Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
Ш И П Е Ц КА Я ш 1 ж г а з е т а 18 августа 1998 г., № 162 (20790) «НЕИЗБЕЖНЫЖЕПКИЕаШИЗАЦИОННЫЕМЕРЫ» (О к о н ч а н и е . Н а ч а л о н а 1 -й с т р .) Очевидно, что это только создание фундамента про мышленной политики. Потребуется участие государст ва в определении приоритетов, инвестиционной поддер жке, структурных преобразованиях. Крайне важно при влечь в инвестиции средства населения. Соответствую щие меры предусмотрены программой и в ближайшее время будут оформлены постановлениями правительст ва. Долгосрочный промышленный рост потребует и дру гих действий: повышения роли и качества арбитражных судов, более действенного антимонопольного регулиро вания, развития финансово-кредитной системы, реаль ного уменьшения организованной преступности. Про мышленная политика не даст немедленного эффекта. Для подъема производства потребуется полтора-два года. Но меры по поддержке скажутся на падении доходов бюд жета немедленно. Значит, мы обязаны возместить вы падающие доходы за счет расширения налоговой базы и упрощения налоговой системы (деньги надо брать там, где они есть), перенесения основной тяжести налогооб ложения с производства на потребление, поскольку именно в этом секторе в нынешних условиях реально собрать налоговые платежи. В этих целях внесены пред ложения по установлению единого НДС, вмененного налога для розничной торговли, сферы обслуживания и платных услуг населению. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - ТОЛЬКО ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ Я прекрасно понимаю, что перемены в налоговой сис теме — это всегда политический выбор. Но неужели кто- то всерьез думает, что, когда мы устанавливаем запре дельные ставки налогов на производителей, они не пе рекладывают эти налоги на тех же потребителей? Да вайте начнем менять налоговую систему с того, что бу дем все называть своими именами. Исходя из этого пред лагается введение налога с продаж. Многие субъекты Российской Федерации этот налог применяют. Безуслов но, необходимо установить перечень социально значи мых товаров, работ и услуг, освобождаемых от уплаты этого налога (хлеб, молоко, детский ассортимент, дру гие социально значимые товары и услуги). Принципи ально важно дать право регионам самим определять размеры и возможности применения такого налога при условии установления предельного потолка. Мы пред лагаем такой потолок в размере 5 процентов. Все осталь ное регионы могут решить сами. Предлагается внести изменения в закон «О налоге на добавленную стоимость», отказаться от льгот, уста новив единую ставку налога по всем видам товаров. Я знаю, что есть серьезные возражения по ставкам. Да вайте еще раз считать, давайте это принципиально об суждать, но то, что мы должны выходить на единый подход к ставкам, — это совершенно очевидно. В составе вносимых правительством законопроектов предлагается законопроект о введении нового налога на вмененный доход. Объектом обложения является потен циально возможный валовой доход организаций, рас считываемый по типовым показателям. Мы, таким об разом, предлагаем облагать налогом организации, осу ществляющие предпринимательскую деятельность, с которых взимание обычных налогов затруднено вслед ствие наличия возможности сокрытия доходов. Совер шенно очевидно всем, что никогда в ближайшее п])емя налоговые инспекции не будут в состоянии проконтро лировать торговый оборот каждого конкретного ларь ка, торговой палатки, рынка. Единственным способом вытащить эти обороты и эти налоги из теневого сектора является вмененный налог. Такая же цель преследуется в законопроекте по рас ширению базы подоходного налога. Проектом закона предполагается сократить количество льгот и вычетов при расчете налогооблагаемой базы. Мы все прекрасно понимаем, о чем идет речь. В большинстве коммерчес ких организаций в стране только 20-30 процентов ре ального дохода работающих выплачивается в виде за работной платы, с которой платится подоходный налог, все остальное выплачивается в виде депозитов, в виде векселей, в виде страховок. По нашим самым скромным оценкам, мы ежегодно недобираем от 70 до 100 милли ардов рублей подоходного налога, при этом наиболее малообеспеченные категории граждан свои 12 процен тов платят абсолютно честно, 90 процентов всего подо ходного налога мы сегодня как раз собираем по ставке 12 процентов, то есть с наиболее малообеспеченных ка тегорий граждан . Необходимо усиление государственного контроля над рынком алкогольной продукции. Мы очень много гово рили об этом, говорили долго, годами. На сегодняшний день подготовлен полный комплект законопроектов, ука зов и постановлений правительства. Цель — повыше ние уголовной ответственности за незаконное производ ство, оборот спирта и алкогольной продукции, регули рование оптового и розничного звена торговли через аккредитацию и создание специальных предприятий; концентрация права на лицензирование производства спирта и алкогольной продукции на федеральном уров не и ужесточение требований к выдаче лицензий; созда ние монопольной государственной акционерной компа нии для управления спиртовыми и ликероводочными заводами, перенесение взыскания акцизов на спиртовые заводы с одновременным решением проблемы перерас пределения средств между бюджетами субъектов Феде рации. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДВОЙНОЙ МОРАЛИ Принципиальным является вопрос о налоговой дис циплине. Страна не может жить, если не будет собирать налоги: не может быть двойной морали. Мы все хотим помогать бюджетникам, мы все жалеем пенсионеров и шахтеров, но мы забываем об этом, как только государ ство начинает предпринимать жесткие действия по от ношению к неплательщикам. Другого пути у нас нет, жесткие меры будут предприниматься. Важнейшей задачей является повышение эффектив ности судебной системы и исполнения принятых реше ний. При этом принципиально важным вопросом явля ется необходимость выравнивания доходов и расходов федерального и региональных бюджетов. Давайте скажем честно: основное бремя финансово го кризиса ложится на федеральный бюджет, обслужи вание долгов лежит на федеральном бюджете. Вы пони маете, что, когда эти долги брались, денежные средства направлялись на финансирование как расходов феде рального бюджета, так и местных бюджетов. Большой объем долгов возник при выплате трансфертов, субвен ций, субсидий, выдаче дополнительных ссуд на выпла ту заработной платы бюджетникам. Сегодня стоимость обслуживания этих долгов возросла в несколько раз. Вся стоимость переложена на федеральный бюджет. По самым скромным расчетам, обслуживание госдолга до конца года обойдется нам дополнительно в 18 миллиар дов новых рублей. По прогнозам 1999 года — минимум в 41 миллиард рублей. Это прямые потери федерального бюджета. Введение льгот по тарифам, столь существенное сни жение тарифов естественных монополий в два раза, без условно, приводит в первую очередь к потерям федераль ного бюджета, потому что это потеря акциза, это потеря НДС, которые в основном идут в федеральный бюджет. При этом большая часть вновь вводимых налогов — зе мельный налог, налог с продаж, вмененный налог — идет в местные бюджеты и в бюджеты субъектов Россий ской Федерации. А на федеральном бюджете лежат та кие принципиальные вещи, как финансирование оборо носпособности, как важнейшие социальные выплаты гражданам России. В условиях разрушенной вертикали власти это является угрозой государственной безопас ности и целостности России. Безусловно, здесь должны быть взвешенный подход, осязательный учет и защита интересов региона. Перераспределение налогов необхо димо делать только на основе комплексного расчета по всему пакету законопроектов. Программа правительства определяет только осново полагающие условия, она является только первой частью необходимой стратегии. Давайте работать. Задачами в краткосрочном плане являются: предотвратить в теку щем году снижение реального объема валового внутрен него продукта и промышленного производства; преодо леть финансовый кризис, увеличить поступления от до ходов в бюджет и произвести инвентаризацию его рас ходов, с тем чтобы четко обеспечить к осени этого года превышение доходов над расходами или, по крайней мере, их равенство; ограничить государственные заим ствования для снижения долговой нагрузки на бюджет в последующие годы. Одновременно с этим мы обязаны к осени этого года создать базовый фундамент для про мышленной политики в соответствии с тем, что было сказано выше. Предложенные меры деполитизированы. Они могут являться основой для любой идеологии, ска жем, необходимость равенства доходов и расходов яв ляется необходимым условием для деятельности любой политической партии, любой идеологии в обществе. Предельно четко понятно, что и как делать. Отклады вать мы не можем. Мировой финансовый кризис, поте ря платежного баланса, жесткие финансовые и социаль ные условия внутри страны не позволяют нам перено сить принятие решений. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО — Сергей Владиленович! Что намерено делать пра вительство по части инвестиционных программ, при нятых в бюджете? — Будем откровенны: финансовый кризис не прохо дит для бюджета бесследно. Мы недобрали достаточно приличное количество доходов и тратим больше, чем пла нировали, на обслуживание государственного долга. Это означает, что у нас есть так называемые выпадающие доходы. В каждом конкретном случае мы принимаем ре шение о первоочередности направления средств. Да, на сегодняшний день инвестиции отступают на второй план, когда мы должны выполнить обязательст ва перед шахтерами, учителями, пенсионерами, предста вителями других категорий граждан. Важнейшей зада чей является выплата долгов Министерству обороны и оборонной промышленности. Задолженность там нако пилась колоссальная, и это первоочередное финансиро- нанпо. К сожалению, мы должны считаться с реальными до ходами федерального бюджета. Хотелось бы профинан сировать все, но это технически невозможно. — Как правительство собирается стимулировать покупательную способность населения , то есть — спрос? И, во-вторых, хотелось бы узнать по «стаби лизационному кредиту». Сегодня в законе о бюджете существуют ограничения по объему внешних заим ствований. Планируете ли вы внешними заимствова ниями заменить внутренние? — Программа правительства является открытой, и многие вещи в ней обозначены как цели среднесрочные или стратегические. Мы исходим из того, что действо вать надо, так сказать, по шагам. На сегодняшний день это та последовательность действий, которая необходи ма сейчас для того, чтобы переломить ситуацию, стаби лизировать финансовые рынки, доходы и расходы бюд жета. До этого момента бессмысленно проводить стиму лирование потребительского спроса. К сожалению, это выльется только в усиление давления на рубль и усиле ние давления на рынок государственных ценных бумаг. В сегодняшней ситуации это бессмысленно. Поэтому этот комплекс мер предполагается к осени этого года. До это го момента последовательность действий предельно чет ко изложена в программе. Не вся она описывается в за конах. В законы мы внесли только то, что для нормаль ной реализации требует решения Государственной Думы. Большая часть проходит постановлениями правитель ства и Указами Президента. Что касается программы внешних заимствований, могу сказать только одно: безусловно, она будет реали зовываться в соответствии с принципами и правилами, предусмотренными действующим законодательством. Никакой другой процедуры не существует. НАДО УХОДИТЬ от НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА — Заслуживает поддержки стремление правитель ства пополнить бюджет и возродить отечественную промышленность. Но вы, наверное, сознательно ни слова не говорите о социальной цели того пакета, который вы предлагаете. Мало того, что предложе ния правительства значительно ухудшают положение беднейших слоев населения — они непосредственно направлены на изъятие определенной части дохода работающего населения, то есть ухудшают положе ние наемного работника. Как вы оцените сейчас именно социальную ситуа цию с защитой прав наемных работников (на мой взгляд, она критическая), и как предполагает прави тельство компенсировать те реальные, скажем так, потери в доходах, которые будет нести наемный ра ботник в случае принятия этого пакета законопроек тов? — Я не согласен с тем, что этот пакет законопроектов направлен на ухудшение положения в первую очередь малообеспеченных слоев населения, это не так. Если вни мательно посмотреть пакет... Если необходимо уточнять какие-то формулировки, вызывающие сомнения (мы обсуждали это в ходе работы комитетов и фракций), пра вительство к этому готово. Но когда мы говорим, ска жем, о расширении базы подоходного налога и накры тии этим подоходным налогом депозитных схем, стра ховок и векселей, давайте согласимся с тем, что мало обеспеченные категории населения не получают заработ ную плату в виде завышенных процентов по депозитам, в виде векселей и страховок. Наверное, это все-таки не множко другая категория населения. Вторая задача. Я понимаю, о чем вы говорите: налог с продаж, косвенные налоги — да, затрагивают. Да, без условно, затрагивают. Но мы говорим о том, что’ необ ходимо предусмотреть дополнительный перечень това ров и льготных категорий, по которым это не применя ется. Аналогичные меры могут быть приняты по подо ходному налогу. Безусловно, перенос налогов с производства на по требление ведет к увеличению налогообложения потреб ления. Это очевидно. Мы не пытаемся это скрывать. Но давайте тогда поставим перед собой задачу: что мы счи таем нужным делать? Я не уходил от этого вопроса. Я посвятил ему целый раздел, суть которого заключается в одном: если мы пытаемся делать вид, что мы не обла гаем потребление, но устанавливаем повышенные нало ги на производство, то мы просто лукавим, потому что производитель все равно перекладывает эти налоги на потребителя. Поэтому единственным способом все-таки является сделать это налогообложение явным, снизить нагрузку на потребителя, исходя из того, что снижени ем издержек производителя с учетом снижения тарифов на естественные монополии, снижением налогов, сборов с фонда оплаты труда мы существенно улучшаем финан совое состояние предприятий, что принципиально по зволяет в стратегическом плане предприятию увеличи вать заработную плату. Философия и стратегическая цель пакета таковы: надо уходить от налогообложения производства, давать производству льготное существование, чтобы они пла тили высокую заработную плату рабочим, и брать нор мальные высокие налоги с этой нормальной заработной платы. Это цель. Я понимаю, что при движении к ней будет достаточно много проблем, которые надо решать. Давайте решать! — Чтобы реализовать то, что заложено в бюдже те, надо собрать дополнительно порядка 100 милли ардов рублей налогов, что составляет примерно 700 с лишним рублей на человека. Это близко к месячному среднедушевому доходу в России. Считаете ли вы, что граждане России готовы сегодня поделиться с госу дарством одной двенадцатой своих доходов? И в этой связи: какой срок вы себе даете для выхода из ны нешнего кризиса и готовы ли подать в отставку, если за этот срок ситуация не улучшится кардинально? — Мы не ставим целью предложенным пакетом со брать дополнительно 100 миллиардов рублей. Во-первых, я говорил о том, что у нас утверждена программа сокра щения расходов. Мы изначально ставим целью, что на 43 миллиарда их необходимо сокращать, эти расходы профинансированы не будут. Кроме того, есть програм ма привлечения дополнительных доходов, в том числе и от приватизации, в том числе от мер, которые я назы вал выше, которые в расчетах не учтены. Это позволяет частично перекрыть указанную сумму. Целью стабилизации и выхода из кризиса является другая задача: мы должны сбалансировать необходимые расходы и доходы. Наша оценка такова: для этого надо ежемесячно собирать 25 миллиардов рублей. Сегодня мы собираем порядка 21 миллиарда рублей. Значит, нам надо принять комплекс мер, который позволит увели чить доходы бюджета на 4 миллиарда в месяц. Вот ро вно этому и посвящена программа. Этот баланс на се годня не сделан. Что касается готовности к отставке. Готовы, это не является проблемой. Гораздо важнее реализовать ком плекс мер. Если ценой этого должна быть отставка, ну что ж... Срок отставки правительства в руках Государ ственной Думы. — Нет, имеется в виду срок стабилизации, на ко торый рассчитана программа... — Срок стабилизации я назвал. Он определяется не желанием или нежеланием правительства, а объектив ными экономическими законами. Есть совершенно четкое понимание, что любые ста билизационные кредиты, в том числе МВФ, — это толь ко мера промежуточная, которая позволяет обеспечить надежность и переходный этап. Если просто взять ста билизационные кредиты, не реализовав программу, это бессмысленно, мы получим ту же самую проблему через четыре-пять месяцев, только в более жестком варианте. Поэтому задача — выйти на совпадение доходов и расходов бюджета не позднее 1 ноября этого года. Это первый этап программы стабилизации, при этом же до лжен быть обеспечен фундамент промышленного роста. Дальше начинается второй этап — это программа адрес ного стимулирования промышленного развития. Срок этой программы рассчитан на полтора-два года. НЕЛЬЗЯ ПЕРЕТЯГИВАТЬ ОДЕЯЛО С НОГ НА ГОЛОВУ — Вы обещали выровнять финансирование сель ского хозяйства по сравнению с другими отраслями. Однако этого до сих пор не произошло. Более того, в предложенной вами программе и внесенных в Госу дарственную Думу законопроектах значительно уси ливается налоговый пресс на сельское хозяйство, а также отменяются дотации селу. Не решен также вопрос и о реструктуризации задолженности, зало женной в федеральный бюджет на 1998 год. В связи с этим хотелось бы узнать: какие конкретные меры намечает правительство по спасению аграрного сек тора? В условиях жесточайшей засухи непринятие срочных конкретных мер приведет в этом году к пол ному уничтожению отечественных сельхозпроизводи телей всех форм собственности. — К сожалению, вы правы. 'Мы действительно не смогли выровнять финансирование сельского хозяйст ва до уровня других расходных статей бюджета. Мы не смогли это сделать не только по сельскому хозяйству, но и по многим другим направлениям финансирования, в первую очередь по оборонному комплексу и многим другим. Мы пытаемся выровнять эту ситуацию сейчас. Причины понятны, я о них говорил: падение доходов и увеличение расходов на обслуживание государственно го долга. Только по июню мы недосчитались в расходах порядка 8 миллиардов рублей. Все это было техничес ки, к сожалению, нереально. Причины этого сказаны. И именно поэтому предлагается весь этот комплекс мер. Если этого не сделать, мы так и не сможем выровнять это. Это будет перетягивание одеяла с ног на голову: се годня мы сможем вытянуть эту статью — завтра прова лится другая. Я не согласен с вашей цифрой — 4 про цента. Вы не считаете фонд льготного кредитования, который финансировался достаточно исправно. Хотя в целом вы правы: финансирование сельского хозяйства недопустимо мало по сравнению с другими статьями расходов. Это абсолютная правда, это справедливый упрек. Я могу только констатировать этот факт. Что касается увеличения налоговой нагрузки на аг ропромышленный комплекс — не согласен, это не так. Я думаю, что вы исходите все-таки из того, что земель ный налог будет распространен на все агропромышлен ные земли. В ходе проработки в комитете мы же нашли взаимоприемлемое решение, что речь не идет о распро странении этого налога на сельскохозяйственные зем ли, которые используются агропромышленниками по на значению. Речь идет о городских землях и о сельскохо зяйственных землях, которые были взяты якобы для нужд сельского хозяйства, а используются под город ские или какие-то другие, скажем, промышленные цели. Это должно облагаться повышенным налогом. Но мы, в частности, предполагаем эти денежные средства направ лять, скажем, на поддержание того же фонда льготного кредитования агропромышленного комплекса. В то же время целый комплекс мер, предусмотрен ных программой, безусловно, является мерой поддерж ки и для агропромышленного комплекса. Вот меры по таможенной политике. Все они в первую очередь направ- | лены на поддержку агропромышленного комплекса. " Прекрасно понимаете: компенсационные пошлины по сахару, подъем таможенных пошлин по мясу птицы, по мясу животных, компенсационные пошлины по расти тельному маслу, ну, и так далее, и так далее, специаль ное решение правительства о расследовании по субсиди рованному импорту и заградительным компенсацион ным пошлинам, которое подписано в мае, — весь этот набор мер предназначен только для этого. Снижение налогового бремени затрагивает и агро промышленные предприятия. Снижение тарифов естес твенных монополистов, в том числе на перевозки, в том числе на электроэнергию. Вы знаете, каков уровень за трат на электроэнергию и транспортировку по многим видам агропромышленной продукции. Я понимаю, что этого мало. Да, это безусловно так. Мы прекрасно понимаем, что надо двигаться дальше и работать над этой программой дальше. Но я с самого начала сказал, что эта часть программы имеет кратко срочную задачу — выровнять финансовую ситуацию. Если мы не стабилизируем ситуацию к 1 ноября, о чем я только что сказал, отвечая на вопрос, бессмысленны л какие-либо меры дополнительной поддержки агропро- " мышленного комплекса. Что касается реструктуризации, это решение выполнено. На сегодняшний день подготовлено постановление о десятилетней рассрочке с облегченным условием зало га, не только с рассрочкой, но и с отсрочкой, снижение ставки за использование с одним обязательным услови ем — оплата текущих платежей. Я думаю, что такое по становление, которое подготовлено сейчас, будет серьез ным облегчением для агропромышленного комплекса. Ну, и давайте не забудем то, что мы обещали в апре ле: постановление правительства о пересчете пеней в пять раз вышло, и оно снизило объем пеней предприятий очень существенным образом. У нас общая задолжен ность после этого уменьшилась в три раза. ДОЛЖЕН ЗАРАБОТАТЬ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОН — За годы реформы в результате созданных усло вий происходило и происходит перетекание капита ла из сферы реального сектора в сферу обращения, накопление его там. Пока мы не решим проблемы инвестиционной по литики и привлекательности реального сектора, мы никогда в такой огромной стране, как Россия, не ре шим вопросы кризиса экономики. В результате вно симых законопроектов, да, некоторое облегчение на логового бремени в реальном секторе будет, но он пока остается непривлекательным. Мой вопрос: что правительство намерено сделать, чтобы реальный сектор экономики стал более при влекательным и что намерсми) сделать правительст во, чтобы сферу обращения сделать менее привлека тельной? — Я согласен с поставленным вами вопросом, хотя в ответе на него мне надо снова повторять весь раздел под держки промышленной политики. При этом, я думаю, мы оба с вами будем правы, потому что с точки зрения текущего состояния ничего другого пока сделать нель зя, это все равно будет самообманом. Давайте скажем честно: до тех пор, пока... сельское хозяйство не может обрабатывать доходность в 30 и 40 процентов годовых. Да и промышленность этого делать не может. В условиях, когда рынок ценных бумаг, государствен ных облигаций занимает под 50-60 процентов, никаких инвестиций в реальный сектор не будет никогда. Это объективно так. Поэтому первый шаг все-таки заключа ется в другом: мы должны сбалансировать бюджет, обес печить стабилизацию государственных финансов, пони зить доходность до тех плановых заданий, которые сто ят в денежной политике. В противном случае все осталь ные меры будут просто самообманом и бессмыслицей. Причем, не дожидаясь этого, мы должны создать исход ные условия. То есть спрос на деньги и реальное креди тование будет в том случае, если себестоимость произ водства продукции будет ниже, чем реальная рыночная цена на нее. Поэтому — меры по снижению себестоимос ти, ровно то, что мы сейчас добавили в комплект. Согла ситесь, что это и снижение тарифов. Согласитесь, что это и снижение налоговой нагрузки. И отмена счета непла тельщика, и упрощение процедуры операции. Конечно, этого мало. Да, к этому требуются и процедура защиты прав собственника, и процедура, скажем, цивилизован ных расчетов, и многое, многое другое. Но этот шаг надо делать следующим. В противном случае это все равно будет самообманом. Я не зря говорил, что программа состоит из двух час тей. Краткосрочная задача на осень — это остановить финансовый кризис, снять доходность рынка денежно го обращения. В противном случае мы ничего не сдела ем с реальным сектором. Далее — базовую программу, которая представлена на сегодняшний день, надо дора батывать. Вы абсолютно правы и называете правильные ее параметры. — На чем основана ваша уверенность, что предло женные правительством меры действительно приве дут в целом к снижению налогового бремени? Не воз никнет ли налоговая неразбериха в результате того, что серьезные изменения вводятся, по сути, в середи не года? — Я не говорил никогда, что все это приведет к обще му снижению налогового бремени. Я сказал о том, что задачей является перераспределение налогового бреме ни с производства на потребление. В результате в произ водстве оно безусловно снизится, это подтверждается прямым расчетом. В потреблении оно безусловно повы сится. Это совершенно очевидно. Что касается возможной сложности введения нало гов посреди года — да, это так. Вводить налоги посреди года сложно, и если бы не было финансового кризиса, мы бы никогда не стали этого делать. Но в данном слу чае у нас просто нет выбора. Эту сложность надо реаль но преодолевать. Первой задачей здесь является тщательная отработ ка сейчас этих законопроектов в рамках согласитель ной процедуры с депутатами Государственной Думы и Советом Федерации. Параллельно налоговая служба и Министерство финансов работают над инструкциями по их применению. Упрощается этот вопрос только в од ном: если посмотрите, мы все-таки стараемся сделать таким образом, чтобы более сложные налоги менять на более простые с точки зрения расчета, более простые с точки зрения взыскания. Хотя, вы правы, безусловно, сложности здесь будут, придется работать. П о д г о т о в и л Ю р и й Д Ю К А Р Е В . Москва — Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz