Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
25 0 8 |уста 1998 г., № 166 (20794) ^<.4 <• Ш И П Е Ц К А Я г а з е т а Ю Б И Л Е Й ЗРЕЛОаЬ, ШЕРСШО, ИНДИВИДУАЛЬНОаЬ Липецкой организации Союза художников России в этом году исполняется 40 лет По сравнению с художественными традиция ми соседних областей, Липецкая организация Со юза художников относительно молода. Но твор ческий союз оценивают, как правило, не только по прошлому. Нужно оценивать и по настоящему, и по реальным перспективам на будущее. А на стоящее таково — Липецк славен не только до блестными металлургами, но и художниками, из вестность которых шагнула не только за пределы области. Европа знает и ценит творчество наших живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. В настоящее время Липецкая организация Со юза художников насчитывает в своих рядах 60 членов. Среди них народные художники России живописец В. Сорокин и скульптор Ю. Гришко, являющийся ныне председателем правления ЛОСХ и членом-корресповдентом Российской Ака демии художеств. Есть и заслуженные художни ки России: М. Синева — мастер декоративно-при кладного искусства, скульптор А. Вагнер — лау реат Государственной премии, график и живопи- Н и к о л а й Д Л Н Ы и И Н : сец В. Дворянчиков — директор Дома мастера. Есть еще много звездных имен, таких как В. Шев ченко, ставших неотъемлемой частью культуры нашего Отечества. Формирование коллектива липецких художни ков связано с развитием изобразительного искус ства послевоенного времени. Образование в 1954 году Липецкой области дало толчок к развитию изобразительного искусства на ее земле, способ ствовало привлечению в новый областной центр известных профессиональных художников. В конце 1958 года этот процесс получил свое логическое завершение — был организован ор гкомитет по созданию областного творческого со юза. Стремительно разраставшийся город наращи вал творческий потенциал. Уже в 1964 году два десятка липецких художников авторитетно пред ставили свои работы в Воронеже на первой зо нальной выставке «Край Черноземный». Двенад цать из них стали кандидатами и членами Союза художников России. Все эти годы у липецких художников был не початый край работы. Растущий индустриальный город нуждался в художественном оформлении улиц, площадей и зданий, интерьеров клубов, двор цов культуры. К моменту организации ЛОСХ область уже имела определенные художественные традиции. Нам известно творчество мастеров В. Мешкова, Н. Ульянова, Н. Жукова, Г. Рублева. Эти имена прочно связаны с нашим краем, а их произведе ния бережно хранятся в местных музеях. Особое значение в деле формирования новых художественных традиций приобрела практика организации зональных выставок. Работа выстав- комов стала прекрасной школой для роста мас терства и формирования талантов. Липецкая ор ганизация Союза художников сегодня — зрелый про-фессиональный коллектив, имеющий свою ин дивидуальность. Т а т ь я н а К Р О Л Ь , и с к у с с т в о в е д . «РАБОТАЛОСЬВСЕГДАЛЕГКО,ИМНОГОЕПОЛУЧИЛОСЬ» в эти дни идет подготовка к открытию юбилей ной выставки, посвященной 40-летию образования I Липецкого отделения Союза художников. Один из старейших липецких художников Николай Иванович ДАНЫииН был свидетелем и непосредственным участником его становления. С ним беседует член Союза художников России АнатолийЖДАНОВ. — Николай Иванович, как жили липецкие худож ники в пятидесятые годы, когда еще не существовало профессионального союза? — Липецк был тогда не большим городом, но хоро шими художниками Бог его не обделил. Поскольку не су ществовало профессиональ ного союза, а тем более спе циального выставочного зала, выставки проводили в краеведческом музее, распо лагавшемся в Христорож- дественском соборе или в уже несуществующем старом зда нии театра у входа в Нижний парк. На втором этаже это го, некогда уютного дома, в фойе, мы проводили выстав ки городского и областного значения. — Как ваше творчество воспринималось в те годы? — Запомнилась почти де тективная история. Пришел в театр на выставку поли стать книгу отзывов и читаю: «Работы Даньшина нам пон равились, а картинку его сты- 1 )или...» Так и написали. По шел посмотреть свою работу — на стене пусто. — Кто организовывал выставки и как много было в Липецке художников? — Выставки организовы вало городское управление культуры, а художников можно было пересчитать по пальцам: Дроздов, Ситников, Бурлаков, Ряполов, Денисов (ныне преподаватель техни ческого университета). Тог да мы не делили друг друга на профессионалов и непроф ессионалов. — Как вы стали липча нином? — Здесь я оказался после войны, которую прошел в со ставе Белорусского и При балтийского фронтов коман диром орудийного расчета. С февраля 1946 по март 1947 года служил на военных складах вблизи города. Пос ле демобилизации остался здесь и стал работать худож ником в тресте «Липецкст- рой». — А что было дальше? — В 1952 году я и Дроз дов поступили в Воронежский художественный фонд. Зака зы выполняли в Липецке и других городах Черноземья. За два года работы с брига дой воронежских художни ков мы оформили 18 ресто ранов в Воронеже и Липец ке. В том же году я познако мился с художником Дюжен- ковым, тогда я оформлял Бо- ринский Дом культуры, а в 1955 году мы вместе работа ли над интерьером ДК «НЛМК». В 1964 году при нял участие в первой зональ ной выставке «Край Черно земный» в Воронеже. К ней я специально написал карти ну «Перволедье». А через год меня приняли в Союз ху дожников. — Сохранились ли ваши работы того времени? — Возможно, где-то оста лись пейзажи. В то время в гостинице «Советская» они были в каждом номере. — Кто занимался откры тием местного отделения Со юза художников? — Организационные во просы решал Силин. В оргко митет также входили худож ники Беляева —Шипова, Со рокин, Ростовцев, член Со юза архитекторов Вагнер. Кстати, в то время уже за крыли Елецкое художествен ное училище, и многие мас тера переехали в Липецк: Ко ролев, Сорокин, Хвощинс- кий, Павлов. — Сейчас почти у всех членов СХ есть мастерские, а какими были условия для творчества тогда? — Разные, помню первую творческую мастерскую Вик тора Королева, располагалась она в здании бывшей канце лярии Петра I на Петровском спуске. В начале шестидеся тых годов началось возведе ние жилых домов на площа ди Мира. Мы узнали, что в доме, где расположен «Гас троном», строятся мансарды- мастерские. Кому принадле жала эта идея — не знаю, но заселялись мы туда с пробле мами. — В каком году в Липец ке открылся выставочный зал? — Выставочный зал от крылся в декабре 1976 года, и через два месяца мы орга низовали первую выставку. —Ваши любимые худож ники? — Все передвижники. Из липецких живописцев нра вятся работы В. Соболева. — Довольны ли вы тем, как сложилась жизнь? — Однозначно ведь не от ветишь. В моей жизни была и война, и послевоенное тя желое для страны время. Но судьба художника оказалась счастливой. Работалось всег да легко, с удовольствием, и многое получилось. На снимках: Н. Дань- шин; его картина «Петр I на Липецкой земле», 1996 г., х/м. КАЛЕЙДОСКОП ФРАНЦУЗСКИМФУТБОЛИСТАМ СЕКС ПРОТИВОПОКАЗАН Недавно прошедший кубок мира по футбо лу доставил не только немало радости болель щикам, но и немало неудобств женам ф ^ о - листов. Как пишет газета «АиФ. Дочки-Мате ри», жена английского футболиста Грэма Ле Со Мариана и жена французского фуфолиста Франка Лебеф Беатрис видят своих мужей не так часто. Особенно им тяжело в дни чемпио натов. Во Франции за десять дней до какого- нибудь матча супругов отправляют в отель, чтобы их вторые половины не могли с ними общаться. Оказывается, в стране свободной любви секс перед матчем строго запрещен- Это старомодное футбольное суеверие. Гово рят, что занятия любовью очень сказываются на игре, так как у игроков остается мало сил в ногах. К тому же Беатрис приходится мирить ся с причудами своего мужа: он сначала на девает носки, а потом трусы. Причем во вре мя чемпионатов он ходит в одних и тех же трусах. А вот для английских футболистов секс не проблема. По их мнению, он даже помога ет. «Это какая-то нелепость, — смеется Мари ана. — Ну как можно свалить вину за плохой матч на секс? 1 ^ . МУЖЧИНУ ОПРЕДЕЛЯЕТ МАРКА МАШИНЫI Как утверждает газета «АиФ. Здоровье», I автомобиль, который выбирает мужчина, скры- : вает его сексуальные фантазии. Спортивные | : автомобили — «Корвет», «Додж», «Порше» или § I«Ягуар» подходят для мужчин, фантазии кото- ' : рых крутятся вокруг сексуально агрессивных ; женщин, мечтающих о страстной любви. Муж- ' ; чины, предпочитающие престижные шикарные ; машины, как «Кадиллак Эльдорадо» или «Мер- I седес-Бенц», мечтают о романтической связи , I в экзотической обстановке. Например, на ат- ; ласных простынях в лучших гостиницах мира ; с длинноногой красоткой. Мужчина, обладаю- Iщий «седаном» семейного типа, лучше всего I чувствует себя в окружении своей семьи. Его : сексуальные фантазии крутятся только вокруг жены или постоянной партнерши и исключают всякие неожиданности. Мужчина^с малень ким фургоном или микроавтобусом интересу ется только стабильной связью. Он хочет, что бы его любовь превратилась в нескончаемый, восхитительный медовый месяц. Владельцы I«Джипа Чероки», «Шевроле Блейзера» или «Форда Бронко» мечтают о любви на открытом воздухе с сексапильной, чувственной женщи ной. А мужчина с «Понтиаком» или «Нисса- . ном» ищет интеллигентную женщину. КАК ГИТЛЕРА ДОВЕЛИ ДО ФАШИЗМА Своеобразный фильм о прародителе фа- ' шизма — Гитлере начал снимать молодой ре жиссер Юрий Кузин. Как пишет газета «АиФ. ' : Я-Молодой», в своем двадцатиминутном филь- ' : ме под названием «Левша» режиссер раскры- : вает как была травмирована детская психика ! юного Гитлера. На несчастного ребенка давят ' : все: отец, учителя (пытаясь переделать его в : правшу), одноклассники, и даже родная мать : не может его утешить. Защищаясь от окружа- : ющего мира, маленький Гитлер становится : жестоким. Эта ситуация, конечно же, выдума- : на самим рехсиссером, но, как утверхсдает Ку- : ЗИН, он защищает не фашизм и фюрера, а ' : право ребенка на счастье и свободу. А ПУГАЧЕВА СМОТРЕЛА ТЕЛЕВИЗОР Газета «АиФ в Западной Сибири» расска- ‘ : зала своим читателям, как ве^[^ себя в аэро- : портах столичные «звезды». Во-первых, по- ; пулярные артисты проходят на посадку не че- , : рез обычные секции, а через У1Р залы. Вежли- ; вая и деликатная Надежда Чепрага сумела : внушить всем горячую симпатию. Она всегда : дарит персоналу красивый тортик или изящ- : ный букетик. Владимир Винокур и Лев Лещен- ; ко ведут себя с работниками зала как хорошие : приятели: шртят и расточают комплименты. А ; с Любовью Полищук можно по-дружески по- Ч : болтать о нарядах. Скромно держатся Алек- ^ ; сандр Малинин и Сергей Захаров. Оба они пу- : ! тешеств^гют с женами, а Малинин к тому же и с кошкой. Валерий Меладзе, наверное, не же- : лая расставаться со своими поклонницами, ^ : однажды отказался от лишнего комфорта и ; воспользовался общим залом. Только одна ! Алла Пугачева, как-то дожидаясь посадки, не у I отрывалась от телевизора, где шел какой-то '' : фильм, и почти ни с кем не разговаривала. ^ (Агентство "Аиф-Новости"). ш К А Ч Е С Т В НАВОДОЧНОН ФРОНТЕ БЕЗПЕРЕМЕН За последние два месяца Госторгинспек цией проведено 173 проверки качества алко гольной продукции в торговой сети области. Причиной столь массированного наступления на винно-водочном фронте стало то, что до ходы от продажи спиртного по-прежнему попадают куда угодно, но только не в карман государства. Проведенная акция принесла бо гатый «улов» — 118 предприятий-нарушите- лей. Надо сказать, что к оптовикам у Госторг инспекции особых претензий не возникало. Лишь только в ЗАО «Феста» и ООО «Кэр-сер- вис» в общей сложности было забраковано свыше 50 декалитров виноградного вина. Сложнее обстоят дела с розницей. Здесь забраковано 190 декалитров спиртного, еще 72 декалитра сняты с реализации из-за отсут- схвия документов, подтверждающих качест во, безопасность и легальность происхожде ния алкогольной продукции. Конечно же, не обошлось и без разоблаче ния «подпольщиков». Так, в теперь уже быв шем киоске № 0447 (владелец Е. Никишова), располагавшемся в районе магазина «Каскад», конфисковано 78 бутылок фальшивой водки: Как и следовало ожидать, горилка продава лась из-под полы, без применения контроль но-кассовой машины. Администрация горо да, рассмотрев представленные Госторгин спекцией материалы, провинившийся киоск ликвидировала. Но и без «подпольщиков» нарушений хва тало. В магазинчике «У вокзала», к примеру, под видом водок «Чарка» и «Солнечная коро на» (производитель — АО «Талвис») продава лась какая-то гремучая смесь из сивухи и аль дегидов. А трехзвездочный махачкалинский коньяк имел осадок и посторонние включения. Да, не позавидуешь тем, кто успел отведать этого зелья! В магазине № 23 «Ветеран» без сертифика тов реализовывались водка «Смирнов», мол давские вина «Изабелла», «Лидия», «Огненный ганец». В списке «героев-нарушителей» оказался и расхваленный в средствах массовой информа ции маг азин АО «Ликон» на улице Филипчен- ко. Здесь продавалась произведенная в Наро- Фоминске водка «Поговорим» с заниженггой крегюстьго. По результатам проверок 46 человек ош- зрафованы в общей сложности почти на 60 милггиоггов рублей. Средства эти поступят в областной бюджет. Да, Госторгинспекцией проделана колос- сальггая работа. Но будем реалистами — в бли- жайгггее время вряд ли удастся переломить си- туагщю на алкогольном рынке без коренного измеггения существугощего закоггодательства. Пока чго дельцы теневого бизнеса отДелг^гва- готся незначительными штрафами. Подобны ми мерами спиртовую мафию не победишь. Так, по крайней мере, считают большинство специалистов, с которым мне удалось побесе довать. С е р г е й К И Б А Л Ь Н И Ч Е Н К О . ОТ ТАКОЙ РЫБЫ И ДО РАКА Н1ДАЛЕК0 Опасное заболевание речных рыб — описторхоз — впервые за последние 20 лет обнаружено на территории Липецкой об ласти. Как сообщили в областном центре Госсанэпиднадзора, употребление в пищу зараженной рыбы может привести к рако вым заболеваниям печени. По мнению спе- г^щалистов, самый эффективный способ борьбы с заразой — 15-минутная жарка или 20-мииутная варка выловленных рыб. Лип чанам они рекомендуют воздержаться от покупки рглбы у частных рыболовов-люби- телей на мини-рыггках. ( «Липецк-Инфоцентр» ) . (О к о н ч а н и е . Н а ч а л о в № 1 6 3 з а 19 а в г у с т а ) . * * * Еще в конце января 1992 года, стремясь разрядить стре мительно нараставший протест против роста цен, Ельцин издал, по совету Гайдара, Указ о полной свободе торговли. В первые месяцы действия этого указа в стране можно было продавать и покупать что угодно и где угодно, контроль за уличной торговлей временно был снят. Позднее уличная тор говля была упорядочена, появились лотки, ларьки и лавоч ки, вещевые и продуктовые рынки и ярмарки, оптовые и мелкооптовые рынки, тысячи новых магазинов. Однако и се годня можно вести торговлю в подземных и подуличных пе реходах и на станциях метро, на улицах и площадях возле вокзалов и станций, на людных улицах и в пригородных элек тричках. Обедневшие интеллигенты продают книги из своих библиотек, пенсионеры продают сигареты, булочки и водку. В электричках можно купить детективы, шоколад, носки и перчатки, любые домашние мелочи. Миллионы граждан Рос сии от 30 до 50 лет заняты в «челночной» торговле — они везут товары из Турции и Китая, из Арабских Эмиратов и Италии, из Польши и Японии. Громадная сеть торговых пред приятий приблизила товар к покупателю, безмерно расши рила ассортимент и дала работу не менее чем 12-15 миллио нам людей, главным образом из молодежи и пенсионеров. Именно социальные причины не позволяют властям укруп нить и усовершенствовать сферу розничной торговли и под нять здесь налоги. На поведение народных масс влияют не только экономи ческие мотивы, но и цели, ценности и идеалы, относящиеся к другим уровням общественного сознания. Однако именно в этой сфере национально-государственных, этнических и куль турных целей и ценностей в России наблюдается явный де фицит. В отличие от Прибалтики и Закавказья, в России в последние 2-3 столетия не имелось не только условий, но и нужды в возникновении сколько-нибудь значимого националь ного недовольства и национального движения в среде самой русской нации. Это ослабляло чувство национальной иден тичности и снижало уровень самооценки нации. Нынешний дефицит специфической русской национальной идеи и рус ской исторической перспективы, по поводу чего столь ярост но негодуют сегодня радикальные националисты, образовал ся не в последние 7-8 лет. Русской национальной идее было трудно развиваться и в многонациональной Российской им перии, и в Советском Союзе с его 15 союзными республика ми. Этот дефицит националистических настроений и чувств в русской народной массе очень помогал в 90-е годы демокра- там-западникам, как помогал ранее большевикам-интернаци- оналистам. Отсюда и недостаток национальных лидеров, на вакантное место которых претендовали и претендуют сегод ня политики типа Хасбулатова и Жириновского, Баркашова, Лимонова и Николая Лысенко. Невозможно быстро изменить эту ситуацию, искусственно раздув национальное движение или выдумав новую национальную идею. Но речь может идти в данном контексте не только о наци ональных или национально-государственных ценностях и идеях. Мы наблюдаем в последние десять лет отсутствие со гласия и по поводу других базовых ценностей и ориентиров. В стране идет процесс общей духовной дезориентации насе ления, общего разочарования народа в своих лидерах, ибо за быстрым крушением в 1988-1991 годах многих коммунисти ческих мифов в 1992-1994 годах произошло еще более быст рое крушение антикоммунистических и либерально-демок ратических мифов и концепций. * * * Покорность судьбе, терпение и психология выживания, которые культивировались в России и во времена крепостни чества, и в сталинские времена, должны быть замещены ра зумной активностью, верой в собственные силы, не исключа ющей и разумного протеста. Мировоззрение граждан России меняется, но эти глубинные процессы происходят слишком медленно и стихийно, сочетаясь с... распадом самой ткани общественной жизни. Тот тяжелый и глубокий кризис ценностей, который пе реживает Россия, может привести к краху страны и нации, и такие случаи в истории были. Но было немало примеров и того, как сильный народ переживал и преодолевал еще более тяжелые кризисы. Однако на сегодня общественное созна ние в России расколото, а процессы атомизации и деморали зации общества идут быстрее, чем процессы сплочения на ции вокруг каких-либо новых или старых идей. В такой си туации какое-либо сознательное и массовое социальное дви жение в стране невозможно, хотя всегда остается возмож ность других, более опасных проявлений недовольства и про теста. получают новые и более рациональные возможности для вы ражения недовольства. Демократические институты позво ляют давать выход накопившимся в стране эмоциям, не поз воляя им перерасти в неуправляемый бунт. Многие дебаты переносятся с улиц и площадей в стены Государственной Думы. Тяжелое положение, о котором можно говорить, пи сать, даже кричать, уже не кажется для многих таким же тяжелым. Пружины власти не сжаты до предела, инакомыс лие открыто не преследуется. Один из примеров — судьба популярной телевизионной передачи «Куклы». У програм мы «Кукол» жесткая оппозиционная линий, но эмоции те лезрителей не выходят за пределы их квартиры. Еще в 50-е годы в Японии в условиях роста социальной напряженности и забастовочного движения на многих японских фирмах в специальных комнатах были размещены резиновые куклы Р о й М Е Д В е Д Ш В ПОЧЕМУ РОССИЯНИН НЕ ЕЕРЕ1СЯ ЗА ТОПОР? Общий потенциал народного недовольства сегодня очень велик. На вопрос: «В чьих интересах действует нынешняя государственная власть?» — в начале 1997 года только 5% опрошенных ответили: «В интересах народа». 14% граждан России считают, что власть действует в интересах отдель ных политических лидеров, 18% граждан полагают, что ны нешнее государство защищает интересы частного капитала и предпринимателей и столько же граждан страны обвиняют власти России в защите интересов Запада. 32% респонден тов ответили: «В интересах чиновников и госаппарата». 35% опрошенных убеждены, что нынешнее государство действу ет в интересах криминальных структур и мафии. Однако при этом только 7% граждан заявили о своей готовности принять участие в митингах, забастовках и других акциях активного протеста. В нашей печати приводились и другие данные по вопросу о готовности граждан России к активному протесту. Так, например. Институт социологии парламентаризма, проведя исследование в 62 субъектах Российской Федерации, в горо дах, поселках и селах, сделал вывод о готовности в конце 1997 года 17% взрослого населения страны принять участие в манифестациях и забастовках. А по данным ВНИИ МВД РФ, даже 23% опрошенных россиян выразили в конце 1997 года готовность прибегнуть к крайним мерам протеста «вплоть до вооруженных выступлений». Доктор исторических наук Леонид Истягин писал в этой связи о России как о «закипа ющем котле». Профессор Юрий Качановский называл Рос сию конца 1997 года «пороховой бочкой». Некоторые из иде ологов коммунистической партии начали говорить если не о «революционной», то о «предреволюционной ситуации». Эти данные нельзя игнорировать, хотя их нельзя и принимать безоговорочно. Число забастовок и манифестаций протеста в конце 1997 года заметно возросло по сравнению с предыду щими годами, однако называть Россию «пороховой бочкой» и прогнозировать при этом ее скорый взрыв является, на мой взгляд, преувеличением. В условиях свободы слова, свободы манифестаций и де монстраций, а также свободы забастовок народные массы главных владельцев и менеджеров этих фирм. Рабочие и слу жащие, кончая трудный рабочий день, могли вдоволь поко лотить эти резиновые куклы дубинками. Но ту же самую, в сущности, функцию выполняет и телевизионная программа НТВ «Куклы». Смягчает социальную напряженность и сис тема выборов. «Мы сами выбрали этого Президента», — го ворят одни. «Мы покажем ему на выборах», — говорят дру гие. Известный журналист и специалист по западной журна листике Ясен Засурский справедливо отмечал: «Несмотря на все разговоры о том, что взрыв близок, что демократия несо вершенна, именно демократия и свобода слова стали тем спа сительным ресурсом, который эти взрывы предотвратил. Котел кипит, но пар выходит... Сейчас самое опасное — отой ти от демократических процедур». Одной из самых важных причин пассивности и даже бес помощности народа перед лицом выпавщих на его долю ис пытаний Вадим Белоцерковский считает «историческую ус талость» русского народа. «Это тяжелая усталость народа, — пишет Белоцерковский, — которая накопилась в нем за прошедший век. Ей было с чего накопиться: жестокие во йны, революции, коллективизация, индустриализация, а те перь вот и «капитализация». Все эти события и периоды тре бовали от людей колоссального напряжения, тяжелейшего труда и к тому же выбивали преждевременно из жизни са мых активных и непокорных людей». Трудно не согласиться с этим суждением. Но кроме чувства «исторической усталости» на поведе ние народа оказывает влияние и простое чувство усталости, связанное с огромными тяготами и нагрузками повседневной жизни в условиях еще мало цивилизованного рынка. Всерос сийский центр изучения общественного мнения провел в кон це 1996 года экспресс-опрос по многим проблемам жизни российских граждан. На вопрос: «Какие чувства появились и окрепли у окружающих вас людей за прошедший год?» — только 20% опрошенных назвали чувство «надежды». 17% российских граждан сказгши о «страхе» и 16% — о «расте рянности». 29% граждан испытывали к концу года «озлоб ленность», а 43% — чувства «усталости» и «безразличия». Газета «Сегодня» поместила данные этого опроса под заго ловком: «Количество оптимистов среди россиян уменьшает ся». * * * Историческая память народа порождает у российских граждан не только усталость, но и страх перед анархией и безвластием. Недовольство властью велико, но оно связано в первую очередь с ее неэффективностью. Никто не хочет бес порядков, а тем более возможной гражданской войны. По сравнению с началом века население главных российских губерний возросло вдвое, а главное-оно живет по преимущес тву в городах со сложной системой жизнеобеспечения. Сам характер протеста не может быть поэтому одинаковым се годня и 80 лет назад, когда в домах большинства жителей не было ни газовых плит, ни электричества, ни общего отопле ния, ни теплой воды на кухне и в ванной, ни лифтов, ни теле фона и телевизора. Не было в городах ни метро, ни современ ной системы общественного транспорта. и в начале XX века многие из лидеров и В конце XIX идеологов оппозиционных партий выступали за революцион ное насилие и призывали народ «к топору». Не исключался при этом ни террор, ни гражданская война. Сегодня таких призывов не выдвигают даже самые радикальные из оппози ционных лидеров. Хотя слова Геннадия Зюганова о том, что «Россия исчерпала свой лимит на революции», и подверга ются критике его оппонентами среди коммунистов, никто из них не идет дальше предложений о всеобщей политической стачке. «Может показаться странным, — констатирует в га зете «Правда» Анатолий Баранов, — но бедный человек в нашей стране не революционен». Каким же образом, задает ся вопросом автор, привлечь народные массы на сторону оп позиции? «Может быть, в новых условиях религиозное чув ство заменит революционизирующую роль голода? Но тогда идея, предлагаемая оппозицией, чтобы повлечь за собой лю дей постиндустриального общества, должна иметь силу Мо исеева завета, слова Магомета и проповеди Лютера, никак не меньше». Т^атолий Баранов даже предлагает начать разра ботку такой религии, основанной на индуистском учении о перевоплощении душ. «Хорошую религию придумали инду сы», — повторяет он за Высоцким. «Вы не сможете убедить «нового русского», что получение прибыли по высокой став ке ГКО является нарушением заповеди «не укради»... А вот если он будет уверен, что спустя годы он вновь родится в семье рабочего, которого он разорил, или того хуже — уро дом какой-нибудь чернобыльской зоны, его социальное пове дение будет носить на себе печать этого загробного опасе ния». Я отнюдь не против идеи о вечности духовной субстан ции, но сегодня это философия, а не религия, ибо время, ког да было возможно зарождение массовых религий, прошло, и никому не дано сегодня стать новым Магометом. Б этом и нет нужды. Тот же Баранов с явным сожалением говорит, что не только в Москве, но и в остальных крупных городах становятся все более популярными «идеи социал-демократи ческого и отчасти социалистического толка: большинство людей вовсе не прочь поправить свое социальное положение, но без коренной ломки, без риска». «Где же созреть теперь, — восклицает он с отчаянием, — революционной ситуации?» Это, однако, не повод для отчаяния, но основание для надеж ды. В Западной Европе победа социал-демократических идео логий над коммунистическими была связана не только с от носительным благополучием рабочего класса и демократи ческими традициями, но и с неприятием советского тотали таризма. В современной России рабочий класс и народ в це лом далеки от благополучия, но их исторический опыт от вращает их и от коммунистического тоталитаризма, и от ди кого капитализма. Это и ведет в новой России к росту попу лярности идей демократического и гуманного социализма, основанного на многоукладной экономике и не отрицающего многих ценностей как традиционного российского, так и со временного западного общества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz