Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
27 ав 1 у€та 1998 г., № 168 (20796) Ш И П Е Ц К А Я • /Ж г а з е т а ВРЕМЕНА И НРАВЫ В РАБЫ - поКОНКУРСУ Р О С С И Й С К А Я Г А З Е Т А Сколько их г- жалкого вида попрошаек, сидящих с протянутой рукой! Среди лукавых и дерзких, на глых и стесняющихся существует, однако, особый тип: люди, для коих нищенство — наемный труд. На работу нищими они поступают после конкурса и собирают дань милосердия для хозяина. колаи сошел с «трассы», когда “светофорша" — она это дела ла часто — отлучилась. Попут ными электричками двинулся в сторону Мурманска. На одной из станций перебрался на москов ский поезд... и спустя неделю был уже в стенах Симферо польского интерната. К о с т я Хозяева не жаловали денег ВЕЛИКОЕ СПИРТОВОЕ НАСТУППЕНИЕ КОНТРАБАНДИСТЫ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ ПО М ИЛЛИОНУ ДОЛЛАРОВ ЗА ПРОПУСК ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ КОЛОННЫ СПИРТОВОЗОВ Н Е З А В И С И М А Я Г А З Е Т А ______________ НЕСМОТРЯ на принима емые меры, ситуация с пос тавками нелицензионного спирта в Россию остается по- прежнему напряженной, в первую очередь, на россий ско-грузинской границе. По граничники в пунктах про пуска Верхний Ларе и Ни жний Зарамаг ежедневно за держивают и выдворяют об ратно на грузинскую терри торию более десятка спирто- возов. Всего за год спиртово го противостояния на рос сийско-грузинской границе задержаны и возвращены в Грузию около трех с полови ной тысяч автомашин со спиртом, из них в этом году — более тысячи, причем в каждой было от десяти до двадцати тонн спирта. Таким образом, с августа прошлого года не пропущено почти 32 тыс. тонн спирта-сырца. За держано и передано органам таможни такж е немало сырья. На территорию Грузии спирт продолжает поступать морским путем через порт Поти и сухопутным — пре имущественно через пункт пропуска Сарпи. Нередко раз даются голоса, что спирт предназначается исключи тельно российским фирмам и везут его машины с россий скими номерами. Если следо вать этой логике, то поль^та- ется, что Грузия оказывает бедным российским водо чным бизнесменам гумани тарную помощь, сама не по лучая при этом ровным сче том ничего. Но многочислен ные факты свидетельствуют о том, что грузинская казна и грузинские посредники, в том числе высокопоставлен ные, получают немалые сум мы. Пик попыток провоза спирта в Россию пришелся на начало августа — тогда от мечался рост примерно в 8 раз. Только за первую неде лю российские пограничники не пропустили 163 автоцис терны с контрабандным гру зом. С начала 1998 г. это пер вое такое массированное на ступление спиртовиков. По сообщениям информацион ных агентств, в настоящее время в Грузии скопилось до миллиона тонн спирта-сырца, который адресован россий скому теневому водочному бизнесу. Рано или гЩздно этот запас может быть вос требован. Не исключено, что августовская атака была сво его рода разведкой боем пе ред широкомасштабным на ступлением. ' Массовые попытки спир товой контрабанды в разгар сезона созревания урожая в огородах и садах оборачива ются, прежде всего, против жителей Грузии, которые занимаются выращиванием овощей и фруктов для т'цргов- ли на рынках России. Их продукция, как правило, ско ропортящаяся. Российским пограничникам приходится проверять каждую машину и разгружать ящики с овоща ми и фруктами, потому что под каждым таким ящиком нередко прячут бочки с кон трабандным спиртом-сыр цом. Все это происходит в ус ловиях непрекращающегося давления спиртовой мафии на пограничников. Способы дав ления — самые разные. Сре ди них угрозы физической расправы с военнослужащи ми и членами их семей, при менение оружия, попытки подкупа и шантажа. Суммы предлагаемых взяток за про пуск машин со спиртом ко леблются от нескольких ты сяч долларов за каждую ма шину до миллиона долларов за колонну из пяти десятков автоцистерн. Нередки слу чаи провоцирования преступ ными группировками мест ных жителей на противоправ ные действия в отношении пограничников. Не только на российско- грузинском участке государ ственной границы, но и на других направлениях кон трабанда спирта и спиртосо держащей продукции в Рос сию стала носить организо ванный характер. Отработа ны каналы поставок, меха низм доставки спирта к рос сийской границе, его пере правы через границу,сопро вождения по российской тер ритории до подпольных заво дов, а также производство готовой продукции и ее реа лизация. Великое спиртовое на ступление на российский рынок продолжается. Вслед за Грузией транзитной тер риторией готов объявить себя еще ряд соседей России. Так что российским погранични кам и таможенникам надо готовиться к противостоянию со спиртовыми королями и на других участках границы. КОНТРОЛЬНАЯЗАКУПКА КАКОЙ МЕД ЛИПОВЫЙ, А КАКОЙ - «ЛИПА» КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА Медовый Спас прошел, пче ловодам пришла пора собирать «урожай». В магазинах и на рын ках вот-вот появится свежий мед. Как отличить натуральный мед от фальшивого, мы попро сили рассказать директора мос ковского Дома меда Татьяну Бутову. Первый и главнейший совет — отоваривайтесь в специали зированных магазинах и при покупке требуйте сертификат «Ростеста». Связано это с тем, что многие технологии позволя ют получить продукт, на глаз практически неотличимый от до брокачественного, но очень опасный для потребителя. Весь ма популярный среди нечестных продавцов прием — разогрев старого меда. Мед выглядит совсем как свежий, но в нем на капливается вредное вещество — канцероген метилфурфурол. Кроме того, в несертифици- рованном меде, продаваемом с рук, могут обнаружиться пести циды, радиоактивные вещества и прочая грязь. Стоит обращать внимание и на такие нюансы. Если мед слишком жидок и почти совсем не имеет аромата — это вер- Т р е б у Е О т с я т о л ь к о к а л е к и На исходе сентября прошло го года в кабинет директора Симферопольского интерната для престарелых постучали. Во шедшие представились специ алистами Центра реабилитаций инвалидов из Кишинева. Загля нув в документы «коллег», ди ректор ни адресов, ни фамилий не записал, быть может, пото му, что нежданные гости бук вально с порога ошарашили предложением о сотрудничест ве. Молдаване приглашали оби тателей крымского интерната к себе. Не смутило симферополь ского руководителя и то, что визитеры брали на себя все расходы, даже на питание, и одежду. К тому времени финан сирование этого, как и прочих домов престарелых Крыма, ока залось на нуле. Потому в «ко мандировку» захотели все. Но «конкурс» выдержали пока лишь пятеро мужчин. И все — калеки, передвигающиеся на колясках и костылях. «Счастливчики» напи сали заявления о своем согла сии отправиться в Молдавию и I октября отбыли. В дороге добровольцы отда ли сопровождающим паспорта. В первый же день по прибытии на место им без обиняков было объявлено: они куплены и отны не являются собственностью своих благодетелей. В течение недели у четверых появились новые владельцы — их переку пили цыгане. Пятый остался при «своем» хозяине. Судьба каждого из отобран ных на «постоянную» работу ин валидов ярким штрихом допол няет дикую картину «организо ванного нищенства», в которой четко распределены роли рабов, надсмотрщиков и рабовладель цев. (Имена завер бованных и обма нутых Инвалидов из соображений этики и безопасности изменены). Н и к о л а й Вскоре он очу тился в Санкт-Пе тербурге. На прот мозглых тротуарах северной столицы его согревала на- ( дежда на обещан ную в 200 долларов зарплату. Она ка залась вполне ре альной. Ведь в день ему подавали милостыню как раз в размере огово ренного месячного гонорара. С коляски его пересадили на скейт — доску на колесиках. Дали «йасадки», оттал киваясь которыми, он мог вполне сносно передви гаться. При з а труднениях помо гала «светофор ша», в обязаннос ти которой входило не только «пасти» Николая, но и преодо левать вместе с ним высокие бордюры и подземные перехо ды. Рабочий день длился не ме нее 12 часов. Затемно его при возили на машине и с наступ лением темноты забирали. Очень .быстро Николай понял, что никакая зарплата ему не светит. Стал откладывать день ги на побег, который замыслил и продумал в деталях. Выби раться через железнодорожный вокзал — значит, обречь себя с самого начала на неудачу. Ни- даже на содержание надсмот рщицы — крепкой девицы, це лыми днями толкавшей инва лидную коляску Кости по элек тричкам, столичным переходам, метрополитену. Кормились на деньги, которые удалось скрыть от «заработка». Через два ме сяца поводырша сбежала. К тому времени “созрел" и Кос тя. На Курском вокзале мили ционеры потребовали у него паспорт. Пытался объяснить свое положение, но никто и слу шать не стал. Броситься под поезд? Кто-то другой на такое, возможно, и не решился бы. Только не Костя. Когда его на шли “хозяева", он даже обра довался; он уже придумал, как с ними разобраться. Сопровож даемый новой опекуншей, он сам сдался милиции. Рассказал о себе. А когда появилась цы ганка, заявившая о нем как о пропавшем супруге, то у нее тут же забрали его паспорт (но по чему-то не арестовали). Все бы хорошо, если бы милиционеры, доставившие Костю на Курский, довели бы свое благородное дело до кон ца. К сожалению, стражи поряд ка тут подопечного и оставили — у Кости не хватило на билет. Сказали: подсоберешь недоста ющие 200 тысяч — поможем уехать. Калека нынче — ценная в предприимчивых руках находка. Костю тут же подобрал другой цыган, что-то подлил в кофе, а когда Костя пришел в себя, объ явил ему о новом рабстве. Ком пания (кроме хозяина, в нее вхо дили еще двое инвалидов) сни мала жилье у пьяницы. Непро сыхающий квартиродатель много не требовал: выпить да опохме литься. Однако недолго удачли вый цыган пользовался такими удобными условиями. Прошел слух, что в районе намечается милицейская облава. Цыган и те двое исчезли, прихватив с со бой Костину коляску. Теперь уже алкоголик вывозил Костю на промысел в детских саночках. Бросит на целый день на моро зе,’ а вечером требует денег. Доведенный до исступления ин валид пригрозил убить своего мучителя. Тот, видно, испугался не на шутку. Отдал паспорт и выбросил опасного постояльца на улицу... Замерзающего Костю подо брала «скорая». Так он очутил ся в 51-й московской больни це. О нем узнали в украинском консульстве. И спустя месяц переправили в родной интернат. В а с и л и й с него глаз не спускали. Чтобы не воровал, выручку за бирали чуть ли не каждый час. Бежал он в Крым переклад ными, пересаживаясь с элек трички на электричку. Безного му из вагона в вагон самому не пересесть — выручали местные бомжи. Горе горю сочувствует. Голодал. Правда, в Запорожье сердобольные люди угостили его орехами да яблоками. М и х а и л Судьба этого человека до сих пор неизвестна. Слабый телом, духом он оказался кре пок. Так свидетельствует Кос тя, который случайно встретил ся с товарищем по несчастью на первой своей «хазе». Миха ил категорически отказывался работать, требовал паспорт и денег на дорогу домой. На гла зах Кости упрямца избили и вы толкнули в сопровождении сто рожа на промысел. Дальнейшая судьба Михаи ла пока неизвестна. Но показа ния Кости дают повод для страшных предположений. Ему не раз приходилось слышать о том, как рабовладельцы рас правляются с «лентяями». Таких сбрасывают с поездов, топят в реке, сжигают на свалках. «Хо зяева» нищих мало чем риску ют, устраивая расправу над не которыми калеками. Кому их искать? Н е Е с у д а б е ж а т ь Уличный бизнес на бесправ ных калеках скрытным никак не назовешь. Все инвалиды-попро шайки, промышляющие в Мос кве, других крупных городах, на виду. Для милиции вряд ли сек рет, что многие из них работа ют на хозяина. Совсем неслож но отследить и взять тех, кто рано утром вывозит своих ра бов на «трассу», а поздно вече ром забирает на «хазу». Еще проще задержать их надсмот рщиков. Но кому это нужно? Вот и процветает преступная эксплу атация инвалидов, пополняя до ходы криминальных структур. А дефицита в «рабочей силе» для такого промысла не предвидится. Более 300 человек содержат ся сегодня в Симферопольском интернате. Треть из них — ин валиды первой и второй групп. Объектами работорговли нын че повсеместно становятся именно эти беззащитные люди. И нередко — в чем трагизм си туации — добровольно, посколь ку интернаты, где они могли бы найти сносный приют, сегодня сами нищенствуют. <1 А ВАС, ТИХОНОВ, ЯПОПРОШУ ОСТАТЬСЯ МНОГО ЛЕТ НАЗАД СКАЗАЛА ТАТЬЯНА ЛИОЗНОВА БУДУЩЕМУ ШТИРЛИЦУ ныи признак того, что его р а з б а в и л и сахарным си ропом. Мед не должен с о д е р ж а т ь примесей и не должен расслаивать ся. Свежий мед, если его зачерпнуть, тянется тон кой ниточкой длиной до 15-29 сантиметров. Липовый мед обычно свет ло-желтого цвета, но таежная липа дает почти белый мед. В народной медицине его исполь зуют как жаропонижающее и противовоспалительное средст во. Гречишный мед имеет корич невый, почти шоколадный цвет. Он тяжелый и терпкий. Очень богат железом, поэтому реко мендуется при малокровии. Его полезно' пить после курсов ра диотерапии и рентгенотерапии. Подсолнечниковый мед обычно светло-желтый. Он пол езен сердечникам и способству ет выведению шлаков из орга низма. Эспарцетовый мед, как пра вило, чайного цвета. Он очень богат витаминами, особенно аскорбинкой и каротином. По вышает потенцию у мужчин. РЕКЛАМНАЯ ПА УЗА 1ПЮМЮ(11МЕ1ЕФР0Е10Е Н О В А Я Г А З Е Т А Реклама на телевидении не устраивает многих. Беско нечные шоколадные батончи ки, чистые воротнички и непов торимый устойчивый вкус уже успели порядком надоесть. Вся страна мечтает об избавлении. В Твери мечта стала реаль ностью. Бастовали работники об ластного телерадиопередаю- щего центра (ОРТПЦ), которым с февраля не платили зарпла ту. Полтора месяца реклама с 17 до 24 часов на местном те левидении заменялась телеви зионной сеткой. В Тверской области ее, рекламы, не было вообще (там телевизоры на чинали показывать программы только с пяти часов вечера). Исключением были выходные дни, когда рекламные ролики показывались без перебоев и 15 минут в час на экране сно ва царили сникерсы, пампер сы, стиральные порошки и не утомимая тетя Ася. После отключения первой же рекламы на телевидении раздались звонки. «Что случи лось? Вы что там, сломались, что ли?» Ярые ненавистники рекламы долго не могли при выкнуть к тому, что в переры вах между программами и кад рами сериалов их телевизоры просто молчали. Кто-то — по тому, что за время такой 9- минутной рекламной паузы можно заснуть, кто-то — по тому, что сериалы без рекла мы стали терять свою содер жательность. Телезрители даже предложили включать хотя бы музь 1 ку: очень уж скуч но стало. Сейчас забастовка твер ских телевизионщиков закон чена. Зарплату выплатили. По телевидению снова реклама. И снова двигатель торговли рас сказывает телезрителям Тве ри и области о вкусе «РАМА», о кариесе и о трех правилах современной женщины. Рис. Андрея ИСУПОВА. О Б Щ А Я Г А З Е Т А 25 ЛЕТ НАЗАД, в авгус те 1973-го, советский народ впервые увидел легендарный сериал «Семнадцать мгнове ний весны», о котором его создатель- — режиссер Тать яна Лиознова недавно сказа ла: «Это фильм, за который можно умереть». Четверть века она молча ла, отказавшись от любых контактов с прессой. Многие связывают ее уход в тень с той обидой, которую нанесли ей партия и правительство, вручив Государственную пре мию, в отличие от автора сце нария Юлиана Семенова, лишь спустя несколько лет. Как бы там ни было, но молчание Татьяны Лиозновой удалось нарушить Сергею Костину, автору сценария документальной ленты, по- вествуюпдей о том, как сни мались «Мгновения». (Эта совместная работа НТВ и те лекомпании «В1Х1» будет показана 1 сентября, открыв таким образом цикл «Новей шая история» — эпопею о са мых ВЕ 1 ЖНЫХсобытиях нашей страны. Ведущий — Леонид Парфенов.) В течение не скольких месяцев он угова ривал легендарного режиссе ра согласиться на съемку. Наконец, после семичасово го телефонного разговора, она все-таки решилась «да вать показания». Позж е , удивляясь своей мягкотелос ти, Татьяна Михайловна шут ливо оправдывалась тем, что в момент переговоров с Кос тиным «еще не совсем вышла из-под наркоза после не так давно перенесенной опера ции». К первому сентября она вообще собирается уехать из города подальше, чтобы не видеть эту, с ее точки зре ния, «авантюру». «Я старал ся ответить себе на вопрос, почему этот советский миф до сих пор притягивает к экра ну? Оказывается, как 25 лет назад, так и теперь, после перестройки, всем хочется жить в великой стране, дер жаве, с которой считается мир, — говорит Сергей Кос тин. — К сожалению, а мо жет быть, и к счастью, Тать яна Михайловна Лиознова ос талась навсегда в том време ни, не перестав быть ревнос тной патриоткой социалисти ческого строя и не принимая ничего из того, что происхо дит в стране сейчас. При этом она сама не осознает того переворота в сознании и иде ологии, который совершила, разрушив так называемый образ врага. Может быть, она первая и пробила брешь в Берлинской стене, показав немцев не так, как тогда было принято — глупыми и злоб ными свиньями, а думающи ми людьми». Получив согласи е от Татьяны Лиозновой, Сергей Костин и Сергей Кожевников (режиссер) отправились уго варивать актеров. Однако и здесь создателей фильма ожи дали трудности. Выяснилось, что в съемочной группе «Мгновений» не все склады валось ладно и в процессе работы возникало очень мно го взаимных обид. Сама Ли ознова не всегда корректно относилась к актерам, считгш их малообразованными, не культурными людьми. Она называла их «поганые дети», хотя и понимала, как сильно у актера начинает биться сер дце после команды «мотор». Похоже, что не все прочув ствовали эту своеобразную «любовь» режиссера и, веро ятно, поэтому на контакт шли не очень охотно. Например, всенародно любимый Штир лиц-Тихонов опоздал на съемку интервью почти на два часа, а, приехав, побесе довал всего 30 минут. Кста ти, первоначально вместо него должен был снимать ся... Арчил Гомиашвили — Остап Бендер из гайдаевских «Двенадцати стульев», кото рый настолько упорно пробо вался, что вся съемочная труппа была уверена, что Штирлицем станет именно он. Однако, испугавшись не верных ассоциаций с грузин ским артистом, Лиознова ос тановила свой выбор на Ти хонове, единственном акте ре, не занятом в театре, ко торый мог позволить себе спокойно сниматься три года подряд. Леонид Броневой, до сих пор известный очень многим не иначе как «Мюллер», во обще отказался давать ин тервью. Пришлось вмонтиро вать в фильм кусок его бесе ды с Карауловым. Свой отказ он аргументировал так: «Ни чего хорошего я сказать не могу, а плохого — не хочу. Да и денег дали мало — все го две тысячи ». (Хотя тогда это была стандартная ставка — 46 рублей в месяц.) Надо сказать, что Лиознова очень долго не хотела утверждать Броневого на роль. Он был чисто театрешьным артистом, не сыгравшим на тот момент ни одной роли в кино. Он при вык к свободному существо ванию на сцене, и порой ре жиссеру приходилось бук вально бросаться Броневому наперерез, чтобы он не вы ходил из кадра. Да и сам ар тист и!Значально не шибко-то хотел сниматься: «Что может быть интересного в том, что бы играть какого-то парши вого фашиста? — говорил он, не подозревая, какую всена родную славу принесет ему сыгранная роль. Отказалась от интервью и исполнительница роли Кэт — актриса Градова, видимо, не желая портить зрителям вос поминания о себе самой двад цатипятилетней давности. Несмотря на подобные неурядицы, Кожевникову все же удалось наснимать, а Парфенову вместе с ин тервьюерами наговорить 30 часов, из которых в эфир пой дет два. Понятно, что очень много интересных мелочей в фильм не попадет. Например, рассказ Лиозновой о том, как Ефим Захарович Копелян, ведущий артист Ленинград ского БДТ, приезжал после спектаклей на «Красной стреле» в Москву «играть» голос за кадром и иронично называл себя Ефим Закадро- вич. Не вошли в фильм и под робности о съемках сцен с младенцами (детьми Кэт и немецкого солдата). Для ра боты понадобилось около де сятка грудничков, которых брали из Дома малютки, пос кольку фильм снимался до вольно долго, а детки очень быстро росли. Душераздира ющая сцена перед открытым окном на морозе на самом деле проходила в душном павильоне под жаром софи тов, и ребенка приходилось аж проветривать под венти лятором. На съемках посто янно присутствовал консуль тант из КГБ, человек весьма занятой. Подстраиваясь под его режим, иногда приходи лось снимать даже ночью. Первыми принимгши фильм полковник Пипия и генерал армии Цвигун, после чего он был показан лично Андропо ву. Работа была проконтроли рована на славу, и председа тель КГБ не сделал ни одной поправки. Именно этот кусо чек еще не смонтированного фильма, где Парфенов в про смотровом зале КГБ пол ностью имитирует историю 25-летней давности, мне пос ле долгих уговоров показал режиссер Сергей Кожевни ков. «Я считаю, что такой жанр — расследование с эк скурсом во времени — конек Парфенова. Правда, здесь он не автор, а исключительно ведущий. Нужна звезда, на которую будут смотреть, а Леня — и есть такая звезда». До премьеры осталось со всем немного времени, и Татьяне Лиозновой есть за что бояться. Все же «Семнад цать мгновений весны» — са мое любимое детище (хотя были и «Три тополя на Плю щихе», ««Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся») из того, что было сделано. «Она боится, что мы не такие ге ниальные, как она, и разру шим тот образ, который ког да-то был ею создан», — ска зал Сергей Кожевников. Не придется ли ему убедиться в этом самому?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz