Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
РЕПОРТАЖ С ЦИФРАМИ ЛЕТАТЬИЛЬПОЛЗАТЬ? ВО ВСЕХ А Э РОПО РТ А Х МОСКВЫ КИПИТ ЕВРОРЕМОНТ . ЗНАЧИ Т , ЕСТЬ ШАНС ДОЖ И ТЬ Д О НАСТОЯЩЕГО СЕРВИСА Во всем мире аэропорты - бизнес солидный и прибыль ный. Московский авиаузел - не исключение. Несмотря на резкое снижение потока авиа пассажиров, все четыре сто личных аэропорта ведут сего дня огромное строительство, стремясь с помощью «евроре монта» начать новый век на вполне мировом уровне. Шереметьево осваивает в год $ 45-50 млн. Всего же тре буется около миллиарда дол ларов, чтобы довести уровень аэропорта до действительно международного уровня. При мерно но том же уровне вли ваются инвестиции но реконст рукцию. Домодедово, где за 2 последних года вложено $100 млн. Когда реконструкцию за кончат, то суммарные инвести ции составят $250 млн. Но что? Площадь здания аэро вокзала расширено примерно но 1о тысяч квадратных мет ров, введены новейшие инфор мационные технологии и сис темы оформления прилета и вылета пассажиров. Домодедо во впервые в России организо вало систему управления по своей территории автотранс порта через спутники. Сторейший московский аэ ровокзал Внуково вкладывает в реконструкцию примерно в два раза меньше, чем Шере метьево и Домодедово - по $20-25 млн. в год. Но - вклпды- такой "'Оопыной аэропорт кок Быково, но кото ром пору-тройку лет тому на зад вообще поставили крест, понемногу реконструируется. Чем же вызвано столь мас штабная реконсгрукция аэро портов московского овиоузло, через который проходит в год около 21,5 миллиона поссожи- ров? Причи-{ несколько, но основную следует назвать: из менился пассажир. Все сто личные аэровокзальные комп лексы были построены в то время, когда от них требова лось одно; в максимально ко роткий срок пропустить через себя огромный поток пассажи ров. И все. Сейчас, когда те тя Маня уже не может позво лить себе слетать к внуку за несколько тысяч километров, студент - выбраться домой но коникулы, о солдат - но побыв ку, оставшихся авиапассажи ров требуется ублажать. Пре доставить возможность в отно сительно комфортных условиях дожидаться вылета, пройтись по магазином, посидеть в ка фе, посмотреть фильм, отдох нуть в гостинице - в общем, все, «кок у них». Эти услуги нозывоются на профессиональном языке «внеовиационноя деятель ность». Здесь мы еще очень сильно отстаем от Запада. Кто добьется успеха но этом фрон те, до еще предостовит лучшие условия обслуживания авиа компаниям, тот и выиграет в острейшей борьбе за пасса жира. Конечно, немаловажное значение имеет близость аэро порта к Москве и надежная транспортная связь с городом. Здесь пока выигрывают Шере метьево и Внуково. Домодедо во пока уступает в этом важ ном показателе, но зато имеет широчойтип чот-'.ожности для росширения: мно:^; .,. ч, 1 л площадей, не застроенных дачными поселками. Сейчас каждый аэропорт вкладывает средства в разви тие из собственной прибыли, поскольку ноше государство не вкладывает в них ни копей ки, хотя, кок водится, душит овиабизнес налогами. Сего.ц- ня, по словам генерального ди ректора ассоциоции «Аэро- порт-ГА» Виктора Горбачева, розроботоны ож семь схем его развития (из них три пред- стовляли иностранные компа нии). Оптимальную но их осно ве готов срставить институт «Аэропроект». Не исключено, что к конку ренции между самими москов скими аэропортами добавится конкуренция с военными аэро дромами. Вокруг столицы их наберется с десяток, и почти все они находятся в плочевном состоянии. Выход военные авиаторы видят в коммерче ской деятельности. Чтобы пе рехватить пассажиров и осо бенно грузы, военные предла гают значительно более низ кие, порой бросовые цены за весь комплекс аэродромного обслуживания. Правда, в цене билета аэродромное обслужи вание занимает около 10 про центов (о но горючее прихо дится треть стоимости). Но клиенты готовы эконо мить на всем. Так что по аэро дромному обслуживанию воен ные аэродромы выигрывают. Но по остальным покозотелям - в проигрыше (плохая транс- портноя связь со столицей, от сутствие аэровокзальных комп лексов, неумение работать с изболовонными 30 последние годы пассажирами). К примеру - авиабозо «Чколовский», рас положенная в 40 гг.'ЬПОО- ВОСИ.) |,Н !■ //к,'..: .-. 01 . Нс НеЙ б г зируется 8-я Кроснозноменноя овиоционноя дивизия особого назначения. «Особость» диви зии в том, что оно перевозит в основном высокопоставленных пассажиров: генералов, депу- тотов, государственных деяте лей. Вроде бы и корты в руки: ночинай моссовые перевозки. Но в одном двухэтажном зданьице размещаются пасса жиры, таможенники и погра ничники. Да и добираться до «Чколовской» страшно неудоб но! Но доже такой призрак кон куренции беспокоит руководст во столичных аэропортов. Уже очевидно: суммарная пропуск ная способность их с учетом реконструкции значительно превышает существующий по ток пассажиров. ^ Военные пытаются заполу чить и часть грузовых авиапе ревозок, которые постоянно растут и весьмо прибыльны. Так, расположенное в Жуков ском ЛИИ им. Громова (но его территории проводятся мос ковские авиасалоны) имеет са мую длинную в Европе взлет но-посадочную полосу - 5,5 км, на содержание которой ежегодно расходуется около $5 млн. Таких денег нет, и ин ститут, чтобы зарабатывать деньги, предлагает создать но своей территории огромный грузовой терминал. Если эти планы осуществятся, то что стонет с зогрузкой одного из лучших и современнейших в России грузового терминола Домодедово? Словом, 30 реставрируемы ми фосодами воздушных гово- ней Москвы скрываются очень острые вопросы, связанные прежде «<ет г возростаюшей борьбой 30 каждого поссожи- ра, 30 каждую тонну груза. Но нос с вами это должно только радовать: глядишь, доживем до времени, когда с нас не где-то в Стокгольме или Вене, о в родном московском аэропорту будут пь1линки сдувать. Андрей БАРАНОВСКИЙ. Л У Ч Ш Е ГОР М О Г У Т Б Ы Т Ь , С К А Ж Е М , Л Ю Д И (Окончание. Начало на 1-й стр.). Так продолжалось все ше стьдесят три дня боткенского пленения. С неослабевающим, повторим, напряжением. При чем свою круглосуточную вохту японские журналисты, среди ко торых, между прочим, преобло- дали «зубры», мобилизованные в Бишкек из Лондона и Рима, Стамбула и Каира, рассмотри- воли вовсе не кок какой-то «подвиг» или «гумониторную ак цию», о кок будничную роботу, на результат которой в данный момент существует надежный спрос. О том, что это было именно робота, можно судить по тому, что творилось в Бишкеке после освобождения заложников. Их доставили но пригородный во енный аэродром, и непосредст венно том четверо бедолаг подверглись риску, пожолуй, не меньшему, чем во время мы тарств по бандитским ущельям. Обезумевшие от вида своих персонажей, кок хищник от за паха крови, журналисты набро сились на них и вне всякого со мнения растерзали бы, если бы не броневая непробиваемость охраны. Охрана выдержало на тиск элитных частей представи телей второй древнейшей гтро- фессии, проявив сноровку, бес пощадность и, главное, доско нальное знание противника. Охрана была японская. МЕСТОСОБЫТИЯ ТЕЛЕВИЗОР - ОТ ВЕТРА, МОЛОКО - ОТ СОЛНЦА Первый комбинированный ветро-солнечный агрегат начал давать энергию на отдаленной зимней стоянке в Окинском районе Бурятии. До сих пор в этом сомом труднодоступном месте республики, где разводят яков, электричества не было. Проект «Малая энергетика» был розроботан еще в 1994 го ду, но раньше его воплощение все время откладывалось из-за нехватки денег. Теперь - другое дело: до Нового года агрегаты появятся но всех одиннадцати стоянках горного фермерского хозяйства в долине реки Деби. Вырабатываемой ими энергии обычно хватает не только на хозяйственные нужды и 3-4 лам почки, но и на питание телеви зионного приемнико. Владимир МЕДВЕДЕВ. ИРКУТСК. ФЛОТ ВОЗРОЖДАЕТСЯ? Судостроительный завод «Северная верфь» получил го сударственный заказ но ремонт большого противолодочного корпГтпя "Лдмиппл Левченко» Это уже второй корабль дан ной серии, который в настоя щее время ремонтирует завод. Ремонт первого большого про тиволодочного корабля «Севе роморск» по плону должен за вершиться в июне 2000 года. Юлия БАКАЕВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. НЕГРОМКАЯДАТА ИЖ ЕВ С К ИМ СЛЕД Н О Б ЕЛ Я М Л А ДШ И Й БРАТ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО ЕЩЕ В П РОШ ЛОМ ВЕКЕ ВНЕДРИЛ В О Д Н О М ОТДЕЛЬНО В ЗЯТОМ ГОРОДЕ МОДЕЛЬ ШВЕДСКОГО С О Ц И А Л И ЗМ А А,:(отолий Новиков явился в мэрию и рубанул: - Хочу переименовать улицу! - И в чью же, интересно уз нать, честь? - В честь хорсэшего челове- ко, Людвига Нобеля. - Позвольте, не тот ли это Нобель, :сотооый фонд приду мал? - Нет, того Лпьфредом звали... Впрочем, заслуженный учи тель Удмуртии такому невеже ству не удивился, - доже в Ижевске мало кто знает, что 125 лет назад по тогда еще рабочему поселку расхаживал отпрыск знаменитой фамилии Нобелей. - Его отец Эммануэль, - рас сказывает Анатолий Василье вич, - изобретатель глубинных мин, архитектор и предприни матель, связавший свой бизнес с Россией, имел четырех сыно вей. Эмиль, старший, погиб при испытании взрывчатых веществ. Альфред, гениальный ученый, автор 355 патентов и изобре татель динамита, известен все му миру кок основатель Нобе левского фонда. Третий сын, Роберт, заложил первый ко- мень в основоние русской неф тяной промышленности, что привело к созданию могучего «Товарищества нефтяного про изводства братьев Нобель», возглавляемого млодшим сы ном Эммануэля - Людвигом. Именно последний способство вал тому, что лучинушка стало вытесняться лампой. Рабочий люд пользовался дешевым све том, а русский керосин полу чил широкое распространение в Европе. Но, кроме нефти, Людвига живо интересоволо машино строение. Сночоло он приоб рел заводик в Петербурге, ко торый вскоре превратил в ус пешное предприятие, выпуска ющее пушки, лофеты, снаряды и паровые молоты. А выполне ние крупного правительствен ного заказа но несколько сот тысяч ружей заставило его взять в аренду Ижевский желе зоделательный завод, сделав его своим филиалом. Планы были большие: пред стояло оснастить завод, пере обучить мастеров и... остано вить возмутительную эксплуата цию рабочих - прежний хозяин держал их в полной нищете, страхе и невежестве. В Ижевск прибывают полсотни отборных шведских специалистов, кото рые открывоют здесь школу оружейного мастерства. И вот не прошло и двух лет кок завод и поселок преобразились со вершенно - настолько благо творным оказалось влияние ви кингов. «...Однажды, остановившись против церкви в праздничный день, я имел удовольствие ви деть, что босоножек нет, о же ны и дочери рабочих обуты в сапожки, нередко щеголяют зонтиками и другими призноко- ми материального довольст во...» - таковы впечатления Людвига Нобеля от очередной поездки в Ижевск. (Кстати, пол века спустя именно по причине зажиточности ижевские рабо тяги в своем большинстве не приняли сторону красных и стали защищать свое добро и строй, при котором могли без бедно жить и честно зарабаты вать.) При Людвиге но заводе ста ли выпускать листовое железо, и вот но крышох вместо полу сгнивших досок и соломы поя вилась прочная кровля, вошли в моду легкие умывальники, же лезные ведро и корыта. Но всех трактах установили фо нарные столбы. Тогда же поя вился и первый водопровод. Был построен новый лазарет. Нобели учили людей не только мастерству, но и грамоте, и культуре быта, и нормальным производственным отношени ям. - В том-то и состоит розни ца между коренными заводчи ками и человеком случайным, - любил повторять Людвиг Эммо- нуэлович, - я сом тридцать лет заводчик и сын заводчика: у нос выроботывоются не только технические приемы, но и тра диции. Кредо Людвига: «Ничего не скрывать, ничего не монополи зировать, не пользовоться ни какими привилегиями» - выдает человека, до чьих нравственных критериев в современной Рос сии вообще мало кто дорос. А потому Новиков и его кол леги, ижевские краеведы, убеж дены - память, которую остави ли после себя Нобель и его со ратники, не должна умереть. Может, когда-нибудь ижмошев- цы розбоготеют и поставят па мятник лучшему из капитали стов. Может, среди них найдут ся его последователи, достой ные сравниться с ним делами и честью. А пока... - А пока есть предложение, - настаивает неугомонный учи тель, - назвать одну из цент ральных улиц Ижевска - Крас ноармейскую ли. Советскую - именем Нобеля. То есть име нем человека, который в то, не менее чем нынешнее, трудное время проявлял заботу о людях без всякой корысти для себя. Кок мог, облегчал их жизнь и новел но заводе порядок. Остается добавить, что ини циатива Новикова осталось без ответа. Дело ношего Нобе ля пока никого не воодушеви ли. Ирина КЕДРОВА. ИЖЕВСК. Можно вспомнить и последу ющие ночные рейды с засада ми в больничном дворе в наде жде разузнать хоть что-то о са мочувствии бывших заложни ков, о том, что они ели, и кок у них после еды, извините, рабо тал кишечник. Нод всей этой су етой можно было бы посмеять ся, если бы опять-таки оно не было состовной частью все той же общеяпонской зоботы о со отечественниках. Шестьдесят три дня общена родной головной боли - много это или мало? А если бы залож ников держали дольше? Лично у меня сомнений нет: хоть ше стьдесят дней, хоть шестьсот, но кол всеобщего беспокойства о судьбе невольников был бы неизменно высок, и каждый день был бы кок первый. Это относится не только к японско му народу, но и, кстоти говоря, к кыргызскому тоже, одинаково «болевшему» за судьбу оказав шихся в бандитских руках кок японцев, ток и кыргызов, будь то генерал Внутренних войск, рядовой милиционер или пере водчик геологической экспеди ции. Несмотря но любые анало гии, каждое правительство са мо решает, кок бороться с тер рористами, кок спасать залож ников, кок наконец совмещоть первое и второе. Иногда удоет- ся одно, иногда - другое, ино гда - ничего. Кыргызстан не. стол «мочить» бандитов, зохво- тивших не только заложников, но и немалую территорию, пусть не густонаселенную, но и не безлюдную, Под контролем бандформирований но какое- то время оказалось мирное на селение нескольких кишлаков. Кыргызскоя армия их не бомби ло и не обстреливало. Надо полагать, вовсе не только по причине «давления» со стороны Токио, боявшегося за жизнь своих поддонных. И не из-за от сутствия огневой мощи. Допус тим, у Кыргызстана нет штурмо вой авиации. Но оно есть у со седнего Узбекистоно, кот(мый охотно взял бы но себя бом бардировочную миссию (ведь «воины исломо» объявили сво им главным врагом именно ре жим узбекского президенто Ис лама Климово). И доже без всяких «бы» Узбекистан дважды бомбил кыргызские горы. В пер вом случае обошлось без жертв. Во втором - погибли чет веро жителей кишлака Коро- Тейит. Трое взрослых и 11-лет- няя девочка. Случойно погибли, по недоразумению. Но Кыргыз стан сказал: хватит! Спасибо, братья-узбеки, и больше не на до. Будем управляться своими силами. Не следует думать, будто в Центральной Азии террористов ненавидят меньше, чем в Моск ве. Том точно ток же, кок у нос, их любят не больше, чем беше ных псов. Возможно, и у кого-то из кыргызских начальников бы ло сильное желоиие «зомочить^^ врого. Однако возоблодол^Л понимание, что при токой рет 1 ^ г вости можно и самому невзна чай прилюдно замараться, и, что существенно, не достичь то го результою, который не стыд но предъявить народу. Результат событий но юге Кыргызстана известен. Все за ложники, незовисимо от ноцио- нольности и гражданство, осво бождены. Бандиты бесславно убрались, причем не в соседний Таджикистан, где до боткенской авантюры их ток или иначе тер пели, о еще дальше - в Афгани стан. Потери кыргызской сторо ны 30 два месяца боев с нопо- довшими бондами составили менее тридцати человек. А главным героем операции стол заместитель министро нацио нальной безопасности Валерий Верчогии, возглавлявший кро потливую закулисную работу по вызволению пленников и лично принявший их от бонд 1 ^ ^ тов. о его ключевой роли, слову, до последних дней н и к т с ^ не знал, доже хваленые «зуб ры» японской журналистики. Япония вздохнула с облегче нием. И тут же забыло про «боткенскую четверку». Это, наверное, нормально. Том ведь и фамилию премьер-министра мало кто знает. Н и ко л а й ЦВЕТКОВ. КОНКУРЕНЦИЯ -1 кто такой этотТОЛЛИНП п о МНЕНИЮ РОССИЙСКИХ ГУБЕРНАТОРОВ, ОТМЕНА ДЕЙСТВУЮЩИХ НАЛОГОВЫХ л ь г о т МОЖЕТ ОСТАВИТЬ СТРАНУ БЕЗ СВОЕГО АЛЮМИНИЯ В последнее время в прессе, по телевидению и радио развернулась ш и р о к о м а с ш т а б н а я кампания за отмену на логовых льгот при про ведении операций, свя занных с переработкой российского сырья (внут ренний толлинг) для производства алюми ния. Делается это под благими и заманчивыми лозунгами увеличения налоговых поступлений в государственную каз ну. Ч.л 1 бы ипгпяднее предг и 1 - вить существо проблемы, но помню, что, несмотря на де фицит сырья, оборотных средств и высокую налого вую нагрузку, но протяжении всех последних лет алюмини евая промышленность про должала развиваться вполне динамично. В производстве алюминия в 1998 году уда лось превзойти 3-миллион ный рубеж (произведено 3,1 млн. тонн) и выйти на п м е - довые позиции в мире. О б щая годовая валютная вы ручка предприятий алюмини евой промышленности пре высила 2 млрд, долларов США , пополнив бюджетные и внебюджетные фонды Рос сии за счет налогов и отчис лений более чем на 5 милли ардов рублей. Для загрузки мощностей российских алюминиевых фондов ежегодно требуется не менее 6 млн. тонн глино зема. Основными произво дителями глинозема являют ся Урал, Ленинградская об ласть и Сибирь, которые се годня дают алюминиевой промышленности примерно 2,4 млн. тонн этого сырья. Остальное мы привозим с Украины, Казахстана, Авст ралии, Океании и Латинской Америки. В Ленинградской области действуют три гли ноземных производства: Волховское, Бокситогорское и Пикалевское, а также за вод «Сланцы», который пол ностью зависит от состояния дел в алюминиевой отрасли. Так что областная админист рация не может оставаться в стороне от активно обсуж даемого вопроса о продле нии внутреннего толлинга. Всего пять лет назад по ложение дел в алюминиевой отрасли было отнюдь не ра дужным. В связи с низким по треблением «крылатого» ме талла отечественной про мышленностью объем произ водства глинозема в 1994 году, по сравнению с 1990 годом, снизился на 30 проц. и упал ниже двухмиллионной отметки. Наши позиции на мировом рынке алюминия серьезно пошатнулись. С о ответственно снизились и поступления в доходную часть бюджета. Стало очевидно, что алю миниевая промышленность страны находится на грани остановки. Для выхода из кризиса требовались сроч ные и неординарные меры. С целью защиты отечествен ных производителей боксита и глинозема президент Рос сии издал специальный указ, в соответствии с которым правительство и Государст венный таможенный комитет ввели в алюминиевой про мышленности режим «внут реннего толлинга», преду сматривающий освобожде ние сырья для производства экспортного алюминия от налога на добавленную сто имость, В течение последующих пяти лет производство глино зема на российских предпри ятиях выросло на 25 проц. Повысилась конкурентоспо собность российского сырья. За счет собственных средств алюминиевые заводы начали осуществлять модернизацию и реконструкцию электролиз ного и глиноземного произ водств, создавать заделы для дальнейшего развития сырье вой базы всей отрасли. Си бирско-Уральская алюминие вая компания начала строи тельство нового рудника и добычу бокситов на Средне- Тиманском месторождении в Республике Коми. Появились десятки тысяч дополнитель ных рабочих мест. В отррсль пошли кредиты, пополнив шие оборотные фонды пред приятий. У отрасли появилась ре альная перспектива довести в ближайшее время произ водство российского глино зема до 4 млн. тонн и обес печить внутренние потреб ности в этом сырье но 65 процентов. Мудрые люди говорят: от добро добро не ищут. Но у нос но Руси к трезвым голо сом почему-то далеко не все гда прислушиваются. Иначе с кокой это стати вдруг но пол ном серьезе стало вынаши ваться идея поломать сложив шуюся 30 пятилетие систему и свалить поднимающуюся но ноги отрасль? Зачем, спра шивается, ставить полки в ко леса возрождающейся олю- миниевой промышленности России, которая уже прино сит немалую экономическую выгоду стране? Результаты проведенных независимыми аудиторскими компаниями исследований показывают, что одно только отмена «внутреннего толлин га» повлечет за собой сни жение производства россий ского глинозема не менее чем но 30 процентов и но 45 процентов - бокситов. Со вершенно очевидно, что это, в свою очередь, приведет к снижению налоговых поступ лений в бюджет, в Пенсион ный фонд, о также к потере более 200 тыс. рабочих мест только по Уральскому и За падно-Сибирскому ре гио нам. Мы потеряем всякую привлекательность для ино странных инвесторов. Иными словами, только за счет толлинговых операций мы сможем сохранить алю миниевый комплекс, обеспе чить бесперебойное поступ ление платежей в бюджеты всех уровней, сохранить за нятость населения. С учетом реально сложившейся эконо мической ситуации и ограни ченных потребностей внут реннего рынка но ближай шее время другой альтерна тивы у нос просто нет. Глинозем, приобретаемый на зарубежном оптовом рынке, то есть в условиях его свободной продажи, обхо дится но Ю -20 процентов ДО(К'>»(' |ЮССИЙСКОГО. Его иг 1 и,т! 1 ...’,;вание неизбежно при ведет и к удорожанию ко нечной продукции - алюми ния. Совершенно очевидно, что сторонники отмены ре жима «внутреннего толлин га» лоббируют интересы за рубежных конкурентов, кото рые стремятся вытеснить нос с мирового рынка алюминия, поставить Россию в зависи мость от импорта глинозема, обанкротить предприятия, производящие отечествен ное сырье, о потом за бес ценок скупить умирающие заводы и рудники. Это не что иное, как одно из попы- ^ ток начать новый виток в переделе собственности . Причем новые покупатели будут приобретать наши предприятия вовсе не для то го, чтобы развивать алюми ниевую промышленность России, о скорее наоборот , чтобы ослабить ее конкурен тоспособность. При этом псевдорыночни кам нет никакого дело до стратегических задач разви тия отечественной алюмини евой промышленности, сре ди которых одной из наибо лее приоритетных является обеспечение ношей эконо мической и оборонной безо пасности. Эту очевидную подоплеку подметили ряд губернаторов и глав администрации субъ ектов Российской Ф ед ера ции, которые обратились к председателю правительства страны Владимиру Путину с просьбой сохранить действу ющий в настоящее время режим «внутреннего толлин га» как единственного сред ства реальной защиты пози ций отечественной алюмини евой промышленности. Сре ди инициаторов сохранения действующих правил игры - спикер Государственной Д у мы Г.Селезнев, губернатор Иркутской области Б.Гово рин, губернатор Свердлов ской области Э.Россель, вид ные экономисты и предпри ниматели. Словом, все те, кому дороги интересы Рос сии. У нос еще есть возмож ность сохранить стобиль ность работы в одной из важнейшей и наиболее при быльной отрасли отечест венной промышленности. Гри горий ДВАС, виц е -губ е р н а то р Л ен и н гр а д с ко й области . 2 30 НОЯБРЯ 1999 ГОДА ПОРШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz