Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

20 ноября\1999 г., 226 (21104)" Вот пишет женщина из Ворошиловградской области. Зовут Галиной,- фамилию про^ сит не упоминать. Письмо длинное, приведу лишь от­ рывки. «У меня уже большие дети, муж, словом, семья. К сожалению, с мужем не кле­ илось. Было страшное одино­ чество вдвоем, жила только детьми. В мое одиночество без стука вошел другой человек. Сколько стихов я посвяти­ ла этому человеку, его гла­ зам, добрым и суровым, его волосам, черным и непокор­ ным, его мозолистым рукам, крепким и нежным. Он ока­ зался моим идеалом. Позже я узнала , что он моложе меня, женат, дочь у него. Мне ~!5ыло стыдно перео совестью, но я ничего не могла с собой сделать... Хотелось узнать, с кем жил рядом столько лет мой любимый человек. Я увидела его жену. Она твердила, что он нехороший, что не нужен ей. Я почувствовала, что они чужие люди, и он стал мне еще дороже... Нас стала преследовать его жена, стала обзывать меня грязными словами, от которых у меня разрывалось сердце, ведь я не могла дока­ зать, что я не такая, что люблю сильно и беспредель­ но, чистой и нежной любо­ вью, что все это не просто так, а любовь с большой бук­ вы... Я решила окончательно, навсегда замкнуть свои не­ обузданные чувства в себе, уйти от него, но сохранить■ в душе каждую встречу. каж- дое слово, каждое прикосно­ вение этого человека. Но случилось непредви­ денное. Он ушел в отпуск. После отпуска я его встретила. Тут явилась жена с подругой, оскорбляли меня в его при­ сутствии. Мне срочно надо было ему сказать то, что касалось нас обоих. Но он почему-то предложил говорить все при ней. До боли сжалось мое сер­ дце, ведь не могла я сказать этим людям то, что было святым и чистым, — я жда­ ла ребенка! ПрЬ мне она грозилась подать на развод, он упраши­ вал не подавать. Не знаю как, но они обошли меня сто­ роной, и я осталась стоять униженной и оскорбленной. В таком состоянии он оста­ вил меня! Во мне билось само отчаяние. Я бежала за ними, проси­ ла его остановиться, но он сел в троллейбус. В этом троллейбусе оказалась и я. Он стоял с ней, мило улы­ бался, разговаривал. Когда сошли на остановке, я за ними куда-то шла, останав­ ливала его, но он не останав­ ливался. Я чувствовала, что в любую минуту могу упасть. Смутно помню, что я уда­ рила его по лицу. Через несколько дней — больница. Совсем одна... Он не являлся. Меня жгла жалость, что я пормела под­ нять т ку на любимого чело­ века. Прошел месяц, и я, те­ ряя гордость, ищу встреч. Может, это я во всем ви­ новата? Слишком себя жа­ лею? А может, просто я эго­ истка?» Простим Галине чрезмер­ ную взволнованность и яр­ кость с1'иля: она ведь присла­ ла письмо, а не протокол со­ бытий, да и состояние ее. Вы просыпаетесь утром в день своего рождения, а на столе — букет роз. Муж и дети постарались. И ког­ да только успели, где раз­ добыли?! Вы возвращаетесь с ра­ боты домой, с тоской думая о множестве дел и прикиды­ вая, как все успеть за вечер — приготовить ужин, вы­ мыть п о суду , замочить белье, уговорить мужа про­ пылесосить квартиру, сына — провернуть мясо на кот­ леты. Открываете дверь — в прихожей необычайный порядок, во всем доме — чистота, белье замочено — дочка догадалась, а из кух­ ни доносятся вкусные запа­ хи ... Да, бывает такое. Наверное, на свете нет ничего приятнее сюрпризов — неожиданных подарков, неожиданной радости. Вспоминается одно ново­ селье и сюрприз, приводив­ ший всех в изумление. Пе­ тух. Он стоял на шкафу, и хвост его переливался все­ ми цветами... Захотелось было сказать «радуги». Но что там радуга! Она меркла перед этим сверканием кра­ сок от изумрудной до ярко­ малиновой. Все это венча­ лось гордым алым гребнем. Подарили родственники, из деревни привезли вмес­ те с яблоками и помидора­ ми, про которые тоже хоте­ лось спросить; «Настоя­ щие?» Гости расселись за столом, «кувшин» остался на шкафу. Про него забы­ ли. И вдруг раздалось гром­ кое хлопанье крыльев. Это заскучавший в одиночестве петух слетел прямо на стол, приземлился на большом блюде с заливным, забрыз­ гав гостям выходные платья, костюмы. Его про­ гнали на кухню, где им за­ нялись дети — поили, кор­ мили. Потом кто-то посове­ товал засунуть подарок в кладовку — там темно, как ночью на насесте. А петушок тот очень хо­ рошо знал свою службу и в два часа ночи громко, ста­ рательно запел, потом еще раз и еще, пока не раздался раздраженный стук в дверь; на пороге стоял взъерошен­ ный сосед снизу; «Кончится это безобразие или нет? Сна­ чала на голове плясали, те­ перь петухом кричите!» На следующий день жизнью петуха распоряди­ лась бабушка, с детства сво­ его деревенского знавшая, для чего выращивают домаш­ нюю птицу, и умевшая с ней управляться. И горько пла­ кали не понявшие ее городс­ кие внуки. Нередко участь живых сюрпризов оказывается пла­ чевной. — Здравствуйте. Я при­ вел вам подарок. Его зовут Джек. — И в дом вкатывает­ ся толстый, рыжий Джек. До чего же симпатичный, мяг­ кий, пушистый, ласковый! Хозяева в восторге и умиле­ нии. Да, но Джек никак не входил в их планы. Они во­ все не собирались заводить собаку. На днях.всей семьей едут в отпуск... Кому-то при­ шла в голову мысль оставить Джека в детском саду. А что? Дети его будут кормить. Для них это такая забава! Да и лю­ бовь к животным надо при­ вивать. Поспать же щенок может на крылечке... Так, не успев обрести хозяев, Джек стал общий и ничей... Многие бездомные кош­ ки, собаки появляются в ре­ зультате таких даров. Буйст­ во фантазий — свойство во­ все не плохое, но иногда сто­ ит попридержать его чувст­ вом ответственности; ко дво­ ру ли придется ваш подарок, в надежные ли руки переда­ ете вы живое существо? Надо помнить, что не все при­ ятные люди любят животных и с восторгом примут их в свой дом. Можно попасть впросак с сюрпризом, когда, желая сде­ лать человеку приятное, ро­ дные или близкие по своему разумению выбрасывают его старые вещи (обычно этому предшествуют надоедливые вопросы; «Когда ты купишь новую шапку?». «Неужели ты не можешь сменить свой старый стол?». «Не пора ли приобрести абажур получ- прямо скажем, к спокойному анализу происшедшего не располагает. У нас же, чита­ ющих ее лихорадочные стро­ ки, такая возможность есть. Итак, что случилось с ав­ тором письма? Думаю, вот что; взрыв яркой и яростной, трудно контролируемой страсти. Само по себе это чувство вполне достойное и даже не­ обходимое; только безнадеж­ ный ханжа рискнет утвер­ ждать, что мужчину и жен­ щину бросает друг к другу исключительно взаимное ува­ жение. Но нелишне заме­ тить, что взаимное уважение и в пылу страсти желатель­ но сохранять. «Может, просто я эгоист­ ка?» — спрашивает Галина. Приходится согласиться; да, в этой истории Галина пове­ ла себя как эгоистка. Не сомневаюсь, человек, в которого влюбилась Гали­ на, значил для нее очень мно­ го. Но ведь и для жены он значил очень много. Не знаю, при каких обстоятель­ ствах Галина «увидела его жену». Но понять ее она явно не попыталась. Нескольких отчаянных фраз оскорблен­ ной женщины оказалось до­ статочно для вывода; они, мол, чужие люди. Галина не увидела в его жене страдаю­ щего человека. Стоит ли удивляться, что и жена не увидела страдающего чело­ века в ней? У Галины мог быть ребе­ нок, и ее смятение вполне естественно. Но ведь у люби­ мого человека ребенок уже был. Как понять, что со­ бственная беременность на­ чисто заслонила от автора письма чужую дочь? • «Хочу быть счастливой с ' тобой* — это еще не любовь, в лучшем случае страсть. Лю­ бовь •— это »>хочу, чтобы ты был счастлив» . Это в первую очередь забота о любимом. Галина заботилась о люби­ мом весьма своеобразно, Скан­ дал на троллейбусной останов­ ке и пощечина на улице яви­ лись достойным завершением взрыва эгоистичной страсти. Вполне доп уск аю ,. что жена у любимого человека не сахар и не мед. Но, думаю, он решил остаться с ней не случайно. Скандал, устроен­ ный автором письма, убедил его, что другая женщина может оказаться еще хуже. Так что Галина невольно ук­ репила семью, стоявшую на грани разрушения. В этой тягостной истории - плохо было всем. Галина! жа­ лела только себя. О других не думала. Вот и другие ее не пожалели. Что делать! На заботу от­ вечают заботой, на эгоизм — эгоизмом... Любовь, если она любовь, позором не бывает. Хоть без­ ответная, хоть несчастная, хоть «незаконная». Сплетни­ ки распускают языки, ханжи злорадствуют? Никого не слушай, если права! Но разве Галина права? Леонид ЖУХОВИЦКИЙ. ---------------- ЖИТЕЙСКАЯ ГРАММА ТИКА X О З Я И К Е ^ Г 4 ^ ^ * Кухонную мебель можно обновить, выщзасив ее лице­ вые части белой эмалевой краской. Но чтобь! эмаль блес­ тела, как зеркало, лучше сначала покрыть изделие мас­ ляной краской, хорошо просушить, а уж затем нанести эмалевую. До начала работы надо как следует размешать краску, затем нагреть ее на водяной бане до 40-50; нагретая эмаль .дожится тонким слоем и хорошо растекается по поверхнос­ ти, образуя зеркальное покрытие. Когда нагреваете, не открывайте банку, иначе растворитель улетучится и крас­ ка загустеет. * На потолках и стенах часто образуются трещины, щели. Есть простой способ их заделки. В жидкий, как сме­ тана, столярный клеи добавляют, размешивая, зубной по­ рошок или мелко растертый мел, пока не получится гус­ тая, как замазка, смесь. Ею и заделывают щели. Излиш­ ки смеси аккуратно снимают острым ножом. * Потемневшую от длительного употребления эмали­ рованную посуду Можно отбелить; наполнить водой, по­ ложить горсть персоли и кипятить с час. Затем тщательно вымыть с мылом горячей водой, хорошо ополоснуть. * Никелированные изделия, ручки, краны и т. п. мож­ но освежить, протерев их тряпкой, смоченной в растворе уксуса и соли. к о р о т о о ^ А з н ^ «Подскажите, каким мылом мыть собаку?» Собаку, как и кошку, рекомендуется мыть «Зоошам­ пунем». Нанесите 1-2 столовые ложки шампуня на смо­ ченную водой шерсть животного и разотрите до образова­ ния пены. Через 10 минут пену смойте. «Как считают гигиенисты; можно красить потолок в комнате масляной краской?» Можно, но только в том случае, если стены «дышат», то есть покрашены клеевой краской или оклеены обоями. В противном случае будет страдать микроклимат помеще­ ния. «Я храплю. К какому врачу мне обратиться?» К отоларингологу, так как причиной храпа могут быть различные болезни носа, слабость мышц мягкого неба или, что бывает нечасто, слишком длинный маленький язычок. ■ " «Покупаю квашеную капусту на рынке в целлофано­ вом пакете. Сколько времени ее можно держать в эхом пакете?» Если пакет предназначен для хранения пищевых про­ дуктов, то держать в нём капусту можно столько же, сколь­ ко в любой другой таре —- кастрюле или стеклянной бан­ ке. Хранить капусту да и любые другие продукты в цел­ лофановых пакетах, не предназначенных для пищевых про­ дуктов, категорически запрещается. ОТ о ПО 16 ОТШУРИК - воспитанный МАЛЬЧИК...» Если честно: знакомая фраза? Сколько раз на дню мы говорим ее своему ребенку! Соседка угостила его конфеткой. «Скажи «спасибо!»,— напоминает мама. А он сосредоточенно разворачивает фантик. «Ну же, где «спасибо»? — уже раздражается мама. А он сосет себе конфету и смотрит исподлобья... Маме неловко, она так хотела бы продемонстриро­ вать соседке ребенка общи­ тельного, улыбчивого, веж­ ливого... Приходится ска­ зать с досадой; «Ну что за грубиян растет, упрямый, заносчивый! И в кого толь­ ко?» Конечно, требуемое «спа­ сибо» не «выжали». А урок вежливости не состоялся; мамина тирада была обраще­ на к соседке, а ребенок при­ нял ее на свой счет и оби­ делся. Вероятно , правильнее было бы поговорить с ним наедине, объяснить, что на хорошее, доброе отношение нужно отвечать тем же, что соседка, не услышав слова благодарности, могла ре­ шить, будто конфета ему не п онравил ась , подумать вмеёте, как.выйти иЭ по- ложения. МожёХ быть, сбе­ гать, к ней и отнести,, ска­ жем, свой рисунок или не­ сколько цветочков, собран­ ных им самим? Учить вежливости, дели­ катности необходимо, но и методами деликатными, не унижая достоинства ребен­ ка. Представьте себе, что малыш очень уязвим в этом отношении, болезненно уяз­ вим! Вы спросите, при чем тут его здоровье? Дело в том, что в раннем возрасте формируется психика ре­ бенка. Если грубому посто­ янно твердить, что он гру­ бый, ленивому — что он лен­ тяй, неряшливому— что он неряха, у маленького чело­ века вырабатывается посте­ пенно комплекс собственной неполноценности, который он уже и не пытается побо­ роть, изменив поведение. Все «ярлык» наклеен А ведь этого не любят даж е взрослые. Поэтому психологи так настойчиво советуют; избегайте обоб­ щений! Если ,допустим ,вы вымыли' пол, а муж про­ шелся по нему в грязных сапогах, не говорите; «Веч­ но ты грязь носишь!», а скажите; «Разве ты не за- В е д у щ а я р у б р и к и — Г а л и н а К А Й Д А Ш К О ше?») и заменяют их новы­ ми. Обновка отнюдь не всег­ да доставит удовольствие, какой бы прекрасной ни была... Случаются и такие сюр­ призы; «Здравствуйте, я зво­ ню с вокзала! Что значит за­ еду? Я к вам на две недели! Сейчас сажусь в такси, через двадцать минут буду». Иногда нам кажется, что самый лучший сюрприз — это мы сами, наша собствен­ ная персона, нежданная и не­ гаданная, на пороге дома ро­ дственников или друзей. Воз­ можно, это и неплохо, когда 4 .. -ТХ - человек думает о себе; я приятный товарищ, способ­ ный доставить своим внезап­ ным появлением лишь удо­ вольствие, но нелишне про­ крутить мысленно и ситуа­ ции, в которые можешь по­ пасть. Недавно довелось ехать в поезде с одним человеком, и он страшно костерил мос­ квичей всех скопом, ни­ сколько не смущаясь, что к этому «спесивому народу» принадлежит и кое-кто из его попутчиков по купе. Дело в том,что разобижен он был на своего друга. Служи­ ли вместе в армии, хороший вроде был парень, «даром что москвич». «Приезжай, — говорил, — в гости, пос­ тараюсь к твоему приезду тоже отпуск взять, столицу покажу». Что же, принял приглашение, приехал, но уж лучше бы не ездил. Неудобно было как-то спрашивать, чем его обиде­ ли, сыпать соль на раны, но в разговоре мало-помалу многое выяснилось. Явился он без предупреждения — сюрприз! — и даже с вокза­ ла не позвонил; зачем? Он все рассчитал; вечер—друг, должно быть, как раз с ра­ боты вернулся... Так оно и было. Но, вернувшись, хо­ зяин сразу бросился стирать пеленки — ребенок родил­ ся, и теща, приехавшая по­ мочь на первых порах с ма- лышОм, заболела. Вот и вер­ тится он между домом, мо­ лочной кухней, работой... Тут еще сессия в заочном институте подоспела, к ночи ближе надо за учебники уса­ живаться. Да, гость, хоть и очень дорогой, в такой си­ туации не подарок. Был, на­ верное, у приехавшего дру­ га только один выход; засу­ чить рукава и помочь, чем можно, а не требовать к себе особого внимания. А если уж рассчитываешь на него, то постарайся сообщить за­ ранее о своем приезде, по­ интересуйся, удобно ли хо­ зяевам принять тебя имен­ но в это время, а не в дру­ гое, не нарушишь ли их пла­ нов... И все-таки сюрпризы очень украшают жизнь . Только, давая волю изобре­ тательности и фантазии, не­ лишне вспомнить о скуч­ ных, земных назиданиях; надо быть абсолютно увёрен- ным, что твой сюрприз до­ ставит удовольствие и ниче­ го, кроме удовольствия. Т. АЛЕКСАНДРОВА. Есть, по крайней мере, три стихотворения, по которым Ивана Сурикова знает едва ли не всякий. Это «Вот моя деревня...», запомнившееся с детства. Это песни, что у всех на слуху: о ямщике, замерзавшем «в той степи глухой», и об одинокой рябине, что хочет «кдубу перебраться». Песни, ставшие народными. Со своего гравированного портрета Иван Захарович смотрит сухо, сурово. Мешки под глазами, окладистая борода. Старик... Между тем прожил он только тридцать девять лет. Сын оброчного крестьянина, Суриков родился более 150 лет назад в деревне Новоселове Ярославской губернии. Был привезен отцом в Москву, где с десяти лет помогал торговать овощами. Две соседки обучили пО^волжски окающего мальчика грамоте, заставляя нараспев читать жития святых. Первые стихи написал под впечатлением происшедшего в доме пожара. Благодаря А.Н. Плещееву стал сотрудничать с детскими журналами, которые в какой-то мере поддержали поэта. Быстро подорвав силы в житейской борьбе, Суриков заболел. Лечился, да безуспешно, и весной 1880 года умер от чахотки. За несколько часов до смерти Суриков вспомнил: он дал слово прислать стихи для детского журнала «Игрушечка». И нашел в себе силы продиктовать шесть строк... Поэт заслужил благодарную память своих и внуков, и правнуков, и прапра... И ван СУРИКОВ ДЕТСТВО Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь а в санках По горе крутой; Вот свернулись санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки. Стоя надо мной. Весело хохочут Над моей бедой. Все лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга. На небе темно. Весь ты перезябнешь. Руки не согнешь, И домой тихонько. Нехотя бредепгь. Ветхую шубенку Скинешь с плеч долой; Заберешься на печь К бабушке седой. И сидишь, ни слова... Тихо все кругом; Только слышишь Вьюга за окном. воет В уголке, согнувшись. Лапти дед плетет; Матушка за прялкой Молча лен прядет. Избу освещает Огонек светца; Зимний вечер длится. Длится без конца... И начну у бабки Сказки я просить; И начнет мне бабка Сказку говорить; Как Иван-царевич Птицу-жар поймал. Как ему невесту Серый волк достал. Слушаю я сказку, — Сердце так и мрет; А в трубе сердито Ветер злой поет. Я прижмусь к старушке. Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит. И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич — Это будто я. Вот передо мною Чудный сад цветет; В том саду большое Дерево растет. Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит; Прыгает в той клетке. Весело поет; Ярким, чудным светом Сад весь обдает. Вот я к ней подкрался И за клетку — хвать! И хотел из сада С птицею бежать. Но не тут-то было! Поднялся шум, звон! Набежала стража В сад со всех сторон. Руки мне скрутили И ведут меня... И, дрожа от страха. Просыпаюсь я. Уж в избу, в окошко. Солнышко глядит; Пред иконой бабка Молится, стоит. Весело текли вы. Детские года! Вас не омрачали Горе и беда. метил, что пол вымыт.'» Стиль взаимоотношений между взрослыми в семье — это зеркало, в которое смот­ рится ребенок. Часто ли зву­ чат у вас дома слова «спа­ сибо», «пожалуйста», «из­ вини»? П ринято у вас, встречаясь утром в кухне или коридоре, говорить; «С добрым утром!», а, проща­ ясь вечером — «Спокойной нОчи»? Видит ли ребенок пример почтительности ро­ дителей к старшим — ба­ бушке, дедушке? Если хотите воспитать ребенка вежливого— будь­ те вежливы сами. Нравоуче­ ниями тут не поможешь! Д. ОРЛОВА. С Е М Д Й Н О Е ^ З Щ Ш Е — ВЗЯЛИЛОЖКИ--\ ПОВАРЕШКИ ЧТОСЕГОДНЯ НАОБЕД? Давайте подумаем, что приготовить сегодня на обед. Старайтесь, дорогие хозяюшки, готовить и пер­ вое, и второе блюда, и де­ серт Одновременно. Иначе это займет много времени, и у ваших домашних в кон­ це концов лОпнет терпение. И еще одно; никогда не подходите к плите сытыми. Если вы плотно поели пе­ ред этим; У' вас притупят­ ся вкусовые ощущения, снизится интуиция, да и само желание вкусно на­ кормить близких ослабнет. А готовить без желания — значит не уважать тех, для кого предназначена пища. Итак, обед. КРЕСТЬ­ ЯНСКИЙ СУП, предлага­ емый на первое, думаем, покажется вам вкусным, особенно в холодный осен­ ним лень. На 400 г баранм- ны требуется взять 2 сто­ ловые ложки к-укурузной крупы, 6-8 картофелин, 3 головки репчатого лука, 4 столовые ложки жира, зе­ лень, соль, перец по вкусу. Пшеничная крупа заменит кукурузную. Когда бульон будет поч­ ти готов, не вынимая мясо, положим в кастрюлю кру­ пу, картофель, нарезанный ломтиками, и спустя пол­ часа добавим пассерован­ ный на жиру лук, соль, красный молотый перец и зелень укропа. Дадим супу вскипеть еще раз и после того, как он отстоится при­ мерно 20 минут, подадим его на стол в супнице. Наверное, вь1 не будете возражать, если вторым блюдом окажутся ГОЛУБ­ ЦЫ? Для восьми голубцов надо подготовить такие продукты; 200 г капустных листьев, 120 г мясной мя­ коти, 4 столовые ложки риса, луковицу, 2 столовые ложки жира, 2 яйца. Ка­ пустные листья после бланширования откинуть на сито. Мясо пропустить через мясорубку, соеди нить с отваренным и про­ мытым рисом, мелко наруб­ ленным луком, яйцами. Фарш готов. Теперь на каж­ дый капустный лист кладем столовую ложку фарша, за ворачиваем в «пакет», свя­ зываем голубец ниткой, об заливаем в муке и сухарях и обжариваем на сковоро де. Затем укладываем их рядами в широкую и неглу­ бокую кастрюлю и тушим 30-40 минут. И, наконец, на десерт к воскресному обеду попро буйте приготовить МУСС ИЗ ЯБЛОК СО ВЗБИТЫ МИ СЛИВКАМИ (250 г свежих яблок, неполный стакан сахара, стакан ели вок и 15 г желатина). Яб­ локи чистим, режем на мел­ кие дольки, заливаем дву­ мя стаканами воды и варим до мягкости. Процедив че­ рез марлю, сливаем сок, а остальную массу протира ем через сито. В сок добав ляем сахар и замоченный на полчаса в холодной воде желатин. Помешивая, дово дим сироп до кипения и ох лаждаем. Затем кладем в кастрюлю яблочное пюре и взбиваем венчиком до пе нистой массы. Быстро раз ливаем в вазочки и тоже ох лаждаем. Таким же спосо бом взбиваем и сливки только при этом кастрюлю (не алюминиевую!) требует ся поставить на лед. Приятного аппетита! 1866 год. В подборке исполь­ зованы материалы из журналов "Крестьян­ ка" и "Здоровье".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz