Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
В М Е С Т 0 ^ 1 Р Щ 1 С Л 0 В ^ ПОДЗНАКОМПУШКИНА Ж 1М 11— 1 Я * ■ 1|^Р 1 Сначала была идея любопытной, но, в общем-то, обычной журналистской командировки в поселок Дальний Добровского района. Туда нас давно звали старый друг нашей редакции, замечательный художник, директор Дома Мае- ®**лен Дворянчиков и его правая рука искусствовед, постоянный автор «ЛГ» Татьяна Нечаева. Дело в том, что именно вДальнем Дворянчиков реализо- вал, казалось бы, утопический замысел: без гроша «официального» Финанси- поставил удивительный деревянный храм. А по дор^е плани ровалось остановиться в Кореневщине — на прародине Пушкина, в Преображеновке, где с т р о и т с я новая школа взам^ сгоревшей, у потаенного лесного родника, ,шНе будем лукавить: сам маршрут представлял ся нам метафорой, символом дороги к Храму, средоточию русской духовности, к которол^ельзя прибли- зиться, минуя Пушкина, не думая о будущем, не прикоснувшись сердцем к мудрой тишине р^^^ Но, конечно, кроме чисто поэтических мотивов, нас интересовали и вполне практические д ел а поежпе кдвухсотлетию со дня рождения Пушкина в той же Кореневщине. П о ^ - намеревались пригласить еще двух-трех художников, скульпторов, может быть, архитектора. Но «паломничество» привлекает внимание куда более широкого круга та- «пл1” **«***земля 1 гов поэтов, деятелей театра, историков, музейщиков. И тогда совместно с областным дного заседан>и^яУ^к ьот лурлые ргие иш пе онокуб лыьлт оурр еа . сширить круг участников поездки, организовав что-то вроде ав оышеезз ^ короткого пролога в областном краеведческом музее, где мы осмотрели экспонат — надгробную доску с могилы предка А.С. Пушкина и услышали объ- директора музея Лидии Катеринкиной, автомобильный кортеж отпра вился в путь. Сперва асфальт, потом — проселок, а там — и лесная просека в ухабах Но то что мы увидели и узнали, стоило всех неудобств путешествия... в ухаоах. по то, что мы благодарна за помощь в проведении поездки коллегам из гостелерадио- компании «Липецк», ТОО «ТВК», а также главе администрации с. Преображеновка Вере Поповой. | Р в I I ■II ■ 1 |И И .11ш1 |1|М И ||в1|вЯ| я И Я в | 1 и ш р 111И 1 ■ 11Ш ' 1 я 1. КАКИСКОРЕНЯЛИКОРЕНЕВЩИНУ, ДАНЕИСКОРЕНИЛИ ?) Те, кто проезжает мимо Кореневщины, в большин стве своем ничего не зна- I ют и ни о чем не догады ваются. Редко какой «Жи- I гуленок», а тем паче «кру тая» иномарка притормо- ' ЗИТ у обочины. Мало кто из водителей приглушит , мотор и спустится к при дорожному колодцу,звяк- 5 нет цепью, обвившей во рот, терпеливо размотает ^ ее, опуская в холодную ^ черную глубину помятое , ведро, чтобы, утолив жаж- I ду телесную, вспомнить, ! что есть еще и жажда ду- I ховная. Есть цепь времен, в которой каждое поколе- ! ние, а может, и каждый ^ человек — звено. И надо I хоть иногда, несуетно и со- § средоточенно, поворачи- 5 вать ворот и' зачерпывать §из глубины прошедших ? десятилетии и веков осве- 5жающей, живой влаги на- ? родного опыта, культуры, ! традиций. Но машины равнодуш- ; но проносятся мимо. Ибо ^ ничто не останавливает ! здесь взора проезжающе- ^ го и проходящего люда, ! нет ни единой зацепки для глаза и души, ни малей- ? шего следа или свидетель- ! ства, что эта земля —пра- : родина Пушкина, место жительство его предков, его бабушки, заменившей Сашеньке мать, у которой почему-то недостало на сына любви и тепла. Ничего не сохранилось. Ни старого дома, ни часов ни-усыпальницы, ни хра ма. Храм порушили в тридцатые годы. Ломали долго и упорно. А он так же долго и упорно не под давался, ибо строили-то его на совесть, не предпо лагая, что внуку или прав нуку придет в голову за чем-то непременно уничто жить эти стены. Когда крепкая кладка, наконец, была побеждена, оставши еся камни использовали на сооружение подвала для хозяйственных нужд. Он и сейчас находится побли зости от места, где стояла церковь, на заросшем пыльной травой пустыре. Правда, построили его, видимо, хуже, чем былую церковь, —свод уже обва лился... Есть расхожее выраже ние: время не пощадило... Удобнее не придумаешь: время виновато во всем, а мы нипричем, у нас пол ное алиби. Впрочем, мы охотно готовы признать ошибки, глупости и пре ступления живших до нас. И даже покаяться за них в их слепоте, узости, не терпимости. Сейчас это особенно модно •—поворо шить принародно пепел пожарища, остывшего еще до твоего появления на свет. Такое шоу и полити чески выгодно: вот, мол, деды нагрешили, а мы, умные, мудрые, многому научившиеся, искупаем их грехи. Зато о пожарах, полыхающих сегодня, о кострах, разожженных нами, не говорим ни сло ва. Похоже, намереваемся поручить раскаяться в этом и покаяться эдак лет через сто детям наших де тей? Но не будем о полити ческой злобе дня, пусть она по-своему и связана с запустением в Кореневщи не. Я о другом. Ну, хоро шо: не ведая, что творят, люди частично не уберег ли, а частично разрушили материальные свидетель ства — из камня и дерева — о предках великого по эта. Тех разрушителей уже нет. Настал наш че ред действовать. Так поче му же мы, затвердив со школьной скамьи пушкин скую строчку о любви к родному пепелищу и оте ческим гробам, палец о палец не ударили, чтобы здесь, в Кореневщине, под боком у областного центра. как-то обозначить память о поэте? Ни бюста поэта не ус тановили, ни памятного зна ка, не говоря уже о воссозда нии церкви, о строительстве часовни, об открытии музея. Ждали повода —двухсотлет него юбилея? Так и живем: от даты к дате. К 9 мая вдруг начина ем проявлять трогательное внимание к старикам-фронто- викам, а потом забываем о них до следующих майских фей ерверков, к 6 июня поспеш но клянемся в любви к Пуш кину, накануне 22 октября проводим скоротечную кам панию почтительного обожа ния Бунина... Директор Кореневщинс- кой школы Нина Ивановна Бородина, встречая нас, с горечью сказала про чинов ника, который «утешил» ее: дескать, ну, как-нибудь уж переживем, перетерпим эту двухсотлетнюю годовщину, а там все войдет в свою колею. Вот так. Открытым текстом. Своя колея, как нетрудно догадаться, — наезженная колея абсолютного безразли чия и к Пушкину, и к коре- невщинским его корням, и к нуждам разрушающейся на глазах местной школы. Та самая колея, из коей мы не пожелали выбраться ни в от носительно благополучные, стабильные семидесятые, когда наверняка не столь уж сложно было найти сред1гтва на бюст и памя'Сный знак, ни в бестолковую перестроечно реформистскую эпоху, когда появилось новое, вроде бы железное алиби для нашего равнодушия —скудость бюд жета, кризис и разброд. Я пишу — «мы». Но, на верное, это не совсем спра ведливо и точно. Да, «мы», то есть общество и государ ство в целом. Однако прав, быть может, Альберт Швей цер, утверждавший, что эти ка отдельной личности ока зывается порою гораздо выше, нежели этика его вре мени. По крайней мере, в океане чиновного и обыва тельского безразличия к «отеческим гробам» всегда находились одинокие плов цы, выбиравшие не дрейф, а упрямое сопротивление тече нию. Оних не случайно расска зывала в Кореневщине энту зиаст краеведческого пушки новедения, научный сотруд ник областного музея Свет лана Кукрак. Еще доктор Трунов, что по праву счита ется основателем музейного дела в Липецке, занимался исследованием кореневщин- ских истоков пушкинской судьбы. Да и сегодня среди нас живут те, кто не устает напоминать нам о неуплачен ном долге и личными усили ями пытается компенсиро вать, искупить — не на сло вах, а на деле —общий грех. Это и художник Виктор Лу- занов, создатель внушитель ной серии работ на пушкин ские мотивы, готовый раз местить в своем доме музей о кореневщинских предках поэта. И его коллеги — ху дожники, скульпторы, что, не дожидаясь официальных решений и санкций, уже име ют несколько проектов, эски зов, чертежей, макетов, как оформить связанные с Пуш киным места Кореневщины, прежде всего, тот же пус тырь, где когда-то была усы пальница. Позже, уже в по селке Дальнем, Вилен Дво рянчиков и Александр Ваг нер покажут нам то, что они придумали. Есть свои задум ки и у скульптора Юрия Гришко, и у других наших спутников. И та же Нина Ивановна Бородина, которая в заботах о давным-давно не ремонтировавшейся школе не забывает, на какой земле ей и ее воспитанникам пос частливилось жить. Вероят но, у не однажды побывавше го в селе поэта Владислава Зорина были основания за явить: да в Кореневщине все ребята и взрослые —пушки нисты! И в этом, безусловно, заслуга школы, ее учителей. А рядом с педагогами —му зейные работники из Липец ка, они тут тоже частые гос ти, вот уже семь лет вместе с учителями проводят в селе пушкинские праздники... Но почему же все эти и другие, не названные мною, однако, слава Богу, не зара женные и не пораженные то тальным наплевизмом люди так долго оказывались бес сильными? Почему не заста вили услышать нас не зря припомнившиеся поэту Ива ну Завражину слова академи ка Лихачева: «Памяти нуж ны пристанища»? Горькие вопросы. И я не умею найти на них ответа. Но чаще, чем о горечи от увиденного, участники поез дки говорили о стыде. Иван Сергеевич Завражин особен но настойчиво повторял, что мы не можем не испытывать стыда за многолетнее наше бездействие, но еще стыднее будет, коли, ссылаясь на не хватку денег, область оставит Кореневщину в небрежении и на третий пушкинский век. Собственно, так были на строены все, кто был в тот день в этом селе. И предста вители власти, и творцы. Как заметил начальник управле ния культуры Анатолий Не- хорошев, нужно, не затяги вая, объявлять конкурс и на бюст; и на'памятный знак, думать, где их ставить. У нас пока нет денег,, но есть вре мя и есть Желание. Значит, будем начинать сообща. Любопытно, как на протя жении всей поездки на раз ные лады, не сговариваясь, произносили слова, хорошо знакомые любому читателю «Липецкой газеты»: будем вместе — вместе мы силь нее... А потом, оказавшись в Дальнем и слушая рассказ Вилена Дворянчикова о ро ждении церкви, мы все полу чили как бы наглядное под тверждение, убедительную иллюстрацию того, на что способны люди, объединен ные благородной, высокой целью... Так что споры завязались лишь по вопросам вполне кон кретным, практическим. Мы обсуждали не что делать, а как сделать. Ну, и, естес твенно, в истинно русской традиции — с чего начать: с бюста, с часовни, с памятно го знака? И, кажется, все сошлись на том, что начинать надо с... капитгшьного ремон та школы. Когда разговор завязался об этом, в жестах и интонации Нины Ивановны Бородиной, до того держав шейся в тени, явно смущен ной присутствием начальст ва, творческого «бомонда» и телекамер, угадывалось поч ти отчаяние. Сколько уж ей обещали помочь с ремонтом, но так и не приступили к нему. Между тем, как резонно рассудили «паломники», это, действительно, первоочеред ная задача. До пушкинского юбилея еще почти год, а до первого сентября — чуть больше месяца. А в школе обрушиваются потолки, ни куда не годится кровля. Как бы это не обернулось тем, что родители, опасаясь за детей, перестанут пускать их на за нятия. Вот уж поистине па радокс: в пушкинской Коре невщине будут расти мальчи ки и девочки, не знающие грамоты и не способные чи тать стихи и сказки Алексан дра Сергеевича... Конечно, все упирается в деньги. Но даже при нынеш ней бедности региона не ве рится, что кореневщинской школе нельзя ничем помочь. И вообще: грядущий юби лей — забота не одного — двух ведомств, его не затол кнешь в какие-либо рамки, поскольку его границы совпа дают с границами самой Рос сии и с границами души каж дого россиянина. А стало быть, и лепту свою в это тор жество в честь народного ге ния наверняка пожелают внести многие. За творческим успехом, судя по всему, дело не встанет. Власти постара- ются, но достаточные сред ства вряд ли найдут. Значит, надежда на меценатов, на русских людей, у которых деловая сметка и удачли вость соединяются с уваже нием к духовному началу, с пониманием, что не хлебом единым жив человек... Прекрасный русский ак тер Сергей Юрский, влюблен ный в Пушкина и только что записавший на ТВ полностью «Евгения Онегина», бросил журналистам неожиданную в его устах реплику: дескать, ну, теперь, в юбилейный год, у нас развернется пушкинс кая вакханалия. Что он имел в виду, расшифровать легко. Юрскому претит, естествен но, не пушкинский праздник, а наша склонность к показу хе, помпе, к неуместному пристегиванию великого име ни к разного сорта амбици озным или казенным мероп риятиям. Вместо того, чтобы заняться в самом деле чем- то насущным, органично вы растающим из духа пушкин ского творчества, пушкин ского патриотизма, пушкин ской этики. В Кореневщине я почув ствовал: мои спутники тоже опасаются показушной вак ханалии, не хотят топить сути в болтовне и прожектах. Предложенное ими было ра зумным, достойным и реаль ным. Понятно, при одном условии: что мы все сумеем работать сообща, поддержи вая друг друга, что власти, мастера искусств и мецена ты будут думать о Пушкине и его читателях, а не о том, чтобы лишний раз повитий- ствовать на трибуне или те леэкране, использовать юби лей в личных, рекламных, карьерных и прочих небеско рыстных интересах. • Дискуссий, столкнове ния мнений в этот день не было. Все мы чувствовали себя единомышленниками, объединенными любовью к нашей малой родине — Ли пецкому краю, любовью к Пушкину, любовью, надеж дой и верой в то, что вместе мы сильнее. На снимке — Ви лен Дворянчиков знакомит нас со своими предложени ями по обустройству пушкин ских мест Кореневщины. • Поэт Иван Завражин и научный сотрудник облас тного краеведческого музея Светлана Кукрак уже много лет бывают в Кореневщине. Им дороги эти места, люди, которые здесь живут, они многое сделали, чтобы не стиралась в людских сердцах память о предках поэта. • Руки у художника уме лые и крепкие. Они способ-^^ ны уверенно держать только кисть... Х удож ник^ Виктор Лузанов одним из первых взялся за косу, ког да участники поездки обус траивали лесной родничок невдалеке от Преображе- новки. И. НЕВЕРОВ. 2. ДЛЯ НАРОДА ВАЖНЕЕ В самосознании русско го человека Пушкин также естественен, как сама при рода России, ее великие про сторы, ландшафты и дали. Слушая ли завывание мете ли, глядя ли на мутный круг луны сквозь пелену мглистых небес, как бы сами собой приходят стро ки его волшебных стихов: «буря мглою небо кроет...», «луна как бледное пятно...» И так во всем — наеди не ли с природой, в беде или радости Пушкин —наш не изменный и мудрый настав ник. Более того, во многом мы смотрим на окружающее как бы его глазами —если, конечно, не потеснили, не заменили его другими «цен ностями» и соблазнами. И чем ближе нам Пушкин, тем богаче мы сами — его свет лым и мудрым взглядом на мир. Пушкин органичнее и понятнее не в городских ме гаполисах с их суетой, шу мом, калейдоскопическими сменами ситуаций, а там, где еще сохранены остров ки нетронутой «цивилиза цией» природы, где журчит незатоптанный и незамут ненный родничок, где жи вут люди в гармонии с при родой. Вот почему наш мар шрут из Кореневщины про лег в северо-восточную часть Добровского района, в места красоты необыкновен ной, пейзажей одухотворен ных, где воздух напоен гус тым ароматом июльских трав и разомлевших на зное сосновых боров. Когда-то места здешние облюбовали петровские «преображенцы»: так поя вилось на Тамбовщине село Преображеновка. Охоти лись, рубили лес, водили скот. Построили храм, а в 1897 году открыли при нем приходскую школу — обу чать детишек грамоте и За кону Божию. В богоборческие двадца тые храм закрыли, а затем и вовсе снесли (надо думать не по инициативе потомков пре- ображенцев, крепко хранив ших устои). Школа же осталась, вы пуская в мир новые и новые поколения учеников, но... без знания Закона Божия, пос кольку Бог был объявлен «несуществующим». Несколько лет назад шко ла сгорела. Тяга к знаниям у юных преображенцев от того, конечно, не уменьши лась — теперь они впитыва ют знания в приспособлен ных помещениях и ждут, когда возведут новый «храм знаний». А рождается он, по нынешним временам, поисти не в муках —как всякое бла гое дело. Тридцати с лишним пре- ображеновским мальчишкам и девчонкам с их незамутнен ными душами не до труднос тей взрослых, но именно они —авторитетные и серьезные судьи в проблемах затянув шегося долгостроя. Конечно, куда важней, чтобы не иссякал и не замут- нялся родник знаний, чтобы тянулись детские души к Пушкину, Есенину, Блоку. Но не менее важно в любом русском селе, во все време на, чтобы стоял в центре его храм. Храм Божий — для духовной крепости, а для детей еще и «храм знаний», школа. Только тогда жизнь села не иссякнет, не разъ едутся жители, не прервет ся история — с ее предания ми, легендами, суровыми каждодневными буднями и вечно живой надеждой на лучшую долю. Школу строят детям — с мыслью о будущем, о продол жении жизни. Сегодня воз ведение сельской школы в Преображеновке обретает очень важный смысл — от этого зависит будущее ста ринного села, утверждает директор школы Анатолий Попов. Будут звенеть по ули цам детские голоса, ручейка ми стекаться по утрам на урок — будет и жизнь... Живые истоки народной жизни не могут иссякнуть никогда. А вот замутиться, заилиться, покрыться травой забвенья —да. И вот уже не в чести русская песня, а див ные мелодии Георгия Свири дова к пушкинской «Мете ли» оказываются чуждыми в потоке псевдомузыки. Вот уже не к православ ным храмам тянутся русские люди — в экзотические сек ты, поганками расплодивши еся в последние годы. Не великие Пушкин, Тол стой, Лермонтов, Достоевс кий —властители умов, а по ток псевдописательской лите ратуры с культом силы и от кровенного физиологизма. Все так! Но значит ли, что божественные основы жизни растоптаны, забросаны грязью, забиты булыжника ми? Неужто пушкинское «Я помню чудное мгновенье!» не повторится никогда и не от зовется на любовь любовью человеческого сердца? Конечно же, нет! Жизнь возьмет свое, свет ее, посте пенно набирая силу, развеет муть и сумрачную тьму. Символично было для всех нас посещение старин ного родничка в лугах. —Когда-то здешние зем ли, —напоминает нам лесни чий заповедного заказника Анатолий Николаевич Попов, — принадлежали лебедян скому помещику Богданову с прекрасными сенокосными угодьями и рыбной ловлей. Сейчас Богдановские луга в одноименном урочище — угодья СХП «Кривецкий». В памяти старожилов остались воспоминания о том, как ра чительно оберегались эти, поистине благословенные места. Луга —особая забота рус ских крестьян в средней Рос сии. Их берегли, их лелея ли, выпасы скота, коль того требовала жизнь, осущес твляли в строго ограничен ный период, с тем, чтобы животные не заносили на ко пытах семена разнотравья. А уж пойменные сенокосные луга берегли особо! Вот и здесь заметны еще остатки булыжной дороги — подъез ды к лугу, выложенной еще при барине. Но то — было. Сейчас луга покрываются кустарни ком, а ближе к реке Воронеж и совсем заросли ивняком, крапивой. А в укромном углу уро чища в окружении черемухи и столетних ольховых де ревьев, в крапивной духоте и комарином зуде — родник. Когда-то это место поистине лелеяли —родник бил мощ но и весело, а ключ от него сбегал в специально сделан ный бассейн — старицу, где в чистой ключевой воде ус траивался, волею барина, са док для рыб. Нет старицы, родничок не заглох, но заилился, заболо тился. Недавно старанием лесничего и журналистов «ЛГ» над ним появился сруб, тропинка выложена жерди нами. И побежал к низине ручеек! Ожил родничок, от ветил на ласку людскую. Родник Богдановского урочища как бы ответил нам на многие трудные вопросы, терзающие современников сегодня. Земле России нуж ны любящие люди, нужен не экспериментатор, «обустраи вающий» жизнь по чужим рецептам, а хозяин. Преем ственность вековых устоев, веками же выпестованный лад жизни, созидательный труд в единстве и гармонии с природой, с историей, с преданьями. И земля ответит сторицей. Не о том ли творчество Пушкина? Не потому ли свет его вот уже два столетия со гревает и просветляет людс кие души? Сейчас немало разнотол ков о «формировании» обще национальной, общероссийс кой идеи. Суета сует, поскольку она была всегда, есть (забитая, как позабытый родничок) и будет всегда. А Пушкин — вершинный выразитель ее. Всем своим творчеством, ми ропониманием и философией своей. Цитировать его можно бесконечно, и каждое произ ведение его — грань нацио нальной идеи, выраженной русским языком. Но кто из народов России, даже обуре ваемый страстями нацио нальной «самостоятельнос ти», не поставит свою под пись, скажем, под таким вот великим откровением поэта: Два чувства давно близки нам. В них обретает сердце пищу; Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека. Залог величия его... Животворящая святыня! Земля была без них мертва. Без них наш тесный мир — пустыня. Душа — алтарь без божества. ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz