Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
31 июля 1998 г., № 149-150 (20777-20778) ШИПЕЦКАЯ я'Ж г а з е т а ( . 1 ТАК ЖИЛИ п о э т ШЛОЕ У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ ПРИТЯЖЕНИЕ ПА МЯТИ Совместимо ли богатство и христианская мораль? Наверное, да, но при условии, ког да богатство, его собирание становятся не целью, а средством созидания. Русские тра диции предпринимательства исходили имен но из христианских основ жизни общества. Русские предприниматели строили храмы и приюты, школы и гимназии, театры и му зеи. Ярчайшим примером этого были труды Юрия Степановича Нечаева-Мальцева, уро женца села Полибицо нынешнего Данковско- го района. Сын выдающегося государственного де ятеля Степана Дмитриевича Нечаева —ини циатора сооружения памятника-монумента Великому Московскому князю Дмитрию на Куликовом поле —Юрий Степанович унас ледовал от отца любовь к искусству и исто рии, а от дяди — вторую фамилию и огром ное состояние. Значительную часть этих средств он вложил в различные благотвори тельные начинания. Это и издание журна лов, и строительство храмов в селе Березов ка и городе Гусь-Хрустальный, на Кулико вом поле, а также покупка и установка в селе Полибино башни инженера Шухова и так далее. Но мой рассказ о роли Ю. С. Нечае ва-Мальцева в создании одного из величай ших музеев России — Музея изящных ис кусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразитель ных искусств имени А. С. Пушкина). Идея создания музея при Московском университете возникла еще в первой пол овине XIX века. Пропагандистом ее был профессор С. П. Шевырев, занимавший ка федру русской словесности в 30-50-х гг. про шлого столетия. Он же положил и начало собиранию коллекции будущего музея. От кликнулись и другие жертвователи. Собра ние начало расти. На первом съезде русских художников и любителей художеств в Москве 24 апреля 1891 года профессор И. В. Цветаев произ нес речь. В ней были и слова о необходимос ти сооружения в Москве здания для музея. В ноябре того же года под печальный пере- ,ааон колоколов .нся.Москв.а,молилй,сь..о бе.з- ^временно почившем государе, останки кото рого находились тогда в Архангельском со боре Кремля. А в то же самое время на Ма лой Дмитровке угасала жизнь замечатель ной русской женщины, отдавшей все свои средства и энергию делу благотворительнос ти. Узнав о причине траурного звона, она завещала Московскому университету, по ликвидации ее коммерческих дел, всю воз можную сумму для музея изящных искусств и просила о присвоении ему имени только что почившего императора. Душеприказчики Варвары Андреевны Алексеевой исполнили ее волю и весной 1895 года передали Московскому университету 150 000 рублей. После этого щедрого дара было найдено и место для строительства — возле храма Христа Спасителя. Для устройства музея соответственно его высокому назначению Московский универ ситет ходатайствовал об учреждении особо го комитета под председательством и покро вительством великого князя Сергея Алексан дровича. Это ходатайство было удовлетворе но. В 1897 году было издано «Положение о комитете по Устройству при императорском Московском университете музея изящных искусств имени Александра III». В состав комитета вошли известные люди: профессо ра Московского и Петербургского универси тетов В. Миллер и Н. Кондаков, художники В. Поленов и В. Васнецов, историк Д. Ило вайский, промышленники М. Морозов и С. Мамонтов. Товарищем августейшего предсе дателя комитета был назначен Ю. С. Неча ев-Мальцев. С полным правом можно гово рить о том, что своим созданием музей поч ти целиком обязан Юрию Степановичу. С весны 1898 года, проводя в Москве по нескольку месяцев, он живет только забота ми о нем. Председательствует в комитете и обсуждает дела строительной комиссии, ве дет ежедневные переговоры с различными до лжностными лицами, с поставщиками строи тельных материалов и рабочими-мастерами. Интересам музея были посвящены и ежегод ные поездки Ю. С. Нечаева-Мальцева за гра ницу. В Египте он, например, знакомился с древностями и, при помощи специалистов, приобретал на собственные средства для бу дущей коллекции статуи, бюсты, рельефы, па пирусы, портреты начальных веков Христи анства. Все это пополняло так называемый Египетский зал музея. В Лондоне Юрий Сте панович сосредоточивает свое внимание на ас сирийских древностях и греческих скульпту рах века Фидия. Щедрый даритель поднес музею весь фриз Парфенона. В Греции, поми мо изготовления копий с памятников антич ной скульптуры, Нечаев-Мальцев делает не бывалый в истории классической археологии заказ на воспроизведение колоссальных гли няных сосудов с живописью так называемого Дипилонского периода. Там же им приобре тены бронзовые копии целого собрания ми кенских древностей —мечи, кинжалы, вазы, предметы мужского и женского убранства. Кроме того, именно ему обязан музей своей монументальной мраморной облицовкой. Все расходы на это предприятие Юрий Степано вич принял на себя. А чего это стоило, не трудно догадаться, если знаешь, что для стен и колонн музея понадобилось около 400 000 пудов белого мрамора! И это не считая сердо- бельского гранита, идущего на цоколь. Первоначально планировалось воспользо ваться камнем коломенских копий, но затем комитет решил поискать облицовочный ка мень на Урале. Снаряженная экспедиция, в состав которой вошел уже немолодой Ю. С. Нечаев-Мальцев, отправилась в Уфимскую губернию, где и нашла залежи белого мрамо ровидного доломита превосходного качества. Музею изящных искусств в Москве и его щедрому дарителю суждено было сделать этот камень широко известным не только в России. Вице-президент Общества поощрения художников, почетный член Академии худо жеств Юрий Степанович Нечаев-Мальцев за четырнадцать лет, строительства музея вло жил в негоюколо 3 000 000“рублей золотом. В 1908 году его избирают почетным чле-' ном Московского археологического общества с формулировкой в протоколе: «За его неуто мимые труды и громадные пожертвования на устройство музея изящных искусств в Моск ве». Самое пристальное внимание со стороны товарища августейшего председателя коми тета уделялось и стенной росписи залов, и внутреннему убранству музея. Для этих це лей были привлечены лучшие художники России. Ю. (^. Нечаев-Мальцев был главным и едва ли не единственным жертвователем музея, его физическим создателем. Даже тогда, когда в 1905 году его заводы встали, что наносило ему несметные убытки, он ни на рубль не урезал музейные расходы. М- И. Цветаева в очерке «Рождение му зея» пишет: «Музей Александра III есть че тырнадцатилетний бессеребряный труд мое го отца и три мальцевских, таких же, бессе- ребряных миллиона». Переписка между И. В. Цветаевым и Ю. С. Мальцевым-Нечаевым по музейным делам составляла, по словам Марины Цветаевой, «многие пуды», а сам Нечаев-Мальцев в доме Цветаевых «был почти что обиходом». И вот наступил долгожданный день 31 мая 1912 г. —торжественное открытие музея. По сторонам входа стоят двойные ряды лицеис тов. Белая, «владычествующая над всем и всеми», лестница, множество сановных ста риков. И ордена, ордена, ордена... Старши ны глядят на Орден Белого Орла Нечаева- Мальцева, полученный им «за музей». В зале, где будет молебен, лежит красная дорожка для царя. Духовенство в сборе. И вот уже слышится: «Господа... господа... Их Величес тва...». Александр ДМИТРИЕВ. Если вы уже бывали в Литературной гостиной на шего музея, то, конечно, за помнили старинный пись менный стол, на котором сто ят печатная машинка нача ла века, глобус, сделанный почти сто лет назад, и фото графия. Она запечатлела по эта, искателя, художника Алексея Липецкого (Камен ского). Личные его вещи — часть большого мемориально го фонда нашего земляка. Он собран благодаря усилиям музейных работников и ро дственников писателя. Возможно, вы читали не большой сборник избранных произведений А. Липецкого, вышедший в 1986 году, или встречали подборку из не скольких его стихотворений. Но этим не исчерпывается творческое наследие нашего земляка. Родился он в 1887 году, умер в 1942. Его полузабы тое ныне имя было довольно известным в 1910-е годы. Он печатался в десятках столич ных журналов и газет. Его критиковали, им восторга лись, о нем спорили. События 1917 года заста ли А. Липецкого в родном городе. В 1924 году он едет в Москву. Через несколько лет и ему, как и многим дру гим писателям, предстоит почувствовать, что такое иде ологический диктат... Но до того выйдет в свет сборник стихов «Тишина» (Липецк, 1920 г.). Это очень искрен няя книга настоящего поэта. Один ее экземпляр , к счастью, сохранился, он есть в экспозиции нашего музея. Самым преданным пок лонником А. Липецкого был, наверное, его брат В. В. Ка менский, который мечтал о том, что «Тишину» переиз дадут, и предлагал сделать это Союзу писателей в конце 50-х. Вфондах музея хранит ся рецензия на эту книгу, датированная 1960 годом. Логика ее нехитрая: то, что соответствует канонам соцре ализма, помечается знаком «плюс», то, что не вписыва ется в эти рамки, не одобря ется. Заглянем в эту рецензию: «Основная их (стихов) фило софская направленность — утверждение божественного начала как в духовной жиз ни человека, так и в окружа ющей нас природе... Иногда и характер самой образности стиха отражает религиозное мировосприятие прэта». Со гласитесь, сейчас этб' уже не " зв^ит как тгбрицание. И ут*- верждение, что «творчество Липецкого явно вышло из школы символистов», теперь отнюдь не клеймо... А вот положительная часть рецензии: «Там же, где поэт освобождался от влия ния символистов, обращался к зримой жизни, —там он об наруживал истинную поэти ческую зоркость, наблюда тельность, даровитость». Со вершенно справедливое ут верждение. Но несправедли во, однако, рассекать живую душу художника. А между тем именно это испытывал писатель при жизни, именно это делал уже после его смер ти строгий рецензент. Да, милостиво разрешал он, «можно составить небольшой сборник, который мы пореко мендовали бы областному издательству издать как труд поэта-земляка, с любовью воспевшего свой родной край». Но прежде, оказыва ется, нужно «отсеить идей но чуждые современному со знанию вещи...» И вот до сих пор остают ся «отсеянными», например, такие строки из стихотворе ния 1919 года «Зов»: Идите в лес, больные души! Земля в тени своих кудрей Чем первобытнее и глуше, Тем человек на ней мудрей,.. Подслушать счастье чутким слухом. Познать добро, забыть о зле — Все, сиротеющие духом. Идите к матери Земле! А вот строки из стихотво рения 1913 года «Над озе ром»: Ночной туман лучами сволокло. Спит озеро в своей зеленой раме, И, словно Божий лик, в его стекло Глядится утро ясными глазами... И сладко плыть в лазурности двойной. Душа светла, как зеркало живое. Где утро отражается иное. Маня иной, безмерной глинной. Ответом тем, кто стерили зовал творчество по идеоло гическому принципу, звучат теперь, как ни странно, стро ки из другой рецензии — 1921 года: «При оценке того или иного художественного произведения его часто рас сматривают с точки зрения какой-нибудь определенной идеологии...». При оценке лирики г. Липецкого этот ме тод не приемлем, так кдк эта лирика 'никДкбй' классовой или групповой йдебдагйй'не выражает, а является фено меном «чистой, общечелове ческой художественности ». Так писал о творчестве своего земляка Д. Богданов. Его статья была напечатана в журнале «Известия липец кого общества изучения мес тного края», несколько номе ров которого хранятся в на шем музее. Каждому писателю при ходилось решать для себя вопрос взаимоотношений с новой властью, а значит во просы творческой свободы. И ответы на эти вопросы были куда сложнее схемы, утвер дившейся в советском лите ратуроведении: в событиях революции писатель «не сра зу разобрался», зато в нача ле 20-х «осознает необходи мость коренного переустрой ства жизни на социалистичес ких началах». В противовес этой схеме, как пример живой мысли художника, вспоминается дневниковая запись нашего знаменитого земляка М.М. Пришвина: «Я не примкнул к ним (большевикам) оттого, что видел с самого первого начала насилие, убийство, злобу... Между тем все это наше, и большевики с ком муной, все наше. Это очень важно чувствовать: что это все наша болезнь». То же чувствовал и Алек сей Липецкий. Преданный сын своей земли, поэт пишет в 1919 году: Ни горы, ни синее море. Ни все, чему мыслью дивлюсь. Равнин твоих серое горе. Увы, не заменят мне, Р^сь!.. Пусть день начинаешь ты стоном. Проклятьем проводишь зарю, — С любовным, сыновним поклоном в твой зрак я печальный смотрю. В 1927 году А. Липецкий пишет «Сибирку». Сюжет повести разворачивается в русской деревне в первые годы советской власти. Это правдивое, талантливое худо жественное произведение. Но «Сибирка» не известна современному читателю, пос кольку в 1930 году повесть была переиздана в изменен ном виде под названием «Ко сорукий». Этот второй вари ант, созданный под давлени ем идеологических дирек тив, и вошел в сборник 1986 года. А «Сибирка» пока толь ко хранится в фондах музея. Поэтическое слово труд нее подчинить директивам партии. Поэтому, может быть, стихи для А. Липецко го и были важнее прозы. В мемориальном фонде писателя есть и сборник очер ков «Мастера». Этот экземп ляр в 1932 году автор по дарил своему брату. На ти тульном листе — автограф- экспромт, на скорую руку написанные строки. Автор не собирается лукавить перед близким человеком и призна ет, что «труд не очень иде альный» и что Совсем иное, — если б свод Стихов моих же вышел в люди. Но ВЦИК бумаги не дает, И неизвестно, что-то будет... Что будет? Будут стихи, написанные в стол. И неиз данные книги. Будет уход в живопись. И трагедия недо сказанности. Так же, как у многих писателей этого поко ления. А. Липецкий,скорей все го, согласился бы со слова ми своего земляка-писателя В.Д. Ряховского: «Боже мой, если бы быть независимым! Сколько перлов носим мы в себе и унесем в могилу!.. Мы — искалеченные политичес кой доктриной люди». Это строки из неопубликованно го дневника Ряховского. Конкретно представить, как жилось писателям в кон це 20-х, 30-х годах, помога ют сохранившиеся докумен ты. Вот, например, документ 1931 года — отчет о работе «прикомандированного к сводной бригаде системы МХАТ» А. Липецкого, кото рый вместе с бригадой был на посевной в Казахстане. В отчете перечисляется все сделанное до единой строч ки: художественные привет ствия, агитки, стенгазеты, пятьсот строк частушек «на злободневные темы», очер ки, походная песня для крас ноармейцев, «агитационные песни посевного порядка» и т.п. Заканчивается отчет сло вами, уже непривычными для слуха современного че ловека: «Мы, бригадир и по литрук бригады, отмечаем... полную готовность (А. Ли пецкого) всегда, в любое вре мя дня и ночи отдать свой талант, знание и опыт на об служивание крестьян в эту большевистскую весну». Да, было искреннее жела ние отдать свой талант ро дной земле. И было страда ние таланта, который не смог выстоять до конца. Теперь пожелтевшие от времени страницы терпеливо ждут своего прочтения. Да оживут строки, словно сегод ня написанные, ко всей Руси обращенные: Мужайся, родная! Кто выстрадал много. Чье сердце от скорби великой черно. Найдет утешенье... Есть правда у Бога, А правда в страдании, — как в почве зерно. Н. АБРАМОВА, научный сотрудник литературного отдела Липецкого краеведческого музея. ТОЧКА ЗРЕНИЯ КАК ЗАЛЕТЕЛ В РОССИЮ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ 30 ноября 1993 года Указом президента Ельцина введен в действие в качестве символа России двуглавый орел. На пер вый взгляд этот указ, действи тельно, возвращает нас к искон ному русскому государственно му гербу, каким он был до Ве ликой Октябрьской социалисти ческой революции. Но так ли это? Сколь самобытен этот сим вол? Такое ли уж прямое отно шение имеет он к России? Ведь историки не раз свидетельство вали; он заимствован у других народов, по одной версии — в Византии, по другой — в Евро пе. Самое первое известное изображение двуглавого' орла встречается в древней Птерии — области на границе с древ ней Ассирией — и относится к эпохе мидийского царя Киакса- ра (625—584 гг. до н.э.). Как сим вол власти, верховенства и силы, двуглавый орел известен и вдругих странах Древнего Вос тока. VI веком до н.э. датируют ся цилиндрические печати Хал деи (в Южной Месопотамии) с изображением именно двугла вого орла. Он красовался и на барельефах Каппадонии (в Цен тральной Турции) в 1У-111 вв. до н.э. В VI веке использовался в Сусанидском государстве (на территории современного Ира на и других соседних госу дарств). В значении государственной эмблемы двуглавый орел встречается в Древнем Риме примерно времени Юлия Цеза ря (102/100 — 44 гг. до н.э.). Впоследствии он появлялся на государственном гербе или при Константине Великом (ок. 285— 337 гг. Н.Э.), или при КОстиниа- не I (482—565 гг. н.э.). Две го ловы птицы символизировали Римскую империю позднего вре мени, разделенную на восточ ную и западную. Вероятно, та кое же символическое значение придавалось гораздо позднее двуглавому орлу в Австро-Вен грии. Западная Римская империя после своего образования про существовала сравнительно не долго, восточная — Византия,— наоборот, выстояла и окрепла, отстаивая и распространяя христианскую веру. Кстати, именно поэтому лапы византий ского двуглавого орла держали меч — правая и крест — левая. Довольно широко использо валось изображение двуглаво го орла в средние века. Мы на ходим его на печати 1180 г. гра фа Людвига фон Савердена и династии Штауферов — герман ских императоров и королей Священной Римской империи в 1138—1254 гг., а в 1197— 1268 гг. и сицилианских королей. Ви дим мы орла на золотых моне тах Фридриха II Барбароссы, спорадически — на печатях Люд вига Баварского, более регу лярно — на печатях короля Вен целя из люксембургской динас тии. При германском императо ре Сигизмунде (1368—1437 гг.) орел стал геральдической птицей; Изображение ее в XIII в. имеет ся на монетах Палермо, Савойи и Нидерландов, а в XIV в. —■на монетах Бертрана III Красивого во Франции и т.д. Восточная граница распространения этого символа в средневековье про ходила по Чехии. Король Вац лав IV (1378—1419 гг.) помещал изображения двуглавого орла на своих секретных печатях. Из этого краткого обзора видно, что ничего специфичес ки российского и русского в двуглавом орле нет. Этот сим вол — среднеевропейский штамп. Он был нетворчески «одолжен» у соседей. Но вот после Октябрьской революции в нашей стране ут вердился другой символ — серп и молот. Это был и в самом деле наш герб, отражавший сози дательный союз рабочего и крестьянина, без которых не может существовать никакое государство. По своей вырази тельности этот герб был куда оригинальнее и национальнее, нежели абстрактная хищная пти ца с двумя головами. Зачем понадобилось прези денту Ельцину заменять заме чательный герб нашего госу дарства на стандартную, безли кую двухголовую птицу? Может, затем, чтобы показать, что люди-созидатели для него ни чего не значат? В любом слу чае поспешность и безмыслие, с каким новоиспеченные демок раты якобы возвращали Россию к ее дореволюционным тради циям, свидетельствуют не об уважении к истории, а о жалкой суетности и слепой ненависти к нравственным ценностям со бственного народа. Федор МЕЛИХОВ. г. Липецк. ктуальную тему. уОФИЦЕРОВЗАПАСАПОВВИЛАСЬРЕАЛЬНАЯВОЗМОЖНОСТЬПОЛУЧИТЬКВАРТИРУ (Окончание. Начало на 1-й стр.) — Я — реалист. И при вык говорить о конкретных вещах конкретно, имея на руках какие-то подтвержда ющие документы. На сегод няшний день мы имеем в об ласти около двух с половиной тысяч семей военнослужа щих, нуждающихся в жилье. Причем эти люди просят не хоромы, не квартиры в элит ных домах, где на каждого приходится по огромной ком нате. Они согласны на любую жилплощадь, лишь бы не скитаться по чужим углам и не платить из своего скудно го заработка или пенсии офи цера запаса огромные день ги. Собственно, и президен тская программа не обещает им хоромы. Она ставит зада чу обеспечить жильем, исхо дя из социальной нормы пло щади. А эти нормы таковы. На семью из одного челове ка — 33 квадратных метра общей площади, на двух че ловек —42 метра и на семью из трех и более человек —по 18 квадратных метров на каждого члена семьи. Первая партия сертифика тов, которую мы рассчитыва ем получить из Москвы, бу дет стоить 78 миллионов 484 тысячи 300 рублей, это из расчета 2740 рублей за один квадратный метр жилья. И к сожалению, обеспечить эти ми сертификатами мы смо жем лишь часть нуждающих ся. Уже сейчас ведь ясно, что за пять лет, на которые рас считана программа (а, кста ти, осталось чуть более че тырех, пока в верхах раскру чивали ее), мы всех жильем не обеспечим, если вспомним, что в нашу область ожидает ся поступление дополнитель но к тем, что есть, ежегодно до четырехсот военнослужа щих, имеющих право на жилье. Все, повторяю, упирается в финансы, которые прави тельство не знает где найти. В этом году в целом по Рос сии увольняются в запас свы ше 22 тысяч военнослужа щих, не имеющих квартир. Для обеспечения их жильем необходимо 3,82 миллиарда рублей. А в первом полуго дии Минфином выделено все го 600 миллионов. — И тем не менее, давай те не будем настраиваться на пессимистический лад. Допустим, что каждый вы данный сертификат будет обеспечен финансировани ем, а за предстоящие пять лет каждый нуждающийся в жилье получит желаемый сертификат. Сумеет ли об ласть построить столько квартир? —Не только сумеет, но и выйдет в какой-то степени из положения в части пополне ния бюджета. Ведь при таком объеме работ мы сумеем за действовать большие силы строителей, дадим возмож ность реализовать продук цию таким предприятиям, как трубный завод, «Свобод ный сокол» и другим, кото рые испытывают огромный дефицит в заказчиках. У нас появятся дополнительные ра бочие места, о которых мы можем только мечтать. — Говоря о квартирах, мы в основном имеем в виду строительство жилья в об ластном центре. А как будет вестись строительство в рай онах? Ведь там тоже осели вчерашние офицеры? — Точно таким же обра зом. По нашим данным, в районах области около 800 нуждающихся в жилье офи церов запаса. Как вариант, мы можем оказать им содей ствие в строительстве кот теджей или сельских домов. Но в этом случае затраты сверх предусмотренных сер тификатов придется компен сировать заказчику. Возмож но и увеличение общей пло щади квартиры, построенной в городе, но за счет уволен ного в запас военнослужаще го. Если он располагает оп ределенной суммой, то может попросту доплатить к тем деньгам, которые подтвер ждены сертификатом. Прези дентская программа это пред усматривает. Да и было бы, наверное, несправедливо от казывать в этом, если есть такая возможность. Человек столько лет ждал квартиру и вправе получить то, что хо тел бы. Хотя, думаю, таких найдется не так много. — Преимущества серти фиката, или как его иногда называют — ГЖС, очевид ны. По сути, это — именной документ, выдаваемый офи церу запаса или военнослу жащему, имеющему право на жилье. Президентской программой предусмотрено обеспечение в течение пяти лет жильем 210 тысяч уво ленных из Вооруженных Сил военнослужащих. А каков механизм, мягко говоря, об наличивания сертификата? Ведь на проверку — это все го-навсего обыкновенная бу мага, срок действия которой всего полгода? —Хотел бы уточнить, что наличие сертификата — это еще не гарантия предостав ления жилья. Сертификат прежде всего необходимо за регистрировать в управлении финансов администрации об ласти, придав ему юридичес кую силу, а затем уже заклю чать договор с банком на от крытие счета. — Эта процедура касает ся всех владельцев сертифи катов? — Нет, только тех, кто прибывает в нашу область, имея на руках уже выданный в воинской части, где они служили, жилищный серти фикат. На сегодняшний день, например, мы в адми нистрации области не полу чили еще ни одного ГЖС, а в центр регистрации серти фикатов уже обратились два десятка военнослужащих, получивших их по месту службы. И мы, в соответст вии с положением о сертифи катах, обязаны взять их на учет. Для тех же, кто про живает в нашей области, вы дача и регистрация сертифи катов будут проходить однов ременно. Финансовое управ ление выдаст сертификаты от имени администрации об ласти. Со дня регистрации сертификата начинается по лугодовой срок его действия, во время которого его владе лец на вполне законных ос нованиях имеет право осу ществлять финансирование строительства жилья. Эту операцию ему помогут произ вести Сбе{)банк и "Про мстройбанк’. "Инкомбанк", который в соответствии с президентской программой также задействован в данной акции, в нашей области ни одним филиалом не представ лен. — Но наличие счета в банке, даже если на него пос тупили деньги, — это еще не квартира... —Вид жилья каждый вла делец сертификата выбирает сам. У него на это имеется три месяца. В течение этого срока он может определить ся со строительной организа цией или организацией, ко торая разместит его заказ на строительство, выбрать вари ант, который его устраивает, заключить в центре регистра ции договор на строительст во жилья или попросту ку пить готовую квартиру или дом. — В соответствии с пре зидентской программой го сударство предоставляет без возмездную субсидию, со ставляющую всего 80 про центов от стоимости приоб ретения жилья по социаль ной норме пдощади. Значит, «отставнику» все-таки при дется раскошелиться? — Не обязательно. Недо стающие 20 процентов стои мости жилья владельцы сер тификатов, конечно, могут оплатить из собственных средств. Но они могут быть оплачены и за счет средств банковского кредита. К тому же вполне вероятно, что дан ных средств может хватить для квартиры, на которую выделены деньги. А это — 72,3 тысячи рублей на жилье для одного человека, 92,1 ты сячи рублей на семью из двух человек и по 39,4 тысячи рублей на каждого члена семьи, в которой три и более человек. У нас сегодня нет постоянных цен на жилье. Оно может быть дороже или дешевле. Деньги же выделя ются на жилье, исходя из цены 2740 рублей за квад ратный метр, за минусом 20 процентов. Право выбора за владельцем сертификата. Он платит деньги и может, как говорят, поторговаться. Или подыскать жилье, которое подешевле. — Павел Анатольевич, завершая наш разговор, по ясните читателям, имею щим сертификаты, или по тенциальным их владель цам, куда обращаться для реализации своих прав на жилье? —В первую очередь в от делы по учету и распределе нию жилья администраций городов и районов, а также в комиссии по реализации про граммы «Государственные жилищные сертификаты» в городах и районах области. По мере поступления в об ластную администрацию сер тификатов будем выдавать их тем, кто занесен в общую очередь, согласно дате пос тановки на учет. Для этого не помешает почаще обра щаться в управление финан сов администрации области (телефон 24-25-84), в филиа лы Сбербанка России (теле фон 74-78-15) и "Промстрой банка" (телефон 45-68-00). Областной .центр по государ ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним располагается в Липецке по проспекту По беды, 8. Телефоны 45-59-06, 45-59-25 и 45-58-66. В слу чае возникновения проблем можно обратиться к секрета рю рабочей группы по орга низации, выдаче и регистра ции жилищных сертификатов администрации области (тел. 24-88-41). Вел интервью Михаил ГОРЬКАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz