Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
16 июля 1998 г., № 137>138 {20765-20766) ШИПЕЦКАЯ я 'Ж г а з е т а Г ОС У Д А Р С Т В Е Н Н СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ И РЫНОК ТРУДА Бюллетень Управления труда и занятости населенкя адмнниетрацнн Липецкой области НУЖЕНЛИПАРКИМАХЕРУ ДИПЛОМароитЕлл? Без малого два десятилетия прошло с того памятного дня, как в городе Гря зи впервые распахнул свои двери сель скохозяйственный техникум. Сегодня он известен далеко за пределами района. Многие его преподаватели славятся вы соким профессионализмом, творческим подходом к делу. 15-16-летним маль чишкам и девчонкам дарят они и свои лучшие, глубоко личностные черты; по рядочность, принципиальность, интел лигентность. Причем делается это не только в рамках учебного процесса. Сту денты активно занимаются в различных кружках и секциях. «Строительство и эксплуатация зда ний и сооружений» — так называлась специальность, по которой в 1979 году начали готовить молодых техников-стро- ителей. А спустя три года появилось еще одно отделение — «Техническое обслу живание и ремонт автомобильного тран спорта». Спрос на молодых специалис тов в хозяйствах и на предприятиях го рода и района был, учиться в этом учеб ном заведении считалось делом престиж ным. Шли сюда в основном молодые ре бята, которые действительно считали из бранную ими профессию делом всей своей жизни. И сегодня многие из них работают по полученной в техникуме спе циальности — в городе Грязи нет, на верное, предприятия или организации, где не работали бы выпускники этого учебного заведения. Со временем техникум переименова ли в технический колледж. А в 1993 году открылось еще одно отделение с модным и не совсем понятным названи ем — «Менеджмент». И спустя 2 года 4 месяца из стен учебного заведения вы шли свежеиспеченные техники-менед жеры. Что они умеют делать? —Чуть-чуть умею работать на компь ютере, чуть-чуть знаю делопроизводст во, имею представление о бухгалтерии, — так ответила на этот вопрос одна из выпуСЙцицУ"6*д§лерц^ «Менеджмент», закодчйчшад.коддедд^ ,с^^красным» дип- ломо^гСейчас она обратилась за по мощью в службу занятости в надежде на то, что окажутся востребованными и полученная ею специальность, и она сама как специалист. — Да ладно, что мы умеем, — с до садой посмотрев на подругу, обронила Светлана К. —Компьютеры какого клас са? Хотя, конечно, представление о них имеем... Горечь и понимание того, что спроса на рынке труда сегодня на подобных специалистов нет, приходит лишь тог да, когда девчонки (а выпускниками это го отделения являются, как правило, представительницы прекрасного пола), сталкиваются с реальностью. В послед ние дни декабря 1996 года отшумел в колледже выпускной бал и 47 техников- менеджеров окунулись в действитель ность. После долгих хождений по каби нетам отделов кадров, руководителей предприятий и организаций, после бес плодных попыток объяснить недоумева ющим работодателям, кто он такой — менеджер, 32 человека обратились в службу занятости. Учебным же заведением не было за ключено ни одного договора на подго товку специалистов такого класса. Хотя бы даже ради эксперимента или в це лях экономии государственных средств. Ведь практически все из обратившихся в центр занятости населения Грязинско- го района выпускников-менеджеров были признаны безработными с выпла той пособий из Государственного фонда занятости. 4 менеджера после нескольких попы ток трудоустроиться решили получить новую специальность. В итоге 2 девуш ки стали портнихами за 2 тысячи 415 рублей из Государственного фонда за нятости, потраченных на переобучение молодых специалистов, еще не имевших ни дня трудового стажа и получивших вместе с дипломом весьма смутное пред ставление о том, чем им предстоит за ниматься всю жизнь. Еще одна девуш ка стала женским парикмахером — за ее обучение службой занятости запла чено 1 158 рублей. И совсем «дешево» обошлась переподготовка менеджера Оли Ф. в продавца — за 300 рублей. Это далеко не полный рассказ о судь бе первого выпуска техников-менедже- ров. Многие из девушек стали участни цами программы «Молодежная практи ка». Для «бездонного» в финансовом отно шении, по понятиям многих, фонда заня тости это вновь немалые финансовые за траты. Центр занятости населения в рам ках программы «Молодежная практика» трудоустраивает молодых специалистов на предприятия и в организации города и района временно, и на протяжении 6 месяцев 50 процентов среднемесячной заработной платы, сложившейся на пред приятии, черпаются все из того фонда на оплату труда практикантов. Не надо быть бухгалтером, экономистом, надо просто сложить несколько цифр и помножить на число выпускников одного отделения, обратившихся в центр занятости населе ния, чтобы понять, во что обходится го сударству этот «неиссякаемый источник с живой водой». Между тем в декабре 1997 года в кол ледже снова гремит выпускной бал, и еще 44 менеджера, перед которыми учебное заведение посчитало свою миссию испол ненной, оказались перед выбором — до лго и безуспешно искать работу по полу ченной специальности или сразу спрятать диплом в дальний угол шкафа и получить другую профессию. Некоторые уже приняли решение. 18 человек в 1 квартале 1998 года пришли за помощью к специалистам службы за нятости. 11 из них получили статус без работного и получают пособие по безра ботице, двое проходят переподготовку по специальностям, никоим образом не свя занным с менеджментом, еще одна вы пускница стала участницей программы «Молодежная практика». Судьба осталь ных пока не определена, они регулярно проходят перерегистрацию в центре за нятости населения и получают пособие. Что будет дальше? А дальше, в декабре нынешнего года, опять выпускной бал, и вновь 49 молодых специалистов-менедже- ро® окайкутсц не у дед. , , Це,тац„дцнцц в «|?дубе рвдущцх рабо ту» центра занятости населения Грязин- ского района проводились занятия с оче редной группой, состоящей сплошь из выпускников технического колледжа. На этот раз нашествие выпускников на служ бу занятости состоялось после выпуска техников-строителей. Из 13 «гостей» «Клуба» лишь две девушки стремились работать По специальности. Другие хоте ли бы получить совершенно иную проф ессию, третьи никогда не станут техни- ками-строителями просто в силу своей профессиональной непригодности. Кстати, в колледже, по-видимому, ис пытывают большие затруднения при на боре в группы по подготовке менедже ров и техников-строителей. Не количес твенный состав вызывает сомнения, нет, здесь проблем не существует. Речь идет о качестве подбора будущих молодых спе циалистов: большая часть из них — де вушки, интересы которых совершенно далеки от выбранной ими специальнос ти. Результат сказывается незамедли тельно: девушки и не собираются рабо тать в качестве строителей и менедже ров. В 1997 году 91 человек получил диплом техника-строителя. Немалая часть из них —девушки. В феврале 1998 года еще один выпуск по этой специаль ности — 73 человека, 19 из которых сей час клиенты службы занятости. Две де вушки проходят переподготовку: они станут операторами ПЭВМ, больше де сяти человек имеют статус безработного и получают пособие по безработице. И вновь судьба выпускников ничуть не во лнует администрацию колледжа: трудо устроенных учебным заведением по до говорам нет. Можно согласиться, что существуют программы подготовки кадров. Можно принять во внимание, что сегодня никто не в праве потребовать от учебного заве дения обязательного трудоустройства всех выпускников, и это подтверждается целым рядом официальных документов. Но не хочется верить, что программа под готовки молодых специалистов перерас тает в некую абстрактную идею, отвле ченную от современных требований жиз ни, от конъюнктуры сегодняшнего рын ка труда. Л. ГОРЯЙНОВА, зам. директора центра занятости населения Грязинского района ЛЕТО ТРУДОВОЕ НА НОВУЮ ОДЕЖДУ ЗАРАБОТАЕМ САМИ В течение лета число тру доустроенных подростков по прогнозам усманского центра занятости должно удвоиться, если, конечно, педагогические коллективы проявят необходи мую активность. Здесь, напри мер, уже 149 ребят попробо вали свои силы в ремонте учеб ных заведений. Как и в прошлом году, оп лата труда подростков будет производиться в основном сельхозпродуктами. Но для де тей из специализированной кор рекционной школы, а впослед ствии и еще двух школ района, будет сделано исключение. По договору центра занятости с райпо они получат в качестве зарплаты одежду в счет пога шения долгов этой организации в фонд занятости. с е м е й н ы е «ЗАКРОМА» пополнятся Грязинские школьники так же были заняты в первый лет ний месяц ремонтом своих учеб ных заведений. Центр занятос ти заключил 14 договоров с го родскими и районными школа ми на 427 рабочих мест. А сто подростков из сред ней школы № 4 выезжают в СХПК «Красная дубрава» на прополку зерновых. Хозяйство обеспечивает ребят автотран спортом, а за помощь распла тится продукцией нового уро- казывает школе в поддержке, несмотря на множество своих проблем. Ежедневно в поле выходи ли около тридцати учащихся. Помощь ребят оплачивалась ...мороженым. Форма оплаты подросткового труда в районе была повсюду разная и зави села, как правило, от финан сового положения хозяйств. Лучше всех обстояло дело в ОПК СХПК «Новополянский», жая. ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ - МОРОЖЕНОЕ Ломовская средняя школа Чаплыгинского района, некогда подшефная одноименному хо зяйству, откликнулась на призыв его руководителей помочь в про полке зерновых. Впрочем, и само хозяйство никогда не от- где со школьниками расплачи вались «живыми» деньгами. Остальные вынуждены были расплачиваться сельскохозяй ственной продукцией. Напри мер, СХПК «Журавинский» вы делил на эти цели сахар. В с е го в Чаплы гинском районе на прополке пшеницы было занято 450 учащихся. Из них 324 совмещали эту рабо ту с ремонтом школ. К сере дине июня подростками было обработано 680 гектаров по севов. КАК СОСТАВИТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ? ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ Одним из самых эффективных средств саморек ламы на рынке труда является резюме. Рассылая свою самохарактеристику в соответствующие ор ганизации, вы резко повышаете свои шансы на ус пех. Цель резюме — привлечь внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благо приятное впечатление и побудить работодателя при гласить вас на личную встречу. Как правило, имен но на основании резюме формируется первое и очень устойчивое мнение о человеке, хотя и субъ ективное. Можно принести резюме сразу на собеседование с ра ботодателем. Знакомство с вашим резюме до разговора позволит ему быстро узнать главное о вас и повысит эф фективность самого собеседо вания. Никаких жестких требо ваний к резюме не существу ет. Специалисты, работаю щие на рынке труда, счита ют наиболее универсальной следующую его структуру: — заголовок: фамилия, имя, отчество; — основные личные дан ные: адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение; —цель обращения: на ка кую работу, в какой должнос ти и на каких условиях вы претендуете, с дальнейшим обоснованием своих претен зий; — опыт работы: с указа нием места работы, занимае мых должностей, выполняе мых функций и профессио нальных достижений; — образование: учебные заведения, полученная спе циальность и присвоенная квалификация, а также на грады, призы и звания. Можно сообщить также владеете ли вы навыками ра боты на компьютере (жела тельно с указанием применя емых программных средств), имеете ли водительские пра ва и опыт вождения, являе тесь ли членом профессио нального объединения или партии. Любые сведения об об щественной деятельности, о военной службе и воинских званиях. Серьезные увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе, и достигну тые успехи, указать готов ность к сверхурочной работе, длительным и дальним ко мандировкам, смене места жительства. Не забыть о рекомендаци ях, личных характеристиках («аккуратен», «высоко заин тересован», «требователен к себе и другим»). Свежая дата составления резюме повышает достовер ность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что человек давно ищет работу в различных местах. Резюме должно быть крат- ким (отсутствие лишних слов, длинных, непонятных сокращений и терминов), кон кретным (отсутствие неточ ной или лишней информации, не имеющей прямого отноше ния к вакансии), целенаправ ленным (изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на дан ную должность) и честным. Может быть, вам придет ся исписать несколько черно виков, прежде чем ваше ре зюме будет окончательно го тово, и будет полезно пого ворить о нем с кем-нибудь еще. Прежде чем направить резюме адресату, покажите свой конечный продукт чело веку, мнению которого вы доверяете. ВНИМАНИЮ работодателей и СПЕЦИАЛИСТОВ! Центральное бюро нормативов по тру ду Минтруда России завершает работу по пересмотру 72 выпусков Единого тарифно квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалифика ционного справочника профессий рабочих, по которым устанавливаются месячные оклады (КС), утвержденные Госкомтрудом СССР и ВВСПС в 1984-1986 гг. В новых выпусках проведено уточнение тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих в связи с изменением содержания труда, возросших требований к качеству продукции (работ), квалифика ции, знаниям, по ряду профессий расши рен диапазон разрядов с 6 до 8. За счет исключения устаревших к уни фикации наименований про<1)ессий рабочих, выполняющих аналогичные или близкие по содержанию работы, сокращено более 1200 наименований от общего количества. Вве дено более 80 наименований новых профес сий. Упраздняется КС. Количество выпус ков сокращено с 72 до 68. По вопросам заказов выпусков ЕТКС нужно обратиться по адресу: 105043, г. Москва, 4-я Парковая ул., д . 29, ЦЕНТР Минтруда России. Контактный телефон: (095) 103022034. Факс (095) 163-60-92. Справки по перечню и наименованиям ЕТКС можно получить в управлении тру да и занятости по телефону 77-09-33. КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА подроаокПРИШЕЛ НАРАБОТУ... в летний период многие молодые люди (если они не поступили в техникум, институт) решают проблему трудоустройства. Большинство подрост ков хотят подзаработать во время каникулдля по полнения семейного бюджета. Что же им нужно знать, вступая в трудовые отношения с предпри ятиями и организациями? Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс зако нов о труде РФ» от 24.11.95г. № 182, возраст, с которого допускается при ем на работу, приравнен к 15 годам (ст. 173 КЗОТ РФ). Также допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных уч реждениях, образователь ных учреждениях начально го и среднего профессио нального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здо ровью и не нарушающего процесса обучения, в свобод ное от учебы время по до стижении 14-летнего возрас та и с согласия родителей. Работодатель при приеме на работу учащихся обязан ознакомить их с характером работы, условиями труда, разъяснить трудовые права и обязанности, а также дру гие правила по охране тру да. Статьей 175 КЗОТ РФ определены работы, на кото рых запрещается примене ние труда лиц моложе 18 лет. К таким работам относятся: работы с вредными и опас ными условиями труда; под земные работы; работы, вы полнение которых может причинять вред нравственно му развитию (игорный биз нес, торговля спиртным, та бачными изделиями, нарко: тическими и токсическими препаратами). Все молодые люди, кото рым не исполнился 21 год, П 1 )инимпются на работу лишь после предварительно го обязательного медицин ского осмотра, который про водится за счет средств ра ботодателя. Не всем молодым людям удается самостоятельно тру доустроиться, поэтому они вправе обратиться за по мощью в службу занятости. Так, ст. 9 Закона «О заня тости населения в РФ» гла сит; «...любой гражданин, обращающийся в службу занятости, в том числе и 14- 15-летние подростки, имеют право на бесплатную кон сультацию и бесплатное по- Приглашая на них глав сель ских администраций, руководите лей близлежащих хозяйств, Кирьянов пытается вместе с ними решить, как помочь каж дому конкретному безработному в трудоустройстве, если, конеч но, тот обратился в центр заня тости именно с такой целью. Кстати, хочет человек рабо тать или нет, легко выясняется на встречах. В селе работа есть круглый год, в том числе и вре менная, и если кто отказывает ся от предложенных вакансии, от общественных'работ, не согла шается на переобучение, вывод напрашивается сам собой: в центр занятости он обратился только за пособием. Односельчане хитрить-лов- чить не дадут. В их присутствии многие проблемы занятости ре шаются значительно легче. Без работному на такой представи тельной встрече как-то неудоб но отказываться от предложен ной помощи, а ловкачу — смот реть в глаза не только работни кам службы занятости, с кото рыми жизнь, возможно, никогда больше не сведет, а своим од носельчанам. Во многих российских реги онах сегодня говорят и пишут о несовершенстве и порой излиш ней гуманности закона о заня тости населения, который дает возможность некоторым недо бросовестным людям восполь зоваться государственной по мощью, не имея на то серьез ных оснований. Но пока в высших органах государственной власти думают, как сделать этот закон более приемлемым в современных ус ловиях, не ущемляя при этом ин тересов безработных, можно попытаться «исправить» его не совершенство и таким вот не традиционным способом, какой нашел В.Кирьянов. Владимир Федорович, орга низуя встречи в сельсоветах, решал не только проблемы се годняшнего дня, но и работал на перспективу. Связи центра за нятости с сельскими админис трациями, с предприятиями за метно окрепли, было достигнуто взаимопонимание по многим во просам. И теперь это помогает решать проблемы занятости луч ше всяких призывов. Энергичный, деятельный Кирьянов приезжает в сельскую администрацию и к руководите лям хозяйств не с протянутой КОГДА В ТОВАРИЩАХ о ЕСТ1> СОГЛАСЬЕ Село — не город, здесь не затеряешься в «мно гоэтажках», не спрячешься от глаз людских. И рад бы порой скрыть свои проблемы от односельчан, да не получается. Словоохотливые старушки про каж- ла выездной прием граждан. Молодой директор начальной школы, что в деревне Казинка под Ельцом, Вадим Овсянников, тогда еще исполняющий обязан- дого выложат полную информацию: когдародился, когда женился, какой характер имеет. И про ро дственников порасскажутдо третьего колена, и про то, какое у соседей подворье, и на что живут.... Ну прямо своеобразный деревенский «Интернет». Особенности сельских жителей еще и в том, что они, как огня, боятся дурной славы о себе, доро жат уважением соседей, откликаются на чужую беду. Э т ими особенностями и решил воспользоваться директор центра занятости населения Елецкого района Владимир Кирьянов, организовав еще в про шлом году с благословения районной администра ции встречи с безработными на территориях сель советов, где они проживают. рукой, а с взаимовыгодными предложениями. К примеру, вместе благоустроить село, по мочь в выращивании и уборке урожая, занять подростков в лет нее время. Финансов у него, как и пов сюду в центрах занятости, негус то, но в ход идут взаимозачеты — не лучший, но порой един ственный для хозяйств способ возврата долгов.службе заня тости. Один из ярких примеров тес ного сотрудничества мы увиде ли в Лавской сельской адми нистрации, где весной этого года заместитель начальника управления труда и занятости населения Н.Какунина проводи- лучение информации с целью выбора профессии, режима труда, возможности обучения». Молодым людям, кото рые закончили образователь ные учреждения и не смог ли по каким-либо причинам поступить в вузы, служба занятости оказывает услуги по профориентации, чтобы они смогли выбрать профес сию (специальность), кото рая будет пользоваться спросом на рынке труда об ласти. В соответствии с вы бранной профессией (специ альностью) служба занятос ти организует профессио нальную подготовку только той категории молодежи, которая в установленном порядке признана безработ ной. А в соответствии со ст. 3 Закона «О занятости насе ления в РФ» безработными признаются граждане, кото рым на момент обращения в службу занятости исполни лось 16 лет. При обращении в органы службы занятости молодые люди, ранее не работавшие и впервые ищущие работу, не имеющие профессии (спе циальности), представляют следующие документы: пас порт; документ об образова нии. Решение о признании гражданина, зарегистриро ванного в целях поиска под ходящей работы безработ ным, принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявле ния органам службы заня тости вышеуказанных доку ментов при условии отсутст вия вариантов подходящей работы. Пособие по безработице в соответствии со ст. 30 п. 2 Закона «Озанятости населе ния в РФ» гражданам, впер вые ищущим работу (ранее не работавшим), не имею щим профессии (специаль ности), устанавливается в размере минимальной опла ты труда. А. ИВАННИКОВ, вед. специалист юридического отдела. ности главы лавской админис трации ( в мае он был едино душно избран односельчанами главой), тоже принял участие в этой встрече. «Своих» безработ ных Вадим Николаевич знает на перечет, как и их проблемы, и старается помочь каждому. Трое выпускников различных учебных заведений проходят здесь «мо лодежную практику». Люба Па нова— секретарем-машинисткой в самой администрации. Мари на Урюпина применяет получен ные педагогические знания в группе продленного дня, а Вя чеслав Мещеряков трудится в СХПК «Маевка». Здесь всегда при необходимости активно ор ганизуются общественные рабо ты, подростковая занятость. Будучи педагогом по обра зованию и по призванию, что не раз доказывал своим землякам на деле, Вадим Николаевич по нимает, как важна работа с мо лодежью, особенно сейчас, ког да многие дети и подростки предоставлены сами себе, а со блазнов — хоть отбавляй. Поэтому, засучив рукава, директор школы вместе со сво ими воспитанниками и ребята ми постарше оборудовали в од ном из пустующих помещений местного Дома культуры бар, по дизайну и комфорту ничем не ус тупающий городским. Теперь там обедают младшие школьники из группы продленного дня, захо дят и подростки пообщаться под тихую музыку. А отделочные материалы в интерьере бара всего-навсего булыжник и старые газеты, пок рытые специальным составом. Но об этом ни за что не догада ешься без подсказки. Кстати, ра ботает поваром в уютном баре тоже бывшая безработная из многодетной семьи Татьяна Оборотова. Предмет особой гордости казинских школьников — спор тивный зал, отделанный мате риалами, годами не находивши ми применения в хозяйствах. Спортивные тренажеры доста лись от агрегатного завода, где пролежали много лет мертвым грузом. К творению своих рук ребята относятся бережно, по- хозяйски. В свободное от учебы время приходят в спортзал не только «накачать» мышцы, но и оборудовать другие помещения, чтобы было попросторнее, и про сто пообщаться. Кстати, дирек тор школы выступает здесь и в роли тренера, и в роли прораба. У подростков есть стимул к хорошей учебе: четвертый спор тивный разряд может получить только тот, кто не отстает по школьным предметам. Таким образом в комплексе решаются задачи трудового, нравственно го и физического воспитания ребят. А служба занятости, которая в последние годы активно зани мается трудоустройством под ростков, нашла в лице теперь уже главы лавской сельской адми нистрации надежного партнера в атом благородном деле. И не то'лько с В.Овсяннико вым вплотную работает район ный центр занятости. Те встре чи, о которых говорилось в на чале материала, как-то объеди нили и сплотили руководителей многих местных органов влас ти, предприятий, хозяйств со службой занятости, создали фундамент для дальнейшего со трудничества. Опыт Елецкого района управ ление труда и занятости насе ления рекомендовало использо вать по всей области. Выпуск подготовила Лариса ГОНЧАРОВА. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz