Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

3 0 м а я 1 9 9 8 г . , № 1 0 8 (2 0 7 3 6 ) ШИПЕЦКАЯ •'Ж г а з е т а ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОП ЕК Е И ПОПЕ Ч ИТЕ Л Ь СТВ Е В Л ИП ЕЦ К О Й ОБ Л А СТИ Настоящий закон разработан в соответствии с Кон ­ ституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о 4 правах ребенка, Гражданским Кодексом Российской Фе­ дерации , Гражданским процессуальным Кодексом Рос ­ сийской Федерации, Семейным Кодексом Российской Фе­ дерации, Уставом Липецкой области и другим действу ­ ющим законодательством Российской Феоерации. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятия, используемые в законе Органы опеки и попечительства — органы местного са­ моуправления, осуществляющие по месту жительства над­ зор за деятельностью опекунов и попечителей. __Опека и попечительство —правовые формы государствен­ ной заботы о гражданах, которые по возрасту или по состоя­ нию здоровья не могут самостоятельно участвовать в граж­ данско-правовых отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой защиты. Опека —устанавливается над несовершеннолетними в воз­ расте до 14 лет или гражданами, признанными судом неде­ еспособными вследствие психического расстройства. Попечительство —устанавливается над несовершеннолет­ ними в возрасте от 14 до 18 лет, а также гражданами, огра­ ниченными судом в дееспособности, вследствие злоупотреб­ ления спиртными напитками или наркотическими средства­ ми. По просьбе совершеннолетнего дееспособного граждани­ на, который по состоянию здоровья не может самостоятельно 1^ осуществлять и защищать свои права и исполнять обязан- Ж ности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. Учреждения государственной поддержки детства —Дома ребенка, детские дома — школы, школы-интернаты для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, са­ наторные детские дома, санаторные школы-интернаты, спе­ циальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонения­ ми в развитии; специальные (коррекционные) школы-интер­ наты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; общеобразователь­ ные школы-интернаты и другие типы образовательных й вос­ питательных учреждений, которые наряду с обучением и воспитанием осуществляют функции социально-правовой за­ щиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­ телей. Статья 2. Цели и задачи опеки и попечительства Основными целями и задачами опеки и попечительства являются; 1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспи- Ф тания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, а также для несовершеннолетних, не имеющих услб- вий для воспитания в семье. 2. Защита личных и имущественных прав и интересов • несовершеннолетних лиц, признанных судом недееспособны­ ми вследствие психического расстройства и совершеннолет­ них дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности. Статья 3. Деятельность органов государственного управ­ ления области по вопросам опеки и попечительства Органы государственного управления образованием, здра­ воохранением и социальной защитой населения администра­ ции области осуществляют: 1. Определение комплекса мероприятий по проблемам, связанным с соблюдением законных прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолет­ них, не имеющих надлежащих условий для жизни и воспи­ тания в семье; в отношении лиц, признанных судом недеес­ пособными вследствие психического расстройства, а также в отношении соверь|[,^ВДОлетних дееспособных лиц, нуждаю­ щихся в попечительстве пб'сбстоянию здоровья. 2. Осуществлёнйе“к6'нтрбля за деятельностью муниципаль­ ных органов управления образованием, социальной защиты населения и здравоохранения и подведомственных им учреж­ дений в вопросах выполнения законодательства Российской Федерации по социальноправовой защите несовершеннолет­ них, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц, на которых распространяется дей­ ствие настоящего закона. 3. Организацию работы по подготовке проектов област­ ных законов и иных нормативных правовых актов. 4. Укрепление связи областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. 5. Осуществление контроля за исполнением федеральных и областных законов, входящих в их компетенцию. 6. Анализ состояния дел по опеке и попечительству на территории области и в отдельных местностях с последую­ щей выработкой практических рекомендаций. 7. Информирование главы администрации области о де­ ятельности органов исполнительной власти в вопросах опеки и попечительства и внесение соответствующих предложений по улучшению этой работы. 8. Подготовку предложений и проектов решений главы администрации области. 9. Содействие развитию международных связей. 10. Организацию и проведение в установленном порядке координационных совещаний, конференций, семинаров, ра­ бочих встреч по вопросам опеки и попечительства. 11. Выработку рекомендаций по внедрению в практику работы по опеке и попечительству передового опыта, резуль­ татов научных исследований. 12. Другие меры, вытекающие из целей и задач опеки и попечительства. Статья 4. Разграничение функций органов местного са­ моуправления по опеке и попечительству ^ 1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. 2. Функции по опеке и попечительству в пределах их ком­ петенции возлагаются: —на муниципальные органы управления образованием — в отношении несовершеннолетних лиц; — на муниципальные органы управления здравоохране­ нием —в отношении лиц, признанных судом недееспособны­ ми вследствие психического расстройства; — на муниципальные органы управления социальной за­ щиты населения — в отношении совершеннолетних дееспо­ собных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья. Статья 5. Компетенция органов местного самоуправле­ ния в вопросах опеки и попечительства 1. К исключительной компетенции органов местного са­ моуправления относятся: 1) Координация деятельности органов образования, соци­ альной защиты, здравоохранения, внутренних дел, комис­ сий по делам несовершеннолетних по выявлению и устройст­ ву детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­ лей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных усло­ вий для воспитания в семье, а также совершеннолетних де­ еспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и вы­ полнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними попечительства. 2) Обеспечение на местах выполнения законодательства Российской Федерации и Липецкой области по вопросам со­ циальноправовой защиты детства. 3) Принятия в месячный срок постановлений главы ад- ** министрации по вопросам: а) установление опеки и попечительства над несовер­ шеннолетними лицами, оставшимися без попечения родите­ лей, над совершеннолетними лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, над совершеннолетними дееспособными лицами, если они по со­ стоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности и нуж­ даются в установлении над ними попечительства; б) денежное содержание подопечных детей-сирот и де­ тей, оставшихся без попечения родителей; в) распоряжение текущими доходами и имуществом по­ допечных; г) установление и отмена опеки над имуществом граж­ дан, признанных в установленном порядке безвестно отсут­ ствующими; д) закрепление права на жилую площадь несовершенно­ летних, оставшихся без попечения родителей, при направле­ нии их в учреждения государственной поддержки; е) разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, которая или часть которой принадлежит несовершеннолет- ‘ ним, совершение сделок, влекущих отказ от прав, принадле­ жащих несовершеннолетним; ПОСТАНОВЛЕНИЕ сорок четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов 1 -го созыва № 1 5 2 5 -п с от2 2 . 0 5 . 9 8 г. О проектеобластногозакона «Обопеке ипопечительствевЛипецкойобласти» Рассмотрев проект областного закон а « Об опеке и попечительстве в Липец кой области», руководствуясь п .2 ст.ЗО Устава области, учитывая предложения комитетов областного Со ­ вета депутатов по д е л а м семьи , детства и м олодежи и по социальным вопросам , областной Советдепутатов ПОСТАНОВЛЯЕТ: ^ 1. Принять областной закон «Об опе ке и попечительстве в Лип ец кой области» (прилагает - 2 . Направить указанный закон главе администрации области на подписание и обнародова ­ ние. Заместитель председателя областного Совета депутатов Ю . АЛТУХ ОВ ж) объявление несовершеннолетнего полностью дееспо­ собным (эмансипированным); з) разрешение на изменение имени и фамилии несовер­ шеннолетних в случаях, предусмотренных законодательст­ вом Российской Федерации; и) разрешение на регистрацию брака лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. 4) Заключение и расторжение договора с приемными ро­ дителями о передаче ребенка (детей) в приемную семью; ре­ шение вопросов материального обеспечения приемной семьи; опредоление размера и порядка предоставления льгот при­ емной семье в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. 5) Заключение договора о доверительном управлении имуществом подопечного с управляющим, определенными ор­ ганами опеки и попечительства. 6) Обеспечение внеочередного предоставления жилой пло­ щади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­ дителей, по окончанию их пребывания в учреждении госу­ дарственной поддержки, у родственников, опекунов или по­ печителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в учреждения государственной поддержки, к родственникам, опекунам или попечителям. 7) Обеспечение трудоустройства детей-сирот и детей, ос­ тавшихся без попечения родителей по окончании ими проф­ ессиональных учебных заведений всех типов и получении специальности. 8) Утверждение общественных инспекторов по охране детства в дошкольных образовательных учреждениях, шко­ лах, технических училищах, средних и высших учебных заведениях области. 9) Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей по месту жительства подопечных. 10) Принятие решений по иным вопросам, относящимся к компетенции органов опеки и попечительства. 2. Для выполнения обязанностей по опеке и попечитель­ ству, возложенных на органы управления образованием, в штаты муниципальных органов управления образованием вводится должность инспектора по охране детства из расче­ та ^один инспектор на 5 тысяч детского населения данного района, города, включая несовершеннолетних граждан, лиц из числа детей-сирот и оставшихся без' попечения родите­ лей, обучающихся на дневных отделениях всех типов учеб­ ных заведений — до 23 лет, но не менее 1 должности на район, город. Педагогический стаж инспектора при его на­ значении на должность не может быть менее 5 лет. ГЛАВА II . ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Статья 6. Опекуны и попечители 1. Опекуны и попечители назначаются органом опеки и попечительства по месту жительства лица, наждающегося в опеке (попечительстве) в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установ­ ления опеки и попечительства над гражданином. При нали­ чии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или по­ печитель может быть назначен органом опеки и попечитель­ ства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, испол­ нение обязанностей опекуна или попечителя временно возла­ гается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна и попечителя может быть обжалова­ но в суде заинтересованными лицами. 2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. 3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, боль­ ные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, от­ страненные от выполнения обязанностей опекунов (попечи­ телей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; при наличии заболеваний, препятствующих лицу быть опекуном (попечителем), перечень которых утверждается Правитель­ ством Российской Федерации. 4. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравствен­ ные и иные личные качества, способности к выполнению обя­ занностей опекуна или попечителя, отношения, существую­ щие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечи­ тельстве, а если это возможно — и желание подопечного. 5. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие ана­ логичные учреждения, являются эти учреждения. Статья 7. Права и обязанности опекунов и попечителей 1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. 2. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раз­ дельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоп­ риятно на воспитании и защите прав и интересов подопечно­ го. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. 3. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержа­ нии своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечени­ ем, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны за­ ботиться об их обучении и воспитании. 4. Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (по^ печительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении тре^ бований, предусмотренных Семейным Кодексом Российской Федерации. 5. Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обуче­ ния ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. 6. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных ос­ нований, в том числе от близких родственников ребенка. 7. Опекун (попечитель) не вправе препятствовать обще­ нию ребенка с его родителями, другими близкими родствен­ никами, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. 8. На содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуну (попечителю) ежемесячно вы­ плачиваются денежные средства в порядке и размере, уста­ новленном Правительством Российской Федерации. 9. Обязанности, указанные в п.З настоящей статьи, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ог­ раниченных судом в дееспособности. 10. Опекун вправе совершить все необходимые сделки от имени и в интересах гражданина, признанного недееспособ­ ным вследствие психического расстройства. 11. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. 12. Если основания, в силу которых гражданин был при­ знан недееспособным вследствие психического расстройства или ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, от­ пали, опекун или попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки или попечительства. Статья 8. Права несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством) 1. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), име­ ют право на: 1) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со сто­ роны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных настоящим за­ коном; 2) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения их челове­ ческого достоинства; 3) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и дру­ гие социальные выплаты; 4) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутст­ вии жилого помещения имеют право на его получение в соот­ ветствии с жилищным законодательством; 5) защиту своих прав и законных интересов в органах опеки и попечительства, а по достижении возраста четыр­ надцати лет и в суде; 6) общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами, другими родственниками; 7) общение с родителями, если это не противоречит инте­ ресам несовершеннолетнего, находящегося под опекой (по­ печительством); 8) право выражать свое мнение в семье при решении лю­ бого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанными в ходе любого судебного или административ­ ного разбирательства; учет мнения подопечного ребенка, до- стигшего"и!озраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. 2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находя­ щиеся в учреждениях господдержки, по окончании пребы­ вания в указанных учреждениях помимо прав. п 1 )елусмот- ренных п.1 данной статьи, при трудоустройстве имеют право на льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде. Статья 9. Права граждан, ограниченных в дееспособ­ ности и находящихся под попечительством 1. Гражданин, ограниченный в дееспособности вследст­ вие злоупотребления спиртными напитками или наркотичес­ кими средствами и находящийся под попечительством, впра­ ве самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. 2. С согласия попечителя ограниченный в дееспособнос­ ти вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами гражданин может совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими. ГЛАВА Ш. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕР1ПЕННОЛЕТНИХ Статья 10. Защита прав и интересов несовершеннолет- Органы управления образованием; 1. Принимают меры по защите прав и законных интере­ сов несовершеннолетних при нарушении его прав и закон­ ных интересов, в том числе при невыполнении или при не­ надлежащем выполнении родителями (одним из них) обязан­ ностей по воспитанию, образованию либо при злоупотребле­ нии родительскими правами, а также при получении таких сведений от должностных лиц, организаций и иных граж­ дан. 2. Разрешают разногласия, возникающие между родите­ лями в вопросах, касающихся воспитания и образования де­ тей. 3. Родители не вправе представлять интересы своих де­ тей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоре­ чия. В случае разногласий между родителями и детьми ор­ ган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. 4. Родители вправе заключить в письменной форме согла­ шение о порядке осуществления родительских прав родите­ лем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор раз­ решается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). 5. Обязывают родителей не препятствовать общению ре­ бенка с дедушками, бабушками, сестрами и другими родствен­ никами. 6. От имени органов местного самоуправления направля­ ют в суд иски об ограничении или лишении родительских прав. 7. От имени органов местного самоуправления участвуют в суде при рассмотрении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах и об ограничении родительских прав. 8. Дают согласие на контакты ребенка с родителями, ро­ дительские права которых ограничены судом. 9. При отсутствии соглашения родителей об уплате али­ ментов, при непредоставлении содержания несовершеннолет­ ним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алимен­ тов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них). 10. Предъявляют иск о признании соглашения об уплате алиментов недействительным, в случае, если соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних нару­ шает их интересы. 11. На основании соответствующего акта органа местного самоуправления совместно с работниками органов внутрен­ них дел отбирают ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непос­ редственной угрозе его жизни или здоровью с незамедли­ тельным уведомлением прокурора обеспечивают временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обращаются в суд с иском о лишении родителей родительс­ ких прав или об ограничении их родительских прав. 12. Готовят документы на изменение имени ребенка по совместной просьбе его родителей до достижения несовер­ шеннолетним возраста шестнадцати лет, а также на замену присвоенной ребенку фамилии на фамилию другого родите­ ля. 13. Готовят документы на замену фамилии ребенка при раздельном проживании его родителей, на фамилию родите­ ля, с которым проживает ребенок, в зависимости от интере­ сов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фами­ лия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено настоящим законом. 14. Разрешают возникшие разногласия относительно имени и (или) фамилии ребенка при отсутствии соглашения между родителями. 15. Дают заключение о возможности объявления несо­ вершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипирован­ ным). 16. Осуществляют охрану интересов неродившегося на­ следника при разделе наследственного имущества. 17. Готовят документы для регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. 18. Представляют в суд акты обследования и основанные на них заключения при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей. 19. От имени органов местного самоуправления участву­ ют в заседаниях суда при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей. Статья 11. Защита имущественных и жилищных прав несоверщеинолетних Органы управления образованием: ' 1. Осуществляют защиту имущественных и жилищных прав несовершеннолетних. 2. Готовят документы на закрепление жилья за несовер­ шеннолетними при помещении их в учреждения государ­ ственной поддержки. 3. Готовят документы на разрешения для совершения сделок в отношении собственных жилищных помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками или членами семьи собствен­ ников, в том числе бывшими, имеющими право пользования данным жилым помещением. ' 4. Выступают инициаторами передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно не­ совершеннолетние дети. Статья 12. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей Органы управления образованием: 1. Совместного органами внутренних дел, здравоохране­ ния, социальной защиты выявляют детей, оставшихся без попечения родителей и ведут их учет. 2. В течение трех дней со дня получения сведений о ре­ бенке, оставшемся без попечения родителей, проводят об­ следование условий жизни ребенка и при установлении фак­ та отсутствия попечения его родителей или его родственни­ ков обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также со­ хранность их имущества до решения вопроса его устройства в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечи­ тельство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения государственной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Осуществляют подготовку документов на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на усыновление (удочерение), под опеку (по­ печительство) или в приемную семью, а при отсутствии та­ кой возможности — в учреждение государственной поддер­ жки. 4 . ^ Исполняют обязанности опекунов (попечителей) до устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 13. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 1. Органы управления образованием: 1) защищают права и интересы детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособ­ ными вследствие психического ра^:;стррйр 55 да,;^^ 5 д^Е^н^^^роди­ телей, длительного отсутствия родитёлей^ГукдривнцЯ!'Роди­ телей от воспитания детей или от защиты их прав и интере­ сов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреж­ дений социальной защиты населения и других ана.чогиммых учреждений, а также в иных случаях отсутствия родитель­ ского попечения; 2) осуществляют контроль за условиями содержания, вос­ питания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государствен­ ном обеспечении в образовательных учреждениях всех ти­ пов, защищают права выпускников указанных учреждений. 2. Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опе­ ки и попечительства и участием лица (лиц), которому пере­ дается ребенок, а в необходимых случаях с участием пред­ ставителя органов внутренних дел. Статья 14. Опека и попечительство Органы управления образованием: 1. Определяют лиц, способных к выполнению обязаннос­ тей опекуна или попечителя, готовят материалы, необходи­ мые для назначения опекуна или попечителя, а также об ос­ вобождении или отстранении опекуна или попечителя от вы­ полнения возложенных на них обязанностей. 2. Ведут учет несовершеннолетних, в отношении кото­ рых установлена опека или попечительство. 3. Готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установлен­ ном Правительством Российской Федерации. 4. Осуществляют контроль за условиями жизни подопеч­ ного, расходованием опекуном (попечителем) денежных средств на его содержание. Совместно с органами здравоох­ ранения осуществляют контроль за состоянием здоровья не­ совершеннолетнего, находящегося под опекой (попечитель­ ством). 5. В установленном законом порядке осуществляют за­ щиту личных и имущественных прав и интересов подопеч­ ного. 6. Оказывают опекунам и попечителям помощь в органи­ зации отдыха подопечных, их лечения, трудоустройства. 7. Готовят документы на назначения опекуна ребенку, если возраст его родителей не достиг 16 лет. 8. Разрешают разногласия, возникающие между опеку­ ном ребенка и его несовершеннолетними родителями. 9. От имени органов местного самоуправления принима­ ют участие в судах, при рассмотрении дел по защите прав и интересов подопечных в случаях, предусмотренных законо­ дательством Российской Федерации. Статья 15. Устройство детей в семьи на усыновление 1. Органы управления образованием: 1) В течение месяца обеспечивают устройство детей-си­ рот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспи­ тание в семью под опеку или на усыновление и при невоз­ можности передать ребенка в семью по истечению месячного срока направляют сведения о нем в Департамент науки и об­ разования администрации Липецкой области для постановки на централизованный учет. 2) Ведут учет кандидатов в усыновители. 3) Готовят заключение о возможности граждан Российс­ кой Федерации быть усыновителями для постановки на учет в ,Цепартамент науки и образования администрации Липец­ кой области или в муниципальные органы управления обра­ зованием. 4) Выдают направление кандидатам в усыновители на по­ сещение ребенка, подлежащего усыновлению и находящего­ ся в лечебном или воспитательном учреждении, расположен­ ном на территории муниципального округа. 5) От имени органов местного самоуправления участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об установле­ нии усыновления детей или его отмене. 6) Дают согласие на усыновление ребенка несовершенно­ летних родителей, не достигших возраста 16 лет,^при отсут­ ствии у них родителей или опекунов (попечителей). 7) Представляют в суд заключение о соответствии усы­ новления интересам ребенка за исключением случаев усы­ новления ребенка его отчимом (мачехой). 8) Наделены правом требовать отмены усыновления в ус­ тановленном законом порядке. Принимают на попечение ре­ бенка в случаях отмены усыновления. 2. Вопросы усыновления ребенка, являющегося гражда­ нином Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства относятся к ведению Департамента науки и образования администрации области. Статья 16. Устройство детей в приемную семью Органы управления образованием: 1. Осуществляют подбор приемных родителей. 2. Согласовывают с приемными родителями предваритель (Окончание на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz