Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

23 мая 1998 г ., № 103 (20731) Ш ИП ЕЦКАЯ • ^ ж г а з е т а ВЫПУ СК С О В Е Т Ы Н ^ К А Я ^ ^ Ы Й ^ ^ Е ^ ^ Д о в е л о с ь м н е как-то услышать в элект ричке горькую и с п о в е д ь н ем о л о д о й у ж е ж е нщ и ны : — Я п ом о гл а д о ч к е вырастить в н у ка . В с е г д а с н и м с и д е л а , и ко гд а он б о ­ л е л , и ко гд а о н а у ч и л а с ь , и потом, ко гд а п ош л а н а работу и б р о с и л а его на м е н я , н и с л о в а н е с к а з а в , н е с п р о с и в , с о гл а с н а л и я. А теперь им о б о и м н е с д е л а еш ь и м а л е йш е г о з а м е ч а н и я — н а в с е обиж ают ся ... Д О Ч Е РИ , Д О Ч Е РИ , В З РО С Л Ы Е Д О Ч Е Р И ... Это, к сожалению, типич­ ная ситуация —пожилой че­ ловек не знает, как правиль­ но, с психологической точ­ ки зрения, построить взаи­ моотношения с молодой семьей. Если мама или свек­ ровь считают своим долгом взвалить весь груз забот на себя, то потом берет свое обычный эгоизм; я вам от­ дала все, теперь будьте мне ■благодарны. Таков фунда­ ментальный закон психоло­ гии — жертвенность рано или поздно требует компен­ сации. Некоторым пожилым людям удается сохранить добрые отношения с молоды­ ми. Одна моя подруга посто­ янно ссорилась с мамой, ко­ торая помогала воспитывать внуков, но не удерживалась от мелких бытовых приди­ рок, и, как ни странно, обо­ жала свекровь, хотя та и пальцем о палец для нее не ударила, но всегда старалась быть милой, ласковой, обхо­ дительной. «Если я стану помогать, потом непременно спрошу с них», — говарива­ ла пожилая женщина. Еще мудрые наши пред­ ки знали, что человеку, из­ дерганному. бытовыми забо­ тами, нравственным автори­ тетом быть трудно — он час­ то срывается и не может слу­ жить образцом для подража­ ния. Хотя самый действен­ ный путь воспитания —при­ мер родителей, сохраняю­ щих выдержку и достоинст­ во. Когда молодая мама вы­ ходит на работу, бабушка, помогающая-по дому, нево­ льно берчт.о^^новную роль в восгш-тательно.м процессе на себя. И тут к чисто физичес­ кой усталости (и годы, и здо­ ровье уже не те) прибавля­ ется переутомление нервное, эмоциональное, особенно от избытка моральной ответ­ ственности. И как следствие — издержки , описанные выше (разговор в электрич­ ке). Пожилая женщина на­ чинает ворчать, хотя и пони­ мает душой, что дочка с вну­ ком ее любят и ценят. Про­ сто нервное напряжение тре­ бует выхода. Но стоит ей покричать на дочку («не там чашку поставила»), тут же появляются силы — в наро­ де это называют вампириз­ мом. На самом деле не сле­ дует бояться такой разрядки: пожилой человек не отнима­ ет энергию у молодых — он стимулирует собственный организм: от повышения го­ лоса и пульс учащается, и кровь активнее циркулирует. Итак, разобравшись в том, что истинная причина ваших обид на молодежь — усталость, вы сможете лег­ ко прощать детей, не дер­ жать на них зла. Это не зна­ чит, что конфликтов впредь не будет, просто правильная оценка ситуации позволяет смягчать их. Переложите основную ответственность за воспита­ ние внуков на молодых — .они сильнее, здоровее, бли­ же к жизни. Лучше, когда на мировоззрение детей влияют родители, а не ба­ бушки: их поколения ближе друг к другу. К тому же это поможет впоследствии избе­ жать упреков дочери или невестки в том, что отдали­ ла от нее детей. Такое, как правило, бывает, когда мать вынуждена работать, а ба­ бушка невольно подрывает ее авторитет в глазах внуков. Итак, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, распре­ делите роли: бабушкам и де­ душкам хватит чисто физи- Л Е С Н А Я А П Т Е К А ' . ж , V . ГОРИЦВЕТ ЦВЕТИВЕСНОЙ... К а к т о л ь к о сбежали весной т а ­ л ы е воды и п о я в и л а с ь з е л е н ь , н а о п уш к а х лесо в и б о л ьш и х п о л я н а х можно в ст р ет ит ь я р к и й ж елтый ц в ет о к . Это г о р и ц в ет в е с е н н и й , наиб о ле е ц енн о е и з л е к а р ст в е н н ы х р а ст е н и й . Н и один ч ело век н а р а з ­ н ы х эт а п а х своей ж изни н е обой ­ дет ся без п р еп а р ат о в , п о л у ч е н н ы х и з го риц вет а . Т р а в у с о б и р а ю т н е в н а ч а л е , а в к о н ц е ц в е т е н и я , к о г д а р а з р а с т а е т с я б и о м а с с а , Н о гл а в ны м о б р а з о м п р е ­ с л е д у ю т н е к о л и ч е с т в е н н у ю ц е л ь . Д е л о в т о м , ч то г о р и ц в е т т р у д н о в о с ­ с т а н а в л и в а е т з а р о с л и . Е сл и с р е з а т ь н а д з е м н у ю ч а с т ь р а с т е н и я в н а ч а л е и л и ' в с е р е д и н е , ц в е т е н и я , к о г д а е щ е . н е о б р а з о в а л и с ь п о ч к и в о з о б н о в л е ­ н и е , т о н а б у д у щ и й г о д п о б е г о в н е п о ­ я в и т с я . Н а д о п о м н и т ь о б э т о м , к о г д а д е л а е т е з а г о т о в к у т р а в ы . Ч т о бы н е п о в р е д и т ь з а р о с л и , н а д з е м н у ю ч а с т ь с р е з а ю т н а у р о в н е н и ж н и х л и с т ь е в , п о л о в и н у п о б е го в о с т а в л я я на к у с т е . В т а р у с к л а д ы в а ю т р ы х л о , н е с м и н а я . С у ш а т в т е н и , р а з л о ж и в т о н к и м с л о ­ е м и п о в о р а ч и в а я д в а - т р и р а з а в д е н ь . Д л и с о х р а н е н и я п р и р о д ны х р е с д о с о в л е к а р с т в е н н о г о сы рья т р а в у с о б и р а ­ ю т с о д н о й з а р о с л и т о л ь к о единохсды з а с е з о н . П о в то р ны й з а х о д н е д о п у с ­ т и м . Г о р и ц в е т в е с е н н и й с о д е р ж и т г л и - к о з и д ы с е р д е ч н о й гр у п пы в т р а в е и в к о р н я х . И м е н н о т р а в у с к о р н я м и в X V I I в е к е п р и м е н я л и в н а р о д н о й м е д и ц и ­ н е п р и р а зл и ч ны х с е р д е ч н ы х и п о ч е ч ­ ны х з а б о л е в а н и я х , с у д о р о г а х и и с т е ­ р и и , а т а к ж е п р о т и в о д ы ш к и и к а к м о ч е г о н н о е с р е д с т в о о т о т е к а н о г , в ы з в а н н о го в о д я н к о й . Н а с т о й тр авы в о з б у ж д а е т и р е г у л и р у е т д е я т е л ь ­ н ос ть с е р д ц а , р а с ш и р я е т к р о в е н о с ны е с о с у д ы с е р д ц а и п о ч е к , у с и л и в а е т с е р д е ч н ы е с о к р а щ е н и я , вы р а в н и в а е т р и т м с е р д ц а и у с т р а н я е т з а с т о й н ы е я в л е н и я . О н о б л а д а е т м о ч е г о н н ы м , п р о т и в о с у д о р о ж н ы м , о б е з б о л и в а ю ­ щ и м и у с п о к а и в а ю щ и м д е й с т в и я м и , п о н и ж а е т -в о з б у д и м о с т ь д в и г а т е л ь н о ­ г о а п п а р а т а , ц е н т р а л ь н о й н е р в н о й с и с т е м ы . В с о в р е м е н н о й н а у ч н о й м е ­ д и ц и н е г о р и ц в е т в е с е н н и й п р и м е н я ­ е т с я п р и р а з л и ч н ы х с е р д е ч н о - с о с у ­ д и с ты х з а б о л е в а н и я х , о с о б е н н о при х р о н и ч е с к о й н е д о с т а т о ч н о с т и с е р д е ч ­ н о й д е я т е л ь н о с т и , н е в р о з а х , а в с о ­ ч е т а н и и с б р о м о м — п р и п о в ы ш е н н о й н е р в н о й в о з б у д и м о с т и , б е с с о н н и ц е , с у д о р о г а х , э п и л е п с и и и а л ко го л ь ны х п с и х о з а х . П р е п а р а ты а д о н и с а у п о т р е б л я ю т т о л ь к о п о н а з н а ч е н и ю в р а ч а , т а к к а к о н и о т н о с я т с я к с и л ь н о д е й с т в у ю щ и м в е щ е с т в а м . В го т о вы х п р е п а р а т а х и з 1 р а в ы г о р и ц в е т а с о д е р ж а т с я д о п у с т и ­ м ы е д о зы л е к а р с т в е н н ы х в е щ е с т в — а д о н и з и д в а м п у л а х и д л я в н у т р е н н е ­ г о п р и м е н е н и я , с у х о й э к с т р а к т и д р а - ж и р о в а н н ы е т а б л е т к и а д о н и с — б р о м . Помните! Существуют разновидности гориц ­ вета, не имеющие фармакологической ценности. Н апример , горицвет волж­ ский . Его отличают более широкие листья, небольшой рост и мелкие цве­ ты. ческой нагрузки, основную же —моральную ответствен­ ность за детей — пусть не­ сут молодые. Это позволит занятым на работе родите­ лям сохранять контакт с детьми, а бабушкам —мень­ ше уставать. Далее. В доме должна быть одна хозяйка —та, что постарше. Молодая женщи­ на обычно «на подхвате», и лучше дочке или невестке уступить маме. Ну, а если не хочется или не получается, пожилым не надо настаивать на своем. В самом деле, так ли важно, какого цвета одежду надеть на ребенка. Не стоит на такие мелочи тратить свою энергию. И последнее, из-за чего могут возникать конфликты с дочерью. Бабушка то я дело говорит внуку: «Мама тебя бросила, у нее на уме одна работа». Нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал себя покинутым. Если чем- то не угодила дочь, внук в этом не виноват. Займите противоположную позицию — хвалите маму за то, что она так много работает, и вы убьете сразу двух зайцев: не только сами не испортите отношений с дочерью, но и укрепите ее контакты с вну­ ком, поднимете ее авторитет, а главное — на мамином примере привьете ребенку ответственное отношение к будущей работе. В едущ ая р у б р и к и — Г ал и на К А Й Д А Ш К О В О З Ь М И Т Е Н А З А М Е Т К У ЕС ЛИ ДЕЛ НЕВПРОВОРОТ ... У вас много дел, а вы ус­ тали и в панике хватаетесь за голову, не зная, с чего на­ чать?.. Настроиться на рабо­ ту и определить очередность действий вам поможет упраж­ нение из курса современной психологии «Нейролингвис­ тическое программирова­ ние». Называется оно «Забро­ шенный сад». Закройте глаза и, медлен­ но сосчитав до десяти, пред­ ставьте себя садовником, прогуливающимся по забро­ шенному саду. Из-за высокой травы вы почти не видите тропинок... С трудом проби­ раетесь сквозь разросшийся кустарник... Наконец, берете большие садовые ножницы и приступаете к работе. Снача­ ла убираете лишние ветви на деревьях, аккуратно и краси­ во подстригаете кусты. «Сбриваете» траву на газоне. Наконец, сад ухожен и раду­ ет взор. Смахнув пот со лба, можно и отдохнуть... Открыв глаза, таким же образом попытайтесь опреде­ лить, за что взяться в первую очередь, что отложить — не­ что подобное вы уже продела­ ли мысленно. Ведь все, создан­ ное человеком, —жилье, сред­ ства передвижения, произведе­ ния искусства—возникло пер­ воначально в его голове как план и только потом воплоти­ лось в конкретное дело. Таков принцип и этого упражнения. Впрочем, аналогичным приемом пользовались еще в каменном веке. В 1922 году молодой исследователь из Франции Кастере обнаружил пещеру с наскальными изобра­ жениями медведей, львов, ло­ шадей. Они были «исклеваны» насечками, словно кто-то (судя по всему—древние охотники) нацеленно метал в них копья и дротики. Видимо, перед каж­ дой охотон — чтобы она была удачной—люди трени­ ровались на нарисованных животных, мысленно «проиг­ рывая» предстоящее собы­ тие. О том, как выглядели та­ кие обряды, ученые узнали, наблюдая за жизнью австра­ лийских аборигенов и жите­ лей Южной Африки. Разма­ хивая копьями, они тоже ис­ полняли перед охотой риту­ альный танец у изображения намеченного в жертву зверя, а затем «поражали» его. Та­ кая «репетиция» помогала обрести уверенность в успе­ хе. Следовагельно, вполне можно утверждать, что древ­ ние охотники хорошо владе­ ли психологией на интуитив­ ном уровне. Так и мы, пере­ делав все неотложные дела в воображении, легче справля­ емся с ними в реальной жиз­ ни. Д О КТО Р «Лучший подаро к , по -м оем у , мед», — говорил В инни -П ух ... И был абсолютно прав. ( А М ОЕ ВК У СН ОЕ ЛЕКАР СТВ О Мед любят почти все — и взрослые, и ‘■дети.-Трудно найти -другое (гладкое лаком- и ство, настолько полез­ ное для здоровья. Но для начала необходи­ мо научиться правиль­ но его выбирать. Сле­ дует покупать только созревший мед. Отли­ чить его очень легко по виду—он не пенит­ ся; может храниться при комнатной температуре несколько лет и при этом нс терять своих цепных качеств. Нс имеет значения густота купленного меда, ведь со вре­ менем любой жидкий мед пре­ вращается в массу, по консис­ тенции напоминающую сли­ вочное масло. Не забывайте, что мед — еще и ценное лекарство. На­ пример, для укрепления сер­ дечно-сосудистой системы лучше использовать гречич- ный мед. Он содержит боль­ шое количество рутина — ве­ щества, обладающего анти­ склеротическим действием. Для лечения воспалительных процеесов органов дыхания, особенно хронических, очень хороши липовый и цветочный мед. Когда пчелам не хватает нектара, они делают мед из пади. Падь — продукт жизне­ деятельности личинок ичерве- цов, оседающих на листьях тополя, березы, осины. Пади- свый мед пахнет слабо. Свою известность, особенно в запад­ ных странах, он приобрел бла­ годарявысокому содержанию микроэлементов, в частности магния. В нем 70 процентов солей, необходимых для нор­ мальной работы сердечно-со­ судистой системы и мозга. В жизни больных сахар­ ным диабетом мед играет осо­ бую роль. Употребление его, в отличие от сахара, практичес­ ки безопасно. И вот почему: расщепление сахара на глюко­ зу и фруктозу требует участия инсулина—вырабатываемого поджелудочной железой гор­ мона, которого в организме больного диабетом и так не хватает. Мед же содержит глюкозу и фруктозу в чистом виде, а также ферменты, спо­ собствующие их усвоению. Важно помнить о разумной дозировке меда. Суточная доза этого сладкого лекарства для человека от двенадцати лет и старше составляет 60-100 г. Лучше разделить это коли- В К Р У Г У С Е М Ь И Ч ИТ АЕ М ВМ ЕСТЕ Наверное, нетродителей, которые не хотели бы, что­ бы к моменту поступления в школу их ребенок обладал хорошей дикцией, умением выразительно рассказывать, поддерживать темы, знал буквы, а еще лучше — читал. Всего этого не так уж трудно добиться, если обучать ма­ лышей через игру. Давайте попробуем сделать это вмес­ те. Сегодня предлагаем вам прочитать рассказ Виталия Бианки и попросить детей пересказать его. ПОСЛЕДНЯЯ Л Ь Д И Н К А Через речку был зимник — дорога, по которой кол­ хозники ездили на санях. Но пришла весна, лед на речке вспучился, лопнул — кусок дороги, качаясь, поплыл вниз по течению. Это была грязная льдина — с навозом, санными коле­ ями и следами лошадиных копыт. Посередине ее валял­ ся подковный гвоздь. Сперва льдину несло рус­ лом речки. С берегов слета­ лись на льдину белые птич­ ки-трясогузки, ловили над ней мушек. Потом речка вышла из берегов, и льдину вынесло в луга. Под ней проплывали рыбы, гулявшие по залитым водой лугам. Раз около льдины выныр­ нул черный зверек и вылез на нее. Это был крот. Когда вода затопила луг, ему нечем стало дышать под землей — он и всплыл наверх. Но вот льдина задела одним своим краем сухой холмик: крот соскочил на него и живо за­ рылся в землю. А льдину гнало все даль­ ше и дальше —и пригнало в лес. Она наехала на пень и застряла. Тут на ней собра­ лась целая компания постра­ давших от наводнения сухо­ путных зверюшек: лесные мыши, маленький зайка. Беда была общая, и всем им одинаково грозила гибель. Зверюшки дрожали от страха и- холода и жались друг к другу. Но вот вода стала быстро спадать, солнце сожгло льди­ ну, остался только подков­ ный гвоздь: зверюшки поп­ рыгали на землю и разбежа­ лись. чество на три части: по 30 г утром и вечером н 40 г днем. Употреблять мед рекомендует­ ся растворенным либо в воде, либо (и это еп(е лучше) в тра­ вяных настоях. С вечера «эа^ парьте» в термосе траву или смесь трав, способствующих улучшению вашего самочувст­ вия, из расчета 1ст. л. измель­ ченных трав на стакан воды. Передупотреблением разведи­ те чайную или столовую лож­ ку меда в стакане настоя и, если у вас пониженная кислот­ ность —выпейте этот раствор за 20 минут до еды охлажден­ ным, а если повышенная — принимайте его за час-полто- ра до еды теплым. Мел еще и прекрасное снотворное! А пока вы будете сладко спать, он займется оз­ доровлением вашего организ­ ма: расширит сосуды, увели­ чит приток кислорода к орга­ нам и тканям, несколько сни­ зит кровяное давление, улуч­ шит работу кишечника. Противопоказаний к при­ менению меда не существует. И, возможно, он нс только обеспечит вам «сладкую жизнь», по и поможет сохра­ нить здоровье. МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТ^ * Н а к л е и т е н е с к о л ь к о п о л о с о к п о р и с т о й р е з и н ы и л и п о р о л о н а н а н и ж н ю ю п е р е к л а д и н у п л е ч и к о в , и б р ю к и б о л ь ш е н е б у д ут с о ­ с к а л ь зы в а т ь . * в м е с т о ки ст и п р и п о к ­ рыт ии п о л а л е к о м с у с п е ­ х о м м о ж н о в о с п о л ь з о в а т ь ­ с я д в у м я р е з и н о в ы м и г у б ­ к а м и , з а ж ат ы м и в т р я п к о - д е р ж а т е л ь . Г у б к и н е ос тав ­ ляют П0ЛОС, к а к кист ь , п о з ­ в о л яю т работ ат ь ст оя , н а у д а л е н и и от с в е ж е г о л а к о ­ в о г о с л о я , г д е к о н ц е н т р а ­ ц и я п а р о в р а с т в о р и т е л я м а к с и м а л ь н а . * Е с л и вымыт ая п о с у д а с о х р а н я е т з а п а х р ы б ы и л и л у к а , вскипят ит е в н е й ч а й . * Н о ж и м я с о р у б к и м о ж ­ н о х о р о ш о на точить н а к у с ­ к е м е л к о й н а ж д а ч н о й ш к у р к и , п р и к р е п л е н н о й к г л а д к о й д о щ е ч к е . * Н а д е н ь т е н а к р ы ш к у б и д о н а д л я м о л о к а апт еч ­ н у ю р е з и н у , и б и д о н п е ­ рес т а не т г р е м ет ь . * Чтобы н е п ом ят ь я г о ­ д ы и г р и б ы , м о ж н о сдела т ь в г л у б о к о й к о р з и н е н е ­ с к о л ь к о к р ы ш е к - д о н ы ш е к и з к а р т о н а , ф а н е р ы и т .д. * Н е вы л и вайт е в о д у , в к о т о р о й м ы л и м я с о , — это о т л и ч н о е с р е д с т в о д л я п о д к о р м к и к о м н а т н ы х р а с ­ т е н ий . В подборке использо­ ваны публикации из сборника ^'Полезные с о ­ в е т ы ' и еж ем е с я ч н о й га­ зеты ^'Помоги себе сам \ V''* ' . ««а Щ < В , И * - я л » - . , КУБАНСКАЯ КАЗАЧКА - ЛИПЧАНКАМ С е год н я , м и л ы е ж е нщ и н ы , м ы р а д ы сообщ ит ь в а м прият ­ н ую новос т ь : у з н а в о н а ш е м «Домострое» , р е д а к ц и я р о с с и й ­ с к о г о ж у р н а л а «Семь я . З е м л я . У рож ай» л ю б е з н о п р е д л о ж и л а н а м д л я п у б л и к а ц и и с в о й с п е ц и а л ь н ы й в ы п у с к « 2 5 0 рецепт ов Е кат ери ны Б а кш е е в о й » . П о д о б н о г о с б о р н и к а в Р о с с и и не т, автор его — к у б а н с к а я к а з а ч к а . Уж е б о л е е де сят и лет в о м н о ­ г и х газетах и ж у р н а л а х А д ы г е и п убл и куют ся е е рецепты , кото ­ р ы е о н а разраба тывает с а м а . Екатери на М а к с и м о в н а н е о д ­ но крат но з а н и м а л а п р и з о в ы е места в к о н к у р с а х р а з л и ч н ы х , в том ч и с л е ц е н т раль ны х и з д а н и й , и с л а в а е е быстро р а з н е с ­ л а с ь з а п р е д е л а м и р е с п у б л и к и . Секрет о д и н : рецеп ты Б а кш е е в о й просты , дост уп ны , п р и ­ гот овле нны е п о н и м б л ю д а — о ч е н ь в к у с н ы . К о н с е р в и р о в а н ­ ны е прод укты м о ж н о хран ить в с а м ы х небл а го пр ият ны х у с л о ­ в и я х , д а ж е в теплых кварт ирах . П рет е н з ий автору, н а с к о л ь к о -I»' изве ст но , ещ е н икто н е п р е д ъ я в л я л . . . Вот к а к о й н а м п о д а р о к с д е л а л и ! С п а с и б о д р у з ь я м и з ж у р ­ н а л а «Семь я . З е м л я . У рож ай » — п о д п и с к а н а не го , кстати, в е - дет ся в о в с е х почт овы х от деле н иях . Ну , а м ы с в а м и уж е с е - Щ к г о д н я и м е е м во зм ож но с т ь листать ст ра н ицы з а м е ч а т е л ь н о г о ^ ^ с б о р н и к а и д о б р ы м с л о в о м поми на ть у м е л у ю х о з я й к у , кото ­ р а я , н е с о м н е н н о , пом ож ет м н о г и м и з н а с . Итак, з н а к о м и м с я с ре ц епт ам и Екат ери ны Б а кш е е в о й . . . ФАСОЛЬ «САНДРА» 0 ,5 л 6-п роцен тн ог о у к су ­ са , 1,5 л воды, 150 г ч есн о ­ к а, 150 г соли , 200 г сахара, 250 г масла п одсолнеч н ог о, 0 , 5 к г п ер ц а б о л г а р с к о г о ( г орьк ий — по ж еланию ) , 3 - 4 пучк а п етрушк и , 4 к г фасоли ( спррж евой или, турщ^ врй) - В большую эмалированную кастрюлю опустить чеЬнок тёр- ' тый или молотый, нарезанный перец, мелко нарезанную з е ­ лень, размеш ать, довести до кипения. Опустить подготовлен ­ ную фасоль, ее предваритель­ но помыть, обрезать кончики, освободить от прож илок, если длинная — перерезать поперек . Слегка помешивая, довести до кипения. Кипятить туршевую фасоль 25 минут, спарж евую — 35 минут. За время кипения 3- 4 раза легко помешать. Со вре­ менем фасоль опустится на дно и покроется маринадом. Через 25-35 минут уменьшить огонь и быстро расфасовать овощи в подготовленные чистые банки и накрыть крышками. Когда все банки наполнятся, закатать, пе­ ревернуть крышками вниз и на полчаса укутать махровым по­ лотенцем, после чего остудить и вынести в прохладное поме ­ щение. СВЕКЛА «АЛЕНИКА» 4 к г св е к лы , т ер т о й на к руп ной терк е, 1,5 к г моло ­ тых п омидоров ( их мож но з а ­ мен и т ь 25 - п роцен тн ой п ас ­ той в п ропорции : 1 к г п асты на 600 г воды ) , 200 - 250 г 6- п р о ц е н т н о г о у к с у с а , 6 0 г соли , 200 г сахара, 200 г ч ес ­ нок а, 500 г п ерца болг ар ск о ­ г о ( ег о мож н о з ам е н и т ь 1 чайной лож к ой молото г о д у ­ ш и ст о г о п ерца и двумя ст о ­ ло выми лож к ами хмели - су - н ели ) , 5 0 0 г лу к а, 3 п уч к а п етрушк и , г орьк ий п ерец по ж еланию , 500 г масла р ас ­ ти тельног о. Разогреть в посуде подсол­ нечное масло, опустить шинко­ ванный лук и пассеровать его 10 минут. После этого вылить туда томат, уксус, опустить измель­ ченный чеснок , петрушку, соль, сахар, перец. Все это хорошо размешать, опустить свеклу и снова хорошо размешать. Кипя­ тить 40- 45 минут на малом огне, часто помешивая и прикрывая крышкой. Если йет болгарского перца, за 3- 5 минут до готовности до­ бавить душистый перец и хме- ли-сунели. Когда свекла будет готова, быстро расфасуйте ее в чистые банки, закатайте крышками, пе­ реверните, укутайте полотенцем на 30 минут, после чего остуди ­ те и вынесите в подвал. Употребляется как самосто­ ятельное блюдо и как гарнир. БЕЛОКОЧАННАЯ «КАРИНА» 2 к г молотых п омидоров или 1,2 к г томатн ой п асты, разведен н ой водой до см е ­ т а н о о б р а з н о г о со ст о я н и я , 250 г у к суса 6-п роцен тн ог о, 500 г мор к ови , оч ищенн ой и и з м е л ь ч е н н о й на к р у п н о й т ер к е, 500 г п ерца бол г ар ­ ск о г о , мел к о н ар ез ан н о г о , 100 г чеснок а и змельч ен н о ­ го, 70 г соли , 150 г сахара, 250 г расти тельно г о масла, 2 - 3 пучк а п етрушк и , 3 к г не оч ен ь мел к о ш и н к о в ан н о й белок оч ан н ой к ап у сты , п е ­ рец г орьк ий ( струч к овый или молотый ) — по ж еланию . Приготовить маринад, в мо­ лотые помидоры добавить уксус, петрушку, чеснок , соль, сахар, масло растительное , перец , морковь, довести до кипения, в кипящий маринад опустить ка- пусту''и хорошо помешать, пока покроется маоииалом, прокипя­ тить 35- 40 минут, часто поме- шивая1 Расфасовать в чистые банки, закатать крышками, пе ­ ревернуть, укутать на полчаса, остудить и вынести в прохлад­ ное место. Эту капусту мож но подавать как самостоятельное блюдо или как гарнир к ж ареному мясу. ЗАКУСКА «ЮРЧА» 3 к г к абач к ов, 1 к г перца болг арск ог о, 1 к г п омидоров , 100 г у к суса 6-п роцен тн ог о, 150 - 200 г ч еснок а, 200 г са ­ хара, 8 0 - 1 0 0 г соли , 350 - 400 г масла растительног о, 3 пуч ­ к а п етрушк и , г орьк ий п ерец — по ж еланию . Собрать маринад: в емкость вылить молотые помидоры, ук ­ сус, масло, всыпать соль, сахар, измельченный чеснок , мелко на­ резанную петрушку. Довести до кипения, опустить кабачки и пе­ рец, предварительно смеш ан ­ ные. Хорош о размеш ать, по мере нагревания маринад закро­ ет овощи. Кипятить 40- 45 ми ­ нут, помешивая. Стараться ем ­ кость держ ать больше закрытой. Кабачки порезать кубиками, примерно средний кабачок раз ­ резать вдоль и пополам, потом каждую половину еще разрезать вдоль на 4 - 5 частей, затем эти дольки разрезать поперек , тол­ щиной примерно 0 ,5 - 0 ,7см. Пе ­ рец разрезать вдоль на 5-6 час­ тей, а затем поперек на 3- 4 час­ ти. Расфасовать в банки ( полу­ чится примерно 10 полулитро­ вых банок) , закатать, перевер­ нуть вниз крышками, укрыть на 30 минут, после чего остудить и вынести в холодное помещение. ЗАКУСКА «БАКАТ» 2 к г бак лаж анов , 1 к г п ер ­ ца болг арск ог о , 0 , 5 к г мо р ­ к ови , тертой на к рупной т ер ­ к е, 1300 г молотых п оми до ­ ров , 100 г у к суса 6 - п роцен ­ тног о, 200 г чеснок а и змель ­ ч ен н о г о , 4 5 0 - 5 0 0 г м а сл а расти тельно г о, 150 г сахара, 50 г соли , 2 - 3 пуч к а п етруш ­ к и, г орьк ий п ерец — по ж е ­ ланию . Собрать маринад, довести до кипения, опустить смешан ­ ные овощи: баклажаны, перец, морковь. Размешать хорошо и кипятить 45- 50 минут. Баклаж а­ ны порезать примерно так: сред­ ний разрезать вдоль, потом каж ­ дую половину, еще вдоль 3 - 4 раза, потом поперек резать на 3- 4 части. Огонь долж ен быть небольшой, посуду лучше взять алюминиевую, так как это блю­ до способно подгорать. Расфасовать, закатать, ук ­ рыть на полчаса, остудить и вы­ нести. Выход: примерно 8 пол- литровых банок . Не забудьте: к ипятить надо при зак рытой крышке, 5- 6 раз помешивая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz