Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
24 октябра 1998 г ., № 21 0 (20838) Ш ИПЕЦКЛЯ •/Ж газета о МКОН ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТИ ОВЫБОРАХРУТАЮВ ПРЕДаАВИТЕЛЬНЫХОРГАНОВЙЕОНОЮ(АЙ0УЛРАВЛЕНИ1ВЛИПЕЦКОЙОБЛАПИ Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовая основа проведения выборов депутатов пред ставительных органов местного самоуправления Выборы деп^атов представительных органов местного самоуправ ления проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Фе дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других фе деральных законов. Устава Липецкой области, настоящего и других зако нов области, а также уставов соответствующих муниципальных образо ваний. В случае внесения изменений и дополнений в настоящий закон в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления они действуют при проведении выборов депутатов представительного органа местного са моуправления нового созыва. Статья 2 . Основные термины , применяемые в настоящем з а коне В настоящем законе используются следующие термины; агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные ма териалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназна ченные для массового распространения, обнародования в ходе избира тельной кампании; выборы — выборы депутатов представительного органа местного самоуправления; выдвижение кандидата— инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в депута ты представительного органа местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы, предусмот ренных настоящим законом; глава администрации муниципального образования — выборное до лжностное лицо, предусмотренное уставом муниципального образова ния, возглавляющее соответствующую администрацию и осуществляю щее исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопро сов местного значения; государственная служба— профессиональная деятельность по обес печению полномочий государственных органов; государственный служащий — гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законом порядке обязанности по госу дарственной должности государственной службы; депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего изби рательного округа в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай ном голосовании; избирательная кампания — период со дня официального опублико вания решения уполномоченного на то должностного лица, органа госу дарственной власти, органа местного самоуправления о назначении вы боров до дня официального опубликования результатов выборов; избирательная кампания кандидатов—деятельность кандидатов, их доверенных лиц и поддерживающих их избирателей, направленная на их избрание и включающая организацию сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, предвыборную агитацию и иную ор ганизационную деятельность в соответствии с настоящим законом; избирательные комиссии — коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные федеральным законом, настоящим за коном, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов; избирательная комиссия муниципального образования — муниципаль ная избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подго товку и проведение выборов депутатов представительного органа мес тного самоуправления на всей территории муниципального образова ния; избирательное право активное — право граждан Российской Феде рации избирать депутатов представительного органа местного самоуп равления; избирательное право пассивное — право граждан Российской Феде рации быть избранными депутатами представительного органа местно го самоуправления; избиратель— гражданин Российской Федерации (далее гражданин), имеющий право избирать депутатов представительного органа местно го самоуправления; избирательное объединение — общероссийское, межрегиональное, областное, местное политическое общественное объединение (поли тическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными вуставе, целями которого являются; участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы местного само управления посредством вьщвижения кандидатов и организации их пред выборной агитации, участия в организации деятельности указанных ор ганов; данное объединение должно быть создано и зарегистрировано в установленном законом порядке, а его действующий устав зарегистри рован не позднее чем за один год до дня голосования; избирательный блок — добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Изби- . рательный блок обвадавттч)а 1 еами избирательного объединения : , избирательн!^ образована ддо«т&ет ствии с федеральнь1м й областным законами, от которой непосредственно гражданами избирается один депутат; ^ кандидат — лицо, выдвинутое в установленном настоящим законом порядке в качестве претендента в депутаты представительного органа местного самоуправления; кандидат зарегистрированный — лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом вдепутаты пред ставительного органа местного самоуправления; место постоянного или преимущественного проживания граждани на—жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализиро ванные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвали дов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве со бственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; место временного пребывания гражданина — это гостиница, санато рий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющее ся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно; местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая Консти туцией Российской Федерации самостоятельная, под свою ответствен ность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций; муниципальная служба — профессиональная деятельность на посто янной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной; муниципальное образование — городское, сельское поселение, не сколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселе ния, иная населенная территория, предусмотренные федеральным и областным законами об общих принципах организации местного само управления, в пределах которых осуществляется местное самоуправле ние, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выбор ные органы местного самоуправления; органы местного самоуправления — представительные органы мес тного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуп равления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, облас тными уставами и законами; наблюдатель— лицо, назначенное при проведении выборов канди датом, избирательным объединением, избирательным блоком, общес твенным объединением, созданным и зарегистрированным в установ ленном законом порядке, а также группой избирателей; наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по про верке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов; наблюдатель иностранный (международный) —лицо, представляю щее иностранную или международную организацию,_приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в соответствии с порядком, установленным федеральными за конами; ^ предвыборная агитация— деятельность граждан, кандидатов, изби рательных объединений, избирательных блоков, общественных объеди нений, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей при нять участие в выборах, а также голосовать за тех или иных кандидатов или против них. Статья 3 . Срок полномочий депутатов представительного ор гана местного самоуправления 1. Срок полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления устанавливается Уставом и законами Липецкой области (далее области), уставом муниципального образования и не может быть более четырех лет. 2. Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочии из бранного представительного органа местного самоуправления не до пускается. 3. Нормы об изменении установленного Уставом и законами облае те, уставом муниципального образования срока полномочий представи тельного органа местного самоуправления вступают в силу после исте чения срока полномочий действующего представительного органа мес тного самоуправления, а в случаях досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления — после прекращения указанных пол номочий. Статья 4 . Обязательность проведения выборов Проведение выборов депутатов представительного органа местно го самоуправления является обязательным. Выборы назначаются в сро ки, установленные настоящим законом. Статья 5 . Назначение выборов 1. Выборы депутатов представительного органа местного самоуп равления соответствующего муниципального образования назначаются представительным органом местного самоуправления в связи с истече нием сроков полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления, установленных законом области и уставом муниципаль ного образования. 2. Выборы назначаются на первое воскресенье после истечения срока полномочий депутатов представительного органа местного самоуправ ления. 3. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов пред ставительного органа местного самоуправления по основаниям, предус мотренным законами области, уставом муниципального образования, уполномоченный на то орган назначает выборы депутатов представи тельного органа местного самоуправления на первое воскресенье меся ца. следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения пол номочий депутатов представительного органа местного самоуправле ния. ПОСТАНОВЛЕНИЕ пятой сессии Липецкого областного Совета депутатов второго созыва № 90-пс от 15.10.98 г. О ПРОЕКТЕ ОБЛДаНОГО ЗАКОНА «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ПРЕДаАВИТЕЛЬНЫХ ОРТАНОВ МЕПНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАаИ» Рассмотрев проект вышеуказанного^областного зако на, предложение по нему комитета областного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам и руководствуясь федеральными законами «Об основных га рантиях избирательных прав и права на участие в рефе рендуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления», а так же пунктом 2 статьи 30 Устава Липецкой области, облас тной Совет депутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять областной закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Ли пецкой области» (прилагается). 2. Направить указанный областной закон в соответст вии с пунктом 2 статьи 32 Устава Липецкой области главе администрации области для подписания и обнародования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ Статья 6 . Гарантии своевременного назначения выборов 1. В случае если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в сроки, установленные в статье 5 настоящего зако на, выборы проводятся избирательной комиссией муниципального об разования соответственно в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения срока полномочий депутатов пред ставительного органа местного самоуправления, в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа местно го самоуправления. 2. Решение представительного органа местного самоуправления или избирательной комиссии муниципального образования о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но не позднее чем за 90 дней до дня голосования. 3. В случае если представительный орган местного самоуправления, а также избирательная комиссия муниципального образования не назна чат в установленный срок выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, а также при отсутствии избирательной ко миссии муниципального образования и невозможности ее формирова ния, выборы назначаются районным, городским судом по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, ор ганов государственной власти, органа местного самоуправления, проку рора. При этом выборы организует и проводит временная избиратель ная комиссия муниципального образования, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов избирательной комиссией Липецкой области (далее избирательная комиссия области) в количест ве от 5 до 15 членов с соблюдением требований к составу избиратель ной комиссии, установленных настоящим законом, в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу. Статья 7 . Избирательные права граждан 1. Гражданин, достигший возраста 18 лет и постоянно или преиму щественно проживающий на территории соответствующего муниципаль ного образования, вправе избирать депутатов, участвовать в иных изби рательных действиях, предусмотренных настоящим законом и проводи мых законными методами. 2. Гражданин, достигший 21 года, вправе быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения сво боды по приговору суда. 4. Пребывание избирателя вне места его постоянного или преиму щественного проживания во время проведения выборов на территории муниципального образования не может служить основанием для ограни чения его избирательных прав. 5. В соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим законом установлены следующие ограничения, связанные со статусом депутата; — депутат представительного органа местного самоуправления не может входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, иного представительного органа местного са моуправления, а депутат, работающий в представительном органе мес тного самоуправления на постоянной оплачиваемой основе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательс кой, научной или иной творческой деятельности. Статья 8 . Принципы участия избирателей в выборах 1. Избиратели участвуют в выборах на основе всеобщего равного и поямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Участие избирателя в выборах является свободным и доброволь ным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах и препятствовать его сво бодному волеизъявлению. Статья 9 . Принципы участия избирательных объединений, из- бират^)ЯаНЬ 1 х блоков в выборах , . 1. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления на равных основаниях в порядке, установленном настоящим законом. 2. Все решения избирательных объединений, избирательных бло ков, связанные с их участием в выборах, принимаются на коллегиальной основе. Статья 10 . Органы, осуществляющие подготовку и проведе ние выборов депутатов представительного органа местного само управления 1. Осуществление подготовки и проведения выборов депутатов пред ставительного органа местного самоуправления, обеспечение реализа ции и защита избирательных прав граждан возлагаются на избиратель ные комиссии. 2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции незави симы от органов государственной власти и органов местного самоуправ ления. 3. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим и иными законами области, обязательны для государственных учрежде ний, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрирован ных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избира телей. Статья 11 . Гласность подготовки и проведения выборов депу татов представительного органа местного самоуправления 1. Подготовка и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления осуществляется открыто п гласно. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах мас совой информации, указанных в пункте 1 статьи 43 настоящего закона, и передаются в иные средства массовой информации не позднее чем в 3- дневный срок. 3. В муниципальных образованиях, где отсутствуют средства массо вой информации, решения избирательных комиссий, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, до водятся до сведения населения иными доступными способами с учетом местных условий. Статья 12 . Право на предвыборную агитацию 1. Граждане, кандидаты, избирательные объединения, избиратель ные блоки, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, имеющую целью побудить избирателей участвовать в выборах депута тов представительного органа местного самоуправления, а также голо совать за или против кандидатов. 2. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединени ям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к му ниципальным средствам массовой информации. Статья 13 . Финансирование выборов 1. Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и про ведением выборов, производятся за счет средств бюджета муниципаль ного образования. 2. Кандидаты финансируют все затраты на их предвыборную кампа нию исключительно из средств создаваемых ими избирательных фон дов. Глава I I. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ _ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕН Статья 14. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления образуются одномандатные избирательные округа на основании данных избирательной комиссии муниципального образования о численности избирателей, зарегистрированных на тер ритории муниципального образования, которые предоставляются гла вой администрации муниципального образования или иным уполномо ченным должностным лицом (органом) местного самоуправления, а так же командирами воинских частей не позднее чем в течение 5 дней после официального опубликования назначения дня голосования. 2. Избирательная комиссия муниципального образования не позд нее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов (при необходимости —^улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Представи тельный орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Если на территории муниципального образования представительный орган местного самоуправления не принимает решение об образовании избирательных округов в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов депутатов представительно го органа местного самоуправления прежнего созыва. В случае, если прежняя схема избирательных округов не соответствует федеральным законам, настоящему закону, уставу муниципального образования, схема избирательных округов утверждается избирательной комиссией облас ти, , 3. Избирательные округа, образуемые для проведения выборов де путатов представительного органа местного самоуправления, должны отвечать следующим требованиям; примерное равенство избирательных округов по числу избирателен на депутатский мандат в избирательных округах, с допустимым отклоне нием от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов; избирательный округ образует единую территорию; не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой тер риторий. _ 4. При соблюдении указанных требований в отношении образования избирательных округов учитывается территориальное деление муници пального образования. 5. Представительный орган местного самоуправления публикует схе му образования избирательных округов, включая ее графическое изо бражение, не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. В случае утверждения избирательной комиссией области схемы избирательных округов ее публикация осуществляется данной избирательной комис сией в эти же сроки. Статья 15 . Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образует глава админис трации муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня выборов, учитывая местные и другие условия в целях создания мак симальных удобств для избирателей. 2. Избирательные участки образуются с учетом следующих требова ний; из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке; границы избирательных участков не должны пересекать границ из бирательных округов. 3. Избирательные участки могут быть образованы в больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей в порядке и в сроки, установлен ные пунктом 1 настоящей статьи; в исключительных случаях допускается образование таких участков избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 5 дней до дня выборов. 4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от насе ленных пунктов местностях. В таких случаях избирательные участки об разуются командирами воинских частей по решению избирательной ко миссии муниципального образования в сроки, установленные в пункте 1 настоящей статьи. Членам избирательных комиссий, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) на блюдателям, а также представителям средств массовой информации должны быть обеспечены доступ в помещения для голосования и воз можность осуществления их прав в соответствии с настоящим законом по предъявлении соответствующих удостоверений. 5 . 1^лаваадминистрации муниципального образования публикует спис ки избирательных участков в местной печати не позднее чем за 25 дней до дня голосования; в этих списках должны быть указаны границы и но мера участков, а также места нахождения участковых избирательных ко миссий и помещений для голосования. Статья 16. Регистрация (учет) избирателей 1. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий ской Федерации» регистрации (учету) подлежат все граждане, обладаю щие активным избирательным правом. 2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на терри тории муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным зако ном, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Фе дерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и житель ства в пределах Российской Федерации. 3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой админис трации муниципального образования, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использо ваться государственная автоматизированная информационная система регистрации (учета) избирателей. 4. Администрация области обязана оказывать необходимое содейст вие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистри рованных избирателях. 5. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к доку ментированной информации (персональным данным) о.с.ебДгВЛ'ом НИР,-..* ле находящейся на машиночитаемых носителях, на ^очнение этой ин формации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кем и в каких целях используется или использовалась эта информация. (Статья 17. Порядок составления списков избирателей 1. Порядок составления списков избирателей устанавливается феде ральными законами, законами области и уставами муниципальных обра зований, Списки избирателей составляются избирательной комиссией муниципального образования на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой администрации муниципального обра зования. Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они прожи вают на территории расположения воинской части, составляются на ос новании сведений, предоставляемых командиром воинской части. Указанные сведения предоставляются в избирательную комиссию муниципального образования. 2. Списки тех избирателей, которые в день голосования будут нахо диться в больницах, иных стационарных лечебно-профилактических уч реждениях и других местах временного пребывания избирателей, со ставляются на основании данных, предоставляемых руководителями та ких учреждений. Муниципальная избирательная комиссия, составившая списки избирателей по месту их временного пребывания, направляет информацию об избирателях, включенных в эти списки, в участковую избирательную комиссию по месту постоянного или преимущественно го проживания таких избирателей. 3. Список избирателей составляется отдельно по каждому избира тельному участку. 4. При составлении списка избирателей используется государствен ная автоматизированная информационная система регистрации (учета) избирателей. 5. После обобщения и проверки необходимых данных избиратель ная комиссия муниципального образования составляет список избирате лей по форме. 6. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчест во, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного прожива ния избирателя. 7. Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии муниципального образования. Первый экземпляр списка избирателей остается в данной избирательной комиссии, а второй передается по акту соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 25 дней до дня голосования. После получения списка участковой избирательной комиссией его подписывают также председатель и сек ретарь участковой избирательной комиссии. Список избирателей заве ряется печатями соответственно избирательной комиссии муниципаль ного образования и участковой избирательной комиссии. 8. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреж дениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) изби рателей. 9. Исключение гражданина из списка избирателей после его подпи сания председателем и секретарем избирательной комиссии муници пального образования производится только на основании сведений, по лученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. 10. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окон чания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 18 . Порядок включения граждан в списки избирателей 1. Граждане, обладающие на день проведения голосования актив ным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Избира тель может быть внесен в список избирателей только на одном избира тельном участке. 2. Основанием для включения гражданина в список избирателен на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка. 3. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. 4. Избиратели, находящиеся вдень голосования в больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, включаются в списки избирате лей по месту их пребывания при условии их постоянного или преиму щественного проживания на территории того избирательного округа, в пределах которого находится соответствующее учреждение, место вре менного пребывания. 5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного округа после составления списков избирателей и предоставления их для всеоб щего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не вклю ченные в списки, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в списки избирателей на основании документов, удостоверя ющих их личность и подтверждающих м'есто их постоянного или преиму щественного проживания на территории данного избирательного участ ка. 6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в во инских частях, военных организациях и учреждениях, которые располо жены на территории муниципального образования, если эти военнослу жащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избира телей. _ , Статья 19 . Ознакомление избирателен со списками избирате лей, уточнение списков избирателей 1. Списки избирателей предоставляются участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 2. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить вучастковую избирательную комиссию о невключении его в спи сок избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточ ность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклоне ния заявления. 3. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжа ловано в окружную избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение 3 дней или, в случае подачи жалобы за 3 или менее дней до дня выборов или в день выборов, — немедленно. ГЛАВА III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 20 . Система избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, защиту избирательных прав граждан осуществляют; избирательная комиссия муниципального образования (муниципаль ная избирательная комиссия); окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Окружная избирательная комиссия образуется в каждом избиратель ном округе по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления. 2. В подготовке и проведении выборов депутатов представительно го органа местного самоуправления участвует избирательная комиссия области в пределах полномочий, предусмотренных статьей 26 настоя щего закона. 3. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пре делах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. 4. Решение избирательной комиссии, противоречащее федераль ным законам или законам области либо принятое с превышением уста новленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия может принять решение по существу вопроса. Статья 21 . Сроки формирования и численный состав избира тельной комиссии муниципального образования, окружных и учас тковых избирательных комиссий 1. Избирательная комиссия муниципального образования формиру ется не позднее 7 дней после официального опубликования решения о назначении дня выборов в составе 5—15 членов комиссии с правом ре шающего голоса. 2. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального обра зования истекает вдень первого заседания вновь сформированной из бирательной комиссии муниципального образования. 3. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее 5 дней после образования избирательных округов в составе 6—8 членов комиссии с правом решающего голоса. 4. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления равен сроку полномочий представительного органа. В случае обжалования или опротестования результатов выборов либо итогов голосования по одно му из избирательных участков на соответствующей территории полно мочия окр^ной избирательной комиссии прекращаются после вынесе ния окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоя щей комиссией или судом. 5. Формирование участковых избирательных комиссий осуществля ется не позднее 3 дней после образования избирательного участка в составе 5—15 членов комиссии с правом решающего голоса. 6. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 1о дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов и если по этим фактам не ведется судебное разбира тельство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вы шестоящей комиссией или судом. Статья 22 . Порядок формирования избирательной комиссии му ниципального образования, окружных и участковых избиратель ных комиссий 1. Формирование избирательной комиссии муниципального образо вания и окружных избирательных комиссий осуществляется представи тельным органом местного самоуправления на основе предложений из бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объ единений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых из бирательных комиссий — на основании предложений избирательных объ единений, избирательных блоков, общественных^ббьвдинений, собра ний избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы. 2. Представительный орган местного самоуправления обязан назна чить не менее одной трети состава избирательных комиссий, названных в пункте 1 настоящей статьи, на основании поступивших предложений каадого из избирательных объединений, избирательных блоков, имею щих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Россий ской Федерации, в законодательном (представительном) органе госу дарственной власти области и представительном органе местного само управления. При этом не может быть назначено более одного предста вителя от каждого из избирательных объединений, избирательных бло ков. 3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодатель ного (представительного) органа государственной власти области, орга на местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии муниципального образования, окружных и учас тковых избирательных комиссий сохраняется за избирательными объ единениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фрак ции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Фе дерации, в законодательном (представительном) органе области, пред ставительном органе местного самоуправления последнего созыва. 4. Государственные служащие и лица, замешдющие должности муни ципальной службы в органах местного самоуправления, не могут состав лять более одной трети от общего числа членов избирательной комис сии муниципального образования, окружной и участковой избиратель ных комиссий. 5. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав избирательной комиссии муниципального образова ния, окружной или участковой избирательной комиссии в сроки, уста новленные в статье 21 настоящего закона, то по решению суда форми рование избирательной комиссии муниципального образования, окруж ных и участковых избирательных комиссий производится соответствен но избирательной комиссией области или избирательной комиссией муниципального образования. 6. При выборах депутатов представительного органа муниципально го образования с численностью избирателей менее 2000 человек функ ции окружных избирательных комиссий по решению представительного органа соответствующего муниципального образования выполняются муниципальной избирательной комиссией. Статья 23 . Полномочия избирательной комиссии муниципаль ного образования Избирательная комиссия муниципального образования; назначает выборы депутатов представительного органа местного самоуправления в случае, если представительный орган местного само управления не назначит выборы в установленные сроки либо не назна чит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуп равления; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граж дан и настоящего закона при проведении выборов; руководит работой окружных и участковых избирательных комис сий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездей ствие) этих избирательных комиссий, принимает по ним решения; обеспечивает всем кандидатам равные условия для участия в пред выборной деятельности; принимает меры с целью обеспечения единообразного применения настоящего закона; составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей на основании сведений, представляемых по установленной форме главой администрации муниципального образования, командира ми соответствующих воинских частей, и передает их по акту участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 25 дней до голосования; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; регистрирует избирательные блоки; распределяет денежные средства между окружными (а в случае их отсутствия — между участковыми) избирательными комиссиями, выде ленные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает кон троль за целевым расходованием этих средств; утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, форму спис ка избирателей, актов сдачи-приема избирательных бюллетеней; устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспечи вает их изготовление и снабжение ими окружных и участковых избира тельных комиссий; рассматривает сообщения органов местного самоуправления по во просам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает общие итоги выборов депутатов представительного органа в целом по муниципальному образованию и публикует их в печа ти; организует повторные выборы; обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготов кой и проведением выборов; осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим и дру гими законами области, уставом муниципального образования. Статья 24 . Полномочия окружной избирательной комиссии Окружная избирательная комиссия; контролирует исполнение настоящего закона на территории соот ветствующего избирательного округа; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездей ствие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним реше ния; регистрирует кандидатов по соответствующему избирательному округу и их доверенных лиц; выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установ ленного образца; обеспечивает вместе с другими избирательными комиссиями рав ные условия предвыборной деятельности для всех кандидатов; распределяет средства, выделенные на подготовку и проведение выборов между участковыми избирательными комиссиями; (Продолжение на 4 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz