Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

11 июня 1998 г., №115 (20743) ШИПЕЦКАЯ •/ Ж г а з е т а ^ 1 Г 0 С » « Д 1 ’ С 1 » ! Н » СЛ УЖ БА З А Н Я Т О СТ И Я РЫНОК ТРУДА Бюллетень Управления труда и занятости населения администрации Липецкой области ВЫ П У С К Н И К НА РЫ Н К Е Р АБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ ОСНОВА ВСЕГО В одном из номеров «Рынка тр уда» нашим читателям была предложена беседа с ректором ЛГТУ С. Коцарем о том, каких специалистов необходимо сегодня готовить в вузах, чтобы они были востребованы на рынке труда. Несомненно, очень важная ставка делается на высоко и разносторонне образованных людей, с хорошим творческим потенциалом и организаторскими способностями, которые смогли бы предложить обществу интересные идеи, научные разработки, создать и развить сеть предприятий малого и среднего бизнеса и, наконец, придать рыночным отношениям в нашей стране цивилизованную форму. Но не менее важна и квалификация I тех, кто будет осуществлять эти V идеи, воплощать их в материальные ценности. Поэтому мы сочли необходимым продолжить обсуждение темы «Выпускник на рынке труда» с начальником управления начального профессионального образования администрации Липецкой области Геннадием ГРЕВЦЕВЫМ. .4 т.*' ' . г ' ____ 4 1 — Геннадий Сергеевич, систему начального профес­ сионального образования также не обошли стороной новые веяния. Например, ушло в историю привычное для всех название учебных заведений — ПТУ. Сейчас они стали профессиональ­ ными училищами или лице­ ями. Но суть от этого мало изменилась. Эти учебные за­ ведения по-прежнему оста­ лись, как любили образно выражаться журналисты в 70-е годы, кузницами рабо­ чих кадров. А вот качество подготовки учащихся замет­ но возросло, так как рынок предъявил к людям труда повышенные требования. Какие еще перемены про­ изошли в системе начально­ го профессионального обра­ зования нашей области? — Начну с того, что в училищах осуществлен пере­ ход на начальное професси­ ональное образование рабо­ чих кадров в соответствии с новым государственным стандартом. Большинство профессий стали интегриро­ ванными и теперь включают в себя ряд родственных спе­ циальностей, по которым прежде велась разрозненная подготовка. Например, мы обучали отдельно профессии маляра, отдельно штукатура, облицовщика-плиточника, облицовщика-мозаичника. Теперь эти специальности объединены рамками одной профессии — мастер отде­ лочных строительных работ. А вот мастер общестрои­ тельных работ может одно­ временно получить такие специальности, как камен­ щик, печник, монтажник по монтажу стальных и желе­ зобетонных конструкций, сварщик ручной сварки, стропальщик, бетонщик, ар­ матурщик. Набор специальностей, входящих в профессию, мо­ жет быть различным и опре­ деляется требованиями рабо­ тодателей. В дипломе выпус­ кника обязательно указыва­ ется полный перечень полу­ ченных специальностей. Такая система подготов­ ки рабочих кадров имеет много преимуществ. Во-пер­ вых, широкий диапазон по­ лученных специальностей позволяет выпускнику уже сегодня увереннее чувство­ вать себя на рынке труда, а в будущем, по опыту зару­ бежных стран, владение не­ сколькими смежными специ­ альностями станет непремен­ ным условием при приеме на работу, потому что обеспечи­ вает более полную занятость работника и экономию средств работодателя. Во-вторых, разносторон­ не подготовленный рабочий сможет, при желании, ус­ пешно заниматься предпри­ нимательством. Такой «мас­ тер на все руки» будет пред­ почтительнее для заказчи­ ков, так как без привлечения дополнительной рабочей силы, к примеру, проведет ремонт квартиры «под ключ», зная всю технологи­ ческую цепочку этого дела, - Л " “'М ' V» ИЛИ выполнит другие виды работ. Мы ведем обучение юно­ шей и девушек по 48 про­ фессиям. Сеть учебных заве­ дений начального професси­ онального образования Ли­ пецкой области представле­ на 29 дневными училищами, 2 вечерними сменными и 4 училищами при исправи­ тельно-трудовых учреждени­ ях. В них обучаются свыше 15 тысяч человек, в том чис­ ле более 13 тысяч —на днев­ ных отделениях. Ежегодный выпуск учащихся составля­ ет 7900 человек. — Было время, когда в школах использовали не ­ корректный прием «давле­ ния» на нерадивых учени­ ков, которым говорили: «Если ты, Иванов (Петров, Сидоров...), не возьмешься за ум, тебе прямая дорога — в ПТУ». Таким образом, в обществе сложилось непра­ вильное мнение о том, что в училища идут только труд­ ные и неспособные к пости­ жению наук ребята. — Среди наших учащих­ ся есть, конечно, и такие, кто с трудом закончил школу и проходит профессиональное обучение без перспективы получить диплом. Им выда­ ется только свидетельство о приобретенной профессии, присваивается разряд, и они идут работать на производ­ ство. Есть ребята, которые по семейным обстоятельствам не могут учиться три года и вынуждены зарабатывать на жизнь. Для таких категорий учащихся сохранена годич­ ная и двухгодичная подго­ товка. При этом среднего образования они не получа­ ют, что, конечно же, снижа­ ет их потенциальную воз­ можность роста на предпри­ ятиях. Работодатели сейчас предпочитают принимать рабочих со средним образо­ ванием. А всем остальным уча ­ щимся диплом достается упорным трудом, потому что требования к его получению заметно выросли. В дополнение к базовому образованию в объеме 9 или 11 классов и при наличии медицинского заключения о профессиональной пригод­ ности учащиеся должны ос­ воить региональную и феде­ ральную части учебной про­ граммы, успешно сдать вы­ пускные экзамены, пройти итоговую аттестацию. Толь­ ко тогда они станут дипло­ мированными рабочими. По отдельным професси­ ям, например, связанным со слесарными операциями, от учащихся требуется знание иностранного языка для того, чтобы в процессе рабо­ ты они могли без труда чи­ тать инструкции по эксплу­ атации импортного оборудо­ вания и инструментов. В учебный процесс активно внедряется электронно-вы­ числительная техника, со­ временные технологии. Раз­ рабатываются и апробируют­ ся экспериментальные учеб­ ные программы. В целях создания повы­ шенного уровня начального профессионального образова­ ния в нашей области созда­ ны три высших профучили- ща: профессиональный ли­ цей № 12 в Липецке для под­ готовки рабочих автотран­ спорта, агролицей № 32 в селе Октябрьское Уоманско­ го района и профессиональ­ ный лицей № 2 в Ельце, ко­ торый готовит рабочих для машиностроительных пред­ приятий. В Елецком лицее часть учащихся получает среднее специальное образо­ вание. Столь серьезная подготов­ ка дает возможность нашим выпускникам продолжить образование в техникумах, колледжах и вузах. При этом у них есть преимущество перед сверстниками —нали­ чие рабочей профессии, ко­ торая всегда выручит в труд­ ную минуту. — Всегда ли? Ежегодно сокращается численность занятых в производствен­ ных отраслях, существует безработица. Выпускникам сегодня трудно конкуриро­ вать на рынке труда с опыт­ ными профессионалами. Находят ли ваши дипломи­ рованные рабочие примене­ ние своим знаниям? — За редким исключени­ ем, находят. Спрос на качес­ твенно подготовленную рабо­ чую силу в области есть, и процесс подготовки кадров регулируется в соответствии с потребностью работодате­ лей. Официально перестало существовать такое понятие, как базовое предприятие, но годами отработанные связи не прерваны, а несколько изменились с учетом рыноч­ ных отношений. Например, сейчас получила распростра­ нение договорная работа с предприятиями по подготов­ ке рабочих определенных профессий. Она не носит мас­ сового характера в отличие от прошлых лет. Каждый договор заключается в основ­ ном на 10-15 человек, есть на двух и даже на одного. Но это уже гарантированные рабочие места для выпускни­ ков. Работодатели, как пра­ вило, свои обязательства полностью выполняют, так как отказ от приема на рабо­ ту выпускника влечет за со­ бой возмещение предприяти­ ем затрат на его обучение. Но, думаю, «срабатывает» не столько этот фактор, сколь­ ко хорошие взаимоотноше­ ния между учебными заведе­ ниями и предприятиями, чем мы очень дорожим. Кроме прямых заявок на подготовку рабочих по кон­ кретным профессиям и спе­ циальностям, мы определя­ ем спрос, изучая движение рабочей силы на предприяти­ ях, сведения о сокращениях с указанием профессий, о потребности в кадрах на се­ годняшний день и на пер­ спективу с учетом развития производства и другие. Та­ кую информацию мы полу­ чаем не только непосред­ ственно на предприятиях, но и в управлениях экономики и труда и занятости, с кото­ рыми в последние три года согласовываем объемы и профили подготовки кадров. Контрольные цифры приема учащихся утверждаются за­ местителем главы админис­ трации области. Такая практика совмест­ ной работы получила назва­ ние «социальное партнерст­ во». Липецкий опыт рас ­ смотрен и одобрен на колле­ гии Министерства общего профессионального образова­ ния в мае этого года. Несмот­ ря на сложное финансовое положение всей системы на­ чального профессионального образования, о котором надо говорить отдельно, мы в Ли­ пецкой области в целом со­ хранили объемы подготовки рабочих кадров, хотя по от­ дельным профессиям, свя­ занным с легкой промыш­ ленностью, металлургией, автотранспортом, они сокра­ тились. На уровне прошлых лет сохранился набор уча­ щихся для строительной ин­ дустрии. Показатель трудоустрой­ ства наших выпускников в условиях нестабильности в экономике тоже достаточно высок среди регионов Рос­ сии. С учетом призыва юно­ шей на воинскую службу он составляет ежегодно почти 80 процентов. — А как решают эту про­ блему оставшиеся 20 про­ центов? — Сегодня очень сложно найти работу выпускницам, получившим чисто женские профессии, применяемые на предприятиях легкой, пище­ вой, перерабатывающей про­ мышленности, бытового об­ служивания населения. К сожалению. Липецкая область развивалась без уче­ та возможного возникнове­ ния женской безработицы. У нас мало предприятий, обес­ печивающих занятость жен­ щин. Поэтому сейчас и служба занятости, и мы ис­ пытываем одни и те же труд­ ности, не находя применения швеям, вязальщицам, парик­ махерам, обувщикам. Но интерес к этим профессиям у молодежи не пропал, мы продолжаем обучать по ним, но уже с иным подходом: вместе с профессиональными навыками учащиеся получа­ ют знания основ предприни­ мательства для самозанятос­ ти или организации малого бизнеса. Меняются и программы обучения. Когда-то 28-е учи­ лище готовило швей-мото- ристок. Недостаток этой спе­ циальности — "привязан­ ность" к одной-двум швей­ ным операциям. Если такую выпускницу отпустить в «свободное плавание» по ры­ ночной стихии, она не смо­ жет самостоятельно обеспе­ чить свою занятость, на фаб­ риках же спроса на швей-мо- тористок практически нет. А вот профессия портного, ко­ торая пришла на смену проф­ ессии швеи-мотористки, включает в себя весь цикл изготовления изделия, от приема заказа и моделирова­ ния до его отделки и дает большой простор для твор­ чества. Объединили мы еще две смежные профессии — про­ давца и кассира и заметили, что наших выпускниц охот­ но принимают работать в киоски, на предприятия мел­ корозничной торговли, так как они хорошо знают не только торговое дело, но и основы бухгалтерского уче­ та, ведения расходно-при­ ходной документации, име­ ют навыки работы с кассо­ вым аппаратом. Более того, в процессе обучения мы при­ виваем им культуру обслу­ живания покупателей, что сейчас ценится очень высо­ ко. Профессия повара тоже создавала ее обладателям серьезные проблемы в трудо­ устройстве. Объединив ее с кондитером, мы расширили поле возможной деятельнос­ ти выпускников. Они могут работать теперь не только в столовых, которых с каж ­ дым годом становится все меньше, но и в кафе, и на производстве. Выпускники, не сумев­ шие найти себе применения, обращаются в службу заня­ тости. Таких немного, и они, имея рабочую профессию, как правило, недолго чис­ лятся безработными. Вместе со службой занятости мы оказываем им содействие в переобучении, и в итоге они находят себе место работы. За два последних года мы выпустили 13,5 тысячи уча­ щихся. Из них в центрах за­ нятости числятся безработ­ ными 107. Причины этого кроются не в отсутствии ра­ бочих мест, а в повышенных требованиях выпускников к условиям и оплате труда. Они ищут для себя более приемлемые варианты тру­ доустройства. Не исключено и то, что некоторые наши воспитанни­ ки в поисках лучших мест работы увольняются с пред­ приятий, на которые были трудоустроены, оставляют там свои трудовые книжки и регистрируются в центрах занятости как безработные выпускники училищ, пыта­ ясь получить определенные выгоды. При этом многие параллельно занимаются мелкой коммерцией. Но их фамилии быстро выясняют­ ся. — Базовые предприятия всегда были хорошей опо­ рой для учебных заведений. Они помогали в создании материально-технической базы, принимали учащихся на практику, закрепляя за ними опытных наставников. Сейчас формально предпри­ ятия не обязаны этого де­ лать. Как же тогда решают­ ся эти проблемы? —Когда в 1993 году было отменено положение о базо­ вых предприятиях и предос­ тавлена самостоятельность учебным заведениям, никто не задумался о том, где же учащиеся будут проходить производственную практику. Предлагалось организовать рабочие места на базе наших учебных мастерских. Но раз­ ве можно превратить учебное помещение площадью 200- 300 квадратных метров в какой-либо цех и подгото­ вить в таких условиях ква­ лифицированного специа­ листа? Поэтому мы считаем, что базовые предприятия для училищ необходимы, но их надо рассматривать с других позиций. Это должны быть предприятия, где имеются рабочие места, отражающие всю специфику профессий, по которым учащиеся треть­ его курса могли бы прохо­ дить там производственную практику. Так как это пока предло­ жения и нет никаких норма­ тивных документов на сей счет, нам остается надеять­ ся на прочность связей с ра­ ботодателями. Хочу выра­ зить благодарность Новоли­ пецкому комбинату, строи­ тельным организациям, ко­ торые всегда берут наших учащихся на практику. Даже простаивающие предпри ­ ятия, такие как тракторный завод, не отказываются от практикантов. В значительной мере за­ бота о подготовке кадров — это дело думающего руково­ дителя. Один из ярких при­ меров тому — взаимодейст­ вие областного управления связи с профессиональным училищем № 11. Там созда­ ются новые мастерские, ос­ нащенные электронным обо­ рудованием, которое идет на смену существующим теле­ фонным станциям. Связисты вкладывают средства в над­ ежде на то, что сполна полу­ чат отдачу более грамотны­ ми и квалифицированными специалистами, которых не надо будет переучивать. Мы понимаем, что пред­ приятия тоже поставлены сейчас в жесткие финансо­ вые условия, и не претенду­ ем на многое. Более того, учащиеся сами зарабатыва­ ют средства на свое содержа­ ние в процессе производ­ ственной практики, выпол­ нения заказов в мастерских. У нас почти 5 тысяч гекта­ ров пахотной земли, 350 тракторов, 280 автомобилей, так что мы чувствуем себя достаточно уверенно. В 1997 году учащимися заработано 5,7 млн. деноминированных рублей. Это составляет 27 процентов от той суммы, которая, выделяется из феде­ рального бюджета на содер­ жание наших учебных заве­ дений. — Есть категория уча­ щихся, которая нуждается в особой заботе общества — это дети-сироты. Получив путевку в жизнь, они вы­ нуждены без родительской поддержки делать первые серьезные шаги. На какую помощь в трудоустройстве со стороны государства мо­ гут рассчитывать такие вы­ пускники? —К сожалению, количес­ тво детей-сирот в Липецкой области растет. Шесть лет назад в нашей системе обу­ чалось всего 60 таких ребят, а сейчас 242. В этом году мы выпускаем 111 человек. Вопросы трудоустройства детей-сирот решаются не только управлением профес­ сионального образования и учебными заведениями, но и главами администраций всех уровней, потому что это свя­ зано еще и с предоставлени­ ем жилья таким воспитанни­ кам, и службой занятости. О том, как социально адаптировать детей-сирот, мы думаем еще до того, как они к нам поступают. Изу­ чаем их профессиональные возможности и наличие жилья. Если у подростка есть жилплощадь в сельской местности, мы направляем его в училище в ближайшем районе и даем сельскохозяй­ ственную профессию. По окончании училища он воз­ вращается назад, уже имея и работу, и жилье. Тех же, кто не имеет со­ бственной жилплощади, мы принимаем в липецкие учи­ лища, обеспечиваем общежи­ тием. Дети-сироты не выпа­ дают из нашего поля зрения весь период обучения. К вопросу их трудоус­ тройства с серьезным внима­ нием относятся в комиссиях по делам несовершеннолет­ них при администрации об­ ласти и на местах. Я сам яв­ ляюсь членом областной ко­ миссии и могу сказать, что дважды в прошлом году и один раз в этом рассматри­ вались вопросы трудоустрой­ ства детей-сирот по резуль­ татам проведенных проверок и не было выявлено ни од­ ного нарушения. — Геннадий Сергеевич, какова судьба профессио­ нального училища № 23, ко­ торое готовило кадры для тракторного завода? Не пов­ лияла ли сложнейшая ситу­ ация на предприятии на на­ бор учащихся в это учебное заведение? — Повлияла, и очень сильно. Так сложилось, что в 23-е училище поступали в основном ребята, проживаю­ щие в поселке ЛТЗ. Сейчас численность учащихся со­ кратилась почти в два раза. И с трудоустройством, осо­ бенно токарей и фрезеровщи­ ков, сохраняется напряжен­ ная ситуация. Будем оказы­ вать помощь выпускникам в поиске работы на других предприятиях. Очень жаль, что трактор­ ный завод теряет свое учи­ лище. Вокруг этого учебно­ го заведения уже ходит мно­ го всяких разговоров. Пред­ лагают реорганизовать его, перепрофилировать в вы­ сшую школу милиции. Но наша позиция такова: пока в поселке тракторного заво­ да есть ребята, которым надо давать профессию, училище будет существовать. — И традиционный во­ прос: что вы пожелаете по­ ступающим в профессио­ нальные училища ? —Я обращаюсь к выпус­ кникам школ: важно не то, как звучит профессия, важ­ но ее содержание. Не оши­ битесь в выборе. А ваше от­ ношение к делу, уровень зна­ ний, который вы сами захо­ тите получить, определит престижность профессии и уважение вас как мастеров своего дела на всю жизнь. А делать жизнь надо своими руками. Я не призываю всех по­ ступать в профучилища, но считаю, что начинать трудо­ вой путь каждый человек должен с получения профес­ сии. ВСЕ РА БОТЫ Х О Р О Ш И , ВЫ БИ РАЙ Н А ВКУС ! Дорогие выпускники! Вы стоите перед выбором: куда пойти учиться, работать? Как реализовать свои способности? Мир ^профессий огромен. В документе под названием «Единый тарифно-квалификационный справочник» насчи­ тывается более шести тысяч названий профессий, имею­ щихся на сегодняшний день в России. Почти каждый год появляются новые профессии и исчезают старые, стира­ ются границы между многими из них, а некоторые, на­ оборот, постоянно делятся, дробятся, образуя новые спе­ циальности. Довольно трудно ориентироваться в таком огромном мире. Тем более, что спрос и предложения на специалис­ тов постоянно меняются, а полученное образование, к со­ жалению, не гарантирует работу. Если вы не смогли тру­ доустроиться по своей специальности, стоит задуматься над созданием собственного дела. Согласно прогнозам специалистов, предприниматель­ ская деятельность получит дальнейшее развитие. В стра­ нах с развитой рыночной экономикой собственное дело имеют десятки миллионов людей, более 90% предприятий — мелкие, индивидуа.чьные или семейные. Предпринимательство может осуществляться в любой отрасли экономики ^ в промышленности, сельском хо­ зяйстве, торговле, на транспорте. Предприниматель мо­ жет организовать частную школу, обеспечивающую луч­ шее развитие детей; инновационную фирму, способству­ ющую внедрению в производство новейших научно-тех­ нических достижений, и т.п. Предпринимательство может быть индивидуальным и коллективным. Особенность индивидуального предприни­ мательства состоит в том, что предприниматель действу­ ет на свой страх и риск. Если же вы предпочитаете уменьшить риск, разделить ответственность, привлечь дополнительные ресурсы, то мо­ жете выбрать коллективное предпринимательство в фор­ ме товарищества с полной или ограниченной ответствен­ ностью. Но предпринимательство является специфичес­ кой сферой деятельности и требует определенных личнос­ тных качеств Предприниматель должен быть внутренне раскованным и уверенным в себе человеком, склонным к самостоятель­ ности и свободе, общительным, уметь поддерживать до­ брожелательные отношения с людьми, грамотно и спо­ койно действовать в конфликтной ситуации. Предпринимателю противопоказано быть робким и за­ стенчивым, а неудачи он должен научиться воспринимать как естественную часть своей деятельности. Человеку этой профессии приходится многое уметь де­ лать самому, особенно на первых стадиях создания со­ бственного дела. Ему одновременно нужно быть менед­ жером и курьером, снабженцем и бухгалтером, юристом и секретарем, экономистом и делопроизводителем, пси- хологом-кадровиком, подбирающим себе команду, специ­ алистом по рекламе и просто оптимистичным, творчески мыслящим человеком. Поэтому полученные профессио­ нальные знания никогда не будут лишними. Конечно, этими качествами обладает не каждый, и мно­ гим лучше применить свои способности в качестве наем­ ного работника. Специалисты Министерства труда подготовили прогноз: какие профессии окажутся самыми нужными через де­ сять лет. Оказывается, снова в большом почете будут инженеры и техники. Персонал начнут подбирать предприятия, про­ изводящие текстиль, обувь, продовольственные товары... Одними из самых популярных и, главное, высокооп­ лачиваемых станут профессии маркетолога и логистика. Это специалисты, которые умеют отвечать на вопросы: какой товар будет пользоваться спросом через год и как произвести его с наименьшими затратами. Российские власти намерены перейти от бесплатной медицины к добровольному страхованию , следователь­ но, заработки врачей будут непрерывно расти. В ближайшее время, возможно, начнется демографи­ ческий взрыв, который через 7-8 лет повысит спрос на учителя и увеличит его престиж. Весьм^ престижной станет , по мнению сотрудников Минтруда, профессия эколога, специалистов по биотех­ нологиям и генной инженерии. Не менее заинтересована страна и в военных. Реформа приведет к тому, что военных будет меньше, однако сама профессия станет весьма почетной. Традиционные рабочие профессии тоже не отомрут, хотя сильно изменятся. Узкая специализация отходит в прошлое. Уже сейчас иностранные фирмы, строя в Рос­ сии офисы, вместо 200 каменщиков, штукатуров и т.д. нанимают 5-10 специалистов широкого профиля, кото­ рые с помощью современного оборудования выполняют все необходимые операции. В скором времени эта «мода» дойдет и до нас. То же самое относится и к автомеханикам. Вообще спрос на «сервисные» профессии будет постоянно расти, как и требования к персоналу. Но самое удивительное — возродятся профессии, ко­ торые считались отмирающими. Резьба по кости, выши­ вание бисером, плетение из лозы, макраме, резные на­ личники, камины, русские печи... Спрос на изделия на­ родных промыслов, как прогнозируют специалисты Мин­ труда, возрастет. И в заключение — несколько советов: ознакомьтесь с положением дел на рынке труда города и области, реаль­ но оцените свои возможности и способности, используйте любую возможность получить дополнительную специаль­ ность. С, СОБОЛЕВА, ведущий специалист отдела профориентации. Выпуск подготовила Лариса ГОНЧАРОВА. ЦЕНТРЗАНЯТОСТИНАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКАПРИГЛАШАЕТ; подро стков в возрасте от 14 лет на работу в период летних кани кул на предприятия и в организации города; АО «НЛМК» — подсобными рабочими; АО «Энергоремонт» — плотниками, слесарями; Я АО «Липецкметаллургремонт» — подсобными рабочими; щ АО Т Э Ц -2 — плотниками, уборщиками; Я АО «Стинол» — подсобными рабочими; ’ ^ М УП -2 ГЖУ — дворниками, уборщиками лестничных клеток; ^ Зоологический парк — подсобными рабочими; ^ Ф абри ка «Динамо» — подсобными рабочими; § МУЛ «Липецкводоканал» — рабочими по благоустройству; Центр 1; развития творчества детей «Советский» — подсобными рабочими; ^ Областная стоматоло гическая поликлиника — подсобными рабочими; Городская поликлиника № 1 — санитарками; ^ МУП ритуальных услуг — рабочими по благоустройству клад- бищ; 'г- Областная юношеская библиотека — по ремонту книжного ^ фонда; АО «Липецк-молоко» — подсобными рабочими; ; М У Городской роддом № 1 — санитарками; МУП УЖ КХ — подсобными рабочими; М Д К Л ТЗ — уборщиками; : АО «Автоколонна- 1414» — уборщиками территории; « Детский парк» — подсобными рабочими; - МУП Ж У № 1 ГУ Ж КХ г. Липецка — уборщиками территории; ^; ТОО «Зеленхоз» — рабочими по озеленению. За направлениями обращаться в центры занятости населения по месту жительства. щ Служба занятости предлагает молодежи бесплатные услуги в выборе подходящей профессии. С помощью квалифицированных специалистов юноши и девуш- ки смогут пройти профдиагностическое тестирование, лучше поз- нать себя, свои способности и интересы. Профконсультпункты ; действуют при центрах занятости населения городов и районов ш * области и при областном центре профессионального обучения и щ I консультирования незанятого населения по адресу: г. Липецк, ул. на I Советская, 66, ш ? Тел. 74-72-59. Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz