Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)
ЖИПЕЦКАЯ • ' Ж г а з е т а I Р о д и о н Щ Е Д Р И Н : I» т , и » ш дн ы й ч е 1 Ю 1 !ЕК| Родиона Щ едр и н а знает весь мир . И не только к а к муж а несравнен ной балерины М а й и Плисецкой . Он — один и з самых знаменитых ком позиторов планеты. Когда в д е к а б р е прошлого года у нас в России , ср а зу в нескольких городах, включая Москву , прошли фестивали в честь его 65-летия, это имело всеобщ ий и оглушительный резонанс . А в общ ении Родион Константинович — очень простой и доступный человек . Бер лине. Мы только сейчас выпу тываемся из идиотских догм, которые в нас вбили. «Не живи за границей». Да мне там лучше жить. У меня сей час там издатель. Я никак не хочу расставаться со своей Родиной. Это — моя страна, мой язык, моя культура. Здесь мои близкие, мои друзья. Не приковывать же меня цепями. Чтобы я зани мался своим делом, мне сей час сподручнее находиться там. — Вы меня извините, но мой вопрос был совсем не об этом. Я не упрекаю вас. Вы композитор мирового клас са и вправе сами решать, где жить. Пушкин мечтал об этом, а у вас получилось. Я спрашиваю вас как худож ника: чем наполняется ваша душа, когда теперь перед вами весь мир? — Лучше Пушкина не скажешь: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Вот к этому покою и воле я сейчас немножко и приобща юсь. Это меня вдохновляет. —А почему, собственно, Мюнхен, а, скажем, не Па риж? — Во-первых, судьба. А во-вторых, там находится ТЕМА — общество по защи те прав композиторов. У нас здесь это делает ВААК. Он защищает писателей, уче ных, композиторов. А там — только композиторов. Я был первым из русских, кого они приняли туда в 1990 году. У нас в ВААКе сидят милые и славные люди. Они делают больше того, что можно сде лать на нашем бескомпь ютерном уровне. Но ТЕМА действительно защищает мои права. Самым строжай шим образом. Я очень рад, что вошел в это общество. Даже если где-нибудь в Ан тарктике пингвины сыграли три ноты, похожие на мои, оно тут же запрашивает меня официально: «Эти три ноты написали вы или не вы?» Отвечаешь: «Я». — «Что ж, тогда получите свои 15 пфен нигов». ВААК по-прежнему за щищает мои права. Но толь ко — в России, а не в запад- ^НОм мире. Я им написал ‘-пйёьмО‘:‘‘^*»К''йШ!а'леяй;й), вы 1 Я»вите рыбу рваной сетью». Они действительно хотят тебя защитить. Но не могут это сделать. Издатели — это юристы высочайшей квали фикации. Они знают миро- 8 м а я 1 9 9 8 г . , № 9 3 - 9 4 ( 2 0 7 2 1 - 2 0 7 2 2 ) —Музыка —лишь малая часть нашего бытия. Мы, му зыканты, считаем: очень важ ная, — говорит композитор. — Но мир тем и могуч, что каждый из нас составляет то целое, в чем мы все сущес твуем. —А какое место в вашем творчестве занимает лю бовь? — Я думаю, только две вещи в жизни действительно стоят большого. Это —искус ство и любовь. Счастлив тот, кто их знает. Не обязательно писать ро маны или стихи, рисовать картины. Хорошо уже хотя бы понимать. Испытывать откровение от общения с ис кусством. Человек, который помог мне недавно провести фестиваль в России, ужасно любит музыку Вагнера. И я ее ужасно люблю. Мы нашли общий язык. Любить Вагне ра— это уже познание искус ства. Или Бетховена и Чай ковского. Ну, а сама по себе любовь и вовсе преображает все жи вое. Это — смысл бытия. Я могу сказать, что я — счас тливый человек. Я испытал это чувство. Наши официаль ные отношения с Майей Ми хайловной подходят к цифре 40. Если доживем, это будет в октябре. 40 лет любви, а не только совместной жизни. — Ну. а если бы вам не посчастливилось встретить Плисецкую? Какие женщи ны вам нравятся? Кого бы вы выдали? — Думаю, я продолжал . бы искать ее все эти 40 лет. — Вы — композитор рус ский, российский. А живете сейчас в двух мирах — не множко здесь, а в основном — за границей. Как в связи с этим твор ческое самочувствие? Как преломляются столь разные «орби ты» в вашей душе и к ак вдохновляю т вас? — Это — серьез ная тема. Момент уп река... Я слышу его не только в отноше нии себя. Вот, мол, в тяжелое для страны время вы уехали, так сказать, за сладкими кренделями... А я какую-то часть своего времени провожу в Мюнхене не потому, что там са мое лучшее в мире пиво и необыкновен но чистый , зеленый, опрят ный город. Просто там я живу полной профессио нальной жизнью. Она — трудная. Гораздо труднее, чем была здесь. Здесь я всег да находил время посидеть на кухне. Приходили друзья. Мы засиживались до глубокой ночи, о чем-то судачили, кого-то ругали, кого-то превозносили. А там на такого рода посиделки даже времени нет. Очень много заказов. И я этому рад. Моя профессиональная жизнь дает возможность прокормить себя. Здесь же этого не было. Бытовые неурядицы подве ли нас к тому, что надо либо какой-то бизнес открывать, либо входить в какие-то ак ционерные общества. Про сто —чтобы жить. Ведь все деньги, которые мы зарабо тали за свою жизнь, превра тились в воздух. А все мы люди. Нужно идти в булоч ную, платить за свет, за машину и прочее. Я думаю, вы это понимаете. Если по добных неудобств не сущес твует, это помогает тебе со средоточиться на своем деле, не отвлекает. — И много выгодных предложений? —Ну я, например, счас тлив, что с 1993 года под писал эксклюзивный кон тракт с издательством «Шот». Это — самое авто ритетное в мире музыкаль ное издательство. Издатель ство Бетховена, Вагнера... Недавно оно отметило свои 225 лет. Там очень придир чивы к заключению такого рода контрактов. Я — 22-й композитор у них из числа ныне живущих. ^ Все произведения, кото рые пишу, я должен теперь предоставлять им, что и де лаю с удовольствием. Они их все печатают. Причем, дела ют это исключительно хоро шо. На бланках издательст ва значатся Париж, Лондон, Нью-Йорк, Токио, Пекин, Торонто. То есть имеет ко лоссальную дистрибуцию. Ноты не лежат. Для компо зитора это предельно важно. С этим не сравнится даже наше старое доброе издатель ство «Сикорские» (Гамбург), к которому были приписаны, так сказать, с рождения все советские композиторы. Оно делает много полезного. Но вот, скажем, я получаю от них корректуру. Маленькая пьеса, 17 страниц. И на этих 17-ти страницах я выправ ляю 133 ошибки. А из «Шота» приходит большая корректура, скажем 90 стра ниц, и всего... 4 ошибки. Вот вам, пусть малень кое, доказательство, что труд свой я вкладываю более по лезно. А в России сейчас — вре мя предприимчивых людей. Я, к сожалению, по своей биологии и складу характе ра к таким причислить себя не могу. Здесь мне было трудно. Трудно было Майе Михайловне. Не говоря об обидах, которые были ей на несены и которые ранили меня не меньше, чем ее, — О каких обидах речь? — Ну вот был в Минис терстве культуры СССР стро гий закон «90 дней!». То есть артист, художник, компози тор могли провести за рубе жом не более 90 дней. За этим строго следили. Если были какие-то исключения, чуть больше получалось, на пример, у Рихтера, Ойстра- ха, Гиллельса, то запраши вали отдел культуры ЦК, международный отдел. А вот на Майю Михайлов ну это не распространялось. 90 дней для нее был щ)очный «лимит» и ни дня больше. Но ведь это противоестес твенно. Абсолютная чушь. Ну что сделали бы с Гоголем, который так славно писал «Мертвые души» в Риме? Или с Чайковским, который создавал «Пиковую даму» во Флоренции? Им так хорошо ■работалось-. Что сделалимб», немцы с Генделем, который свои последние 20 лет про жил в Англии? А вспомните Глинку. Он несколько лет жил в Испании, а умер в вые законы. Знают, где же невский суд, где страсбургс кий, и всегда, извините за выражение, облапошат кого угодно и как угодно. Вот почему — Мюнхен. Это — моя финансовая база. Получается, с одной сторо ны — судьба, а с другой — разум. — Почему свое 65-летие вы отметили концертами не только в Москве и Санкт- Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, в Самаре? — Были предложения и от других городов — Крас ноярска, Новосибирска. Но это не укладывалось в рам ки программы. Госконцерт и так совершил чудо, расписав такую «сетку» выступлений. А что касается Горького, то я там много-много раз бывал. Это город очень му зыкальный. Там многие на чинали дирижировать — Слава Ростропович, Спива ков... У меня дружеские от ношения с тамошним быв шим главным дирижером Виталием Борисовичем Гус маном. В Самаре же в конце 1941 года я был в эвакуации. — Наверное, там учи лись? — Нет, я просто попал туда вместе с матерью. Ее брат был туда эвакуирован, и он, помимо семьи, взял с собой нас. Там впервые в своей жизни я испытал на стоящий голод. Помню, как в декабре 41-го года, после всех сложностей, бомбежек и далее, я просто ходил по заснеженным полям и пы тался найти хотя бы одну за мерзшую картофелину. Потом, в 42-м, туда при ехал мой отец. Он был в ополчении. Шостакович тог да руководил в Куйбышеве Союзом композиторов, а отец был у него секретарем. Он устроил на работу и мать. В гардероб Большого театра. Можно было получать хоть какую-то карточку на пита ние. Мать сидела и смотре ла, чтобы не украли костюм какой-нибудь принцессы Авроры. Для меня это тоже было важно. Я имел возможность посещать театр, концертный зал. Я был, кстати, и на зна менитой премьере седьмой симфонии Шостаковича в Куйбышеве. Помню адрес, где это было: Красноармейс кая улица, дом 43. Это —не ностальгия. Это кусок жизни, который я не забуду никогда, до самой своей смерти. — Сами вы никогда не дирижировали? —Дирижировал. Я окон чил хоровое училище с дип ломом дирижера хора. Дири жировал даже в Большом театре. Но, думаю, у меня к этому нет призвания и я на шел в себе силы этим не за- никатЙ(?я. Это — специаль ная и'ючень редкая профес сия. — Говорят, вершинное ваше произведение — опе ра «Лолитта». Но в России оно не известно. Мы даже не С О Б Е С Е ДШ К « Л П знаем, кто автор либретто? Кто пел? И почему эта опе ра идет в Стокгольме? —Спасибо за вопрос. Ну, во-первых, опера действи тельно очень большая. Поч ти, как у Вагнера. Три с лиш ним часа. Сочинение очень значительное для моей твор ческой судьбы. Премьера действительно состоялась в Стокгольме, на шведском языке. Хотя писал я ее по- русски. Но она очень хоро шо была переведена. Не из менено ничего. Сохранен весь ритм. И так гладко она пелась, что мне начинало казаться: именно так я ее и написал. Тем более, что я хорошо знаю шведский. Постановка эта прошла 20 раз. В Королевской опе ре. Она немножко напомина ет нашу Мариинку. Там очень хорошая акустика. Музыкальным руководите лем и дирижером был Слава Ростропович. Вел первые 12 спектаклей. Остальные — финский дирижер. Ростропо вич же находился в Сток гольме месяц и 15 дней. Го ворит: «Ты знаешь, я в своей жизни так долго на одном месте никогда не был». Ра ботал он просто необыкно венно. Почему именно — Сток гольм? Из-за авторского пра ва. Ростропович отдал свои права Голливуду. В контрак те было сказано, что до мар та 1998 года нельзя играть ни драматические спектак ли, ни оперы, ничего. Кро ме, естественно, самого Гол ливуда. Но он добился, что бы все-таки выступить. Ус ловие было одно — язык, на котором зазвучит опера, не должен по населению превы шать 10 миллионов человек. Таким языком оказался шведский. — Родион Константино вич, известна фраза про «дым Отечества, что сладок и приятен». А вот у вас ка кая часть больше — слад кая и приятная или горь кая? И чего больше ждете впереди? — Какие сегодня хоро шие вопросы. Поэтому я и велеречивый, а? Но лучше наших великих поэтов все равно не скажешь. Действи тельно, что-то тебя раздра жает и бесит, когда идешь, например, по неочищенному льду или в грязь по Москве. Но в то же время дым Оте чества и впрямь «сладок и приятен». Родная земля. Ро дная страна. Что тут гово рить? Что касается будущего, то только один Господь зна ет, сколько еще отпущено? Я живу, как западный чело век. Планы у меня уже на 2002 год. Я знаю на каждое число, что и . где я должен делать. ..... Юрий ДЮКАРЕВ, обозреватель «Липецкой газеты». г. Москва. • н а и н а ш и х 3 ' ЗВ АНИЕ «СТИ ПЕНД ИАТ » - ПОД ТВЕРЖД ЕНО В Москве состоялась очередная встреча стипендиатов Министерства культуры Российской Федерации «Юные дарования». Приглашались 30 представителей из Пензенской, Самар ской, Челябинской, Липецкой облас тей, республики Адыгея. В составе нашей делегации было девять одарен ных ребят, учащихся музыкальных и художественных школ, которым в 1997-98 учебном году была назначена стипендия министерства, их препо даватели и концертмейстеры. В числе юных дарований оказались Володя Гожин (школа искусств № 3 г. Ельца) и Вася Мязин (первая худо жественная школа г. Липецка); из му зыкантов — аккордеонистка Олеся Сусло и флейтист Владимир Тимофе ев (училище им. К.Н. Игумнова), юный балалаечник из школы искусств № 4 г. Липецка Женя Щедрин, бая нист областной специальной школы искусств Антон Королев и, конечно, Антон Жуков (класс балалайки ОСШИ), пианисты Сергей Басукинс- кий и Анна Коржавина. Сергей и Аня — также бывшие питомцы областной специальной школы, а сегодня про должают учебу в столице. Программа пребывания в столице была очень интересной и насыщенной. Все стипендиаты стали участниками мастер-классов по своим специальнос тям. Занятия проводили ведущие пе дагоги московских вузов и училищ. Кроме того, ребята побывали на эк скурсиях в музеях, встречались с ком- позитором-земляком Тихоном Нико лаевичем Хренниковым в Кремлевс ком Дворце съездов, видели его ба лет «Наполеон Бонапарт», в Большом зале Московской государственной консерватории слушали концерт из сочинений Брамса и Чайковского. Со стоялся и творческий отчет стипен диатов: концерт юных музыкантов и выставка художественных работ, ко торые проводились в старинном зда нии Российского фонда культуры. Вы ступления всех молодых липчан и их живописные работы получили высо кую оценку и горячие аплодисменты слушателей. Заключительным большим собы тием пребывания ребят в Москве ста ли торжественная встреча в Минис терстве культуры и вручение им Дип лома стипендиата, которую проводил заместитель министра Вадим Петро вич Демин. Вера НЕМЦЕВА, директор учебно-методического центра по образованию управления культуры областной администрации. И К ОНЦЕРТ, И ЭКЗ А МЕН Последнее выступление липецкого муниципального оркестра народных ин струментов было вдвойне ответственно для его художественного руководителя и главного дирижера О. Федянина. Од новременно это был и его аспирантс кий экзамен. Специально на концерт из Воронежского института искусств при ехал заслуженный артист России, проф ессор Ю.В. Филатов, который познако мился с оркестром, завершающим свой второй сезон, и высоко его оценил, при соединив свои аплодисменты к рукоп лесканию публики, по обыкновению, теп ло встретившей выступление уже люби мого коллектива. Программа концерта включала в себя как уже прочно вошедшие в репертуар оркестра произведения, так и совсем новые. Среди последних — своеобраз ное программное сочинение московско го композитора А. Ларина, сюита «До третьих петухов», которая открывает све жие образы и колориты,знакомит с со временными приемами письма. Испол нение такого произведения — очеред ная, более высокая ступень для нашего оркестра. В остальном программа строилась по уже сложившейся доброй традиции. В концерте приняли участие солисты-ин струменталисты (А. Суворов — домра, лауреат международного конкурса А. Ро- лдугин— баян) и певцы (Ю. Мелехин — тенор, заслуженная артистка России М. Овсянникова — сопрано), а также посто янная ведущая — музыковед А. Загвоз- дкина. Памяти совсем недавно ушедше го музыканта, воспитавшего целую пле яду исполнителей, в том числе и оркес трантов, было посвящено исполнение концерта для домры с оркестром Н. Бу- дашкина. Остается поблагодарить всех музы кантов, а также администрацию ДШИ № 1, предоставляющую весь нынешний сезон зал для репетиций оркестра, где состоялся и его последний концерт. Жаль только, что этот зал маловат, чтобы вмес тить всех, которых уже «завоевал» наш оркестр, по причине чего многие попрос ту не получили приглашения. Все упира ется в средства, потому и нечасты вы ступления коллектива. Приглашаем слу шателей на ближайшее, которое состо ится 14 мая в городском культурно-про светительском центре (бывший кинолек торий) и будет посвящено русскому ро мансу. Елена БОЙКОВА , музы ковед , член Союза композиторов России . • БУНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ- <(0 ПАМЯ ТЬ ТЫ СИЛЬИЕЙ...> \ Традиционные вечера памяти замечательной писательницы начала X IX века Анны Буниной, которые проводят вот уже несколько лет в Чап лыгине, проходили, ка к обычно, под завывание февральских метелей и потрескивание мороз ца. Именно в февральские дни 1774 года и р о дилась она в родовом имении отца, раненбур- гского дворянина и урусовского помещика Пет ра Максимовича Бунина. Сегодняшние ж е чтения запоздали и совпа ли с горячими деньками весенне-полевых р а бот. Но не в датах дело , в памяти. Вот почему нынешний праздник — а он состоялся 2 5 апре ля — прошел талантливо и с выдумкой. В полдень в зале район ного академического вокаль ного ансамбля «Элегия» чап- лыгинцев встретили... ранен- бургские дворяне. А собра лись они по случаю необыч ному — поприветствовать зна менитую стихотворницу, при бывшую сюда из д ал е ко го Санкт-Петербурга, Анну Пет ровну Бунину. Молва далеко идет: известно, что Анна Пет ровна получила высокое при знание в столичной литера турной среде и сам почтенный Гавриил Д е р ж а вин высоко отме тил ее писательс кий дар. Вот и собрался раненбургс- кий бомонд на встречу с ней: посплетничать, послушать зна менитость, заполучить строчки в альбом, собственноручно ею начертанные. А представили этот "кусо чек" давно ушедшей жизни ра ботники районной библиотеки, члены городского литературно го клуба «Росинка» и ансамбль •I «Элегия» под руководством реж иссера Чаплы гинско го народного театра Елены Па хомовой. Звучали стихи Анны Буни ной, литераторов — совре менников поэтессы, песни и романсы. А затем эстафету передали поэтам земли ра- ненбургской, членам клуба «Росинка». Перед собравшимися вы ступил глава районной адми нистрации Николай Климов, благодаря неутомимой энер гии и целеустремленности которого проводятся в рай оне и Бунинские чтения, и делается многое другое для восстановления историчес кой связи времен, истори ческой памяти. А прошлое земли раненбургской бога то и славно делами и подви гами. Гость из Липецка пи сатель Владим ир Петров привез в дар чаплыгинцам свою новую книгу «На пере крестке двух дорог», одна из работ которой как раз пос вящена жизни и творчеству знаменитой землячки, неувя даемой Сафо русской лите ратуры. (С о б . и нф . ) Н а с н и м к а х : с ц е н ы и з т е а т р а л и з о в а н н о г о п р е д с т а в л е н и я «Анн а Б у н и н а в Р а н е н б у р г е » . Ф о т о А л е к с е я Щ У Р О В А . РОКОВОЕ ™ НАСЛЕДСТВО Д в а года назад в ночь с 10 на 11 мая в самом центре Липецка, на улице Советской, был расстрелян автомобиль «мерседес». В шикарной иномарке нашли окровавленный труп Василия Ничипорова, местного «авторитета», извес тного в определенных кругах под кличкой Ничипор. Судя по всему, произошла обычная криминальная разборка, коей вряд ли сегодня удивишь привыкшего ко всему обывателя, в том числе и липецкого. Майское происшествие 1996 года уже стало забываться ^^ как вдруг фамилия Ничипорова вновь прозвучала в милицеиских сводках. Речь шла о сдаче пра воохранительным органам огнестрельного оружия одним из родных «авторитета». Поскольку мини-арсенал был выдан милиции добровольно, дело до уголовного разбирательст ва тогда не дошло, и поэтому до сих пор неизвестно, доста лось ли это оружие в наследство отНичипора или его появ лению предшествовали другие обстоятельства. Но наслед ство оказалось воистину роковым, ибо в конце прошлого года в суде Октябрьского округа и буквально на днях в сте нах областного суда фамилия Ничипорова была упомянута еще не один раз: судили младшего сына покойного «авто ритета», Игоря, вместе с группой подельников за вымога тельство. ПИЛИ, ЕЛИ, ВЕСЕЛИЛИСЬ... в марте 1994 года в одном из городских баров Игорь Ни- чипоров отобрал немецкий газовый пистолет «РЭК» у лип чанина Подметкина (фамилия изменена). Пистолет был за регистрирован, и владелец обратился в милицию. Стра жи порядка по неизвестным причинам всерьез это проис шествие не восприняли и ни каких действий по возвраще нию оружия не предприняли. Пистолет Подметкину вернул некто Б. Отдал ли его Ничипо- ров Сам, через третье лицо, или были в таком поступке иные мотивы — судить слож но, так как Б. уже нет в живых. Следующая встреча Под меткина с Ничипоровым про изошла все в том же баре. Ничипоров подошел к нему со своим приятелем и потребо вал пять тысяч долларов «за моральный ущерб». Не понра вилось ему то, что Подметкин обратился из-за отобранного пистолета в милицию. Подмет кин легкомысленно заметил, что вроде бы никому ничего не должен. Ничипоров неожидан но ударил ослушника в лицо, а стоявший рядом дружок по казал ему взглядом на со бственный пояс, где под сви тером находился предмет, явно похожий на оружие, и прошипел, что за Ничипора любому горло перегрызет. Подметкин понял, что дело не шуточное, и кинулся бежать. Добежал он только до стойки бара.. Его догнали, сказали, что не надо устраивать кон церт, отвели на кухню, заста вили умыться и дали выпить водки. Затем Подметкина усади ли в «Жигули» Ничипорова и долго возили по городу. Тре бовали заехать к каким-либо знаЙ% 1 ым и одолжить нужную сум»1у'. ГЧодметкин угиэрно от казывался занимать деньги , но в конце концов, чтобы изба виться от вымогателей, решил отдать им золо '^ю цепочку якобы в счет требуемой сум мы. НЕ ПРОДАЕТСЯ ИНОМАРКА, НО МОЖНО ПОШЛИНУ СКОСТИТЬ Но «откуп» золотой цепоч кой вымогателей не удовлет ворил. Они потребовали у Подметкина ключи и техпас порт от иномарки «Олдс-мо- биль», машины престижной, даже по американским мер кам. Подметкину под угрозой расправы пришлось подчи ниться. Недели через две на ули це Космонавтов он встретил Ничипорова с двумя приятеля ми. Подметкин поинтересо вался, когда ему вернут маши ну. Вместо ответа его затол кали в машину и повезли к нему на квартиру. Здесь вы могатели окончательно сфор мулировали свои требования: переоформить документы на владение автомобилем на од ного из друзей Ничипорова. Чтобы как-то потянуть время, Подметкин сказал, будто бы документы у него украли, а дубликаты находятся у ро дственницы в Ливнах. 10 ян варя Ничипоров с компанией опять приехали к нему на квар тиру и заявили, что завтра они повезут его в Ливны. 11 янва ря в Ливнах машину пере оформили, как и требовал Ни чипоров, но вместо докумен та о продаже вымогатели предпочли оформить гене ральную доверенность, дабы заплатить государству пошли ну поменьше. То, что Подметкин обра тился за помощью в милицию только спустя несколько меся цев, вполне объяснимо, ему было прекрасно известно, что отец Ничипорова — липецкий криминальный «авторитет». Это объяснение нашло свое отражение в уголовном деле. Ну а когда Василий Ничипоров был убит, решился-таки Под меткин привлечь к уголовной ответственности его сына Иго ря, а вместе с ним и его чет верых дружков. ПАРИКМАХЕР ИЗМЕНИЛ ПОКАЗАНИЯ Во время следствия по это му делу возник еще один не приятный для подсудимых эпизод. В милицию обратил ся некто Павлов (фамилия из менена), работавший парик махером. От него поступило заявление о том, что 30 марта 1996 года все те же вымога тели его насильно посф^или по в тот самый «Олдс-мобиль», отвезли в лес у поселка ЛТЗ, стали избивать и требовать 10 тысяч долларов. Когда Павлод.., сказал, чт 2 д;_негд таких д енщ ^ нет, ему на шею'накинули в ^ ревочную петлю и пригрози ли отрубить пальцы. Затем Павлову надели на голову ме шок, чтобы он не запомнил до роги, привезли в частный дом в районе Сокола и, угрожая расправой, назначили срок от дачи денег. Найди этот эпизод подтверждение в ходе судеб ного разбирательства, пре ступники бы понесли более су ровое наказание. Однако на суде Павлов отказался от пре жних своих показаний, дес кать, оговорил подсудимых из- за собственного страха. Тем не менее, собранных следствием доказательств по вымогательству иномарки вполне хватило, чтобы окруж ной суд смог отправить Игоря Ничипорова на три года в ко лонию общего режима, с кон фискацией имущества. Его подельники получили от полу тора до двух с половиной лет лишения свободы с конфиска цией имущества. Областной суд оставил это решение в силе. Андрей ТВЕРСКОЙ. ПОКУПА ГЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ и НА ПАКЕТАХ ИОЖНО ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ До недавнего времени работники торговли получали неплохие барыши, навязывая покупателю «в нагрузку» к развесным продо вольственным товарам полиэтиленовые пакетики копеек этак подвад цать. А как, в самом деле, откажешься от этой «услуги»? Ведь без обертки ни конфеты, ни мармелад, ни тем более соленую рыбу до мой не донесешь! Так что, хочешь—не хочешь, а за пакетик плати! Однако новые правила торговли, принятые Правительством РФ в январе 1998 года, положили конец этому беззаконию. В тридцать пятом пункте данного документа четко сказано: развесные продо вольственные товары передаются покупателю в упакованном виде. Причем обертка должна соответствовать ГОСТу, а взимать за нее дополнительную плату категорически запрещается. Как же повели себя в тдкой ситуации работники прилавка? Они просто дружно сделали вид, что никакого 35-го пункта не существу ет. Попробуй-ка докажи свои права! Однако такое положение дел не могло устроить управление Гос торгинспекции по Липецкой области. И на предприятиях торговли были проведены проверки на предмет взимания за обертку допол нительной платы. Количество выявленных нарушений превзошло все ожидания проверяющих. Вот лишь несколько адресов, где продавцы беззастенчиво обманывали покупателей: магазин № 3 Липецкого горкоопторга (директор —В. Лесных), торговая точка на Централь ном рынке от ООО «Ника» (директор —Г. Горяйнова), магазин ТОО N9 127 «Продукты», торговая точка на Центральном рынке от загото вительной конторы Усманского райпо, магазин «Спартак» ТОО «15 лет Октября», павильон № 2245 «Колбасы —Сыры» ИЧП «Успех» и многие другие. Конечно же, одним лишь взиманием дополнительной платы за обертку нарушения правил торговли не исчерпываются. Много пре тензий имеет Госторгинспекция и к реализации хлебобулочных из делий мелкорозничными предприятиями. К примеру, в киоске час тного предпринимателя А. Сорокиной, а также в тонаре ТОО «Курс» отсутствовала информация об изготовителе и поставщике, сроках реализации, энергетической и пищевой ценности продуктов; хлеб по просьбе покупателей не разрезали на части. За три месяца, с февраля по апрель, управлением Госторгин спекции выявлено свыше 15(3 предприятий, нарушающих правила торговли. На всех виновных согласно 146-й статье Кодекса об адми нистративных правонарушениях наложен штраф в размере от 250 до 4200 деноминированных рублей. По словам начальника управления Госторгинспекции Марии Рыж ковой, проверки соблюдения правил торговли будут продолжены. Покупателям же, в свою очередь, необходимо сообщать о всех на рушениях в Госторгинспекцию по телефону 2 6 - 4 2 - 0 0 . Только так, совместными усилиями, можно добиться безусловного выполнения правил торговли предприятиями всех форм собственности. С е р ге й КИБАЛЬНИЧЕНКО . .с»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz