Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 1998 г. (г. Липецк)

ЖИПЕЦКАЯ • ' Ж г а з е т а I Р о д и о н Щ Е Д Р И Н : I» т , и » ш дн ы й ч е 1 Ю 1 !ЕК| Родиона Щ едр и н а знает весь мир . И не только к а к муж а несравнен ­ ной балерины М а й и Плисецкой . Он — один и з самых знаменитых ком ­ позиторов планеты. Когда в д е к а б р е прошлого года у нас в России , ср а зу в нескольких городах, включая Москву , прошли фестивали в честь его 65-летия, это имело всеобщ ий и оглушительный резонанс . А в общ ении Родион Константинович — очень простой и доступный человек . Бер лине. Мы только сейчас выпу­ тываемся из идиотских догм, которые в нас вбили. «Не живи за границей». Да мне там лучше жить. У меня сей­ час там издатель. Я никак не хочу расставаться со своей Родиной. Это — моя страна, мой язык, моя культура. Здесь мои близкие, мои друзья. Не приковывать же меня цепями. Чтобы я зани­ мался своим делом, мне сей­ час сподручнее находиться там. — Вы меня извините, но мой вопрос был совсем не об этом. Я не упрекаю вас. Вы композитор мирового клас­ са и вправе сами решать, где жить. Пушкин мечтал об этом, а у вас получилось. Я спрашиваю вас как худож­ ника: чем наполняется ваша душа, когда теперь перед вами весь мир? — Лучше Пушкина не скажешь: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Вот к этому покою и воле я сейчас немножко и приобща­ юсь. Это меня вдохновляет. —А почему, собственно, Мюнхен, а, скажем, не Па­ риж? — Во-первых, судьба. А во-вторых, там находится ТЕМА — общество по защи­ те прав композиторов. У нас здесь это делает ВААК. Он защищает писателей, уче­ ных, композиторов. А там — только композиторов. Я был первым из русских, кого они приняли туда в 1990 году. У нас в ВААКе сидят милые и славные люди. Они делают больше того, что можно сде­ лать на нашем бескомпь­ ютерном уровне. Но ТЕМА действительно защищает мои права. Самым строжай­ шим образом. Я очень рад, что вошел в это общество. Даже если где-нибудь в Ан­ тарктике пингвины сыграли три ноты, похожие на мои, оно тут же запрашивает меня официально: «Эти три ноты написали вы или не вы?» Отвечаешь: «Я». — «Что ж, тогда получите свои 15 пфен­ нигов». ВААК по-прежнему за ­ щищает мои права. Но толь­ ко — в России, а не в запад- ^НОм мире. Я им написал ‘-пйёьмО‘:‘‘^*»К''йШ!а'леяй;й), вы 1 Я»вите рыбу рваной сетью». Они действительно хотят тебя защитить. Но не могут это сделать. Издатели — это юристы высочайшей квали­ фикации. Они знают миро- 8 м а я 1 9 9 8 г . , № 9 3 - 9 4 ( 2 0 7 2 1 - 2 0 7 2 2 ) —Музыка —лишь малая часть нашего бытия. Мы, му­ зыканты, считаем: очень важ­ ная, — говорит композитор. — Но мир тем и могуч, что каждый из нас составляет то целое, в чем мы все сущес­ твуем. —А какое место в вашем творчестве занимает лю ­ бовь? — Я думаю, только две вещи в жизни действительно стоят большого. Это —искус­ ство и любовь. Счастлив тот, кто их знает. Не обязательно писать ро­ маны или стихи, рисовать картины. Хорошо уже хотя бы понимать. Испытывать откровение от общения с ис­ кусством. Человек, который помог мне недавно провести фестиваль в России, ужасно любит музыку Вагнера. И я ее ужасно люблю. Мы нашли общий язык. Любить Вагне­ ра— это уже познание искус­ ства. Или Бетховена и Чай­ ковского. Ну, а сама по себе любовь и вовсе преображает все жи­ вое. Это — смысл бытия. Я могу сказать, что я — счас­ тливый человек. Я испытал это чувство. Наши официаль­ ные отношения с Майей Ми­ хайловной подходят к цифре 40. Если доживем, это будет в октябре. 40 лет любви, а не только совместной жизни. — Ну. а если бы вам не посчастливилось встретить Плисецкую? Какие женщи­ ны вам нравятся? Кого бы вы выдали? — Думаю, я продолжал . бы искать ее все эти 40 лет. — Вы — композитор рус­ ский, российский. А живете сейчас в двух мирах — не­ множко здесь, а в основном — за границей. Как в связи с этим твор­ ческое самочувствие? Как преломляются столь разные «орби­ ты» в вашей душе и к ак вдохновляю т вас? — Это — серьез­ ная тема. Момент уп­ река... Я слышу его не только в отноше­ нии себя. Вот, мол, в тяжелое для страны время вы уехали, так сказать, за сладкими кренделями... А я какую-то часть своего времени провожу в Мюнхене не потому, что там са­ мое лучшее в мире пиво и необыкновен­ но чистый , зеленый, опрят­ ный город. Просто там я живу полной профессио­ нальной жизнью. Она — трудная. Гораздо труднее, чем была здесь. Здесь я всег­ да находил время посидеть на кухне. Приходили друзья. Мы засиживались до глубокой ночи, о чем-то судачили, кого-то ругали, кого-то превозносили. А там на такого рода посиделки даже времени нет. Очень много заказов. И я этому рад. Моя профессиональная жизнь дает возможность прокормить себя. Здесь же этого не было. Бытовые неурядицы подве­ ли нас к тому, что надо либо какой-то бизнес открывать, либо входить в какие-то ак ­ ционерные общества. Про­ сто —чтобы жить. Ведь все деньги, которые мы зарабо­ тали за свою жизнь, превра­ тились в воздух. А все мы люди. Нужно идти в булоч­ ную, платить за свет, за машину и прочее. Я думаю, вы это понимаете. Если по­ добных неудобств не сущес­ твует, это помогает тебе со­ средоточиться на своем деле, не отвлекает. — И много выгодных предложений? —Ну я, например, счас­ тлив, что с 1993 года под­ писал эксклюзивный кон­ тракт с издательством «Шот». Это — самое авто­ ритетное в мире музыкаль­ ное издательство. Издатель­ ство Бетховена, Вагнера... Недавно оно отметило свои 225 лет. Там очень придир­ чивы к заключению такого рода контрактов. Я — 22-й композитор у них из числа ныне живущих. ^ Все произведения, кото­ рые пишу, я должен теперь предоставлять им, что и де­ лаю с удовольствием. Они их все печатают. Причем, дела­ ют это исключительно хоро­ шо. На бланках издательст­ ва значатся Париж, Лондон, Нью-Йорк, Токио, Пекин, Торонто. То есть имеет ко­ лоссальную дистрибуцию. Ноты не лежат. Для компо­ зитора это предельно важно. С этим не сравнится даже наше старое доброе издатель­ ство «Сикорские» (Гамбург), к которому были приписаны, так сказать, с рождения все советские композиторы. Оно делает много полезного. Но вот, скажем, я получаю от них корректуру. Маленькая пьеса, 17 страниц. И на этих 17-ти страницах я выправ­ ляю 133 ошибки. А из «Шота» приходит большая корректура, скажем 90 стра­ ниц, и всего... 4 ошибки. Вот вам, пусть малень­ кое, доказательство, что труд свой я вкладываю более по­ лезно. А в России сейчас — вре­ мя предприимчивых людей. Я, к сожалению, по своей биологии и складу характе­ ра к таким причислить себя не могу. Здесь мне было трудно. Трудно было Майе Михайловне. Не говоря об обидах, которые были ей на­ несены и которые ранили меня не меньше, чем ее, — О каких обидах речь? — Ну вот был в Минис­ терстве культуры СССР стро­ гий закон «90 дней!». То есть артист, художник, компози­ тор могли провести за рубе­ жом не более 90 дней. За этим строго следили. Если были какие-то исключения, чуть больше получалось, на­ пример, у Рихтера, Ойстра- ха, Гиллельса, то запраши­ вали отдел культуры ЦК, международный отдел. А вот на Майю Михайлов­ ну это не распространялось. 90 дней для нее был щ)очный «лимит» и ни дня больше. Но ведь это противоестес­ твенно. Абсолютная чушь. Ну что сделали бы с Гоголем, который так славно писал «Мертвые души» в Риме? Или с Чайковским, который создавал «Пиковую даму» во Флоренции? Им так хорошо ■работалось-. Что сделалимб», немцы с Генделем, который свои последние 20 лет про­ жил в Англии? А вспомните Глинку. Он несколько лет жил в Испании, а умер в вые законы. Знают, где же­ невский суд, где страсбургс­ кий, и всегда, извините за выражение, облапошат кого угодно и как угодно. Вот почему — Мюнхен. Это — моя финансовая база. Получается, с одной сторо­ ны — судьба, а с другой — разум. — Почему свое 65-летие вы отметили концертами не только в Москве и Санкт- Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, в Самаре? — Были предложения и от других городов — Крас­ ноярска, Новосибирска. Но это не укладывалось в рам­ ки программы. Госконцерт и так совершил чудо, расписав такую «сетку» выступлений. А что касается Горького, то я там много-много раз бывал. Это город очень му­ зыкальный. Там многие на­ чинали дирижировать — Слава Ростропович, Спива­ ков... У меня дружеские от­ ношения с тамошним быв­ шим главным дирижером Виталием Борисовичем Гус­ маном. В Самаре же в конце 1941 года я был в эвакуации. — Наверное, там учи­ лись? — Нет, я просто попал туда вместе с матерью. Ее брат был туда эвакуирован, и он, помимо семьи, взял с собой нас. Там впервые в своей жизни я испытал на­ стоящий голод. Помню, как в декабре 41-го года, после всех сложностей, бомбежек и далее, я просто ходил по заснеженным полям и пы­ тался найти хотя бы одну за­ мерзшую картофелину. Потом, в 42-м, туда при­ ехал мой отец. Он был в ополчении. Шостакович тог­ да руководил в Куйбышеве Союзом композиторов, а отец был у него секретарем. Он устроил на работу и мать. В гардероб Большого театра. Можно было получать хоть какую-то карточку на пита­ ние. Мать сидела и смотре­ ла, чтобы не украли костюм какой-нибудь принцессы Авроры. Для меня это тоже было важно. Я имел возможность посещать театр, концертный зал. Я был, кстати, и на зна­ менитой премьере седьмой симфонии Шостаковича в Куйбышеве. Помню адрес, где это было: Красноармейс­ кая улица, дом 43. Это —не ностальгия. Это кусок жизни, который я не забуду никогда, до самой своей смерти. — Сами вы никогда не дирижировали? —Дирижировал. Я окон­ чил хоровое училище с дип­ ломом дирижера хора. Дири­ жировал даже в Большом театре. Но, думаю, у меня к этому нет призвания и я на­ шел в себе силы этим не за- никатЙ(?я. Это — специаль­ ная и'ючень редкая профес­ сия. — Говорят, вершинное ваше произведение — опе­ ра «Лолитта». Но в России оно не известно. Мы даже не С О Б Е С Е ДШ К « Л П знаем, кто автор либретто? Кто пел? И почему эта опе­ ра идет в Стокгольме? —Спасибо за вопрос. Ну, во-первых, опера действи­ тельно очень большая. Поч­ ти, как у Вагнера. Три с лиш­ ним часа. Сочинение очень значительное для моей твор­ ческой судьбы. Премьера действительно состоялась в Стокгольме, на шведском языке. Хотя писал я ее по- русски. Но она очень хоро­ шо была переведена. Не из­ менено ничего. Сохранен весь ритм. И так гладко она пелась, что мне начинало казаться: именно так я ее и написал. Тем более, что я хорошо знаю шведский. Постановка эта прошла 20 раз. В Королевской опе­ ре. Она немножко напомина­ ет нашу Мариинку. Там очень хорошая акустика. Музыкальным руководите­ лем и дирижером был Слава Ростропович. Вел первые 12 спектаклей. Остальные — финский дирижер. Ростропо­ вич же находился в Сток­ гольме месяц и 15 дней. Го­ ворит: «Ты знаешь, я в своей жизни так долго на одном месте никогда не был». Ра­ ботал он просто необыкно­ венно. Почему именно — Сток­ гольм? Из-за авторского пра­ ва. Ростропович отдал свои права Голливуду. В контрак­ те было сказано, что до мар­ та 1998 года нельзя играть ни драматические спектак­ ли, ни оперы, ничего. Кро­ ме, естественно, самого Гол­ ливуда. Но он добился, что­ бы все-таки выступить. Ус­ ловие было одно — язык, на котором зазвучит опера, не должен по населению превы­ шать 10 миллионов человек. Таким языком оказался шведский. — Родион Константино­ вич, известна фраза про «дым Отечества, что сладок и приятен». А вот у вас ка ­ кая часть больше — слад­ кая и приятная или горь­ кая? И чего больше ждете впереди? — Какие сегодня хоро­ шие вопросы. Поэтому я и велеречивый, а? Но лучше наших великих поэтов все равно не скажешь. Действи­ тельно, что-то тебя раздра­ жает и бесит, когда идешь, например, по неочищенному льду или в грязь по Москве. Но в то же время дым Оте­ чества и впрямь «сладок и приятен». Родная земля. Ро­ дная страна. Что тут гово­ рить? Что касается будущего, то только один Господь зна­ ет, сколько еще отпущено? Я живу, как западный чело­ век. Планы у меня уже на 2002 год. Я знаю на каждое число, что и . где я должен делать. ..... Юрий ДЮКАРЕВ, обозреватель «Липецкой газеты». г. Москва. • н а и н а ш и х 3 ' ЗВ АНИЕ «СТИ ПЕНД ИАТ » - ПОД ТВЕРЖД ЕНО В Москве состоялась очередная встреча стипендиатов Министерства культуры Российской Федерации «Юные дарования». Приглашались 30 представителей из Пензенской, Самар­ ской, Челябинской, Липецкой облас­ тей, республики Адыгея. В составе нашей делегации было девять одарен­ ных ребят, учащихся музыкальных и художественных школ, которым в 1997-98 учебном году была назначена стипендия министерства, их препо­ даватели и концертмейстеры. В числе юных дарований оказались Володя Гожин (школа искусств № 3 г. Ельца) и Вася Мязин (первая худо­ жественная школа г. Липецка); из му­ зыкантов — аккордеонистка Олеся Сусло и флейтист Владимир Тимофе­ ев (училище им. К.Н. Игумнова), юный балалаечник из школы искусств № 4 г. Липецка Женя Щедрин, бая­ нист областной специальной школы искусств Антон Королев и, конечно, Антон Жуков (класс балалайки ОСШИ), пианисты Сергей Басукинс- кий и Анна Коржавина. Сергей и Аня — также бывшие питомцы областной специальной школы, а сегодня про­ должают учебу в столице. Программа пребывания в столице была очень интересной и насыщенной. Все стипендиаты стали участниками мастер-классов по своим специальнос­ тям. Занятия проводили ведущие пе­ дагоги московских вузов и училищ. Кроме того, ребята побывали на эк­ скурсиях в музеях, встречались с ком- позитором-земляком Тихоном Нико­ лаевичем Хренниковым в Кремлевс­ ком Дворце съездов, видели его ба­ лет «Наполеон Бонапарт», в Большом зале Московской государственной консерватории слушали концерт из сочинений Брамса и Чайковского. Со­ стоялся и творческий отчет стипен­ диатов: концерт юных музыкантов и выставка художественных работ, ко­ торые проводились в старинном зда­ нии Российского фонда культуры. Вы­ ступления всех молодых липчан и их живописные работы получили высо­ кую оценку и горячие аплодисменты слушателей. Заключительным большим собы­ тием пребывания ребят в Москве ста­ ли торжественная встреча в Минис­ терстве культуры и вручение им Дип­ лома стипендиата, которую проводил заместитель министра Вадим Петро­ вич Демин. Вера НЕМЦЕВА, директор учебно-методического центра по образованию управления культуры областной администрации. И К ОНЦЕРТ, И ЭКЗ А МЕН Последнее выступление липецкого муниципального оркестра народных ин ­ струментов было вдвойне ответственно для его художественного руководителя и главного дирижера О. Федянина. Од­ новременно это был и его аспирантс ­ кий экзамен. Специально на концерт из Воронежского института искусств при ­ ехал заслуженный артист России, проф­ ессор Ю.В. Филатов, который познако­ мился с оркестром, завершающим свой второй сезон, и высоко его оценил, при­ соединив свои аплодисменты к рукоп ­ лесканию публики, по обыкновению, теп­ ло встретившей выступление уже люби­ мого коллектива. Программа концерта включала в себя как уже прочно вошедшие в репертуар оркестра произведения, так и совсем новые. Среди последних — своеобраз ­ ное программное сочинение московско­ го композитора А. Ларина, сюита «До третьих петухов», которая открывает све­ жие образы и колориты,знакомит с со ­ временными приемами письма. Испол­ нение такого произведения — очеред­ ная, более высокая ступень для нашего оркестра. В остальном программа строилась по уже сложившейся доброй традиции. В концерте приняли участие солисты-ин­ струменталисты (А. Суворов — домра, лауреат международного конкурса А. Ро- лдугин— баян) и певцы (Ю. Мелехин — тенор, заслуженная артистка России М. Овсянникова — сопрано), а также посто­ янная ведущая — музыковед А. Загвоз- дкина. Памяти совсем недавно ушедше­ го музыканта, воспитавшего целую пле­ яду исполнителей, в том числе и оркес ­ трантов, было посвящено исполнение концерта для домры с оркестром Н. Бу- дашкина. Остается поблагодарить всех музы­ кантов, а также администрацию ДШИ № 1, предоставляющую весь нынешний сезон зал для репетиций оркестра, где состоялся и его последний концерт. Жаль только, что этот зал маловат, чтобы вмес­ тить всех, которых уже «завоевал» наш оркестр, по причине чего многие попрос­ ту не получили приглашения. Все упира­ ется в средства, потому и нечасты вы­ ступления коллектива. Приглашаем слу­ шателей на ближайшее, которое состо ­ ится 14 мая в городском культурно-про­ светительском центре (бывший кинолек­ торий) и будет посвящено русскому ро ­ мансу. Елена БОЙКОВА , музы ковед , член Союза композиторов России . • БУНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ- <(0 ПАМЯ ТЬ ТЫ СИЛЬИЕЙ...> \ Традиционные вечера памяти замечательной писательницы начала X IX века Анны Буниной, которые проводят вот уже несколько лет в Чап ­ лыгине, проходили, ка к обычно, под завывание февральских метелей и потрескивание мороз ­ ца. Именно в февральские дни 1774 года и р о ­ дилась она в родовом имении отца, раненбур- гского дворянина и урусовского помещика Пет­ ра Максимовича Бунина. Сегодняшние ж е чтения запоздали и совпа ­ ли с горячими деньками весенне-полевых р а ­ бот. Но не в датах дело , в памяти. Вот почему нынешний праздник — а он состоялся 2 5 апре ­ ля — прошел талантливо и с выдумкой. В полдень в зале район ­ ного академического вокаль ­ ного ансамбля «Элегия» чап- лыгинцев встретили... ранен- бургские дворяне. А собра ­ лись они по случаю необыч ­ ному — поприветствовать зна ­ менитую стихотворницу, при ­ бывшую сюда из д ал е ко го Санкт-Петербурга, Анну Пет­ ровну Бунину. Молва далеко идет: известно, что Анна Пет­ ровна получила высокое при ­ знание в столичной литера ­ турной среде и сам почтенный Гавриил Д е р ж а ­ вин высоко отме ­ тил ее писательс ­ кий дар. Вот и собрался раненбургс- кий бомонд на встречу с ней: посплетничать, послушать зна ­ менитость, заполучить строчки в альбом, собственноручно ею начертанные. А представили этот "кусо ­ чек" давно ушедшей жизни ра ­ ботники районной библиотеки, члены городского литературно ­ го клуба «Росинка» и ансамбль •I «Элегия» под руководством реж иссера Чаплы гинско го народного театра Елены Па­ хомовой. Звучали стихи Анны Буни­ ной, литераторов — совре ­ менников поэтессы, песни и романсы. А затем эстафету передали поэтам земли ра- ненбургской, членам клуба «Росинка». Перед собравшимися вы­ ступил глава районной адми ­ нистрации Николай Климов, благодаря неутомимой энер ­ гии и целеустремленности которого проводятся в рай ­ оне и Бунинские чтения, и делается многое другое для восстановления историчес ­ кой связи времен, истори ­ ческой памяти. А прошлое земли раненбургской бога ­ то и славно делами и подви ­ гами. Гость из Липецка пи ­ сатель Владим ир Петров привез в дар чаплыгинцам свою новую книгу «На пере ­ крестке двух дорог», одна из работ которой как раз пос ­ вящена жизни и творчеству знаменитой землячки, неувя­ даемой Сафо русской лите ­ ратуры. (С о б . и нф . ) Н а с н и м к а х : с ц е н ы и з т е а т р а л и з о в а н н о г о п р е д ­ с т а в л е н и я «Анн а Б у н и н а в Р а н е н б у р г е » . Ф о т о А л е к с е я Щ У Р О В А . РОКОВОЕ ™ НАСЛЕДСТВО Д в а года назад в ночь с 10 на 11 мая в самом центре Липецка, на улице Советской, был расстрелян автомобиль «мерседес». В шикарной иномарке нашли окровавленный труп Василия Ничипорова, местного «авторитета», извес ­ тного в определенных кругах под кличкой Ничипор. Судя по всему, произошла обычная криминальная разборка, коей вряд ли сегодня удивишь привыкшего ко всему обывателя, в том числе и липецкого. Майское происшествие 1996 года уже стало забываться ^^ как вдруг фамилия Ничипорова вновь прозвучала в милицеиских сводках. Речь шла о сдаче пра­ воохранительным органам огнестрельного оружия одним из родных «авторитета». Поскольку мини-арсенал был выдан милиции добровольно, дело до уголовного разбирательст­ ва тогда не дошло, и поэтому до сих пор неизвестно, доста­ лось ли это оружие в наследство отНичипора или его появ­ лению предшествовали другие обстоятельства. Но наслед­ ство оказалось воистину роковым, ибо в конце прошлого года в суде Октябрьского округа и буквально на днях в сте­ нах областного суда фамилия Ничипорова была упомянута еще не один раз: судили младшего сына покойного «авто­ ритета», Игоря, вместе с группой подельников за вымога­ тельство. ПИЛИ, ЕЛИ, ВЕСЕЛИЛИСЬ... в марте 1994 года в одном из городских баров Игорь Ни- чипоров отобрал немецкий газовый пистолет «РЭК» у лип­ чанина Подметкина (фамилия изменена). Пистолет был за ­ регистрирован, и владелец обратился в милицию. Стра­ жи порядка по неизвестным причинам всерьез это проис ­ шествие не восприняли и ни ­ каких действий по возвраще­ нию оружия не предприняли. Пистолет Подметкину вернул некто Б. Отдал ли его Ничипо- ров Сам, через третье лицо, или были в таком поступке иные мотивы — судить слож­ но, так как Б. уже нет в живых. Следующая встреча Под­ меткина с Ничипоровым про­ изошла все в том же баре. Ничипоров подошел к нему со своим приятелем и потребо­ вал пять тысяч долларов «за моральный ущерб». Не понра­ вилось ему то, что Подметкин обратился из-за отобранного пистолета в милицию. Подмет­ кин легкомысленно заметил, что вроде бы никому ничего не должен. Ничипоров неожидан­ но ударил ослушника в лицо, а стоявший рядом дружок по­ казал ему взглядом на со ­ бственный пояс, где под сви ­ тером находился предмет, явно похожий на оружие, и прошипел, что за Ничипора любому горло перегрызет. Подметкин понял, что дело не шуточное, и кинулся бежать. Добежал он только до стойки бара.. Его догнали, сказали, что не надо устраивать кон ­ церт, отвели на кухню, заста­ вили умыться и дали выпить водки. Затем Подметкина усади­ ли в «Жигули» Ничипорова и долго возили по городу. Тре­ бовали заехать к каким-либо знаЙ% 1 ым и одолжить нужную сум»1у'. ГЧодметкин угиэрно от ­ казывался занимать деньги , но в конце концов, чтобы изба­ виться от вымогателей, решил отдать им золо '^ю цепочку якобы в счет требуемой сум­ мы. НЕ ПРОДАЕТСЯ ИНОМАРКА, НО МОЖНО ПОШЛИНУ СКОСТИТЬ Но «откуп» золотой цепоч­ кой вымогателей не удовлет­ ворил. Они потребовали у Подметкина ключи и техпас­ порт от иномарки «Олдс-мо- биль», машины престижной, даже по американским мер­ кам. Подметкину под угрозой расправы пришлось подчи ­ ниться. Недели через две на ули­ це Космонавтов он встретил Ничипорова с двумя приятеля­ ми. Подметкин поинтересо ­ вался, когда ему вернут маши­ ну. Вместо ответа его затол­ кали в машину и повезли к нему на квартиру. Здесь вы­ могатели окончательно сфор­ мулировали свои требования: переоформить документы на владение автомобилем на од­ ного из друзей Ничипорова. Чтобы как-то потянуть время, Подметкин сказал, будто бы документы у него украли, а дубликаты находятся у ро ­ дственницы в Ливнах. 10 ян­ варя Ничипоров с компанией опять приехали к нему на квар­ тиру и заявили, что завтра они повезут его в Ливны. 11 янва­ ря в Ливнах машину пере ­ оформили, как и требовал Ни­ чипоров, но вместо докумен­ та о продаже вымогатели предпочли оформить гене ­ ральную доверенность, дабы заплатить государству пошли­ ну поменьше. То, что Подметкин обра ­ тился за помощью в милицию только спустя несколько меся­ цев, вполне объяснимо, ему было прекрасно известно, что отец Ничипорова — липецкий криминальный «авторитет». Это объяснение нашло свое отражение в уголовном деле. Ну а когда Василий Ничипоров был убит, решился-таки Под­ меткин привлечь к уголовной ответственности его сына Иго­ ря, а вместе с ним и его чет­ верых дружков. ПАРИКМАХЕР ИЗМЕНИЛ ПОКАЗАНИЯ Во время следствия по это­ му делу возник еще один не­ приятный для подсудимых эпизод. В милицию обратил­ ся некто Павлов (фамилия из ­ менена), работавший парик­ махером. От него поступило заявление о том, что 30 марта 1996 года все те же вымога­ тели его насильно посф^или по в тот самый «Олдс-мобиль», отвезли в лес у поселка ЛТЗ, стали избивать и требовать 10 тысяч долларов. Когда Павлод.., сказал, чт 2 д;_негд таких д енщ ^ нет, ему на шею'накинули в ^ ревочную петлю и пригрози ­ ли отрубить пальцы. Затем Павлову надели на голову ме­ шок, чтобы он не запомнил до ­ роги, привезли в частный дом в районе Сокола и, угрожая расправой, назначили срок от­ дачи денег. Найди этот эпизод подтверждение в ходе судеб­ ного разбирательства, пре ­ ступники бы понесли более су­ ровое наказание. Однако на суде Павлов отказался от пре­ жних своих показаний, дес ­ кать, оговорил подсудимых из- за собственного страха. Тем не менее, собранных следствием доказательств по вымогательству иномарки вполне хватило, чтобы окруж­ ной суд смог отправить Игоря Ничипорова на три года в ко ­ лонию общего режима, с кон­ фискацией имущества. Его подельники получили от полу­ тора до двух с половиной лет лишения свободы с конфиска­ цией имущества. Областной суд оставил это решение в силе. Андрей ТВЕРСКОЙ. ПОКУПА ГЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ и НА ПАКЕТАХ ИОЖНО ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ До недавнего времени работники торговли получали неплохие барыши, навязывая покупателю «в нагрузку» к развесным продо­ вольственным товарам полиэтиленовые пакетики копеек этак подвад­ цать. А как, в самом деле, откажешься от этой «услуги»? Ведь без обертки ни конфеты, ни мармелад, ни тем более соленую рыбу до­ мой не донесешь! Так что, хочешь—не хочешь, а за пакетик плати! Однако новые правила торговли, принятые Правительством РФ в январе 1998 года, положили конец этому беззаконию. В тридцать пятом пункте данного документа четко сказано: развесные продо­ вольственные товары передаются покупателю в упакованном виде. Причем обертка должна соответствовать ГОСТу, а взимать за нее дополнительную плату категорически запрещается. Как же повели себя в тдкой ситуации работники прилавка? Они просто дружно сделали вид, что никакого 35-го пункта не существу­ ет. Попробуй-ка докажи свои права! Однако такое положение дел не могло устроить управление Гос­ торгинспекции по Липецкой области. И на предприятиях торговли были проведены проверки на предмет взимания за обертку допол­ нительной платы. Количество выявленных нарушений превзошло все ожидания проверяющих. Вот лишь несколько адресов, где продавцы беззастенчиво обманывали покупателей: магазин № 3 Липецкого горкоопторга (директор —В. Лесных), торговая точка на Централь­ ном рынке от ООО «Ника» (директор —Г. Горяйнова), магазин ТОО N9 127 «Продукты», торговая точка на Центральном рынке от загото­ вительной конторы Усманского райпо, магазин «Спартак» ТОО «15 лет Октября», павильон № 2245 «Колбасы —Сыры» ИЧП «Успех» и многие другие. Конечно же, одним лишь взиманием дополнительной платы за обертку нарушения правил торговли не исчерпываются. Много пре­ тензий имеет Госторгинспекция и к реализации хлебобулочных из­ делий мелкорозничными предприятиями. К примеру, в киоске час­ тного предпринимателя А. Сорокиной, а также в тонаре ТОО «Курс» отсутствовала информация об изготовителе и поставщике, сроках реализации, энергетической и пищевой ценности продуктов; хлеб по просьбе покупателей не разрезали на части. За три месяца, с февраля по апрель, управлением Госторгин­ спекции выявлено свыше 15(3 предприятий, нарушающих правила торговли. На всех виновных согласно 146-й статье Кодекса об адми­ нистративных правонарушениях наложен штраф в размере от 250 до 4200 деноминированных рублей. По словам начальника управления Госторгинспекции Марии Рыж­ ковой, проверки соблюдения правил торговли будут продолжены. Покупателям же, в свою очередь, необходимо сообщать о всех на­ рушениях в Госторгинспекцию по телефону 2 6 - 4 2 - 0 0 . Только так, совместными усилиями, можно добиться безусловного выполнения правил торговли предприятиями всех форм собственности. С е р ге й КИБАЛЬНИЧЕНКО . .с»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz