Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

------ » с в я т ы н и КОЛОКОЛА ДУШИ М О ЕЙ ... Кто хот ь р а з п р о е з ж а л в Е л ь ц е ч е р е з р е к у Б ы с т р а я С о с н а , п о д н и м а я с ь в г о р о д , н е м о г н е з а д е рж а т ь в з г л я д н а о т к р ы в а ю щ е й с я в з о р у п а ­ н о р а м е , к о т о р у ю у к р а ш а ю т с т а р и н н ы е х р а м ы . С л о в н о а н г е л - х р а н и т е л ь в о з в ы ш а е т с я н а д б е ­ р е г о м В о з н е с е н с к и й с о б о р , а н а к р ут о м с п у с ­ к е , п о с о с е д с т в у , б у дт о н е в е с т а в б е л о м , с и я ­ ет к у п о л а м и В в е д е н с к а я ц е р к о в ь . П о к р о в с к а я , П р е о б р а ж е н с к а я , Р ож д е ст в а Б о г о р о д и ц ы , М и ­ х а и л а А р х а н г е л а ц е р к в и — о н и с о з д а ю т н е п о в ­ т о р и м ы й с и л у э т , п о д ч е р к и в а я д р е в н о с т ь г о р о ­ д а , ж и в у щ е г о д е в я т о е с т о л е т и е . К о г д а б р о д и ш ь п о с т а р и н н ы м у л о ч к а м , у с ы ­ п а н н ы м о с е н н е й л и с т в о й и л и у к р ы т ы м с н еж ­ н ы м п о к р ы в а л о м , в з в е н я щ е й т и ш и н е в о о б р а ­ ж е н и е р о х с д а ет у д и в и т е л ь н ы е з в у к и то с к о р б ­ н о й , то г р а ц и о з н о й м у з ы к и к о л о к о л ь н о г о з в о ­ н а , п л ы в у щ е г о н а д Е л ь ц о м . Е г о с т а р ы е д о м а и м о с т о в ы е уж е м н о г и е в е к а х р а н я т эт у з а с т ы в ­ ш у ю м е л о д и ю . С к а к о й к о л о к о л ь н и с р ы в а л а с ь о н а п е р в о й и т а я л а в ы с о к о в п о д н е б е с ь е ? Р а с с к а з ы в а ю т , что н а ч и н а л и с ь у д а р ы с о з в о н н и ц В о з н е с е н с к о ­ г о с о б о р а , п о т о м з в у к и п о д х в а т ы в а л и П о к р о в ­ с к а я ц е р к о в ь и У с п е н с к а я — е е в ы в и д и т е н а с н и м к е . ш ШР: м и н и А ТЮРЫ МЕаО НАЗЕМЛЕ, ГДЕТЫЖИВЕШЬ... О Р УССКОМ Ш ТЫ КЕ Как-то знакомый принес в <1 кузню штык, старый четырех- I гранный штык времен если не первой мировой, то начала второй мировой войны, когда он был еще в почете. Надеясь, что сталь у штыка хорошая, а это так и было, он попросил кузнеца перековать его. Пусть это будет нож, чтобы резать I свиней. Но кузнец отказался... — У штыка такая закалка, что если я отпущу его и от­ кую, то так уже не закалю... : Нож будет ломаться, — ска- * зал он. И на уговоры, дескать, I да ладно, попробуй, ну не вы- I йдет не надо, ,не поддался... * Да, этой закалки русский I штык не один век боялись I наши враги. Они удивлялись^ й отчего не смертельные раны от русского штыка долго не ;! заживали. Исследовали даже его сталь. Какая-то непонят­ ная сталь... Не знали они, что .тайна I закалки в славе, дающей на- I дежду, в вере, дарующей по- I беду, в руках, через которые I душа русского истекает к кон- I чику штыка в час решающий... И даже если обломить острие, I он будет разить врага этой славой, верой и душой рус­ ской! ..У кузнеца была чистая I душа. Жалко ему стало штык. И не хотел он былую славу 8 Отечества превращать в нож I для свинопоголовья. О РОДИН Е Р*одина — это место на I земле, где дали тебе жизнь и I душу, где живут твои родите- I ли и будут жить твои дети, где I покоится прах твоих пред- ; ков... Это место на земле, где I ты черпаешь свои силы, веру, I творишь красоту... Это место I на земле, которому вернешь I долг свой, уйдя из этого мира, где твоя душа и после смерти § будет рваться на части, помо- I гая детям... Моя Родина — Россия! Какая она, моя Родина? Россия — это земля, ее ? дети, их душа и вера... Россия — это не государ- 8 ство, которое может потерять 8 душу и растоптать веру... Россия — это Мать, это ! женщина, красивая, богатая, : терпеливая, исстрадавшаяся в ! своих несбыточных желаниях. ? Друзья любуются ее красотой, ; недруги — соблазняют... Обладающие ею примеря- 8 ют на нее наряды государ- ственности с длинными, завя- 5 зывающимися за спиной ру- I кавами... . Как тяжело ей одной в своих исканиях нести крест, : освященный верой, надеждой : и любовью. АлександрОРЛОВ, инженер-механик АО«НЛМК». ЧАСТУШКИ в о т Т А К И Е П И Р О Г И . . . Раздаются голоса: : «Есть в продаже колбаса, : Мясо есть для гуляша...» ...Только денег ни шиша! Ветры наших перемен Чудеса надули: За работу только хрен. Вместо пенсий — дули. Бабка Феня деда пылко Полоскает на весь мир: «С каждой пенсии — бутылку! Настоящий рэкетир». Президенту к январю Микроскоп я подарю. Чтобы мог увидеть в нем Экономики подъем. Улетают, словно птицы. Наши боссы за границу .В долг просить, ядрена мать. ...Чем же будем отдавать? Что мы строим, что творим? Как то называется? Не понять... Аж выбрать гимн Дума затрудняется. ПОД с в е т л о й ПУШКИНСКОЙ ЗВЕЗДОЙ г. Елец. Николай БАДУЛИН. У хор ош е го с о в е т ск о го п о эта вы пле с ­ нулись однажды из с е р д ц а м удры е с т р о ­ ки; Каждый выбирает по с е б е Ж енщину , религию , доро гу . Д ьяволу служить или пророку Каждый вы бирает по с е б е . . . Для художника выбор э то т вдвойне о т ­ ветственен : вед ь с в о е твор ч е с тво он а д ­ р е с у е т людям , вольно или невольно д е ­ лая их соуча стни ком с в о е й веры , св о е й рели гии , пы тае тся п р и о бщ и ть к с в о е м у служению . И кому (или чему) служит он — во пр о с не в тор остепенны й ... Липецкий ж и во пи сец Виктор Л узано в вы бор сделал давно . С т о л ь же е с т е с т в е н ­ ный и гармоничный , как и сам и е го т в о р е ­ ния — результат э то го выбора . О н д е р з ­ нул ш а гн^ ь нав стречу ...Пушкину. З а тем , чтобы , о б о га ти вш и сь зн анием , ,дущр^р с о ­ п рико снувш и сь с о с в е т ом гения, с о п е р е - жив е го суд ьб у как свою соб ственную , — вернуть «долг» Поэту . Пушкин,- в сещ едры й и неисчерпаемый , вдохновенный и мудрый , ликующий и пе- . чальный, — кто не ощ ущал его бла го твор ­ ного и ц ели тельного в о зд ей ствия ? Кто «не жил им» хоть м гновение в летучем потоке д н е й ? И, наверное , с полным правом Вик ­ тор М еф одьевич , в о сл ед Пушкину, м о г бы пов тори ть (или повторял неоднократно?): В о м не почтил он вдохновенье . О св о б о д и л он мы сль мою, И я ль в се р д е чн ом умиленье . Ем у хвалы не во спою ? Д а , эти строки начертаны Пушкиным в ИНОМ' контексте личной судьбы и а д р е с о ­ ваны царю , но какова мысль! Путь Виктора Л узанова к его ж ивопи с ­ ной «Пушкиниане» — э т о им енно «осво ­ бож дение мысли», духовных истоков вдох­ н о в е н и я . Б е з о с в о б о ж д е н н о г о о т оков сию м и н у тн о с ти вдохновения так бли зко «подойти» к Пушкину, как э то п о сч а с тл и ­ вилось ему, — невозмож но . Пушкина тол ь ­ ко ум ом — не понять, земным арш ином не и зм ери ть . Путь к нему может быть только духовный , путь очищ ающ его тебя с ам о го преображ ения . Путь любви. Художник —- на э том пути... То , что он сделал , постигая Пушкина, можно оп р ед ели ть как итог подвиж ничес­ тва . И то г отню д ь н е за ве рш ен ны й . Д а и ра зве можно говори ть о какой-то з а в е р ­ ш енно сти любя? Как всякое и стинное чувство , его лю ­ бовь к 'Пуш кину — деятельна . Чтобы уви ­ д е ть «своего Пушкина», с о з д а ть ж ивопи с ­ ную л е генд у о нем , со тво ри ть в худож ес ­ т в ен ны х о б р а з а х «Ж итие П оэ та» , н а д о было м но гое по стичь и познать. Слуш ая моноло ги Вик тора М еф од ьевич а о П уш ­ кине, убеж даеш ь ся — чтобы так говорить о нем , надо вжиться в его об р а з , вчувство ­ ваться в его судьбу . Но м он о л о ги художника — э т о лиш ь выражение, ч его -то б ол е е ф ундам ен таль ­ ного . А им енно — знание его творчества , е го родо сл овной , е го великой и тр а ги ч е с ­ кой жизни. П ричем в контексте его эпохи , в 'контексте р о ссий ск ой исторической д р а ­ мы. О тто го так философ ично -м удры , и с - с л е д о в а т е л ь с к и -д о т ош ны , у б е д и т е л ь н о ­ до стоверны и зобра зи тельны е п ове ствова ­ ния художника о Пушкине . И так впечат­ ляющи сюж етные картины , иконография с ам о го п оэта в разных во зрастах , п о р тр е ­ ты его предков. Изучая родословную Пущкиных, он «до­ брался» д о совр ем енны х потомков поэта , познакомил ся с учеными , музейными р а ­ ботниками — зна токам и Пушкина. И, на ­ конец, п о сели л ся на з е м л е предков е го — в К о р е н е вщ и н е , с о б с т в е н н ы м и с и л ам и в о зв е д я д о м -м а с т е р с к ую , ко тор ая . Б о г д а с т , к о гд а -н и б у д ь с т а н е т прию том е го «Пушкинианы», открытым для всех ... В го д 2 0 0 -л е ти я п о э т а он вош ел не только с о гром ным багажом знаний о нем , с е р и е й зам ечательны х картин, гр аф иче с ­ ких рисунков , но и с вполне оф о рм и вш е й ­ ся идеей увековечения великой даты . З а ­ мы сел для него труден лиш ь в одном : где взять ср е д с т в а на его о сущ е ствл е н и е ? И великолепен с в о е й м а сш табно стью , п р о ­ све ти тел ьским п аф о сом . Скажу так — он б ол е е других замы сл о в и проектов «раз­ вернут» к народу . В чем его суть? В том , чтобы и зда ть се р ию буклетов , альбом ов . Х р а м У с п е н и я с т р о и л и с 1 8 1 5 п о 1 8 2 9 г о д ы , н о ч е р е з д е с я т и л е т и я о н б ы л с и л ь н о р а з р у ш е н . И в от п р и ш л о в р е м я с о б и р а т ь к а м н и , в о з р о х с д а т ь с в я т ы н ь ю . Н е д а в н о ц е р к о в ь о д е л а с ь в с т р о и т е л ь ­ н ы е л е с а . С о в с е м с к о р о н а ч н у т с я р а б о т ы п о е е в о с с т а н о в л е н и ю . Т а м а р а Ф Е Д Ю К И Н А , с о б . к о р р . « Л и п е ц к о й г а з е т ы » . Ф о т о а в т о р а . ЖИВЕТЕ РОССИИ ХУДОЖНИК к а л ен д ар ей , о б ъ ед ин ен ны х п уш кин ской тем ой . Макеты будущих изданий , лю б о ­ вно оф ормленные , впечатляют даже «вчер­ не». А будучи изданными , они стану т ч а с ­ тичкой памяти о Пушкине, доступной всем — школьнику, студенту , пен сионеру , каж­ д ом у , кто не равнодуш ен к своей зем л е и и стори и . И ллю страти вная ча с ть этих изданий , выполненная художником , — с в о е го рода л е топ и сь Пушкина на ф оне эпохи , когда из глубины п рош лого вырастаю т фигуры П етра I и его сподвижников , об р а зы го ­ р о д о в Л ипецка , Вор онеж а , М осквы , П е ­ терб ур га , где и стбрия дыш и т р у сским д у ­ хом , Русью . О с о б о е о тнош ение у художника к о б ­ ра зу бабуш ки поэта , М арии Алексеевны Пушкиной-Паннибал . Он к а к ,бы «прозрел» е го интуитивно . И о к а з а л о с ь — ^це ош и б ­ ся , ко гда ' получил д о к ум е н та л ь н о е п о д ­ тверж дение св о е й интуитивной находке. Главное он сум ел «ощ^ить» е е вну тр ен ­ ний мир , е е огромную роль с о б и р а т е л ь ­ ницы с е м ь и Пушкиных, вы п е с то в а вш е й Р о с си и гения. Такое о зар ен и е , д ум ае тся , м огло п ри ­ йти к художнику им енно на з е м л е Коре- невщины , ср е д и природы , ландш аф тов ее, повитых дымкой и стори че ско го преданья . П о э том у д ан ь памяти М арии А л е к с е е в ­ не, на ставнице и п е стова тельнице юного Пушкина, о соб ая . Ее жизнь в худож ествен ­ ных об р а зах «расписана» им по м есяц ам замы сл е н н о го календаря : п ребы вание в роди тел ьском д о м е в Кореневщ ине , з н а ­ ком ств о с будущим мужем в Липецке , р о ­ ж дение дочери , за тем М о сква и так д а ­ лее . Работы м а с те р а нельзя «рассказать», их надо видеть — картины , граф иче ские и акварельны е серии . Как и их иллю стра ­ тивно е в о сп р ои зв ед ен и е — в виде кален ­ д ар ей , буклетов, альбом ов , этих за д уш ев ­ ных путеводителей по пушкинской эпохе. У верен , он и не о с т а в я т ра вн од уш ны м и никого . Т е м б о л е е —- в ю билейны й год национального гения. З а в ерш ая краткий р а с ск а з о художни­ ке и герое е го творческих прозр ений , не могу не привести оценок проф ессионалов , соб р а т ье в по твор че ском у цеху. Народный художник Р о с си и , скульптор Юрий ГРИШ КО : — Пушкинская тем а для Виктора М е ­ ф од ьевича с тал а настолько ор ганичной , что п о -с в о ем у благотворно ск а за л а сь и на е го личности , на твор честве . По сути он стал пуш кинистом -и ссл ед о ва тел ем , о б ­ разными ср е д с т в ам и познающ его Пушки­ на, е го эпоху. И свои озарения дарящ ий лю дям . Н е принять его труд , не помочь воплотить е го замы слы в жизнь было бы н е п р о с т и т е л ь н о . .. Заслуженный художник Р о с си и Вилен Д В О Р Я Н Ч И К О В ; — То , что сделано им , — итог многих л е т напряженного труда . Пушкин стал его с уд ьб о й , и э то т выбор он сум ел р е а л и зо ­ вать бле стящ е . Э т о творческий и д ухов ­ ный подвиг. Е го д ар к юбилею п оэта д о ­ лжен быть воплощ ен иллю стри рованны ­ ми изданиями . Они нужны Р о с си и , наро- ДУ--. И с т о р и я прод олж ае тся . С в я з ь веков , св я з ь эпох может проявляться в самых н е ­ ожиданных формах и сюжетах. Для Коре - невщины , липецкой земли , однажды о з а ­ ренной Божьим о гнем , п р ор о сш им за тем в гений Пушкина, эта связь , в канун его 2 0 0 - л е т и я , о т о з в а л а с ь , о т р а з и л а с ь во вдохновенном тр уде художника. И так б уде т всегда , д околе р у сский че ­ ловек сп о с о б е н нести в с в о ем с е р д ц е с о ­ кровенный д ар памяти и любви — к Р о д и ­ не, е е великим сынам , е е многотрудной и во звыш енной истории . Ра ссы плю тся в прах п ом пе зны е о с о б ­ няки «новых», что проро сли се годн я и на пушкинских землях , истаю т неправедны е капиталы , и потомки обя за тельно прокля­ нут деяния отцов -предателей , разоривш их с тр а н у и народ . Но сохранится то , что с о ­ ста вл ял о и, н адею сь , б у д е т со с та вл я ть , с е р д ц е ви н у р у сск о го духовно го с а м о с о з ­ нания — Пушкин. Им енно э т о и с б е р е г а е т в наши д ухов ­ но о ск опленны е годы ру сский художник Вик тор Лузанов . В л а д и м и р П Е Т Р О В , п и с а т е л ь . ) I И з д а е т с я п о и н и ц и а т и в е К л у б а г л а в н ы х X П р а в д а о б А ф г а н е д л я м н о г и х и з н а с с в о д и т с я к к у ц е й ф о р м у л е о в м е ш а т е л ь с т в е С С С Р в т ам ош ­ н ю ю г р аж д а н с к у ю в о й н у . М еж д у т ем в т аком в и д е это д аж е н е п о л у п р а в д а , а н а три ч ет в ерт и л ож ь . В А ф г а н е б ы л и н е т о л ь к о н а ш и с о л д а т ы , к от о ры е , кстати, н е т о л ь к о в о е в а л и с д у ш м а н а м и , н о и п о ­ м о г а л и м и р н о м у н а с е л е н и ю п р о к л а д ы в а т ь д о р о ­ г и и ст роит ь э л е к т р о ст а н ц и и . В эт о й ст р а н е р а ­ б о т а л и с а м ы е р а з н ы е с п е ц и а л и с т ы , ст р е м я с ь п о д ­ нят ь с к о л е н у с т а вш и й от н и щ ет ы и к р о в и н а р о д . Д л и т е л ь н а я к о м а н д и р о в к а д л и н о ю в три г о д а в ы п а л а и н а д о л ю м о е г о . с о б е с е д н и к а Е в г е н и я Б е л о з е р ц е в а , т о гда з а м е с т и т е л я н а ч а л ь н и к а у п ­ р а в л е н и я п о д г о т о в к и п е д а г о г и ч е с к и х к а д р о в М и ­ н и ст е р ст в а п р о с в е щ е н и я СС СР . В те г о д ы га з ет а « З а р у б еж о м » р а с с к а з ы в а л а о том , что с д е л а л д л я а ф г а н ц е в Е в г е н и й П ет р о в и ч . П р и е г о н е п о с р е д ­ с т в е н н о м у ч а ст и и в г о р о д а х и п р о в и н ц и я х от кры ­ в а л и с ь ш к о л ы и д е т с к и е с а д ы , с о з д а в а л и с ь у ч е б ­ н и к и и у ч е б н ы е п р о г р а м м ы . О н у с п е л н е м а л о . Н о в е р н у в ш е г о с я и з А ф г а н и с т а н а р у к о в о д и т е л я г р у п ­ п ы с о в е т с к и х с п е ц и а л и с т о в п р и М и н и с т е р с т в е п р о с в е щ е н и я Д Р А к р е м л е в с к и е ч и н о в н и к и д аж е н е у д о с уж и л и с ь р а с с п р о с и т ь о б эт ом . А с к о р о и в р о д н о й е г о ст р а н е ст а л о н е д о о б р а з о в а н и я . Б е ­ л о з е р ц е в у о к а з а л о с ь н е п о п ут и с р а д и к а л а м и , д л я к о т о р ы х ш к о л ы и в у з ы п р е в р а т и л и с ь в о б у з у . И у ч е н ы й , п о к и н у в М и н и с т е р с т в о п р о с в е щ е н и я Р о с с и и , п о л н о с т ь ю п е р е к л ю ч и л с я н а п е д а г о г и ч е с ­ к у ю и н а у ч н у ю р а б о т у . И н и р а з у н е п о ж а л е л о т аком в ы б о р е . М я г к и й , о б а я т е л ь н ы й , и ст и н н о р у с ­ с к и й и н т е л л и г е н т , Б е л о з е р ц е в б ы ст р о з а в о е в ы ­ в а ет с е р д ц а ст у д е нт о в , к о т о р ы е в и д я т в н е м н е т о л ь к о н а с т а в н и к а , н о и н а с т о я щ е г о д р у г а . С е г о д н я Е в г е н и й Б е л о з е р ц е в — с о б е с е д н и к с о ­ б с т в е н н о г о к о р р е с п о н д е н т а « Л и п е ц к о й га з ет ы » в Е л ь ц е Т а м а р ы Ф е д ю к и н о й . — Е в г е н и й П е т р о в и ч , м н о г о л е т в ы б ы л и т о л ь к о г о с т е м Е л ь ц а , н а ш е г о п е д а г о г и ч е с к о ­ г о и н с т и т у т а . Т е п е р ь в ы — е л ь ч а н и н . С ч е м с в я ­ з а н т а к о й п о в о р о т ? В с е в с т о л и ц у р в у т с я , а в ы п р о в и н ц и ю в ы б р а л и . . . — С р а з у уточню . Р о ­ д ом я и з Ливеи-Ю рловс- кой о б л а с т и , г о р о д а , о к о тор ом и зве стны й р у с ­ с к и й ф и л о с о ф С е р г е й Н и к о л а е в и ч Б у л га к о в в с в о ем покаянном письм е в 1922 году писал; с е р д ­ це м о е в стрепенул ось бы, е сли бы я увидел сей ч а с на высоком бере гу С о сны го р о д Ливны . Поверьте , я йспытываю такие же чув­ с тва ,А -центр) Iдуш а МОИХ:: ,лрв.ен -тг. м э р ш в в , .. Р а д о н еж ско го .О н а е д и н ­ ственная сохранила сь из тринадцати храмов . К ор о ­ че, я по рождению и по д ух у не с т о л и ч н ы й ж и ­ тель ... Почему выбрал Елец? З д е с ь я учился в п ед а го ­ гическом институте , с ко­ торым никогда не п оры ­ вал связи . О тсю да уехал по распределению в М а ­ г а д а н . Э т о п о т о м уж е , спустя четыре года, была Москва . Да , я прожил там б ол ее тридцати лет . Мне повезло работа ть на п е ­ д а г о г и ч е с к о й к а ф е д р е Вы сш е й к о м с о м о л ь с к о й школы при ЦК В Л К С М , гд е с о б р а л и с ь з а м е ч а ­ т ел ьны е с п е ц и а л и с ты и в о з н и к л о у д и в и т е л ь н о е б р а т с тв о .Е сли мы во схи ­ щ а ем ся пущ кинским ли- цеем ,то это был лицей с о ­ в е т с к о г о в р е м е н и — по духовному родству е д ин о ­ мыш ленников , по в ы с о ­ чайш ей культуре п р е п о ­ д ава тел ей , ко торы е были д рузьями и старш им и т о ­ варищ ами студ ен там . П о ­ нимаете , э т о о с о б о е чув­ ство со б о р н о с ти . В с е — в м е с т е .З д е с ь о б у ч а л а с ь молодежь с о в сего С о в е т - ' ско го Сою за , и ин терн а ­ ционализм , коллективизм были для нас е с т е с т в е н ­ ны, о р га н и ч ны . О н и не ди ску ти р о вал и сь , а п р о ­ сто в сам ом чи стом виде п ри су тствовал и в наш ей жизни, труде , учебе. — В ы м н о г о л е т к у ­ р и р о в а л и п е д а г о г и ч е с ­ к о е о б р а з о в а н и е , р а б о ­ т а я в М и н и с т е р с т в е п р о с в е щ е н и я С С С Р . Д у м а е т с я , в а м е с т ь ч т о с к а з а т ь о п р о ф е с с и и п е д а г о г а в Р о с с и и . . . — Когда я размышляю о своей п р оф е с сии и о с о ­ б енно в э т о см у тн о е в р е ­ мя, которому больш е п о ­ дош ло бы бунин ское о п ­ р е д е л е н и е — о к а я н ны е дни , т о прихожу к выводу: надо ра зобра ть ся с наш и ­ ми гл а в н ы м и с л о в а м и , ключевыми, н е стар еющ и ­ ми и ,н а к о н е ц ,о ч и с ти т ь их о т шелухи, которая п р и ­ стала к ним в результате лжи, неумных дел и н е д о ­ брых собы тий . Таких слов не столь уж много . И п е р ­ в о е ,к о н е ч н о , Р о д и н а . А е щ е — о б ра зование ,обра - з о в а н н о с т ь , с т а р ч е с т в о . С л о в а п ол у забы ты е или в ы х о л ощ е н н ы е , н о он и п о -лреж н ем у оч ен ь нуж­ ны, чтобы найти какие-то надежные опоры в окаян ­ ной жизни. Размышляя об этом , я понял, как м ало я знаю ... — В ы м а л о з н а е т е ? В ы , и з в е с т н ы й и а в т о ­ р и т е т н ы й с р е д и п е д а г о ­ г о в в с е й с т р а н ы ч е л о ­ в е к , д о к т о р п е д а г о г и ­ ч е с к и х н а у к , п р о ф е с ­ с о р , а к а д е м и к М е ж д у н а ­ р о д н о й с л а в я н с к о й А к а ­ д е м и и н а у к , к у л ь т у р ы и о б р а з о в а н и я , з а в е д у ю ­ щ и й к а ф е д р о й п е д а г о ­ г и к и Е Г П И , — и в д р у г - т а к о е л р й з н а н и е ? — Д а , оч ен ь м а л о .О д ­ н аж ды н а с т у п и л м о ­ м е н т ,к о г д а я п р иш е л йа лекцию к с туд ен там и п о ­ нял ,что не могу читать им: между м оим языком , л ек ­ си к о й , т е м ,ч т о я говорю , между мной и с туд ен там и вдруг о б р а зо в а л а сь жуткая п р о п а с т ь . Э т о т с л ож ны й для меня м ом е н т я п е р е ­ жил в М о ск ве . И зн а е т е -гг. п од разцыми.,предпр,гэ)у!и, п е р е с т а л , з а х о д и т ь в э ту ауди торию . — Ч т о ж е п р о и з о ш л о ? — Я говорю ,а сло в моих н е с л ы ш а т .Н о с а м о е с т р а ш н о е с о с т о я л о в том ,ч то и я не верил с л о ­ в ам ,к о то ры е п р о и з н о си л . И мои слуш атели э т о тоже п очув ствовали . П р о и з ош ­ ло отторж ение . М н е п о м о г Д м и т р и й С е р г е е в и ч Л и х а ч е в . О н года три на зад в одном из интервью на ЦТ вдруг с к а ­ зал , что испы ты вает я зы ­ ковый к р и зи с .Х р а н и т е л ь , з н а т о к н аш е г о р у с с к о г о языка, нашей великой л и ­ тературы ! В о т то гд а м не и з а х о т е л о с ь з а н о в о о б д у ­ м а ть су ть тех самы х слов . И выяснилось , что б е з них н емы слим о выразить глав­ ное в наш ем п е д а го ги ч е с ­ ком д ел е . И приш ло п он и ­ мание, что и концепция о б ­ р а з о в а н и я д о лж н а с т а т ь иной , что истина е е д а л е ­ ка о т привычных для меня стер ео ти по в . Я стал читать о сновопол ож ников сл а в я ­ н оф иль ства , К и р е е в с к о го и Х ом я ко в а ,ко торы е ,к с та - т и , у т в е р ж д а л и , ч т о ч е м бол ьш е человек зн а е т ,тем б о л ь ш е п о н и м а е т с о ­ б с тв е н н о е н е с о в е рш е н с т ­ во . С л о в о м , о б р а т и л с я к ф ило соф ам д е в я тн а дц а то ­ го века. Т о гд а и вы с тр о ил ­ ся ряд пред ставлений , б е з которы х о б р а з о в а н и е с е ­ годня п р е д с т а в и т ь н е л ь ­ з я .Э т у т ем у мы р а зр а б а ты ­ в а е м с о с т у д е н т а м и на сп ец к ур се . — ^ Ф р а н ц у з с к и й п и с а ­ т е л ь Р е н а н п о л а г а л , ч т о т о , ч т о в п р е ж н и е в р е м е ­ н а д е л а л о с ь с п о м о щ ь ю н а с л е д с т в е н н о с т и , т р а - д и ц и й , с е м е й н ы х и н а р о ­ д н ы х п р е д а н и й , т е п е р ь м о ж е т б ы т ь д о с т и г н у т о т о л ь к о с п о м о щ ь ю о б р а ­ з о в а н и я . В ы с о г л а с н ы с э т и м ? — Я бол ьш е с о гл а с е н с наш им великим с о о т е ч е с ­ тв ен н и к ом В а с и л и е м В а ­ с и л ь е в и ч е м Р о з а н о ­ вы м ,им евш им о тн ош е н и е и к елецкой зем ле . О н п р и ­ бли зи тел ьно в т е же годы м но го ра змыш лял о т ом , что же е с т ь об р а з о в а н и е в Р о с с и и . О н бы л е д и н ­ ственным в прош лом с т о ­ летии , кто пытался сф о р ­ м у л и р о в а т ь п р и н ц и п ы им енно о б р а зо в ан и я . В с е прочие — и д о него , и п о с ­ л е него — говорили о п р и ­ нципах л и б о во сп и та н и я , л и б о обучения . Но важно- то как р а з о п е р е т ь с я на принципы обра зования как ф ун д ам ен тал ьн ой к а те го ­ рии. И Розанов э т о сделал , причи слив к ним ин д и ви ­ д у а л ь н о с т ь , ц е л о е - ОСОБАЯ тность ,един - с т в о т и п а в п е ч а т л е ­ н и й . К о г д а с е го д н я д у ­ м аю о б э т о м , т о п р и х о ж у к уб еж д ен ию , ч т о н ам не надо ничего д р у г о г о : у ру сско го на ­ р о д а е с т ь ф и л о с о ф и я о б | э а з о в а - ния. — В ч е м ж е о н а з а ­ к л ю ч а е т ­ с я ? — Н у , е сли угодно , в г л у б о к о м р а з д у м ь е о с м ы с л е ж и з н и . О б ­ р а ти т е вн и ­ м а н и е : к о ­ р е н ь с л о в а о б р а з о в а ­ н и е — о б ­ р а з . О б р а з м и р а , с е б я , о б р а з Б ож и й ,об р а з п р оф ­ е с с и и — он у каждого че ­ ловека м ож ет быть свой . А е сл и вы хоти те след ов ать с в о и м п ринципам , то д о ­ лжны прояви ть волю, что ­ бы п ри бли зи ть ся к э том у о б р а з у . И у педа го га д о ­ лжен быть об р а з е го проф ­ е с с и и . — Т о е с т ь т о , и з ч е г о с к л а д ь е в а е т с а е г о п о д ­ г о т о в к а ? — Я не приемлю сло во «подготовка» . П од готовка , — э т о л и тье , э т а ковка ,а , м ь 1 — ^ во спи ты ваем . ИтаКд е с т ь н еко торы е и д е й ,б е з которых наш е о течествон ное об р а зо в а н и е не может с у щ е с т в о в а т ь .О д н а и з н и х ,с в о й с т в е н н а я то л ьк о наш ем у народу , — с о б о р ­ ность: д уховное и д уш е в ­ ное р а сполож ение д р у г к другу , п озволяющ ее м н о ­ г о г о д о б и в а т ь с я . С о б о р ­ н о с т ь — е д и н е н и е , э т о крылья д уш и ,ко гда х оч е т ­ ся д е л а ть в с е вм е с те . С о - б ор н о . К сож алению , вот ещ е одно забы то е на Руси с л о в о . . . — В с о в е т с к о й и с т о ­ р и и м ы п р и в ы к л и г о в о ­ р и т ь о к о л л е к т и в и з м е . Р а з в е о н н е с о б о р ­ н о с т ь ю п о р о ж д е н ? Д р у - г о е д е л о , м ы с а м и и с ­ к а з и л и е г о с у щ н о с т ь . — Д а , в с я к о е бы л о .И о д и н ч е л о в е к п о д а в л я л друго го , д а и коллективы бывали в сякие .Н о в целом , в м а с с о в о й практике , ч е ­ л овек не может жить б е з коллектива .Русская о бщ и ­ на — общ ая ж и знь ,общ ие д е л а ,и н т е р е с ы ,ц е л и . Н а ­ конец , ру сская общ ин а — э т о о сн о в а коллективного хозяйствования .И я думаю , что наши нынеш ние с т р а ­ дани я в эк о н ом и к е так и будут продолж аться п о то ­ му, что ра звалили сь не з а ­ воды и ф абрики — р а зв а ­ лил о сь коллективное п р о ­ и звод ств о . Р а сп а л и с ь кол­ лективы . — О т а к и х в е щ а х в ы и г о в о р и т е с о с т у д е н т а ­ м и ? А н е в о з н и к а е т л и у п е д а г о г а о щ у щ е н и е , ч т о е г о н е с л ы ш а т ? К а к в о с ­ п р и н и м а е т с я р а з м ы ш ­ л е н и е о Р о д и н е , о Р о с ­ с и и и е е п р е д н а з н а ч е ­ н и и в н а ш е , д е й с т в и ­ т е л ь н о , о к а я н н о е в р е ­ м я ? — Чуть раньш е или п о з ­ же, но студенты включают­ ся в п роц е с сы п е р е о см ы с ­ л е н и я , н о в о г о о с м ы с л е ­ ния . В п ер вы й г о д м о е й работы в Ельце я провел э к с п е р и м е н т : з а я в и л на ф и л о л о ги ч е с к ом ф а к ул ь ­ т е т е с п е ц к у р с « О б р а з и с м ы с л р у с с к о й ш колы» . Д е кан а т направил ко мне три группы — э то человек 90. Не надо было, конеч­ но, с о б и р а т ь та к о е коли ­ чество . Приш ли 43 с т у д е н ­ та — те, кому п ока зал о сь ин тер е сно . И они о с та л и сь д о конца. Ч е твер о за х о т е ­ ли пи са ть у меня д и п л ом ­ ную работу . Е с т е с т в е н н о , я с р а д о с тью б уд у р а б о ­ та ть с ними . . — Х о т и т е п о с п о р и т ь с т е м и , к т о к л и к у ш е с т в у ­ е т о п о т е р я н н о м п о к о л е ­ н и и ? — П очем у бы и нет? За десятки л е т я повидал м н о ­ го молодеж и , в том числе и ра звр ащ енной столицей - матуш кой . Но ещ е больш е в стр ечал других , з а м е ч а ­ тельных ребят . П оверьте , кр ом е со в р ем е н н о й м у зы ­ ки, фильмов и других впол­ не объ яснимы х увлечений , студ ен ты хотят п обол ьш е у зн а ть о б и стории наш его О т е ч е с т в а , о х а р а к т е р е р у сск о го человека . На с ей сч е т у на с р а зворачиваю т ­ ся и н т е р е сн е йш и е д и с к у с ­ с и и . Н а п р и м е р , о н р а в ­ ственно -духовны х качест-. вах р у с ск о го человека . На ’ что,' ка?г йзЕО стно , с ущ е е - " т в у ю т в е с ь м а р а з н ы е взгляды . М ои м ол оды е с о ­ б е с е д н и к и пы таю тся д у ­ м а т ь с а м и , и с к а т ь с о ­ б с тв е н ны е отве ты на в о ­ просы , скажем , о том , под в л и я н и е м каких о б с т о я ­ тел ьств ф ормирую тся р у с ­ ски е люди. Тут мы в сп о м и ­ н а е м , с к о л ь к о р у с и ч а м , русским , со ве тским людям п риходило сь воевать , с п а ­ сая свою стран у . Как э т о о тр а зи л о сь на них? А ка ­ кое влияние оказывала р е ­ лигия, прав о славие ? . . — З н а ч и т , в ы п ы т а е ­ т е с ь р а з о б р а т ь с я в с у щ ­ н о с т и р у с с к о г о ч е л о в е ­ к а . А з а с т е н а м и и н с т и ­ т у т а с т у д е н т а м в н у ш а ­ ю т , ч т о Р о с с и я п о с р а в ­ н е н и ю с З а п а д о м н е ц и ­ в и л и з о в а н н а я с т р а н а , ч т о о б р а з е ц д л я п о д р а ­ ж а н и я — р а с к о в а н н ы й , б л а г о п о л у ч н ы й г р а х е д а - н и н С Ш А и л и Ф р а н ц и и . . . — Мы г о в о р и м и о б э том , и тут нам опять же пом огаю т р у с ск и е мы сл и ­ тели , хотя бы те же сл а в я ­ нофилы . Не надо и з о б р е ­ тать в ел о сип ед — д авн о и умно сказано про е в р о п е й ­ ца: человек вечно суетный , готовый к поры вам , т е а т ­ р а л ь ны й . Н о е г о ж и зн ь , при всех у до б ства х и на ­ ружных у со в е рш е н с т в о в а ­ ниях, лиш ен а внутреннего покоя. Кире ев скии писал , что он почти в се гда д о в о - ' лен с в о и м н р а в с твен ны м с о с т о я н и е м и почти каж­ д ы й с г о р д о с т ь ю г о т о в би ть себ я в грудь и го в о ­ рить, что с о в е с т ь его впол ­ не спокойна , что он с о в е р ­ ш енно чи ст п е р е д Бо гом , лю дьми и п р о с и т одного : чтобы д р у ги е были на него похожи. А если п он ад о би т ­ ся , вы д ум ае т с е б е такую н р а в с т в е н н у ю с и с т е м у , когда в лю бом случае с о ­ ве с ть е го ничто тревож ить не б у д е т . Как вам п о д о ­ бный подход? — Н о ч е м м ы о т л и ч а ­ е м с я о т з а п а д н ы х л ю ­ д е й ? — Т о т же Иван В а с и л ь ­ евич К и р е е в с к и й счи тал , что р у с ск и й человек , н а ­ п р о ти в т о г о , в с е г д а ч у в ­ с твуе т св ои н едоста тки . И чем выше он во сх оди т по л е с т н и ц е н р а в с т в е н н о г о разви тия , тем бол ьш е т р е ­ б у е т от с е б я , а п о том у тем м е н е е бы вае т д о вол ен с о ­ бой . — В ы н е д у м а е т е , ч т о т а к о й о б р а з р у с с к и х н е ­ м н о г о и д е а л и з и р о в а н , а е в р о п е й ц а н е с к о л ь к о у п р о щ е н и у с р е д н е н ? . . А е с т ь л и и д е а л р у с с к о г о ч е л о в е к а ?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz