Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
'й;:ж ТЖИПЕЦКАЯ •/Ж газета 27 ноября 199?^ г», т 230 (21108) сШ!((М МР1!Ш!Ш: Г.0Ш0КШ11Ж1! - 1[/‘: р о и т рщрци!: штргрог в з г л я д ЖИЗНЬ И СУПЬБА «Куда уходит детство. В какие го- ' рода...» По-моему, оно уходит в город Па- мяти. Есть там площадь Счастливых мгновений, тупик Неудач, проспект ; Будней... Недавно я побывала в том го- « роде, заглянула на улицу Неприят ных историй и увидела совсем кро хотную девочку, чуть старше двух лет. Она не узнала меня (ведь я — ее будущее) и гордо показала, как умеет щ кормить из бутылочки своего трех- / месячного братика. Странно, как эта замечательная картина могла оказаться на такой ь скучной улице? Я понаблюдала... Да, все верно. Довольная девчушка гордится ^ собой, тем, что она — помощница, а Довольный братик смачно чмокает из бутылочки кашку. Довольные ро дители в это время занимаются дру гими делами... Но — вот оно. ...Девочка, у кото рой отобрали разом и бутылочку, и право кормить брата горько рыдает. Только что она совершенно случайно воткнула соску слишком глубоко. Так, что братишка начал захлебываться... Родители прибежали, наказали, отлу чили... Я попыталась успокоить ее — бес полезно. Утратив право быть помощ ницей, кроха так искренне пережива ла, так велико было ее горе, что оста вался только один выход. В свои тринадцать лет я уже хоро шо знала — какой. Эти беды кажутся катастрофами только двухлетним. Вместе с малышкой мы пошли к ее (моим?) родителям и дали честное слово, что больше так не будем. Ко нечно же, папа и мама простили. Недавно я снова заглянула в это место. Счастливая кроха старатель но кормила брата и даже по секрету сказала, что они переезжают с ули цы Неприятных воспоминании на площадь Забавных курьезов. А недавно я встретилась с та кой же историей —но уже не в фан тастическом Городе Памяти, а в сво ем родном городе, на своем дворе. Знакомая девчушка пяти лет от роду плакала — ее лишили права помо гать... А потом взрослые ругают нас. молодежь—мол, ленивыми растем... Да сами же руки отбиваете! Конеч но, взрослым нередко легче самим просто вымыть пол, чем ликвидиро вать последствия «наводнения», ус троенного малолетней помощницей. Но вспомните — сами-то разве дру гими были? Если бы каждый взрослый всег да помнил, каким он был в детстве, то на улице Неприятных воспоми наний почти не осталось бы жиль цов... Людмила. 13 лет. Б Е С Е ^ Ц Ь Ц З и Ц О Л О ^ К А К ЛЮ Б И Т Ь « Т И Р А Н А » и Н Е БЫТЬ Е ГО «Ж ЕРТВОЙ » Здравствуй, «Очаг»! С удовольствием читаю «Беседы психолога», которые помогают людям разобраться в сво их проблемах. Не поможете ли и мне? Вот уже десять лет я замужем. И хотя очень люблю своего мужа, сказать, что хотя бы год была счастлива, не мог 1 /. Дело в том, что он — человек очень жесткий, власт ный, абсолютно не терпящий никаких возражений. Я пол ная ему противоположность. Но проблема не во мне, а в нашей девятилетней дочке. Оленька очень страдает от не в меру строгих методов воспитания отца. Растет запу ганной, тихой, очень стеснительной. И соседи, и друзья, и учителя уже не раз мне об этом говорили. Как будто я сама не вижу... Мне бы не хотелось, чтобы дочка росла «с комплекса ми». Напротив, я мечтаю, чтобы она стала боевой, весе лой, раскованной. Чтобы, в отличие от меня, всегда доби валась своего, не боялась ошибаться. Но что я могу по делать? Ирина К. Липецк. Опасения нашей читательницы не лишены оснований. Все мы — родом из детства, и жизненный успех каждого из нас напрямую зависит от характера, которым «награждают» ре бенка родители. Что делать, если любимый муж и отец — ти ран? Об этом мы попросили рассказать психолога женского клуба «Славянка» Елену ХОРОШИ.ЮВУ. — Ситуация Ирины — одна из наиболее ])аспрс)страненных, — констатировала Елена Васи.льевна. — И г.лавыос заблужде ние читательницы — в уверенности, что де.ло не в ней. Чтобы помочь дочери, Ирине прежде всего надо разобраться в себе самой и в своих отношениях с мужем. Контакты родите.лей с ребенком — это уже второй, следующий аспект. Судя по всему, Ирина относится к женщинам, воспитанным в повиновении, и между ней и мужем сложились отношения жертвы и агрессора. Женщины, подобные ей, при>'чены к дав лению извне, оно не только травмирует их, но и помогает жить. Они подсознательно ищут «’шрана» — «каменную стену», силь ную личность, способную .зарабатьшать деньги, защищать и ог раждать семью от жестких реа;шй внешнего мира. Однако для того, чтобы быть хорошей матерью, женщине необходима еще и собственная жизненная позиция. Надо быть личностью. Что же делать? Прежде всего — осо.знать это. А, осознав, постараться обрести достоинство и душевный покой. Ведь эта женщина привыкла чувствовать себя беззащитной перед муж чиной. Попробумем предложить несколько общих упражнегшй для успокоения. 1. Вы волнуетесь? Не пытайтесь прогнать тревожные мыс ли. Попробуйте переключить с них свое внимагше, понять, что чувствуй ваши ноги, руки, колени. 2. Вы научились чувствовать отдельные части тела? Теперь для вас — упражнение «Магическая звезда». Перенесите внут реннее внимание на правую руку, левую ногу, правую ногу, левую руку, затылок. Именно в такой последовательности. Правая рука в нашем организме символизирует эмоции, левая нога — чувства, правая нога — мысли, левая р 5 гка — оцешш. Убедите себя в том, что вы — это вы, а не ваши эмоции, чувст ва, мысли и оценки. Они — всего лишь инструменты, которыми вы пользуетесь, чтобы жить. Теперь время подойти к пониманию своих прав, незнание которых зачастую приводит к и.злишней суетливости, а следо вательно, к тревожности. Между тем человек имеет право быть таким, каков он есть. Без объяснений сказать «нет». Выть сла бым и просить о помощи. Короче — вести себя по-разному, не оправдываться. Только, осознав свои права, не следует начи нать давить на других людей. Права надо отстаивать не через конфликт и давление, а — поступками. Вместе с пониманием собственных прав к женщине обычно приходит понимание того, что гфоисходит с мужем. Он «ти ран» потому, что порою в себе неуверен, потому, что не может жить по-другому. Станьте его помощницей! Но не в качестве слабой жертвы (с такой «тиран» никогда не станет делиться своими переживаниями), а помощницей-личностью, способной высказьшать свое мнение, предложить выход. По учтите: «ти ран» не склонен терпеть нравоучений. Его надо сочувственно слушать, а мысли и советы подавать всего лишь как собствен ное мнение. Как бы ни складывались отношения родителей, резкое раз личие их стилей воспитания делает уязвимым прежде всего ребенка. Его душа открыта для контакта, но родитель общает ся с ним только в стиле директив и приказов. Это убивает все движения навстречу взрослым. Ведь главное в воспитании — допустить ребенка в свой внутренний мир, научиться откли каться на его эмоции. В случае Ирины ребенок не видит нужного родительского примера, зато видит, как обстоят дела в семьях подруг. Дочкой овладевают паника и обида. Она чувствует, что в ее семье что- то не так. Пе пытайтесь ни критиковать, ни ругать, ни отчитывать мужа при ребенке. Преподнесите факт как данность: «Да, в нашей семье это есть!» Ребенок должен понять, что жить можно и так, и так (по-разному), и что в будущем он сможет выбирать то, что ему нравится. Осознав, что папа именно такой, а не другой, подведите ре бенка к выводу: единственный выход в данной ситуации — поп робовать изменить свое собственное поведение. За что папа мо жет взяться за ремень? За непочищенную обувь? Давай почис тим! Давай поначалу разговаривать о проблемах в школе без папы. Давай сделаем так, чтобы он не нервничал. Это не обман. Это дипломатия, которая помогает сохранить климат в семье. ^ Особенно важно учить обходным маневрам девочку. С ней мама может делиться всем, что происходит в семье. Так посте пенно дочка привыкнет к тому, что мама — .это еще и подруга. С мальчиком сложнее. Он с пятилетнего во.эраста начинает равняться на отца. И здесь необходимо долго, терпеливо, упор но объяснять ребенку, что существуют разные модели поведе ния мужчин. Надо рассказывать, к каким последствиям приво дит насилие, внушать, что зло возвращается. Это — сложная и кропотливая работа. Таким женщинам я желаю веры и опти- ми.эма. Не унывайте — все поправимо. Как сказал один извест ный писатель: «Когда мне ка.эалось, что я находился на самом дне, снизу кто-то постучал». Записала Наталья ВЕШНЕВА. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИИ^ Когда мой ребенок з а сиживается возле телеэк рана, поглощ ая зарубеж ный м ультик или реклам у им портной ш о кол ад ки , я н а ч и н аю б е с п о ко и т ь с я . Ну зачем , ведь наша куль тур а го р а з д о б о га ч е , чище, д о б р е е ! Стихи Чу ко в с ко го , с ка з ки П уш ки на, песни Ш аи нско го ... А дети та к оторваны о т все го своего , исконно р у с с ко го . Н е уд и в и те л ь н о , что знаком ство с откры вш им ся на базе липецкой ш ко лы -гим на зии № 1 э кс п е риментальным фольклор но-этнограф ическим Цен тром меня заинтересова ло именно с точки зрения возвращ ения к традициям отечественной пед а го ги ки . Е а Ь РУКИ И ДУША, НО НЕДОаДЕТ «Б УМ А ГИ » ... Здесь нет красочной вы вески. Основной ориентир — звонкие детские голоса на третьем этаже школы, которые слышны и в будни, после уро ков, и по воскресеньям. В рас поряжении Центра —классный кабинет с прилегающей к нему лабораторией и ... холл. Это — все, потому что единственный в своем роде очаг детского творчества даже не имеет офи- циаль''.~.го разрешения на от крытие. С весны нынешнего года «верхи» обещают решить проблему, но дальше разгово ров дело не движется. В сен тябре Центр должен был на чать работать, но нужного при каза опять-таки не оказалось. Тогда педагоги во главе с учи- пелем русского языка, литера туры, фольклора и этнографии Татьяной Смоляковой решили трудиться бесплатно и без всякого финансирования. — Когда я прихожу в шко лу, меня сразу же окружают дети. Спрашивают: «Татьяна Всеволодовна, а когда следу ющие занятия в Центре?» И тогда я понимаю, что бросать это дело нельзя, — рассказы вает Смолякова. А начиналось все десять лет назад, когда при школе создали детский фольклорный ансамбль «Веснушка». Дети с радостью потянулись сюда: разучивали русские народные песни, водили хороводы, на дев национальные костюмы. И сегодня интерес школьников к фольклору не угас. В составе ансамбля, которым руководит Александр Хороших, —42 учас тника. Они не только поют и пляшут, но и учатся играть на старинных народных инстру ментах, ездят в экспедиции по области. Это что-то вроде фольклорной практики студен тов-филологов. Дети уже по бывали в Лебедянском, Чап- лыгинском, Добровском рай онах. Общались с местными жителями, собирали и записы вали песни, частушки, заклич- ки, знакомились с обычаями и обрядами, «добывали» из ба бушкиных сундуков старинные одежды. — Современные дети, осо бенно городские, лишены воз можности общения с живыми носителями народного искусст ва, — говорит Татьяна Всево лодовна. — После таких встреч они начинают иначе относиться к себе и окружающим. А как они потом поют! Нет нужды «ста вить» голос, позировать, все идет изнутри, от души... Во время последней такой поездки в село Колыбельское родился целый сборник наро дных песен Добровского рай она. Кстати, научная обработка собранных материалов — еще один аспект деятельности Цен тра. В поисках толковых настав ников для ребят Татьяна Смо лякова обратилась в Липецкий педагогический институт. И на шла поддержку. С Центром со гласились сотрудничать искус ствовед, доцент кафедры изо бразительных искусств Наталья Прямкова, заведующий кафед рой отечественной истории Александр Бессудное, доцент кафедры литературы Римма Кобзева. Специалисты уже раз работали программы, по кото рым школьники будут изучать этнографию, фольклористику, народное творчество. Продума на система семинарских заня тий, заготовлены слайды. Есть и помещение в вузе. Но как ра ботать, если по «бумагам» Цен тра нет? А ведь время идет, и с деть ми нужно заниматься. Уже се годня здесь действуют кружки керамики и художественного текстиля. Первый ведет На талья Фролова — воспитатель детского сада, выпускница ху дожественно-графического факультета ЛГПИ, ученица из вестного мастера из Доброго Ивана Константиновича Пусто- валова. По собственной пяти летней программе она готовит мастеров по изготовлению ке рамики, глиняных игрушек, по суды. На полках маленькой комнатки, оборудованной под мастерскую, уже красуются первые «произведения» ребят — глиняные зверюшки. Надо видеть, как увлеченно занима ются школьники, как старают ся все делать красиво, раду ясь маленьким победам! А по соседству расположились вос питанники Людмилы Тихоновой — заведующей отделом тради ционной культуры областного дома народного творчества, тоже выпускницы худграфа. Она учит подопечных плетению поясков, лоскутному шитью, изготовлению бисерных укра-. шений, тряпичных кукол. Впе реди — знакомство с русски ми костюмами. Авторская про грамма Людмилы Юрьевны предполагает подготовку под мастерьев, мастеровых и мас теров. Да и как иначе? Можно ли без обращения к ремеслам понять народное искусство, где все взаимосвязано — пес ня, танец, душа, руки?.. Потому и обитатели Цент ра, а сегодня это более 150 детей, занимаются не по од ному, а сразу по нескольким направлениям. Так, ученик шестого класса Сережа Чека нов ходит сюда уже четвертый год. За это время научился петь, плясать, играть на ба лалайке. Сейчас осваивает глиняную лепку. А первоклас сница Маша Гончарова с удо вольствием посещает фоль клорный ансамбль и любит плести пояски из цветных ни тей. Не удержалась от соблаз на и ее мама, которая теперь — частый гость занятий. Кстати, родители не толь ко поддерживают детей мо рально, но и здорово помога ют Центру. Скажем, достать необходимый материал, зака зать транспорт, разгрузить машину... Помогает и дирек тор школы-гимназии № 1 Вик тор Михайлович Цопа. Все по нимают: дело это — необхо димое... Елена ТАРАВКОВА. На снимках: на заняти ях в центре ребятам не бы в а е т с к у ч н о ; во врем я фольклорной экспедиции в район . ПОЭТИЧЕСКИЙ УГОЛОК М 1ЧТАЯ П Е Р Е И Ш Н А « Ш » Пожалуй, нет в нашей жизни более актуальной темы, чем взаимоотношения двоих, любовь, семья. Свои посвя щенные им творческие Опыты в «Очаг» присылают люди самых разных возрастов, профессий, социальных групп. С е -: годна мы представляем нашим читателям стихотворения декана факультета автоматизации и информатики Липец кого технического университета виктора МБЩБЙЯКОВА. Осеннее настроение Тывкошат сидишьи т о плачешь, А поСТШУстучитосеннийДОЖДЬ- Н$тсч$егьй, т любви и нотудачи. Наш ТОГО, чтобыло, ш вернешь. Ипустьонтекдалекоттеш . Ногылюбила, верила, ждала. Когда Он шврющелся, тыпрощала. Вглазаглядела, зарукибрала. Очнисьоттрвз, несчастное созданье. Тыдлинего» приятныйэпизод. Былалюбовь, осталисьлишь страданья, Азаокномшннийдождьтег. Тыничеговокругнезамечаешь. Аведьтебятаклюбит, подругой. Тыжизнь егов мученье превращаешь, Считаяпростодругомильслугой Самаже ты» рабау господина. Стншьиждешь, кеждавернется Такаявотпечальнаякартина. Здесьмалосвета.Дощ,исерыйген. Влюбвиотстаростиискалспасенья, Нев молодойженеобрелврага. Таблеткиначалпитьотоблыевнья. Нопочему-товырослирога. Мечтаяпщюйти«наты», Купилконфетыицветы. Рассталисьвсе-таки «паВы», Всебылоприторно. Увы. Легкоумеламужудоказать, Чтонечетыредваждыдаа, апять. Пришлосьпртнап математический просчет, когдас соседкойсталмужик вестирасчет. :*■ И.-.* ■•■■■■ Себяуверенновела, Веревкиизнеговила. Кета порвалосьасе, смекнула, Что, видно, чутьпоршнула, Котопузнать, чтодумаютонем. Новсестеснялсяшвестиуженщин Справки. Узналпечэянно, едвазадовлоктем Однукрасавицвтрамвайнойддвка. 'МОЙ ЖЕИЕ НЕеМБО ПР 0 Й 1 ИЛАБИРИНТ! С е м н а д ц а ти л е тн я я д е в ч уш к а б е с с и л ь н о о п у с ти л а с ь на н и з к у ю с к а м е й к у . П а р к б л а го у х а л а р о м а т а м и л е т н и х ц в е то в , п р о х о ж и е к у д а -т о с п е ш и л и , а Ф а р и з о й о в л а д е л о н е в е д о м о е д о с е л е о тч а я н и е . Н е с ко л ь ко д н е й н а з а д о н а с ош л а с п о е з д а , у н о с и вш е го е е на р о д и н у в Тю м е н ь , и п о р в а л а б и л е т . Ее п л е н и л и м е л ь каю щ и е з а о к н о м н е ж н ы е р у с с к и е б е р е з к и , д а и р а с с к а з с л у ч а й н о й з н а к о м о й о Л и п е ц к е — с и м п а т и ч н о м м о л о д е ж н о м го р о д к е , з а и н т р и го в а л . И в о т уж е т р о е с у т о к о н а з д е с ь . .. Память перебирала события последних лет. Она мечтала поступить в Свердловский горный институт, стать геологом. Но мама, у которой помимо Фаризы еще четверо детей, помочь чем-либо отказалась наотрез: «Шко лу окончила? Теперь определяй свою судьбу сама!» Пришлось идти работать на завод кон тролером ОТК. Живой и творческой по нату ре девушке такая работа быстро наскучила. Потом была попытка устроиться в Дагес тане, на родине отца. Но образ жизни восточ ной женщины пришелся выросшей среди рус ских Фаризе явно не по вкусу. И вот — Ли пецк, где она очутилась с паспортом и пять юдесятью рублями в кармане. Совсем одна. Эти три дня, когда пришлось кантоваться на вокзале, Фаризе Литавриной, ныне — маме троих детей, председателю областной общес твенной организации «Союз многодетных се мей», победительнице многочисленных кон курсов и вообще довольно известной женщи не, не забыть никогда. Сутки в гостинице «Турист», где оказались свободные места, сто или пять рублей. Такой расход она себе поз волить не могла. А во всех возможных ин станциях, которые уже успела обойти, дев чонке без трудовой книжки, прописки, пору чительств и прочих определяющих судьбы людские важных бумаг, естественно, отказа ли. Уставшая, измученная бесплодными по исками и бессонницей, она чувствовала себя почти сломленной. Наверное, окажись на ее месте другая, она бы вернулась назад, в дом, где ее не ждали. Или... Впрочем, стоит ли гадать? В том-то и суть, что испытания судь ба послала именно Фаризе, воспитанной на далеко не всегда заслуженно высмеянных сегодня советских идеалах. Она утверждает, что именно в тот трудный для себя момент вдруг вспомни.иа Павку Корчагина и других любимых героев. И поняла, сдаться на ми лость обстоятс-льствам — это д.ля слабых. А она — не из таких. Она обязательно сделает свою жизнь. Сама. У нее непременно будут и любимое де.по, к семья, и дети («пятеро — много, а вот трое — в самый раз»). Так оно и вышло. Спасение пришло в .7шце начальства го родского управления внутренних дел, куда Фариза забрела после трехдневных скитаний. Вез утайки рассказав свою историю, девуш ка твердо заявила: «Ехать домой не хочу! Куда идти?» Сотрудник УВД Владимир Ан типов, взявшийся помочь упрямице из Тю мени, «по блату» определил ее в более деше вую гостиницу — «Строитель». Представил своей родственницей на почте, где Фаризу по договору взяли на работу. В Тюмень был направлен запрос, оттуда пришли недостаю щие документы. Новоявленная липчанка пе ребралась в общежитие. В ожидании первой зарплаты Фаризе при шлось и немного поголодать (какое-то время ее расходы составляли семь копеек в день). Но зато сколько радости было после! Почтальоны жили весело. Агитбригады, соревнования, конкурсы... Немного освоив шись, Фариза поступила в Липецкий педин ститут на заочное отделение физмата. И встретила своего будущего мужа.. Но это уже другая история. Она началась на пляже. Солнце ласкало кожу, вода заман чиво блестела, а Фариза с подругой совме щали приятное с полезным, листая конспек ты. Забот хватало — на носу была первая сес сия. Однако позаниматься в тот день так и не пришлось. Вниманием девчонок завладели молодые люди, «напросившиеся» на знаком ство. Так в жизни нашей героини появился студент-старшекурсник «биохима» Сергей Литаврин. У них оказалась масса общих интересов. Прежде всего — туристический клуб «Аль таир», где оба зашимались пять раз в неде лю. Когда активная и смелая Фариза записа лась в парашютный клуб ДОСААФ, более спо койный и рассудительный Сергей уперся: сам прыгать не буду и тебя не пущу! Компромис сом стал горный туризм. Вплоть до пятого месяца беременности Фаризы. Свадьбу сыграли весело. Невеста, не сколько лет разносившая почту, сумела-таки собрать себе приданое. А обручальные коль ца Сергей усердно зарабатывал в деревне — на педагогической практике. Вот только жилье еще очень долго оставалось розовой несбыточной мечтой. Молодые жили у роди телей мужа. Кто только ни помогал Фаризе с первен цем Артуром! Бабушка с дедушкой, соседки, подруги... Училась она ночами, в институт ходи-ла с коляской, но это не мешало ей сда вать и контрольные, и зачеты, и экзамены, порой — до пяти в день! А когда подошли государственные экзамены, Артур уже хо дил в ясли. А под дверью экзаменациоЕЕНой комиссии стояла... другая коляска — с до чкой Аленкой. Сейчас Литаврины в шутку говорят, что единственным «запланированным» ребенком стал третий — сын Сергей. Сережа родился, когда мама и папа уже выучились, и Фариза отсидела с ним дома весь декретный отпуск. Хотя... И это весьма условно. Потому что именно в те годы и она, и дети где только не побывали! Домашний сервант Литавриных — настоящая выставка призов — сувениров Фаризы. Постоянно выезжая на соревнова ния в разные города, Фариза состязалась за команду липецких связистов по всем видам спорта. Получила разряд по лыжам. К тому же неоднократно становилась лучшей по профессии. Когда Сереже было всего полтора годика. семейство болело за маму в Тамбове. Она не подвела, порадовав первЕлм местом по настоль ному теннису и уверенной победой своей команды в волейбольном матче! Потом у ре бят появится еще немало поводов гордиться родителями. Победа Литавриных в конкурсе молодых семей. Фариза — лучшая в област ном конкурсе «А ну-ка, мама». Финалистка областного конкурса «Женщина года» в но минации «Женщина — мать». Но все же са мой счастливой для Литавриных стала побе да Фаризы в телевизионной игре «Довгань - шоу», когда она выиграла суперприз — «де вятку». Участие в этой телеигре оказалось сюр призом не только для детей, но и для самой Фаризы. Сергей — большой любитель кон курсов, ребусов и кроссвордов, ознакомив шись с правилами, втихаря нгшисал на теле видение письмо, завершив его заявлением: «Моей жене не слабо пройти лабиринт!» Ус троителям шоу письмо понравилось, и они прислали Литавриным телеграмму с предло жением. Фариза, поставленная перед фактом, сначала раздумывала. — А мы ни минуты не сомневались, что она выиграет. Она просто не могла не побе дить, — утверждают сейчас муж и дети. Под дружным давлением домашних при шлось согласиться. Были телефонное анке тирование, отборочный тур. Организаторы оплатили дорогу и гостиницу. И вот — кон курс. Девять заданий. На каждое дается лишь минута. — Сложнее всего оказалось побороть во лнение. Я ведь понимала, что передачу смот рят все: друзья, знакомые, коллеги. Но глав ное — мои дети, которые привыкли, чтобы я побеждала, — вспоминает Фариза. Ей это удалось и на сей раз. Она справи лась со всеми заданиями. Кроме одного, спор тивного, рассчи'Е'анного на высоких сильных мужчин. Но эту маленькую неудачу компен сировал блестяще составленный код, который позволи.т беспрепятственно открыть дверь к желанной «девятке». Математик по специаль ности, Фариза легко отгадала цифровую ком бинацию. Жаль только, что вдоволь накататься на машине семейству не пришлось. Родителям — учителям оказалось не по карману приоб рести гараж и «потянуть» все транспортные расходы. Зато на вырученные деньги люби тели длительных семейных походов смогли, наконец, купить палатки, сделать ремонт в квартире и залатать другие «дыры» в небо гатом семейном бюджете. Сегодня Фариза и Сергей работают на го родской Станции юных натуралистов. Живут с тремя детьми в двухкомнатной «хрущев ке», в очереди на которую Фариза стояла на почте целых двенадцать .чет. Тесновато, ко нечно, но они стараются использовать каж дый квадратный метр. Папример, чуть ото двинули стенку и из кладовки устроили еще одну маленькую комнатку. У них очень уют но, и это смягчает ощущение тесноты. Но главное — атмосфера. Это мир искренне лю бящих и понимающих друг друга людей. А потому все чувствуют себя комфортно. В том числе — всеобщие любимцы: кошка Алиса и белая крыса Феня. Хлопот у Фаризы предостаточно. Работа. Союз многодетных семей Липецкой области. Пятнадцать соток огорода, которые Литаври ны ежегодно "осваивают" всей семьей. Роди тельский комитет в липецкой средней школе № 43, где учатся дети. Большая переписка. Она до сих пор поддерживает отношения со своими тюменскими учителями и одноклас сниками. И хоть ездить на родину стало на кладно, любимая почта не подводит, вовремя доставляя новости друзей в оба конца. Когда она умудряется все успевать? В ответ на этот вопрос Фариза улыбается: «Ну, положим, не все. Сериалов, например, не смотрю». Здесь нет места лености и унынию, а, значит, дети просто не могут расти без различными, без интересов и увлечений. И не нужно никакого специального воспитания, раз перед г.чазами — родительский пример. Старшие, Артур и Алена, сначала зани мались спортивной гимнастикой. Потом их интересы ра.зошлись — сестренке по душе пришлись танцы в достаточно известном ан самбле «Шейки», а Артур увлекся каратэ. Младший Сережа, по словам родителей, — самый рассудительный, спокойный и домаш ний. Он тоже начал было танцевать, но сме нил изящные пируэты на занятия борьбой. И все они разделяют общую семейную страсть — походы. Длительные, до пяти дней, с массой впечатлений, забавных слу чаев, фотографий. Сережа может без спичек разжечь костер. Артур — прекрасный ку.чи- нар. А Алена — в маму: лидер везде и во всем. В общем, пока родители детьми дово льны. Конечно, абсолютно беспроблемных семей в наше время попросту не бывает. По именно то и ценно, что проблемы Литаврины стара ются и умеют решать сообща. Братья и сест ра трезво оценивают материальные возмож ности родителей и не считают для себя за зорным при необходимостЕ! подработать. Па- прЕЕмер, летом Артур на базе грузил арбузы, а все семеЁЕСтво дружно распространяло одну из местных газет. Все это — жизнь, в кото рой бывают не только удачи и победы. Глав ное — не опускать руки и не унывать. Млад шим Литавриным за примерами оптимизма далеко ходить не надо. Наталья АЛЕКСАНДРОВА. На снимке: семья — в сборе. Фото Ольги ВЕЛЯКОВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz