Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

ШИПЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а «ПЕРЕДВЕТЕРАНАМИ НАМНЕ аыдно. ДАИВПЕРЕМДЫ СМОТРИМУВЕРЕННО...» (Окончание. Начало на 1-й стр.) — А наметился ли пере­ лом в психологии руководи­ телей и работников ныне с а ­ мостоятельных аграрных хо­ зяйств? Или все хсдут милос­ тей от природы, а паче — от президента , правительства. Думы, областного начальст­ ва и главы района? — Не скажу, что перелом ко­ ренной. Но замечу, что ельчане стали больше надеяться на са­ мих себя. Однако не без помо­ щи райадминистрации в девяти из пятнадцати хозяйств были заменены руководители. Пришли новые люди, злые на работу... Почему раньше не форсирова­ ли этот процесс? А зачем бе­ жать впереди паровоза? Пусть с запозданием, но люди сами разобрались, куда завели их горе-руководители, и сами пос­ тавили вопрос о переизбрании. И администрация коллективы поддержала, ее мнение о выдви­ жении на председательские пос­ ты совпало с мнением людей. Скажем, три года назад чуть было не поставили крест на. сельхозкооперативе «Авангард», настолько провальным оказа­ лось его положение, не раз ра­ бочие бастовали. А ныне? С при­ ходом нового руководителя Ива­ на Шевалдина хозяйство стало одним из лучших в районе по полеводству и животноводству, на его примерах учатся другие. Так что перелом начался. Сегодня сельхозпредприя­ тия, приспосабливаясь к новым экономическим условиям, стара­ ются не просто выживать, это — день вчерашний, а нормально хозяйствовать. Больше стало заботы о плодородии полей, раз­ витии собственного производст­ ва, заинтересованности в полу­ чении высококачественной про­ дукции и выгодной ее реализа­ ции. Благодаря этому несколько улучшилась ситуация с зарпла­ той в аграрном секторе — она в среднем доведена до 500 руб­ лей в месяц. Правда, во многих хозяйствах ее получают с запоз­ данием и чаще не «живыми» деньгами, а «натурой», но все же... Безусловно, я далек от мыс­ ли, что елецкие селяне взяли быка за рога. Недостатков у нас еще хватает. Но какой прок гла­ ве администрации стучать кула­ ком на нерадивых и вызывать их на «ковер»? Этим уже никого не напугаешь. Благополучие — в собственных руках коллекти­ вов хозяйств и их правлений. Пусть думают, на то им и са­ мостоятельность дана, а мы под­ скажем и поможем, если это... Рычаги воздействия у власти имеются. — На основе этого и ста ­ вите задачи? — А разве они не в интере­ сах всех? Хватит сокращать и снижать производство, лукаво мудрствуя, что-де другого выхо­ да нет. Это — тоже этап пройден­ ный. И нас радует: с начала года поголовье дойного стада не уменьшено, больше получили приплода крупного рогатого ско­ та, свиней, увеличили поголовье птицы. В этом сезоне намере­ ны собрать в среднем не ме­ нее 26 центнеров зерна с гек­ тара, 200 центнеров сахарной свеклы, заготовить в достатке кормов. Несмотря на засушли­ вое начало лета, виды на уро­ жай неплохие, что подтвержде­ но, кстати, и областной взаимоп­ роверкой состояния полей и по­ севов. В животноводстве по про­ дуктивности дойного стада пос­ тараемся выйти на первое мес­ то в области, отстояв былое свое лидерство. Сейчас мы — на втором месте. — А вот в промышленнос­ ти подвижки не столь зам ет­ ны ... — Как сказать. Уже хорошо то, что за годы реформ у нас не закрыто ни одного предприятия. Серьезную ставку делаем на фирму «Бахус» — Воронецкий спиртзавод, которая обеспечи­ вает 35 процентов доходов рай­ онного бюджета. И предприятие оправдывает наши надежды, ра­ ботают здесь с перспективой, обновляют и совершенствуют производство — вот планируют выпускать собственные спирт­ ные напитки, минеральную воду. Похуже с другими предприяти­ ями. Ну ничего, верю, что и тут будут перемены. У «Бахуса», к слову, тоже не вое шло гладко, два года назад и его лихоради­ ло. — Николай Иванович, не секре т , что Елецкий район за годы своего существова­ ния стал не только кузницей добрых починов и опыта, но и кузницей руководящих кад­ ров области ... — Что ж, и это со счетов не сбросить. Поэтому, пользуясь случаем, от имени земляков, ру­ ководства района хочу- искрен­ не поблагодарить за вклад в социально-экономическое обус­ тройство района бывших первых секретарей райкома КПСС Алек­ сея Дмитриевича Бутенко, Пет­ ра Тихоновича Горлова, Анато­ лия Васильевича Антипова, Сер­ гея Борисовича Доровского... Именно при них Елецкий район достиг наивысшего расцвета. — С л о в ом , ельчане ни­ когда не подводят? — Надеюсь, так будет и впредь. Как говорится, у елец­ ких — собственная гордость! Александр ДЕМ ЕНТЬЕВ , соб .корр . «Липецкой * газеты». Елецкий район. «В ЛЮБОЙ МОМЕНТ МЕНЯ МОГУТ УБИТЬ» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Корр. — Свой среди чужих, чужой среди своих... Л. Р. — Меня и в КПРФ, и в НПСР многие понимают. Под­ ходят и говорят: дави!.. Еще на первом съезде нашего движе­ ния мы заявили, что будем де­ лать все, чтобы армия не до­ пустила антиконституционных действий против своего народа, не допустила действий других силовых структур, заявили, что будем работать над зашитой конституционных прав самой армии. И мы целенаправленно работаем, поднимаем самосоз­ нание военнослужащих. Воен­ ные, самой своей службой от­ даленные от политической жиз­ ни страны, но в то же время ока­ завшиеся в тяжелейшем по­ ложении, когда их, точно так же, как шахтеров, медиков, ученых, учителей, сельских тружеников, ставят в такое положение, что они даже кончают жизнь само­ убийством, стали понимать: единственный их защитник — ДПА. Мы не скрываем своих целей. Меня приглашали в Минюст, куда я сам принес пачку доку­ ментов, которые распространя­ ются нами в армии, и положил их перед исполняющим обязан­ ности министра юстиции. Мы разъясняем в армии — и это соответствует закону об инфор­ мации,— что нынешний режим губит военнослужащих, что пре­ зидент проводит политику, про­ тиворечащую обязанностям Верховного Главнокомандующе­ го. Вне всякого сомнения, это действует на умы людей в по­ гонах, поднимает их самосозна­ ние, усиливает гражданскую ак­ тивность. Приходит понимание, что они — не пушечное мясо для Чечни, не объект эксперимента на выживание. Корр . — И вместе с тем между человеком с ружьем и человеком с отбойным молот­ ком нет полного понимания и довмия. Л. Р. — Люди чего боятся? Боятся того, что танки опять расстреляют выступивших про­ тив режима. Вспомните девя­ носто третий год: если бы тан­ ки не начали стрелять, победа была бы за оппозицией. Вот если мы, наше движение, вы­ полним поставленные задачи, когда армия ни при каких усло­ виях не встанет против своего народа, а наоборот, когда нуж­ но, поддержит его, — этого бо­ лее чем достаточно. И то, что я систематически присутствую на всех митингах оппозиции, зачас­ тую выступаю и призываю ко всеобщей стачке, к импичменту президента — разве это не ра­ бота на общие цели?.. Корр. — В упомянутом вами 93-м году у участников сопро­ тивления сложилось крайне не­ гативное отношение к ОМОНу. Как представляется многим, внутренние войска являются большой угрозой для народа: они подкармливаются, дресси­ руются. Эта опасность вас не тревожит? Л. Р .— - Я знаю положение дел во внутренних войсках. Чуть подальше от Москвы настрое­ ния даже у омоновцев совсем не такие. Они вынуждены слу­ жить из-за нищенского положе­ ния родителей, не имеют жилья, служат за кусок хлеба. Есть, конечно, особо подкормленные, особо подобранные подразде­ ления, которые готовы хоть мать родную расстрелять. С полной ответственностью заявляю как бывший командующий Северной пэуппой войск в Чечне: этих ре­ бят, -когда против них не стари­ ки, а противник покруче, чувст­ во самосохранения ставит на место. Я этих ребят даже в третьем ряду не видел. И когда Власов, представитель прези­ дента в Чечне, оказался без охраны, попал в плен, никто из них не .дернулся. Это все гово­ рит о «доблестных» бойцах. Ясно, как дойдет до крупного дела, жизнь свою за кого-то они подставлять не будут. Корр. — Лев Яковлевич, мы знаем, что вы родом из провин­ циального Аральска, у вас было трудное детство — рано ушел отец, и, добывая пропитание для семьи, вы, как маленький инде­ ец, охотились на уток, подраба­ тывали, где только можно, при этом мечтали быть лидером и стали им — сначала в спорте, потом в военном деле, теперь и в политике. Все это — исключи­ тельно за счет трудолюбия, не­ престанной учебы. Но и за счет того, что Советская власть предоставляла каждому, кто хо­ тел, возможность честного ус­ пеха. О каком успехе может мечтать молодой человек ель­ цинской России? Л. Р. — Служить в той ар­ мии, где месяцами не платят нищенскую зарплату, где люди стреляются, вряд ли найдется много мечтающих. По этой-то именно причине я отказался от Звезды Героя России, ушел из НДР, нахожусь в оппозиции. Вижу бесперспективность ны­ нешнего развития, страшные сценарии дальнейшего развала страны, заготовленные тепе­ решними правителями. Прийти к власти в России должны те, кто ее любит — не обязательно только коммунисты, а все пат­ риоты, готовые на серьезные изменения в стране. Я с радос­ тной душой смотрю на преоб­ разования в Китае, на то, что делает Лукашенко в Белоруссии. Почему у нас должно быть хуже?.. Корр. — Лев Яковлевич, мы видим ваши энергичные начи­ нания, но далеко не все удает­ ся воплотить в жизнь. Руки не опускаются порой? Л. Р. — Нет. Хотя я знаю, что в любой момент меня могут убить — было уже много непри­ крытых угроз, — я продолжаю давить! И в случае с импичмен­ том, и в вопросах чеченской во­ йны и незаконных поставок во­ оружений... Таким меня воспи­ тала жизнь. («Советская Россия» 7 июля с . г., N 2 78). Когда в день выпускно­ го бала по площади Лени­ на проходили медалисты, через плечо у них красова­ лись перевязи, как у муш­ кетеров Дюма. Я смотрел на них, на других менее удач­ ливых, но не менее счас­ тливых вчерашних один­ надцатиклассников, и не мог не поддаться общему праздничному настроению. Счастливые лица в наше ! время —такая редкость! Но ; признаюсь: в голове у меня ; возникали отнюдь не праз- : дничные мысли. Я думал о : том, скольких И З Э Т И Х С И М - ; патичных молодых людей, !даже «01У1едаленных» и, воз­ можно, заранее чувствую­ щих себя победителями, ждет разочарование. И не­ удачи на экзаменах, и не­ привычные для них «не­ уды» уже после поступле­ ния. Среди вопросов, кото­ рые мне часто задают, есть и такой —он звучит обыч­ но у школьных учителей, моих же воспитанников: вНу почему мы, окончив­ шие ваш институт, опыт­ ные преподаватели, порою не в силах сами решить за­ дачи, -предлагаемые на вступительных испытани­ ях?» Им вторят родители: «Почему лучшие из наших детей без репетитора не могут поступить в вуз? Раньше такого не было. Выходит, произошел рез­ кий разрыв между требова­ ниями школы и вуза?» Я не знаю исчерпываю­ щих ответов ни на эти, ни на некоторые другие во­ просы. Но хочу поделить­ ся какими-то наблюдения­ ми и соображениями, в чем- то спорными, но, по-моему, заслуживающими обсужде­ ния. Запись первая. ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ О КОНКУРСАХ Наверное, я кого-то удивлю, если скажу: вооб- ще-то сегодня масса инсти­ тутов, куда совсем нетруд­ но поступить. Причем в са­ мой Москве. Например, на педагогические специаль­ ности. Добрая половина сто­ личных вузов принимает абитуриентов просто на ос­ нове сертификатов по ре­ зультатам тестирования. Такое тестирование, кста­ ти, организовано на базе Елецкого пединститута. После него можно стать студентом вуза с низким конкурсом без вступитель­ ных экзаменов. Но то — в Москве. В Липецком педагогическом ^ так не получится. У нас конкурс большой. Почему? ^ Не /екрет, что родители не .''ОТИ 1 ' отпускат!. дете )1 учиться в другие города, особенно столичные. И по причинам материальным, и потому, что страшно за мальчиков и девочек в эпо­ ху беспредела, наркотичес­ кого бума, разврата... Вот и стараются пристроить их в Липецке да Ельце. От­ того и конкурсы на пери­ ферии растут. Вторая причина — мода. Многим кажется, если их чадо станет про­ граммистом или экономис- том, психологом или соци­ ологом, банковским работ­ ником или юристом, то ско­ рее выживет в жестоком мире, чем «немодные» ма­ тематики, химики, филоло­ ги. Заводы стоят, значит, шинженеры не нужны. Иное т дело, когда броские объяв- ления манят приобщиться « к компьютерным техноло­ гиям или менеджменту. Боюсь, это тоже самооб­ ман. Молодые специалисты находят свое место в стабиль­ ных и богатых государствах. А в нашем, похоже, настоя­ щий и стойкий спрос только на рэкетиров и киллеров, — не дай, конечно. Бог никому из выпускников и в самом деле пополнить их ряды. Но если вести речь о вы­ сшем образовании, то, мне представляется, не так уж важно, какой диплом полу­ чит человек. Главное — кто и как его учит. Сумеют ли наставники так натрениро­ вать его мозг, чтобы он был способен решать новые, не­ привычные задачи, чтобы специалист умел быстро адаптироваться в меняющей­ ся реальности, принимать системные решения. Вот тог­ да он и вправду не пропадет. Сужу по моим коллегам-хи- микам. Хорошее химическое образование гарантирует ус­ пех в любом виде деятельнос­ ти. Разве принципиально, на чем был заточен нож — на бруске, точиле, камешке? Лишь бы он стал острым и резал все, что нужно. Не го­ ворю уж о том, что «немод­ ные» в России химики на За­ паде входят в пятерку самых высокооплачиваемых специ­ альностей. И еще одно замечание: любой профессионал должен, естественно, знать иностран­ ный язык и быть «на ты» с ЭВМ. Поэтому, к слову, мы и вводим на естественно-ге­ ографическом факультете специализацию «химия и ан­ глийский язык». Промежуточный итог: вы понимаете, что ваши сын или дочь на юрфак или менед­ жмент не попадут. Ну и пусть! Если молодой человек с головой, то «немодный» диплом даст ему не меньше, чем самый престижный. Запись вторая. ЧТО ЗНАЧИТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ? В Э Т О М Г О Д У половина мест на первых курсах в Липец­ ком педвузе резервируется для выпускников из села. Это называется внеконкурсный набор. Ерт^ у мальчика или девочки из глубинки направ­ ление —он или она поступит, даже получив на всех экза­ менах только удовлетвори­ тельные оценки. Справедливо это или нет? Очень трудный вопрос. Он тут же потянет за собой це­ почку других вопросов без ответов. Например: а спра­ ведливо, когда сельский школьник заведомо оказыва­ ется в неравных условиях по сравнению с городским ро­ весником, который, как пра­ вило, получает более про­ чные и глубокие .икшия - ло крайней мере, может их по­ лучить? Поэтому стоит пос­ мотреть на дело с точки зре­ ния целесообразности. Да, те­ оретически внеконкурсный набор целесообразен. Район­ ная администрация, давая на­ правление, гарантирует вы­ пускнику работу после окон­ чания института. О том, что получается на практике, — чуть позже; Что же касается липчан, то им найти работу по специальности — особен­ но на фоне демографическо­ го кризиса и драконовских мер правительства по увели­ чению нагрузки учителям, — действительно, очень слож­ но. Ну, хорошо. Итак, по­ ловина мест для селян. Да­ лее идут медалисты, выдер­ жавшие один экзамен или со­ беседование, победители об­ ластных олимпиад, сироты... БАЛЛЫ ПОСЛЕ БАЛА Через несколькодней начинаются вступительные экзамены в вузы. Абитуриентам предстоит ответить на трудные вопросы экзаменационных билетов. Но, быть может, вопросы еще труднее задают самим преподавателям наших институтов — и школьные учителя, и родители. Именно это и побудило доцен­ та кафедры химии Липецкого педагогического ин­ ститута Валентина ШАБАРШИНА взяться за перо... 10 июля 1998 г., № 133 (20761) ЗАПИСКИ ЭКЗАМЕНА ТОРА Что в остатке? Минимум мест для общего конкурса. Про­ ходной балл взмывает до не­ бес. Вот родители и пригла­ шают репетиторов, чтобы хоть как-то повысить шанс своих ребят... Многие в этом году разо­ чарованы тем, что прокура­ тура России отменила воз­ можность зачисления в вуз по результатам досрочных ве­ сенних вступительных экза­ менов. Разочарованных по­ нять можно. Уплатили нема­ лые деньги за обучение на курсах, надеялись, что это, как и в прошлые годы, поз­ волит 30 и более процентам «курсантов» попасть в число студентов сразу после про­ бных экзаменов. И вот... Скажу честно: разочаро­ вана и администрация вузов. При полнейшем безденежье плата за курсы была «манной небесной». Она позволяла хоть как-то продержаться на плаву. А с другой стороны... Вспоминаю прошлогодний случай. Идут вступительные экзамены. Группа довольно сильная. В ответах есть не­ дочеты, но мелкие. Едино­ душно с моей напарницей ставим таким абитуриентам 9 баллов. Меня страшно пора­ довала выпускница 14-й ли­ пецкой школы. Школа эта в районе Опытной, обычно ус­ пехами по химии ее питомцы не блистали. И вдруг девоч­ ка отвечает так уверенно, легко решает непростую за­ дачу. Итак, 9 баллов, то есть пять с минусом. Мы уже ее 1 К):)дра 1 !.' 1 яе.м, 1 ккч;ирашпза­ ем, кто готовил. Оказывает­ ся, школьный учитель, кан­ дидат химических наук. Ра­ дуемся за учителя. И вдруг ответственный секретарь при­ емной комиссии говорит нам, что после пробных экзаме­ нов, собеседования и двух первых экзаменов с учетом оставшихся «на плаву» вне- ко.нкурсников на отделении биологии и химии осталось всего три места для общего конкурса. И зачислять будут только ребят с 20 баллами. То есть все усилия большин­ ства абитуриентов, весь труд экзаменаторов были, по сути дела, уже напрасными. И наша выпускница 14-й шко­ лы не прошла. Так справед­ ливо или нет решение о том, что юридической силой обла­ дают только результаты лет­ них вступительных экзаме­ нов? Запись третья. О ЦЕНЕ ПЯТЕРКИ. Не пойму, ну почему ро­ дителей так завораживают школьные оценки? Ведь «пя­ терка» всего-навсего свиде­ тельствует о том, что в этом классе ваш ребенок подготов­ лен лучше остальных. А если общий уровень класса такой, что плакать хочется? Иног­ да ведь ситуация напомина­ ет анекдот о дистрофиках: один может перешагнуть че­ рез соломинку и ему —пять, другой не может, но ногу поднимает — ему четыре, а третьему надо ставить три уже за то, что он хотя бы добрался на соревнования. Обвинять ли школу в том, что она так готовит ребят? По-моему, не стоит. Во-пер­ вых, школа и не должна стопроцентно готовить к пос­ туплению в институт. Цель ее иная — ввести молодого человека в окружающий его мир. И можно только удив­ ляться жертвенности школь­ ных учителей, которые умуд­ ряются за такую смешную зарплату и за такое смешное количество часов чему-то ре­ бят научить. А во-вторых, чудес на свете не бывает. Хорошие результаты получа­ ются только при больших усилиях. Например, в базо­ вой средней школе число ча­ сов на изучение химии сокра­ тилось с трех-четырех до двух. И это при принципи­ ально не изменившейся про­ грамме. Безусловно, шансы на успех у тех, кто изучал химию по два часа в неделю. минимальны. Лучше они у ребят, занимавшихся по три, четыре часа в неделю. А уж с выпускниками лицея N 44 (шесть часов химии в неделю!) никого из них не сравнишь. Так же обстоит дело и с другими предмета­ ми. Потрясает математичес­ кая безграмотность подавля­ ющего большинства выпус­ кников, не говоря уже о гра­ мотности обычной. Проверяя листки ответов по химии, мы даже и не смотрим на орфо­ графию, синтаксис, грамма­ тику. Иначе большинство абитуриентов получили бы двойки. Так вот, меня поражают родители, вспомнившие за месяц-другой до получения сыном или дочерью аттеста­ та зрелости, что надо бы «пристроить» их в институт. Странен сам подход. Россия­ не ведь привыкли многое ре­ шать по звонкам, через «В ошаи РОЖДАЕТСЯПТИЦЕВОДСТВО XIВЕКА» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Полученные на «Березов­ ской» цыплята, где будет со­ держаться 185 тысяч кур- несушек, пойдут на откормоч­ ные площадки таких хо­ зяйств, как птицефабрики «Придонская», «Светлый путь», «Лебедянская», «Дан- ковская», «Добринская», бройлерный комплекс сдвхо- за «Солидарность*. Впослед­ ствии, я думаю, к ним при­ соединятся и другие ком­ плексы. В интегрированное произ­ водство мяса бройлеров, на­ ряду с этим, должны быть включены Подгоренский ком­ бикормовый завод, птицецех «Липецкмясокомплекса*, которые призваны рука об руку работать на конечный результат, получение деше­ вого диетического мяса. В новой администрации облас­ ти в связи с этим меня спра­ шивают, а мы сами разве не могли додуматься до этого, до этой самой интеграции? — А ведь в самом деле, Виктор Иванович, разве у вас не рождалась такая идея и разве вы раньше не бра­ лись за ее реализацию? — Была такая идея, и в конце 80-х мы горячо было взялись за ее реализацию. Создали объединение типа агропромкомбината. Но тог­ дашнее руководство областью посчитало, что, мол, слиш­ ком уж много предприятии окажется в подчинении у птицеводов. Тормозом, наря­ ду с этим, стали межведом­ ственные неувязки. Мы тог­ да завязали в единую цепоч­ ку все технологические звенья отрасли вплоть до ре­ ализации продукции. Одно не смогли сделать: включить в нее комбикормовую промыш­ ленность, находившуюся в другом ведомстве. Хотя и без нее мы занимали в России пе­ редовые позиции. Теперь же, кажется, дело будет сдвинуто с места. Во­ обще замечу — в технологи­ ческом плане российско-аме­ риканский проект, о котором идет речь, идеальный, он во­ брал в себя все лучшее, что есть в мире. Так, бройлеры теперь будут выращиваться не в клетках, как это было до сих пор, где больше травм, брака и вес, не отве­ чавший мировым стандар­ там, а напольно, на глубокой подстилке. Так делается в США, во всех западных стра­ нах, где создаются идеальные условия и бройлеры получа­ ются идеальными. —Извините, Виктор Ива­ нович, перебью. Ведь в свое время у всех было на слуху, что птицеводство у нас одна из самых прогрессивных, передовых отраслей на селе. А теперь что же получается? — А теперь, со времени перестройки, оно преврати­ лось в безнадежно отстав- щую отрасль. Оборудование нам прекратили поставлять, все больше стал применять­ ся ручной труд. И как ре­ зультат, даже яйцо в ГУПах, например, убыточно, не гово­ ря уж о мясе. Ныне же от­ расль становится, по сути, на путь возрождения. Скажу больше, сегодня, как я уже говорил, закладывается пти­ цеводство XXI века. Наряду с интегрированной техноло­ гией тут и самое современное оборудование, и генетичес­ кий потенциал, когда берут­ ся самые высокоселекцион­ ные бройлерные гибриды. Однако вернемся все же к комбикормовому заводу. Часто слышишь, что-де, взяв себе Подгоренский ком­ бикормовый завод, мы его «потеряем*. Ничего подобно­ го! Завод подлежит полной реконструкции. Вместо ста­ рого на нем устанавливают новое, отвечающее опять же мировым образцам оборудо­ вание. При этом работа сме­ сителей, грануляторов, дру­ гих агрегатов будет контро­ лироваться компьютерами. Птицеводы, уверен, забудут, что такое неполноценные кор­ ма. Они станут получать ис­ ключительно полнорацион­ ные корма трех типов: старт, откорм, финиш, на которых бройлеры при среднесуточ­ ных привесах в 44-47 грам­ мов уже к 44 дням достиг­ нут оптимального веса. И никаких вам волнений, где добыть добавки животного, неживотного происхожде­ ния, что до сих пор мучает птицеводов. И еще, что касается убой­ ного птицецеха на «Липецкмя- сокомплексе». Его предпол­ агается преобразовать так, чтобы вести углубленную переработку мяса птицы: от­ дельно окорочка, грудки, потроха, шейки. Так, чтобы покупатель мог приобрести то, что ему нравится и что по карману, причем в красивой, практичной упаковке. При этом все: птица, цыплята, тушки, корма и так далее — намечается доставлять на специализированном тран­ спорте и строго по графику. И еще что предполагается: пустующие помещения с обо­ рудованием могут быть про­ даны, либо сданы в аренду. Тем же, скажем, фермерам опять же для выращивания в них бройлеров. —Вот вы затронули тему автоматизации, механиза­ ции труда. Хотелось бы, что­ бы вы ее продолжили. — Ну, что еще сказать? Котельные предполагается ликвидировать. Каждое про­ изводственное помещение подключается к природному газу при автоматическом ре­ гулировании микроклимата. Кстати, автоматизируются практически все важнейшие системы жизнеобеспечения, кормления, поения, отопле­ ния, вентиляции. Все произ­ водственные процессы выво­ дятся на компьютер, и роль птичниц сводится, в частнос­ ти, к осмотру поголовья, за­ данию программ по всем без исключения параметрам, с которыми тесно увязывается и работа транспорта. Войдут в быт, станут привычными «магарычи». Вот родителю и кажется, что главное — знать, кому и сколько дать. А реальные знания ребенка — это неважно. Даже гово­ рят так: «Вы его только воз­ ьмите в институт, а уж учиться он будет». Любопыт­ но: никому не придет в голо­ ву устраивать по знакомству, например, в сборную России по футболу или плаванию. Чтобы попасть туда, надо тре­ нироваться с раннего детст­ ва. Зато если речь о школе, считается, что можно поте­ рять впустую десяток лет, а уж потом в вузе чадо развер­ нется. Не будет этого! Не строят дом без фундамента, на песке или, того хуже, на болоте. Попутно замечу: не могу понять родителей, которые платят большие деньги за то, чтобы их детей, без должной школьной базы, учили в ин­ ституте по контракту. Одно дело, когда абитуриенту на вступительных экзаменах не хватило балла и его при до­ статочно неплохой подготов­ ке не зачислили. Здесь кон­ трактное обучение имеет смысл. Но вот какой смысл, если знаний у парня нет, выкладывать крупную сумму за его поступление? Может, родители просто откупаются от ребенка, деньгами пыта­ ясь компенсировать свое не­ умение воспитывать? А дума­ ют ли они при этом, что, «за­ пихнув» чадо в институт, они обрекают его на пятилетний невроз? Деньги деньгами, но ведь для учебы нужны и зна­ ния. А если они почти на нуле? В ответ на насмешки соседей по группе такой «сту­ дент» либо задирает нос, де­ лая вид, что за его деньги все вокруг должны с ним носить­ ся, как с писаной торбой, либо всячески старается найти за пределами учебных аудито­ рий отдушину, чтобы он смог почувствовать себя челове­ ком. И не жалуйтесь потом, что он (она) увлеклись весе­ лой жизнью, наркотиками, всякими видами магии, от ко­ торой едет крыша. Вы сами загнали туда своих детей. Запись четвертая. ВРОДЕ БЫ НЕ ПО ТЕМЕ... Уже тогда, когда две мо­ лодые матери болтают друг с другом рядом с песочницей, где играют предоставленные самим себе дети, начинает формироваться судьба ребен­ ка. И попробуй что-либо та­ кой маме скажи — тут же возмущение: она устала, она целый день с дитем. Да нет, не с ним, а рядом с ним! Дети немного могут почерпнуть, общаясь только друг с дру­ гом. С ними же надо посто­ янно об|иЛТ).('Я. гонорить, ; Отвечать на все вопросы, ис­ пользовать любую возмож­ ность для их развитиж^Од?" лать расходы на образование детей приоритетом. Сперва — обучение, потом —новая ме­ бель, одежда и прочее... У меня есть друзья — Валерий Семенович Смычев и его супруга Елена Никола­ евна Орлова. Их Алеша учит­ ся только в третьем классе гимназии № 12 и в музы­ кальной школе, а уже гово­ рит на двух языках и дает ча­ совые сольные концерты на фортепьяно. Все Алешины успехи — это успехи его родителей. Приходя в гости, я видел, как они работают с ним. И завидовал. Это ведь очень трудное дело — рас­ тить человека. Никакие кур­ сы, никакие репетиторы не помогут, если ваш ребенок мало и медленно читает, если других источников информа- подвесные кормушки, на­ польные поилки, фильтры очистки воды. А взять систему отопле­ ния. В напольных птичниках найдут применение газовые горелки. А где клеточное обо­ рудование еще не износи­ лось, там птичники будут отапливаться посредством бойлеров от мини-котельных в самих помещениях. Подо­ бное оборудование мы виде­ ли в США, других странах, и оно действует надежно, без­ отказно. Все это, как и мно­ гое другое, позволит решить главную задачу: постоянно, с учетом спроса наращивать производство дешевого, вы­ сококачественного, конкурен­ тоспособного бройлерного мяса. —А какова, Виктор Ива­ нович, судьба тех птицефаб­ рик, которые, в частности, не вошли в управление государ­ ственных унитарных пред­ приятий. Что их ждет? И во­ обще, что вы можете сказать о ГУПах? Что сказать о ГУПах? Со­ здание их — мера, скорее, вынужденная, временная, чем оправданная, это вроде бы как спасательный круг. А так ведь, образно выражаясь, что получилось: сгребли два с лишним десятка спецхозов, в том числе и птицеводчес­ кие, и бросили этак лет на 20 назад. Дотаций выделяется каждому по миллиону, а убытков —по 2-3 млн. Теперь что касается хо­ зяйств, оставшихся за рам­ ками российско-американ­ ского договора, или как его еще называют со стороны США «Золотой петушок-ин­ вест*. Среди этих хозяйств такие мясные птицефабрики, как «Задонская», «Вербилов- ции, кроме школы, улицы ^ и телевизора, у него нет. 4 Запись последняя. ! ЗАЧЕМ НУЖЕН I ТРОЕЧНИК? I А теперь немного еще о ? внеконкурсном зачислении, с Может, я неправ, но мне ка- ; жется, что система внекон­ курсного зачисления в ее , традиционном виде нане- ела серьезнейший ущерб нашему высшему педагоги­ ческому образованию. Без­ условно: сельским абитури­ ентам нужна помощь. Да, в силу объективных обсто­ ятельств выпускники сель­ ских школ подготовлены к поступлению в институт хуже. Не потому, что они глупее. Нет, просто их чаще отвлекали на сельхоз­ работы. В аттестате напи­ сано «окончил 11 классов», а фактически гораздо мень­ ше. И учитель сельской школы имеет меньше воз­ можностей для подготовки к урокам —много сил тра­ тит на выживание со своим натуральным деревенским хозяйством. Труднее ему достать и методическую литературу. И все-таки почему уро­ вень требований к сельским абитуриентам должен быть ниже? Если в прежние годы 60%, а сейчас 50% внеконкурсников поступа­ ют в вуз, имея формально удовлетворительные зна­ ния, то мы вынуждены сни­ жать качество преподава­ ния до некоего очень уж среднего уровня. Потенци­ ально сильные студенты при этом работают не в пол­ ную меру, расслабляются, учатся на четверть своих возможностей. А слабые — с трудом осваивают про­ грамму, в лучшем случае, до фазы воспроизведения. В результате качество зна­ ний и тех, и других ниже, чем необходимо. В школу идет удовлетворительно — на тройку — подготовлен- ^ ный учитель. 4 Мечтаю о другой систе- | ме —да, пока мечтаю. Быть | может, когда-нибудь на I базе Липецкого пединсти- § тута откроется двух- или даже трехгодичный облас- V тной колледж. Здесь могли ч' бы по субботам и воскре- ' сеньям заниматься лучшие ^ учащиеся сельских школ. ' А жить в институтском об- ' щежитии-гостинице. Пос- ^ ледний же год можно было бы учить их полностью на ^ интернатной основе в ^ ЛГПИ. Тогда и знания у - ребят будут, и учиться им у в вузе будет легче, и в те же сельские школы придет хорошо подготовленный учитель. ^ Мне скажут — утопия, на образование денег нет. Знажи Но, во-первых, мы всёй'аки не последний день и год живем, выберется же когда-нибудь страна из топи кризиса. Вот тогда и придется всерьез задумать­ ся о сельской школе, чьим питомцам нужны знания, а не послабление, не заведо­ мое снижение планки. А во- вторых... Повторю то, что писал о семейном бюджете, но уже применительно к бюджету государства: хо­ тим выстоять, выжить и одолеть беду — пора сде­ лать расходы на образова­ ние приоритетными. Иначе кризис и стагнация будут хроническими... Валентин ШАБАРШИН, доцент Липецкого педагогического института. ская», «Краснопольская», яичные — «Россия», «Ли­ пецкая», «Красный колос». Прежде мы получали при­ быль, и немалую, а вот кон­ курентоспособной продукции не было, как нет ее пока и теперь. Каждое яйцо у нас обходится в 3, а то и 4 руб­ ля. В то время как в тех же США —не более чем в 2 руб­ ля. И что будет, если они их забросят на наш рынок? Наши яичные хозяйства мгновенно разорятся. Пото­ му и с этими хозяйствами мы думаем пойти по тому же пути — пути поиска выгод­ ного инвестора. Предлагали тем же американцам. Но они слишком обесценивают ос­ новные фонды, на что идти нельзя. Потому поиск продолжа­ ется. Думается, по тому же пути надо идти и в свиновод­ стве, других отраслях и та­ ким образом продвигать в практику самые передовые технологии, получать и тут дешевую, конкурентоспособ­ ную, качественную продук­ цию. И еще что хотелось бы сказать в заключение. Дого­ вор договором, а контроль за исполнением все-таки до­ лжен быть. Тем же российс­ ко-американским проектом у нас кто только ни занимает­ ся: фонд имущества, управ­ ление международных и межрегиональных связей и Т . Д . , а конкретно отвечаю­ щих за его практическую реализацию нет. А должны быть. Беседовал Иван ЛЕСНИКОВ, редактор агропромыш­ ленного отдела «ЛГ*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz