Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
отиаории ЛИПЕЦКА НЕОТДЕЛИМО Указом Президента Ро ссий ской Ф едерации № 949 от 29 августа 1997 года установлен День Военно-Воздушных Сил, который отмечается 12 ав густа. Нынешний профессиональный праздник для ли пецких авиаторов отмечен рядом особенностей — на 1998 год приходится несколько знаменательных юбилеев, связанных с авиационной историей Ли пецка: — 80 лет назад на городском ипподроме при землился первый боевой самолет из эскадры воз душных кораблей «Илья Муромец». В этой эскадре начинал свою службу наш прославленный земляк Михаил Васильевич Водопьянов; — 75 лет назад, в связи с открытием 2-й Вы сшей школы красных военлетов, в Липецке был создан гарнизон и проведен первый воздушный праздник с демонстрационными полетами учебных самолетов «Анрио И -14»; — 65 лет назад начала действовать Высшая л е т но-тактическая школа ВВС Красной Армии, знаме нитая «малая воздушная академия», принесшая ши рокую известность Липецку среди командного лет ного состава; — 45 лет назад был создан центр боевого при менения ВВС , который с 1960 года базируется в Липецке и продолжает славную историю липецких авиаторов. Празднование этих знаменательных дат приуро чено к проведению 15 августа на военном аэрод роме авиашоу, принять участие в котором могут все желающие. На него приглашены многие известные летчики, представители командования ВВС, воен но-воздушных академий, научно-исследовательс ких организаций, авиационных конструкторских бюро, предприятий авиационной промышленности, с которыми Липецкий авиацентр связывают долгие плодотворные годы соттгдничества в интересах по вышения боевой мощи Военно-Воздушных Сил. Как уже сообщалось , на прошлой неделе в Л и пецком авиацентре побы вала большая группа м о с к о в с к и х ж у р н а л и с т о в , представлявших ведущие телеканалы России , ряд центральных газет и жур налов. Снимающая и пи шущая братия имела во з можность посетить музей и учебные классы, позна комиться с жизнью авиа- городка, задать свои «сто тысяч почему» командова нию и летчикам-асам. Побывали столичные гости и на военном аэрод р о м е . И з д е с ь воочию смогли убедиться в вы со чайш ем м а с тер с тв е л и пецких летчиков. На снимках: летающий генерал Александр Хар- чевский, начальник Авиа- центра; его заместитель по летно-методической и учебной работе полковник Виктор Кривцов, недавно избранный депутатом об ластного Совета; д о и пос л е плановых полетов. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. СВИД ЕТЕЛ ЬСТВО ОЧЕВИДЦА ПЕРВАЯ БОМБА УПАЛА НА НИЖЕНКУ Одна из многих легенд, связанных с авиационной < историей Липецка, живет ^со времен Великой Оте- .V чественной войны. Не один ' ' раз приходилось слышать ' рассухщения о том, что во в р е м я войны н ем цы не бомбили Липецк, так как зд есь в свое время ра зм е щалась немецкая авиаци онная ш кола . Да , ш кола ' была, но и на Липецк па дали бомбы ... На листке настольного .. календаря за 1 сентября 1941 года у меня сохрани- ' ' лась собственноручная з а пись: «Первая прицельная бомба по Липецку». В тот день ранним безоблачным утром к проходной военно- . го г о р о д к а п р и б еж а л и двое босоногих парнишек ' лет четырнадцати и сооб- . щили , что в поселке Ни- женка на дом упала бом- ' ба, жильцы разбежались и п оп р я т а л и с ь . Д еж урны й доложил начальнику шта- . ! ба полковнику С. Ручко, а тот, в свою очередь, — на- чальнику Липецкого учеб- ного авиационного центра полковнику К. Вершинину. I ' Константин Андреевич дал ; , распоряж ение отправить ' туда специалистов, доба- вив: «Это визитная карточ- ' ка наших «друзей», и надо ' . по ней понять, о чем они нас предупреждают». Группа, куда вошел и я Г во главе с начальником ци кла б о м б о м е т а н и я В . Лускатовым, на полуторке вместе с ребятишками вы ехала на место прои сш ес твия. Нас уже ожидала тол па женщин и де тей . Они указали дом , куда угоди ла бомба . Зайд я внутрь, мы увидели развалившую ся кирпичную печь и две круглые дыры — в потолке и на полу. Сама бомба на ходилась глубоко в земле и не разорвалась. Проведя необходимые замеры и расчеты, Луска- тов воскликнул: «Чудо! Да, настоящее чудо! См отри те! — и, сделав несколько п е р е д в и ж е к на с в о е й штурманской линейке, д о бавил: — Нажми немец на кнопку прицела секундой позже и бомба точно бы угодила в Христо -Рож дес твенский собор». Вторым чудом было то, что бомба не сработала: крыша ока залась недостаточно про чной, а грунт слишком мяг ким. К сказанному могу д о бавить , что это была не единственная бомба, упав шая на город. После вой ны, когда в районе нынеш него военного городка и на прилегающей к нему тер р и тор ии р а зр а б а ты в а л и землю под огороды , нам приш ло сь за сы па ть д в е надцать воронок. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ За 45 лет личным составом Центра про ведены успешные исследования боевого при менения более двух десятков основных ти пов реактивных самолетов, состоявших на вооружении ВВС, от дозвуковых МиГ-15 и Ил-28 до современных авиационных ком плексов четвертого поколения МиГ-29 и Су- 27. В качестве примера — один из эпизодов освоения новой авиационной техники. В 1971 году главнокомандующий ВВС, Главный маршал авиации П. Кутахов поста вил Центру задачу: разработать и внедрить в частях ВВС тактику ведения ближних вы сокоманевренных воздушных боев. При этом он подчеркнул, что необходимо добиться такой выучки летчиков-истребителей, что бы они в бою делали все необходимое за се кунды, доли секунды раньше противника. Эти исследования и летные эксперименты проводились под наблюдением ведущего аса Великой Отечественной войны, трижды Ге роя Советского Союза, маршала авиации И. Кожедуба и под непосредственным руковод ством начальника боевой подготовки истре бительной авиации генерал-майора В. Левиц кого и его заместителя полковника Ю. Не- мцевича. Одна из составляющих успешного веде ния современного воздушного боя — умелое управление с наземных и воздушных коман дных пунктов. Фактически в воздушном бою участвуют двое: летчик и офицер боевого управления. Поэтому в Центре была созда на специальная группа из первоклассных летчиков В. Габа, А. Чабана, В. Чернышова, офицеров боевого управления —Н. Щербен- ко и автора этих строк. На основе полученного опыта специалис ты Центра провели летно-методические сбо ры с участием представителей воздушных армий Советского Союза, ГДР, Польши, Вен грии и Чехословакии, на которых подгото вили инструкторов-летчиков и офицеров бо евого управления. После этого в 1972-75 годах началось массовое освоение воздуш ных боев всем летным составом истребитель ной авиации. Результаты проведенных исследований сказываются и до настоящего времени. Так, в 1992 году во время визита в США летчики Авиацентра во главе с А. Харчевским про вели на авиабазе Ленгли победные воздуш ные бои на истребителях Су-27 против Р-15. Аналогичный успех был достигнут в ходе летно-тактических учений, проведенных в 1995 году в ЮАР. Полковник в отставке, кандидат военных наук Николай ХАТУНЦЕВ. ОНИНЕВЕРНУЛИСЬ ИЗПОЛЕТА Н е о бд ел ены в н им ан и ем дети и ж ены п о гибш и х летчиков в музее .\ииацентра есть стенд «Они не вернулись из 110 . 101.1 >. На нем имена тех, кто отдал летной работе не толь ко си' 1 ы и молодость, но и свою жизнь. С 1960 года, когда Ценчр переСаЗириьался в Липецк, 35 человек навсегда ушли в небо, не успев домечтать, долетать, долюбить. У каждого из них осталась семья. В Липецке сейчас проживают десять таких семей, боль шинство — в военном авиагородке. Командование Центра по мере возможности старается помочь им в разрепчении возникающих проблем. Все семьи погибших летчиков обес печены квартирами. В свое время, когда были перебои в обеспечении предметами первой необходимости, для них че рез военторг организовывалось внеочередное обслуживание. Сейчас, благодаря спонсорам (своих средств в Авиацентре, к сожалению, нет), выделяются подарки к праздникам. В начале 90-х годов в летние каникулы дети погибших летчиков несколько раз выезжали на отдых в Германию. Зимой 1997 года мэрия Москвы организовала к рождествен ским праздникам целую программу для детей, чьи отцы погибли при исполнении воинского долга. Не стоит в сторо не и местная администрация. Ежегодно для детей погиб ших летчиков бесплатно выделяются путевки в лучшие оз доровительные лагеря области. Управление социальной за щиты дарит новогодние подарки. Большую помощь оказы вает Новолипецкий комбинат, шефствующий над авиацион ным полком: ребята получают подарки, отдыхают в «Про метее». Совсем недавно, в июле этого года, материальная помощь вдовам поступила от ОАО «Линвест». Руководство Авиацентра оказывает помощь вдовам в решении дальнейшей судьбы детей, заканчивающих школу. Например, в прошлом году по ходатайству начальника Цен тра А. Харчевского трое ребят поступили вне конкурса в ЛГТУ. В этом году подобные ходатайства направлены в су воровские военные училища. Решаются вопросы трудоустройства вдов. Некоторые из них работают в частях Авиацентра, где служили их мужья. В аэроклубе трудится вдова Георгия Карабасова, погибшего пять лет назад во время тренировочного полета, одного из лучших летчиков Центра, постоянного ведомового А. Хар чевского. Галина Ивановна воспитывает двоих сыновей и сама является летчиком-инструктором — освоила семь ти пов самолетов и выпустила в небо не один десяток курсан тов. Об отношении к вдовам говорят бесхитростные слова Елены Анатольевны, жены командира эскадрильи майора Владимира Новоселова, погибшего при выполнении полет ного задания: «Мы просто хотим сказать большое спасибо, что нас не забывают, о нас помнят, помогают нашим де тям». Татьяна ТИСТЫК, инструктор Авиацентра по работе с семьями военнослужащих. Р0ССИ1 8 ию ля в М о скв е на учредительном съ е зд е было с о зд ано О бщ еро ссий ское политическое общественное д в и жение «Союз народовластия и труда». На ф оруме при сут ствовали представители в с е х регионов, кроме Чечни. И з д а н ы поли тсове т и пр ед сед а тел ь движения. И м с тал бы вш ий главнокомандующий пограничными войсками (ди ре ктор Ф едеральной пограничной службы РФ ) , генерал арм ии Андр ей Николаев. Н аш у область на съ е зд е представлял липчанин ге н е рал -полковник Л еонид Ковалев, который избран п р е д с е д а т е л е м Липецкого ре гионального отделения движения. На д н я х корре спонден т «ЛГ» встретился с ним и поп р о си л ра сска за ть о новом движении . — Некоторое время, — — Центральные СМИ не сказал Леонид Илларионо- раз величали генерала Ни- вич, — Андрей Иванович Николаев служил в моей армии начальником штаба. Человек он армейский по происхождению и образова нию. Его отец, Иван Гри горьевич, в 21 год коман довал полком. После войны окончил две академии. Стал лауреатом Ленинской премии, генерал-полковни ком... Сын Андрей пошел по стопам отца. В 1989 году, аттестуя его на должность командующего армией, я отмечал, что в работе он энергичен, активен, самос тоятелен. Умеет видеть главное в многообразии ре шаемых задач, умело орга низует четкое взаимодейст вие подразделений, частей и соединений. Спустя четы ре года начальник Гене рального штаба Вооружен ных Сил России, генерал- полковник Колесников в очередной аттестации отме тил в нем «нетерпимость к косности и формализму». В общем, Николаев про шел путь от командира мо тострелкового взвода до главнокомандующего. Был членом Совета Безопаснос ти, Совета обороны. Могу также отметить его после довательное и довольно жесткое отстаивание на всех уровнях интересов на шей страны в широко на шумевшей истории «спир тового противостояния» на российско-грузинской гра нице в прошлом году, на стойчивость в защите рыб ных ресурсов государства, непримиримость в отноше нии контрабандистов, на ркодельцов и других кри минальных элементов. Как-то в беседе со мной он сказал, что наши принци пы не поддаются обмену и торгу. Это суть погранич ной службы. Линией грани цы, по Николаеву, нельзя манипулировать, решать какие-то сиюминутные проблемы. Разве можно до говариваться о том, что не льзя разменять или обме нять, что досталось нам в результате борьбы и труда многих поколений? колаева «любимчиком пре зидента» и все его успехи4 приписывали именно зна-Ч комству с главой государст ва... — Однако и очень хоро шее знакомство экс-минист ра обороны Павла Грачева с президентом не спасло его от тотальной критики и стреми тельного падения. Так и с Николаевым: вскоре прези дент вменил ему в вину пло хую охрану административ ной границы, за которую, как известно, пограничники не несут ответственности. И Николаев подал свой первый рапорт об отставке... — Из печати также из вестно, что Андрей Никола ев олицетворяет собой но вую и непривычную генера цию российских руководите лей, делающих ставку на ум и умение, а не кулак и глот ку... —Да, это один из умней ших и образованнейших лю дей России. Не случайно пос ле победы на выборах в Го сударственную Думу пресса остроумно отзывалась о нем как о человеке, который про читал больше книг, чем весь вместе взятый российский генералитет. Николаев име ет сегодня высокий автори тет среди военных. Он не связан с громкими скандала ми последних лет, непричас тен к чеченскому позору. Его личность не ассоциируется с нынешним режимом. —Но лидером движения должен быть еще и борец, который не боится сказать правду этому режиму! —Если бы Николаев мол чал, был согласен с тем, что сегодня происходит в стра не и армии, ему не пришлось бы писать последний рапорт о своей отставке. Не смолчал он, когда начался поспеш ный вывод войск Северной, Центральной, Южной и За падной групп в Россию. Тог да на фоне бойких и бодрень ких рапортов о готовности принять их из Европы пол ным диссонансом прозвучал его доклад, который реши тельно поставил под сомне ние целесообразность скоро палительного вывода. П О В Е Р Н У Т Ь С Я К А В И А Ц И И Л И Ц О М Армия, ВВС и авиапромышленность России — гл Несмотря на то, что мы долго отступа- те/титорию, укора, претен зий к армии не было. Было недоумение: ли,^ оставляли Павел ШУМКОВ, подполковник в отставке, участник Великой Отечественной войны. почему мы такдолго отступаем? Но все рав но жила вера в грядущую победу. И она при шла. Сейчас же к армии отношение иное. И если раньше юноши просто рвались в ар мию — сам я закончил аэроклуб, доброволь цем пошел в авиационное училище, — то сейчас, наоборот, многие стараются укло ниться от армии. А ведь военная служба — это почетная обязанность гражданина. Я по нимаю солдатских матерей, их беспокойст во за судьбы детей. Но разве это выход — не идти служить?Другое дело — совместно добиваться, чтобы в армии был порядок, чтобы она была накормлена, одета, обута, вооружена, обустроена. На это нужно на правлять усилия, поставить вопрос так: а кто же будет служить. Отечество защищать? М а рш а л а в и а ц и и А л е к с а н д р ЕФИМОВ , с 1 9 8 4 по 1 9 9 0 го д — Г ла вн оком ан д ующ ий - ВВС. У ч а ст н и к В е л и к ой От еч е ст в ен н ой в ой ны , дваж ды Г ер ой С о в ет ск о го С ою за , за сл уж ен ны й во ен ны й л ет ч и к СССР. — Считаю, что семилетний период моей службы в должности Главнокомандующего ВВС не был са мым тяжелым в их истории. Не знаю времени, ког да нашей авиации жилось бы припеваючи, без тре вог, сокращений и потрясений. На всех этапах ста новления государства в мирные дни и военные годы она переживала триумфы и трагедии, знавала и лав ры, и тернии. Разруха авиапромышленности после гражданс кой войны, затем — годы сталинских репрессий. На авиации, наиболее чувствительной к политическим и экономическим переменам отрасли, они сказыва лись особенно тяжело... Вместе с тем в эти годы были и периоды бурного подъема нашей авиации — с многочисленными ре кордами, героическими перелетами и всемирной славой. Воистину то была эпоха триумфов и траге дий. А штурм космоса чего стоит! Так что в небе всегда хватало и радости, и горя... Г е н е р а л а р м и и П ет р ДЕИН ЕКИН , с а в г у ст а 1991 г о д а до я н в а р я 1 9 9 8 г о д а — Г л а в н о к о м а н д ую щ и й ВВС. Г ер ой Р о с сий ск ой Ф е д е р а ц и и , за сл уж ен ны й в о ен ны й л ет ч и к СССР, д о кт о р в о ен ны х н а у к , п р оф е с с о р . — Предстоит решить судьбу 125 тысяч военнос лужащих, которые подлежат сокращению и осво бождению от должности. Из них около 50 тысяч — офицеры. Несколько слов о качестве техники объединен ного вида Вооруженных Сил... В наиболее сложном положении оказалась авиация. Прежде всего фрон товая... В истребительной авиации ... современные самолеты 4-го поколения МиГ-29 и Су-27 оказались беззащитными перед реалиями времени — нет дви гателей, запчастей, должного ресурса... Здесь самый низкий процент исправности, и даже высвобожде ние техники в ходе сокращения не привело к жела емому результату. В штурмовой авиации в отдель ных полках исправность самолетов составляет 65- 70 процентов, а в бомбардировочной и того меньше. В целом во фронтовой авиации этот показатель на ходится на уровне 50-60 процентов... ... В ходе зимнего периода обучения главная за дача выполнена — не потерян уровень, достигну тый к концу прошлого года. Хотя, к примеру, в ави ации налет выполнен лишь в пределах 55-60 про центов — средний налет летчика колеблется от 10 до 20, кое-где этот показатель выше. Мал налет. Тем не менее интенсивность боевой учебы несколько воз росла — в основном за счет материальных резервов, высвободившихся в результате расформирования частей. Все лимиты топлива направили на боевую подготовку. Проблема из проблем —жилье. В решении «квар тирного вопроса» мы вряд ли можем рассчитывать на «живые» деньги. Дай Бог, чтобы их хватило на выплату зарплаты, оплату коммунальных услуг, а также хотя бы на частичный ремонт и восстановле ние техники... Между тем решение жилищной про блемы на 90 процентов позволило бы локализовать болевые точки, связанные с проведением организа ционно-штатных мероприятий. Вот почему основ ную ставку мы сделали на программу «Государствен ные жилищные сертификаты»... Она дает реальную возможность обеспечить бесквартирных военнослу жащих жильем. В ВВС таких около 22 тысяч, из которых увольняемых в запас больше трети. Особо хочу подчеркнуть следующее. У нас слу жат прекрасные люди. Низкий поклон всем, кто в авиационных гарнизонах... мужественно, стиснув зубы, решает задачи реформирования. Вопреки не своевременным выплатам денежного довольствия, бесквартирью и прочим напастям. Проблем очень много. К сожалению, не все ока зались готовы к их решению. За первые четыре ме сяца текущего года в ВВС произошло двадцать че тыре самоубийства. Половина — на почве увольне ний... Понятно, что сегодня трудно всем и помочь каж дому не удастся при всем желании, но во всяком коллективе есть те, кому просто невмоготу. Им нуж на адресная помощь. Есть офицерские собрания, женсоветы, где можно обсудить наболевшее. Ведь и народные, христианские и наши армейские тради ции во многом держатся коллективизмом, взаимо выручкой. К сожалению, последние годы нас не сколько разделили, каждый, как говорится, выжи вает в одиночку... Г ен ер а л -п о л к о вн и к а ви ац и и А н ат о ли й КОРНУКОВ , Г л а в н о к ом а н д ую щ и й ВВС. —Практически развал авиационной промышлен ности начался в период первого российского прави тельства состава 1991 года, в так называемый пере строечный период. Тогда с «легкой руки» руково дителей правительства все машиностроительные и оборонные министерства были объединены в одно. Никто из авторов этого «проекта» реорганизации не смог не только разобраться, а даже сформулировать задачи, права и обязанности этого органа. Вслед за этим авиапромышленности была навязана так на зываемая «конверсия», не подкрепленная необхо димой экономической поддержкой. В таком серьез ном и важном деле действовали по принципу «ло мать — не строить, голова не болит»... Все это привело к обвальному спаду производст ва и уменьшению объема разработок новой техни ки. Объем производства в целом по отрасли с 1991 по 1997 год снизился более чем в 5 раз, а по воен ной авиатехнике — в 20 раз... Уровень зарплаты в авиационной отрасли, являющейся одной из самых передовых и наукоемких, почти в два раза ниже сред ней зарплаты в промышленности. И та выплачива ется далеко не везде систематически. Что касается плачевного состояния производст ва военной авиатехники, то на нем не могло не ска заться отсутствие в течение ряда лет долгосрочной государственной программы развития вооружения и военной техники... В авиасалонах, к великому сожалению, демон стрируется авиатехника из проектных и конструк торских заделов так называемых застойных времен. При всех тогдашних проблемах руководство страны относилось к авиации с уважением. И неспроста. Деньги не тратили на авиацию, как выражаются сей час, а выгодно вкладывали в нее. Во всех высоко развитых странах известно, что килограмм веса со временного истребителя условно стоит более трех тысяч долларов, пассажирского магистрального са молета — примерно тысячу долларов, килограмм видеоаппаратуры — двести-триста долларов, а ки лограмм веса современного автомобиля — двадцать- тридцать долларов. Этим, по-моему, все сказано в отношении того, что лучше производить и экспор тировать. Нынешнее положение тем более обидно, что у нас в стране мор& толковых людей и океан идей. В пос ледние годы около ста тысяч российских ученых уехали за границу. Наша отрасль тоже продолжает терять высококвалифицированные кадры. Числен ность работников за семь лет «реформ» уменьши лась более чем в два раза... Ясно, что из пике надо выходить. Для начала повернуться к авиации лицом... Если в сложившей ся кризисной ситуации государством не будут при няты... чрезвычайные меры по поддержке авиапро мышленности, то в самое ближайшее время будут остановлены как авиазаводы, так и предприятия смежных отраслей. А это почти три миллиона ква^ лифицированных рабочих и инженеров. Это золотой фонд России... Александр ГЕРАЩЕНКО, генеральный директор АО «Авиапром* (Журнал «Вестник Воздушного Флота», 1998, май-июнь).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz