Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
11 июня 1998 г., №115 (20743) ШИПЕЦКАЯ •/ Ж г а з е т а ^ 1 Г 0 С » « Д 1 ’ С 1 » ! Н » СЛ УЖ БА З А Н Я Т О СТ И Я РЫНОК ТРУДА Бюллетень Управления труда и занятости населения администрации Липецкой области ВЫ П У С К Н И К НА РЫ Н К Е Р АБОЧАЯ ПРОФЕССИЯ ОСНОВА ВСЕГО В одном из номеров «Рынка тр уда» нашим читателям была предложена беседа с ректором ЛГТУ С. Коцарем о том, каких специалистов необходимо сегодня готовить в вузах, чтобы они были востребованы на рынке труда. Несомненно, очень важная ставка делается на высоко и разносторонне образованных людей, с хорошим творческим потенциалом и организаторскими способностями, которые смогли бы предложить обществу интересные идеи, научные разработки, создать и развить сеть предприятий малого и среднего бизнеса и, наконец, придать рыночным отношениям в нашей стране цивилизованную форму. Но не менее важна и квалификация I тех, кто будет осуществлять эти V идеи, воплощать их в материальные ценности. Поэтому мы сочли необходимым продолжить обсуждение темы «Выпускник на рынке труда» с начальником управления начального профессионального образования администрации Липецкой области Геннадием ГРЕВЦЕВЫМ. .4 т.*' ' . г ' ____ 4 1 — Геннадий Сергеевич, систему начального профес сионального образования также не обошли стороной новые веяния. Например, ушло в историю привычное для всех название учебных заведений — ПТУ. Сейчас они стали профессиональ ными училищами или лице ями. Но суть от этого мало изменилась. Эти учебные за ведения по-прежнему оста лись, как любили образно выражаться журналисты в 70-е годы, кузницами рабо чих кадров. А вот качество подготовки учащихся замет но возросло, так как рынок предъявил к людям труда повышенные требования. Какие еще перемены про изошли в системе начально го профессионального обра зования нашей области? — Начну с того, что в училищах осуществлен пере ход на начальное професси ональное образование рабо чих кадров в соответствии с новым государственным стандартом. Большинство профессий стали интегриро ванными и теперь включают в себя ряд родственных спе циальностей, по которым прежде велась разрозненная подготовка. Например, мы обучали отдельно профессии маляра, отдельно штукатура, облицовщика-плиточника, облицовщика-мозаичника. Теперь эти специальности объединены рамками одной профессии — мастер отде лочных строительных работ. А вот мастер общестрои тельных работ может одно временно получить такие специальности, как камен щик, печник, монтажник по монтажу стальных и желе зобетонных конструкций, сварщик ручной сварки, стропальщик, бетонщик, ар матурщик. Набор специальностей, входящих в профессию, мо жет быть различным и опре деляется требованиями рабо тодателей. В дипломе выпус кника обязательно указыва ется полный перечень полу ченных специальностей. Такая система подготов ки рабочих кадров имеет много преимуществ. Во-пер вых, широкий диапазон по лученных специальностей позволяет выпускнику уже сегодня увереннее чувство вать себя на рынке труда, а в будущем, по опыту зару бежных стран, владение не сколькими смежными специ альностями станет непремен ным условием при приеме на работу, потому что обеспечи вает более полную занятость работника и экономию средств работодателя. Во-вторых, разносторон не подготовленный рабочий сможет, при желании, ус пешно заниматься предпри нимательством. Такой «мас тер на все руки» будет пред почтительнее для заказчи ков, так как без привлечения дополнительной рабочей силы, к примеру, проведет ремонт квартиры «под ключ», зная всю технологи ческую цепочку этого дела, - Л " “'М ' V» ИЛИ выполнит другие виды работ. Мы ведем обучение юно шей и девушек по 48 про фессиям. Сеть учебных заве дений начального професси онального образования Ли пецкой области представле на 29 дневными училищами, 2 вечерними сменными и 4 училищами при исправи тельно-трудовых учреждени ях. В них обучаются свыше 15 тысяч человек, в том чис ле более 13 тысяч —на днев ных отделениях. Ежегодный выпуск учащихся составля ет 7900 человек. — Было время, когда в школах использовали не корректный прием «давле ния» на нерадивых учени ков, которым говорили: «Если ты, Иванов (Петров, Сидоров...), не возьмешься за ум, тебе прямая дорога — в ПТУ». Таким образом, в обществе сложилось непра вильное мнение о том, что в училища идут только труд ные и неспособные к пости жению наук ребята. — Среди наших учащих ся есть, конечно, и такие, кто с трудом закончил школу и проходит профессиональное обучение без перспективы получить диплом. Им выда ется только свидетельство о приобретенной профессии, присваивается разряд, и они идут работать на производ ство. Есть ребята, которые по семейным обстоятельствам не могут учиться три года и вынуждены зарабатывать на жизнь. Для таких категорий учащихся сохранена годич ная и двухгодичная подго товка. При этом среднего образования они не получа ют, что, конечно же, снижа ет их потенциальную воз можность роста на предпри ятиях. Работодатели сейчас предпочитают принимать рабочих со средним образо ванием. А всем остальным уча щимся диплом достается упорным трудом, потому что требования к его получению заметно выросли. В дополнение к базовому образованию в объеме 9 или 11 классов и при наличии медицинского заключения о профессиональной пригод ности учащиеся должны ос воить региональную и феде ральную части учебной про граммы, успешно сдать вы пускные экзамены, пройти итоговую аттестацию. Толь ко тогда они станут дипло мированными рабочими. По отдельным професси ям, например, связанным со слесарными операциями, от учащихся требуется знание иностранного языка для того, чтобы в процессе рабо ты они могли без труда чи тать инструкции по эксплу атации импортного оборудо вания и инструментов. В учебный процесс активно внедряется электронно-вы числительная техника, со временные технологии. Раз рабатываются и апробируют ся экспериментальные учеб ные программы. В целях создания повы шенного уровня начального профессионального образова ния в нашей области созда ны три высших профучили- ща: профессиональный ли цей № 12 в Липецке для под готовки рабочих автотран спорта, агролицей № 32 в селе Октябрьское Уоманско го района и профессиональ ный лицей № 2 в Ельце, ко торый готовит рабочих для машиностроительных пред приятий. В Елецком лицее часть учащихся получает среднее специальное образо вание. Столь серьезная подготов ка дает возможность нашим выпускникам продолжить образование в техникумах, колледжах и вузах. При этом у них есть преимущество перед сверстниками —нали чие рабочей профессии, ко торая всегда выручит в труд ную минуту. — Всегда ли? Ежегодно сокращается численность занятых в производствен ных отраслях, существует безработица. Выпускникам сегодня трудно конкуриро вать на рынке труда с опыт ными профессионалами. Находят ли ваши дипломи рованные рабочие примене ние своим знаниям? — За редким исключени ем, находят. Спрос на качес твенно подготовленную рабо чую силу в области есть, и процесс подготовки кадров регулируется в соответствии с потребностью работодате лей. Официально перестало существовать такое понятие, как базовое предприятие, но годами отработанные связи не прерваны, а несколько изменились с учетом рыноч ных отношений. Например, сейчас получила распростра нение договорная работа с предприятиями по подготов ке рабочих определенных профессий. Она не носит мас сового характера в отличие от прошлых лет. Каждый договор заключается в основ ном на 10-15 человек, есть на двух и даже на одного. Но это уже гарантированные рабочие места для выпускни ков. Работодатели, как пра вило, свои обязательства полностью выполняют, так как отказ от приема на рабо ту выпускника влечет за со бой возмещение предприяти ем затрат на его обучение. Но, думаю, «срабатывает» не столько этот фактор, сколь ко хорошие взаимоотноше ния между учебными заведе ниями и предприятиями, чем мы очень дорожим. Кроме прямых заявок на подготовку рабочих по кон кретным профессиям и спе циальностям, мы определя ем спрос, изучая движение рабочей силы на предприяти ях, сведения о сокращениях с указанием профессий, о потребности в кадрах на се годняшний день и на пер спективу с учетом развития производства и другие. Та кую информацию мы полу чаем не только непосред ственно на предприятиях, но и в управлениях экономики и труда и занятости, с кото рыми в последние три года согласовываем объемы и профили подготовки кадров. Контрольные цифры приема учащихся утверждаются за местителем главы админис трации области. Такая практика совмест ной работы получила назва ние «социальное партнерст во». Липецкий опыт рас смотрен и одобрен на колле гии Министерства общего профессионального образова ния в мае этого года. Несмот ря на сложное финансовое положение всей системы на чального профессионального образования, о котором надо говорить отдельно, мы в Ли пецкой области в целом со хранили объемы подготовки рабочих кадров, хотя по от дельным профессиям, свя занным с легкой промыш ленностью, металлургией, автотранспортом, они сокра тились. На уровне прошлых лет сохранился набор уча щихся для строительной ин дустрии. Показатель трудоустрой ства наших выпускников в условиях нестабильности в экономике тоже достаточно высок среди регионов Рос сии. С учетом призыва юно шей на воинскую службу он составляет ежегодно почти 80 процентов. — А как решают эту про блему оставшиеся 20 про центов? — Сегодня очень сложно найти работу выпускницам, получившим чисто женские профессии, применяемые на предприятиях легкой, пище вой, перерабатывающей про мышленности, бытового об служивания населения. К сожалению. Липецкая область развивалась без уче та возможного возникнове ния женской безработицы. У нас мало предприятий, обес печивающих занятость жен щин. Поэтому сейчас и служба занятости, и мы ис пытываем одни и те же труд ности, не находя применения швеям, вязальщицам, парик махерам, обувщикам. Но интерес к этим профессиям у молодежи не пропал, мы продолжаем обучать по ним, но уже с иным подходом: вместе с профессиональными навыками учащиеся получа ют знания основ предприни мательства для самозанятос ти или организации малого бизнеса. Меняются и программы обучения. Когда-то 28-е учи лище готовило швей-мото- ристок. Недостаток этой спе циальности — "привязан ность" к одной-двум швей ным операциям. Если такую выпускницу отпустить в «свободное плавание» по ры ночной стихии, она не смо жет самостоятельно обеспе чить свою занятость, на фаб риках же спроса на швей-мо- тористок практически нет. А вот профессия портного, ко торая пришла на смену проф ессии швеи-мотористки, включает в себя весь цикл изготовления изделия, от приема заказа и моделирова ния до его отделки и дает большой простор для твор чества. Объединили мы еще две смежные профессии — про давца и кассира и заметили, что наших выпускниц охот но принимают работать в киоски, на предприятия мел корозничной торговли, так как они хорошо знают не только торговое дело, но и основы бухгалтерского уче та, ведения расходно-при ходной документации, име ют навыки работы с кассо вым аппаратом. Более того, в процессе обучения мы при виваем им культуру обслу живания покупателей, что сейчас ценится очень высо ко. Профессия повара тоже создавала ее обладателям серьезные проблемы в трудо устройстве. Объединив ее с кондитером, мы расширили поле возможной деятельнос ти выпускников. Они могут работать теперь не только в столовых, которых с каж дым годом становится все меньше, но и в кафе, и на производстве. Выпускники, не сумев шие найти себе применения, обращаются в службу заня тости. Таких немного, и они, имея рабочую профессию, как правило, недолго чис лятся безработными. Вместе со службой занятости мы оказываем им содействие в переобучении, и в итоге они находят себе место работы. За два последних года мы выпустили 13,5 тысячи уча щихся. Из них в центрах за нятости числятся безработ ными 107. Причины этого кроются не в отсутствии ра бочих мест, а в повышенных требованиях выпускников к условиям и оплате труда. Они ищут для себя более приемлемые варианты тру доустройства. Не исключено и то, что некоторые наши воспитанни ки в поисках лучших мест работы увольняются с пред приятий, на которые были трудоустроены, оставляют там свои трудовые книжки и регистрируются в центрах занятости как безработные выпускники училищ, пыта ясь получить определенные выгоды. При этом многие параллельно занимаются мелкой коммерцией. Но их фамилии быстро выясняют ся. — Базовые предприятия всегда были хорошей опо рой для учебных заведений. Они помогали в создании материально-технической базы, принимали учащихся на практику, закрепляя за ними опытных наставников. Сейчас формально предпри ятия не обязаны этого де лать. Как же тогда решают ся эти проблемы? —Когда в 1993 году было отменено положение о базо вых предприятиях и предос тавлена самостоятельность учебным заведениям, никто не задумался о том, где же учащиеся будут проходить производственную практику. Предлагалось организовать рабочие места на базе наших учебных мастерских. Но раз ве можно превратить учебное помещение площадью 200- 300 квадратных метров в какой-либо цех и подгото вить в таких условиях ква лифицированного специа листа? Поэтому мы считаем, что базовые предприятия для училищ необходимы, но их надо рассматривать с других позиций. Это должны быть предприятия, где имеются рабочие места, отражающие всю специфику профессий, по которым учащиеся треть его курса могли бы прохо дить там производственную практику. Так как это пока предло жения и нет никаких норма тивных документов на сей счет, нам остается надеять ся на прочность связей с ра ботодателями. Хочу выра зить благодарность Новоли пецкому комбинату, строи тельным организациям, ко торые всегда берут наших учащихся на практику. Даже простаивающие предпри ятия, такие как тракторный завод, не отказываются от практикантов. В значительной мере за бота о подготовке кадров — это дело думающего руково дителя. Один из ярких при меров тому — взаимодейст вие областного управления связи с профессиональным училищем № 11. Там созда ются новые мастерские, ос нащенные электронным обо рудованием, которое идет на смену существующим теле фонным станциям. Связисты вкладывают средства в над ежде на то, что сполна полу чат отдачу более грамотны ми и квалифицированными специалистами, которых не надо будет переучивать. Мы понимаем, что пред приятия тоже поставлены сейчас в жесткие финансо вые условия, и не претенду ем на многое. Более того, учащиеся сами зарабатыва ют средства на свое содержа ние в процессе производ ственной практики, выпол нения заказов в мастерских. У нас почти 5 тысяч гекта ров пахотной земли, 350 тракторов, 280 автомобилей, так что мы чувствуем себя достаточно уверенно. В 1997 году учащимися заработано 5,7 млн. деноминированных рублей. Это составляет 27 процентов от той суммы, которая, выделяется из феде рального бюджета на содер жание наших учебных заве дений. — Есть категория уча щихся, которая нуждается в особой заботе общества — это дети-сироты. Получив путевку в жизнь, они вы нуждены без родительской поддержки делать первые серьезные шаги. На какую помощь в трудоустройстве со стороны государства мо гут рассчитывать такие вы пускники? —К сожалению, количес тво детей-сирот в Липецкой области растет. Шесть лет назад в нашей системе обу чалось всего 60 таких ребят, а сейчас 242. В этом году мы выпускаем 111 человек. Вопросы трудоустройства детей-сирот решаются не только управлением профес сионального образования и учебными заведениями, но и главами администраций всех уровней, потому что это свя зано еще и с предоставлени ем жилья таким воспитанни кам, и службой занятости. О том, как социально адаптировать детей-сирот, мы думаем еще до того, как они к нам поступают. Изу чаем их профессиональные возможности и наличие жилья. Если у подростка есть жилплощадь в сельской местности, мы направляем его в училище в ближайшем районе и даем сельскохозяй ственную профессию. По окончании училища он воз вращается назад, уже имея и работу, и жилье. Тех же, кто не имеет со бственной жилплощади, мы принимаем в липецкие учи лища, обеспечиваем общежи тием. Дети-сироты не выпа дают из нашего поля зрения весь период обучения. К вопросу их трудоус тройства с серьезным внима нием относятся в комиссиях по делам несовершеннолет них при администрации об ласти и на местах. Я сам яв ляюсь членом областной ко миссии и могу сказать, что дважды в прошлом году и один раз в этом рассматри вались вопросы трудоустрой ства детей-сирот по резуль татам проведенных проверок и не было выявлено ни од ного нарушения. — Геннадий Сергеевич, какова судьба профессио нального училища № 23, ко торое готовило кадры для тракторного завода? Не пов лияла ли сложнейшая ситу ация на предприятии на на бор учащихся в это учебное заведение? — Повлияла, и очень сильно. Так сложилось, что в 23-е училище поступали в основном ребята, проживаю щие в поселке ЛТЗ. Сейчас численность учащихся со кратилась почти в два раза. И с трудоустройством, осо бенно токарей и фрезеровщи ков, сохраняется напряжен ная ситуация. Будем оказы вать помощь выпускникам в поиске работы на других предприятиях. Очень жаль, что трактор ный завод теряет свое учи лище. Вокруг этого учебно го заведения уже ходит мно го всяких разговоров. Пред лагают реорганизовать его, перепрофилировать в вы сшую школу милиции. Но наша позиция такова: пока в поселке тракторного заво да есть ребята, которым надо давать профессию, училище будет существовать. — И традиционный во прос: что вы пожелаете по ступающим в профессио нальные училища ? —Я обращаюсь к выпус кникам школ: важно не то, как звучит профессия, важ но ее содержание. Не оши битесь в выборе. А ваше от ношение к делу, уровень зна ний, который вы сами захо тите получить, определит престижность профессии и уважение вас как мастеров своего дела на всю жизнь. А делать жизнь надо своими руками. Я не призываю всех по ступать в профучилища, но считаю, что начинать трудо вой путь каждый человек должен с получения профес сии. ВСЕ РА БОТЫ Х О Р О Ш И , ВЫ БИ РАЙ Н А ВКУС ! Дорогие выпускники! Вы стоите перед выбором: куда пойти учиться, работать? Как реализовать свои способности? Мир ^профессий огромен. В документе под названием «Единый тарифно-квалификационный справочник» насчи тывается более шести тысяч названий профессий, имею щихся на сегодняшний день в России. Почти каждый год появляются новые профессии и исчезают старые, стира ются границы между многими из них, а некоторые, на оборот, постоянно делятся, дробятся, образуя новые спе циальности. Довольно трудно ориентироваться в таком огромном мире. Тем более, что спрос и предложения на специалис тов постоянно меняются, а полученное образование, к со жалению, не гарантирует работу. Если вы не смогли тру доустроиться по своей специальности, стоит задуматься над созданием собственного дела. Согласно прогнозам специалистов, предприниматель ская деятельность получит дальнейшее развитие. В стра нах с развитой рыночной экономикой собственное дело имеют десятки миллионов людей, более 90% предприятий — мелкие, индивидуа.чьные или семейные. Предпринимательство может осуществляться в любой отрасли экономики ^ в промышленности, сельском хо зяйстве, торговле, на транспорте. Предприниматель мо жет организовать частную школу, обеспечивающую луч шее развитие детей; инновационную фирму, способству ющую внедрению в производство новейших научно-тех нических достижений, и т.п. Предпринимательство может быть индивидуальным и коллективным. Особенность индивидуального предприни мательства состоит в том, что предприниматель действу ет на свой страх и риск. Если же вы предпочитаете уменьшить риск, разделить ответственность, привлечь дополнительные ресурсы, то мо жете выбрать коллективное предпринимательство в фор ме товарищества с полной или ограниченной ответствен ностью. Но предпринимательство является специфичес кой сферой деятельности и требует определенных личнос тных качеств Предприниматель должен быть внутренне раскованным и уверенным в себе человеком, склонным к самостоятель ности и свободе, общительным, уметь поддерживать до брожелательные отношения с людьми, грамотно и спо койно действовать в конфликтной ситуации. Предпринимателю противопоказано быть робким и за стенчивым, а неудачи он должен научиться воспринимать как естественную часть своей деятельности. Человеку этой профессии приходится многое уметь де лать самому, особенно на первых стадиях создания со бственного дела. Ему одновременно нужно быть менед жером и курьером, снабженцем и бухгалтером, юристом и секретарем, экономистом и делопроизводителем, пси- хологом-кадровиком, подбирающим себе команду, специ алистом по рекламе и просто оптимистичным, творчески мыслящим человеком. Поэтому полученные профессио нальные знания никогда не будут лишними. Конечно, этими качествами обладает не каждый, и мно гим лучше применить свои способности в качестве наем ного работника. Специалисты Министерства труда подготовили прогноз: какие профессии окажутся самыми нужными через де сять лет. Оказывается, снова в большом почете будут инженеры и техники. Персонал начнут подбирать предприятия, про изводящие текстиль, обувь, продовольственные товары... Одними из самых популярных и, главное, высокооп лачиваемых станут профессии маркетолога и логистика. Это специалисты, которые умеют отвечать на вопросы: какой товар будет пользоваться спросом через год и как произвести его с наименьшими затратами. Российские власти намерены перейти от бесплатной медицины к добровольному страхованию , следователь но, заработки врачей будут непрерывно расти. В ближайшее время, возможно, начнется демографи ческий взрыв, который через 7-8 лет повысит спрос на учителя и увеличит его престиж. Весьм^ престижной станет , по мнению сотрудников Минтруда, профессия эколога, специалистов по биотех нологиям и генной инженерии. Не менее заинтересована страна и в военных. Реформа приведет к тому, что военных будет меньше, однако сама профессия станет весьма почетной. Традиционные рабочие профессии тоже не отомрут, хотя сильно изменятся. Узкая специализация отходит в прошлое. Уже сейчас иностранные фирмы, строя в Рос сии офисы, вместо 200 каменщиков, штукатуров и т.д. нанимают 5-10 специалистов широкого профиля, кото рые с помощью современного оборудования выполняют все необходимые операции. В скором времени эта «мода» дойдет и до нас. То же самое относится и к автомеханикам. Вообще спрос на «сервисные» профессии будет постоянно расти, как и требования к персоналу. Но самое удивительное — возродятся профессии, ко торые считались отмирающими. Резьба по кости, выши вание бисером, плетение из лозы, макраме, резные на личники, камины, русские печи... Спрос на изделия на родных промыслов, как прогнозируют специалисты Мин труда, возрастет. И в заключение — несколько советов: ознакомьтесь с положением дел на рынке труда города и области, реаль но оцените свои возможности и способности, используйте любую возможность получить дополнительную специаль ность. С, СОБОЛЕВА, ведущий специалист отдела профориентации. Выпуск подготовила Лариса ГОНЧАРОВА. ЦЕНТРЗАНЯТОСТИНАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКАПРИГЛАШАЕТ; подро стков в возрасте от 14 лет на работу в период летних кани кул на предприятия и в организации города; АО «НЛМК» — подсобными рабочими; АО «Энергоремонт» — плотниками, слесарями; Я АО «Липецкметаллургремонт» — подсобными рабочими; щ АО Т Э Ц -2 — плотниками, уборщиками; Я АО «Стинол» — подсобными рабочими; ’ ^ М УП -2 ГЖУ — дворниками, уборщиками лестничных клеток; ^ Зоологический парк — подсобными рабочими; ^ Ф абри ка «Динамо» — подсобными рабочими; § МУЛ «Липецкводоканал» — рабочими по благоустройству; Центр 1; развития творчества детей «Советский» — подсобными рабочими; ^ Областная стоматоло гическая поликлиника — подсобными рабочими; Городская поликлиника № 1 — санитарками; ^ МУП ритуальных услуг — рабочими по благоустройству клад- бищ; 'г- Областная юношеская библиотека — по ремонту книжного ^ фонда; АО «Липецк-молоко» — подсобными рабочими; ; М У Городской роддом № 1 — санитарками; МУП УЖ КХ — подсобными рабочими; М Д К Л ТЗ — уборщиками; : АО «Автоколонна- 1414» — уборщиками территории; « Детский парк» — подсобными рабочими; - МУП Ж У № 1 ГУ Ж КХ г. Липецка — уборщиками территории; ^; ТОО «Зеленхоз» — рабочими по озеленению. За направлениями обращаться в центры занятости населения по месту жительства. щ Служба занятости предлагает молодежи бесплатные услуги в выборе подходящей профессии. С помощью квалифицированных специалистов юноши и девуш- ки смогут пройти профдиагностическое тестирование, лучше поз- нать себя, свои способности и интересы. Профконсультпункты ; действуют при центрах занятости населения городов и районов ш * области и при областном центре профессионального обучения и щ I консультирования незанятого населения по адресу: г. Липецк, ул. на I Советская, 66, ш ? Тел. 74-72-59. Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz