Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
м _________ ФАКЕЛ... (Окончание. Начало на 1-й стр). Высококвалифицированные программисты помогают осваивать компьютерную грамоту, а значит, совершенствовать работу коллек тива. Изменился и оперативный расчет с клиентами. ' Предприятие же не только ведет четкий учет потребления газа, но и получает налич ные деньги, которые идут на развитие про изводства. Средств требуется все больше и больше, ведь за четыре десятилетия запас прочности газопроводов себя исчерпал, при ходится приборным методом следить за его состоянием, вскрывать участки с пробитой изоляцией. Ежегодно латают по 200-250 мет ров. Проблему решить легче, даже если она глубоко под землей, но не так давно коллек тив проводил ремонт дюкера под водой. без помощи коллег из Воронежа и Германии не обошлось. Подводное обследование газо провода, проложенного через Быструю Со сну, потребовало срочного вмешательства, по тому что дальнейшая его эксплуатация была небезопасна. Спасали дюкер по новой техно логии, и хотя дело было хлопотное и доро гостоящее, затраты себя оправдали — на бли жайшие десятилетия у газовиков не будет головной боли. Уходит она и с развитием производствен ной базы — из приспособленных помещений в удобные мастерские перебрались ремонтни ки, в новые теплые боксы переведен тран спорт и вспомогательная техника. И все же гордостью предприятия по праву считается современный спортивный комплекс с волей больной площадкой, двумя спортивными за лами с тренажерами, теннисными столами, куда в свободное время охотно идет «пораз мяться» не только молодежь. Кстати, сред ний возраст в коллективе составляет 35 лет. Спортивные достижения «Елецгаза» извес тны не только в Ельце, что подтверждают многочисленные кубки, завоеванные в город ских и областных соревнованиях. Последнее, по волейболу, прошло накануне 40-летия «Елецгаза», и именно его команда стала по бедителем, опередив своих земляков из педин ститута, задонцев и липчан. Производственные и социальные програм мы реализуются на предприятии в тесной взаимосвязи — именно так строит свою по литику нынешний, директор «Елецгаза» Вя чеслав Сушенцев. Последние восемь лет он возглавляет коллектив, в котором когда-то начинал свой трудовой путь, пройдя от сле саря до главного инженера, и из которого уходил на партийную работу. Его возвраще ние подняло жизнь фирмы на новую высоту, а в стабильной обстановке людям хочется работать лучше, а значит, факел, зажжен ный сорок лет назад, по-прежнему в надеж ных руках. Тамара ФЕДЮКИНА, соб.корр. «Липецкой газеты». Т Ж М П Е Ц К Л Я газе та 26 ноября 1999 г., №229 (21107) ------------- ОСЕННИЙ ПРИЗЫВ -1 ктоСЕГОДНЯ СТАНОВИТСЯВСТРОЙ Продолжается осенний призыв в Вооружен ные Силы. После прохождения медкомиссии часть призывников уже отправлена на службу в пограничные войска, автобазу Министерства обороны РФ, Президентский полк, в воздушно- десантные, автомобильные и другие войска. В торжественной обстановке проходили про воды в селе Преображенье Измалковского рай она. Дом культуры едва вместил жителей, при шедших проводить в армию механизаторов СХПК имени Ленина Алексея Анохина, Леони да Осипова, Сергея Шлеева, которые показа ли себя умелыми комбайнерами на уборке зер новых. Петра Пирогова и Алексея Червинцева, добросовестно работавших на ферме, слеса ря ремонтной мастерской Владимира Кузьми на, других. С теплыми словами напутствия и добрыми пожеланиями к новобранцам обра тились ветераны Великой Отечественной войны, родители, а также председатель СХПК им. Ленина А. Окороков и глава Преображенс кой сельской администрации В. Зиборова. (Соб. инф.) КНИЖНАЯПОЛКА БЛАГОДАРНОЕ СЛОВО ЖИЗНИ Книгоиздательский всплеск последних лет в нашей области — явление и феноменальное, и не случайное. С одной стороны он «подпирается» немалым творческим потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия, давними культурны ми традициями Липецка конца XIX — начала на шего века. А с другой — традициями русского меценатства, которое обрело в наши дни как бы вторую жизнь: большая часть изданных книг — на благотворительную помощь наших хозяйствен ников. Прежде всего ОАО «НЛМК», «Липецкэнер- го», «Липецкоблгаз» и других. Последняя из книжных новинок — сборник стихов и прозы липецкого журналиста Ивана Стрельникова под метафоричным названием «Птица — судьба». Тонкие лирические стихотворения, в ней пред ставленные, — сокровенное отражение авторс кой судьбы, авторского мироощущения, полного любви и благодарности к природе, людям, роди не детства. Не менее лиричны и поэтичны его короткие рассказы-размышления — все о том же: о жизни, о природе, о любви. Книга издана небольшим тиражом. Но тот, кто получит возможность почитать ее светлые страницы, обретет радость открытия — любви, отраженной в чистом, наполненном благодарности к жизни. Слове. Владимир МИХАЙЛОВ. : Печатается бесплатно : ВЫБОРЫ-99: КТО ЕСТЬ КТО ВО ИЗБЕЖАНИЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ ПИТЕРСКИЕ ДЕПУТАТЫ ПЕРЕБЕРУТСЯ В ДРУГОЙ ЗАЛ I 1 декабря депутаты З а ко н о д а те л ь н о - | го Собрания Петербурга будут собирать- I ся не в Большом зале, а в Белом. П р и чи -1 Й на — аварийное состояние одной из пяти I лю стр , укрепленных на стеклянном по- I | т о л к е . У гро за неш у то чная : по словам ! I председательствующей на сегодняшнем | Й заседании депутата Наталии Евдокимо - :| Й вой, потолок может рухнуть в любой мо- I Й мент. 27 НОЯБРЯ В ОРЕНБУРГЕ I ОТКРОЕТСЯ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА УРАЛЬСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ I АССОЦИАЦИИ «ОРЕНБУРГ» 27 ноября в Оренбурге под председа- й I тельством Эдуарда Росселя пройдет оче- й I редное заседание совета Уральской э к о -1 § номической ассоциации . Предполагает-1 : ,Й ся рассмотреть два основных вопроса — й | о п р о д о в о л ь с т в е н н о й б е з о п а с н о с т и :! Й Уральского региона (докладчик — губер- I й натор О ренбур гской области Владимир Й !| Елагин) и о промышленной политике в Й I Уральском регионе (глава Челябинской й Й области Петр Сумин). В работе совета ! 1 А ссоциации прим е т участие п р е д с е д а -1 I тель правительства РФ Владимир Путин. 1 ГЛАВА ДУМСКОГО КОМИТЕТА! ПО ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА ДУМАЕТ, ЧТО «У ПУТИНА ЕСТЬ I ПЕРСПЕКТИВЫ» I «к сожалению я не получил ответ на 1 й свой главный вопрос о гуманитарной ка- ! I тастрофе, которая сейчас происходит на Й Севере — я имею в виду 205.000 человек, | § которые живут в 382 ликвидируемых по- I Й селках,» — заявил в интервью корреспон- й Й денту ИМА-пресс председатель д у м с к о -1 I го Комитета по проблемам Севера Борис ! Й Мисник, комментируя доклад Владимира | Й Путина. По его словам, во вторник на за- | Й седании думского Комитета по промыш -1 йленно с ти было принято решение о том , | Й чтобы уменьшить инвестиции на с тро и -Й Й тельство жилья для переселенцев -севе -1 I рян на 33 процента. И сегодняшнее в ы -1 Й ступление премьера никак не прояснило | Й си т уа ц ию , отм е тил М и с н и к . При э т о м ! I депутат подчеркнул, что понимает слож- й I ность задачи, которая стоит перед с и л о -1 :| виком : «он должен отчитываться за вы- Й й полнение бюджета и вызывает уважение Й способность в столь краткий сро к осво-1 : I ить и вычленить главное в таком необъ -1 Й ятном количестве экономической инфор- Й р мации». «Думаю, что у Путина есть оп р е -1 й деленные перспективы», — добавил Мис- й Й ник. I БОРИС ФЕДОРОВ ПРЕЗЕНТОВАЛ I СВОЮ КНИГУ о РОССИЙСКИХ I РЕФОРМАХ I 24 ноября лидер движения «Вперед, Й Й Россия!», кандидат в губернаторы М о с -1 I к о в с к о й области Борис Федоров п р е зен -1 йтовал свою книгу «Десять безумных лет». | § Основной вопрос , на который пытается Й ответить автор, — почему не удались ре- |: Й формы в России. По мнению Федорова, I й главной причиной провала стала н е п о с -1 Й ледовательность и незавершенность пре- Й I обра зований . «Именно о граниченность !: Й реформ, а не их избыток, как думают не- й й которые, привела к нынешней политичес -1 Й кой и экономической ситуации в России», Й I — отметил он. Кроме того , добавил Фе- й I доров, «я не согласен с патриотами, г о - 1 й ворящими, что в РФ, идущей своим о с о -1 I бым путем , реформы невозможны в о о б -1 I ще». В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ СУДЯТ I АВТОРИТЕТА I в Нихснем Новгороде начался процесс Й Й по самому громкому делу прошлого года. | I На скамье подсудимых оказались 2 8 -л е т -1 Й ний вор в законе Владислав Леонтьев по § I прозвищу Белобрысый и его приятели — й Дмитрий Видяев (Видик) и Олег Холдин | I (Кипиш ). Все они были «крышей» н е с о -1 р с т о я вш е г о с я н и ж е г о р о д с к о го м эра — й I предпринимателя Андрея Климентьева . | I По версии следователей Волго-Вятского | § РУБОП, с помощью этой троицы б и зне с -1 Й мен смо г выкачать из своего казино б о -1 I лее 800 миллионов рублей. Кроме того , | I они обвиняются в хищениях имущества в | I особо крупных размерах. Если вина п о - 1 I дозреваемых будет доказана, им «светит» | I не менее пяти лет заключения. ИГОРЬ ЧАПУРИН ОТКРЫЛ I НЦДЕЛЮ ВЫСОКОЙ м о д ы I ТРАУРНОЙ КОЛЛЕКЦИЕЙ I I Подчеркнутой сдержанностью и с е р ь -1 I еэностью отличилась коллекция и зве с тно -1 I го российского дизайнера Игоря Чапури -1 й н а «Наи1е Сои1иге 2000», открывшая V I I й Неделю высокой моды в Москве, — пре- Й I обладание черных и серых тканей, отто- Й I ченно строгие силуэты и полная т р а ги э -1 I ма музыка, сопровождавшая показ. Пол- й I ной противоположностью стала к о л л е к -1 Й ция сезона весна-лето 2000 года Дома | :|| Моды ТгиееагсИ, воплощающая динамич- й I ный стиль улиц огромно го ме гаполиса . | й Черный цвет в кожаных изделиях д и з а й -1 || нера о тош ел на второй план , у с т у п и в ! Й место радужному голубому, й (ИМ А -п ре с с ) ::: -УКОГО ИДУТДЕЛА АВТОКОЛОННА НАБИРАЕТСКОРОСТЬ Вместе с промышленными предприяти ями выкарабкиваются из кризисного состо яния и автотранспортники, хотя практичес ки все автоколонны испытывают трудности с приобретением ГСМ, не обновляют под вижной состав. В АООТ «Автоколонна № 1414», некогда процветавшем, только те перь появляется надежда на прорыв. Об этом наш корреспондент и ведет разговор с генеральным директором Виктором СИТ НИКОВЫМ. — В 90-е годы в автоколонне вдвое со кратилось число машин. Из 250 сейчас в работе только 100, остальные либо в ре монте, либо не востребованы. Если прежде мы обслуживали практически все торговые и перерабатывающие предприятия, то те перь осталось только несколько крупных партнеров: акционерное общество «Хлебма- каронпром», МУН «Комбинат школьного питания», 15-18 автомобилей заняты пере возкой молочной продукции с молкомбина- га. В целом же объемы перевозок снизились в четыре раза. Однако эти факты не стоит васценивать как полный упадок нашего ав- гапредприятия. Дела, наверное, не так пло- си, если мы вовремя, из месяца в месяц, 1 ыдаем зарплату. Пусть небольшую, но ста бильную. Нет долгов перед поставщиками горюче-смазочных материалов, автопокры шек, запчастей. Но обновлять свой автопарк возможности нет — за последние пять лет купили только восемь машин для перевозки хлеба. В трудных условиях работают водители: 95 процентов автомобилей исчерпали свой ре сурс, имеют более десяти лет непрерывной эксплуатации. Костяк коллектива в автоко лонне сохранили, и именно это помогает ос таваться на плаву. 160 водителей за десять месяцев выполнили перевозок на 11530 ты сяч рублей. Еще полмиллиона заработали на сервисных услугах: платной стоянке, маляр ных, сварочных работах, ремонте, сдаче по мещений в аренду. Получили 600 тысяч руб лей прибыли. Не надо забывать нас и владельцам част ных предприятий. Мы имеем огромный опыт перевозок продуктов, все наши машины обо- Е удованы согласно санитарным правилам. ачем из-за нескольких десятков буханок хлеба гонять свою машину на хлебзавод — не лучше ли заключить с обоюднрй выгодой договор с нами? Думаю, что со временем час тники поймут это. Беседовал Юрий КОНЫШЕВ. «ЯНЕПОЛИИ,КНТОжизньЗДаДВЛЯЕТвникдть вСЕРЬЕЗНЫЕПРОБЛЕМЫГОСУДДРаВД» * I в этом у в е р е н I к а н д и д а т в д еп у таты I Госдумы по Е лецком у I о д н ом а н д а тн ом у | о 1 сругу № 101 I А л ек сан др ЧЕРНЫШОВ I я родился 22 ноября 1955 года в |-селе Княжая Байгора Грязинского I района. В 1973 году окончил Кузь- |мино-Отвержскую среднюю школу, I поступил в Липецкое медицинское |; училище, по окончании которого ра- |ботал фельдшером городской стан- Р!ции «Скорой помощи». С 1976 по |1 9 8 2 год учился в Воронежском ме- Йдицинском институте. Интернатуру I проходил в Липецкой областной боль- |н и ц е № 1! С 1983 года работал в I Кузьминоотвержской больнице, сна- рчала участковым врачом-терапевтом, | а затем главным врачом больницы. | В апреле 1987 года назначен глав- ^ным врачом центральной районной I больницы Липецкого района, с октяб- |р я 1989 года — областной больницы |:№ 2. Последние два с половиной года I возглавлял коллектив Липецкой го- IIродской поликлиники № 5. I С октября 1999 года — генераль- |ны й директор страховой медицине- ( |к о й компании «Здоровье». I Врач высшей категории. Женат. I Старшая дочь пошла по моим сто- |пам , учится в медицинском институ- IIте. Младшая — школьница. I Современное состояние организа- I ции медицинской помощи населению | в последнее время подвергается I серьезной критике, так как не может |;В полной мере удовлетворять ни об- ||щество, ни медицинских работников. Причина видится мне в несовершен стве законодательной базы, выражен ном дефиците финансирования, игно рировании руководителями предпри ятий и организаций вопросов, связан ных с укреплением здоровья и пре дупреждением заболевания работни ков, несовершенстве системы налого обложения. На первый взгляд каза лось бы, что общего между медици ной и налогами? Однако все взаимо связано. Сегодня российское здраво охранение в основном работает в сис теме обязательного медицинского страхования, возможности которого напрямую зависят от экономической ситуации в стране. Нем больше пред приятий работает, тем больше взно сов на обязательное медицинское страхование собирает фонд и, соответ ственно, больше средств предостав ляется здравоохранению. А это и заработная плата медицинским ра ботникам, и социальная защита все го населения, особенно малоимущих. Сегодня бюджетное финансирова ние здравоохранения оставляет же лать лучшего. Из-за отсутствия де нег мы не можем приобретать в до статочном количестве качественное и дорогостоящее лечебно-диагности ческое оборудование, технику, ле карственные препараты, приходит ся свертывать строительство объек тов здравоохранения. Но и медицин ское страхование сегодня не в состо янии финансировать больницы и ле карственное обеспечение — это не входит в систему обязательного ме дицинского страхования. А чтобы в финансировании здравоохранения через медицинское страхование не было «пасынков», нужно средств вдвое больше, чем мы имеем. Поэто му необходимо решить вопрос о по вышении размера страхового взноса с 3,6 до 7,8 процента от фонда зара ботной платы каждого коллектива. Настало время на государствен ном уровне рассмотреть систему ор ганизации и финансирования здра воохранения страны применительно к тем социально-экономическим вза имоотношениям, которые сложились в обществе в последнее время. Са мый простой выход — в отлажива нии механизма платежей в фонд обя зательного медицинского страхова ния, который напрямую зависит от стабильной работы предприятий, ре ализации производимой ими продук ции, получения прибыли. Я не экономист, а медик со ста жем и опытом работы. Но жизнь за ставляет сегодня каждого здраво мыслящего человека, обеспокоенно го судьбой страны, вникать в те про блемы, которые мешают успешно решать самые жизненные вопросы. | Поэтому, если избиратели окажут | мне доверие и изберут депутатом | Государственной Думы, первым | моим предложением будет законо-1 проект, направленный на создание | условий для стабильной работы | предприятий и производств, про-1 дукция которых не только была бы | реализована потребителям, но и | ' смогла бы достойно конкурировать р на мировом рынке. Ж Не случайно и Всероссийское| общественно-политическое движе- р ние «Наш дом — Россия», выдви- р нувшее меня кандидатом в депута-1 ты Государственной Думы, одной | из своих целей ставит задачу еде- р лать российскую экономику эффек-1 тивной и конкурентоспособной, пос- тавить на службу обществу новей- шие достижения научного и техни-1 ческого прогресса, создать стиму- лы для созидательного труда граж- ^ дан, наполнить рынок страны ка- р чественными и доступными для | всех россиян отечественными това-1 рами и услугами. ■|| Обеспечив здравоохранение фи- .| нансами, можно будет законода- р тельно решить вопросы повышения ;1 уровня квалификации медицинских Ч работников, способствовать новы- ' шению их социальной запщщеннос- , ти, решать на государственном : уровне вопросы снижения цен на лекарственные препараты, которые , сегодня зачастую недоступны ма- , лообеспеченным слоям населения. Российская Конституция гаран- а тирует гражданам оказание меди- « цинской помощи. Но эта помощь а тогда будет действенной, когда бу- а дет финансово подкреплена. А это зависит от государства в лице за- & конодательных органов власти. ?! (Окончание. Начало на 1-й стр.) Для России интеграция с Беларусью также даст ощу тимые преимущества, пос кольку Беларусь в состоянии постгшлять в Россию свыше .половины комплектующих для производства грузовых автомобилей, четверть ком плектующих для металлоре жущих станков и столько же вообще не производимых в России тракторных модулей. Создание предприятий по про изводству этой продукции в России маловероятно: это по требует значительных валют ных инвестиций, которые, приходится признать, вряд ли появятся в ближайшее время. Может показаться стран ным, но России весьма выгод но получать продукцию из Беларуси, поставляя взамен топливные ресурсы и некото рые виды сырья. Какой же эф фект дают поставки россий ского топлива в Беларусь? Для ответа на этот вопрос в Институте народнохозяй ственного прогнозирования Российской академии наук были проведены аналитичес кие расчеты. Их результаты показали, что эффективность этих поставок нельзя оцени вать только величиной прибы ли, которую получают россий ские экспортеры. В случае с Беларусью народнохозяй ственный эффект определяет ся прежде всего тем, что уве личение топливных ресурсов дает белорусскому производ ству дополнительные возмож ности для роста. А это, в свою очередь, расширяет рынок реализации продукции рос сийской обрабатывающей промышленности. Ведь сегод ня, как известно, именно ог раниченность рынка сбыта является главным препят ствием для развития обраба тывающих отраслей российс кой экономики. Поэтому устойчивый рост экономики Беларуси на осно ве целенаправленного разви тия взаимных торгово-эконо мических связей является одним из важнейших факто ров преодоления кризиса рос сийской экономики. Анализ реальных эконо мических процессов пол ностью подтверждает выше изложенное. Наиболее ярким примером, доказывающим эффективность укрепления российско-белорусских торго во-экономических связей, яв ляется конкретная ситуация, которая сложилась в 1997 году. Создание Союза Беларуси и России придало мощный импульс развитию этих свя зей. Увеличение поставок в Беларусь российского газа на 15 процентов и нефтепродук тов на 75 процентов стало в какой-то мере материальной основой для дальнейшего ро ста белорусской экономики, Объем валового внутреннего продукта республики за 1997 год вырос на 10 процентов, а объем промышленной продук ции — на 18 процентов. И, что самое примечательное, рост белорусской экономики позво лил существенно расширить реализацию в Беларуси про дукции российской промыш ленности. Взаимовыгодная интегра ция между Россией и Бела русью предопределена и ис торически сложившимися взаимосвязями между пред приятиями. При этом боль шинство промышленных от раслей в Беларуси представ лены в основном циклами про изводств по выпуску готовой продукции, тогда как в Рос сии развиты производства начальных технологических циклов, дополняющих бело русскую производственную структуру. Раньше Беларусь не слу чайно называли «сборочным цехом СССР». И белорусские, и российские производства нуждаются в сохранении и развитии хозяйственных свя зей. По сути, это органичес кие связи единого народнохо зяйственного комплекса. У тысяч российских предпри ятий «сборочный конвейер» по-прежнему находится в Бе ларуси. Если он остановится, то и российских смежников ждет неминуемый паралич. Такой поворот событий озна чал бы в полном смысле сло ва катастрофу не только для отдельных предприятий, но и для целых отраслей российс кой промышленности. Конечно, и в белорусской экономике решены еще не все проблемы. Предприятиям республики свойственны мно гие из тех «хворей», которы ми «болеет» и российское про изводство. Но из-за чего они появились? Да во многом из- за разрыва прежних связей. «Лекарство» же достаточ но простое: нужно задейство вать все уникальные белорус ские предприятия на полную мощь, нужно восстановись все прежние хозяйственные свя зи. От этого выиграют обе страны, но Россия — прежде всего. КВОПРОСУ о ТОМ, БУДУТлиРОССИЯНЕ КОРМИТЬБЕЛОРУСОВ в советские годы Бела русь славилась не только мощной индустрией, но и вы сокоразвитым аграрным сек тором. Свой сельскохозяй ственный потенциал, так же как и промышленный, она сохранила в значительной мере. Об этом свидетельству ет такой факт: Беларусь прак тически полностью обеспечи вает себя продукцией сель ского хозяйства, да еще око ло 20 процентов экспортиру ет, в том числе и в Россию. Это тоже, кстати, к разгово ру о нахлебниках. Ведь хоро- що известно, что Россия бо лее половины продуктов пи тания закупает за границей. А могла бы и не тратить столь необходимую ей валюту. Однако в Беларуси произ водится больше, чем в Рос сии, не только продукции сельского хозяйства. В рес публике выпускается в 1,5 раза больше на душу населе ния товаров народного потреб ления. При таких результа тах говорить о том, что Рос сия будет кормить и одевать Беларусь, более чем странно. Оппоненты интеграции придумали еще один «довод» против сближ ения двух стран: мол, россиянам нужно будет потратиться, чтобы вы равнять белорусские пенсии и зарплаты с российскими. Кто-то из политиков даже на зывал цифру, что на эти цели России ежемесячно придется расходовать около ста милли онов долларов. Но если взять и хотя бы просто сравнить статистические данные, то окажется, что ука.занная циф ра в.зята не иначе как с по толка. По официальным данным, средняя зарплата в России в июне 1999 года составила око ло 60 долларов. В Беларуси же средняя зарплата в этом месяце была в пределах 70 долларов. То же самое и по пенсиям. А если учесть, что в Беларуси практически нет долгов по зарплате, а пенсии выплачиваются день в день, то становится очевидным: уровень жизни белорусов ни сколько не ниже, чем у рос сиян. Так что на жизнь бело русы вполне зарабатывают себе сами без какой-либо пос торонней помощи. Еще одним нелепым ут верждением, нередко появля ющимся в некоторых россий ских средствах массовой ин формации, является то, что Беларусь якобы является са мой бедной страной на евро пейском континенте и интег рироваться с ней нет никако го смысла. Опровергают эти домыслы свежие данные, опубликованные ООН. Из 174 стран Беларусь по уровню жи.зни находится на 60-м мес те (причем, среди государств СНГ она на первом месте). Кстати, сведения этой между народной организации под тверждают то, что белорусы живут нисколько не хуже рос сиян: Российская Федерация в этом списке заняла 71-е место. Этот разрыв объясняется просто. Ведь помимо зарплат и пенсий, об уровне которых говорилось выше, во внима ние берутся и другие факто ры. В Беларуси значительно ниже цены на основные про дукты питания, государство субсидирует оплату жилья и коммунальных услуг, предос тавляет ряд иных льгот. Так что если приплюсовать эти дотации к зарплате, то полу чится сумма, которая будет превышать среднюю россий скую зарплату. Проводимая в Беларуси социальная политика не дек ларативно, а реально служит простому человеку. К приме ру, в республике в последние годы значительно активизи ровалось жилищное строи тельство. Так, в 1998 году на 10 тысяч населения в Бела руси было построено 46 квар тир, в России же — всего 26. БЕЛОРУССКИЕДОЛГИ: МИФЫИРЕАЛЬНОСТЬ Для того, чтобы убедить жителей России в том, что белорусы станут для них на хлебниками, некоторые сред ства массовой информации постоянно поднимают еще одну тему: о белорусских до лгах за газ и другие энерго носители . Цифра долга Беларуси за российский газ — более 200 миллионов долларов — очень часто называется в российс кой прессе. Но почему-то при этом никогда не говорится: а сколько же российские субъ екты хозяйствования должны за полученную ими белорус скую продукцию? А ведь этот долг сопоставим с задолжен ностью Беларуси. К тому же Беларусь содержит Воору женные Силы, являющиеся практически составной частью оборонного потенциа ла России. Эти расходы, не сопоставимые с необходи мостью обороны Беларуси, никто ей не компенсирует. Но самый главный мо мент, о котором почему-то редко вспоминают, — это роль белорусского транспортного коридора, его дешевизна. Эк спортный транзит для России через Беларусь не только де шев, но технологически и по литически безопасен. Вот кон кретные цифры: транзитный тариф для российской нефти и газа через страны Балтии составляет около 8 долларов, через Финляндию — 8,5, че рез Украину — более 4, а че рез Беларусь — всего 1,75 доллара. По оценкам западноевро пейских аналитиков, на тран зите энергоносителей через Беларусь Россия ежегодно экономит от 800 миллионов до 1 миллиарда долларов тран зитных издержек. Если срав нить эту цифру с суммой бе лорусского долга за энерго носители, то вывод напраши вается сам собой. Конечно, могут сказать скептики, выгода России оче видна, но ведь и Беларусь наверняка установила такие транзитные льготы «не за красивые глазки». Действи тельно, в обмен на этот умень шенный газотранзитный та риф «Газпром» до недавнего времени поставлял Беларуси «голубое топливо» по цене 50 долларов за тысячу кубомет ров, в то время как другим странам бывшего СССР — по 60-70 долларов, в конце мар та 1999 года цена газа для Беларуси была и вовсе сниже на до 30 долларов за тысячу кубометров. Но такого рода «бартер» вряд ли можно назвать очень уж привлекательным для бе лорусской экономики. И вот почему. Если транзитный та риф за российский газ в со седних странах выше по срав нению с белорусским коридо ром в среднем в четыре ргйа, то цена газа для Беларуси лишь примерно наполовину ниже, чем для европейских стран. В сущности получает ся, что Беларусь в той или иной форме дотирует россий ский инвалютный газоэк- спорт. А он, как известно, является одной из основных статей, формирующих госу дарственный бюджет России. Единственное, чего доби вается Беларусь, — это сни зить цену на энергоносители, продаваемые республике, до уровня внутрироссийской. Учитывая получаемые Рос сией транзитные льготы, та кой подход был бы вполне справедливым. К тому же пе реход на единые цены на энер гоносители как нельзя лучще способствовал бы выполнению ранее заключенного между двумя странами Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования. ЧТОМОЖЕТДАТЬ СОЮЗНОЕ БЕЛОРУСКО- РОСИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО Союз Беларуси и России многое дал для того, чтобы существующие связи между двумя государствами не пор вались окончательно. Пози тивные тенденции во всех без исключения сферах общес твенной жизни Беларуси и России в рамках интеграци онного взаимодействия прине сли конкретные положитель ные результаты в интересах двух братских народов. Но в то же время следует признать, что достигнутое — это только первый шаг в на правлении реешьной интегра ции и единения. Анализ меж- * государственного интеграци онного процесса показывает, что его экономическая состав ляющая нуждается в карди нальных изменениях. Даль нейшая реализация большин ства перспективных проектов и планов упирается во многие проблемы: реально у нас не существует единого экономи ческого пространства, не от регулированы финансовые отношения и система взаимо расчетов, не в полной мере выполняется соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Нельзя не согласиться с точ кой зрения Президента Бела руси А. Лукашенко, который подчеркнул, что устранить все эти препятствия и дру гие всевозможные барьеры невозможно без решения главного политического во проса — создания Союзного государства. Белорусско-российское стратегическое партнерство экономически выгодно обоим государствам. Применяя спе циализацию и разделение тру да, можно не только полнее задействовать производствен ные фонды обеих стран, до биться существенного приро ста выпуска продукции, улуч шения ее качества и конку рентоспособности, но и, что самое важное, обеспечить по вышение занятости и жиз ненного уровня граждан. Как бы ни сопротивлялись противники интеграции, Бе ларусь и Россия движутся навстречу друг другу. И это движение обусловлено волей народов. Стратегических партнеров не выбщзают на один день, этот выбор не должен опре деляться по принципу: если в стране кризис, значит, с ней мы дружить не будем, а если нет — то с этой страной мы друзья. Россия всегда была, есть и будет великой держа вой. Нынешняя экономичес кая смута рано или поздно .закончится, и Россия с союз ной Беларусью станут процве тающими странами. Нет ни каких сомнений, что сообща мы выйдем из кризиса. Наши народы должны жить лучше. Они это заслузкили. г. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz