Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

ЗАВТРА, 26 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ВОЕННО- МОРСКОГО ФЛОТА СХВАТКАСНЕВИДИМЫМПРОТИВНИКОМ Даже самая совершенная техника не дает абсо- пютных гарантий безопасности, А потому и мирная олужба моряков, особенно подводников, требует иужества и готовности действовать в любых экстре- иальных ситуациях... ... Шли учения под кодовым названием «Полярный круг». Атомоход под командованием капитана первого ранга Н. За- теева должен был перейти в Северную Атлантику. И вдруг сработала аварийная защита реактора левого борта. Каза­ лось, активная зона расплавит­ ся и может случиться ядерный или тепловой взрыв. В очаге радиационного по­ ражения работали командир реакторного отсека лейтенант Борис Корнилов, старшина команды спецтрюмных глав­ ный старшина Борис Рыжиков, старшие спецтрюмные стар­ шина 1 статьи Юрий Ордочкин и старшина 2 статьи Евгений Кашенков, спецтрюмные мат­ росы Семен Пеньков, Николай Савкин, Валерий Харитонов. Руководил ими командир диви­ зиона движения капитан-лей­ тенант Юрий Повстьев. Пери­ одически работали в реактор­ ном отсеке и переоблучались капитан 3 ранга Анатолий Ко­ зырев, капитан-лейтенант Вла­ димир Елин, старший лейтенант Михаил Красичков, главный старшина Иван Кулаков. Остальные подводники были выведены на верхнюю па­ лубу. Корабельный врач А. Ко­ сач оказывал помощь постра­ давшим. Отказал радиопередатчик. Идти с одним реактором в над­ водном положении дольше, чем в подводном. Но личному соста­ ву грозила смертельная доза обл^ения. И командир принял решение идти в район учений, где находились наши надводные корабли и подводные лодки, что­ бы там по аварийному радио­ передатчику попросить помощи. Когда атомоход всплыл, уда­ лось связаться с дизельными подлодками. Вскоре подошли две. Но тут начался шторм. По­ пытки взять аварийную АПЛ на буксир не удались. С большим трудом эвакуировали лишь тя­ желобольных. Донесение об аварии ушло на командный пункт Северного Флота. Н. Затеев просил раз­ решения снять экипаж с лодки. Но эфир молчал. Команда ос­ тавить аварийный корабль не поступала. И тогда Затеев при­ нял решение сам, приказав под­ водникам перейти на дизельную лодку, предварительно приведя технические средства и оружие в безопасное состояние. Доку­ менты, вахтенные журналы были перенесены с аварийной лодки. Последним ее покинул командир. Вскоре подошло спасатель­ ное судно, которое на буксире привело атомохо/С! в базу. Пос­ ле ремонта он вновь был вве­ ден в боевой состав флота. А подводников поместили в госпиталь, потом они пвпали в институт биофизики. Работав­ ших в реакторном отсеке спас­ ти не удалось. Остальных под­ лечили. Да, все было, как и до­ лжно было быть: врачи делали свое дело, военные следовате­ ли — свое. Протоколы, показа­ ния, объяснительные записки. В конце концов правительствен­ ная комиссия признала дейст­ вия подводников правильными. После этого горького опыта на всех атомоходах была смонти­ рована система аварийной про- ливки реактора, предусмотрено аварийное заполнение активной зоны поглотителем нейтронов. В гарнизонах свято помнят тех, кто до конца оставался на боевом посту. Один из них — мой бывший подчиненный стар­ ший матрос Леонид Рябинин. Лодка находилась вдлитель­ ном плавании. Подводники про­ водили испытание боевой тех­ ники в интенсивных режимах эк­ сплуатации. Кажется, ничто не предвещало беды. Вахта Лео­ нида подходила к концу, когда в отсеке неожиданно раздался громкий удар и свист... «Разрыв паропровода», — догадался Ря­ бинин. Давление и температу­ ра резко подскочили. Инструкция требовала спуститься в трюм к трассам, по которым циркулирует за­ бортная вода и где темпера­ тура намного ниже, чем в дру­ гих местах отсека. Поврежден­ ный участок паропровода до­ лжен быть отключен из смеж­ ного отсека. Леонид все это знал. Знал и о том, что в отсе­ ке с каждой секундой падает сопротивление изоляции элек­ трооборудования. А значит, могут последовать короткое замыкание и пожар в отсеке. Не теряя времени, бросился к клапану. Упругая струя пара ударила в подводника. Кожа на руках слезла, прикипела к ма­ ховику. Но последний оборот уже был сделан. Когда я во главе аварий­ ной партии вошел в отсек, Ле­ онид шагнул нам навстречу и упал, потеряв сознание, Мы отнесли его к врачу, но тот уже ничем не мог помочь. Мужес­ твенного подводника похорони­ ли с воинскими почестями. Ныне улица, на которой он жил, переименована в его честь. В одном из домов на ней и сей­ час живет мать Леонида — Валентина Акимовна. Анатолий БЕРЕЗНЕВ, кандидат исторических наук, капитан 1 ранга запаса. г. Липецк. СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ ПЕРЕДВРАГОМНИРАЗУСПУЩЕННЕБЫЛ Поучительна уходящая в глубь веков история Военно-Морско­ го Флота России. Быть може, читателям будет интересно узнать некоторые подробности об Андреевском флаге, введенном Пет­ ром Первым в 1712 году. Синий диагональный крест флага символизировал объедине­ ние четырех европейских морей России — Белого, Азовского, Кас­ пийского и Балтийского. На косом кресте — распятый апостол Андрей Первозванный, покровитель христианства в Древней Руси. Имеют свое значение также избранные Петром цвета: белый означает честь, благородство, правоту и чистоту, синий — вер­ ность, безупречность. Верность святыне русского флота доказали и наши земляки. Командир корабля «Рандоф» Наум Сенявин не только сам доро­ жил честью своего флага, но умел и других заставить уважать его. Когда в 1719 г., уже произведенный в капитаны 2 ранга, он выходил на своем корабле из Гамбургского порта, навстречу по­ пался местный сторожевой корабль. Он не отсалютовал нашему флагу и не ответил на запрос Сенявина. Тогда наш командир послал на шлюпке своего помощника с предупреждением. На сторожевике ответили, что русского флага не знают и са­ лютовать ему не собираются. Сенявин тут же в наказание за не­ почтение к флагу приказал своим комендорам выстрелить из трех пушек по вымпелу сторожевого корабля. После чего русский ко­ рабль гордо продолжил свой путь. В 1808 году эскадра адмирала Д.Н. Сенявина оказалась бло­ кированной англичанами в одном из портов. Главным условием для примирения он выдвинул пункт о недопущении спуска флагов кораблями русского флота. Известный английский адмирал тогда писал: «Да будет честь, оказанная русскому флагу..., жертвою признательности англичан русскому народу». По договору вся эскадра должна была оставаться в Англии до конца войны. Шок охватил англичан, увидевших на рейде Пор­ тсмута корабли с неприятельскими флагами. «Спустить немед­ ленно!» — последовал приказ на адмиральский корабль. «Я здесь еще не пленник, — отвечал Д.Н. Сенявин. — Никому не сдавался, и теперь флаг мой не спущу. И не сдам его, как только с жизнью моею». г. Липецк. Александр ВИШНЯКОВ. ЧЬИ АСЫ ЛУЧШЕ? Мы родились поело Побе­ ды. Но воина словно бы 3.1- дела нас своим крылом. Все, что с ною связано, имело осо­ бую власть над душами лю­ дей моего поколения. Сы­ новья фронтовиков играли в ♦войну», неизменно отдавали предпочтение книгам и филь­ мам о войне. А как волнова­ ла — до слез — меня, маль­ чишку, ♦Застольная», кото­ рую затягивал фронтовик- отец со своими друзьями: Выпьем за тех, кто командовал ротами И умирал на снегу... Мы гордились нашими отцами-победителями. Мы знали и верили, что в Совет­ ской Армии сражались не только самые бесстрашные, но и самые умелые солдаты. И прежде всего летчики. Портреты трижды Героев Советского Союза И. Коже­ дуба и А. Покрышкина — бдин сбил 62, другой — 59 самолетов противника —на­ ходились на самых видных местах. На их примере выро­ сло не одно поколение авиа­ торов. Ветераны Липецкого авиацентра могут подтвер­ дить: Иван Никитович неод­ нократно бывал в Липецке, и каждый раз его встречали как истинного национально­ го, народного героя. А потом пошло-поехало: ускорение, перестройка, гласность. Отечественные средства массовой информа­ ции враз потеплюнули «из­ мышления буржуазной про­ паганды». Хлесткие цифры и убийственные факты хлыну­ ли бурным потоком. За фрон­ товиков можно было не волно­ ваться — их нельзя было об­ мануть, ведь все происходи­ ло на их глазах. Их детям «тотальные пересмотры» ис­ тории кажутся бесспорными. Иное дело — вн^ки и прав­ нуки победителен... Ведь те­ перь не устают напоминать, что на каждого убитого в войне немецкого солдата, на каждый подбитый вражеский танк или уничтоженный са­ молет пмходится несколько наших. Выходит, Россия во­ евала и победила не по-суво­ ровски —только числом, а не уменьем? Журнал «Авиация-космо­ навтика» (№ 11, 1995 год) опубликовал список лучших асов-истребителей мира. От­ крывает его германский май­ ор Эрих Хартман, уничто­ живший в воздушных боях 352 самолета, в том числе 347 —советских. У его соотечес­ твенника майора Г. Варнхор- на на боевом счету 301 само­ лет. Еще тринадцать пилотов люфтваффе (военно-воздуш­ ных сил фашисткой Герма­ нии) уничтожили по двести и более самолетов. Но дают ли голые цифры ответ на вопрос: почему же такой разительный контраст в результативности ведущих советских и немецких истре­ бителей? В качестве информации к размышлению предлагаю эпизод, описанный в одной из адмейских газет. Осенью 1949 года военный трибунал Северо-Кавказского военного округа предъявил Хартману, находившемуся у нас в пле­ ну, обвинение — участие в разрушении го 1 Юдов и селе­ ний, в злодеяниях 11]Ю1'ив со­ ветских людей. Предсе.щ- 1 сльс 1 вующиц генерэл-май- ор юстиции И. Голенков за­ дал обвиняемому вопрос: —Установлено, что вы не­ редко летали в тех районах, где выполнял боевые задания и наш Александр Покрыш­ кин. Случалось ли вам встре­ чаться с ним в небе? —Да, случалось. Притом трижды. — Расскажите об этих встречах суду. —Не знаю, как Покрыш­ кину со мной, но у меня не было острого желания ме­ ситься силами с этим летчи­ ком. Обычно, когда он нахо­ дился в небе, по радиосвязи поступала информация; «Внимание, внимание! В воз­ духе Покрышкин». И я ос­ тавался на земле. —Но встречи все-таки со­ стоялись. Чем они заверши­ лись? — Ничем. Один раз, ис­ кусно маневрируя, он ушел от меня. Дважды вынужден был уклониться от поединка я. Хартман так и не объяс­ нил, чем было вызвано его не­ желание вступать в бой с на­ шим летчиком. Возможно, не хотел рисковать? Ничего не сказано об этом и в книгах Покрышкина. Вряд ли они оба боялись друг друга — не того замеса эти люди. Гфи- чина, я думаю, в другом. Они встречались в то время, ког­ да у одного из них запасы топлива были на исходе или же на истребителе не остава­ лось боезапасов. В некоторой степени ответ на наш вопрос можно полу­ чить, обратившись к страни­ цам боевой истории 402-го ис­ требительного авиаполка, который с 1992 года входит в состав Липецкого авиацен- тра^Находясь в резерве Став- I Гл! ки Верховного авнокоман­ дования, этот полк принимал участие в боевых действиях на самых ответственных участках фронта. За годы войны его летчики в воздуш­ ных схватках уничтожили 810 самолетов противника. А потери самого полка — 81 летчик и 101 самолет. Как видно, счет явно не в пользу немцев. О тогдашней системе уче­ та результативности боевой работы авиации рассказал ветеран полка Герой Совет­ ского Союза С. Шпуняков: «Немецкая пара собьет само­ лет — каждому из пилотов записывали по одному. И еще: пара могла сбить три машины, но их заносили на счет ведущего — барона вы­ сокого летного чина. Вот от­ куда в немецкой бухгалтерии могли появиться неточности. Предполагаю, отсюда и чрез­ мерно преувеличенное коли­ чество сбитых самолетов на счетах их асов». О нашей «бухгалтерии» можно судить по выдержке из фронтового очерка Ильи Эренбурга: «Молодой летчик Васильев вчера сбил «юнкер- са». С аэродрома видали го­ рящий самолет. Строитель­ ные рабочие подтверждают: «Вот туда упал — в лес...» Но самолета не нашли, и в С У ^ Ь ^ МАРШАЛ НЕ УСПЕЛ ПОПАЛИТЬ ПОДПИСЬ... — А что же ты, Семен, свою звезду не надел? Марков смутился, подумал было, что над ним подшучивают. Он приехал в Москву на встречу с однополчанами, надев все свои 23 награды. Видит Бог, воевал он честно и храбро. Но звания Героя не имел в отличие от иных своих друзей-товарищей Фролова, Мельникова или Сивкова, который даже дважды Герой... И вот такой не­ ожиданный вопрос. Но он оказался не случайным. Однополчане, как выяснилось, знали, что Марков был представлен к высшей награде Родины. Уже вернувшись в Липецк, капитан в отставке попросил в военкомате поверить , есть ли в его личном деле сведения на сей счет. Да, есть — копия представления. Но звание почему-то не присвоено... ...Может быть, это самое страшное, самое горькое из того, что ему запомнилось о первых месяцах войны. Дело было под Краснодаром, где ба­ зировался их аэродром. Здесь он встретился с женщиной-бе- женкой из Кишинева и ее до­ черью. Они были знакомы, пос­ кольку ему довелось в Кишине­ ве служить. У беженки погиб муж, бом­ ба разрушила ее дом. Спасая девочку, она пустилась вдолгий, трудный путь по дорогам войны. Но самолеты, лишившие ее крыши над головой, настигли ее и здесь, за сотни километров от оккупированной столицы Молда­ вии. И вновь посыпались бом­ бы... Марков сразу бросился на аэродром. И вдруг услышал за спиною короткий вскрик. Обер­ нулся. Женщина стояла с окро­ вавленным телом ребенка на руках. К тому времени Марков уже успел повидать немало крови, смертей, боли людской. У него на глазах было уничтожено в первый же день войны боль­ шинство самолетов, базировав­ шихся на кишиневском аэрод­ роме. В ярости он бросился в кабину уцелевшего «И-16», под­ нялся в воздух и попытался до­ гнать вражеские бомбардиров­ щики. Но они скрылись.... Потом отс^пление к Крым­ скому перешейку. 14 опять раз­ бомбленный аэродром, подвер­ гшийся к тому же и танковой атаке. Марков чудом не погиб. Вплавь через Керченский про­ лив попробовал достичь друго­ го берега, где находились наши. Спасибо, на выручку подоспел катер, который подобрал его с товфищами. Пробираясь к Ростову, где был его полк, Марков, летчик- истребитель, по жестокой при­ хоти военной судьбы попал в пехотные окопы. Ему адучили винтовку, показали на бутылки с зажигательной смесью, сто­ явшие на бруствере траншеи, и сказали: ожидается танковый прорыв немцев. Их надо оста­ новить. Танки не просто перевали­ вали через траншеи. Они «утю­ жили» их. Семена Маркова и находившегося рядом с ним сержанта-пехотинца засыпало землей. Кое-как выбравшись из-под завала, Марков одну за другой метнул вслед уходяще­ му танку несколько бутылок. Грозная машина вспыхнула. Семен торопливо разрыл зем­ лю и помог выбраться на свет Божий сержанту. Вдвоем они открыли огонь по выпрыгиваю­ щим из кабины танка гитлеров­ цам. А после боя появился май­ ор, который, узнав, что Марков — летчик, сказал: — Пойдете со мной. Есть приказ Сталина — собрать весь летный состав. Нужны пилоты для новых, только что постро­ енных самолетов. Так Марков попал под Крас­ нодар. Пока летчики во главе с комполка принимали новые бо­ евые машины в далеком Куй­ бышеве, он, истребитель, успел освоить тяжелые, бронирован­ ные штурмовики. То, что ему уже пришлось пережить, лежало на сердце свинцовой болью и гне­ вом. Он рвался в бой — ото­ мстить, отплатить врагу... Тогда-то он и стал потрясен­ ным свидетелем гибели ребен­ ка. И понял, что на войне нет и не может быть ничего страш­ нее. Даже собственная гибель... А потому, когда он узнал, что неподалеку упала, да не разо­ рвалась немецкая бомба замед­ ленного действия — пятисотка, Марков попросил оружейников поставить на нее наш взрыва­ тель и подцепить к его штурмо­ вику. Получив разрешение на вылет, он направил самолет в сторону моря. В районе Анапы заметил на водной глади «утюжки». Спус­ тился ниже и отчетливо разли­ чил на них фашистские флаги, кресты. Выбрал самый большой корабль и с высоты десяти мет­ ров сбросил бомбу прямо на палубу. Горючее заканчивалось. Но боезапасы — реактивные сна­ ряды оставались. Марков повер­ нул в сторону немецкого аэрод­ рома. И «проутюжил» его по всем правилам. Вернувшийся с новыми са­ молетами командир полка со­ брал весь летный состав-и, зна­ комя его с лейтенантом Марко­ вым, сказал: — Молодец, герой! Вскоре в части появился пла­ кат, на котором было написано: «Бить врага, как его бьет бес­ страшный летчик Марков». ...В марте 1943 в бою был подбит самолет ведущего ко­ мандира звена капитана Сивко­ ва. Капитан вынужден был при­ землиться на территории, заня­ той противником. ИЛ-2 лейте­ нанта Маркова тоже получил повреждение. Но летчик не за­ хотел спасать себя. Прикрывая своего командира, с бреющего полета он расстреливал бежав­ ших к нашему самолету вражес­ ких автоматчиков. Марков обес­ печил посадку Сивкова, а потом и младшего лейтенанта Калини­ на, который вывез командира звена с места вынужденного приземления. На войне как на войне. Из- под облаков видел он и россий­ ские поля и деревни, и голубой Дунай. Впрочем, голубизна его тогда потонула в дымах. Мар­ ков бомбил мосты, железнодо­ рожные станции, другие воен­ ные объекты, уничтожал живую силу противника. И только од­ нажды отказался от атаки, за­ метив на улицах Будапешта бук­ вально протискивающуюся меж­ ду вражескими самоходками женщину с ребенком на руках... В одном из боев он был ра­ нен. Вылечился. И снова — фронт. География его военной судьбы — Кавказ, Кубань, Та­ мань, Керченский и Крымский полуостровов, Севастополь, Советская Бессарабия, Румы­ ния, Югославия, Венгрия. А за­ кончилась для него война в Ав­ стрии. Командир 136 штурмовой авиадивизии полковник Терехов поздравил личный состав с по­ бедой и сообщил, что ряд авиа­ торов будет представлен к зва­ нию Героя Советского Союза. Среди них был и он, Марков. Его послужной список мог произвес­ ти впечатление даже на видав­ ших виды асов. 142 эффектив­ ных боевых вылета. Уничтоже­ ние 350 гитлеровцев, 10 танков, 32 автомашин, пяти железнодо­ рожных вагонов, шести авто­ цистерн, подавление ряда бата­ рей зенитной артиллерии, потоп­ ление барж с фашистскими со­ лдатами... Сомнений не было: он заслуживал высокой награды Родины! Впрочем, Марков не думал о наградах. Как и для каждого советского воина, главной на­ градой для него была Победа. 14 он, и его семья заплатили за нее сполна. Не вернулся в ро­ дное село Замартынье отец, по­ томственный хлебороб, погиб, защищая Ленинград. Один брат — артиллерист умер от ран. Во­ евал и второй брат, а сестры трудились, не покладая рек, в тылу... ... И был мир. И было мир­ ное дело. Семен Филиппович до пенсии работал в тресте «Ли- пецкстрой». Вырос сын. И сам стал военным летчиком. Как-то капитан Марков-младший спро­ сил отца: правда ли, что его представляли к званию Героя? «Было, —• ответил Семен Фи­ липпович. И уточнил: — Сразу после войны...». Но почему же все-таки он не был удостоен этого звания? Представил Маркова коман­ дир 210 штурмового авиацион­ ного Севастопольского Крас­ нознаменного полка майор Кон- дратков. На представлении име­ ется заключение: «Достоин вы­ сшей правительственной награ­ ды — присвоения звания Герой Советского Союза» и подписи командира 136 штурмовой ави­ ационной нижнеднестровской дивизии полковника Терехова, командира 10 штурмового ави­ ационного Одесского корпуса генерал-лейтенанта авиации Толстикова, командующего 17 воздушной армией генерал-пол­ ковника авиации Судца. Нало­ жена и соответствующая резо­ люция командующего 3-м Укра­ инским фронтом маршала Со­ ветского СоФза Толб^ина и чле­ на военного Совета этого фрон­ та генерал-полковника Желто- ва. Только вот отсутствуют их подписи. Наградной материал на старшего лейтенанта Маркова 4 августа 1945 года направили в управление кадров ВВС Минис­ терства обороны. Но... тем все и кончилось. Скорее всего, из- за отсутствия подписей высших должностных лиц фронта. А фронты к тому времени уже пре­ кратили свое существование. Похоже, случилось недора­ зумение. И какой-то кадровик положил представление «под сукно», где за 53 года к нему никто не прикоснулся. Неспра­ ведливо! Потому-то в августе про­ шлого года за подписями председателя Липецкого облас­ тного Совета депутатов и гла- нашеи сводке сказано во­ семь, а не девять. Васильев говорит: «Обидно —пока его найдут в лесу... Не за себя —мне все равно. Обидно, что не сказано девять». Для подтверждения побе­ ды немецкому пилоту доста­ точно было фотосвидетельст­ ва или кинопулемета, кото­ рый фиксировал лишь попа­ дание в самолет противника и редко его разрушение. Многие летчики после этого дотягивали на сильно пов­ режденных машинах до сво­ его аэродрома. Сталинским «соколам» сбитый самолет засчитывался только при па­ дении его обломков на терри­ торию, занятую Красной Ар­ мией, или если на киноплен­ ку было снято его разруше­ ние в воздухе. Далее. Многие асы люф­ тваффе занимались «свобод­ ной охотой». Разница в ре­ зультативности примерно та­ кая же, как у снайпера и обычного пехотинца. У нас же подобная практика стала широко применяться только в конце войны. В одном из полков «свободных охотни­ ков» как раз и воевал Коже­ дуб. Немецкие летчики воева­ ли неплохо, но умирать не любили. Если был явный шанс «гробануться», то в бой предпочитали не ввязывать­ ся. А наши шли до конца. Не щадя жизни... Необходимо учитывать еще один существенный мо­ мент. Основные потери на­ шей авиации приходятся на начальный период войны. Только в первый день было уничтожено 1200 самолетов, из них 900 — на земле. Ос­ тавшиеся истребители — в большинстве поликарповские И-15-бис, И-16, И-153 —зна­ чительно уступали по своим тактико-техническим харак­ теристикам фашистским «мессершмиттам». Именно тогда асы люфтваффе сущес­ твенно пополнили свой бое­ вой счет. Но уже на третий месяц войны потери авиации с обеих сторон стали пример­ но равными. К тому времени авиацион­ ная промышленность обеспе­ чила массовое пополнение действующей армии самоле­ тами новейших типов. Окончательное стратеги­ ческое превосходство в воз­ духе было нами завоевано в ходе боев на Курской дуге летом 1943 года, когда было уничтожено 1400 вражеских самолетов. Наши потери ока­ зались в полтора раза мень­ ше. Инициатива полностью и бесповоротно перешла к со­ ветской авиации. Из 77 ты­ сяч вражеских самолетов, уничтоженных в годы войны на советско-германском фронте, 57 тысяч — на бое­ вом счету летчиков. В при­ казе Верховного Главноко­ мандующего от 19 августа 1945 года говорилось: «Слав­ ные соколы нашей Отчизны в ожесточенных воздушных сражениях разгромили хва­ леную немецкую авиацию, чем и обеспечили свободу действий для Красной Армии и избавили население нашей страны от вражеских бомбар­ дировок с воздуха... Советс­ кий народ законно гордится боевой славой наших летчи­ ков». Вот о чем стоит крепко помнить, вчитываясь как буд­ то в неопровержимые цифры побед и потерь... Владимир МАСЛИКОВ, подполковник запаса. На снимке: летчик 402- го истребительного полка Липецкого авиацентра Ге­ рой Советского Союза С. Шпуняков. (Фото 1944 года). вы администрации области и были направлены президенту Б. Ельцину копии наградного лис­ та, других подтверждающих му­ жество и героизм С. Маркова документов, а также ходатайст­ во о присвоении ему звания Ге­ роя России. А 24 февраля уже этого года пришел ответ от председателя комиссии по государственным наградам при Президенте РФ Н. Сизовой: «Установить в насто­ ящее время причины, по кото­ рым военным командованием по представлению не было приня­ то положительное решение, не представляется возможным...» И все. Равнодушно и сухо. Впрочем, что уж тут удивляться, если с расстояния в полвека чиновникам не удалось разгля­ деть подвиг одного человека. Они уже и подвиг целого наро­ да, их народа, с трудом разли­ чают за давностью лет... Семен ЧЕБОТАЕВ, председатель Липецкого областного комитета ветеранов войны. Владимир ОСИПОВ, корреспондент «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz