Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
4 сентября 1998 г„ № 174-175 (20802-20803) Ш И П Е Ц К А Я • ^ Ж г а з е т а Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РЫНОК ТРУДА БЮЛЛЕТЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ -6Н КОНСУЛЕ ТИРУЕТ ЮРИСТ -| о ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ и ПРАВАХ ГРАХСДАН ЗАНЯТОСТЬ ИИВЛЛИППЕ «Два года назад несколько работников нашего предприятия заключили индивиду альные трудовые контракты. Сейчас мы хо тим уволиться, но администрация говорит, что это невозможно, так как наши контрак ты еще действуют. Имеем ли мы право рас торгнуть их и на каких основаниях?» — Согласно действующему законодательст ву, заключенный трудовой договор (контракт) вовсе не ставит работника в положение раба, полностью зависимого от администрации. В КЗо Те РФ есть две статьи, регулирующие порядок расторжения трудовых договоров. Так, ст. 31 КЗоТа РФ устанавливает, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, письменно предупредив об этом администрацию за две не дели. В случаях, когда заявление работника об увольнении по собственному желанию обуслов лено невозможностью продолжения им работы (зачисление в учебное заведение, выход на пен сию и Т.Д.), администрация должна расторгнуть трудовой договор (контракт) в срок, о котором просит работник. Следует также иметь в виду, что по истечении срока предупреждения об уволь нении работник вправе прекратить работу, а ад министрация предприятия обязана выдать ему трудовую книжку и произвести расчет. Кроме того, по договоренности между работником и адми нистрацией трудовой договор (контракт) может быть расторгнут и до истечения срока предуп реждения об увольнении. Если же трудовой договор заключен на оп ределенный срок или на время выполнения кон кретных работ, то применяются положения ст. 32 КЗоТа РФ. Срочный трудовой договор (кон тракт) подлежит расторжению досрочно по тре бованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению ра боты, нарушения администрацией законодатель ства о труде, коллективного или трудового дого вора (контракта) и по другим уважительным при чинам. «При наступлении 50-летнего возраста я имею право на получение льготной пен сии. Могу ли я продолжить трудиться даль ше? Обязательно ли составление контрак та с работающими пенсионерами на срок, который устанавливает директор?» — В настоящее время КЗоТ РФ не содержит специальных норм по регулированию труда лиц, достигших пенсионного возраста. Поэтому при ■поступлении леисиэнеров на работу'действуют .общие норму по заключению трудового догово ра (контракта) в письменной форме, срок кото рого определяется не усмотрением директора, а соглашением сторон. При этом необходимо иметь в виду положения ст. 17 КЗоТа РФ, согласно которой срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отноше ния не могут быть установлены на неопреде ленный срок с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом. Конституция РФ не содержит норм, закреп ляющих право на труд, и соответственно обязан ности государства по реализации такого права. В ст. 37 Конституции РФ говорится, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель ности и профессию. Принудительный труд запре щен. Это определило правовую, экономическую и организационную основу государственной поли тики. В частности, в законе РФ «О занятости на селения в Российской Федерации» в редакции от 20.04.96 г. нет каких-либо ограничений по обес печению равных возможностей .всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, воз раста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. В ст. 2 КЗоТа РФ содержатся основ ные трудовые права и обязанности работников, которые затем получают развитие и конкретиза цию в иных нормах законодательства о труде. «Какие правила временного перевода на другую работу предусмотрены трудовым законодательством? Имеет ли право ад министрация перевести работника на не которое время на работу в другой город, если этого требуют интересы производ ства?» — Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости регу лируется нормами ст. 25 КЗоТа РФ. Она пред усматривает, что в случае производственной необходимости администрация имеет право пе ревести работников на необусловленную тру довым договором (контрактом) работу, но лишь на срок до одного месяца и только на то же предприятие либо на другое, которое находит ся в той же местности. Таким образом, КЗоТ запрещает временный перевод на работу в другой город. Согласно той же статье новая работа временно переведенного должна опла чиваться не ниже среднего заработка по преж ней работе. Следует также учитывать, что временный перевод допускается для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, производ ственной аварии или немедленного устранения их последствий; для предотвращения несчаст ных случае, простоя, гибели или порчи государ ственного имущества и в других исключитель ных случаях, а также для замещения отсутству ющего работника. В последнем случае продол жительность перевода не может превышать одного месяца в течение календарного года. Временный перевод на другую работу до пускается также в случае простоя. Об этом го ворится в ст. 27 КЗоТа РФ. В этом случае ра ботники переводятся на другую работу с учетом их специальности и квалификации на том же предприятии на весь срок простоя либо на дру гое предприятие на срок до одного месяца. При переводе на нижеоплачиваемую работу вследствие простоя за работниками, выполня ющими нормы выработки, сохраняется средний заработок по прежней работе, а работникам, не выполняющим нормы или переведенным на повременно оплачиваемую работу, выплачива ется их тарифная ставка. Кроме этого, соглас но ст. 28 КЗоТа РФ при простое и в случае вре менного замещения отсутствующего работника не допускается перевод квалифицированных ра ботников на неквалифицированные работы. «Есть ли ррзн^да между такими пеня-. тиями( как «сокращение численности ра- боУййков» и «сб'кращёнйё штата работни ков»?» ■— Да, есть, хотя в п. 1 ст. 33 КЗоТа РФ, посвященной расторжению трудового договора (контракта), по инициативе администрации в слу чае сокращения численности или штата работ ников это различие не проводится. Порядок увольнения, гарантии и компенсации, предос тавляемые работникам при увольнении, не за висят от того, сокращались ли численность или штат работников. Вместе с тем эти понятия далеко не равнозначны. Так когда речь идет о расторжении трудового договора (контракта) в связи с сокращением численности работников, то имеют в виду уменьшение численности про изводственного персонала, то есть рабочих, по сравнению с конкретной их численностью, оп ределяемой обычно на предприятии в плане по труду, утверждаемом руководителем. В отноше нии же административно-управленческого пер сонала руководителем утверждается штатное расписание, содержащее определенные груп пы (категории) работников по оплате труда (ру ководящие, инженерно-технические работники и служащие). Сокращение штатов происходит в связи с изменением штатного расписания, когда из него исключаются те или иные долж ности. О. ЛЕБЕДЕВА, ведущий специалист отдела по урегулированию коллективных трудовых споров, предупрехщению м ассовой безработицы . Г о в о р я т , з д о р о в ь е ч е л о в е к а — б о г а т с т в о с т р а н ы . И э т о д е й с т в и т е л ь н о т а к . Н о , к с о ж а л е н и ю , с к а ж д ы м г о д о м у н а с э т о г о б о г а т с т в а с т а н о в и т с я в с е м е н ь ш е и м е н ь ш е . З а т о в о б р а т н о й п р о п о р ц и и р а с т е т ч и с л о у т р а т и в ш и х з д о р о в ь е в с и л у р а з л и ч н ы х п р и ч и н : о т э к о л о г и ч е с к о й о б с т а н о в к и д о с т р е с с о в ы х с о с т о я н и й н а с о ц и а л ь н о - б ы т о в о й п о ч в е . К а з а л о с ь , е щ е в ч е р а р я д о м р а б о т а л в п о л н е з д о р о в ы й , ц в е т у щ и й и р а д о с т н ы й ч е л о в е к , и в д р у г п о д к р а в ш а я с я б о л е з н ь и л и н е с ч а с т н ы й с л у ч а й с в а л и л и е г о , н а д о л г о п р и к о в а л и к б о л ь н и ч н о й к о й к е , а п о т о м — к о м и с с и я м е д и к о - с о ц и а л ь н о й э к с п е р т и з ы и , к а к п р и г о в о р : г р у п п а и н в а л и д н о с т и . И к а к и м б ы о п т и м и с т о м о н н и б ы л , в с е р а в н о э т о т в е р д и к т в р а ч е й о с т а в и л с в о й о т п е ч а т о к . Ч е л о в е к у ж е ч у в с т в у е т с е б я н е с о в с е м п о л н о ц е н н ы м . О н м о р а л ь н о с н и к , с т а л м е н е е о б щ и т е л е н , у г р ю м . Е г о м о з г с в е р л и т о д н а и т а ж е м ы с л ь : и н в а л и д . К о м у н у ж е н ? К а к ж и т ь ? К а к с о д е р ж а т ь н а н и щ е н с к у ю п е н с и ю с е м ь ю ? Х о р о ш о , е с л и п р е д п р и я т и е , к о л л е к т и в , г д е о н т р у д и л с я , н е о т в е р н у л и с ь , н е о с т а в и л и в б е д е , п о м о г л и в н о в ь в с т а т ь в с т р о й , п у с т ь д а ж е н а м е н е е о п л а ч и в а е м у ю р а б о т у . Н о в е д ь з а ч а с т у ю б ы в а е т н а о б о р о т . Ч т о т о г д а ? К т о п о м о ж е т ч е л о в е к у ? В нашей области за послед ние пять лет общее число ин валидов составило 62801 чело век, что почти на 20 тысяч боль ше, чем в 1993 году. Удельный же вес ркббтёю'щйУ ййваЛидов '•уменьшился ч>-20,3% до 12,6%. Даже на предприятиях Все российского общества инвалидов число работающих инвалидов сократилось с 626 человек в 1996 году до 393 человек в 1998 г. Такое положение объясняет ся тем, что работодатели с об разованием рынка труда полу чили возможность выбирать кадры, стараясь при этом из бегать различных сложностей. Но каково тем, кто по каким- либо так сказать параметрам не может конкурировать на этом рынке. Я имею в виду, конечно же, инвалидов. Их доля в спис ке безработных сегодня весь ма существенна и, надо заме тить, постепенно увеличивается. Взять, к примеру, тракторный завод. Здесь трудятся 50 инва лидов по слуху — 21 женщина и 29 мужчин. Трудятся хорошо и далеко не в лучших условиях: в чугунолитейном, модельном, фасоннолитейном и других це хах. Как известно, руководство завода объявило о предстоящей реструктуризации предприятия, а это значит судьба 50 инвали дов остается под вопросом. Еще хуже положение на труб ном заводе. 15 инвалидов уже получили предупреждение о сокра щении, а защиты им искать не у кого. Профсоюз тоже бессилен. Ч Е М О Л Е Г О В . . . И подобных примеров в наше время немало. Осознавая всю опасность складывающего ся положения, администрация области ведет активную поли тику «игры на опережение». Был принят целый ряд документов, направленных на защиту этой категории граждан. Особого внимания заслужи вает постановление «О государ ственной службе медико-соци альной экспертизы», принятое на основании Закона РФ «О со циальной защите инвалидов в РФ». Утверждено «Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов». Со гласно этим документам в за дачу службы медико-социальной экспертизы теперь вхрдят не только определение группы ин валидности, но и формирование и координация индивидуальных программ реабилитации инвали да, т.е. восстановление его фи зических, социальных и про фессиональных функций. При тесном взаимодействии с орга нами социальной защиты насе ления, здравоохранения, проф техобразования, департаментом науки и образования реализа цией таких программ активно занимаются областная, город ские и районные службы заня тости населения. Для наиболее эффективно го и четкого их взаимодействия образована областная межве домственная комиссия. В концепции службы заня тости населения по работе с инвалидами определяющей яв ляется ее реабилитационная направленность. В этом направлении нам кое- что уже удалось сделать. Со вместно с другими заинтересо ванными службами области раз работана программа содействия занятости населения на 1998- 2000 годы, налажена четкая сис тема учета инвалидов, их обуче ния и переобучения, трудоустрой ства на действующие и вновь создаваемые рабочие места. Только в истекшем году тру доустроено на действующие, сохраненные, заквотированные и вновь созданные рабочие места, охвачено профессио нальным обучением и приняло участие в общественных рабо тах более тысячи инвалидов. В целях оказания содейст вия занятости инвалидов, сти мулирования предприятий, обеспечивающих их прием на работу и в соответствии с За коном РФ «О занятости насе ления в Российской Федерации» определенная работа проводит ся по квотированию рабочих мест для инвалидов. Если в 1997 году в области было заквоти- ровано 23 места, то с начала те кущего года — уже 68. Наиболь шую активность в этом прояви ли администрации и центры за нятости населения Елецкого, Грязинского, Липецкого и дру гих районов. Квотировались рабочие мес та, в основном, на муниципаль ных предприятиях жилищно-ком мунального хозяйства, бытово го обслуживания населения, потребительской кооперации и других отраслей. Для предпри ятий, где заквотированы рабо чие места, предусматриваются меры экономического стимули рования, в частности, льготные ставки налогообложения в пределах отчислений в местные бюджеты. В полном объеме были вы полнены установленные квоты на предприятиях Грязинского и Усманского районов. В других районах в связи с экономичес кой нестабильностью, отсут ствием реальной перспективы предприятий они выполнены частично. Управлением труда и заня тости населения оказывается финансовая поддержка из Го сударственного фонда занятос ти тем работодателям, которые занимаются организацией до полнительных рабочих мест для инвалидов. Так, центром заня тости населения Липецка в 1997 году было создано 40 рабочих мест, из них 14 специализиро ванных мест вязальщиков схем ных жгутов в производственном объединении «Электроаппарат» Всероссийского общества сле пых и 70 мест на этом предпри ятии было сохранено за счет выделенных средств. Рабочие места для инвалидов были со зданы также в ТОО «Композит», ИЧП «Виола-С», 000 «Индекс», ТОО «Эльдина» и других, на что было выделено 114 тыс.рублей. Одной из мер стимулирова ния работодателей при трудоус тройстве инвалидов является частичная компенсация расхо дов по оплате их труда из фон да занятости населения. На этих условиях за последние полтора года трудоустроено 8 человек, для чего службой занятости вы делено 8,4 тыс:рублей. Безработным инвалидам оказывается также содействие в организации собственного дела. По направлению центров заня тости населения они получают профессии, конкурентоспособ ные на рынке труда области. В единой системе реабили тации инвалидов в нашей облас ти немаловажную роль играет созданный центр социально-тру довой реабилитации инвалидов, строительство и оснащение ко торого осуществлялось в основ ном из средств фонда занятос ти и частично из областного бюджета. Расположенный в живопис ном месте на окраине города, оснащенный новейшим обору дованием, центр уже завоевал популярность среди инвалидов. Сегодня он имеет лицензию на право образовательной дея тельности в сфере начального и дополнительного профессио нального образования и присту пил к обучению инвалидов на стационарном отделении по че тырем специальностям: обув щик по ремонту обуви, портной женского и детского легкого платья, вязальщица, мастер народных промыслов. Кроме стационарного отде ления, до конца 1998 года здесь планируется открыть и отделе ние дневного пребывания в ос новном для инвалидов третьей группы, которые более всего нуждаются в профессиональной реабилитации, чем в социаль но-бытовой. Большую помощь в оснаще нии современным реабилитаци онным оборудованием центру оказывает Минтруд России в рамках российско-британского проекта сотрудничества в этой области, в соответствии с ко- ,'орым уже поставлено оборудо вания более чем на 260 тысяч деноминированных рублей, а общая сумма помощи составит порядка 1,5 млн. рублей. Таким образом, можно ска зать, что в нашей области на чала отрабатываться технологи ческая цепочка сложного про цесса реабилитации инвалидов различных групп инвалидности. Однако развитие этого про цесса, как в области, так и в стране, идет весьма медленно по ряду причин: к сожалению, до сих пор правительством не ут верждена федеральная базовая программа реабилитации инва лидов, не реализован механизм предоставления инвалидам га рантий трудовой занятости со гласно ст. 20 Закона РФ « О социальной защите инвалидов», не разработан также механизм введения квоты и определения ее размера на федеральном уровне. Все это в значительной мере сдерживает работу служ бы занятости в деле реабили тации инвалидов. В сложившейся ситуации, видимо, надо, не дожидаясь при нятия необходимых документов на федеральном уровне, разра ботать механизм квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» и принять соответствующее постановление на областном уровне. А также намечать и осу ществлять меры, обеспечиваю щие занятость инвалидов, в час тности, создавать для них до полнительные места на пред приятиях всех форм собствен ности. Увы, равнодушное отноше ние к инвалидам проявляется и во многих других вопросах. В нашем городе, не говорю уже о районах, нет специализирован ных автобусов для перевозки инвалидов, не везде оборудова ны пешеходные переходы, а под земные не оборудованы вооб ще. Да и в транспорте уже не обозначаются места для инва лидов. Их занимают теперь мо лодые, здоровые парни и девуш ки, не обращая внимание на тех, кто стоит рядом. ■Это пробелы воспитания в школе, семье. Обществу необходимо се годня понять, что проблемы ин валидов могут коснуться каждо го, от этой беды не застрахо ван никто. И проявить заботу, не ссылаясь на трудные време на, о тех, кто в ней остро нуж дается. Это одно из условий выживания не только инвали дов, но и общества в целом. А. ИВАНОВ, зам . начальника отдела содействия занятости населения и профреабилитации инвалидов. м а л ы й б и з н е с ...и ПРОДАВЕЦ КИОСКА ИМЕЕТ ТРУДОВЫЕ ПРАВА Полурабскому положению на емных работников из сферы ма лого бизнеса должен быть поло жен конец. Защитить их трудо вые права в определенной степе ни призвано постановление гла вы администрации области№ 173 от 21 мая 1998 г. «О мерах по защите прав граждан, работаю щих в сфере малого предприни мательства». Этим документом предусмот рено создание в области механиз ма юридической защиты трудо вых прав людей, работающих на «хозяина». Становится обязательным за ключение трудового договора (контракта) между работодателем (владельцем киоска, магазина, частного предприятия и т.д.) и наемным работником, независимо от того, является ли работодатель юридическим или физическим лицом. Соблюдения этого условия найма требует теперь и изменен ная статья 15 КЗоТ РФ. Для наемных работников до говор будет являться гарантом трудовых и социальных прав. В нем должны быть оговорены размер заработка и условия его выплаты, обязательства работо дателя по предоставлению ра ботникам отпусков и их продол жительности, созданию без опасных условий труда на ра бочем месте и многое другое. Работа по реализации этого постановления уже началась в городах и районах области. Гла вами администраций приняты или готовятся соответствующие пос тановления с учетом местных осо бенностей. Конкретные поруче ния по обеспечению прав граж дан, работающих в сфере бизне са, даны различным организаци ям и на уровне области, и на мес тах. Так, управлением труда и за нятости населения уже разрабо тана программа практических действий, включающая в себя проведение областной практичес кой конференции, методико-кон сультационной и разъяснитель ной работы и усиление контроль ных функций. В администрации Липецка состоялось совещание с заинте ресованными службами по оп ределению ближайших и пер спективных задач реализации постановления. В помощь пред принимателям в Регистрацион ной палате оформляется специ альный стенд, содержащий ин формацию о трудовых правоот ношениях. Вопросы защиты трудовых прав работающих в сфере малого бизнеса стали предметом обсуж дения на заседаниях трехсторон них комиссий по регулированию социально-трудовых отношении Е1лецкого и Лебедянского районов, а в Ельце, Воловском, Долгору ковском и других районах на ос нове примерной формы разрабо таны типовые трудовые договора (контракты) для использования в сфере малого предприниматель ства. Параллельно с оказанием кон сультационной и другой помощи проводятся проверки выполне ния постановления. Органами труда с участием других заин тересованных служб уже прове дено около 700 проверок. Выяв лена масса различных наруше ний, среди которых наиболее рас пространенными являются под мена трудовых договоров (кон трактов) гражданско-правовыми договорами, отсутствие на рабо чих местах копий этих докумен тов. Также выявлено, что предпри ниматели-работодатели официаль но устанавливают наемным работ никам минимальную заработную плату, а фактически платят зна чительно больше, скрывая эту сумму от налогообложения. По фактам нарушений приняты со ответствующие меры. Н. ИНОЗЕМЦЕВ, начальник отдела охраны и условий труда. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИБЕЗРАБОТНЫЙ- П 0 Н 1 ТИЯ НЕСОВМЕСТИМЫЕ Чтобы стать предпринимате лем, надо иметь к этому талант или некоторые особые качества: смекалку, изобретательность, умение быстро ориентироваться в ситуации и планировать свои действия на два —три шага впе ред. Предприниматель, если хо тите, не только просчитывает возможную выгоду, он чувству ет ее интуитивно. Вот многим из них интуиция и подсказала зарегистрировать ся в центрах занятости населе ния в качестве безработных. Трудовых затрат никаких, а оп ределенная выгода есть. К тому же, рассудили они, в общем по токе безработных легко зате ряться и скрыть свое основное занятие, ведь трудовые книжки у представителей малого бизне са всегда на руках, значит, офи циально они нигде не работают. Но, как говорится, и на ста руху бывает проруха. Подводит чутье и предприимчивых лю дей. Все потому, что служба за нятости располагает сейчас все ми необходимыми сведениями о тех, кто обеспечивает свою за нятость самостоятельно, и подо бные факты быстро выясняют ся. Отправной точкой борьбы с этим явлением, по мнению спе циалистов центра занятости Со ветского округа, стал ноябрь 1995 года, когда из налоговой инспекции были получены пер вые списки предпринимателей. Среди них оказалось 35 безра ботных, зарегистрированных на тот момент и раньше. Только в этом году и толь ко центром занятости населе ния Советского округа Липец ка было выявлено 11 случаев получения пособия по безрабо тице обманным путем, людьми, имеющими свидетельства предпринимателей, на сумму 26 540 рублей. Из них добро вольно вернули деньги в Фонд занятости 7 человек. Подано 12 исков в суд о воз врате незаконно полученных сумм пособия, в том числе и по фактам 1997 года. 10 исков уже рассмотрены в пользу цен тра занятости, два находятся в производстве. — Существует Указ Прези дента РФ «Об упорядочении го сударственной регистрации предприятий и предпринимате лей на территории Российской Федерации» и Положение о по рядке государственной регис трации субъектов предприни мательской деятельности, со гласно которым с того момен та, как человек получил сви детельство на ведение собствен ного дела, его данные вносят ся в реестр предпринимателей и он по закону считается заня тым, — поясняет юрист Совет ского округа Елена Кобозева. — Прежде этот реестр сущес твовал на бумажных носите лях, а с внедрением компь ютерной техники мы пользуем ся информацией, записанной на дискеты, которые периоди чески предоставляет нам ре гистрационная палата Липец ка. И установить факт регис трации клиента одновременно в качестве предпринимателя и в качестве безработного не со ставляет труда. При постанов ке на учет безработного мы обя зательно выясняем, нет ли у него свидетельства предпри нимателя, пред- _ _ _ _ _ _ _ упреждаем об от ветственности за незаконное полу чение пособия, ведь предприни матель считается занятым незави симо от того, по лучает доход от своей деятельнос ти или нет. Если же дело у него не пошло, он может сдать.свидетель ство и только тог да рассчитывать на помощь в со действии заня тости и на соот в е т с т в ую щ ую УГОЛОК О С Т А Г Ы ^ Ё Н Д Е ^ материальную поддержку. Поразительно, но никто из уличенных в обмане безработ ных не признался в беседе со специалистом центра занятос ти, что зарегистрирован как предприниматель. Что это, при сущая многим нашим сограж данам надежда на «авось про несет»? Но не сходит с рук даже тем, кто был зарегистрирован безработным и два, и три года назад, уже успевшим потра тить пособие и, наверное, по радоваться, как ловко одура чил службу занятости. Воз вращать незаконно получен ные средства приходится и им. Как добровольно, так и через суд. -Д какой КОСП 1 Н 2 ММИК я е е г о / \ н я ? ВыпускподготовилаЛариса ГОНЧАРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz