Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

м _________ ФАКЕЛ... (Окончание. Начало на 1-й стр). Высококвалифицированные программисты помогают осваивать компьютерную грамоту, а значит, совершенствовать работу коллек­ тива. Изменился и оперативный расчет с клиентами. ' Предприятие же не только ведет четкий учет потребления газа, но и получает налич­ ные деньги, которые идут на развитие про­ изводства. Средств требуется все больше и больше, ведь за четыре десятилетия запас прочности газопроводов себя исчерпал, при­ ходится приборным методом следить за его состоянием, вскрывать участки с пробитой изоляцией. Ежегодно латают по 200-250 мет­ ров. Проблему решить легче, даже если она глубоко под землей, но не так давно коллек­ тив проводил ремонт дюкера под водой. без помощи коллег из Воронежа и Германии не обошлось. Подводное обследование газо­ провода, проложенного через Быструю Со­ сну, потребовало срочного вмешательства, по­ тому что дальнейшая его эксплуатация была небезопасна. Спасали дюкер по новой техно­ логии, и хотя дело было хлопотное и доро­ гостоящее, затраты себя оправдали — на бли­ жайшие десятилетия у газовиков не будет головной боли. Уходит она и с развитием производствен­ ной базы — из приспособленных помещений в удобные мастерские перебрались ремонтни­ ки, в новые теплые боксы переведен тран­ спорт и вспомогательная техника. И все же гордостью предприятия по праву считается современный спортивный комплекс с волей­ больной площадкой, двумя спортивными за­ лами с тренажерами, теннисными столами, куда в свободное время охотно идет «пораз­ мяться» не только молодежь. Кстати, сред­ ний возраст в коллективе составляет 35 лет. Спортивные достижения «Елецгаза» извес­ тны не только в Ельце, что подтверждают многочисленные кубки, завоеванные в город­ ских и областных соревнованиях. Последнее, по волейболу, прошло накануне 40-летия «Елецгаза», и именно его команда стала по­ бедителем, опередив своих земляков из педин­ ститута, задонцев и липчан. Производственные и социальные програм­ мы реализуются на предприятии в тесной взаимосвязи — именно так строит свою по­ литику нынешний, директор «Елецгаза» Вя­ чеслав Сушенцев. Последние восемь лет он возглавляет коллектив, в котором когда-то начинал свой трудовой путь, пройдя от сле­ саря до главного инженера, и из которого уходил на партийную работу. Его возвраще­ ние подняло жизнь фирмы на новую высоту, а в стабильной обстановке людям хочется работать лучше, а значит, факел, зажжен­ ный сорок лет назад, по-прежнему в надеж­ ных руках. Тамара ФЕДЮКИНА, соб.корр. «Липецкой газеты». Т Ж М П Е Ц К Л Я газе та 26 ноября 1999 г., №229 (21107) ------------- ОСЕННИЙ ПРИЗЫВ -1 ктоСЕГОДНЯ СТАНОВИТСЯВСТРОЙ Продолжается осенний призыв в Вооружен­ ные Силы. После прохождения медкомиссии часть призывников уже отправлена на службу в пограничные войска, автобазу Министерства обороны РФ, Президентский полк, в воздушно- десантные, автомобильные и другие войска. В торжественной обстановке проходили про­ воды в селе Преображенье Измалковского рай­ она. Дом культуры едва вместил жителей, при­ шедших проводить в армию механизаторов СХПК имени Ленина Алексея Анохина, Леони­ да Осипова, Сергея Шлеева, которые показа­ ли себя умелыми комбайнерами на уборке зер­ новых. Петра Пирогова и Алексея Червинцева, добросовестно работавших на ферме, слеса­ ря ремонтной мастерской Владимира Кузьми­ на, других. С теплыми словами напутствия и добрыми пожеланиями к новобранцам обра­ тились ветераны Великой Отечественной войны, родители, а также председатель СХПК им. Ленина А. Окороков и глава Преображенс­ кой сельской администрации В. Зиборова. (Соб. инф.) КНИЖНАЯПОЛКА БЛАГОДАРНОЕ СЛОВО ЖИЗНИ Книгоиздательский всплеск последних лет в нашей области — явление и феноменальное, и не случайное. С одной стороны он «подпирается» немалым творческим потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия, давними культурны­ ми традициями Липецка конца XIX — начала на­ шего века. А с другой — традициями русского меценатства, которое обрело в наши дни как бы вторую жизнь: большая часть изданных книг — на благотворительную помощь наших хозяйствен­ ников. Прежде всего ОАО «НЛМК», «Липецкэнер- го», «Липецкоблгаз» и других. Последняя из книжных новинок — сборник стихов и прозы липецкого журналиста Ивана Стрельникова под метафоричным названием «Птица — судьба». Тонкие лирические стихотворения, в ней пред­ ставленные, — сокровенное отражение авторс­ кой судьбы, авторского мироощущения, полного любви и благодарности к природе, людям, роди­ не детства. Не менее лиричны и поэтичны его короткие рассказы-размышления — все о том же: о жизни, о природе, о любви. Книга издана небольшим тиражом. Но тот, кто получит возможность почитать ее светлые страницы, обретет радость открытия — любви, отраженной в чистом, наполненном благодарности к жизни. Слове. Владимир МИХАЙЛОВ. : Печатается бесплатно : ВЫБОРЫ-99: КТО ЕСТЬ КТО ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ ПИТЕРСКИЕ ДЕПУТАТЫ ПЕРЕБЕРУТСЯ В ДРУГОЙ ЗАЛ I 1 декабря депутаты З а ко н о д а те л ь н о - | го Собрания Петербурга будут собирать- I ся не в Большом зале, а в Белом. П р и чи -1 Й на — аварийное состояние одной из пяти I лю стр , укрепленных на стеклянном по- I | т о л к е . У гро за неш у то чная : по словам ! I председательствующей на сегодняшнем | Й заседании депутата Наталии Евдокимо - :| Й вой, потолок может рухнуть в любой мо- I Й мент. 27 НОЯБРЯ В ОРЕНБУРГЕ I ОТКРОЕТСЯ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА УРАЛЬСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ I АССОЦИАЦИИ «ОРЕНБУРГ» 27 ноября в Оренбурге под председа- й I тельством Эдуарда Росселя пройдет оче- й I редное заседание совета Уральской э к о -1 § номической ассоциации . Предполагает-1 : ,Й ся рассмотреть два основных вопроса — й | о п р о д о в о л ь с т в е н н о й б е з о п а с н о с т и :! Й Уральского региона (докладчик — губер- I й натор О ренбур гской области Владимир Й !| Елагин) и о промышленной политике в Й I Уральском регионе (глава Челябинской й Й области Петр Сумин). В работе совета ! 1 А ссоциации прим е т участие п р е д с е д а -1 I тель правительства РФ Владимир Путин. 1 ГЛАВА ДУМСКОГО КОМИТЕТА! ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА ДУМАЕТ, ЧТО «У ПУТИНА ЕСТЬ I ПЕРСПЕКТИВЫ» I «к сожалению я не получил ответ на 1 й свой главный вопрос о гуманитарной ка- ! I тастрофе, которая сейчас происходит на Й Севере — я имею в виду 205.000 человек, | § которые живут в 382 ликвидируемых по- I Й селках,» — заявил в интервью корреспон- й Й денту ИМА-пресс председатель д у м с к о -1 I го Комитета по проблемам Севера Борис ! Й Мисник, комментируя доклад Владимира | Й Путина. По его словам, во вторник на за- | Й седании думского Комитета по промыш -1 йленно с ти было принято решение о том , | Й чтобы уменьшить инвестиции на с тро и -Й Й тельство жилья для переселенцев -севе -1 I рян на 33 процента. И сегодняшнее в ы -1 Й ступление премьера никак не прояснило | Й си т уа ц ию , отм е тил М и с н и к . При э т о м ! I депутат подчеркнул, что понимает слож- й I ность задачи, которая стоит перед с и л о -1 :| виком : «он должен отчитываться за вы- Й й полнение бюджета и вызывает уважение Й способность в столь краткий сро к осво-1 : I ить и вычленить главное в таком необъ -1 Й ятном количестве экономической инфор- Й р мации». «Думаю, что у Путина есть оп р е -1 й деленные перспективы», — добавил Мис- й Й ник. I БОРИС ФЕДОРОВ ПРЕЗЕНТОВАЛ I СВОЮ КНИГУ о РОССИЙСКИХ I РЕФОРМАХ I 24 ноября лидер движения «Вперед, Й Й Россия!», кандидат в губернаторы М о с -1 I к о в с к о й области Борис Федоров п р е зен -1 йтовал свою книгу «Десять безумных лет». | § Основной вопрос , на который пытается Й ответить автор, — почему не удались ре- |: Й формы в России. По мнению Федорова, I й главной причиной провала стала н е п о с -1 Й ледовательность и незавершенность пре- Й I обра зований . «Именно о граниченность !: Й реформ, а не их избыток, как думают не- й й которые, привела к нынешней политичес -1 Й кой и экономической ситуации в России», Й I — отметил он. Кроме того , добавил Фе- й I доров, «я не согласен с патриотами, г о - 1 й ворящими, что в РФ, идущей своим о с о -1 I бым путем , реформы невозможны в о о б -1 I ще». В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ СУДЯТ I АВТОРИТЕТА I в Нихснем Новгороде начался процесс Й Й по самому громкому делу прошлого года. | I На скамье подсудимых оказались 2 8 -л е т -1 Й ний вор в законе Владислав Леонтьев по § I прозвищу Белобрысый и его приятели — й Дмитрий Видяев (Видик) и Олег Холдин | I (Кипиш ). Все они были «крышей» н е с о -1 р с т о я вш е г о с я н и ж е г о р о д с к о го м эра — й I предпринимателя Андрея Климентьева . | I По версии следователей Волго-Вятского | § РУБОП, с помощью этой троицы б и зне с -1 Й мен смо г выкачать из своего казино б о -1 I лее 800 миллионов рублей. Кроме того , | I они обвиняются в хищениях имущества в | I особо крупных размерах. Если вина п о - 1 I дозреваемых будет доказана, им «светит» | I не менее пяти лет заключения. ИГОРЬ ЧАПУРИН ОТКРЫЛ I НЦДЕЛЮ ВЫСОКОЙ м о д ы I ТРАУРНОЙ КОЛЛЕКЦИЕЙ I I Подчеркнутой сдержанностью и с е р ь -1 I еэностью отличилась коллекция и зве с тно -1 I го российского дизайнера Игоря Чапури -1 й н а «Наи1е Сои1иге 2000», открывшая V I I й Неделю высокой моды в Москве, — пре- Й I обладание черных и серых тканей, отто- Й I ченно строгие силуэты и полная т р а ги э -1 I ма музыка, сопровождавшая показ. Пол- й I ной противоположностью стала к о л л е к -1 Й ция сезона весна-лето 2000 года Дома | :|| Моды ТгиееагсИ, воплощающая динамич- й I ный стиль улиц огромно го ме гаполиса . | й Черный цвет в кожаных изделиях д и з а й -1 || нера о тош ел на второй план , у с т у п и в ! Й место радужному голубому, й (ИМ А -п ре с с ) ::: -УКОГО ИДУТДЕЛА АВТОКОЛОННА НАБИРАЕТСКОРОСТЬ Вместе с промышленными предприяти­ ями выкарабкиваются из кризисного состо­ яния и автотранспортники, хотя практичес­ ки все автоколонны испытывают трудности с приобретением ГСМ, не обновляют под­ вижной состав. В АООТ «Автоколонна № 1414», некогда процветавшем, только те­ перь появляется надежда на прорыв. Об этом наш корреспондент и ведет разговор с генеральным директором Виктором СИТ­ НИКОВЫМ. — В 90-е годы в автоколонне вдвое со­ кратилось число машин. Из 250 сейчас в работе только 100, остальные либо в ре­ монте, либо не востребованы. Если прежде мы обслуживали практически все торговые и перерабатывающие предприятия, то те­ перь осталось только несколько крупных партнеров: акционерное общество «Хлебма- каронпром», МУН «Комбинат школьного питания», 15-18 автомобилей заняты пере­ возкой молочной продукции с молкомбина- га. В целом же объемы перевозок снизились в четыре раза. Однако эти факты не стоит васценивать как полный упадок нашего ав- гапредприятия. Дела, наверное, не так пло- си, если мы вовремя, из месяца в месяц, 1 ыдаем зарплату. Пусть небольшую, но ста­ бильную. Нет долгов перед поставщиками горюче-смазочных материалов, автопокры­ шек, запчастей. Но обновлять свой автопарк возможности нет — за последние пять лет купили только восемь машин для перевозки хлеба. В трудных условиях работают водители: 95 процентов автомобилей исчерпали свой ре­ сурс, имеют более десяти лет непрерывной эксплуатации. Костяк коллектива в автоко­ лонне сохранили, и именно это помогает ос­ таваться на плаву. 160 водителей за десять месяцев выполнили перевозок на 11530 ты­ сяч рублей. Еще полмиллиона заработали на сервисных услугах: платной стоянке, маляр­ ных, сварочных работах, ремонте, сдаче по­ мещений в аренду. Получили 600 тысяч руб­ лей прибыли. Не надо забывать нас и владельцам част­ ных предприятий. Мы имеем огромный опыт перевозок продуктов, все наши машины обо- Е удованы согласно санитарным правилам. ачем из-за нескольких десятков буханок хлеба гонять свою машину на хлебзавод — не лучше ли заключить с обоюднрй выгодой договор с нами? Думаю, что со временем час­ тники поймут это. Беседовал Юрий КОНЫШЕВ. «ЯНЕПОЛИИ,КНТОжизньЗДаДВЛЯЕТвникдть вСЕРЬЕЗНЫЕПРОБЛЕМЫГОСУДДРаВД» * I в этом у в е р е н I к а н д и д а т в д еп у таты I Госдумы по Е лецком у I о д н ом а н д а тн ом у | о 1 сругу № 101 I А л ек сан др ЧЕРНЫШОВ I я родился 22 ноября 1955 года в |-селе Княжая Байгора Грязинского I района. В 1973 году окончил Кузь- |мино-Отвержскую среднюю школу, I поступил в Липецкое медицинское |; училище, по окончании которого ра- |ботал фельдшером городской стан- Р!ции «Скорой помощи». С 1976 по |1 9 8 2 год учился в Воронежском ме- Йдицинском институте. Интернатуру I проходил в Липецкой областной боль- |н и ц е № 1! С 1983 года работал в I Кузьминоотвержской больнице, сна- рчала участковым врачом-терапевтом, | а затем главным врачом больницы. | В апреле 1987 года назначен глав- ^ным врачом центральной районной I больницы Липецкого района, с октяб- |р я 1989 года — областной больницы |:№ 2. Последние два с половиной года I возглавлял коллектив Липецкой го- IIродской поликлиники № 5. I С октября 1999 года — генераль- |ны й директор страховой медицине- ( |к о й компании «Здоровье». I Врач высшей категории. Женат. I Старшая дочь пошла по моим сто- |пам , учится в медицинском институ- IIте. Младшая — школьница. I Современное состояние организа- I ции медицинской помощи населению | в последнее время подвергается I серьезной критике, так как не может |;В полной мере удовлетворять ни об- ||щество, ни медицинских работников. Причина видится мне в несовершен­ стве законодательной базы, выражен­ ном дефиците финансирования, игно­ рировании руководителями предпри­ ятий и организаций вопросов, связан­ ных с укреплением здоровья и пре­ дупреждением заболевания работни­ ков, несовершенстве системы налого­ обложения. На первый взгляд каза­ лось бы, что общего между медици­ ной и налогами? Однако все взаимо­ связано. Сегодня российское здраво­ охранение в основном работает в сис­ теме обязательного медицинского страхования, возможности которого напрямую зависят от экономической ситуации в стране. Нем больше пред­ приятий работает, тем больше взно­ сов на обязательное медицинское страхование собирает фонд и, соответ­ ственно, больше средств предостав­ ляется здравоохранению. А это и заработная плата медицинским ра­ ботникам, и социальная защита все­ го населения, особенно малоимущих. Сегодня бюджетное финансирова­ ние здравоохранения оставляет же­ лать лучшего. Из-за отсутствия де­ нег мы не можем приобретать в до­ статочном количестве качественное и дорогостоящее лечебно-диагности­ ческое оборудование, технику, ле­ карственные препараты, приходит­ ся свертывать строительство объек­ тов здравоохранения. Но и медицин­ ское страхование сегодня не в состо­ янии финансировать больницы и ле­ карственное обеспечение — это не входит в систему обязательного ме­ дицинского страхования. А чтобы в финансировании здравоохранения через медицинское страхование не было «пасынков», нужно средств вдвое больше, чем мы имеем. Поэто­ му необходимо решить вопрос о по­ вышении размера страхового взноса с 3,6 до 7,8 процента от фонда зара­ ботной платы каждого коллектива. Настало время на государствен­ ном уровне рассмотреть систему ор­ ганизации и финансирования здра­ воохранения страны применительно к тем социально-экономическим вза­ имоотношениям, которые сложились в обществе в последнее время. Са­ мый простой выход — в отлажива­ нии механизма платежей в фонд обя­ зательного медицинского страхова­ ния, который напрямую зависит от стабильной работы предприятий, ре­ ализации производимой ими продук­ ции, получения прибыли. Я не экономист, а медик со ста­ жем и опытом работы. Но жизнь за­ ставляет сегодня каждого здраво­ мыслящего человека, обеспокоенно­ го судьбой страны, вникать в те про­ блемы, которые мешают успешно решать самые жизненные вопросы. | Поэтому, если избиратели окажут | мне доверие и изберут депутатом | Государственной Думы, первым | моим предложением будет законо-1 проект, направленный на создание | условий для стабильной работы | предприятий и производств, про-1 дукция которых не только была бы | реализована потребителям, но и | ' смогла бы достойно конкурировать р на мировом рынке. Ж Не случайно и Всероссийское| общественно-политическое движе- р ние «Наш дом — Россия», выдви- р нувшее меня кандидатом в депута-1 ты Государственной Думы, одной | из своих целей ставит задачу еде- р лать российскую экономику эффек-1 тивной и конкурентоспособной, пос- тавить на службу обществу новей- шие достижения научного и техни-1 ческого прогресса, создать стиму- лы для созидательного труда граж- ^ дан, наполнить рынок страны ка- р чественными и доступными для | всех россиян отечественными това-1 рами и услугами. ■|| Обеспечив здравоохранение фи- .| нансами, можно будет законода- р тельно решить вопросы повышения ;1 уровня квалификации медицинских Ч работников, способствовать новы- ' шению их социальной запщщеннос- , ти, решать на государственном : уровне вопросы снижения цен на лекарственные препараты, которые , сегодня зачастую недоступны ма- , лообеспеченным слоям населения. Российская Конституция гаран- а тирует гражданам оказание меди- « цинской помощи. Но эта помощь а тогда будет действенной, когда бу- а дет финансово подкреплена. А это зависит от государства в лице за- & конодательных органов власти. ?! (Окончание. Начало на 1-й стр.) Для России интеграция с Беларусью также даст ощу­ тимые преимущества, пос­ кольку Беларусь в состоянии постгшлять в Россию свыше .половины комплектующих для производства грузовых автомобилей, четверть ком­ плектующих для металлоре­ жущих станков и столько же вообще не производимых в России тракторных модулей. Создание предприятий по про­ изводству этой продукции в России маловероятно: это по­ требует значительных валют­ ных инвестиций, которые, приходится признать, вряд ли появятся в ближайшее время. Может показаться стран­ ным, но России весьма выгод­ но получать продукцию из Беларуси, поставляя взамен топливные ресурсы и некото­ рые виды сырья. Какой же эф­ фект дают поставки россий­ ского топлива в Беларусь? Для ответа на этот вопрос в Институте народнохозяй­ ственного прогнозирования Российской академии наук были проведены аналитичес­ кие расчеты. Их результаты показали, что эффективность этих поставок нельзя оцени­ вать только величиной прибы­ ли, которую получают россий­ ские экспортеры. В случае с Беларусью народнохозяй­ ственный эффект определяет­ ся прежде всего тем, что уве­ личение топливных ресурсов дает белорусскому производ­ ству дополнительные возмож­ ности для роста. А это, в свою очередь, расширяет рынок реализации продукции рос­ сийской обрабатывающей промышленности. Ведь сегод­ ня, как известно, именно ог­ раниченность рынка сбыта является главным препят­ ствием для развития обраба­ тывающих отраслей российс­ кой экономики. Поэтому устойчивый рост экономики Беларуси на осно­ ве целенаправленного разви­ тия взаимных торгово-эконо­ мических связей является одним из важнейших факто­ ров преодоления кризиса рос­ сийской экономики. Анализ реальных эконо­ мических процессов пол­ ностью подтверждает выше­ изложенное. Наиболее ярким примером, доказывающим эффективность укрепления российско-белорусских торго­ во-экономических связей, яв­ ляется конкретная ситуация, которая сложилась в 1997 году. Создание Союза Беларуси и России придало мощный импульс развитию этих свя­ зей. Увеличение поставок в Беларусь российского газа на 15 процентов и нефтепродук­ тов на 75 процентов стало в какой-то мере материальной основой для дальнейшего ро­ ста белорусской экономики, Объем валового внутреннего продукта республики за 1997 год вырос на 10 процентов, а объем промышленной продук­ ции — на 18 процентов. И, что самое примечательное, рост белорусской экономики позво­ лил существенно расширить реализацию в Беларуси про­ дукции российской промыш­ ленности. Взаимовыгодная интегра­ ция между Россией и Бела­ русью предопределена и ис­ торически сложившимися взаимосвязями между пред­ приятиями. При этом боль­ шинство промышленных от­ раслей в Беларуси представ­ лены в основном циклами про­ изводств по выпуску готовой продукции, тогда как в Рос­ сии развиты производства начальных технологических циклов, дополняющих бело­ русскую производственную структуру. Раньше Беларусь не слу­ чайно называли «сборочным цехом СССР». И белорусские, и российские производства нуждаются в сохранении и развитии хозяйственных свя­ зей. По сути, это органичес­ кие связи единого народнохо­ зяйственного комплекса. У тысяч российских предпри­ ятий «сборочный конвейер» по-прежнему находится в Бе­ ларуси. Если он остановится, то и российских смежников ждет неминуемый паралич. Такой поворот событий озна­ чал бы в полном смысле сло­ ва катастрофу не только для отдельных предприятий, но и для целых отраслей российс­ кой промышленности. Конечно, и в белорусской экономике решены еще не все проблемы. Предприятиям республики свойственны мно­ гие из тех «хворей», которы­ ми «болеет» и российское про­ изводство. Но из-за чего они появились? Да во многом из- за разрыва прежних связей. «Лекарство» же достаточ­ но простое: нужно задейство­ вать все уникальные белорус­ ские предприятия на полную мощь, нужно восстановись все прежние хозяйственные свя­ зи. От этого выиграют обе страны, но Россия — прежде всего. КВОПРОСУ о ТОМ, БУДУТлиРОССИЯНЕ КОРМИТЬБЕЛОРУСОВ в советские годы Бела­ русь славилась не только мощной индустрией, но и вы­ сокоразвитым аграрным сек­ тором. Свой сельскохозяй­ ственный потенциал, так же как и промышленный, она сохранила в значительной мере. Об этом свидетельству­ ет такой факт: Беларусь прак­ тически полностью обеспечи­ вает себя продукцией сель­ ского хозяйства, да еще око­ ло 20 процентов экспортиру­ ет, в том числе и в Россию. Это тоже, кстати, к разгово­ ру о нахлебниках. Ведь хоро- що известно, что Россия бо­ лее половины продуктов пи­ тания закупает за границей. А могла бы и не тратить столь необходимую ей валюту. Однако в Беларуси произ­ водится больше, чем в Рос­ сии, не только продукции сельского хозяйства. В рес­ публике выпускается в 1,5 раза больше на душу населе­ ния товаров народного потреб­ ления. При таких результа­ тах говорить о том, что Рос­ сия будет кормить и одевать Беларусь, более чем странно. Оппоненты интеграции придумали еще один «довод» против сближ ения двух стран: мол, россиянам нужно будет потратиться, чтобы вы­ равнять белорусские пенсии и зарплаты с российскими. Кто-то из политиков даже на­ зывал цифру, что на эти цели России ежемесячно придется расходовать около ста милли­ онов долларов. Но если взять и хотя бы просто сравнить статистические данные, то окажется, что ука.занная циф­ ра в.зята не иначе как с по толка. По официальным данным, средняя зарплата в России в июне 1999 года составила око­ ло 60 долларов. В Беларуси же средняя зарплата в этом месяце была в пределах 70 долларов. То же самое и по пенсиям. А если учесть, что в Беларуси практически нет долгов по зарплате, а пенсии выплачиваются день в день, то становится очевидным: уровень жизни белорусов ни­ сколько не ниже, чем у рос­ сиян. Так что на жизнь бело­ русы вполне зарабатывают себе сами без какой-либо пос­ торонней помощи. Еще одним нелепым ут­ верждением, нередко появля­ ющимся в некоторых россий­ ских средствах массовой ин­ формации, является то, что Беларусь якобы является са­ мой бедной страной на евро­ пейском континенте и интег­ рироваться с ней нет никако­ го смысла. Опровергают эти домыслы свежие данные, опубликованные ООН. Из 174 стран Беларусь по уровню жи.зни находится на 60-м мес­ те (причем, среди государств СНГ она на первом месте). Кстати, сведения этой между­ народной организации под­ тверждают то, что белорусы живут нисколько не хуже рос­ сиян: Российская Федерация в этом списке заняла 71-е место. Этот разрыв объясняется просто. Ведь помимо зарплат и пенсий, об уровне которых говорилось выше, во внима­ ние берутся и другие факто­ ры. В Беларуси значительно ниже цены на основные про­ дукты питания, государство субсидирует оплату жилья и коммунальных услуг, предос­ тавляет ряд иных льгот. Так что если приплюсовать эти дотации к зарплате, то полу­ чится сумма, которая будет превышать среднюю россий­ скую зарплату. Проводимая в Беларуси социальная политика не дек­ ларативно, а реально служит простому человеку. К приме­ ру, в республике в последние годы значительно активизи­ ровалось жилищное строи­ тельство. Так, в 1998 году на 10 тысяч населения в Бела­ руси было построено 46 квар­ тир, в России же — всего 26. БЕЛОРУССКИЕДОЛГИ: МИФЫИРЕАЛЬНОСТЬ Для того, чтобы убедить жителей России в том, что белорусы станут для них на­ хлебниками, некоторые сред­ ства массовой информации постоянно поднимают еще одну тему: о белорусских до­ лгах за газ и другие энерго­ носители . Цифра долга Беларуси за российский газ — более 200 миллионов долларов — очень часто называется в российс­ кой прессе. Но почему-то при этом никогда не говорится: а сколько же российские субъ­ екты хозяйствования должны за полученную ими белорус­ скую продукцию? А ведь этот долг сопоставим с задолжен­ ностью Беларуси. К тому же Беларусь содержит Воору­ женные Силы, являющиеся практически составной частью оборонного потенциа­ ла России. Эти расходы, не­ сопоставимые с необходи­ мостью обороны Беларуси, никто ей не компенсирует. Но самый главный мо­ мент, о котором почему-то редко вспоминают, — это роль белорусского транспортного коридора, его дешевизна. Эк­ спортный транзит для России через Беларусь не только де­ шев, но технологически и по­ литически безопасен. Вот кон­ кретные цифры: транзитный тариф для российской нефти и газа через страны Балтии составляет около 8 долларов, через Финляндию — 8,5, че­ рез Украину — более 4, а че­ рез Беларусь — всего 1,75 доллара. По оценкам западноевро­ пейских аналитиков, на тран­ зите энергоносителей через Беларусь Россия ежегодно экономит от 800 миллионов до 1 миллиарда долларов тран­ зитных издержек. Если срав­ нить эту цифру с суммой бе­ лорусского долга за энерго­ носители, то вывод напраши­ вается сам собой. Конечно, могут сказать скептики, выгода России оче­ видна, но ведь и Беларусь наверняка установила такие транзитные льготы «не за красивые глазки». Действи­ тельно, в обмен на этот умень­ шенный газотранзитный та­ риф «Газпром» до недавнего времени поставлял Беларуси «голубое топливо» по цене 50 долларов за тысячу кубомет­ ров, в то время как другим странам бывшего СССР — по 60-70 долларов, в конце мар­ та 1999 года цена газа для Беларуси была и вовсе сниже­ на до 30 долларов за тысячу кубометров. Но такого рода «бартер» вряд ли можно назвать очень уж привлекательным для бе­ лорусской экономики. И вот почему. Если транзитный та­ риф за российский газ в со­ седних странах выше по срав­ нению с белорусским коридо­ ром в среднем в четыре ргйа, то цена газа для Беларуси лишь примерно наполовину ниже, чем для европейских стран. В сущности получает­ ся, что Беларусь в той или иной форме дотирует россий­ ский инвалютный газоэк- спорт. А он, как известно, является одной из основных статей, формирующих госу­ дарственный бюджет России. Единственное, чего доби­ вается Беларусь, — это сни­ зить цену на энергоносители, продаваемые республике, до уровня внутрироссийской. Учитывая получаемые Рос­ сией транзитные льготы, та­ кой подход был бы вполне справедливым. К тому же пе­ реход на единые цены на энер­ гоносители как нельзя лучще способствовал бы выполнению ранее заключенного между двумя странами Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования. ЧТОМОЖЕТДАТЬ СОЮЗНОЕ БЕЛОРУСКО- РОСИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО Союз Беларуси и России многое дал для того, чтобы существующие связи между двумя государствами не пор­ вались окончательно. Пози­ тивные тенденции во всех без исключения сферах общес­ твенной жизни Беларуси и России в рамках интеграци­ онного взаимодействия прине­ сли конкретные положитель­ ные результаты в интересах двух братских народов. Но в то же время следует признать, что достигнутое — это только первый шаг в на­ правлении реешьной интегра­ ции и единения. Анализ меж- * государственного интеграци­ онного процесса показывает, что его экономическая состав­ ляющая нуждается в карди­ нальных изменениях. Даль­ нейшая реализация большин­ ства перспективных проектов и планов упирается во многие проблемы: реально у нас не существует единого экономи­ ческого пространства, не от­ регулированы финансовые отношения и система взаимо­ расчетов, не в полной мере выполняется соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Нельзя не согласиться с точ­ кой зрения Президента Бела­ руси А. Лукашенко, который подчеркнул, что устранить все эти препятствия и дру­ гие всевозможные барьеры невозможно без решения главного политического во­ проса — создания Союзного государства. Белорусско-российское стратегическое партнерство экономически выгодно обоим государствам. Применяя спе­ циализацию и разделение тру­ да, можно не только полнее задействовать производствен­ ные фонды обеих стран, до­ биться существенного приро­ ста выпуска продукции, улуч­ шения ее качества и конку­ рентоспособности, но и, что самое важное, обеспечить по­ вышение занятости и жиз­ ненного уровня граждан. Как бы ни сопротивлялись противники интеграции, Бе­ ларусь и Россия движутся навстречу друг другу. И это движение обусловлено волей народов. Стратегических партнеров не выбщзают на один день, этот выбор не должен опре­ деляться по принципу: если в стране кризис, значит, с ней мы дружить не будем, а если нет — то с этой страной мы друзья. Россия всегда была, есть и будет великой держа­ вой. Нынешняя экономичес­ кая смута рано или поздно .закончится, и Россия с союз­ ной Беларусью станут процве­ тающими странами. Нет ни­ каких сомнений, что сообща мы выйдем из кризиса. Наши народы должны жить лучше. Они это заслузкили. г. Москва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz