Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

16 июля 1998 г., № 137>138 {20765-20766) ШИПЕЦКАЯ я 'Ж г а з е т а Г ОС У Д А Р С Т В Е Н Н СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ И РЫНОК ТРУДА Бюллетень Управления труда и занятости населенкя адмнниетрацнн Липецкой области НУЖЕНЛИПАРКИМАХЕРУ ДИПЛОМароитЕлл? Без малого два десятилетия прошло с того памятного дня, как в городе Гря­ зи впервые распахнул свои двери сель­ скохозяйственный техникум. Сегодня он известен далеко за пределами района. Многие его преподаватели славятся вы­ соким профессионализмом, творческим подходом к делу. 15-16-летним маль­ чишкам и девчонкам дарят они и свои лучшие, глубоко личностные черты; по­ рядочность, принципиальность, интел­ лигентность. Причем делается это не только в рамках учебного процесса. Сту­ денты активно занимаются в различных кружках и секциях. «Строительство и эксплуатация зда­ ний и сооружений» — так называлась специальность, по которой в 1979 году начали готовить молодых техников-стро- ителей. А спустя три года появилось еще одно отделение — «Техническое обслу­ живание и ремонт автомобильного тран­ спорта». Спрос на молодых специалис­ тов в хозяйствах и на предприятиях го­ рода и района был, учиться в этом учеб­ ном заведении считалось делом престиж­ ным. Шли сюда в основном молодые ре­ бята, которые действительно считали из­ бранную ими профессию делом всей своей жизни. И сегодня многие из них работают по полученной в техникуме спе­ циальности — в городе Грязи нет, на­ верное, предприятия или организации, где не работали бы выпускники этого учебного заведения. Со временем техникум переименова­ ли в технический колледж. А в 1993 году открылось еще одно отделение с модным и не совсем понятным названи­ ем — «Менеджмент». И спустя 2 года 4 месяца из стен учебного заведения вы­ шли свежеиспеченные техники-менед­ жеры. Что они умеют делать? —Чуть-чуть умею работать на компь­ ютере, чуть-чуть знаю делопроизводст­ во, имею представление о бухгалтерии, — так ответила на этот вопрос одна из выпуСЙцицУ"6*д§лерц^ «Менеджмент», закодчйчшад.коддедд^ ,с^^красным» дип- ломо^гСейчас она обратилась за по­ мощью в службу занятости в надежде на то, что окажутся востребованными и полученная ею специальность, и она сама как специалист. — Да ладно, что мы умеем, — с до­ садой посмотрев на подругу, обронила Светлана К. —Компьютеры какого клас­ са? Хотя, конечно, представление о них имеем... Горечь и понимание того, что спроса на рынке труда сегодня на подобных специалистов нет, приходит лишь тог­ да, когда девчонки (а выпускниками это­ го отделения являются, как правило, представительницы прекрасного пола), сталкиваются с реальностью. В послед­ ние дни декабря 1996 года отшумел в колледже выпускной бал и 47 техников- менеджеров окунулись в действитель­ ность. После долгих хождений по каби­ нетам отделов кадров, руководителей предприятий и организаций, после бес­ плодных попыток объяснить недоумева­ ющим работодателям, кто он такой — менеджер, 32 человека обратились в службу занятости. Учебным же заведением не было за­ ключено ни одного договора на подго­ товку специалистов такого класса. Хотя бы даже ради эксперимента или в це­ лях экономии государственных средств. Ведь практически все из обратившихся в центр занятости населения Грязинско- го района выпускников-менеджеров были признаны безработными с выпла­ той пособий из Государственного фонда занятости. 4 менеджера после нескольких попы­ ток трудоустроиться решили получить новую специальность. В итоге 2 девуш­ ки стали портнихами за 2 тысячи 415 рублей из Государственного фонда за­ нятости, потраченных на переобучение молодых специалистов, еще не имевших ни дня трудового стажа и получивших вместе с дипломом весьма смутное пред­ ставление о том, чем им предстоит за­ ниматься всю жизнь. Еще одна девуш­ ка стала женским парикмахером — за ее обучение службой занятости запла­ чено 1 158 рублей. И совсем «дешево» обошлась переподготовка менеджера Оли Ф. в продавца — за 300 рублей. Это далеко не полный рассказ о судь­ бе первого выпуска техников-менедже- ров. Многие из девушек стали участни­ цами программы «Молодежная практи­ ка». Для «бездонного» в финансовом отно­ шении, по понятиям многих, фонда заня­ тости это вновь немалые финансовые за­ траты. Центр занятости населения в рам­ ках программы «Молодежная практика» трудоустраивает молодых специалистов на предприятия и в организации города и района временно, и на протяжении 6 месяцев 50 процентов среднемесячной заработной платы, сложившейся на пред­ приятии, черпаются все из того фонда на оплату труда практикантов. Не надо быть бухгалтером, экономистом, надо просто сложить несколько цифр и помножить на число выпускников одного отделения, обратившихся в центр занятости населе­ ния, чтобы понять, во что обходится го­ сударству этот «неиссякаемый источник с живой водой». Между тем в декабре 1997 года в кол­ ледже снова гремит выпускной бал, и еще 44 менеджера, перед которыми учебное заведение посчитало свою миссию испол­ ненной, оказались перед выбором — до­ лго и безуспешно искать работу по полу­ ченной специальности или сразу спрятать диплом в дальний угол шкафа и получить другую профессию. Некоторые уже приняли решение. 18 человек в 1 квартале 1998 года пришли за помощью к специалистам службы за­ нятости. 11 из них получили статус без­ работного и получают пособие по безра­ ботице, двое проходят переподготовку по специальностям, никоим образом не свя­ занным с менеджментом, еще одна вы­ пускница стала участницей программы «Молодежная практика». Судьба осталь­ ных пока не определена, они регулярно проходят перерегистрацию в центре за­ нятости населения и получают пособие. Что будет дальше? А дальше, в декабре нынешнего года, опять выпускной бал, и вновь 49 молодых специалистов-менедже- ро® окайкутсц не у дед. , , Це,тац„дцнцц в «|?дубе рвдущцх рабо­ ту» центра занятости населения Грязин- ского района проводились занятия с оче­ редной группой, состоящей сплошь из выпускников технического колледжа. На этот раз нашествие выпускников на служ­ бу занятости состоялось после выпуска техников-строителей. Из 13 «гостей» «Клуба» лишь две девушки стремились работать По специальности. Другие хоте­ ли бы получить совершенно иную проф­ ессию, третьи никогда не станут техни- ками-строителями просто в силу своей профессиональной непригодности. Кстати, в колледже, по-видимому, ис­ пытывают большие затруднения при на­ боре в группы по подготовке менедже­ ров и техников-строителей. Не количес­ твенный состав вызывает сомнения, нет, здесь проблем не существует. Речь идет о качестве подбора будущих молодых спе­ циалистов: большая часть из них — де­ вушки, интересы которых совершенно далеки от выбранной ими специальнос­ ти. Результат сказывается незамедли­ тельно: девушки и не собираются рабо­ тать в качестве строителей и менедже­ ров. В 1997 году 91 человек получил диплом техника-строителя. Немалая часть из них —девушки. В феврале 1998 года еще один выпуск по этой специаль­ ности — 73 человека, 19 из которых сей­ час клиенты службы занятости. Две де­ вушки проходят переподготовку: они станут операторами ПЭВМ, больше де­ сяти человек имеют статус безработного и получают пособие по безработице. И вновь судьба выпускников ничуть не во­ лнует администрацию колледжа: трудо­ устроенных учебным заведением по до­ говорам нет. Можно согласиться, что существуют программы подготовки кадров. Можно принять во внимание, что сегодня никто не в праве потребовать от учебного заве­ дения обязательного трудоустройства всех выпускников, и это подтверждается целым рядом официальных документов. Но не хочется верить, что программа под­ готовки молодых специалистов перерас­ тает в некую абстрактную идею, отвле­ ченную от современных требований жиз­ ни, от конъюнктуры сегодняшнего рын­ ка труда. Л. ГОРЯЙНОВА, зам. директора центра занятости населения Грязинского района ЛЕТО ТРУДОВОЕ НА НОВУЮ ОДЕЖДУ ЗАРАБОТАЕМ САМИ В течение лета число тру­ доустроенных подростков по прогнозам усманского центра занятости должно удвоиться, если, конечно, педагогические коллективы проявят необходи­ мую активность. Здесь, напри­ мер, уже 149 ребят попробо­ вали свои силы в ремонте учеб­ ных заведений. Как и в прошлом году, оп­ лата труда подростков будет производиться в основном сельхозпродуктами. Но для де­ тей из специализированной кор­ рекционной школы, а впослед­ ствии и еще двух школ района, будет сделано исключение. По договору центра занятости с райпо они получат в качестве зарплаты одежду в счет пога­ шения долгов этой организации в фонд занятости. с е м е й н ы е «ЗАКРОМА» пополнятся Грязинские школьники так­ же были заняты в первый лет­ ний месяц ремонтом своих учеб­ ных заведений. Центр занятос­ ти заключил 14 договоров с го­ родскими и районными школа­ ми на 427 рабочих мест. А сто подростков из сред­ ней школы № 4 выезжают в СХПК «Красная дубрава» на прополку зерновых. Хозяйство обеспечивает ребят автотран­ спортом, а за помощь распла­ тится продукцией нового уро- казывает школе в поддержке, несмотря на множество своих проблем. Ежедневно в поле выходи­ ли около тридцати учащихся. Помощь ребят оплачивалась ...мороженым. Форма оплаты подросткового труда в районе была повсюду разная и зави­ села, как правило, от финан­ сового положения хозяйств. Лучше всех обстояло дело в ОПК СХПК «Новополянский», жая. ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ - МОРОЖЕНОЕ Ломовская средняя школа Чаплыгинского района, некогда подшефная одноименному хо­ зяйству, откликнулась на призыв его руководителей помочь в про­ полке зерновых. Впрочем, и само хозяйство никогда не от- где со школьниками расплачи­ вались «живыми» деньгами. Остальные вынуждены были расплачиваться сельскохозяй­ ственной продукцией. Напри­ мер, СХПК «Журавинский» вы­ делил на эти цели сахар. В с е го в Чаплы гинском районе на прополке пшеницы было занято 450 учащихся. Из них 324 совмещали эту рабо­ ту с ремонтом школ. К сере­ дине июня подростками было обработано 680 гектаров по­ севов. КАК СОСТАВИТЬ ПЕРСОНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ? ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ Одним из самых эффективных средств саморек­ ламы на рынке труда является резюме. Рассылая свою самохарактеристику в соответствующие ор­ ганизации, вы резко повышаете свои шансы на ус­ пех. Цель резюме — привлечь внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благо­ приятное впечатление и побудить работодателя при­ гласить вас на личную встречу. Как правило, имен­ но на основании резюме формируется первое и очень устойчивое мнение о человеке, хотя и субъ­ ективное. Можно принести резюме сразу на собеседование с ра­ ботодателем. Знакомство с вашим резюме до разговора позволит ему быстро узнать главное о вас и повысит эф­ фективность самого собеседо­ вания. Никаких жестких требо­ ваний к резюме не существу­ ет. Специалисты, работаю­ щие на рынке труда, счита­ ют наиболее универсальной следующую его структуру: — заголовок: фамилия, имя, отчество; — основные личные дан­ ные: адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение; —цель обращения: на ка­ кую работу, в какой должнос­ ти и на каких условиях вы претендуете, с дальнейшим обоснованием своих претен­ зий; — опыт работы: с указа­ нием места работы, занимае­ мых должностей, выполняе­ мых функций и профессио­ нальных достижений; — образование: учебные заведения, полученная спе­ циальность и присвоенная квалификация, а также на­ грады, призы и звания. Можно сообщить также владеете ли вы навыками ра­ боты на компьютере (жела­ тельно с указанием применя­ емых программных средств), имеете ли водительские пра­ ва и опыт вождения, являе­ тесь ли членом профессио­ нального объединения или партии. Любые сведения об об­ щественной деятельности, о военной службе и воинских званиях. Серьезные увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе, и достигну­ тые успехи, указать готов­ ность к сверхурочной работе, длительным и дальним ко­ мандировкам, смене места жительства. Не забыть о рекомендаци­ ях, личных характеристиках («аккуратен», «высоко заин­ тересован», «требователен к себе и другим»). Свежая дата составления резюме повышает достовер­ ность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что человек давно ищет работу в различных местах. Резюме должно быть крат- ким (отсутствие лишних слов, длинных, непонятных сокращений и терминов), кон­ кретным (отсутствие неточ­ ной или лишней информации, не имеющей прямого отноше­ ния к вакансии), целенаправ­ ленным (изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на дан­ ную должность) и честным. Может быть, вам придет­ ся исписать несколько черно­ виков, прежде чем ваше ре­ зюме будет окончательно го­ тово, и будет полезно пого­ ворить о нем с кем-нибудь еще. Прежде чем направить резюме адресату, покажите свой конечный продукт чело­ веку, мнению которого вы доверяете. ВНИМАНИЮ работодателей и СПЕЦИАЛИСТОВ! Центральное бюро нормативов по тру­ ду Минтруда России завершает работу по пересмотру 72 выпусков Единого тарифно­ квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалифика­ ционного справочника профессий рабочих, по которым устанавливаются месячные оклады (КС), утвержденные Госкомтрудом СССР и ВВСПС в 1984-1986 гг. В новых выпусках проведено уточнение тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих в связи с изменением содержания труда, возросших требований к качеству продукции (работ), квалифика­ ции, знаниям, по ряду профессий расши­ рен диапазон разрядов с 6 до 8. За счет исключения устаревших к уни­ фикации наименований про<1)ессий рабочих, выполняющих аналогичные или близкие по содержанию работы, сокращено более 1200 наименований от общего количества. Вве­ дено более 80 наименований новых профес­ сий. Упраздняется КС. Количество выпус­ ков сокращено с 72 до 68. По вопросам заказов выпусков ЕТКС нужно обратиться по адресу: 105043, г. Москва, 4-я Парковая ул., д . 29, ЦЕНТР Минтруда России. Контактный телефон: (095) 103022034. Факс (095) 163-60-92. Справки по перечню и наименованиям ЕТКС можно получить в управлении тру­ да и занятости по телефону 77-09-33. КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА подроаокПРИШЕЛ НАРАБОТУ... в летний период многие молодые люди (если они не поступили в техникум, институт) решают проблему трудоустройства. Большинство подрост­ ков хотят подзаработать во время каникулдля по­ полнения семейного бюджета. Что же им нужно знать, вступая в трудовые отношения с предпри­ ятиями и организациями? Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс зако­ нов о труде РФ» от 24.11.95г. № 182, возраст, с которого допускается при­ ем на работу, приравнен к 15 годам (ст. 173 КЗОТ РФ). Также допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных уч­ реждениях, образователь­ ных учреждениях начально­ го и среднего профессио­ нального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здо­ ровью и не нарушающего процесса обучения, в свобод­ ное от учебы время по до­ стижении 14-летнего возрас­ та и с согласия родителей. Работодатель при приеме на работу учащихся обязан ознакомить их с характером работы, условиями труда, разъяснить трудовые права и обязанности, а также дру­ гие правила по охране тру­ да. Статьей 175 КЗОТ РФ определены работы, на кото­ рых запрещается примене­ ние труда лиц моложе 18 лет. К таким работам относятся: работы с вредными и опас­ ными условиями труда; под­ земные работы; работы, вы­ полнение которых может причинять вред нравственно­ му развитию (игорный биз­ нес, торговля спиртным, та­ бачными изделиями, нарко: тическими и токсическими препаратами). Все молодые люди, кото­ рым не исполнился 21 год, П 1 )инимпются на работу лишь после предварительно­ го обязательного медицин­ ского осмотра, который про­ водится за счет средств ра­ ботодателя. Не всем молодым людям удается самостоятельно тру­ доустроиться, поэтому они вправе обратиться за по­ мощью в службу занятости. Так, ст. 9 Закона «О заня­ тости населения в РФ» гла­ сит; «...любой гражданин, обращающийся в службу занятости, в том числе и 14- 15-летние подростки, имеют право на бесплатную кон­ сультацию и бесплатное по- Приглашая на них глав сель­ ских администраций, руководите­ лей близлежащих хозяйств, Кирьянов пытается вместе с ними решить, как помочь каж­ дому конкретному безработному в трудоустройстве, если, конеч­ но, тот обратился в центр заня­ тости именно с такой целью. Кстати, хочет человек рабо­ тать или нет, легко выясняется на встречах. В селе работа есть круглый год, в том числе и вре­ менная, и если кто отказывает­ ся от предложенных вакансии, от общественных'работ, не согла­ шается на переобучение, вывод напрашивается сам собой: в центр занятости он обратился только за пособием. Односельчане хитрить-лов- чить не дадут. В их присутствии многие проблемы занятости ре­ шаются значительно легче. Без­ работному на такой представи­ тельной встрече как-то неудоб­ но отказываться от предложен­ ной помощи, а ловкачу — смот­ реть в глаза не только работни­ кам службы занятости, с кото­ рыми жизнь, возможно, никогда больше не сведет, а своим од­ носельчанам. Во многих российских реги­ онах сегодня говорят и пишут о несовершенстве и порой излиш­ ней гуманности закона о заня­ тости населения, который дает возможность некоторым недо­ бросовестным людям восполь­ зоваться государственной по­ мощью, не имея на то серьез­ ных оснований. Но пока в высших органах государственной власти думают, как сделать этот закон более приемлемым в современных ус­ ловиях, не ущемляя при этом ин­ тересов безработных, можно попытаться «исправить» его не­ совершенство и таким вот не­ традиционным способом, какой нашел В.Кирьянов. Владимир Федорович, орга­ низуя встречи в сельсоветах, решал не только проблемы се­ годняшнего дня, но и работал на перспективу. Связи центра за­ нятости с сельскими админис­ трациями, с предприятиями за­ метно окрепли, было достигнуто взаимопонимание по многим во­ просам. И теперь это помогает решать проблемы занятости луч­ ше всяких призывов. Энергичный, деятельный Кирьянов приезжает в сельскую администрацию и к руководите­ лям хозяйств не с протянутой КОГДА В ТОВАРИЩАХ о ЕСТ1> СОГЛАСЬЕ Село — не город, здесь не затеряешься в «мно­ гоэтажках», не спрячешься от глаз людских. И рад бы порой скрыть свои проблемы от односельчан, да не получается. Словоохотливые старушки про каж- ла выездной прием граждан. Молодой директор начальной школы, что в деревне Казинка под Ельцом, Вадим Овсянников, тогда еще исполняющий обязан- дого выложат полную информацию: когдародился, когда женился, какой характер имеет. И про ро­ дственников порасскажутдо третьего колена, и про то, какое у соседей подворье, и на что живут.... Ну прямо своеобразный деревенский «Интернет». Особенности сельских жителей еще и в том, что они, как огня, боятся дурной славы о себе, доро­ жат уважением соседей, откликаются на чужую беду. Э т ими особенностями и решил воспользоваться директор центра занятости населения Елецкого района Владимир Кирьянов, организовав еще в про­ шлом году с благословения районной администра­ ции встречи с безработными на территориях сель­ советов, где они проживают. рукой, а с взаимовыгодными предложениями. К примеру, вместе благоустроить село, по­ мочь в выращивании и уборке урожая, занять подростков в лет­ нее время. Финансов у него, как и пов­ сюду в центрах занятости, негус­ то, но в ход идут взаимозачеты — не лучший, но порой един­ ственный для хозяйств способ возврата долгов.службе заня­ тости. Один из ярких примеров тес­ ного сотрудничества мы увиде­ ли в Лавской сельской адми­ нистрации, где весной этого года заместитель начальника управления труда и занятости населения Н.Какунина проводи- лучение информации с целью выбора профессии, режима труда, возможности обучения». Молодым людям, кото­ рые закончили образователь­ ные учреждения и не смог­ ли по каким-либо причинам поступить в вузы, служба занятости оказывает услуги по профориентации, чтобы они смогли выбрать профес­ сию (специальность), кото­ рая будет пользоваться спросом на рынке труда об­ ласти. В соответствии с вы­ бранной профессией (специ­ альностью) служба занятос­ ти организует профессио­ нальную подготовку только той категории молодежи, которая в установленном порядке признана безработ­ ной. А в соответствии со ст. 3 Закона «О занятости насе­ ления в РФ» безработными признаются граждане, кото­ рым на момент обращения в службу занятости исполни­ лось 16 лет. При обращении в органы службы занятости молодые люди, ранее не работавшие и впервые ищущие работу, не имеющие профессии (спе­ циальности), представляют следующие документы: пас­ порт; документ об образова­ нии. Решение о признании гражданина, зарегистриро­ ванного в целях поиска под­ ходящей работы безработ­ ным, принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявле­ ния органам службы заня­ тости вышеуказанных доку­ ментов при условии отсутст­ вия вариантов подходящей работы. Пособие по безработице в соответствии со ст. 30 п. 2 Закона «Озанятости населе­ ния в РФ» гражданам, впер­ вые ищущим работу (ранее не работавшим), не имею­ щим профессии (специаль­ ности), устанавливается в размере минимальной опла­ ты труда. А. ИВАННИКОВ, вед. специалист юридического отдела. ности главы лавской админис­ трации ( в мае он был едино­ душно избран односельчанами главой), тоже принял участие в этой встрече. «Своих» безработ­ ных Вадим Николаевич знает на­ перечет, как и их проблемы, и старается помочь каждому. Трое выпускников различных учебных заведений проходят здесь «мо­ лодежную практику». Люба Па­ нова— секретарем-машинисткой в самой администрации. Мари­ на Урюпина применяет получен­ ные педагогические знания в группе продленного дня, а Вя­ чеслав Мещеряков трудится в СХПК «Маевка». Здесь всегда при необходимости активно ор­ ганизуются общественные рабо­ ты, подростковая занятость. Будучи педагогом по обра­ зованию и по призванию, что не раз доказывал своим землякам на деле, Вадим Николаевич по­ нимает, как важна работа с мо­ лодежью, особенно сейчас, ког­ да многие дети и подростки предоставлены сами себе, а со­ блазнов — хоть отбавляй. Поэтому, засучив рукава, директор школы вместе со сво­ ими воспитанниками и ребята­ ми постарше оборудовали в од­ ном из пустующих помещений местного Дома культуры бар, по дизайну и комфорту ничем не ус­ тупающий городским. Теперь там обедают младшие школьники из группы продленного дня, захо­ дят и подростки пообщаться под тихую музыку. А отделочные материалы в интерьере бара всего-навсего булыжник и старые газеты, пок­ рытые специальным составом. Но об этом ни за что не догада­ ешься без подсказки. Кстати, ра­ ботает поваром в уютном баре тоже бывшая безработная из многодетной семьи Татьяна Оборотова. Предмет особой гордости казинских школьников — спор­ тивный зал, отделанный мате­ риалами, годами не находивши­ ми применения в хозяйствах. Спортивные тренажеры доста­ лись от агрегатного завода, где пролежали много лет мертвым грузом. К творению своих рук ребята относятся бережно, по- хозяйски. В свободное от учебы время приходят в спортзал не только «накачать» мышцы, но и оборудовать другие помещения, чтобы было попросторнее, и про­ сто пообщаться. Кстати, дирек­ тор школы выступает здесь и в роли тренера, и в роли прораба. У подростков есть стимул к хорошей учебе: четвертый спор­ тивный разряд может получить только тот, кто не отстает по школьным предметам. Таким образом в комплексе решаются задачи трудового, нравственно­ го и физического воспитания ребят. А служба занятости, которая в последние годы активно зани­ мается трудоустройством под­ ростков, нашла в лице теперь уже главы лавской сельской адми­ нистрации надежного партнера в атом благородном деле. И не то'лько с В.Овсяннико­ вым вплотную работает район­ ный центр занятости. Те встре­ чи, о которых говорилось в на­ чале материала, как-то объеди­ нили и сплотили руководителей многих местных органов влас­ ти, предприятий, хозяйств со службой занятости, создали фундамент для дальнейшего со­ трудничества. Опыт Елецкого района управ­ ление труда и занятости насе­ ления рекомендовало использо­ вать по всей области. Выпуск подготовила Лариса ГОНЧАРОВА. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz