Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
Ш И П Е Ц К Л Я газета АНАЛИЗИРУЕМ ИТОГИ П РИ БАВКА В РАБОТЕ - П РИ БАВКА В БЮДЖЕТЕ За верш и вш и й ся г о д бы л н е самым бла гополучным д л я экономики области. Из м есяц а в м есяц ор ганами статистики ф и к си ро вался сп а д производст ва , р о с л о число убыточных предприятий. К концу г о д а этотп р о ц е с с несколько з а м е д л ил ся , но все-таки в д е к а б р е , по сра вн ен ию с тем же п ери о д ом прош ло го го д а , и н д е к с ф и зич е ско го о б ъ ем а производст ва составил в с е г о 9 7 процентов. Как в этих у сл о ви я х сработала нал о го вая служба? О б этом — б е с е д а с начальником Госналогинспекции по Липецкой области В ладимиром БЕРБЕНЦОМ. — Владимир Иванович, ваша работа с 31 января 1998 г., N9 20 (20648) -Л'- состоянием экономики связана напрямую. Понятно, что, если налогоплательнщк, образ но говоря, дышит на ладан, выплату нало гов в полном объеме ожидать от него не при ходится... — Вы правы. Год в экономическом отно шении был крайне неблагоприятным для бюджетных поступлений. С большим трудом налоговым органам удалось не допустить их снижения и даже добиться некоторого уве личения. В сравнении с предшествующим годом сбор налогов и иных обязательных пла тежей в бюджеты всех уровней возрос на 88,7 миллиарда рублей и составил 3 триллиона 185_,8 миллиарда рублей. Причем если об щий рост платежей равняется 2,9 процента, в территориальные бюджеты он составил 13,2 процента. На 20 процентов больше, чем в прошлом году, поступило средств в дорожный фонд — 548,3 миллиарда рублей. — Кроме общих экономических показа телей, на поступление налогов влияют и спе цифические факторы хозяйственной дея тельности предприятий. Какие из них спо собствовали увеличению объемов налогооб ложения, какие — снижению? — К сожалению, «увеличивающих фак торов» назвать не могу. А на снижение объ ема налоговых поступлений повлиял, в пер вую очередь, высокий удельный вес экспор та продукции АО «НЛМК», достигший 54 процентов. В результате того, что экспорт ная продукция не облагается налогом на до бавленную стоимость (НДС), недополучена солидная сумма в 1 триллион рублей. Чет верть этой суммы могла бы поступить в бюд жет области. Кроме того по существующему законодательству комбинату возмещено око ло 463 миллиардов рублей НДС по матери ально-техническим ценностям, использован ным на производство экспортной продукции. В то же время уплачено 400 миллиардов руб лей этого налога за приобретенное сырье в других регионах. — То есть получается, что деньги из об ласти ушли дважды — когда комбинат за купал сырье «на стороне», и когда возме щались ему эти затраты из средств, собран ных от наших налогоплательщиков... — Получается так. Кроме того, «уходят» деньги из бюджета, вернее, не попадают в него и при совершении бартерных операций, поскольку сделки совершаются путем «на турального обмена», а начисляемые при этих сделках налоги из-за отсутствия на счетах налогоплательщиков средств только увели чивают недоимку. Объем же бартерных опе раций достигал в минувшем году от 75 до 97 процентов от объема реализации. —В течение всего прошлого года в средст вах массовой информации —и центральных, и местных — много говорилось о низкой на логовой дисциплине предприятий, о работе налоговых органов по снижению недоимки в бюджеты всех уровней. Что удалось сде лать в этом направлении в области? — Проблема снижения недоимки, а еще точнее — сдерживания ее роста, ибо в сегод няшних условиях говорить, что возможно полное поступление платежей от всех нало гоплательщиков, вряд ли реально, — одна из основных в нашей работе и одна из самых сложных. Велась она в области постоянно. Каждодневно. Всего в бюджеты всех уров ней за год было восстановлено 781,7 милли арда рублей. В итоге к концу декабря мы подошли с недоимкой в 320,5 миллиарда руб лей. Много это или мало? В относительной оценке — 10,1 процента к поступлениям — у нас лучший показатель среди областей Центрального Черноземья. Но в абсолютных цифрах, конечно, много. Понятно, что эти миллиарды в казне и государства, и области не были бы лишними. Согласно налоговому законодательству предприятия-недоимщики сами должны га сить задолженность по обязательным плате жам. К сожалению, большинство из них это го не делают. Поэтому мы вынуждены при бегать к мерам принудительного взыскания. А это не только выставление инкассовых по ручений на расчетные счета самих недоим щиков и их дебиторов, но и изъятие налич ности, обращение взыскания задолженности на имущество. — Непопулярные, как принято говорить, меры... — Очень непопулярные. Но Закон требу ет прибегать именно к ним, когда налогопла тельщик пренебрегает своими конституцион ными обязанностями платить налоги. А пути уклонения от налогообложения, надо сказать, многообразны. Об этом свидетельствуют и по казатели контрольной работы. В 1997 году в результате проверок налогоплательщиков до полнительно начислено в бюджеты всех уров ней более 898 миллиардов рублей. Выявляются и нарушения законодатель ства коммерческими банками. За год уста новлено 105 случаев задержки исполнения бюджетных платежей на сумму 2,3 милли арда рублей, за что банкам начислено 89,3 миллиона пени. По-прежнему много случаев несоблюде ния Закона «О применении контрольно-кас совых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Более трети всех про водимых по этому вопросу проверок закан чиваются наложением штрафных санкций. А всего их применено в прошлом году на 6,5 миллиарда рублей. — Владимир Иванович, если сравнить 1997 год с предыдущим, больше или мень ше нар;ртений выявлено? — Наиболее объективный показатель в этом отношении — доначисления по резуль татам контрольной работы. В абсолютных ци(|гоах он превысил итоги предыдущего года на 130,3 миллиарда рублей. В относитель ных — тоже заметный рост. Если в 1996 году доначисления составили 25 процентов к пос туплениям в бюджет, то в 1997 — более 28 процентов. Как видите, чем активнее мы контроли руем налогоплательщиков, тем лучше идут поступления. Следовательно, работу эту мы будем постоянно усиливать. И, несмотря на всю непопулярность наших мер, такое уси ление — в интересах граждан, потому что наша прибавка в работе — это прибавка в бюджете. Сейчас, в первом квартале года, идет очень ответственное время и для нас, нало говиков, и для налогоплательщиков — дек ларирование гражданами своих доходов. Во всех налоговых инспекциях работают кон сультационные пункты, наши работники по могают заполнять декларации, дают разъяс нения по радио, в газетах. И надо сказать, что в этом году декларирование началось ак тивнее, чем в предыдущем. Примерно на 20 процентов больше граждан уже отчитались о своих доходах, чем в январе 1997 года. Но хотелось бы еще раз напомнить нало гоплательщикам — форма декларации новая, требуется немало времени, чтобы разобрать ся в ней и правильно заполнить. Поэтому хочу обратиться к читателям «ЛГ»: не отклады вайте декларирование на последний месяц, чтобы не пришлось нервничать и терять вре мя в долгих очередях. В налоговых инспек циях вас ждут! Интервью вела Л. ПРОКОФЬЕВА. АЛОГОВЫП УРЬЕР Выпускподппвл ен тесс-служВой Г7€налотнспекции по липецкой облает КШЮДТВЕРДИТЬРАСХО?ДЫ НУЖНЫли СЧЕТФАА-КТУ?РЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ВВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Недавно в киноконцерт- ном зале «Октябрь» специ алисты налоговой инспек- . цией по г. Липецку прове ли семинар с налогопла- телыциками по деклариро ванию доходов за 1997 год. Речь шла о новой форме на- : лотовой декларации, при- ' нципах ее заполнения. Из зала к организаторам семи- , нара поступило множество |; вопросов «по повестке дня». Думается, ответы на них за- I интересуют всех, кому еще ' предстоит заполнять нало- I говые декларации. < «Я выполнил работу в прошлом году, а оплату за нее получил лишь в начале этого года . Когда надо йвключать эту сумму в от чет о доходах — за 1 ^ 7 или за 1998 год?» — В соответствии с пер вым пунктом раздела № 1 Инструкции № 35 Госналог службы Российской Феде рации по применению зако- ' на РФ о подоходном налоге физических лиц, датой по лучения дохода является дата его начисления физи- - ческому лицу в соответ ствующем календарном году. Следовательно, если работа была выполнена в 1997 году и тогда же был начислен доход, то сумма полученного заработка до- ' лжна включаться в декла- рацию 1997 года, несмотря на то, что фактически она была получена в 1998 году. «До какого возраста . распространяется льгота по ,, налогам на детей?» й — Совокупный доход физических лиц дополни тельно уменьшается на сум мы расходов в предёлах ус- тановленного законом раз мера минимальной месяч- ной оплаты труда за каж- дый полный месяц, в кото- ’ ром получен доход, на каж- ' дого ребенка в возрасте до 18 лет, на студентов и уча- ; щихся дневной формы обу- чения — до 24 лет. р «В Пенсионный фонд I мною были перечислены деньги в 1998 году до сдачи декларации о доходах за прошлый год. Будут ли эти выплаты учтены как затра ты 1997 года?» — Нет, они будут зачте ны как затраты 1998 года. «Может ли сдать декла рацию не сам предпринима тель, а ответственное лицо?» — Может, если будет иметь от предпринимателя на это доверенность, заверен ную в нотариальной конторе. «Распространяется ли на меня льгота на детей но уп лате налогов, если сын, сту дент дневного отделения, женат на студентке дневно го отделения, имеет ребенка и находится у нас на ижди вении?» — Если студент имеет свою семью, то уменьшение расходов на его содержание производится у каждого из его родителей. Дети этого студента(внуки) в составе расходов бабушки и дедуш ки не учитываются. «В течение года я заку пал и реализовывал продук цию в странах СНГ, оформ ляя документы в националь ной валюте. По какому кур су пересчитывать свой доход — Московского международ ного банка или националь ных банков стран СНГ?» — Доходы в иностранной валюте для целей налогооб ложения пересчитываются для налогообложения по кур су Центрального банка Рос сийской Федерации, дей ствовавшему на дату получе ния дохода. В случае полу чения физическим лицом до хода в иностранной валюте, не покупаемой Центральным банком России, полученный в такой иностранной валюте доход переводится согласно ее прямому курсовому соот ношению в конвертируемую валюту, то есть валюту, по купаемую Центральным бан ком Российской Федерации. Полученная таким образом сумма дохода в конвертиру емой валюте пересчитывает- 1ПГПП1 Мы, сельские финансис ты, пришедшие на работу в Госналогинспекцию, понима ли свою ответственность и были уверены, что наша служба не только сложна, но, главное, и нужна селу. Уже в том же, 1990, году благо даря контрольной работе мы полностью ликвидировали дефицит бюджета района, пополнив его на 22 тысячи рублей, что по тому времени было немало. Надеялись мы и на разум ную государственную поли тику в отношении сельского производства, тем более, что 3 декабря 1990 года вышло Постановление «О программе возрождения российской де ревни и развитии агропро мышленного комплекса», подписанное Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельциным. К сожалению, положения этого документа так и не по лучили развития, хотя необ ходимость такой Программы с каждым годом ощущается все острее. Как внизу, тру жениками полей и ферм, так и на самых высших уровнях власти. В одном из своих тради ционных радиообращений в конце прошлого года Прези дент России Борис Ельцин высказался о необходимости установить для сельских то варопроизводителей только один налог — плату за зем лю. Многие труженики по лей и ферм вздохнули облег ченно: наконец-то. Почему-то всеми забылось, что как раз в том постановлении 1990 года черным по белому было записано : «Налог с колхозов, сов хо зов , ферм ерских и крестьянских хозяйств взи мается только с земли, все остальные виды налогов от менить». Решение, конечно, разум ное. Жаль только, что выпол нено оно не было... Более того, за эти годы налоговое бремя настолько обволокло наших сельхозпроизводите лей, что они стали чувство вать себя как в щупальцах спрута. В нашем Становлян- ском районе, например, недо имка по налогам по состоя нию на 1 января сего года составила 2 миллиарда 104 миллиона рублей в старом исчислении, а пени и штра- ДОЛГ ПЛАТЕЖОМКРАСЕН. ВЗАИМНЫМ П о зади 1 9 9 7 г о д . Однако с в о и ра змыш л ения м н е хотелось бы начать с н е б о л ьш о го э к с к у р с а , п рич ем в н е д а л е к о е п рош ло е . Итак, 1 9 9 0 г о д . В еяни е рынка на с е л е , как д ы х а н и е в е сны , ок]йгыввло теплом и надеждой каж д о г о и з на с . П ер ем ены , конечно же, н а з р е л и . В с о зн а н и е лю д е й , как в губ к у , впитывались н о вы е понятия: перест ройка и р еф о рм а , р а з г о с у д а р ствление и приватизация, коммерциализация и л и б е р а л и з а ц и я . . . Понятно, что ре гулят ором в с е х этих но ваций должна бы ла стать объ един яющ ая структура. И она п оя ви л а сь — Государст венная н а л о го вая служба. фы — 4 миллиарда 164 мил лиона. И этому растущему, как снежный ком, долгу не видно пока предела... Спору нет, и областные, и районные власти пытают ся помочь сельчанам выжить в этих условиях, вызволить хозяйства из долговой ямы, в том числе и с помощью на туральной оплаты. Однако меры для погашения задо лженности путем уплаты те кущих платежей, с последу ющей льготой по штрафным санкциям и пени для многих трудовых коллективов оста ются невыполнимыми. Кредитов и ссуд банки беднякам не дают, реализо вывать нечего. Надеялись в прошлом году на хороший урожай зерновых и сахара. Но первые не находят рынка сбыта, а сахарная свекла ушла под снег. Сердце у сель чан до сих пор от этой поте ри кровью обливается. Но еще больше от того, что под писан договор с Украиной на ввоз сахара в Россию, причем без НДС. Оказалось, в лес дрова возить можно... Тут и пришлось задумать ся многим руководителям сельхозпредприятий: что те перь сеять выгоднее, как с налогами расплатиться, как зарплату выдать людям. И думы эти далеко не легкие... Понимаю, кто-то мне мо жет возразить: тебе-то что до этого? Твое дело — налоги собирать, ты же не законода тель и не адвокат. Не платят деньги — арестовывай иму щество. И в общем-то, все это верно, в рамках, так сказать, закона. Но все-таки согла ситься с этим трудно. И вот почему: наша служба — го сударственная, а следова тельно, по большому счету, мы должны видеть и Соблю дать именно государствен ные интересы в целом. А со ответствует ли государствен ным интересам сегодняшняя экономическая политика в отношении села? Не случайно руководи тель Госналогслужбы А. Йо- чинок в одном из своих вы ступлений откровенно ска зал: «Если мы соберем все налоги, то более 60 процен тов предприятий вообще ос тановятся»... Если перевести это выражение на деревен ский лад, то получится, что нельзя избавляться от кур, несущих пусть не золотые, но хотя бы деревянные яйца. Мне, например, трудно объяснить своим родителям, живущим восьмой десяток лет, как можно арестовать зерно в хозяйстве, если его работники по полгода не по лучают зарплату. Цоэтому для многих сельчан деноми нация не страшна, они денег ни старых, ни новых не ви дели и еще нескоро увидят. В канун Нового года пришел в налоговую инспекцию ру ководитель одного из луч ших хозяйств района, заслу женный работник сельского хозяйства Российской Феде рации К.К. Алексеев с про сьбой помочь получить день ги на зарплату, законно за работанную коллективом, со глашаясь даже на не выгод ные для хозяйства условия. Решение было найдено, но, расставаясь, мы поняли, что находимся, образно гово ря, по разные стороны бар рикад нашего налогового за конодательства. И это наво дит на грустные мысли... В сельской местности на род законопослушный и по нимает свой конституцион ный долг — платить налоги. Не ясно только, почему за конодатели забыли о госу дарственной части долга пе ред труженика 1 \^и села. Где те самые приоритеты разви тия агропромышленного ком плекса, где затерялась глу бинная перестройка струк турной, инвестиционной и налоговой политики в поль зу социальной сферы села, о которых говорилось в поста новлении 1990 года? Единственная действи тельно реальная забота, про явленная о селе — это гази фикация населенных пунк тов, объектов соцкультбыта и производственных сооруже ний. Только в 1997 году в нашем районе голубое пламя загорелось в 815 квартирах. Все понимают, что это заслу га областных властей — ад министрации и областного Собрания депутатов. И сегодня, когда сельс ким труженикам самим не под силу выбраться из долго вой ямы, они надеются толь ко на помощь руководства области. Как финансист, я понимаю, что освободить от налогообложения сельских товаропроизводителей в ны нешних условиях практичес ки нельзя. Но уменьшить количество налогов, находя щихся в компетенции мест- ся в рубли в общеустанов ленном порядке. «Где хранятся оригина лы накладных на приобре тенные товары?» — Документы, подтвер ждающие расходы, сдают ся вместе с декларацией и хранятся в налоговой ин спекции. Если есть в этом необходимость, то с них снимаются копии, а ориги налы возвращаются пред принимателю. «Должны ли предпри ним атели обя зательн о иметь счета-фактуры? Не которые ор гани зации предпринимателям их по просту не выдают.» — Нет. Счета-фактуры обязательны только для юридических лиц. «Товар был сдан для реализации в магазин в 1997 году, на 1 января 1998 года он еще не был реализован. Включать ли его стоимость в доходы за 1997 год?» — В доход включается только сумма за реализо ванный товар. Если же он полностью не продан, то по лученные за него деньги пе рейдут в отчет на следую щий год. «Для коммерческого ки оска, торгующего продо вольствием, товар приоб ретался в Москве. Соответ ственно и накладные тоже московские. Действитель ны ли они для отчета?» — Да, действительны. В накладных должны быть указаны идентификацион ный номер и другие рекви зиты предприятия, в том числе его юридическии ад рес. «Как подтвердить рас ходы, если товар приобре тен у оптовиков?» — Накладными, чеками контрольно-кассовых ма шин, приходными кассовы ми ордерами. Ответы подготовил Валерий ВОРОПАЕВ. начальник отдела налоговой инспекции по г .Липецку. I РАЗЪЯСНЯЕТ СПЕЦИАЛИСТ НА ЭТИКЕТКЕ - ДВЕ ЦЕНЫ . А НА ЧЕКЕ? Вместе с новым г о д ом пришли к нам и н о вы е цены . На ценниках они с е го д н я соседствуют с о старыми — с тремя нулями . А какая сумм а долж на отражаться на чеках, которые пробивают в к а с с а х ? С этим вопросом мы обратились к Валерию ВЛА СОВУ — начальнику отдела областной нало говой инспекции . — Валерий Валентино вич, ваш отдел непосред ственно занимается контро лем ЗЯ' соблюдением Зако на о применении контроль но-кассовых машин при расчетах с населением. По этому просим вас разъяс нить сложившуюся ситуа цию: на кассовых чеках проставляется одна цена на товар, причем в одних слу чаях она в старых рублях, в других — в деноминиро ванных, в независимости от денег, которыми мы рассчи тываемся. Почему возникло такое разночтение, и правомерно ли оно? — Вы правы, сегодня су ществует такой своеобраз ный «двойной стандарт». Си туация эта временная и вы нужденная. Дело в том, что для адаптации контрольно кассовых машин к деноми нации, то есть для перевода их на работу в новом мас штабе цен, нужно время. И порой немалое. В зависимости от марок ККМ требуется либо внесе ние в программу машины не значительных конструктив ных изменений, либо полное ее перепрограммирование. А отдельные машины потребу ется заменить на другие мо дели, включенные в реестр ККМ, работающих в новом масштабе цен. Для этой работы опреде лено время до 30 июня. С 1 июля 1998 года все ККМ до лжны работать только в но вом масштабе цен, а в эти полгода — как в новом, так и в старом масштабах. При этом работа ККМ в разных масштабах цен на одном предприятии, в одном мага зине не допускается. — Владельцы кассовых машин знают, кому пред стоит поменять свою счет но-контрольную технику, кому перепрограммировать, а кому просто что-то изме нить в конструкции аппара та? И кто эти изменения будет проводить? — Да, всех владельцев ККМ мы постарались забла говременно проинформиро вать об этом. С полным пе речнем контрольно-кассовых машин, которые должны быть подвергнуты тем или иным изменениям, можно ознакомиться в налоговых инспекциях по месту учета. Перевод кассовых аппа ратов на работу в новом мас штабе цен осуществляется только центрами техниче ского обслуживания ККМ по методикам, подготовлен ным генпоставщиками этих машин. — А кто определяет кон кретное время адаптации ККМ для каждого предпри ятия? — Конкретные сроки и дату перевода контрольно кассовых машин на работу в новом масштабе цен, в пределах I полугодия 1998 года, определяет пользова тель ККМ совместно с цен тром технического обслу живания, где его кассовые аппаратьл поставлены на учет. При переводе ККМ на работу в новом масштабе цен с нее необходимо снять об щие итоговые показания главного суммирующего счетчика контрольной (фис кальной) памяти, которые оформляются специальным актом. Обнуление этих по казаний не допускается. В паспорт (формуляр) ККМ вносится запись о пе реводе ее на работу в новом масштабе цен с указанием календарной даты, заверен ная подписью механика и печатью ЦТО, осущ ес твлявшего данную работу. При этом центры техни ческого обслуживания до лжны провести техническое освидетельствование кон трольно-кассовых машин, оснастив их голограммами «Сервисное обслуживание 1998 год» и «Госреестр 1998 год». Пользователь ККМ обя зан в 3-дневный срок со дня проведения адаптации представить необходимые документы в налоговую ин спекцию для перерегистра ции ККМ, переведенных на работу в новом масштабе цен. Хотелось бы напомнить пользователям кассовых ма шин, что с 1 января этого года уже идет обязательная перерегистрация всех кон трольно-кассовых ммитн. ККМ, не прошедшие пере регистрацию, с 1 июля 1998 года будут сняты с налого вого учета автоматически, а их эксплуатация будет ква лифицироваться как работа без применения ККМ с вы текающими отсюда послед ствиями — штраф в 350- кратном размере минималь ной месячной оплаты труда. А это — 29,2 тысячи дено минированных рублей. ных органов власти, а глав ное — принять решение о снижении штрафных санк ций по состоянию на 1 янва ря 1998 года не только воз можно, но и очень важно. Сейчас, когда в области началась предвыборная бата лия за пост губернатора, хо телось бы, чтобы кандидаты включили в свою программу этот пункт. Думается, сель ские жители по-настоящему оценят это стремление норма лизовать их экономические условия. В этом году Становлян- скому району исполняется 70 лет. Возраст солидный. Хо телось бы, чтобы в честь это го юбилея была принята кон кретная программа социаль ного развития села, предус матривающая достаточное бюджетное финансирование, строительство внутрихозяй ственных дорог, завершение газификации населенных пунктов. Считаю, что станов- лянцы заслужили этого, в том числе и по итогам рабо ты в 1997 году. Был получен хороший урожай, сохраняется опти мальное поголовье скота. При той же налогооблагаемой базе увеличен сбор платежей на 30 процентов. Уверен, что подобная про грамма поможет в возрожде нии наших сел и деревень, в формировании качественно новых социально-экономичес ких условий, в том числе и для решения продовольствен ных задач, функционирова ния налоговой системы. Вячеслав ЗИБОРОВ, начальник Госналогинспекции пЬ Становлянскому району, член Союза журналистов России. В н а л о г о в о й к у р и л к е о в ч т ь о|?>ЕЛаоь'. Намчувствоюморажитьпомогает, — нг т о аик в ос ы йм х еп л е ио р н е см ф пое рж к ан т з о ои р зс о вд в ее , с л т за н ат оь н й я дс те о ыв в х еи тз п сок ом о д йн о па лл е го с у службыпроверкойторговли. Внедолгие минутыотдыхаонивспоминаютсмешное инелепое, случившеесяснимивовремя ртиеяйдноавп.ряЭжтеонхиояр. ошаяразрядкадлясня в ЛУЧШИХ Т1>!1ДИЦИ1Х дшивов Нежданно нагрянувшие про веряющие уличили продавщицу киоска в том, что она, отпустив товар , не выдала покупателю чек. Возможно, женщина хоте ла со храни ть е го на память , возможно, еще для чего. О мо тивах своего поступка она пред почла не распространяться. Вна чале продавщица спокойно на блюдала, как инспектор состав ляет акт, но потом, очевидно, оправившись от шока, выхвати ла его из рук налогового работ ника и, судорожно засунув лис ток в рот, проглотила. Наверное, вспомнив сцену из любимого детектива', когда р а звед чи к гл о тае т се кр е тн о е донесение , дабы оно не попа ло в руки врагу, она таким об разом пыталась избавиться от штрафа в 10 минимальных зарплат, то есть 834900 тысяч рублей. Но лучше бы она это го не делала. Придя в себя, проверя ющие обнаружили в этом киос ке более крупное нарушение — отсутствие ценников на товары, за что и наложили штраф, как и положено, в 100 минимальных месячных оплат труда, то есть 8 миллионов 349 тысяч рублей. САТИСФАКЦИЮ НЕ ПОЛУЧИЛИ Ни пострадавший , ни по с традавшая. Суд отказал в иске обоим, так как посчитал невоз можным установить, кто же был пострадавшим... Дежурство было нелегким . Исколесили полгорода . Да не зря говорят: знал бы, где упа дешь— соломки подстелил. Знал бы инспектор, чем все кончит ся, не про и зне с бы роковое : «Давай напоследок зайдем в этот киоск. Поговаривают, там торгуют сацопапьной водкой». Зашли. И действительно под прилавком обнаружили 40 буты лок водки сомнительного про исхождения. Продавщица и не отпиралась.' Факт налицо. — Иди, звони в полицию , пусть конфискуют, а я тем вре менем начну акт оформлять, — сказал инспектор своему напар ни ку , а сам сел у входа. Из предосторожности. Всякое слу чается. Один раз закрыть в ки оске пытались. Скажут потом, что деньги похитил. Народ шус трый. А девица вдруг как рва нется из киоска. — Стой,— кричит инспектор. — Акт составлю. А Она молча вцепилась зу бами в руку, еле оторвал . На этом не остановилась , стала царапаться. Так пять кровавых полос на щеке и отпечатались. Вошла в раж. Выбежала из ки оска и кричит: «Караул! Насилу ют!» Недалеко бабы в оранжевых куртках яму закапывали не спе ша. С утра трудились. А когда эта сцена разыгралась, и вовсе лопаты побросали. Стоят, рази нув рот. Прохожие остановились, но ближе никто не подходит — издали наблюдают, чем дело кончится. А девица все кричит. Неизвестно, сколь долго все это продолжалось , если б не появление налоговых полицей ских в черных масках. Народ от неожиданности совсем ошалел и разбежался от греха подаль ше. Бабы как-то разом дружно взялись за лопаты и, вм и г забросав яму, укатили на ма шине. Свидетелей не оказалось. Водку полицейские конфис ковали, акт налоговый инспек тор все-таки составил. Продав щица в нем расписалась. И пос ле этого девица с хозяином ки оска, выросшем как из -под зем ли, и налоговый ин спе ктор с напарником поехали в прокура туру — подавать заявление о на падении. Там обе стороны вни мательно выслушали, но дело не завели . Свидетелей , мол , нет... «Я ТАКАЯ ТАКАИТА)) >1^ Если б инспе кторы имели побольше свободного времени, то они , наверняка , мо гли бы подготовить избранное из объ яснительных торговцев . Какие там только не встречаются пер лы! В отделе, занимающ имся проверкой выполнения Закона о контрольно-кассовых машинах, лю б им а крылатая ф ра за : «Я работаю без Какм». Автор объяснительной, из которой родилась прибаутка, — женщина, торговавшая яблока ми без кассового аппарата, или сокращенно, без ККМ. Инспектор потребовал напи сать объяснительную , почему она допустила это нарушение правил торговли. Женщина пре пираться не стала, но попроси ла подсказать, как писать. Ей попытались помочь: «Начните — я такая — такая-то, а потом — чем торговали и почему без кас сы — ККМ. Поняли?» «Да,— кивнула головой жен щина». Корпела над б ум а гой долго и вот что выдала на-гора, привожу с орфографией и пун ктуацией автора: «Я такая такайта А. с момен та проверки осуществила про дажу яблок Джонота (читай — «Джонатан») с машины N ... Я работаю без Какм так как она отсутствует». Ирина ТКАЧЕНКО. Рис. Андрея ИСУПОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz