Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а «ПЕРЕДВЕТЕРАНАМИ НАМНЕ аыдно. ДАИВПЕРЕМДЫ СМОТРИМУВЕРЕННО...» (Окончание. Начало на 1-й стр.) — А наметился ли пере лом в психологии руководи телей и работников ныне с а мостоятельных аграрных хо зяйств? Или все хсдут милос тей от природы, а паче — от президента , правительства. Думы, областного начальст ва и главы района? — Не скажу, что перелом ко ренной. Но замечу, что ельчане стали больше надеяться на са мих себя. Однако не без помо щи райадминистрации в девяти из пятнадцати хозяйств были заменены руководители. Пришли новые люди, злые на работу... Почему раньше не форсирова ли этот процесс? А зачем бе жать впереди паровоза? Пусть с запозданием, но люди сами разобрались, куда завели их горе-руководители, и сами пос тавили вопрос о переизбрании. И администрация коллективы поддержала, ее мнение о выдви жении на председательские пос ты совпало с мнением людей. Скажем, три года назад чуть было не поставили крест на. сельхозкооперативе «Авангард», настолько провальным оказа лось его положение, не раз ра бочие бастовали. А ныне? С при ходом нового руководителя Ива на Шевалдина хозяйство стало одним из лучших в районе по полеводству и животноводству, на его примерах учатся другие. Так что перелом начался. Сегодня сельхозпредприя тия, приспосабливаясь к новым экономическим условиям, стара ются не просто выживать, это — день вчерашний, а нормально хозяйствовать. Больше стало заботы о плодородии полей, раз витии собственного производст ва, заинтересованности в полу чении высококачественной про дукции и выгодной ее реализа ции. Благодаря этому несколько улучшилась ситуация с зарпла той в аграрном секторе — она в среднем доведена до 500 руб лей в месяц. Правда, во многих хозяйствах ее получают с запоз данием и чаще не «живыми» деньгами, а «натурой», но все же... Безусловно, я далек от мыс ли, что елецкие селяне взяли быка за рога. Недостатков у нас еще хватает. Но какой прок гла ве администрации стучать кула ком на нерадивых и вызывать их на «ковер»? Этим уже никого не напугаешь. Благополучие — в собственных руках коллекти вов хозяйств и их правлений. Пусть думают, на то им и са мостоятельность дана, а мы под скажем и поможем, если это... Рычаги воздействия у власти имеются. — На основе этого и ста вите задачи? — А разве они не в интере сах всех? Хватит сокращать и снижать производство, лукаво мудрствуя, что-де другого выхо да нет. Это — тоже этап пройден ный. И нас радует: с начала года поголовье дойного стада не уменьшено, больше получили приплода крупного рогатого ско та, свиней, увеличили поголовье птицы. В этом сезоне намере ны собрать в среднем не ме нее 26 центнеров зерна с гек тара, 200 центнеров сахарной свеклы, заготовить в достатке кормов. Несмотря на засушли вое начало лета, виды на уро жай неплохие, что подтвержде но, кстати, и областной взаимоп роверкой состояния полей и по севов. В животноводстве по про дуктивности дойного стада пос тараемся выйти на первое мес то в области, отстояв былое свое лидерство. Сейчас мы — на втором месте. — А вот в промышленнос ти подвижки не столь зам ет ны ... — Как сказать. Уже хорошо то, что за годы реформ у нас не закрыто ни одного предприятия. Серьезную ставку делаем на фирму «Бахус» — Воронецкий спиртзавод, которая обеспечи вает 35 процентов доходов рай онного бюджета. И предприятие оправдывает наши надежды, ра ботают здесь с перспективой, обновляют и совершенствуют производство — вот планируют выпускать собственные спирт ные напитки, минеральную воду. Похуже с другими предприяти ями. Ну ничего, верю, что и тут будут перемены. У «Бахуса», к слову, тоже не вое шло гладко, два года назад и его лихоради ло. — Николай Иванович, не секре т , что Елецкий район за годы своего существова ния стал не только кузницей добрых починов и опыта, но и кузницей руководящих кад ров области ... — Что ж, и это со счетов не сбросить. Поэтому, пользуясь случаем, от имени земляков, ру ководства района хочу- искрен не поблагодарить за вклад в социально-экономическое обус тройство района бывших первых секретарей райкома КПСС Алек сея Дмитриевича Бутенко, Пет ра Тихоновича Горлова, Анато лия Васильевича Антипова, Сер гея Борисовича Доровского... Именно при них Елецкий район достиг наивысшего расцвета. — С л о в ом , ельчане ни когда не подводят? — Надеюсь, так будет и впредь. Как говорится, у елец ких — собственная гордость! Александр ДЕМ ЕНТЬЕВ , соб .корр . «Липецкой * газеты». Елецкий район. «В ЛЮБОЙ МОМЕНТ МЕНЯ МОГУТ УБИТЬ» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Корр. — Свой среди чужих, чужой среди своих... Л. Р. — Меня и в КПРФ, и в НПСР многие понимают. Под ходят и говорят: дави!.. Еще на первом съезде нашего движе ния мы заявили, что будем де лать все, чтобы армия не до пустила антиконституционных действий против своего народа, не допустила действий других силовых структур, заявили, что будем работать над зашитой конституционных прав самой армии. И мы целенаправленно работаем, поднимаем самосоз нание военнослужащих. Воен ные, самой своей службой от даленные от политической жиз ни страны, но в то же время ока завшиеся в тяжелейшем по ложении, когда их, точно так же, как шахтеров, медиков, ученых, учителей, сельских тружеников, ставят в такое положение, что они даже кончают жизнь само убийством, стали понимать: единственный их защитник — ДПА. Мы не скрываем своих целей. Меня приглашали в Минюст, куда я сам принес пачку доку ментов, которые распространя ются нами в армии, и положил их перед исполняющим обязан ности министра юстиции. Мы разъясняем в армии — и это соответствует закону об инфор мации,— что нынешний режим губит военнослужащих, что пре зидент проводит политику, про тиворечащую обязанностям Верховного Главнокомандующе го. Вне всякого сомнения, это действует на умы людей в по гонах, поднимает их самосозна ние, усиливает гражданскую ак тивность. Приходит понимание, что они — не пушечное мясо для Чечни, не объект эксперимента на выживание. Корр . — И вместе с тем между человеком с ружьем и человеком с отбойным молот ком нет полного понимания и довмия. Л. Р. — Люди чего боятся? Боятся того, что танки опять расстреляют выступивших про тив режима. Вспомните девя носто третий год: если бы тан ки не начали стрелять, победа была бы за оппозицией. Вот если мы, наше движение, вы полним поставленные задачи, когда армия ни при каких усло виях не встанет против своего народа, а наоборот, когда нуж но, поддержит его, — этого бо лее чем достаточно. И то, что я систематически присутствую на всех митингах оппозиции, зачас тую выступаю и призываю ко всеобщей стачке, к импичменту президента — разве это не ра бота на общие цели?.. Корр. — В упомянутом вами 93-м году у участников сопро тивления сложилось крайне не гативное отношение к ОМОНу. Как представляется многим, внутренние войска являются большой угрозой для народа: они подкармливаются, дресси руются. Эта опасность вас не тревожит? Л. Р .— - Я знаю положение дел во внутренних войсках. Чуть подальше от Москвы настрое ния даже у омоновцев совсем не такие. Они вынуждены слу жить из-за нищенского положе ния родителей, не имеют жилья, служат за кусок хлеба. Есть, конечно, особо подкормленные, особо подобранные подразде ления, которые готовы хоть мать родную расстрелять. С полной ответственностью заявляю как бывший командующий Северной пэуппой войск в Чечне: этих ре бят, -когда против них не стари ки, а противник покруче, чувст во самосохранения ставит на место. Я этих ребят даже в третьем ряду не видел. И когда Власов, представитель прези дента в Чечне, оказался без охраны, попал в плен, никто из них не .дернулся. Это все гово рит о «доблестных» бойцах. Ясно, как дойдет до крупного дела, жизнь свою за кого-то они подставлять не будут. Корр. — Лев Яковлевич, мы знаем, что вы родом из провин циального Аральска, у вас было трудное детство — рано ушел отец, и, добывая пропитание для семьи, вы, как маленький инде ец, охотились на уток, подраба тывали, где только можно, при этом мечтали быть лидером и стали им — сначала в спорте, потом в военном деле, теперь и в политике. Все это — исключи тельно за счет трудолюбия, не престанной учебы. Но и за счет того, что Советская власть предоставляла каждому, кто хо тел, возможность честного ус пеха. О каком успехе может мечтать молодой человек ель цинской России? Л. Р. — Служить в той ар мии, где месяцами не платят нищенскую зарплату, где люди стреляются, вряд ли найдется много мечтающих. По этой-то именно причине я отказался от Звезды Героя России, ушел из НДР, нахожусь в оппозиции. Вижу бесперспективность ны нешнего развития, страшные сценарии дальнейшего развала страны, заготовленные тепе решними правителями. Прийти к власти в России должны те, кто ее любит — не обязательно только коммунисты, а все пат риоты, готовые на серьезные изменения в стране. Я с радос тной душой смотрю на преоб разования в Китае, на то, что делает Лукашенко в Белоруссии. Почему у нас должно быть хуже?.. Корр. — Лев Яковлевич, мы видим ваши энергичные начи нания, но далеко не все удает ся воплотить в жизнь. Руки не опускаются порой? Л. Р. — Нет. Хотя я знаю, что в любой момент меня могут убить — было уже много непри крытых угроз, — я продолжаю давить! И в случае с импичмен том, и в вопросах чеченской во йны и незаконных поставок во оружений... Таким меня воспи тала жизнь. («Советская Россия» 7 июля с . г., N 2 78). Когда в день выпускно го бала по площади Лени на проходили медалисты, через плечо у них красова лись перевязи, как у муш кетеров Дюма. Я смотрел на них, на других менее удач ливых, но не менее счас тливых вчерашних один надцатиклассников, и не мог не поддаться общему праздничному настроению. Счастливые лица в наше ! время —такая редкость! Но ; признаюсь: в голове у меня ; возникали отнюдь не праз- : дничные мысли. Я думал о : том, скольких И З Э Т И Х С И М - ; патичных молодых людей, !даже «01У1едаленных» и, воз можно, заранее чувствую щих себя победителями, ждет разочарование. И не удачи на экзаменах, и не привычные для них «не уды» уже после поступле ния. Среди вопросов, кото рые мне часто задают, есть и такой —он звучит обыч но у школьных учителей, моих же воспитанников: вНу почему мы, окончив шие ваш институт, опыт ные преподаватели, порою не в силах сами решить за дачи, -предлагаемые на вступительных испытани ях?» Им вторят родители: «Почему лучшие из наших детей без репетитора не могут поступить в вуз? Раньше такого не было. Выходит, произошел рез кий разрыв между требова ниями школы и вуза?» Я не знаю исчерпываю щих ответов ни на эти, ни на некоторые другие во просы. Но хочу поделить ся какими-то наблюдения ми и соображениями, в чем- то спорными, но, по-моему, заслуживающими обсужде ния. Запись первая. ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ О КОНКУРСАХ Наверное, я кого-то удивлю, если скажу: вооб- ще-то сегодня масса инсти тутов, куда совсем нетруд но поступить. Причем в са мой Москве. Например, на педагогические специаль ности. Добрая половина сто личных вузов принимает абитуриентов просто на ос нове сертификатов по ре зультатам тестирования. Такое тестирование, кста ти, организовано на базе Елецкого пединститута. После него можно стать студентом вуза с низким конкурсом без вступитель ных экзаменов. Но то — в Москве. В Липецком педагогическом ^ так не получится. У нас конкурс большой. Почему? ^ Не /екрет, что родители не .''ОТИ 1 ' отпускат!. дете )1 учиться в другие города, особенно столичные. И по причинам материальным, и потому, что страшно за мальчиков и девочек в эпо ху беспредела, наркотичес кого бума, разврата... Вот и стараются пристроить их в Липецке да Ельце. От того и конкурсы на пери ферии растут. Вторая причина — мода. Многим кажется, если их чадо станет про граммистом или экономис- том, психологом или соци ологом, банковским работ ником или юристом, то ско рее выживет в жестоком мире, чем «немодные» ма тематики, химики, филоло ги. Заводы стоят, значит, шинженеры не нужны. Иное т дело, когда броские объяв- ления манят приобщиться « к компьютерным техноло гиям или менеджменту. Боюсь, это тоже самооб ман. Молодые специалисты находят свое место в стабиль ных и богатых государствах. А в нашем, похоже, настоя щий и стойкий спрос только на рэкетиров и киллеров, — не дай, конечно. Бог никому из выпускников и в самом деле пополнить их ряды. Но если вести речь о вы сшем образовании, то, мне представляется, не так уж важно, какой диплом полу чит человек. Главное — кто и как его учит. Сумеют ли наставники так натрениро вать его мозг, чтобы он был способен решать новые, не привычные задачи, чтобы специалист умел быстро адаптироваться в меняющей ся реальности, принимать системные решения. Вот тог да он и вправду не пропадет. Сужу по моим коллегам-хи- микам. Хорошее химическое образование гарантирует ус пех в любом виде деятельнос ти. Разве принципиально, на чем был заточен нож — на бруске, точиле, камешке? Лишь бы он стал острым и резал все, что нужно. Не го ворю уж о том, что «немод ные» в России химики на За паде входят в пятерку самых высокооплачиваемых специ альностей. И еще одно замечание: любой профессионал должен, естественно, знать иностран ный язык и быть «на ты» с ЭВМ. Поэтому, к слову, мы и вводим на естественно-ге ографическом факультете специализацию «химия и ан глийский язык». Промежуточный итог: вы понимаете, что ваши сын или дочь на юрфак или менед жмент не попадут. Ну и пусть! Если молодой человек с головой, то «немодный» диплом даст ему не меньше, чем самый престижный. Запись вторая. ЧТО ЗНАЧИТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ? В Э Т О М Г О Д У половина мест на первых курсах в Липец ком педвузе резервируется для выпускников из села. Это называется внеконкурсный набор. Ерт^ у мальчика или девочки из глубинки направ ление —он или она поступит, даже получив на всех экза менах только удовлетвори тельные оценки. Справедливо это или нет? Очень трудный вопрос. Он тут же потянет за собой це почку других вопросов без ответов. Например: а спра ведливо, когда сельский школьник заведомо оказыва ется в неравных условиях по сравнению с городским ро весником, который, как пра вило, получает более про чные и глубокие .икшия - ло крайней мере, может их по лучить? Поэтому стоит пос мотреть на дело с точки зре ния целесообразности. Да, те оретически внеконкурсный набор целесообразен. Район ная администрация, давая на правление, гарантирует вы пускнику работу после окон чания института. О том, что получается на практике, — чуть позже; Что же касается липчан, то им найти работу по специальности — особен но на фоне демографическо го кризиса и драконовских мер правительства по увели чению нагрузки учителям, — действительно, очень слож но. Ну, хорошо. Итак, по ловина мест для селян. Да лее идут медалисты, выдер жавшие один экзамен или со беседование, победители об ластных олимпиад, сироты... БАЛЛЫ ПОСЛЕ БАЛА Через несколькодней начинаются вступительные экзамены в вузы. Абитуриентам предстоит ответить на трудные вопросы экзаменационных билетов. Но, быть может, вопросы еще труднее задают самим преподавателям наших институтов — и школьные учителя, и родители. Именно это и побудило доцен та кафедры химии Липецкого педагогического ин ститута Валентина ШАБАРШИНА взяться за перо... 10 июля 1998 г., № 133 (20761) ЗАПИСКИ ЭКЗАМЕНА ТОРА Что в остатке? Минимум мест для общего конкурса. Про ходной балл взмывает до не бес. Вот родители и пригла шают репетиторов, чтобы хоть как-то повысить шанс своих ребят... Многие в этом году разо чарованы тем, что прокура тура России отменила воз можность зачисления в вуз по результатам досрочных ве сенних вступительных экза менов. Разочарованных по нять можно. Уплатили нема лые деньги за обучение на курсах, надеялись, что это, как и в прошлые годы, поз волит 30 и более процентам «курсантов» попасть в число студентов сразу после про бных экзаменов. И вот... Скажу честно: разочаро вана и администрация вузов. При полнейшем безденежье плата за курсы была «манной небесной». Она позволяла хоть как-то продержаться на плаву. А с другой стороны... Вспоминаю прошлогодний случай. Идут вступительные экзамены. Группа довольно сильная. В ответах есть не дочеты, но мелкие. Едино душно с моей напарницей ставим таким абитуриентам 9 баллов. Меня страшно пора довала выпускница 14-й ли пецкой школы. Школа эта в районе Опытной, обычно ус пехами по химии ее питомцы не блистали. И вдруг девоч ка отвечает так уверенно, легко решает непростую за дачу. Итак, 9 баллов, то есть пять с минусом. Мы уже ее 1 К):)дра 1 !.' 1 яе.м, 1 ккч;ирашпза ем, кто готовил. Оказывает ся, школьный учитель, кан дидат химических наук. Ра дуемся за учителя. И вдруг ответственный секретарь при емной комиссии говорит нам, что после пробных экзаме нов, собеседования и двух первых экзаменов с учетом оставшихся «на плаву» вне- ко.нкурсников на отделении биологии и химии осталось всего три места для общего конкурса. И зачислять будут только ребят с 20 баллами. То есть все усилия большин ства абитуриентов, весь труд экзаменаторов были, по сути дела, уже напрасными. И наша выпускница 14-й шко лы не прошла. Так справед ливо или нет решение о том, что юридической силой обла дают только результаты лет них вступительных экзаме нов? Запись третья. О ЦЕНЕ ПЯТЕРКИ. Не пойму, ну почему ро дителей так завораживают школьные оценки? Ведь «пя терка» всего-навсего свиде тельствует о том, что в этом классе ваш ребенок подготов лен лучше остальных. А если общий уровень класса такой, что плакать хочется? Иног да ведь ситуация напомина ет анекдот о дистрофиках: один может перешагнуть че рез соломинку и ему —пять, другой не может, но ногу поднимает — ему четыре, а третьему надо ставить три уже за то, что он хотя бы добрался на соревнования. Обвинять ли школу в том, что она так готовит ребят? По-моему, не стоит. Во-пер вых, школа и не должна стопроцентно готовить к пос туплению в институт. Цель ее иная — ввести молодого человека в окружающий его мир. И можно только удив ляться жертвенности школь ных учителей, которые умуд ряются за такую смешную зарплату и за такое смешное количество часов чему-то ре бят научить. А во-вторых, чудес на свете не бывает. Хорошие результаты получа ются только при больших усилиях. Например, в базо вой средней школе число ча сов на изучение химии сокра тилось с трех-четырех до двух. И это при принципи ально не изменившейся про грамме. Безусловно, шансы на успех у тех, кто изучал химию по два часа в неделю. минимальны. Лучше они у ребят, занимавшихся по три, четыре часа в неделю. А уж с выпускниками лицея N 44 (шесть часов химии в неделю!) никого из них не сравнишь. Так же обстоит дело и с другими предмета ми. Потрясает математичес кая безграмотность подавля ющего большинства выпус кников, не говоря уже о гра мотности обычной. Проверяя листки ответов по химии, мы даже и не смотрим на орфо графию, синтаксис, грамма тику. Иначе большинство абитуриентов получили бы двойки. Так вот, меня поражают родители, вспомнившие за месяц-другой до получения сыном или дочерью аттеста та зрелости, что надо бы «пристроить» их в институт. Странен сам подход. Россия не ведь привыкли многое ре шать по звонкам, через «В ошаи РОЖДАЕТСЯПТИЦЕВОДСТВО XIВЕКА» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Полученные на «Березов ской» цыплята, где будет со держаться 185 тысяч кур- несушек, пойдут на откормоч ные площадки таких хо зяйств, как птицефабрики «Придонская», «Светлый путь», «Лебедянская», «Дан- ковская», «Добринская», бройлерный комплекс сдвхо- за «Солидарность*. Впослед ствии, я думаю, к ним при соединятся и другие ком плексы. В интегрированное произ водство мяса бройлеров, на ряду с этим, должны быть включены Подгоренский ком бикормовый завод, птицецех «Липецкмясокомплекса*, которые призваны рука об руку работать на конечный результат, получение деше вого диетического мяса. В новой администрации облас ти в связи с этим меня спра шивают, а мы сами разве не могли додуматься до этого, до этой самой интеграции? — А ведь в самом деле, Виктор Иванович, разве у вас не рождалась такая идея и разве вы раньше не бра лись за ее реализацию? — Была такая идея, и в конце 80-х мы горячо было взялись за ее реализацию. Создали объединение типа агропромкомбината. Но тог дашнее руководство областью посчитало, что, мол, слиш ком уж много предприятии окажется в подчинении у птицеводов. Тормозом, наря ду с этим, стали межведом ственные неувязки. Мы тог да завязали в единую цепоч ку все технологические звенья отрасли вплоть до ре ализации продукции. Одно не смогли сделать: включить в нее комбикормовую промыш ленность, находившуюся в другом ведомстве. Хотя и без нее мы занимали в России пе редовые позиции. Теперь же, кажется, дело будет сдвинуто с места. Во обще замечу — в технологи ческом плане российско-аме риканский проект, о котором идет речь, идеальный, он во брал в себя все лучшее, что есть в мире. Так, бройлеры теперь будут выращиваться не в клетках, как это было до сих пор, где больше травм, брака и вес, не отве чавший мировым стандар там, а напольно, на глубокой подстилке. Так делается в США, во всех западных стра нах, где создаются идеальные условия и бройлеры получа ются идеальными. —Извините, Виктор Ива нович, перебью. Ведь в свое время у всех было на слуху, что птицеводство у нас одна из самых прогрессивных, передовых отраслей на селе. А теперь что же получается? — А теперь, со времени перестройки, оно преврати лось в безнадежно отстав- щую отрасль. Оборудование нам прекратили поставлять, все больше стал применять ся ручной труд. И как ре зультат, даже яйцо в ГУПах, например, убыточно, не гово ря уж о мясе. Ныне же от расль становится, по сути, на путь возрождения. Скажу больше, сегодня, как я уже говорил, закладывается пти цеводство XXI века. Наряду с интегрированной техноло гией тут и самое современное оборудование, и генетичес кий потенциал, когда берут ся самые высокоселекцион ные бройлерные гибриды. Однако вернемся все же к комбикормовому заводу. Часто слышишь, что-де, взяв себе Подгоренский ком бикормовый завод, мы его «потеряем*. Ничего подобно го! Завод подлежит полной реконструкции. Вместо ста рого на нем устанавливают новое, отвечающее опять же мировым образцам оборудо вание. При этом работа сме сителей, грануляторов, дру гих агрегатов будет контро лироваться компьютерами. Птицеводы, уверен, забудут, что такое неполноценные кор ма. Они станут получать ис ключительно полнорацион ные корма трех типов: старт, откорм, финиш, на которых бройлеры при среднесуточ ных привесах в 44-47 грам мов уже к 44 дням достиг нут оптимального веса. И никаких вам волнений, где добыть добавки животного, неживотного происхожде ния, что до сих пор мучает птицеводов. И еще, что касается убой ного птицецеха на «Липецкмя- сокомплексе». Его предпол агается преобразовать так, чтобы вести углубленную переработку мяса птицы: от дельно окорочка, грудки, потроха, шейки. Так, чтобы покупатель мог приобрести то, что ему нравится и что по карману, причем в красивой, практичной упаковке. При этом все: птица, цыплята, тушки, корма и так далее — намечается доставлять на специализированном тран спорте и строго по графику. И еще что предполагается: пустующие помещения с обо рудованием могут быть про даны, либо сданы в аренду. Тем же, скажем, фермерам опять же для выращивания в них бройлеров. —Вот вы затронули тему автоматизации, механиза ции труда. Хотелось бы, что бы вы ее продолжили. — Ну, что еще сказать? Котельные предполагается ликвидировать. Каждое про изводственное помещение подключается к природному газу при автоматическом ре гулировании микроклимата. Кстати, автоматизируются практически все важнейшие системы жизнеобеспечения, кормления, поения, отопле ния, вентиляции. Все произ водственные процессы выво дятся на компьютер, и роль птичниц сводится, в частнос ти, к осмотру поголовья, за данию программ по всем без исключения параметрам, с которыми тесно увязывается и работа транспорта. Войдут в быт, станут привычными «магарычи». Вот родителю и кажется, что главное — знать, кому и сколько дать. А реальные знания ребенка — это неважно. Даже гово рят так: «Вы его только воз ьмите в институт, а уж учиться он будет». Любопыт но: никому не придет в голо ву устраивать по знакомству, например, в сборную России по футболу или плаванию. Чтобы попасть туда, надо тре нироваться с раннего детст ва. Зато если речь о школе, считается, что можно поте рять впустую десяток лет, а уж потом в вузе чадо развер нется. Не будет этого! Не строят дом без фундамента, на песке или, того хуже, на болоте. Попутно замечу: не могу понять родителей, которые платят большие деньги за то, чтобы их детей, без должной школьной базы, учили в ин ституте по контракту. Одно дело, когда абитуриенту на вступительных экзаменах не хватило балла и его при до статочно неплохой подготов ке не зачислили. Здесь кон трактное обучение имеет смысл. Но вот какой смысл, если знаний у парня нет, выкладывать крупную сумму за его поступление? Может, родители просто откупаются от ребенка, деньгами пыта ясь компенсировать свое не умение воспитывать? А дума ют ли они при этом, что, «за пихнув» чадо в институт, они обрекают его на пятилетний невроз? Деньги деньгами, но ведь для учебы нужны и зна ния. А если они почти на нуле? В ответ на насмешки соседей по группе такой «сту дент» либо задирает нос, де лая вид, что за его деньги все вокруг должны с ним носить ся, как с писаной торбой, либо всячески старается найти за пределами учебных аудито рий отдушину, чтобы он смог почувствовать себя челове ком. И не жалуйтесь потом, что он (она) увлеклись весе лой жизнью, наркотиками, всякими видами магии, от ко торой едет крыша. Вы сами загнали туда своих детей. Запись четвертая. ВРОДЕ БЫ НЕ ПО ТЕМЕ... Уже тогда, когда две мо лодые матери болтают друг с другом рядом с песочницей, где играют предоставленные самим себе дети, начинает формироваться судьба ребен ка. И попробуй что-либо та кой маме скажи — тут же возмущение: она устала, она целый день с дитем. Да нет, не с ним, а рядом с ним! Дети немного могут почерпнуть, общаясь только друг с дру гом. С ними же надо посто янно об|иЛТ).('Я. гонорить, ; Отвечать на все вопросы, ис пользовать любую возмож ность для их развитиж^Од?" лать расходы на образование детей приоритетом. Сперва — обучение, потом —новая ме бель, одежда и прочее... У меня есть друзья — Валерий Семенович Смычев и его супруга Елена Никола евна Орлова. Их Алеша учит ся только в третьем классе гимназии № 12 и в музы кальной школе, а уже гово рит на двух языках и дает ча совые сольные концерты на фортепьяно. Все Алешины успехи — это успехи его родителей. Приходя в гости, я видел, как они работают с ним. И завидовал. Это ведь очень трудное дело — рас тить человека. Никакие кур сы, никакие репетиторы не помогут, если ваш ребенок мало и медленно читает, если других источников информа- подвесные кормушки, на польные поилки, фильтры очистки воды. А взять систему отопле ния. В напольных птичниках найдут применение газовые горелки. А где клеточное обо рудование еще не износи лось, там птичники будут отапливаться посредством бойлеров от мини-котельных в самих помещениях. Подо бное оборудование мы виде ли в США, других странах, и оно действует надежно, без отказно. Все это, как и мно гое другое, позволит решить главную задачу: постоянно, с учетом спроса наращивать производство дешевого, вы сококачественного, конкурен тоспособного бройлерного мяса. —А какова, Виктор Ива нович, судьба тех птицефаб рик, которые, в частности, не вошли в управление государ ственных унитарных пред приятий. Что их ждет? И во обще, что вы можете сказать о ГУПах? Что сказать о ГУПах? Со здание их — мера, скорее, вынужденная, временная, чем оправданная, это вроде бы как спасательный круг. А так ведь, образно выражаясь, что получилось: сгребли два с лишним десятка спецхозов, в том числе и птицеводчес кие, и бросили этак лет на 20 назад. Дотаций выделяется каждому по миллиону, а убытков —по 2-3 млн. Теперь что касается хо зяйств, оставшихся за рам ками российско-американ ского договора, или как его еще называют со стороны США «Золотой петушок-ин вест*. Среди этих хозяйств такие мясные птицефабрики, как «Задонская», «Вербилов- ции, кроме школы, улицы ^ и телевизора, у него нет. 4 Запись последняя. ! ЗАЧЕМ НУЖЕН I ТРОЕЧНИК? I А теперь немного еще о ? внеконкурсном зачислении, с Может, я неправ, но мне ка- ; жется, что система внекон курсного зачисления в ее , традиционном виде нане- ела серьезнейший ущерб нашему высшему педагоги ческому образованию. Без условно: сельским абитури ентам нужна помощь. Да, в силу объективных обсто ятельств выпускники сель ских школ подготовлены к поступлению в институт хуже. Не потому, что они глупее. Нет, просто их чаще отвлекали на сельхоз работы. В аттестате напи сано «окончил 11 классов», а фактически гораздо мень ше. И учитель сельской школы имеет меньше воз можностей для подготовки к урокам —много сил тра тит на выживание со своим натуральным деревенским хозяйством. Труднее ему достать и методическую литературу. И все-таки почему уро вень требований к сельским абитуриентам должен быть ниже? Если в прежние годы 60%, а сейчас 50% внеконкурсников поступа ют в вуз, имея формально удовлетворительные зна ния, то мы вынуждены сни жать качество преподава ния до некоего очень уж среднего уровня. Потенци ально сильные студенты при этом работают не в пол ную меру, расслабляются, учатся на четверть своих возможностей. А слабые — с трудом осваивают про грамму, в лучшем случае, до фазы воспроизведения. В результате качество зна ний и тех, и других ниже, чем необходимо. В школу идет удовлетворительно — на тройку — подготовлен- ^ ный учитель. 4 Мечтаю о другой систе- | ме —да, пока мечтаю. Быть | может, когда-нибудь на I базе Липецкого пединсти- § тута откроется двух- или даже трехгодичный облас- V тной колледж. Здесь могли ч' бы по субботам и воскре- ' сеньям заниматься лучшие ^ учащиеся сельских школ. ' А жить в институтском об- ' щежитии-гостинице. Пос- ^ ледний же год можно было бы учить их полностью на ^ интернатной основе в ^ ЛГПИ. Тогда и знания у - ребят будут, и учиться им у в вузе будет легче, и в те же сельские школы придет хорошо подготовленный учитель. ^ Мне скажут — утопия, на образование денег нет. Знажи Но, во-первых, мы всёй'аки не последний день и год живем, выберется же когда-нибудь страна из топи кризиса. Вот тогда и придется всерьез задумать ся о сельской школе, чьим питомцам нужны знания, а не послабление, не заведо мое снижение планки. А во- вторых... Повторю то, что писал о семейном бюджете, но уже применительно к бюджету государства: хо тим выстоять, выжить и одолеть беду — пора сде лать расходы на образова ние приоритетными. Иначе кризис и стагнация будут хроническими... Валентин ШАБАРШИН, доцент Липецкого педагогического института. ская», «Краснопольская», яичные — «Россия», «Ли пецкая», «Красный колос». Прежде мы получали при быль, и немалую, а вот кон курентоспособной продукции не было, как нет ее пока и теперь. Каждое яйцо у нас обходится в 3, а то и 4 руб ля. В то время как в тех же США —не более чем в 2 руб ля. И что будет, если они их забросят на наш рынок? Наши яичные хозяйства мгновенно разорятся. Пото му и с этими хозяйствами мы думаем пойти по тому же пути — пути поиска выгод ного инвестора. Предлагали тем же американцам. Но они слишком обесценивают ос новные фонды, на что идти нельзя. Потому поиск продолжа ется. Думается, по тому же пути надо идти и в свиновод стве, других отраслях и та ким образом продвигать в практику самые передовые технологии, получать и тут дешевую, конкурентоспособ ную, качественную продук цию. И еще что хотелось бы сказать в заключение. Дого вор договором, а контроль за исполнением все-таки до лжен быть. Тем же российс ко-американским проектом у нас кто только ни занимает ся: фонд имущества, управ ление международных и межрегиональных связей и Т . Д . , а конкретно отвечаю щих за его практическую реализацию нет. А должны быть. Беседовал Иван ЛЕСНИКОВ, редактор агропромыш ленного отдела «ЛГ*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz