Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

15 июля 1998 г., № 136 (20764) ШИПЕЦКАЯ • /Ж г а з е т а Привет, друзья! Перед вами — очередной выпуск молодежной страницы «Ступени». Мы рады новой встрече с вами, благодарим вас за письма и вопросы. А еще хотим обратиться с просьбой: отправляя нам письма, не забывайте указывать обратный адрес, вашу фамилию, имя, отчество: Это нужно для того, чтобы редакция могла прислать вам гонорар за опублико­ ванные стихи и заметки. Итак, приятного вам чтения. Выпуск подготовили Наталья АЛЕКСАНДРОВА, Наталья ТОНКИХ. ^О Р И Е Н Т И РЫ --------------------------------------------------------------- в е ч н ы й ю н о ш а ДВА ГОДА НАЗАД В ВОЗРАСТЕ 42-х ЛЕТ УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ СЕРГЕЙ КУРЕХИН. Саркома сердца. Какой-то невероятный, невиданный случай. Кто такой Курёхин? Композитор? Да, он писал музыку — на каком-то новом уровне понимания мелодии, гармонии... У меня есть драгоценные "Времена года". Лазерный диск. Джазовый пианист? И это правда. До­ статочно прослушать партию фортепиано в «Мочалкином блюзе» из андеграундного магнитного альбома «Треугольник» начала 80-х годов группы «Аквариум». Вообще от­ ношение к «Треугольнику» должно быть очень внимательным: многие считают его са­ мым сильным альбомом «Аквариума» по глу­ бине эксперимента, открытий. Там есть но­ мер, названный «Поэзия». И, если не оши­ баюсь, именно голос Сергея Курёхина про­ износит странные, клипированные какие-то фразы... И когда в одной телевизионной пе­ редаче памяти Курёхина зазвучала «Поэзия» и на экране появился Гитлер, это настоль­ ко совместилось, что стало страшно. Так передать голосом, непонятно что произно­ сящим (ну, абсолютно невербальный текст!), одну из наиболее жутких в истории челове­ чества идей! ...Он метался, искал, и искания его были удивительны. Помню запись передачи «Му­ зыкальный ринг». На квадратном возвыше­ нии стоял Сергей Курёхин. Внизу пятеро или шестеро известнейших рок-гитаристов, сре­ ди них — Виктор Цой. Правее, чуть ли уже не среди зрителей, размещалась скрипич­ ная группа с дирижером. Скрипки вели свою партию, задумчивую и трудную. Рок-музы- канты импровизировали что-то свое. А на ринге тонкий, нежный, красивый (он действи­ тельно был человеком редкой красоты!) Сер­ гей Курёхин переходил от одного клавиш­ ного инструмента к другому и прямо на на­ ших глазах создавал чудную музыку: что-то., напоминающее Восток, Тибет, Шао Линь... Колдующий над клавишными Курёхин, рок- гитаристы и скрипки вместе создавали не­ что прекрасное, неслыханное. Он называл это Поп-механикой. Коллек­ тивное действо по созданию и исполнению музыки, где мог участвовать одновременно и симфонический оркестр, и вообще кто угодно, и что угодно. В глаза били расстав­ ленные там и сям прожектора. Дирижиро­ вал всем этим поразительным звуковым про­ странством сам Курёхин. В одной из таких мистерий он, очень серьезный, стоял у ро­ яля. К спине было что-то пристегнуто. Сна­ чала не поняла: сложенный парашют, что ли? Курёхин явно чего-то дожидался. И вдруг стал подниматься вверх, под самые колос­ ники сцены (оказывается, это он был привя­ зан и застрахован!). Потом канат (или шнур) стал опускаться, и Курёхин оказался вися­ щим горизонтально, прямо над клавиатурой рояля. Сейчас начнется его сольная партия. И началась! Кинорежиссер Сергей Соловьев узнал о Курёхине во время работы над фильмом «АССА». Сергей Бугаев (Африка), человек из ленинградской рок-тусовки, рассказал ему о Поп-механике. Объяснить не мог: ну, это просто Поп-механика! Соловьев был потрясен. Для себя он на­ звал Поп-механику новейшим симф они з ­ мом . Это выражение — на пути к тому, что­ бы попытаться понять, что же с таким неис­ товством искал Курёхин. Почему он не ос­ тался с группой «Аквариум», где для него, казалось бы, было всё: единомышленники — люди ленинградского рок-андеграунда, простор для эксперимента... Ведь он учас­ твовал в создании еще одного их альбома — «Радио Африка», где сильно его влияние и на уровне идей, и в исполнительстве (кла­ вишные), и в конкретной авторской вещи — невероятном «Тибетском танго»! ...Его искательство раздражало многих настолько, что когда стало известно о страш­ ной болезни Курёхина, некоторые музыкан­ ты (известные...) говорили, не задумываясь: туда и дорога, нечего было связываться с чертом!.. Паганини XX века?.. Наверное, лучшее сравнение нашел опять-таки Сергей Соловьев: Леонардо да Винчи! Он был человеком Возрождения! (Ду­ маю, Соловьев не оговорился: не эпохи Воз­ рождения, а именно Возрождения , имея в виду время жизни Курёхина — конец XX века.) И еще два свидетельства Соловьева — без них многое было бы нам в Курёхине не­ понятно. Возник проект «Балетная опера». Курё­ хин должен был написать музыку на сюже­ ты первых кинолент братьев Люмьер. При­ шли подписывать контракт. Вдруг Курёхин отводит Соловьева в сторону и спрашивает: многое ли в этом деле зависит вот от этого человека, с которым только что говорили? Соловьев ответил: всё. Курёхин сказал: кон­ тракт подписывать не буду. Соловьев бро­ сился уговаривать: рушится интереснейший проект, ты теряешь огромные деньги! Ку- рехин был тверд: он — тварь и хам, жаль, что вы этого не понимаете. Соловьев при­ знался: потом я понял. Тот продюсер таким и оказался... И второе свидетельство Сергея Соловь­ ева. Он «собрал» музыку к «Трем сестрам», своему новому фильму. Бах. Шопен в ис­ полнении Маурицио Поллини. С гордостью дал прослушать фонограмму приехавшему в Москву Сергею Курёхину. Тот сказал: ерун­ да! И Соловьеву стало понятно: слишком много разной музыки, всё рассыпается. А Курёхин вдруг говорит: давай, я тебе напи­ шу музыку ко всему фильму, вместо Шопе­ на! Это было даже смешно. Через две недели у Соловьева раздал­ ся звонок из Петербурга: прилетай, готово. ...Они разместились в одной из студий «Ленфильма». Курёхин сел за рояль, и за­ звучало волшебное, божественное озаре­ ние, тема, такая щемящая, изысканная, — она появляется в том месте фильма, где мальчик-гимназист сидит на берегу реки с флейтой: И в музыке, и на экране — дымка, размытость... Божественная музыка, уже даже без ма­ лейших признаков авангарда, а просто жи­ вая классика, написанная нашим современ­ ником. Когда я это впервые услышала, подума­ ла: Моцарт! Ведь и это имя — тоже для Ку­ рёхина! Гений, рано ушедший из жизни. А Соловьев как бы подвел итог курёхин- скому разгрому той его фонограммы: Ку­ рёхин мог сказать, что угодно, но это не развязная глупость. Развязных идиотов — битком, а людей, которые могут затем взять и сделать... Он не просто делал. Он делал гениаль­ но (жизнь человека мешает нам вовремя произнести это слово, но после смерти уже можно). А в жизни казался иногда таким стран­ ным... Вот говорит он (перед аудиторией): — Душа — это то, что плачет... — А вы плачете? — Я пытаюсь понять, есть ли у меня душа... Ну, свято! Вот такой Курёхин и есть. А после этого вдруг «бухнул»: — Да я вообще уже все слушать пере­ стал. Я слушал и изучал всех композиторов в хронологической последовательности и сломался то ли на Малере, то ли на Брук­ нере, потом Скрябин, Рахманинов — это ужасно... И смеялся, ёрничая, гримасничая. Кто же из тех, кто видел его в первый раз, поверил, что на самом-то деле перед нами — необыкновенно застенчивый, ро­ бкий, деликатный человек? Если бы он хотя бы сначала погримасничал, а потом уже сказал о плачущей душе, осталось бы бо­ лее благоприятное впечатление... ...Из архива программы «Час пик» выну­ ли запись с Сергеем и повторили в эфире сразу же после операции, сделанной Курё­ хину. Ведущий Андрей Разбаш обратился ко всем: нужна вторая операция, присылай­ те деньги на счет... (Следовал номер сче­ та.) Никто ничего не успел. Он умер. А на следующий день в прямом радиоэфире ка­ кая-то гражданка кричала по телефону: — Вон, слышали, композитор Курёхин умирает! А где же наши хваленые бизнес­ мены? Где Брынцалов! «Какая пошлость!» — так сказал бы, на­ верное, Курёхин, если бы мог слышать эту телефонную истерику. ...Они вообще кричат в прямой эфир о чем и о ком угодно. Трудно ли снять трубку и сказать развязную глупость? По поводу всего, что ни попадя: страшная болезнь Ку­ рёхина, магазины, коммерсанты, комму­ низм, демократия. Государственная Дума... Помните: только Курёхин после произ­ несенной развязной фразы брал и делал! «Вечный юноша» — это было сказано в начале 50-х годов по другому поводу, не­ задолго до его, тоже безвременной, кон­ чины, выдающимся нашим литературоведом Марком Щегловым. Он умер совсем моло­ дым примерно в то время, когда на свет появился Сергей Курёхин. И сам остался вечным юношей. Вечные юноши должны быть на свете. Без них мы, может быть, никуда бы и не двигались. И осталась бы одна пошлость. А Сергей Курёхин ее настолько не терпел... Вечный юноша... Ольга ВАСИЛЬЕВА . САМИ О СЕБЕ I одни ПЕРЕДАЮТ ПОКРУГУ «КОСЯК», АДРУГИЕ - ГИТАРУ... Честное слово, ужасно надоело выслушивать от взрослых критику! И рабо- тать-то мы не хотим, и учиться нас не заставишь. Согласна; раньше в вы­ сшие учебные заведения поступали в основном те, кто хотел и мог учиться, чья душа стремилась к слу­ жению людям. До револю­ ции молодые учителя, вра­ чи шли в народ — просве­ щать умы, открывать лю­ дям глаза на возможность свободы и равенства. Меня­ лись одежда, формы обще­ ния молодых, менялась жизнь. А сердца не переста­ вали гореть. Нужно было обустраивать свою Родину. О да, тогда еще слово «Ро­ дина» значило много! Мо­ лодежь ехала на знамени­ тые комсомольские строй­ ки — Магнитку, БАМ, Днепрогэс... А что теперь представля­ ет собой студент? Его голо­ ва болит после вчерашней попойки. И пальцы дрожат нервной дрожью. Ему не хватает денег на очередной "косяк". В голове ветер, и никакие светлые идеи не во­ лнуют мозг. Вот вы сейчас сидите и удовлетворенно потираете ладони: «Я так и знал! Все они наркоманы...» Спешу вас разочаровать: не все. Есть те, кто тоже жаждет действия, да не находят в теперешнем болоте жизни. Одни падают в самую грязь и тонут, но кто-то идет дальше. Да, многие поддаются соблазну: алкоголь, сигаре­ ты, наркотики, безудерж­ ный секс. Соблазны сущес­ твовали всегда. Но раньше у людей была цель, было стремление, дело. А когда есть цель, по-другому смот­ ришь на жизнь и собствен­ ные поступки. Высокая цель требует высоконрав­ ственных чувств и дейст­ вий. К примеру: ты знаешь, что тебе хорошо заплатят и стараешься сделать свою ра­ боту качественно. А вот дай­ те цель, всколыхните умы — и сердца откликнутся, поднесите спичку —и вновь запылает огонь живой мыс­ ли. И уже не так важно — сколько заработаешь. Есть нечто посущественнее... Но цели нет. И энергия, не имея выхода, толкает на ложные тропы. Конечно, это временно. Цель не мо­ жет все время отсутство­ вать. Она обязательно поя­ вится. А если нет — мы ее выдумаем. А пока в томительном ожидании студенты по-раз­ ному проводят время. И от­ нюдь не все поголовно по­ куривают травку. Мы зани­ маемся в тренажерных за­ лах, на катке, летом — на пляже. А как много моло­ дежи в библиотеке! Это ли свидетельствует об отсутст­ вии интересов? Радует оби­ лие клубов, секций, танце­ вальных коллективов: «Зе­ леная карета», «Черное и белое», «Сюрприз», «Кор­ теж»... Приглашение стать членом одного из них пос­ тоянно висит в холле ЛГТУ. Студент —это общее на­ звание совершенно разных людей, находящихся в ста­ дии обучения..И интересы у всех разные. Кто,4’о любит послушать «Рго(31ёу»-и по­ играть на компьютере, а кому-то нравится взять в руки инструмент и заста­ вить его ожить. И таких опять же немало. Парни и девчата, перебирая струны гитары, поют о том, что их волнует. Кто любит бардовскую песню, может пойти в клуб «Зеленая карета». Здесь тепло и душевно принима­ ют друзей, иногда устраи­ вают праздники. Каждый приносит пирог или пе­ ченье, на столах появля­ ются чай, свечи. И звучит музыка. У наркоманов принято передавать по кругу "ко­ сяк", а здесь — гитару. У каждого она звучит по-но­ вому. И хочется слушать и слушать. Ни капли спир­ тного нет на таких праз­ дниках, а весело необычай­ но. Так что, уважаемые взрослые, не спешите со­ ставить свое мнение 6 нас, студентах, по газетным интервью с кучкой отбив­ шихся от стада молодых людей. Ведь всегда стара­ ются показать что-то шо­ кирующее. Я думаю, современный студент не так уж отлича­ ется от студента прошлых поколений. Просто уро­ вень жизни стал другим: появились компьютеры и 1п1егпе1, кинотеатры ста­ ли непопулярны и вмес' грушевого напитка пьют' «кока-колу»... А жизнь продолжает­ ся... Анна ХАРЛАМОВА, студентка I курса ЛГТУ. Ш Б Ш «Ле ш ь УЛИЧНЫЙШУИ СЛЫШУ голос 1 ЕК 0 В ...11 Если кто-то утверждает, что молодых сегодня не интересует литература, он ошибается. Среди них, как и во все времена, множество усердных читателей и даже... писателей. И, разумеется, поэтов. Знаете, сколько старшеклассников сочиняют стихи? Юля Ра­ мазанова и Сережа Жириков тоже принадлежат к их числу. Недавно у них был настоящий повод для твор­ чества — День рождения любимого поэта Александ­ ра Сергеевича Пушкина. Тогда и родились эти стро­ ки. ПУШКИНСКАЯ ОСЕНЬ Тихой поступью осень сошла с облаков. Рассыпая листву под ногами. Я сквозь уличный шум слышу голос веков. Будто Вашими шепчет словами. Это шепот о том, как осенней порой Вы любили бродить по аллеям. Это голос о том, как прекрасен покой. От которого сердце звенело. Ощущаю я прелесть унылой поры. Принимаю дыханье покоя. Я готова лететь далеко от земли. Где звезда говорит со звездою. Только б там повстречать непокорный Ваш взгляд. Вашей лиры услышать призывы, И своим растревоженным сердцем обнять Гений Ваш, что Вы нам подарили. Юлия РАМАЗАНОВА. Сырская средняя школа. Липецкий район. Юнец кудрявый, мальчик нежный. Лицея ученик прилежный Являлся мне в тиши ночей. Учил меня — где ставить точки. Не путать окончанья строчки И не считать, а сколько дней Прожил и сколько жить осталось. Сегодня пусть судьба не улыбалась... Все впереди, еще все будет, И круг друзей, глядишь, прибудет. Все то, что видно взглядом. Что далеко иль где-то рядом. Еще учусь я просто жить, Как жил он славно и умело. Имел врагов, имел друзей, Высказывая правду смело. И жизни не щадил своей. Два века минуло, как два дождливых лета. Россия в шрамах вся и без крестов... Нет Пушкина, нет вольнодумного поэта. Который не искал ни славы, ни постов. Боролся с хамством, властью облаченным. Не прогибал спины своей, царям кричал: «Долой!» За правду умереть судьбой был обреченный. Не умер наш поэт — ушел с поднятой головой! Сергей ЖАРИКОВ. Средняя школа № 2, г. Липецк. ВСЕ РАБОТЫХОРОШИ... МОЖЕТ, ЭТИ СЛОВА ИЗВЕСТНОГО ПОЭТА И СЕГОДНЯ АКТУАЛЬНЫ. А ВОТ СЛЕДУЮЩАЯ ЕГО ФРАЗА: «ВЫБИРАЙ НА ВКУС» - УЖЕ НЕТ... Здравст вуйт е , редакторы моей любимой ст рани ­ цы «Ступеньки»! В последнее врем я вы часто отвеча­ л и на всякие вопросы . А потому и я реш ила спросить. Д ело в том , что я заканчиваю ш колу и , к больш ущ ему неудовольст вию собственных предков, до сих пор не имею н и ка к и х прист раст ий . Кто-то обожает рисо ­ вать, кто-то — решать задачки . А я — обычный (ка к т ам у вас в прессе т а ки х называют среднестати­ стический?) человек . Короче — соображаю во всем по­ немногу . Но почему-то не расстраиваюсь . Х от я на ­ счет «почему-то», конечно , хитрю . Сколько м оих старших знакомы х п о л у ч и л и лю би ­ мые специальности и теперь не знают , что с ним и делать! Кто они? Безработные лит ераторы , вечно бед­ ст вующие инженеры-строители, клян чащ и е у родите­ лей на жизнь психологи . К ому все это надо? Н а жизнь сейчас можно смотреть только с точки зрения прак ­ тичности . Вот мы и подош ли к самому вопросу. К уда же мне пойти учит ься , чтобы после этого не остаться на обо­ чине жизни? Какие специалисты сейчас нужны в горо­ де? Может быть, вы поможете мне выбрать учебное заведение? Всегда ваша Ирина П РЯХИН А . СПРАШИВАЛИ? ОТВЕЧА ЕМ! Дорогая Ирина! Помочь тебе мы, конечно, попробу­ ем, вот только гарантии, что через пять лет ситуация на липецком рынке труда будет мало отличаться от се­ годняшней, скажем честно, нет... Итак, по словам специа­ листов Центра занятости на­ селения города Липецка, осо­ бым спросом сейчас пользу­ ются врачи (не путать с мед­ сестрами —их в области в из­ бытке), юристы (только с на­ стоящим высшим образова­ нном), про 1 ’раммисты, ком-, мерческие агенты7--В почете-- рабочие профессии: сварщи­ ки, каменщики, строители, автослесари, механики. Нуж­ ны бухгалтеры, финансистиг Но, к сожалению, у всех ра­ ботодателей сегодня есть одно обязательное требование: им нужны специалисты высшей квалификации, конкуренто­ способные, опытные. Отсюда — огромные проблемы с тру­ доустройством выпускников. Более того, все чаще и чаще в области наблюдается свое­ го рода «дискриминация по половому признаку». Поче­ му-то руководители предпо­ читают иметь дело с мужчи­ нами, хотя женщины в боль­ шинстве своем и усидчивее, и старательнее, и добросовес­ тнее (доказано наукой!). Воз­ можно, в этом причина отсут­ ствия работы для девушек, закончивших строительный и металлургический факульте­ ты ЛГТУ. Велика очередь без­ работных воспитателей и пе­ дагогов. Хотя и здесь до­ пустима оговорка. Потому что очень многие выпус­ кники пединститутов хо­ тят трудиться только в го­ роде. А поскольку распре­ деление давно уже отме­ нили, на их отъезде в рай­ он никто настаивать не . имеет, права. Между тем сельскцм Щколам они были бы весьма кстати... Словом, :не оказаться «на обочине' жизни» сей­ час нелегко. А, может, тебе стоит выбрать про­ фессию, которая позволи­ ла бы тебе заниматься со­ бственным делом? На-1 пример, изучить инос­ транный язык, научить-1 ся шить, моделировать? Выбирая профессию, надо 1 просчитывать все вариан­ ты. Нам же остается лишь пожелать тебе уда-1 чи и оптимизма. ИЖИЗНЬЛЕТИТПОД СТУККОЛЕС... Здравст вуйт е , «Ступени»! М еня зовут Свет­ лана . М не 14 лет , закончила девятый класс и ду ­ маю о будущей профессии. Очень хочу стать про ­ водницей в поезде, но не знаю , где обучают такой профессии. Пожалуйста, расскажите об этом. Светлана П. Света! Проводников вот уже много лет готовит елецкое ПТУ № 1. Прав­ да, группы набирают не­ ежегодно, поскольку спрос на них на рынке труда сегодня очень неве­ лик. В любом случае ты можешь позвонить туда по телефону 8-267-21-497 и получить ответы на все интересующие тебя во-1 просы. Искала ответы I Наталья| АЛЕКСАНДРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz