Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)
Д О Б Р Ы Е Л И Ц А X X В Е К А ГАГАРИН. САМАЯ ВЫСОКАЯМИНУТА в середине прошлого веко один помещик, безвылазно живший в своем имении Во робьевка, написал странные стихи: «Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая. Один в лицо увидел ночь. Я ль несся к бездне полуночной. Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Нод згой бездной я повис...» Так за сто лет до первого полета человека в космос рус ский поэт Афанасий Фет (имевший, кстати, стойкую ре путацию «врага прогресса») написал о неведомых ощуще ниях космонавта со всей тон- ‘ остью и точностью. Доже о невесомости: «...над этой безд ной я повис...» такого дня, чтобы волна дру желюбия, родости и бротского тепло могло выплеснуться на улицы. Вспомним апрельские дни щестьдесят первого года: не мыслимый восторг, стихийные демонстрации на площадях и улицах, братание и ликование всеобщие! Трудно точнее передать то- гдащнее отношение людей к Гагарину, чем слова Фета: «...первый житель рая...» Эпохо было самая атеистическая, хрущевские погромы церквей катились по стране, пропаган дисты торжествоволи «победу науки над религией»... Но если бы полет Гогорино был всего лишь победой науки, то откуда в тех днях столько слез радо сти, столько счастья, умиления? Почему всем так хотелось ско рее увидеть этого улыбчивого невысокого парня в летной форме? Ведь не потому же, что он около часа крутился вокруг планеты в тесной капсуле? Нет, в полете Юрия Гагарина народ чувствовал не только победу металла и правильных формул, а какой-то особый, невыразимый смысл. Для газет и митингов Гагарин был, конеч но, первый космонавт Земли, но для сердцо он был «...как первый житель рая...» Встречи первых космонав тов в родных степях, о потом в больших и маленьких городах ломали все официальные рег ламенты и протоколы и неиз бежно принимали форму на родного, почти домашнего праздника. Встречали не столько героев, отличившихся при выполнении специального зодания, сколько своих, «род неньких», чудесным образом прикоснувшихся к тайне Божь его мира. Так встречали и Титова, и Терешкову, и Николаева, и Быковского, и Леонова, и Бе ляева... Остались, н о в ^н ое , километры кинопленки об этих встречах. Там самое дрогоцен- ное - лица людей. ГТрекрас- ные, счастливые лица. Можно было бы сделать документаль ный фильм на основе этой хроники 60-х годов. Текста том, наверное, никакого не нужно. Пусть ^ д е т только му зыка, может быть, стихи, но главное, чтобы мы успели вгля деться в лица. Милые, просто душные и ясные, каких теперь не встретишь на улице. Да и нет довно такого праздника. Гибель Гагарина была пер вой катастрофой ношего дет ства. Помню, как плакала ба бушка. По Красной площоди на лофете везли урну. Я не мог понять, что такое урна и что там, на площади, происхо дит. Со смертью Коморова, Га гарина, а Ротом Доброволь ского, Пацаева, Волкова за вершилась эпоха счостливых встреч на земле - с митингами, цветами, музыкой и торжест вом по всей стране. Помню, что вырезонные из газеты портреты Добровольского, Па цаева, Волкова я хранил поче му-то под обложкой школьного дневника. Сейчас по проспекту Пацоева мои дети ходят в шко лу. И где-то над ними пролета ет опустевшоя орбитальная стонция «Мир», к судьбе кото рой мы, в общем, все равно душны. Пусть падает, лишь бы нас не задавила... Кажется, ни кто больше не глядит на звез ды. Даже поэты, как я заметил, о небе, а звездах сейчас не пишут. Когда, как это случи лось с номи? Почему?.. Быть может, все и началось с гибе ли Юрия Гагарина, с того, что мы не уберегли его? Каждый год в апреле появ ляются десятки статей с пре тендующими но сенсацию за головками: «Тайна гибели Га гарина...» О полете Юрия Алексеевича, о нем самом сейчас почему-то пишут гораз до реже. Скажете, что все о Гагарине уже написано, обо всем рассказоно? Но когда выходили эти книги и фильмы? За это время выросли новые поколения, и современные де ти знают о Ди Каприо почти все, а о Гогорине - почти ниче го. Другое время - другие ге рои, скажет кто-то. Но Юрий Гагарин - один на все време на. И наши дети родились на той же русской земле, где ро дился Гагарин. Почему же его улыбку теперь можно увидеть только на снимках в старых «Огоньках»? Или вдруг мельк нет она в какой-нибудь ретро передаче по телевизору как символ давно минувшего вре мени... Почему мы так быстро сдоем в архив все, чем другие нации не устоют гордиться де сятилетиями и даже веками? Не знаю, кто придумал зву ковую зоставку к программе «Время». Говорят, Александр Любимов. Спасибо ему - за ставка удивительная, почти ге ниальная по лаконичности. В одну минуту уложены мажор ные знаки целой эпохи: бой кремлевских курантов, печото- ние шага почетным караулом, легкомысленное насвистыва ние счостливого человека, по зывные «Мояка» и, наконец, гагаринское «Поехали!..» с фрогментом музыки Георгия Свиридова... А через несколько секунд нам сообщают в новостях о взрывах, предвыборных дряз- гох, войне, отмывании денег. убийствах... И мы уже привык ли к этой стыковке в эфире не совместимых миров. А ведь, если задумоться, станет ясно, что строна оказалась недос тойна собственных символов. Во всяком случое, то страна, о которой нам рассказывают в новостях. Мне кажется, что гагарин ское «Поехоли!..» должно зву чать лишь раз в день, как на- поминоние о достоинстве, о высоте, о чести. Эта зомеча- тельная звуковая заставка - не разменная монета, ею нельзя бросаться по четыре-пять раз на дню. И пусть эта особая минута не будет зожата в тис- кох рекламы и агрессивно мрачных новостей. Пусть ря дом с ней будет еще три ми нуты тишины. «И ты ключом, приятель, не стучи. Ты Э 1 и три минуты помолчи...» Это из Юрия Визбора, если помните. В опубликованных воспоми наниях о Гагарине мне всегда не хватало чего-то гловного. В советские годы эти воспомина ния казались чересчур благо стными. Потом все переверну лось, и мемуаристы стали рос- суждать о совсем уж пустых вещах - о том, как Гагарин якобы с ними пил, как тяготил ся славой и обижался, что его больше не посылают в космос. Какой ничтожной кажется это «мемуаристика» рядом со светлым молчанием вдовы Юрия Алексеевича. Сколько в этом молчании достоинства, любви, верности, долготерпе ния! Как мы все должны быть ей благодарны за этот много летний тихий подвиг... Недавно в Подмосковье ло мали старую школу. Но до то го, как приехали бульдозеры, я видел, как пожилая учительни ца прощалась со своей шко лой. «А вот здесь, под лестни цей, - рассказывола она мне, - мы жили с мамой. Она была завучем. У нас был единствен ный в школе телевизор, и ко- гдо передали сообщение, что Гагорин полетел в космос и вернулся на Землю, к ном в комнатку сбежалась вся шко ла. Показывали, как Юра шел по ковровой дорожке от сомо- лето, чтобы отдать рапорт, и вот мы видим, что у него шну рок развязался. Все в комнате зотихли от ужаса - неужели наступит на этот дурацкий шнурок?! Когдо он благопо лучно отдал рапорт, все грох нули: «Ура!!1» Сколько родости было в тот день...» А что вы помните об этом апрельском дне 1961-го, доро гие читатели? Где и при каких обстоятельствах вас застало известие о полете Гагарина? Что происходило вокруг вас? Нам важны все-все детали. Давайте вместе составим хро нику одного из лучших дней нашей жизни. А в апреле 2000 года «ДВ» отдаа вашим пись мам одну из своих страниц. На письмах сделайте пометку: «Добрые лица XX века; Гага рин». Дмитрий ШЕВАРОВ. чер- 000 С Ю Ж Е Т Ы - 9 9 УКРАЛИ БИВЕНЬ Из музея Уральского госу дарственного института ветери нарной медицины (Троицк, Челя бинская область) украли бивень мамонта. Как сообщает газета «Челябинский рабочий», бивень был найден на территарии об ласти в 1953 году, его цена па каталогу состовляет всего лишь 1.250 рублей. Однако на « , ном» рынке цены другие - 1 долларов 30 килограмм. Экспо нат же институтского музея тя нет аж на 20 килограммов. Кстати, это не первая кража - около года назад воры украли уникальное полуторометровое чучело самца-варана. Сергей СМИРНОВ. Челябинская область. ШАХ И МАТ В БАНЕ Две столитровые бочки зна менитого пива «Витязь» выпили в Ульяновске учостники пиво- шахмотного блицтурнира. Суть его в том, что после каждой иг ры шахматисты, соревнующиеся по олимпийской системе, долж ны выпивать по кружке пива. Тродиционные пиво-шахмотные соревнования вот уже в 10-й роз оргонизовало региональ ное отделение партии «Отече ство - Вся Россия». Юбилейное соревнование вызвало огромный интерес улья новцев. Он подогреволся тем, что на этот раз турнир проходил в одной из русских бань города. Одни игроки сразу прыгали в парную, а зотем бежали под душ охладиться и содились зо шахмо- ты. Другие - предпочли несколько часов «пениться» за доской. А победил международный мастер Виталий Гусоков, кото рый за весь турнир ни разу не снял рубошки и галстука. Маэ стро получил почетный приз от компании «Витязь». Александр ЛАЙКОВ. УЛЬЯНОВСК. ЗУБР БОЛЕЕТ Беловежский зубр может повторить судьбу своего далекого сородича - мамонта - и исчезнуть ка к вид. Самый крупный представитель европейской фауны серьезно болен. тывают по причине большой скученности. Кок ни странно. П Р И М Е Т А В Р Е М Е Н И п I ................... ^ Журналисты окрестили не излечимую пока хворь «зубри- ным спидом» - сегодня ей под вержен каждый десятый лесной гигонт. Причем это проблема не только белорусской, но и польской части Беловежья. Ею всерьез обеспокоились доже в Совете Европы и ЮНЕ СКО, присудив ученому из Минско Петру Козло премию Генри Фордо 30 фундамен тальный труд «Сохранение бе ловежских зубров». Что же слу чилось с хозяином беловеж ской фоуны? Специалисты считают, что он поскользнулся (не хочется писать «подзолетел») на родст венных браках. Нынешние две с лишним сотни беловежских красавцев (230-235) - это по томки всего 4-5 (по другим дан ным - 7) особей, завезенных сюда для восстановления пого ловья из частных зоопарков (в первую мировую войну их ис требили полностью). Близко- родственное скрещивание обеднило генофонд и ослаби ло иммунную Систему до опас ного предела. Кроме того, исследовотели обнаружили в органах и тканях зубра излишки свинца и кад мия. Этих элементов в 10-15 роз больше в семенниках. Об щий итог: у самцов поражена мочеполовоя система, желу дочно-кишечные 'заболевания соседствуют с котороктой. Зубры теряют способность к воспроизводству и из-за посто янных стрессов, которые испы- они существа не стадные. И когда глубокой осенью и зимой на подкормочные пункты в цен тральной части пущи Их соби рается по нескольку десятков, болезни усиливаются. Петр Козло утверждает, что спасение популяции - в отказе от строгого «заповедного» со держания и в более широком ее расселении по территории Беларуси. В заповедниках должна оставаться «зубриная элита» - резервный генофонд вида. Остальные получат лра- писку на территориях общехо зяйственного использования. Здесь не все просто: древний зверь, оберегаемый «Красной книгой», превратился почти в домашнее животное, и без по мощи человека уцелеть ему практически невазможно. На пример, пущанское стадо съе дает за зиму 1.000 тонн свек лы и 1.300 тонн сено. Понятно, что директоро ле схозов «за так» не возьмут но себя лишнюю зоботу и не сто нут кормить, досматривать, ох ранять зубров, которые всегда были лакомым кусочком для браконьеров. В прошлом году махина высотой в два метро и длиной в три попало в бра коньерский силок. Царь бело русского леса освободился, остовив в петле собственную ногу. Впору вспомнить Миколу Гусовского, поэта эпохи Возро ждения: «Зубр, как считаем из древле, хоть зверь, все же во ин, он понимает победу, добы тую честно». На зимовку богатырь при шел на трех ногах. Однако на чалась гонгрено, и гордого зверя пришлось усыпить. - Лесхозам будет даведена контрольная цифра содержа ния, - гаворит ведущий специа лист Института зоологии Наци ональной Акодемии ноук Бело- руси Петр Козло. - И все, что выше ее, подлежит отбору. Ле схозы смогут продавать лицен зии на отстрел непродуктивных животных. Две-три такие лицен зии для иностранцев стоимо стью 5-10 тысяч марок каждая способны покрыть расходы лесных хозяйств. Расселение почитаемых в народе мастодонтов уже идет - они завезены в Припятский на циональный парк. Полесский заповедник и несколько лесхо зов, в том числе недолеко от Минска. Теория «сохронения через использование» содержит сен- соционный проект скрещиво- ния с коровой. Один из ожида емых результотов - высокая жирнасть молока. Сравните: у обычней буренки она 1,5-3 процента, у зубрицы - 12-14. Внешне «зуброкорова» выгля дит так; существо с очень длин ным телом, почти незаметным горбом, без гривы, шмсть ко роткая и кучерявая. Поляки в свое время отказались от экс периментов по выведению но вого неприхотливого вида. Мо жет, получится у белорусов? - В Беларуси ситуация, я считаю, все же выровнивается, - сказал на прощание ученый. - Вот принята государственная программа спасения реликто вых животных. Но очень нужно интмнациональная програм ма. Важен обмен особо ценны ми производителями. В России, насколько я зною, работа по спасению зубров только ночи- нается. По рассказом коллег, две их партии завезли в наци- онольный парк «Орловское по лесье» и одну - на Вологодчи ну, в северные прерии, где они наполовину пропали... Владимир ХИЛЬКЕВИЧ. МИНСК. З В Е З Д Н А Я АНК Е ТА «А В » о т иДЕНЬГИД, иЛПЛЕАМЕНЬ НУЖНАЛИПОЭЗИЯРЫНОЧНОЙЭКОНОМИКЕ?- с ТАКИМВОПРОСОМмыОБРАТИЛИСЬКРОССИЙСКИМПОЭТАМ ■ ■ ■ Григорий ПОЖЕНЯН: - я считаю, что поэзия не только рыночной экономике не нужна. Она вообще нико му и никогда не нужна. А ес ли нужна, то это уже не поэ зия (естественно, речь веду о материальной стороне наше го ремесла). Вот я потратил столько сил на то, чтобы со брать все эти рукописи и сде лать сборник хороших стихов. Но, признаться, не знал я, сколько сил уйдет на поиск де нег, необходимых для издания. Понял, что этим заниматься не умею. В общем... Есть вопросы, нет ответов. Меньше лбов, чем пистолетов, Мир стоит но голове. Стихи никому не нужны. Поэт сам заработать никак не может, он и не зарабатывает. Чем лучше поэт, тем он более нищ и несчастен. Как я зара батываю? Играю на бильярде и иногда выигрываю. Евгений РЕЙН: - Конечно, нужна поэзия при всех способах хозяйство вания. Мой друг Бродский счи тал, что поэзию нужно прода вать в супермаркетах - очень серьезно эту идею излагал. Вот и сейчас, сами видите, лю ди становятся в очередь и по купают, например, Ахмадули ну, и жалуются, что нет моих книг... Так что рынок и поэзию можно и нужно совмещать. Нужен только толковый ме неджмент - верное слово? Что касается меня, то я жи ву плохо. Зарабатываю мало. Я - доцент литературного ин ститута, живу на пенсию, а го нораров нет: совсем не печа таюсь. Так, изредка, выступаю за границей, кое-что зараба тываю. А когда-то были вре мена, когда я поэзией хорошо заработывал. Во-первых, были переводы, за которые хорошо платили. Во-вторых, при всем моем нежелании возвращать ся в советское прошлое - в те годы, если ты издавал книгу, ты получал за нее деньги, ко торых тебе хватало на три го да жизни. При этом тебя еще материально поддерживал Союз писотелей. Сегодня ни чего этого нет. Поэтому стиха ми жить невозможно. Белла АХМАДУЛИНА: - Я никогда ни на что не жаловалась. Поэзия никогда и нигде рыночной экономике не нужна. В отличие от Рейна я и на эскимо не зарабатывало... Вот выходят мои книжки, но никто мне за это не платит. Я ни копейки ни с одного изда ния не получаю сегодня. Глав ное, что люди по-прежнему любят поэзию. А то, что нам за нее не платят, наверное, это... справедливо. Раньше? В те времена, ко гда я еще не была под запре том, я подрабатывала в бюро пропагонды: стоишь четыре часа на сцене, читаешь стихи без остановки - и получаешь.. Вы таких цен и не помните. Восемнадцать рублей! Я вы ступала, переводила, озвучи вала фильмы. Но никогда при были от своего рода зонятий я не ждало... И мне хорошо! Не смотря ни на что. Потому что я постоянно пишу. Леонид ФИЛАТОВ: - Рыночной экономике если и нужна поэзия, то только эст радная, попсовая. Мельтешня вот это вся. А настоящие сти хи... Они как раз не востребо ваны. Но стоит ли печалиться? У нас сегодня многое не вос требовано. Искусство хоро шее в особенности. Но разве важно быть услышанным глу хими? Что касается лично меня, то я - исключение из правил. Меня сегодня может прокор мить только мой литеротурный труд, и только он меня и кор мит. Вышло двенадцать книг за последнее время, в том числе трехтомник стихов - на полу ченные гонорары мы и живем. Но ведь я и правда исключе ние: меня еще помнят как ар тиста и потому, кажется, чита ют. Жаль, что у настоящих по этов нет денег не только на издание книг, но и но жизнь. Вот Новелла Матвеева, укра шение шестидесятых, не мо жет издать свою книгу. Но, несмотря на весь мой пессимизм, я верю, что это «время накопления» пройдет. Свиньи накопят свое и выбе рутся из грязи... Илья РЕЗНИК: - Именно в рыночной эко номике поэзия (впрочем, и другое искусство!) держится исключительно на меценатах. Поэзия не может принести прибыль. Вот я выпустил свой сборник. Денег на издание да ли друзья, потом взяли для своих нужд тысячу экземпля ров, о остальное так и оста лось лежать у меня. Прода вать я ничего не умею, поэто му все книги дарю. Недавно, уже через изда тельство, я заключил договор на публикацию пяти книг дет ских стихов. Свой гонорар я полностью отдал на зарабо ток художников. Иначе книга для детей вышла бы без ри сунков... И все же есть в ры ночной экономике один плюс: она производит в среде поэ тов естественный отбор. Те перь продается только то, что нравится публике. И никто уже не может навязать нам каких- то лаковых поэтов от союзных республик, конъюнктурных ав торов и прочего. Кстати, и за границей ред кий поэт сегодня окупаем: все они живут за счет чего-то дру гого. Как заработываю я? Пи шу целые программы для како го-то исполнителя. Одной на писанной песней сыт не бу дешь. Ни обувного магазина, ни заводика свечного у меня нет, хотя многие коллеги уже заимели свой бизнес. Я же продавать не умею. Вот напи сал за лето 120 стихов для де тишек - и мне хорошо. Им, ка жется, тоже... Разговаривала Светлана ДЕМЕНТЬЕВА. Григорий Поженян и Белла Ахмадулина; поэт поэта должен поддерживать. КСТАТИ А л у г о в о й р е д ь к и н е и з в о л и т е ? в средние века жил да был японский поэт Басё. Он ходил в кипарисовой шляпе с огром ными полями. Эти-то самые поля и «вспахивал» Басё перышком, испещряя стихами. Легенда гласит, что он умер в пути, а ветер судьбы, сор вавший с поэта шляпу, донес её до наших дней. Вспомним Николая Рубцова: «Он знал, что в до роге умрет». Это - и о себе, да и вообще о поэ тах. Велимир Хлебников запихивал стихотвор ные листы в наволочку. Рассказывают, что од нажды он высыпал оттуда свои рукописи и под жег. Дабы обогреть незнакомую ему замерзаю щую женщину. В эпоху компьютеров по московским зако улочкам до сих пор бродит поэт Юрий Влодов, записывающий стихи на тетрадочных клочках и затягивающий их узлом в носовые платки. Не графоман и не шизик. 1о большому счету поэзия не то что бы на Руси, а вообще на белом свете никогда не бы ла делом доходным. Пущкин? Умирая, сокру шался, что оставляет Наталье Николаевне в на следство долги. О да, в советские времена, ко гда основали Союз писотелей, Госиздат и лит- фондовские дачи, поэзия зо редким исключени ем из рискованной области служения вдруг пе реступила в сферу служивости, если не сказать обслуживания. Государственная служивость на ниве искусства. Наверное, она произрасла из знаменитой фразы, одетой в сталинскую ши нель: «Маякавский был и остается лучшим, та лантливейшим поэтам нашей саветской эпохи». Известная триада Маркса деньги - товар - деньги преобразуется здесь в золотую цепочку: стихи - деньги - стихи. Бытование этой цепочки позволяло кормиться и посвящоть свою жизнь не добыванию хлеба, а творчеству, которое са мо добывает хлеб. В «худшие» доперестроечные годы тиражи стихотворных книг Поженяна, Ах мадулиной и Вознесенского (Рейн на поверх ность вышел позднее! достигали сотен тысяч эк земпляров. Двойственность собственной еди ничности, слова Богу, осознается. Два года на зад выступавший в Перми Андрей Вознесенский обмолвился, что подобные «льготы» сегодня ка саются немногих, остальные поэты вообще вы пали из паля зрения. Какие тиражи?! Какие до ходы?! Вот тут-то мы и возвращаемся к опыту Басё и Хлебникова. Поэты глубинной России (неча побивать их Москвою да Питером!) в любые времена жили и творили вопреки гонорарам. Раньще они не печатались из-за цензуры, нын че - из-за отсутствия денег. «Провинциальные поэты, не вознесенные волной, чьи золотые эпо леты - ладони матущки больной»,- читаем у во- щедшего в евтушенковскую антологию «Строфы века» Алексея Решетова, добрую половину по этической жизни проработавшего на калийном руднике в Березниках. Его городской собрат Станислав Божков, чьи стихи звучали по радио «Свобода», клал печи. И так все - кто грузчи ком, кто сторожем, кто рубит бани «новым рус ским», кто распинает мозги в газете. Зверски убитый недавно в Перми местными отморозка ми поэт Николай Бурашников, словно пригла шая столичных «небожителей» принять хотя бы но время «постриг» народного миробытия, пи сал: «И глядя мне в ясные очи, пируйте, ребята, со мной - и в речке воды сколько хочешь, и редьки полно луковой». Конечно, не от хорошей жизни это - созда- воть поэзию урывками, между рабочими смена ми, когда хочется спать или просто-напросто напиться. Кстати, вот тост Юрия Кузнецова: «За успех безнадежнога дела!» Строго говоря, жизнь поэта есть безвестный подвиг. Ее не поз волительно сравнивать ни с жизнью рок-музы- канта, ни с возможностями живописца, ни с ти хим служением монаха. «Не лезьте, мальчики, в поэзию!» - предостерегает пермский поэт Вик тор Болотов. А посему, когда где-то далеко в Москве подымаются стоны по поводу невозмож ности существования за счет изданных стихов, поэты, живущие в провинции, грустно усмехают ся. И вспоминают притчу. У одного шаха была дюжина придворных стихотворцев. Он не ведал, кто же из них воспевает его искренне, а кто - льстит. Заточил шах стихотворцев в темницу. Нет, опять они воспевают шаха с одинаковой степенью образных щедрот. Тогда щах выпустил пиитов но свободу и перестал обращать но них внимание. Одиннадцать стихотворцев заброси ли свое ремесло. Двенадцатый продолжал тво рить. Звали его Фирдоуси. Началось испытание безразличием. «Единич ные» поэты столицы только-только к нему под ступают. Для поэтов глубинной России оно все гда было средой обитания. Юрий БЕЛИКОВ. ПЕРМЬ, У Учредитель и И здат ель Агентство д е л о в о й инф орм ации Издание зарегистрировоно Госкомитетом РФ по печати. Рет. № 016313. Распространяется в качестве приложения к газетам; Ф.Сизый. Адрес редакции; 125880, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. В.Симонов. Телефон/фокс для справок; (095) 257-56-95, 257-59-17. П.Вощанов, С.Заворотный, Телефон/фокс отдела рекламы; (095) 257-58-46. В.Качурин, К.Сорокин, А.Теплюк. Е-таИ; у1огпПс@>а(11,ги «Деловой вторник». Перепечатке; без сотпосования с редок 1 сией не допускается. Приобретение прав © но перепечатку и использование материалов тел./фокс (095) 257-58-46. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 2.437.332 экз. Цена - бесплатно. Зрение Версия» (Омск) 1 И ' V- 'I/— "Северный край, р^орелня), «Курскоя провдо» (Курск), ;Орповская правда»(Орел), «Веаник*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz