Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
ЗАВТРА, 26 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ВОЕННО- МОРСКОГО ФЛОТА СХВАТКАСНЕВИДИМЫМПРОТИВНИКОМ Даже самая совершенная техника не дает абсо- пютных гарантий безопасности, А потому и мирная олужба моряков, особенно подводников, требует иужества и готовности действовать в любых экстре- иальных ситуациях... ... Шли учения под кодовым названием «Полярный круг». Атомоход под командованием капитана первого ранга Н. За- теева должен был перейти в Северную Атлантику. И вдруг сработала аварийная защита реактора левого борта. Каза лось, активная зона расплавит ся и может случиться ядерный или тепловой взрыв. В очаге радиационного по ражения работали командир реакторного отсека лейтенант Борис Корнилов, старшина команды спецтрюмных глав ный старшина Борис Рыжиков, старшие спецтрюмные стар шина 1 статьи Юрий Ордочкин и старшина 2 статьи Евгений Кашенков, спецтрюмные мат росы Семен Пеньков, Николай Савкин, Валерий Харитонов. Руководил ими командир диви зиона движения капитан-лей тенант Юрий Повстьев. Пери одически работали в реактор ном отсеке и переоблучались капитан 3 ранга Анатолий Ко зырев, капитан-лейтенант Вла димир Елин, старший лейтенант Михаил Красичков, главный старшина Иван Кулаков. Остальные подводники были выведены на верхнюю па лубу. Корабельный врач А. Ко сач оказывал помощь постра давшим. Отказал радиопередатчик. Идти с одним реактором в над водном положении дольше, чем в подводном. Но личному соста ву грозила смертельная доза обл^ения. И командир принял решение идти в район учений, где находились наши надводные корабли и подводные лодки, что бы там по аварийному радио передатчику попросить помощи. Когда атомоход всплыл, уда лось связаться с дизельными подлодками. Вскоре подошли две. Но тут начался шторм. По пытки взять аварийную АПЛ на буксир не удались. С большим трудом эвакуировали лишь тя желобольных. Донесение об аварии ушло на командный пункт Северного Флота. Н. Затеев просил раз решения снять экипаж с лодки. Но эфир молчал. Команда ос тавить аварийный корабль не поступала. И тогда Затеев при нял решение сам, приказав под водникам перейти на дизельную лодку, предварительно приведя технические средства и оружие в безопасное состояние. Доку менты, вахтенные журналы были перенесены с аварийной лодки. Последним ее покинул командир. Вскоре подошло спасатель ное судно, которое на буксире привело атомохо/С! в базу. Пос ле ремонта он вновь был вве ден в боевой состав флота. А подводников поместили в госпиталь, потом они пвпали в институт биофизики. Работав ших в реакторном отсеке спас ти не удалось. Остальных под лечили. Да, все было, как и до лжно было быть: врачи делали свое дело, военные следовате ли — свое. Протоколы, показа ния, объяснительные записки. В конце концов правительствен ная комиссия признала дейст вия подводников правильными. После этого горького опыта на всех атомоходах была смонти рована система аварийной про- ливки реактора, предусмотрено аварийное заполнение активной зоны поглотителем нейтронов. В гарнизонах свято помнят тех, кто до конца оставался на боевом посту. Один из них — мой бывший подчиненный стар ший матрос Леонид Рябинин. Лодка находилась вдлитель ном плавании. Подводники про водили испытание боевой тех ники в интенсивных режимах эк сплуатации. Кажется, ничто не предвещало беды. Вахта Лео нида подходила к концу, когда в отсеке неожиданно раздался громкий удар и свист... «Разрыв паропровода», — догадался Ря бинин. Давление и температу ра резко подскочили. Инструкция требовала спуститься в трюм к трассам, по которым циркулирует за бортная вода и где темпера тура намного ниже, чем в дру гих местах отсека. Поврежден ный участок паропровода до лжен быть отключен из смеж ного отсека. Леонид все это знал. Знал и о том, что в отсе ке с каждой секундой падает сопротивление изоляции элек трооборудования. А значит, могут последовать короткое замыкание и пожар в отсеке. Не теряя времени, бросился к клапану. Упругая струя пара ударила в подводника. Кожа на руках слезла, прикипела к ма ховику. Но последний оборот уже был сделан. Когда я во главе аварий ной партии вошел в отсек, Ле онид шагнул нам навстречу и упал, потеряв сознание, Мы отнесли его к врачу, но тот уже ничем не мог помочь. Мужес твенного подводника похорони ли с воинскими почестями. Ныне улица, на которой он жил, переименована в его честь. В одном из домов на ней и сей час живет мать Леонида — Валентина Акимовна. Анатолий БЕРЕЗНЕВ, кандидат исторических наук, капитан 1 ранга запаса. г. Липецк. СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ ПЕРЕДВРАГОМНИРАЗУСПУЩЕННЕБЫЛ Поучительна уходящая в глубь веков история Военно-Морско го Флота России. Быть може, читателям будет интересно узнать некоторые подробности об Андреевском флаге, введенном Пет ром Первым в 1712 году. Синий диагональный крест флага символизировал объедине ние четырех европейских морей России — Белого, Азовского, Кас пийского и Балтийского. На косом кресте — распятый апостол Андрей Первозванный, покровитель христианства в Древней Руси. Имеют свое значение также избранные Петром цвета: белый означает честь, благородство, правоту и чистоту, синий — вер ность, безупречность. Верность святыне русского флота доказали и наши земляки. Командир корабля «Рандоф» Наум Сенявин не только сам доро жил честью своего флага, но умел и других заставить уважать его. Когда в 1719 г., уже произведенный в капитаны 2 ранга, он выходил на своем корабле из Гамбургского порта, навстречу по пался местный сторожевой корабль. Он не отсалютовал нашему флагу и не ответил на запрос Сенявина. Тогда наш командир послал на шлюпке своего помощника с предупреждением. На сторожевике ответили, что русского флага не знают и са лютовать ему не собираются. Сенявин тут же в наказание за не почтение к флагу приказал своим комендорам выстрелить из трех пушек по вымпелу сторожевого корабля. После чего русский ко рабль гордо продолжил свой путь. В 1808 году эскадра адмирала Д.Н. Сенявина оказалась бло кированной англичанами в одном из портов. Главным условием для примирения он выдвинул пункт о недопущении спуска флагов кораблями русского флота. Известный английский адмирал тогда писал: «Да будет честь, оказанная русскому флагу..., жертвою признательности англичан русскому народу». По договору вся эскадра должна была оставаться в Англии до конца войны. Шок охватил англичан, увидевших на рейде Пор тсмута корабли с неприятельскими флагами. «Спустить немед ленно!» — последовал приказ на адмиральский корабль. «Я здесь еще не пленник, — отвечал Д.Н. Сенявин. — Никому не сдавался, и теперь флаг мой не спущу. И не сдам его, как только с жизнью моею». г. Липецк. Александр ВИШНЯКОВ. ЧЬИ АСЫ ЛУЧШЕ? Мы родились поело Побе ды. Но воина словно бы 3.1- дела нас своим крылом. Все, что с ною связано, имело осо бую власть над душами лю дей моего поколения. Сы новья фронтовиков играли в ♦войну», неизменно отдавали предпочтение книгам и филь мам о войне. А как волнова ла — до слез — меня, маль чишку, ♦Застольная», кото рую затягивал фронтовик- отец со своими друзьями: Выпьем за тех, кто командовал ротами И умирал на снегу... Мы гордились нашими отцами-победителями. Мы знали и верили, что в Совет ской Армии сражались не только самые бесстрашные, но и самые умелые солдаты. И прежде всего летчики. Портреты трижды Героев Советского Союза И. Коже дуба и А. Покрышкина — бдин сбил 62, другой — 59 самолетов противника —на ходились на самых видных местах. На их примере выро сло не одно поколение авиа торов. Ветераны Липецкого авиацентра могут подтвер дить: Иван Никитович неод нократно бывал в Липецке, и каждый раз его встречали как истинного национально го, народного героя. А потом пошло-поехало: ускорение, перестройка, гласность. Отечественные средства массовой информа ции враз потеплюнули «из мышления буржуазной про паганды». Хлесткие цифры и убийственные факты хлыну ли бурным потоком. За фрон товиков можно было не волно ваться — их нельзя было об мануть, ведь все происходи ло на их глазах. Их детям «тотальные пересмотры» ис тории кажутся бесспорными. Иное дело — вн^ки и прав нуки победителен... Ведь те перь не устают напоминать, что на каждого убитого в войне немецкого солдата, на каждый подбитый вражеский танк или уничтоженный са молет пмходится несколько наших. Выходит, Россия во евала и победила не по-суво ровски —только числом, а не уменьем? Журнал «Авиация-космо навтика» (№ 11, 1995 год) опубликовал список лучших асов-истребителей мира. От крывает его германский май ор Эрих Хартман, уничто живший в воздушных боях 352 самолета, в том числе 347 —советских. У его соотечес твенника майора Г. Варнхор- на на боевом счету 301 само лет. Еще тринадцать пилотов люфтваффе (военно-воздуш ных сил фашисткой Герма нии) уничтожили по двести и более самолетов. Но дают ли голые цифры ответ на вопрос: почему же такой разительный контраст в результативности ведущих советских и немецких истре бителей? В качестве информации к размышлению предлагаю эпизод, описанный в одной из адмейских газет. Осенью 1949 года военный трибунал Северо-Кавказского военного округа предъявил Хартману, находившемуся у нас в пле ну, обвинение — участие в разрушении го 1 Юдов и селе ний, в злодеяниях 11]Ю1'ив со ветских людей. Предсе.щ- 1 сльс 1 вующиц генерэл-май- ор юстиции И. Голенков за дал обвиняемому вопрос: —Установлено, что вы не редко летали в тех районах, где выполнял боевые задания и наш Александр Покрыш кин. Случалось ли вам встре чаться с ним в небе? —Да, случалось. Притом трижды. — Расскажите об этих встречах суду. —Не знаю, как Покрыш кину со мной, но у меня не было острого желания ме ситься силами с этим летчи ком. Обычно, когда он нахо дился в небе, по радиосвязи поступала информация; «Внимание, внимание! В воз духе Покрышкин». И я ос тавался на земле. —Но встречи все-таки со стоялись. Чем они заверши лись? — Ничем. Один раз, ис кусно маневрируя, он ушел от меня. Дважды вынужден был уклониться от поединка я. Хартман так и не объяс нил, чем было вызвано его не желание вступать в бой с на шим летчиком. Возможно, не хотел рисковать? Ничего не сказано об этом и в книгах Покрышкина. Вряд ли они оба боялись друг друга — не того замеса эти люди. Гфи- чина, я думаю, в другом. Они встречались в то время, ког да у одного из них запасы топлива были на исходе или же на истребителе не остава лось боезапасов. В некоторой степени ответ на наш вопрос можно полу чить, обратившись к страни цам боевой истории 402-го ис требительного авиаполка, который с 1992 года входит в состав Липецкого авиацен- тра^Находясь в резерве Став- I Гл! ки Верховного авнокоман дования, этот полк принимал участие в боевых действиях на самых ответственных участках фронта. За годы войны его летчики в воздуш ных схватках уничтожили 810 самолетов противника. А потери самого полка — 81 летчик и 101 самолет. Как видно, счет явно не в пользу немцев. О тогдашней системе уче та результативности боевой работы авиации рассказал ветеран полка Герой Совет ского Союза С. Шпуняков: «Немецкая пара собьет само лет — каждому из пилотов записывали по одному. И еще: пара могла сбить три машины, но их заносили на счет ведущего — барона вы сокого летного чина. Вот от куда в немецкой бухгалтерии могли появиться неточности. Предполагаю, отсюда и чрез мерно преувеличенное коли чество сбитых самолетов на счетах их асов». О нашей «бухгалтерии» можно судить по выдержке из фронтового очерка Ильи Эренбурга: «Молодой летчик Васильев вчера сбил «юнкер- са». С аэродрома видали го рящий самолет. Строитель ные рабочие подтверждают: «Вот туда упал — в лес...» Но самолета не нашли, и в С У ^ Ь ^ МАРШАЛ НЕ УСПЕЛ ПОПАЛИТЬ ПОДПИСЬ... — А что же ты, Семен, свою звезду не надел? Марков смутился, подумал было, что над ним подшучивают. Он приехал в Москву на встречу с однополчанами, надев все свои 23 награды. Видит Бог, воевал он честно и храбро. Но звания Героя не имел в отличие от иных своих друзей-товарищей Фролова, Мельникова или Сивкова, который даже дважды Герой... И вот такой не ожиданный вопрос. Но он оказался не случайным. Однополчане, как выяснилось, знали, что Марков был представлен к высшей награде Родины. Уже вернувшись в Липецк, капитан в отставке попросил в военкомате поверить , есть ли в его личном деле сведения на сей счет. Да, есть — копия представления. Но звание почему-то не присвоено... ...Может быть, это самое страшное, самое горькое из того, что ему запомнилось о первых месяцах войны. Дело было под Краснодаром, где ба зировался их аэродром. Здесь он встретился с женщиной-бе- женкой из Кишинева и ее до черью. Они были знакомы, пос кольку ему довелось в Кишине ве служить. У беженки погиб муж, бом ба разрушила ее дом. Спасая девочку, она пустилась вдолгий, трудный путь по дорогам войны. Но самолеты, лишившие ее крыши над головой, настигли ее и здесь, за сотни километров от оккупированной столицы Молда вии. И вновь посыпались бом бы... Марков сразу бросился на аэродром. И вдруг услышал за спиною короткий вскрик. Обер нулся. Женщина стояла с окро вавленным телом ребенка на руках. К тому времени Марков уже успел повидать немало крови, смертей, боли людской. У него на глазах было уничтожено в первый же день войны боль шинство самолетов, базировав шихся на кишиневском аэрод роме. В ярости он бросился в кабину уцелевшего «И-16», под нялся в воздух и попытался до гнать вражеские бомбардиров щики. Но они скрылись.... Потом отс^пление к Крым скому перешейку. 14 опять раз бомбленный аэродром, подвер гшийся к тому же и танковой атаке. Марков чудом не погиб. Вплавь через Керченский про лив попробовал достичь друго го берега, где находились наши. Спасибо, на выручку подоспел катер, который подобрал его с товфищами. Пробираясь к Ростову, где был его полк, Марков, летчик- истребитель, по жестокой при хоти военной судьбы попал в пехотные окопы. Ему адучили винтовку, показали на бутылки с зажигательной смесью, сто явшие на бруствере траншеи, и сказали: ожидается танковый прорыв немцев. Их надо оста новить. Танки не просто перевали вали через траншеи. Они «утю жили» их. Семена Маркова и находившегося рядом с ним сержанта-пехотинца засыпало землей. Кое-как выбравшись из-под завала, Марков одну за другой метнул вслед уходяще му танку несколько бутылок. Грозная машина вспыхнула. Семен торопливо разрыл зем лю и помог выбраться на свет Божий сержанту. Вдвоем они открыли огонь по выпрыгиваю щим из кабины танка гитлеров цам. А после боя появился май ор, который, узнав, что Марков — летчик, сказал: — Пойдете со мной. Есть приказ Сталина — собрать весь летный состав. Нужны пилоты для новых, только что постро енных самолетов. Так Марков попал под Крас нодар. Пока летчики во главе с комполка принимали новые бо евые машины в далеком Куй бышеве, он, истребитель, успел освоить тяжелые, бронирован ные штурмовики. То, что ему уже пришлось пережить, лежало на сердце свинцовой болью и гне вом. Он рвался в бой — ото мстить, отплатить врагу... Тогда-то он и стал потрясен ным свидетелем гибели ребен ка. И понял, что на войне нет и не может быть ничего страш нее. Даже собственная гибель... А потому, когда он узнал, что неподалеку упала, да не разо рвалась немецкая бомба замед ленного действия — пятисотка, Марков попросил оружейников поставить на нее наш взрыва тель и подцепить к его штурмо вику. Получив разрешение на вылет, он направил самолет в сторону моря. В районе Анапы заметил на водной глади «утюжки». Спус тился ниже и отчетливо разли чил на них фашистские флаги, кресты. Выбрал самый большой корабль и с высоты десяти мет ров сбросил бомбу прямо на палубу. Горючее заканчивалось. Но боезапасы — реактивные сна ряды оставались. Марков повер нул в сторону немецкого аэрод рома. И «проутюжил» его по всем правилам. Вернувшийся с новыми са молетами командир полка со брал весь летный состав-и, зна комя его с лейтенантом Марко вым, сказал: — Молодец, герой! Вскоре в части появился пла кат, на котором было написано: «Бить врага, как его бьет бес страшный летчик Марков». ...В марте 1943 в бою был подбит самолет ведущего ко мандира звена капитана Сивко ва. Капитан вынужден был при землиться на территории, заня той противником. ИЛ-2 лейте нанта Маркова тоже получил повреждение. Но летчик не за хотел спасать себя. Прикрывая своего командира, с бреющего полета он расстреливал бежав ших к нашему самолету вражес ких автоматчиков. Марков обес печил посадку Сивкова, а потом и младшего лейтенанта Калини на, который вывез командира звена с места вынужденного приземления. На войне как на войне. Из- под облаков видел он и россий ские поля и деревни, и голубой Дунай. Впрочем, голубизна его тогда потонула в дымах. Мар ков бомбил мосты, железнодо рожные станции, другие воен ные объекты, уничтожал живую силу противника. И только од нажды отказался от атаки, за метив на улицах Будапешта бук вально протискивающуюся меж ду вражескими самоходками женщину с ребенком на руках... В одном из боев он был ра нен. Вылечился. И снова — фронт. География его военной судьбы — Кавказ, Кубань, Та мань, Керченский и Крымский полуостровов, Севастополь, Советская Бессарабия, Румы ния, Югославия, Венгрия. А за кончилась для него война в Ав стрии. Командир 136 штурмовой авиадивизии полковник Терехов поздравил личный состав с по бедой и сообщил, что ряд авиа торов будет представлен к зва нию Героя Советского Союза. Среди них был и он, Марков. Его послужной список мог произвес ти впечатление даже на видав ших виды асов. 142 эффектив ных боевых вылета. Уничтоже ние 350 гитлеровцев, 10 танков, 32 автомашин, пяти железнодо рожных вагонов, шести авто цистерн, подавление ряда бата рей зенитной артиллерии, потоп ление барж с фашистскими со лдатами... Сомнений не было: он заслуживал высокой награды Родины! Впрочем, Марков не думал о наградах. Как и для каждого советского воина, главной на градой для него была Победа. 14 он, и его семья заплатили за нее сполна. Не вернулся в ро дное село Замартынье отец, по томственный хлебороб, погиб, защищая Ленинград. Один брат — артиллерист умер от ран. Во евал и второй брат, а сестры трудились, не покладая рек, в тылу... ... И был мир. И было мир ное дело. Семен Филиппович до пенсии работал в тресте «Ли- пецкстрой». Вырос сын. И сам стал военным летчиком. Как-то капитан Марков-младший спро сил отца: правда ли, что его представляли к званию Героя? «Было, —• ответил Семен Фи липпович. И уточнил: — Сразу после войны...». Но почему же все-таки он не был удостоен этого звания? Представил Маркова коман дир 210 штурмового авиацион ного Севастопольского Крас нознаменного полка майор Кон- дратков. На представлении име ется заключение: «Достоин вы сшей правительственной награ ды — присвоения звания Герой Советского Союза» и подписи командира 136 штурмовой ави ационной нижнеднестровской дивизии полковника Терехова, командира 10 штурмового ави ационного Одесского корпуса генерал-лейтенанта авиации Толстикова, командующего 17 воздушной армией генерал-пол ковника авиации Судца. Нало жена и соответствующая резо люция командующего 3-м Укра инским фронтом маршала Со ветского СоФза Толб^ина и чле на военного Совета этого фрон та генерал-полковника Желто- ва. Только вот отсутствуют их подписи. Наградной материал на старшего лейтенанта Маркова 4 августа 1945 года направили в управление кадров ВВС Минис терства обороны. Но... тем все и кончилось. Скорее всего, из- за отсутствия подписей высших должностных лиц фронта. А фронты к тому времени уже пре кратили свое существование. Похоже, случилось недора зумение. И какой-то кадровик положил представление «под сукно», где за 53 года к нему никто не прикоснулся. Неспра ведливо! Потому-то в августе про шлого года за подписями председателя Липецкого облас тного Совета депутатов и гла- нашеи сводке сказано во семь, а не девять. Васильев говорит: «Обидно —пока его найдут в лесу... Не за себя —мне все равно. Обидно, что не сказано девять». Для подтверждения побе ды немецкому пилоту доста точно было фотосвидетельст ва или кинопулемета, кото рый фиксировал лишь попа дание в самолет противника и редко его разрушение. Многие летчики после этого дотягивали на сильно пов режденных машинах до сво его аэродрома. Сталинским «соколам» сбитый самолет засчитывался только при па дении его обломков на терри торию, занятую Красной Ар мией, или если на киноплен ку было снято его разруше ние в воздухе. Далее. Многие асы люф тваффе занимались «свобод ной охотой». Разница в ре зультативности примерно та кая же, как у снайпера и обычного пехотинца. У нас же подобная практика стала широко применяться только в конце войны. В одном из полков «свободных охотни ков» как раз и воевал Коже дуб. Немецкие летчики воева ли неплохо, но умирать не любили. Если был явный шанс «гробануться», то в бой предпочитали не ввязывать ся. А наши шли до конца. Не щадя жизни... Необходимо учитывать еще один существенный мо мент. Основные потери на шей авиации приходятся на начальный период войны. Только в первый день было уничтожено 1200 самолетов, из них 900 — на земле. Ос тавшиеся истребители — в большинстве поликарповские И-15-бис, И-16, И-153 —зна чительно уступали по своим тактико-техническим харак теристикам фашистским «мессершмиттам». Именно тогда асы люфтваффе сущес твенно пополнили свой бое вой счет. Но уже на третий месяц войны потери авиации с обеих сторон стали пример но равными. К тому времени авиацион ная промышленность обеспе чила массовое пополнение действующей армии самоле тами новейших типов. Окончательное стратеги ческое превосходство в воз духе было нами завоевано в ходе боев на Курской дуге летом 1943 года, когда было уничтожено 1400 вражеских самолетов. Наши потери ока зались в полтора раза мень ше. Инициатива полностью и бесповоротно перешла к со ветской авиации. Из 77 ты сяч вражеских самолетов, уничтоженных в годы войны на советско-германском фронте, 57 тысяч — на бое вом счету летчиков. В при казе Верховного Главноко мандующего от 19 августа 1945 года говорилось: «Слав ные соколы нашей Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хва леную немецкую авиацию, чем и обеспечили свободу действий для Красной Армии и избавили население нашей страны от вражеских бомбар дировок с воздуха... Советс кий народ законно гордится боевой славой наших летчи ков». Вот о чем стоит крепко помнить, вчитываясь как буд то в неопровержимые цифры побед и потерь... Владимир МАСЛИКОВ, подполковник запаса. На снимке: летчик 402- го истребительного полка Липецкого авиацентра Ге рой Советского Союза С. Шпуняков. (Фото 1944 года). вы администрации области и были направлены президенту Б. Ельцину копии наградного лис та, других подтверждающих му жество и героизм С. Маркова документов, а также ходатайст во о присвоении ему звания Ге роя России. А 24 февраля уже этого года пришел ответ от председателя комиссии по государственным наградам при Президенте РФ Н. Сизовой: «Установить в насто ящее время причины, по кото рым военным командованием по представлению не было приня то положительное решение, не представляется возможным...» И все. Равнодушно и сухо. Впрочем, что уж тут удивляться, если с расстояния в полвека чиновникам не удалось разгля деть подвиг одного человека. Они уже и подвиг целого наро да, их народа, с трудом разли чают за давностью лет... Семен ЧЕБОТАЕВ, председатель Липецкого областного комитета ветеранов войны. Владимир ОСИПОВ, корреспондент «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz