» завода «Кристалл», Мос­ ква, вино «Монастырская изба» и «Нектарное» Дят- чин ск о го за в о д а , пиво «Дмитрии» ОАО «Липецкпи- во». Есть свои оценки и по группе кондитерских, хле­ бобулочных, рыбных това­ ров... Рейтинги продукции на основе маркетинговых ис­ следований, проводимых с помощью главного эксперта — покупателя, важны как торговле, так и производите­ лям. Они служат компасом в море товарного изобилия не только для «Ликона», но и для других предприятий тор­ говли, для малого бизнеса. В «Ликоне» сделали правилом обязательно включать про­ дукты из «десятки» в свой постоянный ассортимент. Другое дело, что не всегда производители выполняют заявки, не все еще считают торговлю равноправным парт­ нером, а лишь посредником. Рейтинги, выставляемые «Ликоном», являются сигна­ лом для производителей това­ ров: если продукция выбыла из «золотой десятки», зна­ чит, надо срочно принимать меры. Юрий БАКЛАНОВ. В п о с л е д н е е в р е м я , и э т о з а м е т н о к а ж д о м у л и п ­ ча н и н у , в м а л ом п р е д п р и н и м а те л ь с т в е п р о и с х о д я т с е р ь е зны е и зм е н е н и я : и с ч е за ю т с ул и ц м е та л л и ч е с ­ к и е т о р го в ы е к и о с к и , п о я в л я ю т с я с т а ц и о н а р н ы е м а га з и н ы , на ф а са д а х зд а н и й — р о с ко ш н ы е ф и р ­ м е н ны е в ы в е с ки . Б и з н е с о б р е т а е т р е с п е к т а б е л ь ­ н о с т ь , с о л и д н о с т ь . В се б о л ьш е п о я в л я е т с я и н о го р о д н и х т о р го в ы х ф ирм , к р х пР!ЯРИЛОг п р е д с та в л яю щ и х и н те р е сы к р у п - ,, н е го с т о л и ч н о го ( и н ё т о л ь к о )\к а п и т а л а . шд-об П р о ц е с с в р о д е бы н о рм а л ьны й . Н о то л ь ко на п е р ­ вы й в з гл я д . В н у тр и ж е то р го в о го б и зн е с а и д е т п о с ­ то я н н а я , н и н а ча с н е у ти хаю щ а я , б о р ьб а — з а р ы н ­ к и с б ы т а , з а п о к у п а т е л я , з а п р а в о бы ть с и л ь н ы м и д и к т о в а т ь с в о ю в о лю на «завоеванной» те р р и то р и и . И в б о р ьб е э т о й в е р х б е р е т с и л ь н е йш и й . Н ас в э т о й с и т у а ц и и и н т е р е с у е т д р у го е . Что д а е т п р о н и кн о в е н и е в т о р го в л ю к р у п н о го ка п и та л а д л я э к о н о м и к и о б л а с ти ? В в ы и гр ы ш е л и о с т а е м с я м ы , п о те н ц и а л ь н ы е п о тр е б и те л и е го то в а р о в и у с л у г? бу^ ' б и н о го ? В о п р о с о в в э т о й с в я з и в о з н и к а е т м н о го . Ч тобы л у чш е п о н я ть с у ть п р о и с х о д я щ е го , ц е л е с о о б р а з н о п р и с л уш а ть с я к с а м и м п р е д с та в и те л я м м а л о го б и з ­ н е с а , н а х о д ящ е го с я ещ е в с т а д и и с та н о в л е н и я . Н а в о п р о с ы ж у р н а л и с т а о т в е ч а е т д и р е к т о р и з в е с т н о го в Л и п е ц к е м а га зи н а «Веда» К о н с та н т и н КИ РЕН С КИ Й . аппаратура берется как бы «на пожизненное» обслужи­ вание, что также нема.човаж- но. Не каждый сервисный центр возьмется за ремонт техники, если срок ее эксплу­ атации солиден. Ответ будет один: «Модель снята с про­ изводства, запчастей нет!» ■^Мй' ж1е! б'времея и за такой '']:^ШЬй^,'''йще'1А'^!{паснь1е час!^“ К а к ^ д е т ч у в с тв о в а т ь се б я м е с т н ы й м а л ы й и с р е д ­ н и й з н е с в у с л о в и я х э к с п а н с и и к р у п н о го , с т о л и ч - -■■ш т — Совершенно очевидно, что в наш липецкий рынок все активнее входит большой московский бизнес. И к это­ му процессу, я считаю, надо отнестись повнимательней — как власти, так и самим лип­ чанам. Почему? Попытаюсь сформулировать некоторые принципиально важные осо­ бенности этого процесса. У фирм, представляющих интересы крупного капитала, несколько иной стиль работы с покупателем, нежели тот, что складывается у нас. И особая стратегия «захвата» рынка. В чем она заключает­ ся? На период внедрения в новый рынок (а он, в зависи­ мости от ситуации, может идти и год, и два) они приме­ няют так называемые дем­ пинговые цены на предлага­ емые товары. То есть более низкие, чем устанавливают Местные бизнесмены. Естес­ твенно, за счет возможностей крупного капита.ча фирма может позволить себе рабо­ тать какое-то время без при­ были, а то и в убыток. С од­ ной лишь целью — удушить местный бизнес, устранить конкурентов, расчистить, так сказать, жизненное простран­ ство для себя. И, конечно, привлечь покупателя. В ито­ ге местный бизнес погибает, а фирма-варяг становится мо­ нополистом рынка. И в ко­ роткие сроки возмепщет те потери, что понесла за «пе­ риод внедрения». Возмеща­ ет обычным путем — подни­ мая цены. Такая схема применяется крупным бизнесом во всем мире. Это — стратегия захвата. Свои особенности имеет и тактика. А именно: отноше­ ния с покупателями строят­ ся на принципах,далеких от тех, что выстраиваем мы. В чем разница? Приведу пример из своей практики. «Веда» — чисто липецкая фирма, мы работаем здесь уже семь лет. Торгуем аудио- и видеотехникой тридцати фирм-изготовителей со всего мира. Это так называемая «черная техника». А в пос­ леднее время создан отдел по продаже «белой техники» — бытовой. Наша задача — не просто привлечь покупателя, а вы­ строить «долгосрочные» от­ ношения с ним. Другими сло­ вами, иметь потенциально «своего» покупателя на мно­ го лет вперед. Это, кстати, давняя традиция русского купечества, основанная на доверии и уважении. Над этой проблемой мы работаем постоянно — нам здесь жить, здесь наш капитал, наш дом. С первых .чет работы, когда в Липецк пошла импортная аппаратура, мы первыми ста­ ли давать гарантию на год. Затем, обучив специалистов, увеличи.чи срок гарантии до двух лет. Сегодня же по ряду позиций даем гарантии до трех лет. Причем, если у по­ купателя годовой срок гаран­ тии закончился, автоматичес­ ки продляем его еще на год: если модель попала под уве­ личительную гарантию. С двух — до трех лет. Законом такой нормы не предусмотре­ но, тем не менее мы исполь­ зуем ее. У нас создан и свой сер­ висный центр. Если товар куплен в «Веде», то по окон­ чании гарантийного срока мы обеспечиваем еще и пятилет­ ний бесплатный сервис для нее. То есть в течение после­ дующих пяти лет все опера­ ции по настройке, регулиров­ ке, диагностике аппаратуры наши специалисты делают бесплатно. Покупатель пла­ тит только за запчасти. Это выгодно, потому что, как пра­ вило, стоимость ремонта пре­ вышает стоимость запчасти в 3-5 раз. Но и эта услуга не конеч­ ная. После окончании срока бесплатного сервиса наша ти по всем моделям, налажи­ ваем связи с заводом-изгото- вителем. За всей цепочкой: «покупка — трехлетняя га­ рантия — пятилетний бес­ платный сервис — пожизнен­ ный льготный ремонт» — сто­ ит одна цель: добиться, что­ бы наш покупатель оставал­ ся с нами всегда. От такого союза выгода обоюдная. Московские же фирмы (да и многие другие заезжие) работают по другому принци­ пу. Их главная цель — реа­ лизовать как можно больше товаров. Ради нее они исполь­ зуют различного рода у.чов- ки и «приманки». Об одной из них я уже говорил. Вот еще некоторые. Подчеркну, и мы, липецкие предприни­ матели, знаем их. Но, в от­ личие от «варягов», никогда не используем. Липчане не раз, наверное, бывали на широких распро­ дажах товаров, устраивае­ мых той или иной фирмой, со скидкой цен на 40-50 процен­ тов! И никто не догадывает­ ся, что никакой «скидки» нет и в помине: на ценнике ука­ зывается не фактическая цена товара, а вдвое дороже, затем она перечеркивается и внизу указывается якобы «снинсенная цена»! Вот и все: «Ловкость рук и никакого мо­ шенничества!» Другой прием — так на­ зываемая распродажа в «ро­ зницу по оптовым ценам». Тоже фикция — товар идет по обычным розничным це­ нам! Или, скажем, «обещают» большие гарантии на поку­ паемый товар. На одну-две модели дается гарантия сро­ ком на два года (это, кста­ ти, срок фирмы-изготовите­ ля товара, и то)чгующая ор­ ганизация снижать его не может). Кто хочет иметь трехлетнюю — доплачивай­ те! Но в рекламе-то речь идет именно о трехлетней гарантии! Принцип «Главное — продать!» абсолютно не за­ щищает покупателя. Попы-, тайтесь прийти после по­ купки товара в таких фир­ мах с претензией к качест­ ву. Вам вежливо объяснят: вот гарантийный талон, вот адрес сервисного центра. И сдеАают ручкой! Такая фор­ ма обслуживания оговорена в законе. И если покупатель берет товар, он как бы при­ нимает эти условия. Но да­ вайте взглянем трезво на ситуацию в сервисных цен­ трах. Там довольно низкая зарплата — это понятно, а значит, и профессионализм работников соответствую­ щий. Лучшие специалисты там, где хорошо платят. То есть у нас, местных пред­ принимателей: ведь мы объ­ ективно заинтересованы в их труде, в их профессио­ нальном росте. Все эти «тайны», о кото­ рых я говорю, — известны во всем мире. Но не наше­ му, еще не искушенному в рынке покупателю. Очевидно, что экспансия <1 б у р е т ь — далеко Не благо для на­ селения. Но дело не только в интересах покупателя . Страдает и региональная экономика. Вряд ли найдут­ ся яркие примеры того, что­ бы нашествие торговых «ва­ рягов» сопровождалось ка­ кими-то серьезными инвес­ тиционными проектами, свя­ занными с экономикой об­ ласти. Крупный капитал за­ интересован в местных рын­ ках , но оставлять здесь деньги он не будет никогда. Это и невыгодно, и нецеле­ сообразно, учитывая особен­ ности сегодняшней эконо­ мики и ее финансовое состо­ яние. Не будут они платить и налоги в полном объеме, как это делаем мы. Все фир­ мы, осваивающие липецкий рынок, являются филиала­ ми столичных головных, а поскольку прибыль в тор­ говле образуется как разни­ ца между закупочной и про­ дажной ценами ,то у дочер­ ней фирмы (филиала) заку­ почная цена будет такой, какой ее установят в голов­ ной. Учтут затраты на арен­ ду , зарплату , накладные расходы, минимальные на­ логи — и все. Реальная же прибыль обязательно уйдет в Москву! Местные же предприни­ матели деньги из области не увезут. В силу того, что это, по столичным или зарубеж­ ным меркам , небольшие деньги. Поэтому будут ста­ раться (что и делается) вкла­ дывать их в развитие дела здесь: строить новые торго­ вые помещения, расширять бизнес. А значит, привле­ кать рабочую силу, исполь­ зовать местные строитель­ ные материалы и прочее. Все это — реальный вклад в раз­ витие экономики области. Вот почему так необходи­ мы разумные протекцио­ нистские местные законода­ тельные акты для защиты своего предпринимателя. Агрессия крупного капи­ тала к нам в область будет расширяться и расти . И конъюнктура рьущр, в силу изложенных выше причин, будет, та.(сл?р, складываться не в пользу местного бизне­ са. А значит, из области бу­ дут вымываться огромные деньги, которые в иных об­ стоятельствах укрепляли бы ее экономику. Да и форми­ рование среднего класса, социальная роль которого в рыночном обществе доста­ точно велика, шло бы куда интенсивней. Пока же свой предприни­ матель может стать жертвой крупного капитала, большо­ го бизнеса. Потери от этого процесса будут велики: и в экономике, и в социальной сфере, и в финансах облас­ ти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz