Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Ф Поселок Дальний. Храм, возведенный здесь к полувековому юбилею Вел 1 усой Победы. Выро­ сший посреди удивитель­ ной природы, как бы впи­ тавший самою фактурой дерева эту тишину и по­ кои, он предназначен для того, чтобы врачевать души и напоминать чело­ веку о главном и вечном... • Ничего не сохрани­ лось в Кореневщине от тех времен, когда ею-вла- дело семейство -Пушки- ных. Разве что киртичй^^иа^-^ « которых была построена - церковь. После ее разру- ^ шения из них сложили подвал. Что будет на этом месте через год, в день 200-летнего юби­ лея? Очень хочется ду­ мать, что часовня памяти великого рода, давшего России великого поэта... Фото Евгения САМОХВАЛОВА. НЕПШТНИК ПАМЯТЬ Пушкин объединяет всех — в большом и в малом. В решении ли общественных вопросов, собственных ли житейских невзгод — он первый утешитель и совет­ чик. Вот и нам, представите­ лям липецкой интеллиген­ ции, собравшимся для ос­ мысления важного (и особо­ го по духовному наполнению) вопроса, Пушкин как бы не­ зримо и ненавязчиво подска­ зывал нужные ответы. Как увековечить память великого поэта на земле его предков? Отдать ли дань сию­ минутности, к приближаю­ щемуся юбилею, пойдя по пути формального «увекове­ чения» —знаком ли, бюстом ли? Или наполнить предстоя­ щее событие глубоким сак­ ральным смыслом, объеди­ нив усилия человеческого разума и воли с Божьим про­ мыслом? Истинная память и пока­ яние (за греховные по отно­ шению к жизни поступки) не могут быть обезбоженными. И если мы хотим оставить потомкам свою лепту, свою любовь к памяти общенацио­ нального гения, то и реше­ ние должно быть особым. Каким? О том заинтересованно и неравнодушно говорилось уже в поселке Дальнем, ко­ нечном пункте нашего мар­ шрута. Наверное, символично, что этот разговор состоялся в приделе чудной и какой-то особенной, (совсем из пуш­ кинских сказок!) церквушки СВ . Георгия Победоносца, гар­ монично объединившей посе­ лок в нечто более единое и цельное — ведь с церковью это уже не поселок, село! Так всегда было на Руси. Итогом общих размыш­ лений все же стал один вы­ вод — необходимо возведе­ ние часовни. Там, где стоял Покровский храм села Коре- невщины, где хоронили крестьян и окрестных поме­ щиков. Созрело и архитек­ турно-планировочное реше­ ние: облагородить террито­ рию, посадить деревья, про­ ложить пешеходные доро­ жки, включив в будущий ансамбль и бывший церков­ ный колодец. Этот замысел Вилена Дво- рянчикова поддержали все, и председатель областного Со­ юза архитекторов Сергей Со­ шников тут же предложил варианты его реализации. Но, пожалуй, наиболее значимым оказалось предло­ жение-размышление режис­ сера Липецкого драматичес­ кого театра, народного ар­ тиста России Владимира Па­ хомова: — В решении предстоя­ щей задачи нам не обойтись без участия Православной церкви. Увековечение памя­ ти первого поэта России — акт не только гражданский, но и духовный в самом высо­ ком смысле. Вот почему надо довести наш замысел до свя­ щенноначалия Воронежско- Липецкой епархии, до влады­ ки Мефодия... Да, «духовная жажда» наша может быть утолена Верой и деланием Добра. Со­ зидающее начало оплодотво­ ряется верой, как и вера без дела — мертва. Для того чтобы воплотить замысел в жизнь (не в спеш­ ке к «дате», как повелось), а исполнив его как просвятлен- ное действо духовного очи­ щения, покаяния, как наш Завет потомкам, как знак ис­ тинной любви к Пушкину, нужно многое сделать. Уже сегодня. Уже сейчас необходимы археологические исследова­ ния на территории Покров­ ской церкви (и разрушенная. она — в мистическом плане по-прежнему стоит на своем фундаменте) с тем, чтобы раз­ работать архитектурно-пла­ нировочное решение. Очистить ее, и к осени вы­ садить деревья. И, может быть, приступить к возведе­ нию самой часовни. Если... Неизбежно встал вопрос о деньгах. Где их взять? Думаю, ответ — в самом замысле. Если мы хотим ус­ тановить на Липецкой земле Памятник Пушкину, вопло­ тившему в своем творчестве русский дух, русскую мысль, русскую историю, русское самосознание, то он должен стать поистине делом общенародным — всех слоев разрозненного нашего общес­ тва. Тут будет важна всякая лепта — от вкладов банкира и бизнесмена, до рубля от тех, кто бедствует в наше жестокое время. Наверное, целесообразно в рамках Комиссии по подго­ товке юбилея А.С. Пушкина создать Попечительский со­ вет и открыть (уже сейчас) благотворительный целевой счет — на памятную часов­ ню. Кто из нас, живущих в России и ощущающих себя сынами ее, не отзовется на­ встречу Пушкину? Липец­ кий литератор, руководитель товарищества «Слово» Иван Завражин предложил под­ нять дело на уровень госу­ дарственной задачи. Все так, но отзовутся ли государственные мужи — поддержкой или словом? А вот живые родники нашей памяти — они здесь. И куда важней добрая воля нас са­ мих —частицы России. У липецких творцов есть и свое видение, свой ответ юбилею Пушкина. Велико­ лепен цикл работ, объеди­ ненных пушкинской темой, созданный замечательным художником Виктором Лу- зановым здесь, на земле его предков, в Кореневщи­ не. У скульпторов есть идея видеть Пушкина в бронзе в Липецке. У поэтов — увидеть из­ данным сборник, поэтиче­ ский венок к подножию ге­ ния... Все это —ему, светлому и мудрому выразителю рус­ ского народного самосозна­ ния Александру Сергеевичу Пушкину! А значит, и Рос­ сии. И еще один итог нашей встречи. Его особо подчер­ кнул и выделил заместитель главы администрации облас­ ти Юрий Дюкарев: — Очень важно, что в столь важном деле творче­ ская интеллигенция облас­ ти собралась вместе. В этом — залог успеха и реализа­ ции замысла. Поскольку только вместе мы способны свершить задуманное. О том же, завершая встречу, подводя ее итоги, говорили и начальник обла­ стного управления культу­ ры и искусства Анатолий Нехорошев, и глава адми­ нистрации Добровского рай­ она Александр Сладких. А уж коль мы объеди­ нились ради Пушкина — смыслом поступков должно быть созидание. Ради Пуш­ кина, ради нашей Родины, России и великого (даже в беде) народа ее. Поскольку главное в нашей памяти о Пушкине — «народная тро­ па». И дрожащий огонек све­ чи — в детской ли ладош­ ке, старческой ли руке. Владимир ПЕТРОВ. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК КЛУБА ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ ГАЗЕТ ОБЛАСТИ 3. ОБРЕТЕНИЕ «Вы станете великими, если камни, над кото­ рыми вам дана власть, перестанут быть просто камнями, предназначенными служить нехитрым будничным удобствам, но станут ступенями, ве­ дущими к престолу Господа». Ан туан д е С е н т -Э к зю п е р и , «Цитадель». ...Испокон веков отношение к колоколам на Руси было особым. Трепетным, мистическим. Тайны особых сплавов свято хранились и передавались от отца к сыну. И все рав­ но до последней минуты невозможно было предугадать, за­ звучит ли колокол и как зазвучит. И это во многом зависе­ ло от души мастера, от того, менял ли он свою жизнь на этот колокол, пока творил его. И до сих пор люди верят, что колокола могут дать трещину, когда их перевозят, не из-за ухабов на дороге, а лишь потому, что их везут НЕ В ТО МЕСТО. Наверное, Высший Творец изначально все души челове­ ческие создавал подобно ярким, звонким колоколам, спо­ собным отзываться на малейшее прикосновение. Но посте­ пенно, ^Iо мере движения по той дороге, ухабы и рытвины которой зовутся жизненным опытом, души эти начинали давать трещины, одну за другой, и вместо мелодичного звона издавали лишь глухой, пустой звук. А может быть — все иначе. И нет трещин в большинстве душ, а просто вышло так, что не касалась их сильная и мудрая рука, способная заставить зазвучать, да так, как никто не ждал и ждать не мог. Как хочется верить именно в это! Ухабы и рытвины сами по себе не злО’— важна твоя готовность их преодо­ леть, пронеся осторожно, как колокол, свою душу. ...Когда расступается сосновый лес,когда заканчивает­ ся бездорожье, по которому тебя долго трясло и болтало, перед тобой открывается то, что могло только сниться. Го­ ворят, человеку случается увидеть во сне тот уголок зем­ ли, на котором он мог бы быть счастлив. На языке «прото­ кола» все звучит очень прозаично: Добровский район, посе­ лок Дальний, Храм Георгия Победоносца, построенный к 50-летию Победы. Так вот просто и обыденно: не было пос­ реди этого благоуханного луга, на берегу сонной, прохлад­ ной реки никакого храма, а потом появился. И не потребо­ валось ежедневной телерекламы, которой обросло и унизи­ лось строительство Храма Христа Спасителя, не потребова­ лось публичного, демонстративного покаяния вкупе с очеро. , нением собственной истории и собственного прошлого. ;ПЭ: против, возникла и состоялась связь времен. И советские воины, павшие в годы Великой Отечественной войны, юные мальчики-атеисты и седые бойцы, проливавшие когда-то кровь на Гражданской, обрели покой в Боге, которого назы­ вали любовью к Родине. Впрочем, в словах ли дело? «Я смотрел на свой народ и думал: никто теперь не тратит свою жизнь на дело рук своих, нет наследия, которое неизменным передавало бы одно поколение другому, время теперь течет бесплодно, словно песок». А. де Сент-Экэюпери. Самая первая и банальная мысль, которая приходит в голову: для того, чтобы сегодня строить храм, надо быть мэром Москвы Лужковым и обладать его финансовыми воз­ можностями. Так успокаиваем и утешаем мы сами себя, оп­ равдывая собственное бездействие и душевную лень. На­ йти оправдание всегда проще, чем что-то сделать. Идея строительства этого храма, принадлежавшая, в пер­ вую очередь, Вилену Дмитриевичу Дворянчикову, казалась на тот момент излишне грандиозным замыслом, которому никогда не суждено воплотиться. Вот праздник города к 50-летию, торжественные вечера для ветеранов, шашлыки и водка на разлив —это реально. А уж с храмом вы, изви­ ните, загнули. Вилен Дмитриевич до сих пор вспоминает, как встретил двух липецких поэтов, идя на заседание ко­ миссии по культуре, где должен был решиться вопрос по строительству храма. Один из поэтов, идущий на заседание той же комиссии, начал «охлаждать» ее автора: «Да о чем ты думаешь, возможно ли эго в наше-то время? Сейчас дру­ гих проблем хватает». И быстро обогнал художника, чтобы первым войти в кабинет и не иметь ничего общего с этими «бреднями». Другой поэт, повстречавшийся в том же кори­ доре, сразу же сказал: «Я слышал, ты храм строить соби­ раешься?» Потом вынул из кармана двести тысяч "тех" руб­ лей и извинился: «Прости, больше сейчас у меня нет». Да, встречались люди,похожие на первого поэта. И была реакция, типичная для нашего времени: «Вилен, ты чего храм-то строить начал — неужели на даче у себя уже все сделал?» Сначала — собственная дача, собственный дом, собственная квартира. Потом, если останутся время, силы, деньги, —можно и для других постараться. Но, к сожале­ нию, для себя, любимого, ничего достаточно и слишком много не бывает. Если ты у себя самый любимый. Были и те, кто говорил: «Видать, много, Вилен, у тебя грехов, раз ты храм строить начал». И высокомерно отходили в сторо­ ну, почитая себя безгрешными и достойными прожить без Храма. Были разные. Кто-то демонстративно поддерживал и аплодировал, не рискуя отступать от собственных слов и когда-то данных предвыборных обещаний. Но... аплодис­ ментами все и заканчивалось. Судить людей, не нашедших дорогу к Храму, нельзя, — их можно только пожалеть. Но можно и должно судить тех, кто подменяет дела словами. «Ваш храм своей тишиной зовет их погрузиться в самих себя. И они открывают, каковы они. Без храма звать их будут только лавки. И они откроют в себе покупателя. Никогда не родится в них величие. Никог­ да не узнать им, как они пространственны... Меня за­ ботит одно: общее дело, где каждый в помощь благода­ ря другому. Мне в помощь и ты, и камень. Кто благо­ дарен камню, положенному в основу храма?... Заставь их строить башню, и они почувствуют себя братьями». А . де Сент-Экзюпери. Строительство этого храма сотворило чудо. Никто не при­ мазывался к возможной славе того, кому принадлежала эта идея, чтобы потом кричать на всех перекрестках: «Я тоже строил храм, я внес такую-то сумму». Приходили люди, раньше не знакомые с Виленом Дмитриевичем. Спрашива­ ли просто: «Мы слышали, вы строите храм. Что я могу сде­ лать? » Перечислять все имена бесполезно —их было слиш­ ком много, помогавших, поэтому кого-то можно забыть, а это непростительно. Пришел руководитель одного строи­ тельного треста и сказал: «Дать тебе денег — значит про­ сто откупиться. Лучше я что-то сделаю». И сделал велико­ лепные окна и двери из дерева, которое никогда не рассох­ нется и не покоробится. Директор одного из ныне бедству­ ющих липецких заводов нашел возможность купить блоки для фундамента. Руководитель коммерческой фирмы, се­ годня занимающий немалый пост в коридорах областной власти, привез металл для кровли еще до того, как начал строится храм. Одному человеку мне пришлось лично пообещать, что его имя не будет названо. Он, придя к Дворянчикову, ска­ зал: «Я хочу дать деньги на алтарь». И хотя его убеждали, что это слишком дорого, он прошел к роялю, стоящему в гостиной Дома Мастера и положил на него пачку купюр: «Я понимаю, что этого не хватит. Когда деньги кончатся — позвоните мне. Только прошу вас —не трите ни перед кем колени». Потом он на свои средства отлил в Москве колоко­ ла, сделал немало другого. Когда я спросила, почему он так упорно хочет остаться в тени, он ответил: «Во все вре­ мена на Руси строили храмы. И это никогда не считалось каким-то особым подвигом. Мы просто сделали то, что до­ лжны были сделать. Выло бы постыдно трубить об этом». Был водитель многотонного грузовика с краном, его зва­ ли Миша. В самую гнилую погоду, в дождь и распутицу, он решился ехать по бездорожью в Дальний, хотя риск был очень велик. Он имел полное право не делать этого. Ему не обещали вознаграждения. Но он все-таки проехал. Была юрист, которой надо было заплатить 60 тысяч за оформле­ ние какой-то справки, а у Дворянчикова просто не было этих денег. И тогда он спросил: «А вы не хотели бы поучаство­ вать?» Юрист не поняла: «А как?» Потом, сообразив, по­ просила: «Распишитесь, что получили документ бесплат­ но». Неважно, кто и сколько дал. Можно дать много, а можно отдать мало, но последнее. Идея строительства храма объ­ единила людей, сделав их Людьми. «Величие молитвы —в молчании». Не стоит унижать торгом общение с Богом. А потому не будем и унижать ненужной и неуместной рекла­ мой тех, кто обрел здесь свой храм. Сегодня нередко можно услышать в ответ на твои излия­ ния: «Это все эмоции». Но что же плохого в эмоциях? И раз­ ве не они в первую очередь отличают нас от животных? Тот, кто посмел убрать эмоции из нашей жизни, совершил страш­ ный грех. И сегодня порок уже называют другими именами, и его уже можно не стесняться. Жадного называют бережли­ вым, корыстного —предприимчивым, развратного —живу­ щим полноценной жизнью. Исчез сам смысл жизни, обесце­ нились понятия греха и добродетели. Миру, перевернутому с ног на голову, очень трудно найти дорогу к храму. «Разрушили одно, разбили другое, что у тебя оста­ лось? ...Наступило время, когда нечего стало высвобож дать и свободой стали называть дележку материаль­ ных благ среди равных и равно ненавидящих друг дру­ га... Наступили времена, когда слово «свобода», кото­ рое звенело когда-то призывно, словно военный рожок, сникло, полиняло, и люди стыдливо мечтают о новом звонком рожке, который разбудит их на заре и позо­ вет строить. Потому что хорош только тот рожок, который тебя разбудил». А . де Сент-Экзюпери. Быть может, то, что я скажу, кощунственно, но мне ка­ жется, главное не в том, что этот храм теперь есть, а в том, как он строился. Точно так же, как смысл жизни не в том, чтобы быть, а в том, чтобы становиться. Те людские души, которые зазвенели чистым колокольным звоном в ответ на этот призыв, стоят гораздо дороже, чем десять храмов Хрис­ та Спасителя, отстроенных заново. Одна чиновница сказала Дворянчикову: «Чего это вы задумали строить храм в Даль­ нем? Надо бы в Липецке, тогда пропускаемость людей была бы гораздо больше». Храм строят не для «пропускаемос- ти». Это не кинотеатр и не стадион, суть существования которых определяется количеством купленных билетов. Этот храм —в особенности. Он построен, как сказал Вилен Дмитриевич^, для одной души, но — для каждой. Да, посе­ лок Дальний вполне отвечает своему названию: добираться туда неблизко и нелегко. Но, может, в этом тоже есть своя истина? А ведь изначально храм задумывался как своего рода духовный стержень,вкруг которого бы родился и рас­ цвел «Дом творчества для работы с детьми». Мечталось, что ведущие мастера со всей России будут приезжать сюда и писать на глазах у ребятишек, вместе с ними. Даже пла­ нировалось, что в первую очередь сюда привезут детей из художественной студии при Липецком интернате для сла­ бовидящих. Но ведь и это еще не все. Прошлая власть уже в свое время сделала заявление о создании «Дома творчест­ ва для работы с детьми» в качестве подарка к 85-летию Виктора Семеновича Сорокина. Заявление есть, а подарка так и нет. Правда, власть сменилась, ушли люди, дававшие эти обещания. Но разве меняются вместе с властью духов­ ные ценности? Разве перестают они существовать? К сожалению, а может быть, и к счастью, сегодня преем­ ственность возможна лишь в одном —в духовном и культур­ ном строительстве. Независимо от цвета флага, от рисунка на гербе и мелодии гимна. Вот близится двухсотлетие Алек­ сандра Сергеевича Пушкина, которое мы все собираемся ис­ кренне и торжественно отмечать. Родилась красивая и высо­ кая идея: в селе Кореневщина, на родине предков поэта, пос­ троить часовню и мемориальный ансамбль. Уже есть не толь­ ко замечательная идея, но и макет этого ансамбля, беско­ рыстно сделанный Виленом Дмитриевичем Дворянчиковым. Но опять слышны голоса: «Да разве потянем мы нынче ча­ совню? Дай Бог памятный знак сделать да территорию при­ вести в порядок». Боящийся —несовершенен, особенно —в любви к Богу. Заранее испугавшийся не способен ничего со­ здать. Вот только кто дал право этим испугавшимся не ве­ рить в своих ближних, в доброту их сердец и в силу их духа? А может быть, надо просто попытаться добраться до их душ, и тогда они в ответ мощно и благодарно зазвенят, как луч­ шие колокола, не обнаружив ни единой трещины? «Неудача одного, успех другого, —не утруждай себя, не дели. Плодотворно лишь сотрудничество всех благо­ даря каждому. Любой неудачный шаг помогает удач­ ному, а удача ведет к цели и того, кто промахнулся, они идут к ней рука об руку. Нашедший Бога находит Его для всех...Воздвигнутый храм возвышает людей в собственных глазах». А . де Сент-Экзюпери. ...И вот расступается темный сосновый лес, и ты видишь это озаренное закатным солнцем, легкое, даже какое-то бес­ телесное чудо. Оно сотворено из дерева, а потому, в силу природы, дарованной Богом дереву, стремится ввысь — к небу, к солнцу. Храм, словно луговая стрекоза, готов в лю­ бой момент вспорхнуть и улететь туда,куда он нас всех зо­ вет. Недаром жители Дальнего так о нем и говорят: «То ли из земли вырос, то ли с небес спустился». Наверное, все- таки с небес, потому что не может душа жить только на земле. Не должна. Елена БРЕДИС. № к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz