Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

В М Е С Т 0 ^ 1 Р Щ 1 С Л 0 В ^ ПОДЗНАКОМПУШКИНА Ж 1М 11— 1 Я * ■ 1|^Р 1 Сначала была идея любопытной, но, в общем-то, обычной журналистской командировки в поселок Дальний Добровского района. Туда нас давно звали старый друг нашей редакции, замечательный художник, директор Дома Мае- ®**лен Дворянчиков и его правая рука искусствовед, постоянный автор «ЛГ» Татьяна Нечаева. Дело в том, что именно вДальнем Дворянчиков реализо- вал, казалось бы, утопический замысел: без гроша «официального» Финанси- поставил удивительный деревянный храм. А по дор^е плани­ ровалось остановиться в Кореневщине — на прародине Пушкина, в Преображеновке, где с т р о и т с я новая школа взам^ сгоревшей, у потаенного лесного родника, ,шНе будем лукавить: сам маршрут представлял­ ся нам метафорой, символом дороги к Храму, средоточию русской духовности, к которол^ельзя прибли- зиться, минуя Пушкина, не думая о будущем, не прикоснувшись сердцем к мудрой тишине р^^^ Но, конечно, кроме чисто поэтических мотивов, нас интересовали и вполне практические д ел а поежпе кдвухсотлетию со дня рождения Пушкина в той же Кореневщине. П о ^ - намеревались пригласить еще двух-трех художников, скульпторов, может быть, архитектора. Но «паломничество» привлекает внимание куда более широкого круга та- «пл1” **«***земля 1 гов поэтов, деятелей театра, историков, музейщиков. И тогда совместно с областным дного заседан>и^яУ^к ьот лурлые ргие иш пе онокуб лыьлт оурр еа . сширить круг участников поездки, организовав что-то вроде ав оышеезз­ ^ короткого пролога в областном краеведческом музее, где мы осмотрели экспонат — надгробную доску с могилы предка А.С. Пушкина и услышали объ- директора музея Лидии Катеринкиной, автомобильный кортеж отпра­ вился в путь. Сперва асфальт, потом — проселок, а там — и лесная просека в ухабах Но то что мы увидели и узнали, стоило всех неудобств путешествия... в ухаоах. по то, что мы благодарна за помощь в проведении поездки коллегам из гостелерадио- компании «Липецк», ТОО «ТВК», а также главе администрации с. Преображеновка Вере Поповой. | Р в I I ■II ■ 1 |И И .11ш1 |1|М И ||в1|вЯ| я И Я в | 1 и ш р 111И 1 ■ 11Ш ' 1 я 1. КАКИСКОРЕНЯЛИКОРЕНЕВЩИНУ, ДАНЕИСКОРЕНИЛИ ?) Те, кто проезжает мимо Кореневщины, в большин­ стве своем ничего не зна- I ют и ни о чем не догады­ ваются. Редко какой «Жи- I гуленок», а тем паче «кру­ тая» иномарка притормо- ' ЗИТ у обочины. Мало кто из водителей приглушит , мотор и спустится к при­ дорожному колодцу,звяк- 5 нет цепью, обвившей во­ рот, терпеливо размотает ^ ее, опуская в холодную ^ черную глубину помятое , ведро, чтобы, утолив жаж- I ду телесную, вспомнить, ! что есть еще и жажда ду- I ховная. Есть цепь времен, в которой каждое поколе- ! ние, а может, и каждый ^ человек — звено. И надо I хоть иногда, несуетно и со- § средоточенно, поворачи- 5 вать ворот и' зачерпывать §из глубины прошедших ? десятилетии и веков осве- 5жающей, живой влаги на- ? родного опыта, культуры, ! традиций. Но машины равнодуш- ; но проносятся мимо. Ибо ^ ничто не останавливает ! здесь взора проезжающе- ^ го и проходящего люда, ! нет ни единой зацепки для глаза и души, ни малей- ? шего следа или свидетель- ! ства, что эта земля —пра- : родина Пушкина, место­ жительство его предков, его бабушки, заменившей Сашеньке мать, у которой почему-то недостало на сына любви и тепла. Ничего не сохранилось. Ни старого дома, ни часов­ ни-усыпальницы, ни хра­ ма. Храм порушили в тридцатые годы. Ломали долго и упорно. А он так­ же долго и упорно не под­ давался, ибо строили-то его на совесть, не предпо­ лагая, что внуку или прав­ нуку придет в голову за­ чем-то непременно уничто­ жить эти стены. Когда крепкая кладка, наконец, была побеждена, оставши­ еся камни использовали на сооружение подвала для хозяйственных нужд. Он и сейчас находится побли­ зости от места, где стояла церковь, на заросшем пыльной травой пустыре. Правда, построили его, видимо, хуже, чем былую церковь, —свод уже обва­ лился... Есть расхожее выраже­ ние: время не пощадило... Удобнее не придумаешь: время виновато во всем, а мы нипричем, у нас пол­ ное алиби. Впрочем, мы охотно готовы признать ошибки, глупости и пре­ ступления живших до нас. И даже покаяться за них в их слепоте, узости, не­ терпимости. Сейчас это особенно модно •—поворо­ шить принародно пепел пожарища, остывшего еще до твоего появления на свет. Такое шоу и полити­ чески выгодно: вот, мол, деды нагрешили, а мы, умные, мудрые, многому научившиеся, искупаем их грехи. Зато о пожарах, полыхающих сегодня, о кострах, разожженных нами, не говорим ни сло­ ва. Похоже, намереваемся поручить раскаяться в этом и покаяться эдак лет через сто детям наших де­ тей? Но не будем о полити­ ческой злобе дня, пусть она по-своему и связана с запустением в Кореневщи­ не. Я о другом. Ну, хоро­ шо: не ведая, что творят, люди частично не уберег­ ли, а частично разрушили материальные свидетель­ ства — из камня и дерева — о предках великого по­ эта. Тех разрушителей уже нет. Настал наш че­ ред действовать. Так поче­ му же мы, затвердив со школьной скамьи пушкин­ скую строчку о любви к родному пепелищу и оте­ ческим гробам, палец о палец не ударили, чтобы здесь, в Кореневщине, под боком у областного центра. как-то обозначить память о поэте? Ни бюста поэта не ус­ тановили, ни памятного зна­ ка, не говоря уже о воссозда­ нии церкви, о строительстве часовни, об открытии музея. Ждали повода —двухсотлет­ него юбилея? Так и живем: от даты к дате. К 9 мая вдруг начина­ ем проявлять трогательное внимание к старикам-фронто- викам, а потом забываем о них до следующих майских фей­ ерверков, к 6 июня поспеш­ но клянемся в любви к Пуш­ кину, накануне 22 октября проводим скоротечную кам­ панию почтительного обожа­ ния Бунина... Директор Кореневщинс- кой школы Нина Ивановна Бородина, встречая нас, с горечью сказала про чинов­ ника, который «утешил» ее: дескать, ну, как-нибудь уж переживем, перетерпим эту двухсотлетнюю годовщину, а там все войдет в свою колею. Вот так. Открытым текстом. Своя колея, как нетрудно догадаться, — наезженная колея абсолютного безразли­ чия и к Пушкину, и к коре- невщинским его корням, и к нуждам разрушающейся на глазах местной школы. Та самая колея, из коей мы не пожелали выбраться ни в от­ носительно благополучные, стабильные семидесятые, когда наверняка не столь уж сложно было найти сред1гтва на бюст и памя'Сный знак, ни в бестолковую перестроечно­ реформистскую эпоху, когда появилось новое, вроде бы железное алиби для нашего равнодушия —скудость бюд­ жета, кризис и разброд. Я пишу — «мы». Но, на­ верное, это не совсем спра­ ведливо и точно. Да, «мы», то есть общество и государ­ ство в целом. Однако прав, быть может, Альберт Швей­ цер, утверждавший, что эти­ ка отдельной личности ока­ зывается порою гораздо выше, нежели этика его вре­ мени. По крайней мере, в океане чиновного и обыва­ тельского безразличия к «отеческим гробам» всегда находились одинокие плов­ цы, выбиравшие не дрейф, а упрямое сопротивление тече­ нию. Оних не случайно расска­ зывала в Кореневщине энту­ зиаст краеведческого пушки­ новедения, научный сотруд­ ник областного музея Свет­ лана Кукрак. Еще доктор Трунов, что по праву счита­ ется основателем музейного дела в Липецке, занимался исследованием кореневщин- ских истоков пушкинской судьбы. Да и сегодня среди нас живут те, кто не устает напоминать нам о неуплачен­ ном долге и личными усили­ ями пытается компенсиро­ вать, искупить — не на сло­ вах, а на деле —общий грех. Это и художник Виктор Лу- занов, создатель внушитель­ ной серии работ на пушкин­ ские мотивы, готовый раз­ местить в своем доме музей о кореневщинских предках поэта. И его коллеги — ху­ дожники, скульпторы, что, не дожидаясь официальных решений и санкций, уже име­ ют несколько проектов, эски­ зов, чертежей, макетов, как оформить связанные с Пуш­ киным места Кореневщины, прежде всего, тот же пус­ тырь, где когда-то была усы­ пальница. Позже, уже в по­ селке Дальнем, Вилен Дво­ рянчиков и Александр Ваг­ нер покажут нам то, что они придумали. Есть свои задум­ ки и у скульптора Юрия Гришко, и у других наших спутников. И та же Нина Ивановна Бородина, которая в заботах о давным-давно не ремонтировавшейся школе не забывает, на какой земле ей и ее воспитанникам пос­ частливилось жить. Вероят­ но, у не однажды побывавше­ го в селе поэта Владислава Зорина были основания за­ явить: да в Кореневщине все ребята и взрослые —пушки­ нисты! И в этом, безусловно, заслуга школы, ее учителей. А рядом с педагогами —му­ зейные работники из Липец­ ка, они тут тоже частые гос­ ти, вот уже семь лет вместе с учителями проводят в селе пушкинские праздники... Но почему же все эти и другие, не названные мною, однако, слава Богу, не зара­ женные и не пораженные то­ тальным наплевизмом люди так долго оказывались бес­ сильными? Почему не заста­ вили услышать нас не зря припомнившиеся поэту Ива­ ну Завражину слова академи­ ка Лихачева: «Памяти нуж­ ны пристанища»? Горькие вопросы. И я не умею найти на них ответа. Но чаще, чем о горечи от увиденного, участники поез­ дки говорили о стыде. Иван Сергеевич Завражин особен­ но настойчиво повторял, что мы не можем не испытывать стыда за многолетнее наше бездействие, но еще стыднее будет, коли, ссылаясь на не­ хватку денег, область оставит Кореневщину в небрежении и на третий пушкинский век. Собственно, так были на­ строены все, кто был в тот день в этом селе. И предста­ вители власти, и творцы. Как заметил начальник управле­ ния культуры Анатолий Не- хорошев, нужно, не затяги­ вая, объявлять конкурс и на бюст; и на'памятный знак, думать, где их ставить. У нас пока нет денег,, но есть вре­ мя и есть Желание. Значит, будем начинать сообща. Любопытно, как на протя­ жении всей поездки на раз­ ные лады, не сговариваясь, произносили слова, хорошо знакомые любому читателю «Липецкой газеты»: будем вместе — вместе мы силь­ нее... А потом, оказавшись в Дальнем и слушая рассказ Вилена Дворянчикова о ро­ ждении церкви, мы все полу­ чили как бы наглядное под­ тверждение, убедительную иллюстрацию того, на что способны люди, объединен­ ные благородной, высокой целью... Так что споры завязались лишь по вопросам вполне кон­ кретным, практическим. Мы обсуждали не что делать, а как сделать. Ну, и, естес­ твенно, в истинно русской традиции — с чего начать: с бюста, с часовни, с памятно­ го знака? И, кажется, все сошлись на том, что начинать надо с... капитгшьного ремон­ та школы. Когда разговор завязался об этом, в жестах и интонации Нины Ивановны Бородиной, до того держав­ шейся в тени, явно смущен­ ной присутствием начальст­ ва, творческого «бомонда» и телекамер, угадывалось поч­ ти отчаяние. Сколько уж ей обещали помочь с ремонтом, но так и не приступили к нему. Между тем, как резонно рассудили «паломники», это, действительно, первоочеред­ ная задача. До пушкинского юбилея еще почти год, а до первого сентября — чуть больше месяца. А в школе обрушиваются потолки, ни­ куда не годится кровля. Как бы это не обернулось тем, что родители, опасаясь за детей, перестанут пускать их на за­ нятия. Вот уж поистине па­ радокс: в пушкинской Коре­ невщине будут расти мальчи­ ки и девочки, не знающие грамоты и не способные чи­ тать стихи и сказки Алексан­ дра Сергеевича... Конечно, все упирается в деньги. Но даже при нынеш­ ней бедности региона не ве­ рится, что кореневщинской школе нельзя ничем помочь. И вообще: грядущий юби­ лей — забота не одного — двух ведомств, его не затол­ кнешь в какие-либо рамки, поскольку его границы совпа­ дают с границами самой Рос­ сии и с границами души каж­ дого россиянина. А стало быть, и лепту свою в это тор­ жество в честь народного ге­ ния наверняка пожелают внести многие. За творческим успехом, судя по всему, дело не встанет. Власти постара- ются, но достаточные сред­ ства вряд ли найдут. Значит, надежда на меценатов, на русских людей, у которых деловая сметка и удачли­ вость соединяются с уваже­ нием к духовному началу, с пониманием, что не хлебом единым жив человек... Прекрасный русский ак­ тер Сергей Юрский, влюблен­ ный в Пушкина и только что записавший на ТВ полностью «Евгения Онегина», бросил журналистам неожиданную в его устах реплику: дескать, ну, теперь, в юбилейный год, у нас развернется пушкинс­ кая вакханалия. Что он имел в виду, расшифровать легко. Юрскому претит, естествен­ но, не пушкинский праздник, а наша склонность к показу­ хе, помпе, к неуместному пристегиванию великого име­ ни к разного сорта амбици­ озным или казенным мероп­ риятиям. Вместо того, чтобы заняться в самом деле чем- то насущным, органично вы­ растающим из духа пушкин­ ского творчества, пушкин­ ского патриотизма, пушкин­ ской этики. В Кореневщине я почув­ ствовал: мои спутники тоже опасаются показушной вак­ ханалии, не хотят топить сути в болтовне и прожектах. Предложенное ими было ра­ зумным, достойным и реаль­ ным. Понятно, при одном условии: что мы все сумеем работать сообща, поддержи­ вая друг друга, что власти, мастера искусств и мецена­ ты будут думать о Пушкине и его читателях, а не о том, чтобы лишний раз повитий- ствовать на трибуне или те­ леэкране, использовать юби­ лей в личных, рекламных, карьерных и прочих небеско­ рыстных интересах. • Дискуссий, столкнове­ ния мнений в этот день не было. Все мы чувствовали себя единомышленниками, объединенными любовью к нашей малой родине — Ли­ пецкому краю, любовью к Пушкину, любовью, надеж­ дой и верой в то, что вместе мы сильнее. На снимке — Ви­ лен Дворянчиков знакомит нас со своими предложени­ ями по обустройству пушкин­ ских мест Кореневщины. • Поэт Иван Завражин и научный сотрудник облас­ тного краеведческого музея Светлана Кукрак уже много лет бывают в Кореневщине. Им дороги эти места, люди, которые здесь живут, они многое сделали, чтобы не стиралась в людских сердцах память о предках поэта. • Руки у художника уме­ лые и крепкие. Они способ-^^ ны уверенно держать только кисть... Х удож ник^ Виктор Лузанов одним из первых взялся за косу, ког­ да участники поездки обус­ траивали лесной родничок невдалеке от Преображе- новки. И. НЕВЕРОВ. 2. ДЛЯ НАРОДА ВАЖНЕЕ В самосознании русско­ го человека Пушкин также естественен, как сама при­ рода России, ее великие про­ сторы, ландшафты и дали. Слушая ли завывание мете­ ли, глядя ли на мутный круг луны сквозь пелену мглистых небес, как бы сами собой приходят стро­ ки его волшебных стихов: «буря мглою небо кроет...», «луна как бледное пятно...» И так во всем — наеди­ не ли с природой, в беде или радости Пушкин —наш не­ изменный и мудрый настав­ ник. Более того, во многом мы смотрим на окружающее как бы его глазами —если, конечно, не потеснили, не заменили его другими «цен­ ностями» и соблазнами. И чем ближе нам Пушкин, тем богаче мы сами — его свет­ лым и мудрым взглядом на мир. Пушкин органичнее и понятнее не в городских ме­ гаполисах с их суетой, шу­ мом, калейдоскопическими сменами ситуаций, а там, где еще сохранены остров­ ки нетронутой «цивилиза­ цией» природы, где журчит незатоптанный и незамут­ ненный родничок, где жи­ вут люди в гармонии с при­ родой. Вот почему наш мар­ шрут из Кореневщины про­ лег в северо-восточную часть Добровского района, в места красоты необыкновен­ ной, пейзажей одухотворен­ ных, где воздух напоен гус­ тым ароматом июльских трав и разомлевших на зное сосновых боров. Когда-то места здешние облюбовали петровские «преображенцы»: так поя­ вилось на Тамбовщине село Преображеновка. Охоти­ лись, рубили лес, водили скот. Построили храм, а в 1897 году открыли при нем приходскую школу — обу­ чать детишек грамоте и За­ кону Божию. В богоборческие двадца­ тые храм закрыли, а затем и вовсе снесли (надо думать не по инициативе потомков пре- ображенцев, крепко хранив­ ших устои). Школа же осталась, вы­ пуская в мир новые и новые поколения учеников, но... без знания Закона Божия, пос­ кольку Бог был объявлен «несуществующим». Несколько лет назад шко­ ла сгорела. Тяга к знаниям у юных преображенцев от­ того, конечно, не уменьши­ лась — теперь они впитыва­ ют знания в приспособлен­ ных помещениях и ждут, когда возведут новый «храм знаний». А рождается он, по нынешним временам, поисти­ не в муках —как всякое бла­ гое дело. Тридцати с лишним пре- ображеновским мальчишкам и девчонкам с их незамутнен­ ными душами не до труднос­ тей взрослых, но именно они —авторитетные и серьезные судьи в проблемах затянув­ шегося долгостроя. Конечно, куда важней, чтобы не иссякал и не замут- нялся родник знаний, чтобы тянулись детские души к Пушкину, Есенину, Блоку. Но не менее важно в любом русском селе, во все време­ на, чтобы стоял в центре его храм. Храм Божий — для духовной крепости, а для детей еще и «храм знаний», школа. Только тогда жизнь села не иссякнет, не разъ­ едутся жители, не прервет­ ся история — с ее предания­ ми, легендами, суровыми каждодневными буднями и вечно живой надеждой на лучшую долю. Школу строят детям — с мыслью о будущем, о продол­ жении жизни. Сегодня воз­ ведение сельской школы в Преображеновке обретает очень важный смысл — от этого зависит будущее ста­ ринного села, утверждает директор школы Анатолий Попов. Будут звенеть по ули­ цам детские голоса, ручейка­ ми стекаться по утрам на урок — будет и жизнь... Живые истоки народной жизни не могут иссякнуть никогда. А вот замутиться, заилиться, покрыться травой забвенья —да. И вот уже не в чести русская песня, а див­ ные мелодии Георгия Свири­ дова к пушкинской «Мете­ ли» оказываются чуждыми в потоке псевдомузыки. Вот уже не к православ­ ным храмам тянутся русские люди — в экзотические сек­ ты, поганками расплодивши­ еся в последние годы. Не великие Пушкин, Тол­ стой, Лермонтов, Достоевс­ кий —властители умов, а по­ ток псевдописательской лите­ ратуры с культом силы и от­ кровенного физиологизма. Все так! Но значит ли, что божественные основы жизни растоптаны, забросаны грязью, забиты булыжника­ ми? Неужто пушкинское «Я помню чудное мгновенье!» не повторится никогда и не от­ зовется на любовь любовью человеческого сердца? Конечно же, нет! Жизнь возьмет свое, свет ее, посте­ пенно набирая силу, развеет муть и сумрачную тьму. Символично было для всех нас посещение старин­ ного родничка в лугах. —Когда-то здешние зем­ ли, —напоминает нам лесни­ чий заповедного заказника Анатолий Николаевич Попов, — принадлежали лебедян­ скому помещику Богданову с прекрасными сенокосными угодьями и рыбной ловлей. Сейчас Богдановские луга в одноименном урочище — угодья СХП «Кривецкий». В памяти старожилов остались воспоминания о том, как ра­ чительно оберегались эти, поистине благословенные места. Луга —особая забота рус­ ских крестьян в средней Рос­ сии. Их берегли, их лелея­ ли, выпасы скота, коль того требовала жизнь, осущес­ твляли в строго ограничен­ ный период, с тем, чтобы животные не заносили на ко­ пытах семена разнотравья. А уж пойменные сенокосные луга берегли особо! Вот и здесь заметны еще остатки булыжной дороги — подъез­ ды к лугу, выложенной еще при барине. Но то — было. Сейчас луга покрываются кустарни­ ком, а ближе к реке Воронеж и совсем заросли ивняком, крапивой. А в укромном углу уро­ чища в окружении черемухи и столетних ольховых де­ ревьев, в крапивной духоте и комарином зуде — родник. Когда-то это место поистине лелеяли —родник бил мощ­ но и весело, а ключ от него сбегал в специально сделан­ ный бассейн — старицу, где в чистой ключевой воде ус­ траивался, волею барина, са­ док для рыб. Нет старицы, родничок не заглох, но заилился, заболо­ тился. Недавно старанием лесничего и журналистов «ЛГ» над ним появился сруб, тропинка выложена жерди­ нами. И побежал к низине ручеек! Ожил родничок, от­ ветил на ласку людскую. Родник Богдановского урочища как бы ответил нам на многие трудные вопросы, терзающие современников сегодня. Земле России нуж­ ны любящие люди, нужен не экспериментатор, «обустраи­ вающий» жизнь по чужим рецептам, а хозяин. Преем­ ственность вековых устоев, веками же выпестованный лад жизни, созидательный труд в единстве и гармонии с природой, с историей, с преданьями. И земля ответит сторицей. Не о том ли творчество Пушкина? Не потому ли свет его вот уже два столетия со­ гревает и просветляет людс­ кие души? Сейчас немало разнотол­ ков о «формировании» обще­ национальной, общероссийс­ кой идеи. Суета сует, поскольку она была всегда, есть (забитая, как позабытый родничок) и будет всегда. А Пушкин — вершинный выразитель ее. Всем своим творчеством, ми­ ропониманием и философией своей. Цитировать его можно бесконечно, и каждое произ­ ведение его — грань нацио­ нальной идеи, выраженной русским языком. Но кто из народов России, даже обуре­ ваемый страстями нацио­ нальной «самостоятельнос­ ти», не поставит свою под­ пись, скажем, под таким вот великим откровением поэта: Два чувства давно близки нам. В них обретает сердце пищу; Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека. Залог величия его... Животворящая святыня! Земля была без них мертва. Без них наш тесный мир — пустыня. Душа — алтарь без божества. ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz