Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

отиаории ЛИПЕЦКА НЕОТДЕЛИМО Указом Президента Ро ссий ской Ф едерации № 949 от 29 августа 1997 года установлен День Военно-Воздушных Сил, который отмечается 12 ав­ густа. Нынешний профессиональный праздник для ли­ пецких авиаторов отмечен рядом особенностей — на 1998 год приходится несколько знаменательных юбилеев, связанных с авиационной историей Ли ­ пецка: — 80 лет назад на городском ипподроме при­ землился первый боевой самолет из эскадры воз­ душных кораблей «Илья Муромец». В этой эскадре начинал свою службу наш прославленный земляк Михаил Васильевич Водопьянов; — 75 лет назад, в связи с открытием 2-й Вы­ сшей школы красных военлетов, в Липецке был создан гарнизон и проведен первый воздушный праздник с демонстрационными полетами учебных самолетов «Анрио И -14»; — 65 лет назад начала действовать Высшая л е т ­ но-тактическая школа ВВС Красной Армии, знаме­ нитая «малая воздушная академия», принесшая ши­ рокую известность Липецку среди командного лет­ ного состава; — 45 лет назад был создан центр боевого при­ менения ВВС , который с 1960 года базируется в Липецке и продолжает славную историю липецких авиаторов. Празднование этих знаменательных дат приуро­ чено к проведению 15 августа на военном аэрод ­ роме авиашоу, принять участие в котором могут все желающие. На него приглашены многие известные летчики, представители командования ВВС, воен­ но-воздушных академий, научно-исследовательс­ ких организаций, авиационных конструкторских бюро, предприятий авиационной промышленности, с которыми Липецкий авиацентр связывают долгие плодотворные годы соттгдничества в интересах по­ вышения боевой мощи Военно-Воздушных Сил. Как уже сообщалось , на прошлой неделе в Л и ­ пецком авиацентре побы ­ вала большая группа м о с ­ к о в с к и х ж у р н а л и с т о в , представлявших ведущие телеканалы России , ряд центральных газет и жур­ налов. Снимающая и пи ­ шущая братия имела во з ­ можность посетить музей и учебные классы, позна­ комиться с жизнью авиа- городка, задать свои «сто тысяч почему» командова­ нию и летчикам-асам. Побывали столичные гости и на военном аэрод ­ р о м е . И з д е с ь воочию смогли убедиться в вы со ­ чайш ем м а с тер с тв е л и ­ пецких летчиков. На снимках: летающий генерал Александр Хар- чевский, начальник Авиа- центра; его заместитель по летно-методической и учебной работе полковник Виктор Кривцов, недавно избранный депутатом об ­ ластного Совета; д о и пос­ л е плановых полетов. Фото Евгения САМОХВАЛОВА. СВИД ЕТЕЛ ЬСТВО ОЧЕВИДЦА ПЕРВАЯ БОМБА УПАЛА НА НИЖЕНКУ Одна из многих легенд, связанных с авиационной < историей Липецка, живет ^со времен Великой Оте- .V чественной войны. Не один ' ' раз приходилось слышать ' рассухщения о том, что во в р е м я войны н ем цы не бомбили Липецк, так как зд есь в свое время ра зм е ­ щалась немецкая авиаци­ онная ш кола . Да , ш кола ' была, но и на Липецк па­ дали бомбы ... На листке настольного .. календаря за 1 сентября 1941 года у меня сохрани- ' ' лась собственноручная з а ­ пись: «Первая прицельная бомба по Липецку». В тот день ранним безоблачным утром к проходной военно- . го г о р о д к а п р и б еж а л и двое босоногих парнишек ' лет четырнадцати и сооб- . щили , что в поселке Ни- женка на дом упала бом- ' ба, жильцы разбежались и п оп р я т а л и с ь . Д еж урны й доложил начальнику шта- . ! ба полковнику С. Ручко, а тот, в свою очередь, — на- чальнику Липецкого учеб- ного авиационного центра полковнику К. Вершинину. I ' Константин Андреевич дал ; , распоряж ение отправить ' туда специалистов, доба- вив: «Это визитная карточ- ' ка наших «друзей», и надо ' . по ней понять, о чем они нас предупреждают». Группа, куда вошел и я Г во главе с начальником ци кла б о м б о м е т а н и я В . Лускатовым, на полуторке вместе с ребятишками вы­ ехала на место прои сш ес­ твия. Нас уже ожидала тол­ па женщин и де тей . Они указали дом , куда угоди ­ ла бомба . Зайд я внутрь, мы увидели развалившую­ ся кирпичную печь и две круглые дыры — в потолке и на полу. Сама бомба на­ ходилась глубоко в земле и не разорвалась. Проведя необходимые замеры и расчеты, Луска- тов воскликнул: «Чудо! Да, настоящее чудо! См отри ­ те! — и, сделав несколько п е р е д в и ж е к на с в о е й штурманской линейке, д о ­ бавил: — Нажми немец на кнопку прицела секундой позже и бомба точно бы угодила в Христо -Рож дес­ твенский собор». Вторым чудом было то, что бомба не сработала: крыша ока­ залась недостаточно про­ чной, а грунт слишком мяг­ ким. К сказанному могу д о ­ бавить , что это была не единственная бомба, упав­ шая на город. После вой­ ны, когда в районе нынеш­ него военного городка и на прилегающей к нему тер ­ р и тор ии р а зр а б а ты в а л и землю под огороды , нам приш ло сь за сы па ть д в е ­ надцать воронок. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ За 45 лет личным составом Центра про­ ведены успешные исследования боевого при­ менения более двух десятков основных ти­ пов реактивных самолетов, состоявших на вооружении ВВС, от дозвуковых МиГ-15 и Ил-28 до современных авиационных ком­ плексов четвертого поколения МиГ-29 и Су- 27. В качестве примера — один из эпизодов освоения новой авиационной техники. В 1971 году главнокомандующий ВВС, Главный маршал авиации П. Кутахов поста­ вил Центру задачу: разработать и внедрить в частях ВВС тактику ведения ближних вы­ сокоманевренных воздушных боев. При этом он подчеркнул, что необходимо добиться такой выучки летчиков-истребителей, что­ бы они в бою делали все необходимое за се­ кунды, доли секунды раньше противника. Эти исследования и летные эксперименты проводились под наблюдением ведущего аса Великой Отечественной войны, трижды Ге­ роя Советского Союза, маршала авиации И. Кожедуба и под непосредственным руковод­ ством начальника боевой подготовки истре­ бительной авиации генерал-майора В. Левиц­ кого и его заместителя полковника Ю. Не- мцевича. Одна из составляющих успешного веде­ ния современного воздушного боя — умелое управление с наземных и воздушных коман­ дных пунктов. Фактически в воздушном бою участвуют двое: летчик и офицер боевого управления. Поэтому в Центре была созда­ на специальная группа из первоклассных летчиков В. Габа, А. Чабана, В. Чернышова, офицеров боевого управления —Н. Щербен- ко и автора этих строк. На основе полученного опыта специалис­ ты Центра провели летно-методические сбо­ ры с участием представителей воздушных армий Советского Союза, ГДР, Польши, Вен­ грии и Чехословакии, на которых подгото­ вили инструкторов-летчиков и офицеров бо­ евого управления. После этого в 1972-75 годах началось массовое освоение воздуш­ ных боев всем летным составом истребитель­ ной авиации. Результаты проведенных исследований сказываются и до настоящего времени. Так, в 1992 году во время визита в США летчики Авиацентра во главе с А. Харчевским про­ вели на авиабазе Ленгли победные воздуш­ ные бои на истребителях Су-27 против Р-15. Аналогичный успех был достигнут в ходе летно-тактических учений, проведенных в 1995 году в ЮАР. Полковник в отставке, кандидат военных наук Николай ХАТУНЦЕВ. ОНИНЕВЕРНУЛИСЬ ИЗПОЛЕТА Н е о бд ел ены в н им ан и ем дети и ж ены п о гибш и х летчиков в музее .\ииацентра есть стенд «Они не вернулись из 110 . 101.1 >. На нем имена тех, кто отдал летной работе не толь­ ко си' 1 ы и молодость, но и свою жизнь. С 1960 года, когда Ценчр переСаЗириьался в Липецк, 35 человек навсегда ушли в небо, не успев домечтать, долетать, долюбить. У каждого из них осталась семья. В Липецке сейчас проживают десять таких семей, боль­ шинство — в военном авиагородке. Командование Центра по мере возможности старается помочь им в разрепчении возникающих проблем. Все семьи погибших летчиков обес­ печены квартирами. В свое время, когда были перебои в обеспечении предметами первой необходимости, для них че­ рез военторг организовывалось внеочередное обслуживание. Сейчас, благодаря спонсорам (своих средств в Авиацентре, к сожалению, нет), выделяются подарки к праздникам. В начале 90-х годов в летние каникулы дети погибших летчиков несколько раз выезжали на отдых в Германию. Зимой 1997 года мэрия Москвы организовала к рождествен­ ским праздникам целую программу для детей, чьи отцы погибли при исполнении воинского долга. Не стоит в сторо­ не и местная администрация. Ежегодно для детей погиб­ ших летчиков бесплатно выделяются путевки в лучшие оз­ доровительные лагеря области. Управление социальной за­ щиты дарит новогодние подарки. Большую помощь оказы­ вает Новолипецкий комбинат, шефствующий над авиацион­ ным полком: ребята получают подарки, отдыхают в «Про­ метее». Совсем недавно, в июле этого года, материальная помощь вдовам поступила от ОАО «Линвест». Руководство Авиацентра оказывает помощь вдовам в решении дальнейшей судьбы детей, заканчивающих школу. Например, в прошлом году по ходатайству начальника Цен­ тра А. Харчевского трое ребят поступили вне конкурса в ЛГТУ. В этом году подобные ходатайства направлены в су­ воровские военные училища. Решаются вопросы трудоустройства вдов. Некоторые из них работают в частях Авиацентра, где служили их мужья. В аэроклубе трудится вдова Георгия Карабасова, погибшего пять лет назад во время тренировочного полета, одного из лучших летчиков Центра, постоянного ведомового А. Хар­ чевского. Галина Ивановна воспитывает двоих сыновей и сама является летчиком-инструктором — освоила семь ти­ пов самолетов и выпустила в небо не один десяток курсан­ тов. Об отношении к вдовам говорят бесхитростные слова Елены Анатольевны, жены командира эскадрильи майора Владимира Новоселова, погибшего при выполнении полет­ ного задания: «Мы просто хотим сказать большое спасибо, что нас не забывают, о нас помнят, помогают нашим де­ тям». Татьяна ТИСТЫК, инструктор Авиацентра по работе с семьями военнослужащих. Р0ССИ1 8 ию ля в М о скв е на учредительном съ е зд е было с о ­ зд ано О бщ еро ссий ское политическое общественное д в и ­ жение «Союз народовластия и труда». На ф оруме при сут ­ ствовали представители в с е х регионов, кроме Чечни. И з ­ д а н ы поли тсове т и пр ед сед а тел ь движения. И м с тал бы вш ий главнокомандующий пограничными войсками (ди­ ре ктор Ф едеральной пограничной службы РФ ) , генерал арм ии Андр ей Николаев. Н аш у область на съ е зд е представлял липчанин ге н е ­ рал -полковник Л еонид Ковалев, который избран п р е д с е ­ д а т е л е м Липецкого ре гионального отделения движения. На д н я х корре спонден т «ЛГ» встретился с ним и поп ­ р о си л ра сска за ть о новом движении . — Некоторое время, — — Центральные СМИ не сказал Леонид Илларионо- раз величали генерала Ни- вич, — Андрей Иванович Николаев служил в моей армии начальником штаба. Человек он армейский по происхождению и образова­ нию. Его отец, Иван Гри­ горьевич, в 21 год коман­ довал полком. После войны окончил две академии. Стал лауреатом Ленинской премии, генерал-полковни­ ком... Сын Андрей пошел по стопам отца. В 1989 году, аттестуя его на должность командующего армией, я отмечал, что в работе он энергичен, активен, самос­ тоятелен. Умеет видеть главное в многообразии ре­ шаемых задач, умело орга­ низует четкое взаимодейст­ вие подразделений, частей и соединений. Спустя четы­ ре года начальник Гене­ рального штаба Вооружен­ ных Сил России, генерал- полковник Колесников в очередной аттестации отме­ тил в нем «нетерпимость к косности и формализму». В общем, Николаев про­ шел путь от командира мо­ тострелкового взвода до главнокомандующего. Был членом Совета Безопаснос­ ти, Совета обороны. Могу также отметить его после­ довательное и довольно жесткое отстаивание на всех уровнях интересов на­ шей страны в широко на­ шумевшей истории «спир­ тового противостояния» на российско-грузинской гра­ нице в прошлом году, на­ стойчивость в защите рыб­ ных ресурсов государства, непримиримость в отноше­ нии контрабандистов, на­ ркодельцов и других кри­ минальных элементов. Как-то в беседе со мной он сказал, что наши принци­ пы не поддаются обмену и торгу. Это суть погранич­ ной службы. Линией грани­ цы, по Николаеву, нельзя манипулировать, решать какие-то сиюминутные проблемы. Разве можно до­ говариваться о том, что не­ льзя разменять или обме­ нять, что досталось нам в результате борьбы и труда многих поколений? колаева «любимчиком пре­ зидента» и все его успехи4 приписывали именно зна-Ч комству с главой государст­ ва... — Однако и очень хоро­ шее знакомство экс-минист­ ра обороны Павла Грачева с президентом не спасло его от тотальной критики и стреми­ тельного падения. Так и с Николаевым: вскоре прези­ дент вменил ему в вину пло­ хую охрану административ­ ной границы, за которую, как известно, пограничники не несут ответственности. И Николаев подал свой первый рапорт об отставке... — Из печати также из­ вестно, что Андрей Никола­ ев олицетворяет собой но­ вую и непривычную генера­ цию российских руководите­ лей, делающих ставку на ум и умение, а не кулак и глот­ ку... —Да, это один из умней­ ших и образованнейших лю­ дей России. Не случайно пос­ ле победы на выборах в Го­ сударственную Думу пресса остроумно отзывалась о нем как о человеке, который про­ читал больше книг, чем весь вместе взятый российский генералитет. Николаев име­ ет сегодня высокий автори­ тет среди военных. Он не связан с громкими скандала­ ми последних лет, непричас­ тен к чеченскому позору. Его личность не ассоциируется с нынешним режимом. —Но лидером движения должен быть еще и борец, который не боится сказать правду этому режиму! —Если бы Николаев мол­ чал, был согласен с тем, что сегодня происходит в стра­ не и армии, ему не пришлось бы писать последний рапорт о своей отставке. Не смолчал он, когда начался поспеш­ ный вывод войск Северной, Центральной, Южной и За­ падной групп в Россию. Тог­ да на фоне бойких и бодрень­ ких рапортов о готовности принять их из Европы пол­ ным диссонансом прозвучал его доклад, который реши­ тельно поставил под сомне­ ние целесообразность скоро­ палительного вывода. П О В Е Р Н У Т Ь С Я К А В И А Ц И И Л И Ц О М Армия, ВВС и авиапромышленность России — гл Несмотря на то, что мы долго отступа- те/титорию, укора, претен­ зий к армии не было. Было недоумение: ли,^ оставляли Павел ШУМКОВ, подполковник в отставке, участник Великой Отечественной войны. почему мы такдолго отступаем? Но все рав­ но жила вера в грядущую победу. И она при­ шла. Сейчас же к армии отношение иное. И если раньше юноши просто рвались в ар­ мию — сам я закончил аэроклуб, доброволь­ цем пошел в авиационное училище, — то сейчас, наоборот, многие стараются укло­ ниться от армии. А ведь военная служба — это почетная обязанность гражданина. Я по­ нимаю солдатских матерей, их беспокойст­ во за судьбы детей. Но разве это выход — не идти служить?Другое дело — совместно добиваться, чтобы в армии был порядок, чтобы она была накормлена, одета, обута, вооружена, обустроена. На это нужно на­ правлять усилия, поставить вопрос так: а кто же будет служить. Отечество защищать? М а рш а л а в и а ц и и А л е к с а н д р ЕФИМОВ , с 1 9 8 4 по 1 9 9 0 го д — Г ла вн оком ан д ующ ий - ВВС. У ч а ст н и к В е л и к ой От еч е ст в ен н ой в ой ны , дваж ды Г ер ой С о в ет ск о го С ою за , за сл уж ен ны й во ен ны й л ет ч и к СССР. — Считаю, что семилетний период моей службы в должности Главнокомандующего ВВС не был са­ мым тяжелым в их истории. Не знаю времени, ког­ да нашей авиации жилось бы припеваючи, без тре­ вог, сокращений и потрясений. На всех этапах ста­ новления государства в мирные дни и военные годы она переживала триумфы и трагедии, знавала и лав­ ры, и тернии. Разруха авиапромышленности после гражданс­ кой войны, затем — годы сталинских репрессий. На авиации, наиболее чувствительной к политическим и экономическим переменам отрасли, они сказыва­ лись особенно тяжело... Вместе с тем в эти годы были и периоды бурного подъема нашей авиации — с многочисленными ре­ кордами, героическими перелетами и всемирной славой. Воистину то была эпоха триумфов и траге­ дий. А штурм космоса чего стоит! Так что в небе всегда хватало и радости, и горя... Г е н е р а л а р м и и П ет р ДЕИН ЕКИН , с а в г у ст а 1991 г о д а до я н в а р я 1 9 9 8 г о д а — Г л а в н о к о м а н д ую щ и й ВВС. Г ер ой Р о с сий ск ой Ф е д е р а ц и и , за сл уж ен ны й в о ен ны й л ет ч и к СССР, д о кт о р в о ен ны х н а у к , п р оф е с с о р . — Предстоит решить судьбу 125 тысяч военнос­ лужащих, которые подлежат сокращению и осво­ бождению от должности. Из них около 50 тысяч — офицеры. Несколько слов о качестве техники объединен­ ного вида Вооруженных Сил... В наиболее сложном положении оказалась авиация. Прежде всего фрон­ товая... В истребительной авиации ... современные самолеты 4-го поколения МиГ-29 и Су-27 оказались беззащитными перед реалиями времени — нет дви­ гателей, запчастей, должного ресурса... Здесь самый низкий процент исправности, и даже высвобожде­ ние техники в ходе сокращения не привело к жела­ емому результату. В штурмовой авиации в отдель­ ных полках исправность самолетов составляет 65- 70 процентов, а в бомбардировочной и того меньше. В целом во фронтовой авиации этот показатель на­ ходится на уровне 50-60 процентов... ... В ходе зимнего периода обучения главная за­ дача выполнена — не потерян уровень, достигну­ тый к концу прошлого года. Хотя, к примеру, в ави­ ации налет выполнен лишь в пределах 55-60 про­ центов — средний налет летчика колеблется от 10 до 20, кое-где этот показатель выше. Мал налет. Тем не менее интенсивность боевой учебы несколько воз­ росла — в основном за счет материальных резервов, высвободившихся в результате расформирования частей. Все лимиты топлива направили на боевую подготовку. Проблема из проблем —жилье. В решении «квар­ тирного вопроса» мы вряд ли можем рассчитывать на «живые» деньги. Дай Бог, чтобы их хватило на выплату зарплаты, оплату коммунальных услуг, а также хотя бы на частичный ремонт и восстановле­ ние техники... Между тем решение жилищной про­ блемы на 90 процентов позволило бы локализовать болевые точки, связанные с проведением организа­ ционно-штатных мероприятий. Вот почему основ­ ную ставку мы сделали на программу «Государствен­ ные жилищные сертификаты»... Она дает реальную возможность обеспечить бесквартирных военнослу­ жащих жильем. В ВВС таких около 22 тысяч, из которых увольняемых в запас больше трети. Особо хочу подчеркнуть следующее. У нас слу­ жат прекрасные люди. Низкий поклон всем, кто в авиационных гарнизонах... мужественно, стиснув зубы, решает задачи реформирования. Вопреки не­ своевременным выплатам денежного довольствия, бесквартирью и прочим напастям. Проблем очень много. К сожалению, не все ока­ зались готовы к их решению. За первые четыре ме­ сяца текущего года в ВВС произошло двадцать че­ тыре самоубийства. Половина — на почве увольне­ ний... Понятно, что сегодня трудно всем и помочь каж­ дому не удастся при всем желании, но во всяком коллективе есть те, кому просто невмоготу. Им нуж­ на адресная помощь. Есть офицерские собрания, женсоветы, где можно обсудить наболевшее. Ведь и народные, христианские и наши армейские тради­ ции во многом держатся коллективизмом, взаимо­ выручкой. К сожалению, последние годы нас не­ сколько разделили, каждый, как говорится, выжи­ вает в одиночку... Г ен ер а л -п о л к о вн и к а ви ац и и А н ат о ли й КОРНУКОВ , Г л а в н о к ом а н д ую щ и й ВВС. —Практически развал авиационной промышлен­ ности начался в период первого российского прави­ тельства состава 1991 года, в так называемый пере­ строечный период. Тогда с «легкой руки» руково­ дителей правительства все машиностроительные и оборонные министерства были объединены в одно. Никто из авторов этого «проекта» реорганизации не смог не только разобраться, а даже сформулировать задачи, права и обязанности этого органа. Вслед за этим авиапромышленности была навязана так на­ зываемая «конверсия», не подкрепленная необхо­ димой экономической поддержкой. В таком серьез­ ном и важном деле действовали по принципу «ло­ мать — не строить, голова не болит»... Все это привело к обвальному спаду производст­ ва и уменьшению объема разработок новой техни­ ки. Объем производства в целом по отрасли с 1991 по 1997 год снизился более чем в 5 раз, а по воен­ ной авиатехнике — в 20 раз... Уровень зарплаты в авиационной отрасли, являющейся одной из самых передовых и наукоемких, почти в два раза ниже сред­ ней зарплаты в промышленности. И та выплачива­ ется далеко не везде систематически. Что касается плачевного состояния производст­ ва военной авиатехники, то на нем не могло не ска­ заться отсутствие в течение ряда лет долгосрочной государственной программы развития вооружения и военной техники... В авиасалонах, к великому сожалению, демон­ стрируется авиатехника из проектных и конструк­ торских заделов так называемых застойных времен. При всех тогдашних проблемах руководство страны относилось к авиации с уважением. И неспроста. Деньги не тратили на авиацию, как выражаются сей­ час, а выгодно вкладывали в нее. Во всех высоко­ развитых странах известно, что килограмм веса со­ временного истребителя условно стоит более трех тысяч долларов, пассажирского магистрального са­ молета — примерно тысячу долларов, килограмм видеоаппаратуры — двести-триста долларов, а ки­ лограмм веса современного автомобиля — двадцать- тридцать долларов. Этим, по-моему, все сказано в отношении того, что лучше производить и экспор­ тировать. Нынешнее положение тем более обидно, что у нас в стране мор& толковых людей и океан идей. В пос­ ледние годы около ста тысяч российских ученых уехали за границу. Наша отрасль тоже продолжает терять высококвалифицированные кадры. Числен­ ность работников за семь лет «реформ» уменьши­ лась более чем в два раза... Ясно, что из пике надо выходить. Для начала повернуться к авиации лицом... Если в сложившей­ ся кризисной ситуации государством не будут при­ няты... чрезвычайные меры по поддержке авиапро­ мышленности, то в самое ближайшее время будут остановлены как авиазаводы, так и предприятия смежных отраслей. А это почти три миллиона ква^ лифицированных рабочих и инженеров. Это золотой фонд России... Александр ГЕРАЩЕНКО, генеральный директор АО «Авиапром* (Журнал «Вестник Воздушного Флота», 1998, май-июнь).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz