Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
Ф Поселок Дальний. Храм, возведенный здесь к полувековому юбилею Вел 1 усой Победы. Выро сший посреди удивитель ной природы, как бы впи тавший самою фактурой дерева эту тишину и по кои, он предназначен для того, чтобы врачевать души и напоминать чело веку о главном и вечном... • Ничего не сохрани лось в Кореневщине от тех времен, когда ею-вла- дело семейство -Пушки- ных. Разве что киртичй^^иа^-^ « которых была построена - церковь. После ее разру- ^ шения из них сложили подвал. Что будет на этом месте через год, в день 200-летнего юби лея? Очень хочется ду мать, что часовня памяти великого рода, давшего России великого поэта... Фото Евгения САМОХВАЛОВА. НЕПШТНИК ПАМЯТЬ Пушкин объединяет всех — в большом и в малом. В решении ли общественных вопросов, собственных ли житейских невзгод — он первый утешитель и совет чик. Вот и нам, представите лям липецкой интеллиген ции, собравшимся для ос мысления важного (и особо го по духовному наполнению) вопроса, Пушкин как бы не зримо и ненавязчиво подска зывал нужные ответы. Как увековечить память великого поэта на земле его предков? Отдать ли дань сию минутности, к приближаю щемуся юбилею, пойдя по пути формального «увекове чения» —знаком ли, бюстом ли? Или наполнить предстоя щее событие глубоким сак ральным смыслом, объеди нив усилия человеческого разума и воли с Божьим про мыслом? Истинная память и пока яние (за греховные по отно шению к жизни поступки) не могут быть обезбоженными. И если мы хотим оставить потомкам свою лепту, свою любовь к памяти общенацио нального гения, то и реше ние должно быть особым. Каким? О том заинтересованно и неравнодушно говорилось уже в поселке Дальнем, ко нечном пункте нашего мар шрута. Наверное, символично, что этот разговор состоялся в приделе чудной и какой-то особенной, (совсем из пуш кинских сказок!) церквушки СВ . Георгия Победоносца, гар монично объединившей посе лок в нечто более единое и цельное — ведь с церковью это уже не поселок, село! Так всегда было на Руси. Итогом общих размыш лений все же стал один вы вод — необходимо возведе ние часовни. Там, где стоял Покровский храм села Коре- невщины, где хоронили крестьян и окрестных поме щиков. Созрело и архитек турно-планировочное реше ние: облагородить террито рию, посадить деревья, про ложить пешеходные доро жки, включив в будущий ансамбль и бывший церков ный колодец. Этот замысел Вилена Дво- рянчикова поддержали все, и председатель областного Со юза архитекторов Сергей Со шников тут же предложил варианты его реализации. Но, пожалуй, наиболее значимым оказалось предло жение-размышление режис сера Липецкого драматичес кого театра, народного ар тиста России Владимира Па хомова: — В решении предстоя щей задачи нам не обойтись без участия Православной церкви. Увековечение памя ти первого поэта России — акт не только гражданский, но и духовный в самом высо ком смысле. Вот почему надо довести наш замысел до свя щенноначалия Воронежско- Липецкой епархии, до влады ки Мефодия... Да, «духовная жажда» наша может быть утолена Верой и деланием Добра. Со зидающее начало оплодотво ряется верой, как и вера без дела — мертва. Для того чтобы воплотить замысел в жизнь (не в спеш ке к «дате», как повелось), а исполнив его как просвятлен- ное действо духовного очи щения, покаяния, как наш Завет потомкам, как знак ис тинной любви к Пушкину, нужно многое сделать. Уже сегодня. Уже сейчас необходимы археологические исследова ния на территории Покров ской церкви (и разрушенная. она — в мистическом плане по-прежнему стоит на своем фундаменте) с тем, чтобы раз работать архитектурно-пла нировочное решение. Очистить ее, и к осени вы садить деревья. И, может быть, приступить к возведе нию самой часовни. Если... Неизбежно встал вопрос о деньгах. Где их взять? Думаю, ответ — в самом замысле. Если мы хотим ус тановить на Липецкой земле Памятник Пушкину, вопло тившему в своем творчестве русский дух, русскую мысль, русскую историю, русское самосознание, то он должен стать поистине делом общенародным — всех слоев разрозненного нашего общес тва. Тут будет важна всякая лепта — от вкладов банкира и бизнесмена, до рубля от тех, кто бедствует в наше жестокое время. Наверное, целесообразно в рамках Комиссии по подго товке юбилея А.С. Пушкина создать Попечительский со вет и открыть (уже сейчас) благотворительный целевой счет — на памятную часов ню. Кто из нас, живущих в России и ощущающих себя сынами ее, не отзовется на встречу Пушкину? Липец кий литератор, руководитель товарищества «Слово» Иван Завражин предложил под нять дело на уровень госу дарственной задачи. Все так, но отзовутся ли государственные мужи — поддержкой или словом? А вот живые родники нашей памяти — они здесь. И куда важней добрая воля нас са мих —частицы России. У липецких творцов есть и свое видение, свой ответ юбилею Пушкина. Велико лепен цикл работ, объеди ненных пушкинской темой, созданный замечательным художником Виктором Лу- зановым здесь, на земле его предков, в Кореневщи не. У скульпторов есть идея видеть Пушкина в бронзе в Липецке. У поэтов — увидеть из данным сборник, поэтиче ский венок к подножию ге ния... Все это —ему, светлому и мудрому выразителю рус ского народного самосозна ния Александру Сергеевичу Пушкину! А значит, и Рос сии. И еще один итог нашей встречи. Его особо подчер кнул и выделил заместитель главы администрации облас ти Юрий Дюкарев: — Очень важно, что в столь важном деле творче ская интеллигенция облас ти собралась вместе. В этом — залог успеха и реализа ции замысла. Поскольку только вместе мы способны свершить задуманное. О том же, завершая встречу, подводя ее итоги, говорили и начальник обла стного управления культу ры и искусства Анатолий Нехорошев, и глава адми нистрации Добровского рай она Александр Сладких. А уж коль мы объеди нились ради Пушкина — смыслом поступков должно быть созидание. Ради Пуш кина, ради нашей Родины, России и великого (даже в беде) народа ее. Поскольку главное в нашей памяти о Пушкине — «народная тро па». И дрожащий огонек све чи — в детской ли ладош ке, старческой ли руке. Владимир ПЕТРОВ. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК КЛУБА ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ ГАЗЕТ ОБЛАСТИ 3. ОБРЕТЕНИЕ «Вы станете великими, если камни, над кото рыми вам дана власть, перестанут быть просто камнями, предназначенными служить нехитрым будничным удобствам, но станут ступенями, ве дущими к престолу Господа». Ан туан д е С е н т -Э к зю п е р и , «Цитадель». ...Испокон веков отношение к колоколам на Руси было особым. Трепетным, мистическим. Тайны особых сплавов свято хранились и передавались от отца к сыну. И все рав но до последней минуты невозможно было предугадать, за звучит ли колокол и как зазвучит. И это во многом зависе ло от души мастера, от того, менял ли он свою жизнь на этот колокол, пока творил его. И до сих пор люди верят, что колокола могут дать трещину, когда их перевозят, не из-за ухабов на дороге, а лишь потому, что их везут НЕ В ТО МЕСТО. Наверное, Высший Творец изначально все души челове ческие создавал подобно ярким, звонким колоколам, спо собным отзываться на малейшее прикосновение. Но посте пенно, ^Iо мере движения по той дороге, ухабы и рытвины которой зовутся жизненным опытом, души эти начинали давать трещины, одну за другой, и вместо мелодичного звона издавали лишь глухой, пустой звук. А может быть — все иначе. И нет трещин в большинстве душ, а просто вышло так, что не касалась их сильная и мудрая рука, способная заставить зазвучать, да так, как никто не ждал и ждать не мог. Как хочется верить именно в это! Ухабы и рытвины сами по себе не злО’— важна твоя готовность их преодо леть, пронеся осторожно, как колокол, свою душу. ...Когда расступается сосновый лес,когда заканчивает ся бездорожье, по которому тебя долго трясло и болтало, перед тобой открывается то, что могло только сниться. Го ворят, человеку случается увидеть во сне тот уголок зем ли, на котором он мог бы быть счастлив. На языке «прото кола» все звучит очень прозаично: Добровский район, посе лок Дальний, Храм Георгия Победоносца, построенный к 50-летию Победы. Так вот просто и обыденно: не было пос реди этого благоуханного луга, на берегу сонной, прохлад ной реки никакого храма, а потом появился. И не потребо валось ежедневной телерекламы, которой обросло и унизи лось строительство Храма Христа Спасителя, не потребова лось публичного, демонстративного покаяния вкупе с очеро. , нением собственной истории и собственного прошлого. ;ПЭ: против, возникла и состоялась связь времен. И советские воины, павшие в годы Великой Отечественной войны, юные мальчики-атеисты и седые бойцы, проливавшие когда-то кровь на Гражданской, обрели покой в Боге, которого назы вали любовью к Родине. Впрочем, в словах ли дело? «Я смотрел на свой народ и думал: никто теперь не тратит свою жизнь на дело рук своих, нет наследия, которое неизменным передавало бы одно поколение другому, время теперь течет бесплодно, словно песок». А. де Сент-Экэюпери. Самая первая и банальная мысль, которая приходит в голову: для того, чтобы сегодня строить храм, надо быть мэром Москвы Лужковым и обладать его финансовыми воз можностями. Так успокаиваем и утешаем мы сами себя, оп равдывая собственное бездействие и душевную лень. На йти оправдание всегда проще, чем что-то сделать. Идея строительства этого храма, принадлежавшая, в пер вую очередь, Вилену Дмитриевичу Дворянчикову, казалась на тот момент излишне грандиозным замыслом, которому никогда не суждено воплотиться. Вот праздник города к 50-летию, торжественные вечера для ветеранов, шашлыки и водка на разлив —это реально. А уж с храмом вы, изви ните, загнули. Вилен Дмитриевич до сих пор вспоминает, как встретил двух липецких поэтов, идя на заседание ко миссии по культуре, где должен был решиться вопрос по строительству храма. Один из поэтов, идущий на заседание той же комиссии, начал «охлаждать» ее автора: «Да о чем ты думаешь, возможно ли эго в наше-то время? Сейчас дру гих проблем хватает». И быстро обогнал художника, чтобы первым войти в кабинет и не иметь ничего общего с этими «бреднями». Другой поэт, повстречавшийся в том же кори доре, сразу же сказал: «Я слышал, ты храм строить соби раешься?» Потом вынул из кармана двести тысяч "тех" руб лей и извинился: «Прости, больше сейчас у меня нет». Да, встречались люди,похожие на первого поэта. И была реакция, типичная для нашего времени: «Вилен, ты чего храм-то строить начал — неужели на даче у себя уже все сделал?» Сначала — собственная дача, собственный дом, собственная квартира. Потом, если останутся время, силы, деньги, —можно и для других постараться. Но, к сожале нию, для себя, любимого, ничего достаточно и слишком много не бывает. Если ты у себя самый любимый. Были и те, кто говорил: «Видать, много, Вилен, у тебя грехов, раз ты храм строить начал». И высокомерно отходили в сторо ну, почитая себя безгрешными и достойными прожить без Храма. Были разные. Кто-то демонстративно поддерживал и аплодировал, не рискуя отступать от собственных слов и когда-то данных предвыборных обещаний. Но... аплодис ментами все и заканчивалось. Судить людей, не нашедших дорогу к Храму, нельзя, — их можно только пожалеть. Но можно и должно судить тех, кто подменяет дела словами. «Ваш храм своей тишиной зовет их погрузиться в самих себя. И они открывают, каковы они. Без храма звать их будут только лавки. И они откроют в себе покупателя. Никогда не родится в них величие. Никог да не узнать им, как они пространственны... Меня за ботит одно: общее дело, где каждый в помощь благода ря другому. Мне в помощь и ты, и камень. Кто благо дарен камню, положенному в основу храма?... Заставь их строить башню, и они почувствуют себя братьями». А . де Сент-Экзюпери. Строительство этого храма сотворило чудо. Никто не при мазывался к возможной славе того, кому принадлежала эта идея, чтобы потом кричать на всех перекрестках: «Я тоже строил храм, я внес такую-то сумму». Приходили люди, раньше не знакомые с Виленом Дмитриевичем. Спрашива ли просто: «Мы слышали, вы строите храм. Что я могу сде лать? » Перечислять все имена бесполезно —их было слиш ком много, помогавших, поэтому кого-то можно забыть, а это непростительно. Пришел руководитель одного строи тельного треста и сказал: «Дать тебе денег — значит про сто откупиться. Лучше я что-то сделаю». И сделал велико лепные окна и двери из дерева, которое никогда не рассох нется и не покоробится. Директор одного из ныне бедству ющих липецких заводов нашел возможность купить блоки для фундамента. Руководитель коммерческой фирмы, се годня занимающий немалый пост в коридорах областной власти, привез металл для кровли еще до того, как начал строится храм. Одному человеку мне пришлось лично пообещать, что его имя не будет названо. Он, придя к Дворянчикову, ска зал: «Я хочу дать деньги на алтарь». И хотя его убеждали, что это слишком дорого, он прошел к роялю, стоящему в гостиной Дома Мастера и положил на него пачку купюр: «Я понимаю, что этого не хватит. Когда деньги кончатся — позвоните мне. Только прошу вас —не трите ни перед кем колени». Потом он на свои средства отлил в Москве колоко ла, сделал немало другого. Когда я спросила, почему он так упорно хочет остаться в тени, он ответил: «Во все вре мена на Руси строили храмы. И это никогда не считалось каким-то особым подвигом. Мы просто сделали то, что до лжны были сделать. Выло бы постыдно трубить об этом». Был водитель многотонного грузовика с краном, его зва ли Миша. В самую гнилую погоду, в дождь и распутицу, он решился ехать по бездорожью в Дальний, хотя риск был очень велик. Он имел полное право не делать этого. Ему не обещали вознаграждения. Но он все-таки проехал. Была юрист, которой надо было заплатить 60 тысяч за оформле ние какой-то справки, а у Дворянчикова просто не было этих денег. И тогда он спросил: «А вы не хотели бы поучаство вать?» Юрист не поняла: «А как?» Потом, сообразив, по просила: «Распишитесь, что получили документ бесплат но». Неважно, кто и сколько дал. Можно дать много, а можно отдать мало, но последнее. Идея строительства храма объ единила людей, сделав их Людьми. «Величие молитвы —в молчании». Не стоит унижать торгом общение с Богом. А потому не будем и унижать ненужной и неуместной рекла мой тех, кто обрел здесь свой храм. Сегодня нередко можно услышать в ответ на твои излия ния: «Это все эмоции». Но что же плохого в эмоциях? И раз ве не они в первую очередь отличают нас от животных? Тот, кто посмел убрать эмоции из нашей жизни, совершил страш ный грех. И сегодня порок уже называют другими именами, и его уже можно не стесняться. Жадного называют бережли вым, корыстного —предприимчивым, развратного —живу щим полноценной жизнью. Исчез сам смысл жизни, обесце нились понятия греха и добродетели. Миру, перевернутому с ног на голову, очень трудно найти дорогу к храму. «Разрушили одно, разбили другое, что у тебя оста лось? ...Наступило время, когда нечего стало высвобож дать и свободой стали называть дележку материаль ных благ среди равных и равно ненавидящих друг дру га... Наступили времена, когда слово «свобода», кото рое звенело когда-то призывно, словно военный рожок, сникло, полиняло, и люди стыдливо мечтают о новом звонком рожке, который разбудит их на заре и позо вет строить. Потому что хорош только тот рожок, который тебя разбудил». А . де Сент-Экзюпери. Быть может, то, что я скажу, кощунственно, но мне ка жется, главное не в том, что этот храм теперь есть, а в том, как он строился. Точно так же, как смысл жизни не в том, чтобы быть, а в том, чтобы становиться. Те людские души, которые зазвенели чистым колокольным звоном в ответ на этот призыв, стоят гораздо дороже, чем десять храмов Хрис та Спасителя, отстроенных заново. Одна чиновница сказала Дворянчикову: «Чего это вы задумали строить храм в Даль нем? Надо бы в Липецке, тогда пропускаемость людей была бы гораздо больше». Храм строят не для «пропускаемос- ти». Это не кинотеатр и не стадион, суть существования которых определяется количеством купленных билетов. Этот храм —в особенности. Он построен, как сказал Вилен Дмитриевич^, для одной души, но — для каждой. Да, посе лок Дальний вполне отвечает своему названию: добираться туда неблизко и нелегко. Но, может, в этом тоже есть своя истина? А ведь изначально храм задумывался как своего рода духовный стержень,вкруг которого бы родился и рас цвел «Дом творчества для работы с детьми». Мечталось, что ведущие мастера со всей России будут приезжать сюда и писать на глазах у ребятишек, вместе с ними. Даже пла нировалось, что в первую очередь сюда привезут детей из художественной студии при Липецком интернате для сла бовидящих. Но ведь и это еще не все. Прошлая власть уже в свое время сделала заявление о создании «Дома творчест ва для работы с детьми» в качестве подарка к 85-летию Виктора Семеновича Сорокина. Заявление есть, а подарка так и нет. Правда, власть сменилась, ушли люди, дававшие эти обещания. Но разве меняются вместе с властью духов ные ценности? Разве перестают они существовать? К сожалению, а может быть, и к счастью, сегодня преем ственность возможна лишь в одном —в духовном и культур ном строительстве. Независимо от цвета флага, от рисунка на гербе и мелодии гимна. Вот близится двухсотлетие Алек сандра Сергеевича Пушкина, которое мы все собираемся ис кренне и торжественно отмечать. Родилась красивая и высо кая идея: в селе Кореневщина, на родине предков поэта, пос троить часовню и мемориальный ансамбль. Уже есть не толь ко замечательная идея, но и макет этого ансамбля, беско рыстно сделанный Виленом Дмитриевичем Дворянчиковым. Но опять слышны голоса: «Да разве потянем мы нынче ча совню? Дай Бог памятный знак сделать да территорию при вести в порядок». Боящийся —несовершенен, особенно —в любви к Богу. Заранее испугавшийся не способен ничего со здать. Вот только кто дал право этим испугавшимся не ве рить в своих ближних, в доброту их сердец и в силу их духа? А может быть, надо просто попытаться добраться до их душ, и тогда они в ответ мощно и благодарно зазвенят, как луч шие колокола, не обнаружив ни единой трещины? «Неудача одного, успех другого, —не утруждай себя, не дели. Плодотворно лишь сотрудничество всех благо даря каждому. Любой неудачный шаг помогает удач ному, а удача ведет к цели и того, кто промахнулся, они идут к ней рука об руку. Нашедший Бога находит Его для всех...Воздвигнутый храм возвышает людей в собственных глазах». А . де Сент-Экзюпери. ...И вот расступается темный сосновый лес, и ты видишь это озаренное закатным солнцем, легкое, даже какое-то бес телесное чудо. Оно сотворено из дерева, а потому, в силу природы, дарованной Богом дереву, стремится ввысь — к небу, к солнцу. Храм, словно луговая стрекоза, готов в лю бой момент вспорхнуть и улететь туда,куда он нас всех зо вет. Недаром жители Дальнего так о нем и говорят: «То ли из земли вырос, то ли с небес спустился». Наверное, все- таки с небес, потому что не может душа жить только на земле. Не должна. Елена БРЕДИС. № к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz