Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
И з д а е т с я п о и н и ц и а т и в е К л у б а г л а в н ы х р е д а к т о р о в г а з е т о б л а с т и «З ДР А ВС Т В УЙ, ЭТО я» П О М И Н А Л Ь Н А Я Б Е С Е Д А Д Р У З Е Й И з «мог учей кучки» липецких художников навсегда ушел Виктор Ивано вич Королев. Он оставил после себя произведения живописи, которые до лго-долго будутжить на этом свете, унося в будущее его мысли и чувства. Но нишу, которую он занимал в жизни, уже не заполнит никто. На девятый день поминают умерших. Друзья поминают сегодня Викто ра Королева, Короля... По христианскому поверию душа его еще находит ся подле нас. И можно допуститы что она слушает их беседы, а порой вникает беззвучно в разговор, добавляя, уточняя, объясняя... У Я ' г У у - Ж З ; , - . В и ктор Сорокин: Жалко, что он ушел так рано. Мы все много потеряли. Ценный был чело век. И художник хороший, один из лучших. Все его уважали. Юрий Гришко: Он бережно относился к самым пре красным традициям русского искусст ва. Он вдохновлялся скромной красо той нашего края. Его палитра была не обычайно интересна, уникальна. Само бытность Королева была в его непосред ственности. Внешне он был крестьяни- ном-мужиком, с его ухватками, панто мимой, с его деловитостью, азартом. Когда ему не писалось, он мог занимать ся чем угодно: он мог делать бочку, чеканку, мог тщательно прибрать свою мастерскую — у него все сияло чисто той и порядком. Александр Сорочкин: Талантливый человек он как-то во всем талантлив. К Королеву это отно сится в полной мере. До чего ни дотро нется — все обретает значительность, будь то дерево, металл, просто удочка или кисть. Он облагораживал все. Вспо минается, например, его работа в отде ле «Природа» краеведческого музея: человек с такими мужицкими руками и делает такие тонкие вещи! Я был про сто поражен тонкости. И у этого силь ного человека —живопись нежная, лас ковая, неожиданная, легкая, очарова тельная...Да все, что он представлял собой, — все на холстах! Юрий Гришко: Иногда казалось, что он даже наме ренно подчеркивает свое сермяжное происхождение. Песни русские любил попеть, с душой попеть, рассказать о своем детстве. «Родился я в сентябре 1930 года в деревне Левинка, что находится в Тульской области, рядом — шахтер ский поселок. Отец мой работал в шахте. Был он человеком суровым: накладывала отпечаток тяжелая работа, а с возрастом и профессио нальная болезнь, которая так и за брала его в довольно молодом возрас те. Мама моя была простая женщи на, без образования, но этот «про бел» заменяли ей живой ум, доброта, чувство юмора, хотя жизнь, мягко говоря, не баловала. Она была талан тливым человеком. У нас дома хра нятся сотканные ее руками дорожки, вышитые полотенца, рубаха, кото рую я надевал будучи подростком, мамин девический наряд. М ы с же ной, перебирая иногда эти вещи, каж дый раз удивляемся яркости красок, смелости сочетания цветов. Все это шло от сердца. А как мама пела! Все мои друзья и близкие знают «левинс- кую» песню. Да какая она левинская, просто русская: Любил парень девочку, да недолго. Недолгое времечко — два годочка...» Вилен Дворянчиков: Мне думается, деревенскость, неко торая огрубленность Королева шли от желания его довести все сразу до яс ности, не приукрашивая, не виляя: да — нет, хорошо — плохо. Королев из породы людей по-настоящему правдаш них. Он мог просто сказать: «Здравст вуй, — это я». «Надо рассказать, как я начал ри совать. Однажды отец привез с яр марки акварель: круглый кусочек картона, а на нем 5-6 цветов. Конеч но, отец и в голове не держал приоб щить меня к миру искусства, это, видно, вышло случайно. Акварель быстро кончилась, а интерес остал ся. И чем только я потом не рисо вал: и углем, и известью. Сколько за жизнь акварелей прошло через мои руки — и иностранных и наших, и все —лучшего качества, а ту помню всегда. Отец не поощрял моих увле чений (читать, рисовать приходи лось украдкой), считал их пустыми и легкомысленными. Он думал ясно и просто: подрастет — пойдет в тахту, а пока надо помогать по дому и учиться, чтобы учительница не жаловалась. Началась война. Не обошла она и Левинку. Были и оккупация, и похо ронки. Зимой учился, летом работал в поле. Кончилась война, везде нуж ны были рабочие руки. Я устроился на механический завод в соседнем по селке Товарково. За три года рабо тал учеником токаря, такелажни ком, но самое главное — учеником столяра. Работа с деревом нравилась больше всего и пригодилась на всю жизнь. Конечно, можно купить под рамники, рамы, но я больше люблю все делать своими руками. А между тем мой левинский при ятель уже учится в Елецком худо жественном училище, пишет, зовет. И вот летом 1949 года я, наперекор родным, еду в Елец поступать в учи лище, не очень надеясь на успех. Но, видно, судьба благоволила мне — экзамены сдал вполне прилично. Сбы валась моя мечта стать художни ком.» Виктор Сорокин: Весь колорит Королева — из Елец кого художественного училища. Он уже там был заметным — горячим. Таким и остался. Это хорощо для художника. Вилен Дворянчиков: Он был из тех, кто традицию, и тра дицию конкретную — елецкую, в себе не только нес, но и осуществлял. Он в своем творчестве знал, чем являлось ху дожественное училище, какие профес сиональные и вкусовые стороны оно развивало, какой они дают результат на разных временных участках и сколь ко там еще остается для развития. Ушел проводник этих традиций — живописных, русских, елецких. Есть такое выражение - «вариться в со бственном соку», им обозначают вроде как ущербное что-то. Елецкий «сок» та кой, в котором вариться не устанешь, в нем можно вариться и вывариваться в какой-то достойный продукт. Юрий Гришко: Я всегда удивлялся вот чему: Коро лев редко выезжал в Москву, редко об щался с московскими мастерами, а уро вень его живописи — и характер, и за мес — явно принадлежал московской школе. Это, вероятно, через Виктора Се меновича Сорокина. «Мне повезло в том, что годы учебы проходили в старинном рус ском городе со своей архитектурой, с церквями, с прекрасной русской природой, окружающей его. Мне по везло с преподавателями. Все они были людьми талантливыми, целе устремленными, глубоко преданным т г своему делу. Но самым главным моим учителем был и остается по сей день В.С.Сорокин. Когда я закончил первый курс, меня призвали в армию. Три года пролетели незаметно, вернулся на втсшой курс взрослым парнем.» Евгении Сальников: Мое первое знакомство с ним состо ялось не как с художником или това рищем, а как с рыцарем. Я видал дра ку в коридоре училища. Как мне по том сказали, он защищбш честь свою и своей подруги. Его противником был очень взрослый мужчина, фронтовик, здоровый, сухой. Он каким-то образом оскорбил Королева на танцах, и тот вы звал его на дуэль. И они дрались. Была ничья. Вот тут я стал на него обращать внимание. «Закончил я училище в 1957 году и получил направление на работу в Липецк. Здесь только формировались художественно-производственные мастерские. И мы, художники, при ехавшие из разных учебных заведе ний, из разных городов почти одно временно, — Ю.Гришко, В.Дворянчи- ков, Ю.Бурмистенко, Е.Сальников и другие - называем себя «старой гвар дией». Евгений Сальников: Судьба распорядилась так, что мы с Королевым были соседями по мастер ской почти семь лет. Он был всегда ря дом. Он приходил с этюдов вечером и каждый раз приносил новые работы. Я учился у него пейзажу, тому, что боль ше всего мне у него нравилось. Он очень много интересного мне подсказал. Быть может, это была одна из причин моего Эта судебная история берет свое начало 2 мар та, когда глава администрации г. Ельца В. Соковых обратился к главному редактору газеты «Красное знамя» В. Демину с просьбой «на основании Устава города, Закона РФ о СМИ, Устава редакции в срок до 8 марта текущего года опубликовать официаль- ный материал «О творцах фантазий и интриг». К О ГД А СУ Д обращения к этому жанру впоследст вии. В творчестве он был абсолютно бес корыстным. Его искренность, любовь к своему труду не сделали его богатым человеком. У нас с ним много было общего — рыбалка, охота, а еще — любовь к по ходам. «Если бы вы родились в такой ма ленькой, ничем не примечательной деревне, как моя Левинка, вас, навер ное, так же, как и меня, тянуло бы заглянуть, а что там дальше за этим лесом, за этим бугром... Эта тяга к путешествиям, к походам осталась на всю жизнь. Со своими друзьями Е.Сальниковым, Б.Либер- маном, А. Бурлаковым на моторных лодках, на каноэ, на плотах ходил до Архангельска, по Оби, в Карелию, в Саяны. Везде наблюдал природу, любовался ею, писал ее, но всегда воз вращался к своей родной средней по лосе». Евгений Сальников: После похода на Урал, в Заполярье, мы вступили в клуб туристов. Чтобы получить санкцию на реализацию на шего грандиозного плана — путешест вия по маршруту высочайшей катего рии сложности, так называемому Ка- хемскому маршруту. Начало его — на монгольской территории. Много было у нас драматических ситуаций, а одна чуть не стала для меня трагической. На нашем пути была масса порогов, а через каждые 5-6 километров — очень серьезные, затяжные — по 3 километ ра. И около самых сложных участков, на спиленных соснах, —мемориальные надписи. На одном из так называемых сливов-водопадов наш плот стал вер тикально. Я оказался внизу, а ребята — вверху. Шишка спасательной веревки, при крепленной к жилету, попала под ка мень, я тянул, веревка распускалась, а когда она растянулась, меня стало ки дать. Когда слив кончился, ребята за метили, что их на плоту только трое. Они увидели мои сапоги, я уже захле бывался. И когда решил, что все, ко нец, то почувствовал, что кто-то меня тянет. И когда меня этот кто-то выдер нул, я увидел перед собой огромную че ловеческую лапу. За нее я и ухватил ся. Королев меня спас. И когда мы вышли из этой трубы —солнце, тишина, вода гладкая и пес чаный пляж. Оказавшись на берегу на писали углем на валуне: «Бухта Жень кина Радость». Никогда не забуду. «В 1960 году я вп^вы е съездил на творческую дачу в Переславль-За- лесский. Это было для меня хорошей школой. В 1962 году организовал свою первую персональную выставку. В дальнейшем участвовал во всех зо нальных выставках. Участвовал в четырех выставках «Советская Рос сия», награжден за три из них меда лям. В марте 1968 года вступил в Союз художников. Свое 55-летие от метил персональной выставкой. В 1988 году был на симпозиуме худож ников в ГДР». Вилен Дворянчиков: Мы знали, как хорошо Витька пом нит войну, и беспокоились, как бы он в Германии не перегнул палку в какой- нибудь дискуссии. Ну, он все-таки кое- кому напомнил «нашу мутер», мол, я ничего не забыл, не забыл, кто к нам приходил незваным гостем. «Вот уже родные и близкие поз дравили меня и с 60-летием и с 65- летием. Возраст, конечно, прилич ный, но много планов, задумок...» Евгений Сальников: Работал он постоянно. У мольберта с утра до вечера, каждый день. Для него не существовало никаких праздников. И он распрощался с этим миром, как настоящий художник, — на своем ра бочем месте. Александр Сорочкин: Я потерял просто очень близкого друга. И еще более — он потерян в на шем отряде. В песне поется: «Отряд не заметил потери бойца...» Ужас какой- то. Он —часть большой общей жизни. И жить сейчас без него — это даже ка кая-то задача. Задача, означающая, что предстоит пересмотреть взгляд и на себя, и на все. «Если какая-нибудь из моих работ поможет кому-то задуматься о жиз ни, увидеть окружающий мир новы ми глазами, просветлеть душой, то это и будет самой большой награ дой за мой труд...» Материал подготовила Татьяна НЕЧАЕВА. В тексте воспроизведены фрагмен ты автобиографии В.И.Королева. На фоторепродукциях — работы художника разных лет. Как пишет сам Соко- ':1;вых, взяться за перо его побудили «разнузданные выпады, необъектив- * |н о с ть , хамская тональ- ' ность и лексика «Елец кой газеты», издаваемой частным лицом Н. Соко ловым. По мнению Соко- ' вых, за этой газетой сто ят несколько руководите лей елецких предпри ятий. Те, кто по затее Чу- ' байса в одночасье стали господами, владельцами вчерашней общенарод ной собственности. Цо мановению волшебной палочки, называемой приватизацией, у них на руках появилось огром ное число акций (по срав нению с числом их у ра бочего). Соответственно —баснословные зарпла та, дивиденды. За горо дом выросли дворцы- ш* особняки со встроенны ми гаражами, теплица ми, бассейнами. Что же касается конкретных имен, то Соковых упомя нул два —тогдашнего де путата облсовета, началь ника Елецкого отделения железной дороги Н. Бут ко и бывшего члена бюро . обкома КПСС, генераль ного директора АО «Энергия» В. Архипец- ко. Далее эта история развивалась по хорошо знакомой журналистам ' схеме. Н. Бутко и В. Ар хипенко обратились с ис ковыми заявлениями в горсуд о защите чести, достоинства и деловой репутации и в возмеще ние морального вреда, якобы причиненного им 'п у б л и к а ц и е й , просили взыскать с В. Соковых и редакции «Красного зна мени» в общей сложнос ти 625 тысяч новых руб лей (!). После четырех за седаний судья В. Проску ряков признал опублико ванные в названной статье сведения о том, что у Н. Бутко «заве лась» недвижимость в Испании, на Канарских островах», не соответ ствующими действитель ности, равно как и све дения о том, что В. Ар хипенко «за годы реформ ш?; выпроводил за заводскую проходную свыше 4200 ....человек. И, КаК ГОВОРИТ СЯ, хоть трава не расти». Суд обязал редакцию поместить опровержения указанных сведений и решил взыскать с В.Соковых 12 тысяч руб лей, с «Красного знамени» — 10 тысяч рублей в пользу обоих истцов. Такова позиция Елецко го городского суда, с кото рой категорически не соглас на редакция газеты. Каковы же ее аргументы? Они изло жены в статье В. Демина «Суд или судилище?» («Красное знамя», № 90-91 от 6.06.98 г.). Статья — большая, обстоятельная. За неимением места не буду пе ресказывать ее, остановлюсь лишь на главных, узловых моментах. «Деловая репутация», в хорошем смысле слова, как правильно подчеркивает мой коллега, создается годами упорного труда. И если она исчезает после одной, пусть даже не совсем объективной газетной фразы, то неволь но возникает вопрос: а был ли мальчик? Иными слова ми, не является ли эта «ре путация» чем-то вроде ра дужного мыльного пузыря, который лопается при пер вом к нему прикосновении? Журналистский опыт под сказывает: больше всего пе кутся о своей репутации как раз те, у кого она со знаком минус. Статью В. Соковых «О творцах...» «Красное знамя» опубликовало 7 марта. Слу шание дела В. Проскуряков назначил на 7 апреля. По хвальная оперативность, учитывая реальные сроки рассмотрения дел в отечес твенных судах. Но и стран ная, по мнению Демина. Ведь тот же судья не нашел времени разобрать исковое заявление «Красного знаме ни» к «Елецкой газете», по данное еще в феврале. Чем же объяснить, что суд в од ном случае скор, а в другом неповоротлив? Уж не демон стрировал ли В. Проскуря ков тем самым свое тонкое «понимание ситуации»? Уж коли в шестистраничном ре шении утверждает, что: «Суд далек от мысли о том, что...» «Ответчик (гл. редактор газеты В. Демин - А.С.) ссы лается на то, что учредите лем газеты является адми нистрация города, и статья Соковых напечатана в газе- П1УБИНКА Б АБА Н А а Я , С Ч АШ И В Ы Й Ч ЕЛ ОВ ЕК «Дорогие мои старики...», — поется в одной и з вестной песне . А если честно, отдуши : все ли они нам дороги? Речь не о социальных правах и не о естественном дол ге молоды х п ер е д старшими. Речь о конкретных пожилых людях. Не будем лукавить: есть среди них любители по учить молодежь уму -разум у , с которыми чем мень ш е встречаешься, тем на душ е легче. Есть и та кие , что требуют трепетного уважения и беспре кословного послушания, хоть сами ни уважать, ни слышать никого не желают. А есть и такие, кто н и чего не требует, ничему не поучает, а просто ж и вет. Живет так, что поневоле поучиться у них хо чется: и мудрости житейской, и сноровке хозяй ской , и искусству общения. К числу таких относит ся эта удивительная женщ ина — баба Настя, к а к кличут ее в о круге ... Многодетных семей в до- бровском селе Трубетчино не так уж мало — около трех десятков. Но более дружной, работящей, красивой и звон коголосой, чем семья Мигу- новых, нет. И нет в семье этой более уважаемого, ав торитетного человека, чем Анастасия Петровна, мать четверых детей, бабушка двенадцати внуков. Взрос лые дети ее, давно живущие своим умом, зятья и снохи, не говоря уже о внучатах, все тянутся к ней. К ее щед рому сердцу, истинному со лнцу маленькой вселенной, имя которой Семья. А ведь не ласкала смоло ду жизнь Анастасию Петров ну. Рано досталась ей злая полусиротская доля, голод ная и холодная. И сума ни щенская в прямом смысле слова знакома была. О хлебе порой приходилось только мечтать. Обувка — лапти. кем-то давно выброшенные, худая одежонка да... тонень кие ручки —вот и все ее бо гатство в ту пору было. Однако выдюжила, вы стояла и духом не пала. Вы росла, выучилась на контро лера. Вышла замуж, дети появились. И не раз поми нала добрым словом маму свою, которая сызмала доче рей к домашнему хозяйству приучала. Сама и пряла,и ткала замечательно, и обши вала всю семью, а ведь швей ной машинки в доме не было, все делалось руками. И Настеньку, младшуу) из шести своих детей, успе ла она многому научить. А чему не успела — то Настя, рано без родительской опе ки оставшаяся, сама со вре менем освоила. - Русской женщине не привыкать работать за тро их, не надеясь ни на Бога, те с рукописи без редакти рования. В суде установле но, что учредителем газеты является и сама редакция, т.е. они имеют равные пра ва и обязанности по поводу публикуемых материалов, следовательно, по статусу учредителя редакция обяза на нести ответственность». Словечко «установлено» в данном случае просто уми ляет: никто и никогда не делал никакого секрета из того, кто является учредите лем «Красного знамени». Об этом сообщается в каждом ее номере на последней страни це. И все же Проскуряков «установил». Редакция действительно несет ответственность за до стоверность сведений, приво димых на ее страницах. Во всех случаях, кроме... особо оговоренных законом. Эти исключения предусмотрены в двух статьях Закона РФ о СМИ — 18-й и 57-й. Напри мер, в статье 57 говорится о том, в каких конкретных случаях редакция, главный редактор, журналист не не сут ответственности за рас пространение сведений, не соответствующих действи тельности, порочащих честь, достоинство граждан и орга низаций: «Если эти сведения присутствуют в обязатель ных сообщениях» (материа лах учредителя) и «если они являются дословным воспро изведением фрагментов вы ступлений народных депута тов.., выступлений должно стных лиц государственных органов, организаций и об щественных объединений». Казалось бы, все предель но ясно. Материал «О твор цах фантазий и интриг» при надлежит перу учредителя и, кроме того, первого до лжностного лица городской исполнительной нластн. Но Елецкий городской суд про игнорировал и суть, и дух статьи, решив, что «в дан ном случае ни один из 6 пун ктов ст. 57 не может быть применен к освобождению редакции от ответственно сти, а представитель ответ чика делает ссылку на ука занные законы с целью ук лонения от ответственнос ти». А ведь до этого случая В. Проскуряков придерживал ся иного мнения по поводу этой самой ответственности! 3 марта в своем ответе на ис- 1111 па иачальников-благоде- гелсм. Не баловала судьба и НсШ1\ 1ероиню, иногда выру- ча'ш ее лишь веселый нрав да желание и умение любое ле.ю освоить. Она н сейчас без дела не може!. К примеру, с удо вольствием прядет — хоть, каза.юсь бы, нет особой н\жл7>1 в этом. Вышивает скатерти, занавески, по- лшепца, одаривая плодами пск>сс 1 ва своего и детей, и внуков. Особая любовь — [рпдшшонные русские наря ды. (’ удовольствием их шьс 1 , с не меньшим удо вольствием «убирается» в них сама. Да и дочери, внуч ки любят покрасоваться в самобытных одеждах хоть на сцене сельского клуба, хоть просто на празднике. Кстати, старинные рус ские костюмы — это еще и часть реквизита семьи Ми- гуновых. Все они — члены семейного ансамбля. Анас тасия Петровна, несмотря на годы, и на гармошке, и на балалайке играет, поет и пляшет. Дочь ее, Антонина Филипповна, сама уже мать шестерых детей — певунья, каких поискать. И Тонины дочки от мамы с бабушкой не отстают. Достойно звучат в общем хоре голоса сыно вей —Алексея и Ивана. 4 1 * * Почти каждый день в семье Мигуновых праздник — в момент, когда появля ется на столе свежий хлеб, испеченный руками бабы Насти по рецепту, который она еще от своей матушки узнала. И нехитро, а вкус но, сытно. А кто всегда найдет сло ва утешения и поддержки не только для своих родных, но и для горемычных подруг, чья старость одинока и му чительна, кому неоткуда ждать света и тепла? Кто помнит и чтит старые рус ские традиции, собирает за большим столом на Пасху, на Троицу, на Рождество и на Масленицу всю многочис ленную родню и просто близких людей? Все это се- ковое заявление редакции «Красного знамени» к «Елец кой газете» он утверждал: «За достоверность сведений, опубликованных в газете, если статья авторская, несет ответственность автор статьи, а расследований по их досто верности редакцией не про изводится». Этот судейский пассаж не поддается каким- либо комментариям. Что оставалось делать? По поручению коллектива редакции В. Демин обратил ся к редакторам СМИ обла сти с призывом встать на за щиту справедливости, чтобы елецкий случай стал исклю чением из правил, а не самим правилом в правовом про странстве региона, и вместе с Виктором Соковых обжало вал решение горсуда в облсу- де. Центр защиты прав СМИ, куда также обратились жур налисты «Красного знаме ни», подтвердил обоснован ность и правильность их ар гументов. Думается, мнение юристов Центра будет небе зынтересным для журналис тов, которые часто становят ся жертвой неверных судеб ных решений, да и для самих судей, имеющих «дела» с журналистами. Истцы Н. Бутко и В. Ар хипенко требуют защиты их чести, достоинства, деловой репутации и возмещения мо рального ущерба. Однако по делам этой категории иск может быть удовлетворен только в том случае, когда сведения, распространенные в СМИ, не соответствуют дей ствительности, порочат честь и достоинство лица. Наличие обоих этих элементов для удовлетворения исковых тре бований обязательно. В дан ном же случае отсутствует один из необходимых эле ментов —«порочащий» фак тор распространенных сиеде- ний. Наличие или отсутст вие недвижимости на Канар ских островах или где-то еще не может порочить честь и достоинство гражданина. По этому и требование о защите чести и достоинства в связи с распространением сведений о наличии недвижимости за границей не должно удовлет воряться. Наоборот, необхо димо говорить о том, что рос сийским законодательством разрешено иметь в собствен ности недвижимость незави симо от места ее расположе ния. годня только бабе Насте, по жалуй, и по силам. Зятья, снохи чтут ее как родную мать. Многие идут к ней за советом. И как баба Настя рассудит, так тому и быть. Вот и выходит, что в боль шой семье Мигуновых она — самая главная. Счастливая? Может быть... Во всяком случае, она нужна своим детям и вну кам. До сих пор ловки ее умелые руки. До сих пор от крыта душа для людей, для широкой русской песни. И семья ее в селе уважаема. Будем откровенны: мно гим и половины этих бо гатств бабы Насти для счастья хватило бы... Эмма МЕНЬШИКОВА, корр. газеты «Знамя Октября» с. Доброе. Дорогие мои старики. Фото Николая ТКАЧЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz