Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1999 г. (г. Липецк)

Д О Б Р Ы Е Л И Ц А X X В Е К А ГАГАРИН. САМАЯ ВЫСОКАЯМИНУТА в середине прошлого веко один помещик, безвылазно живший в своем имении Во­ робьевка, написал странные стихи: «Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая. Один в лицо увидел ночь. Я ль несся к бездне полуночной. Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Нод згой бездной я повис...» Так за сто лет до первого полета человека в космос рус­ ский поэт Афанасий Фет (имевший, кстати, стойкую ре­ путацию «врага прогресса») написал о неведомых ощуще­ ниях космонавта со всей тон- ‘ остью и точностью. Доже о невесомости: «...над этой безд­ ной я повис...» такого дня, чтобы волна дру­ желюбия, родости и бротского тепло могло выплеснуться на улицы. Вспомним апрельские дни щестьдесят первого года: не­ мыслимый восторг, стихийные демонстрации на площадях и улицах, братание и ликование всеобщие! Трудно точнее передать то- гдащнее отношение людей к Гагарину, чем слова Фета: «...первый житель рая...» Эпохо было самая атеистическая, хрущевские погромы церквей катились по стране, пропаган­ дисты торжествоволи «победу науки над религией»... Но если бы полет Гогорино был всего лишь победой науки, то откуда в тех днях столько слез радо­ сти, столько счастья, умиления? Почему всем так хотелось ско­ рее увидеть этого улыбчивого невысокого парня в летной форме? Ведь не потому же, что он около часа крутился вокруг планеты в тесной капсуле? Нет, в полете Юрия Гагарина народ чувствовал не только победу металла и правильных формул, а какой-то особый, невыразимый смысл. Для газет и митингов Гагарин был, конеч­ но, первый космонавт Земли, но для сердцо он был «...как первый житель рая...» Встречи первых космонав­ тов в родных степях, о потом в больших и маленьких городах ломали все официальные рег­ ламенты и протоколы и неиз­ бежно принимали форму на­ родного, почти домашнего праздника. Встречали не столько героев, отличившихся при выполнении специального зодания, сколько своих, «род­ неньких», чудесным образом прикоснувшихся к тайне Божь­ его мира. Так встречали и Титова, и Терешкову, и Николаева, и Быковского, и Леонова, и Бе­ ляева... Остались, н о в ^н ое , километры кинопленки об этих встречах. Там самое дрогоцен- ное - лица людей. ГТрекрас- ные, счастливые лица. Можно было бы сделать документаль­ ный фильм на основе этой хроники 60-х годов. Текста том, наверное, никакого не нужно. Пусть ^ д е т только му­ зыка, может быть, стихи, но главное, чтобы мы успели вгля­ деться в лица. Милые, просто­ душные и ясные, каких теперь не встретишь на улице. Да и нет довно такого праздника. Гибель Гагарина была пер­ вой катастрофой ношего дет­ ства. Помню, как плакала ба­ бушка. По Красной площоди на лофете везли урну. Я не мог понять, что такое урна и что там, на площади, происхо­ дит. Со смертью Коморова, Га­ гарина, а Ротом Доброволь­ ского, Пацаева, Волкова за­ вершилась эпоха счостливых встреч на земле - с митингами, цветами, музыкой и торжест­ вом по всей стране. Помню, что вырезонные из газеты портреты Добровольского, Па­ цаева, Волкова я хранил поче­ му-то под обложкой школьного дневника. Сейчас по проспекту Пацоева мои дети ходят в шко­ лу. И где-то над ними пролета­ ет опустевшоя орбитальная стонция «Мир», к судьбе кото­ рой мы, в общем, все равно­ душны. Пусть падает, лишь бы нас не задавила... Кажется, ни­ кто больше не глядит на звез­ ды. Даже поэты, как я заметил, о небе, а звездах сейчас не пишут. Когда, как это случи­ лось с номи? Почему?.. Быть может, все и началось с гибе­ ли Юрия Гагарина, с того, что мы не уберегли его? Каждый год в апреле появ­ ляются десятки статей с пре­ тендующими но сенсацию за­ головками: «Тайна гибели Га­ гарина...» О полете Юрия Алексеевича, о нем самом сейчас почему-то пишут гораз­ до реже. Скажете, что все о Гагарине уже написано, обо всем рассказоно? Но когда выходили эти книги и фильмы? За это время выросли новые поколения, и современные де­ ти знают о Ди Каприо почти все, а о Гогорине - почти ниче­ го. Другое время - другие ге­ рои, скажет кто-то. Но Юрий Гагарин - один на все време­ на. И наши дети родились на той же русской земле, где ро­ дился Гагарин. Почему же его улыбку теперь можно увидеть только на снимках в старых «Огоньках»? Или вдруг мельк­ нет она в какой-нибудь ретро­ передаче по телевизору как символ давно минувшего вре­ мени... Почему мы так быстро сдоем в архив все, чем другие нации не устоют гордиться де­ сятилетиями и даже веками? Не знаю, кто придумал зву­ ковую зоставку к программе «Время». Говорят, Александр Любимов. Спасибо ему - за­ ставка удивительная, почти ге­ ниальная по лаконичности. В одну минуту уложены мажор­ ные знаки целой эпохи: бой кремлевских курантов, печото- ние шага почетным караулом, легкомысленное насвистыва­ ние счостливого человека, по­ зывные «Мояка» и, наконец, гагаринское «Поехали!..» с фрогментом музыки Георгия Свиридова... А через несколько секунд нам сообщают в новостях о взрывах, предвыборных дряз- гох, войне, отмывании денег. убийствах... И мы уже привык­ ли к этой стыковке в эфире не­ совместимых миров. А ведь, если задумоться, станет ясно, что строна оказалась недос­ тойна собственных символов. Во всяком случое, то страна, о которой нам рассказывают в новостях. Мне кажется, что гагарин­ ское «Поехоли!..» должно зву­ чать лишь раз в день, как на- поминоние о достоинстве, о высоте, о чести. Эта зомеча- тельная звуковая заставка - не разменная монета, ею нельзя бросаться по четыре-пять раз на дню. И пусть эта особая минута не будет зожата в тис- кох рекламы и агрессивно­ мрачных новостей. Пусть ря­ дом с ней будет еще три ми­ нуты тишины. «И ты ключом, приятель, не стучи. Ты Э 1 и три минуты помолчи...» Это из Юрия Визбора, если помните. В опубликованных воспоми­ наниях о Гагарине мне всегда не хватало чего-то гловного. В советские годы эти воспомина­ ния казались чересчур благо­ стными. Потом все переверну­ лось, и мемуаристы стали рос- суждать о совсем уж пустых вещах - о том, как Гагарин якобы с ними пил, как тяготил­ ся славой и обижался, что его больше не посылают в космос. Какой ничтожной кажется это «мемуаристика» рядом со светлым молчанием вдовы Юрия Алексеевича. Сколько в этом молчании достоинства, любви, верности, долготерпе­ ния! Как мы все должны быть ей благодарны за этот много­ летний тихий подвиг... Недавно в Подмосковье ло­ мали старую школу. Но до то­ го, как приехали бульдозеры, я видел, как пожилая учительни­ ца прощалась со своей шко­ лой. «А вот здесь, под лестни­ цей, - рассказывола она мне, - мы жили с мамой. Она была завучем. У нас был единствен­ ный в школе телевизор, и ко- гдо передали сообщение, что Гагорин полетел в космос и вернулся на Землю, к ном в комнатку сбежалась вся шко­ ла. Показывали, как Юра шел по ковровой дорожке от сомо- лето, чтобы отдать рапорт, и вот мы видим, что у него шну­ рок развязался. Все в комнате зотихли от ужаса - неужели наступит на этот дурацкий шнурок?! Когдо он благопо­ лучно отдал рапорт, все грох­ нули: «Ура!!1» Сколько родости было в тот день...» А что вы помните об этом апрельском дне 1961-го, доро­ гие читатели? Где и при каких обстоятельствах вас застало известие о полете Гагарина? Что происходило вокруг вас? Нам важны все-все детали. Давайте вместе составим хро­ нику одного из лучших дней нашей жизни. А в апреле 2000 года «ДВ» отдаа вашим пись­ мам одну из своих страниц. На письмах сделайте пометку: «Добрые лица XX века; Гага­ рин». Дмитрий ШЕВАРОВ. чер- 000 С Ю Ж Е Т Ы - 9 9 УКРАЛИ БИВЕНЬ Из музея Уральского госу­ дарственного института ветери­ нарной медицины (Троицк, Челя­ бинская область) украли бивень мамонта. Как сообщает газета «Челябинский рабочий», бивень был найден на территарии об­ ласти в 1953 году, его цена па каталогу состовляет всего лишь 1.250 рублей. Однако на « , ном» рынке цены другие - 1 долларов 30 килограмм. Экспо­ нат же институтского музея тя­ нет аж на 20 килограммов. Кстати, это не первая кража - около года назад воры украли уникальное полуторометровое чучело самца-варана. Сергей СМИРНОВ. Челябинская область. ШАХ И МАТ В БАНЕ Две столитровые бочки зна­ менитого пива «Витязь» выпили в Ульяновске учостники пиво- шахмотного блицтурнира. Суть его в том, что после каждой иг­ ры шахматисты, соревнующиеся по олимпийской системе, долж­ ны выпивать по кружке пива. Тродиционные пиво-шахмотные соревнования вот уже в 10-й роз оргонизовало региональ­ ное отделение партии «Отече­ ство - Вся Россия». Юбилейное соревнование вызвало огромный интерес улья­ новцев. Он подогреволся тем, что на этот раз турнир проходил в одной из русских бань города. Одни игроки сразу прыгали в парную, а зотем бежали под душ охладиться и содились зо шахмо- ты. Другие - предпочли несколько часов «пениться» за доской. А победил международный мастер Виталий Гусоков, кото­ рый за весь турнир ни разу не снял рубошки и галстука. Маэ­ стро получил почетный приз от компании «Витязь». Александр ЛАЙКОВ. УЛЬЯНОВСК. ЗУБР БОЛЕЕТ Беловежский зубр может повторить судьбу своего далекого сородича - мамонта - и исчезнуть ка к вид. Самый крупный представитель европейской фауны серьезно болен. тывают по причине большой скученности. Кок ни странно. П Р И М Е Т А В Р Е М Е Н И п I ................... ^ Журналисты окрестили не­ излечимую пока хворь «зубри- ным спидом» - сегодня ей под­ вержен каждый десятый лесной гигонт. Причем это проблема не только белорусской, но и польской части Беловежья. Ею всерьез обеспокоились доже в Совете Европы и ЮНЕ­ СКО, присудив ученому из Минско Петру Козло премию Генри Фордо 30 фундамен­ тальный труд «Сохранение бе­ ловежских зубров». Что же слу­ чилось с хозяином беловеж­ ской фоуны? Специалисты считают, что он поскользнулся (не хочется писать «подзолетел») на родст­ венных браках. Нынешние две с лишним сотни беловежских красавцев (230-235) - это по­ томки всего 4-5 (по другим дан­ ным - 7) особей, завезенных сюда для восстановления пого­ ловья из частных зоопарков (в первую мировую войну их ис­ требили полностью). Близко- родственное скрещивание обеднило генофонд и ослаби­ ло иммунную Систему до опас­ ного предела. Кроме того, исследовотели обнаружили в органах и тканях зубра излишки свинца и кад­ мия. Этих элементов в 10-15 роз больше в семенниках. Об ­ щий итог: у самцов поражена мочеполовоя система, желу­ дочно-кишечные 'заболевания соседствуют с котороктой. Зубры теряют способность к воспроизводству и из-за посто­ янных стрессов, которые испы- они существа не стадные. И когда глубокой осенью и зимой на подкормочные пункты в цен­ тральной части пущи Их соби­ рается по нескольку десятков, болезни усиливаются. Петр Козло утверждает, что спасение популяции - в отказе от строгого «заповедного» со­ держания и в более широком ее расселении по территории Беларуси. В заповедниках должна оставаться «зубриная элита» - резервный генофонд вида. Остальные получат лра- писку на территориях общехо­ зяйственного использования. Здесь не все просто: древний зверь, оберегаемый «Красной книгой», превратился почти в домашнее животное, и без по­ мощи человека уцелеть ему практически невазможно. На­ пример, пущанское стадо съе­ дает за зиму 1.000 тонн свек­ лы и 1.300 тонн сено. Понятно, что директоро ле­ схозов «за так» не возьмут но себя лишнюю зоботу и не сто­ нут кормить, досматривать, ох­ ранять зубров, которые всегда были лакомым кусочком для браконьеров. В прошлом году махина высотой в два метро и длиной в три попало в бра­ коньерский силок. Царь бело­ русского леса освободился, остовив в петле собственную ногу. Впору вспомнить Миколу Гусовского, поэта эпохи Возро­ ждения: «Зубр, как считаем из­ древле, хоть зверь, все же во­ ин, он понимает победу, добы­ тую честно». На зимовку богатырь при­ шел на трех ногах. Однако на­ чалась гонгрено, и гордого зверя пришлось усыпить. - Лесхозам будет даведена контрольная цифра содержа­ ния, - гаворит ведущий специа­ лист Института зоологии Наци­ ональной Акодемии ноук Бело- руси Петр Козло. - И все, что выше ее, подлежит отбору. Ле­ схозы смогут продавать лицен­ зии на отстрел непродуктивных животных. Две-три такие лицен­ зии для иностранцев стоимо­ стью 5-10 тысяч марок каждая способны покрыть расходы лесных хозяйств. Расселение почитаемых в народе мастодонтов уже идет - они завезены в Припятский на­ циональный парк. Полесский заповедник и несколько лесхо­ зов, в том числе недолеко от Минска. Теория «сохронения через использование» содержит сен- соционный проект скрещиво- ния с коровой. Один из ожида­ емых результотов - высокая жирнасть молока. Сравните: у обычней буренки она 1,5-3 процента, у зубрицы - 12-14. Внешне «зуброкорова» выгля­ дит так; существо с очень длин­ ным телом, почти незаметным горбом, без гривы, шмсть ко­ роткая и кучерявая. Поляки в свое время отказались от экс­ периментов по выведению но­ вого неприхотливого вида. Мо­ жет, получится у белорусов? - В Беларуси ситуация, я считаю, все же выровнивается, - сказал на прощание ученый. - Вот принята государственная программа спасения реликто­ вых животных. Но очень нужно интмнациональная програм­ ма. Важен обмен особо ценны­ ми производителями. В России, насколько я зною, работа по спасению зубров только ночи- нается. По рассказом коллег, две их партии завезли в наци- онольный парк «Орловское по­ лесье» и одну - на Вологодчи­ ну, в северные прерии, где они наполовину пропали... Владимир ХИЛЬКЕВИЧ. МИНСК. З В Е З Д Н А Я АНК Е ТА «А В » о т иДЕНЬГИД, иЛПЛЕАМЕНЬ НУЖНАЛИПОЭЗИЯРЫНОЧНОЙЭКОНОМИКЕ?- с ТАКИМВОПРОСОМмыОБРАТИЛИСЬКРОССИЙСКИМПОЭТАМ ■ ■ ■ Григорий ПОЖЕНЯН: - я считаю, что поэзия не только рыночной экономике не нужна. Она вообще нико­ му и никогда не нужна. А ес­ ли нужна, то это уже не поэ­ зия (естественно, речь веду о материальной стороне наше­ го ремесла). Вот я потратил столько сил на то, чтобы со­ брать все эти рукописи и сде­ лать сборник хороших стихов. Но, признаться, не знал я, сколько сил уйдет на поиск де­ нег, необходимых для издания. Понял, что этим заниматься не умею. В общем... Есть вопросы, нет ответов. Меньше лбов, чем пистолетов, Мир стоит но голове. Стихи никому не нужны. Поэт сам заработать никак не может, он и не зарабатывает. Чем лучше поэт, тем он более нищ и несчастен. Как я зара­ батываю? Играю на бильярде и иногда выигрываю. Евгений РЕЙН: - Конечно, нужна поэзия при всех способах хозяйство­ вания. Мой друг Бродский счи­ тал, что поэзию нужно прода­ вать в супермаркетах - очень серьезно эту идею излагал. Вот и сейчас, сами видите, лю­ ди становятся в очередь и по­ купают, например, Ахмадули­ ну, и жалуются, что нет моих книг... Так что рынок и поэзию можно и нужно совмещать. Нужен только толковый ме­ неджмент - верное слово? Что касается меня, то я жи­ ву плохо. Зарабатываю мало. Я - доцент литературного ин­ ститута, живу на пенсию, а го­ нораров нет: совсем не печа­ таюсь. Так, изредка, выступаю за границей, кое-что зараба­ тываю. А когда-то были вре­ мена, когда я поэзией хорошо заработывал. Во-первых, были переводы, за которые хорошо платили. Во-вторых, при всем моем нежелании возвращать­ ся в советское прошлое - в те годы, если ты издавал книгу, ты получал за нее деньги, ко­ торых тебе хватало на три го­ да жизни. При этом тебя еще материально поддерживал Союз писотелей. Сегодня ни­ чего этого нет. Поэтому стиха­ ми жить невозможно. Белла АХМАДУЛИНА: - Я никогда ни на что не жаловалась. Поэзия никогда и нигде рыночной экономике не нужна. В отличие от Рейна я и на эскимо не зарабатывало... Вот выходят мои книжки, но никто мне за это не платит. Я ни копейки ни с одного изда­ ния не получаю сегодня. Глав­ ное, что люди по-прежнему любят поэзию. А то, что нам за нее не платят, наверное, это... справедливо. Раньше? В те времена, ко­ гда я еще не была под запре­ том, я подрабатывала в бюро пропагонды: стоишь четыре часа на сцене, читаешь стихи без остановки - и получаешь.. Вы таких цен и не помните. Восемнадцать рублей! Я вы­ ступала, переводила, озвучи­ вала фильмы. Но никогда при­ были от своего рода зонятий я не ждало... И мне хорошо! Не­ смотря ни на что. Потому что я постоянно пишу. Леонид ФИЛАТОВ: - Рыночной экономике если и нужна поэзия, то только эст­ радная, попсовая. Мельтешня вот это вся. А настоящие сти­ хи... Они как раз не востребо­ ваны. Но стоит ли печалиться? У нас сегодня многое не вос­ требовано. Искусство хоро­ шее в особенности. Но разве важно быть услышанным глу­ хими? Что касается лично меня, то я - исключение из правил. Меня сегодня может прокор­ мить только мой литеротурный труд, и только он меня и кор­ мит. Вышло двенадцать книг за последнее время, в том числе трехтомник стихов - на полу­ ченные гонорары мы и живем. Но ведь я и правда исключе­ ние: меня еще помнят как ар ­ тиста и потому, кажется, чита­ ют. Жаль, что у настоящих по­ этов нет денег не только на издание книг, но и но жизнь. Вот Новелла Матвеева, укра­ шение шестидесятых, не мо­ жет издать свою книгу. Но, несмотря на весь мой пессимизм, я верю, что это «время накопления» пройдет. Свиньи накопят свое и выбе­ рутся из грязи... Илья РЕЗНИК: - Именно в рыночной эко­ номике поэзия (впрочем, и другое искусство!) держится исключительно на меценатах. Поэзия не может принести прибыль. Вот я выпустил свой сборник. Денег на издание да­ ли друзья, потом взяли для своих нужд тысячу экземпля­ ров, о остальное так и оста­ лось лежать у меня. Прода­ вать я ничего не умею, поэто­ му все книги дарю. Недавно, уже через изда­ тельство, я заключил договор на публикацию пяти книг дет­ ских стихов. Свой гонорар я полностью отдал на зарабо­ ток художников. Иначе книга для детей вышла бы без ри­ сунков... И все же есть в ры­ ночной экономике один плюс: она производит в среде поэ­ тов естественный отбор. Те­ перь продается только то, что нравится публике. И никто уже не может навязать нам каких- то лаковых поэтов от союзных республик, конъюнктурных ав­ торов и прочего. Кстати, и за границей ред­ кий поэт сегодня окупаем: все они живут за счет чего-то дру­ гого. Как заработываю я? Пи­ шу целые программы для како­ го-то исполнителя. Одной на­ писанной песней сыт не бу­ дешь. Ни обувного магазина, ни заводика свечного у меня нет, хотя многие коллеги уже заимели свой бизнес. Я же продавать не умею. Вот напи­ сал за лето 120 стихов для де­ тишек - и мне хорошо. Им, ка­ жется, тоже... Разговаривала Светлана ДЕМЕНТЬЕВА. Григорий Поженян и Белла Ахмадулина; поэт поэта должен поддерживать. КСТАТИ А л у г о в о й р е д ь к и н е и з в о л и т е ? в средние века жил да был японский поэт Басё. Он ходил в кипарисовой шляпе с огром­ ными полями. Эти-то самые поля и «вспахивал» Басё перышком, испещряя стихами. Легенда гласит, что он умер в пути, а ветер судьбы, сор­ вавший с поэта шляпу, донес её до наших дней. Вспомним Николая Рубцова: «Он знал, что в до­ роге умрет». Это - и о себе, да и вообще о поэ­ тах. Велимир Хлебников запихивал стихотвор­ ные листы в наволочку. Рассказывают, что од­ нажды он высыпал оттуда свои рукописи и под­ жег. Дабы обогреть незнакомую ему замерзаю­ щую женщину. В эпоху компьютеров по московским зако­ улочкам до сих пор бродит поэт Юрий Влодов, записывающий стихи на тетрадочных клочках и затягивающий их узлом в носовые платки. Не графоман и не шизик. 1о большому счету поэзия не то что бы на Руси, а вообще на белом свете никогда не бы­ ла делом доходным. Пущкин? Умирая, сокру­ шался, что оставляет Наталье Николаевне в на­ следство долги. О да, в советские времена, ко­ гда основали Союз писотелей, Госиздат и лит- фондовские дачи, поэзия зо редким исключени­ ем из рискованной области служения вдруг пе­ реступила в сферу служивости, если не сказать обслуживания. Государственная служивость на ниве искусства. Наверное, она произрасла из знаменитой фразы, одетой в сталинскую ши­ нель: «Маякавский был и остается лучшим, та­ лантливейшим поэтам нашей саветской эпохи». Известная триада Маркса деньги - товар - деньги преобразуется здесь в золотую цепочку: стихи - деньги - стихи. Бытование этой цепочки позволяло кормиться и посвящоть свою жизнь не добыванию хлеба, а творчеству, которое са­ мо добывает хлеб. В «худшие» доперестроечные годы тиражи стихотворных книг Поженяна, Ах­ мадулиной и Вознесенского (Рейн на поверх­ ность вышел позднее! достигали сотен тысяч эк­ земпляров. Двойственность собственной еди­ ничности, слова Богу, осознается. Два года на­ зад выступавший в Перми Андрей Вознесенский обмолвился, что подобные «льготы» сегодня ка­ саются немногих, остальные поэты вообще вы­ пали из паля зрения. Какие тиражи?! Какие до­ ходы?! Вот тут-то мы и возвращаемся к опыту Басё и Хлебникова. Поэты глубинной России (неча побивать их Москвою да Питером!) в любые времена жили и творили вопреки гонорарам. Раньще они не печатались из-за цензуры, нын­ че - из-за отсутствия денег. «Провинциальные поэты, не вознесенные волной, чьи золотые эпо­ леты - ладони матущки больной»,- читаем у во- щедшего в евтушенковскую антологию «Строфы века» Алексея Решетова, добрую половину по­ этической жизни проработавшего на калийном руднике в Березниках. Его городской собрат Станислав Божков, чьи стихи звучали по радио «Свобода», клал печи. И так все - кто грузчи­ ком, кто сторожем, кто рубит бани «новым рус­ ским», кто распинает мозги в газете. Зверски убитый недавно в Перми местными отморозка­ ми поэт Николай Бурашников, словно пригла­ шая столичных «небожителей» принять хотя бы но время «постриг» народного миробытия, пи­ сал: «И глядя мне в ясные очи, пируйте, ребята, со мной - и в речке воды сколько хочешь, и редьки полно луковой». Конечно, не от хорошей жизни это - созда- воть поэзию урывками, между рабочими смена­ ми, когда хочется спать или просто-напросто напиться. Кстати, вот тост Юрия Кузнецова: «За успех безнадежнога дела!» Строго говоря, жизнь поэта есть безвестный подвиг. Ее не поз­ волительно сравнивать ни с жизнью рок-музы- канта, ни с возможностями живописца, ни с ти­ хим служением монаха. «Не лезьте, мальчики, в поэзию!» - предостерегает пермский поэт Вик­ тор Болотов. А посему, когда где-то далеко в Москве подымаются стоны по поводу невозмож­ ности существования за счет изданных стихов, поэты, живущие в провинции, грустно усмехают­ ся. И вспоминают притчу. У одного шаха была дюжина придворных стихотворцев. Он не ведал, кто же из них воспевает его искренне, а кто - льстит. Заточил шах стихотворцев в темницу. Нет, опять они воспевают шаха с одинаковой степенью образных щедрот. Тогда щах выпустил пиитов но свободу и перестал обращать но них внимание. Одиннадцать стихотворцев заброси­ ли свое ремесло. Двенадцатый продолжал тво­ рить. Звали его Фирдоуси. Началось испытание безразличием. «Единич­ ные» поэты столицы только-только к нему под­ ступают. Для поэтов глубинной России оно все­ гда было средой обитания. Юрий БЕЛИКОВ. ПЕРМЬ, У Учредитель и И здат ель Агентство д е л о в о й инф орм ации Издание зарегистрировоно Госкомитетом РФ по печати. Рет. № 016313. Распространяется в качестве приложения к газетам; Ф.Сизый. Адрес редакции; 125880, ГСП, Москва, А-137, ул. «Правды», 24, 5-й этаж. В.Симонов. Телефон/фокс для справок; (095) 257-56-95, 257-59-17. П.Вощанов, С.Заворотный, Телефон/фокс отдела рекламы; (095) 257-58-46. В.Качурин, К.Сорокин, А.Теплюк. Е-таИ; у1огпПс@>а(11,ги «Деловой вторник». Перепечатке; без сотпосования с редок 1 сией не допускается. Приобретение прав © но перепечатку и использование материалов тел./фокс (095) 257-58-46. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г. Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 2.437.332 экз. Цена - бесплатно. Зрение Версия» (Омск) 1 И ' V- 'I/— "Северный край, р^орелня), «Курскоя провдо» (Курск), ;Орповская правда»(Орел), «Веаник*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz