Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Ш И П Е Ц КА Я ш 1 ж г а з е т а 18 августа 1998 г., № 162 (20790) «НЕИЗБЕЖНЫЖЕПКИЕаШИЗАЦИОННЫЕМЕРЫ» (О к о н ч а н и е . Н а ч а л о н а 1 -й с т р .) Очевидно, что это только создание фундамента про­ мышленной политики. Потребуется участие государст­ ва в определении приоритетов, инвестиционной поддер­ жке, структурных преобразованиях. Крайне важно при­ влечь в инвестиции средства населения. Соответствую­ щие меры предусмотрены программой и в ближайшее время будут оформлены постановлениями правительст­ ва. Долгосрочный промышленный рост потребует и дру­ гих действий: повышения роли и качества арбитражных судов, более действенного антимонопольного регулиро­ вания, развития финансово-кредитной системы, реаль­ ного уменьшения организованной преступности. Про­ мышленная политика не даст немедленного эффекта. Для подъема производства потребуется полтора-два года. Но меры по поддержке скажутся на падении доходов бюд­ жета немедленно. Значит, мы обязаны возместить вы­ падающие доходы за счет расширения налоговой базы и упрощения налоговой системы (деньги надо брать там, где они есть), перенесения основной тяжести налогооб­ ложения с производства на потребление, поскольку именно в этом секторе в нынешних условиях реально собрать налоговые платежи. В этих целях внесены пред­ ложения по установлению единого НДС, вмененного налога для розничной торговли, сферы обслуживания и платных услуг населению. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - ТОЛЬКО ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ Я прекрасно понимаю, что перемены в налоговой сис­ теме — это всегда политический выбор. Но неужели кто- то всерьез думает, что, когда мы устанавливаем запре­ дельные ставки налогов на производителей, они не пе­ рекладывают эти налоги на тех же потребителей? Да­ вайте начнем менять налоговую систему с того, что бу­ дем все называть своими именами. Исходя из этого пред­ лагается введение налога с продаж. Многие субъекты Российской Федерации этот налог применяют. Безуслов­ но, необходимо установить перечень социально значи­ мых товаров, работ и услуг, освобождаемых от уплаты этого налога (хлеб, молоко, детский ассортимент, дру­ гие социально значимые товары и услуги). Принципи­ ально важно дать право регионам самим определять размеры и возможности применения такого налога при условии установления предельного потолка. Мы пред­ лагаем такой потолок в размере 5 процентов. Все осталь­ ное регионы могут решить сами. Предлагается внести изменения в закон «О налоге на добавленную стоимость», отказаться от льгот, уста­ новив единую ставку налога по всем видам товаров. Я знаю, что есть серьезные возражения по ставкам. Да­ вайте еще раз считать, давайте это принципиально об­ суждать, но то, что мы должны выходить на единый подход к ставкам, — это совершенно очевидно. В составе вносимых правительством законопроектов предлагается законопроект о введении нового налога на вмененный доход. Объектом обложения является потен­ циально возможный валовой доход организаций, рас­ считываемый по типовым показателям. Мы, таким об­ разом, предлагаем облагать налогом организации, осу­ ществляющие предпринимательскую деятельность, с которых взимание обычных налогов затруднено вслед­ ствие наличия возможности сокрытия доходов. Совер­ шенно очевидно всем, что никогда в ближайшее п])емя налоговые инспекции не будут в состоянии проконтро­ лировать торговый оборот каждого конкретного ларь­ ка, торговой палатки, рынка. Единственным способом вытащить эти обороты и эти налоги из теневого сектора является вмененный налог. Такая же цель преследуется в законопроекте по рас­ ширению базы подоходного налога. Проектом закона предполагается сократить количество льгот и вычетов при расчете налогооблагаемой базы. Мы все прекрасно понимаем, о чем идет речь. В большинстве коммерчес­ ких организаций в стране только 20-30 процентов ре­ ального дохода работающих выплачивается в виде за­ работной платы, с которой платится подоходный налог, все остальное выплачивается в виде депозитов, в виде векселей, в виде страховок. По нашим самым скромным оценкам, мы ежегодно недобираем от 70 до 100 милли­ ардов рублей подоходного налога, при этом наиболее малообеспеченные категории граждан свои 12 процен­ тов платят абсолютно честно, 90 процентов всего подо­ ходного налога мы сегодня как раз собираем по ставке 12 процентов, то есть с наиболее малообеспеченных ка­ тегорий граждан . Необходимо усиление государственного контроля над рынком алкогольной продукции. Мы очень много гово­ рили об этом, говорили долго, годами. На сегодняшний день подготовлен полный комплект законопроектов, ука­ зов и постановлений правительства. Цель — повыше­ ние уголовной ответственности за незаконное производ­ ство, оборот спирта и алкогольной продукции, регули­ рование оптового и розничного звена торговли через аккредитацию и создание специальных предприятий; концентрация права на лицензирование производства спирта и алкогольной продукции на федеральном уров­ не и ужесточение требований к выдаче лицензий; созда­ ние монопольной государственной акционерной компа­ нии для управления спиртовыми и ликероводочными заводами, перенесение взыскания акцизов на спиртовые заводы с одновременным решением проблемы перерас­ пределения средств между бюджетами субъектов Феде­ рации. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДВОЙНОЙ МОРАЛИ Принципиальным является вопрос о налоговой дис­ циплине. Страна не может жить, если не будет собирать налоги: не может быть двойной морали. Мы все хотим помогать бюджетникам, мы все жалеем пенсионеров и шахтеров, но мы забываем об этом, как только государ­ ство начинает предпринимать жесткие действия по от­ ношению к неплательщикам. Другого пути у нас нет, жесткие меры будут предприниматься. Важнейшей задачей является повышение эффектив­ ности судебной системы и исполнения принятых реше­ ний. При этом принципиально важным вопросом явля­ ется необходимость выравнивания доходов и расходов федерального и региональных бюджетов. Давайте скажем честно: основное бремя финансово­ го кризиса ложится на федеральный бюджет, обслужи­ вание долгов лежит на федеральном бюджете. Вы пони­ маете, что, когда эти долги брались, денежные средства направлялись на финансирование как расходов феде­ рального бюджета, так и местных бюджетов. Большой объем долгов возник при выплате трансфертов, субвен­ ций, субсидий, выдаче дополнительных ссуд на выпла­ ту заработной платы бюджетникам. Сегодня стоимость обслуживания этих долгов возросла в несколько раз. Вся стоимость переложена на федеральный бюджет. По самым скромным расчетам, обслуживание госдолга до конца года обойдется нам дополнительно в 18 миллиар­ дов новых рублей. По прогнозам 1999 года — минимум в 41 миллиард рублей. Это прямые потери федерального бюджета. Введение льгот по тарифам, столь существенное сни­ жение тарифов естественных монополий в два раза, без­ условно, приводит в первую очередь к потерям федераль­ ного бюджета, потому что это потеря акциза, это потеря НДС, которые в основном идут в федеральный бюджет. При этом большая часть вновь вводимых налогов — зе­ мельный налог, налог с продаж, вмененный налог — идет в местные бюджеты и в бюджеты субъектов Россий­ ской Федерации. А на федеральном бюджете лежат та­ кие принципиальные вещи, как финансирование оборо­ носпособности, как важнейшие социальные выплаты гражданам России. В условиях разрушенной вертикали власти это является угрозой государственной безопас­ ности и целостности России. Безусловно, здесь должны быть взвешенный подход, осязательный учет и защита интересов региона. Перераспределение налогов необхо­ димо делать только на основе комплексного расчета по всему пакету законопроектов. Программа правительства определяет только осново­ полагающие условия, она является только первой частью необходимой стратегии. Давайте работать. Задачами в краткосрочном плане являются: предотвратить в теку­ щем году снижение реального объема валового внутрен­ него продукта и промышленного производства; преодо­ леть финансовый кризис, увеличить поступления от до­ ходов в бюджет и произвести инвентаризацию его рас­ ходов, с тем чтобы четко обеспечить к осени этого года превышение доходов над расходами или, по крайней мере, их равенство; ограничить государственные заим­ ствования для снижения долговой нагрузки на бюджет в последующие годы. Одновременно с этим мы обязаны к осени этого года создать базовый фундамент для про­ мышленной политики в соответствии с тем, что было сказано выше. Предложенные меры деполитизированы. Они могут являться основой для любой идеологии, ска­ жем, необходимость равенства доходов и расходов яв­ ляется необходимым условием для деятельности любой политической партии, любой идеологии в обществе. Предельно четко понятно, что и как делать. Отклады­ вать мы не можем. Мировой финансовый кризис, поте­ ря платежного баланса, жесткие финансовые и социаль­ ные условия внутри страны не позволяют нам перено­ сить принятие решений. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО — Сергей Владиленович! Что намерено делать пра­ вительство по части инвестиционных программ, при­ нятых в бюджете? — Будем откровенны: финансовый кризис не прохо­ дит для бюджета бесследно. Мы недобрали достаточно приличное количество доходов и тратим больше, чем пла­ нировали, на обслуживание государственного долга. Это означает, что у нас есть так называемые выпадающие доходы. В каждом конкретном случае мы принимаем ре­ шение о первоочередности направления средств. Да, на сегодняшний день инвестиции отступают на второй план, когда мы должны выполнить обязательст­ ва перед шахтерами, учителями, пенсионерами, предста­ вителями других категорий граждан. Важнейшей зада­ чей является выплата долгов Министерству обороны и оборонной промышленности. Задолженность там нако­ пилась колоссальная, и это первоочередное финансиро- нанпо. К сожалению, мы должны считаться с реальными до­ ходами федерального бюджета. Хотелось бы профинан­ сировать все, но это технически невозможно. — Как правительство собирается стимулировать покупательную способность населения , то есть — спрос? И, во-вторых, хотелось бы узнать по «стаби­ лизационному кредиту». Сегодня в законе о бюджете существуют ограничения по объему внешних заим­ ствований. Планируете ли вы внешними заимствова­ ниями заменить внутренние? — Программа правительства является открытой, и многие вещи в ней обозначены как цели среднесрочные или стратегические. Мы исходим из того, что действо­ вать надо, так сказать, по шагам. На сегодняшний день это та последовательность действий, которая необходи­ ма сейчас для того, чтобы переломить ситуацию, стаби­ лизировать финансовые рынки, доходы и расходы бюд­ жета. До этого момента бессмысленно проводить стиму­ лирование потребительского спроса. К сожалению, это выльется только в усиление давления на рубль и усиле­ ние давления на рынок государственных ценных бумаг. В сегодняшней ситуации это бессмысленно. Поэтому этот комплекс мер предполагается к осени этого года. До это­ го момента последовательность действий предельно чет­ ко изложена в программе. Не вся она описывается в за­ конах. В законы мы внесли только то, что для нормаль­ ной реализации требует решения Государственной Думы. Большая часть проходит постановлениями правитель­ ства и Указами Президента. Что касается программы внешних заимствований, могу сказать только одно: безусловно, она будет реали­ зовываться в соответствии с принципами и правилами, предусмотренными действующим законодательством. Никакой другой процедуры не существует. НАДО УХОДИТЬ от НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА — Заслуживает поддержки стремление правитель­ ства пополнить бюджет и возродить отечественную промышленность. Но вы, наверное, сознательно ни слова не говорите о социальной цели того пакета, который вы предлагаете. Мало того, что предложе­ ния правительства значительно ухудшают положение беднейших слоев населения — они непосредственно направлены на изъятие определенной части дохода работающего населения, то есть ухудшают положе­ ние наемного работника. Как вы оцените сейчас именно социальную ситуа­ цию с защитой прав наемных работников (на мой взгляд, она критическая), и как предполагает прави­ тельство компенсировать те реальные, скажем так, потери в доходах, которые будет нести наемный ра­ ботник в случае принятия этого пакета законопроек­ тов? — Я не согласен с тем, что этот пакет законопроектов направлен на ухудшение положения в первую очередь малообеспеченных слоев населения, это не так. Если вни­ мательно посмотреть пакет... Если необходимо уточнять какие-то формулировки, вызывающие сомнения (мы обсуждали это в ходе работы комитетов и фракций), пра­ вительство к этому готово. Но когда мы говорим, ска­ жем, о расширении базы подоходного налога и накры­ тии этим подоходным налогом депозитных схем, стра­ ховок и векселей, давайте согласимся с тем, что мало­ обеспеченные категории населения не получают заработ­ ную плату в виде завышенных процентов по депозитам, в виде векселей и страховок. Наверное, это все-таки не­ множко другая категория населения. Вторая задача. Я понимаю, о чем вы говорите: налог с продаж, косвенные налоги — да, затрагивают. Да, без­ условно, затрагивают. Но мы говорим о том, что’ необ­ ходимо предусмотреть дополнительный перечень това­ ров и льготных категорий, по которым это не применя­ ется. Аналогичные меры могут быть приняты по подо­ ходному налогу. Безусловно, перенос налогов с производства на по­ требление ведет к увеличению налогообложения потреб­ ления. Это очевидно. Мы не пытаемся это скрывать. Но давайте тогда поставим перед собой задачу: что мы счи­ таем нужным делать? Я не уходил от этого вопроса. Я посвятил ему целый раздел, суть которого заключается в одном: если мы пытаемся делать вид, что мы не обла­ гаем потребление, но устанавливаем повышенные нало­ ги на производство, то мы просто лукавим, потому что производитель все равно перекладывает эти налоги на потребителя. Поэтому единственным способом все-таки является сделать это налогообложение явным, снизить нагрузку на потребителя, исходя из того, что снижени­ ем издержек производителя с учетом снижения тарифов на естественные монополии, снижением налогов, сборов с фонда оплаты труда мы существенно улучшаем финан­ совое состояние предприятий, что принципиально по­ зволяет в стратегическом плане предприятию увеличи­ вать заработную плату. Философия и стратегическая цель пакета таковы: надо уходить от налогообложения производства, давать производству льготное существование, чтобы они пла­ тили высокую заработную плату рабочим, и брать нор­ мальные высокие налоги с этой нормальной заработной платы. Это цель. Я понимаю, что при движении к ней будет достаточно много проблем, которые надо решать. Давайте решать! — Чтобы реализовать то, что заложено в бюдже­ те, надо собрать дополнительно порядка 100 милли­ ардов рублей налогов, что составляет примерно 700 с лишним рублей на человека. Это близко к месячному среднедушевому доходу в России. Считаете ли вы, что граждане России готовы сегодня поделиться с госу­ дарством одной двенадцатой своих доходов? И в этой связи: какой срок вы себе даете для выхода из ны­ нешнего кризиса и готовы ли подать в отставку, если за этот срок ситуация не улучшится кардинально? — Мы не ставим целью предложенным пакетом со­ брать дополнительно 100 миллиардов рублей. Во-первых, я говорил о том, что у нас утверждена программа сокра­ щения расходов. Мы изначально ставим целью, что на 43 миллиарда их необходимо сокращать, эти расходы профинансированы не будут. Кроме того, есть програм­ ма привлечения дополнительных доходов, в том числе и от приватизации, в том числе от мер, которые я назы­ вал выше, которые в расчетах не учтены. Это позволяет частично перекрыть указанную сумму. Целью стабилизации и выхода из кризиса является другая задача: мы должны сбалансировать необходимые расходы и доходы. Наша оценка такова: для этого надо ежемесячно собирать 25 миллиардов рублей. Сегодня мы собираем порядка 21 миллиарда рублей. Значит, нам надо принять комплекс мер, который позволит увели­ чить доходы бюджета на 4 миллиарда в месяц. Вот ро­ вно этому и посвящена программа. Этот баланс на се­ годня не сделан. Что касается готовности к отставке. Готовы, это не является проблемой. Гораздо важнее реализовать ком­ плекс мер. Если ценой этого должна быть отставка, ну что ж... Срок отставки правительства в руках Государ­ ственной Думы. — Нет, имеется в виду срок стабилизации, на ко­ торый рассчитана программа... — Срок стабилизации я назвал. Он определяется не желанием или нежеланием правительства, а объектив­ ными экономическими законами. Есть совершенно четкое понимание, что любые ста­ билизационные кредиты, в том числе МВФ, — это толь­ ко мера промежуточная, которая позволяет обеспечить надежность и переходный этап. Если просто взять ста­ билизационные кредиты, не реализовав программу, это бессмысленно, мы получим ту же самую проблему через четыре-пять месяцев, только в более жестком варианте. Поэтому задача — выйти на совпадение доходов и расходов бюджета не позднее 1 ноября этого года. Это первый этап программы стабилизации, при этом же до­ лжен быть обеспечен фундамент промышленного роста. Дальше начинается второй этап — это программа адрес­ ного стимулирования промышленного развития. Срок этой программы рассчитан на полтора-два года. НЕЛЬЗЯ ПЕРЕТЯГИВАТЬ ОДЕЯЛО С НОГ НА ГОЛОВУ — Вы обещали выровнять финансирование сель­ ского хозяйства по сравнению с другими отраслями. Однако этого до сих пор не произошло. Более того, в предложенной вами программе и внесенных в Госу­ дарственную Думу законопроектах значительно уси­ ливается налоговый пресс на сельское хозяйство, а также отменяются дотации селу. Не решен также вопрос и о реструктуризации задолженности, зало­ женной в федеральный бюджет на 1998 год. В связи с этим хотелось бы узнать: какие конкретные меры намечает правительство по спасению аграрного сек­ тора? В условиях жесточайшей засухи непринятие срочных конкретных мер приведет в этом году к пол­ ному уничтожению отечественных сельхозпроизводи­ телей всех форм собственности. — К сожалению, вы правы. 'Мы действительно не смогли выровнять финансирование сельского хозяйст­ ва до уровня других расходных статей бюджета. Мы не смогли это сделать не только по сельскому хозяйству, но и по многим другим направлениям финансирования, в первую очередь по оборонному комплексу и многим другим. Мы пытаемся выровнять эту ситуацию сейчас. Причины понятны, я о них говорил: падение доходов и увеличение расходов на обслуживание государственно­ го долга. Только по июню мы недосчитались в расходах порядка 8 миллиардов рублей. Все это было техничес­ ки, к сожалению, нереально. Причины этого сказаны. И именно поэтому предлагается весь этот комплекс мер. Если этого не сделать, мы так и не сможем выровнять это. Это будет перетягивание одеяла с ног на голову: се­ годня мы сможем вытянуть эту статью — завтра прова­ лится другая. Я не согласен с вашей цифрой — 4 про­ цента. Вы не считаете фонд льготного кредитования, который финансировался достаточно исправно. Хотя в целом вы правы: финансирование сельского хозяйства недопустимо мало по сравнению с другими статьями расходов. Это абсолютная правда, это справедливый упрек. Я могу только констатировать этот факт. Что касается увеличения налоговой нагрузки на аг­ ропромышленный комплекс — не согласен, это не так. Я думаю, что вы исходите все-таки из того, что земель­ ный налог будет распространен на все агропромышлен­ ные земли. В ходе проработки в комитете мы же нашли взаимоприемлемое решение, что речь не идет о распро­ странении этого налога на сельскохозяйственные зем­ ли, которые используются агропромышленниками по на­ значению. Речь идет о городских землях и о сельскохо­ зяйственных землях, которые были взяты якобы для нужд сельского хозяйства, а используются под город­ ские или какие-то другие, скажем, промышленные цели. Это должно облагаться повышенным налогом. Но мы, в частности, предполагаем эти денежные средства направ­ лять, скажем, на поддержание того же фонда льготного кредитования агропромышленного комплекса. В то же время целый комплекс мер, предусмотрен­ ных программой, безусловно, является мерой поддерж­ ки и для агропромышленного комплекса. Вот меры по таможенной политике. Все они в первую очередь направ- | лены на поддержку агропромышленного комплекса. " Прекрасно понимаете: компенсационные пошлины по сахару, подъем таможенных пошлин по мясу птицы, по мясу животных, компенсационные пошлины по расти­ тельному маслу, ну, и так далее, и так далее, специаль­ ное решение правительства о расследовании по субсиди­ рованному импорту и заградительным компенсацион­ ным пошлинам, которое подписано в мае, — весь этот набор мер предназначен только для этого. Снижение налогового бремени затрагивает и агро­ промышленные предприятия. Снижение тарифов естес­ твенных монополистов, в том числе на перевозки, в том числе на электроэнергию. Вы знаете, каков уровень за­ трат на электроэнергию и транспортировку по многим видам агропромышленной продукции. Я понимаю, что этого мало. Да, это безусловно так. Мы прекрасно понимаем, что надо двигаться дальше и работать над этой программой дальше. Но я с самого начала сказал, что эта часть программы имеет кратко­ срочную задачу — выровнять финансовую ситуацию. Если мы не стабилизируем ситуацию к 1 ноября, о чем я только что сказал, отвечая на вопрос, бессмысленны л какие-либо меры дополнительной поддержки агропро- " мышленного комплекса. Что касается реструктуризации, это решение выполнено. На сегодняшний день подготовлено постановление о десятилетней рассрочке с облегченным условием зало­ га, не только с рассрочкой, но и с отсрочкой, снижение ставки за использование с одним обязательным услови­ ем — оплата текущих платежей. Я думаю, что такое по­ становление, которое подготовлено сейчас, будет серьез­ ным облегчением для агропромышленного комплекса. Ну, и давайте не забудем то, что мы обещали в апре­ ле: постановление правительства о пересчете пеней в пять раз вышло, и оно снизило объем пеней предприятий очень существенным образом. У нас общая задолжен­ ность после этого уменьшилась в три раза. ДОЛЖЕН ЗАРАБОТАТЬ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОН — За годы реформы в результате созданных усло­ вий происходило и происходит перетекание капита­ ла из сферы реального сектора в сферу обращения, накопление его там. Пока мы не решим проблемы инвестиционной по­ литики и привлекательности реального сектора, мы никогда в такой огромной стране, как Россия, не ре­ шим вопросы кризиса экономики. В результате вно­ симых законопроектов, да, некоторое облегчение на­ логового бремени в реальном секторе будет, но он пока остается непривлекательным. Мой вопрос: что правительство намерено сделать, чтобы реальный сектор экономики стал более при­ влекательным и что намерсми) сделать правительст­ во, чтобы сферу обращения сделать менее привлека­ тельной? — Я согласен с поставленным вами вопросом, хотя в ответе на него мне надо снова повторять весь раздел под­ держки промышленной политики. При этом, я думаю, мы оба с вами будем правы, потому что с точки зрения текущего состояния ничего другого пока сделать нель­ зя, это все равно будет самообманом. Давайте скажем честно: до тех пор, пока... сельское хозяйство не может обрабатывать доходность в 30 и 40 процентов годовых. Да и промышленность этого делать не может. В условиях, когда рынок ценных бумаг, государствен­ ных облигаций занимает под 50-60 процентов, никаких инвестиций в реальный сектор не будет никогда. Это объективно так. Поэтому первый шаг все-таки заключа­ ется в другом: мы должны сбалансировать бюджет, обес­ печить стабилизацию государственных финансов, пони­ зить доходность до тех плановых заданий, которые сто­ ят в денежной политике. В противном случае все осталь­ ные меры будут просто самообманом и бессмыслицей. Причем, не дожидаясь этого, мы должны создать исход­ ные условия. То есть спрос на деньги и реальное креди­ тование будет в том случае, если себестоимость произ­ водства продукции будет ниже, чем реальная рыночная цена на нее. Поэтому — меры по снижению себестоимос­ ти, ровно то, что мы сейчас добавили в комплект. Согла­ ситесь, что это и снижение тарифов. Согласитесь, что это и снижение налоговой нагрузки. И отмена счета непла­ тельщика, и упрощение процедуры операции. Конечно, этого мало. Да, к этому требуются и процедура защиты прав собственника, и процедура, скажем, цивилизован­ ных расчетов, и многое, многое другое. Но этот шаг надо делать следующим. В противном случае это все равно будет самообманом. Я не зря говорил, что программа состоит из двух час­ тей. Краткосрочная задача на осень — это остановить финансовый кризис, снять доходность рынка денежно­ го обращения. В противном случае мы ничего не сдела­ ем с реальным сектором. Далее — базовую программу, которая представлена на сегодняшний день, надо дора­ батывать. Вы абсолютно правы и называете правильные ее параметры. — На чем основана ваша уверенность, что предло­ женные правительством меры действительно приве­ дут в целом к снижению налогового бремени? Не воз­ никнет ли налоговая неразбериха в результате того, что серьезные изменения вводятся, по сути, в середи­ не года? — Я не говорил никогда, что все это приведет к обще­ му снижению налогового бремени. Я сказал о том, что задачей является перераспределение налогового бреме­ ни с производства на потребление. В результате в произ­ водстве оно безусловно снизится, это подтверждается прямым расчетом. В потреблении оно безусловно повы­ сится. Это совершенно очевидно. Что касается возможной сложности введения нало­ гов посреди года — да, это так. Вводить налоги посреди года сложно, и если бы не было финансового кризиса, мы бы никогда не стали этого делать. Но в данном слу­ чае у нас просто нет выбора. Эту сложность надо реаль­ но преодолевать. Первой задачей здесь является тщательная отработ­ ка сейчас этих законопроектов в рамках согласитель­ ной процедуры с депутатами Государственной Думы и Советом Федерации. Параллельно налоговая служба и Министерство финансов работают над инструкциями по их применению. Упрощается этот вопрос только в од­ ном: если посмотрите, мы все-таки стараемся сделать таким образом, чтобы более сложные налоги менять на более простые с точки зрения расчета, более простые с точки зрения взыскания. Хотя, вы правы, безусловно, сложности здесь будут, придется работать. П о д г о т о в и л Ю р и й Д Ю К А Р Е В . Москва — Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz