Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
8 сентября 1998 г., № 177 (20805) Й Р О С Ш М С М 1 Ш М - о ( Ш А Х оЛИДЕРАХ, НАЦИЯХ иНАРОДЕРОССИИ КАКУГЗРАО НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ О п а сн ую роль в р а з р уш е н и и п си х и ч е с к о го зд ор овья н ации сейча с и граю т б е скош трол ьны е средства м ассовой и нф о рм ац и и , особенно теле в и д е н и е , н а х о д я щ и е с я на служ бе у р а зл и ч ны х ф и нан совых групп . П о мнению мно ги х специалистов , ны н еш н я я д еятел ьность С М И представ л яе т реальную у г р о з у н ац и он ал ьн ой бе зопа сн о сти . П о в а л ь н а я а м е р и к а н и з а ц и я э<1шра, проявляющ аяся в син д р ом е «младш е го бр а та по ф и нан сам и ра зум у» (прямое копирование п р о гр амм , мане ры поведения , особенностей общ ения , подск азок , где надо з р и т е л я м с м е я т ь с я , а где одобри тельно к р и ч а т ь «в-а- у» , откровенное м ан и п у л и р о вание и нф о рм ац и ей и спо со бами ее п од а ч и ) , навязы вает ауди тории ц и н и ч ны е по с у ти эталоны повед ения , д езори ен тир у е т в си стем е ценнос- • т^й. В п о здни е ч а сы ‘Ифира, , к о гд а б о л ь ш и н с т в у лю д е й н у ж н ы р а з р я д к а и п о к о й , кровь с эк р ан ов льется п о то кам и , а потом мы с у ди в л е нием отм еч аем р о ст н ем о ти в и р о в а н ны х ж е с т о к и х п р е с т у п л е н и й , не им ею щ и х к о р ы с т н о й о сн о вы . Н о сам ое о п а с н о е в д р у г о м : лю б о е с т р е м л е н и е п о в л и я т ь н а эф ирную п о л и т и к у каналов п реподн о си тся к а к страш ное п о к уш е н и е на свободу слова и д е м о к р а т и ю . О с о б е н н о г р о м к и в о з гл а сы в о зм ущ е ния п р и п о пы т к а х дать нрав с твенн ую о ц е н к у работе те левидения. Недавно один вли я тел ьны й телеведущ ий пер вого к ан ал а за я вил б уквал ь но следующ ее : « . . .е с т ь о те чественные передачи , сом ни тельные с точ к и зр ения нрав с т в е н н о с т и . Н а п р и м е р , та к называемые православные — они про сто вредны е , по-мое м у . . . Э т о п р опаганда м р а ко бесия» . Н и м но го н и мало . И это в стран е с ты сяч еле тн ей и стори ей Право сл авия ! С и т у а ц и я с п си х и ч е с к и м здоровьем действительно кр и т и ч е с к а я , если в сер ь е з д у м ать о п р о гр е с сивн ом р а зви тии Р о с с и и . Н о вместе с тем не хотелось бы зао стря ть вни мание то л ьк о т извечн о р и ском вопросе: «Кто виноват?» — виноваты е 'найдутся -. С е й час важ нее думать над тем , ч то н адо д е л а т ь н к а к Это надо д елать .-О тветы в и д я т с я в с о д ерж ан и и самого п о н я т и я п си х и ч е с к о г о зд о р о в ь я н ации и в п си х о л о ги ч е с к и х и сследовани ях данного со ц и ального феномена . В первую оч ер ед ь н а д о п о д ч е р к н у т ь вл ияни е общ ественны х ц е н ностей , к а к бы р е гл ам ен ти р у ю щ и х д у х о в н у ю ж и з н ь людей . П р и ч е м эти ц е н н о с т и и н о рм ы долж ны соп р о вож даться а в тор и те тны м и я з н а ч и м ы м и д л я о бщ е с т в а оц ен к ам и , п од к р еп л ен ны м и реал ьны м и дей ствиям и . Владимир ЗАЗЫКИН. Главные герои бес численных газет и журна лов, пестрым лоскутным одеялом устилающих пол ки киосков «Роспечати», — знаменитости. Как зару бежные, так и отечес твенного розлива. Прав да, интерес к ним в боль шинстве случаев носит очень уж специфический характер. Если это поли тик, то непременно в тре вожном отсвете какого- нибудь скандала. Если актер, певица, бизнес мен, то чаще всего в луче красного фонаря, выхва тывающего собл азни тельные постельно адюльтерные сенсации и подробности. Ученыд или .серьезных писателей, крупных музыкантов или художников, как правило, не трогают. Похоже, их жизнь, погруженная в творчество, представля ется журналистам черес чур скучной и постной. То ли дело — колдун, эк страсенс, ворожея... Разгадка этого, по- моему, проста. Нас, по тенциальных читателей, держат за быдло, чье лю бопытство можно пробудить ис ключительно желтизной — и чем гуще, тем вернее. Но это не значит, что сегодня вообще нет изданий, авторы которых отно сятся и к своим персонажам, и к своим читателям, и к самим себе уважительно и серьезно, никому не отказывая в праве знать, думать, понимать, быть услышанным. К таким издани ям принадлежит, в частности, журнал «У1Р». Эта аббревиату ра расшифровывается так: «Уегу 1трог1ап1 регзоп» — «Очень важ ное лицо». Представляя свою систему рубрик, редакция «меж дународного журнала о лидерах и для лидеров» отчетливо фор мирует его тематику и подходы к ней, «Секреты того, как добива ются успеха, в, политической и общественной деятельности, в “ бйЗНёСё; йа^ 1 ^е; ’^Ж^Уре... Мне ния, взгляды первых лиц миро вой политики из их собственных уст , Трактовка феномена ли дерства ведущими отечествен ными и зарубежными филосо фами, социологами, политоло гами, публицистами... Новые или малоизвестные обстоятель ства жизни исторических лич ностей отдаленного или сравни тельно недавнего прошлого,,. Как претворяется художник, тво рец в собственном творчест ве...» Не слишком доверяющему рекламной канонаде читателю рискну засвидетельствовать! все, что обещано, редакция и ее авторы выполняют неукосни тельно. Очерки и портреты «У1Р» аналитичны, интервью рассчита ны на людей думающих, публи цистика остра и актуальна, а ме муарно-исторические фрагмен ты выбраны точно и умно. Редакцию не упрекнешь в политической ангажированнос ти. Когда дело касается поли тики, она дает слово и правым, и левым, и власти, и оппозиции. Но, мне кажется, это не гово рит о полном бесстрастии «У1Р», о желании занять неуязвимую позицию над схваткой. Вполне очевидно, что, несмотря на ла тинские буквы в заголовке, над журналом работают россияне- патриоты, движимые потреб ностью вместе с «очень важны ми персонами» и читателями понять, что происходит в стра не и мире, куда нам плыть, как нам жить, чтобы спасти страну. Такие вопросы так или иначе задают они всем собеседникам, ' та1<;йе'‘»}|ЬТйё'61'ЗйуУёТ Й'ф^ктйЧёЪ- ки на каждой странице журна ла, кто бы ни вступал с нами в диалог академик Геннадий Осипов, историк Борис Рыбаков, крупный банкир, министр, из вестный скульптор или глава областной власти. Спектр взглядов, понятно, весьма разнообразен. И тем не менее преобладают тревога и глубокая озабоченность про- ж т Н И '35 I I I I МИЛЛИОНАРОССИЯН. Е Щ Е 4 М И Л Л И О Н А Ч Е Л О В Е К и х У Ж Е П О П Р О Б О В А Л И к т о и КАКИЕ НАРКОТИКИ ПОТРЕБЛЯЕТ В РОССИИ? Картина пестрая: социаль ный состав наркоманов разно образен, как разнообразно само зелье. Имеются «элитные нарко тики» из кокаиновой группы — увлечение «новых русских», же лающих за свои деньги испы тать все возможные соблазны. Одновременно на «черном рын^ ке» можно купить крэк — самый дешевый наркотик из кокаино вой и героиновой групп. Его пот ребляет иная социальная груп па: люди менее обеспеченные. ищущие забытья. Крэк вызыва ет чувство безграничного ве селья, но после «охлаждения» у человека нередко появляется тяга к самоубийству. Самый распространенный вид синтети ческих наркотиков — «экстази», (на жаргоне — «кадиллак» или «космик спейс») — является ос новным компонентом т.н. пси хококтейлей. Частое употребле ние их оборачивается агрессив ностью и шизофренией. Боль шая таблетка «экстази» стоит для российского «потребителя» порядка 100 долларов. Во все большей степени востребуемым становится геро ин. При том, что, по официаль ным данным, не менее трети россиян живут ниже уровня бед ности, зелье более или менее по карману: одного грамма ве щества, вводимого при помощи шприца в вену, хватает почти на 10 дней. Растет спрос на нарко тики растительной группы: га шиш и марихуану. Это — удел массового наркопотребителя. Марихуана давно считается «безобидной» забавой среди студентов большинства учебных заведений, учащихся средних школ. Безобидная? Заблужде ние: «травка» пагубно влияет на мозг, сердце, легкие и иммун ную систему. Ко всему «букету» ввозимых из-за рубежа наркотических исходящим, недоумение в свя зи с явно отрицательным балан сом реформистских лет. И не случайно, я полагаю, напечатав беседу с директором Института социально-политических иссле дований РАН, президентом Ака демии социальных наук РФ Ген надием Осиповым, «^^1Р» выде лил его нелицеприятный диаг ноз реформистских неудач: «За последние четыре года рефор мирования Россия понесла большие человеческие потери, чем за четыре года гражданс кой войны и интервенции. И Рос сия обречена на дальнейший упадок до тех пор, пока соци альные, социально-экономичес кие и прочие структуры будут со здаваться не на основе данных науки и объективных исследо ваний, а на основе реализации неоправданных амбиций, полу- научных идей, преступных за мыслов, пока социальная дея тельность людей, входящих во властные структуры, не будет поставлена под жесткий кон троль закона с вытекающей из этого закона строгой ответ ственностью за действия, нано сящие ущерб как обществу, так и человеку. Без этого не может быть ни социальной стабиль ности, ни социального порядка, ни демократии в России». Особо стоит сказать об уже традиционных «еиповских» спец выпусках, когда, допустим, но мер целиком посвящен Москве или ситуации в Республике Бе ларусь. Подобные акции, осо бенно с учетом того, что основ ная часть информации поступает из первых уст, а не от торопли вых, поверхностных или недо бросовестных комментаторов, позволяют читателю действи тельно разобраться в сложном явлении, Э' не тлбтать 'усНужли- во разжевапную''кащ 1 ицу;"''' " Кстати: Журнал, безусловно, ориентирован на проблемы ли деров и лидерства, а стало быть, он привлекает внимание самих лидеров — парламента рия и министра, районного де путата и столичного ученого, ру ководителя производства и фи нансиста, режиссера и госслу жащего... Но и нам, простым смертным, весьма полезно и средств добавляется и «синте тика», произведенная на месте, В наркобизнес все активнее втя гиваются высококвалифициро ванные специалисты-химики, работающие на предприятиях и в научно-исследовательских ин ститутах России и стран СНГ. При этом используются совре менное оборудование и техно логии. Ежегодно выявляются лаборатории, производящие барбитураты, амфетамины и галлюциногены. В Санкт-Петер бурге во второй половине 1996 года были обнаружены лабора тории, в которых производились синтетические наркотики. Самая крупная из них обосновалась в Государственном институте при кладной химии. Лекарства, со держащие наркотические ве щества, из которых в подполь ных лабораториях изготавлива ется «синтетика», сегодня про даются строго по рецептам. Тем не менее они в изобилии име ются у так называемых нарко дилеров, нелегально приобрета ющих их у работников тех же ап тек, больниц и клиник. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ НАРКОТИКОВ? Во многих странах мира ищут нетрадиционные пути про тиводействия растущей нарко тизации, особенно среди моло дежи. В последние годы актив но ставится вопрос о легализа ции употребления некоторых видов наркотических средств. Сторонники этой идеи считают. интересно знать, о чем болит голова и душа у политика или православ ного патриарха, у маете- :г ра искусства или честно- < к го бизнесмена — судя по «VIР», и такие на Руси иногда встречаются. В конце концов, как это там ||^Щ говорится в Конституции: источник власти — на род... И, может быть, са мое важное дело для пи шущего сегодня — по мочь народу понять, кто есть кто, как отличить де магога от государствен ного деятеля, каковы ре альные критерии лидер ства. Иначе мы вновь и ||||Я вновь будем ошибаться и делать ставку на фаль шивых вождей — и в по литике, и в экономике, и в культуре. Сегодня «ЛГ» пред ставляет читателям неко торые материалы из пос леднего номера «У1Р». Наш контакт с этим из данием не случаен. «ЛГ» тоже проявляет интерес е ? к лидерам в различных сферах, стремится зна комить липчан с людьми яркими, одаренными, оригинально мыслящими и успешно действующи ми. В свое время публи кации о них легли в ос нову изданного нами сборника «Хочу быть ус лышанным», который от мечен премией Союза журналистов России. Что касается наших столич- - ных коллег из «У1Р», то у них к Липецкому региону интерес вполне профес- сй'бНйЛьный. Они с по- ; ' ' м9Е№1о журна'Л'йгётМз' “ «ЛГ^цамерены подгот0“ '* Г " ' ’ вить спецвыпуск, посвя щенный Новолипецкому металлургическому ком- бинату. Им вообще свой- ственно желание, не ла кируя происходящего, ис кать и находить героев, , не опустивших рук, не .1,,...,?.,. поддавшихся панике, рас терянности, усталости... И. НЕВЕРОВ. что таким образом можно по кончить с подпольной торговлей зелья, а значит, и с разгулом наркопреступности, сократить расходы на полицию. А высво бождаемые средства направить на лечение наркоманов и на про светительские кампании о вре де губительного пристрастия. Сторонники этой теории имеют ся и в России. Они упорно про талкивают ее, хотя практика ряда европейских государств, в час тности, Нидерландов, показыва ет, что официально разрешен ное употребление наркотиков ведет не к сокращению их коли чества в незаконном обороте, а, напротив, к его росту. Нельзя всерьез надеяться и на то, что дельцы наркобизнеса захотят лишиться своих доходов. Если будут разрешены не все, а толь ко некоторые «слабые» нарко тики, поставщики станут выбра сывать на рынок все более «крепкий» товар по цене ниже государственной. Наркотики бу дут красть с госпредприятий и перепродавать дешевле, чем в аптеках. Крупнейшие мировые авторитеты, и их позицию раз деляют российские специалис ты, пришли к выводу: любой вариант легализации — это ка питуляция перед натиском не только наркоманов, требующих у медицинских работников вы писки рецептов, у аптекарей — выдачи наркотиков, но и перед наркобизнесом, прямо заинте ресованным в росте числа сво-. их «клиентов». Вадим НИЗСКИИ. ФРАГМЕНТЫИЗБЕСЕДЫ СРАМАЗАНОМАБДУЛАТИПОВЫМ И з д о с ь е УПРа : Р а м а з а н Г а д ж и м у р а д о в н ч А б д у л а т и п о в р о д и л с я 4 а в г у с т а 1 9 4 6 г о д а в с е л е Г е б г у т а Т л я р а - т и н с к о г о р а й о н а Д а г е с т а н с к о й А С С Р . О к о н ч и л и с т о р и ч е с к и й ф а к у л ь т е т Д а г е с т а н с к о г о у н и в е р с и т е т а и ф и л о с о ф с к и й ф а к у л ь т е т Л е н и н г р а д с к о г о у н и в е р с и т е т а . П о с л е с л у ж б ы в а р м и и р а б о т а л з а в е д у ю щ и м м е д п у н к т о м н а з а в о д е , п р е п о д а в а л в в у з а х Л е н и н г р а д а , М у р м а н с к а , Д а г е с т а н а . С 1 9 8 8 г о д а п о 1 9 9 0 г о д — з а в е д у ю щ и й с е к т о р о м О т д е л а м е ж н а ц и о н а л ь н ы х о т н о ш е н и й Ц К К П С С . В п о с л е д у ю щ е м — п р е д с е д а т е л ь С о в е т а Н а ц и о н а л ь н о с т е й В е р х о в н о г о С о в е т а , п е р в ы й з а м е с т и т е л ь п р е д с е д а т е л я С о в е т а Ф е д е р а ц и и . С 1 9 9 5 п о 1 9 9 7 г о д — д е п у т а т Г о с у д а р с т в е н н о й Д у м ы . С а в г у с т а 1 9 9 7 п о м а й 1 9 9 8 г о д а — з а м е с т и т е л ь п р е д с е д а т е л я п р а в и т е л ь с т в а Р Ф . ' А в т о р н е с к о л ь к и х к н и г и м о н о г р а ф и й . Д о к т о р ф и л о с о ф с к и х н а у к , п р о ф е с с о р . Ж е н а т , и м е е т д о ч ь , д в у х с ы н о в е й и д в у х в н у к о в . П а т р и а р х М о с к о в с к и й и В с е я Р у с и А Л Е К С И Й П : «ОБЩЕаВОВСЕБОЛЬШЕТЕРЯЕТЧУВСТВОВЕЧНОСТИ...» У1Р. «Как Вы, Ваше Святейшество , оцениваете духов ную ситуацию в современном нам обществе? Ведь не сек рет, что материальные интересы, тяга к наживе у многих подавляют стремление к духовно-нравственному совершен ствованию. И насколько Вы согласны с утверждениями не которых из радикальных реформаторов о том, что само по себе богатство — уже показатель нравственности? В этой связи позвольте также спросить: в проповеди Русской Пра вославной Церкви всегда мощно звучал мотив нестяжатель- ства. Звучит ли он по-прежнему в нынешних условиях? Патриарх Алексий II. Последние годы, в течение которых преступность, безнравственность и бесчестье буквально захлес тнули экономику, равно как и многие другие сферы нашего нацио нального бытия, явственно показывают, что богатство отнюдь не всегда является праведным. Церковь продолжает проповедовать скромность в потреблении материальных благ, но совершенное нестяжательство скорее является идеалом, достижимым главным образом в монашестве — мирянину же, имеющему определенные обязательства перед семьей, народом. Отечеством, для исполне ния этих обязательств необходим'о располагать тем или иным имуществом, орудиями труда, финансовыми средствами. Впрочем, особо подчеркну, что все эти вещи нужны именно «для» чего-то, потребны ради исполнения некой нравственно оп равданной цели, а не сами по себе. Смысл христианского отноше ния к вещам — в том, что они не должны обладать человеком, не должны быть средством удовлетворения гордыни, зависти, лени и других пороков, к сожалению, в наше время материальные блага подчас служат именно этому. Многие приобретают вещи не ради их применения, а затем, чтобы — в лучшем случае — ложным об разом укреплять свой социальный статус, а в худшем — превозно ситься перед другими и унижать их. Общество потребления все более теряет чувство вечности и посему все прочнее оказывается во власти вещей. Огромное коли чество времени люди посвящают исключительно удовлетворению сиюминутных — и подчас чисто физиологических — потребностей, забывая о вере, о культуре, о вкладе в многовековой исторический процесс. Возникает вопрос: что иные наши современники хотят оставить внукам и правнукам, если заботятся только о личном материальном накоплении и о создании все новых и новых степе ней личного комфорта? Будьте уверень!, что такого наследия буду щие поколения не оценят. Главнейший же вопрос задает нам Сам Господь в Евангелии: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16. 26). У1Р. На каких опорах, по Вашему убехедению^ прочнее всего может зихсдиться жизнь общества в нашей стране? Патриарх Алексий II. Необходимо обновить нравственный дух народа. Ведь именно следование исконным нормам морали всегда оживотворяло в России и хозяйство, и государственность, и культуру, и различные виды межчеловеческих отношений. И, конечно, каждого, кто чувствует свое родство с православ ной духовной традицией, я призываю более полно обратиться к отеческой вере, стать сопричастным таинственной благодатной жизни Церкви. Убежден, что это весьма поспособствует возро ждению России. Ведь еще в драматичнейшем для страны 1918 году святитель Тихон, один из великих моих предшественников по Всероссийскому Патриаршему Престолу, сказал: «Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином сво боды — и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось.' Заботимся о том, что преходит, прилежати же о душе — вещи бессмертней — совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храмин и житниц» постигает неудача». Не правда ли, сказано будто про наше время? У 1 Р . К а к бы вы о х а р а к тери зов ал и ны неш нее со с то я н и е н а ц и о н а л ь н о й п о л и т и к и в Р о с с и и ? Р а м а з а н А б д у л а т и п о в . К а к д о с та то чн о плачевное . Все , казалось бы , согласны с тем , ч то сущ е с тву е т острая необходимость в реали зации полномасштабной программы государственной н аци он ал ь ной поли тики , разработанной нам и и одобренной в вы сш и х и н с т а н ц и я х . Т ем не менее ... См еш н о , но сам ая глав ная проблема в элементарном осо знании того , ч то в Р о с си и ж и в у т 176 сам обы тны х наро дов, к аж ды й и з ко то ры х об ладает гарантированным пра вом н а собственны е нацио - . нальные интересы и потреб ности . И это, к а к бы парадок сально ни в о сп р и н им ал о сь , фактор , не тол ько не торм о зящ и й , а, наоборот, обогаща ющ ий разви тие ро ссий ско го г о с у д а р с т в а в ц е л о м . П о думайте тол ько , 176 видений м и р а , к а к говорил Б е л и н с к и й , «мироп оним аний» ; 176 и стори че ски х методов х о зя й с твования , промы слов , объ яснений в любви ... О громный п отенциал . И с т и н а , ко торая н и к а к не м ож ет «вмонтиро- "ё й т ’ь с я » 'в ‘ головы в е д ущ и х “ п оли тико в страны , ко торы х т я н е т все « а н н у ли р ов а ть» , « у н и ф и ц и р о в а т ь » , « з а мкнуть» . Г л а в н ую з а д а ч у н а ц и о нальной п о л и т и к и я в иж у в том , ч тобы сум е ть га рм он и ч но у ч е с ть п о требрости всех 176 самобы тных народов Ро с си и , со гл асо ва ть ин тересы , с о з д а т ь д е м о к р а т и ч е с к и й механизм для их реализации. Д а , очень слож н о , но друго го п у т и нет. Е с л и мы гово рим о едином государстве . С у щ е с т в у е т ещ е о д и н в аж ны й аспек т . Т а к , в ц ар с кой России смысл националь ной п о л и ти к и заклю ч ал ся в ф ормировании о тн ош ений с 'и н о р о д ц а м и . В С о в е т с к о м Союзе — с нацменами . Н о н и ко гда не сущ ествовало н а ц и онал ьной п о л и т и к и по о тн о ш ению к р у с с к и м , со ставля ю щ и м более 80 п р о ц ен то в н а с е л е н и я с т р а н ы . А ведь именно р у с ск а я н ац и я долж на с та ть главным субъектом и объектом национальной по л и т и к и . О бъ я сн и ть это , н а п рим ер , н еко торы м губерна торам нево змож но . Х о т я они о х о т н о «свер гаю т» н а ц и о нально сти и респ ублики . Н о национальная п оли ти ка не мож ет бы ть только про пагандой «верных» идей. Она долж на бы ть соответственно проф инан сирована . Я всегда говорю: ничто так дорого Рос си и не обходи тся , к а к деш е вая н ац и он ал ьн ая п оли ти к а . Надо это п онять . Н а п р и м е р , у нас ж и в е т в с е го 2 0 0 т ы с я ч ч е л о в е к , прин адл еж ащ и х к совершен но у н и к а л ь ны м м алочи слен ным народам , тем ж е а р к т и ч е ским . Своего рода феномен к у л ь т у р ы . М ы просто обяза ны и х содержать! А и з 100 миллиардов рублей, выделен ны х на 1997 год , к н им не п о п ал о н и к о п е й к и . Более того , президен т дает у к а за н и я выделить на н ацион ал ь ное возрождение народов Рос си и 80 м ил ли ар д ов рублей (н е д е н ом и н и р о в ан ны х ) , о с т а вл яю т 12, а п о том и э т у с ум м у сокр ащ аю т . Позор ! * * * .. .ры н очн ая экон ом и ка — это п реж де всего наиболее эфф ективное р а спо р яж ен и е с о б с т в е н н о с т ью . А у н а с? « П о л у ч и л » , с к а ж е м , п р ед п р и я ти е , высосал из него все соки и бросил . Склады вае т ся впечатление , что ры н оч ны е о т н ош е н и я подм енены распределением собственнос ти . Ры н о ч н а я эк о н ом и к а до лж н а с т р о и т ь с я не за счет развала государства , а наобо ро т , р а скры ва ть весь его по т е н ц и а л . Н а д ем о к р а ти ч е с к о й , естественно , основе. П о к а надежда на это есть. П одд ерж ивает ее, наприм ер , ф ункционирование та к и х ор ган и за ц и й , к а к Р А О « Газп ром» , Р А О « Е Э С Р о с с и и » . О н и с е го д н я к а к «обруч» , «пояс» , к о т о р ы й надеваю т строители на треснувщее зда ние , д ерж а т еще эк о н ом и к у Р о с с и и . « Р а сч л е н и т ь» и х , ч то стали предлагать в по с л е д н е е в р е м я н е к о т о р ы е « э к о н о м и с т ы » , — з н а ч и т дать р у х н у т ь всему го судар с т в е н н о м у зд ан ию . Д р у го е дело, ч то сами естественные м о н о п о л и с ты д о лж ны д е й ствовать строго в р ам к а х за конод а тел ь ства . Н о то , что именно они сегодня я в л яю т с я стержнем наш его государ ства , сомнений не вызывает . * * * Знаете , я вообще счи таю , что само противопоставление Р о с си я — К а в к а з соверш ен но некорректно . Я , например , ни разу не слыш ал на К а в казе: «Давайте о тдадим Р о с сию!» П о ч ем у в Р о с си и где- то о б с уж д а е т с я : « Д а в ай те отдадим Кавказ !» ? Д а гестан , н априм ер , т а к а я ж е состав ная часть Р о ссии , к а к Россия — часть Да гестана . М ы к а к будто уж е о тош ли от им п ер ско й си стемы , от Советско го Сою за , а м ы сл и т ь вместе с тем продолжаем категориями м е трополии . П ола гаю , что п национ али сти че ски е н а стр о ения т а к ж и в у ч и еще п ото м у , что мы подходим к п р о блеме в таком ракурсе . К а в к а з и Р о с си я н а стол ь к о «вмонтированы» д р у г в д р у га , ч то б е ч ,^ р д о г и ч е с - к и х оиераццйрО^делить и х . невозможно . .,. 1 . У 1 Р . И Ч е ч ню ? : ’ Р . А . В Ч е чн е сл учил а сь трагедия . И даже после та кой трагедии многие чечен цы говорят , что разделение н е в о з м о ж н о . Н о г о с у д а р ственная п оли тика там долж на бы ть наиболее а к ти в н а , и н и ц и а т и в н а , эфф екти вна . Н у , а если т у т Р о с си я п р ои г рывает , это уж е совсем дру гой вопрос. Л ев Т ол сто й назвал К а в каз страной любви, а мы чуть ли не превратили его в стра ну ненависти . Надо работать, а не отдавать это н и к ом у на о тк уп . * -к * Лидер — п онятие слиш к о м о тв е тс тв ен н о е . Т о л ь к о время , ж и зн ь м о гу т сказать , к т о лидер р еал ьны й , а к то вр ем е нщ и к . М н о ги е сейчас стали «лидерами» на всплес ке т р у д н о с т е й , п ер еж и в а е мы х обществом . К т о благода ря «длинному я зы ку» , кто — « б о л ьш ом у м еш к у денег» . К о н е ч н о , и они в к а к ой -то степени лидеры , ведь сум е ли же «выскочить» . Н о на долго ли? Н а с то ящ и й лидер все -таки нечто иное . Говоря т ж е 'в народе: «Стадо баранов под предводительством льва всегда п об еди т стаю львов под предводи тельством бара на». У 1 Р . К а к и м и вы види те лидеров , сп о собны х вы вести Р о с с ию и з к р и зи с а ? Р . А . И н ы м и , нежели те, к т о использовал в о зникш ую п о с л е р а з в а л а С о в е т с к о г о Сою за с и ту ац ию , чтобы п р и вести народ вместо демокра тическо го и л и даж е к а п и т а л и с ти ч е ско го общества в фе од альное . Я , н а п р и м е р , не верю , ч то вывести н аш у эк о н о м и к у и з к р и з и с а см о г у т «лидеры» бизнеса , ставш ие та ко вы м и в результате п р и с в о е н и я ч е р е з з н а к о м с т в а о г р о м н о й ч а с т и г о с у д а р ственной собственности . Л и дер в бизнесе — прежде все го в ел ич айш ий ор ганизатор , генератор новы х идей . П о к а ж е здесь все очень неоснова тельно . Н е т к том у же осоз н ан и я того , ч то сегодн яш н яя к о н ц е н т р а ц и я к а п и т а л а за счет с треми тел ьного обедне н и я м ассы людей завтра м о ж ет обернуться борьбой про тив этого капитала . В тех или и ны х формах. Лидер долж ен всегда ч у в с тв о в а т ь п е р с п е к т и в у П е р спек ти в у поли тическую , эко н ом и ч е ск ую , к ул ь тур н ую . Н аш а тра гедия в том , что н ико гда ро ссий ское общ ест во не было нацией . С то л е ти я м и б у р л и т м у ч и т е л ь н ы й ■ процесс ф ормирования в н а ц ию едишого н а р о д а . Е щ е д е с я т ь л е т н а з а д п и с а л и : « Н о в а я и с т о р и ч е с к а я о б щ н о с ть — сове тский народ». А я о п у б л и к о в а л н ед ав н о статью под названием «Ста р ая и с тор и ч е ск а я общ ность — р о с си й с к и й народ». П о т о м у ч то спасение Р о с си и к а к велико го го судар ст ва им енно в этом . И н т е р в ью вели Э м м а В Е Р Ш И Н И Н А , Е в г е н и й К О С О В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz