Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
ДОБРЫЕ ЛИЦА XX ВЕКА -п ЯСНАЯРЕКА Застенчивый мальчик с Ар бата. Вместе с мамай Устинь ей Андреевной он жил в од ной из коммунолок того дома, где и сейчас расположен «Зо омагазин». Ходил в музыкольную школу с нотной попкой на шнурках. Завороженно стоял под ок ном, откуда слышался рояль Святослава Рихтеро и голос Нины Дорлиак. В войну помогал взрослым тушить зажиголки на крыше своего дома. Был контужен взрывной волной от взрыва бомбы, упавшей в соседнем квартале. С тех пор всю жизнь заикался. После окончания школы, в пятьдесят третьем году, подал документы в Литературный ин ститут, где был конкурс пятьде сят человек на одно место. Поступил! На втором курсе первы- свои расскозы принес в р докцию «Советского спорте Рассказы были о свиреп! ■ нравах американского спо та. Подробатывал в оркестр играл на контрабасе. Мечте,, о путешествиях. Увлекался джазом. Копил деньги на охот ничье ружье. Влюблялся в то неньких московских девушек... Когда вспоминаешь об этих, в общем, обыкновенных под робностях из жизни обыкно венного парня-гуманитария 50-х годов, литературная судь ба Юрия Павловича Козакова кажется загадочной, почти не вероятной. Как получилось, что городской мальчишка, сту дент, музыкант и очкарик, - как он вдруг стал писотелем, с ко торого началось знаменитая «деревенская прозе»? Казаков писал и о городе, но именно с его рассказов «На полустан ке» (1954 г.), «Некрасивая» и «Стронник» (1956 г.) пошло в рост новая ветвь русской лите ратуры двадцатого веко. Термина «деревенская про за» тогда еще не было, но са му прозу уже громили партий ные критики. За честным опи санием русской деревни, ее красоты и обездоленности критика высмотрела угрозу «социалистическим завоевани ям». Первая книжка вышла у Ка закова в Архангельском изда тельстве. Из письмо Юрия Ка закова своей однокурснице по Литературному институту Та маре Жирмундской (7 апреля 1959 года): «Ты знаешь, меня- таки уже роздолболи в Архон- гельске. Статья называется «Тени прошлого». Тон и содер жание этой поносной статьи я тебе не стану цитировать, только конец. Он вот каков: «На наш взгляд, выход в свет книги Ю.Казокова, грубо иска жающей нашу действитель ность, облик наших современ ников, строителей коммунизма - ошибка Архангельского, из дательства...» А сама статья такова, что пусть меня пове сят, если орхангельские обо- ригены уже не расхватали мою книжку, чтобы постарать ся узнать, что же это за соба ка «Ю.Казаков». Вот в какой обстановке на чинала свой путь к читателю лирическая проза Юрия Пав ловича Казакова. Конечно, были и благородные люди. И первым защитником молодого писотеля стол Константин Ге оргиевич Паустовский. Сторый писатель не дал тогда, в нача ле 60-х, растоптать талант не только КЭрия Казакова, но и Бориса Балтера, Булата Окуд жавы, Владимира Корнилова... Говорят, что Козаков напи сал мало. Все его рассказы легко умещаются в одном то ме. Но это особенные расска зы, они полны таинственной простоты. На недавнем вечере памяти Казокова поэт Влади мир Корнилов так и сказал о Юрии Павловиче: «...Таких рассказов, как «Трали-вали» или «Адом и Ева», никогда не было и никогда не будет...» Во многих из них ничего не проис ходит, но это важнее всего происходящего. Как писали ле тописцы о редких затишьях в русской истории: «Бысть тиши на». Вот такая бажественноя тишина растворена в расска зах Казакова. Все они возни кают не из сюжета, не из ди намики, а из дыхания природы и задумчивости одинокого че ловека. Здесь хочется вспомнить Пушкина: «...Письмо Татьяны предо мною. Его я свято берегу, Читою с тайною тоскою И начитаться не могу. Кто ей внушал и эту неж ность?..» Прозе Юрия Козакова чи тается с тойной тоскою и все гда внушает нежность. Неж ность к ребенку (как в расско- зе «Свечечка»^ к любимой (как в росскозе «Осень в дубовых лесах»), к друзьям (в «Север ном дневнике» и рассказе «Отход»), нежность к зримой и незримой красоте земли. Казакова упрекали в под- ражонии Бунину, зобывая, что молодой писатель работал над своими первыми расскоза- ми за несколько лет до того, как Бунина разрешили печа тать в Советском Союзе. Это уже потом Казаков полюбил Бунино необыкновенно - и его прозу, и его личность. Когда в конце шестидесятых годов Юрий Козаков попал в По- риж, он первым делом бросил ся искать тех стариков-эмиг- ронтов, которые могли пом нить (Ивана Алексеевича. Ко заков нашел могнитофон и сделал уникольную запись вос поминаний о Бунине восьмиде сятилетнего Бориса Зайцева. Вся несправедливая крити ка в адрес Казакова давно за былась. Так забывается осен няя тоскливая распутица, как только выпадет первый снег. И рассказал я о старой критике, о давнем непонимонии лишь для того, чтобы напомнить о том, как тяжело бывает писа телю в тот момент, когда он пишет. Как трудно написать «просто» рассказ, если тебя толкают под руку, мешают, сбивают с толку... Ровесник Козакова, заме чательный писатель Георгий Семенов считол большой уда чей, если у него получалось нописать один рассказ в год! Один рассказ, но настоящий. Так же думол и Казаков. В 1967 году он опубликовал в «Литературной газете» удиви тельную статью «О мужестве писателя». Это было будто бы даже не статья, о Слово, об ращение к душе и совести. О каком мужестве это статья? О мужестве быть одному. Вот сидит писатель ночью за столом. Перед ним белый лист. И никто не поможет в эту минуту Ни литературные се минары, ни обещание высоко го г6но(эара, ни партийные ре золюции, ни настовники, ни даже великие классики. Все это только мешоет писотелю нописать что-то свое, гловное. Все пьют - гуляют, а ты - один. Все спят, а ты один не спишь. Тебе нужны талант, му жество, любовь, но все это да ется свыше, от Бога. Не ме шайте писателю быть одному - вот о чем была та забытая нынче статья Казакова. Юрий Павлович был рыцарем рус ской словесности. (Чногдо говорят, что Каза кова забыли, мало читают, а молодые люди его не знают. Смешные слова. Козакове чи тают, любят, перечитывают, помнят, только все это проис ходит «за кадром» нашей бы- строутекающей жизни. К Юрию Казакову, как к его лю бимой речке Яснушке, можно прийти лишь тихой и узкой тропой. Одному. Дмитрий ШЕВАРОВ. ГОЛЬ И ВЫДУМКИ Б О Е Г О Л О В К А В Г А Р А Ж Е На прошлой неделе в одном из частных гаражей поселка Волжский Рыбинского района сотрудники милиции обнаружи ли... головку наведения боевой ракеты зенитно-ракетного ком плексе «С-75». Поскольку она напичкана разной аппарату рой, владелец гаража пояснил милиционерам, что он номере- вался розобрать ее на радио- детали и продать. «Семьдесятпятки» - оружие шестидесятых годов - были на вооружении полка ПВО в Ры бинске до 1991 года. Кагда полк ПВО был расформирован, «С-75» передали для утилиза ции одной из фирм Санкт-Пе- тербурго. Часть ракет питерцы вывезли, а остатки бросили, не выполнив договора. И теперь некогда грозное оружие, став шее никому не нужным, превра тилось в добычу искателей цвет ных металлов. Елена БАТУЕВА. Ярославскоя область. К У Р О П Р О В О Д Не перестаю удивляться предприимчивости наших лю дей, особенно по части укрость или стянуть. Не успел, напри мер, один работник Шушинской птицефабрики обнаружить, что труба, по которой за зобор сливается куриный помет, никем не охраняется, как тут же в го лову пришла мысль: а не ис пользовать ли это как транс порт для тех же кур или яиц? И вскоре реализовол заду манное: в полиэтиленовых кани страх стал сплавлять по трубе не только куриные тушки и яй ца, но еще и растительное мас ло: оно в больших количествах расфосовывается на этом мно гопрофильном предприятии. А два его подельника в это время склодировали украденное в специальном тайнике. Но правильно говорится в народе, что сколько веревочке ни виться... Ток что «повязали» любителей дармовщины право охранительные органы. Виталий ПЫРХ. Красноярский крой. М Е С Т Ь Х А К Е Р А Впервые в судебной практи ке Челябинской области выне сен приговор хакеру: суд Верх него Уфалея осудил А.Тихонова за преступления, предусмот ренные статьей 272, часть 1 («Неправомерный доступ к ком пьютерной информации») и статьей 273, часть 2 («Созда ние, использование и распо- странение вредоносных про грамм для ЭВМ») Уголовного кодекса Российской Федера ции. (Чепользуя персональный компьютер, Тихонов создоп прогро.мму, котороя уничтожила большой обьем информации на сервере компьютера Верхне- уфалейского филиала ОАО «Челябинсксвязьинформ». В прошлом году хакер работал в филиале акционерного общест во, но вынужден был уволиться из-за многочисленных норека- ний со стороны руководства. Безработный программист, на ходясь в стрессовом состоянии, решил отомстить. Роботая по договору по настройке элек тронной почты в одной из фирм, он отправил «письмо» в адрес ОАО «Челябинсксвязьинформ» - и 300 мегабайт информации как не бывало! Полное уничто жение информации специали стам удалось предотвратить. Суд учел смягчающие вину обстоятельства (наличие на иж дивении малолетнего ребенка и т.д.) и счел возможным не изо лировать Тихонова от общест ва. Он приговорен к полутора годам лишения свободы услов но и штрафу в размере трехме сячной заработной платы. Сергей СМИРНОВ. ЧЕЛЯБИНСК. ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ Г У Л Л И В Е Р С У Л И ЦЫ П Л Е Х А Н О В С К О Й КАК ВОРОНЕЖЕЦ ЮРА ПОТАСКАЕВ НАЧИТАЛСЯ СВИФТА И СТАЛ РАБОТАТЬ ВЕЛИКАНОМ В кафе «Гулливер» он попал, можно сказать, случайно. Однажды Юра вышагивал по Плехановской привычными трехметровыми шагами и думал найти туфли взамен сносив шихся - 50-й размер! Скорбные мысли его прервал бармен у кафе- подвальчика под названием «Гулли вер». Так Юрий Потаскаев получил предложение работать... Гулливе ром. Юра не сразу дал согласие - посоветовался с мамой, со стар шим братом Виктором, бывшим вертолетчиком. Впрочем, о чем тут говорить? Если этим на жизнь мож но заработать - попробуй... Отныне Юра ежедневно спускается по ле сенке в кафе, надевает камзол, шляпу, туфли с пряжками (нашел-та- ки!). И на глазах официанток и по варов превращается в настоящего Гулливера - немного странного, но всегда очень доброго, отзывчивого человека ростом 2 метра 12 санти метров. Впервые в жизни я разговариваю с человеком, высоко задрав голову, ибо собеседник смотрит на меня откуда-то из-под потолка. - Трудно жить, имея такой рост? - Я с детского садика такой. При вык. Моим ростом пацаны часто пользовались: достань яблоко с де- МУЗЕЙНОЕ ОБОЗРЕНИЕ п П О Ч Т И Ж И В Ы Е , только из в о с к а ПОСЕТИТЕЛИ МУЗЕЯ ВОСКОВЫХ ФИГУР, БЫВАЕТ, ПАДАЮТ В ОБМОРОК Петербургскому музею вос ковых фигур исполнилось 10 лет. Фигуры любят гастролиро вать. Каждый год новая экспо зиция: «14стория Российского государства», «Книга рекордов Гиннессе», «Катострофы чело веческого тела», по этот раз на гастроли отправилось вы ставка «(Четория накозоний за 2000 лет». В Астрахани одну из посети тельниц пришлось буквально «откачивать» - ей стало плохо с сердцем. Ужаснугься тут есть че му: колесование, казнь на элек трическом стуле, гильотино.... Можно спорить об эстетичности зрелища, но надо отдать долж ное мастерам - все экспонаты выполнены очень искусно. - Нас часто просят: «Приве зите что-нибудь страшненькое!» - говорит Виктория Витальевна Смоленская, менеджер музея. Петербургский музей побы- вол со своими выставками не только в разных городах Рос сии, но и во многих странах ми ра. А на Кипре находится его постоянная экспозиция. Как известно, сомый первый музей восковых фигур открылся во Франции, у модам Тюссо. А в Россию фигуры из воска впервые привез Петр Первый. Очень модными в то время бы ли восковые бюсты. Впоследст вии из воска отлили и самого Петра. Эта фигуро было меха нической и выставлялось в Эр митаже. Когдо входящие в зал случайно наступали на одну из поркетин, Петр поднимался с трона и укозывал рукой на, дверь. Это было сделано но- столько искусно, что люди пуга лись и выбегали из зало. (Чскусство нынешних масте ров ничуть не уступает мастер ству предшественников. - В одном из залов Петропа вловской крепости однажды вы ставлялась ноша экспозиция «Террор и демократия», - рас сказала Виктория Витальевна. - Там были восковые фигуры ца реубийц. А смотрителем у нас тогда подрабатывал один сту дент. Он в то время сдавал эк замены и очень уставал. Как-то после бессонной ночи студент присел рядом с Каракозовым и заснул прямо в зале. Подошла одна из посетительниц, долго и внимательно его разглядывало. Тем временем парень пошеве лился во сне. Женщина закри чала и упала в обморок. В свое время в Петербурге и других российских городах было очень много так называе мых «салонов восковых фигур». Но после революции все затих ло. Возродилось это искусство всего 10 лет нозод. В России сейчас две «школы воска» - Московская и Петербургская: разные технологии, разные до бавки к воску. Три музея нахо дятся в Петербурге, один - в Москве. В этом музее более 300 вос ковых фигур. Сальвадор Дали, Фредди Меркьюри, Чарли Чап лин, Майкл Джексон, Мерилин Монро. Кстати, с ней и с Клео патрой мастерам дольше всех пришлось мучиться. Сделоют - вроде все нормально, похоже, но что-то не то. Нет души! Опять переделывают.... На из готовление одной фигуры ухо дит, как правило, от полугода до полутора лет. Самая кро потливая и сложная работа - это вживление волос. Брови, ресницы, да еще на голове до 10 тысяч волосин. Музей восковых фигур - это замкнутое и сомообеспечивае мое производство. Сначала ху дожественный совет выбирает тему, затем сотрудники-исто рики подбирают материол, пе редают его художником. Скульпторы создоют формы. Гримеры трудятся над каждой венкой, кождой морщинкой... Кстоти, посетители и соми ино гда помогают довершить сход ство с реальностью. - У нос есть экспозиция, в которой выставляется граф Дракула, - рассказала Викто рия Витальевна. - Мы тогда бы ли в Норильске. Вдруг ко мне прибегает помощник и кричит: «Быстрее беги в зал, у Дракулы изо рта идет кровавая слюна! Она закапала всю рубашку!» Приходим - все так и есть. Впе чатление потрясающее. Окоза- лось, что кто-то из посетителей пошутил и налил в рот графа красную жидкость. Называется «завершили экспозицию». Да так, что смотритель испугался. Зрелище не для слабонервных. Говорят, что самая красивая экспозиция музея - «Тайная ве черя».- Это полностью воссоз- даная картина Леонардо да Винчи (на ее создание ушло полтора года). А самая уни кальная - «Анотомический те атр» - история человека от ро ждения до смерти. Это единст венная механическоя выставка. Восковые фигуры движутся под музыку: роды с появлением ре бенка, хирургическая операция во времена Римской империи, японец делает себе харакири, панночка из «Вия» в гробу са дится. И, конечно, самая пер вая механическая фигуро музея - легендорный Фредди Крюгер пугает посетителей (руками ма шет). Вот такие «ужасы» с нетер пением ждут теперь жители «нашего городка». Елена РЕШЕТНЯК. АСТРАХАНЬ. ЗНАЙ НАШИХ! придворный присекин э т о т ХУДОЖНИК РАБОТАЛ ПО ЗАКАЗАМ ПАТРИАРХА ВСЕЯ РУСИ И ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ. ПИСАЛ АНГЛИЙСКУЮ КОРОЛЕВУ, КОРОЛЯ БЕЛЬГИИ И ДАЖЕ СЕРГЕЯ СТЕПАШИНА рева или что-нибудь с крыши. В воен комате на учете состоял, конечно. Но они как-то сами от меня отступились: ни сапог, видно, на меня не найдут, ни шинели, да и куда меня? Ни в са молет, ни в танк, ни в кабину маши ны не посадишь. Теперь вот Гулливером работаю... А что, работа как работа. (Перечитал не только «Гулливера» несколько раз, но и всего Джонатана Свифта. И в жизни стараюсь быть таким, как Гул ливер, - он, кстати, сам по себе был скромным человеком. И очень осно вательным в делах. Но вообще-то я мечтаю о театре, сыграть бы Дон-Ки хота... На гитаре бренчу немного, хо телось бы освоить фортепиано, но когда, как? Знаете, сколько лет Гулливеру? 328! (Интересно, стало ли с появлением своего (Гулливера больше посетителей в кафе? На этот вопрос хозяин заве дения ответил неожиданно: не в этом, дескать, счастье. Конечно, Гулливер привлекает, заманивает гостей. Но главное - в кафе стало как-то весе лее, радостнее. И никто рядом с Юрой лилипутом себя не чувствует. А это, согласитесь, дорогого стоит. Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. 5ЕНРК15 - эта аббревиату ра, обозначающая простого русского парня Сергея Нико лаевича Присекина, выгра вирована на радиаторе при надлежащей ему автомаши ны. Конечно, ему повезло с родителями. Сергей родился в семье художников. Неуди вительно, что мама-график и папа-живописец отвели сына в художественную школу. Потом - в Суриковское, курс станковой живописи: пошел по стопам отца, мастера-ба талиста. Но... Портрет - вот что влекло его с самого дет ства, этот жанр и сегодня, че рез 20 лет после училища, - любимый жанр руководите ля С^дии военных художни ков Смгея Присекина. Собрать все его работы в одном месте - дело практиче ски безнадежное. (Москов ский Кремль и Виндзорский замок, 1Палаццо и штаб-квар тира американского милли ардера Хаммера, офисы пре стижных банков и частные коллекции - по таким супер- залам разбрелись его порт реты. Он писал монарших особ и политиков, артистов и музыкантов, просто друзей. Ему позировали королева Великабритании, король Бельгии, Патриарх всея Руси, Арманд Хаммер, Егор Стро ев, Сергей Степашин, Миха ил Калашников, Андрей М и ронов, Владислав Третьяк и многие другие. Попса? (Не скажите! Присекин, в 35 ставший самым молодым на родным художником России, - единственный из сегодняшних живописцев, чья картина ви сит в Кремле. Монументаль ное историческое полотно «Александр Невский», или «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», украша ет Георгиевский зал Кремля. Эту картину размером четы ре на семь метров частенько можно увидеть во время те летрансляций официальных мероприятий и встреч, но ко торых присутствует прези дент. Собственно, диплом ную работу двадцатипятилет него Присекина приметил и «поселил» в Кремль сам Бо рис Ельцин. Они познакомились в 1987-м. Полотно, материал для которого Сергей соби рал четыре года (и полгода писал), экспонировалось в российском посольстве во Франции. Среди гостей о ка зался Ельцин, в то время пер вый секретемь Московского горкома КПСС. Когда в 1993-м Россия принялась менять символику, вместе с красными знамена ми и бюстами (Ильича из Кре мля вылетела и картина Бо риса (4огансона «Ленин при ветствует делегатов третьего съезда Советов». Стена оси ротела. И здесь у Ельцина сработала память: он при помнил «/'шександра Невско го». И надо же: картина до сантиметра вписывалась в отведенное ей место. В Па- |- 1 ж за картиной гоняли лич ный самолет президента. Вносили «Невского» в Кремль за сорок минут до пасхаль ного звона. Тогда-то прези дент уделил художнику два часа аудиенции. Выпили по рюмочке коньяка. В то время Присекин мно го работал в жанре истори ческого портре та. Маршалы Жуков и Рокос совский (сейчас находятся в экс позиции Музея В о о р у^ж е н н ы X ;катерина (ётр (, Борис _иН Е П . Годунов, Колумб, Гарибальди... И тут в 1994-м от Бориса Ельцина приходит личный заказ : написать портрет британ ской королевы Елизаветы I!, со бравшейся в М о скву с историче ским визитом. Присекин сел за книги. Надо было со блюсти в точно сти все детали в костюме, в обли ке, манере. Ху дожник ос тано вил выбор на т р а д и ц и о н н о м наряде самого старого в мире монаршего орде на Подвязки, Дамой которо го и является Елизавета. Ра бота над портретом длилась полтора месяца. На неофи циальные смотрины пригла сили посла Великобритании, и тот был просто восхищен работой Присекина. Худож ника пригласили в Кремль на церемонию вручения карти ны высокой гостье. По прото колу у него были только две минуты. Нужно было видеть глаза Ее Королевского Вели чества, когда сняли покрыва- Лучшая машина Москвы - у Присекина. ло. Королева проговорила с Присекиным минут пятнад цать, и не только об искусст ве, но и об автомобилях. А пять лет спустя... В Британии есть фирма «Мадисон», которая произ водит спортивные авто в сти ле ретро. Одна из таких мо делей удивительно напомни ла Присекину незабываемую дедушкину «Победу». Увидев ее в каталоге, он начал выяс нять детали - а дальше про сто сказка. Владелец фирмы Деннис Викс, в прошлом ав тогонщик, в 1975 году занял ся производством штучных автомобилей. (Интерес рус ского художника ему поль стил, хотя чему тут удивлять ся. Трехметровый родстер - машина уникальная, сто ки лометров в час набирает за пять секунд! (4 представляете, создатель такого чуда о ка зался верным подданным своей королевы. За услугу, о ка за нн ую их монарш ей особе, Деннис Викс также от платил услугой. Узнав, что его автомобилями заинтере совался человек, чья работа украшает галерею Вестмин стерского дворца, человек, который с королевой беседо вал, Викс решил собрать ма шину для русского художни ка. (Нынешней осенью чудо- автомобиль с личным номе ром владельца и буквами 5ЕЫРР15 на радиаторе при был в Москву. Королева все гда помнит о своих поддан ных, а подданные всегда по мнят о своей королеве... Автор и его персонажи любуются совместным творчеством. Светлана ДЕМЕНТЬЕВА. ЦЕЛОВОИ Учредитель и Издатель Агентство деловой информации Издание зарегистрировано ГоскомитетомРФпо печати. Рег. N9016313. Распространяется в качестве приложения к газетам; Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125880, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. В.Симонов. Телефон/фокс для справок: (095) 257-56-95, 257-59-17. П.Вощанов, С.Заворотный, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-58-46. В.Качурин, К.Сорокин, А.Теплюк. Е-шаН; \4огп11<@а(11.ги оДвлоюй порник». Первпвчоткобяэ соглосоааниясредакциейне допускается. Приобретение прав©но перепечатку ииспользование материаловтел./факс (095) 257-56-46. лТрибуно», «Труд», «Робочоягазета» (Украина), «СоветскаяБелоруссия»(Беларусь), «Вечерние новости» (Литва), «ИТАР-ТАССЭкспресс» (США, Канода, Турция), «Городские вести» (Волгогрод), «На смену!» (Екатеринбург), (Ярославль), «Ставропольская правда» (Стоврополь), «Северный рабочий» (Северодвинск], «Соаетскоя БашкирияИзвестия Бошкортрстоно» |Уфо), «Волжскоя коммуио» (Сомара), «Советский Соколин» (Южно'' кКалинингродскаяпровдо»(Колинингрод), кТомбовскояжизнь»(Томбов), «РеспубликаТатарстан»(Козоны, «Тюменскаяпровда»(Тюмень), кДайджестЦентральнаяпресса»(Новосибирск), кЬепгородскояправде»" НошоПенэо» (Пензо), «Наше время»(Ростов-иоДону), «Робочийкрай»(Ивоново), «Липецко»газета» (Липецк), кКрасноярскийрабочий»(Красноярск), кНижегородские новости»(ННовгород^, кНовостиЮгры; Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк , ул .Московскоя , 83. Общий тираж 2.437.332 экз. Цена - бесплатно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz