Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

2 июля 1998 г., № 127 (20755) ШИПЕЦКАЯ •^Ж г а з е т а л!! МУЗЫКА ТАМ - КАЗАЧЬЯ УДАЛЬ, ТУТ - БЕЛЬКАНТО... Прошли заключительные концерты сезона двух самых молодых липецких муниципальных коллективов — оркестра народных инструментов и ансамб­ ля народной песни «Зень». Обычная арена выступлений последнего из них — открытые площадки, откуда голоса летят, разносятся на большие рас­ стояния, как и подобает особой манере народного пения. Обычно «Зень» участвует в концертах вместе с другими исполнителями. К сожалению, соль­ ная его программа оказалась по некоторым обстоятельствам сокращена, но впечатление о творческом кредо «Зеня» зрители тем не менее получили. КУЛЬТУРА: постфактум и анонс в репертуаре ансамбля — народные песни южных областей России, в том чис­ ле и Липецкой, а также по­ пулярные напевы прошлых лет. Основное же место за­ нимают песни казачьи, не только по причине особой на них нынче моды, но и по более глубокой и уважи­ тельной: художественный руководитель ансамбля Ва­ лентина Владимирова, вы­ пускница Московского ин­ ститута (ныне университе­ та) культуры, — сама ка­ зачка. Оттого казачья тема раскрывается ярко, полно­ кровно, самобытно. И, меж­ ду прочим, не только для нас: ансамбль имеет большой опыт выступлений за рубе­ жом, является лауреатом международных конкурсов и фестивалей. Коллектив существует, разумеется, во многом бла­ годаря стараниям его лиде­ ра, привлекшего способных липецких артистов и сумев­ шего провести «Зень» сквозь бурное море нынешних труд­ ностей. Замечу, лишь спус­ тя пять лет с момента обра­ зования а*нсамбль приобрел свой нынешний статус. Ра­ нее он находился в ведении Костромской филармонии (за что ей благодарность), вы­ зывая этим недоумение у на­ шей публики, регулярно ви­ давшей его выступления. Название ансамбля в пе­ реводе со старославянского означает «земля». Что ж, оно вполне соответствующее: укорененность в лучших, почвенных народных тради­ циях есть особое, неотъемле­ мое свойство коллективов такого рода. Исполнение ими по возможности аутен­ тичного фольклора сочетает­ ся с требованиями и услов­ ностями современной сцены и воплощается у каждого состава по -разному . У «Зеня» вариант по-своему, безусловно, убедительный. А оркестр народных ин­ струментов показал совер­ шенно новую программу — «Поющая Италия», куда во­ шли, главным образом , итальянские народные песни и романсы. Событием вече­ ра стал певец, работающий с коллективом со дня его пре­ зентации — солист Вороне­ жского театра оперы и бале­ та, заслуженный артист Рос­ сии Сергей Каданцев (тенор). Он непременно, как и на этот раз, подчеркивает важность для себя каждого своего при­ езда в Липецк: «С самого начала сотрудничества с ру­ ководителем оркестра Оле­ гом Федяниным у нас сложи­ лось полное взаимопонима­ ние. Ведь репетируя, нужно исходить из того, что заду­ мал автор, ну и внести что- то свое. Что и как внести — это дело художественного К О Н К У Р С НА ОСНОВНОМ РОЯЛЕ - БЕЗ ЕДИНОЙ РЕПЕТИЦИИ Приятная новость пришла в областное уп­ равление культуры из Румынии. На II Меж­ дународном конкурсе молодых исполнителей под названием «Про пиано» ученица област­ ной специальной школы искусств Лена Зе- нина завоевала почетное четвертое место, став его лауреатом. Успех 12-летней пианистки знаменателен тем, что это было первое выступление Лены На столь представительном творческом состя­ зании, где 160 конкурсантов (до 18 лет) пред­ ставляли Болгарию, Югославию, Россию, Иорданию, Турцию, Литву, Румынию и дру­ гие страны. Конкурс проходил в два тура на сцене самой лучшей концертной площадки Бухареста — Национального зала искусств. Характерен следующий факт: на рояле, пред­ назначенном для основных прослушиваний, ни одному участнику не давалось ни одной репетиции. Иными словами, каждый из них должен был проявить и мужество, и способ­ ность быстро освоиться с незнакомым инстру­ ментом. Лена исполнила сложнейшую программу из произведений И.С. Баха, Ф. Шопена, И. Гайдна, И. Брамса, которую специально го­ товила к поездке в Румынию. До этого юная пианистка побеждала на конкурсах в Воро­ неже (региональный) и Липецке (областной — памяти К.Н. Игумнова). Большое дости­ жение Лены, безусловно, связано с именем ее педагога Ольги Александровны Кругловой. Ольга ХРУСТАЛЕВА. вкуса. Вот тут-то у нас и происходит совпадение. Я с удовольствием продолжу работу с вашими музыкан­ тами». Программа «Поющая Италия» безусловно инте­ ресна, но, скорее всего, именно ее новизна и послу­ жила причиной некоторой несыгранности самого ор­ кестра (вероятно, не уда­ лось провести достаточное количество репетиций). Что, однако, не повлияло решительным образом на уровень концерта, прошед­ шего благодаря солисту (а также ведущей — музыко­ веду Алле Загвоздкиной) на «высокой ноте», вызвав овации публики. Большая заслуга в том и Каданцева, который продемонстриро­ вал незаурядные актерские данные и, главное, высо­ кую культуру воплощения бельканто, без чего немыс­ лимо обращаться к италь­ янской вокальной музыке. Елена БОЙКОВА, музыковед, член Союза композиторов России. КИНО ЗРИТЕЛЬ НЕ БУДЕТ РАЗОЧАРОВАН Июльский репертуар кино­ концертного зала «Октябрь» на этот раз составлен довольно удачно, отличаясь разнообрази­ ем жанров. Что не всегда, в силу объективных причин, по­ лучается. Комедия француз­ ского режиссера Ж. Шварца «Эркюль и Шерлок против ма­ фии» с участием Кристофа Ламберта имеет криминальный оттенок. В ней разоблачаются два мелких мошенника, став­ шие обладателями большого количества фальшивых банк­ нот. Действия очаровательно­ го полицейского агента Марии и двух собачонок (последние натренированы на поиск эрзац- денег) способны вызывать не- прекращающийся смех зри­ тельного зала. Исполнитель одной из глав­ ных ролей француз Кристоф Ламберт — «интернациональ­ ный» актер, давно проторив­ ший дорогу в Голливуд. Дума­ ется, интересно знать, как К. Ламберт определяет природу своего творческого почерка в одном из интервью, данном журналу «Пари-Матч»: «Я живу и действую инстинктив­ но, нерационально, ничего за­ ранее не рассчитываю. Мне важно, чтобы роль не противо­ речила моему характеру, что­ бы я мог слиться с персонажем». Что ж, примерно таким увидят его липчане в фантастическом фильме «Нирвана» (Италия — Франция — США) режиссера Г. Сальватореса. Артист играет роль изобретателя новой и, оказывает­ ся, небезопасной виртуальной игры, вследствие чего вынужден решиться на весьма благородный и отважный поступок. Явно от своих русских,пред­ ков популярный американский актер Майкл Дудикофф унасле­ довал непременные в глазах ос­ тального мира качества наших людей, такие как открытость, ду­ шевность, непосредственность. Этими чертами он и наделил сво­ его героя — экс-капитана Росса (боевик «Команда в цепи», США), который успешно сражается с тер­ рористами, захватившими форт компании «Вестерн Ойл». Кста­ ти, часть критиков склонна ви­ деть в ряде созданных Майклом персонажей хладнокровных во­ инов с детским лицом. Скромный в быту спортсмен, он на экране буквально преображается в неуто­ мимого борца за справедливость. В еще одном остросюжетном американском фильме «Миротво­ рец» режиссер Ф. Форестьер сде­ лал решающую ставку на не ме­ нее известного Дольфа Лундгре- на — на сей раз в роли майора ВВС, назначенного военным по­ мощником президента США. И надо же — террористы похища­ ют у героя кейс-компьютер с ко­ дами запуска межконтиненталь­ ных ракет. Швед Д. Лундгрен, завоевав­ ший в 20 лет звание чемпиона Европы по кикбоксингу, пере­ ехав в США, помышлял о карь­ ере ученОго-химика. Но однаж­ ды вместо лаборатории Дольф случайно попал на съемочную площадку, где его сразу же за­ метили. В итоге он закончил в Нью-Йорке актерские курсы и с 1985 года успел сняться во многих фильмах. И, наконец , триллер «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» режиссера Д. Гилепси. Герои этого фильма — выпус­ кники школы, две пары влюб­ ленных. Происшествие, учас­ тниками которого они стали, когда на автомобиле возвраща­ лись домой после пикника, и о котором они все время стара­ лись забыть, вновь напомнило им о себе через год. Один из них получил письмо, где была все­ го одна фраза. Она и вынесена в название фильма. Обзор фильмов июля подго­ товил Юрий РАЗУМОВСКИЙ. — Забот хватает. И подо­ бных только что подсмотрен­ ной, и работа над концертны­ ми программами, и поддержа­ ние давно идущих постановок в нормальном, близком к пре­ мьерному виду, и Т .Д ., и т.д. Другой вопрос был из раз­ ряда «вводных»: — Как, почему становят­ ся режиссерами музыкаль­ ного театра, а не драмати­ ческого? Режиссер драмы представляется мне более выигрышной специаль­ ностью, ведь она дает мак­ симум возможностей для творческого самовыраже­ ния. Или я не прав? — Оперным режиссером я стал, можно сказать, случайно. До этого видел себя как раз в драме, для чего получил соот­ ветствующую специальность в Московском институте культу­ ры. Но затем закончил ГИТИС по теперешнему моему «амп­ луа». Почему? Просто очень полюбил оперу, понял, насколь­ ко она прекрасна, какой неис­ черпаемый потенциал таится в Ней для постановщика. Класси­ ческая опера сравнима с еще не изведанными или далеко не до конца выработанными зале­ жами, ставить ее — все равно что ставить Шекспира. Одни на­ звания чего стоят: «Дон Жуан», «Орфей», «Турандот», «Фауст», «Борис Годунов», «Демон», «Ор­ леанская дева»... Сколько здесь драматургической насыщеннос­ ти, сшибки страстей, как они способны впечатлять сценичес­ ки! Опера концептуальна не менее, чем драма. Она пред­ полагает определенность, ори­ гинальность основных своих компонентов, их суммы. Надо вчитаться в замысел компози­ тора и, преодолевая массу пос­ тановочных сложностей, суметь «аАВИТЬ ОПЕРУ - ВСЕ РАВНО ЧТО СТАВИТЬ ШЕКСПИРА» В перерыве между первым и вторым ак­ том оперетты «Веселая вдова» на сцене Ака­ демического театра драмы, где выступали наши гости, шла...репетиция. Форс-мажор­ ные обстоятельства? Ни в коем случае. Про­ сто главный режиссер воронежской труппы А. Зыков и солисты-мужчины «вспоминали» слож­ новатый ансамблевый эпизод второго акта. Ре­ петиция, таким образом, дала ответ на мой вопрос Александру Николаевичу, насколько мно­ го у него забот, если он за сезон, в принципе, выпускает лишь один спектакль. приблизиться, дотянуться в спек­ такле до его уровня. Что, согла­ ситесь, едва ли не сложнейшее в сценическом искусстве. Не слу­ чайно к опере рано или поздно приходили Станиславский, Неми­ рович-Данченко, Мейерхольд, Охлопков, Юрий Любимов. Вооб­ ще многие современные режис­ серы почитают за честь порабо­ тать в музыкальном театре. — Скажите, и где же вы, по вашему мнению, сумели приблизиться к желаемому результату? — Пожалуй, в «Свадьбе Фи­ гаро», «Севильском цирюльнике», моноопере Юрия Буцко «Запис­ ки сумасшедшего». В поставлен­ ных в Чехии «Мадам Баттерф­ ляй», «Пиковой даме» и «Париж­ ской жизни» Оффенбаха — в Ир­ кутске. Причем, я имею в виду премьерные и стационарные по­ казы. С течением лет и на гас­ тролях спектакли неизбежно хоть что-то, да теряют. Конечно, из­ начально проблематично гово­ рить о концепции в обязательных — без них никак нельзя — поста­ новках «на заказ», рассчитанных и на приглашение именитых гас­ тролеров, чтобы они могли ори­ ентироваться в спектакле прак­ тически без репетиции. — А вот, чего далеко хо­ дить, — «Веселая вдова». Воз­ можно, она и нехарактерный для нашего разговора пример (куда там оперетте до оперы), но, на мой взгляд, она уж слишком, мягко говоря, тра­ диционно сделана режиссер­ ски, актерски, сценографи­ чески... — Оперетта по сути своей — условный, заданный, устоявший­ ся жанр. Что делает ее в принципе не­ приемлемой для определенной категории зрителей — к ней явно принадлежите вы; зато остальная часть зрителей всегда охотно «идет на оперетту», обязательно рассчитывая увидеть нечто неиз­ менное. Почему у нас в стране не прижились мюзиклы? Да мало у нас, оказывается, поклонников современно-развлекательных но­ ваций в музыкальном театре. Кроме того, Легар, Штраус, Каль­ ман — это же лучшая «услада для слуха», вершина жанра. — Не могу не спросить вот о чем. Конфликты, разборки, интриги, скандалы, охотно ос­ вещаемые прессой, были еще не столь давно типичны для Большого и, хоть и не в такой степени, Мариинского теат- КГАСТРОЛЯМ ВОРОНЕЖСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ11Б^ЛЕШ важно, чтобы вокал был вня­ тен зрителям, оттого им тре­ буются достаточно элемен­ тарные фронтальные мизан­ сцены, которые, конечно, уп­ рощают режиссерский рису­ нок. Актуальна ли данная проблема для вас? — Разумеется. Я уже гово­ рил о массе постановочных про­ блем, и названная вами входит в их число. Ничего, стараюсь стараемся все вместе решать ее. И, как правило, с взаимным, доброжелательным понимани­ ем. Сами знаете— зрители при­ ходят слушать оперу, и спиной к ним уже не запоешь. В том-то и заключается умение режиссе­ ра, чтобы, слушая, публика уви­ дела зрелищный, интересный по мизансценам не только вока­ листов спектакль. — Наконец, вопрос рито­ рический, но и необходи­ мый. Довольны ли вы при­ емом, оказанным вашему коллективу липецкими зри­ телями? — Какой вопрос?! Вне вся кого сомнения. Никакой театр не может, не должен жить без гас­ тролей. Они дают артистам до­ полнительную «подпитку». А ког­ да артисты «подпитываются» полным, внимательнейше погру­ женным в действие залом — это как бальзам им на душу... Что хочу сказать? В нашем репер­ туаре — свыше сорока постано­ вок. Из них ваши зрители уви­ дели примерно треть. Напраши­ вается очевидный вывод: еде лать так, чтобы липчанам пока­ зать и остальные две трети. А ведь у нас еще есть й концерт­ ные программы... Интервью вел Константин КЛЮТКИН. ров. Не слежу за воронежски­ ми изданиями,но, по-моему, «особая» молва о вашем те­ атре не идет. Или просто не­ нужная информация за его стены не просачивается? —Думаю, не надо долго объ­ яснять, на каком особом положе­ нии находятся названные вами труппы из двух столиц. Сами по­ нятия — столица и нестолица, провинция, периферия — у нас настолько разграничены, что во многих отношениях кажется, словно мы живем в разных ми­ рах. Это касается и культуры, особенно элитного ее слоя. По­ нимаете, столичные и провинци­ альные ставки слишком разные; ставки — во всех смыслах. Возь­ мите хотя бы возможность вы­ ехать на гастроли за границу. А где, простите, больше «любых возможностей» — там разбухают амбиции, там больше поводов для разборок, больше завистли­ вых, недовольных, стремящихся «перекроить королевство». Отсю­ да, надеюсь, ясно, что в нашем театре вполне спокойная обста­ новка. — В опере частенько про­ исходят трения мехщу поста­ новщиком и дирижером, со­ листами. Последним ведь ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА ФУТБОЛ ШЕСТАЯ ПОДРЯД п о б е д а : «ДИНАМО» Очередные матчи первенства области по Iфутболу среди команд первой группы вновь . ! внесли большие изменения в верхнюю часть ! турнирной таблицы. Спартаковцы Казинки на ! стадионе «Пламя» за десять минут до фи- ;нального свистка пропустили единственный ;гол в свои ворота от хозяев поля и потерпе- " :ли первое поражение в чемпионате. Прошлогодний чемпион, динамовцы Ли- ! пецка, встречались в Долгорукове с аутсай- :дером — местным «Спартаком» и одержали шестую победу подряд со счетом 3:1. На- " брав 24 очка, «Динамо» стало лидером пер- . : венства. На очко от липчан отстает «Кристалл» из : поселка Плавица Добринского района, обыг- . равший на выезде елецкую команду «Спар-' ! так-Мясокомбинат» с результатом 3:1. Второе поражение подряд потерпел быв- ' ;!ший лидер чемпионата ФСК «Металлург», ипроигравший «Воднику» со счетом 0:3. С одинаковым результатом 2:0 футболис- . ты «Липецкэлектросвязи» (Елец) в Грязях по- ' бедили местных торпедовцев, лебедян- ^ гский «Дон»— чаплыгинский «Авангард», а ФК ; «Химик» (Данков) дома уступил усманскому ^ ! «Пищевику». «Металлург» (АО «Свободный со- ' кол») проиграл команде ФК «Елец» — 0:1. Очередной 12 тур состоится четвертого Г июля, в котором встретятся: «Липецкэлек- тросвязь» — «Пламя», "Динамо" — «Торпедо», «Водник» — «Спартак» (Долгоруково), «Аван- ^ гард» — ФСК «Металлург», «Пищевики» — I §«Дон», «Кристалл» — ФК «Химик», ФК «Елец» §— «Спартак-Мясокомбинат», «Спартак» (Ка- зинка) — «Металлург» (АО «Свободный со -1 кол»). Начало всех матчей в 13 часов. лидеры ! НАБИРАЮТ ОЧКИ в чемпионате области по футболу среди 1 ^команд второй группы в зоне «А» сыграны матчи восьмого тура. Победив на стадионе | «Промстрой» хозяев поля со счетом 2:0, ли- | пецкий «Горняк» с 19 очками продолжает! возглавлять турнирную таблицу. На очко от I ' лидера отстают спартаковцы Липецка, обыг -1 равшие студентов ЛГТУ с результатом 1:0. 3 Остальные матчи закончились так: «Союз» | (Добринка) — «Строитель» (АО «Силикатный I завод») — 3:1, «Стинол» — ФСК «Металлург» I - — 1:3, «Темп» (Доброе) — «Колос» (Липецкий I район) — 2:1, «Торпедо-2» —ДЮСШ (Липецк) >, - 4:0. ^ В зоне «Б», одержав с результатом 3:1 ! очередную победу над «Агротрансом» (Лев | ' Толстой), с 16 очками продолжает лидиро­ вать «Факел» (Конь-Колодезь). Натри очка ^меньше имеет «Урожай» (Красное), обыграв­ ший на своем поле «Дорожник» (Тербуны) со | ; счетом 6:3. ^ Остальные встречи последнего тура за-1 ' кончились так: «Юность» (Елец) — «Старт» | ' (Задонск) — 0:1, «Агроном» (Лебедянь) — «Маевка» (Елецкий район) — 4:1, «Заря» (До- - некое) — «Искра» (Волово) — 4:1. НА КУБОК «ЧЕРНОЗЕМЬЯ» Параллельно с играми первенства Рос- сии команды третьего дивизиона проводят ' матчи Кубка «Черноземья». Из-за малого ^количества участников календарь регуляр- , него чемпионата этого подразделения рос- I сийского футбола не перегружен. Поэтому I поединки Кубка решено проводить по тра- удиционной олимпийской системе с выбыва- нием после первого же поражения. Девять команд были разбиты на три под- ^группы, победители которых после двухкру- 4 гового турнира выходят в полуфинал, где к I ним присоединится определенный по допол- ' нительным показателям клуб, занявший вто- ; рое место. ^ В подгруппе, где играл ФК «Елец», воро­ нежская «Энергия» пока не может составить ' достойной конкуренции ельчанам и футбо- листам Старого Оскола. Эти коллективы в Ддвух встречах между собой разыграли пер- вое место. В полуфинал вышли футболисты ^Клуба «Оскол». щ Подборку подготовил ^ Юрий КУЛИНИЧ. В атаке — "Динамо' Фото Евгения САМОХВАЛОВА. \ БЮДЖЕТ - НЕ ДОЙНАЯ КОРОВА (Окончание. Начало на 1-й стр.) Теперь о повестке дня. Поначалу депу­ таты, подобно астрологам, занялись прогно­ зом. Касался этот прогноз социально-эко­ номического развития Липецка. Доклады­ вал председатель комитета по экономике и прогнозированию городской администра­ ции А. Гуркин. Прогноз оказался безутеш­ ным. «Снизилось», «уменьшилось», «ухуд­ шилось» — вот глаголы, которыми боль­ шей частью оперировал А. Гуркин. Что кон­ кретно «снизилось» и «уменьшилось», ду­ мается,' нет необходимости перечислять. Буквально все, начиная от объемов произ­ водства и кончая реальными денежными доходами населения. Лишь единственный раз улыбнулась липчанам фортуна. Это когда докладчик заявил о росте на три про­ цента прибыли к уровню прошлого года. Но улыбка оказалась сродни миражу в пус­ тыне, ведь достигнута прибыль за счет по­ высившихся цен, а не эффективной работы предприятий. В общем, благоприятных дней в этом году нам, избирателям, ожи­ дать не следует, как было заявлено с три­ буны, «негативные тенденции в социаль­ но-экономическом развитии города сохра­ нятся». Само собой разумеется, что эти «тенденции» отразятся на наших и без того тощих кошельках. Много времени народные избранники уделили анализу того, как выполняются на­ казы избирателей. Это и понятно. Выпол­ ненный наказ — лицо депутата. Лично мне их дотошность пришлась по душе. Значит, не забывают о нас, грешных, и дорожат до­ верием. Но, к сожалению, далеко не всегда наши пожелания совпадают с бюджетны­ ми возможностями. На выполнение иных наказов не хватит и средств «всея Руси». И хотя беден бюджет, депутаты все же вы­ сказались за то, чтобы в нем специальной строкой выделялась сумма на реализацию наказов, а депутат А. Корольков даже за­ явил о своей решимости разработать спе­ циальное положение об обращениях изби­ рателей. Похвальная инициатива! Это дает избирателям веские основания полагать: пусть и медленно, но все же что-то будет в нашей беспросветной жизни меняться к лучшему. Например, связь. Программа развития связи в городе до 2000 года, с которой оз­ накомил депутатов технический директор ОАО «Липецкэлектросвязь» Ю. Василенко, сулит невиданные перемены: увеличится количество телефонизированных квартир, а что касается принимаемых телепрограмм, то не хватит на руках и ногах пальцев, что­ бы пересчитать их. Но депутаты коротки­ ми репликами спустили Василенко из за­ облачного эфира на грешную землю. В Ли­ пецке немало территорий, где нет ни одно­ го телефона, и на первый случай неплохо было бы установить здесь хотя бы таксофо­ ны. С учетом ряда замечаний программа была утверждена, а заодно депутаты обра­ тились с просьбой к облсовету рассмотреть вопрос об освобождении от налогов ОАО «Липецкэлектросвязь» на сумму затрат, на­ правленных на телефонизацию квартир инвалидов и участников Великой Отечес­ твенной войны и приравненных к ним лиц. Затем сессия сформировала городскую и территориальные избирательные комис­ сии по выборам главы администрации Ли­ пецка, а после перерыва мужественно от­ казала в удовлетворении просьб представи­ телям ряда предприятий, организаций и учреждений, бивших челом по предостав­ лению налоговых льгот, решив больше не возвращаться к этому вопросу. Как пока­ зала практика, налоговые поблажки до­ лжного экономического эффекта не дают, а лишь расхолаживают коллективы, бюд­ жет же — не дойная корова. Свои сердца депутаты успокоили на про­ екте положения «о порядке образования и расходования средств внебюджетного фон­ да органов местного самоуправления г. Ли­ пецка», приняв это положение без каких- либо существенных замечаний, как, впро­ чем, и отчет об использовании этого фон­ да. И плавно перешли к рассмотрению про­ граммы «Молодежь города», рассчитанной до двухтысячного года. Тут я позволю себе маленькую реплику... В замечательной про­ грамме, в частности, предусматриваются «встречи с безработной молодежью по во­ просам выбора профессии» (!). Представля­ ете, сидите вы без работы, а к вам прихо­ дят депутаты и вместо того, чтобы реально предложить вам эту работу, начинают бе­ седу о «выборе профессии», которая вами давно уже выбрана. Пункт, как мне кажет­ ся, весьма опасный для депутатов. Безра­ ботный вряд ли поймет их благие намере­ ния... Но главное даже не в этом, а в том, где взять средства на реализацию хороших идей? Требуются миллионы, а между тем в городском бюджете на работу с молодежью отпущены какие-то жалкие тысячи рублей. Откуда, спрашивается, такой свободный полет мысли, ведь только что депутаты убеждали друг друга: те же наказы избира­ телей должны выполняться ровно на ту сумму, что предусмотрена в бюджете? Но тем не менее депутаты программу утвердили, Правильно. Теперь бы дождать­ ся ее поэтапного выполнения, что сделать будет крайне сложно... БЕРЕЧЬПРИРОДУ УЧАТСДЕТСТВА Наднях «ЛГ»сообщила своим читателям приятную новость. Сотрудники Липецкой центральной городской детской биб­ лиотеки (ЦГДВ) победили на Всероссийском смотре-конкур­ се библиотек по экологическому просвещению населения, оставив позади более 14 тысяч коллективов. Чем же пригля­ нулась строгому жюри программа липчан? Об этом — наш сегодняшний разговор с ее автором, директором ЦГДВ и за­ местителем дирею^ора Центральной библиотечной системы Галиной ГУРЬЕВОЙ. — Галина Семеновна, у людей вашей профессии — огромное поле деятельнос­ ти. Почему же коньком ста­ ла именно экология? — Экологией мы занима­ лись всегда. Только раньше эта работа носила эпизодический характер. А разработанная в 1996-м году на основе социо­ логических исследований ком­ плексная программа «Сохра­ ним леса, поля и реки» позво­ лила систематизировать ее, то есть экологизировать всю де­ ятельность детских библиотек города. — Каким образом? И во­ обще, в чем особенность ва­ шей программы, ее отличие от тысяч других? — Суть программы — в не­ прерывном экологическом обра­ зовании детей и подростков, начиная с дошкольного возрас­ та и заканчивая одиннадцати­ классниками. Ведь бережное от­ ношение к природе надо воспи­ тывать с детства. Библиотека — благодатное место для экологи­ ческого образования, потому что у нас есть возможность работать в единстве с семьей и школой. Причем не навязывать ребятам что-то, а пробуждать в них жи­ вой интерес к делу, привлекая любительские объединения. Как? Только в нашей библиоте­ ке — двенадцать клубов по ин­ тересам. И программа предус­ матривает гармоничное «вкли­ нивание» экологических блоков в работу каждого из них. Для самых маленьких детей в воз­ расте до трех лет в клубе се­ мейного общения проводятся занятные экологические игры. Такие детишки еще не умеют чи­ тать, но они чувствуют себя еди­ ными с природой и просто обо­ жают спектакли и рассказы про зверей и птиц. В рамках приро­ доохранной акции «Береги птиц» малыши вместе с родителями читали о зимовках, мастерили кормушки, а потом следили и за своей, и за соседней. Для ребят постарше сущес­ твуют другие формы работы. В правоведческом клубе «Феми­ да» они изучают экологическое право. А любители вокала напи­ сали такие великолепные песни о природе, что на одном из их вечеров я лично сидела и не­ прерывно за ними записывала. — Сейчас в адрес моло­ дых звучит так много упре­ ков. Упреков в отсутствии полезных интересов, в без­ нравственности, цинизме. Вы уверены, что ребята ис­ кренне интересуются эколо­ гией, что эта тема действи­ тельно задела их за живое? Может, они просто хотят сде­ лать приятное любимым пе­ дагогам? — Уверена в искренности. И знаете почему? Не так давно у нас проводился конкурс проек­ тов «Липецк и управление горо­ дом в XXI веке». Ребята писали сочинение «Если бы я был мэ­ ром», прикидывали, как бы они распределили городской бюд­ жет. Конкурс не был экологичес­ ким, и, конечно же, на содержа­ ние работ очень повлиял род за­ нятий родителей. Дети медиков «заботились» о медицине, за­ водчан — о металлургии. Но тема охраны природы красной нитью прошла через все их ра­ боты. А это значит, что эколо­ гия уже стала обязательной частью Их мыслей и забот. И что постоянно напоминать о ней большинству наших читателей уже нет никакой необходимос­ ти. — Это обнадеживает. Чем же еще занимаются ли­ пецкие библиотекари в рам­ ках программы? — Социологическими ис­ следованиями «Ребенок. Кни­ га. Экология», формированием специальных фондов книг (у нас уже введены новые рубри­ ки, выписаны периодические издания) и базы данных по эко­ логии Липецкой области, обо­ рудованием интересных эколо­ гических уголков, организацией чтений, природоохранительных акций, дискуссий, дней защи­ ты от экологической опаснос­ ти. Актуально детское творчес­ тво. Мы уже отправляли рисун­ ки ребят на международную выставку в Китай, участвовали в детском творческом конкур­ се «Зеркало природы-98». Сло­ вом, дел — масса. Сейчас в на­ шей области по программе ра­ ботают одиннадцать детских библиотек, городской и облас­ тной комитеты охраны окружа­ ющей среды. Впереди еще очень много интересного. — Что ж, остается поже­ лать вам удачи и новых по­ бед. Беседовала Наталья АЛЕКСАНДРОВА. Александр СУТОРМИН. ЛЕТНИЕ ЗАВОТЫЮНЫХ К У Д А В Е Д У Т Т У Р И а С К И Е Т Р О П Ы в ноябре прошлого года стартовала обт ластная двухэтапная операция юных т\фи- стов-экологов «Экологический компас». Ито­ ги первого этапа будут подведены в мае 1999 года. Участники операции работают по на­ правлениям: «Живи, родник», «Раны зем­ ли», «Турист на экологической тропе», «Природа в опасности». На летних каникулах юные экологи от­ правились в походы, экологические экспе­ диции по родному краю. Из Добровской сред­ ней школы № 2 под руководством А. Шата­ лова на байдарках по реке Воронеж; из Ли­ пецкого райцентра детского и юношеского туризма — по рекам Репец и Б. Колодезь. Туристы-экологи средней школы поселка Со­ лидарность и Александровской вспомога­ тельной школы Елецкого района под руко­ водством методистов В. Душечкинд и Н. Бо­ родиной работают на экологической тропе в районе впадения реки Ельчик в Сосну. По­ том они совершат исследовательские похо­ ды по Сосне и Дону. Учащиеся Долгоруковского района раз­ рабатывают программу «Зеленая планета». Ими взяты на учет все родники вдоль ма­ лых рек. Ребята периодически их очищают, благоустраивают туристские тропы. Группа юных туристов-экологов облас­ тного Центра детского и юношеского туриз­ ма на днях вернулась из экологической эк­ спедиции по реке Дон. В ходе экспедиции выполнен ряд заданий государственных и общественных организаций: ребята очисти­ ли и благоустроили 14 родников вдоль ле­ вого берега от села Донское до села Бутыр­ ки. Сделали им надежный сток, обустрои­ ли. Взяли на учет 18 родников, которые нанесли на карту. Определили расход воды в Доне, а на отдельных участках —^и рас­ ход воды в родниках, ее физический и хи­ мический состав. Произвели описание при­ брежной зоны, размещение летних лагерей скота, свгщок бытовых отходов, попутно очи­ щая водоохранную зону Дона от хлама. Лик­ видировали 10 свалок бытового мусора в рай­ оне заповедника «Галичья гора», а с отды­ хающими, оставляющими после себя свал­ ки бытового мусора, провели суровые эко­ логические беседы. Туристское лето продолжается. Впереди новые походы, экскурсии, экспедиции с вы­ полнением различных заданий по направ­ лениям областной операции «Экологический компас». Александра БАСОВА, методист областного Центра детского и юношеского туризма, руководитель экологической экспедиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz