Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
Ш ИПЕЦКАЯ газета 16 октября 1998 г., № 204-205 (20832-20833) Толю прию тила многодетная семья, где он был восьмым. Каждое утро начина лось с того, что хозяй ка, подбадривая Толи ка, гадала ему на кар тах. И карты неизмен но пророчили скорый приезд отца. Изо дня в день мальчик ждал. — Н а щ а с н и м в с т р е ч а — с а м о е сильное впечат лени е дет ст ва . Д е л о было в К з ы л - О р д и н с к о й войны опалена дорога, кото рой нет конца. Сюжеты для акварели с ее традиционной, легкой, изящной техникой, прямо с каж ем , не часто встречающиеся. Вообще зри тель за последнее время при вык к салонным прозрачно- перетекающим акварельным туманностям, за которыми нередко прячется приблизи тельность и профессионализ ма, и намерений. Тем неожи даннее и ценнее, когда аква релисту удается решать серьезные задачи именно в дрович, ему несказанно по везло. Сами талантливые люди, они многому его на учили. Берта Арнольдовна Геллерова была сильна в ри сунке и композиции, мастер конструктивного построения формы. В живописи не было равных Виктору Семеновичу Сорокину. А вот за уроки л о ги ки художественного мышления, выбора средств выразительности он благода рен на всю жизнь Абе Мак- совичу Кору. Думаю, серьез ное, честное, святое отноше студентами с таким увлече нием, так самозабвенно, что легко понимаешь, какое удо вольствие он получает от этой работы. — У ч а д р у г и х , уч иш ь ся с ам . Это абсолют но т вор ч е с ки й процесс . И р е з у л ь т ат виден . Н а п ервом к у р се р е б ят а , к а к к от ят а сле пы е . О н и в и д ят п р о ст о п р е д м е т , а в ж и в о п и с и надо видеть цветовое п ят но . П ер ев ест и и х от м ы ш л е н и я п р е дм ет ом н а м ы ш л е н и е ц в ет ом — о д н а и з одних вещах угадывается вдохновенный восторженный порыв — в натюрмортах с си ренью, например. В других — лирическая созерцатель ность, упоение тишиной. Та кое впечатление, что все на писано для себя, как в лич- п и ц е й к р ы т ы е , у з е н ь к и е у л и ц ы . . . О щ ущ е н и е ч у ж дости . В Г е р м а н и и я обога т ил с я эм оц и о н альн о : нос т аль ги я — это не п р и д у м а н н о е . О ст р о е ч у в ст в о Р о ди ны . Я ст ал смот рет ь н а м и р д р у г и м и г л а з а м и . ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ НЕГРОМКАЯ МЕЛОДИЯ ДУШИ Творчество елецкого художника Анатолия Климова хорошо знакомо любителям искусства по акварелям , с которыми он постоянно участвует в областных, межреги ональных, республиканских выставках. Его работы никогда не теряются среди дру - — они всегда отмечены особой теплотой, какой-то нежной красотой и профес сиональной добросовестностью. Но во всей полноте раскрыла д ар художника лишь его персональная выставка, которая состоялась в сентябре в Ельце, а теперь пред ставлена вниманию липецкого зрителя в музее изобразительных искусств детской художественной школы Ыя 2 . Почему персональная выставка 65-летнего мастера, посвятившего всю жизнь искусству, показана только сейчас? Д ело в необычайной скромности и ответственности этого человека. Когда художник честен — а истинный художник иным и не может быть, — все са мое сокровенное, даже поми мо его воли, воплощается в произведениях: как он видит и чувствует мир, как отно сится к людям, к природе, к своему городу, к Родине. Не зря говорят: в искусстве не спрячешься. Ремеслом при старании’ можно овладеть любому. Это аксиома. А вот таланту не на учишься. С ним надо родить ся. Но становление художни ка — процесс, длящийся всю жизнь, вбирающий опыт, на капливающий мастерство, формирующий мировоззре ние, этические представле ния. А начало начал — дет ство человека. Анатолий Александрович родился на небольшой стан ции Волово Тульской облас ти в семье инженера-желез- нодорожника. Сколько себя помнит — всегда рисовал, го ворит, от отца унаследовал эту страсть. Когда началась война, он пошел в первый класс. Но немцы уже насту пали. И а т ^ 1 иэваку-ировал сына вместе рй ,ев^е^г звдаой семьей виКааакстая. А там, в далеком краю, не перенеся испытаний, умирают совсем молоденькая жена отца, ма ленькая сестренка, а потом и бабушка. Мальчик остается один. А ему всего-то девятый год. обл аст и . Т а м — с п л ош н а я ст епь , дю ны , б а р х а ны , ве т ер п ер е кат и -п о л е гоняет . Н а г о р и з о н т е п р о х о д и т н и т к а ж е л е з н о й д о р о г и . От ст а н ц и и , чт о в с ем и к и л о м ет р а х , т р о п и н о ч к а . И в о ди н п р е к р а с ны й день в и д им с п а ц а н а м и : по н ей , по т р о п и н о ч к е среди ж е л т ой п у ст ы н и , идет чело в е к — м а л е н ь к а я ф и г у р к а . М ы с р е б ят а м и ки н у л и с ь н а в с т р е ч у . М е т р о в з а пят ьд е сят я .у з н а л его: он был в белом кит ел е , в воен н ой ф у р а ж к е . У з н а л и .т ут в п е р в ы е з а п л а к а л , н о г и п од ко сили сь , я у п а л . От ец п о д б еж а л , п о д н я л н а р у к и . Эт от к а д р : вст реча , п есо к , б а р х а н ы — ст о ит п е р е д г л а з а м и . Х о ч у н а п и с а т ь к а р т и н у , но к а к это сде лат ь? Чт о н и н а ч н у — все не то , л о ж ь к а к а я -т о п о л у ч а ет с я . . . Вернувшись домой, он был невероятно истощен. От истощения осталась неизле- ’ 1 имая болезнь глаз. У ребен ка, рожденного художником. .'Да, он пш'уа .ьЩдЦаписал I встречи с отцо^й^' Но у него I есть цикл «1941-й год». Лис ты суровь! и лаконичны. В них напряжение и тревога. Ноющей болью прощания насыщена непроглядная си нева ночи, поглотившей пос ледний эшелон. Пожаром этой коварной технике. Кли мов ка к бы реабилитирует акварель, раскрывая богатст во и разнообразие ее возмож ностей. — Н у , чт о , з а к о н ч и л я семь кл ассов . С ом н ен и й не было: х о ч у ст ат ь х у д о ж н и к о м . В зрослы е от го вари в а л и : к у д а тебе с бол ьны м и г л а з а м и . В он р е б ят а едут в Т у л ь с к и й лесной т е х н и к у м , п о е зж а й с н и м и . П о е х а л . К а к н а гр ех , сдал э к з ам е ны у сп еш н о . З а ч и с л и л и . А д уш а не л е ж и т . П о ш ел к д и р е кт о р у про сит ь д о к у м е н т ы н а з а д . П р и з н а т ь с я ч е ст н о , чт о н е х о ч у быть л е с н и к о м , было совестно , н а ч а л чт о -т о со ч и н ят ь . Н о д и р е кт о р у м ны й д я д ь к а был : « М о ж е т , тебе н аш е дело н е любо?» Я к и в н у л . «А н а кого ж ты у ч ит ь с я хочеш ь?» Я гово рю : « Н а х у д о ж н и к а » . И он велел м н е выдать д о к у м е н ты . Вот т а к о й поворот н а сто восемьдесят градусов я совершил ч еты р н адц ат и л ет н и м .п а ц а н ом . И не ж а лею . Вмест е с н е с к о л ь к и м и ■ р е б ят а ат и з наш его ‘Посел к а , среди кот о ры х бы л и В ит я К о р о л е в , мы в т ом ж е г о д у п о е х а л и в Е л е ц п о ст уп ат ь в зшдожествен- ное у ч и л ищ е . П р и н я л и » . С преподавателями, ут верждает Анатолий Алексан ние к профессии у Климова сформировано именно этими годами жадного ученичества. Оттуда строгая требователь ность художника к себе, от туда — бескорыстие в служе нии своей музе. Живя на ме нее чем скромную пенсию, он не любит продавать свои ра боты. Если бы не нужда, при знался он, вообще бы не рас ставался сними. Сказано, как о детях. В каждую вещь вло жена душа, каждая выстра дана, каждая неповторима. А если пробуешь повторить — все равно получается совсем другое. Память об учителях сделала нейзбёжйбй и его собственную педагрСрческую деятельность. Айятолий Александрович, правда, се тует, что преподавание на художественном отделении Елецкого училища искусств отнимает много времени. Но рассказывает о занятиях со гл а в н ейш и х целей . Вообще я ст араю сь ст авит ь перед н и м и т а к и е з а д а ч и , кот о ры е м н е с а м о м у инт ер ес но р еш ат ь . Н а п р и м е р , н а п о н и м а н и е с р е д ы , п р о ст ранст в а . П р о ст р ан ст в о с о д е р ж ат е л ь н о . Эт о от кры т и е м е н я ко гда -т о по к о р и л о . Н ет пуст ого мес т а — есть в о з д у х , есть свет , есть цвет , все м е р ц а ет , ст р у ит с я , все н ап о л н е но . Вот если это сум ееш ь п е р е д ат ь , т о гд а м о ж еш ь с к а з ат ь себе: «Я чт о -т о см ы с лю » . . . Потому-то так притяга тельны простые, бессюжёт-* ; ны€ кдапозицйи ЛСлимрва.-В.: них вроде бы ничего не про исходит: ну, цветы, городс кой пейзаж, река. Но что-то манит, завораживает. Что? Движение жизни, вибрация пространства, его эмоцио нальная наполненность. В ном дневнике. И дело тут не только в искренности, хотя для Климова это само собой разумеется, но в интимности: не общая улица, а моя, и цве ты — в моей мастерской, и дождь — над моей головой. Слушаю Анатолия Алексан дровича и пробую понять: где истоки этого?.. ...Несмотря на плохое зре ние, А . Климова после треть его курса призвали в армию. Служить отправили в Герма нию. П р и в е з л и н а с в М а г д ебур г . Н о ч ью ш л и через весь город в к а з а р м ы , А т а м все б у л ы ж н и к о м выло ж е н о . А н а н ас сапо ги я л о вые с ж е л е з ны м и п од ко в а м и , ко гда ш агаеш ь — и с к р ы л ет ят . В п е ч ат л е н и е т а ко е , чт о з ем л я не п р и н им а ет , отт ал ки в а ет : ты — ч у ж о й . Д о м о в т а к и х я н и ко гд а н е видел , все чере- В ернувш и сь дом о й , п о н я л , к а к м н е все здесь — любое д е р е в ц е , л ю б а я п о д р о б н о ст ь д о р о г и . П о э т о м у , н ав ерно е , я и ст ал во м н о г ом к а м е р н ы м х у д о ж н и к о м . Писать то, что чувству ешь, что любишь, что зна ешь. Что же, казалось бы, естественнее и проще? Но если вспомнить, что зараба тывать на хлеб художнику приходилось, расписывая щиты «боевого пути комсомо- 'ла» и «морального кодекса строителя коммунизма»? Что творческая работа — урывка ми, взахлеб, с вечной и не утоленной мечтой о свобод ном времени? Что многие это го не выдержали? Тогда по нимаешь, что сохранить вер ность себе — едва ли не под виг. И , возможно, камерный характер творчества Климо ва отражает его стремление и способ противостоять офи циозу? Или дело в другом: его тонкой поэтической при роде органично соответству ет эта тихая задушевная ма-;_ нера? А не Елец ли всему причина с его особой аурой старинного провинциального города, компактностью, оче ловеченной архитектурой, масштабной соразмерностью людям? — Елец — это м о я вто- ! р а я р о д и н а . С н и м св я зан а ; м о я профессиональная и че- • л о в е ч е с к а я с у д ь б а , здесь ; сложились м ои вкусы , мыш ление . Здесь я у ч и л с я , ос т ал с я р абот ат ь . Здесь ж е н ил ся . Е лец не уст аешь п и сать . П о см от р ит е в о кн о м о ей м аст ер с ко й : все, что я п и ш у , это п я т ь д е с ят м ет ро в сю да , п ят ь д е с ят — т уд а . Все м о сты , у л и цы — это все, м и м о чего я х о ж у , чт о к а ж д ы й д ен ь в и ж у , не п ер ест ав ая удив лят ьёя новизне впёчат ле н и й . В от эта ц ер ковь — о на у м ен я н а м н о г и х ли с т а х . . . Рассматривая листы Ана толия Александровича, нель зя не отметить, соответствие излюбленной им техники и климовской лиричности . Всегда ли так было, сразу ли он выбрал акварель? Оказа лось, по необходимости: мас терской не было, работать приходилось дома, в малень кой квартирке. А у жены от масляных красок болела го лова, вот он перешел на ак варель. К тому же и времени она меньше требует. — Т а к я и ст ал а к в а р е л и ст о м . И п о лю б и л это д е л о . Х о т я у м е н я бы л очень т р уд ны й период ов л а д е н и я т е х н и к о й . А к в а рель — д а м а очень к а п р и з н а я : « Н е буду со хн ут ь , и все». М о к р ы й ли ст б ум а г и , п о л о ж и ш ь м а з о к — р а с плы в а ет с я , р а ст е к а ет с я . И л и наоборот : пош ел п и сать этюды , не успел п о л о ж ит ь к р а с к у , а о н а у ж е вы сохла . П о л у ч а ет с я сухо и черство . Н и один год я вот т а к б ар а хт а л с я . Зат о к а к о е н а с л а ж д е н и е , ко гда о н а тебе п од чи н я ет ся ! У меня все, в первую оче редь, держится на интуиции и эмоциях. Мимо чего-то хо дишь каждый день, и скла дывается образ. Ночь, вид с моста — это все, виденное не один раз, наслаивается, по том рождается что-то в под сознании, сначгша смутно — так, мелодия какая-то. А там возникает ритм, потом образ облекается в реальные фор мы. И очень важно — по ложить точно мазок. Я тер петь не могу подгонки. Я мечтаю о подлинной свободе творчества, когда художни ку все равно, как его работа будет понята, как восприня та. Такой свободой обладает Виктор Семенович Сорокин. Знаете, что такое Сорокин? Вот я подошел к окну, раск рыл его, вдохнул... Жизнь как она есть. Это выше всех манер, выше всех стилей и стилизаций. Вот так. Терпеть не может подгонки, терпеть не может фальши, лукавства. Пишет самое простое и раскрывает нам глаза на неброскую пре лесть обыденного. В повсе дневном он постигает закон всеобщей взаимосвязанности, когда в чашечке цветка мож но разглядеть вселенную, а в елецкой улочке — всю Рос сию. И остаются на листах художника его чувствование и знание мира, запечатлен ные скромно, избегающими эффекта средствами, чтобы — не дай Бог — не соврать, ибо существующее и познан ное — самодостаточно и са моценно. Удовлетворен ли он? — Ц е л и к о м и п о л ностью сч аст ли вы х людей не н а йт и . Н о другой ж и з н и я не хот ел бы. Я хот ел бы что? И м ет ь здоровье и в о з м о ж н о ст ь р а б о т ат ь . Всю ж и з н ь м н е не хв ат ает вр ем ен и . У м ен я б укв ал ьно ф изическое ощ ущ ение , что в р ем я ух од ит . И не п о с чи т айт е это за тщ еславие , хочет ся более реализоват ь с е б я . Я ч у в с т в у ю , чт о м о г у . Х о т е л о с ь бы у с п ет ь . . . Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. РОСТИК НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ — Здрасьте-пожалуйста, а если я не смогу отремон тировать? Нет уж , придете получать, проверите, тогда и заплатите. Отвыкла я от такого от ношения. Приучили: снача ла — деньги, а «стулья» — потом. Й когда за дикие деньги после предлагали даже не стулья, а подобие табуреток — тоже не удив ляло. К хорошему быстро привыкаешь. К плохому приучает жизнь. Погружен ная в эти почти философс кие размышления возвраща лась я домой. На душе было тепло. Приятно, что отнеслись по- человечески. Хорошо, что попала к мастеру-электрон- щику, который взялся за ре монт. Хотя, со стороны по смотреть, стоит ли связы ваться — дешевле купить, У дочки магнитофон сло мался. Так себе аппарат. Хоть и «8опу», но без «НщЬ — зреей», «Ш 1 х т ^ » и про чих наворотов или — как там сейчас? — прибамбасов. Но привыкла она к нему — сна чала, пока совсем кроха была, просто играла блестя щей и звучащей штукови ной, щелкала тумблерами и выключателями. После сама Делала первые свои записи, тайком ночью слушала — и засыпала. Теперь подросла, но все равно не расстается. Да и мне, как память. Папа подарил. И вот сломался. Новый аппарат — большой и мощ ный — дочь в упор не ви дит. Надо ремонтировать старый. Легко сказать. Это как на Петровском рынке — всего полно, а купить нече го. Мастеров пруд пруди, а толку... Отличаются лишь привязанностью к разным дензнакам: одни обозначают стоимость ремонта в руб лях, другие — в «зеленых». И три общих момента: а) цены запредельные; б) день ги вперед, но без гарантии, что исправят все; в) свою приязнь ко мне демонстри руют одной фразой — сове том; «Дешевле новый к у пить*. Но с каждым объяснять ся... И вот повезло. Вообще- то про этого спеца я и рань ше слышала, но не думала к нему соваться, давно усвоив; хорошие отзывы — хорошие деньги. Но, когда поняла, что хождение и беспутное общение тоже чего-то стоят, решилась. Мастер оказался молод, тактичен. Услышав от него не то чтобы мизерную, но непривычно маленькую цену, поторопилась отдать деньги — вдруг передумает. Не бе рет — «Здрасьте-пожалуйс та»... Вот и шла оттаивая, до брая. «Здрасьте, хорошее настроение, пожалуйста, не расстраивайтесь». Предстоя ли выходные, дел ни много — ни мало. Так, как обычно. Только «Здрасьте-пожалуйс та» в голове крутится, слов но пытается что-то зацепить, потянуть какой -то узелок памяти. Но все мимо, мимо... •В понедельник получила аппарат. Работает безупреч но. Расплатилась специально отобранными крупными ку пюрами и попыталась оста вить сдачу. Вернул: — Спасибо. И объяснил: — Все в цене заложено. Я уже начала раздумы вать на тему «Что же в та кую цену можно заложить»... Но мастера позвали: «Ро стислав Максимович, к те.ле- фону...» Ростислав. Ростик. И я вспомнила. Все. ... Подруга родила однов ременно с окончанием юри дического. Куда после дек рета? Добрый знакомый и предложил для начала в ин спекцию по делам несовер шеннолетних — мол, график относительно свободный, до мой можно будет в течение дня к малышу забегать, да и вообще — к детям поближе. Знала бы она, что детки мо гут вытворять. Не то, чтобы, ка к у Высоцкого, порубили эти детки очень многих на котлетки», но тоже скучать не приходилось. И убийство было, и 117-я статья по пол ной программе. А вот исто рия с Ростиком не попадала ни в какие сводки, но в па мяти засела. В тот день я зашла, как и договаривались, за Верой на работу, в инспекцию. Загля нула в кабинет. Хозяйка сра зу кивнула: — Заходи. И как-то непонятно доба вила: — На встречу века про шлого и дня настоящего, точ нее, ночи. Кроме нас, в кабинете были 4 паренька. Точнее 3 и 1, настолько они были раз ные, если не разнопланет ные. Один, только я вошла, приподнялся со стула, поздо ровался, сел. Какой он? Если одним словом — аккуратный. В меру вихрастая шевелюра выдавала недавний визит к пари кмахеру . Брю ки без стрелок, но и без намека на пузыри на коленях. Чистая обувь. Красивые руки и осан ка. И все это — в меру. Пред положила, что у него прият ная улыбка. Но ему было не до улыбок. Трое — все наоборот. Та раторят, перебивают друг друга, инспектора, молчать не умеют. Не говорливые, а, как клеймила бабушкина со седка в деревне, брехливые. Почему-то сразу высвети лись их клички, которыми они кичились . «Кум» — крупновато-рыхловатый, «Го рох» ^ конечно, мелкий. Третий — никакой, ни его, ни его клички не запомнила. Инспектор задавала во просы. Ростик отвечал после паузы, которая, ка к мне по казалось, была нужна ему для правильного и четкого построения ответа. Троица, перебивая его, тараторила. Иногда Вера вставала из- за стола. Сразу же поднимал ся и Ростислав. Когда это произошло в очередной раз, Вера спросила: — Чего встаешь? В ответ мягкая улыбка с легкой иронией: — Здрасьте-пожалуйста, женщина стоит, а ... пауза ... я ... и замялся. И взорвалась троица: — Мужчина, МЭН , супер- мэн, гы-гы. А приключилось вот что. Троица встретила одного Ро стислава около школы, ото брала деньги, узнав, что дома никого нет, нагрянула в гос ти. Нет, ничего не сломали, не украли, просто сме.ли все из холодильника и взяли плейер — послушать. Больше всех распалялся Кум: — А че, он сам сказал, что сегодня ничего покупать не собирается, а завтра мы бы отдали. Вера прерывает поток: — Ростислав, они тебя обыскивали? — Нет. — Сказал бы, что денег нет. • — Я так сначала и сказал. — А потом? — Он спросил — честное слово? — А ты? — У меня же были. Вера непонимающе заво дится: — Да не говорил бы! И вновь ирони я . Без улыбки: — И дать слово чести? И опять Кум. перехваты вает инициативу: — Я спросил — уроков много? Он говорит — да, зна чит плейер некогда слушать будет. Да и вот он — верну ли. Вера мрачно спрашивает: — И каждый раз добавлял — дай честное слово? Кум расплывается: — А че же? Я смотрю в его довольные, хитрющие глаза. И вспоми наю фразу «Хитрость — ум дураков». Раньше ее не по нимала, не принимала: ведь хитрость — хорошо, а какой ум у дураков? Сейчас прояснилось. Вера встает: — Идите пока. Толкаясь, вываливаются из кабинета. Слышен гогот; — Слово чести, ха-ха... ... И вот я, довольная, с отремонтированной «сонь- кой» в гостях у Веры. Под руга, инспектор той поры, а ныне преуспевающая адвока тесса (меня она называла кли- ентэсса), о моих мытарствах с ремонтом слышала. И мой рассказ о завершении этой эпопеи ее не удивил. Сиде ла, слушала вполуха, всем видом подчеркивала, как ей благостно и приятно. До тех пор, пока не услышала «Ро стик». Пауза превратилась в мол чание, которое перетекло в жесткую тишину. И я пони мала, что сейчас она думает. переживает тот разговор, то «здрасьте-пожалуйста, я же слово чести дал». Мне каза лось, я вижу скручивающее напряжение от воспомина ния «Честь, ха-ха». Встала. Открыла бар. Не глядя, нащупала бутылку. «Джин» — ойкнуло во мне. Чего-то недопонимая, не стала я искать рюмки-фуже ры, подставила две чашки. Плеснула от души. Села. Молча выпила. — Не чокаясь, — маши нально отметила я и глотну ла тоже.' — Я помню ту историю, — после молчания заговори ла Вера. Ты как раз ко мне в инспекцию зашла. Тот слу чай на нет сошел, как гово рится, не было состава пре ступления. Все успокои лось. Ростик вообще был прелесть, а в 10 классе за пал на электронику, компь ютеры стали появляться, он и в них преуспел. Выиграл какую-то областную олимпи аду. Хорошие завязки поя вились с московским вузом. А перед выпускными экза менами в автокатастрофе погибают родители. Молчание. ’ — Они до этого за гра ницей работали. Финансо вый запас был. В Москве близкие родственники. Поэтому, когда осенью я Ростика увидела в Липецке, удивилась: — И ты что не в Моск ве? — Здрасьте-пожалуйста, у меня же здесь бабушка ос талась. «Я в политех посту пил». Закончил он институт. Сейчас свое дело. А те... Один сидит — и крепко. Другой... как тебе . объяснить — не бандит, не шпана, а так, — она замол чала и смачно окрестила — шелупонь. Еще один подался в ком мерцию, заодно с рэкетом засветился, потом в долги влез и в бега подался, про пал. Ж ену его ка к -то на опознание куда-то вызыва ли. Она встала. Поставила фужеры, тоник. Налила. — За справедливость! Мы чокнулись. Выпили. И почему-то одновременно выдали: Здрасьте-пожалуй ста. Марина ЕМЕЛЬЯНОВА. п о э т и ч е с к и й о с т р о в о к Виктор осколков ВЕРЕНИЦА РАЗЛУК Отдаляется все: И деревья, и люди, и птицы. Вот и лето уходит, За летом и осень уйдет. Нескончаема Этих разлук вереница. Пожелтевшей листвы Невозвратен полет. Я хочу удержать Зелень трав, облака и росинки. Но уходит вода, Между пальцами нежно скользя. Как в вагонном окне, Уплывают поля и тропинки. Ничего возвратить. Оживить и озвучить — нельзя... В ОСЕННЕМ ПАРКЕ Зари румяный теплый воск Залил поляны. Часовней кажется киоск В дыму багряном. Как легкий сон — чуть слышный звон Листвы парящей. Взметнулся ввысь аттракцион, Как звероящер. А пруд, засыпанный песком. Все также плещет, И парус зыбкий над прудом Чуть-чуть трепещет. И ждут деревья и трава Слов откровенья. Но чужды всякие слова Тиши осенней... Все, все на свете объяснять — Нет с этой вечной страстью сладу. Необъяснима благодать, С холма открывшаяся взгляду. Три слова: роща, речка, луг... Но суть не в них, а в промежутках. Три слова, сказанные вслух. Звучат невнятно для рассудка. Полусвеченье, полутьма. Полутона и полутени — Кисть гениального письма Художницы — поры осенней. Откуда этот чистый свет. Сон наяву. Мираж, Виденье? Здесь и листвы бессвязный бред Исполнен тайного значенья... Скоро я уйду в леса К тихим омутам. Где окрашена листва Нежным золотом. Унесу свою тоску, Грусть предзимнюю К голубому роднику Под осиною. Душу вытравили мне Те ли, эти ли... Я поплачу в тишине Без свидетелей. Не обидят там меня Волки строгие. Ведь страшнее нет зверья. Чем двуногие. Продырявленный насквозь В грудь двустволкою. Так уходит старый лось В чашу колкую. Безответны небеса. Веют холодом... Скоро я уйду в леса, К тихим омутам. Выйду в поле неспешно. Даль покоя полна. Словно женщина, нежно Обоймет тишина. Беспечальна дорога. Светел клен у моста, И душа-недотрога. Как слезинка, чиста. Облака — дирижабли. Родничок у куста — И выходит по капле Суета, суета ... Ты создала меня сама Из трав и музыки осенней. Твоих и сердца, и ума Я лишь земное отраженье. Когда меня коснулась мгла, В глухом лесу, у речки синей. Ты злую волю отвела И не дала пропасть в пучине. Все, что познала на веку. Всю нежность ты в меня вложила. Свою мечту, свою тоску — Богиня, ведьма, ангел милый... То улыбнется лукаво. То исчезает во мгле... Солнцу — игра и забава, Грусть и надежда — Земле. Солнце ли стало капризней. Сам ли я нынЧе не тот. Жить ожиданием жизни Сердце уже устает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz